Гармонии задумчивый поэт. Гармонии задумчивый поэт Ф.Шопен

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Гармонии задумчивый поэт»

Презентация для урока музыки в 5 классе

Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки


Фредерик Шопен

(1810 – 1849)


Польский композитор Фредерик Шопен был прекрасным пианистом. О нём говорили, что «клавиши под его пальцами начинают петь».

Ноктюрны и прелюдии, вальсы и мазурки, полонезы и баллады – вот далеко не полный перечень жанров, в которых композитор оставил свой яркий след.

Шопен писал музыку только для фортепиано, но этот инструмент, благодаря Фредерику Шопену зазвучал как симфонический оркестр. Известно, что Шопен написал всего лишь два произведения, где звучал симфонический оркестр – это два концерта для фортепиано с оркестром





«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой…?»

« …Я помню шелест каждого листка, каждой травинки, вижу дорогие мне лица, я чувствую тебя, милая моя Родина. Каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песней, не то любимого танца – мазурки. И так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался!...»




Горсть Земли

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт.

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах


ВАЛЬС

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Ещё звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву.

Как весть о том. что я живу

С природою в родстве.


Прелюдии Шопена

Творчество Шопена как композитора теснейшим образом связано с его исполнительским творчеством. Будучи прекрасным пианистом, Шопен явился новатором в создании лирических фортепианных миниатюр - в искусстве немногословного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства, не всегда поддающиеся слову.

Именно Шопен утвердил пре­людию как самостоятельный вид творчества.



Особенности фортепианной музыки Ф.Шопена

Вслушиваясь в музыку Шопена, нельзя не почувствовать её родства с польской народной музыкой. Это прежде всего относится к чудесным шопеновским мелодиям. Шопен - один из величайших мелодистов в истории музыкальной культуры. Это обусловлено именно её национальным польским колоритом. В самых различных сочинениях Шопена легко улавливаются интонации и ритмы, характерные для польского фольклора (певучие мелодии с изящными мелодическими узорами).Послушаем полонез, который слушали в 4 классе.


Мазурка

В фортепианной музыке Шопена естественно сплетаются различные типы мелодических интонаций: одни – мягкие и плавные, заставляющие вспомнить человеческое пение; другие – декламационные: кажется, что слышишь человеческую речь – то взволнованную, патетическую, то ласковую и нежную; наконец, третьи – подвижные, часто прихотливые, капризные; их можно назвать интонациями инструментальными.


Выбери слова, характеризующие образный строй и настроение музыки.

Задумчиво, мечтательно, как воспоминание, размышление,

грустно.

Проникновенно, задушевно, поэтично, сердечно, лирично.


Дмитриевская ООШ

Сценарий урока музыки в 5 классе

« Гармонии задумчивый поэт»

Провела и подготовила на РМО учитель музыки I категории

Савина Татьяна Михайловна

С. Дмитриево

Тема урока: «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Название урока: «Гармонии задумчивый поэт»

Цели урока : активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и поэзии, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.

Задачи:

Обучающие – углубление знаний о творчестве польского композитора Ф. Шопена, о жанрах фортепианной музыки. Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

Развивающие - развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся, интонационно-образного мышления, воображения, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки, вокально-хоровых навыков;

Воспитательные – воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и поэзии разных стран, исполнительскую культуру.

Планируемые результаты обучения (с учётом УУД):

Личностные - проживание художественного образа, освоение художественного наследия, становление гуманных ценностных ориентиров. Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей .

Метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности. Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.

Предметные - воспринимать произведения искусства, участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям. Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства. Узнавать характерные черты ярких культур мира.

Тип урока – углубление знаний.

Форма урока - литературно-музыкальная гостиная.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колонки

Ход урока:

    Организационный момент. Приветствие.

    Мотивация. Дети, прочитайте фрагмент стихотворения Игоря Таяновского – эпиграф нашего урока : 1 слайд

Мне снилась музыка... Во мгле

Такая в ней светилась сила!

И всё, что было на земле,

Всё из нее происходило…

О чём это стихотворение?

Давайте теперь попробуем сказать, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы п оговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто - тайне музыки.
Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому.

Недаром русский композитор А. Н. Серов говорил: «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить».

"Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада", - слова писателя Виктора Астафьева.

Скажите, зачем нужна музыка? Только ли ради развлечения и удовольствия?А вот советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский сказал, что музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.

3. Изучение нового материала. Сегодня мы побываем в литературно-музыкальной гостиной, где мы услышим стихи и музыку одного великого композитора. Послушай, и подумайте о каком композиторе пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен

2 слайд ВЛАДИМИР ШОСТАК

Не грусти – иная перемена
Отзовётся омутом в мозгах.

Золотая музыка Шопена

Тайною звучит на небесах.

Золотая музыка Шопена

Много лучше всяких перемен.

В жизни часто побеждает пена,

Надо чтобы побеждал Шопен.
АЛЕКСАНДР БАЛТИН

Сегодня мы окунёмся в музыку польского композитора Фредерика Шопена.

Откройте тетрадочки, запишите Фредерик Шопен-польский композитор, годы жизни. А теперь приклейте картинку с изображением композитора.

3 слайд

«Гармонии задумчивый поэт» - так называли этого композитора за его мечтательную, нежную и взволнованную музыку, за музыку полную любви и вдохновения. Та и будет называться наш сегодняшний урок.

Его также называли «Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано».

Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента.

4 слайд

Аудио-рассказ

5 слайд

Учитель Шопена педагог и композитор Юзеф Эльнер, сказал о том, что у его ученика необыкновенные способности и музыкальный гений.
Судьба его сложилась так, что в возрасте 20 лет в 1830 году он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции.

Прощание и тоску о Родине очень точно описал поэт Ашот Граши в своем стихотворении «Горсть земли» которое прочитает Пышкин Артем
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

6 слайд

Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен.

А в музыке Шопена всегда слышится тоска и грусть, боль и воспоминание о родной земле.

7 слайд

Слушать Вальс №7

Мы только что слышали его вальс. Его вальсы очень нежны и лиричны.
Вальс – бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.
Сейчас мы послушали один из самых известных вальсов Ф. Шопена.

Русский поэт Лев Озеров выразил свои чувства после прослушанного Седьмого вальса Шопена в стихах. Послушайте, совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?

Стихотворение ЛЬВА ОЗЕРОВА « ВАЛЬС» прочитает Якушева Алена

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве. Ещё один жанр инструментальной музыки к которой обращался композитор -
Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.
Валерий Стангрит

Все прелюдии Шопена -
Это небо, солнце, ветер,
В чашах скал морская пена,
Росы в травах на рассвете,
Ароматная истома
От жасмина и сирени,
Сердца стук и крыша дома,
В очаге - огня горенье,
Свист меча в кромешной битве,
От души, не в искупленье -
В благодарственной молитве
Преклонённые колени,
Возвращение из плена
Горней грёзы к новой выси...
Все прелюдии Шопена -
Светочувства, цветомысли

8 слайд

Слушать Прелюдия №7

Настроение –

Этюд - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

9 слайд

Слушать Этюд №12 «Революционный» - фрагмент.

10 слайд


Шопен умер в 1849 году в Париже. Тело Шопена покоится в Париже на кладбище Пер-Лашез .

Сердце, согласно его последней воле, замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве. Гений композитора принадлежит всему миру.


Прошло много лет, но великого пианиста и композитора помнят. О нём слагают стихи, пишут песни.

Лев Озеров

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы. Петербурга,
Парижа. Вены, Праги - мой маршрут.
И где б я ни был, как ни волновался,
Какой бы жребий не избрал земной, -
Царит ли полонез, скользит ли вальс,
Ликует ли мазурка - ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.

Вот одна из таких песен, которую исполняет 14-летний мальчик с Украины Влад Каращук. Слушаем. 11 слайд

3. Рефлексия

1. В какой стране родился Фредерик Шопен?

2. В каких жанрах творил композитор?

3. Во сколько лет начал сочинять музыку?

4. Любимый музыкальный инструмент композитора?

5. В какой стране вдали от родины жил композитор?

4.Вокально-хоровая работа: 1) распевка;

2) Повторение песни «Аист на крыше».

Выставление оценок.

Учитель . Следующий этап нашей работы называется «Музыкальный калейдоскоп» . Мы послушаем 7 фрагментов из уже знакомых вам (по 4 классу) фортепианных произведений Ф.Шопена. Пьесы будут звучать не все сразу, а блоками по 2-3 фрагмента. Наша задача – определить произведения, проанализировать и сравнить музыкальные образы, характер музыки и средства музыкальной выразительности. При этом мы будем заполнять на интерактивной доске сравнительную таблицу. Эту же таблицу каждый из вас может найти, пройдя по ссылке (даётся ссылка в dnevnik.ru) и по желанию заполнить её самостоятельно.
(В ситуации отсутствия планшетов у детей, можно раздать каждому заранее распечатанные бланки таблиц для заполнения).
Анализируя каждое произведение Шопена необходимо постоянно отмечать сходство его музыки с поэтической речью (тонкая фразировка, нюансы, агогика и т.д.).
Учитель. Приступаем к первому блоку.
Звучат фрагменты:

  • Ноктюрн f - moll ;
  • Этюд №12 «Революционный».

Учащиеся определяют названия, вспоминают некоторые сведения о данных произведениях, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
1 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз.языка

Ноктюрн f-moll

Лирический, мечтательный; созерцание, размышление, спокойное повествование

Мелодия волнообразная, без скачков, тонкая фразировка постоянно изменяющиеся темп и динамика

Взволнованность, гнев, возмущение, негодование,
отчаяние

Бурные стремительные пассажи в быстром темпе, громкая динамика, пунктирный ритм, призывные интонации.

Общие черты

Написаны для фортепиано;
Подвижная динамика, темповые отклонения. Сходство с поэтической речью.

Учитель. Приступаем ко второму блоку.
Звучат 2 прелюдии:

  • Прелюдия №7
  • Прелюдия №20

Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу на интерактивной доске и каждый индивидуально.
Примерная таблица:
2 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз. языка

Прелюдия №7

Светлая, нежная, лирическая, грациозная, танцевальная,
мечтательная

Скачкообразная мелодия, пунктирный ритм, форма периода (2 предложения, 4 фразы)

Прелюдия №20

Мрачная, траурная, напряжённая. Скорбь, сосредоточен-ность, трагичность.

Тяжёлые аккорды, медленный темп, контраст в динамике (ff -pp), пунктирный ритм.

Общие черты

Написаны для фортепиано, один жанр, тонкая фразировка. Сходство с поэтической речью.

После работы над 2 блоком, учитель предлагает учащимся ещё раз послушать Прелюдию №7 и продирижировать, выделяя жестами 3 долю, тонкую фразировку и «живое дыхание» музыки.

Учитель. Приступаем к третьему блоку. Он состоит из трёх фрагментов. Над этим блоком вы будете работать по группам
Звучат 3 произведения:

  • Полонез A - dur
  • Мазурка №1 B - dur
  • Вальс №7 h - moll

Учащиеся определяют жанр, заполняют таблицу сообща в каждой группе, после чего сверяют результат перед классом, дополняя сведения.
Примерная таблица:
3 блок

Жанр
Произведение

Характер, настроение

Особенности муз.языка

Полонез A-dur

Празднично, торжественно решительно, горделиво, как пламенная речь оратора

Призывные интонации, аккордовый склад, упругий ритм, мажорный лад, трёхдольность

Мазурка №1
B-dur

Лёгкая, блестящая, грациозная, порхающая

Взлетающая вверх мелодия, выделение 3 доли, темповое и динамическое разнообразие

Вальс №7
h-moll

Плавность, мечтательность, взволнованность, лёгкое кружение

Вьющаяся мелодия, трёхдольная пульсация, нарастание звучности и затихание

Общие черты

Написаны для фортепиано, танцевальные жанры, тонкая фразировка, близость к фольклору. Сходство с поэтической речью.

После работы над 3 блоком, учитель предлагает учащимся прочитать ещё одно стихотворение, написанное под впечатлением музыки Ф.Шопена – «Вальс» Л.Озерова .
Учитель. Какому произведению посвятил поэт свои строки? Что значит для него эта музыка?
Ученики. Это стихотворение посвященоВальсу №7 Ф.Шопена, музыка которого стала целым миром, открытым в «сплетенье нотных строк».
Учитель. С чем сравнивает Л.Озеров музыку Ф.Шопена?
Учащиеся зачитывают сравнительные словосочетания из стихотворения: «как вешний ветерок», «как трепетанье птичьих крыл», «как мир, который я открыл», «как облако в голубизне», «как родничок в траве», «как сон, что вижу наяву», «как весть о том, что я живу…»
Учитель. Ребята, теперь вы понимаете, какое большое значение имела музыка Ф.Шопена для поэтов А.Граши и Л.Озерова. Именно в ней они черпали своё вдохновение. Но чем же музыка Ф.Шопена была им так близка?
Ученики. В музыке Ф.Шопена выражены чувства, настроения, мысли и мечты, близкие многим людям.
Учитель предлагает исполнить песню «Желание» на сл.С.Витвицкого . Во время работы над песней ребята отмечают сходство с мазуркой, близость интонаций к польскому фольклору, добиваются правильной фразировки, соблюдая тонкости агогики и нюансов.
Учитель. Ребята, мы видим, что музыка Шопена очень многогранна: произведения разных жанров, многообразие музыкальных образов. Но что объединяет все эти произведения? Посмотрите на нашу таблицу и определите характерные черты музыки композитора.
После согласования в группах приходят к общему выводу:

  • Почти все произведения написаны для фортепиано
  • Одухотворённость, яркое выражение чувств и настроений
  • Близость к польскому фольклору
  • Выразительность музыкального языка (тонкая фразировка, разнообразие динамических оттенков и частые изменения темпа).

Все эти черты сближают музыку с поэзией.
Учитель. Правильно. Значит, теперь мы сможем ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему Ф.Шопена называли поэтом?»

ВЫВОД:
Музыка Ф.Шопена одухотворённая, чувственная, постоянно изменяется, как бы дышит, и похожа на живую поэтическую речь.

Гармонии задумчивый поэт.

(Урок музыки в 5 классе)

Цель: обогатить представление учащихся о жизни и творчестве польского композитора Фридерика Шопена.

Задачи:

  • Знакомство с различными жанрами фортепианной музыки.
  • Знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами.
  • Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
  • Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов.
  • Познание значимости музыки в жизни человека.
  • Формирование личностного отношения к музыке.
  • Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку.
  • Формирование положительных сторон характера: гражданственности, патриотизма; чувства сопереживания, сочувствия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная презентация по теме урока.

1. Организационный момент:

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята!

Вслушайся, весь мир поет,

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всем живет,

Мир ее волшебен!

Ребята! А вы верите в волшебство? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения другому. О, чудо!!! Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! И мне хотелось бы, чтобы волшебный мир музыки подарил вам сегодня хорошее настроение, новые впечатления и открытия.

  1. Слайд 2. . Повторение материала прошлого урока, введение в новую тему

… Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Ребята! Вам знакомы эти стихи? Кто автор этих строк?

Какое отношение имеет этот текст к занятиям на уроках музыки?

(На уроках музыки мы говорим о связи музыки и литературы).

Действительно, мы с вами выяснили что литература и музыка – друзья, а не соперники. И если бы не было литературы, то в музыке не появились бы такие жанры, как опера, балет.

Давайте с вами вспомним, музыку какого композитора мы с вами слушали на прошлом уроке?

А как называется жанр музыкального произведения, в котором Г. Свиридов использовал эти стихи? (определение кантаты) Слайд 3

Мы еще раз убедились, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других.

Слайд 4

Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика.

Шекспир

Разговор на сегодняшнем уроке пойдет о связи музыки и поэзии.

Вашему вниманию я хочу предложить два фрагмента прекрасных стихотворений.

Слайд 5

Опять … не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…

И второй …

…Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Эти строки принадлежат уже знакомому нам поэту Борису Пастернаку. Но в этот раз они посвящены композитору, к творчеству которого Пастернак испытывал большую любовь. Свои теплые чувства к музыке этого композитора он выразил во многих своих произведениях.

Для того, чтобы нам понять о ком идет речь мы разгадаем кроссворд.

Звучит музыка Шопена

Разгадывают кроссворд, собирают слово (Шопен)

Мечтатель пылкий, благородный,

Властитель фортепьянных сцен,

Поэт мелодии народной –

Все это …Фридерик Шопен.

Слайд 6

Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. А почему? Послушайте, как он о нем отозвался.

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

Слайд 7 . Поэтому неспроста тема нашего сегодняшнего урока звучит «Г армонии задумчивый поэт».

Давайте откроем тетради, запишем число, тему

Слайд 8

Фридерик Шопен

Слайд 9 . Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечательному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

(Щелчок) Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия .

Слайд 10 «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Он уезжает из родной страны.

Ребята! Что чувствует человек, который расстается со своими близкими, друзьями, со своей Родиной? (Тоска, грусть, печаль)

И сейчас мы с вами исполним песню «Сторона моя»

Слайд 11

Распевание

ПЕСНЯ СТОРОНА МОЯ

Предчувствия не обманули композитора. Он расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже.

Слайд 12

Перед отъездом состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши.

Работа с текстом

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

В 1849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

Слайд 13 СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Слайд 14

МОЗАИКА ИЗ СЛОВ

(работа со слайдом и учебником)

Ребята! Перечислите жанры, в которых композитор оставил свой яркий след.

Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

Слайд 14 . Шопена нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Вот и настал тот момент, когда мы можем к ней обратиться.

Произведение, которое сейчас прозвучит – ноктюрн. Вам было дано опережающее задание поработать со словарем. Что же означает слово ноктюрн?

Дети:

Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») - название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню.

Слайд 15

У: Сейчас прозвучит « Ноктюрн», а вы попробуйте свои впечатления зафиксировать в цвете.

Звучит: Ф. Шопен. «Ноктюрн № 2 «»

Дети показывают свои рисунки.

У: Почему вы выбрали светлые, мягкие цвета?

Д: Потому что они несут в себе мир радости и счастья.

У: Молодцы! У вас очень чуткое сердце! Вы смогли услышать в сердце композитора спокойствие, счастье, потому что он жил на Родине, в окружении родных и близких.

Слайд 16

У: А теперь что происходит в сердце Шопена?

Звучит « Революционный этюд».

Д: Призыв, ярость, гнев, борьба… Наверное что-то случилось.

Учитель: Какое название бы Вы дали только, что прозвучавшему произведению?

Ученики: «Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»…

У: Направляясь во Францию, Шопена настигло известие о начавшемся в Варшаве национально-освободительном восстании. Он хотел вернуться, но ехать ему в Польшу было нельзя. И юноша, полный романтических мечтаний, сразу превратился в бойца. И душа его стала колоколом свободы. Прозвучавший фрагмент - « Революционный этюд» - первый музыкальный отклик композитора на события в Польше. Изменился ли почерк композитора? Какой стала его речь? Какие средства выразительности?

Д: Пунктирный ритм, быстрый темп, минор, Мелодическая линия вверх как зов, она обрывиста, как декламация.

У: Почему в ваших рисунках столько ярких цветов?

Д: Чтобы подчеркнуть интонации гнева, возмущения. Острые линии - это мотивы призыва.

У: Молодцы! У вас отзывчивое сердце! Но! Варшавское восстание было жестоко подавлено и композитор никогда уже не смог вернуться к родным берегам…

Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Слайд 17

Действительно, ребята. Он написал большое количество танцев (вальсы, мазурки, полонезы). А о произведении, которое прозвучит сейчас мы узнаем из стихотворения Льва Озерова.

ВАЛЬС

Лев Озеров

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Слушание вальса № 7

Физкультминутка

Слайд 18

Вселенная Шопена – водоём

Божественного чистого сознанья.

Он – только человек! Откуда в нём

Живёт нечеловеческое знанье?..

Д. Бочаров

Сегодня на уроке прозвучало много новой для вас музыки, вы услышали много новых названий музыкальных произведений. Слушая Шопена какие чувства вы испытали. Выразите свои мысли, впечатления об услышанной музыки в синквейне

Синквейн (по выбору)

Слайд 19 Музыка

Ответы детей

Слайд 20

Как сказал Л. Толстой «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»
Ребята. Так можем мы сказать, что музыка и поэзия тесно связаны?

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева

(на фоне ноктюрна)

…Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,

Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.

Царили в звуках тех торжественность и тайна,

Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,

Остались суета, страдания и боль…

И по коврам пушистым в дивном, нежном танце

Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Как мы с вами узнали, судьба у Шопена была непростой. А можно назвать Шопена счастливым человеком? (Да, нет)

Ответы детей

Да, он был несчастлив, что жив вдали от Родины. Но счастливым его можно назвать потому, что он сочинял музыку.

А Музыка делает людей счастливыми!

Ребята, а вы хотите быть счастливыми?
Дети:

Да!

Учитель:

А как выглядит счастливый человек?
Дети:

Он улыбается, танцует, поёт, дарит людям добро.

Слайд 21

Песня о доброте

Я очень хочу…

Ребята, как вы думаете? Что больше всего хотел Шопен?

(Быть с родными, близкими,

Заполнение шаров я хочу

Домашнее задание: «Заполнить желания», Цыферов «Тайна запечного сверчка»

Рефлексия .

Выставление оценок

Гармонии задумчивый поэт.

(Урок музыки в 5 классе. Учитель Черненко Т.Г.)

Цель: формирование всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося.

Задачи:

  • Расширение представлений о творчестве западноевропейского композитора Ф. Шопена.
  • Знакомство с различными жанрами фортепианной музыки.
  • Знакомство учащихся с поэтическими и музыкальными шедеврами.
  • Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
  • Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов.
  • Познание значимости музыки в жизни человека.
  • Формирование личностного отношения к музыке.
  • Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку.
  • Формирование положительных сторон характера: гражданственности, патриотизма; чувства сопереживания, сочувствия.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная презентация по теме урока.

  1. Слайд 1 . Повторение материала прошлого урока, введение в новую тему –

… Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

? Какое отношение имеет этот текст к занятиям на уроках музыки?

Какое отношение стихи Бориса Пастернака имеют к нашему уроку?

Как называется жанр муз. произведения, в котором Г. Свиридов использовал эти стихи? (определение кантаты)

Что такое искусство?

В масштабах всего общества искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Слайд 2 . Мы уже не раз говорили, что все виды искусства очень тесно связаны между собой. Не раз замечали, что невозможно вести разговор об одном из видов искусства, не прибегая к помощи других. Назовите основные виды искусства.

? О связи каких видов иск-ва мы говорим на уроках в 1 полугодии?

Слайд 3 . Коль музыка поэзии близка

И как с сестрою с ней соединима,

Любовь меж ними будет велика.

Шекспир

Разговор на сегодняшнем уроке пойдет о связи музыки и поэзии.

Слайд 4. Вашему вниманию я хочу предложить два фрагмента прекрасных стихотворений.

Опять Шопен не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту…

И второй …

…Рука художника еще всесильней:

Со всех вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выходят жизнь, действительность и быль…

Фрагменты этих стихов принадлежат уже знакомому нам поэту Борису Пастернаку. Но в этот раз они посвящены композитору Фредерику Шопену, к творчеству которого Пастернак испытывал большую любовь. Свои теплые чувства к музыке Шопена он выразил во многих своих произведениях.

Слайд 5. И в этом он не был одинок. Генрих Нейгауз, музыкальный деятель, прекрасный исполнитель тоже по-особому относился к творчеству Шопена. Он называет Шопена поэтом. А почему? Послушайте, как он о нем отозвался.

«… Каждая нота композитора, каждая его фраза дышит поэзией, каждое произведение передает с предельной ясностью и силой целостный поэтический образ - видение поэта”.

Слайд 6. Поэтому неспроста тема нашего сегодняшнего урока звучит «гармонии задумчивый поэт».

Слайд 7. Давайте прервемся на некоторое время, откроем тетрадочки, запишем число.

И сначала каждый запишет в своей тетради то, что он знает о Шопене.

Потом, что предполагает….

А дома каждый из вас дополнит эти записи тем, что вы о нем узнаете на нашем уроке или из каких-либо дополнительных источников информации. На следующем уроке мы с вами поделимся своими знаниями друг с другом.

(Зачитали).

Слайд 8 . Продолжаем разговор о прекрасном композиторе и пианисте – виртуозе Ф. Шопене.

Слайд 9 . Родился в Желязовой Воле (сейчас это современный городок, который гордится тем, что именно в нем было суждено появиться на свет этому замечатльному человеку), под Варшавой (Польша) в семье учителя.

Слайд 10 . Мать, Юстина Кржижановская, была полька, отец, Николя Шопен, - француз. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. Еще не умея говорить, ребенок начинал громко плакать, как только слышал игру отца или пение матери. Родители полагали, что Фредерик не любит музыку, и это их сильно огорчало. Но скоро они убедились, что это было совсем не так. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры.

Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и скоро его знала вся Варшава.

Слайд 11 . А одиннадцатилетним подростком он уже пробует сочинять музыку. Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее образование: уже в детстве свободно владел французским и немецким языками, много читал, интересовался историей Польши. Все дети в семье Шопенов были литературно одаренными. Писательский дар проявляется и у Фридерика.

Окончив в 1826 году лицей, юноша поступает в консерваторию. Его учитель по композиции Юзеф Эльснер пишет: «Необычайное дарование, музыкальный гений». В этот период Шопен часто выступает как пианист, а каждые каникулы проводит в путешествиях.

Слайд 12 . В 1829 году молодой музыкант ненадолго ездил в Вену, где с успехом прошли его концерты. Шопен, его родные и друзья поняли, что ему следует отправиться в длительное концертное турне. Шопен долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Но, окончив в 1830 году консерваторию, Шопен отправляется в далекое путешествие. Предчувствия не обманули композитора. Он расстался с родиной навсегда. С 1831 года Шопен живет в Париже.

ГОРСТЬ ЗЕМЛИ

Ашот Граши Перевод с армянского В. Звягинцевой

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нем видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,

Он пел печали благородный свет,

Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,

Той милой горсткою земли родной

Под хмурым небом был увенчан прах.

Слайд 13 . В 1 849 году в Париже Шопен умирает. Тело его похоронено на кладбище Пер-Лашез, а сердце великого композитора (по его завещанию) замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве.

СЕРДЦЕ ШОПЕНА Виктор Боков

Сердце Шопена в костеле святого Креста.

Тесно ему в замурованной каменной урне.

Встал бы владелец его, и немедля с листа

В мир полетели бы вальсы, этюды, ноктюрны.

Слайд 14 . Шопен нет, но жива его музыка, жива память о нем в миллионах людских сердец. Приехав в Варшаву, Желязову Волю, мы можем посетить дома – музеи Шопена, прийти к его памятнику. Здесь у нас в России мы можем посмотреть фильмы о Шопене, прочитать различные печатные издания.

Слайд 15 . Но, самое главное, его музыка нам может рассказать столько, что ни одним средствам массовой информации это сделать не под силу. По сей день музыка Шопена пользуется популярностью. Вот и настал тот момент, когда мы можем к ней обратиться.

Основную часть творчества композитора составляют фортепианные композиции: три сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады, рондо, скерцо и ряд небольших произведений.

Шопен прекрасно знал свои возможности и поэтому совершенно сознательно ограничивался фортепианной музыкой, мастерски используя колористические возможности инструмента. Шопен широко использовал все своеобразие и самобытность польской народной музыки, превращая ее в концертные пьесы.

Слайд 16 .

Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

Будучи прекрасным пианистом, Шопен явился новатором в создании лирических фортепианных миниатюр - в искусстве немногословного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства, не всегда поддающиеся слову. Именно Шопен утвердил прелюд ию как самостоятельный вид творчества.

Слушание: Ф. Шопен. Прелюдия № 7

Слайд 17 .

Этю́д - инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Все миниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как непосредственный отклик на события, происходившие в стране. Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема - аккорды с их пунктирным ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымающиеся и стремительно падающие пассажи в левой.

Узнав о вспыхнувшем в это время в Польше о восстании, Шопен решает вернуться на родину и принять непосредственное участие в событиях. Но друзья отговаривают его. Восстание было жестоко подавлено, его руководители брошены в тюрьмы. Возвращение на родину стало невозможным для Шопена, сочувствующего повстанцам.

« Дом Шопена» Юрий Пашков

Дом, как старинный клавесин,

В низины музыку роняет.

Ветла в податливую синь

Бьет, словно в клавиши рояля.

И сердце яростно в ответ

Взбухает нотой теплокровной -

И ты звучишь на целый свет

Самозабвенно, благородно,

Как революции этюд

Незавершенностью огромен...

А звуки-ходоки идут,

Угаснуть не желая в доме.

Слайд18 . Видео – фрагмент фильма «Жажда любви» - «Революционный этюд» в исполнении Листа.

Слайд19 . Полоне́з - торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам.

Слушание: Ф. Шопен. Полонез № 3

Слайд 20 . Вальс - бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.

Вальсы (всего 14) Шопен писал на протяжении почти всей жизни, начиная с 16 лет. В творчестве Шопена вальс представляет собой сольную фортепианную пьесу, вдохновенную и глубокую, в которой использован весь арсенал пианистической техники.

Сегодня на уроке мы не просто послушаем один из самых вдохновеннейших вальсов Шопена. Мы посмотрим, как почитатели таланта Шопена в наши дни обращаются к его музыке. Шопен никогда не писал опер, балетов. Но влюбленные в балет легко исправили это, так появился балет, который так и называется «Шопениана».

Слайд 21 . Балет «Шопениана» - «Вальс» до диез минор

(чтение стиха на фоне видео балета)

ВАЛЬС

Лев Озеров

Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Слайд 22 Мазу́рка- польский народный танец. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

Для Шопена мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину.

Из письма Шопена: « Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя!.. Милая Родина, каждую ночь ты приходишь ко мне неясной мелодией не то песни, не то любимого танца - мазурки, и так хочется, чтобы этот сон никогда не кончался…»

Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки, городские (блестящие) и лирические мазурки.

Слушание: Ф. Шопен.

Мазурка, соч. 7 № 1

Слайд 23 . Ноктю́рн (от фр. nocturne - «ночной») - название пьес лирического, мечтательного характера. В основе ноктюрна лежит обычно певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров.

Слайд 24 . Ф. Шопен - Ноктюрн Es-dur, op.9 №2

В последние период своей жизни Шопен много раз выезжал в южные страны, к морю с единственным желанием поправить свое здоровье. Многие его произведения наполнены красотой тех мест. Может быть, и этот ноктюрн наполнен именно той красотой… Кто-то увидит в нем очаровательные виды, кто-то почувствует легкую печаль.

Слушая Шопена. (фрагмент) Ирина Залетаева

(на фоне ноктюрна)

…Играл "Шопена" сын на стареньком рояле.

Мелодия любви рождалась и плыла.

И пальцы, как стрижи, по клавишам летали.

И чувственная грусть – как хрупких два крыла.

Звучал ноктюрн светло, негромко и печально,

Нежнейшей пеленой окутав все вокруг.

Царили в звуках тех торжественность и тайна,

Манило колдовство нездешних, тонких рук.

А где-то далеко, совсем в ином пространстве,

Остались суета, страдания и боль…

И по коврам пушистым в дивном, нежном танце

Мы закружились вдруг с кудесницей-судьбой. ..

Слайд 25 . Сегодня на уроке прозвучало много новой для вас музыки, вы услышали много новых названий музыкальных произведений. Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите, правильно ли соединены названия фортепианных композиций Шопена с тем, что означают эти названия.

А как должно быть? Давайте исправим.

Слайд 26 . А теперь правильно?

Слайд 27 . Мы слушали музыку Шопена:

Этюд № 2 (опус 25) фа минор

Вальс до диез минор –

Ноктюрн – ми бемоль мажор

Этюд № 12 «Революционный»

Полонез № 3 .

Мазурка, соч. 7 № 1

Прелюдия № 7.

Мы читали стихи:

«Дои Шопена» Юрий Пашков,

«Вальс» Лев Озеров

«Горсть земли» Ашот Граши

«Сердце Шопена» Виктор Боков

«Слушая Шопена» Ирина Залетаева

“После грозы” Борис Пастернак

« Опять Шопен не ищет выгод» Борис Пастернак

Слайд 28 . И завершить разговор о Фредерике Шопене стихотворением Дмитрия Бочарова, которое я прочитаю на фоне еще одного прекрасного произведения гениального композитора.

Откуда это в нём? Он – человек.

Но знает то, что людям неподвластно…

Есть нечто большее, чем пальцев бег,

Чередованье кульминаций страстных –

Он мир творит, без суетности слов!

Из звуков… на глазах… вот в этой зале…

Быть может, точно так же Саваоф

Семь дней провёл, играя на рояле?

Вселенная Шопена – водоём

Божественного чистого сознанья.

Он – только человек! Откуда в нём

Живёт нечеловеческое знанье?..

Д. Бочаров

Слайд 29 . Наверное, если бы Шопену удалось у нас в России, увидеть нашу красавицу зиму, он не устоял бы и сочинил музыку, связанную с ней. Но раз этого не случилось, мы с вами должны это исправить. Сочинять музыку мы с вами пока еще не научились, поэтому давайте послушаем нашу «снежную» песенку, а потом споем ее сами.

Пение «Снеженика»