Делаем заезд на участок вместе! Способы обустройства въезда на участок через канаву разной ширины Какой уклон идеален для заезда на участок.

Еще на стадии планирования строительства загородного дома и обустройства приусадебной территории нужно предусмотреть возможность подъезда к месту стройки строительной техники и грузовиков. Большинство земельных площадей для частных владений требуют устройства дренажной канавы для осушения грунта и поэтому вопрос о том, как сделать заезд на участок через канаву, достаточно актуален для многих. Проблемы с устройством заезда могут возникнуть и при большой рельефности и желании иметь подземный гараж.

Въезд на участок через канаву без нарушения дренажа прилегающих территорий

Если почва участка заболачивается, грунт требуется осушать, устраивая дренажную канаву вдоль улицы. При этом заезд придется сооружать, не повреждая естественный сток подземных, талых и дождевых вод.

Простое устройство въезда над канальной прокладкой дренажа

Канал для воды под дорогой может быть выполнен из:

  • железобетонных труб;
  • железобетонных лотков;
  • металлических труб;
  • пластиковых гофрированных труб.

Железобетонные изделия крепкие, но тяжелые. Они требуют при укладке применения строительной техники. Металлические трубы также достаточно тяжелые. Пластиковые – легкие, с их закладкой в канаву человек может справиться даже в одиночку. Железобетонные изделия и металлические трубы могу быть б/у, что снизит стоимость организации проезда.

Вариант въезда во двор

Как сделать простой въезд на участок через канаву:

  1. Начинают работы, когда в канаве нет воды. Вдоль будущего заезда снимают часть плодородного слоя почвы.
  2. На дно канавы насыпают песчаную подушку, разравнивают и уплотняют.
  3. При ширине заезда в 6 м, укладывают трубу не менее 8 м длиной. Диаметр зависит от количества дренажных вод. В среднем берут трубы от 300 до 500 мм в диаметре, с учетом их заполнения водой на ¼, иначе весной паводковые воды могут затопить участки, не пробившись через ледяную пробку.
  4. Трубу засыпают песчано-гравийной смесью. Можно засыпку выполнить двухслойной, вниз – песок, поверх – гравий, проложив между ними геотекстиль. Аналогично поступают везде, где вынут слой почвы.
  5. Сверху выкладывают слой щебня. Все слои тщательно трамбуют.
  6. Желательно финишным слоем выполнить бетонирование. Без боковых ограничителей и бетонирования дорога будет разъезжаться под колесами тяжелого транспорта.

Металлическая дренажная труба б/у

Конструкция проезда через канаву с подпорными стенками

Надежнее забетонировать трубу с двух сторон, ограничив дорогу подпорными стенками, которые могут выступать над уровнем дороги или быть с нею вровень.

Вот порядок того, как сделать въезд на участок не только более долговечным, но и привлекательным:

  1. После того как труба уложена (см. п.1,2 и 3 выше), с двух сторон (можно последовательно) делают опалубку под бетонный оголовок. Рекомендуется усилить подпорные стенки сваренным каркасом из арматуры.
  2. Заливают бетон, желательно марки от М400, и дают ему высохнуть не менее суток, после чего опалубку убирают.
  3. Засыпают поверх трубы песок, гравий и щебень. Оголовки не дадут щебню разъехаться и его можно ничем не укрывать. В этом случае лучше брать не белый (известковый) щебень, а гранитный.
  4. При желании поверх щебня можно выполнить бетонную стяжку, положить дорожные плиты или замостить въезд брусчаткой, натуральным камнем, пиломатериалами.

Железобетонная труба, бетонный оголовок и засыпка ПГС

Уклон может быть положительным и отрицательным: вверх или вниз от дороги. В любом случае следует обеспечить достаточное сцепление полотна с колесами для обеспечения безопасности.

Устройство заезда при уклоне вверх от дороги по принципу пандуса

Если рельеф местности имеет небольшой угол уклона или предполагается строительство подземного гаража, въезд удобно выполнить в виде автомобильного пандуса. Небольшой уклон – до 25%, т.е. на каждый 1 м расстояния перепад высот – менее 25 см, причем перед стоянкой машины уклон должен уменьшается вплоть до горизонтальной поверхности.

Чтобы правильно сделать заезд на участок с уклоном, нужно хорошо продумать и выполнить следующие этапы строителсьтва:

  1. Земляные работы. Делают разметку, после чего срезают часть грунта в виде ступеней.
  2. Боковые стороны укрепляют подпорными стенами (для подземного гаража). Для этого собирают опалубку, устанавливают арматуру в виде каркаса и заливают бетон. Если уклон небольшой, и автомобиль не нужно опускать на минус первый этаж, края дороги могут быть ограждены бетонным бордюром.
  3. Засыпают поверхность заезда слоем щебня, толщиной около 15 см. Трамбуют.
  4. Бетонируют спуск (подъем) слоем качественного бетона толщиной не менее 12 см. Раствор должен быть вязким, чтобы предотвратить сползание бетона в процессе сушки. Сушат медленно, время от времени увлажняя поверхность.
  5. Финишная отделка. Мощение брусчаткой, тротуарной ребристой плиткой или другим нескользким материалом с последующей трамбовкой.

Небольшой уклон вверх на въезде

Другие решения для безопасного въезда при неровном рельефе участка

В качестве варианта можно рассмотреть заезд на участок по кривой, удлиняя путь и уменьшая угол наклона. Дорогу в этом случае можно пустить вокруг дома. Такое решение позволяет организовать стоянку для нескольких автомобилей. Этот вариант возможен, если вы счастливый владелец достаточно большой территории.

Для защиты дороги от обледенения, можно над ней установить навес. Чаще всего его изготавливают из листов поликарбоната, закрепленных на металлической конструкции в виде опор и арочных ферм перекрытия. В качестве материала навеса также могут применяться профнастил, шифер, черепица и пиломатериалы. Особенно навес будет полезен тем, кто не предусматривает строительство гаража.

В качестве меры от обледенения, рассмотрите вариант обустройства электроподогрева бетонного покрытия. В этом случае поверхность въезда у вас всегда будет сухой.

Устройство электроподогрева бетона

Не все предложенные варианты подходят для решения вопроса – как сделать въезд на участок своими руками. Многие из них требуют, по меньшей мере, привлечения строительной техники. В конечном счете, нужно верно оценить реализуемость своими силами ваших планов и принять верное решение.

Оформление ровной подъездной дорожки к собственному наделу часто осложняется расположенными рядом канавами и траншеями для отвода сточных вод. Засыпая углубления землей или мелкими камнями, владелец нарушает отток жидкости во время дождя, что грозит подтоплением участка. Чтобы предупредить застой влаги, нужно построить прочную конструкцию из бетона и металла, не ограничивающую поток воды.

Простой въезд через канаву из различных материалов

Приступая к обустройству въезда своими руками, делают замеры углубления и определяют оптимальный диаметр трубы. Последнюю необязательно приобретать крупных габаритов, так как жидкость проходит через любое отверстие. Это позволит избежать приобретения трубы излишне большого размера и переплаты.

Металлическая труба большого диаметра в конструкции заезда через канаву

Долгое время предпочтение отдавали металлическим или бетонным конструкциям. Сегодня часто используют железобетонные трубы, которые лишены недостатков этих материалов: коррозии железа и растрескивания бетона под значительными нагрузками. Большой вес – их главный минус, влекущий увеличение затрат на транспортировку и укладку.


Заезд с асбестовой трубой не подходит для грузовика

Асбестоцементные трубы сочетают в себе легкость и доступную стоимость. Конструкции не подвержены коррозии, а потому прослужат дольше металлических изделий. Низкая износостойкость является главным недостатком асбестоцемента. Чтобы продлить срок службы водовода, его перекрывают плотным слоем из песка и щебня. Это позволит сооружению выдерживать нагрузку автомобиля и служить долгие годы.


Деревянный настил из шпал через канаву прослужит немало

Деревянный навес над канавой является наименее практичным вариантом обустройства заезда на участок. Конструкция представляет собой плотный обработанный антисептиками настил из древесины, который перекидывают через углубление. Для его закрепления требуется песок, щебень и бетон, что вместе с низкой износостойкостью дерева делает этот способ организации переезда наиболее финансово и трудозатратным.


Пластиковую трубу легко доставить и уложить в канаву

Гофрированная пластиковая труба является оптимальным вариантом обустройства заезда через канаву. Благодаря относительной легкости, неподверженности коррозии и прочности, позволяющей ей держать форму под действием высоких нагрузок, она считается наиболее выгодным способом организации въезда на участок.

Изделие состоит из двух слоев: внутренняя гладкая гильза обеспечивает беспрепятственное движение воды, а наружный гофрированный чехол служит для создания необходимой жесткости изделия. Чтобы продлить срок эксплуатации, ее накрывают плотным слоем из песка и щебня.

Она должна обеспечивать свободное прохождение воды, особенно в период таяния снега и обильных дождей. Необходимо учитывать, что сточные воды обогащены мелкими камешками и мусором. Во избежание засорения прохода для воды и подтопления участка рекомендовано устанавливать решетчатые заграждения.
Заезд через канаву с бетонной трубой и подпорными стенками

Укрепление заезда подпорными стенками

Для обеспечения долгосрочной и надежной службы конструкцию фиксируют по боковым сторонам подпорными стенками, которые выступают над уровнем земли и ограничивают полотно дороги. Инструкция по монтажу подпорных элементов своими силами включает следующие этапы:

  1. Укладка трубы. Убрав воду, углубление осушают и снимают верхний слой почвы. После этого на дно канавы кладут песчаную подушку, а на нее - трубу. Размер сооружения определяют, исходя из количества проходящей через него воды. Обязательно учитывают то, что зимой она на 1/4 заполняется льдом. Узкая конструкция не справляется с потоком воды, что весной может привести к подтоплению участка.
  2. Создание бетонного перекрытия. После укладки трубы монтируют опалубку для заливки бетона. Чтобы увеличить прочность системы, ее укрепляют металлическим каркасом.
  3. Укрепление и декорирование заезда. После высыхания бетонной массы опалубку убирают, а между стенками закладывают необходимый слой щебня и песка. Можно замостить проезд камнем или брусчаткой.

Съезд с дороги на участок с уклоном снизу и сверху

При небольшом уклоне вниз или вверх въезд оформляют в виде пандуса, который постепенно превращается в проезжую часть. Его длина должна быть в пределах 5 м. Чем выше угол наклона, тем длиннее должен быть подъезд. Оптимальный уровень склона – 25 градусов. Длина и угол наклона пандуса зависят от конкретных условий на участке, но рекомендовано придерживаться традиционных пропорций.


С помощью бетона можно обустроить заезд на любом уклоне

Строительство пандуса из бетона включает следующие этапы:

  1. Подготовка. Чтобы избежать ошибок, рекомендовано зарисовать эскиз будущей конструкции с учетом особенностей съезда. Разработав пошаговый план работ, приступают к земляным работам. При этом снимают верхний слой почвы и выравнивают грунт.
  2. Создание подушки. Для обеспечения должной прочности конструкции смесь из песка и гравия распределяют в образовавшемся приямке слоем 5-10 см.
  3. Армирование. Металлическая сетка, помещенная в бетонную массу, надежно ее фиксирует, предотвращая растекание бетона, а позже – растрескивание. При небольшом наклоне можно обойтись бетонным бордюром, ограждающим подъездную дорожку.
  4. Заливка бетона. Для строительства пандуса используют вязкую массу, которая затвердевает, не успевая растечься и образовать неровности. Важно сделать дорожку за один цикл работы. Во время засыхания бетона его периодически увлажняют.
  5. Отделка. Для полного застывания бетонную массу оставляют на несколько суток, после чего устраняют выступы с помощью болгарки. Поверхность пандуса перекрывают тротуарной плиткой или другим прочным материалом.

Удлиняем путь заезда на неровной местности

С целью уменьшения угла наклона полотна дороги следует удлинить путь заезда. Таким образом, чтобы обезопасить въезд на территорию, можно сделать подъездную дорогу вокруг дома или надела. Этот способ является оптимальным для больших неровных участков, когда нет возможности выровнять грунт. На фото видно, что окружная дорога позволяет значительно изменить угол уклона и сделать заезд удобным и комфортным.

Подъездная дорога вокруг участка облегчает въезд

Чтобы защитить дорогу от обледенения, над ней устанавливают навес из поликарбоната, шифера или другого материала. В любом случае, покрытие полотна должно быть шероховатым. Возможно применение густого бетона, который при укладке не выравнивают окончательно. Существует также брусчатка с противоскользящим покрытием.

Высокотехнологичное решение по борьбе со льдом на покрытии - применение встроенного подогрева. Может показаться, что это слишком дорого, но за рубежом обустраивают подогрев полноценных дорог. В самом простом варианте аккуратная горка песка рядом с подъездом выручит в любую погоду и машины, и людей.

Подводя итог можно сказать, что въезд на участок можно обустроить самыми разными способами, в зависимости от рельефа местности и предпочтений владельца. Один из поучительных примеров приводиться в нижеследующем видеоролике.

При обустройстве личного участка нередко встает вопрос организации удобного заезда на него. Мешать этому могут сточные или дренажные траншеи. Многие решают просто засыпать их, выровнять, утрамбовать и положить асфальт в этом месте. Но такой способ имеет массу недостатков, которые чаще всего начинают проявляться в период обильных дождей и таяния снега. Дело в том, что траншея служила для отвода от участка грунтовых и сточных вод. Если её засыпать, то это нарушает естественный отток влаги, что грозит подтоплением построек, расположенных на участке. Поэтому лучше использовать более надежный вариант устройства заезда на участок через канаву. Цена таких работ может быть разной в зависимости от объема траншеи и используемых материалов. Об этом подробнее расскажем далее.

Если вы задались вопросом, как сделать заезд на участок через канаву, то начать следует с осмотра местности. Как правило, траншеи прокапывают в «проблемных» местах, т.е. там, где грунтовые воды расположены близко к поверхности земли. Не будет лишним посмотреть, как сделали подъезд на участок ваши соседи. Полезно будет получить консультацию специалиста. Кроме того, нужно определиться с шириной въезда. Если даже у вас нет личного транспорта, то все равно большой по площади и при этом надежный заезд к воротам нужно сделать обязательно.

Сделать заезд на участок через канаву своими руками – несложная задача, если при этом придерживаться всех рекомендаций. Возведенная конструкция должна выдерживать вес тяжелой строительной техники. Ведь через канаву будут подвозиться строительные материалы. Ширину заезда нужно рассчитывать заранее. Площадь должна быть такой, чтобы через траншею мог проехать крупногабаритный автомобиль. Рекомендуется делать ширину заезда не менее 4 метров, но в некоторых случаях даже этого бывает недостаточно. Кроме того, на этапе планирования важно определиться еще с несколькими важными параметрами. Так, следует правильно подобрать тип и конструкцию трубы, предназначенной для водоотвода. Длина трубы должна быть на 3 м больше, чем ширина самого заезда. Ширина должна быть такой, чтобы сточные воды беспрепятственно проходили в нужном направлении. Также предварительно следует составить строительную смету, где будет учитываться стоимость и необходимое количество материалов и инструментов, необходимых для обустройства заезда на участок.

Все нюансы будущих работ должны отображаться в плане. Кроме того, следует еще учесть тип местности, на которой будет строиться заезд. Для этого определяются характеристики почвы, имеющейся на участке. При слишком больших показателях влажности или болотистости, землю следует предварительно осушить. Для этого обустраиваются дренажные системы. С учетом имеющихся дренажных ходов в дальнейшем и будет выстраиваться заезд. Возведенная конструкция не должна нарушать естественный отток талых вод.

Обустраивать дренажную систему еще необходимо в том случае, если на участке находится глинистый или суглинистый почвогрунт. Благодаря своей большой плотности он плохо впитывает излишки влаги, и поэтому она скапливается на поверхности земли. Дренажная система обеспечит естественный отток талых вод, в результате чего влага не будет застаиваться.

Дренажная система чаще всего выстраивается в виде комплекса труб или в виде узкой траншеи, прорытой на протяжении всего участка. Для обустройства траншеи используется различная техника, чаще всего применяются экскаваторы. Чем выше плотность почвогрунта, тем глубина канавы должна быть больше. На плотном глинистом грунте траншею необходимо вырывать глубиной до 0,8-1,2 м, шириной 0,6 м. При этом края рва должны идти под уклоном для беспрепятственного прохождения сточных вод. Боковые стороны сточной канавы уплотняют и разравнивают. Затем с вырытой траншеи вода должна попадать в общий сток, расположенный вдоль дороги. Далее рассмотрим подробнее, как правильно сделать заезд на участок.

Как сделать заезд на участок своими руками

Подбор материалов

Если вы задумываетесь над вопросом, как сделать заезд на участок, то начните с выбора трубы для обустройства заезда. Учтите, что все затраты на подготовку и проведение монтажных работ лучше включить заранее в смету строительства. Чтобы знать, сколько стоит сделать заезд участок, нужно определить цены отдельных компонентов, а в частности, трубы для водоотвода. Учитывая то, что сточные воды могут пройти через конструкцию любого габарита, можно не приобретать крупногабаритные трубы. Однако внимание стоит обратить на материал, из которого они изготовлены. Лучше отдать предпочтение бетонным или металлобетонным трубам. Они довольно прочные и смогут служить достаточно долго. К тому же такие трубы сравнительно недорогие. К недостаткам стоит отнести, прежде всего, их большой вес. Бетонные трубы могут потрескаться, если по ним будет проезжать слишком тяжелый транспорт. Для прочности их укрепляют железными элементами, из-за которых они становятся еще тяжелее. Из-за большого веса их сложно транспортировать и укладывать, что сказывается на стоимости доставки и укладки.

Можно использовать металлические трубы. Они относительно недорогие. Но нужно учесть, что конструкции будут часто контактировать с водой, из-за чего металл будет подвержен коррозии. Что в свою очередь делает заезд ненадежным.

Еще один вариант – асбестоцементные трубы. Этот вариант лучше всего подходит для канализации, подачи питьевой воды, а также для устройства дренажа. Эти трубы в отличие от металлических не подвержены коррозии. К тому же они не тяжелые и имеют доступные цены. Их основной недостаток – это значительная хрупкость. Тем не менее, если над такой трубой сделать прочную насыпь из песка и щебня, то прослужить она сможет достаточно долго.

Для устройства заезда на участок можно использовать пластиковые гофрированные трубы. Они имеют массу преимуществ – небольшой вес, прочность, стойкость к коррозии и деформации. Это делает их, пожалуй, самым выгодным вариантом для сооружения подъезда на участок.

В некоторых случаях используют деревянную дренажную конструкцию. Их делают из толстой доски, обработанной антисептическими средствами. Недостаток такого сооружения – небольшой срок службы. Помимо трубы для возведения заезда потребуется песок, щебень и бетон. Это все будет нужно для того, чтобы сделать заезд на участок через канаву. Цена в целом будет зависеть от выбранного материала и объёма монтажных работ.

Поэтапный порядок работ

Прежде всего, нужно укрепить дренажную канаву. Это нужно для того, чтобы из-за оседания грунта не возникло проблем с заездом на участок. Для укрепления канавы используются старые железные конструкции.

Порядок работ:

  1. Опоры укладываются на подушку из смеси песка и гравия. Подушка должна иметь толщину не менее 0,6 метра. После этого снова засыпают гравий и укладывают конструкции. Так чередуют, пока заезд на участок не станет выше остальной территории примерно на 0,5 метра. Такая насыпь прослужит не менее 10 лет.
  2. Прежде чем положить трубы, по дну канавы насыпается слой щебня, который не позволит конструкции со временем провалиться в рыхлую размытую водой почву. На плотный слой щебня вручную или при помощи техники укладывают трубы нужного диаметра. Затем их следует засыпать слоем песка и щебня, после чего его хорошенько утрамбовывают.
  3. Далее рассмотрим, как сделать опалубку для заезда на участок. Так, чтобы насыпь не осыпалась по бокам, можно произвести бетонирование. Для этой цели с обеих сторон засыпной трубы нужно соорудить опалубку из двух стенок с подпорками. При этом концы нужно оставить свободными. Между стенок по опалубке заливают бетон. После чего нужно дать бетону пару дней, чтобы он успел как следует застыть.
  4. Труба, расположенная над уровнем земли, будет защищена от попадания на нее грязных сточных вод. Для надежности по краям конструкции лучше разместить решетки. Они смогут обезопасить конструкцию от попадания крупного мусора.
  5. После завершения монтажных работ заезд нужно декорировать, чтобы он не портил внешний вид всего участка. Обычно на застывший слой бетона выстилают тротуарную плитку, мелкий щебень или другое покрытие. Для удобства передвижения по перекрытию можно установить по бокам перила.

Если на участке глинистый или суглинистый тип почвы, то необходимо кроме обычного заезда обустроить еще дренажную систему. Это актуально даже в том случае, если вы задумываетесь над вопросом, как сделать из покрышек заезд на участок. При этом порядок работ будет следующий:

  1. Сначала нужно выровнять стенки вырытой траншеи. Боковые стенки конструкции следует сделать под уклоном, для обеспечения удобного стока воды. Дно канавы следует подготовить особым образом. В самом простом случае делают песчаную подушку. Если есть возможность, то рекомендуется сделать основание из армированного бетона, называемое подбетонкой. Толщина этого основания должна быть не менее 15 см.
  2. Далее укладывается дренажная труба, после чего она обсыпается щебнем. Стенки канавы следует обработать материалом, который плохо впитывает влагу, например, это может быть глина.
  3. Затем нужно глиняный слой хорошенько утрамбовать. Следует учесть, что любой материал может давать усадку, тем более в результате ежедневных нагрузок, создаваемых транспортом, проезжающим по смонтированному въезду. Поэтому непосредственно под облицовочный материал необходимо выложить слой геотекстиля, который будет создавать нужный баланс в распределении нагрузки. После этого заезд можно бетонировать и облицовывать плиткой.

Для частных домов, во дворе которых размещается гараж, целесообразно будет установить навес из поликарбоната, защищающий въезд во двор от выпадающих осадков и обледенения. Таким образом, можно сохранить смонтированную конструкцию на более длительный срок.

Начиная обустраивать свой недавно приобретенный участок, многие счастливые владельцы сталкиваются с проблемой труднодоступного заезда на него. Причиной тому сточные или , которые идут вдоль дороги или даже по всему периметру поселка. Самое доступное, что можно легко сделать своими руками и что первое приходит в голову неопытным дачникам, - подогнать бульдозер или вооружиться лопатами, канаву хорошо засыпать, выровнять, утрамбовать и заасфальтировать.

Конструкция въезда на участок через канаву

Многие так и делают. Отлично, никаких проблем до той поры, пока не приходит период обильных дождей или таяния снега. Дело в том, что сточный ров оставляют не просто так, а с целью направить грунтовые или сточные воды в обход участка. В противном случае подтопление грозит и постройкам, и погребу, и подвалу дома.

Сделать правильный заезд на участок сложнее, чем просто канаву закопать, но надежнее.

Больших трудностей эта работа не составляет, главное учесть некоторые нюансы.

Несхожее месторасположение участков, рельеф местности, тип грунта определяют различное устройство въезда на территорию через канаву, но все же некоторые общие особенности нужно учитывать при выполнении этих работ своими руками. С чем нужно определиться перед началом?


Схема с размерами для монтажа въезда на участок через канаву

Часто случается, что единственный удобный въезд на участок перегорожен дренажной или водоотводной канавой. Это создаёт дополнительные трудности в сооружении подъездной площадки, затрудняет работы по ландшафтному дизайну и настилу дорожного покрытия. Сегодня мы поделимся основными хитростями устройства заезда через канаву.

Рекогносцировка местности — с чем имеем дело

Канава рядом с участком, будь то дренажная траншея или природный ручей, всегда является частью более сложной системы, отвечающей за гидрогеологический баланс вод на достаточно крупной территории. Нарушение работы этой системы почти всегда и довольно быстро приводит к затоплению, размоканию грунта, в том числе его опорных слоёв. В ваших же интересах выполнять подобные сооружения грамотно и в соответствии с техническим регламентом.

Нужно перенести на эскиз профиль канавы в масштабе, отразив пологость склонов и рельеф прилегающей территории. По двум высшим точкам, от которых начинается спуск, определяется ширина канавы, а разница между линией, соединяющей эти точки, и дном канавы условно принимается за высоту. Не ошибитесь в расчётах: обычно под одним или обоими берегами находятся отвалы грунта, за годы под открытым небом превратившиеся в пологие валы. Вам же необходимо отталкиваться от плоскости прилегающей территории, без учета «наплывов» перед и за канавой.

Если ручей естественный, один берег может быть ниже другого, при том что каждый остаётся в своей плоскости. В этой ситуации понадобится искусственно поднимать нижний уровень насыпью. Отметим, что описываемые нами методы пригодны для сооружения проездов через канаву, глубиной до 2,5 и шириной до 5-6 метров, более крупные кюветы требуют индивидуального и профессионального подхода.

Планирование грунта и расчистка канавы

Ширина проезда может составлять до четырёх метров (под грузовые авто), при этом по одному метру с каждой стороны оставляется в качестве защитных зон, на которые не ложится эксплуатационная нагрузка. В целом ширина участка, который будет подвергаться планированию, составляет 6 метров, что хорошо коррелирует со стандартной длиной используемых для дренажа труб.

Первая задача планирования — придать канаве постоянный профиль по всей ширине проезда, избавив её от изгибов и сужений. Траншея на месте проезда должна принять форму перевёрнутой трапеции с плоским дном, шириной от 40 см до метра, в зависимости от диаметра используемой трубы. Чтобы трубу не всасывало в грунт, дно углубляется прямоугольным приямком глубиной 250 мм для устройства несжимаемой подсыпки.

Расширять канаву — подрезать стенки — необходимо практически всегда, грунт из отвала используется для выравнивания прилегающей территории. При разнице между уровнями берегов до 20-30 см выравнивание может выполняться только откопанным грунтом. Если больше — верхний слой насыпи должен состоять из кварцитового щебня фракции 30-35 мм и быть толщиной не менее 1 см. Снятый чернозём лучше отвалить отдельно и поберечь до начала ландшафтного обустройства.

Устройство канала для протока воды

Защитные зоны по сторонам от проезда нужно расширить, выполнив полуметровые зарезы в стенки канавы. Они должны откапываться до высшей точки берега по самому краю насыпи, а при ширине канавы более 5 метров — с дополнительным заходом в 0,5 метра на плоские участки.

Приямок на дне заполняется дорожным щебнем фракции до 50 мм, им же частично заполняются зарезы для придания наклонным траншеям постоянной глубины не менее 60 см.

Поперёк проезда на всю его ширину укладывается проточный канал, нижний край которого находится на одном уровне с дном канавы или ниже него. Обычно канал выполняется стальной трубой сечением от 300 до 500 мм, желательно футерованной. Снаружи труба должна быть либо прогрунтована и окрашена, либо покрыта битумной мастикой. Торцы стальных труб из-за их небольшого сечения нужно оснащать съёмной сварной решёткой с ячейкой не более 150 мм для защиты от засора.

Чем шире канал, тем ниже вероятность его заиливания, при диаметре же просвета от 600 мм такую трубу можно и вовсе считать обслуживаемой. Каналы крупного сечения лучше выполнять из ж/б колец с замком-четвертью. С таким же успехом можно укладывать и бетонные П-образные короба (перевернутые лотки), что применяются в строительстве теплотрасс.

Подойдут и дорожные дренажные трубы, гофрированные рёбрами жёсткости, либо наиболее долговечные ПНД для магистральных трубопроводов. Помните, что ширина используемого канала определяет геометрию профиля канавы на этапе планирования: дно «трапеции» должно быть шире трубы на 30-40 см. Учтите также, что даже при существенном уклоне канавы проточная труба укладывается строго горизонтально, а разница уровней компенсируется увеличенным диаметром.

Чем выполнить насыпь и как защитить её от размывания

Задача «зарезов» на краях защитных зон — защитить насыпь проезжей части от выдавливания. В качестве упоров для насыпи используются борта, выложенные камнем, силикатным кирпичом или отлитые железобетоном с толщиной плиты 70-80 мм.

Опалубка сооружается таким образом, чтобы край канала выступал за нее на 100 мм с каждой стороны. Зачастую проще засыпать дно канавы песчано-гравийной смесью для выравнивания и сокрытия трубы, а затем выполнять устройство бортов.

Борт должен выступать над высшей точкой (берегами) на 150-200 мм. Верх бортов — точка отсчёта для сооружения дорожного покрытия и пирога подсыпки, в итоге поверхность должна быть выше прилегающей территории на 50-100 мм. После устройства бортов траншею внутри нужно заполнить щебнем до уровня на 250 мм ниже верхних граней.

Далее с отступом в 80 см внутрь от бортов отливаются (укладываются) два бордюрных камня шириной до 100 мм. Для создания фаски на ребре на опалубку можно набить штапик, по которому достаточно легко выполнить выравнивание смеси.

Бордюр отделяет клумбу на обочине, так что образованное пространство сразу можно доверху засыпать чернозёмом. Оптимально, если длина бордюров соответствует длине бортов, то есть предварительно были откопаны две небольшие траншеи во всю длину проезда. Торцы клумб в этом случае лучше замкнуть под острым углом для более удобного въезда с поворотом.

Облагораживаем заезд — материалы и техника

Под устройство проезжей части получилась прямоугольная выемка с бордюрами на боках и общей глубиной 250 мм. Из них 100 мм засыпаются более мелким щебнем, который хорошо трамбуется и несколько раз проливается водой. Нижние слои насыпи при этом также проседают, так что периодически кварцит нужно добавлять до исчезновения усадки. В оставшиеся 150 мм может быть уложен слой асфальтобетона или тротуарной плитки на 20 мм отсыпке из гранитного отсева.

Получившийся проезд полностью защищён от проседания, соответственно, его можно мостить вообще чем угодно или просто оставить насыпным. Гораздо важнее правильно оформить клумбы и прилегающие части канавы. Вдоль проезда могут быть высажены цветы или газонная трава. Прилегающие участки канавы по 2,5-3 метра нуждаются в укреплении склонов.

На них следует высаживать влаголюбивые растения, преимущественно кустарники с густой разветвлённой корневой системой: ирисы, вербу или шиповник, можно также посеять стелющиеся травы или создать живую изгородь . Озеленение этих мест не только защитит склоны от эрозии, но также визуально сгладит рельеф и избавит от неприятной сырости.