Дидактические игры и их роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Вопросы к детям
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
Главные проблемы общения детей связаны с отсутствием у ребенка интереса к переживаниям других людей, непониманием чувств тех, с кем он общается, неумением высказывать свои чувства. К сожалению, взрослые, мало интересуясь мыслями и чувствами детей, налагая запреты на переживания ребенка, усугубляют эти проблемы.
С помощью дидактических игр тренингов можно научить ребенка языку чувств, умению понимать состояние, оттенки настроений, переживаний - не только собственных, но и других людей. Эти игры учат не только понимать, но и выражать эмоциональное состояние через слово, мимику, пантомимику.
Они способствуют включению ребенка в жизнь общества, в систему отношений со с сверстниками и взрослыми. В процессе игры дети овладевают ролевым поведением, учатся устанавливать контакты с помощью вербальных и невербальных средств общения, разрешать споры и конфликты, выражать расположение, симпатию, доброжелательность, делать комплименты, оказывать любезность, находить выход из критических ситуаций.
Эти дидактические игры тренинги предназначены для детей 5-6 лет. Играть в них можно везде и с разным количеством участников. Длительность игры зависит от интереса детей к ней. Главное - создать атмосферу свободы, радости, сотворчества и содружества, общаться с ребенком на принципах глубокой духовности и гуманизма.
«Кинопробы».
Цель: развивать способность управлять своими эмоциями, выражать свое состояние с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Оборудование: «кинокамера» для «оператора».
Ход игры тренинга
Ребенок - «режиссер» фильма - приглашает «актеров» поочередно на кинопробы, предлагая им изобразить различные эмоционально насыщенные ситуации (например: Золушка, счастливая, веселая, красивая танцует на балу или Золушка возвращается с бала очень печальной, она больше не увидит принца, да к тому же еще потеряла свою туфельку… Карабас Барабас очень рад: сейчас он поймает Буратино или Карабас Барабас топает ногами, размахивает кулаками, он очень зол: от него сбежали все куклы. Оператор «снимает» эпизоды. Затем они вместе с «режиссером» решают, кто выразительнее передал эмоции и будет играть главную роль.
Для «сценария» фильма можно использовать любимые сказки и популярные мультфильмы.
При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что именно радует и огорчает положительных и отрицательных героев.
«Смак».
Оборудование: нагрудные знаки, шапочки, магнитофон.
Ход игры
После чтения произведения К.И. Чуковского «Доктор Айболит» воспитатель предлагает детям поиграть. Один ребенок - Айболит, остальные дети - больные звери. Они, изображая разных животных, плачут, держатся кто за живот, кто за щеку, кто за голову и т. д., жалуются: «Ой, ой, болит!» Доктор Айболит дает им лекарства, старается утешить их (погладить по голове, щеке, плечу и т. д.). Зверушки поправляются и пляшут вместе с доктором Айболитом.
Татьяна Захарова
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста
Введение
Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик.
Концепция дошкольного воспитания ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников… в соответствующих возрасту видах деятельности… », а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования , с целью качественной подготовки детей к школе .
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей , формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности.
Так, в период младенчества (до 1 года, ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) – игровая.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.
Именно поэтому психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей , позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой .
1. Основные функции дидактической игры
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста , и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах : игры – занятия и дидактические или автодидактические игры . В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть . Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры .
Дидактическая игра используется при обучении детей математике , родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное) . Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры . Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх ) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны. Дети любят игры , хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры , правила которых детям известны : "Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Наоборот" и др. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре "Краски" нужно выбрать какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета : золотой, серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. "Скачи по дорожке на одной ножке" - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий ! Поэтому дети всегда играют в такие игры .
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер : например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным участником игры . Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях , так и вне их.
Дидактические игры , рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм : умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры , развернуть её сюжет.
Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр старших детей . Такие игры , как "Умные машины", "Молочная ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, хлеборобов, доярок.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.
Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности : детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей . Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом , формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.
В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".
Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры . В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.
Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отношений.
Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и тд.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр .
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям : игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками , где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т. е. к обучению в школе.
2. Основные виды игр
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида : игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры .
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются : ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В старшей группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится ее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач , например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр : для игры в семью , строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр , как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки . В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры -инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей . Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется : ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу : найти среди всех картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки. Или игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В старших группах целое делят на 8 – 10 частей. Для старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.
Описание, рассказ о картине с показом действий, движений. В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу : развивать не только речь детей , но и воображение и творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре "Отгадай кто это?" дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
Словесные игры .
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.
Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах , но особенно они важны в воспитании и обучении , так как способствуют подготовке детей к школе : развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы.
В первую из них входят игры , с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений : "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет" и др. Вторую группу составляют игры , используемые для развития у детей умения сравнивать , сопоставлять, делать правильные умозаключения : "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры , с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе : "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора : "Испорченный телефон", "Краски", "Летает – не летает" и др.
3. Структура дидактической игры
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Дидактическая задача
Определяя дидактическую задачу , надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе , об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.) .
Например, в известной всем игре "Магазин игрушек" дидактическую задачу можно сформулировать так : "Закрепить знания детей об игрушках , их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность". Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру : подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т. д.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу . Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.
Игровые правила
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры , ставить детей в такие условия , при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.
Игровые действия
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется : заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л. Станчева :
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А замой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получит приз.
Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения : "Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!", "Давайте я считалочкой выберу водящего!"
"Узнай элементы узора".
Дидактическая задача . Уточнить и закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части, которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.
Игровые правила. Определить какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.
Ход игры . Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.
Варианты. Игрокам выдают большие карты, у ведущего – маленькие. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдется такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот , кто быстрее соберет все элементы своего узора.
Игрокам выдают большие карты, маленькие – у ведущего. Чтобы получить нужную карточку игрок должен описать ее, например : "Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть черная смородинка". Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдает ему карточку. Если в описании допустил ошибки пропускает ход.
До начала игры воспитатель составляет комплект из трех – четырех карточек, элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Их задача : к имеющемуся набору элементу подобрать карту с изделием. Выигрывает тот , кто выполнил задание.
Заключение
Внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин ДБ подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития.
В свою очередь, методологическо-теоретические основы дидактической игры , ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования дидактической игры как средства формирования и развития познавательной активности работали Тихеева Е. И., Леонтьев АН, Эльконин Д. Б., Крупская Н. К., Венгер Л. А., Богуславская З. М., Дьяченко О. М. ,.Веракса Н. Е., Смирнова Е. О., Бондаренко А. К., Михаленко-Короткова Н. С. и др. Каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры , каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей, для решения разных дидактических задач , но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника , в целом.
В данной работе рассмотрено использование дидактической игры как способа руководства познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста с этой целью осуществлен анализ психолого-педагогической литературы, осуществлен отбор содержания дидактических игр с целью построения системы работы по применению дидактических игр как способа руководства познавательным развитием дошкольника .
Список использованной литературы
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду . Пособие для воспитателей детского сада. – М., 2010- с. 154
2. Венгер Л. А. Программа «Развитие» / Методические рекомендации для воспитателей. М., ред. от 2011г. – 230с.
3. Венгер Л. А., О. М. Дъяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возрасте . М., ред от 2012г. - с. 110
4. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду /В . И. Логинова, Т. И. Бабаева, Академия. 2010.- 362с.
5. Каличенко А. В., Микляева Ю. В Развитие игровой деятельности дошкольников . ,2009- с. 221
6. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика . Ч. 1 : Инфра, 2008 – с. 235
7. Максакова А. И. Учите детей играя : Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателей детского сада : ИНФРА, 2011 – с. 115
8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Васильева М. А, Изд : Академ плюс - 287с
9. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду : сборник дидактических и подвижных игр . Дрофа 2008.- с. 263
10. Удальцова А. И. Дидактические игры . Пособие для студентов заочников дошкольных факультетов педагогического института/ А. И. Удальцова, Эксмо 2012 –с. 458
11. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А Практикум по дошкольной психологии/ Г . А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, Изд : Словарь 2011, с. 140
Игра « Вершки и корешки»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других- то, что растет в земле (корешки).
Участники: дети старшей группы.
— познание
— коммуникация
Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.
Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.
Ход игры.
Вариант 1. После уборки урожая на своем огороде взрослый собирает детей, показывая им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Взрослый объясняет правила игры:
— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети далятся на две группы.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для дошкольников
Дидактические игры для дошкольников – это по сути игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия. Дидактические игры созданы для дошкольников и младших школьников специально в целях их воспитания и обучения.
Главная особенность дидактических игр в том, что в этой игре две задачи. Одна задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, или внимание, или мышление и т.д.). Вторая задача дидактической игры – собственно игровая, которая излагается ребёнку вправилах, т.е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать.
История дидактических игр началась много веков назад. Создавались они первоначально народом. Люди заметили, что ребёнок обучается всему лучше, когда он играет с различными предметами. Поэтому большинство дидактических игр и по сей день отражают особенности национального характера: быт, природу, особенности труда и т.д. Дидактическая игра должна быть динамичной. Для того, чтобы дидактические игры несли в себе воспитательное и обучающее значение, обогащали социальный опыт ребёнка игра должна отражать какой-либо случай из жизни, происшествие, которое, в свою очередь, вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик. Самые распространённые народные дидактические игры, которые дошли до нашего времени и применяются с самых первых дней жизни – «Ладушки», «Сорока – сорока», «Гули – гули», «Прыгунки» и т.д. С течением времени народные игры подвергается изменениям, которые вносят сами дети. Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. В 1763 г., в Англии была разработана очень интересная дидактическая игра, которая заинтересовала как детей, так и взрослых – «Пазлы» (от англ. puzzle – игра на выдержку). Первые пазлы были сделаны из красного дерева и представляли из себя географическую карту, разрезанную по границам стран. Во второй половине XIXв. пазлы появились в Европе и Америке. Их начали делать из картона и тематика пазлов расширилась. Дидактические игры, также как и игрушки отражают изменения в обществе. Например, первоначально материал к дидактическим играм делался из доступного материала, современные же игры чаще встречаются в электронном виде, в виде компьютерных игр.
Очень важно, чтобы дидактические игры для дошкольников содержали наборы игрушек, картинок, предметов или просто набора слов, которые позволяют ребёнку действовать. Именно в зависимости от этого выделяются виды дидактических игр .
Первый вид дидактических игр – игры с предметами . Эти игры обязательно содержат дидактический материал: игрушки, природные объекты (макеты овощей, фруктов или настоящие жёлуди, шишки, семена, листья и т.д.); реальные предметы (предметы быта, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.). Применяя одни и те же предметы для разных возрастов можно решать разные обучающие задачи. Например, игра «Чудесный мешочек» - дети младшего дошкольного возраста учатся просто называть слова, расширяя свой словарный запас, а дети старшего дошкольного возраста учатся составлять связный рассказ по предметам, развивая свою связную речь.
Дидактические игры с предметами можно разделить на некоторые подвиды :
Сюжетно-дидактические игры, в которых дети выполняют определённые роли. Например, роли продавца и покупателя в игре «Магазин игрушек».
Игры-инсценировки, которые помогают детям уточнить представления детей о различных бытовых жизненных ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения. Например, «Кукла обедает», «Путешествие в страну сказок», «Медвежонок – невежа».
Собственно игры с дидактическими игрушками.
Второй вид дидактических игр – настольно-печатные игры . Тематика, содержание, оформление настольно-печатных игр настолько велико, что иногда в магазине не знаешь, чему больше отдать предпочтение. Настольно-печатные дидактические игры идеальны для умственного воспитания детей, они расширяют и систематизируют представления дошкольников об окружающем, способствуют развитию памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка. К настольно-печатным дидактическим играм относятся: лото, домино, вкладыши, пазлы, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики.
И третий вид дидактических игр – словесные игры . Они отличаются от всех остальных игр тем, что в них нет опоры на наглядность, все игровые и обучающие задачи осуществляются в мыслительном пане. Именно поэтому эти игры больше подходят для детей, начиная с 4–х лет. Среди словесных игр много народных, в которых используются потешки, прибаутки, загадки и др. произведения устного народного творчества. Но многие ошибаются, предполагая, что словесные игры применяются с целью только развития речи. Это далеко не так. Словесные игры решают такие задачи: формирование слухового внимания и развитие фонематического слуха, активмзация словарного запаса развитие и совершенствование мыслительных операций ребёнка, выработка быстроты реакции, воспитание чувства юмора.
Для того чтобы руководить детской дидактической игрой, правильно познакомить ребёнка с этой игрой и самому ориентироваться в обучающих играх, необходимо знать структуру дидактической игры.
Из чего состоят дидактические игры для дошкольников? (структура дидактической игры).
1. Обучающая задача (дидактическая задача) – это основной компонент дидактической игры и именно ему подчинены все остальные компоненты. Обучающая задача для детей проговаривается как игровая. Например, в игре «Сложи картинку», обучающая задача – развивать мышление, внимание, усидчивость, а игровая задача (для ребёнка) – соединить части картинки, чтобы получилась целая, чтобы было красиво или, ещё лучше – собрать по частям коврик для куклы и т.д.
2. Игровые действия – методы проявления активности ребёнка. Другими словами – это то, что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть результата, чтобы выполнить игровую задачу. Существуют возрастные различия игровых действий детей. Для детей младшего дошкольного возраста результат не важен, их увлекает сам процесс игры. Поэтому игровые действия достаточно просты и однотипны, например, собирают и разбирают пирамидку, перекладывают картинки, узнают и называют предметы, подражают звукам животных и т.д. А вот для детей среднего и старшего дошкольного возраста (примерно с четырёх лет) результат игры очень важен и им нравятся игры сложные, которые состоят из нескольких игровых действий. Например, в играх типа «лото» дети не просто перечисляют предметы на карточках или на фишках, они узнают предметы, соотносят их с предметами на карточке и стараются выиграть, закрыв игровое поле. После четырёх лет дети также любят игры-инсценировки и сюжетно-дидактические игры, в которых нужно выполнять роли и соответственно осуществлять цепочку действий следуя выполняемой роли.
3. Правила игры. Они обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила должны выполнять все участники игры. В одой и той же игре могут быть разные правила. Если правил не будет, то игры не получится. Игровые правила направляют дидактическую игру в нужное русло, устанавливают и регулируют отношения между играющими, ограничивают двигательную активность детей. Благодаря правилам в игре решается дидактическая задача, а значит, ребёнок достигает нужной цели, поставленной в игре.
Все компоненты дидактической игры связаны между собой. Дидактическая задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнять игровые действия и решить поставленную задачу.
Самое главное, к чему следует Вам стремиться, предлагая ребёнку дидактическую игру, чтобы он в дальнейшем играл самостоятельно и самостоятельно мог организовать игру со своими друзьями.