Аджанта индия. Пещерные храмы в Аджанте

(VI в.) и храм Вишну (V-VI вв.) в Деогахе.

В эпоху Гуптов развивалось пе­щерное зодчество. Образцом вели­колепного единства архитектуры,

скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV- VII вв.). Среди сооружений выде­ляются чайтьи и виха"ры - общежи­тия буддийских монахов.

Скальные ансамбли Аджанты сла­вятся прежде всего своей живописью. Этот вид изобразительного искусст­ва известен в Индии с начала I тыся­челетия до н. э. Однако поскольку под действием влажного климата живо­писный слой быстро разрушается, пещерные храмы Аджанты являются едва ли не единственным сохранив­шимся памятником, по которому можно судить о росписях Гуптской эпохи. Стенопись Аджанты относит­ся к IV-VII вв., поэтому росписи, вы­полненные в эпоху Гуптов, входят в неё только как составная часть. Жи­вопись сохранилась лишь в шестнад­цати пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны.

Росписи пещер сложны по содер­жанию, в композициях много персо­нажей, но нет и намёка на передачу

Росписи храмов в Аджанте. IV-VII вв.

Индия.

перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм со­ставляют основу всего живописно­го ансамбля. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как будто светятся в тем­ноте. Возникает ощущение, что зем­ное и небесное гармонично соеди­нились в этом храме.

Влияние комплекса Аджанты на искусство Индии огромно. Основные стилистические и идейные особен­ности этого памятника нашли от­ражение и в скульптуре Гуптской эпохи. Гуптский Будда - образ иде­альный, воплощающий идею дости­жения нирваны. Именно таким он предстаёт в знаменитой статуе из Сарнатха (V в.). Божественный Будда восседает на троне, богато украшен­ном скульптурными изображения­ми и орнаментом. Его фигура лише­на всех черт живой человеческой плоти. Будда сидит в позе «лотоса», его руки сложены в жесте поучения.

В гуптской художественной культуре буддийское искусство пе­режило свой последний расцвет, надолго уступив место изображе­нию богов индуизма.

ИНДИЯ VI-X ВЕКОВ

В VI столетии, после заката дина­стии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие государства, правите­ли которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен. В Средневековье возводились храмы главным индуистским богам - Ши­ве, Вишну, Брахме, составляющим Тримурти.

В VII в, на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возве­дён огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвиг­ли на природной площадке, распо­ложенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии:

воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, во­семь небольших святилищ, выруб­ленных из цельной скалы, знамени­тый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскаль­ный рельеф «Нисхождение Гаити на землю».

В архитектуре комплекса выделя­ются монолитные храмы-ратхи, посвящённые эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных - слонов, львов и быков. «Разгуливаю­щие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архи­тектурные формы с прибрежным ландшафтом.

В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украша­ет архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) на-

Индийский храмовый комплекс Аджанта — это крутой утес, в котором вырублены три десятка пещер. Сотни лет здесь находили покой и уединение буддийские монахи, возносившие молитвы богам среди могучих колонн. А в перерывах между молитвами монахи украшали стены пещер красочной настенной росписью.

РОЖДЕНИЕ И ЗАКАТ БУДДИЙСКИХ ПЕЩЕР

Храмы Аджанты высекали в скалах в течение веков, но энтузиазм строителей пошел резко на убыль, когда буддизм утратил ведущее значение в .

Пещерные храмы Аджанты в течение веков создавались в центральной части Индии. Этот в значительной части буддийский храмовый и монастырский пещерный комплекс находится на территории штата Махараштра.

На южном склоне изогнутого утеса, вытянувшегося вдоль речки Вагур, сделано почти три десятка рукотворных пещер. Они разделяются на две группы, согласно буддийским традициям.

Пять пещер-чайтья представляют собой молельные залы, уходящие вглубь утеса. Вход в пещеру без дверей, высота входа равняется высоте сводов. Вдоль стен пещеры-чайтья выстроились два ряда колонн. В самой глубине, фактически в торце пещеры, устроена апсида.
В 24 пещеры-вихара ведут изящно оформленные проходы в виде портика или террасы. Внутри находится квадратный зал. С трех сторон в стенах каждой пещеры вырублены кельи и ниши-святилища, в некоторых из них установлены статуи Будцы. Пещеры-вихара — монастырская обитель, жилье буддийских монахов.

Сейчас вдоль пещер проложены дорожки, но в древности к каждой из них приходилось подниматься по отдельной деревянной лестнице или каменным ступеням от берега речки на высоту до 35 м. Для простоты описания все пещеры пронумерованы с востока на запад — от 1 до 29.

Принято выделять два периода строительства.

Первому периоду — от 100 г. до н. э. до 100 г. — соответствуют пять пещер: две из них представляют собой храмы-чайтья, в трех расположены обители-вихара. Считается, что строительство велось под покровительством правившей в Южной Индии династии Сатавахана. Это были воины и верные последователи буддизма, потратившие огромные средства на буддийское искусство и архитектуру.

Первый период строительства Аджанты также именуют «периодом Хинаяны»: под Хинаяной, или Малой колесницей, подразумевается этап раннего буддизма, когда Будду считали преимущественно образцом совершенства, которому следовало подражать. Будда воспринимался как символ, и поэтому в пещерах периода Хинаяны нет его изваяний в камне. На рисунках в пещерах Будда всегда в одиночестве. Иногда встречаются небольшие иллюстрации, на которых изображены сцены из жизней Будды.

Второй период соответствует V в. — эпохе правления всесильного махараджи Харишены, одного из самых могущественных правителей державы Ватаков второй половины V в. Он покровительствовал всему, что касалось буддизма. Не без основания можно считать, что, поощряя создание новых храмов-пещер в Аджанте и повелев устанавливать в них как можно больше изваяний Будды, Харишена тем самым утверждал в верующих мысль, что он сам и есть земное воплощение Будды. Темы рисунков на стенах храмов расширились: все больше их воспевало победоносного Харишену — могучего воина.

Второй период принято именовать «периодом Махаяны»: Махаяна, или Великая колесница, — освобождение от страданий и достижение нирваны, в котором изображения Будды играют важную роль. За это время было создано более двадцати пещерных храмов.

Когда Харишена утратил влияние и был низвергнут, никто более не захотел поощрять и оплачивать строительство новых храмов. На склоне утеса осталось несколько незавершенных и едва начатых пещер, а также несколько небольших святилищ Будды. В период 480-650 гг. храмы были заброшены и их поглотили джунгли.

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ «ЛИЦ» ХРАМА

Каждая пещера — это особый мир, созданный только для этого уголка Аджанты.

Внешний вид всего комплекса пещер чаще всего сравнивают с подковой. Но в индийской мифологии Аджанту также называют «подписью Будды». Действительно, с высоты кажется, что кто-то провел по земле громадным инструментом, оставив черный росчерк на зеленом фоне и обнажив дугообразный утес.

В разное время в пещерах жили от двух-трех монахов до нескольких сотен.

В 1819 г. пещеры заново открыл офицер английского колониального корпуса в Махараштре Джон Смит. Занимаясь любимым развлечением английских военных в Индии — охотой на тигра, капитан-кавалерист случайно обнаружил вход в одну из пещер (это была пещера №10 по современной классификации). Оказалось, что местные жители тайно навещали пещеры, чтобы вознести молитвы богам при свете коптилок. Это удавалось делать далеко не во всех пещерах: во многих поселились дикие животные — обезьяны, тигры и медведи, выводившие здесь потомство.

В 1822 г. шотландский востоковед Уильям Эрскин (1773-1852 гг.) сообщил об открытии на своей лекции в Бомбее и пещеры стали всемирно известны.

Самые впечатляющие пещеры Аджанты — № 1 и № 2. Первая — она же и одна из последних построенных, потому и лучше всего сохранилась. Она отличается самым сложным оформлением фасада с изображениями резных фигур, каждая стена зала внутри составляет почти 12 м в ширину и 6 м в высоту. Вторая пещера поражает огромными мощными колонами.

Роспись пещер и изваяния Будды считаются всемирной исторической и художественной ценностью, шедевром буддийского религиозного искусства. В особенности это относится к иллюстрациям к джатакам — разновидности буддийского фольклора. Особенность росписи Аджанты заключается в том, что сюжеты некоторых из них отражают быт народа на время создания рисунка. Причем росписями покрыты не только стены, но и потолки пещер.

Сюжеты рисунков традиционны для буддийских храмов: бодхисаттва Падмапани — воплощение бесконечного сострадания всех Будд, бодхисаттва Ваджрапани — защитник Будды и символ его могущества. Но встречаются рисунки с совсем приземленными сюжетами: танцующие девушки, влюбленные пары, слоны и всадники.

Безымянные художники с особой тщательностью прописывали детали каждого рисунка. На иллюстрации к сюжету «Будда укрощает бешеного слона» изображена торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, посуда и инструменты, тележки, полотняные навесы от солнца на бамбуковых шестах и, разумеется, люди, в панике разбегающиеся кто куда перед взбешенным слоном.

Стиль, в котором выполнены фигуры Будды, характерен только для этого района Индии, но сами изваяния стали символом всей страны и имеются в каждом учебнике по истории и культуре Индии. Среди них — изображения восьми фигур Будды в белых и розовых одеждах на черном фоне, восьми счастливых влюбленных пар, а также монументальные скульптуры богинь священных рек — Ганга и Джамны, стоящих на каменной черепахе и крокодиле в обрамлении густой листвы.

В Индии пещеры Аджанты носят официальный статус охраняемого памятника. В 1983 г. они были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Исторические:

■ Пещеры №№ 1-29.

■ Рисунки.

■ Каменные изваяния.

■ Капитан английской кавалерии Джон Смит понятия не имел, с какой ценностью столкнулся, когда открыл пещеры Аджанты. И не придумал ничего лучше, как нацарапать на бесценных настенных рисунках свое имя и год: «Джон Смит. 1819». Надпись находится довольно высоко, так как Смит стоял на полутораметровом слое мусора, за века скопившемся на полу пещеры.

■ Пока Низам аль-Мульк (правитель) Хайдарабада не построил в конце XIX в. хорошую дорогу к ставшим всемирно известным пещерам Аджанты, поездка к ним была сопряжена со смертельной опасностью. Путников подстерегали ядовитые змеи, скользкие от ливней тропы на крутых склонах и вооруженные до зубов воины народа бхилы, настроенные крайне недружелюбно.

■ Пещеры Аджанты находятся в 100 км от не менее известных пещер Эллоры с буддийскими, индуистскими и джайнскими храмами VI—IX вв.

■ Рисунки в храмах Аджанты выполнены в технике фреско-секко, или сухая фреска, предполагающей роспись по сухой штукатурке.

■ Копии рисунков из пещер Аджанты, сделанные в период с 1844 по 1863 г., показывают, насколько поблекли их цвета после открытия пещер для посещения туристами.

■ Пещеры сделаны в утесе, сложенном из вулканической породы — базальта: Аджанта находится в пределах траппов плато Декан — большой магматической провинции на западе плоскогорья Декан.

■ Рисунки на стенах пещерных храмов Аджанты оказали значительное влияние на формирование особого стиля живописи в храмах и монастырях Тибета, Шри-Ланки и индонезийского острова Ява. Также они помогли развить свой уникальный стиль известным индийским художникам Абаниндранату Тагору (1871-1951 гг.) и Нандалапу Босу (1882-1966 гг.).

■ Некоторые рисунки на стенах светятся в темноте. До сих пор ученые не смогли с точностью вычислить состав светящейся краски, изготовленной живописцами древности.

Перемещаемся в совсем другую страну, и смотрим на совершенно другую религию.

Пещерный храм Аджанты — это один из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Создавался он на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Комплекс представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой — утес в виде подковы с 29 пещерами. Храм Аджанты расположен в индийском штате Махараштра.

Аджанта - это комплекс пещерных храмов, которые являются одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Он был создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны.

В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех — монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него.

Пещерные храмы Аджанты: где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы — начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке. Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них — в западном штате Махараштра. Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались, и более десятка мест, где расположены ряды пещерных храмов.

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер.

Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей (из династии Маурьев и Гупта, в потом Раштракута и Чалукта), которые сыграли большую роль в возведении и отделке храмов Аджанты.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты.

Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше, чем любым другим храмам: здесь сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность. Фрески Аджанты напоминают росписи Шри Ланки — и в них просматривается влияние Греции, Рима и Ирана.

Росписи Аджанты — своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода — V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Пещеры Аджанты, демонстрирующие искусство раннего буддизма, находятся в живописном скальном массиве на реке Вангхора. Аджанта — деревня, пещерные храмы в стороне: до них ехать минут 15, по красивому серпантину ходят экскурсионные автобусы (новые и не обшарпанные, как обычные рейсовые). Место специально оборудовано для туристов: близ пещер есть камера хранения, где можно оставить вещи, душ и ресторан. Вход — 10 рупий, а для иностранцев, с недавнего времени — 5 долларов.— Правда, можно бесплатно пройти с другой стороны реки, как это делают местные жители. Но индусы — внимательный народ, и маневр иностранцев вряд ли укроется от их взгляда. Когда мы поднялись на холм напротив пещер, и вернулись через реку обратно, они вновь спросили у нас билеты.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Пещерные храмы Аджанты строились тысячу лет — до VII века н.э. Потом на тысячу лет о них забыли. Они были вновь обнаружены случайно: в 1819 г. английский офицер, с самым банальным именем Джон Смит, охотился в горах, преследуя тигра. След скрывшегося животного привел его в пещеры, уникальные по красоте росписей.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Расшифровка надписей дала датировку и информацию о сюжетах фресок и скульптур. Их создатели и сами считали свои творения шедеврами. Они сознательно стремились к тому, чтобы дело их рук пережило тысячелетия. Надпись в одной из самых древних пещер Аджанты гласит, что человек должен возводить памятники, долговечные, как солнце и Луна, ибо он будет наслаждаться раем столько, сколько на Земле жива память о нем. А надпись 5 века н.э. сообщает:

“То, что вы видите — это впечатляющий пример искусства и архитектуры, возведенной в прекраснейших скалах мира. Пусть этим горам, которые хранят такое множество пещерных храмов, будут надолго дарованы мир и спокойствие”.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев живут своей жизнью суетливые маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины, львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов, мир буддийских сказаний и реальный мир "далекой Индии чудесной" — все это с удивительным искусством воплощено на стенах пещерных храмов Аджанты.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Пещеры выбивались из камня не подряд. Наиболее древние пещеры (8-13 и 15) находятся посредине массива. Архитектура позволяет выделить пещерные храмы хинаянского и махаянского периода. Согласно традициям искусства Хинаяны, более ранней формы буддизма (его “узкой колесницы”, ставящей акцент на индивидуальном внутреннем совершенстве), Будду не принято было изображать. На него намекают только символы: например, дхармачакра — колесо закона. Эти пещеры лишены скульптур. Зато их храмы (9 и 10 залы, с рядами восьмиугольных колонн, датируемые 2-1 веками до н.э.), имеют огромную монолитную звучащую ступу — и их потрясающе звучная акустика лучше всего подходит для пения мантр. Возникает желание попеть — или зайти в маленькие четырехугольные кельи по бокам 12-й пещеры: посидеть на каменных ложах и ощутить, как жили монахи.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

А более поздние пещеры Махаяны (“широкой колесницы”, акцентирующей роль боддхисаттвы, спасающем все живые существа), по обе стороны от центральных, отличают изображения будд, боддхистаттв и богов. Фрески и скульптуры в нишах дают богатейший материал для созерцания. Частые скульптуры буддийских персонажей в пещерах Аджанты — богиня процветания Харити с ребенком и наги, змееподобные божества с головой кобры. На потолках пещер — резные орнаменты лотосов и фрески мандал.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Наиболее интересны скульптурные группы 26-й пещеры. Одна рисует искушение Будды демоном Марой: медитирующего Будду окружают соблазнительные женщины, животные и демоны. На другой — огромная скульптура лежащего Будды с закрытыми глазами: его уход в нирвану.

Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур. Резные фигуры у потолка изображают шесть мудр Будды.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной.

"Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, — пишет О. С. Прокофьев, — Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".

То есть, пещерные храмы заново открыли англичане 200 лет назад. После независимости Индии они стали национальным достоянием и археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО. Это не мешает тому, что для индусов это — святые места. Чтобы войти внутрь любого пещерного храма, надо снять обувь (а если учесть, что в Аджанте их 29, там проще ходить босиком).

Таким образом, пещерный храм Аджанты — это действительно сокровище мирового масштаба.

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post140621893/

– это один из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Создавался он на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Комплекс представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой - утес в виде подковы с 29 пещерами.

В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех - монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него.

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной. "Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, - пишет О. С. Прокофьев, - Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".

Это цитируемое сообщение, а у кого брала не помню. Отзовитесь...
Пещерно-храмовый комплекс Аджанты (Индия)

В индийском штате Махараштра есть два знаменитых пещерно-храмовых комплекса, представляющих настоящее культурное сокровище - и Аджанта. Сегодня - рассказ о храмах Аджанты.

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Росписи Аджанты - своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода - V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер. I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа. Так, в сцене "Будда укрощает бешеного слона" можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной. "Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства, - пишет О. С. Прокофьев, - Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства".