Храм на демеевке. Святыня киевской демеевки

Форум имени Андрея Первозванного 11-ый год подряд устраивают на Японском море молодые православные активисты из дальневосточных городов. Организация общего сбора от Хабаровска перешла к Владивостоку вместе с очень энергичным священнослужителем. Отец Димитрий сам придумал новый формат для растущего поколения, причем такой, чтобы даже продвинутым и привередливым не было скучно. Как сегодня в «Андреевском городке» вспоминали счастливое советское детство?

«Море, ах, море» - между прочим, так в программе форума и прописано: это середина дня, когда «Андреевский городок» плавно перемещается на площадку с великолепным видом бухты Лазурной. Вдали знаменитая гора Китенок, символ всероссийского детского центра «Океан». Условия обычной базы отдыха и сравнивать с ним не надо. А вот настроение и пестрота здешней молодежи точно фору дадут. Чего стоит сама идея…

Иерей Дмитрий Винокуров, настоятель храма Порт-Артурской иконы пресвятой Богородицы, г.Владивосток: «Мы хотели объединить молодых людей, тех, кто увлечен спортом, искусством, кто изучает философию, а может, и теологию, а кто просто очень предан своей семье. У нас ведь есть и молодые родители вместе с детьми».

Вместо подрясника - футболка с эмблемой «Андреевского городка», это нормально, говорит отец Димитрий, как и дневные горячие споры во время и после семинаров, лекций, мастер-классов. Сейчас, например, о связующей все народы идее рассуждают.

И непременно под открытым небом, даже если дождь. Камчатка, Сахалин, Еврейская автономия, Амурская область, Магадан, Якутск… Только Анадырь до приморских берегов добраться в этом году не смог. А из Хабаровска приехала самая любопытная на форуме девчонка. Ей всего-то семь лет, но ни одного события Лиза не пропустила.

Лиза Сабунаева, участница форума «Андревский городок», г. Хабаровск: «Так интересно про Египет рассказывали».

Больше всего ждала Лизавета немецкого профессора, но задержался герр Эйслер, и вся юная толпа, включая молодых мам и пап, разлетелась по станциям «Туриады» - еще одного изобретения отца Димитрия и его соратников. Чем-то это напоминает «Зарницу» советских времен. Вяжут узлы, говорят на языке Морзе…

Пробираются сквозь паутину так, чтобы не потерять товарищей, разжигают костер, поют песни. И все это командами: вятичи, кривичи, георгиевцы с первого дня ведут счет победам, но не смущаются от поражений.

Маша Акарачкина, участница форума «Андреевский городок», г. Владивосток: «Надо знать, зачем ты здесь, чтобы никогда не пожалеть о чудесной неделе. Море меня вообще не интересует, это к нашим гостям, а вот общение!»

То и дело слышим фразу: «Дисциплина превыше всего». Заставляет вздрагивать. Но к этому здесь прибегают, чтобы услышать каждого. А шум без перерыва в «Андреевском городке» разрешен только тем, кто с разбегу способен плюхнуться в бассейн.

Дар веры нельзя внушить, его можно лишь обрести. Божественная благодать действует всячески на умы, но добровольно и свободно. Если у человека не будет пережита личная встреча с духовным миром и он не почувствует высшую помощь, защиту, успокоение в трудный час - он никогда не уверует по настоящему.

Протоиерей Николай Винокуров

Удивительно скромный, с равной любовью обращавшийся к каждому человеку, протоиерей Николай Винокуров привлекал к себе множество людей, жаждущих духовного исцеления, ищущих в его молитвах помощи от штормов в житейского моря. Он говорил очень просто. Как сейчас помню, как он всегда обращался к людям еще не верующим, но желающим прейти к вере: «Я мог бы много всего вам говорить. Но если Господь не коснется Сам вашего сердца, если вы не переживете этой встречи с Богом, то все мои слова о вере будут напрасны».

Сам отец Николай верил глубоко и искренне, и эту радость общения с Богом стремился разделить с другими людьми. Очень скромный, он никогда не стремился сделать какую-то карьеру. Однако Господь поставил его на достаточно ответственные церковные послушания секретаря епархиального управления и настоятеля кафедрального собора. Отец Николай как-то однажды рассказывал мне, что один раз рассматривался вопрос о возможности рукоположения его в сан епископа для служения в одной из епархий России. Батюшка страшился высокой ответственности архиерейского служения и горячее молился, что бы чаша эта его миновала. И Господь услышал его молитвы: вопрос был снят. Хотя протоиерей Николай Винокуров и тяготился административными послушаниями, но он вполне с ними справлялся. Как вспоминал назначенный в 1988 году уполномоченным Совета по делам религий по Ивановской области Е.А. Богородский «я мог убедиться в том, как точно, тактично, и вместе с тем настойчиво и твердо вел отец Николай сложные переговоры с чиновниками, преодолевая заскорузлость старых представлений об отношениях Церкви и государства. Более 25 новых приходов было зарегистрировано за сравнительно небольшой срок на территории области».

Священник Николай Винокуров и архимандрит (впоследствии архиепископ) Амвросий (Щуров)

Отец Николай говорил всегда очень просто, но его слова шли из глубины верующего сердца и покоряли души людей. Он, даже тяжело больной, никому не мог отказать в словах назидания и утешения, хотя общение с людьми отнимало последние его силы. После тяжелых перенесенных болезней, опираясь на палку, батюшка все равно служил Литургию, после которой множество народа устремлялось к нему, и каждый хотел услышать ответ на свой наболевший вопрос. У батюшки не было физических сил поговорить с каждым, он не мог никому отказать, поэтому сослужившему с ним отцу Родиону, порой приходилось почти насильно вводить его в алтарь, иначе от перенапряжения отец Николай мог упасть прямо в храме...

Николай Макарович Винокуров родился 4 октября 1939 года в д. Гумнищи Чкаловского района Горьковской области. Детские годы во много предопределили его будущую судьбу. Как вспоминала его сестра «Николай в детстве был скромным ребенком. Шумных компаний сверстников он не любил, но друзья у него были. Он был очень религиозным, за что в советской атеистической школе ему попадало».


Во время богослужения

«...Мама у меня была очень верующей, и отец, и дядя - архимандрит Никодим, который 3 года назад умер. Я у него воспитывался. Учился в 5 классе и жил у батюшки. И потом он отвез меня в Киев в семинарию. А до поступления в неё я прислуживал у отца Никодима в алтаре. С ранней юности у меня было стремление к священству. Очень хотел поступить в семинарию, чтобы иметь необходимые знания для прохождения пастырского служения», - вспоминал в 1998 году протоиерей Николай. Окончил 7 классов после чего в 1957 году поступил в Киевскую Духовную семинарию.

По окончании 1 класса семинарии, в 1958 году был призван на военную службу, которую проходил до 4 декабря 1961 года. Там ему пришлось очень тяжело: верующих считали людьми второго сорта, и он попал в стройбат, где было много людей опустившихся, не имевших никаких нравственных ценностей. Особенно возненавидел Николая один солдат. Николай чувствовал это, но всегда был с ним приветлив, молился за него. И когда пришло время им демобилизоваться, то этот солдат, никогда не отвечавший ранее даже на его приветствия, подошел и сказал: «Ты знаешь, Николай, ведь я хотел тебя убить, но что-то не дало мне этого сделать. Прости меня!» И об этом человеке отец Николай потом всегда молился. Замполит части угрозами заставлял подписать напечатанное на листе бумаги отречение от Бога, но будущий священник не побоялся ничего.

После окончания срока военной службы, с 1961 года по 1962 год исполнял обязанности псаломщика в Троицком храме села Воронцово Ивановской области. В 1962 году, несмотря на противодействие атеистических властей, поступил во 2 класс Московской Духовной семинарии и окончил её в 1965 году. В этом же году поступил на 1 курс Московской Духовной академии. Как вспоминал впоследствии его сокурсник, протоиерей Владимир Кучерявый, «Коля был тих и скромен, всегда с любовью ко всем относящийся. В присутствии Коли нам, молодым тогда студентам, всегда было совестно неуместное что-то сказать, тем более сделать. Он был совестью нашего курса».

В 1965 году Николай был рукоположен в сан диакона, в целибате. На 3 курсе МДА, 7 апреля 1967 года был рукоположен в сан священника. 17 июня 1969 года окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, за работу по кафедре гомилетики, посвященную проповедническому наследию святителя Филарета (Гумилевского). После окончания её был направлен Учебным Комитетом Московской Патриархии в Ивановскую епархию.

Венчание. 1994 год.

Все годы своего пастырского служения священник Николай Винокуров проходил в Преображенском кафедральном соборе города Иваново. С 6 сентября 1969 года по 31 октября 1977 года исполнял обязанности благочинного с начала 4-го, а затем 2-го округа. Его портрет этого времени хорошо характеризует характеристика, данная пастырю в 1975 году архиепископом Ивановским и Кинешемским Иовом: «священник Николай Винокуров - клирик Преображенского кафедрального собора города Иваново и благочинный 4-го округа принадлежит к числу лучших священнослужителей епархии. Выходи из благочестивой крестьянской семьи. Священник Николай Винокуров сумел получить высшее богословское образование и сочетав с этим глубокое религиозное убеждение, явил собою пример хорошего священника. Будучи чутким и внимательным к каждому, он благожелательно относится ко всем запросам своих духовных чад. Настроен он ко всем всегда мирно и доброжелательно. Отличается большим смирением, послушанием и дисциплинированностью».

Во время Божественной Литургии. Последние годы жизни.

Свое служение протоиерей Николай неизменно проходил с большой любовью к Богу, Церкви и православному народу. После епископской хиротонии и назначения в 1977 году управляющим Ивановской епархией архимандрита Амвросия (Щурова), бывшего до того настоятелем Преображенского кафедрального собора города Иваново, новым настоятелем этого собора новопоставленный епископ назначил протоиерея Николая. А 9 июля 1980 года епископ Амвросий назначил его секретарем Ивановского епархиального управления. Оба эти послушания протоиерей Николай нес вплоть до момента, когда постигшие его болезни заставили оставить их - 5 марта 1992 года должность настоятеля кафедрального собора, а 15 июля 1993 года должность секретаря епархиального управления. Протоиерей Николай Винокуров всегда строго выполнял волю епископа, находясь в полном его послушании. Добрый и мягкий пастырь, он привлек к себе множество людей истинно христианским отношением, глубокой внутренней культурой, высокой требовательностью к себе, сочетающейся с мягкостью к окружающим.

Отца Николая хорошо знал и высоко ценил ныне покойный Святейший Патриарх Алексий II. Когда архиепископ Амвросий рассказал ему об инсульте, который случился с протоиереем, то Патриарх сказал: «Вы меня опечалили».

Когда протоиерей Николай Винокуров умер, то проститься с ним пришло множество народа. Его духовный отец и друг архиепископ Амвросий сказал об усопшем: «Народ его всегда очень любил. Да и невозможно его было не любить, потому что он был удивительно честный и добрый, любвеобильный человек. У него было какое-то внутреннее духовное зрение, он понимал внутренний мир каждого человека. Но случилось просто непоправимое. Пришлось нам потерять дорогого отца Николая. Дай Бог, чтобы такие священнослужители повторялись в нашей Святой Церкви, потому что на таких людях, истинных рабах Божиих, держится все наше Православие».

Люди свидетельствуют, что на могилке батюшки, после молитвенного его поминовения, получают облегчение и помощь в своих житейских нуждах. Скорый на помощь ближнему в дни земной своей жизни отец Николай остается таким же и переступив порог смерти. Жизнь его была исповеданием Христа в безбожном мире, когда же появилась возможность свободной проповеди, то у него появилось другое к ней препятствие - тяжелые болезни. Но он всегда проповедовал и не только словами, но и всей своей жизнью. Многим помогли найти свой путь к вере статьи на духовные темы, опубликованные отцом Николаем в светских печатных изданиях. Еще при жизни батюшки вышли две его книги, в одну из которых вошли его проповеди, а во вторую - его работа на соискание степени на кандидата богословия.

В год его кончины вышла книга «Человек Божий», целью которой было собрать воедино еще свежие воспоминания людей, близко знавших о. Николая и, быть может, тем самым в какой-то мере подготовить материалы к его возможному будущему прославлению, как местночтимого святого Ивановской епархии. В сборник так же вошли уже опубликованные ранее труды о. Николая, о которых выше уже упоминалось, и обширные фотоматериалы из личных архивов. Предваряла все эти материалы написанная еще при жизни протоиерея Николая архимандритом Зосимой первая попытка жизнеописания батюшки и написанный им же по смерти отца Николая официальный некролог.

Быть может, недалек тот день, когда Церковь прославит своего верного сына - протоиерея Николая Винокурова в лике подвижников благочестия XX века. Но уже сейчас многие верующие православные люди почитают его как небесного заступника и помощника, обращаясь к нему за молитвенной помощью.

Вечная память, вечный покой усопшему протоиерею Николаю!