Икона пресвятой богородицы всех скорбящих радость значение. "Всех Скорбящих Радость" - икона Божией Матери

Икона Всех Скорбящих Радость – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость - начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл - упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных - «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции исуществует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа — с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода «с грошиками»).

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос:«Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу «Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы - московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась - для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование - 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой – непременно получает помощь и отклик.

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях.

Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл - упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву - источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.

Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» - «Где же найти такую Целительницу?» - смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость », а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю - следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби - не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.

Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина».

В отличие от москвичей, православные города на Неве были уверены, что первоявленный образ чудотворной был в 1711 году перевезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы.

Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон - на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге - являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.

Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе - так называемой «Богородицы с грошиками». В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.

23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» - так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».

На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние - темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках - благословляющий Спаситель, вокруг - Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября по старому стилю (некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования). И в нынешних границах России, и в ее исторических пределах, и по всему миру, где только ни ступала нога русского человека, звучали, звучат и до конца мира сего будут звучать слова песнопений в честь этой святой иконы.

кому она помогает и какие чудеса совершает

Празднование иконы «Всех скорбящих радость» отмечается 6 ноября . Этот образ Богородицы считается покровителем всех угнетенных, страдающих и обиженных, убогих и сирот. К ней часто обращаются в поиске утешения, во время скорби и печали, при неизлечимых болезнях и душевном смятении.

Икона «Всех скорбящих радость» известна с 17 века. Фото monastyr-uspeniya.org

История иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость»

Свою историю икона ведет с 17 века. Известно, что первое , произошло в 1688 году. Тяжело и долго болела Ефимия Петрова-Папина , родная сестра Патриарха Московского Иоакима. Врачи не могли ей помочь, женщина совсем отчаялась и готовилась к смерти. Но однажды во время молитвы она услышала голос Богородицы, которая велела ей заказать молебен у иконы «Всех скорбящих радость». Священник по просьбе Ефимии так и сделал, и женщина выздоровела.

Чудотворную икону перенесли в храм Преображения Господня в Москве, и с того времени перед ней .

Чудотворная икона «Всех скорбящих радость» есть и в Петербурге. Копию образа в северную столицу привезла княгиня Наталья Алексеевна , сестра царя Петра І. Икону в 1711 году разместили в дворцовой церкви Воскресения Христова. А некоторое время спустя в городе был построен храм в честь иконы «Всех скорбящих радость».

Икона «Всех скорбящих радость» с «грошиками»

Сегодня многие верующие в Санкт-Петербурге приходят поклониться иконе «Всех скорбящих радость» с «грошиками», считая, что эта икона способна вершить чудеса, ведь и она сама появилась в результате чуда.

В 1888 году в часовню ударила молния и храм загорелся. Повредилась вся церковная утварь, а вот икона «Всех скорбящих радость» не только не пострадала, но и на ней просветился.

Интересно то, что рядом с образом в часовне стояла кружка для пожертвований. От высокой температуры она лопнула, а монетки прилипли к иконе. После этого к чудотворному образу стали приезжать верующие отовсюду. А списки с этой иконы стали уже сразу писать «грошиками».

Икона «Всех скорбящих радость» с «грошиками». Фото ntobitel.cerkov.ru

На сегодняшний день известно несколько десятков списков с иконы «Всех скорбящих радость», которые находятся в храмах во многих городах России. Списки отличаются между собой. Чаще всего Богородица на иконе изображается в полный рост в окружении ангелов и страдающих людей: больных, голодных, раздетых. На некоторых списках Богоматерь может держать на руках Иисуса.

В чем помогает икона и как перед ней правильно молиться?

Перед иконой , к ней обращаются в самых казалось бы безнадежных случаях, прося физического исцеления, совета в сложной ситуации, душевного спокойствия, помощи в работе и семейной жизни.

Перед тем, как начать молитву у иконы «Всех скорбящих радость», следует попросить у Богородицы Ни в коем случае не винить небеса в том, что с вами произошло, а лишь уповать на Божью помощь.

И, конечно, чтобы ни случилось, главное верить и не опускать руки.

Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человекаикона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это неудивительно, ведь многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.

Благодатная заступница

По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», - так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».

Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей - раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над ней в облаках восседает Спаситель, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Известны разные иконографические виды образа.

Московская икона «Всех ного храма на Большой Ордынке изображает Богородицу с младенцем Иисусом, над ними парят ангелы. Особенностью этой иконы является изображение ряда святых во главе с Сергием Радонежским, на лентах - тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери. Существует немало списков (копий) чудотворного образа, где Пречистая Дева изображается без Младенца. Особенно широко известна икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло в 1688 году: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке излечилась от тяжелой болезни раба божия Евфимия, родная сестра московского патриарха Иоакима. Чудесное исцеление произошло 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь иконы «Всех скорбящих Радость», а храм получил наименование чудотворного образа. Вскоре он прославился на всю столицу под именем «Скорбященского». С тех пор, как свидетельствуют церковные книги, многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед: слепые прозревали, немые получали возможность говорить, а глухие - слышать, бездетные женщины рожали здоровых младенцев, страждущие избавлялись от невзгод.

Икона «Всех скорбящих Радость» полюбилась не только простым верующим, но и членам венценосных семей. В 1711 году, при переезде царской резиденции в Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию Скорбященской иконы, которая стала одной из главных святынь новой столицы.

Позднее, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, тоже глубоко почитавшей икону «Всех скорбящих Радость», в Петербурге воздвигли храм в честь дивного образа. Впоследствии Скорбященская икона Божией Матери была щедро и богато украшена императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и другими знатными особами. Сейчас этот чудотворный образ находится в Троицком храме Санкт-Петербурга, который в народе называют «Кулич и Пасха».

Чудо с грошиками

Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.

Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа - 5 августа, день его чудесного преображения.

Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.

Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.

Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»

На месте сгоревшей часовни был построен храм в честь прославленной иконы. После революции Скорбященский храм был взорван, но чудотворная икона сохранилась в семье прихожан. В годы Великой Отечественной войны святой образ поместили в Свято-Троицком храме. Великое множество людей, молясь перед этой иконой, получили от Божией Матери утешение в нечеловеческих испытаниях и скорбях, обрушившихся на ленинградцев в страшные годы блокады.

После того как в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, ставшая подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, чудотворный образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое историческое место.

Описание и значение иконы Всех Скорбящих Радосте: в чем помогает икона, где находится, история первообраза Всех Скорбящих Радость. Вера и упование на Господа сильнее страха — это доказала икона Всех Скорбящих Радость.

Евфимия, родная сестра патриарха Иакима, уж год как была прикована к больничной койке. Болезнь была настолько тяжелой, что женщина готовилась покинуть этот мир. Незаживающая язва в боку причиняла нестерпимую боль, сквозь нее можно разглядеть внутренние органы.

Ожидая смерти, больная обращалась к Пречистой Деве, прося милости. Она молилась всю ночь, а утром услышала голос, спрашивающий ее: «Евфимия, почему ты страдая, не прибегаешь к помощи Целительницы всех?» И Богородица указала на Свой чудотворный образ, находящийся в Преображенском храме, что на Ордынке.

Назывался он «Всех скорбящих Радость». Женщина попросила родных узнать: так ли это? А когда убедилась, что икона существует, послала за ней и священником, чтобы у ее одра отслужили водосвятный молебен. После этого она полностью поправилась. Так в 1688 году было положено начало прославления святыни, которая, по словам Царицы Небесной, исцеляет всех .

История первообраза Всех скорбящих Радость

Благодаря тому, что брат Евфимии был патриархом, весть о чудотворной святыне облетела все епархии. Со всех уголков России потянулись больные и скорбящие за исцелением. Вскоре списки появились во многих уголках нашей Родины:

  • В Санкт-Петербурге;
  • Нижегородской пустыне;
  • Харькове;
  • Киеве;
  • Воронеже;
  • В монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы, близ Сухуми;
  • Ельце;
  • Казанской губернии;
  • Орле;
  • Перми, Полтаве и во множестве других городов и губерний.

Более 25 образов признаны чудотворными, множество случаев исцеления и помощи зафиксировано от святых икон. Еще больше свидетельств не записано, так как, не везде ведутся дневники о совершенных Богородицей чудесах. Празднование иконы назначено на 24 октября (6 ноября по н. ст.) – день выздоровления сестры патриарха.


Чтили чудотворный образ и многие царские особы. По одной из версий Наталья Алексеевна (сестра Петра I) увезла икону в Петербург. По другой – забрала список (их в храме было три), который поместила в домовой церкви на ул. Шпалерной. Благодаря этому образу удалось остановить распространение эпидемии оспы, свирепствующей во времена Екатерины II.

Храм на Ордынке перестраивался, в 1930 году закрывался, в 1948 был открыт вновь. Святая икона хранилась в музее, передавалась патриархами на сохранение, и окончательно установить какой образ был первоначальным невозможно. Историки до сих пор не могут сказать точно, какую икону считать первообразом: московскую или петербургскую. Известно, что чудотворными почитаются обе святыни. В настоящее время фиксируются:

  • Исцеления от алкоголизма;
  • От наркомании – бич современного времени;
  • Помощь при глазных болезнях;
  • Известны случаи выздоровления смертельно больных и мн. др.

Примечание: Каждую субботу в храме служат молебен Пресвятой Богородице, то есть, Ее образу Всех скорбящих Радость. Люди, потерявшие всякую надежду на выздоровление, прибегающие с верой к помощи Целительницы всех, встречаются с чудом, получая просимое в молитве пред этой святыней .

История образа с «монетками»

Удивительная история произошла с одной из икон Всех скорбящих Радость, которая находилась в Тихвинской часовне деревни Клочки (близ Петербурга). В 1888 году в нее попала молния. Часовня загорелась, все иконы были опалены, кроме образа Богородицы. Кружка с подаянием разбилась вдребезги, а монетки разлетелись во все стороны.

Двенадцать медных грошиков прилипли к образу, краска которого от высокой температуры, видимо нагрелась, но не оплавилась. Наоборот, закопченный лик Богородицы обновился и просветлел. Услышав об этом событии, многие устремились к иконе за исцелением. Чудеса не заставили себя долго ждать. Через год стали появляться сообщения об исцелении больных:

  • с припадками;
  • парализованных;
  • потерявших голос и др.

Примечание: Ныне икона находится недалеко от места пожара, в храме Троицкой церкви «Кулич и Пасха». Стоит отметить, что на многочисленных списках изображают Богородицу по-разному: то в царском облачении, то в простой земной одежде, количество грошиков тоже разнится, но чудеса подаваемые Пречистой Девой не оскудевают, если молящиеся обращаются к Ней с верой .

Вера и упование на Господа сильнее страха

Ноябрь 1768 года. В России свирепствует эпидемия оспы, унося в могилу и молодых, и старых, и дышащих здоровьем, и невинных деток. Способ борьбы известен: необходима прививка. Страх добровольно заразиться неизлечимой болезнью сильнее доводов ученых медиков. Кто знает: может беда минует, а тут привить оспу, и ждать что из этого выйдет. Нет, решиться на это невозможно.

К храму на Шпалерной, к чудотворному образу Всех скорбящих Радость подошла Екатерина II, пав на колени, молилась. До свиты доносились слова: страшно, я еще так молода, страшно. После этого женщина позволила сделать себе прививку оспы. Болезнь побеждена, бояться больше нечего. Ее примеру последовали все остальные. Эпидемия была остановлена. Царица стояла в храме и благодарила Ту, на которую уповала. Поверила Целительнице всех, победив свой страх, чем и спасла народ.

Заключение: Верьте и не бойтесь обращаться к святому образу Матери всех, уповающих на Нее. Богородица спасает от бед самых нуждающихся, безнадежно больных, попавших в трудную ситуацию. Она обязательно поможет, если доверитесь Ей.