Интересное внеклассное мероприятие по истории. Внеклассное мероприятие по истории «Историческая мозаика

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р. Платонова Кайбицкого муниципального района

Республики Татарстан»

Внеклассное мероприятие

По истории России

Для учащихся 9-11 классов

Выполнила: Кузнецова Оксана

Александровна
Цель: расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории.

Класс делится на 2 команды, ведущий- учитель.

Эпиграфы:

«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (В.М. Васнецов).

«Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю» (Ф. Абрамов)
Вступительное слово учителя

На Земле, наверное, нет народов с «легкой» историей. Каждому народу выпадали на долю свои тяжелые испытания, разорительные войны, гнет завоевателей. Но именно в годы жесточайших испытаний, как на изломе, раскрываются сильные и слабые национальные черты. Знание и понимание прошлого помогает избежать ошибок в настоящем. К тому же многие деяния прошлого оставляют глубокий след в сознании людей, рождают чувство уважения к славным делам, а к постыдным делам предков- чувство стыда. И сегодня мы отправимся по удивительной дороге под названием «история». Не случайно эпиграфом нашей игры мы взяли высказывание известного русского живописца, создавшего замечательные произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок.

Конкурс знатоков истории


  1. Назовите известные картины Виктора Михайловича Васнецова. («Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «Царь Иван Грозный».)

  2. Какую фамилию носил царь Петр Первый? (Он из рода Романовых)

  3. Когда Русью правил «Денежный мешок»? (В16 веке князь Иван Данилович, по прозвищу Калита, т.е. «денежный мешок».)

  4. Когда в военной истории России опасность представляла свинья? (В Ледовом побоище войска немецких рыцарей были построены грозным клином «свиньей».)

  5. Какой русский царь любил плотничать и работать на ткацком станке? (Петр 1)

  6. В одном источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая битву при Бородино, писал: «7 сентября 1812 года бой завязался в 5 часов утра». Как объяснить это расхождение? Кто прав? (Оба источника правы, дата в одном случае указана по старому стилю, а в другом- по новому.)

  7. Два предводителя крестьянских войн были земляками, имели одинаковую судьбу, были казнены. Их разделяет период в 100 лет. Кто они? (Степан Разин и Емельян Пугачев. Оба родом из станицы Зимовейской на Дону. Разин был предводителем Крестьянской войны в России в кон. 17 века, а Пугачев- в кон. 18 века. Оба казнены в Москве.)
Учитель. История не меньше, чем литература, подарила нам крылатых выражений. Долгое время был неизвестен автор «Песни про сражение на реке Черной». В ней высмеивались бездарные планы бездарных генералов. Начиналась она так:

Гладко было на бумаге,

Да забыли про овраги.

А по ним ходить,

А по ним ходить.

Эта песня была откликом на серьезные просчеты русского командования в Крымскую войну 1853-1856 гг. Несмотря на беззаветный героизм русских солдат, война была проиграна из-за беспорядков в управлении войсками. Уже в наше время установлено, что автором песни был участник обороны Севастополя, артиллерийский офицер, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Песня обошла всю Россию Мы и сейчас говорим: «Гладко на бумаге, да забыли про овраги»,- когда планы, расчеты, казалось бы легко осуществимые, оказываются ошибочными. Внимательно прослушайте текст и определите крылатые выражения, появившиеся после исторических событий.
Конкурс знатоков крылатых выражений

1.Царь Алексей Михайлович, отец Петра 1, будучи человеком богомольным, отменил существовавший до него обычай класть челобитные на «высокое» имя на царские гробницы в Архангельском соборе. Он приказал установить перед дворцом в селе Коломенском (загородной резиденции царской семьи) особый ящик, куда каждый мог опустить свою жалобу или просьбу, чтобы царь сам мог их ежедневно получать. А ответы шли через приказы, и дождаться их было нелегко. Иногда проходили не только долгие месяцы, но и годы. Видимо, поэтому, а может быть, по форме ящика и было дано ему прозвище. Само это выражение оказалось живучим и в московских канцеляриях последующих веков. Иногда его заменяют другим: «Положить под сукно». Это выражение часто применяется к человеку, который со дня на день откладывает, затягивает решение. (Положить в долгий ящик .)

2. Родилось это выражение в допетровской Руси, когда многие носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами, концы которых ниспадали до колен, а то и до самой земли. В такой одежде не поработаешь! Недаром о человеке, который берется за дело решительно, горячо, устранив все помехи, и работает со старанием, говорят, что он работает… (засучив рукава). О том, кто ленится, говорят… (работает спустя рукава).

3. В давние времена, когда основная масс населения, будучи неграмотной, не могла делать памятных записей, многие княжеские и боярские слуги, ведающие учетом того, что поступило от населения господину, носили при себе специальные дощечки, на которых делали всевозможные записи-зарубки. Название этих дощечек и стало составной частью выражения. Употребляется в значении запомнить крепко-накрепко. (Зарубить себе на носу).

4. Бояре и разные приказные чины приходили в кремлевский дворец к государю с просьбами или с благодарностями на так называемый «честной поклон». Государю кланялись, как тогда говорили, « большим обычаем», т.е. падали на колени, касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло выражение, означающее «обращаться с просьбой, ходатайствовать». (Бить челом)

5. В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу Казанского ханства- Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось использовать разные способы. Поэтому русские власти стремились привлечь на свою сторону местную знать- князей- мурз. Князья в большинстве своем охотно шли навстречу новой власти, боясь потерять положение и власть. Многие из них принимали христианскую веру, получали от царя подарки. А при дворе царя они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и жалованья. Так говорят о человеке, прикидывающемся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. (Казанская сирота)

6. Самым высоким зданием в Москве в 17 веке была колокольня Ивана Великого в Кремле. По ней и центральная площадь назвали Ивановской. Она была местом встреч торговых людей и свершения различных сделок. За площадью закрепилось значение важного публичного места- здесь оглашались «площадными подьячими» указы и другие правительственные сообщения. Чтобы перекрыть многоголосый говор и шум, глашатаю надо было иметь громкий голос. Употребляется в наше время для обозначения громкого крика. (кричать во всю Ивановскую.)

Конкурс знатоков афоризмов
За свою многовековую историю наш народ создал огромное количество крылатых выражений, пословиц и поговорок. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам- иноземным захватчикам. Авторы некоторых крылатых выражений известны.

Кому принадлежат следующие афоризмы?

«Кто к нам с мечом придет от меча и погибнет». (Так сказал Александр Невский, узнав, что наступает враг. Это перефразировка евангельского речения: «Взявшие меч мечом погибнут».)

«Каждый воин должен понимать свои маневр. Воюют не числом, а умением». (А.В.Суворов.)

А.В.Суворов часто пользовался пословицами и поговорками, да и сам он знал немало афоризмов, которые дошли до нас в его знаменитой «Науке побеждать». Я начну, а вы продолжите.

1. «Стреляй редко…(да метко)».

2. «Сам погибай…(а товарища выручай)».

3. «Уши оттирай снегом…(труса лечи опасностью)».

4. «Войско необученное…(что сабля неотточенная)»

5. «Дисциплина-…(мать победы)».

6. «Только того бьют…(кто боится)».

7. «Двум смертям не бывать…(а одной не миновать)».

8. «Опасности лучше идти на встречу…(чем ждать ее на месте)».
Конкурс эрудитов

Настала очередь поработать индивидуально. На доске с каждой стороны написаны задания.

Первое задание по таблице «Я и мое имя». Вы должны вписать в соответствующие колонки фамилии, которые образовались:

От профессий (Кузнецов, Попов, Портнов, Мельников…);

От наружности и черт характера (Курносов, Белотелов, Глазков…);

От названия животных и растений (Жуков, Воробьев, Мышкин, Капустин…).

Второе задание называется «Лента времени». Вы должны написать к каким годам относятся перечисленные ниже года.

1799 (18 в.); 789 (8 в.); 2000 г. (20 в.);

1314 г. (14 в.); 5 г. (1 в.); 1900 г. (19 в.);

700 г. (7 в.); 44 г. (1 в.); 2001 г. (21 в.).

Блиц-турнир
Вопросы


  1. Когда была напечатана первая в России книга и как звали первопечатника? (1564 г., Иван Федоров)

  2. Когда было отменено крепостное право в России? (1861 г.)

  3. Когда произошла Куликовская битва? (1380 г.)

  4. В каком веке правил Иван Грозный (вторая половина 16 века, 1530-1584 гг.)

  5. Когда была крещена Русь? (988 г.)

  6. Когда и кем была основана Москва? (1147 г., Юрием Долгоруким)

  7. Летописец Нестор называл этот город матерью городов русских. О каком городе идет речь? (Киев)
Члены команд могут исправить ошибки, если таковые имеются.
«Блеф»- конкурс

Слово «блеф» означает - выдумка, ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого- либо. Вот и я буду пытаться ввести вас в заблуждение и поочередно задавать вопросы, касающиеся истории России. Вопрос начинается со слов: «Верите ли вы, что…» А вы должны сказать либо «да», либо «нет». Еще лучше будет, если вы сможете обосновать свой ответ.


  1. Верите ли вы в то, что на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста? (Да, в старину ткани измеряли локтями. Локоть- расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У маленького продавца палец короче, денег за отрез ткани можно получить больше.)

  2. Верите ли вы в то, что простой крепостной крестьянин времен Ивана Грозного смастерил крылья, как у птицы и совершил полет в присутствии царя и его свиты? (Да. Смерд Никита смастерил такие крылья и совершил несколько успешных полетов перед царем и его свитой.)

  3. Верите ли вы в то, что царь Иван Грозный первого воздухоплавателя, крепостного Никиту наградил по-царски казной и пожаловал вольную? (Нет. Царь «отблагодарил» своего холопа, приказав: «Человек не птица, крылья не должен иметь. Деревянные крылья противны естеству. То не Божье дело, а от нечистой силы. За сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, а выдумку огнем сжечь».)

  4. Верите ли вы в то, что Царь разорвал первую печатную книгу, а первопечатника Ивана Федорова изгнал из Москвы? (Нет. Напротив, царь был покорен и восхищен четкостью печатных букв. Не найдя ни одной ошибки, царь велел открыть печатный двор.)

  5. Верите ли вы в то, что на Руси пару запряженных в одну упряжку волов или лошадей, называли супругами? (Да.)

  6. Верите ли вы в то, что Петр1 издал специальный указ, чтобы каждый входящий в город Петербург приносил с собой определенное количество камней. В противном случае человека не пускали в город? (Да. Это делалось для того, чтобы мостить мостовую камнем. Иностранцы, посещавшие Петербург того времени, восхищались не только красотой, но и его чистотой.)

  7. Верите ли вы в то, что когда Лжедмитрия 1 обвиняли в самозванстве и обличали в нецарском и нерусском происхождении, то в вину ему вменяли, что он не спал после обеда? (Да. Не спать после обеда считалось делом почти греховным, как всякое отступление от традиции предков. После обеда русские люди обязательно ложились спать. Спали цари и бояре, спали купцы, закрывая свои лавки; простой народ спал прямо на улицах.)

  8. Первым российским музеем была Кунсткамера, в переводе- «кабинет редкостей», открытая по приказу Петра 1 в Петербурге в 1719 году. Экспонаты этого музея- всевозможные диковинки вроде скелета двухголового теленка или овцы с четырьмя глазами и двумя языками привозили изо всех уголков России и даже из-за рубежа. Верите ли вы в то, что посещение такого музея во времена Петра 1 стоило очень больших денег и попасть туда можно было с большим трудом? (Нет. Кунсткамера была открыта для бесплатного обозрения и пользования. Более того, посетители не очень охотно шли в Кунсткамеру, поэтому царь приказал всех угощать: дамам подавать чашечку кофе, а мужчинам- рюмку водки.)

  9. Создавая знаменитую статую Петра 1 « Медный всадник», скульптор Э.М.Фальконе изобразил царя скачущим на коне без седла и стремян. Верите ли вы в то, что скульптор просто забыл это сделать или не хватило металла? (Нет. Э.М.Фальконе, стремясь подчеркнуть величие царя и вечность его славы, изобразил его в одеянии древних римлян. Римляне не пользовались такими удобными для всадника вещами, как стремена и седло. Ученые установили, что не только в Риме, но и нигде в мире в то время еще никто не придумал настоящих седел, которые имели бы не только сиденье, но и твердую основу и стремена, помогающие всаднику подняться на лошадь и опираться на них во время езды. Произошло это много позднее, и потому скульптор, создавая статую Петра 1 в образе римлянина, изобразил его без седла и стремян.)

  10. Верите ли вы в то, что старинная русская традиция запрещала знатному человеку ходить пешком? (Да. Ходить пешком для важного человека считалось делом невозможным. Даже если надо было сделать несколько шагов от двора по улице, боярин или знатный дворянин для поддержания своего достоинства непременно ехал.)

  11. Верите ли вы, что для того, чтобы взглянуть на все произведения Эрмитажа, надо пройти более 24 км? (Да. В 1988 г. Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая картинная галерея мира. Что бы посетить каждый из 322 залов этого музея, где хранится около 3 млн. произведений искусства, надо пройти около 25 км.)

  12. Знаменитая Александровская колонна (Александрийский столп) посвящена победе в Отечественной войне 1812 г. Высота ее вместе с пьедесталом составляет 47,5 м, а вес превышает 600 тонн. На ее установке работали 2000 солдат и 400 рабочих. А верите ли вы в то, что она была поставлена за 2 часа и никак не закреплена? (Да. Поднимали колонну с помощью очень оригинальной системы лесов и лебедок, которую разработал инженер А.А.Бетанкур. держится она только благодаря собственной тяжести и, конечно, точным инженерным расчетам, была поставлена всего за 2 часа.)

Заключительное слово учителя
Вот и подошла к концу наша короткая дорога по истории. Мы обсудили многие вопросы, играючи, узнали много интересного из богатой истории нашей Родины. У России очень интересная история. Ведь не зная прошлого страны, края, в котором живешь, нельзя считать себя по-настоящему образованным человеком.

Внеклассные мероприятия для учащихся 9и 10 классов по истории.

Мероприятия разработаны как интеллектуальные игры, созданные для развития интереса учащихся к предмету.

Цели мероприятия:

Способствовать развитию познавательного интереса у детей;

Отразить некоторые малоизвестные факты истории страны;

Формировать интерес к отечественной истории, развивать чувство патриотизма

Рассматриваются вопросы древней истории страны и истории XX века.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ

КОЛЕСО ИСТОРИИ

ЦЕЛИ:

прививать любовь и устойчивый интерес к истории Отечества;

расширять знания интересных фактов из истории страны;

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

1 ЗАДАНИЕ. РАЗМИНКА Откуда пошло это выражение?

Группам предлагается раскрыть смысл пословицы или поговорки и выявить её исторические корни.

1) что означает выражение одним миром мазаны, откуда оно пошло?

означает: похожи друг на друга своим качеством, один другого не лучше.

В основе выражения - не слово «мир», а слово «миро» ~ маслянистое благовонное вещество, употребляемое при церковных обрядах. Крестообразное помазание миром входило в обряд крещения. Быть одним миром помазанными первоначально значило «быть людьми одним миром».

2) Русскому языку оказалось мало своих ругательных слов. Он взял на вооружение иностранных побратимов некого выражения - бестию, каналью, ракалию. Что означают на русском языке эти слова?

Слово бестия пришло из латыни (bestia -животное, зверь) через жаргон семинаристов. Каналья в итальянском первоначально означало свору собак, потом - сборище негодяев. Ракалья означает -негодяй, пройдоха. Этимологическая расшифровка французского слова гасаille - именно собака.

3) С чем связаны два эпитета правды - подлинная и подноготная!

Выражение узнать всю подноготную восходит к забиванию деревянных спиц или гвоздей под ногти с целью выведать все подробности. Подлинная же правда - это правда, добытая с помощью подлинников, просмолённых кнутов, к концам которых привязывались кусочки свинца или чего-нибудь тяжёлого.

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ.

1) 6 ИЮЛЯ, АВГУСТА, СЕНТЯБРЯ, ОКТЯБРЯ, НОЯБРЯ, ДЕКАБРЯ 1812 Г. ПРОИСХОДИЛИ ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ. Сопоставив их М.И Кутузов любил произносить: «шестое число у нас в руке!»

6 июля Александр I подписал манифест, провозгласивший: «Дотоле не положу оружия моего, доколе не сотру с лица земли русской врага, дерзнувшего войти в её пределы.».

6 августа из Смоленска была вынесена икона Смоленской божьей матери и ровно через три месяца 6 ноября икона вернулась в Смоленский собор.

Назовите другие важные события 1812 г., произошедшие 6 числа.

(6 сентября - начало Тарутинского маневра, 6 октября -русская армия атаковала войска Мюрата у Тарутино, 6 ноября - русские одержали победу при Красном, 6 декабря - основные силы французов покинули Россию)

1) В дни обороны Севастополя 1854-1855 гг. защитники города пели солдатские песни, высмеивая вояк-генералов, посылавших воинов на убой, не заботясь о жизни солдата.

Как четвёртого числа -

Нас нелёгкая несла

Горы отбивать.

Барон Вревский генерал

К Горчакову приставал:

Князь, возьми ты эту гору,

Не вхоои со мною ссору.

Собралися на советы

Все большие эполеты

Чисто вписано в бумаги,

Да забыли про овраги.

А по ним ходить"

А пошли полки!

Эти песни были запрещены, но солдаты продолжали их петь с большим подъёмом.

(Л.Толстой)

2} Германский канцлер князь Отто фон Бисмарк (1815-1898) хорошо знал Россию, в которой провёл три года, будучи прусским послом. У русского студента он брал уроки русского языка. НО он никак не мог понять значение одного слова. Однажды на крутом повороте Невского кучер умудрился вывернуть его в сугроб. На брань пострадавшего, ямщик, отряхивая шубу от снега, спокойно произнёс: « Ну, барин!», и дальше последовало это странное слово.

На вопрос о жизни русские говорили то же самое.

Однажды, проезжая по бескрайним заснеженным просторам, Бисмарк заметил догоняющую сани стаю волков. Возница нахлёстывал лошадей и всё приговаривал эти слова: «Ну, барин, пронесёт нелёгкая». Лошади понеслись во весь опор и спасли седоков от смертельной опасности. В память об этом Бисмарк повелел изготовить пряжку для ремня с выбитым на ней русским словом.

Назовите это слово.

(Ничего)

3) 1812г. Во время отступления солдаты французской армии выходили навстречу партизанам с поднятыми руками и, сдаваясь говорили: «Шер амии!» - «Дорогой друг». Не понимая этих слов, русские солдаты стали называть французов-пленных «шарамы». Позже из этого выражения появилось слово, означающее обманщика, шатуна, промышляющего за чужой счёт.

Назовите это образовавшееся слово.

(Шарамыжник)

3. Из представленных вам предметов выберите те, которые были символом опричников. Объясните свой выбор.

Зеркало

Метла (веник)*

Книга

Собачья голова (маска)*

Нож

Чёрная ткань*

Красная ткань.

4 ЧЁРНЫЙ ЯЩИК.

1) Здесь находится текст одного любопытного документа. Прослушайте отрывок и назовите этот документ.

« Страх божий всегда имей в сердце своём... и по заповедям его всегда ходи!»

«Царя бойся и всегда служи ему верою и всегда о нём бога моли!»

О воспитании: «Казни сына своего от юности его, и покоиться на старость твою и даст красоту души твоей, и не ослабляй бия младенца, аще бо жезлом биеши его, не умрёт, но здравие будет. »

О ведении домашнего хозяйства: «Коли хлебы пекут, тогда и платья моют, ибо один раз разводят в печке огонь, . . . отчего и дровам убыточно. »

(Домострой)

2) Русские путешественники, землепроходцы открыли и исследовали Аляску. Купец Григорий Шелихов в 1775 г. создал компанию для пушного и зверобойного прмысла на северных островах Тихого океана и на Аляске. Затем на базе этой компании образовалось торговое объединение Российско-Американская компания под руководством Николая Резанова

Вначале компания большинство расчётов со своими работниками производила пушниной. Позже появилась царская монета, но ее было очень мало. Иностранцы скупали русские деньги, местные жители из монет изготавливали наконечники для копий и стрел.

Власти, чтобы не разбазаривать пушнину и не растрачивать валюту империи, стали изготовлять для Аляски особые деньги

В ящике находится материал, из которого изготавливали деньги для Аляски. Назовите его. (ассигнации из кожи на сумму 1.2.5. 10. руб напоминали русские ассигнации Были разных цветов. Продали Аляску с Алеутскими островами за ~.2млн долларов в 1867 г.)

3) В 1662 г. в Москве начался страшный бунт. Народ громил боярские палаты.Алексей Михайлович был вынужден выйти и беседовать с восставшими. Отвечали ему невежливо с угрозами Власти жестоко потом расправились с восставшими стрельцами, но впоследствии были вынуждены удовлетворить из требования.

В ящике лежит то, что стало причиной этого бунта. Что зто такое? Почему этот предмет вызвал народное недовольство?

(медные деньги)

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 классов по истории XX века.

Игра «Колесо истории».

Цели мероприятия:

Способствовать развитию познавательного интереса у детей;

Отразить некоторые малоизвестные факты истории страны;

Формировать интерес к отечественной истории, развивать чувство патриотизма

Ход мероприятия.
I. Представление команд (max оценка – 5 баллов)
Задание командам:

Дать название командам, придумать эмблему, обыграть эти символы.

II. Разминка. Выберите из перечисленных правильный ответ.

Объясните, что могли означать следующие выражения:
1) «Столыпинские галстуки»

А) Столыпин был человеком очень франтоватым, поэтому его гардероб содержал много костюмов, рубашек и особенно галстуков. Это выражение стало синонимом политиков-модников.
Б) подавляя революцию 1905-1907 гг в России, Столыпин ввёл военно-полевые суды, часто выносившие смертный приговор. Столыпинским галстуком стали называть верёвку.

В) так иронично называли чиновников, работающих в аппарате Столыпина, которые не смогли иметь собственное мнение, а лишь выполняли распоряжение патрона.

А) образное название пакта Молотова-Рибентропа 1939 г., предполагающее бурные и непредсказуемые последствия для мировой истории.
Б) Бутылки с зажигательной смесью, которыми в начале Великой Отечественной войны наши солдаты поджигали немецкие танки.
В) команда Молотова в министерстве иностранных дел СССР. Название связано со сложными взаимоотношениями внутри коллектива, где царило доносительство и наушничество.
3) «Бульдозерная выставка»
А) выставка неофициальных советских художников под открытым небом, уничтоженная бульдозерами, что и дало название данному историческому событию.
Б) выставка лучших образцов военной техники, законспирированная под выставку достижений сельскохозяйственной техники.
В) выставка достижений техники народного хозяйства на ВДНХ.

III. Конкурс «Вещи на подносе»
Ответьте на вопрос: посмотрите на вещи, лежащие на подносе и скажите, кому из руководителей советского государства какие вещи могли принадлежать. Почему вы так считаете?

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 10 классов

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ.

РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ XIX В.

Цели мероприятия:
- показать на примерах жизни великих женщин России роль женщины в истории страны
- воспитывать чувство гордости за Отечество
- развивать интерес учащихся к истории страны

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

В человеческой тёмной судьбе

Ты крылатый призыв к вышине.

Благородное сердце твоё –

Словно герб отшедших времён.

Освящается им бытие

Все земных, все бескрылых племён,

Если звёзды ясны и горды.

Отвернуться от нашей земли,

У неё есть две лучших, звезды:

Это - смелые очи твои.

Ведуший: В каждой стране, у каждого времени существует свой парадный женский портрет. Во времена античности это была Елена Прекрасная, в эпоху Возрождения - прекрасна Беатриче, созданная великим Данте, в X в. - Великая княгиня Ольга, основательница Русского государства, наконец, Феврония Муромская, предсказательница, врачевательница, творящая чудеса, словом, русская сивилла.

Красота, нежность.обаяние русских женщин всегда сочетались с самопожертвованием и чувством долга. Быть не только любящей и преданной женой, но и верной опорой и соратницей супругу в делах, в этом и заключается национальный характер русской женщины. Примером тому могут служить судьбы женщин XIX в. О них наш сегодняшний разговор.

Ведущая: В 1877 году Ф.м. Достоевский в «дневнике писателя» заявил: «Главное и самое спасательное обновление русского общества выпадает, бесспорно, на долю русской женщины. Русская женщина сама встала на подобающее ей место, сама перешагнула те ступени, где доселе полагался предел. Она доказала, какой высоты она может достигнуть, что может совершить».

Звучит марш из кинофильма «Гусарская баллада»

Ведущая: прототипом образа Шурочки Азаровой из фильма «Гусарская баллада» пос.тужила судьба Надежды Андреевны Дуровой, жизнь которой вызывала у современников удивление и восхищение. Опубликованные А.С.Пушкиным в журнале «Современник» отрывки из «Записок кавалерист-девицы», принесли ей широкий успех и известность.

Дурова: Вспоминая о своём детстве Дурова писала так: «Мать не любила своего первенца. Однажды во время похода, измученная криками младенца, мать выбросила его из кареты. От сильного удара у девочки пошла кровь изо рта и носа, но она осталась жива. Гусары подняли окровавленного ребёнка и отдали подскакавшему отцу. С этого момента девочка была вверена попечению флангового гусара.» Она восприняла военное воспитание: научилась стрелять из лука, лазать по деревьям, лихо выкрикивать кавалерийские команды. В 14 лет отец подарил ей черкесского жеребца Алкида,и девочка употребила все силы, чтобы неукротимый конь стал встречать ее приветливым ржанием и разрешал садиться на него и скакать галопом по полям до рассвета. « Я решилась, - говорит она,- хотя бы это стоило мне жизни, отделиться от пола, находящегося, как я думала, под проклятием божьим»

Дурова:Итак, в 1806 г.ночью Надежда обрезала косы, надела казакин и шапку с красным верхом, сбежала к Каме, оставив на берегу женское платье. «Я на воле! Свободна! Независима! Я взяла принадлежащую мне свободу! Драгоценный дар неба, неотъемлимо принадлежащий каждому человеку! ... Мне отныне до могилы она будет и уделом моим и наградою.»

Сцепка из кинофильма «Гусарская баллада» и «колыбельная». Дурова:

Может именно так Надежда Дурова покинула дом и сбежала на войну. Приняв имя Александр Васильевич Дуров, она встала в строй первой сотни во время прусской кампании Через год совершает свой первый геройский подвиг: рискуя собой, спасает жизнь раненого офицера. Участвует в двухдневных боях под Гельзбергом, проявляя чудеса храбрости.

«Хребту коня свой стан вверяя,

свой пол меж ратников скрывая,

ты держишь с ними трудный путь

кипит отвагой девы грудь...»

«Священный долг к Отечеству, - говорит она, - заставляет простого солдата бесстрашно встречать смертъ, мужественно переносить страдания и спокойно расстаться с жизнью».

Ведущий: События 1812г. занимают особое место в истории нашей страны. Никогда прежде не знала Россия такого духовного пробуждения нации, какое произошло в дни нашествия Наполеона. Война 1812 г.была первой, получившей имя Отечественной. Имена героев этой эпохи хорошо нам знакомы: Кутузов, Барклай де Толли, Ермолов, Денис Васильевич Давыдов, Надежда Андреевна Дурова.

После 6 лет военной службы корнет Александров (таково было её новое имя) был возведён в поручики. Поручик Александров принимает активное участие в военных действиях 1812 г. Назвавшись в 1806 г.мужским именем, Дурова носила его 60 лет и ни разу не сделала попытки вернуться к настоящей фамилии. Даже от собственного сына она требовала обращения к себе, как к Александрову. На памятнике Надежды Андреевны Дуровой выбиты слова:

«Надежда Андреевна Дурова

по велению императора Александра - корнет Александров, кавалер военного ордена. Движимая любовью к родине, поступила в ряды Литовского уланского полка. Спасла офицера, награждена Георгиевским крестом. Прослужила 10 лет в полку, произведена в корнеты и удостоена чина штабс-ротмистра. Родилась в 1783. Скончалась в 1866. Мир её праху! Вечная память в назидание потомству её доблестной душе!».

Ведущая: в конце XVIII в. Наталья Долгорукая, урожденная Шереметьева, написала первые в русской литературе женские мемуары. Совсем молоденькой женщиной, едва обвенчавшись со своим мужем, она отправилась за ним добровольно в Сибирь, в ссылку. Жены декабристов, воспитанные на этой книге, осле восстания на Сенатской площади в 1825 г., повторили её подвиг.

Декабрь двадцать пятого года,

единственный в календаре.

Какая погода":"

Свобода-Свобода стоит на дворе.

Её проморгали заставы.

Забыли шлагбаум опустить,

Она от Читы до Митавы

Торопиться нам послужить.

На площадь к Сенату спешите.

Туда, к перелому эпох.

Поглубже свободой дышите,

Ведь это единственный вздох.

Память о декабристах, первыми выступивших против жестокости и произвола, жива и поныне, живы бессмертные произведения поэтов, воспевавших их подвиг.

Ведущий: Но более того известен подвиг тех, кто, будучи жёнами невестами, отправились в Сибирь, вслед за героями 1825 года.

Екатерина Ивановна Трубецкая,

Мария Николаевна Раевская (Волконская:

Александра Григорьевна Муравьёва

Прасковья Егоровна Анненкова

Наталья Дмитриевна Фонвизина

Александра Ивановна Давыдова

Камилла Петровна Ивашёва

Елизавета Петровна Нарышкина

Мария Казимировна Юшневская

Анна Васильевна Розен,

Александра Васильевна Ентальцева,

Варвара Шаховская мы не будем рассказывать обо всех. Остановимся лишь на 4-х судьбах, ибо они были первыми.

Инсценировка. 4 свечи, изба

Трубецкая: Далёкий путь был полон опасностей. То бушевали бураны, заметая дорогу, и мыы были вынуждены останавливаться; от сбивались с пути, то кибитку преследовали волки... Когда сломался мой экипаж, я продолжала путь на перекладных. В Иркутске губернатор, получивший указание всячески задерживать тех, кто осмелится следовать в Сибирь за мужьями, уговаривал, угрожал, запугивал.

Губернатор: ... хорошо ль известно вам, что вас ожидает? Вам не придётся с мужем быть Минуты глаз на глаз: В казарме общей надо жить, А пища: хлеб да квас Пяь тысяч каторжников там, Озлоблены судьбой, Заводят драки по ночам, Убийства и разбой; Корток им и страшен суд. Страшнее нет суда! И вы, княгиня, вечно тут Свидетельницей... Да! Поверьте, вас не пощадят, Не сжалиться никто! Пускай ваш муж - но виноват... А вам терпеть.. .за что?

Ах! Вам ли жить в стране такой.

Где воздух у людей не паром - пылью ледяной

Выходит из ноздрей?

Где мрак и холод круглый год, а в краткие жары -

Непросыхающих болот

Зловредные пары?

Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор.

Нужда и вечный гнёт, а там балы, блестящий двор.

Свобода и почёт

Трубецкая: Молчите, генерал!

Губернатор:. .. Быть так!

Вас не спасёшь, увы!...

Но знайте: сделав этот шаг, всего лишитесь вы!..

Трубецкая:

Да что же мне ещё терять?

Губернатор: За мужем поскакав,

Вы отреченье подписать Должны от ваших прав!

Трубецкая: У вас седая голова, А вы ещё дитя! Вам наши кажутся права Правами - не шутя.

Нет! Ими я не дорожу. Возьмите их скорей! Где отреченье? Подпишу! И живо лошадей!...

Повествователь: Вслед за Трубецкой выехала к мужу 20-летняя княгиня Мария Николаевна Волконская, дочь генерала Раевского, прославленного героя Отечественной войны 1812г.Её не остановило даже то, что невозможно было взять с собой маленького сына.

Волконская: простите, родные! Мне сердце давно Моё подсказало решенье. И верю я твёрдо: от Бога но! А в вас говорит - сожаленье!

Да, ежели выбор решить я должна

Меж мужем и сыном - не боле,

Иду я туда, где я больше нужна.

Иду я к тому, кто в неволе!

Волконская отправилась в путь 21 декабря 1926 г., как только установилась санная дорога, «слеза замерзала в глазу, дыхание, казалось, леденело. Она первая с Каташей Трубецкой приехала в Нерчинские рудники.

Муравьёва: Через день после Волконской выехала в Сибирь жена Никиты Муравьёва - графиня Александра Григорьевна, златовласая красавица Александрина. «Я самая счастливая из женщин! Не теряй мужества!»,-- это строки из письма мужу. Именно ей было доверено передать стихи, написанные Пушкиным.

« Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье...»

Судьба не щадила её. Через год после отъезда умер её единственный сын, обе дочери, лишённые материнской заботы, заболели. Одна из них скончалась молодой, а вторая лишилась рассудка. Умерли и две дочери, родившиеся в Чите. «Бог наказывает меня», говорила Александра Григорьевна. Но именно она создала в Чите медицинский пункт, аптеку, сумела через свекровь получить мед.инструменты и приборы, выращивала лекарственные растения на своём огороде.

Выписав бумагу и краску, она подарила их Николаю Бесстужеву, и ^благодаря этому, мы теперь можем увидеть виды Читы и казематов, портреты заключённых. Благодаря ей была организована библиотека.

Анненкова: разрешение следовать в Сибирь было выдано и французской подданной Жаннете Поль, ставшей женой государственного гфеступника принявшей имя Прасковьи Егоровны Анненковой.

Весёлый нрав, житейская предусмотрительность скрашивали жизнь не только её мужу, но и остальным заключённым. Она с утра до вечера хлопотала по хозяйству, собственноручно готовила узникам еду, завела огород и выращивала овощи.

Романс из к/фильма «звезда пленительного счастья»

Повествователь: Всё было общее - и печали, и радости, всё разделялось, во всём друг другу сочувствовали. Всех связывала тесная дружба, дружба помогала переносить неприятности и заставляла забывать невзгоды. Трудно передать словами, насколько необходима была помощь и поддержка верных подруг. Но жизнь, полная забот и лишений, отнимала силы.

Муравьёва". «Я старею, милая маменька. Вы и не представляете, сколько у меня седых волос.» Александре Муравьёвой было 27 лет, и жить ей оставалось полгода. Последние минуты её были величественны: она продиктовала прощальные письма родным. Исполнив свой христианский долг, она начала утешать своего мужа. Она умерла на своём посту, и та смерть повергла всех в глубокое уныние.

Трубецкая: в 1854 году Еекатерину Ивановну сразила тяжела болезнь. Глубокая душевная усталость, простуда, тоска по родине и родителям, смерть детей -вмиг сказалось всё. И в этом же году она скончалась близ Иркутска.

Волконская: «Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через пять лет, затем я себе говорила, что будет через десять, потом через 15, после 25 лет я перестала ждать. Я просила у бога только одного, что бы он вывел из Сибири моих детей.» Мария Волконская покинула Иркутск в 1855 году и умерла в 1863г. в Черниговской губернии.

Анненкова: После 30-летней ссылки ей с мужем было разрешено жить в Нижнем Новгороде. Однажды их гостем стал господин Александр Дюма. В последствии им был написан роман «Учитель фехтования», в основе сюжета которого -судьба Анненковых. Однажды вечером 13 сентября 1876 г. Прасковья Егоровна почувствовала себя плохо и прекратила беседу. Следующим утром её не стало.

Повествователь: Это был подвиг во имя любви бескорыстной. «Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких идеальных жён! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твёрдости, при всей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!»,- писал декабрист Беляев.

Ведущий: Кто из вас бывал в Севастополе, знают, что на здании севастопольской панорамы стоят бюсты героев обороны Севастополя 1854-1855 гг. Среди них - один женский. Даша Севастопольская..

Даша Севастопольская: Даша -- дочь матроса, сирота. Когда пришла весть, что англо-франко-турецкие войска движутся к Севастополю, Даша продала свою моряцкую хибарку, купила крепкую лошадку, телегу с притороченной к ней бочкой, заполнила её до краёв холодной ключевой водой и поехала в сторону раскатов орудий чёрного дыма.

Крики о помощи раненных не могли перекрыть грохота сражений, он Даша, казалось, слышала даже шёпот; «пить, воды». Она приподнимала голову обессилевшего солдата и вливала в рот драгоценные капли. Ничем другим она ему помочь не умела. Разве что сорвёт ещё лопух, оботрёт о юбку и, оторвав от нее полоску, прибинтует к ране.

Уже потом, на перевязочном пункте, она научится правильно пользоваться повязкой и жгутом, останавливать хлеставшую из раны кровь. А пока: «Миленький, я сейчас... Потерпи немного, я сейчас...» И прижимала к его губам жестяную кружку с родниковой водой.

Ведущий: за 11 месяцев героической и трагической обороны Севастополя, Даша стала легендой.

Даша: Говорили: «русоволоса глаза-озёра»

говорили: «кареглаза и тёмная коса до пят», говорили: «притронется, и боли, как не бывало» . Как во всякой легенде у Даши множество лиц, и все они прекрасны.

Ведущий: За Алъминское сражение Даша была награждена медалью. Ей было выдано, за подписью самого государя, 500 рублей на приданное и 500 рублей на обзаведение хозяйства. Совсем недавно была установлена фамилия Даши - Михайлова с перечнем всех её наград. Но в нашей памяти она по-прежнему Даша Севастопольская. Такое У неё в России звание.

Ведущая: математик, писатель, публицист, первая женщина - член-корреспондент петербургской Академии наук. Это Софья Васильевна Ковалевская. Она стала легендой и путеводной звездой для многих, мечтавших найти своё призвание в науке.

Ковалевская: Первым знакомством с математикой, как вспоминает она сама, послужил довольно курьёзный случай.

« Мне было 8 лет, когда мы переехали на житьё в деревню. Весь дом пришлось оклеивать обоями. Комнат было много, и обоев не хватило. Комнату девочки оклеили листами лекций по математическому анализу. Целые часы я проводила перед стеной с формула^ш. пытаясь найти их последовательность. От долгого созерцания многие формулы оставили глубокий след в моей памяти.

Ведущая: Доступ женщинам в Петербургский университет был закрыт, и, что бы иметь возможность заняться наукой, она вступает в фиктивный (ставший позднее фактическим) брак с Ковалевским и, уехав в Германию, в Берлин, берёт частные уроки у профессора математики.

Ковалевская: Способности у неё были исключительные. В 24 года на основании трёх работ по математике, каждая из которых была достойна научной премии, Ковалевская была присуждена степень доктора философии. К сожалению, в России ей не было разрешено сдавать магистрские экзамены, и в эти годы она занялась литературно-публицистической деятельностью, сотрудничая в газетах. « Нельзя быть математиком, не будучи поэтом в душе,» ~ писала она. Ковалевская - автор повести «Нигилистка», драмы «борьба за счастье», хроники «Воспоминания детства».

Вновь уехав в Швецию, она получила место приват-доцента в Стокгольмском университете, а затем, должность профессора. За работы в области математики была награждена премиями парижской и Шведской Академии наук.

Данную презентацию можно использовать для проведения урока мужества в средних и старших классах. Материал содержит подборку карикатур военных лет, посвященных Сталинградской битве.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Презентация предназначена для проведения внеклассного мероприятия среди учащихся 7 класса. Подходит для любого УМК по истории 7 класса.В методической разработке 6 тем. В каждой из тем вопросы с разным уровнем сложности. Побеждает команда (или участник), набравший к концу игры большее количество баллов.

Целевая аудитория: для 7 класса

Цель: используя исторический материал к 100-летию революций в России, продолжить работу по воспитанию уважения к Отечеству и его историю.

  • Личностная: воспитание уважительного отношения к прошлому своей Родины; формирование умения принимать и положительные и отрицательные события из прошлого своего Отечества, анализируя их;
  • Метапредметная: развитие способности анализировать, исследовать, сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи:
  • Предметная: актуализация предметных знаний по истории революций; расширение и углубления этих знаний.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная разработка посвящена исследовательской работе школьников. Но она ставит широкий круг задач кроме исследования: приобщения школьников к посещению музеев, умению видеть картину, работать с нею. Экскурсия посвящена русскому искусству, это тема по истории, которую школьники изучают по программе. В экскурсии достигается задача: увлечь учеников живописью, научить прочитывать картины, понимать символы искусства. Экскурсия разработана в соответствии с историко-культурным стандартом.

Возможно ли возрождение фашизма в нашей стране сегодня? Каковы причины такого явления в Европе, в России после того, как наш народ совершил такой подвиг, и освободил мир от нацизма и фашизма?

В начале XXI века мы вновь сталкиваемся с возрождением фашизма. С молчаливого согласия людей творится зло. Методическая разработка может помочь учителю в воспитании школьника в противостоянии идеям фашизма. Материал разработки можно использовать для проведения урока по вопросам культуры советского общества в 60-80-х годах ХХ века в 11 классе.

Целевая аудитория: для 10 класса

Цель мероприятия: показать школьникам героизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в ходе 2-ой мировой войны. Мероприятие предназначено для учащихся 6-10 классов.

Разработку можно использовать не только для проведения общешкольного мероприятия, но и для классного часа.

Целевая аудитория: для учителя

Викторина разработана как элемент интегрированного урока истории и физической культуры и составлена по принципу игры «Кто хочет стать миллионером?» Презентация содержит гиперссылки и анимацию. Каждое действие в отдельном слайде осуществляется по щелчку мыши. При правильном ответе на вопрос теста осуществляется переход к следующему вопросу. При ответе на вопросы, если ответ дан неверно, есть возможность второй попытки. Такая возможность отсутствует при ошибочном ответе на вопросы с «несгораемой суммой баллов».

Целевая аудитория: для 5 класса

Презентация рассказывает об истории создания ПЕРВОГО памятника в истории России. Этот памятник, сооружённый в 18 веке по велению императрицы Екатерины второй, более известен как Медный всадник и посвящён императору Петру 1. Учащиеся узнают интересные факты об истории этого знаменитого на весь мир памятника, а также легенды и мифы о нём. Закрепить материал помогут вопросы и задания. Презентацию можно использовать не только на уроках по истории и культуре Санкт - Петербурга, но и при изучении истории России 18 века.

Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий проводимых в нашей школьной Неделе истории. Традиционно в нашей школе в теме Недели присутствует сквозная идея, которая становится связующим звеном проводимых внеклассных мероприятий. Такие мероприятия всегда вызывают повышенный интерес у учащихся. В рамках исторической недели проводятся различные образовательно-игровые виды деятельности, такие как Колесо истории. Они хороши тем, что в них могут участвовать разновозрастные команды, то есть каждый класс формирует свою команду. Это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Но типы заданий для всех классов должны быть одинаковыми и желательно присутствие единой тематики.

Организация финального этапа Недели истории в виде игры Колесо истории помогает:

  • Вовлечению всех школьников в процесс внеклассной работы (даются опережающие задания, кроссворды, рисунки, рефераты, викторины и т.д.)
  • Раскрытию творческих способностей (участие в театрализованных представлениях, выпуск газет и т.д.)
  • Созданию ощущения праздничного настроения

Представляемый сценарий образовательно-игрового внеклассного мероприятия Колесо истории посвящен теме войн России с древнейших времен до второй мировой войны. Сквозная тематика позволила участвовать в игре на равных разновозрастные команды с 8 по 11 классы. Предполагаемая тематика игры и примерные задания были даны заранее, чтобы стимулировать учащихся к поисково-образовательной деятельности. Положительные стороны: соответствие изучаемых по программе тем с темами Колеса истории способствует расширению и углублению знаний, полученных на уроках, развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Правила игры:

  • участвуют 4 команды (с 8 по 11 класс)
  • за правильный ответ в блиц-раунде - 2 балла, за неполный ответ - 1 балл, в других раундах баллы указываются отдельно
  • если нет ответа, шанс выпадает сопернику (поочередно)
  • если нет ответа, требуется помощь зала (его класс)
  • очередность устанавливается по жребию.

Предварительные домашние задания:

  • синквейн
  • подготовка примерного сценария для участия в VI раунде "Избирательная кампания"
  • примерная тематика заданий по параграфам учебных пособий
  • работа в школьной библиотеке
  • изготовление флажков команды
  • выбор названия команды

1 раунд. "От древности до::::.." (блиц-раунд)

Условия раунда

Вопросы даются по очередности, установленного по жеребьевке

Ответить, быстро и правильно

Конкурирующая команда имеет право на ответ. Для этого они поднимают флажок.

1. У какой реки, впервые, произошло военное столкновение русских с монголо-татарским войском. (1223г. Калка)

2. В каком году Дмитрий Донской сокрушил войско Мамай-хана? (1380г.)

3. Как называется последняя схватка Руси и Золотой Орды, после которого Русь освободилась от монголо-татарского ига? ("Стояние на Угре")

4. В каком году была Отечественная война в России против Наполеона Бонапарта? (1812г.)

5. После Крымской войны 1853-1855 годов, что исчезло с вооружения русского флота? (парусный флот)

6. 1877-78 гг. Россия начала войну за освобождение славянских народов Балканского полуострова. С каким государством Россия воевало? (С Османской империей, Турцией)

8. Как называется немецкий план нападения на СССР? (Барбаросса)

9. Что такое план "Ост"? (план колонизации и германизации в ходе завоевательных войн 3 рейха)

10. Москва, Ленинград, Киев, Севастополь, Одесса, Волгоград. Что объединяет эти города? (города - герои, ВОВ)

11. Парад Победы 1945 года 24 июня. Кто командовал парадом, а кто принимал? (командовал парадом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский, парад принимал Маршал Советского Союза Г.К.Жуков)

12. Тегеран, Ялта, Потсдам. Что объединяет эти города? (В этих городах проходили конференции стран-союзников по антигитлеровской коалиции)

2 раунд. "Исторический портрет". Конкурс капитанов

Условия раунда

Угадать имя исторической личности или названия - 3 балла

Задание для капитана команды 8 класса

1. Выходец из бедной Корсиканской дворянской семьи. Его во Франции из-за бедности родителей военной школе содержали за государственный счет. (5 баллов)

2. 1793 году он стал героем Тулона. Его план штурма привело к победе. (4 балла)

4. 1798 году в битве при Абукире он разбил англичан и их сторонников. (2 балла)

5. Своей истинной славой он считал создание "Гражданского кодекса" Франции. (1 балл).

Ответ: Наполеон Бонапарт - император Франции.

Задание для капитана команды 9 класса

1. Знаменитый русский полководец конца XVIII века (5 баллов)

2. Родился слабым болезненным ребенком, но решил стать военным. Самостоятельно занимался закалкой организма. (4 балла)

3. Взял штурмом неприступную турецкую крепость Измаил. (3 балла)

4. Командовал русской армией во время знаменитого перехода через Альпы. (2 балла)

5. Непобежденный в 50-ти военных походах генералиссимус армии Российской империи. (1 балл)

Ответ: Великий русский полководец - Александр Суворов.

Задание для капитана команды 10 класс

1. Младший сын "Тишайшего" (5 баллов)

2. С детства любил всевозможные военные игры. Для него были созданы потешные полки. (4 балла)

3. Для него и его брата Ивана был сделан двойной царский трон. (3 балла)

4. Победил шведов в Северной войне, "прорубил окно в Европу" (2 балла)

5. Первый император России. (1 балл)

Ответ: Петр Первый (Великий)

Задание для капитана команды 11 класс

1. Знаменитый русский полководец начала 19 века. Он участвовал во взятии Измаила. (5 баллов)

2. Командовал русской армией во время битвы при Аустерлице, когда русская и австрийская армия потерпели поражение от Наполеона Бонапарта. (4 балла)

3. Он на совете в Филях 1 сентября 1812 года сказал: С потерей Москвы не потеряна Россия. (3 балла)

4. Он дал генеральное сражение Наполеоновской армии в Бородинском поле. Битва показала, что русские войска могут на равных сражаться с "Великой армией" Наполеона (2 балла)

5. Фельдмаршал считал Суворова своим учителем. Умер во время заграничного похода русской армии 1813 года. (1 балл)

Ответ: Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов

III раунд. "Синквейн"

Тема "Великая Отечественная война"

(Команды готовятся к этому заданию заранее по заданной теме)

1. В первой строчке указывается тема стихотворения (можно выбрать из перечня или предложить свой вариант)

2. Во второй строчке в 2-х словах (прилагательное) дается описание темы.

3. В третьей строчке тремя словами дается описание действий в рамках этой темы.

4. Четвёртая строчка - это фраза из 4 слов, показывающих отношение автора к теме, его чувства.

5. Последняя строчка - синоним слова, с которой синквейн начинается (по смыслу)

Пример синквейна и тема дается заранее. Кроме зтого дается примерный перечень названий синквейна

  • Петр.
  • Смелый, любознательный,
  • Открывает, строит, присоединяет
  • Построил великую морскую державу
  • Император

Возможные темы синквейна.

IV раунд. "Историческая рифма"

Условия раунда

Угадать имя исторической личности, события - 3 балла

Угадать событие и дату - 4 балла

Задание для команды 8 класса

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
И вот нашли большое поле
Есть разгуляться, где на воле
Построили редут. [ 5 ]

Ответ: Отечественная война 1812г. Бородино

Задание для команды 9 класса

Бомба с неба

на землю полетела, звеня

Кто остался в живых,

кто с ума не сошел,

тот запомнит

Этот грохот и гром,

этот гриб над землей,

этот купол огня. [ 1 ]

Ответ: II мировая война, атомная бомбежка американцами японских городов - Хиросима и Нагасаки, 6 и 9 августа 1945 г.

Задание для команды 10 класса

Пирует Петр. И горд и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен:..
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает. [ 6 ]

Ответ: Полтавская битва. Блестящая победа русской армии. Петр поднимал кубок за шведов, помня о поражении на Нарве, которая явилось уроком для России. 27 июня 1709 г

Задание для команды11 класса

Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав как детей от дождя их к груди:..
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: - Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем:..[ 2 ]

Ответ: Начало ВОВ, 1941 г. отступление Красной армии, полуторамесячное Смоленское сражение; катастрофа на Украине: попали в окружение 4 советские армии.

V раунд "Почемучка". Конкурс капитанов

Условия раунда:

Раздаются листы с заданиями, на раздумье дается 30 сек.

За правильный полный ответ - 3 балла, за неполный правильный - 1,5 балла

Отвечать на вопросы "Согласен или не согласен, почему"

Вопросы получают по жеребьевке

VI раунд "Избирательная кампания"

Условия раунда:

Команды готовятся к раунду во время состязания капитанов

Обязательно выступление перед избирателями

Командам раздаются по жребию листы с именами исторических личностей, предвыборные кампании которых они должны изображать (Сталин, Гитлер, Чингисхан, Иван Грозный)

Жюри оценивает артистичность, "достоверность" обещаний, по субъективному мнению членов жюри (понравилось - не понравилось)

Общий балл - 5 баллов

Подведение итогов

  • Жюри оглашает победителей
  • Участники по номинациям получают грамоты

Литература.

  1. Гражданская лирика советских поэтов М. Дет. Лит. 1982 с 340
  2. Гражданская лирика советских поэтов М. Дет. Лит. 1982 с 407
  3. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. М.: 2002
  4. Кишенкова О.В. История для любознательных. 2 часть. - М.: 1996
  5. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения. М. 1977 с 23
  6. Пушкин А.С. Избранные сочинения. В 2-х т. Т. 1. М.: Худ. Лит. 1980, с 617

Внеклассное мероприятие по истории древнего мира 6 класс

Тема. «Загадки древнего мира»

Вид: Игра «Самый умный»

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся по изученным темам «Древний Египет», «Передняя Азия»; закрепление умения учащихся работать с исторической картой, понятиями, документами; развитие умения применять знания в нестандартной ситуации.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

    Организационный момент.

Ребята, у вас на парте лежат улыбки (смайлики). Я дарю их вам. Надеюсь, вы тоже подарите мне свои улыбки. Спасибо.

    Сообщение темы и цели мероприятия.

    Знакомство с планом проведения игры, конкурсами.

«Историческое лото»;

«Магические даты»;

«Конверт-сюрприз»;

«Найди ошибку»;

«Угадай героя»

«Домашнее задание»;

IY . Ход игры «Самый умный»

    Конкурс «Историческое лото». Учащиеся выбирают цифру, учитель задаёт вопрос.

1

1 балл

2

3 балла

3

1 балл

4

2 балла

5

1 балл

6

2 балла

7

1 балл

8

3 балла

9

1 балл

10

3 балла

1. (1 балл) Что такое хамсин? (сухой ветер из Сахары, который дует 50 дней)

2. (3 балла) Расскажите о вооружении ассирийских воинов (лук со стрелами, конница, колесницы, тараны, метательные машины).

3. (1 балл) Как называли правителя древнего Египта? (фараон)

4. (2 балла) Кто такой Хаммурапи? (царь Древнего Вавилона. Законы.)

5. (1 балл) Как называлась письменность в древнем Египте? (иероглифы)

6. (2 балла) Почему Ниневию называли «городом крови»?

7. (1 бал) Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? (Месопотамия)

8. (3 балла) Назовите научные знания древних халдеев (Вавилон) (математика, медицина, астрономия)

9. (1 балл) В Двуречье возникла легенда о том, что Бог слепил человека из … (глины)

10. (3 балла) Где и почему возник миф о всемирном потопе? (Междуречье)

2. Конкурс «Магические даты». Определить век и событие. (2 балла)

    734 г. до н.э. – войска ассирийского царя Тиглат-Паласара II приблизились к Домаску.

    612 г. до н.э. – падение Ниневии

    964 г. до н.э. – начало правления царя фараона

    600 г. до н.э. – финикийцы первые на своих кораблях проплыли вокруг Африки.

3. Конкурс «Конверт-сюрприз». Учащиеся достают из конверта исторические термины. Дать объяснение терминам. (1 балл)

1) Дельта (место, где Нил впадает в море и делится на рукава)

2) Папирус (египетский тростник)

3) Пирамиды (гробницы фараона)

4) Сфинкс (фантастическое существо с туловищем льва и головой фараона)

5) Мумия (высушенное тело)

6) Клинопись (письменность Двуречья)

7) Зиккурат (Вавилонская башня)

8) Библ (город в Финикии)

9) «Сады Семирамиды» (На берегу Евфрата Навуходоносор приказал разбить для своей жены Амитиды висячие сады. Она грустила по Мидии).

10. Ворота Иштар (Главные ворота в Вавилоне ворота богини Иштар).

4. Конкурс «Найди ошибку». (4 балла)

    «В верхнем течении реки Тигр, на север от Вавилона, возникло военное государство Финикия (Ассирия) . Столицей этого государства был город Израиль (Ниневия) , который называли «логовом тигра (львов)». Жители этого государства славились изготовлением пурпурной краски (великие завоеватили)»

5. Конкурс «Угадай героя» (2 балла)

    При его правлении Израильско-Иудейское государство достигло своего наивысшего расцвета. Он уже не вёл кровопролитных войн, а занимался мирными делами. О мудрости этого царя народ сложил множество легенд (Царь Соломон)

    Супруга фараона Эхнатона. Её скульптурный портрет нашли в руинах Ахетатона во время раскопок. Она предстаёт перед нами молодой женщиной с нежными чертами лица, лебединой шеей и завораживающим взглядом. (Царица Нефертити)

6. Конкурс «Домашнее задание». (5 баллов)

Творческий конкурс, о котором учащимся было сообщено за неделю. Задание: подготовить стихотворение, рисунок, кроссворд, мини-сочинение на тему «Загадки Древнего мира».

7. Конкурс «Угадай-ка» (1 балл).

На слайдах рисунки и наводящие вопросы. Задание: назвать страну, о которой идёт речь.

Эта страна располагалась на восточном побережье Средиземного моря;

Из кедровых и дубовых досок быстроходные корабли;

В чужих землях мореплаватели этой страны основывали колонии;

Эта страна известна благодаря пурпуру- дорогой краске, которую добывали из особых морских раковин.

ФИНИКИЯ

Y .Итог игры «Самый умный». Награждение победителя.

YI . Оценивание работы учащихся.

YII . Итог мероприятия.

Метод «Микрофон»

    Что больше всего вам запомнилось из истории Древнего Египта?

    Что больше всего вам запомнилось из истории Передней Азии?

    Что произвело на вас впечатление?

    Для чего необходимо учить историю?

YIII . Домашнее задание:

    Подготовить устно рассказ о древних городах Индии Мохенджо-Даро и Хараппа .