Что нашли в гробе христа ученые. Опубликованы результаты вскрытия и исследования гроба господня в иерусалиме (видео)

Используя это пошаговое руководство, можно изготовить самодельный лук из старых лыж своими руками . Лыжи замечательно подходят для изготовления плеч лука. Прежде всего, они одинаковые. Не нужно беспокоиться о том, что у материала будут разные характеристики, можно рассчитывать, что плечи лука будут сгибаться одинаково. Также не нужно будет беспокоиться о том, чтобы изогнуть дерево – передние концы лыж уже изогнуты.

Материалы и инструменты необходимые для изготовления лука

Материалы:

    Лыжи: куски лыж для изготовления плеч лука;

    Пиломатериалы - для изготовления рукоятки. Нужен или большой брус (минимум 8х8х50), или небольшие бруски;

    Пара болтов, шайб, гаек-«барашков» - чтобы прикрепить плечи лука к рукоятке;

    Нейлоновая нить (или любая мало растягиваемая струна) - для тетивы.

Инструменты:

  • Струбцины;

    Ручная дрель с набором сверл;

    Стамеска, молоток;

    Рашпиль по дереву или напильник;

    Наждачная бумага различной зернистости;

Ниже перечисленные инструменты не являются необходимыми, но помогут значительно облегчить процесс, в случае изготовления более сложной рукоятки для лука.

Настольная пила;

Сверлильный станок;

Ленточная пила;

Рубанок;

Ленточная / дисковая шлифмашинка.

Изготовление лука из лыж

Я использовал лыжи для горной местности. Концы загнуты под углом 20 - 28 градусов. Плечи лука, сделанные из горных лыж, будут более «сильными», т.к. горные лыжи более жесткие.

Дизайн рукоятки лука

Оригиналы рукояти в реальном размере:

http://www.instructables.com/id/Make-a-takedown-bow-from-skis/

Лук и стрелы представляют собой одно из наиболее революционных изобретений древних людей. Точки зрения по поводу сложности изготовления данного устройства расходятся. Согласно одной из них, представленной, например, в фильме «Хищник», для изготовления лука вполне достаточно найти палку и быть Шварценеггером. Согласно другой, производство луков представляло собой передающийся из поколения в поколение секрет древних мастеров, ныне, само собой, утраченный...

На самом деле, обе точки зрения достаточно далеки от истины. Сделать лук непросто, но и не настолько трудно, чтобы любой человек не мог (располагая временем и материалами) справиться с этой задачей.

Простые луки

Изготовление даже простейшего лука представляло собой довольно сложную процедуру. Сложность заключалась в необходимости отыскать в лесу прямую, лишенную сучьев ветку тиса, ясеня, можжевельника, клена, вяза, акации, гикори, ореха или красного кедра . Сторона ветви, обращенная к главному стволу, в дальнейшем рассматривалась как внешняя поверхность, или «спинка » лука. Срезанную заготовку необходимо было выдержать в сыром теплом месте «спинкой» вверх.

Внешняя и внутренняя стороны изгибаемой палки находятся в различных условиях и должны обладать различными свойствами. На внутренней стороне, или «животе » лука волокна древесины будут сжиматься. Здесь от материала требуется максимальная твердость, иначе начнется расслоение. Волокна же спинки лука — растягиваются. Чем мягче окажется дерево, тем меньше будет опасность их разрыва. Правильная подборка и выдержка заготовки обеспечивала луку мощность и долговечность.

Сделанные по данной технике луки, как правило, были коротки — всего 100-140 сантиметров. Американским индейцам и европейским средневековым охотникам иного и не требовалось. С длинным луком трудно подкрасться к дичи сквозь заросли. Но военные стрелки нуждались в более мощном оружии.

Длинные луки — такие, как знаменитый английский longbow , — вырезались из фрагмента расколотого вдоль тисового бревна. Хитрость заключалась в том, чтобы заготовка включала два равных по толщине слоя древесины — мягкую сердцевину и окружающую ее твердую заболонь .

Несмотря на обширный перечень годных для изготовления луков пород дерева, во многих регионах планеты невозможно было отыскать ничего подходящего. Ввиду этого в Африке, Южной Америке и Юго-Восточной Азии сохранились обширные территории, где луки хотя и были известны, но не приобрели заметной популярности.

Но и на богатых (в средние века, конечно) лиственными лесами Британских островах с сырьем для лучного производства дела обстояли совсем непросто. Английские короли вменяли крестьянам в обязанность высаживать тис, но его все равно постоянно не хватало. Ведь на заготовки уходила лишь очень небольшая часть ствола срубленного дерева, да к тому же, далеко не всякий ствол годился в дело.

Луков же требовалось огромное количество. Простые луки недолговечны: непрочные волокна древесины постепенно рвутся и деформируются. Военные деревянные луки выходили из строя стремительно, ибо эксплуатировались «варварски». В бою лучник, пуская стрелы навесом на предельную дистанцию, натягивал тетиву до предела и очень часто.

В результате во время Столетней войны обозы везли за британскими войсками не только связки стрел, но и большой запас заготовок, из которых прямо на месте выстругивались новые longbow взамен использованных в предыдущем сражении. Собственного тиса англичанам не хватало, и они закупали дерево в Испании. Испанский тис, кстати, считался лучшим, его покупали и арабские страны.

Тетива

Материалы, употреблявшиеся для изготовления тетивы, отличались большим разнообразием. Применялись пенька, крапивное и конопляное волокно, шерсть, женские волосы, шелк, бечева из льняной материи, сыромятная кожа, сухожилия и скрученные кишки . В наше время аналогом кожи и шелка могут служить лавсан и кевлар , для слабых же луков годится и жгут обычных льняных нитей.

К середине тетивы монгольских и сибирских луков иногда крепился небольшой кожаный мешочек. Назначение этого приспособления было самым тривиальным — оно служило для стрельбы из лука глиняным шариком или небольшим камнем. Но зачем же было использовать камень, если стрела летит дальше и намного более точно? Очень просто — для экономии. Например, если охотнику было жалко терять стрелу в случае промаха по мелкой болотной птице.

Составные луки

С дефицитом сырья нужно было что-то делать. Если в Европе проблема его нехватки была еще разрешима, то степным кочевникам было доступно не так много видов деревьев, чтобы иметь возможность искать среди них какое-то особенное.

Наиболее очевидным — буквально лежащим на поверхности — было решение использовать две деревянные детали, обладающие разной твердостью. В качестве примеров воплощения такой идеи можно упомянуть сибирские и новгородские луки с березовой оболочкой и сердечником из можжевельника , сосны или ели .

Для соединения деталей служил клей, полученный многодневной варкой копыт или сухожилий животных, либо кожи и костей осетровых рыб . Рыбий клей был лучшим, но на его производство уходило нереальное по современным меркам количество осетров. В наше время для склейки частей лука может быть применена эпоксидная смола , имеющая целых два крупных преимущества. Во-первых, ее легче достать, во-вторых, она намного прочнее рыбьего клея.

Использование двух видов дерева позволяло производить луки из дешевого и доступного материала. Замена же твердого дерева в сердечнике вставками из 2-3-миллиметровой толщины пластин распаренного и распрямленного рога (либо китового уса ) давало более заметный эффект. Сила натяжения лука значительно возрастала за счет большей прочности рога. Такой лук мог справедливо именоваться усиленным .

От усиленного лука оставался всего один шаг до лука композитного , спинка которого оклеивалась сухожилиями. Сухожилия брались с ног или хребта крупного рогатого скота, очищались, разбивались молотом на отдельные волокна, тщательно промывались и обезжиривались. Пучки полученных волокон закреплялись рыбьим клеем в 3-4 слоя, каждый толщиной около миллиметра.

Композитный лук давал стрелку целый ряд очень весомых преимуществ. Важнейшим из них, несомненно, можно считать долговечность оружия. Рог сохраняет упругость при вчетверо большей деформации, чем дерево, а сухожилия превосходят дерево растяжимостью в 8-10 раз. На практике это давало лучнику бесценную возможность носить свое оружие снаряженным, с установленной тетивой.

Англичане хранили тетиву в мешочке и начинали натягивать луки, лишь завидев противника. Даже сравнительно непродолжительное пребывание в напряженном состоянии существенно и необратимо снижало боевые качества деревянного лука. Конструкция же наиболее мощных турецких или китайских луков, напротив, вообще не предусматривала возможности снятия тетивы «в полевых условиях». Для этого требовался особый станок.

Натянуть тетиву на композитный лук было очень сложно. Высокая растяжимость сухожилий позволяла крепить их не к прямой деревянной планке, а к предварительно изогнутой (путем распаривания и высушивания в специальной форме). Турецкий лук со снятой тетивой не распрямлялся, а выгибался вперед в полное кольцо.

Другим важным достоинством композитных луков был на 40% более высокий коэффициент полезного действия. При равной силе натяжения и равной энергии выстрела его можно было сделать на те же 40% короче. Так появились очень удобные для всадников крошечные скифские луки с размахом всего 65-80 сантиметров, соответствующие по эффективности простым 90-110-сантиметровой длины лукам.

Стрелы

Для изготовления легкой охотничьей стрелы тонкая и прямая веточка яблони, кедра, кипариса, березы, ясеня или тополя распаривалась и просушивалась внутри прямой полой кости. Очень хорошие стрелы получались из бамбука , хотя из 100 ростков только один обладал необходимой прямизной. Для самых же легких стрел также можно было использовать камыш или тростник . Но в последнем случае наконечник и ушко под тетиву крепились к деревянным или костяным втулкам.

В Европе стрелы обычно снабжались оперением из двух лепестков пергамента . В Азии предпочитали трехсторонний стабилизатор из перьев птиц.

Оперение азиатского типа.

Особенности конструкции наиболее мощных луков

Одним из наиболее важных усовершенствований конструкции лука стало дополнение его плеч «концами », или «ушами » — отогнутыми вперед под углом 120 градусов планками, к которым крепилась тетива. «Уши» лука усиливались костью, а иногда и металлом, и снабжались желобками, в которых, пока лук не был натянут, лежала тетива. При натяжении примерно до половины тетива выходила из желобков, концы лука «раскладывались», и удобный для всадника лук 120-сантиметровый длины превращался в «пехотный» 150-сантиметровый.

Бамбуковая роща.

Другая особенность наиболее мощных и совершенных луков — двойная кривизна. Вдавленная внутрь — утопленная — рукоять существенно осложняла изготовление деревянной основы (она должна была состоять, по крайней мере, из трех деталей), но позволяла далеко оттягивать тетиву, используя относительно короткие стрелы. Конечно, возникает вопрос: что мешало просто взять более длинную стрелу? А все дело в том, что, чем стрела короче и легче, тем точнее и дальше окажется выстрел.

Исторический рекорд дальности стрельбы из лука поставил турецкий султан Селим III, в 1798 году выпустивший стрелу на дистанцию 889 метров. Менее известно, что в 1794 году секретарь турецкого посольства в Лондоне на спор пускал стрелы на 430 метров, и рассказывал, что султан — величайший лучник всех времен и народов — стреляет на целых 20 метров дальше. Представляется маловероятным, чтобы Селим всего за четыре года удвоил свой результат. Скорее, можно предположить, что при зачете рекордов августейшие особы имели определенные «преимущества». Рекорд дальности стрельбы из современного блочного лука составляет только 690 метров.

Энергия выстрела зависит от силы натяжения и длины лука. И то, и другое имеет жесткие естественные границы. Само собой, при равной кинетической энергии более легкая стрела приобретет большую скорость и полетит дальше. Но стрелу невозможно сделать короче — она не может быть меньше длины натяжения. Нельзя ее сделать и тоньше, ведь чем мощнее лук, тем большие нагрузки на нее придутся. Недаром из арбалетов стреляли короткими толстыми болтами.

Современные луки имеют целый комплекс отличий от исторических. За счет применения вдвое увеличивающего силу натяжения блока и лучшего качества материалов можно более чем в полтора раза увеличить дальность стрельбы. Точность выстрелов была существенно повышена путем установки прицельных приспособлений, а также благодаря помещению оси стрелы в плоскость движения тетивы. В старинных же конструкциях стрела отклонялась в сторону выпуклой рукоятью, при выстреле изгибалась, и затем некоторое время «виляла» в воздухе.

Саадак

К числу недостатков композитных луков следует, в первую очередь, отнести их повышенную чувствительность к погодным условиям. Солнечный свет мог разрушить клей, а влага, впитываясь в слой жил, катастрофически снижала мощность оружия. Наиболее сильные луки, создаваемые для спортивной стрельбы на дальность, перед соревнованиями даже полагалось подвергать недельной просушке в специальных условиях.

Предохранять луки от перегрева и намокания были призваны специальные футляры — гориты , или саадаки . Гориты бывали открытыми и закрытыми. Закрытые представляли собой продолговатые коробки из дерева и кожи, в которые короткий лук убирался целиком. Более длинные луки носились в открытых горитах, куда входили только на половину. В этом случае на выступающую часть лука натягивался сафьяновый чехол — налуч

Защита, которую давал луку футляр, была недостаточной. Для более надежной изоляции от влаги и солнца лук снабжался оболочкой из шелка, пергамента, змеиной кожи, сафьяна или бересты . Причем использовалась не обычная, а вываренная береста. Но лучшим среди покрытий в средние века почитался изобретенный в Китае лак .

Сначала выпиливаем заготовки. Я взял в этот раз клен. Можно и другую древесину, скажем, ясень, орех, вяз и т.п. Главное - необходимо выбрать кусок ствола, отвечающий хотя бы самым базовым требованиям: а именно, отсутствие растрескиваний, сучков, наплывов, внутренних разрывов и смещений слоев, слои должны быть равномерными и располагаться вдоль плоскости будущих плеч, а не поперек. Найти такую заготовку в древесных магазинах, где продаются пиленые доски, практически невозможно, поэтому лучше взять бревно.

Лиственные деревья богаты соком, в состав которых входят различные сахара. Не вдаваясь в подробности, скажем просто - они вредны для работы плеч. Соответственно, прежде всего, избавляемся от внутридревесного сока. Для этого варим в горячей воде, вяло ходящей, а не бьющей ключом, минут 40, можно до полутора часов, но не стоит передерживать. Опыт - лучший учитель. Задача этого этапа - избавиться от сока в древесине, чтобы в дальнейшем он не кристаллизировался и не рвал волокна изнутри при многократных сгибаниях, а также, чтобы сделать древесину податливой для сгиба и сушки на шаблоне.

Пока древесина горячая, приматываем ее к шаблону и оставляем сушить в прохладном месте. Так, говорят, раньше лыжи делали. Повторяем тот же процесс для второго плеча.

Далее, когда все высохло, делаем рукоятку из удобной древесины. Я взял тоже клен. Можно и березу, вполне соответствует задаче.
По размеру руки владельца, как он себе представляет удержание лука, подгоняются размеры, делается клин на обоих концах для склейки. Размечаем карандашом места вклейки на плечах. Плечи и концы рукояти пора пометить в процессе подгонки, чтобы не перепутать при склейке. Вырезаем клин для вклейки рукояти.




Выпиливаем бруски для рожек "сайя". Делаем их квадратными в сечении, где-то 4 см. Варим, также, и очень быстро на шаблон - гнем и фиксируем. Почему быстро? Потому что при большой, относительно, толщине, остывшее дерево не гнется! А может даже треснуть. Что не всегда критично, потому что потом все равно геометрию подгонять, снимать излишки древесины.
Затем, когда через несколько дней дерево высохло, подгоняем под верхние концы плеч. Тот же процесс - подготовка для вклейки на клин.

Теперь важный этап - все склеиваемые поверхности проходим зубастой циклей (см. фото), для получения равномерных параллельных бороздок, для увеличения площади склеиваемой поверхности. Шаг между зубцами около 2 мм.
Разводим на водяной бане (60 градусов) заранее приготовленный сухожильный клей. Объем - на донышке банки. Грунтуем поверхности для склейки. Слой высыхает - новый слой кладем. Так до 7 раз. По мере работы клей в банке становится все гуще. Грунтовка становится все глаже. Такая вот незамысловатая хитрость.
Потом останется только нагреть над любым источником тепла и - состыковать для склеивания.

Затем склеиваем части лука и придем ему необходимую, по турецким традициям, форму и размеры. Источников достаточно много, один из тех, которым можно пользоваться - вот такая простенькая схема:

А у нас, тем временем получается следующая картина:

Среди прочих операций над древесиной - снятие 1-2 слоев со стороны спины лука там, где плечи должны работать.
Особое место в изготовлении лука играют сухожилия. О них следует рассказать подробнее, памятуя те вопросы, которые любит задавать интересующаяся публика.
Используются сухожилия крупного рогатого скота. Приобрести их можно на рынках Москвы, да и других городов, надеюсь, где разделывают туши быков, коров и телят на говядину для потребления в пищу. Сухожилия эти никуда не идут, их обычно мясники рубят и добавляют в наборы для холодца. Короче, как договоритесь. Мясники - публика своеобразная, к ним подход нужен.
Сухожилия шейные и спинные - как правило, содержат не так много коллагена, как сухожилия скакательные, которые больше работают при жизни КРС. Поэтому, просите вырезать сухожилия с ног, но не кусками, а целиком.
Мелкие сухожилия пойдут на клей, их все равно лучше на кубики порубить, а скакательные, самые длинные, надо сохранить для наклейки на лук. С сухожилий необходимо снять лишние пленки, тщательно удалить весь жир под проточной водой.
Использовать можно оба слоя сухожилия, и наружную оболочку, и внутренние, собственно сухожилия.


Прежде всего, перед тем как сушить сухожилия, оболочку лучше с них снять. Она также сушится, и также наклеивается. Внутренняя "вилка" длиннее, но ее сложнее разбивать на волокна. Оболочка расщепляется легче. Сушить надо в тени, ультрафиолет плохо влияет на коллаген. Если на улице, то под навесом, а лучше в помещении. Например, так:

Готовые "стекловидные вилки" хранятся долго в сухом прохладном месте, где-нибудь в шкафу, в коробке, но чтобы без выпадения осадков. В целом, они выглядеть должны так:

Перед наклеиванием, их необходимо расщепить на волокна. Для этого используется специальная приспособа, которая помогает «стекло» превратить в ниточки. Вот она:

А кто говорил, что будет просто?
Теперь о другом назначении сухожилий - стать клеем.
Это очень непростой процесс. Многие сошли с дистанции, так и не победив его.
Методика варки в скороварке: сухожилия говяжьи (ахилловы), очищенные от жировых плёнок, бросить в кипящую воду (обычную, из крана) и подождать, пока они сожмутся, воду слить.
Очистить ещё раз от оставшихся плёнок и всяких прирезей. Сами жилы буду иметь консистенцию резины, и полупрозрачный, желтоватый цвет. После - нарезать их на кубики-кусочки и сложить в стеклянные банки, по размеру влезающие в вашу скороварку. Складывать так, чтобы жилы занимали одну треть объема банки, залить банку на две трети дистиллированной водой. Банки - в скороварку, разместить их так, чтобы стенками не касались друг с другом или проложить между ними тряпочки. Залить в скороварку на дно воды, чтобы покрыла поддон, на котором стоят банки.
Закрыть скороварку.
Поднять клапан.
Поставить на огонь.
Как только из клапана пойдёт пар, не сильно, а только начнёт идти - клапан закрыть.
После, с момента как из закрытого клапана начнёт идти пар, засечь время - 2 часа.
Прошли два часа - снимаем скороварку с огня и даём остыть, не открывая клапан!
Остыла до состояния, что можно держать руку на стенке скороварки - достаём банки, содержимое выливаем через сито в посуду, в которой будем выпаривать клей.
Выпариваем, постоянно помешивая, до консистенции густого растительного масла, потом сливаем в пластиковые ванночки (тара из под селёдки кусочками - подойдёт), к которым клей не пристанет намертво и - в холодильник остывать.
Остыл клей - достаём из тары и режем его смоченным в воде ножом на кусочки - вешаем на верёвочку и сушиться.


Окончательно высохшие кубики клея снимаем с веревок и укладываем в герметично закрывающиеся банки, хранить следует в прохладном темном месте.
По мере необходимости, достаем кубики и распускаем на водяной бане при температуре около 60 градусов по Цельсию.
Еще одна нетривиальная тема - рога. Задача рогов, которые наклеиваются на живот лука, работать на сжатие. Что такое рог и почему он оказался настолько пригодным для изготовления луков, что в течение многих тысяч лет никто ничего лучшего не придумал?
Прежде всего, рог - это затвердевшие переплетенные между собой волоски, так сказать, плоть от плоти животного. Так распорядилась эволюция, что часть волосяного покрова оформилась в ороговевшие наросты. Соответственно - рог имеет структуру, сходную с войлоком, или точнее, с плетеной шерстяной веревкой. Известно, что при скручивании, волокна, из которых состоят шерстинки, настолько тесно переплетаются между собой, что способны сохранять форму после многократных попыток изменить ее.
Если детально исследовать структуру рога, то можно увидеть, что состоит он из спиралевидно закрученных структур, которые также состоят из более мелких спиралевидно закрученных структур, и так далее, до совсем уж микроскопических размеров. Таким образом, получается, что в виде рога мы имеем идеально сбалансированную пружинную систему, которая лучше всего работает именно на сжатие, что неудивительно, если обратить внимание, как животные используют свои рога: удары, гашение падений, как у горных козлов и баранов, и практически никогда - на растяжение.

Не вдаваясь в дальнейшие подробности, заметим, что лучше этой природной демпфирующей пружины, пока никто ничего не придумал.

Итак, берем рога индийской коровы, которые отличаются своей длиной, и которые можно купить в любом магазине, торгующем товарами для исторических реконструкторов. Они там роль сигнальных рогов выполняют.
Пилим узкой ножовкой с мелкими зубьями. Пилить необходимо по внешней стороне рога, там, где длина пластины получается максимальная.
Итак, рога распилены и с помощью плоской цикли им придан уплощенный профиль. Цель циклевания - чтобы при расплющивании роговая пластина не лопнула.

Теперь варить и плющить, плющить, плющить.
Кто будет рукодельничать - обратите внимание на профиль торца пластины.

Сначала варить. В баке виден торец роговой пластины, если заметно.

Тут вода кипит в течение 40 минут. Плюс-минус 10 минут не влияет.
Главное, подготовить «плющилку» заранее, чтобы установить пластины с минимальной потерей тепла.
Пластину берем щипцами - горячая!- укладываем между двумя кусками мощной фанеры. Видно на фото. Сжимаем руками и засовываем в плющилку. Там два домкрата автомобильных гидравлических обыкновенных. Зажимаем до дури. Степень дури - строго индивидуально. Когда на второй пластине я услышал подлый, за душу берущий хруст - понял, что дури было слишком. Но делать уже нечего. Забываю про них на 3-4 дня. Раза два в день захожу, чтобы поджать, усушка..

Вынул рог из плющилки.
Вот что получилось. На фотках можно разглядеть разметку карандашом, как надо будет вырезать полосу ровную. Резать мелкозубой ножовкой.

Вырезанные пластины получились такими:

В связи с отсутствием нормальных рогов, можно использовать не две полоски, а.... шесть!
Достаточно сложно выбрать равномерную полосу рога из коровьих, пусть даже длинных индийских рогов. Много трещин, видать бодливые они.
Можно вырезать несколько полосок поменьше из почти-никуда-негодных-рогов. Выкроить сантиметров по 10-15 нормальной роговой пластины.
Расплющенные пластины необходимо, как уже сказано, обрезать для придания нужной формы, и надо браться за циклевание и шкурение, дабы пластины были равномерной, пусть не совсем одинаковой, но близкой друг к другу размерности, чтобы между ними наблюдалась преемственность на стыковках.
Шкурить лучше вручную, только на начальных этапах можно воспользоваться электромеханическими приспособлениями, но очень осторожно, чтобы не испортить такой, теперь уже очень дорогой материал.
Да еще и внутреннюю поверхность роговых пластин надо очистить от пленки, которая выстилает рог изнутри, иначе ни один клей не поможет.
Пластина роговая клеится на плоскую поверхность плеча. Сечение плеча в это время строго прямоугольное. Но рог, особенно коровий, имеет одну сторону плоскую, другую слегка выпуклую, см. фото. Когда отрежешь от пластины рога все лишнее, она получается узенькая (по ширине плеча), и более плоская, чем изначально. Потом циклями края пластины, уже приклеенной к плечу, необходимо закруглить. А дерево с другой стороны, под сухожилия, заовалить по краям и выбирать лишнее в рабочей части. Ну, возле сайи красивый переход сделать можно. То есть уже начинается эстетика. И получается линзовидность сечения плеча лука.
Приклеиваем рог на живот лука. Методика приклеивания стандартная. Сначала зубчатыми циклями наводим бороздки на рог и на плечи. Глубина бороздок до 0,5 мм, этого вполне достаточно, чтобы значительно увеличить площадь склеиваемой поверхности. Грунтуем жидким сухожильным клеем, пока все бороздки не заполнятся. Далее, прогрунтованные поверхности нагреваем над электроплиткой и плотно прижимаем друг к другу. Стягиваем шнуром и закрепляем. Потом надо прогреть тщательно, чтобы клей запузырился. Теперь, когда он высохнет, он усядется и притянет склеиваемые поверхности с неимоверной силой. Готовность склейки можно понять по ослаблению крепежа - поскольку произойдет усушка.



После того, как рог высох, настает очередь более точной подгонки стругами и циклями разной кривизны, в соответствии с шаблонами, деревянной составляющей.

Наконец, настает черед сухожилий. Работа с ними очень кропотливая, требует большого терпения и усидчивости. Кроме молотка, которым разбиваются сушеные сухожилия, нужны еще стальной гребешок и трудолюбивые руки.


Полученные волокна необходимо пропитать сухожильным клеем. Выглядит это так:

Необходимо добиться, чтобы вес сухожилий для обоих плеч был одинаков. Но учтите - именно сухожилия придают силу лука. Количество сухожилий должно быть разумным - чтобы не получился лук для Геракла, который будет годиться лишь на то, чтобы украшать собой стенку и ждать героя...
Теперь очень серьёзный момент. Нельзя ничего жирного даже рядом проносить. Вплоть до того, что сало есть воспрещается, а то можно надышать такого, что все сухожилия отвалятся. На руки - резиновые перчатки. И теперь, вплоть до покрытия готового лука лаком - никогда не касаться его голой рукой.
Теперь необходимо клеить, клеить и клеить. Иногда скоблить циклями. И снова клеить.


О клее: всего в процессе используется три типа клея:
1. грунтовка (очень разбавленный клей),
2. средний по концентрации (для сухожилий) и
3. высокой концентрации (для рога).

Расщепленные и расправленные волокна, пучком погружаются в клей, пропитываются, теперь ничто не должно отвлекать (телефоны выключены, на дверной звонок не реагируем), пока сухожилия не кончатся, прекращать процесс нельзя. Количество сухожилий определяется опытным путем.
Сухожилия накладываются вдоль лука, перекрывая друг друга на кончиках. В этом вся фишка - сухожилия, по мере высыхания клея так переплетаются друг с другом, что образуют однородную стекловидную рубашку, которая сохраняет пластичность, пока есть хоть капля влаги внутри, а она там всегда.


После часа закрепления клея, а "вставать" он начинает буквально через считанные минуты, когда он не слишком хватает за кожу рук, необходимо обмотать его бандажом из резинового бинта, разрезанного предварительного на удобные кусочки.


Теперь сохнет сутки - двое.
Поверхность клея выравнивается с помощью циклей. Заодно удаляется выступивший жир. Полностью он не удаляется никогда. После каждой сушки будет вылезать.
Кладется второй слой сухожилий по той же методе, только место приклейки слегка отличается.
Так же подсушивается, обматывается резиной, сохнет сутки - двое, разматывается, ровняется...
Кладется третий слой, который уже закрывает и боковины, и рукоятку, короче все, что надо.
Сухожилия будут сжимать плечи, и заворачивать их друг навстречу другу. Насколько завернут - зависит от материала. На самом деле завернутость плеч в «бараний рог» ни о чем не говорит. Точнее, говорит, но совсем о другом. Если лук свернут в кольцо - значит, из него еще ни разу не стреляли. А значит - никто не может сказать, будет он стрелять или сломается при первом испытании.
Если он так пролежал достаточно долго, то, скорее всего, придется его размачивать, снимать старые, окаменевшие жилы, отклеивать рог и наклеивать все свежее...



На этой фотографии видны следы резинового бандажа. Бандаж уже снят, лук досыхает в открытом виде.
На этих фотографиях видно состояние сухожильного покрытия: сухожилия прозрачные, как и клей, их соединяющий, но отдельные волокна еще можно различить. Поскольку материал фактически один и тот же (сырые сухожилия и клей, сваренный из тех же сухожилий), соединение получается на грани сплава.
На второй фотографии - пробная циклевка в целях выравнивания поверхности сухожильного покрытия. Пока еще рано. Масса хватается за сталь. Пусть еще подсохнет.
Следующий этап: на высохшие сухожилия укладывается дополнительный "жгут" сухожилий. Точнее он наращивается слой за слоем, нитка за ниткой, формируя что-то наподобие гребня по оси лука.
Я специально сфотографировал сырые сухожилия, чтобы было их лучше видно, благодаря беловато-мутному цвету. Когда они высохнут, они не будут отличаться от остальных сухожилий.

Тем, кто будет делать лук сам, нужно запастись терпением (это понятно) и материалов заготовить луков на пять, не меньше. С первого разу не получится - это точно. Со второго и третьего - тоже. Далее возможны варианты, как говорят умные люди.
Сам процесс очень тонкий и требует, кроме терпения, еще и огромного опыта, который приходит лишь с количеством сделанных луков.
Очень много моментов, которые невозможно описать, потому что невозможно уловить.
Например, как описать, что влажность сухожилий на луке надо измерять губами или щекой?
Если изгиб одного плеча стал отличаться от изгиба другого, что делать? И это зависит еще от того, в каком месте случилось такое отклонение...
Надо добавить сухожилий, или убавить циклей? А тогда сухожилия перережутся...
В описанном производственном процессе рог пришлось два раза отклеивать и менять. Скрытые дефекты. Коровы были бодучие. Дефекты выявились уже после наклейки.
Пришлось из кусков набирать. Вариант со сплошной накладкой на рукояти не прокатил, стал задирать другие куски. Пришлось вернуться к хрестоматийному - стыковка на середине рукояти с прокладкой из кости.
И так до бесконечности.
К примеру, плечи были явным винтом, пропеллер - куда там, хоть на самолет вешай. Даже с наклеенным рогом заворот остался.
После наклейки сухожилий и сушки - винтокрылость прошла. Остается слегка поправить зеркальные стороны рожек (сайя), сняв на клин буквально пару миллиметров. Чтобы тетива по оси ходила.
А если этого всего не знать заранее?
Только опыт - сын ошибок трудных.
Дерзайте, отважные, и не оглядывайтесь на маловеров.
Лук был отшлифован со стороны сухожилий. Вопиющие неровности и задиры были безжалостно сошкурены.
Основная забота - не порвать сухожилия.
Затем была выделана шкура ягненка. Шерсть снята, кожа высушена и размята. Получился пергамент.
Покупным решил не пользоваться. Дорог он нынче и листы меньше означенного ягненка.

Кожа грунтовалась разбавленным клеем. Потом, наносился грунт на сухожилия, после чего кожа, предварительно распущенная на полосы, прижималась к луку. Обмотка резиновым бинтом - уже традиционно. Следы обмотки еще видны. Излишки кожи срезаются скальпелем. Рог кожей не покрывается. Кожей покрыты лишь сухожильные бандажи на стыках роговых полос.
Кожа получилась грубее, чем пергамент. Теперь внутри сухожилий и древесины законсервировано некоторое количество влаги, которая и обеспечивает работу этого древнейшего композита.
Нет, в реальности все гораздо сложнее, чем в этом описании. Например, было решено поставить лук во влажное место, где подтекает из трубы вода и идет интенсивное испарение, чтобы еще влаги набрал, а то суховат.
Потом - на тепелики, греть-гнуть-выдерживать, греть-гнуть-выдерживать. И так, пока не примет желаемую форму.

Таинственный процесс тепеликования. Угли натуральные. Хотя, положа руку на сердце, электроплитка удобнее.
Ну, вот, свершилось. Слава Богу! Длительный технологический процесс завершен, теперь только тонкая настройка. Строить, строить и строить. Ну, и украшательства всякие.
Ощущения - изумительные. Тянется комфортно, после схода с кобылок - четко ощущаешь рывок, как на блочнике (точнее наоборот, на блочнике, как...). Стрела сходит ровнёхонько. Даже в тесноте, на 12 метрах, приходит в щит ровненько - хоть угольник проверяй. WindFighter - нет-нет да закинет стреле хвост туда или сюда. А тут - каждый выстрел как под копирку. Не мишень, а расческа. Прошу простить за лирическое отступление.



Еще несколько важных, на мой взгляд, моментов, на которых надо заострить внимание читателей.
Симметрия плеч закладывается при столярной обработке заготовок. В идеале, делаешь одну, потом по ней точную копию - вторую. Обычно их и ведет в одну сторону, так что в результате это ведение компенсируется само по себе. Если незначительное.
Тепелики позволяют согнуть плечи в равной степени, придать им желательный изгиб. На самом деле этого можно и не делать, можно оставить плечи прямыми, как это и делают тувинцы, монголы, чжурчжэни, тунгусы, маньчжуры и многие другие.
А до тепеликов, пока идет сборка, все это дело равномерно подгоняется, циклями циклюется. На плечах тоже 1-2 слоя убирается, именно там, где должно плечо работать.
А как сухожилия наклеил, да еще кожей закрыл - это все, тут уже ничего скоблить не получится.
Сухожилия лучше разминать и разглаживать, пока еще поддаются. Ну, если уж совсем большие неровности образовались - можно. Но перерезать сухожилия не стоит. Обрабатываются только верхние слои и то, надо стараться утончить, а не срубить.
Если уж совсем неудачно получилось, тогда предстоит размачивание и разборка лука, и - повторение пройденного.
Тиллеровка помогает увидеть недостатки работы плеч. По мере необходимости следует нагреть участок плеча, нуждающийся в корректировке, и попытаться исправить на тиллере.

Собственно - устройство для тиллеринга - это брус с вырезами под тетиву на разном удалении от лука. Греешь, выдерживаешь на первом рубеже, потом греешь, выдерживаешь на втором рубеже, и т.д., пока не достигнешь максимального задуманного растяга лука.
О циклевании.
Рог циклюется неоднократно. И в процессе подготовки роговой полосы, и после наклеивания на деревянную основу плеч. Тут нужно соблюсти профиль, желательно сделать шаблоны по выбранному типу лука и скрупулезно по ним сверяться.
Высохшие жилы циклевать следует крайне аккуратно и то, если уж совсем нет другого выхода. Циклевка высохших жил показана лишь для придания эстетически гладкой поверхности, чтобы наклеенное герметизирующее покрытие (кожа, пергамент) имело приятный для глаза вид и на ощупь не вызывала отторжения.
Ниже приведу несколько фотографий крупных планов разных участков лука. Лук начал проходить процедуру «украшательства». Рог покрашен в приятный черный цвет. Рожки (сайя) покрашены в красный цвет и на самые кончики наклеены костяные пластинки, для упрочнения кончиков и предотвращения сколов при неаккуратном обращении. Все это покрыто тонким слоем лака и пока сохнет. Далее планирую нанести по возможности красивые узоры. Работа будет ручная, поэтому возможно всё... Надеюсь получится не очень страшно))))))).

Изготовление лука - это процесс, который требует точного соблюдения технологии. Только в таком случае можно рассчитывать на хороший результат. С качественно изготовленным луком можно посылать стрелы точно в цель, при этом он должен быть достаточно мощным, чтобы поразить дичь, которая в результате станет добычей охотника.

Браться за его изготовление своими руками стоит прежде всего тем, кто уже имеет опыт охоты с подобным оружием, однако при правильном подходе к делу с задачей может справиться любой желающий. Рассмотрим, как сделать лук для охоты своими руками, используя материалы и инструменты, которые доступны каждому.

Разновидности луков

Основные части такого оружия - дуга и тетива. По конструкции луки можно разделить на две основные группы:

  • простые - у этих моделей дуга изготавливается из одного материала - древесины или ПВХ;
  • составные, или композитные - дуги таких луков изготавливаются из нескольких материалов.

По форме различают:

  • классические луки - дуга такого охотничьего оружия имеет один изгиб, в согнутом виде оно имеет D-образный вид;
  • рекурсивные - у них дуга изгибается три раза и имеет M-образную форму.

Также луки можно разделить на простые и разборные. Дуги первых изготавливаются из цельного куска материала, а у вторых - состоят из нескольких частей.

Из натуральных материалов для изготовления композитных дуг могут использоваться древесина - для средней части, рог - для внутренней, а также сухожилия, которые крепятся на наружной стороне. Такая трехсоставная конструкция обеспечивает оружию хорошую упругость, гибкость и мощность.

Сегодня при изготовлении разборных луков промышленного производства используются высокопрочные современные материалы, обладающие оптимальными свойствами - стекловолокно и углеродное волокно, сплавы алюминия и магния и так далее.

Устройство такого оружия может быть довольно сложным, однако сделать его самостоятельно в домашних условиях - задача, для решения которой требуется определенный опыт, а также много времени и сил.

Своими руками лучше сделать простой неразборный лук. При правильном подходе к делу и соблюдении технологии его меткости и мощности окажется достаточно для охоты.

Инструменты и материалы

Для изготовления такого лука понадобится минимальный набор инструментов:

  • ножовка;
  • рубанок;

Чтобы придать дуге нужный изгиб, лучше воспользоваться специальным стапелем. Его также можно сделать самостоятельно из доски и нескольких брусков.

Для изготовления простого неразборного лука своими руками необходимы:

  • древесина или трубка из поливинилхлорида, чтобы сделать дугу;
  • прочная веревка, лента из сыромятной кожи, проволока, толстая леска для изготовления тетивы;
  • толстая веревка или другой подходящий материал для рукояти.

Во время натягивания лука должны сгибаться его плечи, тетива при этом практически не тянется . Стрела отправляется в цель именно за счет силы дуги оружия, которая распрямляется в момент выстрела.

Как сделать лук из дерева?

Рассмотрим, как сделать охотничий лук из дерева. Лучшим материалом для этого считается тис - именно из него в Средневековье изготавливались лучшие образцы подобного оружия. Однако достать такое дерево сложно, поэтому вместо него обычно используют другие породы. Это могут быть:

  • орешник;
  • можжевельник;
  • рябина;
  • ясень;
  • лиственница;
  • кедр.

Хороший прут для лука должен:

  • не иметь трещин, также лучше отбирать прутья без сучков, но наличие небольшого их количества на поверхности не критично, главное - не пытаться вырезать их при обработке прутка;
  • иметь длину от метра до полутора метров;
  • быть сухим;
  • быть прямым.

Для изготовления лука также можно использовать несколько тонких прутьев одинаковой длины, при этом их надо надежно скрепить, перетянув в нескольких местах изолентой или другим подходящим материалом. Этот вариант подойдет, если нужно быстро изготовить в походных условиях лук из того, что можно найти под рукой.

Заготовка древесины

Заготавливать древесину, чтобы сделать охотничий лук своими руками, лучше зимой, при температуре -10 градусов или чуть ниже. Если присмотреть подходящий прут еще осенью, не придется бродить по сугробам в поисках. Необходимо срезать его, длина прутка при этом должна быть на несколько десятков сантиметров больше предполагаемой длины лука. Это необходимо, так как при сушке концы прута могут пойти трещинками.

Перед изготовлением лука древесину нужно просушить в течение долгого времени, в среднем достаточно трех месяцев. Для этого подойдет помещение с комнатной температурой, в котором пруток нужно подвесить.

При этом кору снимать не надо, а концы лучше покрасить или покрыть лаком, который не позволит испаряться влаге, тогда будущая дуга просохнет равномерно по всей длине. Прут, имеющий небольшую кривизну, можно выправить над паром.

В походных условиях сушку можно быстро провести с помощью костра, главное - делать это аккуратно, не опускать древесину слишком близко к огню и не пересушить ее. Такой лук будет более хрупким и менее долговечным, чем высушенный при комнатной температуре.

Изготовление лука из деревянного прута

Когда прут просушен, его надо обработать рубанком, при этом плечи должны стать не цилиндрическими, а плоскими. Дуга простого разборного лука состоит не из цельного куска дерева или ПВХ, а из двух отдельных плеч, которые крепятся сверху и снизу к рукояти. Рукоять в таком случае проще всего сделать из деревянного бруска или цилиндра подходящей толщины. При этом в центральной части их можно обточить, сделав удобный хват под руку.

Если предполагается сделать простой лук с дугой из цельного куска древесины, а не с двумя отдельными плечами, в середине прут нужно оставить круглым в сечении.

Важно, чтобы плечи имели одинаковую длину, ширину и толщину, только в этом случае усилие на них будет распределяться равномерно, и лук будет бить точно.

Затем заготовке надо придать нужную форму - в виде простой дуги или M-образной. Для этого древесину нагревают над паром и закрепляют на время в специальном стапеле, который зафиксирует нужную форму. Такое приспособление можно сделать из доски, закрепив на ней несколько брусков. Держать лук в стапеле надо около недели .

Когда дуга готова, на ее конце надо сделать насечки и закрепить тетиву. Также необходимо оплести рукоять. Чтобы получить надежный монтаж, точки фиксации тетивы и рукояти нужно проклеить.

Изготовление лука из лыж

Лыжи - материал, отлично подходящий для изготовления дуги лука, который зачастую даже не нужно обрабатывать. Поэтому, если в наличии есть подходящая пара, непригодная к использованию, нет необходимости заготавливать прутья или искать другой материал. Можно использовать как деревянные, так и пластиковые лыжи, второй вариант предпочтительнее.

Чтобы сделать лук, необходимо отпилить два конца лыж подходящей длины, которые будут плечами, и закрепить их на рукояти. Саму рукоятку также можно сделать из лыж, скрепив обрезки нужной длины в несколько слоев и обработав их так, чтобы получился удобный хват. После этого нужно только нацепить тетиву, и лук готов к использованию.

Оптимальная длина готового изделия - порядка 1,3 м . Если сделанный из лыж лук будет превышать длину 1,4-1,5 м, его мощность будет недостаточной, поскольку такая длинная дуга не может придать стреле достаточный импульс. Также плечи должны быть узкими - таким образом, чтобы сделать дугу из широких лыж, их надо обточить с обоих краев.

Изготовление композитного лука, каждое плечо которого должно быть выполнено не из одного материала, а из нескольких разных - более сложный процесс. Однако делается такое оружие по тем же принципам, что и простой самодельный лук для охоты. Если подойти к делу правильно, собственноручно изготовленный лук будет бить мощно и точно, при этом прослужить он сможет довольно долго.