Диагноз афазия. Как лечить афазию

Афазия – системное нарушение, которое характеризуется потерей способности говорить, что происходит по причине повреждения речевых зон головного мозга.

Формы афазии: причины и проявления болезни

Согласно классификации А. Р. Лурии можно выделить различные формы афазии:

  • Эфферентная моторная афазия (иначе афазия Брока – по имени врача, описавшего симптомы заболевания) возникает на фоне поражения нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга. Моторную афазию характеризует телеграфный стиль высказываний (распад грамматики), а также трудности в переключении с одного слова или словосочетания на другое. Еще одной характерной особенностью проявления моторной афазии являются нарушения письма и чтения;
  • Для проявления динамической афазии характерна невозможность построения внутренней программы высказывания (распад внутренней речи). Это расстройство вызывает поражение префронтальной области левого полушария;
  • В основе сенсорной афазии (иначе афазия Вернике) лежит поражение коркового отдела слухового анализатора. При сенсорной афазии больной теряет способность интерпретировать услышанную речь;
  • К развитию афферентной моторной афазии приводит поражение теменной и задне-центральной областей коры. При этом больные афазией испытывают затруднения из-за невозможности различать близкие по артикуляции звуки по причине неправильно подобранной артикуляционные позы, что приводит к смешиванию артикулем внутри группы;
  • Оптико-мнестическую афазию характеризует слабость зрительных образов слов и нарушение зрительной памяти. Больные афазией испытывают трудность в назывании слов;
  • Акустико-мнестическую афазию вызывает сужение объема слухоречевой памяти и нарушение объема удержания слухоречевой информации;
  • Амнестическую афазию вызывают поражения теменно-височной области, а основная трудность состоит в назывании знакомых предметов;
  • Семантическую афазию характеризуют дефекты симультанного синтеза и анализа речи, а также нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, которые описывают пространственные отношения.

Упрощенно классификацию форм афазии можно свести к:

  • Моторной, когда больной афазией понимает речь, но не может говорить;
  • Сенсорной, когда больной не понимает смысл слов, но может произносить фразы и слова.

Общей отличительной чертой больных афазией является бедность речи, в которой они крайне редко употребляют наречия, прилагательные, описательные обороты, а также они практически не используют поговорки и пословицы.

Причины развития афазии

Основными причинами возникновения афазии являются:

  • Травмы мозга;
  • Инсульт;
  • Деменция;
  • Инфекционные заболевания мозга;
  • Опухоли мозга.

Диагностика афазии

Для выявления моторной и сенсорной афазии используют изучение устной и письменной речи. Диагностические методы включают в себя изучение:

  • Способности чтения и понимания прочитанного;
  • Разговорной речи, рассказа, повторения и автоматической речи, включающей в себя месяцы, числа, стихи;
  • Понимания устной речи;
  • Письменной речи, включающее в себя списывание, диктант и пересказ;
  • Грамматического строя, богатства или бедности речи.

Также одним из важных диагностических факторов является желание больного афазией говорить.

Лечение афазии

Лечение болезни, а также восстановление речи при афазии заключается в терапии основного заболевания, которое привело к данным нарушениям.

В случаях, когда причиной ухудшения речи была травма или инсульт, в восстановлении помогают врачи-логопеды. Как правило, подобное лечение начинается после стабилизации физического состояния человека.

Иногда полное восстановление речи при афазии наблюдается даже без лечения, что характерно для состояний, вызванных кратковременным нарушением притока крови к мозгу.

Видео с YouTube по теме статьи:

Афазия - это локализованное нарушение центров коры головного мозга, отвечающих за образование речи человека. Для расстройства характерна локализация в проводящих путях головного мозга. У пациентов отмечается частичное или полное нарушение восприятия речи собеседника, отсутствует возможность грамотно строить предложение, произносить слова и отдельные звуки.

Если говорить понятным для обычного человека языком, то патологию можно охарактеризовать как нарушение действий нервного импульса, который подает сигнал мозгу относительно того, что человек желает выразить свою мысль речью.

Афазия: причины возникновения нарушения

Расстройство имеет несколько типов. Если говорить о моторной или сенсорной афазии, то ее провоцируют дистрофические процессы, происходящие в нервной ткани и - как результат - нарушающие работу нейронов. Это и является основной причиной болезни. Афазия развивается тогда, когда речь у человека сформирована, то есть в младенчестве дистрофических процессов в коре головного мозга не обнаруживается.

Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта. При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушение ЦНС в стадии прогресса;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейцфельда-Якоба.

В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.

Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:

  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • гипертония;
  • ревматический порок сердца;
  • ишемические атаки.

Классификация расстройства

Афазия имеет множество форм проявления. Принцип классификации основан на анатомии, лингвистике и психологии. В современной медицине за основу принято брать распределение по Лурию, так как именно его определение форм расстройств имеют большую схожесть с клиникой каждого вида. Исследователь предложил рассматривать основную зону поражения мозга, а также то, что происходит с пациентом при болезни.

Эфферентная моторная афазия

Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.

Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.

Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек - левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Акустико-гностическая афазия

Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.

Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может. Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.

На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.

Акустико-мнестическая афазия

Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным. То есть больной слышит фразу и может запомнить из нее не более двух-трех слов, при этом повторить только одно или два. Также отсутствует способность запоминания и последующего произношения слов, не связанных по смыслу друг с другом, например: цветок - замок - олово - рука.

Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.

Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное - чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» - «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии - в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист - в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Афазия – расстройство высшей психической деятельности, проявляющееся в отсутствии или нарушении у человека речевой функции. При этом речевая возможность в полном объеме была сформирована и присутствовала у этого больного до момента старта аномалии. Этот аспект является отличительной характеристикой синдрома от алалии – полного неимения или грубого недоразвития речевой функции, зафиксированного в юном возрасте. В противоположность диазартрии – дефектов произносительной стороны, при афазии двигательный потенциал мышечной массы речевого аппарата не вовлечен в патологический процесс и не поврежден. Практически во всех случаях афазия соседствует с иными видами когнитивных патологий: аграфией – утратой способности к написанию при сбережении интеллектуального потенциала и алексией – трудностями при декодировании написанных символов.

При афазии фиксируются изъяны в различных видах речевой деятельности индивидуума. Трудности у человека часто связаны с утратой способности к верному пониманию лексических и грамматических конструкций родного языка. У человека с афазией отсутствует способность выделять сочетания звуков, которые несут смысловую нагрузку. Проблемы с фонематическим слухом приводят к тому, что человек воспринимает обращенную к нему речь на родном языке, как бессмысленное сочетание непонятных и незнакомых звуков.

Фиксируются также аномалии при инициации речи. Больной затрудняется или вовсе не может подобрать подходящие слова для выражения мыслей. Он не может правильно с точки зрения грамматики составить фразу. Человек с афазией меняет требуемые фонемы на похожие с ними сочетания звуков. Также происходит замена слов, что делает высказывания человека недоступными для восприятия и понимания для окружения.

В целом для лиц, страдающих афазией, свойственна бедность словарного запаса, простота, блеклость и невыразительность приводимых описаний. Страдающие расстройством особы практически никогда не используют прилагательные и наречия. В их высказываниях не встречается метафор, эпитетов, сравнений. Они не понимают смысла пословиц, поговорок, афоризмов.

Также уменьшается беглость речи человека. Высказывания даются больным с огромным трудом. Он делает значительные паузы для подбора нужного слова.

Афазия: причины речевых расстройств

Во всех без исключения случаях, данная аномалия выступает следствием органического повреждения структур головного мозга, отвечающих за обеспечение речевой деятельности.

Тяжелая речевая дисфункция часто возникает после испытанных травматических воздействий на зону черепа. После травм структурных отделов головы ухудшение речи происходит стремительно.

Афазия может стартовать на фоне присутствия у субъекта доброкачественных или злокачественных новообразований в отделах мозга. Если афазия вызвана опухолями головного мозга и соседних образований, то ухудшение способностей к речи развивается у индивидуума постепенно.

Нередко причиной этого речевого расстройства выступают тяжелые сбои в мозговом кровообращении, наблюдаемые при гипертензивном внутримозговом кровоизлиянии или при ишемическом инсульте. В таких ситуациях патологический симптомокомплекс формируется молниеносно. При этом определяются довольно тяжелые проблемы в речевых возможностях.

Причиной афазии также являются воспалительные заболевания головного мозга. Чаще всего возникновение речевых расстройств является результатом вирусных и микробных энцефалитов. Афазия может быть следствием лейкоэнцефалита Шильдера – дегенеративно-демиелинизирующего поражения структур мозга.

Еще одна причина появления речевых расстройств – хронические патологии центральной нервной системы, имеющие прогрессирующий характер. Афазия фиксируется при деменции альцгеймеровского типа и при болезни Пика.

У небольшого количества пациентов речевые нарушения выступают следствием проведенных хирургических вмешательств, затронувших отделы мозга.

В группе риска развития афазии присутствуют люди, перешагнувшие шестидесятилетний рубеж. Вероятность возникновения сложностей в говорении присутствует у лиц, в семейном анамнезе которых были зафиксированы случаи афазии. Провокатором этой патологии может быть атеросклероз – хроническое заболевание, при котором в просветах кровеносных русел откладывается холестерин по типу атероматозных бляшек. Не менее рискуют особы, страдающие артериальной гипертензией – гипертонической болезнью. Нередко афазии определяются у людей, имеющих ревматические пороки сердечной мышцы и ее клапанов. Высокая угроза развития расстройств речи присутствует у особ, которые перенесли транзиторные ишемические атаки.

Тяжесть речевых расстройств напрямую зависит от локализации поврежденного участка и размеров очага поражения. На исход синдрома также влияет предшествующее болезни состояние организма человека. Более быстрое возобновление речевой функции характерно для больных молодого возраста, что объясняется лучшими компенсаторными возможностями их организма в сравнении с потенциалом пожилых лиц.

Афазии: виды и симптомы

На сегодня существуют разнообразные методы классификации расстройств говорения. Самой распространенной методикой систематизации афазий является нижеследующая модель.

Афазия Брока

Эфферентная моторная афазия определяется у людей, у которых пострадавшей зоной стал участок Брока – задняя и нижняя область лобных долей конечного мозга в доминантном полушарии. Для этого вида нарушений говорения характерен резкий стремительный старт. Эфферентная моторная афазия в большинстве случаем – последствие следствием левостороннего ишемического инсульта. Расстройство часто соседствует с параличом мышц и стойким нарушением чувствительности правой половины тела.

При данном виде афазии у больного сохранено в полном объеме понимание информации, преподносимой и в устной, и в письменной форме. У человека трудности возникают на этапе процесса перевода внутренних представлений во внешнюю речь. Больные – замкнутые, молчаливые, немногословные люди. В фазе расцвета болезни у них может полностью отсутствовать речь. Их высказывания не четкие, не яркие, не окрашены интонационно. Характерно уменьшение амплитуды голосовых модуляций. Человек, страдающий афазией Брока, высказывается краткими речевыми конструкциями, составленными с точки зрения грамматики неправильно. В его речи присутствуют регулярные продолжительные периоды молчания, при этом возникающие паузы не имеют логического смысла. Предложения очень часто лишены глаголов. Фиксируется устойчивое навязчивое повторение одних и тех же слов. Больной ощущает сложности при необходимости в даче названия демонстрируемым предметам. Возникает много ошибок при чтении информации вслух. На письме также присутствует множество ошибок в написании орфограмм и нарушений словообразовательной, морфологической, синтаксической норм. Больной машинально дублирует написание одной буквы или буквосочетания.

Транскортикальная моторная афазия

Этот тип расстройств говорения, также именуемый динамическая афазия, стартует, если поврежденной оказывается префронтальная область лобных долей левого полушария (у правши). Самой распространенной причиной этой аномалии врачи называют острый сбой в мозговом кровотоке в левом полушарии (у правши). Нарушения функции говорения развиваются и нарастают плавно и постепенно.

Основное проявление динамической афазии – проблемы в аспекте переключения внутренней речи на внешний процесс. Понимание слышимой и видимой информации не претерпевает изменений. Ведущий клинический признак – ухудшение способности к беглым спонтанным высказываниям: человек говорит медленно, нередко возникают продолжительные алогичные паузы. Характер речи больной персоны обычно монотонный. Повторение отдельных звуков отсутствует, однако фиксируются персеверации некоторых слов. Особые трудности возникают у субъекта при необходимости подбора и высказывания глаголов. Отличие данного вида от афазии Брока – сохранение у больного способности правильного повторения реплик вслед за другим человеком.

Афферентная моторная афазия

Инициатором этого вида нарушений являются повреждения верхних участков теменной доли левого полушария (у правши). Основной признак аномалии – трудности при построении моторной схемы речевого звука. Неспособность к выбору требуемого звука объясняется утратой способности к различению сходных по звучанию звуков. Использование иных схем звука наблюдается и при спонтанном говорении, и при повторении речевых конструкций следом за другим человеком. Замена звуков на схожие символы встречается при чтении вслух, при изложении мыслей в письменной форме.

При афферентной моторной афазии скорость речи не претерпевает изменений, паузы при высказываниях отсутствуют. С точки зрения грамматики речевые конструкции больной строит правильно.

Сенсорная афазия

Данный вид речевого расстройства также носит название «афазия Вернике». Этот синдром часто присутствует на развернутых стадиях деменции альцгеймеровского типа. Причиной возникновения сенсорной афазии может быль любое локальное поражение на участке верхней височной извилины ведущего полушария. Базой данного нарушения выступает утрата человеком способности к анализу и синтезу фонем. Человек не способен различать звуковой состав слов, не может выделить смысловую суть из адресованных ему обращений. Также наблюдается непонимание письменной информации, поскольку индивидуум не может сопоставить видимую букву с соответствующим ей звуком. Человек допускает ошибки не только в устных повествованиях, но и на письме.

Беглость речи изменений не претерпевает. Речевые конструкции, высказываемые человеком, сохраняют свою плавность. Алогичные лишние паузы между словами отсутствуют.

Из-за проблем с фонематическим слухом возникают нарушения экспрессивной речи. В своих высказываниях субъект меняет звукосочетания на схожие фонемы. Это приводит к тому, что сведения, сообщаемые больным, становятся не понимаемыми для окружения.

Акустико-мнестическая афазия

Это нарушение говорения возникает, если пострадали ограниченные участки височных долей головного мозга в доминирующем полушарии. Основной дефект сосредоточен на неспособности человека из отдельных звукосочетаний составить и понять требуемое слово. Особые трудности возникают у больного при необходимости оперировать существительными. Из-за невозможности соотнести слышимые звуки к какому-то конкретному существительному, индивидуум не понимает ни обращенных к нему высказываний в устной форме, ни читаемых текстом. В собственных высказываний больной использует очень мало существительных, меняя их на местоимения. Беглость речевой деятельности изменений не претерпевает. Паузы в повествованиях возникают по той причине, что человеку трудно «вспомнить» слово, называющее конкретный объект или явление.

Семантическая афазия

Причина семантической афазии – инсульт, затронувший область соприкосновения височной, теменной и затылочной долей мозга левого полушария (у правши). Основное проявление этого расстройства – отсутствие понимания существующей связи между словами в рамках одного предложения. Человек с трудом понимает устную информацию, особенно если в ней содержатся сложные грамматические конструкции. Больному также не удается понять сути написанных текстов. Высказывания субъекта представляют собой простые и краткие выражения, при этом в предложениях часто вообще не присутствуют связующие служебные слова.

Афазии: лечение речевых расстройств

Лечение афазии представляет собой очень сложную и продолжительную работу, поскольку приобретенные речевые дефекты, связанные с поражением головного мозга с трудом поддаются коррекции. На начальном этапе необходимо минимизировать вред, причиненный головному мозгу травматическими факторами. Лечение основной болезни происходит под наблюдением и контролем невролога или нейрохирурга. Как правило, первоначально проводят мощную медикаментозную терапию, к которой постепенно подключают физиотерапевтические процедуры и массаж. В тяжелых ситуациях нередко требуется проведение хирургической операции для ликвидации патологического очага.

Непосредственно лечение речевых расстройств проводит логопед, который выбирает мероприятия, соответствующие от вида афазии и тяжести синдрома. При этом целесообразно как можно раньше начинать коррекционное лечение афазии. Своевременное начало логопедической работы дает шанс на успешный исход мероприятий и препятствует закреплению патологических речевых механизмов.

Речь является способностью человека, которая отличает его от животного. Однако случается так, что эта функция нарушается по ряду причин. Афазия (что это такое, будет рассмотрено в статье) является нарушением функции речи вследствие различного рода органических поражений тех участков коры головного мозга, которые непосредственно отвечают за способность разговаривать.

Нарушения затрагивают только уже сформированную речь.

Причины проблемы

Основная причина этого заболевания - органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Факторы, которые могут спровоцировать развитие недуга, способны влиять на функцию речи лишь в тот период, когда последняя уже полностью сформирована. Помимо этого, затрагиваются различные формы речи.

Наиболее частыми причинами афазии являются:

  • ишемический инсульт;
  • геморрагический инсульт.

Афазический синдром чаще наблюдается у тех пациентов, которые перенесли именно геморрагический инсульт. Особенно это касается смешанной и тотальной форм. Если перенесен ишемический инсульт, афазия развивается совершенного иного типа.

Другие причины

К другим причинам можно отнести:

  • новообразования в головном мозгу, в частности как злокачественные, так и доброкачественные опухоли;
  • оперативное вмешательство в черепную коробку;
  • воспалительные процессы в головном мозгу, например, энцефалит, абсцесс или лейкоэнцефалит;
  • заболевания центральной нервной системы, которые прогрессируют, например болезни Пика и Альцгеймера;
  • черепно-мозговые травмы.

Особенности течения недуга

Причины заболевания также влияют и на течение афазии. Помимо этого, влияние оказывают обширность и локализация поражения мозга, премобидный фон (состояние организма до момента заболевания) и компенсаторные возможности пациента. Например, если причиной афазии является кровоизлияние в мозг, то тяжесть заболевания будет более высокой, чем при атеросклерозе или тромбозе.

Факторы риска

Не всегда то или иное событие провоцирует развитие афазии, поскольку существуют определенные факторы риска, при наличии которых вероятность заболевания значительно повышается. К таковым относят:

  • пожилой возраст (восстановление речи у молодых людей проходит значительно быстрее, чем у пожилых);
  • развитие гипертонической болезни;
  • церебральный атеросклероз;
  • разного рода травмы головы (причем даже давние);
  • пороки сердца ревматического характера.

Классификация: виды афазии

Правильное определение вида недуга позволит лечащему врачу составить оптимальную тактику лечения этого заболевания, сформировать прогноз. Существует несколько квалификаций, однако наиболее распространенной является та, автор которой - А. Р. Лурия. Он выделяет такие виды афазии:

  1. Сенсорная афазия, или афазия Вернике. Поражаются сенсорные зоны, которые расположены в верхних участках височной извилины головного мозга. Для этого вида заболевания характерны нарушения фонетического слуха. Выражается это тем, что больной путает некоторые звуки. Это приводит к тому, что слова, которые пациент слышит, для него абсолютно непонятны. Если поражение тяжелое, то помимо нарушения фонетического слуха страдают и другие стороны речи: экспрессивная и импрессивная, а также человек не может читать и правильно записывать слова.
  2. Акустико-мнестическая афазия. Основная причина - поражение средней трети височной извилины. При этом виде заболевания в первую очередь страдает слухоречевая память, то есть человек понимает то, что ему говорят, но запомнить это не может. Читать и списывать информацию он может без проблем. В связи с такими расстройствами речь становится более скудной, часто можно наблюдать пропуски существительных или их замену на другие похожие слова.
  3. Афферентная моторная афазия развивается вследствие поражения нижних участков постцентральной коры головного мозга. Как видно по названию, проблемы могут быть связаны не только с речью, но и с движениями. В частности, больной имеет сложности с артикуляционными движениями. При тяжелых нарушениях пациент может выговаривать лишь некоторые звуки. Эта форма характеризуется также тем, что больной говорит лишь некоторые слова, которые до болезни были часто в использовании. При внешнем осмотре артикуляционного аппарата можно заметить, что человек не владеет своим языком, например, не может дотронуться им до губ или надуть щеки.
  4. Эфферентная моторная афазия связана с нарушениями в области Брока. Расположена она в нижних участках премоторной зоны головного мозга. Нарушения заключаются в следующем: проблемы с переключением с одной артикуляционной формы в другую. Если поражение легкое, то больной выбирает те слова, которые имеют одинаковые слоги. Также часто встречаются стереотипные выражения, так называемые эмболы. Именно из них и может состоять весь разговор. У такого человека речь может напоминать телеграмму, то есть между словами делаются паузы, отсутствуют глаголы. Если нарушение этой части мозга серьезное, речь состоит из отдельных звуков. Страдает и письменная речь человека.
  5. Оптико-мнестическая , или амнестическая афазия является следствием поражения височно-затылочных участков левого полушария. Основное проявление: нарушена связь между словами и их значениями. Например, для названия определенного предмета может уйти некоторое время, это становится причиной пауз в разговоре.
  6. Динамическая афазия (что это такое, описано выше). При этой форме заболевания поражены премоторные участки головного мозга, которые расположены около зоны Брока. У такого больного нарушена целостность высказывания, самостоятельная речь при этом отсутствует. Ответы такого пациента односложные, последние слова часто повторяются при разговоре.

Симптомы

Несмотря на то что есть разные формы афазий, заподозрить заболевание можно по общим признакам для всех форм. Стоит обратить внимание на:

  • произношение звуков;
  • стиль речи (при афазии он напоминает телеграф);
  • есть ли в речи длинные паузы, которые при этом немотивированны;
  • гипофонию, а именно переход во время разговора на тихий голос, практически шепот;
  • нарушения темпов и ритма разговора;
  • произношение несвязных звуков;
  • нарушения письма;
  • невозможность вспомнить названия предметов;
  • нарушения счета и других операций с цифрами;
  • повторение слов, которые были в чужом высказывании, причем повторение бездумное, машинальное.

Особенности диагностики

При обнаружении любых нарушений речи необходимо сразу обратиться к врачу для консультации и постановки диагноза. Занимаются этим невропатолог, нейрохирург, психиатр, дефектолог, логопед. Только специалист может поставить диагноз "афазия" (что это такое, описано в начале статьи).

Процесс диагностики включает в себя следующие процедуры и методики:

  • томография головы (магнитно-резонансная или компьютерная);
  • УЗИ сосудов шеи и головного мозга;
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • магнитно-резонансная ангиография;
  • люмбальная пункция;
  • проверка устной и письменной речи больного с использованием специально разработанных методик.

Помимо этого, оценивается слуховая память.

Также требуется дифференциальная диагностика с целью исключения наличия дизартрии, алалии, тугоухости. Для этого проводится комплексная диагностика. И только затем происходит окончательная постановка диагноза.

Как проходит лечение?

Несмотря на органическую природу поражения, лечение афазии возможно. В первую очередь такому человеку нужно постоянное внимание как медицинских сотрудников, так и близкого окружения. Особенность пациентов заключается в нарушении речи, поэтому очень часто для оглашения результатов диагностики при назначении лечения врач использует сразу несколько методов оповещения, например используя картинки, жесты или воспроизведение похожих действий. Как правило, лечением занимается врач-логопед, который специализируется именно на афазии. Стоит учитывать, что процесс восстановления речи может затянуться на длительный срок.

Выбор методик полностью зависит от поставленного диагноза, формы заболевания. Основная цель первых занятий - выработка желания к выздоровлению. Работа проводится во всех направлениях речи: устной, письменной, даже если нет явных нарушений.

Во время лечения проводится профилактика таких состояний, которые могут сопровождать основное заболевание:

  • депрессия;
  • агрессивность;
  • отсутствие желания к идти на поправку.

Регулярные упражнения в процессе лечения играют важную роль, поскольку способны ускорять процесс выздоровления, а при диагнозе "афазия" восстановление речи может занять много времени. Поэтому совместно с логопедом с пациентом работает психолог.

Также в некоторых случаях может понадобиться прием медикаментов, реже - хирургическое оперативное вмешательство.

Прогноз лечения

На процесс выздоровления могут повлиять многие факторы, в частности, причины возникновения заболевания, возраст пациента, тяжесть органического поражения того или иного участка головного мозга. Например, больные афазией в молодом возрасте имеют больший шанс на успешное выздоровление, чем пенсионеры.

Помимо этого, успех лечения такого заболевания, как афазия (что это такое, описано выше), зависит и от квалификации специалиста, и от той помощи, которую оказывают родственники больного.

Как могут помочь близкие?

Помощь родственников во время работы пациента с логопедом и психологом может быть действительно неоценимой. Однако им нужно соблюдать определенные правила:

  1. Не обсуждать при пациенте его заболевание с третьими лицами.
  2. Родственникам нужно стимулировать у пациента желание начать диалог.
  3. Ни в коем случае нельзя вместо больного говорить трудные слова.
  4. При затруднениях в выполнении предписаний врача человеку нужно помочь. Все нужно тщательно пояснять и контролировать.
  5. С больным нужно постоянно общаться. Это поможет предотвратить появление других нарушений речи. Ни телевизор, ни газеты не смогут заменить живой разговор с человеком.
  6. Во всем должно проявляться терпение, даже если приходится одни и те же вещи объяснять по несколько раз.

Основы профилактики

Полностью предотвратить афазию вряд ли получится, а вот значительно снизить риск ее развития вполне реально. Меры профилактики в большинстве случаев направлены не на предупреждение самого заболевания, а на предотвращение появления причин, которые его провоцируют. То есть проводится профилактика инсультов и других возможных органических поражений мозга. Вот почему стоит регулярно проходить церебральное диагностическое обследование, что позволит выявить опухоли на ранних стадиях развития или другие заболевания мозга.

Помощь человеку с афазией

Афазия - утрата или искажение речи у взрослого человека чаще всего является следствием инсульта. Процесс восстановления обычно занимает долгое время, и здесь очень важны совместные усилия логопедов и близких людей. Подробнее о том, как помочь человеку восстановить речь, читайте в статье.

После выписки

Не всегда, далеко не всегда, человек выздоравливает за 21-24 дня нахождения в стационаре. Не стесняйтесь спрашивать у врачей, что делать дальше, ведь процесс реабилитации (восстановления) идет от полугода до 6 лет. Длительность его зависит:

От состояния сосудов. Различные обследования покажут способность сосудистой ткани к восстановлению или определят, насколько соседние участки смогут возместить утраченную функцию.

От возраста пациента. Это совсем не означает, что если вам 73, то нечего и ждать. Напротив, практика показывает, что пожилые больные восстанавливаются быстрее и полнее. Но фактор возраста необходимо учитывать.

От характера больного и типа его психики. Люди, «быстрые на подъем», легче приспосабливаются, схватывают помощь на лету.

От помощи, которую оказывает больному логопед. Т.е. больному необходимы занятия с логопедом. Не пытайтесь самостоятельно, без специальной подготовки, начинать восстановление, можно «наломать таких дров», что и не исправить. Невозможно будет переломить стереотипы речи, которые могут появиться при такой некомпетентной помощи. Не оказывайте близкому человеку «медвежьей услуги», согласитесь, что каждому делу - свой специалист.

С больным можно проговаривать вместе:

Это касается устной речи. Но, как правило, страдает письмо и счет - так называемые аграфия, акалькулия, а также чтение - алексия. Есть действия, которые не приведут к непоправимым последствиям. Например, можно написать в столбик довольно крупным шрифтом:

Имена близких;

Географические названия (эмоционально значимые для вашего родственника, связанные с его жизнью);

Продукты;

Вывески.

Виды афазии и ее проявления

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр Брока), развивается при повреждении задненижних отделов лобных долей головного мозга (зона Брока) доминантного полушария

Распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма. Нарушение инициации экспрессивной речи и трудности переключения речевых программ. Пациенты молчаливы, иногда в остром периоде спонтанная речь может полностью отсутствовать. Впоследствии речь больных обычно плохо артикулирована, интонационно не окрашена. Больной говорит короткими грамматически неправильными предложениями, в которых почти отсутствуют глаголы (телеграфный стиль), часто отмечаются длительные паузы. Весьма характерны звуковые и вербальные персеверации. В равной степени нарушается как спонтанная речь пациента, так и повторение слов или фраз за врачом. Возникают трудности называния предметов по показу, подсказка помогает пациенту правильно назвать предмет. Нарушается чтение текста вслух. Письмо также дается с трудом, больной допускает как орфографические, так и грамматические ошибки, возможны персеверации отдельных букв. Понимание устной и письменной речи не страдает. В большинстве случаев данный вид афазии развивается остро в сочетании с гемипарезом и гемигипестезией в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.

Афферентная моторная афазия возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры, при поражении верхних отделов теменной доли доминантного по речи полушария, в результате вторичных расстройств экспрессивной речи по типу трудностей построения артикулем.

Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат, слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект - невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова. Понимание речи не страдает. Самостоятельная речь плохо артикулирована, характерны литеральные парафазии по типу замен близких артикулем. Может отмечаться как в спонтанной речи, так и при повторении, чтении вслух, назывании предметов. Вместе с тем беглость речи не снижена, паузы отсутствуют, грамматические конструкции правильны.

Сенсорная афазия развивается при поражении задних верхних отделов верхней височной извилины доминантного полушария обычно в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии или иного локального поражения.

Утрата фонематического слуха. Нарушение понимания устной и письменной речи, возникает отчуждение смысла слов: больной не способен выделить смысловую составляющую из слышимых им звуков речи. Страдает понимание письменной речи, поскольку больной не может сопоставить букву с соответствующей ей фонемой.

Выраженные нарушения отмечаются также в экспрессивной речи больных. Возникают замены близких фонем на созвучные (литеральные парафазии), речь больного становится непонятной для окружающих ("речевая окрошка"). Страдает самостоятельная речь, повторение за врачом, называние предметов по показу и чтение вслух. Ошибки по типу литеральных парафазии могут отмечаться и при письме. Беглость речи не нарушается. Речь больных плавная, паузы отсутствуют, артикуляция не изменяется. В основе этой афазии лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.

Сенсомоторная афазия при обширных инфарктах в бассейне левой средней мозговой артерии зона ишемического повреждения может охватывать как заднелобные, так и височные отделы головного мозга.

Страдает инициация речи, фонематический слух. Клиническая картина характеризуется сочетанием симптомов сенсорной и моторной афазии (сенсомоторная афазия). Страдают все аспекты речевых функций, поэтому другое название данного речевого расстройства тотальная афазия. Как правило, тотальная афазия сочетается с выраженным правосторонним гемипарезом, гемигипестезией и гемианопсией.

Динамическая афазия (транскортикальная моторная) развивается при поражении префронтальных отделов лобных долей головного мозга доминантного полушария

Проявляется в невозможности построения внутренней программы высказывания и ее реализации. Распад внутренней речи. Нарушение инициации речевой активности и трудности переключения речевых программ. Уменьшение беглости речи, особенно при назывании глаголов, телеграфный стиль и аграмматизмы в устной речи и при письме. Речь больных плохо артикулирована, интонационно не окрашена. Понимание речи не страдает. Повторение слов и фраз за врачом сохранено. Более характерны вербальные персеверации.

Акустико-мнестическая афазия - развивается при локальных поражениях височных долей головного мозга доминантного полушария. Возникает в результате первичного нарушения импрессивной речи. В основе - нарушение объёма удержания слухоречевой информации, сужение объема и тормозимость слухоречевой памяти. Понимание отдельных фонем при акустикомнестической афазии сохранено. Невозможным становится синтез фонем в слова. Преимущественно страдает распознавание существительных, что приводит к отчуждению смысла существительных. Больной не вполне понимает обращенную к нему речь, также нарушается понимание прочитанного. Его собственная речь бедна существительными, которые обычно заменяются на местоимения. Характерны вербальные парафазии. Беглость речи не страдает, однако попытки "вспомнить" нужное слово могут приводить к паузам в разговоре. Проба на категориальные ассоциации выявляет значительное уменьшение словарного запаса существительных. Повторение слов за врачом не нарушено.

Амнестическая афазия проявляется при поражении теменно-височной области. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения. Наблюдаются вербальные парафазии, амнестические западения. Некоторые исследователи считают различение этих трех форм афазии сугубо теоретическим.Номинальная афазия , близкая к вышеописанной амнестической, проявляется в затруднении называния предметов и является одним из симптомов болезни Альцгеймера.

Подкорковые афазии . В большинстве случаев возникновение афазии связано с поражением корковых отделов головного мозга. Однако описаны афатические речевые расстройства при патологии базальных ядер.

Поражение таламуса может приводить к расстройствам экспрессивной речи, которые по своим клиническим характеристикам напоминают афазию ВерникеКожевникова (выраженные литеральные и вербальные парафазии, превращающие речевую продукцию в "словесную окрошку"). Отличительной особенностью таламической афазии от афазии Вернике является сохранность понимания речи и отсутствие нарушений при повторении фраз за врачом.

При поражении полосатого тела описано уменьшение беглости речи и парафазии в сочетании с нарушением артикуляции. Повторение за врачом и понимание речи остаются интактными.

Поражение задних отделов внутренней капсулы часто приводит к возникновению мягких речевых нарушений, которые трудно отнести к какомулибо определенному виду афазий.

Семантическая афазия (транскортикальная сенсорная). Семантическая афазия (по другой терминологии транскортикальная сенсорная афазия) характеризуется нарушением понимания грамматических взаимоотношений между словами в предложениях. Больному сложно воспринимать обращенную к нему речь, если она содержит сложные логикограмматические конструкции. Аналогичные трудности пациент испытывает при понимании прочитанного. Собственная речь больных, как правило, состоит из простых фраз, в которых могут отсутствовать служебные слова. Попытка говорить более сложными предложениями неизбежно приводит к грамматическим ошибкам. Однако повторение за врачом, в том числе грамматически сложных фраз, не страдает. Также не нарушается называние предметов по показу. Как и при других первичных нарушениях импрессивной речи, беглость речи и артикуляция при семантической афазии не нарушены.

Семантическая афазия развивается при поражении зоны стыка височной, теменной и затылочных долей головного мозга доминантного полушария обычно в результате инсульта. В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи (одновременного схватывания информации). Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения.

В рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» - когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.

Оптикомнестическая афазия. Оптикомнестическая афазия характеризуется прежде всего значительными трудностями при назывании предметов по показу. При этом больной своим поведением дает понять, что он знаком с предметом, может объяснить его предназначение, подсказка первых звуков оказывает положительный эффект. Эти признаки отличают оптикомнестическую афазию от зрительнопредметной агнозии. При последней больной способен описать предмет, но не узнает его, литеральная подсказка неэффективна.

В отличие от акустикомнестической при оптикомнестической афазии узнавание существительных на слух и самостоятельная речь больных не нарушаются. Оптикомнестическая афазия возникает при поражении смежных отделов височной и затылочной долей доминантного по речи полушария. Предполагаемый механизм развития разобщение центров зрительнопредметного гнозиса и центров импрессивной речи.

Субкортикальная моторная афазия (афемия, малый синдром Брока). Также возникает при поражении задненижних отделов лобных долей головного мозга, но обычно при меньшем объеме повреждения мозговой ткани. Малый синдром Брока характеризуется уменьшением беглости спонтанной речи, трудностями повторения слов и называния предметов по показу, нарушением артикуляции. В то же время в отличие от эфферентной моторной афазии письменная речь при афемии остается интактной, в том числе в острейшем периоде. Последнее обстоятельство дает основание некоторым авторам считать афемию апраксией речи, а не одним из видов афазий.

Причиной афемии обычно является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне корковых ветвей левой средней мозговой артерии. Как правило, при этом не бывает стойких двигательных нарушений, однако в остром периоде может отмечаться центральный паралич мимических мышц, легкий преходящий гемипарез.

Транскортикальная смешанная афазия . Нарушения мозгового кровообращения по гемодинамическому типу иногда приводят к одновременному ишемическому повреждению префронтальных отделов лобных долей и зоны стыка височной, теменной и затылочной долей головного мозга. При этом могут возникать речевые нарушения, в клинической картине которых присутствуют симптомы динамической (транскортикальной моторной) и семантической (транскортикальной сенсорной) афазий. Это состояние получило название транскортикальной смешанной афазии. Как и при других транс кортикальных афазиях, важный диагностический критерий данного вида речевых нарушений - сохранность повторения фраз за врачом.

Проводниковая афазия. Основной клинический признак проводниковой афазии - выраженное нарушение повторения фраз за врачом и чтения вслух. Нарушается также называние предметов по показу. Самостоятельная речь более сохранна, беглость речи не изменена, отсутствуют наруше-ния артикуляции. Однако могут отмечаться литеральные и вербальные парафазии. При письме под диктовку больной допускает орфографические ошибки, пропускает буквы и слова. Понимание устной и письменной речи при проводниковой афазии не нарушается.

Проводниковая афазия развивается при поражении белого вещества верхних отделов теменной доли доминантного полушария. Предполагаемый механизм развития речевых расстройств разобщение центров импрессивной и экспрессивной речи. Однако иногда проводниковая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.