Анастасов монастырь одоев расписание служб. Возвращение святыни

По преданию, первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского.

Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен. В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада - монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера - оба придела - Валаама Хутынского и Екатерины - и между ними проход к колокольне, с юга - двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.

За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.

Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево - миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо - вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.

Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий - в третьем проеме, считая от трапезной.

Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения.

В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.

Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.

Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада - воздушнее и легче.

Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах.

Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.

Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже - из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой - председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище

По точному свидетельству так называемой «Вкладной Книги», приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь «ставили, и строили его всякимъ строепьемъ, и земли к тому монастырю подавали» князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился и их вотчине, в Одоеве, Князья Воротынские - это древний княжеский и боярский род, происшедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание.

Князья Воротынские, «вместе» с прочими удельными князьями Черниговскими, находились в подданстве Литвы. «Гонешя на Греческую перу» были главного побудительною причиною, по которой князья Воротынские и другие, происходившие от племени св. Михаи­ла, отложились от Литвы. Первый из князей Воротынских, перешедший на сторону России, был Михаил Федорович - в 1484 году. Это обстоятельство послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой.

В 1494 году, 7 февраля, Московским договором признаны Литвою вотчины князей Воротынских достоянием России. Князь Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против Литвы и татар, во многих битвах, между прочим, в 1517-м году он отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Сей то «победоносный воевода» и был основателем Анастасова монастыря в своей вотчине, близ Одоева.

Когда поставлен монастырь? - Несомненно в первой половине XVI сто­летия князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм во имя Рождества Пр. Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы, также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1380 года.

Откуда прозвание монастыря - «Анастасов»?

Многие исследователи истории полагают, что название монастырь получил, по всей вероятности, по имени и в память строитсльницы, княгини Анастасии. Но тогда бы он назывался Анастасьин. Нет, монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь и никогда не называется «Настасьинъ».

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм, а именно - в 1б73 году. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Об истории возрастания Обители живописуют Синодик и «Вкладная Книга» находящиеся в одном переплете. В этой Святыне упомянуты строители, жертвователи и настоятели монастыря.

Но особо выделяется Синодик М.П. Колупаева. Рукопись 1691-го года, в кожаном переплете. В нем вписано заглавие, с которого начинается запись вкладчика, окольничего Колупаева о его вкладах.

За сим, вместо обыкновенных «предисловий», в этом Синодике изложено только общее поминовение всех «несчастных», кои особенно требуют молитв церкви или коих некому помянуть. Вот текст этого очень характерного и по языку и по типу поминовения: «Помяни Господи души иже во Христа верующих и подьвизавшихся за святыя Божия церкви и за пречестные обители, и за благоверные цари и великш князи и за православное хрис"пянство кровь свою излиявгпихъ и за весь мир главы своя подклонившихъ избиенныхъ от татар и от литвы и от немцев, и от всехъ поганыхъ иноверных языкъ i от междусобныя брани избиены умерплихъ».

Род окольничего, Михаила Петровича Колупаева, которым дан вкладом настоящий синодик. Здесь, в числе имен его рода записан и «Никита (Лушювичъ) уб^еннъ», - «тот самый, который с ворами креста не целоваль» и за то был сброшен с башни Одоевской крепости.

Около самого Храма, ниже его, есть древнее монастырское кладбище. На этом кладбище должен быть памятник Одоевскому гражданину Колупаеву который в г. Одоеве, во время междуцарствия, в 1612 г. не принял присяги на подданство Лжедмитрию и был брошен с башни древней «Одуевской» крепости, а тело его погребено в «Настасовом монастыре».

Помимо периода возрастания и благоденствия, наступила пора упадка мо­настырской жизни, и с 1784 года Анастасов монастырь упразднен. Со слов некоторых крестьян, слышавших от своих стариков, записано, что монахов перевели в Белев, по исторических справок нет. С тех пор он превращен в приходскую церковь с припискою к нему с. Анастасова, деревень: Филимоновой, Красепки и Татевой.

А что произошло с Обителью в богоборческом XX веке - - видно из фотографий. Если мы желаем возрождения России, то необходимо через покаяние очистить свои души, а лучше всего это происходит в Святых Обителях и будем молиться и посильно трудиться, чтобы быстрее возродилась частичка Святой Руси на правом берегу Упы, в красивейшем месте земли Тульской.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

На высоком холме на правом берегу Упы, окруженный бескрайними полями, расположился Анастасов Богородице-Рождественский монастырь Одоевского района Тульской области. В его стенах поселился старец-монах архимандрит Анастасий (в миру - Борис Владимирович Швецов-Загарский). В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы ему исполнилось 102 года.
Корреспонденту «Центр 71» удалось лично поздравить долгожителя и узнать, как складывалась его жизнь на протяжении века.

Сын попа

Отец Анастасий в свой день рождения выглядит бодро, весело. Расположившись за столом у камина, в котором тлеют поленья, старец благословляет, дает напутствие, благодарит всех пришедших поздравить его. Гости поднимают за него бокалы и благодарят Бога за то, что подарил им возможность познакомиться с отцом Анастасием. Старец же скромно попивает сок из бокала через трубочку, улыбается и рассказывает:

Родился я в Вятской области, в селе Лебяжье, в далеком 1915 году в семье священника - протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Нас было 9 детей - семь мальчиков и две девочки. Родину я свою не помню. Меня увезли оттуда маленьким, так как отца все время арестовывали за якобы неуплату налогов, и мы переезжали с места на место. Так отец сменил 7 приходов.

С 5 лет Борис служил в церкви, помогал папе. В селе Кувшинское в семь лет он пошел учиться в школу. Сверстники его не принимали в свои игры из-за его происхождения. В то время родители детей были атеистически настроены.

Маленький Боря плакал, расстраивался, но в церкви служить продолжал, несмотря на то, что презирали.

После школы Борис поступил в медицинское училище. Получив профессию, стал работать фельдшером. В 1937 году все духовенство, и его отца в том числе, расстреляли в Вятке.

С третьего раза на Финскую войну

Когда пришло время в армию идти - не взяли. Мол, сын служителя культа, не подходит. И так два раза. А когда в 1939 году Финская война началась, было уже все равно, какое происхождение, главное - что здоров. По словам отца Анастасия, много в те времена народу пострадало - 1,5 миллиона раненых и убитых. Видел он, как обмораживались солдаты, сидя в окопах на снегу с винтовками в руках, как ампутировали им потом конечности. Оставались только туловище и голова. И таких были сотни.

Два года в плену

Сначала Финская война, потом Великая Отечественная. Сражаясь в Латвии, он оказался в немецком плену. Провел там два с половиной года. Вспоминать о пребывании там не любит - тяжело очень. По его словам, это были самые тяжелые годы в его жизни: голод, болезни, смерть...

Из массажиста в иеромонахи

По окончании войны отец Анастасий эмигрировал на Запад. На Родину возвращаться побоялся - вдруг предателем сочтут. По распределению со многими пленными был направлен в Аргентину, где и прожил десять лет. Начал работать грузчиком, после нашел работу по специальности. Обучился массажу, жил в комнате при больнице.

Спустя несколько лет принимает решение последовать примеру отца - посвятить свою жизнь служению Богу. Он обратился к архиепископу Иоасафу (Аргентинскому) с просьбой о принятии монашества. Тот дал свое согласие. Незадолго до тяжкой болезни Иоасафа Борис стал его келейником: ухаживал за ним, облегчал страдания. Позже принял от Владыки монашеский постриг - стал Анастасием, также был возведен в сан иеродиакона и иеромонаха. На его руках Иоасаф и скончался.

Годы в Америке

В середине 50-х переехал в США. Закончил Джорданвильскую семинарию, два с половиной года был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия, возведен им в игумены. Так стал хранителем святыни русского зарубежья - Курской-Коренной иконы Божией Матери. Образ «Знамение» считается чудотворным. Четыре года батюшка возил его по православным приходам Америки.

Происходило все так: приезжаю, икону отдаю священникам. Возили они ее к тем, кто болел сильно. И многие выздоравливали. Рак на последней стадии отступал. Все чудеса, которые творились от иконы, записывали в книги. Три тома накопилось, - рассказывает отец Анастасий.
Полвека, которые батюшка служил в храмах Северной и Южной Америки, он вспоминает с благодатью и почтением. А когда в 80 лет Анастасий ушел на покой, поселился в Нью-Йорке.
Но долго отдыхать не вышло: о необыкновенном старце узнали в России. Отец-настоятель монастыря игумен Парфений обратился к нему с просьбой приехать в Россию. Анастасий согласился.

Нужен людям

Почему я приехал в Одоев? Сам не знаю. По воле Божией, наверное. В Нью-Йорке у меня была пенсия, хорошая медицинская страховка, своя квартирка. Но в Америке я только телевизор и смотрел, а здесь делом занят: исповедую, помогаю советом, наставлением. Я все же священник! - отмечает старец.

С 2010 года отец Анастасий не только исповедует священнослужителей, но и духовно помогает многочисленным верующим, которые приходят к нему за советом. Стоять ему трудно, потому принимает паломников в келье. Поток людей на исповедь к нему не иссякает, а только растет. Значит, народ его уважает и почитает. Как признает сам отец Анастасий, Господь дарует ему жизнь и здоровье в его преклонные годы, наверное, потому что еще нужен он на этой земле.
Нужен людям.

Батюшка наш Анастасий уже несколько раз на тот свет собирался. Мы ему даже могилу вырыли по его велению. Однако - нет. Воскресает все время. Дай Бог ему здоровья, и пусть с нами будет еще хотя бы до 150 лет, - говорит настоятель монастыря отец Парфений.

Кстати

В Вербное воскресенье, 9 апреля, в Анастасов монастырь снова прибыли гости из разных уголков Тульской области. Но не только для того, чтобы поздравить Анастасия с прошедшим днем рождения, а поприсутствовать на великом монашеском постриге. 102-летний архимандрит ступил на новую ступень православного монашества - стал схиархимандритом. И имя его теперь - Аверкий (с латинского - «удерживающий»). Постриг провел настоятель монастыря отец Парфений.

Почтение от губернатора

Глава Тульского региона Алексей Дюмин поздравил 102-летнего архимандрита Анастасия с днем рождения. Батюшке было передано поздравительное письмо и сладкий подарок: пряники, белевская пастила, конфеты. Алексей Геннадьевич отметил безграничное человеколюбие старца, его искренность и неравнодушие. Он пожелал ему крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и бодрости духа.

Анастасов монастырь в Одоеве (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Богородице-Рождественский Анастасов мужской монастырь - главная примечательность городка Одоев в Тульской области . Стоит он не в самом городе, а в 3 км от него, в селе Анастасово, на высоком берегу Упы. Основателем обители считается князь И. М. Воротынский, прославившийся своими военными подвигами: победу над татарами под Тулой он и ознаменовал строительством храма, тогда еще деревянного. Произошло это в 16 веке, а каменные постройки появились во второй половине 17 века.

Первого настоятеля звали Анастасием, отсюда храм и получил свое имя.

Просуществовала обитель около 100 лет, затем ее упразднили из-за бедности до приходской церкви, а монастырский приход, составлявший на тот момент почти 250 крестьянских дворов, стал селом Анастасово. Церковь неоднократно перестраивали, а в 1931 г. закрыли, после чего она стала быстро разрушаться. Восстанавливать монастырь начали в 2012 г., и сейчас процесс практически завершен.

Что посмотреть

Главный храм монастыря выглядит необычно из-за близкого расположения друг к другу основного здания, двух приделов и колокольни, соединенной с церковью короткой галереей. Все постройки широкие, основательные, при этом они словно жмутся друг к другу. Крыша главного четверика плоская, с 5 высокими барабанами, которые венчают небольшие аккуратные купола-маковки. Шатровые крыши приделов тоже украшены башенками, но меньших размеров. Двухъярусная колокольня стоит на высоких арочных сводах, в виде арок выполнены и световые окна второго яруса - большие в месте расположения колоколов и миниатюрные - над ними.

Необычно храм оформлен внутри: алтаря в привычном понимании нет, зато в центре стоит колонна с изображениями растений и животных.

Территория огорожена каменной стеной, вход с двускатной деревянной крышей находится между двумя башнями. Левая - угловая, прямоугольная, внешне напоминает оборонительную башню крепостной стены. Со стороны монастыря в нее есть вход с широким крыльцом. Справа - маленькая круглая башня, за которой начинается прямоугольное здание с кельями. Кроме церкви, комплекс включает несколько хозяйственных построек и собственное кладбище.

Практическая информация

Адрес: Тульская обл., Одоевский р-н, с. Анастасово. Координаты GPS: 53.945022, 36.715576.

Село Анастасово находится рядом с Одоевом и в 66 км от Тулы , откуда в Одоев ходят автобусы: время в пути - чуть больше 1 часа. До монастыря можно прогуляться пешком или взять такси. На машине нужно ехать в сторону Суворова, через Воскресенское, при въезде в Одоев будет развилка с указателем на монастырь.

Монастырь назван «Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь.

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.

В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада — монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом.

Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока — прямоугольный в плане алтарь, с севера — оба придела — Валаама Хутынского и Екатерины — и между ними проход к колокольне, с юга — двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.

За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.

Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево — миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо — вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.

Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий — в третьем проеме, считая от трапезной.

Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения.

В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.

Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.

Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада — воздушнее и легче.

Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах.

В бесстолпной Анастасовой церкви, перекрытой единым сомкнутым сводом, две срединные лопатки, да и полукружия — только декорация. Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.

Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже — из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.

Шатровая колокольня — единственный сохранившийся образец этого типа на всем пути от Алексина до Белева.

Невысокая трехъярусная колокольня, построенная в 1674 году, повторяет традиционную схему «восьмерик на четверике»: на двух квадратных в плане ярусах высится увенчанный шатром восьмерик «звона». Во втором ярусе имеется небольшое помещение, именовавшееся в старину «казенкой». Поскольку первый ярус прорезан в двух направлениях широкими арочными проемами, все сооружение покоится на мощных угловых устоях. Декоративное убранство колокольни ограничивается красивыми наличниками окон «казенки» и ширинками на парапетах яруса «звона».

Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960г.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой — председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

Сейчас уже сделаны крыши, двери, в приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения, есть надежда, что в скором времени будет восстановлено все.