Арийский язык. Группы индоевропейской семьи языков

- (от санскр. aria человек иранского или индийского племени). Индоевропейские и зендские языки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРИЙСКИЕ ЯЗЫКИ от санскрит, aria, человек иранского или индийского… …

И Арийские народы см. Арийцы и Индоевропейцы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

То же, что индо иранские языки … Справочник по этимологии и исторической лексикологии

У этого термина существуют и другие значения, см. Языки мира (значения). Ниже представлен полный список статей по языкам и их группам, которые уже есть в Википедии или обязательно должны быть. Включены только человеческие языки (включая… … Википедия

Языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число Я. м. от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно ввиду условности различия между разными языками и диалектами одного языка). К наиболее распространённым Я. м … Большая советская энциклопедия

Языки мира - Языки мира языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно, потому что различие между разными языками и диалектами одного языка условно). К наиболее распространённым… …

И ЯЗЫКИ индогерманск. происхождения греки, римляне; романские, славянские, германские племена: происходят от арийцев. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. АРИЙСКИЕ НАРОДЫ И ЯЗЫКИ народы и языки … Словарь иностранных слов русского языка

Текст Ригведы … Википедия

Иранская Таксон: группа Ареал: Средний Восток, Средняя Азия, Северный Кавказ Число носителей: ок. 150 миллионов Классификация … Википедия

Индоиранские языки - (арийские языки) ветвь индоевропейской семьи языков (см. Индоевропейские языки), распадающаяся на индийские (индоарийские) языки и иранские языки; в её состав входят также дардские языки и нуристанские языки. Общее число говорящих 850 млн. чел … Лингвистический энциклопедический словарь

Книги

  • Языки мира. Реликтовые индоевропейские языки Передней и Центральной Азии , . Книга является очередным томом энциклопедического издания "Языки мира", которое создается в Институте языкознания РАН. Данный том посвящен ряду ветвей индоевропейской языковой семьи,…

Лет сорок тому назад думали, что сродство языка подразумевает собой родство по крови, и было в обычае говорить об арийской семье и арийской расе. Затем маятник отклонился в противоположную сторону, и Опперт установил: «что есть арийские языки, но совсем нет арийской расы». Можно спросить себя, не зашла ли реакция слишком далеко. Можно допустить, что слово «арийский» должно быть рассматриваемо в принципе скорее как лингвистический термин, чем как этнический, и что, хотя арийские языки восходят к общему корню, но народы, говорящие на этих языках, по большей части совсем не имеют кровного родства. Но так как арийский язык должен был получить начало у одной из рас, среди которой он в настоящее время в употреблении, то было бы правильно исследовать, которая из них всего вероятнее его образовала.

Арийцы до разделения бродили, без сомнения, как кочевые охотники и пастухи на весьма обширной территории, мало-помалу размножаясь и постепенно включая в свой состав другие племена. Значительную часть изменений первоначального арийского языка приписывают тому, что арийский язык перешел к расам неарийским. На основании соображений антропологических и археологических мы видели, что из четырех неолитических рас Европы две должны быть оставлены в стороне как не имеющие никакого права представлять первоначальных арийцев, и что из двух остальных вероятность очевидно склоняется в пользу короткоголовой расы Центральной Европы. Лингвистические указания должны быть теперь приняты в соображение, и нам предстоит исследовать взаимные отношения арийских языков и поставить себе вопрос о том, как они дифференцировались, каким образом первоначальный арийский язык мог развиться и мог ли он быть языком той расы, которая, с другой точки зрения, имеет, по-видимому, главные права на представительство первоначальной арийской расы.

Существует в настоящее время девять семейств арийского языка: индусы, армяне, эллины, италийцы, кельты, тевтоны, литовцы или летты и славяне. Сверх того, были многие семейства, ныне угасшие, каковы фригийцы, даки и фракийцы.

Семейства, имеющие наиболее тесные отношения, могут быть сгруппированы вместе, что дает шесть семей вместо девяти, это будут семьи: индоиранская, армянская, эллинская, кельто-италийская, тевтонская и литовско-славянская.

Зенд и санскрит связаны столь тесно, что мы можем предположить существование производящего языка, общего обоим этим языкам, которые мы назовем, для удобства, индоиранскими. Точно так же литовский, с одной стороны, тесно связан со славянским и, с другой стороны, менее тесно с тевтонским.

Старые традиции классической филологии, ведущие начало с того времени, когда известны были лишь две арийские литературы, привели к мысли, что два классические языка, латинский и греческий, были двумя языками-братьями, весьма тесно связанными между собой; но это мнение в настоящее время уступает тому убеждению, что наиболее тесное сродство существует между языками италийскими и кельтическими, что греческий приближается более всего к языкам индоиранскому и армянскому.

Шмидт лишь перечисляет девяносто девять слов, находящихся в греческом и индоиранском, и сто тридцать два, находящихся лишь в греческом и латинском. Некоторые из этих последних суть, однако, слова, относящиеся к цивилизации, или наименования животных и растений, по всей вероятности, не первоначальные.

Факт более важный это то, что приращение и аорист с удвоением существуют лишь в греческом и индоиранском и что эти языки обладают также особенными формами неокончательного наклонения. Имена шести греческих божеств могут быть объяснены из санскрита, тогда как лишь три имени общи греческому и латинскому языкам.

Мы видели, что тогда как некоторые слова, относящиеся к пастушеской жизни и зачаточному земледелию, общи латинскому и греческому языкам, наименования оружия различны; греческие совпадают по большей части с санскритскими, а латинские - с кельтическими. На относительные сроки разделения указывают также и имена числительные. Первоначальные арийцы умели считать лишь до ста. Слово, обозначающее тысячу, обще в греческом и санскритском, но не в латинском. Латинский и кельтский языки имеют общее выражение, обозначающее тысячу, и та же общность существует для литовского и германского.

Из этого мы заключаем, что разделение греческого и латинского, а также латинского и литовского имело место сравнительно рано, но что разделение латинского и кельтского, греческого и индоиранского, литовского и германского произошло в эпоху сравнительно недавнюю.

На основании других соображений языки италийские, по-видимому, гораздо более тесно связаны с кельтским, чем с греческим. Умбры, самый северный из италийских народов, находились географически в соприкосновении с кельтами, но они должны были быть отделены от эллинов иллирийцами. Исчезнувшие языки фракийский и дакский образовывали, вероятно, связь между греческим и кельтским.

Бакмейстер{230} определил при помощи названий местностей прежнюю область кельтского языка. Она заключала в себе долины Рейна, Майна и верхнего Дуная, точно так же, как Бельгию, Великобритании и части Швейцарии и Франции. Кельтическая территория составляла большую центральную область арийских языков. Она простиралась к востоку до границ Дакии, если только сама Дакия не была членом кельтической группы.

Характерное кельтическое имя «Lugdunum» повторяется в названиях «Лаона, Лейдена» на нижнем Рейне, «Лиона» на Роне и на верхней Гароне у подошвы Пиренеев. Мы находим «Batavodurum» у устья Рейна и «Boiodurum» при слиянии Дуная с Инном.

Южная Германия, прежде чем она была тевтонизирована завоевателями, пришедшими с севера, была занята кельтами, что доказывается кельтическими именами, встречаемыми в долине Дуная и даже в долине Савы{231} . Через Карниолию, служившую большой дорогой, по которой прошло столько нашествий на Италию, умбры - народ, язык которого имеет близкое сродство с языком кельтским, могли достигнуть долин Северной Италии.

Одними из самых древних и глубоких морфологических изменений арийского языка являются те, которые отличают языки кельто-италийские. Таково образование нового страдательного залога, нового будущего и нового прошедшего совершенного. На основании этого предполагают, что языки кельто-италийские, может быть, уже отделились в то время, как остальные арийские языки оставались соединенными. Кельто-италийское единство менее явственно, чем единство языков индоиранских или славяно-литовских, так как происхождение его относится к эпохе, более отдаленной.

Сродство кельтского языка с тевтонским менее глубоко, чем кельтского с латинским. Оно наблюдается главным образом скорее в словах, относящихся к цивилизации, чем в морфологическом строении, и обнаруживает скорее политическое верховенство и географическое соприкосновение, чем первобытное органическое единство.

Сродство тевтонского семейства со славяно-литовским более значительно и более полно, так как оно существует не в одних лишь словах, относящихся к цивилизации, но и в грамматике. Окончательное разделение славян и тевтонов должно было произойти сравнительно поздно. Языки славянские и тевтонские вообще совпадают в терминах металлургии, но различествуют в словах, касающихся оружия, земледелия и мореплавания. Между языками славяно-литовскими и тевтонскими существует тесное соотношение, на которое указывает тот факт, что те и другие меняют первоначальное bh на m в окончании некоторых падежей; перемена эта не встречается в других арийских языках. С другой стороны, сродство между славяно-литовским и индоиранским языками обнаруживается в том факте, что в шестнадцати приблизительно словах они изменяют первоначально k на s , какого изменения не бывает в тевтонском языке. Иранское наименование bhaga , обозначающее верховное божество, обще также славянам и фригийцам, но не встречается ни в греческом, ни в латинском. Итак, славяно-литовское семейство образует связь между иранским и тевтонским языками, тогда как греческий, с одной стороны, приближается к иранскому, а с другой - к италийским языкам.

В настоящее время допускают вообще, что европейские языки не менее архаичны, чем языки азиатские, принимая во внимание, что литературные памятники санскрита восходят к эпохе, более отдаленной, чем памятники языков европейских. Зенд, как мы сказали, может восходить к шестому веку до Р.Х., а санскрит - к десятому. Но современный персидский язык сохранил гораздо меньше из первоначальной арийской грамматики, чем какой бы то ни было другой арийский язык, за исключением английского. Он освободился от склонений и хотя и сохранил некоторые из личных суффиксов глагола, но потерял старые времена. Языки новоиндусские, вышедшие из диалектов или прокритов около десятого века по Р.Х., потеряли большую часть архаических черт, отличающих санскрит. Средний род исчез, новое множественное число и новые окончания заменили старые формы, а окончания времен заменились новыми формами, производными от причастий. Нельзя сомневаться, что это различение старых форм было ускорено, если не вызвано тем, что индийские неарийские племена усвоили себе арийский язык.

У литовцев произошло обратное. Язык не распространился, и те, кто говорит на нем в настоящее время, являются, по всей вероятности, прямыми потомками людей, говоривших на литовском языке две, а может быть, и три тысячи лет тому назад. Из этого произошло то, что грамматические формы в нем уцелели в степени гораздо более заметной, чем в каком-либо другом из существующих арийских языков. Между существующими языками один литовский язык сохранил двойственное число и старинное склонение. Его фонетическая система не ниже такой же системы санскрита; а в некоторых отношениях даже более архаична, хотя санскритская литература почти на три тысячи лет старше литературы литовской, ведущей свое начало лишь с начала восемнадцатого века.

В итоге латинский, кельтский и литовский языки суть те, которые наименее удалились от первоначальной системы созвучий. Языки славянские и индоиранские образовали большое число свистящих и других согласных.

В первичном арийском языке была лишь одна свистящая и две носовых, но в санскрите четыре свистящих и пять носовых. Головные или язычные согласные, составляющие особенность индусских языков, произошли, как думают, вследствие древних дравидийских влияний. Прежде думали, что первоначальный арийский язык имел один лишь звук для р и л , но в настоящее время думают, что их было два, так как европейские языки в этом отношении первобытнее азиатских; точно так же раньше думали, что индусская система гласных была примитивнее европейской системы, но в настоящее время между учеными в ходу скорее противоположное мнение. Греческий язык сохранил старые времена глагола лучше, чем латинский, и удержал двойственное число. Санскрит нормально заменил родительным прежний творительный, встречающийся в латинском senatu-d и в осканском fructu-d и исчезнувший во всех других арийских языках, за исключением зендского. Латинский, однако же, образовал три новых времени: будущее на bo , прошедшее несовершенное на bam и прошедшее совершенное на vi ; пример: amabo, amabam, amavi. Италийские языки, как и кельтский и литовский, создали также средний залог, ставший впоследствии страдательным.

Греческий язык более архаичен, чем латинский, тем, что он сохранил старинный средний залог, двойственное число, старинные времена и первоначальные склонения. Дорийские и эолийские диалекты более архаичны, чем классический греческий, без сомнения, потому, что иранские греки были менее чистыми арийцами по расе. Потеря дигаммы и склонность к зетацизму у ионийцев произошла, может быть, вследствие смешения с преарийским населением, от которого были изъяты дорийцы. Латинский язык, однако, был более, чем греческий, верен первоначальной системе согласных. Так, латинский сохранил первоначальную гортанную, которую греческий часто меняет на p или t. Так, латинские слова quis и quinque соответствуют греческим τις и πέντε или πέμπε. Латинский сохранил начальную шипящую, которую греческий изменяет в придыхательную. Так, латинские слова sex, septem и socer в греческом становятся έξ, έπτά и έκυρός.

Мы находим то же изменение qv в p в валлийском и галльском, но не в ирландском или латинском. Так, латинское quatuor становится в ирландском cethir и pedwar в валлийском. Изменение происходит также и в осканском, и в умбрийском, где говорится pan вместо quam и pis вместо quis. Латинский сохраняет также старинную полугласную у (представляемую через j ), которая в греческом меняется в h или в z. Так мы находим jecur и jugum вместо ήπαρ и ζυγόν. Итак, вопреки большей древности санскритской литературы, казалось бы, что некоторые из европейских языков по своему морфологическому строению, а еще более по своей фонетической системе столь же архаичны, как и азиатские языки.

В общем выводе языки, наименее изменившиеся, суть литовские, языки, изменившиеся наиболее, суть тевтонские. Почти во всех отношениях языки короткоголовых народов Центральной Европы: литовский, славянский, кельтский, умбрийский, латинский и греческий-дорийский, ближе подходят к первоначальному арийскому типу, чем тевтонский, язык длинноголовых обитателей берегов Балтийского моря. Таким образом, казалось бы, что литовцы имеют наибольшие права быть представителями первоначальной арийской расы, так как их язык представляет меньше фонетических потерь, проистекающих от приобретения различными народами чуждого им языка.

В современном мире мы знаем о существовании множества языков, которые делятся даже на совершенно разные языковые группы, и подгруппы. Множество народов веками не могут понять друг друга, и тысячи и тысячи людей бьются над изучением языков других стран, чтобы помогать в общению с иностранными государствами.

Но все мы наверняка помним старую сказку, описанную и в библии, и в старых преданиях, и в легендах всех народов. Ее все хорошо помнят по легенде о Вавилонской Башне. В ней говориться о том, что был у людей Единый язык, и говорили на нем всея, от мала до велика, и от старо до Млада. Но в один прекрасный день, по тем или иным причинам (в разных легендах по -разному описывают причину) Языки вдруг все перестали понимать друг друга. Древнеславянская культура потеряла изначальный вид.

Раньше язык был един, так как и народ был практически един, а те Расы, что не были едины с народом Великим, на языке том тоже общались, ибо был он все понятен и Всеобразен. Так гласят нам Веды об этом времени.

Всеясветная Грамота Руси Великой, обнаруженная в 1979 году А. Ф. Шубиным-Абрамовым, датируется приблизительно возростом в 150 000 лет до р. х., а найденные ими записи приблизительно имеют возрост (намеренная замена буквы в корне на “о”, по смыслу старославянского языка) 7500 лет до н. э.

Изначально язык был один, и имел он несколько видов записи в плоскостной системе, т. е. начертательные виды, - древнеславянская письменность. Основных таких видов было четыре (два основных и два вспомогательных):

Да’Арийские Тьраги — они передавали многомерные величины и многообразные руны. В последствии часть этих символов легла в основу криптограмм Крито-Микенской Культуры, а также иероглифического письма Египта, Междуречья, а в последствии Древнего Китая, Кореи и Японии.

Х’Арийская Каруна (руника) — Жреческая письменность из состава 256 рун, легшая в основу древнего Санскрита и языка Деванагари (от слов “Дева на Горе “, ибо благодаря ему, древние жрецы Индии и Тибета с гор передавали свои послания и знания людям, через жриц. демонстрирующих языком тела похожие на руны фигуры)

Расенские Молвицы — Этрусское Письмо славян и Ариев, легшее в основу древнего финикийского алфавита.

Самое распространенное Свято Русское письмо (Буквица) — Обладая образностью структуры и разными видами записи (Буквица, глаголица, Черты и резы) оно легло в основу многих европейских языков, в том числе Латыни и Английского.

Глаголица , или торговое письмо, которое использовалось для оформления сделок и торговых договоров.

Черты и Резы , от слов чертить и резать, его еще называли берестяным письмом. Оно было простым и повсеместно использовалось для бытовых записей и сообщений.

Язык был един, а способов записи его было множество. А позже различные народы все дальше и дальше расходились от своих первооснов и теряли связь с исконными предками. И теперь видоизменив свои языки практически до неузнаваемости, они перестали понимать друг друга.

Круто, да? Наш древний язык стал основой для всех языков современной цивилизации.

Кто такие арии? Этот вопрос будоражит современные умы. Однако его еще хоть как-то могут понять любители истории. Актуальным он стал при власти Адольфа Гитлера в нацисткой Германии. Немецкая теория «чистой расы» - следствие ошибки исследователя Макса Мюллера - до сих пор не дает покоя некоторым людям. Одни относятся к ней крайне негативно, особенно в нашей стране, другие пытаются найти рациональное зерно. Однако сейчас актуален другой вопрос: "Кто такие славяно-арии?" Он очень удивляет профессиональных историков, социологов и политологов. Постараемся все же разобраться, откуда пошел этот термин и кто такие арии.

Понятие «славяне»

Мы постараемся рассуждать объективно, можно сказать, с научной точки зрения, насколько вообще правомерно так говорить. Славяне - это этнос, а не народ. Отличие в том, что под этносом подразумевается совокупность народов, которые имеют общие исторические корни. Еще в начале 1 тысячелетия нашей эры славян уше подразделяли на три ветви: западных (совр. кашубы, лужичане, чехи, словаки и др.), южных (совр. сербы, хорваты, македонцы и др.), восточных (совр. русские, украинцы, белорусы). Конечно, название у многих историков было различным: анты, склавины и т. д. В истории нет достоверных сведений о едином праслявянском народе. О нем рассуждают только лингвисты на основании анализа языкового сходства и различия. Именно по ним определяется примерное отделение одной группы славян от другой, влияние других культур, местности и т. д. Нет ни одного настоящего ученого, который бы использовал термин «славяно-арии» в своем труде. Откуда такой миф? Постараемся разобраться.

Мифы и реальность

Два не связанных друг друга понятия - «славяне» и «арии» - объединил некий Александр Хиневич. Его последователи понесли идею в массы. Несмотря на то что славяне и арии - это такие же несочетаемые понятия, как, например "желтый - холодный", идея понравилась многим. В нашей стране набирает популярность «родоверство», т. е. вера в предков. Под модный тренд переписываются календари, праздники, часовые пояса, фразеологизмы и т. д. Этому есть объяснение: коммунизм, с его отказом от христианства, породил несколько бездуховных поколений, которые отказались принять христианство при его возрождении. И "славяно-арии" пришлись как нельзя кстати. Кроме этого, новая религия, неоязычество, стала «истинной», альтернативной. Фактически она превратилась в протест общественной системе. А это привлекало молодых романтиков во все времена. Добавим сюда отказ от нравственности, обрядов - и мы получим идеальную религию. Главный постулат - "мы верующие, но от нас ничего не требуется" - сделал идею неоязычества привлекательной. На этом фоне внушить идею не просто «родоверства», а славяно-арийства не представляется сложным.

Кто такие арии

Изучение данного понятия началось в XIX веке. В Европу в это время стали попадать искаженные переводы индийских шастр. Серьезные работы по этому вопросу принадлежат Артуру Авалону, который впервые начал исследовать данную тему. Массовая популярность автора привела к росту подражателей, менее талантливых, которые и начали тиражировать "сенсации" в своих работах.

Считать, что арии - единая раса, нация, ошибочно. В индийский шастрах действительно упоминается о неком едином пранароде, который является якобы предком всех былых людей. Эту мысль развил француз Артюр де Гобино, который создал расовую теорию. Он и назвал арийцев единым народом, от которого произошли все остальные. Идея получила не просто популярность, а масштабное развитие при власти Адольфа Гитлера. Он видоизменил заявив о превосходстве германцев над всеми остальными, а немцев включил в число прямых «чистых» потомков, в отличие от других - «грязных, полукровных».

На самом деле такого понятия, как по отношению к единому народу не существовало. Тогда откуда же берутся мифы? Кто такие арии? Не придумали же их искусственно.

В древнейшем своде индийских законов - "Манавадхармашастре", термин «арья» переводится как «благородный». Так именовались представители высших каст - брахманы, кшатрии, вайшьи. Т. е. это три высшие касты пранарода, говоря современным языком - «сливки общества». Помимо ариев, этот народ имел и две других касты - шудры и чандалы.

Арий - друг или враг?

Несмотря на это, допустимость существования единого праиндоевропейского народа не отменяется. Многие европейские и близки между собой. Все они принадлежат к группе индоевропейских. Следовательно, можно допустить, что был все-таки единый народ. Историки считают, что под этим понятием следует считать группу племен Древнего Ирана. Дословно «арий» переводится с как «друг». И в то же время как «враг». Противоположное значение одного и того же слова - распространенная практика древних языков. Т. е. это мог быть как друг, так и враг. Возможно, это был человек из чужого племени. Т. е. ариец - иноплеменник, происходящий из другой родовой общины. Он может быть действительно другом, а затем сделаться врагом. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана. Он как раз и отвечает за дружбу и гостеприимство.

Украина - родина арийцев?

Большинство исследователей сегодня склоняются к тому, что арии жили на территории Древнего Ирана. Не нужно привязывать его к современному шиитскому государству на Ближнем Востоке. Его территория относительно невелика. Древний Иран - это огромные территории Иранского плато, Средней Азии, Казахстана, севера Кавказа и Черного моря. Именно поэтому среди украинских историков бытует мнение, что праевропейцы жили именно на территории современной Украины более 5 тыс. лет назад.

Гипотеза о едином пранароде

Существует гипотеза, что единый пранарод (индоевропейцы, арии) разделился на две ветви: иранскую и индоарийскую. Сам термин «иран» означает «земля ариев». В подтверждение этому ученые доказали схожесть и иранской Авесты. Согласно теории, из единого Ирана отделилась группа, возможно, одно из племен, и примерно в 1700-1300 гг. до н. э. ушла в Индию, где и осталась окончательно. Если это действительно так, то теория о происхождении праевропейцев с территории Украины имеет право на существование.

Лингвистическая теория

Лингвисты также поддерживают территорию происхождения ариев из Восточной и Центральной Европы, так как здесь единый язык разветвляется на множество диалектов, что логично при его естественном развитии на одной территории. В Индии же только одна индоевропейская ветвь, что говорит скорее о миграции, а не о происхождении и развитии. К тому же здесь пришельцы столкнулись с группой, говорящей на местных языках, что в дальнейшем отразилось на развитии языка в целом.

Курганная гипотеза

Археологи также склоняются к тому, что арийцы первоначально обитали на территории Причерноморья. Артефакты знаменитой ямской культуры приводятся в качестве доказательств. Считается, что тут изобрели первые колесницы, которые позволили захватить быстро огромные площади. Подобные теории, к сожалению, порождают псевдонаучные измышления на базе научных фактов. Мол, прямые потомки арийцев - русские, немцы, украинцы или кто-либо еще. На этом фоне и появляются различные славяно-арии. Возможно, что общие предки и произошли с территории Причерноморья, однако в дальнейшем расселились и разделились со временем на множество других народов, а впоследствии их потомки вернулись на эти земли. Последователи исключительности и «чистоты» одной нации в сравнении с другими манипулируют этими фактами, привязывая древний единый корень только к одному листочку, а не к целому дереву.

Культурное наследие ариев

Арии оставили после себя множество письменных памятников. Это "Веды", "Авеста", "Махабхарата", "Рамаяна". Из кочевого народа они превратились в оседлых земледельцев. Разводили коров, коней. Были знакомы с орошением, умели ковать медные и золотые изделия. В качестве основного оружия использовали лук и стрелы. Ярко выраженного кастового строя они не имели, как в Индии. Однако верхушка иерархии - жрецы и аристократы - пользовалась огромным влиянием.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что единой расы арийцев, возможно, никогда и не было. Скорее всего, благодаря некая группа племен, возможно, даже не близких родственно, распространила свое влияние на огромные территории. Отсюда появление единого индоевропейского языка народов, которые никогда не были близки исторически.

Однако однозначного ответа на вопрос о том, кто такие арии, нет. С каждым днем мы все отдаляемся от него, а научные теории сменяются лженаучными утверждениями. Вполне возможно, что арии - народ, который распространил свое влияние. Но не исключено, что это группа неродственных, но похожих в культурном плане племен, расселившихся по разным сторонам от единого центра.