Бесовские нападки (рассказы об искушениях матушки Феодосии Скопинской). Матушка феодосия в скопине

18 февраля, в день памяти Феодосия Черниговского, день ангела схимонахини Феодосии - старицы, к которой за советом и утешением едут люди со всей страны. Ездила к ней и я - это знакомство меня по-настоящему “перевернуло”.

СПРАВКА: Схимонахиня Феодосия (в миру – Наталья Косоротихина) живет в поселке Октябрьский Рязанской области. Сейчас ей 88 лет, из которых 68 лет матушка прикована к постели. В монахини ее постриг схиархимандрит Авель (Македонов), однако по состоянию здоровья она никогда не жила в монастыре. К старенькой монахине, живущей неподвижно в сельском домике, съезжаются люди со всей России. В том числе, ее навещают насельники московского подворья монастыря св. Пантелеимона на Афоне.

Михаил Нестеров. Зима в монастыре, 1904.

На душе мерзко и пусто. Ни на минуту не покидает мучительное чувство тоски. Зашла в церковь. Сердце как камень. Безмолвные лики святых… А как же хочется, чтобы они утешили…

Вышла на улицу, села на лавочку и случайно услышала разговор двух девушек о некоей схимонахине Феодосии. Судя по всему, многие едут к ней как раз за утешением. А еще - за советом, как пережить трудные времена, справиться с жизненными обстоятельствами, кого из поклонников выбрать, чтобы прожить с ним жизнь в любви, мире и радости; какую профессию освоить… Я попросила рассказать об этой монахине подробнее - и вот что узнала.

В 18 летнем возрасте девушка по имени Наталья попала в жуткую автомобильную аварию, впала в летаргический сон, очнулась больной и парализованной, но - не проявила ни капли ропота или гнева на судьбу. Она просто приняла свой жизненный жребий - с мужеством и терпением. Ее веру в Бога не поколебали даже такие тяжелые испытания. Прикованная к постели, она непрестанно молилась - о родственниках, близких людях и всех знакомых. Жизнь шла своим чередом.

Наталья жила с сестрами. Однажды к ним в гости пришла какая-то знакомая. Они расположились в соседней комнате, чтобы не тревожить болящую. Гостья уже собирались уходить, когда Наталья вдруг окликнула ее: «Какое горе вы пережили полгода назад!» Женщина застыла от удивления: полгода назад она потеряла близкого человека, но никому никогда об этом не рассказывала. А Наталья продолжила: «Но у вас скоро все наладится!» Эти слова сбылись.

Так впервые проявилась прозорливость будущей монахини. За величайшее терпение и смирение Бог послал ей этот дар. А она бескорыстно отдает людям.

Наталья никогда не жила в монастыре – ей это не под силу, но знавшие ее духовники решили, что терпение и истинная вера в Бога дают ей право на постриг. В монахини ее постригли, так сказать, «по факту».

Рассказ о матушке заставил сердце запрыгать, не осталось сомнений – надо ехать!

Пять часов на автобусе по осеннему туману в Рязанскую область. Матушка принимает всегда ночью с девяти вечера до пяти утра. Ехала в ночь с воскресенья на понедельник, и при этом нужно было каким-то чудом успеть вернуться в Москву к понедельнику и не опоздать на работу к десяти. Но было какое-то внутреннее ощущение, что не стоит волноваться - все получится так, как должно.

Я оказалась перед маленьким сельским домиком, напротив входа в который выстроилась очередь. В начале десятого вечера на крыльцо вышла пожилая женщина, которая, как я поняла, ухаживала за матушкой. Затем мы вошли в небольшой коридор, в нем уже толпилось человек двадцать - каждому хотелось поскорее попасть к матушке. Она принимала в комнате, куда ее помощница приглашала посетителей. Ожидание томило…

К часу ночи внутреннее спокойствие сменилось нервозностью. Успею ли поговорить? Мне же так нужно! Еще и на работу надо успеть… Все это время я внутренне молилась: «Господи, помоги… Ну я на минуточку… Ну мне хоть словечко услышать, так тяжело на душе. Не разберусь сама!»

Тем временем люди выходили из комнаты матушки радостными, с улыбкой и спокойствием. Кто-то проводил у нее полчаса, кто-то – минут пять-десять. Время поджимало, скоро нужно было возвращаться в Москву, билета я до сих не купила и даже не знала, во сколько ближайший поезд.

Когда в очередной раз помощница вышла приглашать следующего, я собралась с силами и попросила, нельзя ли мне зайти без очереди… Она очень нахмурилась и отрезала: «Здесь все хотят попасть, жди!». По очереди прокатилась волна возмущения: «Какая деловая, я уже третий день попасть не могу, а она лезет!» Сердце пронзило отчаяние.

Все, что оставалось - мысленно обратиться к матушке.

Я представила, будто стен нет, будто я уже у нее в комнате. Накануне я читала житие святой блаженной Матроны Московской. И обстановка, и образ матушки Феодосии невольно ассоциировались у меня с этой святой. Я решила, что люди, которым Бог открывает будущее, вполне могут услышать мои мысли. Я начала ее просить: «Матушка, прими меня на минуточку, утешь словом, мне очень тяжело – помоги!» Обычно в такие моменты, как написано в православных книжках, случались чудеса, и просящий получал просимое. А я и верила, и нет. И думала: «Ну, со мной-то уж вряд ли такое произойдет!» Но просила все равно. Не прошло и пяти минут, как помощница вышла и позвала меня.

Ноги не слушались, я вся дрожала от волнения. Вошла в комнату. Все стены в комнате увешаны иконами – это первое, на что я обратила внимание. В углу стояла узкая кровать, на которой лежала маленькая, худенькая старушка в белом платочке и белой хлопковой рубашечке. Она могла двигать только правой рукой, которой и благословляла входящего.

Удивительно, как исцеляет уже то, что просто стоишь рядом с таким человеком… Все мои проблемы и горести сразу стали какими-то мелкими, неважными что ли… Я села на стул напротив кровати, попросила ее молитв о себе и своей семье и все-таки решилась - задала вопрос: «Матушка, хочется иметь семью – мужа и детей, повенчаться, но мужчины совсем не хотят обязательств. Мне очень одиноко, как же быть?» Она помолилась, плохо видящими глазами посмотрела в мою сторону и тихо сказала: «Все у тебя будет, и венчание тоже, но не сразу. Ты сходись с мужчинами - и все будет. А работаешь ты где?» Меня удивило, почему она вдруг спросила о месте работы. Я ответила, на что она сказала: «Работай там, где работаешь. Никуда оттуда не уходи!» Я будто потерялась во времени и пространстве. Сколько всего сразу захотелось спросить! Я, как человек, не имеющий ни капли терпения, как будто воспламенилась: ну а когда же и где я встречу «свою половинку»?! Но строгая помощница - хранитель спокойствия матушки и контролер очереди - подала мне знак, что пора выходить. Я попрощалась и вышла.

…Я испытывала радость. Отчего? Может, оттого, что молитва такого человека в реальности меняет жизнь…

На вокзал я успела строго ко времени. В кассе сказали: «Берите скорее билет, поезд ждет вас на перроне!» Через 4 часа я была дома, на работу не опоздала, и даже удалось немного поспать. Я точно знала - просто чувствовала! - что такая легкая дорога получилась по молитве матушки. «Раз в таком малом есть помощь, то будет и в большом» - подумалось тогда.

И тут бы мне написать: «По возвращении в Москву жизнь моментально перевернулась, на следующий день я нашла мужа и т.д.» Но нет. Мой «прекрасный принц» почему-то все медлил. Вопрос матушки о месте работы я восприняла как некую подсказку, что именно там встречу своего избранника, но оглядываясь по сторонам, не находила никого «подходящего» моим требованиям: старше меня, умный, серьезный, но с веселым нравом, любящий, заботливый… Вполне стандартные женские мечты, но кажущиеся несбыточными. Да и на работу каждый день я шла, как на каторгу, отношения с начальницей обострялись, а я по-прежнему ждала, что я когда-нибудь влюблюсь, уволюсь и уеду к морю. Словом, серые привычные дни текли своим чередом.

И все же, была одна принципиальная разница. Изменилось мое отношение. После встречи с матушкой все эти дни я переживала… с надеждой. А это, возможно, самое главное, что спасает человека. И пускай эти дни были по-прежнему серыми, теперь они точно не были бессмысленными. Я верила, что матушка не ошиблась. Она ведь неслучайно сказала: «Все будет, но не сразу ».

Все произошло через 4 месяца на праздник Сретения Господня. Неслучайно слово «сретение» на современные русский переводится как «встреча». В кафе, куда приходили обедать люди из всех соседних офисов, я познакомилась со своим будущим мужем. Примечательно то, что это был мой последний рабочий день в этой компании. И мой последний обед. И моя новая жизнь.

Слава оказался человеком с веселым нравом, умным и серьезным, старше меня на 10 лет, руководил крупным подразделением в большой компании. Все, как я мечтала! Мы легко нашли общий язык, нас тянуло друг к другу. Отношения сложились как будто «сами собой», но я, конечно, знала, что это по молитвам дорогой матушки. Буквально через два-три месяца мы уже точно знали, что поженимся, что оба безумно этого хотим. Мы решили не торопиться и не шокировать родственников, назначили день венчания на 14 октября, в прекрасный праздник Покрова Богородицы. Нелюбимая работа была в прошлом, а в настоящем - любимый муж и долгожданная поездка к морю!

Я верю, что по молитвам матушки Феодосии Бог исполнил мое желание. Не потому, что Он - волшебник, а я просто правильно попросила, а потому что Он - любит меня. Как и каждого человека. И обязательно отвечает на молитвы - но именно в тот момент, когда человек готов это принять - не раньше, не позже. Просто иногда, чтобы расслышать этот ответ, нужно измениться самой. Меня изменило знакомство с матушкой Феодосией.

Под таким именем сегодня знают скопинскую схимонахиню Феодосию спешащие к нам отовсюду вездесущие паломники. Благодаря народной молве и своему уникальному дару более десяти лет скромная православная старица молитвенно окормляет страждущих и нуждающихся в разрешении жизненных вопросов соотечественников со всех концов РФ, независимо от их рангов и социального положения в обществе. Нельзя сказать, что известное выражение «несть пророка в своём отечестве» напрямую как-то соотносится с матушкой, но получается, что не смотря на уважение со стороны властей, почитание земляков, пиетет служителей церкви, до сих пор не было сделано ни одного правдивого фильма, не выпущено ни одной книги и даже туристического буклета с описанием всех правил приёма и подробностей посещения популярного дома в посёлке Октябрьский. Согласимся, что в наше время информационного достатка это является нонсенсом, поводом для порождения журналистских сенсаций и инсинуаций столичными масс-медиа на ровном месте.

Прежде нам хочется рассказать о ней самой, как это принято у близких людей, далёких от меркантильных и мистических интересов, помочь знать всё самое необходимое и быть готовым к специфике визита.

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский и селом Новые Кельцы, где ей предстояло прожить после производственной травмы около 15 лет. Эта деревня в довоенные годы насчитывала более пятисот дворов. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Дети Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. Там и произошла памятная производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Неперспективную деревню Велемья, где вскоре не стало и родителей, пришлось поменять на село Новые Кельцы и поселиться у родственников по материнской линии. Село имело свой медицинский пункт, дорогу, что связывала с райцентром и самое главное, это был передовой колхоз, где бурлила жизнь. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителей этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить. Но со временем её состояние улучшилось. Наталья принимала соки, лёгкую пищу. Стала возвращаться речь. Тогда и начались первые сообщения пророческого дара. Сестра Ольга, когда получила собственное жильё, вскоре перевезла больную в посёлок Октябрьский, где сама продолжала трудиться. Первое время она ухаживала за Натальей сама, потом на добровольных началах это стала делать её подруга. Благодаря ей и распространился слух об удивительных способностях выздоравливающей Наталье Косоротихиной. В это время уже началась Перестройка и РПЦ стало возвращать свои утраченные позиции и открывать храмы. Всё чаще Наталья Никифоровна обращала на себя внимание верующих и самих священников. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар – дар Божий окружающим людям.

Феномен откровений и пророчеств долгое время оставался в рамках церковного умалчивания, так как не был вынесен официальный вердикт митрополита и патриарха. Нет его и по сей день, несмотря на то, что создана отдельная комиссия при митрополите, которая готовит своё экспертное решение. Но вместе с тем, как это бывает в РПЦ, к новоявленной дароносящей монахине поспешили отовсюду батюшки и матушки. Зачастую, если встречи выпадали на церковные праздники, служба и прославление Бога стали происходить на пороге дома. Стихийно потянулись и простые прихожане. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, процедуру перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. А матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя.

Сейчас это установившийся ритуал. Выглядит он так. Приезжающие занимают место в порядке «живой очереди» с 20-00 часов вечера. Готовят свои вопросы. Иногда согласовывают детали общения с обслуживающим персоналом. Обслугой визита, как правило, занимаются две женщины. Иногда им помогает местный батюшка. Время посещения не превышает пяти-десяти минут в зависимости от решения насущного вопроса. Но бывает, что некоторые проблемы требуют более продолжительного течения. К самой кровати, на которой находится матушка, посетителя проводят без верхней одежды и без обуви и усаживают на скамейку. Так как матушка плохо слышит, то вопрос дублируется постельничьей. Ответ получает из уст матушки Феодосии. Говорит она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность. Аккуратно переведут в первую террасу и дадут святой воды. Когда визит завершается, посетитель выходит во вторую террасу, где уже находятся новые визитёры. Каждый приходящий, как правило, что-то приносит с собой в дар матушке и её помощникам. Это могут быть кондитерские изделия, лечебные травы, мёд, дары огородов и лесов, дрова, поделки.

Когда посетители занимают очередь и терпеливо ждут заветного знака войти в первую терраску, то нередко случается и обмен мнениями, воспоминаниями. Выясняется, что большая часть паломников уже посещают матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выясняется, что после встречи с матушкой и получения некоего импульса к выздоровлению, подопечным индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых гомеопатических средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии. Молва народа и устойчивое мнение подавляющего большинства посетителей определяет качественный результат, как некое сотворчество, сотрудничество, начало которому полагает импульс от матушки, но последующие шаги к оздоровлению и успеху, настойчиво и методично должен делать сам человек, находящийся в тех же жизненных условиях, что и раньше. Этот оптимизирующий фактор и является основным смыслом «получения» помощи свыше и использованием её в дальнейшей жизненной коррекции. Наверное, всем нам живущим в эти трудные кануны глобальных испытаний повезло в том, что рядом на скопинской земле уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струится живой звук горнего собеседования. Общаются двое. Понятно: кто и с Кем. И, каждый из нас, где-то неподалёку. И, всяк, услышавший, что ему предназначено, да будет утешен вовеки.

Матушка преставилась 15 мая 2014 года. 40-й день её памяти приходится на 23 июня – день празднования Собора Рязанских святых. Из всех кто её знал, никто не сомневается и в её святости.

Кратко о жизни самой матушки Феодосии

Наталья Никифоровна Косоротихина родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский и селом Новые Кельцы, где ей предстояло прожить после производственной травмы около 15 лет. Эта деревня в довоенные годы насчитывала более пятисот дворов. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Дети Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. Там и произошла памятная производственная травма, в результате которой Наталья оказалась неподвижной и прикованной к кровати. Неперспективную деревню Велемья, где вскоре не стало и родителей, пришлось поменять на село Новые Кельцы и поселиться у родственников по материнской линии. Село имело свой медицинский пункт, дорогу, что связывала с райцентром и самое главное, это был передовой колхоз, где бурлила жизнь. Ухаживали за Натальей не только родственники, но и соседи, учителя местной школы, фельдшер. Было и тогда известно, что Наталья обладает пророческим даром, который согласно молве передался от священника Церкви Георгия Победоносца о. Родиона, затем Блаженного Королёва, также жителей этого села. Однако, время атеизма и церковного забвения не оставило следов ярких воспоминаний о тех или иных событиях в памяти селян. Тем более, что пострадавшая находилась между жизнью и смертью, как в летаргическом сне и её старались излишне не беспокоить.

Но со временем её состояние улучшилось. Наталья принимала соки, лёгкую пищу. Стала возвращаться речь. Тогда и начались первые сообщения пророческого дара. Сестра Ольга, когда получила собственное жильё, вскоре перевезла больную в посёлок Октябрьский, где сама продолжала трудиться. Первое время она ухаживала за Натальей сама, потом на добровольных началах это стала делать её подруга. Благодаря ей и распространился слух об удивительных способностях выздоравливающей Наталье Косоротихиной. В это время уже началась Перестройка и РПЦ стала возвращать свои утраченные позиции и открывать храмы. Всё чаще Наталья Никифоровна обращала на себя внимание верующих и самих священников. Через какое-то время, после нескольких церковных соборований и настоятельных просьб стать монахиней, был совершён обряд «пострижения в схимонахини» под новым именем схимонахиня Феодосия. Теперь уже никто не мог сомневаться в том, что Наталья, став схимонахиней Феодосией продолжает вести собеседование с Богом. И её дар был даром Божиим для окружающих людей.

Стихийно к матушке потянулись и священники, и простые прихожане. Приезжали и архиереи, и известные духовники. Сначала матушка Феодосия принимала посетителей днём, но со временем, по её личному предложению, время приема перенесли на вечернее время. Понятно, что за вечер не всегда можно было принять всех гостей. И матушка уже тогда взяла за правило, несмотря на своё здоровье и симптомы ухудшения, принимать до последнего посетителя.

Приезжающие занимали место в порядке «живой очереди» с 20-00 часов вечера. Готовили свои вопросы. Иногда согласовывали детали общения с обслуживающим персоналом. Обслугой визита, как правило, занимаются две женщины. Время посещения не превышало пяти-десяти минут в зависимости от решения насущного вопроса. Но бывало, что некоторые проблемы требовали более продолжительного времени. Так как матушка в последнее время плохо слышит, то вопрос дублировался её помощницей. Ответ получали из уст матушки Феодосии.

Говорила она просто, ласково, ободряюще. Голос чист и прозрачен. Ощущение благодати и торжественного трепета. Нередко, что у посетителей прорываются слёзы или излишняя эмоциональность.

Когда посетители занимали очередь и терпеливо ждали заветного знака войти в первую терраску, случался обмен мнениями, воспоминаниями. Выяснялось, что большая часть паломников уже посещала матушку в пятый-десятый раз. Это по признанию самих людей, бывшие больные, от которых отмахнулись врачи, как от безнадёжных, страдающие хроническими изнуряющими заболеваниями, разбиты параличом и синдромами ДЦП подростки, но многие из них теперь уже исцелённые и окрепшие здоровьем. Выяснялось, что после встречи с матушкой, некоторым индивидуально предлагалось дополнительное употребление простых нелекарственных средств, как отвар от луговой таволги, берёзовой чаги или полевой аптечной ромашки. По-видимому, если собрать все эти сведения, то вниманию читателей может быть предоставлена пухлая книга чудесных исцелений, что произошли «помимо медицинских рецептов и мнений». Но, скорее всего, это не будет являться каким-то опытом для повторения, а только доказательством индивидуального и адресного излечения от схимонахини матушки Феодосии.

Всем нам живущим в эти трудные кануны глобальных испытаний повезло в том, что недалеко от нас на скопинской земле уже более двадцати лет, подобно роднику, или одинокой флейте струился живой звук горнего собеседования. И каждый приезжавший к матушке, был утешен и ободрен.


Комментарии

1. В память о Матушке - Мария Седова (Гость)
2015-04-27 в 01:29

Мы, родственники схимонахини Феодосии (Косоротихиной Натальи Никифоровны), по нашему общему соглашению в настоящее время ведем строительство сени над могилой приснопамятной старицы.​​​​​Однако нашлись люди, которые устроили смуту среди верующих г. Скопина и духовных чад матушки, пишут наполненные измышлениями письма и обращения во все инстанции.​​​​​​​​​​​​​Был сделан проект (кованая ажурная сень, остекленная изнутри витражным стеклом; мраморные надгробия; кресты и киот с мозаичной иконой; гранитный пол; кровля оцинкованным крашеным железом; главка и крест, покрытые нитридом титана – «под золото»).​​​​​​​​​​​​​Найдены в архивах данные о захоронениях рядом с матушкой ее родных.​​14 апреля этого года было начато строительство. Убраны кресты, плитка и временные надгробия с могил матушки и ее родственников, залита бетонная армированная плита площадью 3,5х4 метра и толщиной 20 см. с закладными. Работали с утра до позднего вечера в течение 3-х дней, а не ночью, как говорят некоторые. ​​К сожалению, распространяются бредовые слухи, что «матушку замуровали», «раскопали и залили гроб бетоном», «она не сможет выйти на Страшный Суд», и даже «матушку украли и залили все бетоном, а ее одежду режут на кусочки и продают», и прочую чушь.​​​​​​​​​​​​​Почему именно плиту? ​​​​​​​​​​Во-первых, если делать ленточный фундамнт, его пришлось бы копать на приличную глубину 1,5-2 м. (вес конструкции около 6-ти тонн), что недопустимо, поскольку кладбище старое и неминуемо были бы затронуты старые захоронения. По этой же причине пришлось отказаться от использования винтовых свай (не хотелось ввинчивать металлические сваи в рядом лежащих покойников).​​​​​Во-вторых, конструкция, благодаря общей платформе, получит цельность и прочность основания, и нагрузка от надгробий и пола будет равномерно распределена.​В-третьих, это будет серьезным препятствием для вандалов.​​​​С духовной точки зрения такой тип захоронения – «под спудом», широко известен в церковной практике. Множество православных святых захоронено таким образом: святитель Василий Рязанский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Ксения Петербургская, святитель Леонтий Ростовский, святые, захороненные в Московском кремле и Троице-Сергиевой Лавре, и многие другие. Таким же образом похоронен приснопамятный Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и многие иерархи и духовенство.​​​​​​​​Кроме того, матушка и сейчас лежит в склепе, накрытом бетонными плитами, и это не вызывает возмущения, где логика?​​​​​​​​Мы надеемся на понимание всех, чтущих память матушки, и просим не участвовать в распространеннии глупых и клеветнических слухов, не порочить ее святое имя и светлую память.

Божья дудка

Сквозь кордон мещерской недоступности 15 мая прорвалась эсемеска о том, что умерла старица, схимница матушка Феодосия - духовная сестра блаженной Матронушки Московской, блаженной Матроны Анемнясевской, блаженной Любови Рязанской, . Может быть, последняя на земле великая молитвенница и праведница, к которой приходила Богородица.

В есть о кончине матушки Феодосии будто обнажила душу, сняла одну из ее защитных заслонок, в которую постоянно стучатся страсти, соблазны мира сего. Печаль, но светлая, коснулась сердца… И радость от того, что неизбежно теперь уже должна к ней приехать вновь - попрощаться.

У матушки Феодосии не была давно, уже два года. Лишний раз не хотелось беспокоить старенькую монахиню: ей 4 ноября прошлого года (на Казанскую) исполнилось 90 лет. Знала, что она болела, ей делали операцию на глаза… Но матушке передавала поклоны через знакомых священников, посещавших ее, получала благословение. Знала, что она молится за меня, за газету «Благовест», которую с радостью принимала, а также за всех, кто к ней хоть один раз приезжал в скромный деревенский домик в поселке Октябрьский, рядом с городом гончаров - Скопиным Рязанской области. Здесь, в маленькой терраске в зимнюю стужу или осеннее ненастье ежедневно, поздним вечером, ждали своей очереди десятки человек. Самые близкие, посетители с детьми грелись в коридорчике у печки. А совсем уже отогревались душой и телом на стульчике у кроватки матушки под взором радостным и кротким, готовым к участию и полным любви.

Бывали здесь люди самых высоких духовных званий и светских должностей: митрополиты и епископы, священнослужители и монашествующие, члены правительств разных уровней, генералы, матери, жены погибающих от наркотиков и «зеленого змия» детей, мужей; родственники, отчаявшиеся найти своих потерявшихся близких. Все люди, все человеки… И как бы благополучно не выглядел внешне человек, - у каждого своя скорбь, своя боль, свои проблемы. Все ехали к матушке за утешением, советом, молитвой, а она, такая маленькая, недвижимая, светлая, пролежавшая после аварии 20 лет в летаргическом сне, принимала всех, к ней приходящих, и каждый получал утешение.

К рещена была матушка Феодосия с именем Наталья. Родилась она в деревне Велемье Скопинского района. Родители, Никифор и Ефросинья, работали на шахте близ поселка Октябрьский. Дочери их - Наталья и Ольга - после школы и курсов профтехобразования трудились в колхозе, а затем - в строительной бригаде Октябрьского МСО. Тяжелые испытания пришлись на долю родных - ухаживать за пребывающей в недвижимости, между жизнью и смертью, Натальей.

Нелегко было и ей, когда она выжила и осталась прикованной к постели. Самых близких людей уже не было в живых. Но Господь и Матерь Божья уже избрали и укрепили этот немощный сосуд. Говорят, что первые слова, которые она произнесла после летаргического сна: «Зачем вы меня кормили? Меня Сама Матерь Божья потчевала». Господь открыл этой простой деревенской девушке Горний мир, ради которого мы и живем здесь, на земле. Этот свет, который удостоилась видеть матушка, находясь между жизнью и смертью, всегда излучали ее глаза и маленькое личико, обрамленное простеньким аккуратным платочком, которое только одно и оставалось многие годы подвижно.

В маленькой комнатке, где лежала и принимала матушка бесконечных посетителей, пели канарейки, было множество икон. Часто здесь бывали священники, клиросные, которые пели духовные песнопения, тропари праздникам, святым у матушкиной кровати. Все это всплыло в памяти, когда пришла весть о смерти старицы.

В Рязани оказалась поздним вечером, и почти сразу же матушкиными молитвами устроилось место в машине с ее духовными чадами, которые тоже ехали на последнюю, земную, с ней встречу.

Подъехали к Борисоглебскому храму села Корневое утром 17 мая, почти к началу Литургии. Едва нашли место для парковки. Десятки машин, микроавтобусов с московскими, рязанскими и номерами других регионов заполнили дорогу и все пространство вокруг храма. У всех входов стояли скорбные матушкины чада. Под уже палящими лучами солнца многочисленные букеты роз, хризантем, самых лучших цветов бесконечно передавали ко гробу праведницы.

Удалось пройти в храм, прокладывая дорогу знакомой прихожанке из Константинова с больной семилетней девочкой на руках. Она, подумалось, наверное, была любимицей матушки Феодосии: девочка терпеливо переносит свою немощь, любит бывать на службах и всегда что-то тихо поет на них.

В храме, ближе к алтарю, - множество монашествующих, игуменьи и игумены, много молодежи, мужчин, молодых мам и пап с детьми на руках. Обычно на похороны детей-дошкольников не берут, а здесь - наоборот, малышей не раз старались приложить ко гробу и схимническому плату, прикрывающему лицо покойной. Родители будто хотели поблагодарить старицу в последний раз за рожденье младенцев, как многие рассказывали, вымоленных ею.

В этот день в храме Божественную литургию возглавлял митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, который часто бывал у матушки и почитал ее. И, конечно, не мог не прилететь с нею попрощаться. Ему сослужили епископ Скопинский и Шацкий Владимир, а также около тридцати священников из Рязанской, Московской, Скопинской, Владимирской епархий. В храме было много батюшек с семьями, монахи с Афона. Были все, кого Господь сподобил и матушка сама позвала.

С лужба пролетела на одном дыхании. Мы чувствовали себя единой семьей, потерявшей близкого человека. Многие приезжали еще накануне и были на панихиде, которую отслужил митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин. Обратившись со словами утешения, он просил всех не оставлять молитв об усопшей схимонахине Феодосии. Потом всю ночь у ее гроба служили панихиды священнослужители Скопинской епархии.

В от на амвон с проповедью выходит владыка Кирилл. Говорит тихо, проникновенно, едва сдерживая слезы. Несколько раз называет схимонахиню Феодосию «нашей Матерью». Он очень точно выражает наше общее горячее чувство, отношение к ней.

Народ к панихиде в храме все прибавляется, все теснее вокруг матушки. Батюшки смиренно выдерживают людской напор. Закончилась панихида. Прощальное слово у гроба говорит архимандрит Авель (Ургалкин), игумен Александровского монастыря из Суздаля. Он вспоминает, что особенно запомнил ответ матушки Феодосии на вопрос, как спастись: «Твори добро и говори правду. Говори правильно», - ответила она. В этих словах старицы - вся мудрость Божья, которую невозможно постичь никакими науками и образованиями, не следуя по дороге за Христом, не исполняя Его заповедей.

Б ольше часа под пение пасхального канона длилось прощание с телом старицы. Около храма, а потом на кладбище множество людей знакомых и незнакомых делились своими воспоминаниями о ней.

Под звон колоколов гроб с матушкой священники понесли в автобус. Вереница теперь уже из нескольких сотен машин, автобусов, микроавтобусов двинулась на кладбище в село Велемье, примерно в 7 километрах от храма. Жители местных деревень с немалым удивлением смотрели на столь необычный многокилометровый кортеж из машин. По своему духу, настрою, чувствам он был очень похож на крестный ход из Дивеева в Саров в год 100-летия прославления преподобного . Была такая же жара, множество детей и чувство единения с Богом.

За километр до кладбища все машины встали, шли пешком. Потом еще долго ждали своей очереди, чтобы бросить по русскому обычаю земельку в могилку дорогой матушки, которую похоронили рядом с родителями и сестрой Ольгой. В обратный путь удалось взять благословение митрополита Кирилла, и тут же, на обочине дороги, помянули схимонахиню Феодосию пирожками с капустой, заботливо испеченными в ночь одной из моих спутниц. Запили водой из колодца из стаканчиков заботливых сельчан, которые были земляками великой праведницы, Божьей дудкой, щедро дарящей свою любовь людям.

Ирина ЕВСИНА

СТАРИЦА СХИМОНАХИНЯ ФЕОДОСИЯ РЯЗАНСКАЯ

Отошла ко Господу схимонахиня Феодосия (Косоротихина)

14:48 16.05.2014 | ПРАВОСЛАВИЕ

15 мая, около 9 часов 15 минут отошла ко Господу известная православной России старица схимонахиня Феодосия (Косоротихина). В знакомом многим домике в поселке Октябрьский, что неподалеку от города Скопин Рязанской области.

4 ноября 2013 года, в день Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Скопинской старице исполнилось 90 лет. И вот спустя полгода завершился ее земной путь.

Одна из ее духовных чад (благодаря которой и я имел счастье познакомиться со схимонахиней Феодосией, получать ее благословение и духовные советы), как только вчера получила известие, что матушка совсем слаба, поехала из Москвы в Скопин и успела повидать матушку, получить ее благословение. Беседовала с нею, возможно, одной из последних.

Мне довелось несколько раз бывать у матушки Феодосии. Не так часто, как хотелось, но достаточно, чтобы Матушка при последних встречах узнавала меня, а значит и я, грешный, был «записан» в ее молитвослов. Первый раз, помнится, я был у Матушки в конце 2012 года после выхода в свет пасквильной передачи «Максимум» на НТВ и фильма о Ванге на РЕН-ТВ. Тогда на « Русской народной линии » были опубликованы несколько статей с разоблачением кощунства тележурналюг, сравнивавших православную старицу с болгарской язычницей. Примечательно, что примерно в это же время была попытка возбудить судебное преследование РНЛ .

А 2013 году мне довелось на себе ощутить силу молитв Матушки. Сейчас не место описывать подробности этой истории, она стала следствием кампании против РНЛ . Врачи прописали заурядные процедуры, толку от которых не было. В итоге мне предрекали угрозу слепоты на один глаз. Была операция, которая, по молитве Матушки, завершилась так, что не ожидал даже сам опытнейший хирург, ее производивший.

Я знаю женщину, которой Матушка дважды спасала жизнь. Слышал много историй о других чудесах, совершавшихся по ее молитвам. Слышал о посещении ее Матерью Божией… Наверняка, об этом потом соберут свидетельства очевидцев, духовных чад Матушки.

Впрочем, и сама жизнь схимонахини Феодосии - чудо. Это не жизнь, а настоящее Житие. Наталья Никифоровна Косоротихина (таково мирское имя матушки Феодосии) родилась в деревне Велемья, неподалёку от рабочего посёлка Октябрьский. Родители Никифор и Ефросинья работали на ближайших шахтах. Сестры Наталья и Ольга сначала трудились в колхозе, а по окончании школы и курсов профтехобразования, оказались в строительной бригаде Октябрьского МСО. В результате производственной травмы Наталья оказалась неподвижной, провела 20 лет в летаргическом сне. В те тоталитарные советские времена медицина считала признаком смерти остановку сердца, а не мозга, как считает современная демократическая медицина, поэтому Наталья выжила, хоть и была прикована к постели.

А потом она очнулась и, как говорят, первыми ее словами были: «Зачем вы меня кормили, меня Сама Матерь Божия потчевала»…

У нее открылись дары молитвы и прозорливости. Родители уже умерли, умерла и ухаживавшая за нею сестра Ольга. Разные были времена в жизни Матушки. Были и тяжкие испытания, и радости.

В монахини ее постриг схиархимандрит Авель (Македонов)…

В последние годы каждый вечер у ворот домика в поселке Октябрьский выстраивалась очередь людей, жаждавших получить утешение, совет и надежду. Историй молитвенной помощи от Матушки не счесть. Придет время, и они все будут записаны. Как и свидетельства о чудесах по ее молитвам.

В последний раз я был у Матушки Великим постом. Мы были втроем. Матушка неожиданно усадила нас пить чай, а сама вдруг стала вспоминать истории из своей жизни, рассказывать. Я мало запомнил содержание этих историй, - Матушка говорила тихо, а переспрашивать было неловко, - но в душе осталось какое-то радостное, благостное состояние. Матушка как бы утешала нас, успокаивала в наших тревогах и смятениях. Какими-то очень простыми словами…

Не меньше получаса мы провели в ее келье, оставались бы и еще, но на улице ждали люди. Пришлось прощаться…

Матушка говорила не раз, что в трудных обстоятельствах надо не просто обращаться к Богу с молитвой, а прямо-таки кричать, прося о помощи, чтобы быть услышанным. Мы будем кричать к тебе, Матушка, чтобы там, у Престола Господня, ты услышала нашу молитву и помогала нам в нашей здешней жизни. В наших тревогах, болезнях, нуждах и скорбях. В нашей борьбе.

Очень стараюсь по воскресеньям и праздничным дням бывать в храме, так получилось и сегодня. Вчера приехала вечером с дачи, почему-то очень устала и ночью в два часа проснулась и уже до утра не смогла заснуть, боялась опоздать в церковь... , хотя поставила будильник. Маловерная... . Пришла рано, почти первая, только в свечном ящике уже кто-то был, да сторожа... . Очень люблю рано приходить в церковь, переоделась, подала записочки, приложилась к иконам и заметила у КРЕСТА ГОСПОДНЯ небольшая фотография и букетик милых живых цветочков. Обычно не принято выставлять фотографии в храме... .

Спросила в свечном ящике, сказали что упокоилась СТАРИЦА СХИМОНАХИНЯ ФЕОДОСИЯ РЯЗАНСКАЯ.

Очень много о ней слышала, даже моя доченька ездила к ней по благословению настоятеля нашего храма. Решила разыскать о ней хоть что-нибудь, может быть и вам будет интересно.

УПОКОЙ ГОСПОДИ ДУШУ УСОПШЕЙ РАБЫ ТВОЕЯ

И СОТВОРИ ЕЙ ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ.