Архимандрит тихон шевкунов где служит. «Сечин в рясе»
Село НовоникольскоеИстория. В 1627 г. в с. Новом, что на р. Дубна, стояла деревянная церковь «без пения». Село в то время называлось Новым и принадлежало кн. Никите Леонтьеву и кн. Фоме Иванову. Затем селом владели: Загряжские, Волынские, Дмитриевы-Мамоновы, Голицыны, Трубецкие и другие.
В 1827 г. в селе поставили каменный храм, и сначала освятили во имя свт. Николая , а в 1836 г. переосвятили в честь Вознесения Господня.
В церкви устроили два придела: во имя свт. Николая и во имя свв. апп. Петра и Павла.
В 1931 г. церковь закрыли и использовали как склад.
В 1991 г. образовался приход Вознесенского храма. Храм почти полностью восстановлен. Богослужения совершаются регулярно.
Святыни. В храме находится чтимая Иверская икона Божией Матери , писанная в конце XIX в. на Святой Горе Афон , и частица св. мощей свт. Иннокентия Московского.
Адрес : 141900, Московская обл., Талдомский р-он, с. Новоникольское.
Проезд : от Москвы с Савеловского вокзала до ст. Вербилки (89 км), далее автобусом (3 км).
Усадебная церковь в стиле "ампир" выстроена в 1818-1827 гг. на средства Е.М. Савеловой. В советское время закрыта, утрачен световой барабан и верхние ярусы колокольни. В 1991 году возвращена верующим, реставрируется. Главный престол - Вознесения Господня, правый - Николая Чудотворца, левый - Петра и Павла. По правому престолу церковь часто именуется Никольской.
В 1627 году в селе Новом, на реке Дубне, стояла деревянная церковь вверх шатром, без пения. В 1715 году при Николаевской (деревянной) церкви были: священник Фокий Артемонов с сыном дьячком Василием. Село Ново-Никольское в то время называлось селом Новым. И одна половина села была за князем Никитою Леонтьевым сыном Шеховским, а другая — за князем Фомою Ивановым сыном Квашниным. Затем селом владели Григорий Афанасьевич Загряжский, стольник князь Иван Михаилович сын Коркординов, Артемон Сергеевич Матвеев, стряпчий Петр Артемьев сын Волынский, стольник Афанасий Михайлович Дмитриев-Мамонов. С 1744 года владела селом жена князя Александра Борисовича Голицына Александра Ивановна, рождённая Гендрикова: а в 1790 г. село было продано Прасковье Ивановне, рожденной княгине Трубецкой.
В 1827 году на месте стоявшей деревянной церкви была построена каменная. В 1831 году она значилась как церковь святителя и Чудотворца Николая. В 1836 году значится уже как Вознесенская, имеющая два престола. А от 1853 года имеются данные о церкви Вознесения Господня с приделами Святителя и Чудотворца Николая и святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
По данным 1836 года известно, что приписной церкви нет. Ближайшая церковь Преображения находится в селе Гарях (ныне нос. Запрудня) в 4-х верстах. Прихожан мужского пола 815, деревень — 6, дальняя из них находится в 7-ми верстах, в сообщении с ними причту препятствий нет. При церкви служат: священник, диакон, дьячок, пономарь. Земли имеется 33 десятины, которая значится в общем владении с помещицею Елисавстой Михайловной Савеловой. Причт получает от означенной помещицы содержание. Капитала, положенного на вечное обращение при церкви нет, а также никаких оборочных статей не имеется, также и источников к содержащие причта никаких нет.
Причт церкви в 1831 году: священник Емелиан Космин — 51 год, дьячок Павел Иванов — 33 года, пономарь Александр Иванов — 28 лет. Причт церкви в 1836 году: священник Емелиан Космин Кореннов, дьякон Феодор Иванов, дьячок Иван Алексеев Воронов, пономарь Константин Михайлов Суворов. В должности Благочинного Введенский священник Константин Беляев.
Среди местных жителей существует предание, что возле церкви были захоронены члены семьи основателя Вербилковской фарфоровой фабрики Гарднера.
В 1931 году принимается решение о закрытии храма, после чего ее помещение использовалось под склад. К концу 80-х годов от церкви сохранились только стены.
Вновь открытый приход был образован в 1991 году. В это время богослужения проводились в стоящем рядом с церковью деревянном доме и велось восстановление здания церкви. В храме имеется чтимая Иверская икона Божией Матери, писанная в конце прошлого века на Афоне, и частица святых мощей святителя Иннокентия Московского.
Информация предоставлена настоятелем храма Архангела Михаила в г.Талдоме Московской области священником И. Шугаевым. http://hram-tver.ru/kalyazinrn/nikolavselzahklz.html
Приходская церковь при усадьбе построена в 1818-1827 гг. в южной части села, на берегу ручья, в стиле ампир, на средства Е.М.Савеловой. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция центрическая с колокольней. Кубический объем четырехстолпного храма под карнизом завершался световым барабаном, ныне утраченным и замененным декоративным деревянным. Притвор соединяет церковь с колокольней из трех кубических ярусов. По центру боковых фасадов церкви поставлены четырехколонные портики, стены храма в нижней части рустованы. Главный престол Вознесенский, приделы Никольский (справа) и Петропавловский (слева). Внутреннее убранство новое. Возвращена верующим в 1991 году в весьма тяжёлом состоянии, ремонтируется.
Московская область. Село Новоникольское Талдомского района. Несколько километров от Вербилок. Когда-то именно Новоникольское, а не Вербилки, было главным населенным пунктом в округе, и «главным» храмом был именно этот - в честь Вознесения Господня.
Это сейчас все знают только про Вербилки и восхищаются уютным красивым , который восстановили там недавно. Ведь Вербилки для всех - это фарфоровый завод, а села и деревни вокруг - это как бы «подле» и что-то маленькое. Как Новогуслево, например, где давно стоит
Или, вот, село Новоникольское - где храм Вознесения Господня тоже разрушали, но недавно полностью восстановили.
Между тем, в 19 веке именно Новоникольское было «главнее». Роскошная даже по городским меркам церковь - прямое тому свидетельство. Например, на территории храма расположена еще и часовня - такое в селах нечасто встретишь: чтобы и храм, и большая каменная часовня при нем:
Правда, в честь какого святого или праздника была освящена эта часовня мы не смогли узнать. Да и выглядит недействующей…
Как, кстати, закрытой оказалась и территория самой Знаменской церкви в Новоникольском. Очевидно, открывается она только в воскресные и Праздничные дни.
Какой контраст с Вербилками, где службы тоже не каждый день, но храм открыт всегда! В общем, кажется всё говорит о том, что сейчас Новоникольское это просто маленькое село, в котором живет пара сотен человек…
В XIX веке тоже жило не больше, но в селе Новоникольское располагался дом наследников Гарднера - того самого, кто основал известный на всю страну Вербиловский Фарфоровый Завод. То есть, это было как бы не рабочее село, как Вербилки, а господское. Может быть, именно поэтому тут был воздвигнут большой каменый храм. И по летописи приход до революции составлял почти 1000 человек - то есть, в него сходились со всей округи. (И с Вербилок также - потому что свой храм рабочие получили только в 1911 года, хотя несколько лет до этого Литургии там служили тоже - но в здании профессиональной школы)
Храм Вознесения Господня с колоннами - такой немного латинизированный стиль, классицизм. Колонны. Много храмов в селах вы видели с колоннами?
1923 год - церковь в Новоникольском закрывают, колокольню рушат, всё рушат, оставляют только стены:
1992 год - жизнь в приходе возобновляется, и сейчас храм в Новоникольском - снова предстает перед нами во всей красе. Даже в такую слякотную раннедекабрьскую погоду 🙂
До села Новоникольское можно добраться на поезде или на машине.
На машине: от Москвы по Дмитровскому шоссе примерно 100 километров от Москвы, чуть дальше Вербилок (или чуть ближе них, если ехать со стороны Запрудни).
На поезде: до платформы Вербилки по Савеловскому напралению. Чуть больше полутора часов. Дальше - 10 минут на такси или несколько остановок на автобусе до села Запрудня.
По Москве ходит такая история: «Одного из чиновников принимают на высокую должность. Советник Путина по кадрам Виктор Иванов как бы между прочим спрашивает: а как относишься к православию? Кандидат был подкованный и ответил правильно. «А почему бы тебе не окреститься?» – задушевно спросил Иванов и тут же позвонил модному священнику, настоятелю мужского монастыря на Лубянке отцу Тихону. И они вместе приняли нового работника – и в лоно церкви, и в ряды администрации».
Многие из нынешней элиты могут про себя сказать: «Все мы вышли из одной купели». А нательный крестик стал так же важен, как раньше – партбилет. Доживем ли мы до того дня, когда вороватых чиновников будут насильно постригать в монахи – одному Богу известно. Ну, может, еще отцу Тихону. Молва и источники (которые нельзя указывать) упорно называют его личным духовником президента Путина.
– Что я вам, Ришелье какой? – не без кокетства отвечает на такие подозрения сам отец Тихон.
Вера поТИХОНьку
В Нью-Йорке на встрече с руководством Русской православной церкви за рубежом Путин чуть не оконфузился. В шеренге благообразных старцев ему нужно было узнать самого главного – митрополита Лавра. ВВП чуть замешкался, потом уверенно направился к священнику с самой длинной бородой. Следующий кадр запечатлели все телекамеры. Щупленький, невысокий монашек подскочил к Путину и развернул его в нужном направлении. «Монашком», направившим президента на верный путь, был архимандрит Тихон.
Вскоре священник сам дал интервью греческой газете «Страна», после которого его прочно записали в «духовники Путина» – слишком уж много душевных тайн президента знает батюшка.
– Президент России, – сказал отец Тихон журналисту, – действительно православный человек, который исповедуется, причащается и сознает свою ответственность перед Богом...
Свечку на исповеди президента, конечно, никто не держал. Но многие хотели бы знать: в чем и перед кем кается Владимир Путин?
Душа человека – потемки. А что творится в душе президента страны, простым смертным и вовсе неведомо. Человек, протоптавший туда дорожку, не может быть заурядным. Об отце Тихоне ходят полярные оценки – от восторженных до резко ругательных. Для смиренного православного монаха – даже слишком полярные. Нам, бывшим советским людям, трудно представить отношения главы государства со своим «духовным отцом». В конце концов, не спрашивает же он у него благословения на подписание законов? Поэтому с кем только отца Тихона не сравнивают – и с Григорием Распутиным, и с Гришкой Отрепьевым и другими монахами, влиявшими на царей и на судьбы страны.
Житие Георгия Шевкунова
Отец Тихон моложе своего «духовного сына» – Путина на 6 лет, но, говорят, они даже характерами похожи – оба очень энергичные. Сближает их, видимо, и то, что отец Тихон интересуется политикой.
До монашества у Тихона была обычная советская жизнь, и в молодости он даже пережил «богемный период».
Тихон – имя монашеское, в детстве будущего архимандрита звали Георгий. Соседи помнят его как Гошу.
– Гоша с детства был очень болезненным. Астма, пневмония, хромота – физически слабый, что и говорить, но темперамент у него всегда был огонь, – вспоминает один из студенческих друзей Шевкунова.
– Я его прекрасно помню, – говорит дворничиха из соседней с Шевкуновыми квартиры на южной окраине Москвы на улице Красного маяка Роза Тавлиханова. – Его мама до сих пор у меня за стенкой живет. Гоша приезжает к ней, но не часто. Знаю, что мама долго не принимала его решение уйти в монастырь. Но сейчас вроде успокоилась. У Гоши все хорошо, ездит по заграницам. Недавно он сделал для своей мамы евроремонт в этой квартире. Он с детства очень отзывчивый был. Если я болела, всегда забегал: вам лекарств не купить? У Гоши было два закадычных друга, и с обоими несчастья произошли. Один сошел с ума и лечится сейчас в психбольнице. А второму стало плохо с сердцем в метро, и он умер.
– Пришел я на вступительный экзамен во ВГИК, а там сидят абитуриенты – дядьки взрослые, бородатые. А впереди, смотрю, мальчик на вид лет 12 от силы, – вспоминает однокурсник Владимир Щербинин. – Это и был Гоша Шевкунов. Поступили мы оба. И подружились. В студенчестве он был одновременно и любимцем курса, и, можно сказать, хулиганом. Только не спрашивайте подробностей – все равно не расскажу.
Сокурсники Шевкунова до сих пор помнят, как он подрался с одним будущим известным журналистом. Тот, кстати, этого не забыл и до сих пор пишет про давнего обидчика критические гадости. (А некоторые слова и поступки неоднозначного священника Тихона на самом деле дают к этому повод.)
– У нас во ВГИКе преподаватель был по древнерусскому искусству, – продолжает воспоминания Щербинин. – Он был православный человек даже в то, советское время. И мало того, что не скрывал этого, так еще студентам рассказывал такие вещи, которые больше негде было почерпнуть. Мы даже после занятий собирались... У Гоши появилась своя Библия – тогда ее трудно было достать, но он у нас всегда шустрый был.
После окончания института интерес к религии у выпускника-кинематографиста не прошел. Георгий Шевкунов поехал во Псково-Печорский монастырь – один из главных православных центров в советское время. Здесь жил известный старец-провидец ХХ века Иоанн Крестьянкин – он и стал духовным отцом для будущего архимандрита.
– Георгий жил в монастыре наездами лет 8, – вспомнил Владимир Щербинин. – Работал на скотном дворе. Когда он принял решение постричься в монахи, мама его долго не благословляла. Она – ученый, всю жизнь занималась микробиологией. Время было советское, и понять увлечение сына религией ей было трудно. Смирилась она только через 8 лет.
Георгий-Тихон не прогадал. Его ждала жизнь интереснее любого кино.
Сам себе режиссер
Тихон стал нетипичным монахом. Вокруг новоиспеченного послушника возникало слишком много скандальных сюжетов – с ним, Тихоном, в главной роли. Недоброжелатели называли это «саморекламой», а друзья – следствием слишком живого характера.
Приняв постриг, Тихон переехал в Донской монастырь в Москве. Однажды ночью монастырь сгорел, и Тихон во всеуслышание обвинил во всем неких «иностранных агентов».
Вскоре в церковных стенах разыгралась еще одна «голливудская» история. Патриарх отозвал наместника Сретенского монастыря Георгия Кочеткова, а на его место назначил «своего человека» – молодого и преданного Тихона Шевкунова. Сретенский монастырь находится в центре города, на Лубянке. Церковь и государство тогда начали стремительно сближаться, и оставлять на таком важном месте «неуправляемого» Георгия Кочеткова и его сторонников было неосмотрительно. Изгнанные монахи уходить не хотели, поскольку своими силами восстановили здание, разрушенное в советские годы.
– Мы придем один раз, проведем службу во дворе, потом второй раз. А в третий раз мы явимся сюда с казаками, – тихим голосом сказал новый наместник монастыря на Лубянке.
– Мы так и сделали, – рассказал Владимир Щербинин, который в итоге стал иконописцем и оказался свидетелем дележа монастыря. – Дело было зимой, и после службы на морозе Тихон сильно простудился. Но не отступил.
Следующий раз на территории монастыря он появился с «черной сотней» – боевым казачьим подразделением под православными знаменами. Сторонники Георгия Кочеткова сдали монастырь без боя.
После этой истории про Тихона стали говорить: у него «бульдожья хватка».
Из наместнического кресла уже были видны окна кабинета Владимира Путина, где бессмертная душа будущего президента в то время трудилась на должности директора ФСБ.
Дорога к храму
О том, как встретились два лубянских начальника, ходят разные версии.
Одна гласит, что Путин сам пришел в храм, потому что тот был поблизости от его работы.
Другая версия: Шевкунова и Путина познакомил генерал КГБ, сейчас – депутат Госдумы Николай Леонов. Путин еще только начинал «ходить в разведку», когда Николай Леонов уже стал вторым человеком в Первом управлении КГБ и, как говорят, курировал лично Фиделя Кастро и всех наших джеймсбондов на американском континенте.
– Я в этом процессе не участвовал, – развенчал Леонов с ходу эту версию. – И самого президента я в Сретенском храме не видел. Я слышал, у него собственная церковь на Валааме. Думаю, и в Москве ему есть где справлять личные, неполитические ритуалы. Но в Сретенском храме среди прихожан я частенько вижу бывшего генпрокурора Владимира Устинова, министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, представителя президента по ЦФО Георгия Полтавченко, депутата Сергея Глазьева...
Окружение Тихона настаивает на самой бытовой из всех версий знакомства.
– Отец Тихон проводил восстановительные работы в монастыре – строил, перестраивал... Но чтобы возить грузы по Лубянке, а тем более копать, нужно было специальное разрешение – там же самые разные провода под землей пролегают... За таким разрешением нужно было идти к первому лицу ФСБ – Путину то есть, – рассказал Владимир Щербинин. – Так они и познакомились.
Придворный монах
Тихон громко приветствовал вступление Путина в должность президента и вслух порадовался «концу эпохи ельцинизма». В начале своей церковной карьеры пламенный монах любил звучные заявления по разным поводам. То клеймил введение ИНН, то выступал против приезда Дэвида Копперфилда в Россию.
А «серым кардиналом» Тихона начали называть после того, как он стал сопровождать Путина в разных важных поездках. В 2001 году под руководством отца Тихона первый «по-настоящему» православный президент России совершил поездку (в церковных кругах ее называют паломничеством) по северным монастырям России и святым местам Греции.
Перед смертью старца-чудотворца Иоанна Крестьянкина отец Тихон свозил к нему президента. Общались они с глазу на глаз целый час, и, как говорят, руководитель большой страны вышел потрясенный и немного растерянный и будто бы даже сказал:
– Совсем мало времени осталось...
Наконец, в Нью-Йорке на встрече по объединению РПЦ с Русской православной церковью за рубежом Владимира Путина сопровождал опять же отец Тихон. Такая близость к первому светскому лицу даже вызывает законную ревность в рядах РПЦ. Неслучайно один из бывших «подчиненных» Шевкунова по Сретенскому монастырю уже дослужился до епископа, а Тихон все еще архимандрит.
Демократы шепчутся об антилиберальном влиянии Тихона на Путина.
– У нас никогда не бывает никаких паршивых демократов, только патриоты! – похвастался мне «чистотой рядов» прихожан один из частых посетителей храма на Лубянке.
– Тихон всегда исповедовал консервативно-патриотические взгляды, – утверждает генеральный директор информационно-аналитического центра «СОВА» Александр Верховский. – Если коротко: православие, самодержавие, народность. Он из государственников в рясах. Но вряд ли он духовник президента, скорее просто один из его советников по церковным вопросам.
О попе и его работниках
При Тихоне Сретенский монастырь разбогател. Хор монахов выступает в Кремле и даже гастролирует за границей. Лубянское подворье, как меня убеждали, выпускает и продает больше православной литературы, чем вся Московская патриархия. Батюшка – хороший хозяйственник. Но для некоторых дел только его и Божьей воли мало. Нужна еще президентская.
В 2000 году по просьбе Патриарха правительство передало в собственность Сретенскому монастырю памятник федерального значения – бывшую усадьбу племянника генерала Ермолова в Рязанской области с шикарным особняком, дворовыми постройками и большим английским парком. Там, где несколько веков назад жил родственник легендарного покорителя Кавказа, будет основан скит – нечто вроде загородной резиденции Сретенского монастыря. Многомиллионные восстановительные работы ведет государственная структура – Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации.
Я хотела заехать и посмотреть, как будет устроен монашеский быт в бывших хоромах. Но туда никого не пускают:
– Вы что! Это мужской монастырь!
И не придерешься.
Рядом с усадьбой был отстающий колхоз. Его отдали монастырю как полезную нагрузку к усадьбе.
– Подвели нас под монастырь, – хохмят колхозники. Но сильно не ропщут. Для них средняя зарплата 3400 рублей в месяц – уже неземная благодать. Раньше и этого не было. Инвесторы в рясах уже вложили в хрюшек и буренок 17 миллионов монастырских денег, а вместо колхозной рухляди закупили новые тракторы. Работники в хозяйстве наемные, а финансовый директор – монастырский, отец Гермоген знает бухгалтерию, как «Отче наш». Хоть и называет себя на старый лад – эконом.
В Москве отец Тихон тоже явно претендует на расширение своей территории – монастырь давно настаивает на отселении «неудобных соседей» – французской школы. Какое-то время назад два богоугодных заведения открыто конфликтовали. Но «крестовый поход» против школы не удался – поднялись ученики, родители, пресса. Клерикалам пришлось отступить.
– Сейчас они нам даже помогают – с уборкой территории например. Но мы боимся, что это лишь затишье перед бурей, и никаких интервью не даем, – сказали мне в администрации школы. И повесили трубку.
Кто еще претендует на душу президента
Душа у президента широкая. Говорят, в последнее время на свое место в ней появились и новые претенденты от церкви. Один из главных в этом списке – старец Кирилл, духовник трех последних российских патриархов, в том числе и Алексия II. Ушел в монастырь после Великой Отечественной. Отец Кирилл живет в резиденции Патриарха Алексия, и, как рассказывают, к нему до сих пор стоит очередь из страждущих совета, благословения или исцеления.
Другой – настоятель Валаамского монастыря игумен Панкратий. Одного того, что Путин подарил Валааму яхту за 1,5 млн $, достаточно, чтобы поверить в особую расположенность президента к северной обители. Чиновники и бизнесмены тоже задаривают Валаамский монастырь: недавно им отписали Зимнюю гостиницу и преподнесли мобильную дизельную электростанцию.
Есть в этом списке и один из одноклассников Путина, который стал монахом и священником в одном из крупных столичных храмов. При слове «Путин» он бросает трубку. А вживую держится с той особой самоуверенностью, которую дает близость не только к Богу, но и к президенту.
Назначение епископа Тихона (Шевкунова), имеющего славу «духовника Путина», главой Псковской митрополии взволновало и озадачило церковно-политический мир. Одни решили, что это – шаг к патриаршеству, другие – что наоборот: ссылка. Ответ стал понятен сейчас.
Епископа Егорьевского Тихона назначили в Псковскую митрополию со всем возможным пафосом – на заседании синода в имперском здании Святейшего Правительствующего Синода на Сенатской площади. Через три дня, 17 мая, патриарх Кирилл возвел его в сан митрополита.
Статус «духовника Путина», от которого владыка Тихон никогда не отказывался, но никогда его и не подтверждал, является спорным. Со второй половины 90-х он был игуменом Сретенского монастыря в Москве недалеко от Лубянки и, как считается, там свел дружбу со многими деятелями этого ведомства, в том числе Владимиром Путиным. Даже если владыка Тихон не является его духовным отцом – они хорошо знакомы, епископ часто сопровождает президента в поездках и т.д.
В какой степени внешние друзья помогают епископу Тихону двигатьcя по карьерной лестнице в церкви, а в какой – это следствие его собственных талантов, не так важно. Важно, что до недавнего момента он был наместником Сретенского монастыря (формально его главой является сам патриарх), ректором Сретенской же духовной семинарии и главой Патриаршего совета по культуре. А также викарием (то есть епископом без подведомственной территории) Московской епархии.
В околоцерковных кругах епископ Тихон традиционно рассматривается как главный конкурент патриарха Кирилла. Набожные чекисты с горячим сердцем и чистыми руками, говорят, любят его гораздо больше, чем сребролюбивого и амбициозного Кирилла. К тому же Кирилл – экуменист, целовался с папой римским, западник и модернист. Хуже того – есть подозрение, что в глубине души он считает «священство выше царства». Тихон гораздо больший традиционалист, никакими скандалами не запятнан, учился во ВГИКе и, говорят, очень располагает к себе в общении.
Поэтому рукоположение Тихона в епископы в 2015 году многие восприняли как шаг к патриаршему престолу. 2,5 года он был викарием и теперь, наконец, возглавил Псковскую митрополию. Это – второй шаг, так как патриархом может быть избран только епископ, имеющий опыт руководства территорией. Плюс небольшое повышение статуса – с рядового епископа до митрополита.
Первое время было непонятно, что такое есть назначение владыки Тихона в Псков. Действительно подготовка в патриархи или ссылка из Москвы, которая должна уменьшить его влияние.
Однако события последних дней расставили точки над i. Митрополит Тихон снят с поста наместника Сретенского монастыря и ректора духовной семинарии. Знакомые с каноническим правом источники подтвердили «Городу 812», что юридически Тихон мог, будучи правящим архиереем Псковской митрополии, руководить и монастырем в Москве. То есть его смещение носит, скорее всего, политический характер. Видимо, патриарх Кирилл старается лишить конкурента связей с Москвой, формальных поводов появляться в столице и ходить вокруг Кремля. Теперь для него другой кремль – псковский. Правда, за Тихоном остается должность главы совета по культуре, но это совсем не то, что монастырь у Лубянки. Да и надолго ли? Кроме того, Сретенский монастырь был для митрополита Тихона важным источником доходов, которого он лишился и который вряд ли сумеет компенсировать епархиальный налог с древней, но бедной Псковской митрополии.
В этом смысле примечательна биография митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия. Он окончил Ленинградскую духовную академию, работал в Отделе внешних церковных связей, был одним из близких к патриарху Алексию II человеком – в общем, готовый кандидат в его преемники. Существует версия, что именно следствием конкуренции между ним и тогдашним главой Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым) стали события, вошедшие в историю как «Табачный скандал». В 1997 году «Московский комсомолец» опубликовал серию статей, в которых рассказывал, как РПЦ зарабатывала на беспошлинном ввозе в страну табака и алкоголя. Газета называла Кирилла, который, по ее версии, стоял за этими событиями, «табачным митрополитом».
В 2003 году, когда состояние здоровья Алексия ухудшилось и подготовка к битве за патриаршество вступила в решительную фазу, Мефодий был снят со всех своих постов и отправлен окормлять православных Казахстана. Патриаршее кресло, впрочем, освободилось только в 2009 году, и лишь через год после этого Мефодию удалось вернуться на родину, в Пермскую епархию, где он и пребывает по сию пору.
Однако источник силы Тихона – во внешнем мире, и аппаратное поражение внутри РПЦ не может существенно его ослабить. И помешать ему появляться в столице патриарх не сможет (это только рядовому священнику епископ может запретить отлучаться с территории епархии). Поэтому, возможно, ссылая Тихона в Псков, патриарх Кирилл поступает и по-христиански, но явно не в соответствии с правилами борьбы за власть. Которые гласят, что лучше вообще не нападать на врага, чем оставлять его недобитым.
Впрочем, сам митрополит Тихон сразу же приступил к работе на новом месте, то есть отнесся к своему назначению не как к досадной формальности, отвлекающей его от важных дел в Москве, а как к серьезному занятию на продолжительное время. Он уже снял настоятеля главного храма Пскова – кафедрального Свято-Троицкого собора, стоящего в центре Псковского кремля. А наместник исторического Псково-Печорского сам написал заявление по состоянию здоровья.
Станислав Волков