Экскурсии по биологии. Методика проведения экскурсий на уроках биологии

«Биологические экскурсии»

Введение

Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах.

Главная цель экскурсий заключается не в том, чтобы показать виды и названия нескольких десятков живых существ, не в том, чтобы научиться их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать и научить видеть жизнь природы, видеть и понимать биологические процессы. Не на отдельный организм нужно обращать внимание, а на явления общего характера, причём отдельные организмы являются, только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии можно достигнуть того, что мы будем представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями.

В своей работе я систематически провожу экскурсии. Позволяет мне это сделать очень удобное расположение и нашего посёлка и нашей школы. Берёзовый лес сразу за стенами школы, река Чулым - в 8 минутах ходьбы, река Берла ещё ближе, в центре села - пруд, в 10 минутах ходьбы - луг. Прекрасным объектом экскурсий является пришкольный участок. Так как экскурсии я провожу систематически, то у меня есть постоянные участки, которые стали базой для проведения не только осенних, но и всех сезонных экскурсий.

Систематические экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

«Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспи-тательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой осо-бенно добросовестного и любящего свое дело препода-вателя, но неотъемлемой составной частью учебного пла-на школы»,— говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.

Для того, чтобы экскурсия прошла успешно необходимо соблюдаться следующие этапы:

1. подготовка к экскурсии

2. проведение экскурсии.

Подготовка к экскурсии.

Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации:

1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.

2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.

3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.

4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избе-гите длинных объяснений.

6. Не оставляйте экскурсан-тов только слушателями, привлекайте их к активной работе.

7. Не перегружайте экскурсантов новыми назва-ниями; они их забудут.

8. Умейте сконцентрировать вни-мание экскурсантов на нужном объекте.

9. Умейте вовре-мя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.

10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на наследующих уроках.

Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно ор-ганизованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Подготовка к экскурсии включает в себя

· Подготовка учителя к экскурсии

· Подготовка учащихся к экскурсии

Подготовка учителя к экскурсии.

За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятель-ных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскур-сии, в котором должны найти отражение следующие ос-новные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает струк-туру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.

Подготовка учащихся к экскурсии.

Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблю-дать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местнос-ти и познакомить с требованиями к подготовке и пове-дению учащихся на экскурсии. Желатель-но каждому ученику (если в классе мало учеников) иметь блокноты, простые карандаши, лупу, метр. Школьни-ки должны подготовить для себя удобную обувь и одежду. Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не при-чинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.

Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фото-графировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что мно-гие виды растений и животных, которые 20—30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали ред-кими или исчезающими.

Проведение экскурсии.

Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, в котором находятся учащиеся. Учитель дает краткую характеристику ланд-шафта— его основные черты. Внимание учащихся привлекают к типичным признакам данного сезона года. Тот или иной биоценоз и ландшафт в целом рассматривают в развитии, в процессе непрерывного изменения.

Не рекомендуется показывать школьникам каждое растение и встреченное животное. Достаточно обратить внимание на 10—15 видов фоновых растений и столько же характерных для данного ландшафта животных. Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, обратите внимание

учащихся на общую структуру всего биоценоза, на взаимные связи растений, животных, почвы. Это очень важно!

Во время экскурсии обратите внимание учащихся на своеобразие и красоту тех или иных участков при-роды в разные сезоны года, воспользуйтесь художест-венными образами из литературы и живописи. Русские писатели и художники любили природу, умели ее на-блюдать, увлекательно писали о ней и оставили пре-красные картины сезонной жизни различных ландшаф-тов. Конечно, при этом нужно соблюдать известную меру, чтобы не нарушить хода биологической экскур-сии.

Не превращайте экскурсию в урок с опросом уча-щихся по данной теме с комментариями учителя: экскур-сия должна сохранить свое содержание и специфику.

Непременная часть экскурсии — самостоятельные наблюдения каждого школьника. Учитель, составляя план экскурсии, определяет задания для самостоятель-ной работы (в виде нескольких вопросов, несложных табличек или карточек для записи конкретных наблюдений). Цель заданийнаучить учащихся видеть про-исходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения воз-никающих вопросов.

Задания должны быть доступны ученикам и пре-дусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности. В задание включаются описание биотопа, в котором находится группа, опреде-ление живых объектов, их зарисовка, фотографирование. Во время самостоя-тельных наблюдений учитель контролирует работу детей. В установленное время ученики соби-раются вместе на итоговую беседу, во время которой рассказывают о наблюдениях и на-ходках, показывают собранный материал. Учитель об-ращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения учеников.

После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал и составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, иллюстрирующих изменчивость различных признаков, приспособленность к определен-ным условиям жизни и т.п. Результаты экскурсии оформляются в форме отчета или отчетной таблицы.

Методика проведения экскурсий

ОСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ

Задачи .

Образовательные : развивать у учащихся по-нятия о древесных, кустарниковых и травянистых расте-ниях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды: осенняя ок-раска листьев, листопад, осеннее цветение растений, рас-пространение плодов и семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания; отработать приемы фиксации наблюдений; формиро-вать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.

Воспитательные : развивать научное мировоззрение, раскрывая при-чины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде (температура, влажность, долгота дня, облачность и др.); формировать у учащихся эсте-тическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, ознакомить учащихся с пло-дами и семенами растений — кормом для зимующих птиц.

Оборудование : папка для герба-ризации листьев; задания, отпечатанные и наклеенные на картоне; дидактический материал с изображением деревьев и кустарников; полиэтиленовые мешочки.

Ход проведения экскурсии.

  1. Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.
  2. Постановка цели экскурсии: выяснить, как сезонные изменения по-годных условий влияют на жизнь растений осенью, и какие цветковые растения обитают в окружающей местности.
  3. Беседа о красоте окружающей природы(чтение 1-2 стихотворений о осени) и характерных приметах осени (летний зеленый наряд природы меняется на желтый, багряный, пурпурный; уменьшение светового дня, понижение температуры воздуха и т. д.).
  4. Самостоятельное выполнение заданий.

Первая карточка. В течение 15 мин обсле- дуйте отведенный участок леса. Выполните задания.

(Для работы отводятся разные участки леса. Это позволяет наиболее полно выявить видовой состав растений)

1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцве-чиванию. Листья и плоды деревьев одного наименова-ния помещайте в один пакет.

2. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев — в верхней части кроны или в нижней, в на-ружной или внутренней? Результаты наблюдений офор-мите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».

Части кроны

Название древесного растения

наружная

внутренняя

3. Понаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потя-нуть зеленый лист; лист, начавший менять окраску; лист, полностью изменивший окраску. Сделайте записи об особенностях отделения зеленых листьев, начавших менять окраску и полностью изменивших ее.

4. Выясните, как влияют на внешний вид дерева(форма, размеры) разные условия его жизни. Найдите деревья одного вида, выросшие на открытом месте, на опушке и в лесу; сделайте схематический рисунок этих деревьев и соответствующие записи.

5. Обсуждение результатов. Дискуссия по вопросу: «Наступит ли осеннее явление в жизни березы, если она растет в теплице?». Вывод по выполненной работе.

6. Самостоятельное выполнение заданий.

Вторая карточка. В течение 10 мин обсле-дуйте отведенный участок леса. Выполните задания.

1. Выясните, какие кустарники растут в данной мести. Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев. Почему у кустарников преобладают сочные плоды. Как распространяются плоды и семена кустарников?

2. Понаблюдайте, за изменением окраски листьев. Данные внесите в таблицу (неизвестное название спросите у учителя).

3. Определите, у кустарников или у деревьев раньше полностью расцвечиваются листья. С этой целью сравните степень расцвечивания листьев на одном участке деревьев и кустарников. Данные оформите в таблице; степень расцвечивания листьев обозначьте словами « больше», «меньше»

7. Обсуждение результатов. Вопросы для беседы: чем кустарник отличается от дерева? Какие осенние явления наблюдаются в жиз-ни кустарников? Как окрашены и как опадают листья у кустарников? Кустарники живут под кронами дере-вьев. Как это влияет на ход осенних явлений? Что об-щего в подготовке к зиме у кустарников и деревьев?

8. Совместная работа учителя и учащихся.

Вопрос «Как изменяется жизнь травянистых растений осенью».

(Выясняются отличительные особенно-стях внешнего строения травянистых растений, их мно-гообразии, продолжительности жизни, способах распро-странения семян, разных сроках цветения, о подготовке к зиме. Рассказ чередуется с самостоятельными наблю-дениями учащихся за способами распространения се-мян).

Итои экскурсии. Итоги экскурсии оформляются в виде письменного отчета. На оформление отводится 5-7 дней. Такой срок позволяет красочно и аккуратно оформить коллекцию плодов, гербарный лист и текст отчета.

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ВЕСНОЙ

Задачи .

Образовательные : развивать у учащихся по-нятия о взаимосвязях растительного организма с усло-виями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны — цветении древес-ных и кустарниковых растений, цветении эфемеров, про-растании семян древесных растений; научить определять раннецветущие растения; развивать общеучебные уме-ния по оформлению письменного отчета об экскурсии.

Воспитательные : развивать научный взгляд на природу, показав причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений; способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами при-роды и искусства; убедить учащихся бережно относить-ся к весенним эфемероидам, особенно страдающим от воздействия человека вблизи поселений человека; органи-зовать рейд «Подснежник»; учить не только пользовать-ся природой, но и восстанавливать ее богатства.

Ход проведения экскурсии.

1.Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.

2. Постановка цели экскурсии: познакомить учащихся с различными периодами весны, ее погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны.

3. Беседа о красоте окружающей природы и характерных приметах весны

4. Самостоятельное выполнение заданий.

Первое задание . Отыскать в течение 10 минут заданное число видов (а не экземпляров) цветущих травянистых растений; определить их, не срывая. Оформить записи в блокноте в виде таблицы.

(Если дети затрудняются с названием растения, то им предлагаются карточки с изображением и названием первоцветов. Они находят интересующее их растение и правильно записывают название).

Вопросы для обсуждения после выполнения задания .

  1. Почему так быстро выросли и зацвели первоцветы?
  2. Какие органы этих растений располагают питательными веществами?
  3. Почему первоцветы « торопятся» цвести?

Второе задание. В течение 5 минут понаблюдайте за цветками раннецветущих растений, проследите за посещением их насекомыми и выясните, как происходит опыление.

Третье задание. Рассмотрите цветущие деревья и кустарники. Оформите записи в виде таблицы.

5. Подведение итогов. Учитель просматривает блокноты, находит красиво и правильно оформленные таблицы и демонстрирует их. Учащиеся вносят изменения в свои записи. Обсуждаются вопросы, возникшие у детей по ходу экскурсии, по выполняемым заданиям.

Об экскурсии учащиеся отчитываются письменно по плану: красота леса; значение леса в природе, народном хозяйстве, жизни человека; ботаническое название местного леса и его местонахождение; ярусное распо-ложение растений в лесу; схема, списки растений каж-дого яруса; описание условий жизни в каждом ярусе; характеристика приспособительных особенностей расте-ний каждого яруса; примеры доказательств, что лес — это взаимосвязанная и взаимообусловленная жизнь исторически сложившегося сочетания растений, живот-ных и микроорганизмов, влияющих на среду (почву, температуру, влажность); положительные и отрица-тельные примеры поведения человека в данном лесу; предложения по охране местного леса.

Учитель объявляет конкурс на лучший письменный отчет об экскурсии.

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСИИ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ

Биологические экскурсии – основная форма изучения живой природы, когда учащиеся не в классе, а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты, процессы жизни, применяют полученные знания на практике.

Помимо умственного развития, это стимулирует интерес и мотивацию школьников к обучению. У них развиваются творческие способности: умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, выявлять закономерности функционирования живых организмов. Все это пополняет жизненный опыт школьника, формирует творческую личность и экологически грамотного специалиста (какую бы профессию он в дальнейшем не выбрал).

Так как реформирование общеобразовательной школы, привело к сокращению учебных часов по предмету биология до 1 часа в неделю, а реализация стандартов второго поколения предусматривает системно-деятельностный подход, то такие уроки как экскурсии, по-моему мнению, не должны исчезнуть из методического арсенала учителя. Так как же быть в данной ситуации? Я провожу комплексную экскурсию, которая объединяет сразу несколько тем «Многообразие живого мира», «Весенние явления в природе», «Антропогенное влияние человека на окружающую природу»

Такую экскурсию удобно проводить в конце учебного года, для осуществления рефлексии у учащихся по изученным темам. Дети охотно справляются с поставленными задачами и с интересом готовят фотоотчёты.

Данная экскурсия позволяет обучающимся учиться распознавать представителей основных царств живой природы в окружающей среде, замечать весенние изменения, происходящие в природе и обратить внимание на влияние антропогенных факторов. Поэтому в данном случае назначение экскурсии заключается в пополнении багажа знаний о четырех царствах, в умении выделять их в природе и устанавливать видовую принадлежность. Наряду с закреплением основных универсальных учебных действий, освоенных на предыдущих уроках, необходимо развивать натуралистические качества, приобщать к планированию наблюдений за живой природой, к отчётам о проделанной работе. Без совершенствования указанных навыков и умений двигаться дальше в познании общих закономерностей биологии неразумно. Установление связей между живыми организмами служит мировоззренческим целям. Учащиеся должны уметь объяснять назначение организмов в цепях питания, замечать изменения и нарушения в них, намечать пути их восстановления.

КОМПЛЕКСНАЯ ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БИОЛОГИИ

для учащихся 5-х классов

Время проведения конец апреля начало мая, 40 мин.

по темам: «Многообразие живого мира» , «Весенние явления в природе» «Антропогенное влияние человека на окружающую природу»

Место проведения: школьный двор

Задачи экскурсии:

    систематизировать знания учащихся о многообразии живых организмов;

    развивать умение наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы;

    познакомить учащихся с методами полевых исследований – наблюдением, измерением, описанием, объектов живой природы и применением этих методов на практике;

    продемонстрировать взаимосвязи живых организмов между собой;

    подчеркнуть особенности весенних проявлений в жизни живых организмов;

    обратить внимание на антропогенные факторы;

    ознакомить учащихся с правилами поведения в природе;

    выработать у школьников потребности обогащать свою духовную сферу деятельности через цвета, запахи, формы растений, а также такие качества, как настойчивость, подчинение личных желаний коллективным;

    воспитать чувства меры, ответственности и доброжелательности;

    научить преодолевать трудности в работе.

Оборудование: блокноты, карандаши, фотоаппараты, термометр, бинокль, лупа, алгоритм работы для учащихся

1. Учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей.

2. В классе перед выходом на экскурсию учитель проводит инструктаж учащихся по технике безопасности при проведении экскурсии, знакомит с маршрутом экскурсии, озвучивает цели задачи экскурсии и раздаёт учащимся алгоритм работы. Поясняет формы отчёта об экскурсии. Предварительно класс делится на группы..

3. Задания выполняются на каждой «остановке» учитель озвучивает время работы и основные аспекты задания.

5. Заключение экскурсии

Ход экскурсии:

УЧИТЕЛЬ: для того, чтобы ваши отчёты были сделаны на пять, необходимо быть внимательными и наблюдательными. Давайте вспомним качества внимательного человека.

Дети - Умение полно подмечать особенности объектов,

явлений и малозаметные детали

Умение вести длительные наблюдения по плану,

фиксировать изменения.

Умение делать выводы из наблюдений.

Умение вести записи по результатам наблюдений.

1 . В начале учащиеся фиксировали температуру воздуха по термометру, сопоставляли с данными сводки погоды. Наблюдали цвет неба, облаков. Сделали заключение, что погода солнечная, ветрено, холодно и пахнет весной.

УЧИТЕЛЬ: читает стихи Е.А. Баратынского

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он!

Весна, весна!

Как высоко на крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

2. При выполнении второго задания у школьной клумбы, напоминаю о том, что растения не рвать и не топтать. Фото делать аккуратно, работать осторожно.

3. Для того чтобы сделать яркими представления о цветущей поре весны, в ходе экскурсии для создания поэтического настроения и красоты природных явлений можно прочитать стихотворения о весне… Можно использовать игровые приёмы, загадки, пословицы.

Например:

По весне набухли почки

По весне набухли почки,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена:
Сколько носиков зеленых! Т. Дмитриев

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна
”.(Е. Карганова).

ЗАГАДКИ о живых организмах, которые встретились на экскурсии:

1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок (Лиственница)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)

2. Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице- в полоску.

Ты узнаешь – это….(Берёзка)

3. Не сучок, не листок, а на дереве растёт (Трутовик)

4. Мягок, а не пух зелён, а не трава (Мох)

5. Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие. (Тополь)

6. Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух,

И превратился в пух (Одуванчик)

7. Есть у весеннего цветка Приметы, чтоб не ошибиться: Листик - как у чеснока, А корона - как у принца! (Нарцисс)

8. Из луковки вырос, Но в пищу негож. На яркий стаканчик Цветок тот похож. (Тюльпан)

9. В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.

(воробей)

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.

(воробей)

10.Весной прилетает птица.
Поле вспашут - там любит кормиться.

(грач)

ПОСЛОВИЦЫ О ВЕСНЕ:

Апрель с водою, а май с травою.

Весной сверху печёт, а снизу морозит.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

4. В конце экскурсии напоминаю школьникам тему экскурсии. Подводим итоги, констатирую, что все провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили свои знания. Предлагаю также желающим по памяти сделать фактические записи, рисунки и фотографии по экскурсии.

Алгоритм работы на экскурсии для учащихся:

Задание №1 Фенологические наблюдения экскурсионного дня по форме:

Дата

Температура воздуха

Облачность

Ясность

Ветер

Задание №2 Какие живые организмы вы заметили на школьной клумбе?

К какому царству они относятся? Какие особенности имеют?

Что происходит с ними в весеннее время года?

Задание №3 Каких представителей царства животных вы увидели во время экскурсии? Что меняется в их жизни с приходом весны?

Задание №4 Какие ещё живые организмы были вами замечены на экскурсии? К какому царству их относят? Какое значение они имеют?

Задание №5 Наблюдали ли вы следы деятельности человека на обследуемом участке природы? Как можно охарактеризовать данную деятельность?

Основные выводы об экскурсии.

Эпиграф: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”. Паустовский.

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся с растительным миром Алтайского края на примере деревьев и кустарников школьного дендрария.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений школьного дендрария;
  2. Научить отличать некоторые виды растений, произрастающие в с. Соколово и характерные для края;
  3. Научить делать гербарии из листьев деревьев и кустарников;
  4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.
  5. Развивать навыки поведения на природе;
  6. Развивать навыки оформления работы.

Оборудование: тетрадь и карандаш; задания.

Подготовительный этап: Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что тему и задачи экскурсии сообщаются накануне. Проводится беседа о правилах поведения на экскурсии. Разрабатывается маршрут, по которому будет проходить экскурсия.

Ход экскурсии

1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.

Учитель. Ребята, знаете ли вы правила поведения в природе. Давайте их вспомним.

Ученики. Не ломать деревья и кустарники. Не рвать цветы. Не затаптывать растения, а ходить по дорожкам и тропинкам. Собирать плоды с минимальным ущербом для растений. И т. д.

Учитель. Молодцы!

2. Учащимся выдаются карточки-задания.

3. Объясняются требования к выполнению отчёта по проведенной экскурсии.

4. Учащимся напоминается о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.

5. Движение по маршруту

1. Вступительное слово учителя.

“Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: деревья, кустарники, травы, цветы, небо, солнце… Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Только задумайтесь: природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. А мы сегодня попадем в удивительный мир растений нашего дендрария и попытаемся познать частичку природы.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”

Игра “Похлопали – потопали” (приложение 1)

2. Рассматривает вместе с учащимися деревья школьного дендрария. Дети отгадывают загадки и собирают листья для гербария. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.

    Жду в лесу я вас
    В любой день и час.
    К вам сама приду
    Только раз в году. (Ель)

    Стоит Алена – платок зеленый,
    Тонкий стан – белый сарафан. (Береза).

    Сучки рогатые,
    Плоды крылатые,
    А лист – ладошкой,
    С длинной ножкой. (Клен).

    Осенью, как только свистнет
    Зыбкий ветер –дождевик
    У каких деревьев листья
    Покраснеют в тот же миг? (Рябина, клен, осина)

    У маленькой елочки
    Колкие иголочки

    Шарики синие,
    Словно бы в инее. (Можжевельник).

    Летом рады мы свежей
    Ягодке медвежьей,
    А сушеная в запас
    От простуды лечит нас.(Малина)

    То ли с крыши, то ли с неба,
    Или вата, или пух,
    Или, может, хлопья снега
    Появились летом вдруг?
    Кто же их исподтишка
    Сыплет, будто из мешка? (Тополь).

    Хоть не плохо я одета,
    Бьет озноб меня всегда,
    И весной, и жарким летом
    Вся дрожу как в холода. (Осина)

    Цветки белые кистями,
    Плоды черные с костями. (Черемуха)

    Есть у родственницы елки
    Неколючие иголки.
    Но, в отличие от елки,
    Опадают те иголки. (Лиственница).

    В сенокос горька,
    А в мороз сладка.
    Что за ягодка. (Рябина).

    Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок -
    Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

3) Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья зимой, когда с них опадут все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму.

У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

4) Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно “узнать” дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

Игра – задание “Поиск листьев” (приложение 3)

5) Подведение итогов экскурсии. Обобщения. Выводы.

“Сегодня мы с вами сделали еще один шаг к познанию удивительного и многогранного мира нашей Природы. На этом наша экскурсия окончена, и мы пройдем в школу, где каждый из вас получит форму отчёта.”

Форма отчета

  1. Составить коллекцию листьев с указанием дерева или кустарника, которому они принадлежат;
  2. Оформить книжки-малютки с загадками или стихами о деревьях;
  3. Приложить фотографии растений с места экскурсии (по возможности).

Итог: Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку “Деревья и кустарники Алтайского края, произрастающие в школьном парке Соколовской школы” Учащиеся читают друг другу приготовленные стихи о деревьях и кустарниках увиденных во время экскурсии.

Список используемой литературы:

  1. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2000.
  2. Электронное учебное издание. Дрофа. Биология. 6 класс.
  3. Журналы “Биология в школе”.
  4. Л.Д. Парфилова Уроки биологии 6-7 класс. Книга для учителя. М.: Сфера, 2003.
  5. Измайлов И. В. и др. Биологические экскурсии. М, Просвещение, 1983.

Очень часто возникают трудности при составлении плана и заданий экскурсий, связанные с особенностями местоности своего региона. Предлагаю цикл экскурсий, расчитанных на степную зону Краснодраского края. Данные экскурсии можно полноценно провести на территории любого школьного двора или ближайшем сквере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл экскурсий на уроках биологии в 6 классе

Экскурсия № 1

Тема:

Цель:

Задачи:

Задание

  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Этап – Рефлексия

Экскурсия № 2

Задание

  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания.
  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту

Опять погода стужей дышит,

Зато на окнах, сквозь лучи,

Мороз опять узоры пишет

Своей серебряной парчи.

4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

Экскурсия № 3

Задание

Душистый колос

Птичья гречиха, спорыш

Ежа сборная

Клевер ползучий (белый)

Подорожник большой

Ромашка пахучая

4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.

5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.

  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту

6. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

  1. Этап – Рефлексия

Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения степной зоны Краснодарского края, произрастающие в школьном парке»

Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки.

Экскурсия № 4

Тема:

Природное сообщество и человек

Цель:

Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем.

Задачи:

Задание

  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания.
  3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
  4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
  2. Перечислить названия кустарников.
  3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
  4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
  5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
  6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
  1. Что растет у самой земли?
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Экскурсии на уроках биологии Учитель биологии МОУ СОШ № 3 Марина Е.В.

6 класс Экскурсия № 1 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Экскурсия №2 Зимние явления в жизни растений Экскурсия № 3 Мир растений малой Родины Экскурсия № 4 Природное сообщество и человек

Золотистою долиной Ты уходишь, нем и дик. Тает в небе журавлиный Удаляющийся крик. Замер, кажется в зените Грустный голос, долгий звук. Бесконечно тянет нити Торжествующий паук. А.Блок Экскурсия № 1 Тема: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Цель: Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края Задачи: Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе

Задание Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени? Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений? Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?

Экскурсия № 2 Тема: Зимние явления в жизни растений Цель: Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. Задачи: Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой; определит влияние факторов среды на рост и развитие растений; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся.

«Тихо падают белые снежинки, это бесшумное движение белых мыслей вдоль неподвижного. Какие собраны сюда блаженства!» М.Пришвин Задание Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии. Опишите форму кроны березы, липы, дуба. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.

Экскурсия № 3 Тема: Мир растений малой Родины Цель: Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка Задачи: Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка; научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона; научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края.

Спокойно небо голубое; Одно в бездонной глубине Сияет солнце золотое Над степью в радужном огне; Горячий ветер наклоняет Траву волнистую к земле, И даль в полупрозрачной мгле, Как в млечном море, утопает; И над душистою травой, Палящим солнцем разреженный, Струится воздух благовонный Неосязаемой волной. Экскурсия № 4 Тема: Природное сообщество и человек Цель: Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. Задачи: Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием; Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды; Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.

Задание 1. Опишите сообщество школьного парка по плану: 1) Какие деревья произрастают в данном сообществе? 2)Перечислить названия кустарников. 3) Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе? 4) Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)? 5) Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе? 6) Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения? 2. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»

Предварительный просмотр:

6 класс

Экскурсия № 1

Тема:

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Цель:

Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края

Задачи:

  1. Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой;
  2. Показать многообразие растений и животных;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе

Задание

  1. Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?
  2. Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?
  3. Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.
  4. Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии
  3. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.
  2. Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.
  3. Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.
  4. Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.
  5. Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
  2. Обсуждение представленных творческих работ.
  3. Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Краснодарского края.

Предварительный просмотр:

6 класс

Экскурсия № 2

Задание

  1. Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии.
  2. Опишите форму кроны березы, липы, дуба.
  3. Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба.
  4. Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке.
  5. Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам.
  6. Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.
  1. Этап – Разработка экскурсии
  1. Постановка цели и задач
  2. Разработка маршрута экскурсии
  1. Этап – Проведение экскурсии
  1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
  2. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
  1. Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений?

Опять погода стужей дышит,

Зато на окнах, сквозь лучи,

Мороз опять узоры пишет

Своей серебряной парчи.

  1. Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.

У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.

  1. Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево.

У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.

  1. Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты).
  2. Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.
  1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
  1. Этап – Рефлексия
  1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
  2. Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем»
  3. Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Краснодарском крае.

Предварительный просмотр:

6 класс

Экскурсия № 3

Задание

  1. Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения.
  2. Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев.
  3. Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя.

    Ежа сборная

    Клевер ползучий (белый)

    Подорожник большой

    Ромашка пахучая

    1. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.
    2. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.
    1. Этап – Разработка экскурсии
    1. Постановка цели и задач
    2. Разработка маршрута экскурсии
    1. Этап – Проведение экскурсии
    1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
    2. Выдать учащимся карточки – задания.
    3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
    4. Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.
    5. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
    1. Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края.
    2. Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария.
    3. Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария.
    1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

    Основную часть территории Краснодарского края занимает степная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями степи.

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием;
    2. Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды;
    3. Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе;
    4. Показать влияние деятельности человека на растения сообщества.

    Задание

    1. Опишите сообщество школьного парка по плану:
    1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
    2. Перечислить названия кустарников.
    3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
    4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
    5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
    6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
    1. Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»
    1. Этап – Разработка экскурсии
    1. Постановка цели и задач
    2. Разработка маршрута экскурсии
    1. Этап – Проведение экскурсии
    1. Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
    2. Выдать учащимся карточки – задания.
    3. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
    4. Проведение экскурсии – Движение по маршруту
    1. Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их.
    2. Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений.
    3. Изучение сообществ происходит по плану:
    1. Какие деревья произрастают в данном сообществе?
    2. Перечислить названия кустарников.
    3. Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
    4. Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
    5. Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
    6. Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
    1. Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».
    2. Беседа предложенным учителем вопросам:
    1. Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности)
    2. Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью?
    3. Какие породы деревьев произрастают в сообществе?
    4. Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев?
    5. Что растет у самой земли?
    6. В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе?
    1. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.

    Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах?

    1. Этап – Рефлексия
    1. Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
    2. Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде.
    3. Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.

    Экскурсии в школьном курсе биологии.

    Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию у учащихся первых представлений о взаимосвязях и развитии комплексов любого природного комплекса, о природных богатствах и их значений в народном хозяйстве. Поэтому преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий.

    Экскурсии как обязательная форма обучения естествознания введена в русскую школу очень давно. Выходит специальный журнал «Школьные экскурсии и школьный музей». Методика проведения экскурсий разработана, описана биологами и методистами Гердом, Полянским, Райковым. Одна общая мысль пронизывает работы великих людей: «Экскурсия должна заключаться не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия нескольких десятков живых существ, не на отдельный организм нужно обращать внимание экскурсантов, а на явления общего характера. Тогда наши ученики будут представлять себе жизнь окружающей природы в виде тесно связанных явлений, а не отдельных существ с удивительными особенностями».

    Составляя годовой план, учитель биологии намечает и проведение экскурсий. Каждая экскурсия должна органически входить в систему уроков темы, либо может быть проведена во время летней учебной практики. Уроки подготовят теоретическую базу знаний учащихся(на экскурсии), а экскурсия расширит и конкретизирует их. Вместе с тем экскурсии в теме может бы определено целью учителя использовать результаты наблюдений школьников на многих последующих уроках.

    По мнению Герда А. правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебного-воспитательной задачи. Поэтому в разработках всех экскурсий, имеются несколько обязательных частей:

    1) Определение задачи или темы экскурсии и краткое введение в форме рассказа или беседы. (На протяжении г. «Шкiльний свiт» в газете «Химия и биология». Публикует очерки киевского биолога в рубрике «Экскурсии». Очерки содержат интересные рассказы о существовании и взаимосвязи дикой природы и человека, особенно в условиях города.)

    2) Самостоятельные работы учащихся.

    3) Их отчеты, дополнительных сведения учителя, обобщающая беседа.

    Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить внимание, как наблюдать, поэтому этап поисковых и исследовательских работ должен быть по моему мнению оснащен, инструктивными карточками-заданиями, содержать несколько вопросов, несложных табличек для записи конкретных наблюдений. Эффективно организовать исследовательскую деятельность учащихся дает возможность работа учащихся в группах, формируя которые учитель учитывает уровень успеваемости учащихся, темп работы каждого, эрудицию, умение чертить, рисовать и т. д. Поэтому каждая экскурсия содержит карточки задания для практической работы группы детей с учетом их способностей. Цель заданий – научить учащихся видеть происходящие вокруг явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения возникающих вопросов; добывать знания, а не получать их в готовом виде.

    Убеждена, что знания сформированные на эмпирическом уровне менее прочны, чем те которые затронут мир эмоций, чувств ребенка, получили его личностную оценку и стали убеждением. Поэтому в моей работе приведены поэтические строки Ф. Тютчева, А. Фета. Они позволят не просто создать нужное настроение, а ту особую эмоциональную атмосферу, без которой невозможно формирование любви к предмету, они повышают уровень усвоение и запоминания наблюдаемых явлений за счет эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей.

    Приведу лишь один пример из работы, когда при проведении экскурсии в лесополосу(лес) во вступительном слове о природных сообществах, разнообразии животного мира и их роли в природе я использую такие стихи:

    «Природа – наш багатий дім,

    Ми вільно живемо у нім.

    Завдання ж полягає в тому,

    Щоб з’ясувати все у ньому.

    Таке поставимо питання

    Яке у кого харчування?

    Як співіснують кіт й корова?

    І в чому тих зв’язків основа?

    Сказав Петрусь дружку Данилі:

    «Оці коти вже надоїли,

    дахами бродять, ніби плачуть,

    в кутку сидять, в коморі скачуть.

    З корови користь всім відома!

    Корову краще мати вдома».

    На що Данило відповів:

    «Не жить корові без котів»!

    Надо ли говорить о том, с каким интересом после этого обсуждают взаимосвязи в природе, какие интересные цепи питания строит буйная детская фантазия. И получая задания на этой экскурсии найти определенных насекомых, птиц, млекопитающих или следы их существования правильно делают выводы о том, случайно ли их появление в данном растительном сообществе. Вышеупомянутый методический прием не нов и не универсален, однако он не терпит постоянства и однообразия применения, использую его в своей работе ограничено.

    Завершающим этапом экскурсии может стать итоговая беседа, во время которой руководители групп рассказывают о наблюдениях и находках, показывают собранные материал, обрабатывают его, составляют коллекции , пишут отчеты, мини-сочинения.

    Так экскурсии позволяют с первых школьных уроков учителям-биологам прививать любовь к природе, показать ее мощь и ранимость, позволяют ввести учащихся в мир сложных взаимосвязей живой природы, способствует воспитанию эстетического отношения и любви к природе родного края.

    Тема: «Экскурсия к пресному водоему »

    Цель: ознакомить учащихся с разнообразием и процессами жизнедеятельности животных – гидробионтов, выявлять их приспособленность к среде существования, обосновать правила поведения в природе.

    Оборудование: сачок, банки, лупы, тетради для записей, карандаши.

    План экскурсии

    1) Вступительный рассказ учителя о характеристике природных сообществ места экскурсии; разнообразие членистоногих в водоемах; их роль в природе, возможные места обитания.

    2) Беседа о правилах поведения в природе

    3) Самостоятельная работа учеников с тетрадями, с заданиями.

    Задания для 1 группы

    1. В местах со стоячей водой или медленным течением и большим количеством водных растений зачерпните банкой воду, в которой плавают мелкие ракоподобные - дафнии и циклопы. Вспомните, что их тело прозрачное и малозаметное в воде.

    2. Наблюдайте за их движениями. Объясните, почему дафний называют «водяными блохами»

    3. Вспомните, чем питаются дафнии и циклопы; объясните почему их называют «активными биологическими санитарами водоемов» ?

    4. Вспомните, какие животные питаются дафниями. Какая роль дафний и циклопов в жизни водоема?

    5. Запишите к какому классу и типу относятся дафнии и циклопы.

    Задания для 2 группы

    1. Словите и посадите в стеклянную банку жука-плавунца. Определите его форму тела, размеры, окраску, особенности строения в связи с приспособлениями к обитанию в водоеме.

    2. Наблюдайте за его движениями в воде, обратите внимание на роль конечностей.

    3. Пронаблюдайте как жук дышит, выясните на какое время ему хватает запаса воздуха.

    4. Укажите черты приспособления жука к обитанию в воде.

    5. Выполните, чем питается жук плавунец и его личинка, сделайте вывод о их значении в природе.

    6. Запишите к какому типу, классу он принадлежит.

    Задания для 3 группы

    1. Стеклянной банкой зачерпните воду со стоячего водоема, в которой развиваются личинки комара.

    2. Рассмотрите внешнее строение личинки – большую голову, достаточно широкую грудь, тонкое брюшко.

    3. Пронаблюдайте как личинка держится вводе, на поверхности или в толще воды. Свяжите поведение с процессами дыхания.

    4. Постучите по банке карандашом и пронаблюдайте, как на это реагирует личинка.

    5. Зарисуйте личинку, запишите к какому типу, классу относятся комар.

    4) Обсуждение результатов экскурсии, выполняемых заданий (беседа).

    5) Домашнее задание: оформить отчёт по экскурсии.

    Экскурсия 2

    Биология 8 класс

    Тема «Экскурсия в лес»

    Обучающая цель: познакомить учащихся с разнообразием насекомых леса, научиться узнавать голоса птиц, выявлять следы млекопитающих, раскрыть черты их приспособления к окружающей среде, применить знания по правилам поведения в природе.

    Оборудование: тетрадь для записей, карандаши, лупы, бинокли, фотоаппарат.

    План экскурсии:

    1) Подготовка учащихся к экскурсии, знакомство их с заданиями, методикой выполнения самостоятельных работ, оформление работ.

    2) Рассказ учителя о природных сообществах места экскурсии; разнообразие животных их роль в природе, возможные места жизни.

    3) Беседа по правилам поведения во время экскурсии.

    4) Самостоятельная работа учащихся.

    5) Подведение итогов с обсуждением результатов самостоятельных заданий. Обсуждение примеров вредного влияния человека на природную среду, загрязнение территории, разведение костров в непредназначенных для этого местах, запрещение охоты.

    6) Домашнее задание: оформить отчет по экскурсии.

    Задание для 1 группы

    1. Найдите муравейник, опишите, где он расположен, из чего построен, каковы его размеры, зарисуйте его.

    2. Выясните количество муравьиных стежек, куда они ведут, их длина.

    3. Пронаблюдайте, что муравьи несут в гнездо. Сделайте вывод, чем они питаются, каково их значение в природе. Бросьте муравьям другое насекомое и пронаблюдайте за их поведением.

    4. Запишите свои наблюдения и выводы.

    5. Организуйте охрану муравейников.

    Задания для 2 группы

    1. Среди многочисленного лесного птичьего хора узнайте голос…..(птицы) по его характерным позывным….

    2. Подойдите к нему как можно ближе, определите его размеры, рассмотрите цвет оперения. Выясните, где строят ……(птицы) гнезда.

    3. В глубине леса найдите дупло дятла, пронаблюдайте за следами его работы, как он передвигается по стволу дерева, какую роль при этом выполняет его хвост. Какие звуки характерны для этой птицы?

    4. Высоко в воздухе, над верхушками деревьев, пронаблюдайте за характерным токовым полетом лесного жаворонка (другая птица). Прослушайте его песню, рассмотрите в бинокль окраску оперения

    5. Вспомните, чем питаются лесные птицы, сделайте выводы о их значении в природе.

    Задание для 3 группы

    1. Вблизи водоема найдите землю прорытую кабаном. Рассмотрите отпечатки его копыт. Что ищут кабаны взрывая землю?

    2. Найдите в лесу норы млекопитающих. Измерьте их диаметр и определите кому они принадлежат и есть ли рядом следы этих животных. Обратите внимание, отличается ли выбранная земля от верхнего слоя грунта.

    3. Сделайте вывод о значении роющей деятельности млекопитающих в жизни леса.

    4. Следствие наблюдений и выводы запишите в тетрадь.

    Экскурсия 3

    Биология 8 класс

    Тема. Экскурсия на лугу. Разнообразие насекомых и беспозвоночных животных. Их роль в природе и жизни человека.

    Цель экскурсии : познакомить учащихся с разнообразием насекомых, позвоночных животных лугов, их приспособлениями к среде существования, значением в природе, жизни человека; воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование: блокноты, карандаш, ручки.

    План экскурсии:

    1. Подготовка учащихся к экскурсии: знакомство с заданиями, правилами поведения в природе; разделение класса на звенья для выполнения самостоятельных работ

    2. Краткая характеристика природных сообществ в месте экскурсии(беседа, рассказ)

    3. Самостоятельная работа учащихся

    4. Итоги. Обобщения результатов наблюдений, формулировка выводов про разнообразие насекомых, позвоночных животных, их характерные особенности, признаки приспособлений к среде существования.

    5. Домашнее задание: оформить отчет об экскурсии.

    Задание для 1 группы

    Найдите солнышко семиточечное. Возьмите его в руку, легонько сдавите пальцами. Что заметили на пальцах? Какого цвета и запаха жидкость, которую выделяет солнышко? Пронаблюдайте, поедают ли его птицы? Если нет, то почему? Как называют такую окраску? Сделайте выводы? Найдите на шиповнике колонии тли, которые повреждают растения. Посадите на них солнышко и пронаблюдайте как солнышко их поедает. Какое это имеет значение в природе?

    Задание для 2 группы

    Проведите наблюдения за поведением пчелы в природе. В чем связь растения – пчелы – урожай? Как пчела опыляет цветы? Для чего пчела посещает цветы? Как она собирает пыльцу, нектар? Как можно назвать сложное поведение пчелы? Чем оно обусловлено? Сделайте вывод.

    Задание для 3 группы

    Найдите позвоночных животных на данном участке, опишите их внешнее строение и особенности поведения. Указать особенности строения, позволяющие им хорошо приспособиться к условиям окружающей среды. Сделайте вывод.

    Задание для 4 группы

    Изучите местонахождение гнезда птицы, опишите его форму, определите из какого строительного материала изготовлена внешняя и внутренняя сторона гнезда. Определите, кому оно принадлежит? Какими семенами и плодами могут питаться птицы и млекопитающие данного участка? Сделайте вывод.

    Задание для 5 группы

    Укажите какие животные проживают в данной местности. Какие связь между ними и растениями данного участка? Какова их роль в жизни человека? Сделайте выводы.