Беседа: «Что я знаю о Кубани. Развлечение для детей старшей группы «Кубанские посиделки

Сценарий развлечения "Мы живём семьёй одной, на Кубани родной" для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста

Старинная мудрость гласит: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего», Без знаний своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать человека любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящего к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любви к родной улице, городу, краю и наконец, к Родине.
Чувство Родины….. Воспитание его у ребёнка начинается с отношений в семье к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это корни, связывают его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины, начинается с прикосновения со своей национальной культурой, с формирования доброжелательного отношения к культуре других народов к каждому в отдельности независимо от цвета кожи вероисповедания; с умения не вступать в конфликт с детьми других национальностей, с понимания того, что наш край большой в нём живут люди разных национальностей, у каждого свои обычаи, традиции, свой язык, но все мы любим мир, свой дом, свою семью.
Цель :
Сформировать толерантную культуру у детей через приобщения к культуре разных национальностей.
Задачи:
1. Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
2. Формирование познавательных процессов в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов.
3. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
Оборудование:
Компьютер, экран, предметы старины, импровизированного макета дома «Кубань», картины.
Предварительная работа:
Рассматривания иллюстраций подворья казака, его хаты, орудий труда и быта.
Знакомство с произведениями поэтов и писателей Кубани.
Проведение родительского собрания, знакомство с традициями и обычаями семей других национальностей. Заучивание стихов.Ведущий : У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно. Но у всех нас есть общий дом – наша Кубань. Это большой дом, который мы любим и храним, который вы будете беречь и обустраивать, когда станете взрослыми
Издавна на Кубань прибывало множество народов. Сюда на южные окраины России от гнета бежали крепостные крестьяне. . .
В поисках лучшей доли приходили, приезжали умелые ремесленники, купцы. Знаете ли вы, что сегодня на Кубани живут люди 120 национальностей? Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, грузин, греков, белорусов, поляков. Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли, где они живут в дружбе и согласии, понимая и помогая друг другу.

1 ребёнок. В чудесном краю, где растет виноград,
Хлеба колосятся и реки шумят,
Где солнце над морем лазурным встает,
Тепло свое дарит почти круглый год
2 ребёнок Единой семьею народы живут,
Кубань хлебосольную «мамой» зовут,
Любимую землю теплом украшают,
Ей песни, легенды свои посвящают.
Вот и сегодня мы с вами пойдём в гости к казаку.
Давайте вспомним, как называется дом казака в кубанской станице. (ответы детей)
- Правильно «хата».
- Из чего казаки строили свои хаты? (ответы)
- Правильно дети из самана.
- А из чего делали этот саман? (ответы)
- Да, всей семьёй казаки смешивали глину и солому и лепили такие кирпичи. Вот смотрите, нас тут уже ждут.
Здравствуйте казак с казачкою.
- Заходите гости дорогие. Проходите, посмотрите на наше житьё – бытьё. В нашей станице хаты в основном одинаковые. Две комнаты, есть печь, вот длинные лавки, стол. Мы казачки придаём большое значение убранству хаты.
В красном углу обязательно иконы, украшенные рушниками и цветами. Перед иконами крепится лампадка.
(Стук в дверь.)
-Хозяин с хозяюшкой: « Кто – то в гости к нам ещё пришёл».
Входят дети (мальчик и девочка) в адыгейских костюмах под музыку. .
мальчик:
- О, Адыгея, родная моя!
Благословенная предков земля.
Здесь по законам чести живут,
Чтут стариков и обычаи чтут.
Каждый адыг может гостя принять,
Может коня на скаку оседлать.
Девочка:Мы пришли к вам не с пустыми руками, а принесли вам сухофрукты из яблок и груш которые долго хранятся, не теряют вкусовых качеств. Ведь это адыги научили вас их делать, а также научили казаков строить ульи. Но сначала, давайте поиграем в адыгейскую игру « Лихой наездник».
(Две команды по 5 человек. Гимнастические палки. Дети по очереди в каждой команде оббегают стул, отдают коня другому, становятся в конец колонны.)
(Стук в дверь.)
-Хозяин с хозяюшкой : «Снова слышен звук шагов, в гости к нам кто – то пришёл».
Входят дети (мальчик и девочка) в белорусских национальных костюмах.
Ребёнок - Есть на Кубани народы – славяне,
Одних – белорусы зовут.
Лицом и душою красивые люди,
В согласье и дружбе живут.
Здравствуйте хозяин с хозяюшкой, здравствуйте дети. Долго мы живём на Кубани. Но свои традиции праздники не забываем и хотим с вами поиграть в белорусскую игру «Кузнечики» (Коника)
Описание. В середине площадки чертят круг такого размера, чтобы в нем свободно могли поместиться все «кузнечики». Затем по считалке или по договоренности выбирают «скворца» (водящего). «Скворец» становится в круг, «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает ловить (салить) «кузнечиков», гоняясь за ними любым способом: прыгая на одной ноге, на двух скрещенных ногах, шагая «гусиным шагом» и т. д. Все «кузнечики» должны перемещаться так же, как он.
Когда «скворец» осалит «кузнечика», ведет его в круг и сам остается там, а пойманный становится «скворцом» вместо него. Этот новый «скворец» может перемещаться уже другим способом, и «кузнечики» должны двигаться так же, как он.
Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в круге.
Правила.
«Кузнечики», вышедшие за границы площадки, считаются пойман¬ными и становятся в круг.
- А ещё мы принесли вам наши белорусские драники, это оладьи из картофеля.
- Ой, спасибо гости дорогие и повеселили, и накормить решили. Только слышу, кто-то в гости к нам идёт.

Ребёнок : - «Нэнька» моя, Украина моя:
Хлебные нивы от края до края,
Вдаль убегают беленные хаты…
Мы на Кубань расселились когда-то,
Домом родным этот край почитаем,
Земли Кубани, «як матерь кохаем».
- Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, здравствуйте дети. Хотим с вами поиграть, нашу удаль показать, а игра наша украинская называется «Перепёлочка»
Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга - перепелочка. На слова народной песни:
- Ой, у перепёлочки да головка болит
Все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища. На припев:
- Тут была, тут была перепёленка,
Тут была, тут была сизокрылая -
Дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепелочка - вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова:
- Ой, у перепёлочки да коленки болят
Все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает:
- Ой, у перепёлочки крылья не болят -
Все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз.
На слова: «Птички поднялись и улетели!» - все бегут по кругу.
Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.
Ведущий :Вот и поиграли, но ждёт вас ещё один сюрприз. Загадочку вы отгадайте угощенье получайте.
Місили, місили,
Ліпили, ліпили,
А тоді - хіп! -
Та в окріп!
А вже на останку -
В масло та сметанку.
Хто зуміє відгадати,
Того будем частувати. (вареники)
Ах, какие молодцы, очень дружно мы играем и загадку отгадаем, конечно - это наши любимые вареники. Но со двора доносятся звуки, знать ещё гостей нам ждать, будем дружно их встречать.
Заходят дети в греческих национальных костюмах.
Ребёнок: - Родную Кубань полюбили на веки
Веселые, щедрые, вольные греки.
Покинув когда-то родную Элладу,
В Кубани цветущей нашли мы отраду.
Кубани мы песню свою посвящаем
И щедрое сердце ее прославляем.
Здравствуйте, оказывается, нас здесь ждут, и стол накрыт и все в сборе. Мы потомки древней Эллады, давно живём на Кубани, любим эту благодатную землю, и хотим поиграть в игру, используя олимпийские символы.
«Найди свою игрушку» (олимпийские символы)
Цель игры : развитие внимательности и быстроты реакции.
Играющие делятся на 3 группы. На игровую пло¬щадку кладут 3 обруча. В центре стоит игрок с (игрушкой), а вокруг него собираются остальные игроки команды.
По команде: «Побежа¬ли!» все участники игры, кроме одного, разбегаются врассыпную по площадке. По команде «Стоп!» все останавливаются, при-седают и закрывают глаза. В это время игроки с игрушкой меняются местами, переходя из круга в круг.
Ведущий вновь подает команду: «К своим игрушкам!» Играющие открывают глаза и бегут в круг, где стоит его иг¬рок группы. Выигрывает группа, быстрее других собравшаяся в своем круге.
Вариант игры : собираться можно в колонны, ше¬ренги, парами.
Здравствуйте хозяюшка и дети.
Ребёнок : - С вершин Арарата, от древней земли
Обычаи предков с собой принесли,
Армяне – веселый и дружный народ,
Который прекрасные песни поёт
Ведущий: Это очень мудрый народ, и эта мудрость передаётся в притчах и сказках. И я хочу рассказать вам сказку о злом сыне.
Однажды сын приходит к отцу:
- Отец, я очень злюсь на людей, что мне с этим делать?
- Вот дверь, вот гвозди. Каждый раз, когда поругаешься с человеком – забивай один гвоздь в дверь.
Когда сын забил все гвозди, он снова пришел к отцу.
- Отец, я забил все гвозди, но все равно продолжаю со всеми ругаться.
- А теперь вытаскивай по одному гвоздю всякий раз, как будешь ругаться с кем-то.
Сын сделал все, как сказал отец.
Когда же все гвозди были вытащены, он пришел к отцу:
- Я вынул все гвозди. Что дальше?
- Посмотри, какой уродливой стала дверь. Вот такие же страшные следы ты оставляешь в сердцах людей, с которыми ругаешься.
С тех пор сын понял, что люди не должны ссориться и обижать друг друга. Что нужно жить в мире и согласии. - Ваша сила в любви и дружбе, и уважении друг к другу. Культура одного народа – это капля. Капля к капле – будет большая река, которая оросит нашу землю и сделает ее вновь цветущей и благодатной. Все народы, населяющие сей край, достойны, украшать его своими песнями и танцами, обычаями и традициями.
Ребёнок : Без еды не будет и беседы. Поэтому мы хотим преподнести вам:
Виноград, как знак изобилия,
гранат, чтобы дружбе с вами всякий был рад,
а вот хурма, чтобы у вас было много ума.
Живя рядом, разные народы Кубани перенимали друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда.
И стекались культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединялись они в полноводную реку, оросившую Кубань. Зацвели на ней сады, зашумели хлеба…
- И поняли люди разных национальностей, что они все – ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.

Зал оформлен рушниками в кубанском стиле, два плетня. Звучит весёлая Кубанская музыка (грамзапись), дети заходят, передавая в движении игровой сюжет. Ведущая:
Посмотрите вокруг: зачарует краса, Нет края прекрасного нашего! Золотится хлеба, зеленеют леса, Даль морская лазурью окрашена. А какие сады на Кубани у нас! А какие девчата – красавицы! Кубань- это житница нашей страны.
Вы посмотрите как веселятся наши кубанские ребята, увидите, что они знают о родном крае! Издавна у нас на Кубани после трудового дня с наступлением вечера собирались хлопцы и девчата у плетня, чтобы отдохнуть. По Кубанскому обычаю, как водится вечера без игр, танцев не обходится. Прежде чем начать игру. Напоминаем старинное казачье поверье.
Мальчик: На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет. Игра «Передай подкову. Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в
круг и танцует. Ведущая: - Ребята, понравилось вам играть? Дети: Да. Ведущая: -Кубань очень богата красивой природой, животным миром, плодородными землями. А знаете ли вы, какие овощи и фрукты растут на Кубани? (Дети отвечают). Ведущая: -Знаете? Тогда вам будет легко разгадать загадки, которые для вас приготовила. Слушайте внимательно! (После каждой отгадки ведущая достаёт овощи муляжи и показывает ребятам).
Сидит красная девица в темнице, Прежде чем мы его мы съели, А коса на улице.(Морковь) Все наплакаться успели. (Лук)
И зелен, и густ, Над землёй трава На грядке вырос куст. Под землёй алая голова.(Свекла) Подкопай его немножко: Под кустом лежит...(Картошка)
Маленький горький, Луку брат.(Чеснок) Ведущая: -Молодцы ребята! Все загадки разгадали. Посмотрите, пожалуйста, и скажите какое жидкое горячее блюдо, хозяйки на Кубани могут приготовить из этих овощей? Дети: Борщ. Ведущая: И сейчас мы посмотрим, какие наши девочки хозяюшки? Я приглашаю сюда две команды девочек. Проходит игра «Кубанский борщ». (Участвуют две команды. На два стола ставят по одной чугунке или кастрюле. Рядом кладут наборы овощей и фруктов(муляжи). По сигналу девочки за время музыкальной композиции, должны подбежать к столу и положить в кастрюлю те овощи, из которых готовят борщ). Ведущая: -Молодцы девчонки! Вы - настоящие хозяюшки! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Ведущая: А теперь, я хочу спросить у мальчиков, знаете ли вы, кто был верным помощником казака? На ком выезжали казаки в караул и на сражения? (Ответы детей). –Правильно: это конь, лошадь! Ведущая: -И следующий наш конкурс будет называется «Джигитовка». –Джигитовка, ребята, - это умение управлять лошадью и на скаку, мастерски владеть саблей или шашкой. –Это старая казачья игра, приглашаю принять в ней участие две команды мальчишек. Проводится игра «Джигитовка». (Команды выстраиваются в две шеренги у стартовой черты. Первому игроку даётся палка с головой лошади. Напротив, на расстоянии 4-5м ставятся ориентиры. По команде ведущего нужно «сесть на коня», проскакать до ориентира, вернуться обратно и передать эстафету). Ведущая: - Какие вы молодцы – настоящие казачата! Не зря говорили в старину: «Казак без коня, что солдат без ружья». Ведущая: - Ребята, наши предки казаки любили красиво одеваться, были не только отличными наездниками и воинами, они были ещё и очень весёлыми, любили петь и плясать. Ведущая: - А вы любите петь и плясать? (Ответы детей). - Отлично! Тогда я приглашаю вас на казачий перепляс! (Девочкам раздаются платочки «Плясовая). Ведущая: – Ай да молодцы, славные казачата! Ведущая: Вот и закрываются наши посиделки. Приглашаем всех гостей выпить чай из самовара с сушками, ватрушками, да пирогами вкусными.

Провела воспитатель: Сморж А. А.

Программные задачи:

Познакомить детей с историческим прошлым Кубани и культурой родного края.

Формировать представления детей о том, что малая Родина - Кубань, начинается с отчего дома.

Прививать интерес к обычаям своего народа.

В группе оформлен патриотический уголок.

Воспитатель обращает внимание детей на флаг, герб Кубани, гимн Кубани, кубанские наряды.

— А скажите мне, ребята, как зовётся край родной наш, где живём мы с вами дружно?

(дети: «Краснодарский край»). Мы зовём его Кубанью, наш казачий край.

Главный город на Кубани кто ж нам всем здесь назовёт? (Краснодар)

— Обратите же внимание на казачьи костюмы (воспитатель показывает фотографии).

— Кто ж такие казаки я поведаю, друзья, вам! А казак - это значит, вольный человек! Давным-давно Россией правила царица Екатерина II. Ей верой и правдой служили казаки на границах Руси. Они не щадили своих жизней. И в благодарность царица подарила им земли на Кубани, те самые, где мы с вами сейчас живём. И одаряя казаков, такую речь царица говорила:

«Повелеваю: землю охранять! Поле сажать! Казаков растить!»

Воспитатель:

— Ребята, кто ж казаку был лучшим другом: и быстро мчал, и с поля боя выносил? (дети: «Конь»).

— Правильно. А знаете, друзья, что у казаков была особая любовь к лошадям. Давайте вспомним, как говорили казаки о лошадях. (Дети вспоминают кубанские поговорки о лошадях)+

«Конь казаку - друг!»

«Казак сам не поест - а коня накормит!»

«Казак без коня, что солдат без ружья»

«Без коня казак кругом сирота»

Рассказ воспитателя о том, как стали казаки обживаться на кубанской земле.

— Строили хаты как? (Всем миром)

— Растили хлеб.

— Изготавливали домашнюю утварь.

— Охраняли своё подворье.

Воспитатель:

— Ребята, приглашаю вас посетить наш патриотический уголок. Вот, посмотрите и назовите, что это? (показывает герб и флаг).

Дети рассказывают о гербу и флаге Кубани.

Воспитатель знакомит с гимном Кубани. Дети рассказывают, как они понимают слова гимна.

— Казаки, ребята, очень трудолюбивые. Умели всё. И среди них были гончары, и кузнецы, и хлеборобы, и коневоды. Но кто работал хорошо, умел и отдыхать!

Давайте поиграем в казачью весёлую игру да под названием «Хлэбчик».

— Делимся на пары. А ведущий говорит: «пеку, пеку хлэбчик!»

Дети: «А выпечешь?»

Ведущий: «Выпеку!»

Дети: «А убежишь?»

Ведущий: «Посмотрю!»

Убегают врассыпную, меняя пары. Кто без пары - тот и «хлэбчик».

Игра «Кубанка».

Дети встают по кругу. По команде передают «Кубанку» друг другу. По сигналу воспитателя игра останавливается. У кого «Кубанка», тот и вышел.

Воспитатель: Прекрасный солнечный край! Большая, щедрая земля, гостеприимная для всей России. Трудится кубанский народ, чтобы города, посёлки, хутора были краше и богаче!

Это край чудесный

Там, где синь небес!

Золотое поле

И зелёный лес!

Ручеёк звенящий

И весенний гром!

Это запах хлеба,

Это отчий дом!

Ты, Кубань родная,

Наша сторона!

Ты на всей планете

Программные задачи:

Познакомить детей с историческим прошлым Кубани и культурой родного края.

Формировать представления детей о том, что малая Родина – Кубань, начинается с отчего дома.

Прививать интерес к обычаям своего народа.

Материалы и оборудование: флаг, герб Краснодарского края, предметы домашней кубанской утвари, иллюстрации с изображением быта кубанских казаков, игра «Разрезные картинки» (тема: поля, сады, моря, горы Краснодарского края).

Словарная работа: крынка, глэчик, рушник, плетень.

Предварительная работа: рассматривание альбомов «Атамань», «Природа Кубани»; разучивание кубанских пословиц и поговорок.

Ход НОД в старшей группе :

В группе оформлен мини-музей кубанской утвари.

1. Воспитатель в костюме казачки обращает внимание детей на флаг, герб Кубани.

А скажите мне, ребята, как зовётся край родной наш, где живём мы с вами дружно?

(дети: «Краснодарский край»). Мы зовём его Кубанью, наш казачий край.

Главный город на Кубани кто ж нам всем здесь назовёт? (Краснодар)

Обратите же внимание на костюм казачий мой! (воспитатель показывает со всех сторон свой костюм)

Кто ж такие казаки я поведаю, друзья, вам! А казак – это значит, вольный человек! Давным-давно Россией правила царица Екатерина II. Ей верой и правдой служили казаки на границах Руси. Они не щадили своих жизней. И в благодарность царица подарила им земли на Кубани, те самые, где мы с вами сейчас живём. И одаряя казаков, такую речь царица говорила:

«Повелеваю: землю охранять! Поле сажать! Казаков растить!»

2. Воспитатель:

Ребята, кто ж казаку был лучшим другом: и быстро мчал, и с поля боя выносил? (дети: «Конь»).

Правильно. А знаете, друзья, что у казаков была особая любовь к лошадям. Давайте вспомним, как говорили казаки о лошадях. (Дети вспоминают кубанские поговорки о лошадях)

«Конь казаку – друг!»

«Казак сам не поест – а коня накормит!»

«Казак без коня, что солдат без ружья»

«Без коня казак кругом сирота»

3. Рассказ воспитателя о том, как стали казаки обживаться на кубанской земле.

Строили хаты как? (Всем миром)

Растили хлеб.

Изготавливали домашнюю утварь.

Охраняли своё подворье.

Воспитатель:

Ребята, приглашаю вас посетить наш мини-музей. Здесь собраны предметы казачьего быта. Вот, посмотрите и назовите, что это? (показывает глэчик)

(дети: «кувшин»)

Правильно, кувшин. А на Кубани называется он глэчик! Повторите со мной, пожалуйста!

Из чего он сделан, как вы думаете? (дети: «Из глины»)

Как называется строение из прутьев, служит для заграждения двора иль огорода? (плетень)

Казаки, ребята, очень трудолюбивые. Умели всё. И среди них были гончары, и кузнецы, и хлеборобы, и коневоды. Но кто работал хорошо, умел и отдыхать!

Давайте поиграем в казачью весёлую игру да под названием «Хлэбчик».

Делимся на пары. А ведущий говорит: «пеку, пеку хлэбчик!»

Дети: «А выпечешь?»

Ведущий: «Выпеку!»

Дети: «А убежишь?»

Ведущий: «Посмотрю!»

Убегают врассыпную, меняя пары. Кто без пары – тот и «хлэбчик».

4. Игра «Собери картинку о родной Кубани»

Воспитатель: Прекрасный солнечный край! Большая, щедрая земля, гостеприимная для всей России. Трудится кубанский народ, чтобы города, посёлки, хутора были краше и богаче!

Это край чудесный

Там, где синь небес!

Золотое поле

И зелёный лес!

Ручеёк звенящий

И весенний гром!

Это запах хлеба,

Это отчий дом!

Ты, Кубань родная,

Наша сторона!

Ты на всей планете

Конспект развлечения по физической культуре

в старшей группе

«Нет милее края, чем Кубань родная»

Цель : Формировать нравственно-патриотические чувства и интерес к историческому прошлому родного края.

Задачи:

Образовательные: расширять кругозор детей

Развивающие: Закрепить навыки игры в кубанские казачьи подвижные игры. Развивать быстроту, ловкость, умение действовать по сигналу воспитателя;

Воспитательные: Воспитывать любовь к Малой Родине, доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива. Воспитывать выдержку и интерес к кубанским казачьим играм.

Интеграция областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие; речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Предварительная работа:

1.Беседа на тему: «Почему Краснодарский край называют Кубанью»;

2.Разучивание считалок;

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Жизнь кубанских казаков»,

4. Разучивание новых кубанских игр и слов к ним.

Обогащение и активизация словаря : курень, плетень, подкова, кут, папаха, шашка.

Ведущая : У Кубани – Матушки реки, собрались кубанские казаки…

Дети, мы собрались сегодня в этом зале, чтобы побольше узнать об истории нашего Краснодарского края, нашей Кубани. Наш край славится теплым, благодатным климатом, плодородными землями, трудолюбивыми людьми, добрыми традициями и обычаями. Традиции эти идут с момента заселения Кубани казаками. Казаки не только несли ратную службу по защите наших южных границ. Свободное время они с удовольствием посвящали играм, забавам.

Стихи о Кубани.

1 ребёнок

Ты цвети, моя Кубань,

Становись все краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше.

2 ребёнок

Мы растем стране на славу

Под кубанским небом.

Будем славить край кубанский

Богатырским хлебом!

3 ребёнок

Лучше нет Кубани нашей,

Нет богаче края

Ты всегда любимой будешь,

Сторона родная!

4 ребёнок

Ты красив и весел,

Щедр ты по – кубански,

Край хлебов и песен,

Край наш Краснодарский

Песня «У Кубани матушки-реки»

Ведущая: Дети, а вы знаете почему наш Краснодарский край называют Кубанью? (ответы детей). Правильно, потому что по территории нашего края протекает красавица-Кубань, в исторической литературе Кубанью принято называть территорию, расположенную в бассейне реки Кубань и омываемую водами Чёрного и Азовского морей. Давайте, все вместе отправимся на прогулку, в лодке, по реке Кубань.

Разминка «На лодке по реке Кубань».

Ведущая: Казаки не только несли ратную службу по защите наших границ, но и с удовольствием посвящали свободное время играм, забавам и учили играть своих детей. Игры они придумывали сами, в них отражалась жизнь казаков, их занятия и дела. Раньше чтобы выявить водящего «канались» (делились) на палке. По очереди брались за палку, и чья рука была выше всех, тот становился водящим. И мы с вами сейчас будем играть в игры наших дедов и прадедов. Давайте канаться, чья рука окажется сверху, тому и игру начинать. Кананье.

Игра «КРИВОЙ ПЕТУХ»

Дети стоят по кругу. Один в центре (водящий с завязанными и закрытыми глазами)

Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: - Кто там?

Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз.

Идёт из центра с вытянутыми руками

Кого поймал, должен угадать.

Если угадал, пойманный становится водящим.

Ведущий: Чтобы отправится на лошади в поле, или по другим делам, нужно лошадь подковать, для этого нужна подкова. На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет».

Игра «ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»

Звучит музыка, дети стоят в кругу и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот, у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.

Ведущий:

Два коня гулять ходили

Там до утренней зари,

Из Кубани воду пили

И топтали ковыли.

После долгой дороги коня нужно хорошенько напоить.

Ведущая: Как мы с вами говорили ранее, каждый казак был готов в любое время стать на защиту своей Родины, своей семьи и своего дома И мы с вами сейчас побудем в роли защитников своего дома – своего куреня.

Игра «ЗАЩИТИ КУРЕНЬ»

Подгруппа детей (8-10) стоят вокруг импровизированного куреня на расстоянии 1,5-2м. водящий в центре куреня, у него шашка. У каждого ребенка кольцо из полых резиновых трубок (или от кольцеброса). По команде воспитателя «В курень попади!» дети быстро поочередно бросают кольца, стараясь попасть в курень.

Ведущий: У хозяина с хозяйкой огород большой. Растёт в огороде и морковка, и свеколка, и репка жёлтенькая, да вот беда сорняки одолели. Давайте, дети поможем хозяину с хозяйкой с сорняками- бурьянами справиться.

Игра «Демьян, Демьян»

Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором:

Демьян, Демьян

Вырывай бурьян.

Чтоб росла морковка -

Большая, как мутовка,

Чтоб росла репка

Сладкая и крепкая.

Чтоб вырос бобок

С большой горшок

На первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе отбрасывают его в правую сторону от себя. На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод.

Ведущая:

Где-то трубы заиграли

Среди шелеста полей.

Казаченьки оседлали

Вороных своих коней.

Эх, косматая папаха!

Чуб кудрявый, конь лихой

Шашка свистнула с размаха,

Возносясь над головой.

Игра «СБЕЙ ПАПАХУ»

Под музыку мальчики скачут, имитируя езду на коне по кругу, друг за другом, с окончанием музыки должны быстро сбить папаху с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удается. Тогда он приглашает любую девочку из круга на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.

Ведущая: Дети, курень казака был ограждён плетёным из веток забором. Этот забор называется –плетень.

Игра «ПЛЕТЕНЬ»

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

Ведущая: Возвращаясь в родной курень, после долгой дороги, казак первым делом кормил и поил коня. Давайте и мы напоим коня!

Игра «НАПОИ КОНЯ»

Дети делятся на 2 команды, становятся за линию на расстоянии 2-3 м от лошадей. Воспитатель дает впереди стоящим, в руки по ведру. По сигналу(свистку) дети выбегают, подносят ведро к морде лошади и возвращаются в команду, передают ведро следующему игроку, становятся в конец строя. Побеждает команда, игроки которой быстрее напоят коня.

Ведущая : Ребята вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча. Я надеюсь, что вам понравилось наше занятие. Ведь сегодня мы играли в игры и забавы, в которые играли такие же мальчишки и девчонки только сто-двести лет назад. Мы должны хранить наши традиции и, наверное, через несколько лет, когда у вас будут свои семьи, вы научите играть в эти игры своих детей.

Мы на Кубани родились,

Где колос солнцем наливается.

Казачья песня льется ввысь,

Любовью сердце наполняется.

Кубань, Кубань, привольный край.

И конь несется, словно птица,

А на пригорке за рекой,

Поет, гуляет кубанская станица.

Список литературы:

  1. Муллаева Н.Б. Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – СПб., 2006.