Формирование бюджета налогов. Анализ роли налога на прибыль в формировании доходов консолидированных бюджетов субъектов рф Роль налога на прибыль в формировании бюджета

Основным объектом налогообложения предприятий является валовая (балансовая) прибыль, представляющая главный источник, из которого изымаются разнообразные налоговые платежи. Вначале из валовой прибыли отчисляются налоги в местный и республиканский бюджеты, целевые сборы, а затем из налогооблагаемой части оставшейся прибыли изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, а также штрафы, пени, неустойки.

Налог на прибыль относится к федеральным налогам, которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России. Кроме того, налог на прибыль относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является организация, получившая прибыль.

Налог на прибыль выполняет как фискальную, так и регулирующую функции. Согласно Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» налог на прибыль является весомым источником доходов федерального бюджета РФ, так как поступления от налога на прибыль составляют более 6 % со всех доходов федерального бюджета РФ. Общая ставка налога на прибыль составляет 24%, из которых 6% перечисляется в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ – 16%, в местный бюджет – 2%. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная ставка не может быть ниже 12%.

Налог на прибыль введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Одна из отличительных особенностей налога на прибыль предприятий состоит в том, что облагаться этим налогом может не вся чистая или балансовая прибыль, а только ее часть, именуемая налогооблагаемой прибылью.

Например, часть прибыли предприятия, направляемая на развитие производства, повышение научно-технического потенциала предприятия, капиталовложения из прибыли в производственную сферу часто освобождаются от налога на прибыль.

После уплаты предприятием всех налогов и сборов, образуемых из прибыли, в его распоряжении остается так называемая распределяемая (остаточная) прибыль. Название «распределяемая» отражает то обстоятельство, Что эта часть прибыли распределяется самим предприятием, его администрацией. По большому счету, распределяемая часть прибыли делится на фонд накопления (капиталовложения в развитие предприятия) и фонд потребления (расходы на социальные нужды, на материальное стимулирование и др.).

Посредством реализации фискальной функции налога на прибыль происходит изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государства: для функционирования публичной власти, для осуществления государством его функций, для содержания той непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов. Реализация фискальной функции налогов показывает их значение при формировании доходной части бюджетной системы государства.

С фискальной функцией налога на прибыль тесно связана распределительная функция, которую некоторые ученые именуют перераспределительной.

Эта функция заключается в следующем.

Во-первых, посредством налогов перераспределяется часть валового внутреннего продукта от источника к потребителю соответствующих финансов.

Во-вторых, распределительная функция налогов означает иной характер распределения и перераспределения финансов – между звеньями бюджетной системы государства, то есть межбюджетное регулирование государственных доходов. Такие отношения, возникающие в связи с перераспределением налоговых доходов между звеньями бюджетной системы России, являются частью межбюджетных отношений.

Согласно ст. 313 НК РФ налогоплательщики по налогу на прибыль организаций исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Кроме того, на основании п. 1 ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.

Налоговый учет по налогу на прибыль организаций представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы по этому налогу.

НК РФ дает более узкое определение категории «налоговый учет по налогу на прибыль организаций», однако, несмотря на это, оба определения можно считать верными. Так, согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет по налогу на прибыль организаций - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством.

В настоящее время порядок налогообложения налогом на прибыль регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

1) гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ;

3) Методическими рекомендациями налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, касающимися особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденными приказом МНС России от 28 марта 2003 г. № БГ-3-23/150;

4) иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. Расчет налоговой базы по налогу на прибыль составляется на основе обобщенных данных из аналитических регистров налогового учета.

Расчет налоговой базы по налогу на прибыль в обязательном порядке должен содержать следующие данные:

1) период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

2) сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе: выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав; выручка от реализации ценных бумаг; выручка от реализации покупных товаров; выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке; выручка от реализации основных средств; выручка от реализации товаров (работ, услуг), обслуживающих производств и хозяйств;

3) сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе: расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав. При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода: расходы, понесенные при реализации ценных бумаг; расходы, понесенные при реализации покупных товаров; расходы, связанные с реализацией основных средств; расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг);

4) прибыль (убыток) от реализации, в том числе: прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав; прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг; прибыль (убыток) от реализации покупных товаров; прибыль (убыток) от реализации основных средств; прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств;

5) сумма внереализационных доходов;

6) сумма внереализационных расходов;

7) прибыль (убыток) от внереализационных операций;

8) итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу на будущее в соответствии с НК РФ.

Согласно ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, где прибылью признается:

1)для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с НК РФ;

3) для иных иностранных организаций - доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

На основании п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли. Поскольку порядок определения прибыли различен для разных категорий налогоплательщиков, то различен и порядок определения налоговой базы, что может быть представлено в табл. 1.

Таблица 1

Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль

Налогоплательщик

Налоговая база

Российские организации

Денежное выражение полученного дохода, уменьшенного на величину произведенных расходов

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства

Денежное выражение полученного через постоянные представительства дохода, уменьшенного на величину произведенных постоянными представительствами расходов

Иные иностранные организации

Денежное выражение дохода, полученного от источников в Российской Федерации

Из рассмотренной таблицы очевидно, что общая формула для расчета прибыли (налоговой базы) выглядит следующим образом:

прибыль (налоговая база) = доходы - расходы .

Предусмотрено несколько налоговых ставок в зависимости от вида полученного дохода:

24% для всех доходов, кроме указанных ниже. Распределение по уровням бюджета может изменяться в период его формирования по решению законодательных органов власти. В 2003 г. в федеральный бюджет зачислялось 6%; в бюджеты субъектов Российской Федерации - 16%; в местные бюджеты - 2%, а на 2004 г. утверждено соответственно 5%, 16%, 2%;

По доходам, полученным в виде дивидендов:

6% - от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации;

15% - от российских организаций иностранными организациями или российскими организациями от иностранных организаций;

По операциям с отдельными видами долговых обязательств:

15% по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

0% по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г.

Ставка налога по прибыли, полученной Банком России от осуществления деятельности, связанной с денежным обращением,- 0%. При этом прибыль, полученная от иной деятельности, облагается налогом по ставке 24%.

Согласно п. 1 ст. 286 НК РФ сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Особенностью налогообложения налогом на прибыль является то, что метод исчисления налога на прибыль предопределяет порядок и сроки уплаты налога на прибыль в бюджет. Так, налог на прибыль уплачивается в следующие сроки.

1. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

2. Ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

3. Квартальные авансовые платежи уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (квартал), то есть не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (квартала).

4. В течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства на территории РФ.

5. В течение 10 дней со дня выплаты дохода по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

6. В течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход налогоплательщиками - получателями доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов.

Налоговые льготы по налогу на прибыль предусмотрены ст. 251 НК РФ. Согласно этой статье не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль следующие доходы:

– в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ; услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

– в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

– в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации, включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером);

– в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

– в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение;

– в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

– в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

– другие доходы в соответствии с НК РФ.

Организации при исчислении налога на прибыль для определения доходов и расходов имеют право использовать метод начислений или кассовый метод. При этом, согласно положениям НК РФ, кассовый метод имеют право использовать организации, у которых за предыдущие четыре квартала средняя сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Метод начисления . При использовании этого метода доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав в их оплату. Датой получения дохода от реализации для целей налогообложения признается день отгрузки или передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав. Для внереализационных доходов дата их получения устанавливается индивидуально, в зависимости от вида дохода.

Расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической уплаты денежных средств и иной формы их оплаты.

В НК РФ указаны две даты признания материальных расходов. Первая - день передачи сырья и материалов в производство. При этом расходами признаются только то сырье и материалы, которые приходятся на производственные товары (работы, услуги). Вторая - расходы на оплату услуг или работ производственного характера включаются в состав налоговых расходов на день подписания акта приемки-передачи.

Амортизационные отчисления и заработная плата отражаются в составе расходов ежемесячно.

Кассовый метод . При использовании этого метода датой получения дохода признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, поступление иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом следует иметь в виду, что:

Расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль по мере списания данного сырья и материалов в производство;

В составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, учитывается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве.

Налоги исчисляются после получения оплаты за реализованные товары (работы, услуги), и существует реальная возможность перечисления их в бюджет. Однако пользоваться кассовым методом не так уж выгодно, как может показаться. При кассовом методе должны быть оплачены как доходы, так и расходы.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. Если организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются разными ставками, то налоговая база исчисляется отдельно по каждому виду деятельности. Налогоплательщик ведет раздельный учет по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Доходы от реализации и внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки. Считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверить правильность применения цен по сделкам в следующих случаях: 1) между взаимозависимыми лицами; 2) по товарообменным (бартерным) операциям; 3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Если невозможно установить рыночную цену ввиду отсутствия либо недоступности источников информации об этих ценах, для их определения используется метод цены последующей реализации. При этом рыночная цена товаров, работ, услуг, реализуемых продавцом, рассчитывается по формуле

Рыночная цена = Цена, по которой проданные товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже) — Обычные в подобных случаях затраты, понесенные перепродавцом при перепродажеи продвижении на рынок приобретенных товаров (работ, услуг) — Обычная для данной сферы деятельности прибыль перепродавца.

При невозможности использования метода цены последующей реализации применяют затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ, услуг определяется по формуле

Рыночная цена — Обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и реализацию товаров (работ, услуг), а также затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты + Обычная для данной сферы деятельности прибыль.

Подсчет затрат для целей определения рыночной цены отличается от подсчета затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. При определении рыночной цены учитываются как затраты, учитываемые при налогообложении, так и иные затраты. Следует иметь в виду, что:

При исчислении налоговой базы не учитываются доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу;

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам. Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток - отрицательная разница между доходами и расходами, налоговая база признается равной нулю.

Убытки, полученные организацией в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, уменьшают налоговую базу текущего периода на всю сумму убытка или часть этой суммы при следующих условиях: 1) срок переноса убытка не должен превышать 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток; 2) совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы; 3) если убытки понесены более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они понесены; 4) организация обязана хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, во время которого она уменьшает налоговую базу.

2. Порядок формирования налоговой базы по единому социальному налогу

Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств обеспечения прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Он заменяет совокупность действовавших ранее взносов в пенсионный, социальный фонды, фонд обязательного медицинского страхования и фонд занятости. Однако остается распределение суммы налога по отдельным фондам в соответствии с нормативами, установленными законодательством. Введение единого социального налога предусматривает:

Единую налоговую базу для исчисления налога, суммы которого подлежат зачислению в соответствующие социальные внебюджетные фонды;

Сохранение государственных внебюджетных социальных фондов (фонд занятости ликвидируется);

Снижение платежей, перечисляемых в фонды (тариф снижается с 38,5 до 35,6% от налоговой базы) с применением регрессивной шкалы налогообложения.

В настоящее время порядок исчисления и уплаты ЕСН регулируется положениями главы 24 НК РФ. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам приказом от 5 июля 2002 г. № БГ-3-05/344 утверждены «Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога», которые носят разъяснительный характер.

Плательщики налога подразделяются на две категории:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

Организации,

Индивидуальные предприниматели,

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Для плательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Для налогоплательщиков - физических лиц, производящих выплаты физическим лицам, объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые этими налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Для плательщиков, относящихся ко второй категории, объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или имущественных прав, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.

Законодательством предусмотрено, что не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, произведенные в пользу физических лиц организациями, если такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, а у индивидуальных предпринимателей - не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Например: суммы начисленных дивидендов; стоимость безвозмездно переданного имущества; премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения; суммы материальной помощи, предоставленной для улучшения жилищных условий и иных социальных потребностей; единовременные пособия, начисленные уходящим на пенсию ветеранам труда; оплата проезда к месту работы и обратно и т.д. Если трудовым договором будет предусмотрен определенный перечень выплат в пользу работников организации, то они будут входить в расходы при налогообложении прибыли и, следовательно, будут являться объектом налогообложения при исчислении ЕСН.

Налогооблагаемая база . Учитываются любые доходы, начисленные в денежной или натуральной форме. Например, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования. Так, если работодатель производит оплату стоимости путевки за работника, то ее стоимость подлежит налогообложению. Необходимо также учитывать, что выплаты произведенные в натуральной форме в виде товаров, пересчитываются при расчете налоговой базы исходя из рыночных цен этих товаров надень их выплаты. Например, работнику произведены выплаты в виде строительных материалов - кирпич в количестве 2000 шт. Определяется рыночная цена товара - 5000 руб. за 1 тыс. шт. Облагаемая база составит 10 000 руб. (5000 х 2000 шт.).

Лица, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, налоговая база определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период от предпринимательской либо профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения индивидуальных предпринимателей, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов, установленных при исчислении налога на прибыль. При невозможности установления этих расходов применяются нормативные затраты в процентах к сумме начисленного дохода в соответствии с утвержденной таблицей (например, создание литературных произведений - 20%, музыкальных - 40%).

В налогооблагаемую базу не включаются:

Все виды установленных законодательством компенсационных выплат;

Все виды государственных пособий, которые регламентированы актами федерального законодательства, законодательными актами субъектов Российской Федерации либо решениями представительных органов местного самоуправления. Пособия в Российской Федерации являются одной из форм социальной помощи и определяются как регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или средств бюджетов всех уровней. Кроме того, к государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета, например, трудовые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособие по безработице;

Единовременная материальная помощь, оказанная в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения материального ущерба, причиненного физическим лицам, а также лицам пострадавшим от террористических актов, членам семьи умершего работника;

Выплаты за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в 3 месяца и не превышают 10 000 руб. в год;

Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность, которая избирается посредством прямых выборов по всем уровням власти;

Иные виды выплат в соответствии с перечнем, установленным законодательством.

Льготы . От уплаты налога освобождаются:

1) организации - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III групп. Правомерность использования этой льготы подтверждается при представлении в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации по единому социальному налогу списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида);

2) каждый работник общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждений, созданных для достижения культурно-оздоровительных мероприятий и иной помощи инвалидам, если выплаты не превышают 100 тыс. руб.

Ставки налога. Ставки налога определены законодательством и зависят от категории плательщика и величины выплат с начала года на каждого работника. Разработаны четыре регрессивные шкалы ЕСН. Так, для работодателей-организаций максимальная ставка ЕСН составляет 35,6% (по выплатам до 100 000 руб.), а минимальная - 2% (по выплатам свыше 600 000 руб.).

Задача 6

Список использованной литературы

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая //Библиотечка «Российской газеты» — № 17. – 2000.

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая //Библиотечка «Российской газеты» — № 17. – 2000.

  1. Налоговое право. Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2004. Издержки производства и контроль за их снижением в условиях рыночной экономики

    2014-12-21

В современных условиях главная задача деятельности большинства организаций — увеличение поступления денег и сокращение платежей в бюджет. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации.

Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Бюджет налогов составляется для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов.

Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рисунке.

Модель налогового бюджета организации

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой- и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета).

Место бюджета налогов в бюджетной модели компании

В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности.

Полный бюджет налогов формируется в самостоятельных структурных единицах (в центрах прибыли и центрах инвестиций). Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и др. (в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т.д.

Обратите внимание. Формированием бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей), а расчетом отдельных параметров (например, налогооблагаемой базы) — соответствующие подразделения компании в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Когда операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

После определения «затратных» налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов, а также определяется чистая прибыль. Затем составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств (в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств). Поэтому нельзя стопроцентно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, так как изначальный вариант еще может корректироваться. В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

На какой срок составлять бюджет?

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Комментарий специалиста: В. Ю. Халезин, консультант по экономическим вопросам ООО «Онегин-Консалтинг» (г. Санкт-Петербург)

В нашей компании корпоративный налоговый бюджет составляется по мере необходимости (раз в месяц, квартал, год, на среднесрочную перспективу) либо в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов и анализируется налоговым менеджером.

Документ создается с учетом следующих дат:

    годовой бюджет — до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2012 г. — до 01.12.2011);

    квартальный бюджет — до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал — до 10 июня);

    месячный бюджет — до 10-20-х чисел месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь — до 10–20 мая).

Как собрать информацию

Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которых можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Составляем бюджет налогов

Процедуру формирования бюджета налогов необходимо начать с планирования начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

Для расчета планируемых сумм начисления налогов используются следующие исходные данные:

    планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);

    налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов — ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);

    прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Обратите внимание. Структура исчисляемых налогов зависит от нескольких факторов: специфики видов деятельности, осуществляемых организацией; выбранного режима налогообложения; наличия определенного имущества в собственности или пользовании компании (земельные участки, здания (сооружения), недра, транспортные средства, иное имущество); места осуществления деятельности и др.

Мы не будем останавливаться на упрощенной системе налогообложения, так как она предназначена для использования малыми предприятиями с небольшими оборотами (в них из-за размера зачастую отсутствует необходимость бюджетирования).

Рассмотрим общий режим налогообложения, присущий большинству организаций.

Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию: сроки уплаты, суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет, совокупный перечень налогов к уплате. Целесообразно к форме налогового бюджета приложить справочную информацию для проверки правильности исчисления налогов.

Пример налогового бюджета приведен в таблице.

Налоговый бюджет на I квартал 2012 г., руб.

Вид налога, сбора

Справочная информация

I квартал 2012 г.

I квартал 2012 г., итого

налоговая база

взаимосвязь с документами

январь

февраль

март

Косвенные налоги

начисленный

Реализация

Бюджет продаж, бюджет доходов и расходов

Закупка материалов, товаров

Бюджет закупок

Реализация

Бюджет продаж

Налоги, увеличивающие расходы

Налог на имущество

Среднегодовая стоимость имущества, которое относится к объектам налогообложения

Прогнозный баланс

Транспортный налог

Мощность двигателя (л. с.)

Технические паспорта автомобилей

Земельный налог

Кадастровая стоимость земельного участка

Свидетельство о праве собственности

В том числе с выплат работникам:

страховые взносы на обязательное социальное страхование

Выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров

Бюджет расходов на оплату труда

Денежная величина, определяемая как превышение полученных доходов над предоставленными вычетами

Бюджет расходов на оплату труда

Налоги из прибыли

Налог на прибыль

Денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению

Сводный налоговый регистр

В зависимости от осуществляемых видов деятельности компания также может быть плательщиком акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, транспортного, земельного и прочих налогов.

Параметры для расчета данных налогов (ставки, сроки начисления и уплаты налогов, льготы) содержатся в НК РФ.

    Руководство ООО МФК "ИнкассоЭксперт" выражает благодарность Аудиторской компании "Камертон-АК" за проведение аудита за 2017 год. Аудиторская проверка показала, что специалисты "Камертон-АК" обладают высоким профессиональным уровнем, доброжелательны, дисциплинированы и ответственны

    Ясаков С.С Генеральный директор ООО МФК «ИнкассоЭксперт»

    Специалисты компании «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы бухгалтерского учета и финансового обеспечения нашего учреждения; разъяснили требования действующего законодательства, провели качественный правовой анализ заключенных учреждением хозяйственных договоров; оказали необходимую консультационную помощь администрации учреждения в организации и учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Майоров А.Н. Директор ГБУ ЦД «Личность»

    При оказании услуги по разработке проектов Учетной политики, специалисты «Камертон- АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности.

    Прохорова Н.Д. Главный бухгалтер ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации»

    Консультационные услуги в сфере организации бухгалтерского учета и налогообложения. оказывались специалистами ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» своевременно и на высоком качественном уровне. Учитывая результаты анализа качества и своевременности оказания консультационных услуг, мы предлагаем продолжить сотрудничество с ООО Аудиторская компания «Камертон-АК», заключив консультационный договор на 2013 год

    Урин В.Г. Генеральный директор ГБУК г. Москвы «МАМТ»

    В процессе осуществления аудиторских мероприятий специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» оказывали необходимую консультационную помощь в организации бухгалтерского учета нашего автономного учреждения, разъясняли положения и требования действующего законодательств, недостаточно четко прописанные в нормативных документах, давали полезные советы по решению текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности.

    Дытынис Г.Д. Директор ГАУ НО «Управление госэкспертизы»

    В период аудиторской проверки специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы налогового и бухгалтерского учета нашего учреждения. Оказали необходимую консультационную помощь, разъяснили требования действующего законодательства, недостаточно четко прописанные в нормативных документах.

    Османов С.П. Начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России»

    Специалисты ООО Аудиторская компания «Камертон-АК» провели детальный анализ остатков по счетам бухгалтерского учета КП «Спортивный комплекс «Крылатское» с целью качественного и полного переноса их на счета бухгалтерского учета созданного на его базе ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    Будилин В.Г. И.О. Генерального директора ГБУ «Спортивный комплекс «Крылатское» Москомспорта

    В период аудиторской проверки специалисты Аудиторской компании «Камертон- АК» на достаточно высоком уровне произвели все необходимые аудиторские процедуры в отношении системы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности нашего учреждения. По результатам проверки отмечаем высокий профессиональный уровень специалистов ООО «Камертон-АК», а также достойное качество оказанных ими аудиторских услуг

    Молодкин К.А. Генеральный директор ООО «Лидера»

    Сотрудники «Камертон-АК» провели качественный анализ системы бухгалтерского учета и налогообложения нашего учреждения; определили и порекомендовали наиболее оптимальные в условиях нашей финансово-хозяйственной деятельности методики организации и ведения бухгалтерского учета и налогообложения оказали необходимую консультационную помощь администрации и бухгалтерии в организации учета финансово-хозяйственной деятельности

    Домогарова Т.В. ФГБУ "ФНИЦЭМ им Н.Ф. Гамалеи"

    В период аудиторской проверки, несмотря на определенные сложности в получении необходимой информации в связи со сменой руководства бухгалтерией нашего учреждения, а также периодической смены в проверяемом периоде применяемых нами бухгалтерских баз данных, специалисты ООО Аудиторскакя компания «Камертон-АК» произвели качественный анализ системы финансового обеспечения, бухгалтерского и налогового учета.

    Мазур А.И., Московский драматический театр имени А.С.Пушкина

Формирование дохода федерального бюджета

Федеральный бюджет - главное звено бюджетной системы Российской Федерации. Он является основным инструментом перераспределения внутреннего валового продукта национального дохода в масштабах государства в целом.

Именно на федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов построения межбюджетных отношений.

Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, средств по взаимным расчетам с бюджетами субъектов РФ, других безвозмездных перечислений, а также остатка средств на конец предыдущего года.

К основным налоговым доходам федерального бюджета относятся:

· акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

· налог на прибыль (доход) организаций;

· налог на доходы от капитала;

· государственная пошлина;

· таможенная пошлина и таможенные сборы;

· платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами;

· экологический налог;

· федеральные лицензионные и регистрационные сборы и др.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

· доходов от использования или продажи имущества, находящегося в Федеральной собственности;

· части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (в размерах, устанавливаемых Правительством РФ);

· прибыли Банка России по нормативам, установленным федеральными законами);

· доходов от внешнеэкономической деятельности;

· доходов от реализации государственных запасов и резервов.

Бюджетная статистика свидетельствует, что основные поступления в федеральный бюджет России состоят из налоговых платежей, на долю которых приходится более 80% поступлений.

Налоговые поступления в федеральный бюджет РФ за январь-июнь 2011 года выросли на 39,6% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составили 2,17 триллиона рублей.

В июне 2011 года, по предварительным данным, в федеральный бюджет РФ поступило администрируемых ФНС доходов в сумме 412,7 миллиарда рублей, что в 1,7 раза больше, чем в июне 2010 года.

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составили 44 процента, НДС - 41 процент и налога на прибыль - 7 процентов, Прочие поступления (штрафы, пени, за нарушение сроков уплаты налоговых платежей).

Рис.

Поступления налога на прибыль организаций в июне 2011 года составили 27 миллиардов рублей, или в 1,5 раза больше, чем в июне 2010 года. За январь-июнь 2011 года по сравнению с январем-июнем 2010 года поступления выросли на 37,1 процента.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в июне 2011 года, поступило 182,1 миллиарда рублей - в 1,9 раза больше, чем в июне 2010 года. За I полугодие 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления выросли на 37,3%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в июне 2011 года поступило 7,8 миллиарда рублей - в 2,1 раза больше, чем в июне 2010 года. За январь-июнь 2011 года по сравнению с январем-июнем 2010 года поступления выросли в 2,3 раза.

Формирование доходной части регионального бюджета

Региональный бюджет представляет собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему .

При установлении регионального налога законодательный орган субъекта Федерации может предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К региональным налогам и сборам относятся:

· налог на имущество организаций;

· налог на недвижимость;

· дорожный налог;

· транспортный налог;

· налог с продаж;

· налог на игорный бизнес;

· региональные лицензионные сборы.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

· средства, получаемые от продажи регионального имущества;

· средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

· средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

· средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

· плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

· доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

· часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

· другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета

Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.

Представительней орган власти субъекта Федерации имеет право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым законодательством.

Законы субъекта Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъекта Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъекта Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет на текущий финансовый год.

Органы исполнительной власти субъекта Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных бюджетом.

При отсутствии задолжности по бюджетным ссудам регионального бюджета перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера бюджетного дефицита и размера государственного долга органы исполнительной власти также могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Федерации.

С позиции управления целесообразно использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.

В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.

Несмотря на большое число источников доходов их, однако, нельзя считать взаимозаменяемыми. По возможности для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат. Для капитальных затрат целесообразно использовать субсидии, займы. Налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.

Долгосрочные займы целесообразно использовать для целей капитальных затрат региона. Это происходит потому, что капитальные затраты будут удовлетворять запросы населения в течение длительного времени, а погашение займа и выплата процентов по нему будут осуществляться из средств налогообложения также в течение длительного времени.

Использование займов для целей погашения текущих затрат нежелательно, так как подобная политика приводит к перекладыванию здравствующими гражданами бремени выплат на будущие поколения, которые, в отличие от них, уже не смогут воспользоваться благами этих займов.

Текущие налоги и платежи малопригодны для капитальных затрат с той точки зрения, что граждане будут вынуждены полностью взять на себя бремя расходов по услугам, преимуществами которых смогут воспользоваться только будущие поколения. Если при осуществлении капитальных затрат используется статья налогов и платежей, то объем этих расходов может быть слишком мал, поскольку население может не захотеть полностью оплачивать проекты, непосредственные преимущества от которых будут слишком малы.

Тем не менее, существуют случаи, когда займы являются приемлемым источником финансирования текущих расходов. Бюджетные расходы обычно производятся по достаточно стабильному графику в течение всего года, в то же время поток поступлений в региональный бюджет может быть менее регулярен и зависит от множества факторов. В целом в течение года следует или уравновешивать свои активы и пассивы на текущих счетах или иметь небольшое положительное сальдо для того, чтобы покрывать капитальные затраты. Поэтому краткосрочные займы, практикуемые региональными органами власти для компенсации нерегулярного поступления платежей, вполне оправданы.

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ 11

1.1 Функции налога на прибыль организаций в современной российской экономике 11

1.2 Эволюция налога на прибыль и его основных элементов в России 21

1.3 Национальные особенности налогообложения прибыли в зарубежных странах и их адаптация к российским условиям 28

ГЛАВА 2. ПРИБЫЛЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ - ИСТОЧНИК

ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ 41

2.1 Анализ динамики поступлений налога на прибыль в бюджетную систему РФ.41

2.2 Оценка корреляционных связей между прибылью организаций и формированием доходов субфедеральных бюджетов 60

2.3 Современная практика использования государством регулирующего потенциала налога на прибыль 78

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ПРИБЫЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 92

3.1 Мероприятия по усилению фискальной функции налога на прибыль организаций 92

3.2 Совершенствование налогообложения прибыли как инструмента межбюджетного регулирования доходной части бюджетов всех уровней 108

3.3 Налоговое регулирование как механизм активизации поступлений налога на прибыль организаций 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 140

ПРИЛОЖЕНИЯ 145

Введение к работе

Налоги - важнейший элемент экономических и финансовых отношений. Эффективная мобилизация финансовых ресурсов в бюджетную систему посредством налогообложения и оптимальное распределение бремени налогов между экономическими субъектами являются серьезными проблемами бюджетно-налоговой политики государства.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на
современном этапе - создание благоприятных условий для активной
финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и
стимулирование экономического роста посредством _ достижения
оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е.
оптимального соотношения между средствами, остающимися в
распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые

перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Налог на прибыль занимает особое место в национальной бюджетно-налоговой системе, поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на экономическую активность в стране.

С одной стороны, налог на- прибыль - один из самых значительных элементов в общей структуре расходов организации, поэтому любое изменение налогового законодательства в части налогообложения" прибыли оказывает серьезное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. В связи с этим стимулирующий потенциал налога на прибыль огромен и многие экономисты убеждены, что активизация его регулирующей функции должна быть одной из приоритетных задач экономической политики в ближайшие годы.

С другой стороны, налог на прибыль является одной из наиболее доходных статьей бюджетной- системы Российской Федерации и

обеспечивает государству возможность полноценного финансирования его основных функций. Однако современные новации налогового законодательства снижают эффективность фискальной политики в области отечественной системы налогообложения прибыли: уменьшена ставка налога, введена «амортизационная премия», расширен список затрат, относимых на расходы. Сложившаяся тенденция изменения налоговой политики свидетельствует о преобладании мероприятий, направленных на снижение издержек налогоплательщика по уплате налога на прибыль независимо от его категории и сфер деятельности, что существенно снижает экономический эффект от мотивационной составляющей налогообложения прибыли организаций.

Кроме того, при реформировании системы налогообложения прибыли не учитываются последствия проводимых реформ для регионов и муниципальных образований. Поэтому любые изменения методики расчета и порядка уплаты указанного налога влияют не только не деятельность конкретного экономического субъекта, но и на финансовую систему страны в целом.

Все сказанное выше обусловило актуальность темы настоящего исследования, его цель и задачи, теоретическую новизну и практическую значимость.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованием вопросов теории и практики налогообложения прибыли хозяйствующих субъектов занимается ряд ученых экономистов, в том числе Барулин СВ.; Брызгалин А.В., Горский И.В., Дадашев А.З., Кашин В.А., Малис Н.И., Павлова Л.П., Пансков В.Г., Поляк Г.Б., Родионова В.М., Романовский М.В., Черник Д.Г., Шаталов С.Д. и другие.

Значительное число работ специалистов направлено на изучение и анализ отдельных норм законодательства по налогообложению прибыли. Вместе с тем меняющиеся условия налогообложения прибыли требуют новых исследований, рассматривающих возможности использования

регулирующего механизма налога на прибыль на современном этапе развития экономики Российской Федерации, обеспечивающего постоянство налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является исследование взаимосвязей между государством и хозяйствующими субъектами по поводу налогообложения прибыли и формирования ресурсной базы органов власти разных уровней, а также разработка и обоснование предложений по совершенствованию механизма налогообложения прибыли для обеспечения стабильности доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

показать роль налога на прибыль в формировании доходной части бюджетов разных уровней в современной российской экономике;

проанализировать опыт налогообложения прибыли в зарубежных странах и изучить возможность его использования в России;

определить приоритетные цели налоговой политики в области налогообложения прибыли, позволяющие оптимизировать фискальную и регулирующую функции налога на прибыль организаций;

выявить факторы, оказывающие влияние на динамику поступлений налога на прибыль и установить закономерности налоговых изъятий на федеральном и региональном уровнях;

оценить эффективность новаций в области налогообложения прибыли с точки зрения их влияния на формирование доходной базы бюджетов разных уровней и финансовое состояние хозяйствующих субъектов в РФ;

разработать практические рекомендации по совершенствованию механизма формирования налоговой базы налога на прибыль организаций с учетом необходимости сохранения его роли как источника доходов бюджетов разных уровней и стимулирования предпринимательской активности в реальном секторе экономики.

Предметом исследования является совокупность финансово-экономических отношений, складывающихся между государством и хозяйствующими субъектами в процессе исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в бюджетную систему РФ.

Объектом исследования выступают бюджеты разных уровней и хозяйствующие субъекты, осуществляющие уплату налога на прибыль организаций.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой проведенного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых.

Методологической основой диссертационной работы явились принципы диалектической логики, позволившие исследовать изучаемые явления и процессы их развития, выявить противоречия и соотнести сущностные характеристики и формы их проявления применительно к реальной практике.

В ходе выполнения работы применялись такие приемы исследования, как системный подход, анализ, синтез. В совокупности данные методы исследования позволили обеспечить достоверность полученных результатов, сделать научно-обоснованные выводы и разработать практические рекомендации.

Информационную базу исследования составили законодательные и
нормативно-правовые акты Российской Федерации и Калужской области,
статистические материалы Федеральной службы государственной

статистики (Росстата) и Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Калужской области, Федеральной налоговой службы и Управления ФНС России по Калужской области, бухгалтерская и

налоговая отчетность хозяйствующих субъектов, публикации в периодических изданиях.

Научная новизна исследования состоит в разработке научно-методических основ налогообложения прибыли, обоснования практических рекомендаций, связанных с совершенствованием законодательных актов, а также механизмов увеличения доходной базы федерального и региональных бюджетов в части налогообложения прибыли.

уточнено понятие налогового регулирования прибыли, которое определено как комплекс мер, позволяющих взаимоувязать интересы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов за счет реализации основных функций налога на прибыль организаций;

обоснована целесообразность введения минимального налога на прибыль организаций и рассчитан экономический эффект, связанный с уменьшением количества убыточных организаций и повышением налоговых платежей в бюджетную систему РФ;

разработаны меры по укреплению финансовой самостоятельности органов местного самоуправления за счет поступлений доходов от налога на прибыль организаций в бюджеты муниципальных образований, а также по мотивации региональных органов власти использовать его в качестве инструмента повышения экономической активности хозяйствующих субъектов на основе количественной взаимозависимости данного налога и объема инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов;

обоснована необходимость дифференцированного подхода к

налогообложению топливных и металлургических компаний и предложена

расчетная ставка налога на прибыль организаций, позволяющая повысить

эффективность механизма взимания природной ренты и формирования доходов бюджетной системы при сохранении налоговой нагрузки на оптимальном уровне;

> разработан механизм сближения бухгалтерского и налогового учетов путем уменьшения количества временных налоговых разниц, позволяющий налогоплательщику самостоятельно определять момент признания доходов и расходов в налоговом учете в пределах определенных законодательством сроков.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в
разработке и обосновании автором конкретных практических рекомендаций
по увеличению доходной базы бюджетов разного уровня путем
совершенствования действующей системы налогообложения прибыли,
нацеленной на обеспечение сбалансированности интересов

налогоплательщиков и государства.

Результаты научного исследования, а также выводы и оценки могут быть использованы Министерством финансов РФ при разработке основных направлений налоговой политики, а также территориальными органами власти при формировании концепций экономического развития регионов.

Теоретические положения диссертации могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по финансовым дисциплинам в высших учебных заведениях.

Апробация диссертационной работы. Основные результаты диссертации докладывались на всероссийских и региональных научно-практических конференциях по проблемам экономического развития Российской Федерации.

Основные положения теоретической части исследования используются

кафедрой «Финансы» Калужского филиала Академии бюджета и

казначейства Министерства финансов Российской Федерации в учебном процессе при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплинам «Налоги и налогообложение», «Теория налогообложения», что подтверждено справкой о внедрении.

Выводы диссертационной работы по совершенствованию механизма налогообложения прибыли, по организации налогового учета и совершенствованию расчетов организации с бюджетом по налогу на прибыль были использованы ООО «НПФ Стелла» при построении автоматизированной системы налогового учета и отражении расчетов по налогу на прибыль организаций в бухгалтерском учете, что подтверждено соответствующей справкой о внедрении.

Публикации. Основные материалы диссертационной работы опубликованы в 7 научных статьях общим объемом 2,5 п.л., из них две работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Диссертационная работа изложена на 144 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (96 источников). Иллюстрационный материал включает 25 таблиц, 10 рисунков, 1 приложение.

В первой главе дается оценка эволюции налога на прибыль и его основных элементов, а также анализируется опыт налогообложения прибыли в зарубежных странах.

Во второй главе исследуется роль налога на прибыль организаций в формировании доходной базы бюджетов всех уровней; оцениваются факторы, оказывающие влияние на динамику налоговых изъятий прибыли хозяйствующих субъектов.

В третьей главе разработаны предложения по совершенствованию механизма налогообложения прибыли организаций с целью стабилизации доходов бюджетной системы РФ.

Функции налога на прибыль организаций в современной российской экономике

Налог на прибыль один из самых значительных элементов в общей структуре расходов предприятия, поэтому любое изменение налоговой системы в части налогообложения прибыли сразу же оказывает влияние на деятельность хозяйствующего субъекта. В связи с этим стимулирующий потенциал налога на прибыль огромен и многие экономисты убеждены, что активизация его регулирующей функции должна быть поставлена во главу угла экономической политики государства в долгосрочной перспективе .

Вместе с тем налог на прибыль является значительной статьей доходов в бюджете Российской Федерации и обеспечивает государству возможность профинансировать те расходы, без которых ему не обойтись. Благоприятная конъюнктура - - на рынках энергоресурсов способствует - повышению собираемости налогов, увеличению объема налоговых доходов бюджета. Указанные позитивные тенденции влияют и на ослабление фискальной политики в области отечественной системы налогообложения прибыли: уменьшена ставка налога, введена «амортизационная премия», расширен список затрат, относимых на расходы для целей налогового учета. В настоящее время налоговая система России является вполне конкурентоспособной по отношению к налоговым системам других государств.

Однако сложившаяся в настоящий момент времени - ситуация с избыточными финансовыми ресурсами нефтегазового характера таит в себе следующие опасности: - рост государственных доходов сопровождается увеличением расходов и расходных обязательств, от которых не так легко отказаться, когда доходы начнут снижаться;

Рост цен на энергоносители вызывает раскручивание инфляционной спирали и необходимость сдерживания процессов финансирования реальной экономики;

существует определенный лимит нефтегазовых источников финансирования бюджетной системы. Ориентируясь на прогнозные показатели 201 Огода, которые дает Министерство экономического развития и торговли, профицит определен в размере 0,1% ВВП, что сопоставимо с погрешностью вычислений.

Следовательно, уже сейчас надо готовить почву для увеличения налоговых поступлений ненефтегазового характера через определенный лаг времени. При этом в основных направлениях налоговой политики на 2008 -2010 гг. поставлена задача не повышать существующую налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты. Поэтому любые новации в области налогового регулирования прибыли необходимо осуществлять постепенно и продуманно, учитывая реальный уровень доходов субъектов хозяйствования, а также перспективы его роста в течение достаточно продолжительного периода.

Налоговая политика в области налогообложения прибыли осуществляется через налоговый механизм, одним из элементом которого является налоговое регулирование. В юридической литературе не дается определения понятия налогового регулирования. Следует отметить, что среди российских и зарубежных экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового регулирования.

class2 ПРИБЫЛЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ - ИСТОЧНИК

ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ class2

Анализ динамики поступлений налога на прибыль в бюджетную систему РФ

Перспективы развития экономики государства во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений, являющихся результатом налоговой нагрузки, и тем ее предельным уровнем, который возможен в условиях действующей экономической политики и налогового законодательства. Рост государственных расходов (на управление, оборону, решение социальных программ и т.д.) требует неизбежного увеличения доходов и соответствующего увеличения налоговой нагрузки. Однако очевидно, что эта тенденция не может быть бесконечной, и существует граница, за которой дальнейший рост налоговой нагрузки социально и политически невозможен ввиду объективных и субъективных причин.

Логика построения налога на прибыль увязывает в значительной степени регулирующую и фискальную функцию налогообложения. Формируя доходную базу федерального бюджета, субъектов Федерации налог на прибыль дифференцировано определяет рост деловой активности с учетом отраслевых и региональных особенностей. Выявление основных показателей указанной взаимозависимости позволит выработать соответствующие управленческие решения для определения механизмов и поиска резервов для совершенствования и повышения эффективности налогообложения прибыли в России.

Анализ системы налогообложения прибыли организаций заключается в выявлении тенденций практической реализации порядка налогообложения на микро- и макроуровнях с учетом следующих изменений: - уменьшение ставки налога с 35 до 24%;

Отмена ранее действовавших инвестиционных льгот;

Изменение методов определения выручки и начисления амортизации;

Установление открытого перечня расходов и т.д.

Исходя из поставленных задач, можно выделить несколько основных составляющих проведения аналитической работы:

Первое - макроэкономический анализ, т.е. определение зависимости налоговых поступлений от макроэкономических индикаторов развития страны.

Второе - анализ налоговых поступлений на мезоуровне, т.е. на уровне субъектов Федерации. По формам и методам он схож с макроэкономическим анализом, но учитывает особенности развития конкретных регионов.

Третье - микроэкономический анализ, т.е. анализ налоговых поступлений в сопоставлении с показателями экономической деятельности организации.

Только использование всех трех направлений позволит оценить ситуацию с налоговыми поступлениями прибыли в комплексе и принять правильные системные решения по улучшению эффективности налогообложения.

Для анализа ситуации на макроуровне рассмотрим налоговые поступления в 2001-2007гг. Для объективной оценки налоговых поступлений прибыли необходимо учитывать макроэкономические индикаторы развития страны, прежде всего, объем ВВП. Прибыль является одной из составляющих ВВП наряду с косвенными налогами и доходами в виде заработной платы в совокупности с налогами, базой которых является заработная плата.

class3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ПРИБЫЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ class3

Мероприятия по усилению фискальной функции налога на прибыль организаций

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации продолжают оставаться в новом столетии упрощение налоговой системы, совершенствование работы налоговых органов и снижение налоговой нагрузки. Благоприятная для Российской Федерации внешнеэкономическая конъюнктура на рынках энергоресурсов способствовала стабилизации социально-экономического положения в стране и хорошей наполняемости бюджета. Вместе с тем оригинальные налоговые новации могут иметь весьма неприятные последствия, особенно в отношении такого налога как налог на прибыль организации, который играет существенную роль в наполняемости не только федерального, но и региональных бюджетов.

Налоговая система России в какой-то мере является производной от систем налогообложения других стран, что подтверждается наличием следующих общих моментов: доля налоговых поступлений в ВВП с учетом социальных платежей составляет-в среднем по странам Западной Европы 39%, в России - 30-33%; в России ставка налога на прибыль 24% сопоставима со среднеевропейским уровнем (27%); базой подоходного налога с корпораций является разность между валовым доходом от всех источников и разрешенными издержками производства; наличие разного рода налоговых вычетов при расчете налогооблагаемой прибыли, в том числе схожих типов льгот (ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит и др.) Вместе с тем действующая в России система подходов к налогообложению прибыли и расчетов конкретного налога на прибыль приобрела специфические особенности:

S сложность исчисления налогооблагаемой базы, наличие в законодательстве ряда неточностей широкого толка, провоцирующих негативный финансовый эффект; S чрезмерно широкая налоговая база, соответственно налогом фактически облагается не реально полученная предприятием прибыль, а некий «условный доход», так как предприятие, согласно действующему российскому законодательству, не может вывести из под налогообложения все затраты, связанные с извлечением дохода. Наиболее значимой целью совершенствования фискального механизма налога на прибыль является обеспечение социально и экономически необходимого уровня налоговых доходов в бюджет. Одним из главных инструментов воздействия на увеличение доходов от налога на прибыль является ставка налога.

В настоящее время ведется дискуссия о возможности снижения ставки налога на прибыль, что должно, по прогнозам экономистов, стимулировать рост деловой активности предпринимательской сферы и в конечном итоге положительно сказаться на доходах бюджета. По нашему мнению, указанная мера является несвоевременной. Во-первых, дальнейшее снижение ставки негативно отразиться на доходах федерального бюджета - 1 процентный пункт снижения уменьшает общие поступления в бюджет на 22,7млрд.руб. или 0,3% всех доходов федерального бюджета .

Во-вторых, статистические данные по развитым странам, да и опыт нашего государства не подтверждают факт резкого уменьшения размеров теневой экономики при уменьшении ставки налога на прибыль.