Экономика совместного пользования. Экономика совместного потребления (ЭСП)Sharing Economy

Новая социально-экономическая модель sharing economy, похоже, окончательно меняет отношение к собственности и потреблению во всем мире. Начав с недвижимости и транспорта, мы переходим к совместному владению зонтиками и совместному пользованию отоплением в домах. Онлайн-платформы, позволяющие людям и компаниям совместно использовать принадлежащие им ресурсы, уже создали мировой рынок с объемом более $15 млрд и перспективой роста до $335 млрд к 2025 году.

В 2014 году, когда французский сервис поиска автопопутчиков для дальних поездок BlaBlaCar выходил на российский рынок, я часто слышал от скептиков: «Наши люди не доверяют друг другу, каждый хочет отгородиться от других высоким забором». Но все это оказалось мифом! В течение двух лет на этот сервис в России подписались более 1 млн водителей, и российский рынок стал для компании основным. И мы здесь не в догоняющих, а впереди многих стран. Истории про то, что в России «особое отношение к собственности», мол, владение движимым и недвижимым имуществом для нас - признак не только стабильности, но и статуса, уходят в прошлое. Сегодня и элита общества, и средний класс все чаще склоняются к рациональному потреблению.

Концепция sharing economy основана на том, что потребителю выгоднее и удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. Единоличное владение имуществом в современном мире зачастую становится дорогим и невыгодным, будь то яхты, самолеты, загородные дома, заграничные резиденции или спортивный и строительный инвентарь. Недешево обходится покупка и содержание автомобиля, который в среднем используется нами лишь 3% времени, что, в общем, довольно нерационально. Кроме того, и модель потребительского поведения в обществе меняется: мы все чаще берем в аренду не потому, что не можем купить, а просто потому, что не хотим. Мы хотим свободы, новых впечатлений и поездок по всему миру, в то время как собственность становится настоящим балластом, требующим постоянного внимания и расходов на содержание.

Первым, кто освоил привычку «совместного пользования», как ни странно, стал состоятельный потребитель. Ведь качественное управление активами и содержание обширного домашнего хозяйства обходятся недешево. Состоятельная семья, нанимающая для этого команду профессионалов, вынуждена тратить примерно $2–3 млн в год. Подобные услуги было выгодно делить с другими семьями того же круга. Затем эта концепция прижилась на рынке частных самолетов и яхт, простой которых на парковке обходится владельцу весьма недешево. Сегодня в совместное пользование отдаются уже лимузины и частные дома, содержание которых также стоит немалых денег. Я даже не могу вспомнить, чтобы кто-то из моих состоятельных друзей купил, к примеру, личный самолет. Им вполне достаточно услуг стартапа JetSmarter, основанного, кстати, выходцем из России Сергеем Петроссовым. Инвесторами стартапа стали королевская семья Саудовской Аравии и рэпер JayZ, которые вложили в него в общей сложности около $105 млн. Перспективы рынка sharing для частных самолетов, большинство которых летают лишь 200–300 часов в год, впечатляют. Ведь самолеты авиакомпаний накручивают за тот же период более 2000 часов.

Похоже, даже среди российской элиты остается все меньше желающих строить огромные резиденции. Проекты, в которых владелец недвижимости оставляет за собой особую зону и сдает остальную часть внаем, обеспечивая объекту ликвидность, перестают быть диковинкой. Освоившись на рынке luxury, идеи sharing пошли в средний класс, который полюбил как Airbnb, так и Uber. И Россия опять же не исключение. В 2016 году, по данным Airbnb, россияне вошли в топ-5 наиболее активных пользователей этого сервиса, специализирующегося на сдаче в аренду жилья для отпуска и на время отпуска. Жизнь безлошадных по убеждению горожан заметно скрасили такие сервисы, как BlaBlaCar и «Делимобиль», автомобили которого заполонили Москву буквально за год.

Вместо дорогой покупки деньги теперь идут на развитие бизнеса или вкладываются в инвестиционные инструменты. Знаменитый американский акт JOBS («Закон о стартапах») тут пришелся очень кстати. Рост инвестиционной активности и развитие таких площадок, как AngelList и Fundrise, позволили непрофессиональным инвесторам приумножать свои сбережения, которые более не идут на создание пассивного расхода, связанного с содержанием собственности (налоги, ремонты и т.д.). Для современного среднего класса важно иметь пассивный доход, который в перспективе позволит отказаться от работы или хотя бы создаст «подушку безопасности» в случае ее потери. Так, российская краудфандинговая (краудинвестинговая) платформа AKTIVO, которая позволяет частным инвесторам совместно инвестировать в объекты коммерческой недвижимости, разделив порог входа в проект, примерно за полтора года работы на рынке привлекла в коммерческую недвижимость более 850 млн рублей.

Одна из причин столь победного шествия sharing economy - это, конечно, развитие интернет-платформ, которые значительно снизили трансакционные издержки такого рода бизнеса. Их развитие позволило вовлечь в модель совместного потребления широкий круг клиентов. Но успеху этой экономической концепции способствует и меняющееся мировоззрение общества. Молодому поколению уже сложно представить, как можно купить загородный дом и отдыхать лишь там. Зачем покупать дом в Испании или Италии, если лучше побывать в разных странах, не привязываясь к одному месту? Зачем копить деньги на автомобиль и тратить деньги и силы на его содержание? Зачем откладывать деньги на инвестпроект мечты, в то время как инвестировать можно сообща с другими, вкладывая столько, сколько есть?

Итак, sharing economy, похоже, уже не остановить. Теперь мы видим, как недавно возникший немецкий стартап Conjoule, развивающий решения для пиринговой торговли возобновляемой энергией, привлек €4,5 млн в первом раунде финансирования. Стартап Conjoule создает площадку для торговли энергией, которая призвана объединить частных производителей и локальных потребителей возобновляемой энергии. То есть владельцы солнечных батарей, расположенных на крыше дома, или ветряков смогут делиться ею при наличии излишков, продавая напрямую другим потребителям. Sharing-платформы готовы предложить нам не только дорогие и труднодоступные вещи, но и обычные зонтики. Именно так поступил китайский стартап Sharing E Umbrella, предоставляющий зонты в аренду. Правда, спустя пару недель после запуска большинство из 300 000 зонтов, розданных в аренду стартапом, «пропали без вести», то есть так и остались у клиентов. Однако основатель Sharing E Umbrella Чжао Шупин сообщил, что его бизнес далек от провала. Он по-прежнему планирует до конца 2017 года предоставить клиентам сервиса в аренду более 30 млн зонтов стоимостью около $9.

Как бы то ни было, вскоре мы станем свидетелями того, как sharing economy охватывает все больше сегментов традиционной экономики. В первую очередь, конечно, логистику и рынок коммерческих перевозок. Кроме того, sharing-платформы пока мало задействованы на рынке строительной техники и инструментов. Возможно применение подобной модели и в узких нишевых сегментах, связанных, к примеру, с арендой музыкальных инструментов, спортивного инвентаря, медиааппаратуры.

Мне лично кажется, что очень восприимчивым к подобным технологиям может оказаться сельское хозяйство. Участвовать в сельскохозяйственных проектах сейчас хотели бы многие инвесторы, но любой хоть сколько-нибудь серьезный проект в этой сфере требует значительных инвестиций в размере не менее $5–10 млн. В то же время имеется спрос на инвестиции и со стороны собственников земли, для которых важно, чтобы она обрабатывалась и приносила доход. Я думаю, появится специализированная платформа, которая заставит эту связку работать. Безусловно, такой проект реализовать сложно, но я уверен, что в этом сегменте есть большой потенциал.

В России, как и во всем мире, постепенно развивается экономика совместного потребления. Яркие представители этой социально-экономической модели – такие компании, как сервис поиска попутчиков BlaBlaCar, онлайн-платформа для аренды жилья Airbnb, сервисы такси типа Uber или Яндекс.Такси. Кому-то это развитие на руку, кому-то мешает. Но факт состоит в том, что объем рынка услуг совместного потребления в России уже достиг $119 млрд. И это только начало пути, уверены представители крупнейших международных компаний данного направления, равно как и руководители ряда российских регионов, не первый год взявшие на вооружение эту стратегию.

«Объем российского рынка оценивается в $119 млрд, и он будет расти. Потенциал этой части цифровой экономики огромный. Эта бизнес-модель активно привлекает молодое поколение – от 25 до 40 лет. Интерес совместного использования платформ – это возможность экономить деньги, а также жить с меньшим количеством собственности и использовать товары и услуги, когда это потребуется. Есть плюс и с точки зрения сохранения окружающей среды. Осознанный подход к потреблению становится все более популярным», - заявил в рамках дискуссии на полях ПМЭФ вице-президент по связям с общественностью, Hill+Knowlton Strategies Доменик Фин .

На BlaBlaCar зарегистрированы 10% всех жителей России

На стремительное развитие экономики совместного потребления указал и главный исполнительный директор, сооснователь, BlaBlaCar Николя Бруссон . История популярного сервиса поиска попутчиков BlaBlaCar началась во Франции в 2006-2007 годах. Первоначально идея объединить водителей, перемещающихся чаще всего в незаполненной машине между городами, и попутчиков не нашла большого отклика. «Изначально люди считали, что это глупая идея», - отметил Николя Буссон. Сложностей было много: как объединить людей, чтобы они совпали во времени и пространстве (едва-едва начиналась эра смартфонов), как заставить людей доверять друг другу, как организовать оплату? Но повсеместное распространение смартфонов сильно повлияло на ситуацию.

«Изменения в поведении людей происходят довольно быстро. Сегодня сообщество BlaBlaCar насчитывает 65 млн человек по всему миру. В России в сервисе зарегистрировано свыше 15 млн человек – это 10% населения. А с развитием технологий прогресс будет еще заметнее», - сообщил Николя Буссон.

Вопрос с доверием потребителей тоже снимается: по словам сооснователя BlaBlaCar, «по профилю человека в сервисе мы узнаем о нем больше информации, чем имеем иногда о своих друзьях». У совместного потребления в части эксплуатации машин есть масса других плюсов. В частности, атмосфера меньше загрязняется выбросами, техника используется эффективнее, количество машин на городских улицах уменьшается. Правительство Франции прекрасно отдает себе в этом отчет, и как следствие, стало дополнительно субсидировать развитие сервиса – чтобы люди активнее совместно использовали машины.

Полмиллиона водителей Яндекс.Такси выходит на линию ежедневно

Эффективность экономики совместного потребления отмечает также Даниил Шулейко , управляющий директор, Яндекс.Такси. Он рассказал, что ежедневно на линию Яндекс.Такси выходит полмиллиона таксистов. Их работа облегчает жизнь горожан, и люди в повседневной жизни используют такси все чаще. Более того, многие готовы отказаться от личного авто.

«Мы недавно делали исследование совместно с ВЦИОМ: более трети россиян заявляют, что готовы продать свою машину и использовать общественный транспорт и такси. При этом такси лидирует. И это изменение в сознании произошло всего за несколько лет», - сообщил Даниил Шулейко. Он также высказал уверенность, что в скором времени широкое распространение получат такие сервисы совместного потребления как медицинские, сферы питания, работы аварийных служб и так далее.

Дальновидные руководители регионов давно взяли тенденцию на развитие экономики совместного потребления на вооружение. Более того, они открыто заявляют, что без этой составляющей развитие городов сильно бы страдало. Такое мнение озвучил Министр Правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий Артем Ермолаев . Он проинформировал, что Москва сотрудничает с бизнесом, занятым сервисами совместного потребления. И это сотрудничество преследует вполне конкретные цели: экономия государственных средств, которые инвестируются в город, повышение эффективности этих вложений и удобство для жителей.

Симбиоз бизнеса, власти и потребителей услуг

Власти инвестируют в инфраструктуру (например, создание сети вайфай, парковочных мест для каршеринга и так далее), обеспечивают бизнес различными данными, типа наличия лицензий у потенциальных водителей такси, сведений об авариях той или иной машины и количестве владельцев, данные по сделкам недвижимостью. Бизнес, в свою очередь, создает и развивает нужные людям платформы и сервисы. Это эффективно для всех участников процесса. «Мы точно не будем создавать такие сервисы. Наша задача – передавать как можно больше данных бизнесу, чтобы он мог «упаковать» их и предоставить услуги жителям», - пояснил Ермолаев.

«Все вещи, касающиеся цифровизации, могут создаваться только совместно – город один не потянет. Как не потянет один и бизнес. Это касается и инфраструктурных проектов, и сервисов, и многого другого», - дополнил Артем Ермолаев, попутно признав, что бизнесу куда лучше удается решать вопросы маркетинга, и нужно этот факт учитывать с пользой для взаимодействия сторон.

Airbnb учит российский сектор аренды жилья играть по правилам

Во взаимодействии с властями Саранска в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 действует известный международный сервис для аренды жилья Airbnb. Андрей Вербицкий , региональный управляющий директор Airbnb по России, Центральной и Восточной Европе, Турции и Израилю, сообщил, что сервис помогает городу компенсировать нехватку вариантов размещения в туристический сезон и во время пиковых нагрузок. Сервисы для аренды жилья, по его словам, помогают владельцам жилья улучшить свое материальное положение, обновить дома, способствуют развитию сервиса услуг в пригородах, помогая людям находить варианты размещения и вне городов. А самое главное, развитая площадка выводит подобный рынок услуг из тени.

«Совместное пользование жильем не изобретено нами. Но мы привносим порядок и стандарты в эту «серую» экономическую зону. Мы работаем с руководством городов на улучшение обстановки», - заявил Андрей Вербицкий. Он пояснил, площадка регулирует взаимоотношения участников, вытесняет «плохих игроков», устанавливает стандарты и обеспечивает безопасность.

Правовое обеспечение экономики совместного потребления

Экономика совместного потребления – устойчивая модель, которая очевидно будет развиваться. И одним из существенных вопросов, которые придется решать – это правовое обеспечение работы платформ и взаимодействия бизнеса, потребителей услуг государства. Предстоит решить вопросы налогообложения, качества услуг (риски всегда присутствуют, когда сообщество самостоятельно регулирует систему анализа, рейтинга, обратных связей), лицензирования. На текущий момент в российском законодательстве не зафиксировано, как регулировать совместное использование машин или совместное использование жилья.

«В России сильны настроения – лучше оставьте нас без регулирования, чем дайте нам новое. Но на мой взгляд, именно в экономике совместного потребления необходимы новые правила, поскольку мы постоянно сталкиваемся с устаревшим регулированием», - резюмирует Карен Казарьян, директор, АНО «Институт исследований интернета».

Для справки:

Экономика совместного потребления – динамично развивающаяся социально-экономическая модель, которая позволяет рационально использовать ресурсы или обмениваться ими, снижая нагрузку на окружающую среду и позволяя получать дополнительный доход множеству людей из различных стран. Доходы самих компаний, как правило, составляют не более 15% от оборота, остальное получают пользователи. Развитие экономики совместного потребления несет за собой целый ряд изменений в обществе: создание цифровой экосистемы и вовлечение в нее миллионов потребителей, появление феномена «онлайн-репутации» (возникновение доверия к незнакомцу благодаря гарантиям системы), повышение приоритета пользования над владением, развитие микропредпринимательства.

Юлия Медведева

В последнее время sharing economy (долевая или совместная экономика) стали настоящим бумом: об этом говорят, эти термины на слуху, но на деле далеко не все знают, что это такое. На деле – сегодня в мире только 50 городов в полной мере используют эту модель экономики: их правительства развивают ее, считая путем к созданию экологически и экономически устойчивого города с большим объемом социального капитала. Но что такое долевая экономика и как это работает – давайте разбираться!

Что такое совместное потребление?

Это экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, аренде и бартере вместо владения. Это свое рода осознанное потребление – эта форма экономики считается наиболее экологичной, поскольку сокращает расход энергии на создание товаров, а также сокращает отходы… при совместной экономики коллективным становится практически все: жилье, парковки, техника, различные знания и так далее! Такая форма стала особенно популярная и широко применима благодаря развитию интернета и социальных сетей, а экологические проблемы и экономический кризис мотивировали людей к участию (помимо экологической выгоды, совместное пользование еще и намного дешевле для участников таких сообществ).

Почему совместное владение становится популярным?

На самом деле, на эту тему были проведены различные исследования. В частности, ученые из Университета Утрехта в Нидерландах считают, что на совместное использование товаров и услуг людей толкают такие причины, как экономическая выгода, практическая необходимость и получение похвалы, а также желание помочь другому человеку и быть более социальным (найти новых знакомых). При этом при обмене недорогими вещами и при возможности не использования денег – желание «делиться» возрастает. Также ученые выяснили, что женщины более склонны к совместному потреблению, чем мужчины. Еще одна причина участия в совместном потреблении - возможность узнать о процессе от предыдущих пользователей конкретной вещи или услуги. То есть, своего рода «сарафанное радио» - люди могут делиться опытом и за счет этого растет доверие к той или иной вещи или слуге.
Долевая экономика выгодна и с точки зрения финансов. Исследователи из Университета Чикаго говорят, что она подчиняется базовым экономическим законам.
- Основа такого рода экономики – это снижение стоимости поиска информации и транзакции: сегодня мы почти мгновенно можем изучить качество предлагаемого жилья на Airbnb, оценить стоимость поездки с Uber или забронировать машину в Zipcar, - говорит Андрей Симонов. - Такие платформы облегчают доступ к рынку небольшим игрокам, позволяя им предложить свои услуги и создать репутацию.

Ключевым фактором является степень снижения издержек: при такой лёгкости обмена услуг владельцам квартир или машин становится выгодно сдавать своё имущество на день или час. К примеру, автомобиль или любая другая вещь, используемая владельцем в течение 5 % времени, может быть полезна в оставшиеся 95 % времени другим людям.

Какое явление такой подход оказывает на общую экономику? На самом деле, здесь все не так очевидно. С появлением сервисов каршеринга, например, стало не так выгодно покупать машину – если она нужна только на выходные, можно брать авто в аренду… Но с другой стороны, купив авто можно зарабатывать, сдавая его в аренду! Тем не менее, ученые установили, что в сообществах, продвигающих идеи долевой экономики спрос на товары длительного пользования снижается, а конкуренция среди их производителей усиливается! Что в итоге оборачивается выгодой для пользователя.

Для развития долевой экономики в городе необходим социальный капитал - говоря проще, люди должны быть готовы к такого рода нововведениям, они должны доверять друг другу и быть настроены позитивно. Это своего рода социальный капитал, который, к сожалению, например, совсем не высок в нашей стране - россияне доверяют только своему кругу
общения и не склонны доверять другим. Это подтверждает опрос Лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала: 75 % россиян чувствуют полную ответственность за положение в своей семье, и в то же время 72 % практически не ощущают никакой ответственности за положение в своём городе. Впрочем, такое положение вещей дает перспективы для развития долевой экономики в небольших сообществах – например, среди соседей или студентов одного ВУЗа…

ЧТО ТАКОЕ СОВМЕСТНЫЙ ?



Мартин Бэрри, архитектор и организатор ежегодной конференции по городскому планированию и дизайну reSITE, уверен, что любой город - это центр совместного использования пространства, архитектуры, идей, рынков, который обладает необходимыми ресурсами для развития долевой экономики. Но сегодня совместным можно назвать город, который использует новые технологии, чтобы помочь жителям быстрее и эффективнее обмениваться между собой ресурсами, пространствами и сервисами.

Сегодня список по-настоящему совместных городов (sharing cities) включает в себя 50 городов мира, жители которых развивают инициативы долевой экономики и обмениваются опытом. Яркий пример такого города – Амстердам, о котором мы уже писали. Здесь 84 % жителей хотели бы участвовать хотя бы в одном из видов совместного потребления по экологическим, социальным или экономическим мотивам.

Примеры долевой экономики:

ЖИЛПЛОЩАДЬ



Здесь за примером далеко ходить не нужно - Airbnb - самая популярная платформа в мире для сдачи и аренды частного жилья. Люди готовы сдавать своё жильё в аренду поскольку хотят получить дополнительный доход, а снимать такое жилье они готовы, поскольку хотят увидеть новое место глазами местного жителя.
Критики считают, что популярность таки платформ приведет к снижению выручки отелей и как следствие – сокращению меньше рабочих мест. Но снижение цен на жильё может привлечь большее туристов, что увеличивает прибыль ресторанов, музеев, магазинов, отчисляющих налоги в бюджет города.



Британский Good Gym предлагает людям сжигать калории с пользой, совершая добрые дела во время занятий спортом: например, помогать людям с ограниченными возможностями или людям в возрасте. Во время пробежки по городу участники навещают пожилых людей, доставляют продукты или газеты. Преимущество для пользователей (помимо социальной удовлетворенности) – профессиональные тренера, которые бесплатно учат правильно бегать.

ТРАНСПОРТ



Сarsharing, городские велопрокаты и такси типа Убер конечно влияют на жизнь города! Кстати, во многих городах такие платформы запрещены из-за протеста таксистов против ценового демпинга и неуплаты налогов и из-за отсутствия законов, регулирующих совместное потребление.

ПУТЕШЕСТВИЯ



При поездке в новый город можно найти гида из местных жителей, фотографа, архитектора или знатока местной кухни. Для местных жителей – это дополнительный доход, а для гостей города – интересный опыт!

ИНТЕРНЕТ

Fon - не все знают про этот Wi-Fi-сервис, который предлагает приобрести специальный роутер, через который пользователь получает две интернет-линии: собственную сеть и отдельную точку Wi-Fi для других участников Fon. В обмен на раздачу своего интернета пользователь получает доступ к 15 миллионам Wi-Fi точек по всему миру, что удобно в путешествиях и передвижениях по своему городу. Сервис Fon доступен и в России.

ВЕЩИ

Здесь все очень просто – многие сервисы предлагают на более необходимые или просто отдавать их тому, кому они требуется! Их очень и очень много и такие сервисы по-настоящему популярны!

На сегодняшний день совместных городов всего 50: их правительства считают долевую экономику движущей силой, ведущей к созданию экологически и экономически устойчивого города с большим объёмом социального капитала. Подробнее о совместном городе, долевой экономике, примерах и предпосылках рассказала выпускница «Стрелки» 2014 года — Анна Майкова.

Автор: Анна Маикова, исследователь аналитической платформы городских данных State of Place и стипендиат Фулбрайта в Миссурийской школе журналистики.

Что такое совместное потребление (collaborative consumption) и долевая экономика (Sharing Economy)?

Совместное потребление — экономическая модель, основанная на коллективном использовании товаров и услуг, аренде и бартере вместо владения. Впервые модель была подробно описана в книге Рейчел Боцман и Ру Роджерс What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption и ещё большую известность обрела после выступления первого автора на TED Talks. В 2010 году Time Magazine причислил совместное потребление к десяти идеям, которые изменят мир.

Долевая экономика основана на совместном использовании ресурсов: жилья, автомобилей, парковок, оборудования, инструментов, знаний и умений. Развитие технологий, распространение интернета и социальных сетей ускорили её развитие, в то время как экологические проблемы и экономический кризис мотивировали людей к участию.

ПРИЧИНЫ УЧАСТИЯ В СОВМЕСТНОМ ПОТРЕБЛЕНИИ

Исследователи Университета Утрехта в Нидерландах выделили две группы причин участия в совместном потреблении: внешние (экономическая выгода, практическая необходимость, получение похвалы) и социальные (помощь другому человеку, знакомство с новыми людьми). При этом желание участвовать немного возрастает, если действие не подразумевает использования денег, особенно при обмене недорогими вещами, такими как дрель или велосипед. С ростом дохода желание делиться снижается, в то время как более высокий уровень образования увеличивает вероятность участия. Интересно, что женщины более склонны к совместному потреблению, чем мужчины.

Несколько месяцев назад учёные и бизнес-школы Копенгагена изучили 254 платформы совместного потребления (включая такие примеры, как донорство крови) и выявили , что регистрация и положительное отношение к таким платформам не всегда ведёт к участию.

Другая причина участия в совместном потреблении — возможность узнать о процессе от предыдущих пользователей конкретной вещи или услуги. Большинство компаний, участвующих в долевой экономике, практикуют рейтинговую систему, где и продавец, и покупатель могут оставить отзыв о продукте, услуге и рассказать об опыте общения. Это повышает уровень доверия и мотивирует людей воспользоваться товаром или услугой в будущем.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

«Несмотря на то что долевая экономика стала возможной благодаря прорыву в технологиях, она подчиняется базовым экономическим законам», — рассказывает исследователь Университета Чикаго Андрей Симонов . Её основа — снижение стоимости поиска информации и транзакции: сегодня мы почти мгновенно можем изучить качество предлагаемого жилья на Airbnb, оценить стоимость поездки с Uber или забронировать машину в Zipcar. Такие платформы облегчают доступ к рынку небольшим игрокам, позволяя им предложить свои услуги и создать репутацию. Ключевым фактором является степень снижения издержек: при такой лёгкости обмена услуг владельцам квартир или машин становится выгодно сдавать своё имущество на день или час. К примеру, автомобиль или любая другая вещь, используемая владельцем в течение 5 % времени, может быть полезна в оставшиеся 95 % времени другим людям.

Приложение UBER / фото: Shutterstock.com

Последствия долевой экономики не очевидны. С одной стороны, совместное потребление должно уменьшить спрос на товары долгосрочного пользования (durable goods): если автомобиль нужен только на выходные, вместо покупки им можно временно воспользоваться через Zipcar. С другой стороны, покупка автомобиля становится выгоднее: можно сдать своё авто на выходные и заработать, то есть совместное потребление должно увеличить спрос на автомобили. Недавние исследования учёных Нью-Йоркского университета указывают на снижение спроса на товары длительного пользования как более ощутимый тренд.

Долевая экономика усиливает конкуренцию, которая, как правило, перераспределяет экономическую выгоду в пользу потребителей. К примеру, учёные Бостонского университета показали , что появление Airbnb в Техасе в 2008 году привело к снижению цен на отели примерно на 6 %. Таким образом, появление долевой экономики оказалось выгодным всем, кроме владельцев отелей.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ДОЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ГОРОДЕ

Для развития долевой экономики необходим социальный капитал — набор взаимосвязей, неформальных ценностей, норм доверия и поведения, позволяющий малознакомым людям сотрудничать. Доверие — основа социального капитала, согласно исследованиям Фрэнсиса Фукуямы. По словам ведущего научного сотрудника Высшей школы экономики Екатерины Борисовой , уровень социального капитала в России невысок; люди доверяют только своему кругу общения и не склонны доверять другим. Это подтверждает опрос : 75 % россиян чувствуют полную ответственность за положение в своей семье, и в то же время 72 % практически не ощущают никакой ответственности за положение в своём городе.

С другой стороны, за счёт этой специфики российского общества долевая экономика может лучше развиться в пределах тесных сообществ, таких как многоквартирный дом или дачный кооператив, добавляет доцент экономического факультета МГУ Александра Ставинская . Например, жители одного многоэтажного дома в Москве создали собственную социальную сеть , через которую они обмениваются новостями, полезными контактами и различными вещами: саженцами растений, насосом для велосипеда, прикуривателем для автомобиля и так далее. Поэтому самое быстрое развитие долевой экономики в России вероятнее всего в уже связанных между собой сообществах.

ПРИМЕРЫ ДОЛЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ГОРОДЕ

Airbnb — самая популярная платформа в мире для сдачи и аренды частного жилья.

Основная причина того, почему люди готовы сдавать своё жильё в аренду незнакомцам, — дополнительный источник дохода. Согласно недавнему исследованию компании, 84 % жителей города Портленда, Орегон, сдают арендуемое жильё, 65 % из них используют заработанные деньги на покрытие аренды. Людей, предпочитающих Airbnb отелям, также привлекает возможность увидеть новое место глазами местного жителя. Неудивительно, что количество таких платформ увеличивается: примеру Airbnb последовали HomeAway , OneFineStay , FlipKey и другие.

Критики считают, что если больше людей будет арендовать жильё через такие платформы, как Airbnb, то отели будут получать меньше выручки, платить меньше налогов и предлагать меньше рабочих мест. Исследователи университета Бостона выявили , что если предложение на Airbnb повышается на 10 %, то выручка отелей снижается на 0,35 % и цена падает на 0,2 %. В техасском городе Остине появление Airbnb в 2008 году привело к снижению выручки отелей на 8-10 %. Оказалось, что Airbnb больше влияет на небольшие отели и в меньшей степени конкурирует с бизнес-отелями, которые получают основную выручку от корпоративных клиентов. Снижение цен на жильё может привлечь большее туристов, что увеличивает прибыль ресторанов, музеев, магазинов, отчисляющих налоги в бюджет города.

Платформы совместного пользования могут играть значимую роль в поддержке стабильности городов во время стихийных бедствий. После урагана «Сэнди» в 2012 году тысячи людей, сдающих жильё на Airbnb на восточном побережье, предложили бесплатно разместить пострадавших от урагана. Пользователи платформы помогли Нью-Йорку и другим городам быстрее справиться с последствиями стихийного бедствия.

ЧТО ТАКОЕ СОВМЕСТНЫЙ ГОРОД?

Как рассказывает Мартин Бэрри , архитектор и организатор ежегодной конференции по городскому планированию и дизайну reSITE , исторически любой город — это центр совместного использования пространства, архитектуры, идей, рынков. Любой город обладает необходимыми ресурсами для развития долевой экономики. Совместным можно назвать город, который использует новые технологии, чтобы помочь жителям быстрее и эффективнее обмениваться между собой ресурсами, пространствами и сервисами. Правительства таких городов считают долевую экономику движущей силой, ведущей к созданию экологически и экономически устойчивого города с большим объёмом социального капитала. С ростом плотности городов увеличивается выгода от совместного пользования: чем больше связей между жителями, тем больше возможностей для обмена и кооперации.

Рынок, Роттердам / фото: Thinkstock

В июне 2015 года в Праге прошла конференция The Shared City — первое на территории Центральной Европы масштабное обсуждение возможностей, достоинств и недостатков совместного потребления публичных пространств, транспорта и данных в городе. На ней академики, архитекторы, урбанисты и программисты из разных городов мира обсудили дизайн, общественные интересы, технические и человеческие возможности совместного города и начали разработку мобильных приложений, основанных на принципах долевой экономики. Организатор конференции — платформа

Почему все популярнее становится идея оплачивать временный доступ к благам, а не владеть ими, рассказывает экономист Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра НИУ ВШЭ. Узнать больше о современных технологиях и их влиянии на наше будущее можно в проекте « », созданном совместно с Корпоративным университетом Сбербанка .

У шеринг-экономики (sharing economy ) много синонимов: экономика деления, экономика совместного потребления, сетевая экономика. По своей сути это экономическая модель, пиринговая система, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. В экономике по-прежнему остаются две базовые вещи - производство и потребление, но связи между ними сильно трансформируются. Шеринг-экономика позволяет напрямую связывать ключевых экономических агентов и распределять продукты и услуги между ними без участия посредников. Совместное потребление предполагает, что удобнее платить за временный доступ к благам, чем владеть ими.

Практика деления восходит еще к Древней Греции, отдельные элементы такой экономической системы можно встретить в любую эпоху - вспомните колхозы в советское время. Библиотеки, секонд-хенды - это тоже пример совместного потребления. Сегодня шеринг-экономика полностью поставлена на рыночные рельсы, и в ней нет принуждения. Вместо отеля можно на короткий срок воспользоваться чужой квартирой, а для короткой поездки на велосипеде - взять его в аренду.

Базовые социологические предпосылки в совокупности с технологическим прогрессом породили такую систему, как экономика деления. Есть два фактора, объясняющие популярность шеринг-экономики, - технологический и ценностный. С точки зрения технологий стало гораздо проще связывать экономических агентов при помощи платформенных технологий. Развитое программное обеспечение способно напрямую связывать владельцев квартир с клиентом без посредника в виде турфирмы. А в ритейле фермер, минуя супермаркеты, выходит к потребителю.

Также на распространение шеринг-экономики повлияла трансформация базовых ценностей. Изменилось понимание счастья и привычки, которые на протяжении прошлого века считались незыблемыми. В 1970–1980-е годы признаком успешности в жизни были дача и машина, а персональный доступ к информационным источникам отходил на второй план. Сегодня многие отказываются от персональных автомобилей (хотя эта тенденция справедлива для Москвы - в регионах машина пока еще считается признаком среднего класса). Но так как большие расстояния никуда не делись, возникает масса компаний, которые предоставляют услуги каршеринга. С жильем та же самая ситуация: снять коттедж за городом на лето дешевле, чем инвестировать в собственный дом. Ценность в виде мобильности сегодня важнее, чем необходимость закрепиться на одном месте.

Важными для развития шеринг-экономики стали трансакционные издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов: затраты на сбор и обработку информации, на заключение контрактов, на контроль. Например, раньше многие финансовые сервисы формировались в условиях асимметрии информации, когда потребители готовы платить за ценные для них сведения, которыми владеет кто-то другой. Еще один источник трансакционных издержек - издержки оппортунистического поведения, когда люди из-за асимметрии информации могут вести себя неблагонадежно. В пиринговых системах информация прозрачна, и предпосылки для нарушений исчезают: нет смысла воровать, если это сразу откроется.

Со стороны шеринг-экономики есть большой вызов государству: использовать мягкую силу или ввести жесткий контроль. Многие страны, например, не определились, что делать с биткоином, как не упустить его из-под контроля. В любом случае регулирование нужно осуществлять через точки влияния, которые пока до конца не понятны.

Шеринг-экономика растет экспоненциально. Если в 2014 году ее объем оценивался в 14 млрд долларов, то, по некоторым оценкам, к 2025 году он составит 335 млрд долларов. Пока понятно, что шеринг-экономике будет очень непросто встраиваться в существующие отношения производства и потребления. Не все готовы к таким изменениям, и будет сопротивление со стороны нынешних игроков рынка. Любая технологическая революция сопровождалась другими революциями, - правда, в этот раз всем хотелось бы избежать этого трека. Экономисты и политики ищут решение, как мягко встроить новую технологическую революцию в существующую систему отношений без сильных социальных потрясений.