Церковь святой екатерины в мурино расписание служб. Церковь святой Екатерины (Мурино)

Патриарх Паисий Иерусалимский далеко не случайно послал в Москву донос на Арсения Грека. Дело в том, что вместе с ним из Москвы на Восток выехал учёный старец, ктитор московского Богоявленского монастыря, священноинок Арсений Суханов, которому дано было тайное задание в пути собрать сведения о новоявленном греческом учителе. Поняв, что вся правда скоро и без того станет известна русскому правительству, Паисий решил опередить Суханова и первым «сдал» Арсения Грека. В своё оправдание Паисий писал: «Я нашёл его в Киеве и взял с собою, а он не мой старец. Я того про него не ведал…» Из документов известно, что Арсений Суханов в результате проведённого расследования узнал всю правду о своём греческом тёзке и также сообщал в Москву о его религиозных блужданиях.

Вместе с тем основной задачей экспедиции Арсения Суханова был сбор древних греческих рукописей и наблюдение за современной богослужебной практикой греков . В июне 1649 года Суханов выехал из Москвы вместе с патриархом Паисием в Яссы, затем побывал на Афоне, а в 1650 году он уже вернулся в Москву и подал в Посольский приказ «Статейный список» о выполнении своего задания с приложением записи четырёх «Прений о вере» с греками. Эти знаменитые «прения о вере» проходили в Валахии, в Торговище (Тырговиште). Поводом к ним послужил вопиющий случай, который произошёл несколько лет назад на Афоне и о котором Арсений Суханов узнал по дороге в Торговище, на подворье болгарского Зографского Афонского монастыря: на Афонской горе было устроено самое настоящее аутодафе книг московской печати как содержащих в себе еретическое учение! По словам присутствовавшего при этом старца Амфилохия, «сошлись де старцы святогорския все, и надели на себя патрахели, и привели старца с московскими книгами, и облекли его в ризы, и поставили среди церкви, и называли его еретиком, и книги де держит еретическия, и крестится не по гречески (то есть не тремя, а двумя перстами. - Κ. К.), и хотели его сожечь и с книгами; тутожде и турки стояли призваны. И по много де безчестия тому старцу велели московския книги на огнь положить самому; и он де многое время не хотел на огнь класть, и за великую нужу, заплакав, положил, убояся и сам того ж огня, а сожгли де московских книг две в десть великии, а третья в полдесть, а иных де не помню каковы. А старца де того закляли, что ему впредь так не креститься и никого не учить, и отдали его турку: и турок де держал ево у себя в железах многое время и, взяв с него мзду, отпустил. Старец же Анфилохии патриарху сказывал, что другово де такова старца у них во всей горе Афонской нету. Брада де у него до самой земли, якож у Макария Великого; а носит де ея, в мешечик склав, и тот мешечик з бородою привязывает к поясу. А имя ему Дамаскин, муж де духовен и грамоте учон. И то де греки зделали от ненависти, что тот старец от многих почитаем, а сербин он, а не грек; греки де хотят, чтоб всеми оне владели».

Оппонентами Арсения Суханова в споре выступали иерусалимский патриарх Паисий, браиловский митрополит Мелетий и их помощники из местного духовенства. Во время первого «прения» обсуждался вопрос о крестном знамении. Арсений блестяще доказывал древность принятого тогда на Руси двоеперстия, в то время как его оппоненты хоть сколько-нибудь убедительных доказательств в пользу новогреческого троеперстия представить не могли. «Патриарх и все замолчали и, мало посидев, востав из-за трапезы, пошли кручиноваты, что хотели оправдатися святыми книгами, да нигде не сыскали, и то им стало за великии стыд» …

Второе «прение» было посвящено дате Рождества Христова. Согласно принятой на Руси традиции (в свою очередь, идущей из Византии), событие это произошло в 5500 году от Сотворения мира, согласно же поздней греческой, заимствованной с католического Запада, - в 5508-м… В этом вопросе греки снова пытались отстоять древность своих традиций, апеллируя к тому, что некогда явились источником веры для других народов, в том числе и для русских, на что Арсений Суханов отвечал: «Вы, греки, называетеся источник всем верным, якоже и папа называет себя глава всей церкви. И мы глаголем вам: ни папа - глава церкви, ни вы греки, источник всем. А есть ли и был, толко ныне пересох и сами жаждою страждете, нежели вам весь свет напаявати своим источником; а иныя ваши греки пьют из бусорманского источника. Мы ж Русь крестихомся в смерть Христову, занеже и распялся Христос за нас, от Его же ребра изыде кровь и вода; то нам источник источи веру из ребра Спасителева, а не греки нам источник вере. Турской царь и ближе нас у вас живет, да се не можете его напоить своим источником и к вере привести».

Третье «прение» касалось расхождения московских и греческих богослужебных книг. Напомнив об афонской расправе над старцем Дамаскином и книгами московской печати, Арсений Суханов заметил, что ереси надо искать в греческих книгах, а не в русских: даже в греческой грамматике, напечатанной в Венеции, в Символе веры содержится явная латинская ересь - «и в Духа Святаго от Отца и Сына исходящаго», то есть знаменитое filioque - камень преткновения между католиками и православными. «Ино было довлеет вам те книги сожигать, а государевы было вам книги не за что жечь», - замечает Суханов.

Наконец, во время четвёртого диспута Арсений Суханов спорил с иерусалимским патриархом Паисием по поводу способа крещения. Характерно, что в этом споре патриарх Паисий стоял на чисто униатских позициях, критиковал решения собора 1620 года и убеждал Арсения в недопустимости принятия католиков первым чином (то есть через крещение), предлагая принимать их вторым - через миропомазание. Паисий утверждал, что якобы способ крещения не является доказательством истинности веры, что обливание и даже окропление вместо троекратного погружения применяется и у греков. На это Арсений заметил, что, как только данная информация станет известна в Москве, всех приезжих греков начнут принимать через крещение…

Под конец дискуссии с греками Арсений Суханов прочитал весьма популярную в дониконовской Руси «Повесть о белом клобуке», которая рассказывала о падении «ветхого Рима» по причине гордости и своеволия, второго Рима - Константинополя - от агарянского насилия, и о том, что теперь на «третьем Риме, еже есть на Руской земли, благодать Святаго Духа возсия».

24 февраля 1651 года Арсений Суханов снова отправился на Ближний Восток для подробного ознакомления с греческим богослужением. Особый интерес для русских властей представляли службы в Великую субботу и чудо схождения святого огня во время пасхального богослужения . На этот раз он посетил Константинополь, Хиос, Родос, другие острова Греческого архипелага, побывал в Египте, Иерусалиме и через Малую Азию и Кавказ 27 июня 1653 года вернулся в Москву. Результаты своей второй экспедиции Суханов изложил в отчёте, представленном им лично царю и названном «Проскинитарием» («Поклонником»). На основе «Прений о вере» и «Проскинитария» Арсением Сухановым был составлен краткий отчёт «О чинах греческих вкратце», в котором перечисляются многочисленные отличия тогдашнего греческого богослужения от богослужения, принятого в Русской Церкви .

«Греки пред обеднею часов отнюдь не говорят в церкви, - пишет Арсений Суханов. - На Господьския праздники и святым величания никогда нигде не поют; избранных псалмов у них нету. А у сербов величания поют, избранныя псалмы у них есть, яко и на Москве. Греки же канонов в келье не говорят никоих николи ни Исусу, ни акафиста, но токмо часы едины. А сербы каноны Исусу и акафиста говорят по вся дни.

Греки не творят поставления патриарху, и архиепископу, и митрополиту, и архимандриту, игумену, и протопопу, архидиакону и протодиакону, но токмо епископу, и попу и диакону.

Греки в келье павечерницу говорят, толко псалмы одне, а канона Воду прошед отнюдь николи не говорят; а прощения на павечернице и на полунощнице нет же. После вечерни в церкви павечерницы николи не говорят, а изредка в паперти; павечерницу говорят в паперти псалмы же одне, а канона в октаи отнюдь николи же не поют на павечернице.

Паисий Лигарид был колоритным и типичным левантийским священнослужителем XVII в. – человеком блестящих талантов, но с циничным складом мышления и полностью аморальным.

Предположительно - его парсуна:

Он родился на острове Хиос в 1612 г. В возрасте тринадцати лет его приняли учеником в школу Св. Афанасия в Риме, основанную папой Григорием XIII для униатских греков. Он закончил ее с высшим отличием в 1636 г. Один из руководителей школы, известный ученый Лев Аллаций хвалил Паисия следующими словами: «Пытливый ум; твердый характер; хорошо начитан, особенно – в церковных вопросах; даровитый и артистичный оратор как на классическом, так и на современном греческом, не чуждый классической поэзии; человек, готовый пролить свою кровь за католическую веру».


В 1641 г. Паисия послали в Константинополь в качестве миссионера римской Конгрегации пропаганды веры. Конгрегация была довольна его деятельностью, и вскоре ему увеличили жалование. В 1644 г. из-за жалоб греко-православного патриарха Константинопольского Паисий вынужден был покинуть город и направиться в Молдавию. Около 1651 г. он встретился там с греко-православным патриархом Иерусалима, тоже Паисием, и был принят им в православную церковь. Паисий Лигарид стал православным монахом.

На следующий год патриарх Паисий рукоположил Лигарида православным митрополитом Газы в Палестине. Лигарид принял этот титул, но в свою епархию так и не поехал. К 1657 г. он жил в Валахии. Несмотря на официальное обращение в православие, Лигарид продолжал посылать донесения в Конгрегацию Пропаганды и получать оттуда, жалование.

Патриарх Никон, постоянно разыскивавший талантливых греческих ученых, услышал о Лигариде и в 1657 г. пригласил его в Москву. Лигарид не отклонил предложения, но и не спешил воспользоваться им. Он появился в Москве в начале 1662 г. Нет сомнения в том, что, благодаря выгодному сложению Валахии, в которой он находился, и через которую (как и через Молдавию) шел постоянный поток греческих священников, монахов и купцов по дороге в Киев и Москву, Лигарид был прекрасно осведомлен о разрыве между царем и патриархом, а также о намерении бояр воспользоваться авторитетом восточных патриархов против Никона.

Представляется вполне вероятным, что бояре, которые были осведомлены, что Никон приглашал Лигарида, по всей вероятности попытались войти с ним в контакт и привлечь его на свою сторону.
Паисий сразу очутился в неловком положении между царем и патриархом, одинаково к нему расположенными. "Не знаю, куда мне обратиться! - откровенно писал он в одном из своих писем, - потому что никто не может работать двоим господам?.." Во всяком случае, когда Лигарид приехал в Москву, он предложил свои услуги боярской партии и стал главной опорой царя в кампания против Никона.

Его каноническими познаниями задумал воспользоваться один из злейших врагов Никона, боярин Стрешнев. Стрешнев предложил Паисию 30 вопросов, в которых излагалось поведение Никона и отношения патриарха к царю, с требованием письменного ответа на них для доклада государю. Паисий со всей гибкостью ума отвечал на эти вопросы полным осуждением всех действий Никона. Ответы его составили целую тетрадь и полностью удовлетворили царя Алексея Михайловича, безоговорочно с того момента поверившего Паисию.

В ходе многодневных обсуждений в боярской верхушке действий против Никона Паисий Лигарид порекомендовал, чтобы подготовили заявление об ошибочности действий Никона; затем, чтобы проконсультировались у восточных патриархов; и в-третьих, чтобы Никон предстал перед судом нового церковного Собора.

Царским указом 21 декабря 1662 г. было повелено созвать в Москве, в мае или июне 1663 г., собор, пригласив на него вселенских патриархов и русских архиереев. Паисий составил для патриархов 25 подобных же вопросов, на какие отвечал сам по делу Никона, но только имя последнего ни в одном из них не упоминалось. Вопросы и пригласительные грамоты патриархам повез иеродиакон Мелетий, соотечественник и друг Лигарида.

Между тем, над головой Лигарида стали собираться тучи. Восточные патриархи отозвались на царское приглашение (1664 г.). При этом патриарх Иерусалимский Нектарий, проведав, что Паисий ищет титула экзарха патриаршеского и уже называется так в Москве, объявлял через своего посланного, что это самозванство. Затем и Никон, узнав, разными путями, преимущественно же через греков, служивших и нашим, и вашим, о разных проделках своего врага, всякий раз, как только представлялось ему нужным, пользовался этими сведениями. Он, зная, кем был Лигарид, ругал его, называя «вором», «нехристем», «собакой», «самоставленником», «мужиком».

Паисий, уверенный в собственной безопасности, вытекавшей из осознания царем его специфической нужности, особой челобитной на имя государя ходатайствовал, чтобы взведенные на него обвинения были рассмотрены собором. Собор был созван во дворце после Фоминой недели в 1665 г. Многочисленные свидетели показали в защиту Лигарида. Тогда последний стал просить царя отпустить его домой, "пока не съехался в царствующий град Москву собор вселенский"... "Если столько терплю еще до собора, - прибавлял он, - то что же буду терпеть после? Довольно уже, всемилостивейший государь, довольно! Не могу более служить твоей святой палате"...

Царь, разумеется, не отпустил Паисия: он теперь более, чем когда-либо, был нужен Алексею Михайловичу. Хотя нельзя отрицать того, что верить Лигариду он стал менее прежнего. Этому способствовала история с грамотой патриарха константинопольского Дионисия от 12 ноября 1666 г., в которой он рекомендует в качестве своего заместителя на соборе Лигарида, именуя его "святым и благоразумным, рассудным и сведущим" в церковных делах. Грамотку эту предъявил сам Паисий. Царю вздумалось проверить через келаря Чудова монастыря Савву, поручал ли Дионисий митрополиту газскому быть его представителем на соборе. И вот тут-то и открылось, что Дионисий подобного поручения Паисию не давал и грамоты никакой не посылал. "Паисий Лигарид лоза не константинопольского престола, я его православным не называю", - писал Дионисий. Так что с тех пор об экзаршестве своем Паисий больше уже не заикался.

2-го ноября 1666 г. приехали в Москву патриархи александрийский Паисий и антиохийский Макарий. Лигарид по приказанию государя был приставлен к ним для ознакомления их во всех подробностях с делом Никона. Сохранилась записка Лигарида с изложением вин московского патриарха. Чего только ни наговорил в ней Паисий на Никона!

7 ноября начались заседания собора для суда над Никоном. Их было 8. Паисий присутствовал на 2-м (разрешил вопросы об уместности, праве и значении созванного собора), 5-м и, кажется, 8-м, по окончании же соборных прений, когда крутицкий митрополит Павел и рязанский митрополит Иларион вдруг отказались подписать приговор над Никоном, Паисий много содействовал убеждению их (сказал 3 речи в защиту царской власти), так что упорствовавшие архиереи не только подписали соборный акт о низложении Никона, но даже еще вынуждены были просить царя о прощении.

Кроме низвержения Никона причастен Паисий и к тем жестоким словам по отношению к приверженцам старой веры, к тем жестоким действиям против них, которые были оглашены на соборе. Именно греческие патриархи с подачи Лигарида настояли на этих решениях, которые и знаменуют собой точку невозврата - после них ни о каком примирении между сторонниками старой и новой вер речь уже не шла.

В 1668 г. патриарх Иерусалимский Нектарий уведомлял царя, что Паисий за самовольную и продолжительную отлучку из своей епархии и некоторые вины давно уже проклят и лишен святительского сана. Но царь, будучи признателен Паисию за участие его в деле Никона, просил патриарха Иерусалимского снять с Лигарида запрещение. И патриарх, "ради прощения и любви самодержца русского", освободил Паисия от отлучения и проклятия.

В конце весны 1672 г. Лигарид собрался домой через Киев. В Киеве Паисия, вместе "с причетники и с племянником и с служки", поместили в Софийском монастыре. Киев Паисию понравился. Он там остался и начал преподавать в Академии философию. В 1673 г. киевские воеводы доносили царю, что Паисий "со слезами бьет челом, чтобы ему или позволили вернуться в Москву, или бы прибавили поденного корма". Государь, снисходя на его просьбу, велел спросить у него: куда он хочет ехать - в Москву или за рубеж? Паисий отвечал, что "для своей болезни и за стужею к Москве ехать не сможет, а за рубеж за воинскими людьми ехать нельзя", и просил позволения остаться в Киеве. Тем не менее, в Киеве он оставался не долго. Он и оттуда стал делать царю доносы на киевское духовенство. В 1676 г. Паисий опять в Москве. Долго ли он пробыл в Москве, неизвестно, но смерть застала его в Киеве в 1678 г.

После его смерти, выяснилось, что и на руку он был нечист, изрядно поимев книг и мощей святых. Так, 6 декабря 1693 патриарх Адриан писал киевскому митрополиту Варлааму, чтобы он "после успшего... Лигарида Газского митр.... в Киеве... мощи святыя и книги... и что чего-либо сыщется" возвратил патриарху Иерусалимскому Досифею, ибо, "пишут, яко брат Лигарид Газский книги и мощи святых иные взял из Иерусалима, иные из Газские епархии"

Итог деятельности этой вши можно подвести словами Н.Каптерева:
"Эти пришельцы, ломая русскую церковную старину, решая у нас разные церковные вопросы, тем самым не исправляли будто бы затемнившееся православие Русской церкви, а только искажали его. Как русским было не признать глубокаго унижения своей церкви и всего русскаго в том обстоятельстве, что на святой Руси всеми церковными делами орудует и заправляет выходец из Турции, запрещенный архиерей, авантюрист, лишенный своим патриархом кафедры и сана и даже не признаваемый самими восточными патриархами за православнаго..."

Неистовство и гнев Аввакума, боль и душевные муки Ивана Неронова, готовность к страданиям и смерти боярыни Морозовой и сестры её княгини Урусовой идут отсюда, от этого горького унижения, от бессильного возмущения ползанием этих кровососущих гнид по Русской земле...

Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель - протоиерей Николай Тетерятников

История

17 января 1786 года владелец села Мурино граф Александр Романович Воронцов обратился к митрополиту с просьбой о постройке церкви. Средства на строительство выделил отец графа, попросил назвать церковь во имя святой Екатерины, в память о скончавшейся жене своего младшего сына Семёна - графине Екатерине Алексеевне (урождённой Сенявиной).

В мае 1786 года по проекту Н. А. Львова рядом с усадьбой была заложена однопрестольная приходская церковь. 25 февраля 1790 года храм был освящён.

Вероятно, образа для иконостаса написал В. Л. Боровиковский.

В храме хранилась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая ранее принадлежала царевне Наталье Алексеевне.

В 1856 года была переделана колокольня; в 1914-1915 годах при ремонте укреплены наружные стены здания.

Ночью 18 октября 1918 года был убит сторож и ограблена церковь. 2 мая 1922 года изъяты ценности из церкви, запечатаны и доставлены в уездную комиссию по Муринской волости.

В церкви снимались сцены венчания из кинофильма «Дубровский».

3 мая 1938 года на Радоницу состоялось последнее богослужение перед закрытием церкви. В 1940 году здание передано под клуб.

В здании происходила формовка десятиметрового гипсового хоккеиста. Предлагалось использовать также помещение в качестве музеяй или концертный зал.

В 1941 году в связи с наступлением финских войск было принято постановление о ликвидации церкви. В военные годы храм не пострадал. Он служил наблюдательным пунктом и временным убежищем для беженцев.

После войны здание церкви передано под «нужды народного хозяйства». Его арендовали парголовское предприятие «Заготпункт» и муринское сельпо, переоборудовавшие помещение в склад соли. В алтаре хранились овощи.

В 1968 году Всеволожский райисполком принял решение «О снятии с учета и сносе памятника архитектуры XVIII века в селе Мурино».

Летом 1988 года церковь передали православной общине. После этого началась интенсивная косметическая реставрация. 6 декабря того же года, накануне престольного праздника, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил восстановленный храм. При этом митрополит подарил церкви икону святой великомученицы Екатерины с надписью: «Сей святой образ вмц. Екатерины был вручен митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию 25 ноября 1980 г. Митрополитом Кипрским Варнавой в городе Катарини, Греция, в память его служения в городе, носящем ее имя».

Архитектура

Церковь построена в стиле классицизма. В одном здании совмещены четырех вертикальные части: цокольный этаж - сводчатые помещения усыпальницы; церковь, занимающая основной объем здания; ярус звона (колокольня); бельведер (ротонда) с коринфской колоннадой (12 (?) колонн). Последние два яруса были выполнены из дерева.


Деревня Мурино с 1749 года принадлежала старинному дворянскому роду Воронцовых. В 1781 году граф Семен Романович счастливо женился на дочери генерала Сенявина Екатерине. Через четыре года Екатерина скоропостижно умерла в Венеции. Безутешный вдовец просил своего брата Александра построить в имении Мурино церковь в память о жене, куда потом хотел перевезти ее тело. Но сложилось так, что Екатерина Воронцова так и осталась похороненной в Венеции, а в Мурино по проекту архитектора Н.А. Львова, большого друга Александра Воронцова, вырос красивый храм во имя св. вмц. Екатерины. Недалеко от храма был найден святой источник.
Так как от первоначального плана использовать церковь лишь как усыпальницу отказались, а для приходской церкви, каковою призвана была стать церковь в Мурине, возникла нужда в колокольне, Львов предложил оригинальный проект храма, доработанный, очевидно, в ходе строительства. Храм был освящен в 8 марта (н.с.)1790 года ключарем столичного Петропавловского собора С. Коноплевым.
Церковь представляет собой кубообразное многоярусное сооружение в стиле классицизма, в цокольном этаже которого находится усыпальница Воронцовых. К кубическому основному объёму храма с запада и востока примыкают полукруглые апсиды. Вход в церковь оформлен четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. Над основным каменным объемом здания возвышается восьмигранная деревянная звонница, увенчанная деревянной двенадцатиколонной ротондой с небольшим плоским куполом и крестом. Главный неф подчеркивают дорические, наполовину каннелированные, колонны. Оригинальна и алтарная часть, устроенная в форме ротонды. В виде полукруга был выполнен и иконостас храма, образа для которого были написаны замечательным русским живописцем В. Л. Боровиковским.
Храм действовал до 1940 года, когда из-за смерти настоятеля был закрыт. С 1950-х годов в здании попеременно располагались то соляной склад, то овощехранилище, то экспериментальный скульптурно-производственный цех. Последним владельцем храма перед возвращением общине, был Худфонд, разместивший здесь скульптурную мастерскую. В здании размещался 10-метровый хоккеист, упиравшийся головой в купол, тело которого поддерживали стальные полосы, вбитые в церковные стены. Храм был доведен до удручающего состояния, что в 1968 году его даже хотели снять с учета как памятник архитектуры. Консервацию провели лишь в 1986 году.
В 1988 году храм был возвращен верующим и 6 декабря того же года освящен. Церковь святой великомученицы Екатерины в селе Мурино была первым храмом, освященным будущим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II по восшествии 29 июня 1986 года на Ленинградско-Новгородскую митрополичью кафедру.
На звоннице храма 11 колоколов, самые большие - 600, 350 и 197 кг. В 1989 году за алтарем храма был воздвигнут крест в память клириков и мирян, прихожан храма, погибших в 1930-е годы.

По материалам сайтов: www.rusk.ru
al-spbphoto.narod.ru

Село Мурино названо Мурином, говорят, оттого, что первые поселенцы привезены были сюда из Муромского уезда. Церковь устроена в 1789 г. на средства помещика, графа Александра Романовича Воронцова.

Церковь находится на окраине села, в полуверсте от реки Охты. Она одноэтажная, в один престол, каменная, с деревянной колокольней, представляющей в верхнем ярусе подобие круглого фонаря. Церковь крестообразная, с полукружиями на восточной и западной стене. Длина и ширина церкви 9 сажень.

В западной части церкви сторона с одним окном; на западной и южной сторонах - плитные крыльца в 5 ступеней. В храме 6 окон с железными решетками; печей в церкви две, в алтаре - камин; пол в церкви из лещадной плиты. Солея возвышается на 2 ступени и отделяется деревянною решеткою.

Над престолом - сень из тонкого канифасного полотна с изображениями Господа Саваофа, благословляющего, и Духа св. в виде голубя. Сень вновь вызолочена в 1862 г. Престол и жертвенник из дуба; запрестольный крест в серебряной ризе, в которой весу 5 фунт. и 3 золотника.

Из местных икон Спаситель и икона Скорбящей Божией Матери обложены сребропозлащенными ризами в 1846 г., на церковную сумму. Церковь содержится на свои доходы, капитал ее простирается до 1200 руб. в билетах. В храме достопримечательны: золотой крест, пожертвованный в 1863 г. церковным старостою, петербургским купцом, Иваном Арсеньевичем Соколовым; икона св. Екатерины, работы Малышева, приношение того же Соколова в 1861 г.; иконы: Казанской Божией Матери, Богородицы "Утоли моя печали" и Николая Чудотворца, в серебряных ризах, с вызолоченными венцами; евангелие, изданное в Москве в 1784 г., в сребропозлащенной оправе, с финифтяными иконами; оно не употребляется и хранится в стеклянном футляре; старинные, сребропозлащенные священные сосуды с принадлежностями, сделанные в 1786 и 1788 гг; несколько богослужебных книг старинного издания 1737 - 87 гг.

В церковном архиве хранятся: план храма, подписанный архитектором Делингом; план на усадебную церковную землю, отмежеванную в мае 1811 г. уездным землемером Самойловым из дачи коллежского асессора Плещеева.

Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря; в 1879 г. пономарская вакансия упразднена. Причт помещается в двух деревянных домах, построенных графом Воронцовым и возобновленных на церковную сумму, при пособии прихожан. Дом священника возобновлен в 1861 г., а причетнический в 1870 г. Средства содержания причта были не одинаковы. В конце прошлого столетия от Воронцова выдавалось священнику 60 руб. асс. и 12 четвертей муки, причетникам - по 40 руб. асс. и по 9 четвертей муки в год; около 1813 г. от крестьян выдавалось священнику 280 руб., асс., а причетникам - по 120 руб. асс. в год. С 1865 г. крестьяне перестали платить причту то жалованье, которое обязались, от помещика же причт стал получать 103 руб. сер. на всех. Кроме содержания от помещика и от крестьян, причт получает казенное жалованье. Кроме того, по указу консистории от 1873 г. выдается причту из церковных сумм на отопление 100 руб. сер.

Муринский приход составляют следующие села и деревни: село Мурино 82 дв.; Крутые Ручьи в 3 верстах от церкви, 74 дв.; Городня или Гражданка в 4 верстах от церкви, 18 дв.; Новая Деревня в 2 верстах от церкви, 17 дв.; Лаврики в 3 верстах от церкви, 27 дв.; Копитолово 2 дв. и Рыбацкая от церкви в 5 верстах, 26 дв. Всего жителей муж. пола 717, жен. 751.

Школ в приходе две, одна в Мурине, с 1861 г., а другая - в Ручьях, с 1869 г. Закону Божию в них учит священник, а прочим предметам - учителя от земства, с платою от 420 до 500 руб. в год. Учащихся в каждой школе до 50 человек, мальчики участвуют в церковном пении.

В Мурине находится каменная, изящного вида часовня, освященная в 1881 г., в память мученической кончины Александра II. Она построена прихожанами с тем, чтобы ежегодно, 1 марта, в церкви совершалась заупокойная литургия, а потом в часовне - панихида, в память почившего монарха. За это благое предприятие император Александр III 2 июля 1881 г. приказал "сердечно благодарить крестьян Муринской волости".

Попечительство учреждено в 1870 году. Капитал его к 1884 г. состоял из 300 руб. Попечительству принадлежит стоящий подле церкви деревянный, недавно обновленный дом, отдаваемый летом под дачу за 100 руб.

В архиве Муринской церкви есть несколько старинных актов, которые, имеют значение для истории здешней церкви. Прошение графа Александра Романовича Воронцова на имя митрополита Гавриила о сооружении в мызе Муриной церкви каменной, во имя великой мученицы Екатерины, и о содержании им священника, дьячка и пономаря, от 17января 1786 г. Прошение графа Воронцова митрополиту Гавриилу в первой половине февраля 1790 г. об освящении построенного и благолепно украшенного храма во имя св. вмц. Екатерины. Резолюция. "1790 г. февраля 14-го дня. Церковь освятить благословляем, чего ради отпустить св. миро и антиминс и к петропавловскому ключарю послать указ". Репорт ключаря от 25-го февраля 1790 года: "По силе указа Ее Императорского Величества из оной духовной консистории сего февраля от 14-го под № 180 ко мне присланного, в мызе Мурине каменная церковь во имя... мною сего ж февраля 17-го числа освящена, о чем С.-Петербургской духовной консистории сим почтительнейше и репортую". Ключарь Сергей Коноплев.

«Историко - статистические сведения о С.-Петербургской епархии.» Выпуск 8, Санкт-Петербург, 1884 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).



Построена графом А. Р. Воронцовым по просьбе родного брата С. Р. Воронцова в память его рано умершей жены Екатерины Алексеевны. Замечательный образец классицизма, каменная одноглавая церковь, возведенная по проекту Н. А. Львова. Основу здания составляет высокий четверик с полукруглой алтарной апсидой и симметричным ей притвором. Входы в храм с южной и северной сторон оформлены портиками. На четверике поставлена восьмигранная деревянная звонница, над которой стоит деревянная 10-колонная ротонда, перекрытая куполом с главкой. В виде ротонды был устроен и иконостас. Иконы в иконостасе принадлежали кисти В. Л. Боровиковского. В 1934 г. сняты колокола, окончательно закрыта в 1941 г. В послевоенные годы в церкви располагался склад. Здание было доведено до аварийного состояния. В 1968 г. последовало решение сносе, которое чудом не было выполнено. В 1970-х г.г. использовалась под скульптурные мастерские. Храм возвращён верующим в 1988 г., восстановлен.

https://svyatsy.org/churches/leningradskaya_oblast/vsevolozhskiy_rayon/murino/cerkov_ekateriny_velikomuchenicy_v_murino/

В 1783 г. Семена Романовича Воронцова назначают на должность посланника в Венецию, куда он и уезжает со всей семьей. Зима была там чрезвычайно суровой и Екатерина Алексеевна заболела чахоткой и в 1784 г. (25 августа) умерла. Горе Семена Романовича было неутешным. Во всех осенних письмах 1784 г. он просит брата увековечить память жены, построив церковь в Мурино, где они были так счастливы.

В 1785 г. Николай Александрович Львов (друг обоих братьев Воронцовых, сохранилась их переписка) приступает к проектированию церкви. К 1785 г. Н. А. Львов был уже известным архитектором, автором церкви Пресвятой Троицы ("Кулич и Пасха"), Могилевского собора, Невских ворот, почтамта и многих частных построек, в том числе выполнил некоторые работы в доме Воронцовых в Москве, следил за ремонтом их дома в Петербурге. Проект церкви был завершен в 1785 г. 20 января 1786 г. А. Р. Воронцов обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой дать разрешение на строительство церкви в Мурино, которое получил 2 мая 1786 г.

Строительство началось сразу, и в августе 1787 г. Н. А. Львов писал Семену Романовичу: "...сейчас еду в Мурино для окончания последнего свода на церкви, которая нынешним летом будет под кровлею". По замыслу Н. А. Львова, Муринская церковь имеет некоторые архитектурные особенности - совмещение в одном здании четырех, расположенных по вертикали, различных по назначению частей: цокольный этаж - сводчатые помещения усыпальницы; церковь, занимающая основной объем здания; ярус звона (колокольня); бельведер (ротонда) с колоннадой коринфского ордера. Последние 2 яруса выполнены из дерева. Основные размеры здания: длина с востока на запад - 20м, ширина - 24,5м, высота (с крестом) - 34м.

В интерьере церковного зала преобладают плавные полуциркульные линии, и иконостас был решен в форме полуротонды. Свет поступал только через небольшие окна в апсидах, поэтому в зале всегда было сумеречно, что отвечало представлению о храме - мавзолее с усыпальницей.

Вопрос о надстройке здания колокольней встал в процессе строительства. Вот почему для окончания работ потребовалось еще почти три года. Семен Романович поначалу хотел перевезти в Мурино тело жены, поэтому торопил со строительством церкви. Но Екатерина Алексеевна была похоронена в Венеции, в греческой церкви св. Георгия, а в Муринской церкви никаких захоронений никогда не производилось.

В 1790 г. (14 февраля) Александр Романович Воронцов сообщил митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу о готовности церкви и в этом же году она была освящена. "... в мызе Мурино каменная церковь мною сего же февраля 17-го числа освящена, о чем Санкт-Петербургской духовной консистории сим почтительнейше и репортую".

В 1917 г. усадьба Мурино была национализирована советской властью. Владельцы усадьбы эмигрировали.

Трудные годы храма

В 1922 г. из церкви были изъяты ценности, запечатаны и доставлены в уездную комиссию по Муринской волости. (Из протокола заседания уездного комитета по изъятию церковных ценностей от 12.06.1922 г.). В 1938 г. 3 мая, в Радоницу, было последнее богослужение перед закрытием церкви. Настоятель прот. Илья (Илья Васильевич Попов) был переведен в Александро-Невскую церковь в Шувалово. Вскоре исчезли архив церкви и ее иконы.

22 июля 1941 г. Исполком Парголовского Райсовета принимает решение о ликвидации Екатерининской церкви в с. Мурино с использованием здания под клуб. В военные годы здание служило наблюдательным пунктом и временным убежищем. Война пощадила храм - уникальный памятник архитектуры. Первыми арендаторами здания в послевоенные годы были Парголовская контора "Заготпункт" и Муринское сельпо, превратившие усыпальницу в склад соли, а алтарь - в место хранения моркови.

В 1968 г. Всеволожский райисполком принимает решение "О снятии с учета и сносе памятника архитектуры XVIII в. в селе Мурино". Промыслом Божиим и заступничеством честных и добрых людей снос церкви не состоялся. В 70-е гг. новым арендатором непорушенной церкви стал Худфонд РСФСР, который разместил в ней Экспериментальный скульптурно-производственный комбинат. В результате было полностью утрачено внутреннее убранство храма вплоть до штукатурки, но зато появилась 10-метровая скульптура хоккеиста, занимавшая весь объем церкви. За сохранение храма как памятника архитектуры XVIII в. боролись многие организации. В 1986-87 гг. началась добровольная помощь членов объединения "Мир", которые проводили субботники по уборке территории, починили кровлю, осуществили "вынос" скульптуры хоккеиста.

Возрождение

После многолетних усилий, на волне грядущей перестройки общества церковь, наконец, возвращают верующим. В августе 1988 г. назначен исполняющим обязанности, а затем с 1 января 1990 г. утверждён настоятелем храма протоиерей Николай Тетерятников. В еще полуразрушенном пустом храме зазвучали первые молитвы и сразу развернулись ремонтно - строительные, архитектурно-восстановительные, художественно-реставрационные и другие работы. В первую очередь начались работы по обеспечению безопасности прихожан (аварийное удаление штукатурки, установка страховочной сетки под куполом и апсидами). Выщербленные колонны затянули белым материалом, по всему периметру церкви установили панели из оргалита, на которых разместились пожертвованные иконы. Были сооружены Престол и временный Иконостас. Ко дню святой великомученицы Екатерины - престольному празднику, храм был готов к освящению.

Освящение храма

6 декабря 1988 г., вечером, состоялось освящение храма св. вмц. Екатерины митрополитом Ленинградским и Новгородским, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Владыка подарил храму икону св. вмц. Екатерины с надписью: "Сей святой образ вмч. Екатерины был вручён Митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию 25 ноября 1980 года Митрополитом Китроским Варнавой в городе Катарини, Греция, в память его служения в городе, носящим её имя." С начала открытия церквей храм был освящен вторым в Санкт-Петербургской (Ленинградской) епархии после собора Михаила Архангела в Ломоносове (21 ноября 1988 г.).

После окончания юридических процедур и аварийных работ в 1988 г. весной наступающего 1989 г. начались капитальные работы по восстановлению фасада и колокольни храма. 26 сентября 1989 г., накануне праздника Воздвижения Креста Господня, на купол храма был поднят новый позолоченный крест. Это было знамением победы над мраком прошлых, разрушивших храм лет.

Убранство храма

Церковь верующим была возвращена в полуразрушенном состоянии с полной потерей внутреннего убранства. Неоценимую поддержку оказали многие храмы и прихожане, пожертвовавшие иконы и церковную утварь.

С использованием документов, старых фотографий, чертежей, воспоминаний старожилов, предпринимаются усилия максимально приблизить интерьер храма к его первоначальному облику. В 1990 г. написаны на парусах евангелисты - копии с икон Владимира Лукича Боровиковского для Казанского собора. В 1994 г. в связи с 250-летием со дня рождения Семена Романовича Воронцова у поминального креста помещены гербы родов Воронцовых и Сенявиных. В 1996 г. были восстановлены металлические решетки амвона и солеи (по последним фотографиям 1950-х г.г.). В 1996 г. написан запрестольный образ "Воскресение" - копия с эскиза Карла Павловича Брюллова для храма Христа Спасителя в Москве легла в основу при написании этого образа. В 1997 г. к празднику Рождества Христова установлена алтарная преграда, восстановленная по чертежам и рисункам, выполненным Н. А. Львовым. После этого встала задача дальнейшего написания икон в иконостасе, которые, по историческим свидетельствам, принадлежали кисти В. Л. Боровиковского. Этот известный художник был многолетним другом и соратником архитектора Н. А. Львова в создании интерьера новых храмов.

Известно из последней описи 1919 г., какие были образа в иконостасе. Велись поиски этих сюжетов прежде всего в иконах Боровиковского или у художников его времени. С этой целью было изучено большое количество материалов о жизни и творчестве художника. Местонахождение образов для иконостаса церкви в Мурино неизвестно, сказано в самом полном исследовании творчества художника (Т. В. Алексеева - В. Л. Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М. Искусство, 1975). Поиски привели в фонды Русского музея. Для иконостаса были подобраны образа, написанные В. Л. Боровиковским и художниками того времени Шебуевым, Варнеком, Брюлловым и другими. В 1997 г. к празднику Покрова Пресвятой Богородицы на Царских Вратах установлены иконы Благовещения и евангелистов - копии с икон А. Г. Варнека на Царских вратах церкви св. вмц. Екатерины при Академии художеств. В 1997 г. ко дню Святой Пасхи выполнена “Тайная вечеря” - копия с иконы работы В. К. Шебуева из иконостаса церкви св. вмц. Екатерины при Академии художеств. В 1998 г. были написаны иконы для иконостаса: "Богоматерь с младенцем" - копия с иконы работы неизвестного художника 1-й четверти XIX в., поступила в 1997 г. в Русский музей из православной церкви Воронцовского дворца (Пажеского корпуса). "Христос-Вседержитель", копия с иконы, приписываемой Боровиковскому, в церкви Архангела Михаила при Русском музее. Образа Архангелов Гавриила и Михаила для северных и южных дверей иконостаса. Эти иконы, написанные В. Л. Боровиковским в 1790 г. (год освящения храма), были найдены в г. Могилеве, где были сделаны с них копии. “Святые Апостолы Петр и Павел” - копия с иконы работы неизвестного художника середины XIX в. "Святая Екатерина" - копия с образа работы В. Л. Боровиковского для Казанского собора.

Часовня

В 150 м юго-восточнее церкви стоит часовня, возвращенная церкви. Часовня была построена в 1882 г. на пожертвования крестьян в память мученической кончины Александра II, "чтобы ежегодно 1-го марта в церкви совершалась заупокойная литургия, а потом в часовне — панихида, в память почившего Монарха". Позднее перед часовней был установлен памятник императору Александру II. Как и церковь, часовню постигла варварская участь: был снесен шатер, глава с крестом, исчез памятник Александру II, а в здании расположилась керосиновая лавка. В 1997 г. здание часовни было восстановлено.

Храм Святой Екатерины был построен по проекту Н.А. Львова в 1790г., на территории усадьбы графа С.М. Воронцова в с. Мурино под Санкт-Петербургом.

Храм состоит на учете как выявленный и восстановленный объект культурного наследия.

Храм Святой Екатерины Расписание богослужений на апрель 2019 года

Суббота - 8.00 - Утреня, 9.00 - Божественная литургия, 17.00 - Всенощное бдение. Воскресенье - 9.00 - Божественная литургия. В дни двунадесятых праздников в 7.00 - Ранняя литургия, в 9.30 - поздняя литургия, накануне, в 17.00 - Всенощное бдение с литиёй. Исповедь перед каждой литургией, за 30 минут, во время и после всенощного бдения.

Храм Святой Екатерины открыт ежедневно с 9.00 до 18.30.

Таинство крещения младенцев совершается каждый день. Крещение взрослых в субботу и воскресенье в 14.00. Перед крещением проводятся катехизические беседы. Первая беседа в сб. в 12.00; вторая беседа в вс. в 12.00 Более подробная информация по тел. 595-50-79

Адрес Храма Святой Екатерины: 188661 пос. Мурино, ул. Кооперативная, д.21.

Как добраться до Храма Святой Екатерины: Из Санкт-Петербурга можно доехать на машине или автобусе - по Токсовскому шоссе слева на выезде из города (после тоннеля и поста ДПС), если на метро или электричке, ст. Девяткино.
маршрутное такси №205 от ст. метро "Проспект просвещения" или "Гражданский проспект".