Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях. Автоматизация звука «З» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи В лесу весной

ЗА – ЗО – ЗУ ЗЫ – ЗА - ЗУ

ЗО – ЗУ – ЗА ЗУ – ЗО - ЗА

ЗУ – ЗА - ЗЫ ЗО – ЗЫ – ЗУ

Слова с ударением на слоге:

Зал, заводь, замок, запах, запад, завтра, зайчик, коза, база, фазан, гроза, сазан, лизать, показать, наказать, указать.

Зона, золото, Зоя, зоб, зов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, Зорька, зонтик, горизонт.

Зубры, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, мазут, глазурь, разумный

Язык, возы, тазы, пузырь.

Слова без ударения на слоге:

Ваза, роза, база, Лиза, обуза, блуза, польза, береза, закон, завод, заноза, забава, загар, забор, загадка, мазать, заболеть.

Розу, вазу, Лизу, книзу, березу, разум, лозунг, зубок, зубной, зубец.

Грозы, козы, вазы, газы, березы, арбузы, морозы, музыка, козырек, пузырек, называть, показывать, наказывать.

Выучить чистоговорку:

За – за – за – вот идет коза.

Зы – зы – зы – нет козы.

Зу – зу – зу – не боюсь козу.

З №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З В СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Слова со стечением согласных:

Знамя, значок, званый, звать, злая, звонок, злой, звук, здание, здоровье, взор, взрослый.

Предложения:

У Зои ваза. В вазе розы. Зоя любит розы. Раздался звонок. Лиза звонко смеялась. Лиза опоздала в класс. У Зои болят зубы. Лиза рисует зайку. Знание языков полезно. Зоя знает азбуку. Лиза сдает экзамены. Роза сдала экзамены. Зоя работает на воздухе. Воздух полезен для здоровья. В здоровом теле здоровый дух. Завод выполнил задание. Коза привязана к забору. Зоя забыла зонт у Лизы. Зной изнурил туристов. Дети заходят в зал. На небе заалела заря. Зоя правильно расставила знаки препинания.

За селом затихла гроза. Занятия спортом – залог здоровья. В зале играет музыка. Захар забил железный гвоздик. Коза пасется на зеленой траве. Нужно знать, что где сказать. За белыми березами соловей звенит. За горами, за лесами, золотой кружок встает. Все с базара, а Захар на базар. Грузовик привез арбузы.

З №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА З ВО ФРАЗАХ И СТИХАХ

Запонки из золота – золотые. Зуб из золота – золотой. Небо в звездах – звездное.

Знакомое здание. Звонкий звонок звенит звонко. Золотом золотят. Замок замыкают. Запор запирают. Зарубку зарубают. Замазкой замазывают. Закладкой закладывают. Заготовки заготавливают. Заказы заказывают. Наказы наказывают. Загадки загадывают. Заколкой закалывают. Задания задают. Запеканку запекают. Заливное заливают. Заварку заваривают.

Ты мороз, мороз, мороз, У нас на улице мороз.

Не показывай свой нос. Мороз по всей земле,

И ветви хрупкие берез

Сверкают в хрустале.

Звенит метелками овес: И в первых отблесках зари

Мне повезло, Стоит хрустальный сад,



Я в поле рос! И на деревьях снегири,

Как яблоки висят.

Поросята были розовые,

От загара стали бронзовые.

Мама с ними не поет,

Мама их не узнает.

З №4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА з В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

(ребенок повторяет, а потом пересказывает текст)

В ЛЕСУ ВЕСНОЙ.

Редкий лесок. Ласково светит весеннее солнце. На деревьях надулись пушистые почки. Из коры березы закапал сладкий сок. Золотые пуховки украсили кустики ивы. Задремала на солнышке старая лосиха. У ног лосихи резвился забавный лосенок.

ПОМОЩЬ ЗАЙЦУ

Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Зоя принесла зайца домой. Девочка забинтовала зайцу лапку и посадила в ящик. Мама дала зайцу морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у заиньки срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Зоя с ребятами отнесла зайца в лес и выпустила на волю.

Тема: Автоматизация звука [ з ] в слогах, словах, предложениях.

Цель: закрепление правильной артикуляции звука [ з ] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задача:

    образовательная - закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.

    развивающая - развивать фонематический слуха, развивать тонкую и общую моторику, развивать зрительное внимание, память, восприятие, речевого дыхания.

    воспитывающая - формировать аккуратность к работе, самостоятельности, ответственности, усидчивости, умение помогать друг другу.

Оборудование: индивидуальное зеркало, предметные картинки на заданный звук, слоговые таблицы, листья (из бумаги), карандаш.

Ход занятия

I . Организационный момент:

Приветствие (здравствуй!), сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости

Поздоровайся с ними

Чтобы начать наше занятие, мы с тобой должны разбудить наш язычок. Давайте, сделаем гимнастику для язычка

Для этого нам нужно зеркальце

1) Артикуляционные упражнения (выполнять перед зеркалом)

- Лягушка - хоботок - зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка,

А теперь слоненок я,

оботок есть у меня.

- Качели - улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» – опустить кончик языка вниз, на счет «два» - поднять язычок вверх.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели

Даже солнышка коснулись

А потом назад вернулись.

- Часики улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

Влево - вправо кончик ходит,

Будто место не находит.

- Лошадка – улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком громко и энергично.

Рот широко открываю

К небу язык прижимаю

Прыгает вниз язычок

И раздается щелчок.

Молодец, а теперь немного мы подышим

II . Основная часть

1)Характеристика звука [з] по акустическим и артикуляционным признакам

- посмотри, кто к нам прилетел? (комарик)

Сегодня он будет помогать нам правильно говорить его любимый звук

Споем песенку комарика, какой это звук? (з-з-з)

- давай охарактеризуем звук [ з ]

согласный

бывает твердым и мягким

Молодец! А теперь немного мы подышим

2) Дыхательные упражнения

- надуть щеки и удержать набранный воздух (5 сек.)

На выдохе поем гласные звуки [а], [у], [о], [и]

Легко дуть на листок, лежащий на ладони

А сейчас мы посмотрим, что принес комарик?

Что это?

Какие то таблицы

А здесь еще что-то написано "слоговая таблица"- прочитай

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ

УЗ-ЫЗ-АЗ-ОЗ

Комарику понравилось как ты читал. Он предлагает поиграть в игру "Поймай звук"

3) Развитие слухового внимания

Я буду произносить слоги, а ты должен хлопнуть, услышав звук [з]

Слушай очень внимательно

ЗУ, АШ, СА, ЗО, МА, ЗА, ЖУ, УЗ, КО, ЫЗ, АС.

4) Физкультурная минутка

А теперь не большая разминка (встанем)

- Ушки : дотянутся ухом до плеча (плечи не поднимать);

-Карандаш : представьте у тебя на макушке карандаш, а над головой лист бумаги, необходимо нарисовать (круг, квадрат, треугольник);

Комарик принес еще один конверт

Так посмотрим

Конверт, как конверт

Давай заглянем внутрь?

Смотри, а здесь какие – то картинки?

Это еще одно задание для тебя

Назови что изображено?

КОЗА, ЗАМОК, АРБУЗ, ЗОНТ, ВАЗА, ИЗБА

Определи место звука в слове (в начале, середине, конце)

Молодец!

Комарик очень любит чистоговорки

Повторяй

За-за-за - вот идет коза.

За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу - накормлю козу.

Зу-зу-зу - не боюсь козу.

Зы-зы-зы - нет козы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

III . Итог

    Релаксация (волшебный сон - мелодия)

С кем играли на занятии? (комарик)

Какой звук он нам помогал произносить? (з)

Прямым или открытым называется слог вида "согласный+гласный".

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р"], [л], [л"]), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.

С ударением на слоге:
зал, зайка, запад, запах, завтра, коза, глаза, гроза, фазан, лизать, влезать, показать, наказать, приказать, указать;
зоб, зов, зона, Зотов, узор, возок, газон, дозор, Трезор, зоркий, зорька, золото, зонтик, горизонт;
зубы, везу, козу, внизу, грозу, ползу, грызу, лазурь, мазут, разутый, разумный, язык, возы, тазы, пузырь.

Без ударения на слоге:
база, ваза, роза, Лиза, блуза, польза, берёза, заря, завод, забор, загар, закат, замок, забава, забыть, затея, загадка, мазать, заболеть, заноза;
вазу, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, зубок, зубной, зубило;
вазы, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, музыка, козырёк, пузырёк, называть, показывать.

Слова со стечением согласных: звать, знать, знак, знамя, звонок, злой, звук, здоровье, взор.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Зоины заботы. Новая ваза. Вольный казак. Задняя лапа. 3аболели зубы.
У 3ои ваза. Береги глаза, Лиза. У Лизы роза. У Зои замок. Лиза моет вазу в тазу. У Лизы заноза. Зоя заболела. Ударили морозы. Лиза идет на завод. На заводе загудел гудок. Вова залезает на забор. Зотов повёл Трезора в дозор. Ната забыла дома зонт. Мама залила золу водой. Козы грызут кору берёзы. Зоя забыла закрыть замок. Налей в вазу воды, а то розы завянут. Зоя поехала за билетами. Зазвонил звонок на урок. Зоя купила два арбуза, и один оказался розовый. На дворе коза, у козы глаза. Зоя порезала ногу. Мама помазала рану йодом и завязала бинтом.

Выучить наизусть стихотворение.

Лезут козы
В грозу в лозу -
Лозу козы
В грозу грызут.
(И. Демьянов)

Как назвать зайку.

Задумала мать назвать маленького зайку Тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть. Заплакал заинька. Говорит матери: "Козлята разбегаются от меня!"
Тогда мать назвала его Волком. Идет заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.
- А как тебя зовут? - говорят телята.
- Меня зовут Волком, - говорит заинька.
Телята забодали заиньку:
- Вот тебе злой Волк!
Идет заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Подумала мать и назвала заиньку Зайкой.
Идет заинька опять играть. Звери узнали, как его зовут, и приняли в игру.
Заиньке это имя подходит. Так его за ним и закрепили.

Желаем удачи!

Речевой материал для автоматизации звука "З" у детей дошкольного возраста. Чистоговорки и стихи.

Цель: автоматизация звука "З" в речи ребенка.

Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука "З" в речи ребенка с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность ребенка.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука "З". Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук "З" я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра "Эхо").
Например: взрослый - "Упала ваза", ребенок - "За-за-за"
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорит ребенок. Второй вариант - это конкурс "Чтецов" - 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок. Еще на этом этапе мы играем в игру "Кто быстрее?" - берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, "ЗУ", а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
За-за-за - уходи домой коза.
Зу-зу-зу - моем зайку мы в тазу.
Зы-зы-зы - дали в школе нам призы.
Зы-зы-зы - забыла зонт у Лизы.
Зу-зу-зу - возьми козу.
Зы-зы-зы - от мороза вянут розы.
За-за-за - закрывай скорей глаза.
Зы-зы-зы - мы уселись на возы.
За-за-за - звезду заметила коза.
За-за-за - загремела гроза.
Зу-зу-зу - вез я вазу на возу.
Ез-ез-ез - на забор фазан залез.
Озы-озы-озы - у роз острые занозы.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

КОЗА-ЕГОЗА
За-за-за - коза-егоза.
Зу-зу-зу - ведут козу-егозу.
Зы-зы-зы - нет козы-егозы.

КОЗА
За-за-за - забрела в наш лес коза.
Зу-зу-зу - волк увидел ту козу.
Зы-зы-зы - испугался волк козы.

ВЕСНА
Зы-зы-зы - стояли зимою морозы.
Зы-зы-зы - сверкали снега как алмазы.
Зы-зы-зы - гремят снова майские розы.
Зы-зы-зы - зелеными стали березы.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
За-за-за - принесла шары коза.
Зы-зы-зы - день рожденья у козы.
Зэ-зэ-зэ - испекла коза безе.
Зу-зу-зу - все поздравили козу.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук "З". На данном материале потом проводится конкурс "Чтецов". Вот некоторые из них.

Подвязала Лиза розы,
Засадила две занозы.

Загрузили в кузов
Семь возов арбузов.

На базар брели козлы.
На рогах несли узлы.
Развязались все узлы.
И заблеяли козлы.

Я пасу в степи козленка.
У козленка голос звонкий.
"Ме!" - козленок мой сказал.
Он козу к себе позвал.

Позабыты все заботы.
Музыканты взяли ноты.
И на зорьке зазвенели
Звуки скрипки и свирели.

Зазвенел в лесу звонок,
Зайцы сели за урок.
Всё зубрят до темноты,
Как запутывать следы.

Ездил в праздник Захар
За арбузом на базар.
За арбузом на обед
Карапузу пяти лет.

Заболел у зубра зуб.
Отказался есть он суп.
Знахарь к зубру заходил,
Зубру зуб заговорил.

Рассказала Лиза сказку
Про принцессу Златовласку.
Золотые волосы
У нее до пояса.

На базар в базарный день
Завезли в тазу сирень.
И из таза доставали,
Всем задаром раздавали.

Изолированное произношение звука [З]

Упражнение «Комарик»

Комарик звенит: «З - з - з …».

Автоматизация звука [з] в прямых слогах

Упражнение «Здравствуй, пальчик».

Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит сначала одинаковые, затем различные слоги:

ЗА - ЗА - ЗА - ЗА

ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ

ЗО - ЗО - ЗО - ЗО

ЗУ - ЗУ - ЗУ - ЗУ

ЗА - ЗЫ - ЗО - ЗУ

ЗО - ЗУ - ЗА - ЗЫ

ЗУ - ЗО - ЗЫ - ЗА и т.д.

Автоматизация звука [з] в словах с прямым слогом (начало слова):

Забава, забияка, забор, завиток, завод, завтрак, загадка, загар, закат, закладка, зал, замок, заноза, запас, зарево, заря, затея, защелка, заяц, зоб, запах, зов, зодчий, зола, золото, зона, зонтик, зоопарк, зоренька, зубы.

Автоматизация звука [з] в обратных слогах

АЗ - ОЗ - УЗ - ИЗ

ЕЗ - ЁЗ - ЮЗ - ЯЗ

Автоматизация звука [з] в интервокальных слогах

АЗА - АЗО - АЗУ - АЗЫ

УЗА - УЗО - УЗУ - УЗЫ

ОЗА - ОЗО - ОЗУ - ОЗЫ

ИЗА - ИЗО - ИЗУ - ИЗЫ

Автоматизация звука [з] в в интервокальной позиции:

Арбузы, база, базар, берёза, блуза, ваза, газон, глаза, горизонт, гроза, коза, козырёк, лазурь, лозунг, морозы, музыка, позор, польза, разум, роза, узор, фазан, язык.

Автоматизация звука [з] в слогах со стечением согласных

ЗНА - ЗНО - ЗНУ - ЗНЫ

ЗМА - ЗМО - ЗМУ - ЗМЫ

ЗВА - ЗВО - ЗВУ - ЗВЫ

ЗДА - ЗДО - ЗДУ - ЗДЫ

ЗЛА - ЗЛО - ЗЛУ - ЗЛЫ

Автоматизация звука [з] в словах со стечением согласных:

Азбука, брызги, воздух, героизм, гнездо, езда, звание, звон, звонарь, звук, здание, здоровье, злак, знак, знакомство, знамя, знание, значок, зной, изба, избыток, название, призвание, разворот.

Автоматизация звука [з] в словосочетаниях:

Золотой значок, забытая база, звуки музыки, знакомая музыка, зоркие глаза, лизать сметану, новый зонтик, ночной дозор, полезная кукуруза, загадочный замок, заводной зайка, знакомая ваза, забавный зайка, забытая забава, золотые зубы.

Автоматизация звука [з] в предложении:

У Лизы мимоза.

У Зои замок.

Лиза моет вазу в тазу.

Зоя заболела.

На заводе загудел гудок.

Зоя забыла закрыть замок.

В зале звучит музыка.

В квартире раздался звонок.

В кузове машины везли арбузы.

Зоя купила в магазине зонтик.

Золотая запонка закатилась под диван.

Зоя помазала порез мазью.

Лиза звонко запела веселую песню.

Мама поставила в вазу незабудки.

Мы изучаем азбуку.

На вокзал поезд придет без опоздания.

На столе в вазе стояли розы.

С неба упала золотая звездочка.

Автоматизация звука [з] в чистоговорках:

ЗА - ЗА - ЗА - вот идет коза.

ЗА - ЗА - ЗА - отказали тормоза.

ЗА - ЗА - ЗА - улетела стрекоза.
ЗУ - ЗУ - ЗУ - мы поймали стрекозу.

ЗУ - ЗУ - ЗУ - везу козу на возу.

ЗЫ -ЗЫ - ЗЫ - утащили мы тазы.

ЗО - ЗО - ЗО - нам с тобой повезло.

ЗУ - ЗУ - ЗУ - розу я тебе везу.

ЗЫ - ЗЫ - ЗЫ - давно не было грозы.

ЗОЙ - ЗОЙ - ЗОЙ - козлята идут с козой.

Автоматизация звука [з] в скороговорках:

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Звенит звонок, зовет звонок,
И Зоя в класс к себе идет.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Соня - незнайка, а Зина - зазнайка.

Не забудет тётя Зоя загадать загадку Зое.

Замок закрыт на замок.

У входа в замок - звонок.

Столетняя пыль на звонке -

Замок сто лет на замке.

Автоматизация звука [з] в стихах:

«Новый год»

К нам зайдет Новый год,

Засверкают глаза.

«Незабудки»

Не забудут Зина с Людой

Синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу

На окне поставят в вазу.

Не забуду незабудку,

Эти синие глаза.

Вам название напомнит,

Что её забыть нельзя.

«Завтра, - думал я вчера, -

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

Да смотри не ошибись.

Автоматизация звука [з] в текстах

ЗВОНОК

Звенит звонкий звонок. Он зовёт Зою на занятие. У Зои азбука. Она знает много букв.

ЗАБОТЛИВАЯ ХОЗЯЙКА

У Зои в загоне коза. Зовут козу Егоза. Зоя заботится о козе. У козы всегда в тазу вода. В знойный день Зоя пасёт козу под зонтом.

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ

На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза отодвинули занавеску и залюбовались звёздным небом. Звёзды подмигивали им. - «Какие забавные звёзды!» — смеялись Лиза и Зоя. — «Так далеко от земли, а нас видят!»

ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА

На зелёной поляне, в лесу, собралось как-то несколько зайцев. Один заяц, с тёмным пятном на спинке, залез на пень. Он стал рассказывать другим зайцам о своих подвигах. «Друзья! — ска-зал заяц. — Я самый сильный зверь в лесу. Для меня справить-ся с лисой — пустяки. Я и волка одолею, и медведя съем!». Долго раздавался в лесу звонкий голос зайца. Вдруг рядом хрустнула ветка сосны. «Грозный» заяц спрыгнул с пня, лёг на землю и закрыл голову своими лапами... С тех пор все в лесу стали звать его Зайка-зазнайка.