Иларион (епископ Ростовский). Тропарь святителям Ростовским

Феодор, архиепископ Ростовский, святитель

Святитель Феодор, первый архиепископ Ростовский - ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. Его родители - Стефан, старший брат преподобного Сергия, и Анна - были известны в Радонеже благочестием и глубокой верой. После ранней кончины супруги овдовевший Стефан продолжил воспитание двух сыновей, Климента и Иоанна (будущего святителя), и вскоре принял монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре. Некоторое время он жил в пустынном уединении с братом своим, а потом - в Московском Богоявленском монастыре. Желая дать духовное воспитание своему младшему сыну Иоанну, он не нашел ничего лучше, как поручить его духовному попечению своего брата. И в двенадцатилетнем возрасте отец привел его к авве Сергию в дремучие леса Радонежские и в храме передал на воспитание великому подвижнику. Преподобный Сергий, провидя подвижническую жизнь отрока Иоанна, постриг его на четырнадцатом году от рождения в иноки 20 апреля и нарек ему имя в честь св. Феодора Трихины: тогда, - замечает летопись, - давали иноку имя того святого, чья память совершалась в день пострижения.

Под надзором великого дяди юный инок возрастал в чистоте и святости, недоступный для дуновения грешного мира. Он так настроен был прп. Сергием, что в душе его не было ничего сокровенного для его отца и; он не таил от него ни помыслов тревожных, ни дел греха ни днем, ни ночью. «Тако пребывающу ему у святаго в совершенном послушании, житие добродетельное прохождаше». Блаженный Феодор удостоился в пустыне Сергия и сана священства. Он так возрос в жизни духовной под руководством святого, что когда совершал он литургию с преподобным Сергием, чистые сердцем видели сослужившего им Ангела. Так он прожил в тихой обители Сергиевой более 22 лет и между прочим обучился иконописному искусству.

Когда стало появляться желание основать особую общежительную обитель, он открыл это желание святому и потом по временам напоминал ему о не оставляющем его помысле. Преподобный сказал ему, что желал бы иметь его преемником своим в обители Святой Троицы, но, считая твердый помысл его делом Божиим, благословил избрать место для новой обители. Блаженный Феодор облюбовал местечко Симоново, находившееся на берегу Москвы–реки. Преподобный Сергий сам приходил осматривать избранное место и одобрил выбор ученика. Это было около 1370 года. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, святой Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

С самого начала обители привлекала в нее многих слава Феодора, которых, как сосуд, прекрасно устроенный зиждущим духом Сергия, сиял, по выражению летописи, добродетелями, премудростью и рассудительным смыслом и при том привлекательной наружностью, высоким ростом и красотой. Известность его росла до того, что св. Сергий скорбел за эту известность и молился, чтобы без преткновения совершил он течение свое.

Обитель Рождественская была у большой дороги, от которой немало прибавлялось шума для иноков. Уклоняясь от молвы людской и от посетителей, св. Феодор перешел на другое место, тогда лесное и тихое, построил себе келлию в пяти верстах от Московского Кремля и стал подвизаться безмолвно в новых трудах. Но скоро и сюда собрались к нему ученики. Преподобный Сергий, посетив это место, благословил основание монастыря, а митрополит Алексий благословил выстроить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Новом Симонове, которая и была заложена в 1370 году. Преподобный Сергий и теперь желал, чтобы Феодор пребывал в безмолвной молитве и уединении. Великий отец иноков почитал обитель Симоновскую, родственною о Христе своей Радонежской обители, и когда потребность и польза вызывали его в Москву, он приходил прямо в Симонов монастырь, где для него устроена была даже особая келлия. А старый Симонов монастырь остался усыпальницей иноков. Здесь в 1380 году в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы были погребены герои Куликовской битвы схимонахи Александр и Андрей. Новый монастырь стад называться Симоновым.

Своей добродетельной жизнью и строгим подвижничеством святой Феодор приобрел известность в Москве. Святой митрополит Алексий возвел его в сан игумена, а великий князь Димитрий Донской избрал его своим духовником. В 1381 году Феодор крестил у великого князя сына Андрея.

Святой Феодор был доверенным лицом великого князя, который часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 году князь Димитрий посылал святого Феодора в Киев в качестве посланника для приглашения святителя Киприана († 1385, память 16/29 сентября) на Московскую кафедру; в 1383 году с важным церковным поручением он был направлен в Константинополь к патриарху Нилу (1378–1388), где первосвятитель возвел святого Феодора в сан архимандрита, а его монастырю даровал степень патриаршей ставропигии.

Будучи игуменом и архимандритом Симонова монастыря и несмотря на занятость общецерковными делами, святитель Феодор неослабно руководил монастырской жизнью и среди учеников своих воспитал много великих и славных подвижников. В Симоновом монастыре приняли постриг иноки Кирилл и Ферапонт, будущие основатели двух известных Белозерских монастырей - Кириллова и Ферапонтова.

В 1388 году святой Феодор вновь прибыл в Константинополь по делам Русской Церкви и возвратился в Россию в сане архиепископа Ростовского. В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Устройство этого первого женского монастыря зависело от некоторого видения: в тропаре св. Феодору сказано, что он «извещением Святаго Духа обитель воздвиже». Так думать заставляет еще одна, сохранившаяся в сей обители, древняя икона, писанная, по преданию, самим святым Феодором. На ней изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, благословляющим молящихся Ей преподобных отцов Феодосия и Антония Печерских и Стефана Нового, святителей Игнатия Ростовского и Никиту Новгородского, преподобных матерей Афанасию, Марфу, Февронию, Феодору и Ксению. Внизу этой иконы написано: «Сие изображение образа Пресвятой Богородицы написано по виденному явлению молящемуся святителю Феодору, архиепископу Ростовскому, чудотворцу, коим основана ваша богоспасаемая обитель во имя Рождества Богородицы». Святитель Феодор, занимаясь иконописью, украсил иконами своего письма Симоновскую обитель и многие московские церкви. В «Сказании о святых иконописцах» говорится: «Святый Феодор, племянник святаго Сергия, писаше многия святыя иконы, егда был архимандритом в Симоновом монастыре на Москве; и образ написа дяди своего преподобнаго Сергия чудотворца. И зде на Москве обретаются его письма иконы, Деисус на Болвановке у Николая святаго».

После пятилетнего управления епархией наступила блаженная кончина святителя 28 ноября 1394 года, и вскоре он был прославлен в лике святых. Мощи его находятся в Ростовском Успенском соборе.

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Димитрий, святитель, митрополит Ростовский В том же году, как скончался дивный подвижник юга прп. Иов Почаевский, в южном местечке Макарове у благочестивого сотника Саввы Григорьевича Тупталы в декабре 1651 г. родился сын Даниил, который в свое время, еще в земной жизни,

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Трифон, епископ Ростовский, святитель По рукописным святцам, в числе святых считается Трифон, епископ Ростовский: «1 февраля память иже во святых отца нашего Трифона, епископа Ростовского, погребенного в Ярославском Спасовом монастыре в лето 1466». Святитель Трифон до

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Феодор, епископ Ростовский и чудотворец Cуздальский, святитель Святитель Феодор, епископ Суздальский, был родом из Греции. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского († 992; память 30

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Вассиан, архиепископ Ростовский Святитель Вассиан I был родственником святого Иосифа Волоцкого († 1515; память 9/22 сентября и 18/31 октября) и любимым учеником преподобного Пафнутия Боровского († 1477, память 1/14 мая), от которого и принял пострижение.В 1455 году стал

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Ефрем, архиепископ Ростовский Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский, был хиротонисан и поставлен на Ростовскую кафедру 13 апреля 1427 года святым митрополитом Фотием (память 2/15 июля). В 1449 году он был возведен в сан архиепископа святителем Ионой, митрополитом Московским

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Григорий, архиепископ Ростовский Григорий, архиепископ Ростовский, прозванный Премудрым, поименован святым у Кайдалова (см. Чтение в обществе любителей духовного просвещения, июнь, 1878 г.). Упоминаемый Григорий, как видно из списков иерархов г. Строева (с. 331) был Ростовским

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский (+ 1023) Память его празднуется 8 июня, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, 23 июня вместе с Собором Владимирских святыхСвятитель Феодор, родом грек, был первым епископом Ростовским. Рукоположен он был в 990 или

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский (+ 1395) Память его празднуется 28 нояб. в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святыхОтцом святителя Феодора был старший брат прп. Сергия - Стефан. В молодости

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Святитель Дионисий, архиепископ Ростовский (+ 1425) Память его празднуется 18 окт. и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святыхСвятитель Дионисий, родом югославянин, был афонским иноком. Он прибыл в Москву при вел. князе Димитрии Донском и был поставлен настоятелем

Из книги автора

Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский (+ 1454) Память его празднуется 21 марта в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святыхСвятитель Ефрем, архиепископ Ростовский, был хиротонисан и поставлен на Ростовскую кафедру 13 апреля 1427 г. св. митрополитом

Из книги автора

Святитель Вассиан I, Архиепископ Ростовский (+ 1481) Память его празднуется 23 марта в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 6 июля с Собором Радонежских святыхСвятитель Вассиан I был родственником прп. Иосифа Волоцкого (память его 9 сент.) и

Из книги автора

Святитель Гурий, Архиепископ Казанский (+ 156з), и святитель Варсонофий, епископ Тверской (+ 1575), просветители Казани Память их празднуется 4 окт. в день обретения мощей, в 1-ю Неделю после 4 окт. вместе с Собором Казанских святых, в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра

Из книги автора

Из книги автора

Святитель Димитрий Ростовский О всеблаженне святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский, услыши нас грешных, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к милостивому и Человеколюбцу Богу, Ему же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши.

Из книги автора

Епископ Феодор, Ростовский и Суздальский (+1024) Епископ Феодор, Ростовский и Суздальский (†1024)Святитель Феодор, родом грек, был первым епископом Ростовским. Рукоположен он был в 990 или 992 году. Святой основал в Ростове первую церковь и проповедовал там Евангелие, но язычники

Из книги автора

ФЕОДОР, первый архиепископ Ростовский и первый архимандрит Симонова монастыря, в мире Иоанн, сын Стефана, старшего брата Сергия Радонежского. Когда Стефан оставил пустынь Радонежскую и поступил в Богоявленский монастырь в Москве, тогда он поручил сына, Иоанна, брату

Святых

В миру Иоанн, был младшим сыном Стефана, старшего брата преподобного Сергия Радонежского , занимавшего важный пост при дворе князя Андрея Иоанновича Радонежского , младшего сына Ивана Калиты , и отличившегося ратными подвигами. Но его жена, Анна, рано умерла, оставив ему двоих сыновей - Климента и Иоанна. Тогда Стефан принял монашество в Хотьковом монастыре . Некоторое время он подвизался вместе со своим братом, будущим преподобным Сергием, но затем перешел в Московский Богоявленский монастырь , сблизился с будущим святителем Алексием , тогда еще рядовым иноком, и стал духовником великого князя Симеона Гордого .

Иоанн, находился почти всегда при отце. Семи лет Иоанн начал учиться грамоте, а когда ему минуло двенадцать, отец привел его в Радонежскую пустынь и, придя прямо в церковь, передал его в руки преподобного игумена , его дяди, который, невзирая на его юность, немедленно постриг его – 20 апреля, в день преподобного Феодора Трихины , почему и назвал его Феодором.

Братия дивилась любви юного инока к молитве, его кротости и молчаливости. Самое же замечательное в нем было то, что он ни одного помысла не скрывал от преподобного Сергия, но открывал их ему и днем и ночью. Здесь же святой Феодор учился иконописи и греческому языку, много читал. В зрелом возрасте он был посвящен в иерейский сан и продолжал восходить духовно от силы в силу. Раз, когда преподобный Сергий совершал с ним и отцом его Божественную литургию , некоторые иноки видели сослужавшего им ангела. Однажды на молитве он услышал голос «Феодор, иди в пустыню, ты устроишь там обитель, соберешь в нее многих иноков, мужей желаний духовных, и получишь великую награду на небесах!» С тех пор возгорелось в сердце его желание основать обитель. Много времени спустя преподобный Сергий сказал ему: «Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте, но если хочешь теперь начать задуманное тобой дело, то да помогут тебе Господь и Пресвятая Богородица

Своей добродетельной жизнью и подвижничеством Феодор обрёл известность в Москве. По выражению летописи, святой сиял добродетелями, премудростью и рассудительным смыслом, и при том привлекательной наружностью, высоким ростом и красотой. Феодор был также искусным иконописцем, писал иконы как для своей обители так и для московских храмов, включая и образ преподобного Сергия Радонежского. Святитель Алексий Московский возвёл его в сан игумена .

Иконография двух Ростовских святителй по имени Феодор - епископа Феодора I , основавшего Ростовскую кафедру в - году, и архиепископа Феодора, – отличается написанием бороды.

Труды

Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что Феодор совместно с преподобным Сергием Радонежским написал два послания митрополиту - в июне-нач. октября года и в кон. -нач. года. Кроме того, в году он безусловно принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена .

Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. Язык его переводов отличается простотой, четкостью и выразительностью. Ему принадлежат переводы следующих произведений:

Молитвы

Тропарь, глас 4

От юности твоея добре воспитався трудами, воздержанием, постом и молитвами, чисту и непорочну сотворил еси душу твою, сего ради на престол святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верные сердца зарями чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре, и ныне моли Христа Бога да спасет души наша.

Ин тропарь, глас 5

От юности, премудре, прилежно подвизався, и извещением Святаго Духа превеликую обитель воздвиже Пресвятой Богородице в похвалу Рождества Ея, струями же слез твоих безплотныя враги погрузил еси, и, жития твоего целомудрие со ангельскими лики совокупился, преподобне отче Феодоре, с ними же Христа Бога моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

В молитвах Господеви предстоя, якоже крепкий адамант во утвари, по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами, ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився, но, яко имея дерзновение к рождшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему, Егоже моли непрестанно о всех нас.

Литература

  • Буслаев, Ф. И., Исторические очерки русской народной словесности , СПб., 1861, т. 2, 379.
  • Макарий (Булгаков), митр., История русской церкви , СПб., 1866, т. 4, 260; СПб., 1877, т. 8, 47.
  • Ключевский, Древнерусские жития , 92, 353-354.
  • Строев, П., Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви , СПб., 1877, стб. 149.
  • Барсуков, Источники агиографии , стб. 591-592.
  • Мансветов, И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности , М., 1882, 57-58, 63.
  • Толстой, М. В., "Книга глаголемая о российских святых," ЧОИДР , 1887, кн. 4, отд. 2, 95-97, № 227.
  • "Житие св. Феодора, архиеп. Ростовского (по Синодальному списку 1723 г. № 580) / Сообщил архим. Леонид," Душеполезное чтение , 1891, май, 3-15; июнь, 145-154; июль, 303-315.
  • Сергий, Полный месяцеслов Востока , Владимир, 1901, т. 2, 369.
  • РИБ , СПб., 1908, т. 6, стб. 419-426, № 5; стб. 212, 216-220, № 33.
  • Федотов, "Феодор," РБС , 1913, т. 25, 313-316.
  • Будовниц, Словарь , 102, 351, 353.
  • Прохоров, Г. М., "К истории литургической поэзии: Гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина," ТОДРЛ , Л., 1972, т. 27, 140, 142, 144-147.
  • Прохоров, Г. М., Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы , Л., 1978, 28, 54-60, 78, 104, 110-113, 166-188, 193-204, 224-228.
  • Дробленкова, Н. Ф., "Феодор," ТОДРЛ , Л., 1985, т. 40, 169-171.

Использованные материалы

  • Дробленкова, Н. Ф., "Феодор, игумен Симоновский," Словарь книжников и книжности Древней Руси :

Тропарь святителя Феодора, архиепископа Ростовского
глас 4

От юности твоей добре воспитався трудами,/ воздержанием, постом и молитвами,/ чисту и непорочну сотворил еси душу твою,/ сего ради на престоле святительства сел еси,/ и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/ зарими чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре,/ и ныне моли Христа Бога да спасет души наша.

Кондак святителя Феодора, архиепископа Ростовского
глас 2

В молитвах Господеви предстоя,/ якоже крепкий адамант во утвари,/ по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами,/ ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився,/ но, яко имея дерзновение/ к рбждшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему,/ Егоже моли непрестанно о всех нас.


В миру Иоанн, племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского. В 12-летнем возрасте был отдан на воспитание Радонежскому игумену и тогда же пострижен им в иночество с именем Феодор. Под руководством святого св. Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в Троицкой обители, принял священнический сан. Когда молодой подвижник открыл духовному отцу свое желание основать особую общежительную обитель, преподобный Сергий, прозревая в ученике своем великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители.

Св. Феодор облюбовал на берегу Москвы-реки местечко Симонове, и преподобный Сергий сам приходил посмотреть и благословить выбранное место. Здесь преподобный Феодором была построена церковь в честь Рождества Богородицы, а в 1380 г. в ней были погребены герои Куликовской битвы - схимонахи Александр и Андрей. Новый монастырь стал называться Симоновым. Будучи игуменом Симонова монастыря, преподобный Феодор, хотя и был отвлекаем общецерковными делами, однако неослабно руководил монастырской жизнью и воспитал многих подвижников, из которых наиболее известны преподобный Кирилл Белозерский и преподобный Ферапонт Лужецкий (Можайский).

Глубокий ум и монашеские подвиги святого снискали ему всеобщую любовь, а святой князь Димитрий Иванович Донской избрал его своим духовником и часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 г. святой ездил в Киев для приглашения на Московскую кафедру святителя Киприана; в 1383 г. с важным церковным поручением был в Константинополе. В 1388 г. преподобный Феодор вновь путешествует в Константинополь по делам Русской Церкви и возвращается в Россию в сане архиепископа Ростовского. В течение недолгого управления Ростовской епархией он основал в Ростове Рождественский монастырь и управлял им до своей кончины, последовавшей 28 ноября 1394 г.

Святитель был хорошим иконописцем и за свою жизнь написал много икон, в том числе и образ преподобного Сергия Радонежского. Святые мощи святителя Феодора почивают в Успенском соборе Ростовского Кремля.

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский, в миру Иоанн, был сыном Стефана (родного брата ), занимавшего важный пост при радонежском князе Андрее Иоанновиче. Овдовев, Стефан принял монашество и вместе с 12-летним сыном пришел в монастырь к Преподобному Сергию, который, провидя подвижническую жизнь отрока Иоанна, постриг его с именем Феодор (20 апреля, в день памяти ), а по достижении им надлежащего возраста благословил на пресвитерский сан. По благословению Преподобного Сергий, на берегу реки Москвы, на месте, называемом Симоново, святой Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и основал обитель. Вскоре монастырь стал привлекать множество народа, и святой Феодор, построив келлию в пяти верстах от Московского Кремля, стал подвизаться в новых трудах. Сюда собрались к нему ученики. Преподобный Сергий, посетив это место, благословил основание монастыря, а митрополит Алексий благословил выстроить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы в Новом Симонове, которая и была заложена в 1379 году. Старый Симонов монастырь остался усыпальницей иноков.

Своей добродетельной жизнью и строгим подвижничеством святой Феодор приобрел известность в Москве. Святой митрополит Алексий возвел его в сан игумена, а великий князь Димитрий Донской избрал его своим духовником. По делам русской митрополии святой Феодор несколько раз ездил к Патриарху Констанинопольскому. В первую свою поездку в 1384 году, он получил от Патриарха Нила сан архимандрита, а Симонов монастырь был сделан патриаршим, ставропигиальным; в 1387 году он был рукоположен во архиепископа и занял Ростовскую кафедру. Будучи игуменом и архимандритом Симонова монастыря и несмотря на занятость общецерковными делами, святитель Феодор неослабно руководил монастырской жизнью и среди учеников своих воспитал многих великих и славных подвижников. В Симоновом монастыре приняли постриг иноки Кирилл и Ферапонт - будущие основатели двух известных Белозерских монастырей Кириллова и Ферапонтова. Известно также, что святитель Феодор занимался иконописью и украсил иконами своего письма Симоновскую обитель и многие московские церкви. В Ростове архиепископ Феодор основал Рождественский девичий монастырь. Блаженная кончина святителя наступила 28 ноября 1394 года. Мощи его находятся в ростовском Успенском соборе.

Иконописный подлинник

Москва. 1980.

Свт. Феодор Ростовский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1980 г.

Русь. XVII.

Свт. Феодор. Икона. Русь. Конец XVII в. 130.3 х 85.7. Из собора Богородице - Рождественского монастыря в Ростове. РЯАХМЗ. Ростов.

Москва. XIX.

Собор Радонежских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань северо - восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра.

Москва. 1950-е.

Свт. Феодор Ростовский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона для столбиков сени над ракой мощей преп. Никона Радонежского. Сергиев Посад. Начало 1950-х годов. Никоновский придел Троицкого собора. Троице-Сергиева Лавра.

Первый епископ Ростовский.
Епископ Иларион - епископ Русской православной церкви, второй епископ Ростовский.
Прибыл в Ростов в 991 году из Константинополя. Как и его предместник Феодор, он напрасно старался окрестить язычников ростовской области и «не терпяще неверия и многая досаждения от людей», в 992 году оставил Ростов и возвратился в своё отечество, «ничто же успев»; по Степенной книге два первые епископа ростовские были изгнаны из Ростова «неверными людьми».

Епископ Леонтий Ростовский

Икона середины XVI века

Святой Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в известном послании своём к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину, приложенном к Печерскому патерику, перечисляя постриженников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их св. Леонтия, называет его третьим «гражданином русского мира». Житие же этого святителя, сохранившееся в многочисленных списках, утверждает, что он был грек, уроженец Константинополя. Митрополит Макарий, примиряя эти противоречия, допускает, что Леонтий мог быть греком, пришедшим впоследствии в Россию. Профессор В. О. Ключевский стоит за русское происхождение Леонтия. Служба сему святителю, сохранившаяся в списках XIII-XVI вв. и составленная Ростовским епископом Иоанном, занимавшим Ростовскую кафедру в 1190-1214 гг., современником и близким знакомым епископа Симона Владимирского, утверждая, согласно с житием, греческое происхождение святого Леонтия: «от царского града, якоже солнце, граду Ростову воссиял еси», в то же время говорит: «ты из млада Христа возлюбил еси, кумир возглумився и мерзких идослужений, храм себе освятил еси» (стихира на хвалитех), и тем самым указывает на русское происхождение его. В списках жития 4-й редакции и в прологе о святителе Леонтии сказано: «Российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть».
Крещён ещё во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава, взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть»), с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят»).
Благодаря школьному воспитанию и книжному научению, св. Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, нужно думать, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришёл в Печерскую обитель к преподобномуАнтонию, что было не ранее 1032 г., откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую, как русский образованный монах, и рукоположен во епископа, «как первый престольник» из иноков печерских, прежде 1051 г., когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженник Киево-Печерского монастыря - Илларион.
В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за христианскую веру, так как Ростов, по смерти святого Бориса Владимировича, долго не имел собственных князей.

Первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, «дивная и великая» по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Богоматери ещё во времена св. Владимира, в 991 г., и при ней учреждён клир церковный, но христиан было весьма мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Илларион изгнаны были из города.


Научение грамоте св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.


Крещение св. Леонтием народа Ростовского. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.


Св. Леонтий научает детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.


Св. Леонтий крестит мерянских детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, св. Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира церковного. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. Впрочем, профессор Н. Никольский говорит, что в большинстве списков это поучение приписывается митрополиту Кириллу (до 1280 г.). Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унёс с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нём же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею».
Одновременно с «наказанием» клириков, св. Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам - язычникам из многолюдного племени мери, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя св. архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с мёдом. С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей.
Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Поражённые мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мёртвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. «Тогда начал отходить мрак идольский, и воссиял свет благоверия», - говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.


Язычники-ростовчане идут убивать св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним - он скончался в мире, по другим - был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 г., другие полагают, что он убит в 1073 г. Е. Голубинский же говорит, что он скончался около 1077 г. Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первою и второю редакциями послания св. Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И Ростовский епископ Иоанн в своем каноне святителю прославляет св. Леонтия, как преблаженного и преподобного, но не как мученика. Да и в службе сему святителю, составленной одновременно с каноном и, всего вероятнее, тем же епископом Иоанном, весьма ясно говорится о мирной кончине его: «не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим» (стихира на «Господи воззвах» на Великой вечерне).
С другой стороны, епископ Симон Владимирский и Суздальский пишет о Леонтии следующее: Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные.
Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме г. Ростова, а обретено нетленным в 1162 г. при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 г. дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн установил празднование святителю в день обретения мощей его - 23 мая. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 г.; в этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя. В 1609 г. поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи св. Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 г. усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная в недавнее время бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время последней реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 г. «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия».
У русских крестьян этот святой назывался Огуречником, так как день его памяти считался временем, подходящем для высаживанияогурцов. былинах об Алёше Поповиче, говорится, что он «Сын попа Леонтия Ростовского».

Исаия, епископ Ростовский


Авраамий, Исаия, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона кон. XV – нач. XVI в.

Исаия (ум. 15 мая 1090) - уроженец Киевской земли. Постригся в Печерской обители при преподобом Феодосии. Был игуменом монастыря святого великомученика Димитрия в Киеве (с 1062).
Стал Епископом Ростовским и Суздальским после смерти епископа Леонтия (не позднее 1077).
Исаия утвердил христианство на Ростовско-Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы.
Участвовал в освящении церкви св. Михаила в Всеволодовом (Выдубицком) монастыре (1088), церкви Богородицы в Печерском монастыре (1089).
Умер в 1090 г., похоронен в Успенском соборе. Гроб сначала находился в небрежении. Мощи обретены в 1164 г. (или 1162) при постройке нового собора взамен сгоревшего, началось народное поклонение им. Местное празднование памяти как чудотворца установлено в 1474 г. архиепископом Вассианом (Рыло).
Первую редакцию жития датируют XV или XIII в.; вторую - XV-XVI вв.

Ефрем, епископ Ростовский

О жизни и деятельности преосвященного Ефрема сведений сохранилось очень мало. На пост архипастырского служения он призван в 1090 г. из числа подвижников Киево-Печерской лавры. С этого времени и до 1119 г. он управлял Ростовской епархией.
Скончался в 1147 г.

Святитель Симон, епископ Суздальский

Святитель Симон, епископ Суздальский жил в кон. X - первой пол. XI вв.
По Суздальскому летописцу он значится третьим епископом Ростовской области, а по Ростовскому летописцу - пятым.
В обоих этих летописцах он следует после Ефрема.
Ушёл из жизни в первой пол. XI в.
Мощи почивают в в Киево-Печерской Лавре, в Антониевой пещере.

В расходных книгах Суздальского архиерейского дома за 1762 год записано, что память о блаженном епископе Симоне в Суздальской соборной церкви совершалась торжественно 10 мая, в день его преставления.
Праздник святому Симону отмечается и 23 июня/6 июля в .

Нестор, епископ Ростовский

По происхождению - грек.
Во времена и Юрия, и Андрея, и Всеволода в городах Владимире и Суздале епархий не было, и церковное руководство в Суздальской земле осуществлялось ростовским епископом. Епархия во Владимире появилась только при Юрии Всеволодовиче, в 1214 г.
В городах, не являвшихся центрами епархий, были «владычные наместники», подчинявшиеся епископу. На открытие нового храма требовалось епископское благословение, оно требовалось и на утверждение священника, хотя кандидатуру мог выдвигать ктитор - в данном случае князь. Ктитор мог инициировать и смещение неугодных ему священников, но, опять же, требовалось согласие епископа.
Ростовским епископом в начале 1150-х гг. был Нестор. Когда и кем он был поставлен на кафедру, мы точно не знаем. М.Д. Приселков полагал, что хиротония Нестора имела место в 1137 г., т.е. еще до избрания митрополитом Клима Смолятича (1147 г.). Аргументация исследователя сводилась к следующему: Нестор не мог быть поставлен на кафедру позднее 1139 г., так как в этом году великим князем киевским стал Всеволод Ольгович, с которым у Долгорукого была вражда. А поскольку в 1137 г. от переяславской епархии отделилась смоленская, то исследователю виделось вероятным, что тогда же отделилась и ростовская епархия (также от переяславской). Н.Н. Воронин принял эту точку зрения и датировал хиротонию Нестора 1137 годом.
В 1147 г. собор поставил Климента на русскую митрополию. М.Д. Приселков полагал, что Ростовский епископ Нестор «не отозвался на княжеское приглашение», а Н.Н. Воронин -что отсутствием на соборе Нестор «проявил равнодушие в деле Клима Смолятича». Но, конечно, обстановка фактической гражданской войны не позволила бы ростовскому епископу «проявить равнодушие» и игнорировать столь важное мероприятие. На самом деле ответ на этот вопрос гораздо более прост и логичен: ростовской епархии тогда еще не существовало.
В 1157 г. Нестор был удален князем Владимирским от управления епархией за то, что не разрешал поста в среду и пяток для Господских праздников, кроме двух: Рождества Христова и Богоявления.
С 1158 г. на Ростовской кафедре был епископ Леон.
В 1160 г. митрополит Киевский Феодор рассмотрел дело епископа Нестора соборне и совершенно оправдал его, но князь Андрей Боголюбский не хотел принять изгнанного епископа, и владыка Нестор должен был искать себе защиты у Константинопольского патриарха. Патриарх также нашел его невинным и неоднократно просил князя Андрея Боголюбского принять этого епископа как совершенно правого.
При участии епископа Нестора и великого князя Владимира 12 мая 1164 г. был заложен каменный собор в городе Ростове.

Леон, епископ Ростовский

До хиротонии был игуменом Суздальского Владычнего монастыря.
Поставлен в епископы Ростовские митрополитом Константином I в 1158 г. вместо лишенного годом ранее кафедры епископа Нестора. В Суздальской земле это поставление было расценено как незаконное. По Лаврентьевской летописи: «Леон епископ не по правде поставися Суждалю. Нестеру епископу Суждальскому живущю, перехватив Нестеров стол».
В первый год его епископского служения в Ростове был сильный голод, а вскоре большой пожар, от которого сгорела соборная церковь.
Уже в 1159 г. «выгнаша ростовци и суждальци Леона епископа, зане умножилъ бяше церковь, грабяи попы». По предположению Н.Н. Воронина, ростовский епископ провел своего рода переучёт облагаемых епископской данью церквей, причём включил в их число и приделы (алтари) каждой церкви, что значительно увеличило доходы епископской казны.
Вступив на кафедру, начал проповедовать новое учение, не соглашаясь с мнением Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, что не должно разрешать пост среды и пятка вообще ни для каких Господских праздников, даже для Рождества Христова и Богоявления, учение, которое, как открыто противное учению патриарха, показалось некоторым ересью. С жаром отстаивал Леон свои мысли перед великим князем Андреем Боголюбским и перед всеми людьми, но в 1159 г. был изгнан и отправлен сперва в Чернигов к князю Святославу, потом в Киев. Оскорбленный епископ Леон пошел искать суда в Грецию, но и в Царьграде за свои еретические воззрения о посте был заключен в темницу.
По возвращении изгнан вторично в 1162 г.
Мнение епископа Леона о посте в среду и пяток, заклейменное именем ереси, было отвергнуто всеми в России.
Скончался 1 мая 1171 г., «зле изверже душу свою».

Феодор II, епископ Ростовский

Феодор II, епископ Ростовский (по некоторым рукописям - Феодал, Федорцо, Белый клобучек, Феодорец-Калугер) - епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Феодор именуется лжеепископом, насильником, хищником, похитившим престол Ростовской епископии в 1169 г.
Феодор считался родственником знатного боярина Петра Бориславова и племянником Смоленского епископа Мануила, словом, был "рода велика и имеяше богатства много".
Феодор был постриженником Киево-Печерского монастыря, а потом игуменом Суздальским.
Нрава Феодор был "злого, дерзкого, бесстыдного, телом крепок, для всех грозен и страшен".
Еще в 1162 г. Владимирский князь Андрей Боголюбский († 1174; память 4/17 июля и 23 июня/6 июля в ), желая возвысить свой любимый город Владимир, просил Константинопольского патриарха выделить из Ростовской епархии город Владимир и создать отдельную от Киева митрополию. Кандидатом на митрополичью кафедру он предлагал своего любимца игумена Феодора. Но патриарх Лука Хрисоверг на это не согласился, а льстивого и пронырливого Феодора, оклеветавшего Ростовского епископа Нестора, советовал удалить от себя.
В 1168 г. в Киеве был созван большой Собор, состоящий из 150 духовных лиц, по случаю споров о посте в среду и пяток. От Владимирского князя Андрея Боголюбского был прислан на Собор игумен Феодор с предложением свергнуть Киевского митрополита Константина и избрать нового, но предложение принято не было. Тогда игумен Феодор с запасом золота и серебра отправился в Царьград к патриарху с донесением, что в Киеве якобы нет митрополита, и просил, чтобы его поставили митрополитом Киевским. Патриарх не согласился. Но это не смутило игумена Феодора. Он принес патриарху богатые дары и просил поставить его епископом Ростовским, говоря, что там якобы нет епископа, а в России некому поставлять во епископы, так как в Киеве нет митрополита. Патриарх внял его мольбе, и 16 июня 1170 г. Феодор был хиротонисан во епископа Ростовского.
Прибыв в Россию, он поселился в городе Владимире. Владимирский князь Андрей Боголюбский уговаривал Феодора ехать в Киев к митрополиту за благословением. Феодор с гордостью отверг совет князя, сказав, что его сам патриарх поставлял во епископа. Когда митрополит Киевский узнал о новопоставленном епископе Феодоре, то известил ростовскую паству, чтобы она не признавала его епископом и не принимала от него благословения. После этого епископ Феодор подверг проклятию игуменов и священников, закрыл церкви во Владимире и других городах, "и не бысть пения нигдеже". По сказанию летописцев, епископ Феодор укорял и хулил не только князя, но Пречистую Богородицу, а как поступал с людьми, страшно сказать - всячески мучил их. Князь со слезами умолял его прекратить злые деяния, но епископ Феодор был непреклонен. Тогда князь заковал его в железо и отправил к митрополиту на суд. Но даже увещания митрополита не образумили епископа Феодора, он продолжал упорствовать и злословить всех. Митрополит послал его в заточение на Песий остров, но и там он не принес покаяния. Видя непокорство Феодора, митрополит отослал его на суд к князю, а князь передал на суд народного веча. Суд был без милости. Феодору отрубили правую руку, отрезали язык, выкололи глаза и с жерновым камнем на шее бросили в Ростовское озеро 8 мая 1172 г. "И тако злый зле погибе".

Лука, епископ Ростовский

Вероятно уроженец южной России. Иночество принял в одном из Киевских монастырей, откуда, неизвестно когда, избран был на игуменство киевского Спасского монастыря, что на Берестове.
В 1185 г., 11 марта хиротонисан в епископа Ростовского.
При нём начались стенописные работы в каменном ростовском Успенском соборе.
Вероятно в 1188 г. переведён во Владимир-на-Клязьме, оставшись епископом Ростовским.
В 1187 г. убедил великого князя примириться с Рязанским князем. В том же году он расписал и освятил его в 1189 г. Этот собор погорел в 1185 г. и был возобновлён великим князем Всеволодом Юрьевичем.

10 ноября 1189 г. епископ Лука преставился и Великий князь Всеволод Юрьевич, «спрятавши тело его с игумены и с чернецы, с клирошаны, с попы, положиша и у св. Богородицы в граде Володимери 11 ноября, на память св. Литы, Виктора и Викентия». При реставрации собора (1888-1889 гг.) была открыта наглухо заложенная в очень давние времена крупным старинным кирпичом гробница епископа Луки; плита, которою она была покрыта, устроенная на два ската из целого белого камня, оказалась совершенно твердою. Летописец так отзывается о святителе Луке: «Бысть же святый сей муж свят, милостив к убогим и вдовидам, ласков же ко всякому богату и убогу, смирен же и кроток речью и делом, утешая печальные, по истине добрый пастырь».
По указу царя Ивана Грозного в 1552 г. повелено было во владимирском Успенском соборе «по Владимирских по пяти владыках пети в год… панихиду по Луке епископе октября в 8 день».
Канонизирован Русской церковью в лике святителей, память совершается 8 (21) октября и 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Епископ Ростовский Иоанн I

Иоанн - епископ Ростовский с 1190 по 1213 гг.

От Ростовской епархии в 1198 г. отделилась Муромская епархия.
С 1198 г. Ростовская, Суздальская и Владимирская епархия.
См. .

Симон Печерский

В 1214 (1215) г. епископом Суздальским и Владимирским был поставлен игум. владимирского Рождество-Богородицкого монастыря св. .

Епископ Ростовский Пахомий

10 ноября 1214 г. во епископа Ростовского, Переяславского, Угличского и Ярославского был хиротонисан Пахомий (1214 - 1216 гг.), духовник .
С 1196 г. жил в Киево-Печерском монастыре, где и пострижен в монашество.
С 1201 г. исполнял обязанности духовника великого князя Константина (память 23 мая/ 5 июня, 8/21 июня, 3/16 июля).
При нем был заложен знаменитый Спасо-Ярославский монастырь.
Епископ Пахомий известен своим образованием, «исполнен книжного учения».
На его попечении семилетним ребенком оставался Василько (Василий), князь Ростовский (память 23 мая/ 5 июня).

В Ростовской летописи о епископе Пахомии сказано: «Сей блаженный епископ был избранник Божий и истинный пастырь, а не наемник, агнец, а не волк; не собирал он богатства от чужих домов и не хвалился им, но еще обличал грабителей и лихоимцев; усердно пекся о сиротах, был весьма милостив к убогим и вдовицам, смирен, кроток, исполнен книжного ученья, всеми способами утешал печальных... прежде был добрым чернецом в Печерском монастыре пять лет, потом управлял черноризцами в монастыре св. Петра (вероятно, в Ярославле. - Сост.) тринадцать лет, наконец, два года держав епископию, отошел к Богу» (в 1216 г.). Летопись называет епископа Пахомия «искренним, бескорыстным и обличителем хищников и мздоимцев, щедрым, сострадательным».
При нем был заложен знаменитый Спасо-Ярославский собор.

Скончался в 1216 г. и погребен в Успенском соборе.

Кирилл I, епископ Ростовский

Епископ Кирилл (в схиме Кириак).
Принял монашество в Суздальском .
С 1216 по 1229 гг. занимал Ростовскую епископскую кафедру.
В 1218 г. освятил церковь Бориса и Глеба в Ростове, в 1224 г. - церковь Спаса в Ярославле, в 1225 г. - церковь во имя Преображения Господня в Ярославле.
С ним связывают книгописную деятельность в Ростове в нач. XIII в.; предполагают, что он имел большую библиотеку и что по его инициативе был осуществлён перевод полной редакции Жития Нифонта Констанцского, рукопись с текстом которого сохранилась до наших дней. Был известен своим огромным богатством. В 1228 г. заболел. Одновременно имел с кем-то тяжбу перед князем Ярославом Всеволодовичем, по решению суда которого был лишён почти всего имущества, после чего оставил кафедру. Оставшееся имущество роздал нищим.
16 сентября 1229 г. постригся в схиму с именем Кириак в том же Дмитриевском монастыре.
Скончался 17 апреля 1230 г. и был погребён там же.

Умер в 1262 г.



Copyright © 2015 Любовь безусловная