2 космонавта в космосе. Первые советские космонавты

Людей, отдавших свою жизнь во благо мирового прогресса в сфере освоения космоса всего около 20 человек, сегодня мы о них и расскажем.

Их имена увековечены в пепле космического хроноса, выжжены в атмосферной памяти вселенной навсегда, многие из нас мечтали бы остаться героями для человечества, однако, мало кто хотел бы принять такую смерть, как наши герои-космонавты.

20 век стал прорывным в освоении пути к просторам Вселенной, во второй половине 20-го века, после долгих подготовок, человек, наконец-то, смог полететь в Космос. Однако была и обратная сторона такого скорого прогресса — гибель космонавтов.

Люди гибли при предполетных подготовках, при взлете космического корабля, при посадке. Всего при космических стартах, подготовках к полетам, включая погибших в слоях атмосферы космонавтов и технического персонала погибло более 350 человек, только астронавтов - около 170 человек.

Перечислим имена погибших во время работы космических кораблей космонавтов (СССР и всего мира, в частности Америки), а затем расскажем кратко историю их гибели.

Ни один космонавт не погиб непосредственно в Космосе, в основном все они погибли в атмосфере Земли, при разрушении или пожаре корабля(космонавты «Аполлона-1» погибли при подготовке к первому пилотируемому полету).

Волков, Владислав Николаевич («Союз-11»)

Добровольский, Георгий Тимофеевич («Союз-11»)

Комаров, Владимир Михайлович («Союз-1»)

Пацаев, Виктор Иванович («Союз-11»)

Андерсон, Майкл Филлип («Колумбия»)

Браун, Дэвид Макдауэлл («Колумбия»)

Гриссом, Вирджил Айвэн («Аполлон-1»)

Джарвис, Грегори Брюс («Челленджер»)

Кларк, Лорел Блэр Сэлтон («Колумбия»)

Маккул, Уильям Камерон («Колумбия»)

Макнейр, Роналд Эрвин («Челленджер»)

Маколифф, Криста («Челленджер»)

Онидзука, Эллисон («Челленджер»)

Рамон, Илан («Колумбия»)

Резник, Джудит Арлен («Челленджер»)

Скоби, Фрэнсис Ричард («Челленджер»)

Смит, Майкл Джон («Челленджер»)

Уайт, Эдвард Хиггинс («Аполлон-1»)

Хасбанд, Рик Даглас («Колумбия»)

Чавла, Калпана («Колумбия»)

Чаффи, Роджер («Аполлон-1»)

Стоит учесть, что истории гибели некоторых космонавтов мы никогда не узнаем, потому что это информация является секретной.

Катастрофа «Союз-1»

««Союз-1» - первый советский пилотируемый космический корабль (KK) серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт - Герой Советского Союза инженер-полковник В. М. Комаров, который погиб во время приземления спускаемого аппарата. Дублёром Комарова при подготовке к этому полёту был Ю. А. Гагарин».

«Союз-1» должен был произвести стыковку с кораблем «Союз-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт «Союз-2» был отменен.

После выхода на орбиту начались проблемы с работой солнечной батареи, после неудачны попыток запустить ее, корабль было решено спускать на Землю.

Но при спуске, за 7 км до земли, произошел отказ парашютной системы, корабль ударился о землю со скоростью 50 км в час, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно, «Союз-1» почти полностью сгорел, останки космонавта сильно обгорели так, что невозможно было определить даже фрагменты тела.

«Данная катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики».

Причины трагедии так и не были установлены до конца.

Катастрофа «Союз-11»

«Союз-11» — космический корабль, экипаж которого в составе трех космонавтов погиб в 1971 году. Причина гибели людей — разгерметизация спускаемого аппарата во время посадки корабля.

Всего через пару лет после гибели Ю. А. Гагарина (сам известный космонавт погиб при авиационной катастрофе в 1968 году), пойдя уже вроде бы по протаренной дорожке покорения космического пространства, ушли из жизни еще несколько космонавтов.

«Союз-11» должен был доставить экипаж на орбитальную станцию «Салют-1», но корабль не смог произвести стыковку из-за повреждения стыковочного узла.

Состав экипажа:

Командир: подполковник Георгий Добровольский

Бортинженер: Владислав Волков

Инженер-исследователь: Виктор Пацаев

Им было от 35 до 43 лет. Всем им посмертно присуждены награды, грамоты, ордена.

Что произошло, почему же космический корабль подвергся разгерметизации — так и не удалось установить, но скорее всего нам эту информацию не сообщат. Но жаль, что в то время наши космонавты были «подопытными кроликами», которых начали без особой надежности, охраны выпускать в Космос после собак. Впрочем, наверное, многие из тех, кто мечтали стать космонавтами понимали какую опасную профессию они выбирают.

Стыковка произошла 7 июня, расстыковка — 29 июня 1971 года. Была неудачная попытка стыковки с орбитальной станцией «Салют-1», экипаж смог перейти на борт «Салют-1», даже в течение нескольких дней пребывала на орбитальной станции, была установлена ТВ-связь, однако уже при первом заходе на станцию космонавты обратили снимание на некоторое задымление. На 11 день началось возгорание, экипаж принял решение спускаться на земле, но выявились неполадки, нарушившие ход расстыковки. Скафандры не были предусмотрены для экипажа.

29 июня в 21.25 корабль отделился от станции, но уже чуть более чем через 4 часа связь с экипажем была потеряна. Был раскрыт основной парашют, корабль приземлился в заданном районе, сработали двигатели мягкой посадки. Но поисковая группа обнаружила в 02.16 (30 июня 1971 года) бездыханные тела экипажа, реанимационные мероприятия успехов не дали.

При расследовании было установлено, что космонавты до последнего пытались ликвидировать утечку, но перепутали клапаны, боролись не за поломанный, тем временем упустили возможность спасения. Они погибли от декомпрессионной болезни — пузырьки воздуха были обнаружены при вскрытии тел даже в клапанах сердца.

Точные причины разгерметизации корабля так и не названы, точнее, не озвучены широкой публике.

В последующем инженеры и создатели космических кораблей, командиры экипажей учли многие трагические ошибки прежних неудачных полетов в Космос.

Катастрофа шаттла «Челленджер»

«Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. Катастрофа произошла в 11:39 EST (16:39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США».

На фото экипаж корабля — слева направо: Маколифф, Джарвис, Резник, Скоби, МакНейр, Смит, Онидзука

Этого старта ждала вся Америка, миллионы очевидцев и зрителей по ТВ наблюдали пуск корабля, это было кульминационное время покорения Западом Космоса. И вот, когда произошел грандиозный старт корабля, через секунды, началось возгорание, позже взрыв, кабина шаттла отделилась от разрушенного корабля и упала на скорости 330 км в час о поверхность воды, через семь дней астронавтов найдут в отколовшейся кабине на дне океана. До последнего момента, до удара о воду, некоторые члены экипажа были живы, пытались осуществить подачу воздуха в кабину.

В видео под статьей есть отрывок прямого эфира с запуском и гибелью шаттла.

«Экипаж челнока «Челленджер» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 46-летний Фрэнсис «Дик» Р. Скоби (англ. Francis «Dick» R. Scobee). Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Второй пилот - 40-летний Майкл Дж. Смит. Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 39-летний Эллисон С. Онидзука. Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 36-летняя Джудит А. Резник. Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут.

Научный специалист - 35-летний Роналд Э. МакНейр. Физик, астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 41-летний Грегори Б. Джарвис. Инженер и астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф. Учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе»».

Последнее фото экипажа

Для установления причин трагедии создавали различные комиссии, однако большинство сведений были засекречены, по предположениям — причинами крушения корабля были слабое взаимодействие организационных служб, вовремя не выявленные нарушения в работе топливной системы (взрыв произошёл при старте из-за прогара стенки твердотопливного ускорителя) и даже.. теракт. Кто-то говорил о том, что взрыв шаттла был подстроен с целью нанесения удара перспективам Америки.

Катастрофа шаттла «Колумбия»

«Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля 2003 года незадолго до окончания его 28-го полёта (миссия STS-107). Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю.

НАСА потеряло связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП №33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде - она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли».

На фото экипаж — Сверху вниз: Чавла, Хазбанд, Андерсон, Кларк, Рамон, МакКул, Браун

Шаттл «Колумбия» совершал свой очередной 16-дневный полет, который должен был закончиться посадкой на Земле, однако, как гласит основная версия следствия, произошло повреждение челнока во время старта — кусок оторвавшейся теплоизоляционной пены (покрытие предназначалось для защиты от наледи баков с кислородом и водородом) в результате удара повредил покрытие крыла, в результате чего при спуске аппарата когда происходят самые сильные нагрузки на корпус, началось перегревание аппарата и, впоследствии, разрушение.

Еще во время экспедиции шаттла инженеры не раз обращались к руководству НАСА с целью оценки повреждений, визуальному осмотру корпуса челнока с помощью спутников орбит, однако специалисты НАСА заверяли, что нет никаких опасений и рисков, челнок благополучно спуститься на Землю.

«Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 45-летний Ричард «Рик» Д. Хасбанд (англ. Richard «Rick» D. Husband). Военный лётчик США, полковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery».

Второй пилот - 41-летний Уильям «Уилли» К. МакКул (англ. William «Willie» C. McCool). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Бортинженер - 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.

Специалист по полезной нагрузке - 43-летний Майкл Ф. Андерсон (англ. Michael P. Anderson). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.

Специалист по зоологии - 41-летняя Лорел Б. С. Кларк (англ. Laurel B. S. Clark). Капитан ВМС США, астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист (врач) - 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист - 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon, ивр. ‏אילן רמון‏‎). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут».

Спуск шаттла произошел 1 февраля 2003 года, в течение часа должна была произойти посадка на Землю.

«1 февраля 2003 года в 08:15:30 (EST) челнок «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок начал входить в плотные слои атмосферы». Однако из-за повреждений передняя кромка левого крыла начала сильно перегреваться. С периода 08:50 корпус корабля терпит сильные тепловые нагрузки, в 08:53 от крыла стали отваливаться обломки, но экипаж был жив, еще была связь.

В 08:59:32 командир отправил последнее сообщение, прервавшееся на полуслове. В 09:00 очевидцы уже засняли взрыв шаттла, корабль развалился на множество обломков. то есть судьба экипажа была предрешена ввиду бездействия НАСА, но само разрушение и гибель людей произошли в считанные секунды.

Стоит заметить, что шаттл «Колумбия» эксплуатировался много раз, на момент гибели кораблю было 34 года (в эксплуатации у НАСА с 1979 года, первый пилотируемый полет в 1981 году), 28 раз летал в Космос, однако этот полет оказался роковым.

В самом космосе не погиб никто, в плотных слоях атмосферы и в космических кораблях - около 18 человек.

Кроме катастроф 4-х кораблей (двух российских — «Союз-1» и «Союз-11» и американских — «Колумбии» и «Челленджера»), в которых погибло 18 человек, было еще несколько катастроф при взрыве, пожаре в дополетной подготовки, одна из самых известных трагедий - пожар в атмосфере чистого кислорода при подготовке к полету «Аполлона-1», тогда погибли трое американских космонавтов, при аналогичной ситуации погиб совсем молодой космонавт СССР - Валентнн Бондаренко. Космонавты просто сгорели заживо.

Ещё один астронавт НАСА Майкл Адамс погиб при испытаниях ракетного самолёта «X-15».

Юрий Алексеевич Гагарин погиб при неудачном полете на самолете во время обычной тренировки..

Наверное, цель людей шагнувших в космос была грандиозна, и не факт, что даже зная свою судьбу - многие отреклись бы от космонавтики, но все же всегда нужно помнить какой ценой нам проложен путь к звездам…

На фото памятник погибшим космонавтам на Луне

Первым космонавтом планеты стал гражданин СССР Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он стартовал с космодрома Байконур на космическом корабле-спутнике "Восток-1". В ходе полета, который длился 1 час 48 минут (108 минут), Гагарин совершил один виток по орбите вокруг Земли.

После Гагарина на космических кораблях совершили суборбитальные полеты американские астронавты Алан Шепард-мл. - 15 минут 22 секунд (5 мая 1961 года на Mercury MR-3) и Вирджил Гриссом - 15 минут 37 секунд (21 июля 1961 года на Mercury MR-4).

Первая женщина-космонавт

Первой в мире женщиной, слетавшей в космос, стала Валентина Терешкова (СССР) - 16-19 июня 1963 года она совершила полет на корабле "Восток-6" (2 суток 22 часа 51 минута).

За это время корабль сделал 48 витков вокруг Земли, пролетев в общей сложности расстояние примерно в 1,97 млн км.

Терешкова является не только первой женщиной-космонавтом, но и единственной женщиной, совершивший одиночный космический полет.

Самый молодой и самый старый космонавт на момент старта

Самый молодой - Герман Титов (СССР). В свой первый полет отправился в возрасте 25 лет 10 месяцев 26 дней. Полет состоялся 6-7 августа 1961 года на корабле "Восток-2".

Старейший астронавт - Джон Гленн-мл. (США). На момент старта шаттла Discovery ("Дискавери") 29 октября 1998 года (полет продолжался до 7 ноября 1998 года) ему было 77 лет 3 месяца 11 дней.

Среди женщин самая молодая - Валентина Терешкова (СССР). На момент старта в космос 16 июня 1963 года ей было 26 лет 3 месяца 11 дней.

Самая возрастная - астронавт США Барбара Морган. Отправилась в полет 8 августа 2007 года в возрасте 55 лет 8 месяцев 12 дней. Входила в экипаж шаттла Endeavour ("Индевор"), полет продолжался до 21 августа.

Первый многоместный космический корабль

Первым многоместным космическим кораблем был "Восход" (СССР), на котором 12-13 октября 1964 года (24 часа 17 минут) совершил полет экипаж из трех космонавтов - Владимира Комарова, Константина Феоктистова, Бориса Егорова.

Рекорды в открытом космосе

Первый в истории выход в открытый космос совершил 18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов, выполнявший полет на корабле "Восход-2" вместе с Павлом Беляевым. Провел вне корабля 12 минут 9 секунд.

Первой женщиной, вышедшей в открытый космос, стала Светлана Савицкая (СССР). Выход был совершен 25 июля 1984 года со станции "Салют-7" и составил 3 часа 34 минуты.

Самый длительный в истории мировой космонавтики выход - 8 часов 56 минут - 1 марта 2001 года выполнили американские астронавты Джеймс Восс и Сьюзен Хелмс с борта Международной космической станции.

Наибольшее количество выходов - 16 - принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьеву. В общей сложности он провел в открытом космосе 78 часов 48 минут.

Среди женщин больше всего выходила в открытый космос Сунита Уильямс (США) - совершила 7 выходов (50 часов 40 минут).

Первая стыковка пилотируемых кораблей

16 января 1969 года осуществлена первая стыковка двух пилотируемых кораблей (проводилась в ручном режиме) - советских "Союза-4" (стартовал 14 января 1969 года; пилот - Владимир Шаталов) и "Союза-5" (15 января 1969 года; экипаж - Борис Волынов, Евгений Хрунов, Алексей Елисеев). Корабли находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут.

Лунные рекорды

Первым человеком, ступившим на поверхность Луны 21 июля 1969 года, стал американский астронавт Нил Армстронг. Спустя 15-20 минут вслед за ним из посадочного модуля вышел Эдвин Олдрин.

Армстронг пробыл на поверхности Луны около 2,5 часов, Эдвин Олдрин - около 1,5 часов. Каждый астронавт прошел расстояние около 1 км, наибольшее удаление от лунного модуля составило 60 м.

Высадка на Луну была осуществлена в ходе американской лунной экспедиции 16-24 июля 1969 года, в состав экипажа, помимо Армстронга и Олдрин, входил Майкл Коллинз.

Самый продолжительный выход на поверхность Луны (7 часов 36 минут 56 секунд) совершили 12 декабря 1972 года астронавты США Юджин Сернан и Харрисон Шмитт. Входили в состав экипажа Apollo 17 ("Аполлон-17"), полет проходил 7-19 декабря 1972 года.

Первая космическая станция на орбите

19 апреля 1971 года на орбиту была выведена первая космическая станция - советская "Салют-1". Запуск был осуществлен с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон-К".

Станция находилась на орбите высотой 200-222 км в течение 174 суток - до 11 октября 1971 года (была сведена с орбиты, большая ее часть сгорела в плотных слоях атмосферы, часть обломков упали в Тихий океан).

Международная космическая станция является "долгожителем" среди космических орбитальных проектов, она находится на орбите с 20 ноября 1998 года, то есть более 17 лет.

Самый многочисленный экипаж

Самый многочисленный экипаж космического корабля - 9-й полет шаттла Challenger ("Челленджер") с экипажем из 8 астронавтов в октябре-ноябре 1985 года.

Самые длительные полеты

Самый длительный полет (437 суток 17 часов 58 минут 17 секунд) в истории космонавтики осуществил российский космонавт Валерий Поляков в январе 1994 года - марте 1995 года, работая на российской станции "Мир".

Самый длительный полет среди женщин (199 суток 16 часов 42 минуты 48 секунд) принадлежит Саманте Кристофоретти (Италия), которая работала на Международной космической станции с ноября 2014 года по июнь 2015 года.

Наибольшее число людей на орбите

Наибольшее количество человек, одновременно находящихся на орбите - 13, было зафиксировано 14 марта 1995 года. В их числе - три человека с российской станции "Мир" (в это время к ней был пристыкован пилотируемый корабль "Союз ТМ-20"), семь - с американского Endeavour (Endeavour, 8-й полет шаттла 2-18 марта 1995 года) и три - с корабля "Союз ТМ-21" (стартовал с космодрома Байконур 14 марта 1995 года).

Рекордсмены по числу полетов

Мировой рекорд по суммарной продолжительности пребывания человека на орбите принадлежит российскому космонавту Геннадию Падалке - 878 суток 11 часов 29 минут 36 секунд (за 5 полетов). Был зарегистрирован Международной авиационной федерацией (ФАИ, FAI) в сентябре 2015 года.

По максимальному количеству полетов - 7 - рекордсменами являются американские астронавты Франклин Чанг-Диас (общая продолжительность - 66 суток 18 часов 24 минуты) и Джерри Росс (58 суток 54 минуты 22 секунды).

Среди женщин в космосе наибольшее количество времени провела Пегги Уитсон (США) - 376 суток 17 часов 28 минут 57 секунд (за два полета).

Максимальным для женщин является 5 полетов. Столько летали в космос несколько представительниц США, среди них Шеннон Лусид (общий налет - 223 суток 2 часа 57 минут 22 секунды), Сьюзен Хелмс (210 суток 23 часа 10 минут 42 секунды), Тамара Джерниган (63 суток 1 час 30 минут 56 секунд), Марша Айвинс (55 суток 21 час 52 минуты 48 секунд), Бонни Данбар (50 суток 8 часов 24 мин 41 секунд), Дженис Восс (49 суток 3 часа 54 минуты 26 секунд).

Страны-лидеры по числу полетов

Больше в космос слетало американских астронавтов - 335, на втором месте Россия (включая СССР) - 118 космонавтов (в это число не входит Алексей Овчинин, который и сейчас находится в полете).

Всего с начала пилотируемых полетов, в космосе побывали 542 человека (в том числе 59 женщин) - представители 37 государств (36 ныне существующих и Чехословакии). Еще два человека в настоящее время совершают свои первые полеты: англичанин Тимоти Пик находится на МКС с декабря 2015 года, россиянин Алексей Овчинин - с 19 марта 2016 года.

ТАСС-Досье/Инна Климачева

Космонавты СССР стали первыми в загадочном и красивом космосе. Человечество всегда мечтало войти в контакт с другими цивилизациями.

Космонавтика хранит знания, откуда произошла сама вселенная и человек. Есть ли в обозримом космосе еще одна планета с похожими условиями для жизни, а возможно со своей историей?

Кто говорит, что космическое пространство только черного цвета, тот не слишком много знает о мире за пределами известных планет. Современные жители могут и не вспомнить, с чего начиналась история космического освоения. Фантасты всего мира придумывают возможности перемещения во времени (с точки зрения современной физики порталы возможны).

Однако, без воспоминаний о первооткрывателях мы вряд ли пересечем пределы доступного (видимого) космоса. Не выйдем в иные галактики и космонавтику ждет гибель.

Космическая нация, такой «титул» наша страна получила после успешного полета Гагарина. Подобное было не просто национальным достижением или гордостью, а заявкой на глобальное господство. Русские спустили на землю из черных глубин космоса не только славу.

Нации всего мира признали наличие нового «космического» тактического преимущества для любой проводимой военной операции, которые в современных реалиях можно было бы назвать «космическими войнами».

Первым космический воин

Им стал Гагарин Юрий, рожденный в Кашинской деревне в начале двадцатого века. Его учеба была прервана во время отечественной войны. Через шесть лет после окончания попыток немцев завоевать Союз, будущий летчик поступил в техникум Саратова, где и заинтересовался воздушными полетами. Еще через пять лет Юра поступает в летное училище.

К своему первому полету в темное пространство Юрий сумел налетать свыше двух сотен часов. В апреле шестьдесят первого года (ХХ века) он провел за пределами нашей планеты чуть больше сотни минут (108) на корабле «Восток-1». Приземление прошло успешно.

Необходимость заявить о себе общественности заставила американцев вкладывать большие деньги в борьбу с «красной страной». Победа могла бы принести духовный подъем проигравшей стране.

«Советы» не искали одобрения по поводу финансирования космических программ, но решили освещать исключительно успешные миссии. Советские граждане решили, что программа СССР не способна провалиться. Они ошибались.

В таблице ниже в хронологическом порядке указаны космонавты СССР, названия их космических кораблей, дата полета и другие данные.

Космический воин по имени Константин

Феоктистов Константин Петрович — этот научный сотрудник провел в космосе сутки. Увы, второго полета он так и не дождался «по состоянию здоровья». Это «состояние» осталось с ним после неудачного «расстрела» в немецком плену.

После военных действий избрал «мирный» путь и в шестьдесят седьмом получил докторскую степень.

Многие события, связанные со смертью летчиков, были долгое время засекречены. Даже сейчас, полвека спустя, их количество точно не известно.

Мало кто знает о Комарове Владимире, лучшем друге советского героя Гагарина. Второй после Гагарина, Владимир погиб во время неудачного возвращения своей капсулы «Союз-1». Были слухи о его последних минутах, в которых, как утверждают многие, он выступал против Советского режима и обвинил их в его предстоящей смерти.

Официально успешным вторым полетом в космос был полёт под управлением Германа Титова (это бывший дублер Гагарина).

Относительно ушедших из жизни космических летчиков существует много теорий. Секретность правительства породила множество гипотез о «пропавших» в космосе людях. Причем есть утверждения, что полеты совершались задолго до первого полета в 61 году (20 века). Публичных доказательств, кроме подтасовки некоторых фото в средствах массовой информации, нет.

Все доказательства, поддерживающие теорию «потерянных» космонавтов, были расценены как неубедительными, а некоторые случаи оказались мистификацией. В восьмидесятых журналист из Америки провел собственное расследование катастроф в Советском Союзе, но также не обнаружил никаких доказательств.

Бондаренко Валентин Васильевич

Погибший российский летчик космонавт. Как и многие космонавты, готовился в будущему полету в космос, проходя испытания в сурдобарокамере в НИИ-7 ВВС. Отобранных летчиков испытывали тишиной и одиночеством. Заканчивались десятые сутки пребывания Валентина в сурдобарокамере.

В конце одного из медицинских экспериментов, Валентин Васильевич открепил специальные датчики от своего тела, протер места прикрепления тампоном, смоченным спиртом, а затем по ошибке неосторожно выбросил его. Тампон, попав на спираль раскаленной электроплитки, мгновенно вспыхнул. На летчике загорелся тренировочный шерстяной костюм.

Когда открыли барокамеру, Валентин был еще жив. Но в больнице, после восьми часов попыток врачей помочь, он умер, испытав несовместимый с жизнью ожоговый шок. За 19 дней до первого официального полета в космос, умер Валентин Бондаренко, состоявший в группе подготовки космонавтов.

Владимир Михайлович Комаров

Родился шестнадцатого марта двадцать седьмого года в Оренбургской области. В сорок пятом году окончил авиационное училище в Борисоглебске. В списке летчиков-космонавтов он был под седьмым номером. Совершил два полета в космос на двух кораблях первого поколения «Союз» и «Восход».

Первая космическая экспедиция без скафандров (их убрали из-за нехватки места) состоялся в октябре шестьдесят четвертого. Полет прошел удачно. Комаров провел в космосе чуть больше суток (столько длился полет), после чего, используя систему мягкой посадки, удачно завершил свою первую экспедицию.

Во втором полете с самого начала происходило много нештатных ситуаций и мелких неудач, предупреждающих о грозящей беде. На завершающем этапе, из-за отказа системы парашютного приземления, аппарат вошел в неконтролируемое вращение, на большой скорости врезался в землю в Адамовском р-не Оренбургской области, разрушился и загорелся. «Союз» второго поколения сгорел в апреле шестьдесят седьмого года.

Виктор Иванович Пацаев

Родился девятнадцатого июня тридцать третьего года на территории современного Казахстана, в Актюбинске.

В пятьдесят восьмом году получил работу в конструкторском бюро знаменитого Королева. Тринадцать лет спустя совершил полет в качестве инженера-исследователя в составе «Союз-11». Провел двадцать три дня в космосе на орбитальной станции «Салют-1».

Однако, при приземлении аппарата «Союз-11», произошла разгерметизация, все три члена экипажа - Пацаев Виктор, Добровольский Георгий и Волков Владислав - погибли. Посмертно, в этом же 71-году, все они получили награду «Героя Советского Союза».

Волков Владислав Николаевич

Владислав родился на два года позже Пацаева в Москве. После окончания Московского авиационного института, работал в КБ Королева. Владислав Волков является одним из разработчиков многих космических аппаратов, в том числе и кораблей «Восток» и «Восход».

Первая экспедиция в космос произошла на корабле «Союз-7» в 1969 году и продлился четыре дня и двадцать два часа. Во второй экспедиции, состоявшейся в семьдесят первом году, будучи в составе в Пацаевым и Добровольским, погиб при разгерметизации корабля «Союз-11».

Добровольский Георгий Тимофеевич

Георгий родился в 1928 году, в первый день лета, в Одессе. В 1944 году был схвачен оккупационными войсками Румынии и приговорен к 25-ти годам каторги. Месяц спустя, в марте, местные жители выкупили Георгия у охранника тюрьмы.

После освобождения родного города от оккупации, поступил в спецшколу воздушных сил, которую окончил в 1946 г. Учился в Чугуевском авиационном училище, служил лётчиком-истребителем, окончил Военно-воздушную академию (ныне носящую имя Юрия Гагарина).

В январе 1962, когда Георгию Тимофеевичу было 33 года, его пригласили пройти подготовку в отряд космонавтов. Добровольского готовили по лунной программе. В 1971 году совершил свой первый полет на корабле «Союз-11», окончившийся трагедией. Все три члена экипажа, в самом расцвете сил, погибли.

Женщины-космонавты СССР и России

Удивительны судьбы женщин, посвятивших себя работе в космической сфере.

Терешкова Валентина Владимировна

Первой женщиной, отправившейся в космос, да ещё и в одиночку (единственная в мире на сегодняшний день!), стала Валентина под позывным «Чайка».

Родилась Валентина Владимировна за четыре года до начала отечественной войны, 6 марта. В пятьдесят третьем окончила 7 классов школы, далее окончила еще 3 класса, совмещая обучение с работой и помогая своей семье. Обладая хорошим музыкальным слухом училась играть на домре.

Профессии Валентины до поступления в отряд космонавтов:

  • браслетчица на Шинном заводе в Ярославле;
  • ровница на Комбинате технических тканей того же города;
  • студентка заочного отделения Техникума легкой промышленности, специальность - техник-технолог по хлопкопрядению;
  • секретарь комитета ВЛКСМ;
  • ученица Парашютного клуба г. Ярославля (выполнила 90 прыжков).

В 1962 году отобрана из 100 претенденток в женский отряд подготовки космонавтов. Валентина полностью соответствовала критериям, по которым происходил отбор, — до 170 см в росте, до 70 кг в весе, парашютистка, возраст до 30 лет. Так же, помимо отличной подготовки в полету и успешного прохождения всех испытаний, советские власти смотрели на социальное положение (она была из рабочего класса) и умение вести активную общественную жизнь.

Полет совершила 16 июня шестьдесят третьего года на космическом корабле «Восток-6». Почти трое суток длился полёт Валентины, она сделала 48 витков вокруг Земли, вела бортовой журнал, делала снимки планеты.

После своего триумфального возвращения Валентина стала инструктором космонавтов, в этой должности проработала вплоть до апреля 1997 года.

После полета в космос Валентина Владимировна окончила Военно-воздушную академию им. Жуковского, защитила диссертацию, стала профессором, опубликовала более пяти десятков научных работ. Эта удивительная женщина была готова лететь на в одну сторону.

Кондакова Елена Владимировна

Елена - первый российский космонавт женского пола, который совершил длительный полет в космическое пространство. Она родилась в пятьдесят седьмом году в Москве.

Ее полет состоялся в девяносто четвертом, когда Союза уже не стало. Вернулась на нашу планету Елена в марте 95 года, после пяти месяцев пребывание на станции «Мир». Второй полет на американском шаттле «Атлантис» проходил в 1997 году в мае с 15 по 24 числа.

Здесь будет представлен список женского отряда. Пусть часть из этих отважных женщин-космонавтов уже умершие, но запомнить эти шесть фамилий стоит:

Российские космонавты

В каком городке проходят подготовку отечественные космонавты

Центр по подготовке летно-космического состава имени Гагарина является главным советским и российским учреждением Роскосмоса. «Звездный городок» создан в начале шестидесятых в Подмосковном районе Щёлковский.

В качестве руководителя указан Крикалев С. Г. В конце этого же десятилетия центру было присвоено имя первого человека, побывавшего в космическом пространстве.

Достаточно молодой тренировочный центр для подготовки людей к путешествию в космос находится в лесу, скрытый от посторонних глаз. Попасть в «городок» сложно.

С населением в шесть тысяч человек это закрытое административное территориальное деление окружено лесом. Каждые пять лет избирается депутатский состав, а подчиняются все одно большой российской корпорации.

Мало кому из западных журналистов или репортеров доводилось получить доступ к сокровищнице российской космонавтики, где проходили подготовку великие покорители темного пространства.

Только одному фотографу удалось получить красивые снимки секретного комплекса Митч по фамилии Карунаратне. Ему было дозволено углубится на 48 километров от столицы и увидеть центр, в котором проходил подготовку легендарный космонавт с позывным «Кедр» (позывной Гагарина).

Заключение

По сей день, несмотря на то, что этот район больше не является военной зоной, а передан космическому агентству в 2009-ом, посторонним по-прежнему трудно получить сюда доступ в Звездный городок.

Сергей Крикалев


Экс-глава Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, Герой Советского Союза и Герой России (один из четырех человек, которые удостоены обоих званий) Сергей Крикалев по сей день является рекордсменом планеты по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов).

Свой первый полет Крикалев совершил на корабле «Союз ТМ-7» 26 ноября 1988 года. После того, как предыдущий экипаж космонавтов вернулся на Землю, Крикалев вместе с командой продолжал работать на станции. Но прибытие следующей партии космонавтов было задержано, поэтому остававшийся на борту экипаж, включая Крикалева, подготовил станцию к беспилотному полету и вернулся на Землю 27 апреля 1989 года. После этого Сергею Константиновичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

19 мая 1991 года Крикалев совершает свой второй старт. Согласно плану, он должен был вернуться домой в июле того же года, но согласился остаться до октября, поскольку следующие два полета были объединены в один. Однако в октябре в качестве бортинженера на станцию прибыл космонавт из Казахстана Токтар Аубакиров, который не был подготовлен к длительным полетам. Крикалев вновь остался на «Мире». Вместе с космонавтом Александром Волковым они продолжили научные эксперименты, очередной раз совершили выход в открытый космос, и только 25 марта 1992 года (спустя более 10 месяцев от времени старта!) Сергей Крикалев вернулся на Землю. Но этот рискованный и длительный полет, вероятно, запомнился ему не только этим, но и тем, что улетал он из одной страны - из СССР, а вернулся уже в другую – в Россию. За эту экспедицию Сергей Крикалев был удостоен звания Героя Российской Федерации (его звезда Героя РФ значится под №1).

Только за первые два полета Сергей Константинович провел на станции «Мир» более года и совершил 7 выходов в открытый космос. Всего же он совершил шесть полетов в космос, что тоже является рекордом, только уже среди советских и российских космонавтов – по количеству космических полетов.

Валерий Поляков


Еще один человек из четырех, удостоенный сразу обоих званий – Героя Советского Союза и Героя России. Валерию Владимировичу принадлежит другой мировой рекорд – самый длительный однократный полет в космос, составивший 437 суток и 18 часов (1994-1995 годы, орбитальная станция «Мир»). За него космонавт получил звание Героя России. За свою жизнь он совершил только два полета, но провел в космосе целых 678 суток 16 часов и 34 минуты, уступив по суммарному времени нахождения в безвоздушном пространстве лишь троим в истории человечества: Сергею Крикалеву (803 дня), Александру Калери (769 дней) и Сергею Авдееву (747 дней).

Александр Калери


Герой Российской Федерации Александр Калери, как уже упоминалось выше, провел в космосе 769 дней (второе место в истории после Сергея Крикалева) и совершил пять полетов. Именно его по состоянию здоровья заменили Крикалевым в далеком 1988-м году, когда Сергей Крикалев получил Героя СССР за свой первый полет.

Геннадий Падалка


Многим это имя известно благодаря «инструкции при встрече с инопланетянами», в существовании которой однажды в шутку признался Геннадий Падалка журналистам. Геннадий Иванович вообще человек с юмором, во время экспедиции 2012 года он спал на потолке станции.

Стать космонавтом, впрочем, в детстве и не мечтал: «Тогда мы и о профессии такой не слышали, поэтому, когда нас мальчишек спрашивали, кем хочешь стать, мы как один отвечали «Гагариным».

Он связал свою жизнь с авиацией, но в 1987 году судьба свела его Алексеем Леоновым и все – «коготок увяз».

Во время первого же своего полета Геннадий Падалка провел в космосе 198 суток и почти 6 часов в открытом космосе. Всего на орбиту он отправлялся трижды, проводя там каждый раз около полугода, в открытый космос выходил 8 раз. Имеет звание Героя Российской Федерации.

Елена Кондакова


Помня о подвиге Валентины Терешковой, мы не можем не упомянуть Елену Кондакову – первую российскую женщину-космонавта (третью с учетом СССР). Кроме того, Елена Владимировна – первая женщина, совершившая длительный космический полет. Первый ее полет, начавшийся 22 марта 1995 года, закончился только через пять месяцев. Всего она совершила два полета в космос, получив звание Героя России, а затем ушла из космонавтики, став политиком. Но героизм у этой женщины, вероятно, в крови – в 2011 году она заявила о выходе из партии «Единая Россия» в связи с тем, что не согласилась с результатом внутрипартийных выборов в августе того же года: «Людям выдавались листы с номерами людей, за которых было необходимо голосовать, при подсчете бюллетеней оказывалось, что их больше, чем людей на площадке. Праймериз «Единой России» – экономически нецелесообразная игра в демократию. Я осознаю, что мое заявление означает конец моей политической карьеры...»

Советская пилотируемая космическая программа, начинавшаяся с триумфов, во второй половине 1960-х начала давать сбои. Уязвленные неудачами американцы бросили на соперничество с русскими огромные ресурсы и стали опережать Советский Союз.

В январе 1966 года не стало Сергея Королева , человека, который был главным мотором советской космической программы. В апреле 1967 года во время испытательного полета нового корабля «Союз» погиб космонавт Владимир Комаров . 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полета на самолете погиб первый космонавт Земли Юрий Гагарин . Последний проект Сергея Королева, лунная ракета Н-1, на испытаниях терпела одну неудачу за другой.

Космонавты, задействованные в пилотируемой «лунной программе», писали письма в ЦК КПСС с просьбой разрешить им полет под свою ответственность, невзирая на высокую вероятность катастрофы. Однако политическое руководство страны так рисковать не захотело. Первыми на Луне высадились американцы, а советская «лунная программа» была свернута.

Участники несостоявшегося покорения Луны были переведены на другой проект - полет на первую мире обитаемую орбитальную станцию. Пилотируемая лаборатория на орбите должна была позволить Советскому Союзу хотя бы частично компенсировать поражение на Луне.

Экипажи для «Салюта»

Примерно за четыре месяца, что первая станция могла проработать на орбите, планировалось отправить на нее три экспедиции. В состав экипажа номер один вошли Георгий Шонин, Алексей Елисеев и Николай Рукавишников , второй экипаж составили Алексей Леонов, Валерий Кубасов, Петр Колодин , экипаж номер три - Владимир Шаталов, Владислав Волков, Виктор Пацаев . Был и четвертый, резервный экипаж, в составе Георгия Добровольского, Виталия Севастьянова и Анатолия Воронова.

У командира экипажа номер четыре Георгия Добровольского, казалось, шансов попасть на первую станцию, получившую название «Салют», не было никаких. Но у судьбы на сей счет было иное мнение.

Георгий Шонин грубо нарушил режим, и главный куратор отряда советских космонавтов генерал Николай Каманин отстранил его от дальнейшей подготовки. На место Шонина перевели Владимира Шаталова, его самого сменил Георгий Добровольский, а в четвертый экипаж ввели Алексея Губарева .

19 апреля орбитальную станцию «Салют» вывели на околоземную орбиту. Через пять дней корабль «Союз-10» оправился к станции с экипажем в составе Шаталова, Елисееева и Рукавишникова. Стыковка со станцией, однако, прошла в нештатном режиме. Перейти на «Салют» экипаж не мог, отстыковаться тоже. В крайнем случае можно было отстыковаться, подорвав пиропатроны, но тогда на станцию уже не смог бы попасть ни один экипаж. С большим трудом удалось найти способ увести корабль от станции, сохранив стыковочный узел неизуродованным.

«Союз-10» благополучно вернулся на Землю, после чего инженеры стали спешно дорабатывать стыковочные агрегаты «Союза-11».

Вынужденная замена

Новую попытку покорить «Салют» должен был предпринять экипаж в составе Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Старт их экспедиции был назначен на 6 июня 1971 года.

На проводах на Байконур тарелка, которую на счастье бросил на землю Леонов, не разбилась. Неловкость замяли, но нехорошие предчувствия остались.

По традиции, на космодром летели два экипажа - основной и дублирующий. Дублерами были Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

СОЮЗ-11«Союз-11» на стартовой площадке. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Это была формальность, поскольку до того момента замен в последний момент никто не проводил.

Но за три дня до старта у Валерия Кубасова врачи нашли затемнение в легких, которое они посчитали начальной стадией туберкулеза. Вердикт был категоричным - в полет отправиться не может.

Государственная комиссия решала: что делать? Командир основного экипажа Алексей Леонов настаивал - если не может лететь Кубасов, то нужно заменить его на бортинженера дублера Владислава Волкова.

Большинство специалистов, однако, полагало: в таких условиях нужно заменять весь экипаж. Против частичной замены выступил и экипаж дублеров. Генерал Каманин в своих дневниках писал, что обстановка накалилась не на шутку. На традиционный предполетный митинг обычно отправлялись два экипажа. После того, как комиссия утвердила замену, и основным стал экипаж Добровольского, Валерий Кубасов заявил, что на митинг не поедет: « Я же не лечу, что мне там делать?» На митинге Кубасов все же появился, но напряжение витало в воздухе.

Советские космонавты (слева направо) Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев на космодроме Байконур. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

«Если это совместимость, то тоже что же такое несовместимость?»

Журналист Ярослав Голованов , много писавший на космическую тему, так вспоминал о том, что творилось в эти дни на Байконуре: «Леонов рвал и метал... бедный Валерий (Кубасов) вообще ничего не понимал: он чувствовал себя абсолютно здоровым... Ночью в гостиницу пришел Петя Колодин, хмельной и вовсе поникший. Он сказал мне: « Слава, пойми, я уже никогда не полечу в космос...». Колодин, кстати, не ошибся - в космос он так и не отправился.

6 июня 1971 года «Союз-11» с экипажем в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно стартовал с Байконура. Корабль состыковался с «Салютом», космонавты перешли на борт станции, и экспедиция началась.

Сообщения в советской прессе были бравурными - все идет в соответствии с программой, экипаж чувствует себя хорошо. На деле все обстояло не так гладко. Уже после посадки, при изучении рабочих дневников экипажа нашли запись Добровольского: «Если это совместимость, то тоже что же такое несовместимость?»

Бортинженер Владислав Волков, имевший за плечами опыт космического полета, часто пытался брать инициативу на себя, что не слишком нравилось специалистам на Земле, да и коллегам по экипажу.

На 11-й день работы экспедиции на борту возник пожар, и стоял вопрос об экстренном покидании станции, но экипажу все-таки удалось справиться с ситуацией.

Генерал Каманин записал в своем дневнике: «В восемь утра Добровольский и Пацаев еще спали, на связь вышел Волков, который вчера, по докладу Быковского, нервничал больше всех и слишком много «якал» («Я решил...», «Я сделал...» и тому подобное). От имени Мишина ему было передано указание: «Все решает командир экипажа, выполняйте его распоряжения», на что Волков ответил: «Мы все решаем экипажем. Мы сами разберемся, как нам быть».

«Связь заканчивается. Счастливо!»

Несмотря на все трудности, на сложную обстановку, экипаж «Союза-11» полностью выполнил программу полета. 29 июня космонавты должны были расстыковаться с «Салютом» и вернуться на Землю.

После возвращения «Союза-11» на станцию должна была отправиться следующая экспедиция, чтобы закрепить достигнутые успехи и продолжить эксперименты.

Но перед расстыковкой с «Салютом» возникла новая проблема. Экипажу надо было закрыть переходный люк в спускаемом аппарате. Но транспарант "Люк открыт" на панели пульта управления продолжал светиться. Несколько попыток открыть и закрыть люк ничего не дали. Космонавты находились в сильном напряжении. Земля посоветовала подложить кусочек изоляции под концевой выключатель датчика. Так неоднократно поступали во время испытаний. Люк вновь закрыли. К радости экипажа, транспарант погас. Сбросили давление в бытовом отсеке. По показаниям приборов убедились, что воздух из спускаемого аппарата не выходит и его герметичность в норме. После этого «Союз-11» успешно отстыковался от станции.

В 0:16 30 июня на связь с экипажем вышел генерал Каманин, сообщив условия посадки, и закончив фразой: «До скорой встречи на Земле!»

«Вас понял, условия посадки отличные. На борту все в порядке, самочувствие экипажа отличное. Благодарим за заботу и добрые пожелания», - ответил с орбиты Георгий Добровольский.

Вот запись последних переговоров Земли с экипажем «Союза-11»:

«Заря» (Центр управления полетами): Как идет ориентация?

«Янтарь-2» (Владислав Волков): Мы увидели Землю, увидели!

«Заря»: Хорошо, не торопись.

«Янтарь-2» : «Заря», я «Янтарь-2» . Начали ориентацию. Справа висит дождь.

«Янтарь-2» : Здорово летит, красиво!

«Янтарь-3» (Виктор Пацаев): «Заря», я — третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.

«Заря»: «Янтарь», еще раз напоминаю ориентацию — ноль — сто восемьдесят градусов.

«Янтарь-2» : Ноль — сто восемьдесят градусов.

«Заря»: Правильно поняли.

«Янтарь-2» : Горит транспарант «Спуск».

«Заря»: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!»

«Исход полета самый тяжелый»

В 1:35 по московскому времени после ориентации «Союза» была включена тормозная двигательная установка. Отработав расчетное время и потеряв скорость, корабль начал сходить с орбиты.

Во время прохождения плотных слоев атмосферы связи с экипажем нет, она должна появиться вновь после раскрытия парашюта спускаемого аппарата, за счет антенны на стропе парашюта.

В 2:05 с командного пункта ВВС поступил доклад: «Экипажи самолета Ил-14 и вертолета Ми-8 видят корабль «Союз-11», спускающийся на парашюте». В 2:17 спускаемый аппарат приземлился. Практически одновременно с ним сели четыре вертолета группы поиска.

Врач Анатолий Лебедев , входивший в поисковую группу, вспоминал, что его смутило молчание экипажа в радиоэфире. Вертолетчики вели активный радиообмен в тот момент, пока спускаемый аппарат садился, а космонавты не выходили в эфир. Но это списали на отказ антенны.

«Мы сели вслед за кораблем, метрах в пятидесяти — ста. Как бывает в таких случаях? Открываешь люк спускаемого аппарата, оттуда — голоса экипажа. А тут — хруст окалины, стук металла, стрекот вертолетов и… тишина из корабля», - вспоминал медик.

Когда экипаж достали из спускаемого аппарата, врачи не могли понять, что произошло. Казалось, что космонавты просто потеряли сознание. Но при беглом осмотре стало ясно, что все гораздо серьезнее. Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

Шли минуты, командир группы поиска генерал Горегляд требовал от врачей ответа, но те продолжали попытки вернуть экипаж к жизни. Наконец, Лебедев ответил: «Передайте, что экипаж приземлился без признаков жизни». Эта формулировка вошла во все официальные документы.

Врачи продолжали реанимационные мероприятия до появления абсолютных признаков смерти. Но их отчаянные усилия ничего не могли изменить.

В Центр управления полетами сначала доложили, что «исход космического полета самый тяжелый». А затем, отказавшись уже от какой-то конспирации, сообщили: «Весь экипаж погиб».

Разгерметизация

Это было страшное потрясение для всей страны. На прощании в Москве товарищи погибших по отряду космонавтов плакали и говорили: «Теперь мы уже хороним целыми экипажами!» Казалось, что советская космическая программа окончательно провалилась.

Специалистам, однако, даже в такой момент нужно было работать. Что произошло в те минуты, когда с космонавтами не было связи? Что погубило экипаж «Союза-11»?

Слово «разгерметизация» прозвучало практически сразу. Вспомнили о нештатной ситуации с люком и провели проверку на герметичность. Но ее результаты показали - люк надежен, он тут ни при чем.

Но дело действительно было в разгерметизации. Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир», своеобразного «черного ящика» космического аппарата показал: с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в спускаемом аппарате стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 миллиметров ртутного столба.

Эти показатели указывали на разрушение одного из вентиляционных клапанов, который предусмотрен на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или приземлится люком вниз. Запас ресурсов системы жизнеобеспечения ограничен, и, чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан «соединял» корабль с атмосферой. Он должен был сработать при посадке в штатном режиме только на высоте 4 км, но это произошло на высоте 150 км, в вакууме.

Судебно-медицинская экспертиза показала у членов экипажа следы кровоизлияния в мозг, кровь в легких, повреждения барабанных перепонок и выделение азота из крови.

Из доклада медицинской службы: «Через 50 секунд после разделения у Пацаева частота дыхания 42 в минуту, что характерно для острого кислородного голодания. У Добровольского пульс быстро падает, дыхание к этому времени прекращается. Это начальный период смерти. На 110-й секунде после разделения у всех троих не фиксируется ни пульс, ни дыхание. Считаем, что смерть наступила через 120 секунд после разделения».

Экипаж боролся до конца, но шансов на спасение не имел

Дыра в клапане, через которую выходил воздух, была не более 20 мм, и, как заявили некоторые инженеры, ее можно было «просто заткнуть пальцем». Однако практически этот совет был невыполним. Сразу после разгерметизации в кабине образовался туман, звучал страшный свист выходящего воздуха. Всего через несколько секунд у космонавтов из-за острой декомпрессионной болезни начались страшные боли по всему телу, а затем они оказались в полной тишине из-за лопнувших барабанных перепонок.

Но Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев боролись до конца. В кабине «Союза-11» были выключены все передатчики и приемники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстегнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застегнут только верхний поясной замок. По этим признакам была восстановлена примерная картина последних секунд жизни космонавтов. Чтобы определить место, где произошла разгерметизация, Пацаев и Волков отстегнули ремни и отключили радиоаппарату. Добровольский, возможно, успел проверить люк, с которым были проблемы при расстыковке. Судя по всему, экипаж успел понять, что проблема в вентиляционном клапане. Заткнуть дыру пальцем возможности не было, но была возможность перекрыть аварийный клапан ручным приводом, при помощи вентиля. Эта система была сделана на случай посадки на воду, для предотвращения затопления спускаемого аппарата.

На Земле Алексей Леонов и Николай Рукавишников участвовали в эксперименте, пытаясь установить, сколько времени требуется на то, чтобы закрыть вентиль. Космонавтам, знавшим, откуда придет беда, готовым к этому и не находящимся в условиях реальной опасности, требовалось значительно больше времени, чем было у экипажа «Союза-11». Медики считают, что сознание в таких условиях стало гаснуть примерно через 20 секунд. Тем не менее, спасительный вентиль был частично закрыт. Кто-то из экипажа начал вращать его, но потерял сознание.

После «Союза-11» космонавтов вновь одели в скафандры

Причиной нештатного открывания клапана сочли брак при изготовлении данной системы. К делу подключилось даже КГБ, усмотрев возможную диверсию. Но никаких диверсантов не нашли, и к тому же на Земле не удалось опытным путем повторить ситуацию нештатного открывания клапана. В итоге эту версию оставили окончательной ввиду отсутствия более достоверной.

Космонавтов могли спасти скафандры, но по личному указанию Сергея Королева их использование было прекращено, начиная с «Восхода-1», когда это было сделано для экономии места в кабине. После катастрофы «Союза-11» между военными и инженерами развернулась полемика - первые настаивали на возвращении скафандров, а вторые утверждали, что данное ЧП является исключительным случаем, в то время как введение скафандров резко сократит возможности для доставки полезного груза и увеличения числа членов экипажа.

Победа в дискуссии осталась за военными, и, начиная с полета «Союза-12», отечественные космонавты летают только в скафандрах.

Прах Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева захоронили в Кремлевской стене. Программа пилотируемых полетов на станцию «Салют-1» была свернута.

Следующий пилотируемый полет в СССР состоялся более чем через два года. Василий Лазарев и Олег Макаров на «Союзе-12» испытывали новые скафандры.

Неудачи конца 1960-х - начала 1970-х для советской космической программы все-таки не стали фатальными. К 1980-м годам программа исследования космоса при помощи орбитальных станций снова вывела Советский Союз в мировые лидеры. Во время полетов случались нештатные ситуации и серьезные аварии, но люди и техника оказывались на высоте. С 30 июня 1971 года катастроф с человеческими жертвами в отечественной космонавтике не было.

P.S. Диагноз «туберкулез», поставленный космонавту Валерию Кубасову, оказался ошибочным. Затемнение в легких было реакцией на цветение растений, и вскоре исчезло. Кубасов вместе с Алексеем Леоновым участвовал в совместном полете с американскими астронавтами по программе «Союз-Аполлон», а также в полете с первым венгерским космонавтом Берталаном Фаркашем .