Аутотренинг в журнале наука и жизнь. Аутотренинг и сопротивление материалов

Медитация. Самовнушение. Аутотренинг. Самые эффективные психотехники Акимов Борис Константинович

Глава III Авторские методики, или C медитацией по жизни

Самый первый опыт медитации, а вернее, мои попытки научится управлять собой, связаны с аутотренингом Щульца. Эта методика публиковалась в журнале «Наука и жизнь» сорок лет назад. Я не добился значимых успехов в самовнушении. Оно до сих пор является для меня тайной.

Но Щульц пробудил во мне интерес к изучению психологии и медицины. На первом же курсе мединститута я записался в кружок на кафедре психиатрии и полностью удовлетворил свое любопытство в вопросах самовнушения и гипноза.

Потом было кунг-фу с медитативными практиками дзен. Потом йога. Потом современная западная психотерапия. Опять йога на более серьезном уровне (раджа, кундалини, тантра). И конечно, ученики и пациенты.

В процессе какие-то методы оставались. Какие-то отсевались. Если меня не устраивал метод, я придумывал новый.

У меня есть две медитации, которые не требуют условий. Я их практикую постоянно при наличии свободного времени. Есть люди, которые жалуются, что им скучно. Я совершенно не понимаю этого. У нас в голове есть мозг, вот и развлекайтесь с ним. Медитация вам в помощь.

Первая – это практика шуньяты (пустоты). Ее достоинство в том, что она может продлиться от нескольких секунд до многих часов. Сиди себе где угодно и останавливай поток сознания до посинения. В смысле, появления божественной синевы.

Вторая – Маха-шваса. Обязательное выполнение – после любых водных процедур и перед сном. Очень приятно.

Однако в нашей жизни, помимо высшей цели, есть и простые вещи. Предлагаю вашему вниманию несколько оригинальных и, главное, эффективных практик, чаще других применяемых мною в жизни и профессиональной деятельности.

Из книги Интеллектуальная собственность в бизнесе: изобретение, товарный знак, ноу-хау, фирменный бренд... автора Дашян Микаэл

Из книги 100 способов заработать деньги в трудные времена автора Попов Александр

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Глава 6 УВОЛЬНЕНИЕ – КОНЕЦ ЖИЗНИ ИЛИ НАЧАЛО НОВОЙ, ЛУЧШЕЙ

Из книги Психотехники влияния. Секретные методики спецслужб автора Лерой Дэвид

Из книги Бойся… но действуй! Как превратить страх из врага в союзника автора Джефферс Сьюзен

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

Из книги Как написать книгу за неделю автора Гришин Александр

Из книги Большая психологическая игра, или Игра не в тренинге автора Телегина Ирина Олеговна

Покажите преимущества методики Важный вопрос, вытекающий из того, какую проблему решает книга. На определенном этапе чтения всегда возникает вопрос инструментов – то есть при помощи чего, как именно написать книгу за неделю. Если бы я был приверженцем написания книг

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

Из книги Креативный подход в командной работе автора Нуайе Дидье

Истоки методики воспитания талантов Всемирно известный скрипач, участник квартета Синити Судзуки, он на примере обучения игре на скрипке раскрыл принципы воспитания таланта в целом и назвал свой метод «методом воспитания талантов». В 1946 году маэстро организовал в

Дата публикации или обновления 02.08.2017


«Здоровое тело - продукт здорового рассудка»

Бернард Шоу


Как в наш стремительный, пересыщенный событиями и информацией век сохранить физическое и душевное здоровье? Существуют ли общедоступные средства эмоционального уравновешивания психики? Относятся ли к ним химические «лекарства настроения» (транквилизаторы седуксен, мепробамат , некоторые антидепрессанты и другие) и когда их нужно принимать? В чем суть аутогенной тренировки, о которой в последнее время много говорят и пишут? Каковы механизмы ее и возможности? Можно ли аутогенную тренировку применять самостоятельно?

Эти вопросы часто задают не только люди, страдающие нервными расстройствами, но и здоровые, испытывающие большое нервно-психическое напряжение в силу особенностей своей профессии или бытовых неурядиц.

Ленинградские ученые, авторы недавно вышедшей книги «Психогигиеническая саморегуляция» (Ленинградское отделение издательства «Медицина», 1977 год) профессор Владимир Семенович Лобзин и кандидаты медицинских наук Георгий Соломонович Беляев и Ирина Анатольевна Копылова отвечают на эти вопросы и дают практические рекомендации, как тренировать нервную систему, характер, чтобы стать сильным, здоровым и волевым человеком.

Современная психофармакология создала новые химические препараты, позволяющие вмешиваться в обменные процессы мозговых структур, влиять на эмоции и на систему регуляции сна и бодрствования.

В народе тотчас же появилась вера в новые эффективные лекарства для регуляции нервной деятельности. Действительно, на первый взгляд все очень просто: вы принимаете разноцветное драже и освобождаетесь от «ненужных» эмоций, пьете снотворное и спите глубоким, пусть и искусственным сном. Вы человек занятой, а потому принять таблетку «на ходу» оказывается удобней, чем тренировать свою нервную систему, сознательно регулировать собственную нервно-психическую деятельность.

В чем же тогда преимущества аутогенной тренировки, о которой так много сейчас говорят?


С использованием материалов из цикла статей «Искусство управлять собой», профессор В. Лобзин, кандидаты медицинских наук Г. Беляев и И. Копылова, опубликованы в журнале «Наука и жизнь» №№ 7, 8, 9, 10, 11 1978 г.

  • Александр Хайкин окончил механико-математический факультет Ростовского госуниверситета. Однако затем его увлекла психология, он всерьез занялся научными исследованиями в этой области, защитил кандидатскую диссертацию. Основная часть его поисков была посвящена выявлению способностей человекообразных обезьян формировать абстрактные понятия и пользоваться ими в своей жизни. За ответом ему пришлось обратиться, естественно, к самим антропоидам, с коими у него состоялась многолетняя дружба. В Ростовском зоопарке, где он успешно проработал несколько лет. Теперь Александр занимается практической психологией с людьми. Сфера его деятельности - психологическое консультирование и ведение обучающих тренингов.

    Дорогие читатели! Я очень надеюсь, что этот и подобные материалы помогут Вам сделать все, что происходит внутри нас и в отношениях между нами, более понятным. Такие советы призваны помогать Вам побеждать прессинг внешних обстоятельств, решать проблемы общения с близкими и не близкими людьми, находить гармонию в своей душе и устанавливать дружеские отношения с собственным телом.

    Может показаться, что последнее как-то не входит в компетенцию психолога. Верно, лечить болезни тела - дело врачей. Однако причины большинства этих болезней - не в нашем сердце, бронхах, печени, желудке и прочих внутренних органах, хотя страдают, в конечном итоге, именно они. Причины - в наших нерешенных и часто "загнанных внутрь себя" психологических проблемах. Конечно, уже возникшую и далеко зашедшую болезнь необходимо лечить медицинскими методами. Но если психологическая причина не устранена, то и после излечения болезнь в каком-либо виде вернется опять. Как читатель уже, наверное, догадался, сейчас речь пойдет об одной из основных причин возникновения заболеваний, которые в медицине называются психосоматическими, то есть тех, которые даже по мнению врачей вызываемы психологическими причинами (гипертония, вегетососудистая дистония, язва желудка, бронхиальная астма и многие, многие другие заболевания), и конечно же об одном очень хорошем способе борьбы с этой причиной.

    Итак, наш небольшой разговор о двух понятиях, которые что называется "на слуху" у большинства сколько-нибудь интересующихся своим здоровьем читателей, хотя, уверен, на самом деле мало кому понятных. Уже давно известное изречение "все болезни от нервов" превратилось в расхожее - "все болезни вызывает нервный стресс" и хотя, в этом очень много правды, записывать эмоциональный или нервный стресс в наши враги не стоит.

    Если совсем серьезно, то стресс есть созданный природой механизм для подготовки к преодолению агрессии внешнего мира или адаптации к изменившимся условиям. Короче говоря, стресс - это психологические и физиологические изменения в организме, готовящие его к борьбе, бегству или переживанию чего-то нового. Становится ясно, что стресс просто необходим для функционирования организма и без него человеческая жизнь была бы попросту невозможной.

    Но в чем же опасность стресса? Во время борьбы стресс как бы расходуется, а по окончании - "выключается" за ненадобностью. Все неприятности начинаются в том случае, если действие, к которому подготавливал стресс, не произошло. И, самое неприятное, если необходимость в этом действии не отпала, но человек по каким-то причинам не может позволить себе его совершить. Например, воспитание не позволяет наорать на другого человека, но есть причина и очень хочется. Но мы уже подготовили себя к борьбе, "вооружили" себя стрессом: почувствовали гнев или ярость, у нас поднялось артериальное давление, участился пульс, напряглись мышцы и так далее. В таком случае, так же, как зажженный порох в старинном орудии, когда ядро застревает в стволе, разрывает пушку на куски, стресс разрушает наш организм изнутри, хотя подчас и медленно, но верно, вызывая болезни. Итак, понятно, что опасен не стресс сам по себе, а не "разряженный" стресс.

    Но как же "разрядить" или "выключить" неизрасходованный стресс? Стресс имеет три составляющих: эмоциональную, изменение внутрифизиологических показателей (частота пульса, давление, количество гормонов и т. д.), и, наконец, напряжение мышц. Можно попробовать излить агрессию или другие чувства, лежащие в основе стресса на неживой или воображаемый объект (японцы практикуют куклу начальника, с которой можно сделать все, что угодно). Можно "израсходовать стресс" в активных занятиях спортом. Но очень часто эти способы неприменимы или недостаточны.

    Но что же в таком случае можно сделать? Очень удачно "развалить" весь комплекс стресса может полное расслабление всех наших мышц. Поскольку эмоции и мышечные напряжения составляют единое целое и "железно" связаны друг с другом, мы, расслабляя те мышцы, которые обязательно должны напрягаться при той эмоции, которая была стержнем нашего стресса, "выключаем" эту эмоцию, а значит и весь стресс. Метод, позволяющий научиться полному мышечному расслаблению и использованию этого состояния для саморегуляции организма и психики называется аутогенной тренировкой или аутотренингом. Понятно, что освоивший этот метод научится не только "выключать" свои неизрасходованные стрессы, а значит ставить мощный заслон возникновению многих болезней, но также научится многим, очень полезным в жизни, вещам. Например, справляться со многими нежелательными эмоциями. Снятие мышечных зажимов само по себе гармонизирует энергетические потоки в организме. Умение снимать мышечное напряжение помогает "без проблем" засыпать и отдыхать за очень короткое время. И, что самое любопытное, полное расслабление мышечной системы вводит человека в измененное "релаксационное" состояние сознания. В этом состоянии организм особенно предрасположен выполнять приказы сознания, а психика - к восприятию внушений. В релаксационном состоянии человек способен руководить даже теми процессами в органах и тканях, которыми он в обычном состоянии по сознательному желанию, то есть намеренно руководить не может. Например, руководить работой сердца, желудка или справляться с вегетососудистой дистонией. С помощью внушения он может корректировать свое эмоциональное состояние.

    Если читатель обнаружил сходство между аутотреннингом и йогой, то тут нет ничего удивительного. Аутотренинг вполне можно считать вариантом определенной части индийской йоги, адаптированным для не имеющего специальной подготовки европейского человека. В своем освоении методика аутогенной тренировки не представляет особой сложности, хотя и требует упорства и внимательности. По аутотренингу издано немало литературы, но я рекомендую заинтересовавшимся овладением аутогенной тренировкой начинать занятия не самостоятельно по книгам и брошюрам, а на специализированных курсах, где каждому помогут найти свой путь вхождения в технику аутотренинга.

    Аутотренинг и сопротивление материалов .

    Аутотренинг –система саморегуляции, как способ управления внутренним состоянием.

    Мое знакомство с аутотренингом, как системой, произошло в далеком 1979 году. Я была студенткой архитектурного факультета Горьковского строительного института.
    Дело было летом. После сессии, у студентов была практика. Она была посвящена оформлению выставок наглядной агитацией. Сегодня это направление называется промышленный дизайн, а в советские времена специалист – художник – оформитель.

    студентка Архитектурного факультета_1979. Я слева_урок по скульптуре.

    студентка Архитектурного факультета_1979_Я слева_урок по скульптуре

    Советское образование было многопрофильным. Это давало возможность молодому специалисту «найти себя» на нескольких направлениях.
    Так и мне очень пригодились навыки, полученные на этой летней практике 1979 года. Но главная ценность для жизни, оказалась совсем иной. Так, нежданно, негаданно, я совершила важнейшее открытие, которое оказало благотворное влияние на всю мою жизнь.
    Задача перед нами стояла такая: пойти в институтскую библиотеку, взять подборки журналов по разным темам и посмотреть оформление, росписи, рисунки, шрифты, графику. Тогда специальной литературы не было, не было дизайнерских журналов. Страна была закрытой, и оформители черпали вдохновение именно в периодике, друг у друга, в окружающем мире и в тех редких зарубежных журналах, которые попадали в Советский Союз.
    Взяла я толстую подшивку журналов «Наука и техника», и принялась листать в поисках интересных оформительских идей.

    Творческий человек, он на то и творческий, что задание – заданием, а сама информация цепляет глаз и увлекает невероятно! Я засиделась, зачиталась, что-то себе зарисовала, и вдруг, наткнулась на незнакомое слово в заглавии статьи. Слово было: «Аутотренинг по системе Шульца». Что за штука такая?

    Большая журнальная статья рассказывала о возможностях человеческой психики. Представлены фотографии сидящего человека в расслабленной позе с закрытыми глазами. Странные фразы: «…рука совершенно спокойная, тяжелая, теплая… я совершенно спокоен, расслаблен…», привлекли мое внимание, заворожили. Они потянули магнитом, обещая молодому пытливому уму раскрыть необычайные тайны собственного сознания.

    Я, почему то, не стала рассказывать о своей находке подругам, интуитивно предположив, что рановато, и не ошиблась. Тема аутотренинга, чуть позже, была затронута в советских фильмах, как чудачество отдельных граждан, которых выставляли клоунами, наивными и жалкими. Что, мол, сколько не говори: «халва», во рту слаще не станет.

    Общая тенденция любого времени - высмеивать все новое, непонятное. Так большинство тогда прошло мимо этого мощного открытия, лишив обывателей простой, но действенной системы саморегуляции и управления стрессом. А ведь, последующие события и испытания многие могли пережить более гладко, если б в арсенале человека было это мощное средство самопомощи.
    Сегодня вся психология пользуется многовариантными техниками, основанными на аутотренинге Шульца. Сам принцип известен человечеству издревле, но держался в секрете жрецами, как исключительные знания, которые могут быть доступны только избранным.

    Изучая эту статью тогда, интуитивно почувствовала, что мне попалась очень важная информация. Знала ли я, что спустя более 30 лет, буду вспоминать этот день, эту очередную студенческую практику и строгого молодого преподавателя в роговых очках (ботаник конкретный)? Он сердился, сердился на нас за «смехотулички» за разгильдяйство и отлынивание от работы. Он учил нас тонкостям и премудростям ремесла и повторял, искренне сокрушаясь нашей беспечности: «Учитесь, дурочки! Все это вам пригодится в жизни. Всегда на хлеб заработаете!». Он оказался прав на все 100%!

    Большинству из нас в последующие годы перестроечной смуты и революции капитала, развала великой страны очень пригодились те навыки художественного оформления. Всегда находили себе работу, если не постоянную, то «халтуру» и это поддерживало финансово.

    Я сделала это лирическое отступление сознательно, так как за тридцать с лишним лет могу утверждать, что ничего просто так не приходит в нашу жизнь, ничего, просто так не происходит. И судьба посылает нам людей и знания, события, знаки.
    Учиться понимать их, чувствовать грядущее – очень важное качество. Уметь слушать свои чувства, свое сердце, тоже очень важно.

    студентка Галина Конышева 1980 _Аутотренинг. Сопротивление материалов.

    Итак, продолжу. Я погрузилась в изучение аутотренинга. В той статье речь шла о том, что любой человек может управлять своим эмоциональным состоянием. Это как раз то, чего мне не хватало. Я была открытой, но ранимой и обидчивой, эмоционально активной и, порой, через край! А также были девичьи душевные раны, а еще страхи во время сдачи экзаменов по сопромату. (Кто помнит из творческих студентов эту науку – вздрогнет!)

    и сопротивление материалов.

    Как только у человека появляется новое знание, надо тут же применять его в повседневной жизни, получить результат, проанализировать его, сделать выводы.

    Так происходит развитие личности, увеличение разумности.

    Кафедра по сопромату – сопротивление материалов, (наука сложная, но необходимая в строительных профессиях), вызывала душевный трепет у всех без исключения студентов нашего вуза. Заведующий кафедрой был человек, по фамилии Чарушин, с черными гладкими волосами, зачесанными на редеющий затылок, носатый и гнусавый, абсолютно циничный и хамоватый «преп». Он мог высмеять вслух любого студента, или студентку, обругать, обозвать, понимая свою всесильность и невозможность обойти. Мне он напоминал крота из советского старого мультфильма «Дюймовочка».

    А еще, Чарушин терпеть не мог «архитекторов». Заходя в зал читать лекцию, он презрительно осматривал нашу аудиторию, швырял портфель на свой стол и сквозь зубы, в нос, громко заявлял, поднимая руку с указательным пальцем вверх: «Вашу архитектуру через 10 лет снесут всю к чертовой матери, а сопромат, - тут его голос переходил в грозный рык, - а сопромат –наука вечная!» Психологическое воздействие завершалось ударом кулака по столу на кафедре.

    После такого вступления, мы затихали за своими партами и ощущали себя зайцами в вольере охотника. И действительно, почему - то мы все, боялись Чарушина. Предмет завершался экзаменом на третьем курсе, но после этого экзамена, оказывалось то, что самые лучшие художники, самые способные и талантливые парни, были отчислены из института за неуспеваемость по сопромату, попадали в армию, и потом, к учебе уже не возвращались.

    У меня, спустя столько лет, есть подозрения считать, что эта кафедра во главе с Чарушином была в своеобразным фильтром 5 колонны для студентов. Всех талантливых убрать, конечно, не могли, но большой процент отсева архитекторов, шел именно с этой кафедры. Но это отдельная тема. По мне тоже прошелся молот «репрессий» Чарушина, его помощницы Юлиной, которая была дочерью ректора нашего вуза. Возможно, я напишу отдельным постом свою историю с «сопротивлением материалов».

    А сейчас у нас речь идет об , сопротивлении материалов и первом результате.

    То есть мы имеем ситуацию, когда есть человек, с которым вам надо общаться, хотите – не хотите. Человек, который имеет более сильную позицию, большую ресурсность. Вы от него зависите в какой – то мере, от его настроения зависит ваше будущее, ваша судьба.

    И этот человек оказывает психологическую агрессию. Если вспомнить Кастанеду, то это типичный представитель мелких тиранчиков.
    Вот такой набор смеси подавленного состояния и страха был у меня, когда мне надо было ехать в институт на сдачу курсовых, зачетов у этого преподавателя. Я избегала такие встречи, пряталась, прогуливала, чем только усугубляла свое положение и агрессию «препа». Это было похоже на удавку и однажды, наступил день, когда уже нельзя было отсрочить сдачу курсовой ни на один день. Все!

    После занятий я поехала домой, чтобы подготовиться (какой самообман) к сдаче работы, которая была назначена на вечернее время. Я находилась в тихой истерике, панике. Понимала, что не смогу от страха перед этим человеком, ответить на вопросы по теме, даже те, которые знала! Ах, построение эпюр изгибающих моментов и поперечных сил! Где найти поперечные силы, чтобы справить со своим состоянием? Какие еще изгибающие моменты применить, чтобы избежать неизбежной встречи?

    Паника сменилась апатией, я смирилась, как перед голгофой. И вот тут под рукой оказалась та самая статья из журнала про аутотренинг. Зацепившись глазами за абзац, строчка за строчкой, вчиталась опять в строки: «Я спокоен и уверен в себе»… Я бы посмеялась над собой, ведь в тот момент напрочь отсутствовала та самая уверенность и спокойствие. Но, повинуясь какому - то внутреннему чувству я приняла удобную позу, как было написано, прикрыла глаза и по памяти про себя стала повторять формулы внушения – цели.

    Так как я не знала, какой нужен результат, и что надо чувствовать, то мой разум не мешал упражнению, и тело быстро расслабилось, что выразилось в ощущении тяжести и изменении размеров тела. Казалось, что я стала огромной, раз в двадцать больше реальных размеров. Ощущения были новыми, ни на что не похожими, но приятными, комфортными.

    Прошло полчаса. Пора. надо завершать выходом из самовнушения, обратным отсчетом от 1 до 5-ти, с обязательной установкой на «бодрость» и «легкость».
    Я поднялась, потянулась и с удивлением обнаружила себя повеселевшей! Это было странно наблюдать, так как несколько последних недель я находилась в подавленном состоянии, сейчас мне надо было ехать на встречу, которую я откладывала всеми способами, и вдруг, мне стало наплевать, на то, что мне скажет зав. кафедры Чарушин: примет курсовую, или пошлет подальше! Закинув свои чертежи с эпюрами и расчетами в сумку, побежала на остановку автобуса.

    Подъехал желтый веселый «икарус», резко вздыбился у тротуара и принял в себя пассажиров. Набирая скорость и подпрыгивая на старом асфальте, он понес меня на высокий берег Волги, где и находился наш вуз. Удивительно, но жизнь опять засверкала красками! Город расцвечен вечерней иллюминацией, прекрасный уютный Нижний Новгород(тогда Горький). Волга под ажурным мостом шла мощным течением к морю, и сопромат с Чарушиным был не ведом ей. От великой реки мне передалось спокойствие, что – то произошло со мной. Новое состояние силы, я бы так это назвала.

    Во внутреннем пространстве, кафедра сопромата сжалась до пригоршни, уменьшились фигуры. Мое сознание расширилось до размеров города, реки, неба. Всего мгновение длилось это восприятие, но, как оказалось впоследствии, достаточно, чтобы изменить свою позицию «жертвы» на «победителя».

    Улица. Старинный вход в здание института, налево, 3-й этаж, пройти «стекляшку» (так студенты называли стеклянный переход из старого корпуса в новый). Двери кафедры, стенды с расписанием занятий, списки должников, примеры расчетов задач. Дверь. Все.

    Чарушин поднялся из – за стола, смеясь и рассказывая анекдот другому преподавателю кафедры, идя навстречу мне, по ходу спросил: «сдавать?» я кивнула. «Вот ему» - он тоже кивнул вглубь помещения, прошел мимо меня… Молодой преподаватель бегло глянул мои чертежи, что-то подправил, расписался и вернул мне.

    Это все?! Я не верила своим глазам и ситуации, но подпись стоит, я допущена к экзамену, мне ни слова не сказали… Это что? Чудо?
    Ошалевшая от неправдоподобности ситуации, я вышла на улицу и пошла к остановке. Мысли лихорадили. Я поняла, что это все ! Только этим можно было объяснить такой поворот событий. Прислушалась к себе – спокойствие и радость! Спокойная радость! А где мой страх? Где подавленность? Впервые, при встрече с Чарушиным, у меня не было ни одной негативной эмоции. Я не боялась его!

    А вот теперь, «…я ехала домой, душа была полна…». Душа была полна счастья, ощущения силы, всемогущества! И дело было не в допуске к экзамену, не в правильных эпюрах изгибающих моментов. Дело было в том, что у меня появился секрет Силы, уникальное знание, которое я буду применять теперь всегда, которое изменит мою жизнь. О, Шульц, какой ты? Как выглядишь? Какой ты молодец, что создал эту систему! Какой молодец редактор журнала, что напечатал эту статью! Какой молодец наш настойчивый куратор, что заставлял нас сидеть в библиотеке и искать идеи для оформления! Как я вам всем благодарна!

    Икарус летел по вечернему городу, заваливаясь на поворотах, Я держалась за поручни задней площадки у огромного окна автобуса. Улочки убегали вслед за фонарями, колеса подпрыгивали на кочках разбитого асфальта, и я подпрыгивала в резонанс, стараясь задержаться в невесомости. Дух захватывало от скорости, от радости, от предвкушения новой жизни с новым знанием.

    Вывод: У меня получилось с первого раза войти в правильное состояние , провести и выйти в нормальное состояние сознание, потому что, был высокий уровень стресса и длительного психического напряжения. Это позволило сразу ощутить разницу в состояниях «до» и «после», плюс, моментально была проверка по событию, с участием других людей. Слишком резкая разница в ощущении ситуации и как следствие, другой результат, более позитивный, не могли быть простой случайностью.

    Еще доказательством того, что сработал именно метод аутотренинга, то, что мое сознание не подвергалось внушению со стороны, так как об аутотренинге никто из моего окружения просто не знал! Я ни с кем не обсуждала это, и у меня не было ни единого мнения, как надо и как не надо. Это тоже был плюс к чистоте эксперимента.
    Отсутствие ожиданий – необходимое условие для любых техник по саморегуляции.
    Подтверждаю, что аутотренинг, разработанный Шульцем, прекрасный метод, для снятия любого психологического стресса, поднятия уверенности в себе и создания прекрасного творческого настроения.

    Перед сложными переговорами с трудными людьми, публичными выступлениями, вызовами жизни – это верный помощник в регуляции сознания и правильного настроя.

    В последствии, я многих своих знакомых научила этому способу изменения не ресурсного состояния в конструктивное и жизнеутверждающее. И мои близкие пользуются этим методом, когда заходят в тупик жизненных обстоятельств. Жаль, мы существа ленивые и вспоминаем о наших знаниях, когда надо срочно принимать меры, то есть, как в русской пословице: «пока гром не грянет, мужик не перекреститься».

    Я привела только один пример благотворного влияния аутотренинга на мое эмоционально-психическое состояние. Чуть позже истории с «сопротивлением материалов», я прекрасно исцелила «душевную рану» от расставания с молодым человеком, пережила свою «самую последнюю» любовь, как мне казалось раньше.

    То есть этот замечательный метод саморегуляции вошел в мою жизнь, как палочка-выручалочка для восстановления душевного равновесия и уверенности в себе. А молодые люди очень часто теряют свою здоровую самооценку из-за незнания жизни, правил социума и отсутствия правильных навыков, который приходит с опытом.

    Так, изучая метод аутотренинга, экспериментируя, постепенно выработался свой собственный прием, по количеству формул самовнушений и времени нахождения в аутотренинге.

    Все это в в следующей статье.

    Вы можете пройти недельный тренинг под моим наставничеством. Для этого заходите на facebook в мою группу: "Свобода от вредных привычек" https://www.facebook.com/svobodaot и там можете оставить заявку В этой группе я делюсь секретами психологии и саморегуляции.

    Ни один из перечисленных нами рецептов здоровья ничего не стоит без воли, без желания сделать свою жизнь здоровой и радостной. Только твоя собственная воля - а не умные книги, не слова врача и не постоянные упреки родителей - сможет сделать зарядку привычкой и не даст объедаться пирожными. Преодоление себя, собственной слабости и лени - самый мощный двигатель наших поступков, способный творить чудеса. Достаточно вспомнить историю "возрождения" Валерия Брумеля - рекордсмена мира, легендарного прыгуна 1970-х гг. Он добился фантастического для своего времени результата в прыжках в высоту: 2 м 28 см! После травмы в результате аварии врачи вынесли суровый приговор: если он и будет когда-то ходить, то только на костылях. И все же Валерий вернулся в спорт и смог взять снова 2-метровую высоту, доказав, что человек может победить себя. К жизни Валерия Брумеля вернула воля, помощь врачей и систематические изнурительные тренировки. В неделю он поднимал 47 т металла, 2500 раз подпрыгивал, держа на плечах штангу весом в 160 кг, много бегал. Волю можно воспитать - если есть желание. А начать можно с малого: решения ежедневно делать зарядку и обтираться влажным полотенцем.

    Внушение и самовнушение

    Внушение - способ воздействия на волю человека. Часто мы сами внушаем себе необходимость или вредность каких-то действий, результатом самовнушения могут стать и страхи. Только самовнушение виной тому, что мы населяем темную комнату "видениями", которые при включенном свете оказываются обычными и знакомыми предметами. Но самовнушение может и помочь победить страх перед темнотой. Способность к внушению - одно из характерных свойств нашей воли и психики. Нередко одни только спокойные слова - друга, мамы, врача - могут успокоить сердцебиение и снизить кровяное давление. На внушении, мобилизующем волю на борьбу с болезнью, основано действие многих народных целителей. Силой внушения - и самовнушения - объясняются и легенды о тысячах излеченных королями и папами. Так, хроники донесли до нас сведения о том, что английский король Карл (только за одну поездку по стране излечил 1633 больных, а Карлу ((за время его правления излечением обязаны были якобы все 100 тысяч больных!

    На внушаемости человеческой психики строится и действие гипноза. Так называют особое состояние, похожее на сон, которое вызывают искусственно на краткое время. Названо оно по имени древнегреческого бога сновидений - Гипноса. Гипнотизер использует способность нашего мозга оказывать тормозящее воздействие на психику и весь организм в целом. Открытие процессов торможения в деятельности центральной нервной системы принадлежит И.М. Сеченову - основоположнику отечественной физиологии. Во время гипноза, в отличие от обычного сна, только часть коры больших полушарий мозга оказывается под воздействием гипнотизера. Именно поэтому человек, находящийся в гипнотическом сне, может говорить и двигаться. В состоянии гипноза человек очень легко поддается внушению и может начать, подчиняясь указаниям гипнотизера, петь, хлопать в ладоши, прыгать через скакалку. Вот только заставить его делать то, чего он не делал в своей жизни и никогда бы не сделал, находясь в полном сознании, никакому гипнотизеру не удастся. Зато можно вылечить от страха, как произошло, например, с певицей, потерявшей голос из-за боязни выходить на сцену. Или, скажем, обучить иностранному языку. Метод гипнопедии - обучения во сне - был разработан в первой половине XX в. Впервые этот метод был применен в морском училище в США (штат Флорида) Д. Финнеем в 1923 г. В 1930-е гг. его применяли и в СССР. Правда, в дальнейшем этот метод развития не получил.

    Йога и йоги

    На внушаемости нашего сознания построена и древняя индийская система тренировки воли - йога (в переводе с санскрита "сосредоточение, усилие"). Первые упоминания о йоге дошли до нас с IX - VIII вв. до н.э. Йога - важная часть индуистской религии и индийской философии. Главное в йоге - достижение гармонии между земным и небесным, между человеческим телом и Космосом. Йога учит владеть собственным телом и духом. И те, кто постиг ее тайны, могут творить с собственным телом настоящие чудеса: ходить по раскаленным углям, спать на гвоздях. Йоги способны волевым усилием замедлять биение сердца. Будучи в состоянии самовнушения, засыпая, они почти ничего не чувствуют и могут находиться даже под землей, почти совсем без воздуха. Так йоги демонстрируют силу самовнушения. Но йога - это не трюки, а специально разработанная, проверенная многовековой практикой система тренировки организма. Элементы йоги используют в лечебной гимнастике врачи во всем мире. Доказано и уникальное действие йоги на работу мозга. Известно, например, что выдающийся индийский политик Джавахарлал Неру, практиковавший йогу, ежедневно стоял на голове в течение нескольких минут. Это создавало прилив свежей крови к голове, что помогало ему сосредоточиться и сохранять высокую работоспособность долгие годы. Правда, здесь есть один секрет: такие упражнения не принесут вреда только тому организму, который действительно хорошо подготовлен.

    Научитесь управлять собой

    Даже если вы не собираетесь спать на гвоздях и ходить по раскаленным углям, тренировка воли и умение управлять собственным телом и эмоциями обязательно пригодятся вам в жизни. Например, во время сдачи экзамена или перед выступлением на школьном конкурсе. Самовнушение - аутогенная тренировка - может стать и прекрасным "снотворным" средством. Достаточно расслабиться, и 6-8 раз повторить классические фразы аутотренинга: "я успокаиваюсь", "я совершенно спокоен", "ноги и руки тяжелеют", "мне тепло", "сердце бьется спокойно", "дыхание ровное", "веки слипаются", "я засыпаю". Убедиться в действенности аутотренинга просто - надо попробовать заставить свою волю работать на пользу себе.