Город где христос совершил много чудес. Какое первое чудо совершил Иисус Христос? Чудо Христа: превращение воды в вино

Книга Иова – глубокодумное произведение еврейской мысли, одно из величайших творений во всей поэзии всех народов и времен, занимает по своему содержанию совершенно одинокое положение в еврейской литературе. По форме, оно соединяет в себе все виды поэзии: начало и конец его имеют эпический характер; главная по объему средняя его часть написана в драматической форме разговора, возвышающегося в описаниях природы до лиризма, а в целом своем, Книга Иова имеет дидактическое направление.

Иов и его друзья. Картина Ильи Репина, 1869

Содержание книги. «Был человек в земле Уц; имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла», – так начинается эпическое вступление Книги Иова. Земля Уц – часть юго-восточной Палестины. Иов был князь кочевого племени. За его справедливость и богобоязненность, Бог наградил его всеми благами. Сатана сказал Господу, что благочестие Иова не бескорыстно: Иов любит-де Господа только за то, что Господь дает ему богатство и счастье; если Господь отнимет у него награды за благочестие, он перестанет благословлять Господа. Господь дал сатане позволение испытать, так ли это, подвергать Иова бедствиям.

На Иова стали обрушиваться одно за другим тяжкие бедствия. Стада и рабы его погибли. Дом, в котором пировали его сыновья и дочери, упал и раздавил их своими развалинами. Но обнищавший, лишившийся детей Иов остался твёрд в своей преданности Господу. Сатана испросил позволение подвергнуть страданию и тело самого Иова, и «поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Но и в этом страдании Иов сохранил преданность Господу. Он сказал жене, возбуждавшей его к ропоту: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И «не согрешил Иов устами своими».

Книга Иова. Аудиокнига

Молва о бедствиях Иова разнеслась повсюду, и трое друзей его из разных местностей «сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его», – так он переменился от болезни; – «и зарыдали, и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей», не находя слов утешения. Наконец, Иов прервал тяжкое молчание, и скорбь его излилась жалобами, проклятиями мучительной жизни. Его горькие слова показались его друзьям нечестивыми; они стали доказывать Иову, что Бог справедливо награждает и наказывает людей по заслугам. Один после другого, они пытались доказать Иову, что если он подвергся бедствиям, то должен считать себя заслужившим наказание от Бога какими-нибудь грехами. Иов спорит против них, говорит, что чувствует себя невинным. Он упрекает их в безжалостности к нему, и в скорби своей резко говорит о том, что беззаконники остаются счастливы, а праведники бедствуют. Его друзья, все трое, возмущаются такими мыслями, называют их нечестивыми, опровергают их примерами. Таким образом, идет ряд речей: друзья Иова, сообразно с господствующими в стране понятиями, доказывают, что Бог всегда поступает с людьми, как заслужили того люди, и что следовательно бедствия Иова – наказание ему за какие-нибудь грехи; Иов продолжает утверждать, что он страдает невинно, и продолжает приводить примеры того, что нечестивцы остаются безнаказанными, а праведники страдают. Он говорит, что если не при жизни его, то по его смерти Бог покажет людям невинность его. Он кончает свои возражения друзьям трогательными воспоминаниями о своем прежнем счастье, о своей непорочной жизни и призывает Бога во свидетельство своей невинности.

Но раньше, нежели наступает минута решения вопроса голосом самого Господа, в спор с Иовом вступает слушатель Елиуй, молчавший, пока у трех друзей Иова находились возражения ему: «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, воспылал гнев Елиуя на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на тех трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать». Елиуй молчал, пока они говорили, «потому что они летами были старше его»; – когда они замолчали, берет на себя защиту высказанных ими мыслей он. Елиуй упрекает Иова за то, что он не видит справедливости Господа в управлении судьбами людей: «Неправда, что Бог не слышит» жалоб, воссылаемых ему праведными: «Суд пред ним, и жди его. Он не поддерживает нечестивых, и воздает должное угнетенным» (XXXV, 13, 14; XXXVI, 6).

После речи Елиуя, которая остается без ответа со стороны Иова, Господь отвечает на призвание Иова свидетельствовать о его невинности. «И отвечал Господь Иову из бури, и сказал: Препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а Ты отвечай Мне». Господь вопрошает Иова, может ли он постичь пути Господни? Господь говорит, что Иов и друзья его слишком самонадеянно считали себя постигающими всемогущество и мудрость Господа; друзья Иова слишком узко судили о правосудии Господа, обвиняя Иова. Иов говорит, что ни он сам, ни кто иной из людей не может постичь пути Господа.

Господь вознаграждает Иова за его страдания и утраты. Он исцелил его от болезни, и «благословил последние дни Иова более, нежели прежние», удвоил богатство его, и дал ему столько же детей, сколько было у него прежде. «И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих, и сыновей сыновних до четвертого рода. И умер Иов в старости, насыщенный днями». Так кончается Книга Иова.

Мнение учёных о том, когда была написана Книга Иова. Очевидно, что Книга Иова написана в такое время, когда еврейский народ уже достиг высокой степени образованности. По всей вероятности справедливо мнение тех исследователей, которые полагают, что она возникла после падения царства Иудейского . Никаких фактических данных для определения времени её происхождения мы не имеем; вывод, который мы принимаем за справедливый, основан только на соображениях вероятности. Но ясно, что Книга Иова принадлежит такому периоду, когда иудейский народ ознакомился с учениями, противоречащими его привычным понятиям. В Книге Иова есть признаки знакомства евреев с вероучением персов . Борьбы против хананейского язычества в ней уж нет, еврейский народ уж не впадает в идолопоклонство. Из всего этого, кажется, следует, что Книга Иова написана не раньше пленения вавилонского . Во время ли пленения написана она, или после возвращения иудеев из плена , едва ли возможно решить.

Описания природы. Описания природы в Книге Иова превосходны. Александр Гумбольдт во втором томе «Космоса» говорит: «Книга Иова справедливо считается превосходным созданием еврейской поэзии. Картины явлений природы в ней очень живописны, а распределение их в ней сделано с художественным мастерством дидактики. На всех новых языках, на которые переведена Книга Иова, её описания восточной природы производят глубокое впечатление. «Господь ходит по хребтам воздымаемых бурею волн моря». «Заря охватывает края земли, и земля становится как разноцветная одежда». В Книге Иова описываются нравы животных: дикого осла, лошади, буйвола, гиппопотама, крокодила, орла и страуса. Мы видим, как чистый эфир расстилается при знойном южном ветре зеркальною одеждою над жаждущею землею. Где природа скупо дает свои дары, чувства человека изощряются, он внимательно следит за каждою переменою в атмосфере, на поверхности безжизненной пустыни, на волнующемся море; он зорко видит признаки приближающихся перемен. В сухой, скалистой части Палестины прозрачность воздуха очень благоприятна зорким наблюдениям».

Вилбур Фильдз: Почему Бог допустил, чтобы праведный человек заболел проказой, чтобы всё его тело покрылось коростой и почернело, кожа полопалась и гноилась?..

Сегодня мы будем размышлять над второй главой книги Иова, будем говорить о человеке, с которым приключились все эти несчастья, и о том, почему это произошло.

Я очень рад, что сегодня вместе со мной в студии Ральф Мэренз и его жена Барбара. Ральф – служитель христианской церкви «Голгофа» в г. Белвью, штат Небраска. До этого он преподавал в библейском колледже Озарк. Ральф Меренз говорит, что у него особое отношение к книге Иова, о котором он нам сегодня расскажет. Я надеюсь, что это станет для нас огромным благословением и радостью.

Из первой главы мы узнали, как дьявол, сатана бросил вызов Богу, чтобы Тот позволил ему отнять у Иова всё его имущество. Иов был очень богатым человеком, и сатана заявил Богу, что Иов любит Его не просто так, не даром: сто ит Богу забрать всё его состояние, как Иов проклянет Бога. И тогда Бог допустил, чтобы Иов остался без средств к существованию. Он потерял всё. Самым болезненным было потерять сразу всех десятерых детей, погибших от смерча. Но Иов сказал лишь: «Господь дал, Господь и взял». Он был достоин Божьего благословения.

Во второй главе книги Иова, которую мы будем сегодня разбирать, идёт речь о втором испытании Иова. Дьявол приготовил ему ещё более суровое испытание: Иов лишился здоровья и не находил поддержки у своей жены. Через эту главу Бог многое сказал мне.

В самом начале главы мы видим, что история повторяется: сыны Божии, ангелы, предстали перед Господом, и с ними пришёл сатана.

Ральф, как Вы думаете, что это встреча на небесах говорит о Божьем владычестве в мире?

Ральф Мэренз : Бесспорно то, что все остаётся во власти Бога. И Он может спросить со всех, в том числе, и с сатаны.

Вилбур Фильдз : Верно, тогда Бог спросил сатану, откуда тот пришёл, и что сатана ответил?

Ральф Мэренз : Ходил по земле.

Вилбур Фильдз : А согласно 1-му посланию апостола Петра, когда сатана ходит по земле, что он делает?..

Ральф Мэренз : Он пытается устроить нам неприятности.

Вилбур Фильдз : Он ищет, кого бы ему поглотить. И тогда он ходил, пытаясь поглотить Иова. Как Бог стал относиться к Иову после того, как тот потерял все средства к существованию, всё своё имущество, всех своих детей? Переживал ли Бог об Иове?

Ральф Мэренз : Бесспорно, Бог знал обо всём, что происходит в жизни Иова. Ему было далеко не всё равно. И я вижу в тексте, что Бог жалел о страданиях Иова, которые были спровоцированы сатаной.

Вилбур Фильдз : Да, действительно. В третьем стихе мы читаем, что Бог сказал сатане: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно». Другими словами, Бог гордился Иовом.

Я воспринимаю это как самый сильный пример служения Господу. Мне бы очень хотелось, чтобы Бог мог также похвастаться мною перед дьяволом и сказать: ты пытался его искушать, но у тебя ничего не вышло. Боюсь, что иногда мы, к сожалению, предоставляем дьяволу возможность возразить: «Твои дети, которых Ты благословляешь, не всегда заслуживают этого». Пусть всем нам удаётся избегать этого.

Итак, сатана, конечно же, не поверил в искренность Иова. Поэтому он сказал Богу со смехом (думаю, он успехался, говоря это): «Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него...» Что он имел в виду?

Барбара Мэренз : Всё в мире имеет свою цену. И сатана думал, если он начнёт искушать Иова в духовной, физической, умственной жизни, а не только через материальные блага, то очень скоро Иов сдастся. Но этого не случилось.

Вилбур Фильдз : Я долго размышлял над тем, что значит «кожа за кожу», и не скоро начал, как мне кажется, понимать, о чём идет речь. Я думаю, здесь сатана пытается сказать Богу, что Он похож на родителя, балующего своего ребёнка. «Ты дал Иову все самое лучшее, – как я понимаю, слово "кожа" используется здесь образно и означает всё самое ценное, – Ты всё это дал Иову, но стоит тебе забрать это у него, Иов начнёт роптать и возмущаться. Ты, Бог, чересчур наивный. Ты хочешь замечать очевидного, и если Иов начнет громко жаловаться, ты скажешь: "Нет, Иов, не говори так обо мне; Я дам тебе всё, что ты захочешь"». Таким образом, говоря «кожу за кожу», всего тремя словами дьявол умудрился оскорбить и Бога, и Иова. Нужно признать, он умеет подбирать нужные слова.

Ральф Мэренз : Поразить тело Иова.

Вилбур Фильдз : При этом Бог продолжал, так сказать, держать сатану на поводке, не давая ему зайти слишком далеко. А сатана покрыл тело Иова от головы до пят проказой; в других библейских переводах уточняется: язвами, фурункулами, нарывами. У Вас когда-нибудь были нарывы?

Барбара Мэренз : Да, и это очень больно. Иногда настолько больно, что начинаешь думать о смерти – хотя никакой угрозы жизни на самом деле нет.

Вилбур Фильдз : Если у вас были чирьи, то мне нет нужды описывать, что это такое. Если же не было – то я вряд ли смогу вам их описать. Иов не мог найти себе места. Он не мог толком ни присесть, ни прилечь. Он страдал от боли, которую нарывы причиняли в любом положении. Библия сообщает, что он взял черепицу, расчёсывал раны и соскабливал вытекающий из них гной. У меня есть несколько кусков черепицы, которые мы нашли на археологических раскопках. Так же выглядели и «скребки» Иова. Везде, где были древние поселения можно найти очень много глиняных черепков. Это остатки от разбитых кувшинов и другой посуды.

Итак, что сказала Иову его жена , подойдя к нему?

Ральф Мэренз : «Похули Бога и умри».

Вилбур Фильдз : Что это означало для Иова?

Ральф Мэренз: Сдаться. Может, даже покончить жизнь самоубийством.

Вилбур Фильдз: Действительно, невозможно ведь вызвать собственную смерть одним желанием. Похоже, жена Иова именно это и хотела сказать: «Прокляни Бога и покончи со своей жизнью». Не могу не сказать, что я восхищаюсь действиями Иова. Несмотря на все свои страдания, он решил жить. Очень многие сдаются в его ситуации: глотают смертельную дозу таблеток или находят другие способы… Отдадим Иову должное: он ничего подобного не сделал, и не собирался

Но заслуживает ли жена Иова строгого суждения? Ральф, что вы думаете по этому поводу?

Ральф Мэренз : Жена, бесспорно, усугубляла положение Иова, а не облегчала его. Хотя я где-то её понимаю – потому что состояние её мужа было таким, что она думала: «Лучше бы ему было умереть».

Вилбур Фильдз : Или так ей казалось.

Ральф Мэренз : Да, или так ей казалось.

Вилбур Фильдз : Барбара, а Вы как думаете: можно ли оправдать поступок жены Иова, или ей нет оправдания?

Барбара Мэренз : Думаю, она говорила так от горя. Но, если честно, я не могу этого принять. Когда у Ральфа был рак и он проходил курс химиотерапии, я знала, что мне нужно его поддерживать и вдохновлять, а не впадать в уныние. Поэтому я разочарована в жене Иова. Хотя с другой стороны, у неё было огромное горе. Она потеряла всех своих детей, все материальные блага… Поэтому я могу понять, что ею двигала скорбь и она говорила в гневе.

Вилбур Фильдз : Я понятия не имею, как бы отреагировала любая другая женщина, потерявшая всех своих детей сразу. Мне очень трудно критиковать её. Ещё я знаю, что когда Иов заболел, его дыхание стало настолько зловонным, что жена не могла находиться рядом с ним. «Дыхание мое опротивело жене моей» (19:17), – говорил он. Но при этом, если кто-то приносил ему поесть, или чистую ткань, чтобы перевязать гниющие части тела, именно жена делала ему перевязку. Писание на самом деле не осуждает ее.

Иов отвечает на слова жены: «Ты говоришь как одна из безумных» (2:10). Обратите внимание: он не говорит: «Ты безумная. Не смей говорить такое!..» Иов только сравнивает свою жену с безумной, т.е. намеренно проводит различие между нею и безумными женщинами. Я знаю, что он был унижен и разочарован. Нет ничего больнее для пожилого человека, чем отсутствие поддержки со стороны жены. Даже царь Давид вышел из себя, когда его жена Мелхола не обрадовалась тому, что он принёс Ковчег Завета. Давид тогда пришёл в ярость. Так и Иов мог бы разозлиться и возмутиться: «После всех этих лет... после всего, что я тебе дал, что я для тебя сделал!..» Но Иов так не сказал, и я восхищён им. Однако я и не критикую его жену: мне кажется, нам следует проявить снисходительность в этой ситуации.

Итак, весть о болезни Иова разнеслась повсюду. Откуда мы знаем, что беда Иова стала общеизвестным фактом?

Ральф Мэренз : О случившемся узнали его друзья, которые жили довольно далеко.

Вилбур Фильдз : Да. Елифаз Феманитянин был из города, находившегося недалеко от современного города Петра, к югу от Мёртвого моря. Если посмотреть по карте, то от этого места до земли Уц было порядка 200 миль. Вилдад Савхеянин был обитателем другой местности, откуда он тоже отправился к Иову. Их друг Софар Наамитятин жил вдажеке от всех них. Таким образом, Иов был известным человеком и новость о его болезни достигла его друзей. Тогда они пришли его навестить. Для каждого из них – Елифаза, Вилдада и Софара – визит к Иову требовал значительных усилий. Путь был неблизким: несколько сотен миль; оплачивать дорогу им нужно было из собственного кармана.

Что еще хорошего можно сказать об этих людях? Впоследствии выяснится, что, к сожалению, утешители из них получились никудышные. Однако перед тем, как начать разбираться в их недостатках, давайте скажем о них ещё что-нибудь хорошее.

Ральф Мэренз : У них были благие намерения. Я думаю, они действительно пришли, чтобы помочь Иову, поддержать его.

Вилбур Фильдз : А когда они увидели, в каком жалком состоянии он находится, они из сострадания не стали его ни в чём уговаривать, а молча просидели рядом с ним семь дней и семь ночей.

Барбара Мэренз : Уже даже одно то, что они пришли. Многих людей, страдающих онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, никто из друзей даже не приходит проведать. Друзья думают, что им не по силам справиться с горем страдальца.

Вилбур Фильдз : Или боятся заразиться...

В ходе долгих бесед между Иовом и его друзьями ни разу не упоминается, даже косвенно, что его друзья могли поклоняться идолам. Все трое были слугами Божьими. Это было замечательно, потому что практически весь языческий мир – а эти люди были язычниками – погряз в идолопоклонстве. Так что, по крайне мере трое друзей Иова хоть и не идеально, но знали Бога.

Итак, размышляя над этим отрывком, можем ли мы извлечь какие-нибудь уроки о страдании? Что-нибудь особенное, что пришло вам в голову в ходе нашего разговора и о чем мы не упомянули?

Ральф Мэренз : Я радуюсь тому, что Бог ограничивает меру страданий – не только для Иова, но и для каждого из нас. В 1-м послании Коринфянам сказано, что Бог не допустит нам «быть искушаемыми сверх сил» (1 Кор.10:13). То есть, он по-прежнему держит сатану «на поводке».

Вилбур Фильдз : Но порой кажется: Бог считает, что мы можем вынести гораздо больше, чем нам хотелось бы…

Барбара Мэренз : Бог никогда не испытывает удовольствия от того, что мы страдаем. В книге Иеремии написано: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29:11). Мы служим благому Богу, Который желает нам только добра. Он не хочет, чтобы Его дети страдали.

Вилбур Фильдз : Да, Бог очень огорчился, когда сатана обрушил на Иова все эти несчастья. Часто люди задают вопрос: «Почему Бог позволил умереть моим детям?» Поверьте мне, это причиняет Богу столько же боли, сколько и вам. Бог не получает от этого ни малейшего удовольствия – и придёт время, когда Он поставит всё на свое место. Конечно, вы вправе спросить, почему Он допускает это изначально? Порой самый честный ответ на этот вопрос: «Я не знаю». Насколько мне известно, Иов до конца жизни так и не узнал, почему он страдал.

Ральф Мэренз : Я с радостью поделюсь ими. Думаю, моё представление, почему с людьми происходит что-то хорошее или что-то плохое – причём неправильное представление! – сформировалось ещё в молодости, благодаря моему неверующему соседу. Я рос в семье проповедника. Всё в нашей семье было благополучно, и мой неверующий сосед однажды объяснил мне, что у нас всё хорошо и мы обходимся без переломов и больниц, потому что Бог вознаграждает хороших людей. А таких, как он – людей, у которых не всё так гладко в жизни, и которые, по его словам, ничем хорошим не отличались, – Бог якобы не награждает. Так, он сформировал у меня точку зрения, которой я довольно долго придерживался, полагая, что всё именно так и обстоит.

Первые сомнения появились, когда я уже учился на первом курсе библейского колледжа. День благодарения в том году я встречал со своим дядей Роном Кокреном. Он был проповедником и отцом пятерых детей, старший из которых только заканчивал школу; служил Господу он в штате Айова. Несколько месяцев спустя я узнал, что Рон катался на санках со своими детьми, и с ним случилось несчастье. Через три дня он умер.

Мне очень сложно было это понять и принять, потому что мне всё казалось неправильным. Оказалось прерванным его служение, дети остались без отца… То есть, случившееся поставило под сомнение мои представления: с хорошими людьми тоже почему-то могло произойти что-то плохое. Я начал впадать в депрессию. К тому моменту я проучился в колледже всего полгода. Наконец я сказал Богу: «Если Ты есть, объясни мне, почему так происходит, потому что я близок к тому, чтобы списать Тебя со счетов. Не знаю, хочу ли я оставаться христианином, и уж точно я не хочу служить Богу, Который не помогает людям». Я искренне молился и настаивал: «Сейчас или никогда!»

Каким же удивительным образом Бог ответил на эту молитву!.. В тот год я поехал на христианскую конференцию, темой которой была книга Иова. Более того, в основе одного из занятий был стих: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться». Я стал задумываться о том, через что прошел Иов. Я начал перечитывать книгу Иова и размышлять, много размышлять, почему Иов, после всех испытаний, не перестал верить Богу. Потом я подумал, что мои проблемы по сравнения с бедами Иова кажутся сущими пустяками. Господь не оставлял меня. Если бы я мыслил как Иов, то никакое испытание не смогло бы меня заставить усомниться в Боге. Он такой, каков Он есть, независимо от того, нравится мне это или нет.

И в тот момент я принял осознанное решение: неважно, что произойдёт в моей жизни, хорошее или плохое, – но я не перестану доверять Богу. Моя вера больше не зависела от обстоятельств.

Позже в моей жизни случилось новое испытание. Тогда я был женат на Кэрол, и она однажды сказала мне, что её мучает физическая боль. В конце лета мы пошли к врачу и у неё обнаружили рак. Через восемь месяцев после начала болей рак отнял у неё жизнь. За Кэрол было вознесено огромное количество молитв. Нет никаких сомнений, что Бог знал о нашем положении. Тем не менее, Он решил не посылать ей исцеления. Моему осознанному решению был брошен вызов со стороны мучавших меня в то время эмоций. Но ответ не менялся, и в конечном итоге, хотя Бог и позволил моей жене умереть, мне пришлось повторить за Иовом: «…но я буду надеяться».

Впоследствии моя вера неоднократно была испытана: во время служения загорелась наша церковь, в результате чего сгорела библиотека и все наши записи; у нашей дочери обнаружили эпилепсию; в Небраске, где мы несём сейчас служение, Барбара неудачно упала и повредила позвоночник; два года назад мне удалили раковую опухоль. Много чего происходило в моей жизни, но всякий раз ответ был один: «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться». Что бы со мной ни случилось, я буду Ему верить. Я искренне верю, что никакие несчастья, которые могут произойти со мной или с моей женой, не пошатнут моей веры в Бога. На этом убеждении Бог построил мою веру.

Вилбур Фильдз : Я знаю, что Кэрол, умирая, пережила много страданий. Она прошла курс химиотерапии, после которой, как это часто бывает, у неё выпали все волосы. Ни один мужчина не сможет понять, какой это шок для женщины. Я помню, как ей было плохо, и как Ральф все это переживал. Тем не менее, вы с Кэрол и тогда доверяли друг другу, планировали свое будущее и, несмотря ни на что, доверяли Богу.

Ральф Мэренз : Так оно и было. Она даже распланировала свои похороны, и сказала, чего бы ей хотелось и чего не хотелось. Она дала мне свободу, сказав, что нашим детям нужна мать и что она не хочет, чтобы после её смерти я оставался вдовцом, и чтобы я женился второй раз. Мы говорили обо всём, и это было огромным благословением.

Вилбур Фильдз : Слава Богу! Мы с вами, конечно же, знаем, что наша земная обитель, этот дом, в котором мы сейчас обитаем, исчезнет. Мы знаем, что на небесах нас ждёт новый дом и новые тела, что после смерти нас ждёт вечная жизнь. Но задумайтесь: Иов не имел об этом ни малейшего представления. Тем не менее, он верил настолько, что сказал: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»

Меня поражает вера Иова посреди его бед. Когда его жена сказала ему похулить Бога и умереть, Иов ответил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»

Ральф, что вы думаете об этом ответе?

Ральф Мэренз : Я думаю, что это мудрость мира.

Вилбур Фильдз : То есть?

Ральф Мэренз : Мир говорит, что нужно стойко переносить превратности судьбы, что жизнь полна взлетов и падений, что такова жизнь, и тому подобное. Я против такой философии, потому что она утверждает безразличного Бога. Я знаю, что Бог принимает личное участие в нашей жизни. Ему не всё равно, что с нами происходит. Я не верю, что Он посылает плохое. В определённом смысле Он допускает плохое, но это не делает Его Богом зла, Богом, Который посылает нам зло.

Вилбур Фильдз : Но когда Иов это говорил, он не знал того, что знаем мы в свете учения Христова. И я рад, что Бог не привлекает нас к ответственности за все наши несведущие и порою безрассудные рассуждения. Меня это очень утешает.

Итак, к Иову пришли трое его друзей: «И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его» . Всё это звучит очень даже хорошо; но мы знаем, чем все это закончилось. Утешение это превратилось в, может быть, самое суровое его испытание. Ральф, что бы вы могли посоветовать тем, кто оказывает утешение больным? Эти трое явно упустили возможность его утешить.

Ральф Мэренз : Это точно. Они забыли, зачем пришли. И вместо того, чтобы утешать, стали осуждать.

Я встречал таких людей. Они приходят в больничную палату, пытаются объяснить, почему Бог это сделал, или извиняются за Бога, или стараются Ему помочь, говоря: «Вы поступили неправильно и вам нужно исправиться». Другими словами, сегодня люди совершают все те же ошибки. А всё, что нам нужно сделать, это смириться и признать, что у нас нет ответов на все вопросы. Мы здесь, чтобы утешать и уверять в том, что Богу не всё равно, что Он знает о происходящем. На мой взгляд, лучшее, что мы можем сделать, это почитать Писание и помолиться с человеком, а все остальное отдать в руки Божьи.

Советы утешителям.

1. Не забывайте, что ваша задача – утешать.

2. Читайте Писание и молитесь.

Вилбур Фильдз : Насколько я знаю, друзья Иова ни разу не пытались предложить ему вместе помолиться.

Ральф Мэренз : Нет, ни разу.

Вилбур Фильдз : Вместо этого они принялись его поучать: «Погибал ли кто невинный... сеявшие зло пожинают его…» Они не сомневались, что Иов сделал что-то плохое. Если следовать их философии, то за любой плохой проступок положено наказание, а за хороший – вознаграждение. Если Иов, будучи праведным человеком, потерял всё своё состояние и всех детей, то их собственная безопасность оказывалась под угрозой – а им этого очень не хотелось.

Барбара Мэренз : Огромным благословением. Книга Иова очень близка мне. До того, как на Иова обрушились все несчастья, он уже был подготовлен к ним, у него были крепкие отношения с Богом. Я поняла, что для меня очень важно в жизни стремиться к личным отношениям с Богом через чтение Его Слова и молитву. Испытания еще придут, и я хочу быть готовой.

Ещё я обнаружила: всё, что мог во время испытаний делать Иов – это терпеть. Он не ходил, прославляя Бога и делясь со всеми Благой Вестью, он просто терпел. Думаю, бывают времена, когда на нас обрушиваются настолько суровые испытания, что мы не в состоянии служить другим. Всё, что мы тогда можем – это терпеть и оставаться стойкими. Не отступать, а двигаться вперёд, как и раньше.

Наступит время, и испытания закончатся; но они либо закалят нас, либо ожесточат. Я думаю, испытания закалили Иова. Библия умалчивает об этом, но я уверена, что на сотни километров было слышно, как Иов славил Бога, когда испытаниям пришёл конец.

И ещё: очень важно использовать свои испытания для служения другим, потому что этим мы прославляем Бога, а это и есть наша цель здесь, на земле.

Вилбур Фильдз : В своей стране Иов был очень богатым человеком. Но прославился он не своим богатством, а своим терпением во времена страданий. Иов также был очень щедрым человеком. Написано, что он помогал бедным, вдовам и сиротам. Кроме того, он вершил суд и докапывался до сути любой тяжбы, а делающего беззаконие наказывал. Но мы помним Иова не из-за его высокого поста или общественного положения, не потому, что он был богат или щедр. Мы запомнили его по тому, как он переносил страдания.

И нам не следует возмущаться, если Бог позволит сатане причинить нам страдания. Вместо этого нужно радоваться, как радовались апостолы за оказанную им честь пострадать за Христа – потому что именно связанные со страданиями события придавали огромное значение их свидетельству. Ничто не производило большего впечатления на всех, кто их знал, чем то, как они терпеливо переносили испытания. И в вечности Иов будет благодарить Господа за то, что Тот допустил в его жизни такие испытания.

На следующем, четвёртом занятии, Ральф и Барбара снова будут с нами. Уверен, что вам интересно их слушать.

В этой главе описано, как Иов горько сокрушается и взывает к Богу, сожалея о дне своего зачатия и рождения. Прочтите, пожалуйста, третью главу и подумайте над ней. А мы будем ждать встречи с вами.

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Ср. с переводом С. Аверинцева: «…и поразил Иова злыми язвами от подошвы стопы его по самое темя его»; в переводе А. Десницкого: «…Он поразил Иова болезненными нарывами с головы до пят…»

2. В переводе С. Аверинцева: «…и сговорились они идти к нему вместе, чтобы соболезновать ему и утешать его».

Что лично для вас значат чудеса Иисуса Христа ? Доказательство того, что Он Сын Бога? Подтверждение любви Бога к человечеству? Да, это так; однако многие не задумываются, что чудеса несут в себе ещё один смысл, образный, указывающий [словно притча] на какое либо более значительное событие. И в данной статье, мы раскроем с вами некоторые тайны Библии, и постараемся понять, в чём их смысл, тех чудес, о которых мы можем прочесть.

Исцеления Иисуса Христа. Что они означают

Чтобы понять суть исцелений, что они означают на самом деле, начнём с пророчества:

‘’ И возвратился Иисус в силе духа в Галилею… Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами’’ (Лук.4:14,17-19,21.).

Но обратите внимание на то, что наш Господь говорил

  • об исцелении ‘’сокрушённых сердцем’’ , об освобождении пленников греха (Иоан.8:32,34.),
  • о намерении ‘’отпустить измученных на свободу’’ в духовном смысле слова (Зах.9:9,11,12.).

Так же, когда мы читаем слова: ‘’слепым прозрение’’ , следует ли это понимать только буквально? Несмотря на то, что Христос исцелил слепого от рождения в прямом смысле слова (Иоан.9:1-7.), далее Он сказал: ‘’на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы’’ (Иоан.9:39).

Это указывало на духовную слепоту большинства из еврейского народа (Матф.15:14.).

Наш Учитель в Нагорной проповеди говорил:

‘’Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну’’ (Матф.5:29).

Это показывало, что важнее не то, как мы будем видеть в прямом смысле слова; важнее то, что мы нуждаемся в ДУХОВНОМ видении.

Вот чему учит нас библейская история:

‘’И созвал Моисей всех [сынов] Израилевых и сказал им: вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его; те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса; но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать’’ (Втор.29:2-4).

Многие из нас могут подумать о том, что если бы мы видели чудеса, которые сотворил Всевышний во время десяти казней египтян, во время перехода через море и странствования по пустыне, то мы остались бы верными Богу Яхве. Но это не так, потому что на ИХ месте, вероятно, мы поступили бы так же… ‘’Почему!’’, ‘’Как!’’, возмущённо спросите вы. А всё потому, что:

‘’как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного’’ (Рим.3:9-12).

И слова Христа: ‘’никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего’’ (Иоан.6:65) подтверждают, что все мы духовно слепы и глухи от рождения (Исаия.42:18-20.), а потому, нуждаемся в исцелении. По этому, когда пророк Исаия писал о времени прихода Христа на землю (Исаия.29:13,14.), он имел в виду главное исцеление, духовное. Именно по этому дальше мы читаем:

‘’И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. Тогда блуждающие духом познают мудрость, и непокорные научатся послушанию’’ (Ис.29:18,24) .

И ещё: что способствовало исцелению? Когда пророк писал: ‘’Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки’’ (Ис.35:5,6), то он указал причину исцелений: ‘’ИБО ПРОБЬЮТСЯ ВОДЫ и ПОТОКИ’’.

Воды означают Святой Дух от Бога (смотри: Иоан.7:37-39.).

Апостол Пётр и лов рыб

Притча Христа гласит: ‘’Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода’’ (Матф.13:47).

И когда наш Господь сотворил чудо – знамение с уловом большого количества рыб (Лук.5:4-6.), почему именно апостолу Петру Он сказал: ‘’не бойся, отныне будешь ловить человеков"" ?

Это было не просто потому, что Симон был рыбаком. Да, Господь Христос есть краеугольный Камень, на котором строится духовный храм; однако, и имя Пётр – означает ‘’камень’’, через этого соработника Господа, тоже строилась церковь Христа (Матф.16:18,19. - сравнить: 1Кор.3:9,10.). У пророка Иеремии сказано: ‘’Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет’’ (Иер.31:31); в той же главе пишется так: ‘’Ибо будет день, когда стражи на горе Ефремовой провозгласят: "вставайте, и взойдем на Сион к Господу Богу нашему". Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли; слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, - великий сонм возвратится сюда’’ (Иер.31:6,8). Пророк указывает на ‘’великий сонм [множество] образной рыбы, т.е. людей, которые через проповедь апостолов придут к Богу, - и это впоследствии описывается в книге Деяния.

Именно через апостола Петра Господь собирал Свою церковь в Пятидесятницу (Деян.2:1,14,38-41.), после Пятидесятницы (Деян.3:2,6,11,12; 4:4.), а так же, призвал первых язычников, Корнилия и его семью (Деян.11:1-18.).

Но кроме большого улова, описанного в начале Евангелия, мы можем прочесть ещё один случай, который связан с Петром и ловом рыбы. То, что апостолу Петру было поручено поймать рыбу, у которой во рту находилась дань [налог] на храм, так же являлось пророческим действием.

В Евангелии написано:

‘’Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя’’ (Матф.17:24-27).

По существу, Сын Бога, а так же Его ‘’меньший брат’’ (Евр.2:11-13.) апостол, не должны платить за то, что принадлежит им по праву (Лук.2:49.). Но чтобы не пререкаться со сборщиками налогов на храм, плату должна была принести… рыба;

и в этом есть смысл.

Вот что писал о храме пророк Аггей:

‘’Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф’’ (Агг.2:6-9).

Так о каком великом храме было пророчество? Это писалось о храме духовном – Исаия.66:1,2. 1Кор.3:16.

Апостол Павел писал:

‘’Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение’’ (1Кор.3:9).

И так как апостолы являлись устроителями этого храма и не обязаны были платить налог (1Кор.9:7-15.), то рыба, в которой находилась дань на храм, была образом людей, народов, которые должны внести вклад в дело Царства Небесного.

Вот как об этом говорит пророчество:

‘’И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, - подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь’’ (Ис.66:19-21).

‘’Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе. …принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. Так, Меня ждут острова и впереди их - корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, потому что Он прославил тебя. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их - служить тебе’’ (Ис.60:5,6,9,10.).

Чудо Иисуса Христа с хлебами. В чём его смысл.

Чтобы глубже понять суть чуда Иисуса Христа с хлебами, для начала заглянем в Библейскую историю с Иосифом, сыном Иакова.

После того, как Иосиф был предан своими братьями и отведён в Египет (Быт.37:28.); так же, после испытаний и страданий, он стал тем, кто насыщает мир хлебом. Вот что сказал о нём египетский фараон: ‘’ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя’’ (Быт.41:40).

Далее описывается пророческое действие, указывающее на то, что Небесный Отец, Всевышний Яхве, поставил Своего Сына Христа Господом и Царём царей: ‘’И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской. Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона…’’ (Быт.41:42-44,46.) – сравнить: Дан.7:9,13,14. Затем, после того как Иосиф открылся своим раскаявшимся братьям кто он есть, тогда сказал им: ‘’теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением’’ (Быт.45:5-7.).

Однако, когда наш Господь дважды накормил народ хлебами (Марк.6:35-44; 8:1-9.), Он сказал: ‘’Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог. Я есмь хлеб жизни. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира’’ (Иоан.6:27,48,51.). По этому, как плотской хлеб, предоставленный через Иосифа, так и чудеса Иисуса Христа с хлебами, небыли конечной целью – спасением; это были знамения, указывающие на более значительное спасение человечества.

Чудеса Иисуса Христа с хлебами, были ещё интересны тем, что после насыщения множества народа, ещё оставался хлеб; в первом случае это было 12 корзин, во втором семь (Марк.8:19,20.). Являлось ли это случайностью?

Если мы снова вернёмся к истории с Иосифом, то и в данном отношении можно заметить пророческую параллель. У Иакова было двенадцать сыновей (Деян.7:2,8.); когда же народ Иакова пришёл к Иосифу в Египет, их было семьдесят человек (Быт.46:27.). Затем, на землю пришёл больший Иосиф – Христос, Он посылал Своих последователей продолжать Его дело Царства: ‘’Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных. После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти’’ (Лук.9:1,2; 10:1).

Так в чём всё-таки суть числа корзин с хлебами?.. Наш Господь сказал о хлебе: ‘’сие есть Тело Мое, за вас ломимое…’’ (1Кор.11:24); а так же: ‘’если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода’’ (Иоан.12:24).

И то, что Христос отдал Свою плоть – хлеб, дало жизнь с начала: 1) 12-ти ‘’корзинам’’ – апостолам, патриархам духовного Израиля (см. Лук.22:29,30. Откр.21:10,12; 22:14.). 2) Затем, семь оставшихся корзин , означают ‘’верного и благоразумного раба’’ (Матф.24:45-47. 1Пет.5:1-4.) сопастырей всего христианства, духовного Израиля. Вот что по этому поводу Бог говорил Моисею: ‘’собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил’’ (Чис.11:16,17). Позднее, пророк Исаия о старейшинах христианства писал: ‘’Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей’’ (Ис.32:1,2).

Итак, Всевышний обещал Аврааму: ‘’и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего’’ (Быт.22:18. Галат.3:16.). Это исполнилось тем, что во Христе [духовном, небесном ‘’хлебе’’], благословились сначала 12 патриархов – апостолов церкви, затем пастырское священство Христа [прообразом чего были 70 израильских старейшин из Чис.11:16,17.]; и уже потом, великое множество из всех народов (Быт.22:17,18.).

Чудо Христа: превращение воды в вино.

‘’…Был брак в Кане Галилейской... И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли’’ (Иоан.2:1,3-8).

Так же, как и чудо с хлебами (Марк.6:35-44.) - превращение воды в вино, не было заурядным чудом, лишь для того, чтобы напоить присутствующих; это было так же знамением. И чтобы понять его суть, обратимся к притче о брачном пире: ‘’Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал’’ (Матф.22:2,11,12). Брачные одежды, должны быть белыми и храниться незапятнанными – Откр.3:4,5. По этому, в описанном случае фигурируют каменные водоносы, которые необходимо было наполнить водой для очищения. У иудеев, по Моисееву Закону, водой очищалось тело; но по сути, вода являлась символом Духа Бога, Который очищает всего человека:

‘’…как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна’’ (Еф.5:25-27). Но очищает не только вода, апостол Иоанн писал: ‘’Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и КРОВИЮ, и Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и КРОВЬ; и сии три об одном’’ (1Иоан.5:6,8). И то, что из Христа при казни истекла вода и кровь, так же было знамением – свидетельством подтверждающее это (Иоан.19:33-35.).

Итак: то, что вода была превращена в вино [а ВИНО, ЭТО СИМВОЛ КРОВИ Христа], являлось прообразом будущего брачного пира Христа и Его очищенной церкви – смотри: Матф.26:20,27,29. Евр.9:13,14. Откр.19:7-9; 14:1,4,5.

Чудо Иисуса Христа с воскрешением Лазаря

Апостол Иоанн писал: ‘’Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг’’ (Иоан.21:25) – как понимать это? Если описать всё то, что говорил и делал наш Господь с точки зрения аллегорий, прообразов и прочего смысла, то и в самом деле, это было бездной мудрости и понимания (Рим.11:33,34.). А ведь задача каждого из нас в том, чтобы ИСКАТЬ Бога (Деян.17:27.); тот, кто пытается больше узнать о Нём и понять, тот исполняет наиважнейшую заповедь: ‘’любить Бога всем сердцем’’ (Матф.22:37,38.). Итак, какой аллегорический смысл несёт нам чудо Иисуса Христа с воскрешением Лазаря?

‘’Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами... Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет’’ (Иоан.11:1,4,17,39,44)

.

Из повествования мы видим, что это не было какой либо трагической смертью, но это было следствием болезни. Однако, если воспринимать эту историю как притчу, аллегорию, прообраз, то Лазарь представлял собой духовно больной народ Израиль (Исаия.1:4-6,9.). Вот какой совет по этому поводу даёт апостол Иаков: ‘’Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним… И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного’’ (Иак.5:14-16). Но вожди Израиля не заботились о духовном благополучии простого народа, и пророк Иезекииль писал: ‘’сын человеческий! Изреки пророчество на пастырей Израилевых… Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их’’ (Иез.34:2,4,6).

И если телесную, и [тем более] духовную болезнь не лечить, в конце – концов это может привести к смерти; что в общем –то и случилось, как с Лазарем, другом Христа, так и с народом Израиль. Однако, благодаря пришествию Сына Человеческого на землю, у Израиля появилась надежда; вот как это подтверждает всё то же пророчество Иезекииля: ‘’Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: "иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня". Посему изреки пророчество и скажи им… так говорит Господь Бог: …узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь’’ (Иез.37:1,3,11-14. Так же: Исаия.26:19.).

И когда наш Господь рассказывал притчу о блудном сыне, Он употребил такое выражение: ‘’о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся’’ (Лук.15:32).

По этому, нам всем [ценя жертву нашего Спасителя Христа, Который исцелил нас от греха и смерти], важно помнить совет апостола Павла: ‘’и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности’’ (Рим.6:13).

Чудо Иисуса Христа с изгнанием легиона бесов

Наиболее яркое чудо Иисуса Христа с изгнанием бесов, это тот случай, когда нечестивые духи, выйдя из одержимого – вошли в стадо свиней. Вот часть события, которые описывает евангелист Марк: ‘’И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, [одержимый] нечистым духом. [Иисус] сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море’’ (Мар.5:2,8-13).

От явно не компетентных людей в понимании Писания, иногда приходится слышать, что бесы, как бы обманули Сына Бога, испортив Ему дело благовестия о Царстве Небесном. Они объясняют это тем, что Христу пришлось покинуть ту местность, как будто из-за потери свиней (Марк.5:16,17.). Однако, важно понять главное: это не было заурядным случаем, это был прообраз на более значительное событие.

Чтобы нам с вами лучше осознать его суть, для начала обратим внимание на пророческое знамение из жизни времён Моисея: ‘’И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив’’ (Чис.21:5-7,9.). Когда мы читаем пророчество из Быт.3:14,15. , мы можем понимать, что ‘’семя змея’’, это могут быть как представители человечества, которые являются сторонниками дьявола (Откр.12:9.), так и его ангелы [бесы]. Так вот. По причине того, что евреи и в дальнейшем постоянно восставали против Всевышнего Яхве (Иер.7:25,26.), пророк Иеремия писал: ‘’Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь’’ (Иер.8:17). Это то, о чём наш Учитель говорил в своей притче: ‘’Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом ’’ (Матф.12:43-45).

Змеями [из Иер.8:17.] ‘’против которых нет заговаривания’’, являются нечистые духи; а свиньи, в которых вошли бесы, являются образом нечестивых людей (см. Матф.7:6.). Позднее, апостол Павел о нечестивых иудеях – отступниках напишет: ‘’Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела’’ (Рим.1:24).

Чему это может научить нас? Христос сказал: ‘’Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят’’ (Матф.5:8). Если же оставлять свой внутренний мир нравственно грязным [как образ свиней] или озлобленным [как образ псов из Матф.7:6.], то рано – или поздно мы неизбежно поплатимся за это тем, что Всевышний так же осудит нас, отдав на расправу нечестивым духам.

Это произойдёт, либо во время конца нечестивого мира – 2Фес.2:9-12. Откр.16:13-16. , либо по окончании тысячелетнего дня суда – Откр.20:7-9,15.

Что касается того одержимого, из которого вышли нечистые духи, то он не был израильтянином; как и в случае с изгнанием беса из дочери язычницы, хананеянки (Марк.7:25-30.). Это пророчески указывало на то, что в последствии у язычников из разных народов, будет так же надежда исцеления от нечестия. И ‘’первые’’ [иудеи], могут оказаться ‘’последними’’; и ‘’последние’’ [неверующие язычники], могут оказаться ‘’первыми’’ – смотри: Лук.13:29,30. 1Тим.1:13,15,16. Ефес.2:11-13. 1Пет.2:10,12.

Чудо с проклятием смоковницы

‘’Увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня’’ (Мар.11:13,14). В 13-м стихе, мы видим, что Христос пришёл найти плоды дерева тогда, когда было НЕ время плодов; по этому, чудо с проклятием смоковницы, на то время могло показаться нелогичным. Однако, как и предыдущие чудеса Иисуса Христа , оно так же являлось притчей – знамением.

Начнём с того, что, Иоанн Креститель, проповедуя народу о покаянии предупреждал: ‘’Сотворите же достойные плоды покаяния… Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь’’ (Лук.3:8,9).

Сам Иоанн, мало того, что носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный ремень; а это указывало на то, что он являлся бОльшим Илией – см. 4Цар.1:8.; он так же ел саранчу и мёд – что это означало?

Как сама внешность Иоанна, так и то, что он употреблял в пищу, указывало, что это было знамением Израилю. Мёд, был образом Слова Бога (Иезек.3:3,4.). Давид, будучи пророком (Деян.2:30.) писал: ‘’…Суды Господни истина, все праведны; слаще меда и капель сота’’ (Пс.18:10,11). А вот саранча, указывала на суд от Всевышнего, и в аллегорическом смысле слова должна ‘’поесть всю зелень с деревьев [старейшин народа Израиль] и всего того, что не приносит добрых плодов – см. Амос.7:1,2,8. Откр.9:3,4,7,8. Иоиль.1:6,7. Осия.6:4-6,11. Матф.23:34-36. Из приведённых мест Писания можно заключить, что ‘’саранчой’’ являлись апостолы, пророки [и т.д] от Всевышнего, обличающие ложных служителей священства. И лишь затем, после обличения словом, эти ‘’проклятые деревья’’ не приносящие плода бросаются в огонь – Лук.13:1-9.

Мораль: важно на деле стремиться к святости, любви к Богу и нашим ближним, подражая принципам из первого Псалма: ‘’Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет’’ (Пс.1:1-3). И когда настанет время проповеди через этих апостолов и пророков (Откр.11:3-6.), каждый из нас, с чистой совестью сможет встретить пришествие нашего Господа Христа.

Чудо Иисуса Христа с успокоением бури на море

‘’Вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?’’ (Матф.8:24-27).

В этом событии, когда Иисус Христос укротил бурю на море, есть одна интересная деталь: пока во время шторма, лодку заливало волнами, Он спал… Стоит предположить, что это было не случайно; у обычного человека, сон при таких обстоятельствах, был бы очень уж мало вероятен. Однако, это указывало на нечто более важное для нас с вами.

Праотец нашего Господа, Давид, на данную тему писал пророчество: ‘’Если бы не Господь был с нами, - да скажет Израиль, - если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас. Воды потопили бы нас, поток прошел бы над душею нашею; прошли бы над душею нашею воды бурные. Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились’’ (Пс.123:1-7). И то, что было в данном псалме записано как пророчество – наш Господь совершил такое же знамение; так что эти два места Писания имеют один и тот же смысл.

Указывая на признаки последних дней, Христос сказал: ‘’…на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится’’ (Лук.21:25).

В данном месте Писания, ‘’море’’, так же имеет символический смысл, и означает, народы всей земли (см. Откр.17:15. Исаия.57:20.), которые попытаются ‘’поглотить’’, т.е. уничтожить народ Бога. Более подробную информацию об этом, можно прочесть в местах Писания: Иер.30:7,12-16,23,24. Иез.38:2,8-12,15-23. Дан.11:44,45; 12:1.

Как в истории с укрощением бури на море, так и во всех других приведённых здесь пророчествах, мы имеем надежду на спасение; и пророк Исаия, указывая в 19-й главе на последние дни нечестивого мира писал: ‘’…они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их’’ (Ис.19:20).

В Евангелии от Матфея, описывается ещё одна история, связанная с событием на море и повествующая о Петре, который пытался ходить по воде (Матф.14:24-32.); однако, из-за недостаточной веры стал тонуть в море.

Это может научить нас тому, что, когда придёт время испытаний, каждому истинному последователю Христа, важно помнить урок из притчи о вдове и неправедном судье – Лук.18:1-8. И вопрос не в том, видит ли наш Бог то, что мы возможно погибаем – Он, конечно, видит всё. Вопрос будет состоять в том, какова наша вера и настойчивость в молитвах. ‘’Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, ПРЕЖДЕ вашего прошения у Него’’ (Матф.6:8). По этому, это скорее не рассказ о том, в чём мы нуждаемся, но это исповедание нашей веры. И каждому из нас, важно будет помнить вопрос нашего Спасителя [посланного Всевышним]: ‘’Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?’’ (Лук.18:8).

С.Иаковлев (Бохан).

В Библии описывается ряд чудес, явленных Иисусом, преимущественно это исцеления тяжелобольных. Впрочем, вероятнее всего, что это далеко не все чудеса, совершенные Иисусом Христом, а лишь некоторые из них, и в Евангелии от Иоанна вскользь упоминается об этом.

Первое чудо, совершенное Христом, по крайней мере, из описанных, известно под названием брак в Кане Галилейской. Иисуса и Марию пригласили на свадьбу. Семейство, справлявшее торжество, видимо, было не из богатых, так как вино у них вскоре закончилось, подать гостям было нечего. И тогда Мария обратилась к сыну с просьбой о помощи, на что он ответил: «Что нам с тобою до того? Не пришло еще наше время», — но затем, всё же, уступил матери. Слуги по совету Христа зачерпнули из водоносов воду, и оказалось, что в чашах вино. Распорядитель пира (не знавший происхождения вина), попробовав напиток, счел его очень хорошим и заметил жениху: «Обычно хозяева подают лучшее в начале, а худшее оставляют на конец, когда гости опьянеют, вы же наилучшее приберегли на потом».

Вероятно, что это чудо, как и все прочие, Иисус совершил, прежде всего, с целью укрепить веру своих учеников. Но помимо такого очевидного практического смысла, исследователи находят в этом небольшом библейском эпизоде и целый ряд символических значений.

Символические значения первого чуда Иисуса Христа

  1. Поскольку Иисус уступил просьбам Девы Марии, эту историю считают доказательством силы ее молитв за людей.
  2. Своим присутствием на свадьбе и содействием пирующим Иисус благословил жениха и невесту, и институт брака в целом.
  3. Превращение воды в вино символизирует возрождение человечества, искупление первородного греха, до сих пор лежавшего на нем.
  4. В фразе, произнесенной распорядителем, находят параллели с христианством. Подразумевается, что как пирующие выпивают лучшее вино в начале пира, так и язычники стремятся прожить жизнь в удовольствиях, не думая о будущем. Христиане же, прежде всего, заботятся о царствии Божием, то есть оставляют лучшее вино на потом.

Первое чудо Иисуса Христа

Вскоре, после призвания Спасителем первых учеников, в городе Кане, недалеко от Назарета, был брак. На этот брак был приглашен Иисус Христос с Пречистою Матерью и учениками. Во время брачного пира не хватило вина.

Матерь Божия заметила это и сказала Иисусу Христу: "у них нет вина".

Но Иисус ответил: "еще не пришел час Мой".

Из этого ответа Мария поняла, что еще не пришло время, чтобы явить Ему Свою божественную силу. Но Она знала любовь Своего Сына к людям и была уверена, что Он непременно поможет нуждающимся, и потому сказала слугам: "что скажет Он вам, то сделайте".

В доме находилось шесть больших каменных сосудов, в которые наливалась вода для омовения. Иисус Христос велел наполнить эти сосуды водою. И когда наполнили их до верха, сказал слугам: "теперь почерпните и несите к распорядителю пира".

Слуги почерпнули и принесли к распорядителю. Распорядитель попробовал и увидел, что это самое лучшее вино. Тогда он позвал жениха и сказал: "всякий человек сперва подает хорошее вино, а потом худшее, ты же сберег хорошее вино до сих пор". Так говорил распорядитель потому, что еще не знал, откуда это вино. Знали только слуги, черпавшие воду.

Так Спаситель положил начало чудесам Своим и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его.

Свое первое чудо Иисус Христос совершает по ходатайству Своей Матери. Из этого мы можем видеть, что Ее молитвы за нас имеют великую силу.

Кана Галилейская

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг. от Иоанна, гл. 2, 1-12.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Новый завет. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

III. Иоанн Предтеча. Крещение Иисуса Христа. Искушение Иисуса Христа злым духом. В раннем еще возрасте Иоанн удалился в пустыню и - пустыня воспитала его. К нему как бы не прикоснулось ничто житейское, мирское… Как возрастал он пред лицом единого Бога, как вел внутреннюю

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение храма. Лк. 2: 40-52 Когда Святое Семейство переселилось в Назарет, Иисусу было около двух лет. Покинул же Он Свой родной город, когда Ему исполнилось около тридцати лет. Поэтому можно сказать, что Христос провел в Назарете

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Первое чудо Иисуса Христа Главный город в Палестине – Иерусалим. В северной части Палестины находился небольшой город, который назывался Каной Галилейской. В этом городе Иисус совершил Свое первое чудо. Чудом называется необыкновенное дело, которого никто не может

Из книги Евангельская история. Книга первая. События Евангельской истории начальные, преимущественно в Иерусалиме и Иудее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Первое чудо Ин. 2, 1-12 На третий день после беседы с Нафанаилом, которую Иисус Христос закончил уверением, что в будущем представятся еще большие доказательства Божества Его, ученики Его увидели яснейшее обнаружение всемогущей силы Его. Он был приглашен вместе с Пречистой

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Из книги Повесть о житии Михаила Клопского автора Автор неизвестен

Явление Михайлы. Чудо первое юродивого Христа ради из Клопска, что на реке Веряже. Приход Михайлы, юродивого Христа ради, в монастырь святой Троицы на Клопске при Феодосии, избранном на владычество.Чудо первое. А пришел ночью, в канун Иванова дня. Поп Макарий, покадив

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого

Из книги Жизнь Исуса Христа автора Фаррар Фредерик Вильям

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1-6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7-12). Избрание 12-ти учеников (13-19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20-30). Истинные родственники Иисуса Христа (31-85) 1 Об исцелении

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

ГЛАВА XI Первое чудо На третий день, говорит св. евангелист Иоанн, был брак в Кане Галилейской. Описывая с полным знанием и живым воспоминанием каждое событие, совершившееся в эти достопамятные, божественные дни, он делает свое указание на них так, как будто они всем

Из книги Обряд венчания в церкви автора Мельников Илья

Глава 1 КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. ИСКУШЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА В ПУСТЫНЕ Крещение Христа есть первое в истории общественного служения явление Его миру. Событие в высшей степени важное, ознаменованное уже в глубокой древности установлением особого праздника, должно было

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Глава 7 ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. СОШЕСТВИЕ В АД. ЯВЛЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА ПО ВОСКРЕСЕНИИ Непостижимый по самой сущности своей момент воскресения Христа в Евангелии не описан. Евангелие упоминает о «великом трусе» (землетрясении. - Ред.) и отвалении ангелом камня от входа

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Брак в Кане Галилейской. Первое чудо Иисуса Христа (Ио. 2, 1 – 11) Вскоре после того, как Иисус Христс начал проповедовать людям, случилось Ему прийти в маленький городок Кану – в Галилее. В этот день, в городке праздновали свадьбу, и Иисуса с учениками и Матерь Его пригласили

Из книги автора

Поучение 1-е. Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности) I. Праздник обновления, т. е. освящения, храма Воскресения Христова, который совершается ныне, установлен следующим образом. Место, где

Из книги автора

V Свидетельство Иоанна Предтечи о себе и об Иисусе Христе. Первые последователи Иисуса Христа. Первое чудо Христа на браке в городе Кане Молва о крещении Иоанном неизвестного галилеянина, сопровождавшемся необычайными знамениями, немало встревожила даже верховный совет

Из книги автора

XXIV В Иудее. Воскрешение Лазаря. Определение синедриона против Иисуса Христа. Предвозвещение о смерти на кресте. Просьба Саломии. Исцеление в Иерихоне слепцов и обращение Закхея. Помазание ног Иисуса Христа миром на вечери в Вифании Пройдя предстоявший им путь, Спаситель