Чьи были дети каин и авель. Авель и Каин: история человечества в кратком пересказе

Каин и Авель ― история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны ― вот истинные виновники преступлений.

Изгнанные из рая

Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья ― Каин и Авель.


История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший ― Каин - стал земледельцем, а его младший брат Авель ― пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин - начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.

Авель и Каин: история отверженной жертвы

Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В Священном Писании говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.


Авель и Каин ― история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело - желать чего-то, и совсем другое ― дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.

Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата - грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.


Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ― он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин ― история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.

Наказание ― суровое и неизбежное

В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил ― вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о том, кто такой Каин.

Каин в Библии – первый сын Адама и Евы, первый убийца (лишил жизни своего брата Авеля).

Имя «Каин» происходит от глагола «приобретать». Возможно, потому что Ева сказала о нем: «Приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). В арамейском и арабском языках это имя означает «кузнец».

Материал по теме


Почему Бог не принял жертву Каина? Мог ли Каин не убивать Авеля? Был ли Авель «любимчиком» Бога, а Каин – «пасынком»? На эти вопросы отвечает Александр Ткаченко.

Историю Каина мы узнаем из Книги Бытия.

Однажды сыновья Адама и Евы – земледелец Каин и пастух Авель – совершили жертвоприношение Богу. Господь принял дары Авеля и не принял дары Каина.

Вопреки предостережению Бога (Быт. 4:6,7), Каин убил Авеля. За это он был лишен плодов земли и обречен на непрерывные скитания.

Чтобы первый же встречный не убил преступника – первого рожденного женщиной человека и первого человекоубийцу – Бог отметил Каина особым знаком (ср. крылатое выражение «печать Каина»).

Каин поселился в «земле Нод» (возможно, метафорически - «страна скитания»), женился и произвел на свет сына Эноха, по имени которого назвал основанный им город.

Каин также упоминается в Библии как собирательное имя народа кенеев, праотцом которых считается Каин-человек («разорен будет Каин, и недолго до того, что Асур уведет тебя в плен» (Числ. 24:22)).

“Все Писание, – по апостольскому слову, – богодухновенно и полезно для нау­чения, для обли­чения, для исправления, для наставления в пра­ведности» (2 Тим.3:16 ). Поэтому святые Отцы древности в проповедях и поучениях своих к народу, желая представить образ той или иной добро­детели либо порока, стремясь утвердить в добре и отвратить от зла, всегда обращались за примерами к книгам Священного Писания, к истории отношений человека с Богом. В нем, в Писании, они видели единственный источник познания истинного ведения как Божест­венных таин, так и всех законов и закономерностей земного человеческого бытия.

Представляем Вашему вниманию беседу протоиерея Олега Стеняева «Каин и Авель», вошедшую в его сборник «Школа выживания: человек в мире соблазнов» . Эти беседы посвящены книгам Священного Писания, и особенно интересны тем, что в них ясно, отчетливо прослеживается связь между событиями времен ветхозаветных и окружающей нас современностью, постоянно проводится параллель между древним и новым. При этом в сферу внимания их автора попадают самые разнообразные явления сегодняшней действительности: политика, отношения свет­ской власти и Церкви, проблема «отцов и детей» и взаимоотношения между людьми в их повседневной жизни. Говорит о. Олег и о тех пороках, которые присущи обществу в целом…

Тема нашей беседы: «Каин и Авель». Прочитаем первый стих 4-й главы:

«Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт.4:1).

Первым человеком, зачатым и рожденным от прародителей, был Каин – первый человекоубийца на земле. Но здесь надо заметить, что он, Каин, рожденный после грехопадения, родился в этот мир уже как следствие и мутация греха. В этом смысле первый человекоубийца не он, а дьявол. Сказано о сатане: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Все эти качества мы можем обнаружить в Каине.

Чей образ в падшем человечестве?

Если первый человек Адам был сотворен «по образу Божию» (Быт.1:27), то его потомки рождались по его (Адама) падшему подобию и образу. Сказано: «и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему» (Быт.5:3). Как и в Послании сказано: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12). Мутации греха через кровь наших прародителей вошли в каждого из нас от начала нашего индивидуального бытия. Что и позволило Давиду сказать: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Каин и Авель родились в этот мир, наделенные ужасной греховной мутацией сознания.

Имя «Каин» происходит от древнееврейского глагола канна («приобретать») и переводится дословно – «приобрела я». Ева, родив Каина, восклицает именно эти слова: «приобрела я…» Далее она говорит: «…человека от Господа» . Что означают эти слова? Иными словами, она как бы говорит: «Создавая меня и моего мужа, Бог делал это один, а теперь и мы имеем отношение к тому, что Он чрез нас совершает». Прежде всего в ее словах звучит глубокое упование и надежда на пророчество о «семени жены» (3,15). Она хочет, чтобы Тот, Который сокрушит главу змея и семя его, пришел как можно быстрее. Как эти надежды созвучны с богослужебным прошением – «от бесовския крови очисти мя» . Стремление к лучшему заложено в каждом из нас, но – увы! – не каждый может его реализовать в своей жизни.

Далее мы читаем:
«И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» (Быт.4:2).

Рождается второй ребенок, и, похоже, опять Ева дает ему имя. «Авель» означает «суета», «изменяемое» и «неопределенное», от глагола гаваль , означающего «дышать», «дуть» и даже «пар». И здесь на память приходит текст из Библии: «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак.4:14). Жизнь Авеля действительно представляется слишком малой и незавершенной. То немногое, что мы узнаем о нем, предшествует, предваряя свидетельство о его смерти. И потом только слава Небесная…

Вторая часть рассматриваемого стиха ставит перед нами вопрос достаточно сложный. «…И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» .

Известно, что еще Адам был создан для того, чтобы возделывать и охранять землю (Быт.2:15). В Книге Иисуса, сына Сирахова сказано: «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего» (Сир.7:15).

Скотоводство как некая противоположность земледелию легализуется для нужд человечества в полном объеме только после Потопа, когда Бог разрешил употреблять в пищу мясное (Быт.9:3). До этого события «пастырь овец» обеспечивал своей деятельностью больше ритуальные потребности, не считая шерсти животных, которую могли использовать для изготовления жилищ и одежды. Иными словами, Авеля больше занимали религиозные вопросы, связанные с ритуальными тонкостями. Чему подтверждение мы найдем далее.

Во второй половине рассматриваемого стиха имя Авеля стоит перед именем Каина, который был первенцем. Это связано с теми внутренними характеристиками, которые дает их жизнедеятельности Писание. К Авелю могут быть применимы слова: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» (1 Пет.2:5). Вся его жизнь и смерть – как одна великая жертва, благоприятная Богу.

Каин – полная противоположность своему брату Авелю. Его имя значит также «металлическое копье». Он оберегает, охраняет свое добро, он же строит и первый город – крепость для своего сына. Его назначение – не жертвовать, а собирать и даже отбирать… Земледелец уже при жизни поглощен интересами, связанными с прахом, в который он должен будет и возвратиться. Сказано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19). Здесь для Каина земледелие есть не только «память смертная» как ожидание суда, но, прежде всего, направленность к материальному, заземленному, не способному подняться над повседневностью. Пот тела для него важнее жертвенной крови; он настоящий аммей ха-арец (человек земли, простолюдин).

Авель, приносящий жертву, и только жертву, обращен к небесному, надмирному. В отличие от оседлого земледельца, пастух пребывает в движении, странствии; именно он – странник и пришелец. Все неопределенно и даже призрачно, как пар, он не знает, где он будет завтра, чем он будет заниматься третьего дня. И мы читаем: «Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе, потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного» (1 Пар.29:14-15). Реально – только надмирное, отрешенное от земного. Святой взыскует Неба и живет им уже на земле. Другая характеристика святости: «Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр.11:13-16). Итак, Авель взыскует Града Небесного, а Каин строит город земной и дает ему имя сына своего «Енох», который плоть от плоти его, кость от кости его. Все, что делает Каин, – это «плоть», «кость» и «прах». Все, чем живет Авель, – это Небо. Он не хочет быть связанным с землею, которая проклята за грех прародителей.

И мы читаем далее:
«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» (Быт.4:3-4).

Земледелие особенно полно реализовало себя в древнем Египте. Как это в дальнейшем проявится в антагонизме между земледельческими и пастушескими народами! Сказано: «Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец» (Быт.46:34). Великие вожди еврейского народа Авраам, Моисей и Давид были пастухами. Забота о живых существах должна была научить их терпимому отношению к людям, упрямство которых порою превосходило упрямство животных: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис.1:3). Авель – первый пастырь, о котором упоминается в Ветхом Завете. Позже пастырем назовет Себя Сам Сын Божий, и пастырями будут называться Его священники. А здесь мы видим двух священнодействующих, двух приносящих жертвы. Но как по-разному они относятся к тому, что совершают.

Каин приносит жертву «от плодов земли дар Господу» . Эта характеристика его священнодействия слишком лаконична. В ней мы видим некую незавершенность и срезанность. Он не может возвыситься над миром своих повседневных занятий, он слишком зависим и даже закабален от них.

Жертва Авеля совсем иная, он, как мы говорили ранее, сам весь как жертва. Апостол Павел пишет: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Евр.11:4). Как мы уже определились ранее, и Каин и Авель наследовали мутации греха. Но здесь, в словах апостола Павла, мы видим, что жертвою Авель «получил свидетельство, что он праведен» . Как это похоже на другой текст из Книги Бытия: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6). Поистине: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19:26). Праведность – от веры. И праведность от жертвоприношения – как акта веры.

Авель приносит не просто жертву, он приносит «от первородных стада своего и от тука их» . Здесь и наполненность, и завершенность. Принеся в жертву из лучшего – «от первородных» лучшее – «от тука их» , он засвидетельствовал всецелое упование на Творца. Другой важный аспект совершенного жертвоприношения – он пролил кровь.

Жертва без пролития крови всегда приносилась за малозначительные проступки. Жертва с пролитием крови всегда приносилась как заместительная жертва за смертный грех. Сказано: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22). Какой смертный грех совершил Авель, что он приносит такую важную жертву с соблюдением всех тонкостей ритуала? Ответ очевиден: в отличие от Каина, Авель осознает себя причастным к мутациям греха, к первородному греху своего отца и матери.

В Книге Левит есть поразительный текст, где сказано: «священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист. Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист» (Лев.13:10-13).

Что могут означать эти таинственные слова? Если проказа местами – то больной нечист, а если проказа покрыла все тело – то он чист? Эти слова имеют глубокий аллегорический (иносказательный) смысл. Это – символ подлинного покаяния! Если человек не признает себя всецело грешником и, несмотря на грехи, кичится своей праведностью, он нечист. Как нечист и неоправдан был фарисей, молившийся: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк.18:11). «Праведность» фарисея – это праведность, о которой сказано: «Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис.64:6).

Богу всегда угоднее смиренный грешник, чем надменный «праведник». Ибо сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

Каин не считает себя конченым грешником, и это есть начало его конца. Зависимость его от земли подпитывала и развивала его полуязыческие суеверия и представления. Поэтому сказано далее: «а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:5).

Что означают слова: «призрел» и «не призрел» ? Древние истолковывали их так: в случае с Авелем – снисхождение небесного, благодатного огня на жертву; в случае с Каином – он так и не смог разжечь жертвенный костер.

Просчет Каина стал очевидным и для него самого, и он «сильно огорчился, и поникло лице его» . Без сомнения, это было осознание собственного заблуждения, и даже раскаяние.

Тициан Вечеллио. Каин и Авель

Два типа раскаяния

Но давайте обратимся к Новому Завету и сравним два типа раскаяния. Раскаяние апостола Петра и Иуды Искариота. О раскаянии Апостола сказано: «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (Мф.26:75). О раскаянии предателя сказано: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф.27:3-5). С точки зрения формальной логики, раскаяние Иуды вначале выглядит более убедительно, чем раскаяние Петра. Иуда осознает, что согрешил, «предав кровь невинную» , он даже пытается что-то исправить, «бросив сребреники в храме» . Но, несмотря на целый ряд достаточно осмысленных действий и слов, он делает неправильные выводы из того, что произошло. Он не «плакал горько» , как апостол Петр, а «пошел и удавился» .

Слишком формальное отношение к покаянию недопустимо. Магизм и отличается от религии именно формальным, внешним и сугубо ритуальным (сакральным) отношением. А Богу нужно именно наше сердце. Сказано: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]» (Втор.6:5-6).

Раскаяние Иуды слишком рационально и рассудочно, сердце его продолжало молчать, и Бог не принял его сокрушения, и он «пошел и удавился» .

Главная проблема Каина – он обрядовер. Ему кажется, что со стороны Бога нет оснований к непринятию его (Каина) жертвы.

Священник Павел Флоренский писал: «Вся разруха в современной церковной жизни от невнимания к культу». Сердечное внимание, прежде всего в культе, должно превозноситься над рассудочным.

Иногда верующий человек ждет благословения там, где работали только его руки, а сердце его молчало. О таком состоянии сказано: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:24-25).

Далее мы читаем:
«И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?» (Быт.4:6).

Огорчение Каина было столь велико, что и лицо его не могло скрыть. Не могло оно скрыть и его действительного греховного состояния. У пророка Исаии сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них» (Ис.3:9); у Иисуса, сына Сирахова говорится: «Выражение сердечного изменения – лице. Четыре состояния выражаются на нем: добро и зло, жизнь и смерть, а господствует всегда язык» (Сир.37:21). Глаза убийцы всегда наполнены злом и смертью, еще до совершения преступления. Ибо любое преступление совершается изначала в сердце человека и лишь потом реализуется в его жизни (как некий поступок, или действие). Господь Иисус Христос учил: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» (Мф.15:19-20). И Бог спешит остановить Каина, стоящего в преддверии адских врат, погребальных врат. Любой убийца убивает, прежде всего, самого себя, свою бессмертную душу. Грех легче остановить, когда он еще в зачаточном, младенческом (мысленном) состоянии, как некая склонность, – и здесь надо начинать борьбу с ним. Об этом и в Псалтири: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс.136:9) Наставления Нагорной Проповеди проникнуты этой мыслью – грех надо остановить, пока он еще в мысленном состоянии, как некий прилог, живущий и действующий в нас.

Господь обращается к Каину со словами: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7).

Праведный человек обращен к небесному Отечеству, мыслит и живет, опираясь не на земные принципы. Зло, напротив, замыкается на земном и как бы ставит человека перед вратами («у дверей» ) смерти. От каждого греховного поступка веет могилой. Грех – суицидален, он и «влечет» к себе как некая предрасположенность к самоуничтожению и саморазрушению. Но человек призывается Богом к тому, чтобы господствовать над грехом, ослаблять и покорять его.

Но, увы, Каин оказывается неспособным воспринять Господни предостережения. Он продолжает идти дорогою греха, влекущего его к себе.

«И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт.4:8).

Слова «и сказал Каин Авелю, брату своему» – свидетельствуют о некоем споре, который состоялся между братьями. Каин искал предлог, чтобы восстать на брата своего. В Септуагинте (в греческом переводе Библии) к этому отрывку прибавлены слова «пойдем в поле» . Эти слова не объясняют суть спора между братьями, а подводят ему итог. Каин нашел для себя предлог, почему он должен убить брата своего. Грешник, совершая даже ужасные преступления, всегда ищет для себя извинение, обоснование и оправдание. Не находя их, он больше злится…

Зло выглядит в рассматриваемом тексте более могущественным по отношению к добру. Каин как бы одерживает победу над Авелем. В Евангелии сказано: «ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк.16:8). Действительно, в этой жизни есть неоспоримые преимущества у сынов века перед сынами света. Добро не может быть абсолютно реализованным, пока оно заключено в смертном теле. Апостол Павел, уставший от противоречий, живущих в теле его, восклицал: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24) Но, с другой стороны, рано или поздно плоть и кровь отступят перед нетлением. Тот же апостол Павел свидетельствует: «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор.15:50). Зло потерпит полное поражение в явление Господа Иисуса Христа, когда Он придет в этот мир «со властью и силою» (Лк.4:36). О последнем враге нашем – о смерти – сказано: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).

По убиении Авеля Господь вновь, уже второй раз, является Каину. Мы читаем:

«И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9). Здесь Господь как бы вступает в мирные переговоры с Каином, Он опять ищет для него исправления. Бог хочет, чтобы Каин осознал перед Ним свою вину, поэтому и спрашивает: «где Авель, брат твой?» Этот вопрос очень похож на тот, который Господь некогда задавал Адаму: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?» (Быт.3:9). И Каин, который не признавал, что грех Адама тяготеет над ним, здесь ведет себя так же, как некогда его отец в Раю. Адам некогда думал, что от Бога можно спрятаться в кустах. Подобно ему, Каин думает, что Бог не вездесущ, поэтому он и отвечает: «разве я сторож брату моему?» Каин остается сыном отца своего по подобию его и по образу его.

Питер Паул Рубенс. Каин убивает Авеля

Семейственность

С другой стороны, слова «где Авель, брат твой?» должны нас заставить задуматься о той ответственности, которая лежит на членах одной семьи, друг за друга. Как сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим.5:8). Каждый должен знать, где и в каком состоянии пребывают его родственники. Семья – это школа любви! И если человек здесь научится правильному отношению к ближнему, потом он сможет распространить его и на дальних. Давайте зададим себе этот вопрос расширенно: знаем ли мы, как живет наш народ? Нация – та же школа любви. Тот человек, который любит свой собственный народ, всегда может найти в себе добрые чувства к другим нациям. Апостол языков, т. е. многих народов, Павел свидетельствовал о себе: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9:3); и еще он же говорил: «Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» (Рим.11:13-14)

Каин совершает грех не только против Авеля и своей собственной бессмертной души, но и против своего родства (семьи), против Бога. Господь Бог обличает его:

«И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт.4:10).

Слово кровь употреблено здесь во множественном числе. Причина очевидна: убивая человека, преступник умерщвляет и всех его потомков (которые могли бы произойти от него). Есть и другое объяснение: Каин не знал, как можно убить своего брата, и наносил ему множественные раны, от которых Авель и умер. Творец не находит в душе Каина стремления к покаянию, и звучит приговор: «и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт.4:11).

Известно, что и ранее Бог проклял землю за грех Адама; здесь за грех Каина проклятие удваивается.

Закон о земле

Экологическая проблема – это проблема греха, нераскаянного греха. В Книге Откровения сказано: «И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить… и погубить губивших землю» (Откр.11:18). То хищническое отношение к земле, которое бытует в современном обществе, не выдерживает библейской критики.

Священное Писание научает нас именно бережному отношению к плодородному слою. Библия запрещает продажу любого надела земли в «вечное пользование»: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25:23). Землю можно продать только на время (не более пятидесяти лет) или отдать в залог, и если сам хозяин не может выкупить ее, то его родственники должны это сделать: «по всей земле владения вашего дозволяйте выкуп земли. Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое» (Лев.25:24-27). По наступлении юбилейного года земля безвозмездно возвращается ее природному обладателю: «если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое» (Лев.25:28). Весь юбилейный год земля отдыхала: «Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее» (Лев.25:11). Каждый седьмой год земля сохранялась под парами: «а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли» (Лев.25:4-5).

Vadgor.Раскаяние (История Каина и Авеля)

Наказание, а не мщение!

Далее мы читаем:
«Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт.4:12).

Человек всегда наказывается тем, чем он грешит. Первый раз земля была проклята для исправления наших прародителей, здесь проклятие возлагается как акт возмездия. Каин, слишком привязанный к земле, как бы вырывается из нее с корнями, становится «изгнанником и скитальцем на земле» . Позже, когда он построит первый город, он попытается таким образом вновь укрепиться на земле. Здесь он предстает перед нами и как гонимый. Но кто гонит его? В Книге Иова сказано: «Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей. Я пресыщен унижением; взгляни на бедствие мое: оно увеличивается. Ты гонишься за мною, как лев, и снова нападаешь на меня и чудным являешься во мне» (Иов.10:15-16). Сам Господь сгоняет грешника с земли его. Каин приходит в ужас:

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт.4:13-14).

Но и здесь, несмотря на ужас, охвативший его, Каин говорит не о грехе, а, прежде всего, о наказании, которое справедливо наложено на него. Здесь он осознает то, что Бог оставляет его, люди будут преследовать его и каждая тварь из числа животных может начать посягать на его жизнь. Он не думает об Авеле, которого убил, он продолжает думать только о себе, даже в тот момент, когда Сам Бог собеседует с ним. Эгоизм Каина колоссален, а это означает, что последствия содеянного будут ужасны; и уже тогда Бог определил полностью уничтожить его потомство в водах Потопа. Ведь он (Каин), убив Авеля, пресек его возможное потомство, и наказание будет адекватно содеянному. И первый город он будет строить именно после рождения своего первого сына. Основание опасаться за свое будущее и будущее своих потомков у него перед глазами – это земля, которая вопиет от крови брата его.

Надо бояться греха хотя бы ради своих детей. Наш грех продолжает жить и в них самих. Сказано: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5). Каин не понял этого по отношению ко греху своего отца, теперь он сможет убедиться в этом на примере своих собственных детей.

И мы читаем далее:
«И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт.4:15).

Здесь Господь показывает, что для Него мщение не самоцель. Творец хочет, чтобы грешник продолжал жить – ведь, может быть, он сможет прийти к покаянию. В Писании сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим.2:4) Господь действительно ожидает нашего исправления – даже тогда, когда мы сами потеряли надежду на него. Ибо Он Тот,«Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:4). Теперь борьба за Каина продолжалась в его потомках, о которых сказано: «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега» (1 Пет.3:19-20).

Протоиерей Олег Стеняев

На анонсе: Palma il Giovane. Каин убивает Авеля

КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).

Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» – он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема .

Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову , Иосифу или Давиду ; Авель – первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, – это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений.

Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве . Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.

Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель – это typos (прообраз) Христа . С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.

В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель – потомок Каина.

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика Штайнзальц Адин

Чем Каин убил Авеля?

В Библии много говорится о Всевышнем, о любви, о грехе, о страдании; об оружии - мало и безо всякого интереса.

Адин Штейнзальц отвечает на вопросы Михаила Горелика

- Камень, которым Каин убил Авеля, - первое оружие, упомянутое в Библии?

Откуда вы взяли, что Каин убил Авеля камнем?

- А разве так не написано?

Давайте посмотрим. Вот, пожалуйста: «Восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его». И только. Просто констатация факта убийства.

- Ну и как же Каин убил Авеля? Если не камнем, то чем?

Надо полагать, у него были определенные проблемы. Он же был первым убийцей, дело было новым, и никакой технологии еще не существовало. Должно быть, прежде чем преуспеть, он экспериментировал с разными предметами и технологиями и действовал методом проб и ошибок.

- Если так, то естественно предположить, что Каин задействовал и нематериальные средства. Может быть, он убил своего брата словом?

Наверняка пытался и словом. Это очень эффективное оружие.

- Или взглядом?

Почему бы нет? Чем взгляд хуже камня? Но взглядом убивают обычно женщины. Им это очень хорошо удается. Во всяком случае специализированных орудий убийства тогда еще не существовало. Первое оружие - дело рук потомка Каина, сына Лемеха - Тувалкаина.

- Погодите, но ведь в упоминании о нем вообще нет ни слова об оружии. Получается что-то вроде камня Каина. В тексте просто сказано, что Тувалкаин изготавливал орудия из меди и из железа. Может быть, речь здесь идет только о сельскохозяйственных орудиях?

Речь здесь идет о принципиально новых, сложных и дорогостоящих, материалах и технологиях. Очевидным образом, в древности, как и в наши дни, они использовались, в первую очередь, в военных целях. Обратите внимание, у Тувалкаина не случайное имя: «каин» - его составная часть. Кстати, на иврите есть слово, однокоренное со словом «тувал», и оно означает «приправу». То есть первый оружейник был своего рода приправой к Каину.

- Стало быть, оружие упоминается впервые только в связи с этим умельцем?

Вывод, кажущийся очевидным, однако неверный (так бывает довольно часто). Оружие появляется в Библии много раньше изобретательного Тувалкаина. Когда Адам и Ева покинули рай, у его ворот возникает ангел с огненным мечом. Этот меч - первое оружие, упомянутое в Библии. И что важно: он не орудие убийства.

- В синодальном переводе меч этого охранного ангела назван «обращающимся». Что это значит?

Просто вращающийся, крутящийся - чтобы пройти было невозможно.

- Как в восточных единоборствах?

Типа того.

- А вы не могли бы как-то прокомментировать исключительную сдержанность, даже сухость Библии в описании оружия. Какой контраст с «Илиадой»: описание щита Ахилла - поэма! Между тем в Библии - ничего подобного.

Объяснить это довольно просто. Вот, к примеру, вышли люди из ресторана. Один скажет: «вкусно» или «невкусно», или вообще пожмет плечами. Другой же споет песнь об обеде или произнесет негодующую речь, или с удовольствием расскажет, как его кормили неделю назад. Спросите мужчину, как выглядит такая-то женщина, и он расскажет о ее глазах, волосах, улыбке, голосе.

- Вы забыли о фигуре.

Просто не успел - вы очень живо реагируете. А если спросить, как она одета? Скорей всего, ответ мужчины будет скуп - ведь он обращал внимание совсем на иное. Между тем женщина расскажет вам об этом во всех деталях. Моя мама была портниха, и я с детства слышал разговоры об одежде. Это были подробные и в высшей степени заинтересованные разговоры. В древности евреи много воевали и делали это весьма успешно, репутация евреев-воинов была достаточно высока. И все-таки, несмотря на это, евреи воевать не любили - они относились к войне, как к необходимости.

В Библии подробно говорится о многом: о Всевышнем, о любви, о грехе, о страдании, об устройстве святилища, об одеждах священников, о справедливом (и несправедливом) суде - оружие явным образом не относится к сфере интересного. Исключение - относительно подробное описание вооружения Голиафа. Говорится о составе вооружения, о его размерах, весе, материале, о броне сказано: «чешуйчатая». Видно, что и сам гигант, и его вооружение поразили воображение евреев. Кстати, рост Голиафа далеко выходит за пределы нормы. Обычно это связано с гормональными нарушениями, и несмотря на внушительное впечатление, которое производят такие люди (а Голиаф производил просто устрашающее впечатление), они, как правило, не очень сильны и не слишком хорошо координированы. Вряд ли камень Давида убил Голиафа - скорей всего, тот просто потерял сознание. Филистимляне любили оружие - недаром они принадлежали к общему с греками культурному кругу. И вооружены филистимляне были куда лучше евреев.

- Пророк Исайя предрекает время, когда мечи перекуют на орала. Мне сейчас пришло в голову, что Петр Первый, повелев перелить колокола на пушки, своеобразно откликнулся на призыв Исайи.

Или пророка Иоиля, который, явно имея в виду формулу своего великого предшественника, призвал перековать орала на мечи.

- В разных языках эротика и вражда, война, насилие словесно сближены. Можно привести много примеров. Скажем, «трахнуть». Или вот на иврите: «нешек» (оружие) и «нешика» (поцелуй).

Что ж, поцелуй - древнее и испытанное оружие. Ничего удивительного: отношения полов - это часто отношения противостояния, борьбы. Речь идет не об эротическом образе оружия, но о милитаристском образе эротики, об универсальном соотнесении Эроса и Танатоса.

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Кого убил Моше в Египте? Кого убил Моше в Египте?Моше в Египте, т.е. находясь в своих еще эгоистических желаниях, убил египтянина, эгоиста, который находился в нем. Человек состоит из свойств всего мира. И в себе именно, а не в окружающих, он должен исправить весь мир. А

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 5 ИСПЫТАНИЕ КАИНА И АВЕЛЯ Эта глава основана на Книге Бытие 4:1-15 Сыновья Адама Каин и Авель сильно отличались друг от друга. Авель был верен Богу, он видел справедливое и милосердное отношение Творца к падшему роду и с благодарностью принял надежду искупления. Но в

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

За что Геракл убил Ифита? В греческой мифологии Ифит – старший сын эхалийского царя Эврита, брат Иолы, участник похода аргонавтов. Когда Геракл, выиграв состязания по стрельбе из лука, вместо обещанной Эвритом за эту победу руки Иолы получил оскорбительный отказ, Ифит был

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

За что Ахилл убил Терсита? На стороне троянцев сражалась царица амазонок Пенфесилея, убившая многих греков. Ахилл поразил Пенфесилею, после чего влюбился в ее мертвое тело. Терсит, самый уродливый из всех греков, сражавшихся под Троей, выколол у умершей глаза копьем и

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Почему Каин убил Авеля? Ветхозаветная книга Бытия рассказывает следующую историю этого первого в истории человечества убийства. Каин, старший сын Адама и Евы, был земледельцем, а его младший брат Авель пас овец. Оба брата принесли в одно время жертвы Богу: Каин – плоды

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Почему Иоав убил царевича Авессалома? Перед решающим сражением Давид приказал Иоаву и двум другим командующим, Авессе и Еффею, не убивать его непутевого сына, сберечь ему жизнь – и «все люди слышали, как приказывал царь всем начальникам об Авессаломе». Сражение

Из книги Время горящей спички (сборник) автора Крупин Владимир Николаевич

Убийство Каином Авеля (Быт., гл. 4) Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.3Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар

Из книги Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества автора Гаер Джозеф

Жертвоприношения Каина и Авеля. Бытие 4:2, 6-7 И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и

Из книги автора

2. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец "Авель" - имя второго, известного из Бибилии, сына Адама, толкуют и переводят различно: "дыхание, ничтожество, суета" или, как думает Иосиф Флавий - "плач". Подобно предыдущему имени и оно, по всей

Из книги автора

4. и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5. а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его "И призрел Господь на Авеля... а на Каина и на Дар его не призрел..." Различные по своему

Из книги автора

8. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его "И когда они были в поле, восстал Канн на Авеля, брата своего, и убил его..." Как сама смерть, явившись в мире в качестве оброка греха, была актом некоторого

Из книги автора

25. И познал Адам еще (Еву,) жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, (говорила она,) Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин "И познал Адам еще жену свою... и она родила сына и нарекла имя ему: Сиф..." На место двух старших детей Адама и

Из книги автора

Могила Авеля Проснулся рано - петухи разбудили. Вторые или первые? Долго лежал без сна, пока не рассвело и пока не обозначилась на стене икона «Сошествие во ад». Воскресший Христос протягивает руку Адаму, выводя его из ада. А вот эти века, тысячелетия со времени

Из книги автора

Человек, который убил дьявола Есть много способов отгонять злых духов и защищаться от них – в это верят таоисты.Когда таоист идет по лесу, он либо поет, либо свистит, потому что верит, что его музыка помешает злым лесным духам приблизиться к нему, поскольку те не любят