Что такое пост, как правильно соблюдать его традиции.

В церковном календаре есть 4 основных поста – периоды, в которые христиане ограничивают себя в пище и мирских развлечениях. Несмотря на то, что посты различаются по длительности, некоторые могут «плавать» во временных промежутках, их объединяет цель: подготовка к большим праздникам. Как соблюдать пост, чтобы не навредить организму?

Что такое постное питание и в чем его польза?

Для людей не воцерковленных пост – истязание тела, которое заключается в ограничении себя во всех отношениях. Но разобравшись в тонкостях, становится понятно, что постная еда – лишь верхушка айсберга, смысл поста лежит гораздо глубже: в отказе от светских развлечений, уделении внимания молитвам, размышлениям о жизни, добрым делам, помощи близким.

Постное питание без духовной составляющей – лишь один из вариантов диеты, но даже начав с него, нужно понимать, что церковь не требует строгого соблюдения правил, если человеку пока не по силам. Можно начать с малого, отказавшись от мучного, сладкого, кофе – того, что в привычном рационе занимает важное место. Смиряя плоть, удается направить дух на правильный путь, тренировать силу воли. А заодно – очистить тело от шлаков и токсинов, избытка жидкости, убрать лишние килограммы. В итоге кожа станет сияющей, ненавистные бока растают, а настроение и работоспособность значительно возрастут.

В самом строгом понимании постное питание – это полный отказ от продуктов животного происхождения и блюд, в состав которых они входят:

Соответственно, под запретов выпечка и сдоба, майонез, супы на мясном и рыбном бульоне, драники, конфеты, шоколад. В оригинале нужно отказаться от кофе, сладких газированных напитков, алкоголя, курения – искусственных стимуляторов нервной системы.

Звучит угрожающе и создается ощущение, что под запретом оказывается вся возможная еда. На практике выясняется, что можно составить разнообразное и вкусное меню с пользой для здоровья.

Сразу стоит оговориться, что такие строгие правила предъявляются лишь во время Великого поста, в остальные разрешена рыба и есть другие послабления.

Если цель поста – похудеть, то не стоит пытаться объять необъятное и начинать нужно с малого.

Основы полезного постного питания

  1. Умеренность и осознанность. Важно пересмотреть свой рацион, оценить, сколько лишней вредной пищи употребляется и понять, от чего можно отказаться, чтобы ограничения пошли на пользу. Даже уменьшение порций по сравнению с обычными приемами пищи дадут свой результат: желудок привыкает к меньшим порциям, насыщение происходит быстрее.
  2. Клетчатка и сложные углеводы, основа постного питания, дают долгое ощущение сытости, что уменьшает количество съедаемой пищи и способствует похудению.
  3. Время поста – шанс приучить свой организм работать без искусственных стимуляторов – кофе, крепкого чая, энергетических напитков, курения, алкоголя. Современный человек, сам того не понимая, находится в зависимости сродни наркотической от этих, казалось бы безвредных, веществ: утро начинается с чашки кофе и сигареты, они же постегивают работоспособность и успокаивают нервы в течение рабочего дня, который частенько заканчивается бутылкой пива или бокалом вина. Отказ от вредных привычек даст организму шанс стать здоровее.
  4. Фаст-фуд и полуфабрикаты не поставляют клеткам витамины, микроэлементы, аминокислоты, нужные белки и сложные углеводы. Зато калорий и жира – в избытке. Сахар, подсластители, искусственные добавки стимулируют аппетит и приводят к перееданию, а значит – лишнему весу.
  5. Вредная пища зашлаковывает организм, лишая его возможности правильно функционировать, усваивать витамины и минералы. Желудок не справляется со своими функциями, увеличивается нагрузка на почки и печень. Если прибавить сюда неблагоприятную экологическую обстановку, лекарства, которые вынимаются из аптечки по первому чиху, то становится ясно, что организму нужна помощь.

Как работает полезная еда


В основе постного питания – крупы и овощи/фрукты. Блюда, богатые клетчаткой, стимулируют перистальтику кишечника, удаляя все лишнее. Уходит лишняя жидкость, спадают отеки – снижается вес.

Календарь постов указывает дни, во время которых нужно воздержаться от пищи, принимая только воду. Такие разгрузочные дни пойдут на пользу, но насиловать собственный организм не стоит, можно пить травяные чаи, настои и отвары, если тяжело – добавить небольшое количество овощей или фруктов.

Почему без мяса?

Древние люди были охотниками, мясо занимает в рационе современного человека важное место, если не считать тех, кто отказался от него добровольно по тем или иным соображениям. Отказ от мясной пищи во время поста – испытание духа, но оно идет на пользу телу: растительная пища легче усваивается, организм освобождает резервную энергию, которая идет не очищение.

Пища растительного происхождения имеет щелочную реакцию, она помогает чистке, в то время как пища животная закисляет организм, долго и трудно переваривается.

Опасения по поводу недостатка белка не обоснованы и напрасны: в растительной пище белка достаточно, в рацион нужно включить бобовые (фасоль), орехи, семечки, крупы, зелень. Растительный белок легче усваивается и восполняет дефицит быстрее.

Кому не помешает постная пища?

  • Людям, желающим сбросить вес. Сбалансированное питание во время поста помогает избавиться от лишних килограммов без вреда для организма;
  • Людям с нарушением обмена веществ, недостатком веса – шанс наладит обменные процессы и набрать вес, как бы странно это не прозвучало;
  • Людям, подверженным различным заболеваниям, правильное питание с ограничениями даст возможность укрепить иммунную систему;
  • Тем, кто страдает проблемами с пищеварением удастся нормализовать работу ЖКТ;
  • Всем, кто стремится очистить тело и закалить характер, улучшить настроение и самочувствие.

Растительная пища успокаивает нервную систему, снижает нервозность и тревожность. Благодаря уменьшению количества съедаемой пищи и отказе от некоторых продуктов снизится вес, нормализуется работа внутренних органов. Прекрасный внешний вид, здоровая кожа, стройная фигура поднимут настроение. К тому же пост – отличная тренировка силы воли, испытание себя на прочность, а время, сэкономленное на приготовлении пищи, можно потратить на что-нибудь полезное.


К чему быть готовым?

На первый взгляд кажется, что питаться по правилам поста – сложно. На второй взгляд выясняется, что так и есть. Но если подготовиться к посту правильно и сосредоточенно, то многих трудностей и подводных камней можно избежать:

  • Не стоит сразу ограничивать себя по «всем статьям», если решение поститься принято в первый раз, стоит взвесить свои возможности и составить личный план «запретов». Лучше дать себе небольшие поблажки изначально, например, отказаться от сладкого, мучного, жирного, мяса, но оставить молочные продукты, или рыбу 1 раз в неделю, чем ограничить все, а через несколько дней сорваться;
  • Постная еда – не значит невкусная еда. Можно разнообразить рацион, в интернете есть очень много рецептов постных блюд. Хотя, строго говоря, пост предполагает отказ от удовольствий, в том числе, пищевых, рацион не должен быть однообразным.

Главное во время поста – доброе отношение к окружающим, терпение и понимание, духовная работа над собой. Человек, который не ест мяса, но «ест» своих ближних не получит пользы. Пост, котором человек, ограничив себя в еде, обозлен на всех вокруг, потому что голоден, — не полезен. Пост, в котором человек, его соблюдающий, тычет всем вокруг свою святость и указывает на их греховность – неправильный.

Пост – время пересмотреть свои привычки, отказаться от чрезмерного пресыщения и очиститься от духовного и телесного мусора.

Архимандрит Никифор (Хоря) - настоятель Ясского монастыря во имя трех святителей и административный экзарх монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная Церковь).

- Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую пользу приносят нам эти труды?

Святой апостол и евангелист Лука говорил, передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом, увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово Спасителя для нас, христиан, - высший ориентир. Мы, жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать слово Господа нормой своей жизни.

С одной стороны, пост для нас - это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост - это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не постились, они услышали от Спасителя это слово: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19-20). Сам царь Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом .

Православный пост можно назвать самым строгим во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в Православии, в отличие от других вероисповеданий, не произошло приспособления к духу времени, заметного ослабления тех подвигов, которые требуются от верующих?

Не только в том, что касается поста, но и во всем богослужебном цикле Православная Церковь не проводила аджорнаменто ; она не стала приспосабливаться к изменениям, произошедшим с человеком, не последовала за модой времени - но сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как сокровище. На подобный вопрос отец Галериу отвечал, что и пшеница, этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое нами от святых отцов, вся наша традиция - это сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.

Человеческая немощь может послужить причиной для индивидуальных послаблений в посте при известных условиях - например, в случае болезни, беременности, но ее ни в коем случае нельзя возводить в норму, потому что человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами. А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь краях или при определенных жизненных условиях не было другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно разрешила бы употреблять их в пост.

Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но, напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.

С одной особенностью все чаще сталкиваешься в последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно, спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного смысла, если мы употребляем специальные так называемые «постные продукты», продающиеся в магазинах? Например, постный паштет, постную колбасу…

Сегодня у нас много всяких «помощников», но при этом перед нами встают все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же успевала заготовить все необходимое для поста. Это была часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же, особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной сутолокой дел.

Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить количество белков в период поста, то это не значит, что мы не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов, и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к примеру.

Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому что боюсь заболеть от этого» - или: «Я не смогу работать весь день, если стану поститься».

Есть в «Добротолюбии» одно место - у аввы Иоанна Карпафского, - где говорится следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их» .

Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас, исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на исповедь, попросили: «Батюшка, благословите поститься только на первой и последней седмице, мы так постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет. Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»

Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом признавались мне, что не только выдержали весь пост, но даже старались, по возможности, добавить себе строгости. Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого, мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.

Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу, намного большую, чем мы можем представить себе. Люди, которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают крепость в Теле и Крови Господней - этих истинной пище и истинном питье .

Если члены одной семьи пост воспринимают по-разному, особенно когда один из супругов постится, а другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на отношениях между супругами, например?

Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде всего, следует проводить пост в кротости, в душевной красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его. Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может, наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А первый будет молиться о нем, и так исполнится слово, сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же самое относится и к любому другому члену семьи. <…>

Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?

Такому человеку следовало бы понять, что в подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди привыкли «солидаризироваться», когда дело касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять непреклонно, покажет другим, что мы - люди, верящие в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь, что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до конца или верящий только когда гром грянет?

Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш пост - это не просто наше частное дело: в посте я сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый поступок , - это уже отречение.

Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне: «Вот он - человек действительно верующий, он последователен в своей вере до конца. С ним надо посоветоваться, надо попросить его помощи».

Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними ограничения, но с другой - ценят твердо стоящих за свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы не можем быть теплохладными . Ситуации, когда на нас смотрят с насмешкой и презрением, - это проверка того, способны мы или не способны исповедовать свою веру.

Все знают, что верующий человек должен поститься, однако, не каждому известно истинное значение поста, его основная цель и механизм.

Людям, слабо верующим и несведущим основополагающих Православной Церкви, но при этом искренне стремящимся познать их и жить по Закону Божиему, первостепенно необходимо разобраться в предназначении поста, принять и понять его составляющие, и лишь тогда начинать поститься. Ибо, не будет полезен тот пост, придерживаясь которому верующий не осознает всю подлинную его необходимость.

Что такое пост?

Пост является религиозной традицией временного полного или же частичного отказа от приема пищи и питья, сопряженного с рядом других разнообразных духовно-аскетичных практик. При этом пост должен быть добровольным деянием, совершающимся во славу Господа Бога.

Пост подразумевает:

— воздержание от вкусной и сытной пищи, и всяческих увеселений;

— тщательную и глубинную проверку души своей и очищение ее греховности;

— искреннее побуждение себя на свершение добрых дел, на общение с Богом через молитву и размышление о своем духовном предназначении.

Результатом поста выступает духовный рост, его пользой – пребывание в глубинной сосредоточенности и трезвении, в сердечном и непоколебимом призыве к Богу о том, чтобы Он присутствовал в жизни верующего, прощал его и направлял на путь праведный.

Суть поста.

Человек устроен так, что его плоть непрерывно и мощно оказывает давление на его душу. Каждый из нас постоянно противостоит подобному плотскому давлению. Ибо телесная сторона человека жаждет противного духовной стороне, а дух, соответственно, желает противного плоти. Именно православный пост помогает верующему укрощать свою плоть и справляться с ее греховными желаниями.

Христианин, временно отказываясь от того, к чему он привык и без чего он не представляет собственную жизнь, воспитывает душу свою, обучает ее противостоять своим плотским требованиям. Пост для верующего – это, прежде всего, «воспитатель» души. Именно поэтому поститься нужно осознанно, с целью духовного развития, а не ради бахвальства и одобрения окружающих.

Чтобы понять механизм поста, нужно первостепенно уяснить, что пост не должен расцениваться с точки зрения категории смены рода потребляемой пищи, важно воспринимать пост как время строгого воздержания, умышленного ограничения себя и возможности развития в себе стойкости духа.

Рассматривая механизм поста, необходимо учитывать естественные потребности человека, определяющие его всесторонний рост и развитие. Однако, важно понимать, что для их удовлетворения многого не нужно. Все излишества – это и есть плотские желания, поработившие душу грешника. Каждый из нас должен стремиться избавиться от данного рабства и сделать плоть свою более слабой и немощной при помощи соблюдения поста.

Конечно, пост не дает полного освобождения от телесных страстей, но он помогает подавить их силу и мощь. Пост не искореняет греховные страсти, он ослабляет плоть и ее влияние на душу.

Для каждого верующего пост должен быть не самоцелью, а тем вспомогательным средством, которое позволяет укрощать плоть и возвышать дух.

Принимая решение поститься, важно соизмерять степень поста с тем физическим состоянием здоровья, в котором пребывает верующий, т.е. степень поста должна определяться степенью здоровья человека. Выделяют пять основных степеней поста:

— первая степень допускает употребление рыбы и любых овощных продуктов (как в сыром, так и в приготовленном виде);

— вторая степень разрешает употреблять овощи и вареные фрукты, сдобренные растительным маслом;

— третья степень позволяет вкушать только вареную пищу без добавления растительного масла;

— четвертая степень характеризуется сухоядением (невареная растительная пища без масла);

— пятая степень предписывает полный отказ от пищи, при котором дозволяется только прием воды.

В былые времена человек отличался более крепким здоровьем, нежели сейчас. Основной свод церковных правил писался с учетом того, что большинство людей при посте добивались основной его цели – сделать плоть слабее и немощнее во благо духовного роста.

Однако, нынешнее поколение при наличии многочисленных серьезных и хронических заболеваний не всегда способно получить от поста истинную пользу. В связи с чем, для некоторых людей необходимо определение послабления в посте. Дети, беременные женщины, люди, страдающие серьезным заболеванием или же занимающиеся тяжелым физическим трудом, по наставлению священника, могут получать индивидуальную степень строгости поста, соответствующую их состоянию здоровья и тем особенностям организма, которыми они обладают.

Сопровождайте пост неистовой молитвой, искренней верой и безграничной любовью, и тогда, он будет иметь настоящую ценность, правильное значение и истинный смысл!

1. Зачем нужен пост?Святые отцы наставляют, что пост – это ничем не заменимое средство для достижения духовного обновления и возрастания, без него человеку невозможно бороться со страстями и искушениями и приготовлять свою душу для действия спасающей благодати Божией.

Св. Феофан Затворник объясняет цель и смысл поста, тем, что труды воздержания и доброделания дают простор действию в нас благодати Святаго Духа:

«Что рытие земли в вещественном - то подвиги самоумерщвления в духовном. Что влага и тепло в вещественном - то в духовном труды доброделания и благочестия. Бог говорил к современникам Ноя: “не имать Дух Мой пребывати в человецех сих... зане суть плоть” (Быт. 6, 3). Следовательно, Он будет пребывать там, где плоть распинают со страстями и похотьми или где несут подвиги самоотвержения. Апостол пишет: “духа не угашайте, или: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления” (Еф. 4, 30) - и потом перечисляет страсти, каких удаляться, и добродетели, в коих преуспевать должно; следовательно, там не угасает Дух, где есть борьба со страстями и труд доброделания. В другом месте он же учит: “исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви” (Еф. 5, 18, 19). Следовательно, где есть песнопение, молитвословие церковное и домашнее и вообще дела благочестия, там будет и исполнение Духом или явление действия благодати Святаго Духа. Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водой. Она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водой, она сделается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Kоторый Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. …Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничает, что не нужен пост.

Он (пост) усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, - мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования - цель жизни - выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей.

Пост - хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости.

Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Kогда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Для того, между прочим, и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его.

Молитва и пост очищают, просвещают и укрепляют душу; напротив, без молитвы и поста душа наша - легкая добыча диавола, потому что не ограждена и не защищена от него. Пост и молитва - духовное оружие против диавола, потому и говорит Господь, что род бесовский исходит только молитвой и постом. Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас на каждой седмице дважды к посту - в среду и пятницу, между прочим, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, и в году - многократно во все многодневные посты, а Великий пост соединяет с особенными умилительными покаянными молитвами. Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом.

Преп. Макарий Оптинский:

Переменною пищею и воздержанием тела и душа обновляется. Святые отцы, Святым Духом движимые, уставили посты как для душевной, так и для телесной нашей пользы.

Архимандрит Рафаил (Карелин):

«Древнехристианский апологет Афинагор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы…

Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь – это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост – одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это – только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником – Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа».

Святитель Лев Великий:

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Преп. Исаак Сирин:

Дух не покоряется [кресту], если прежде не покорится ему тело.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.

Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

«Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк. 21, 34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо – мертв душою.

Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни:


Человек был сотворен Богом как гармоничное существо. У первых людей, наших прародителей Адама и Евы, сначала живших в Раю, все составляющие их естества – дух, душа и тело – находились в строгом соподчинении. Это состояние можно уподобить правильно поставленной пирамиде: вершина – это дух, устремленный к Богу, средняя часть – душа, состоящая в подчинении у духа, и основание – тело, служившее послушным орудием души. При этом весь материальный мир подчинялся своему владыке, венцу творения – человеку. Но Адам и Ева согрешили своим непослушанием Творцу, вкусив плодов с запрещенного древа. В результате этого греха изначальная иерархия человеческой сущности была кардинально нарушена. С тех пор природа человека похожа на пирамиду, опрокинутую вершиной вниз: дух, разорвав свою связь с Богом, попал в зависимость от души; душа же покорилась телу, которое, в свою очередь, оказалось в зависимости от внешнего мира и поработилось материальному началу. Теперь между составляющими человеческой природы происходит разлад: «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти, они друг другу противятся» (Гал. 5:17). Пост же является аскетическим средством, помогающим восстановить изначальную иерархию психофизической организации человека – покорить тело душе, а душу подчинить духу.

С древности известно, что каждый вид питья и пищи имеет свое воздействие на организм. Пища способна не только поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Вы сами назовете блюда, которые услаждают и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм. Еда способна все больше привлекать к себе внимание, порабощать желудок, а значит, склонять душу к земному и тленному. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, а сердце грубеет, разве спо­собен человек в таком состоянии чисто и искренно молиться Богу?

Путь духовной жизни предполагает победу над своими страстями через преодоление нашей чувственной зависимости. Здесь Церковь предлагает давно проверенное средство – пост.

«Когда царь собирается взять неприятельский город, – говорил преподобный Иоанн Колов, – он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут» .

Вспомните противоположный пример казаков из «Тараса Бульбы» Гоголя. Сечь, хотя и молилась в церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, однако не хотела и слышать о посте и воздержании. Не от этого ли оказался ослаблен их внутренний дух, что выразилось в примере предательства и в конечном поражении казаков?

Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой – трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам? Так и в жизни человека: все внешние впечатления, земные удовольствия не дают услышать голос Небесного Отца. Кто сумеет остановить отбойный молоток страстей, тот услышит слово Божие, вступит в общение с Ним. На это направлен пост. Он погашает привязанность к чувственным удовольствиям, чтобы человек насладился духовными истинами.

Пост есть рассудительное отношение к пище. Оно основано на многовековом знании действия ее на наше естество. Так, пища животного происхождения имеет свойство утучнять плоть и пробуждать страсти (особенно мясная). Поэтому во время поста христианин ограничивает себя в употреблении животной пищи, а также хранит меру в самом количестве еды. Дары мира растительного, принимаемые организмом, оказывают более легкое действие и не провоцируют в естестве движение низких, грубых страстей.

Таким образом, пост погашает привязанность к скотоподобным наслаждениям, помогает покорять духу плоть. Без поста невозможно восстановить в нашем естестве ту райскую гармонию, при которой все чувства и желания тела находились в полном повиновении душе.

Пост имеет для человека и педагогическое (воспитательное) значение. Если мы не научимся ограничивать себя в потребностях желудка, то как наша воля сможет побеждать более сильные страсти?

Необходимо помнить, что пост состоит не только в телесном воздержании. «Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел» , – говорил святитель Василий Великий. Пост – это ограничение себя во всем, что приземляет духовно-нравственные стремления человека. В пост положено воздерживаться от супружеских отношений, легкомысленных развлечений и суетных, ненужных забот. Именно в это время следует отказаться от таких вредных привычек, как курение, сквернословие и злоупотребление алкоголем.

Пост есть воздержание внешних и внутренних чувств от недозволенных впечатлений. «Пусть постятся не одни уста, но и зрение и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела, – пишет святитель Иоанн Златоуст. – Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постятся глаза – зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами своими сладострастия. Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего» .

Однако у многих может возникнуть вопрос: разве каяться в грехах, бороться со страстями, делать добрые дела, мирно жить с ближними, воздерживать язык и т.п. мы должны только в дни поста? Не является ли все это всегдашним делом христианина?

Да, жить благочестиво, поступать по заповедям Божиим, вести борьбу с нечистотой внутри себя необходимо во все дни. Но у большинства из нас это получается плохо. И вот в дни поста всем нам предлагается очередная возможность научиться сдерживать язык, подавлять гнев, устраняться от суеты и сплетен, творить милостыню и т.д. Таким образом нам предоставляется возможность привыкнуть к добродетели и превратить ее в навык . Навык же необходим всем, чтобы потом, по окончании поста привычно уже вести благочестивую жизнь. Отвык в посту от курения – и после Пасхи продли воздержание. Бросил сквернословие – не начинай вновь. То, что стало привычкой, делается без труда. Итак, наши упражнения, наш душевный и телесный труд – не только для времени поста. Они служат для приобретения навыка, а сам навык должен перейти на всю жизнь.

Пост – аналог длительного путешествия ради приобретения навыка отказа от грехов и страстей и стяжания (приобретения, взращивания в душе) добродетелей.

Пост – это школа покаяния, в которой человек должен yчиться yглyблять свою веpу, пеpесматривать свою жизнь и, насколько это возможно, изменять ее к лучшему.

_______________

Литература:

  1. Духанин В. Знакомство с Православием, или Начало познания духовного мира. – М., 2011.
  2. Протоиерей Андрей Ткачев. Всегда или только в посту? http://www.pravoslavie.ru/77530.html