Интервью с преподавателем колледжа. О школе и родителях-клиентах, о зарплате, мазохизме и большой любви к детям: интервью с учителем

Учитель – профессия дальнего действия .

Интервью: ученик – учитель

Инякина Тамара Михайловна - ветеран труда, учитель высшей категории, для которого воспитание и образование детей стало делом всей её жизни.

Более 40 лет она преподаёт русский язык и литературу в нашей школе, что находится в селе Малиновка, и ничуть не жалеет об этом. На её уроках всегда легко и интересно. И мы благодарны ей за то, что она помогает нам открывать чудеса на каждом уроке.

За свой добросовестный многолетний труд Инякина Тамара Михайловна награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»; юбилейной медалью «75 лет Тамбовской области», Благодарственным письмом губернатора и почетными грамотами Управления образования и науки Тамбовской области.

Но самая главная её награда – впереди…

    Тамара Михайловна, у Вас столько наград. А самая важная из них какая?

Это благодарность моих бывших выпускников, с которыми я поддерживаю теплые, дружеские отношения. Их поддержка в трудную минуту.

    Есть ли среди них Ваши последователи?

Конечно, есть. Многие из них работают вместе со мной, в своей родной школе. Это Куделина Н.В., руководитель нашей школы; Четырина З.В., учитель физики и математики; Протасов А.В., учитель информатики; Попов Н.В., учитель физкультуры; Першина Г.В., учитель физкультуры; Смольякова М.В., старшая вожатая детской организации.

    Кем Вы себя чаще всего ощущаете: учителем своих бывших или коллегой?

Разумеется, коллегой чаще. Не скрою, что иногда выступаю и в роли послушной ученицы. Если возникают проблемы с компьютером, то на помощь ко мне приходят Протасов А.В. или Кривобокова С. П., наш завуч. Я не стыжусь учиться, а, наоборот, выспрашиваю, выведываю и питаю великую благодарность к тому, кто мне отвечает, и никто у меня не бывает этой благодарностью обделён. Иначе нельзя. Наш коллектив очень дружный. Это учителя, за плечами которых огромный опыт работы, и у каждого из них свой педагогический почерк, заслуживающий внимания. Мы все вместе стараемся создать необходимые условия для обеспечения доступности образования для всех учащихся.

    Как вы считаете, все ли дети способны усвоить учебную программу?

В основном все, если в этом заинтересованы не только педагоги, но и родители, которые должны стать надёжными помощниками своих учителей. Но, увы, не всегда это бывает так, как хотелось бы.

    А что самое трудное в Вашей профессии?

Научить детей думать, принимать правильное решение, отвечать за свои поступки. Я считаю, что детей надо учить не тому, что легко, - они сами с этим справятся, - а тому, что трудно. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

    Почему?

Потому что ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь. И чтобы этот факел горел, не угасая, его надо зажечь новизной методических находок.

    И часто Вам это удаётся?

Стараюсь угнаться за временем. Нельзя забывать, что в поступках учителя в равной мере лежат расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью материала, но организует работу по развитию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.

У нас в школе урок не кончается после звонка. Элективные курсы, предметные недели с конкурсами, олимпиадами, проектами – всё это приучает школьников к самостоятельному мышлению, знакомит с именами выдающихся деятелей, писателей, поэтов, которые остаются за рамками школьной программы. Мои ученики не раз становились победителями и призёрами муниципальных и региональных конкурсов детей в номинации «Литературное творчество».

Куляева Юлия получила первое место в региональном конкурсе «Славен человек труда» и участвовала в заключительном этапе V Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина», а Редкозубов Дмитрий стал победителем областного эпистолярного конкурса «Письмо губернатору».

Баранова Екатерина и Барыбина Маша стали призёрами муниципального конкурса «Живая классика», а Кутукова Василиса заняла 2-ое место в конкурсе «Театр одного актёра».

В этом учебном году учащиеся 7 класса участвовали в муниципальном фольклорном конкурсе «Живая традиция». Барыбина Мария стала победителем этого конкурса, а Кутукова Василиса – призёром. Барыбина Мария заняла второе место в региональном этапе Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция». Она защищала проект «Легенды и предания Тамбовского края».

Отличились и наши малыши: Белякин Саша, ученик 4 класса, и Носов Андрей, ученик 5-ого класса. Они принимали участие в муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Белякин Саша, защищавший свой проект «Улицы города Тамбова», занял первое место. А Носов Андрей получил третье за научное исследование «Моя Родина – Троицкая Дубрава».

    Есть ли традиции в вашей школе?

В нашей маленькой школе есть свои традиции: мы проводим утренники для малышей, тематические вечера для детей старшего возраста и участвуем во всех сельских праздниках.

Учитель истории Кривобокова С.П. постоянно организует различные экскурсии для учащихся. Наши дети посетили целый цикл концертов солистов ансамбля русских народных инструментов «Россияне – детям», посетили краеведческий музей, картинную галерею, знакомились с достопримечательностями областного центра

    За что Вы любите свою профессию?

За что же я ещё люблю свою профессию? За бессонные ночи? За бесконечные переживания? За нескончаемые тетради? Наверное, и за то, и за это. Но больше всего за то, что каждая новая встреча с моими учениками вносит в мою жизнь живительную влагу, и я забываю об усталости.

Я люблю свою маленькую школу, куда я пришла работать, когда мне было всего 23 года. И с той поры она стала для меня вторым домом. Здесь каждый класс, каждая половица – всё до боли знакомое и родное.

Чтобы Вы хотели пожелать своим ученикам?

Чтобы в каждом из них не угасало желание учиться и творить добро.

Беседовала

Смольякова Ольга, юный журналист, ученица 9 класса филиала

МБОУ «Горельская СОШ» в селе Малиновка Тамбовского района

Тамбовской области


Андрей, добрый день, расскажите, чем Вы сейчас занимаетесь?

Я учитель информатики в сельской школе №29. Она находится в Московской области, в Мытищинском районе, в деревне Беляниново.

Я работаю в этой школе уже 8 лет и никуда не хочу уходить. Благодаря тому коллективу, который у нас сформирован, благодаря директору, который вокруг себя собрал таких людей и удерживает их. Я очень благодарен судьбе за то, что она меня свела с директором этой школы.

Андрей, кем работают Ваши родители?

Папа работает учителем физкультуры, хотя он преподавал географию, биологию, химию. Мама – учитель математики. Сейчас она директор школы.

Вы с детства хотели стать учителем?

Сначала хотел стать спортсменом, тем более возможность была заниматься профессионально баскетболом. В более осознанном возрасте меня всегда увлекала архитектура, физика, информатика и математика — эти 4 направления еще со школы очень сильно притягивали. А когда нужно было определяться с высшим образованием, я с хорошими баллами в аттестате и с большим выбором ВУЗов все равно выбрал педагогический, потому что всегда перед глазами был пример моих родителей.

Я за это очень благодарен Богу, потому что в педагогическом Вузе, который я выбрал, я также встретил свою будущую супругу. Мы сидели за одной партой, окончили вместе один факультет, один курс. Она тоже учитель математики и информатики.

А где именно Вы учились?

Московский Государственный Областной Университет, Физико-Математический факультет, отделение «Физика и информатика». Кстати, брат у меня тоже его закончил, сейчас учитель.

Ничего себе, у Вас очень интересная династия.

Да, и бабушки тоже были учителями с двух сторон.

А бабушки чему учили?

Бабушка по папиной линии была преподавателем истории в институте. По маме – в детском саду работала воспитателем. Я, получается, в третьем поколении уже преподаю.

А как рабочий день учителя проходит?

С утра встаем. Я завожу супругу на работу. Еду тоже на работу.

В 8:30 начинаются занятия. Идут уроки, приходят дети. Это все интересно, потому что каждый раз темы разные, дети разные. Этот поток людей, который через тебя проходит, помогает держать себя в тонусе.

После завершения уроков решаю остальные дела в школе. У общественности такое мнение, что после уроков учитель закрывает кабинет и уходит домой отдыхать. На самом деле, ничего подобного — постоянно идет работа. Последние несколько лет появилась возможность больше времени уделять учебным разработкам, своим идеям, проработке следующего урока — иногда нужно презентацию исправить или сделать заново, или дополнительно с детьми поработать над проектом. Потом окончание рабочего дня около 18-00, а часто и позднее. Забираю супругу с работы, едем домой или встречаемся с друзьями, стараемся почаще в Москву выбираться — на выставку, в музей.

Еще я периодически участвую в выездных мероприятиях — делюсь опытом, показываю учителям в других регионах различные варианты ведения уроков — кому-то интересны облачные технологии, кто-то не знает, как наладить взаимодействие с 3D принтером, кому-то интересна разработка 3D-моделей — я уже побывал в Ярославской и Пензенской областях, в Якутии, в Хабаровском крае.

А почему Вам так нравится работа учителя?

Мне нравится ощущение, что своей работой я приношу какую-то пользу обществу. Понимаете, приходит ученик на урок. Он чего-то не знал в этом мире. А уходит уже с этими знаниями. Эти 45 минут, которые отводятся на это действо, на урок, откладываются в формировании мышления и образования человека. Поэтому эта область притягивает. Понимаешь, что ты несешь определенную прямую пользу обществу. Не перебираешь бумаги с цифрами, которые выражаются в количестве проданного или купленного товара (никого не хочу обидеть). Нельзя измерить выгоду, которую эта профессия приносит обществу, но каждый учитель ее чувствует. Поэтому, один раз войдя в класс, с большой вероятностью, он оттуда уже не выйдет. Это профессия, которая требует постоянного внимания к самому себе, к окружающим, абсолютно ко всему и ко всем. В первую очередь, это внимание к ребенку, к ученику. Потому что сейчас то, что делаем мы, — это наше будущее. Мы создаем, по сути, социум, который будет, возможно, править страной через 20-30 лет. И сейчас сколько мы образования вложим в наших детей, такие последствия и ждут нас в следующие десятилетия.

Какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься таким важным ремеслом?

На мой взгляд, человек в первую очередь должен быть профессионалом своего дела, своей дисциплины. Он должен обладать глубокими знаниями сам, абсолютно не на поверхностном уровне.

Также важна способность передавать эти знания. Многие бывают достаточно образованы, подкованы в определенных вопросах, но абсолютно отсутствует желание передавать имеющиеся знания.

И третье — огромная любовь к детям. Ведь мы учим не просто набор людей, машин, которые четко все записывают и в идеальной ситуации все сразу понимают. Надо отдавать себе отчет, что на уроке сидит 25 человек, и к каждому нужен индивидуальный подход. Кто-то пишет медленно, кто-то пишет быстро. Кто-то воспринимает быстрее, кто-то — медленнее. Вот эта совокупность и дает контингент класса, с которым учитель работает каждый урок. Не бывает такого, что учитель включает звукозапись какую-нибудь или видеофильм и уходит. Тут должно быть понимании того, что ты делаешь. К каждому нужен свой подход.

Андрей, ощущаете ли Вы, отношение родителей к учителям как-то поменялось?

Я слышал совершенно разные мнения в средствах массовой информации, разные варианты и случаи. Может, мне повезло, но на моей практике я сталкиваюсь только с очень показательными примерами именно хорошего дружеского отношения со стороны родителей по отношению к учителям. Возможно, это общая заслуга всего коллектива. Находят общий язык со всеми, и все работают не на себя, а на общие цели. Умение создать такую ситуацию, когда родители понимают, что и учитель, и он, и все вообще работают на то, чтобы ребенок получил образование.

Мне кажется, это очень важно и актуально в наше время. Потому что очень часто есть позиция у родителей, что ребенка в школу отвезли, и чем он там занимается, их мало волнует. Считают, что, раз в школу ходит, то его там должны абсолютно всему научить, а сами к этому не прикладывают абсолютно никаких усилий. Пришел со школы ребенок, занимается своими делами, и ладно. Школа и так все это делает. На самом деле, это неправильно. Детьми, особенно в младшем возрасте, надо заниматься постоянно. Речь идет как об учителях, так и о родителях — это нужно делать, в том числе, и дома. Не отпускать и говорить, что в школе занимайся, а мы встанем в стороне, посмотрим на результаты. Нужно быть участником процесса.

В моей практике таких примеров просто нет. Всегда очень корректно, очень хорошо и родители общаются, очень часто идут на контакт, и учителя не против этого.

Вы говорите, что учителя вместе, что у Вас очень хорошая команда, коллектив — а как происходит Ваше общение, обмен опытом?

Естественно, есть педагогический совет, есть методические объединения. Если речь идет о каких-то совместных идеях — например мы с учителем географии, биологии придумываем какой-то интересный проект.

А какие Вы создаете проекты, можете привести пример?

Последний раз мы делали проект, посвященный созданию умного дома при помощи микроконтроллеров. Это когда человек приходит домой, у него там сразу автоматически включается свет, включается тепло. Когда его нет, все это выключено, чтобы расход энергии был более оптимальным. Автоматический полив воды.

Ребята программируют в паре то, что могут собрать сами руками, как роботов. Не тех роботов, которые ходят с ногами, руками или колесиками, а такие устройства, которые реагируют по какой-то определенной команде, за счет внешних датчиков. Создали такой проект — получилось хорошо. Интересно было.

Каким из проектов Вы больше всего гордитесь?

Вы знаете, я горжусь всеми своими учениками и всеми проектами, которые делали (прим.: различных проектов у Андрея огромное количество — многие он выкладывает на свой сайт: agsidenko.ru ). Но пример привести могу — мне нравится проект по изучению погодных явлений в динамике. Можно рассчитать — какая погода будет у нас через 10 лет, какое количество машин в городе будет с определенным приростом, сколько выделится СО2.

Еще ребята делают архитектурные решения для города. Это моделирование в 3D программе. Они создают такие специальные объекты и пытаются придумать, как могла бы выглядеть школа, если бы она была в каком-нибудь готическом стиле. Или офис в стиле барокко. Может быть, строят университет будущего или Дом Культуры для кого-нибудь. Подобные вещи мы делаем каждый день.

Одна из работ учеников Андрея — макет создал Орендарчук Артем

А зарплаты учителя хватает на жизнь?

Если человек в эту профессию приходит исключительно ради зарплаты, то это, как правило, ненадолго. Маловероятно, что это учитель. Может быть, на год будет все хорошо. Все равно, должен быть набор качеств в человеке, помимо всего прочего. Если кто-то меня прочитает из совсем власть имущих, конечно, хотелось бы зарплату повыше. Но это в любой профессии так.

Андрей, а как Вы любите отдыхать?

Я люблю отдыхать со своей женой. Если речь идет о лете, то любим вместе путешествовать. Путешествуем мы достаточно много. А так в обычные дни любим гулять. Музеи, кино, театры.

Можно пойти на речку уточек покормить. А зимой — на лыжах покататься.

Русскую классику — Пушкин, Толстой. Из конкретики — «Евгений Онегин», «Война и мир», «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита». Это то, что по несколько раз уже точно прочитал.

Читаю много — у нас достаточно большая библиотека. Не особо зацикливаюсь на чем-то конкретном.

Андрей, как на Ваш взгляд лучше искать дело жизни тем, кто его еще не нашел ?

Возможно, самый лучший способ – это не стоять на месте. Нужно путешествовать, интересоваться, общаться, гулять, посещать музеи, встречаться с какими-то интересными людьми. Сейчас есть столько возможностей посещать всевозможные лекции — столько интереснейших людей приезжает в Россию!

Иногда несколько предложений или каких-то событий могут перевернуть жизнь! Я помню, как начал детям показывать проекты с архитектурными решениями и один мальчик очень увлекся и в последствии он поступил в МАРХИ. Я не чувствую, что это прямо моя заслуга, что он туда поступил. Но так он узнал об этой индустрии и понял, что это все достаточно интересно, что можно создавать разнообразные конструкции. Все может произойти совершенно случайно, в самом неожиданном месте. Ничего не произойдет только в одном случае — если человек будет стоять на месте и ничего не делать.



В этом году наша школа готовится отмечать славный юбилей, мы вспоминаем об истории школы, о победах наших учеников и свершениях выпускников, однако мы считаем, что в праздничной круговерти нельзя забывать о тех, на ком держится школа. Давайте вспомним о наших учителях и побеседуем с ними, пусть наш разговор будет совсем коротким, но мы постараемся задать нашим педагогам самые интересные вопросы, чтобы увидеть учителя с неожиданной стороны.

Итак, 12 класс открывает юбилейную серию интервью с учителями Kesklinna Gümnaasium:

Интервью с учителем английского языка Евгением Жигаловым

Я решил задать вопросы учителю английского языка, Евгению Жигалову. Евгений работает в нашей школе уже около пяти лет и всем нам успел запомниться и полюбиться.

- Почему вы решили стать учителем?
Я чувствовал в себе потребность кого-то чему-то научить.

- Какие вы можете назвать плюсы или приятные аспекты работы учителем?
Приятно, когда вижу хорошие результаты учеников на экзаменах и на олимпиадах. Также, мне интересно общаться с молодёжью и решать их проблемы.

- Негативное или положительное отношение учеников к вам как к учителю?
Отношения ученика ко мне зависит от результатов самого ученика.

Интервью с Мариной Сергеевной Гусевой

- Нравится ли Вам ваша работа?
Да, безусловно, я люблю свою работу, она приносит много эмоций и впечатлений. Мне очень нравится общаться с детьми. Помимо преподавания физической культуры у меня есть ещё и классное руководство, для меня это огромное удовольствие: организация мероприятий, беседы по душам, живое общение. Кроме того, я уделяю много времени подготовке учеников к соревнованиям. Участие в состязаниях, особенно победы воодушевляют и учеников и учителя. Своей любимой работе я посвятила 26 лет, могу сказать, что я фанат своей профессии.

- Каким, по Вашему мнению, должен быть хороший учитель?
Самые важные качества хорошего учителя - справедливость и честность. Я считаю, что ученики должны получать те оценки, которые они заслуживают, ни больше, ни меньше. Каждая оценка зарабатывается исключительно трудом, работой и упорством. В этом и заключается справедливость. К своему предмету я отношусь серьёзно и хочу, чтобы ученики это принимали и понимали.

- Какие качества Вы цените в учениках?
Прежде всего, ученик должен быть целеустремлённым, старательным, трудолюбивым и позитивным. Так как я являюсь учителем физкультуры, я ценю в учениках спортивные навыки и умения. Я люблю спорт и уважаю спортсменов, так как это тяжёлый труд, который воспитывает характер и формирует личность. Многие положительные качества я стараюсь воспитывать в своих учениках.

Интервью брала ученица 12 А класса Сидорова Дарья.

Интервью с Оксаной Александоровной Николаевой

Кажется, что педагог - простая профессия, однако, если вникнуть в его рабочую деятельность, то мы увидим, что это довольно сложная профессия. Она включает в себя не только обучение детей, но и воспитание в них морали, правильного поведения, почитание взрослых, ответственность за свои поступки и многое другое. Педагогический процесс направлен на развитие и формирование личности ребенка. Именно по таким признакам осуществляется обучение в Нарвской Кесклиннаской гимназии. Одна из преподавателей – Оксана Александоровна Николаева любезно согласилась ответить мне на несколько вопросов, связанных с ее профессиональной деятельностью.

1) Какие мечты детства вы воплотили в жизни?
- С детства мечтала стать учителем, мечта сбылась! Те мечты, которые остались, надеюсь когда-то воплотятся!

2) Какой был самый значимый успех в вашей жизни?
- Мой самый большой успех в жизни - моя семья, круг общения и все,что я имею на сегодняшний день.

3) Какой самый лучший совет, который вам дали?
- Советов в жизни было достаточно, но в жизни поступала по велению сердца и совести.

Интервью с Ольгой Петровной Максимовой.

1. Как начался ваш трудовой путь в качестве учителя английского языка?
Работать я начала в 1991 году в 14 школе. Преподавала в гимназии в 10-11 классах, вела уроки и во вторых классах.

2. Вы помните свой первый урок? Что Вы чувствовали тогда?
Свой первый урок я провела в Петрозаводске, будучи на учебной практике в 5 классе. В тот момент, конечно волновалась и даже боялась немного.

3. А у Вас был в школе любимый учитель? Какой предмет преподавал?
В школе, пожалуй, самым любимым был Ахмат Меджидович Алиев, он преподавал историю. Запомнился он именно тем, как преподносил новую тему урока. У него были весьма глубокие знания в истории, также все ученики в классе его уважали, одним только взглядом он мог восстановить тишину в классе.

4. Есть ли у Вас любимая книга?
У меня много любимых книг, но хотелось бы отметить «Над пропастью во ржи» Селинджера, я люблю читать эту книгу в оригинале- на английском языке, перечитываю и мысленно возвращаюсь в детскую пору.


Интервью с Сильвией Соо

Одним из самых любимых учениками и поистине веселых учителей нашей школы можно смело назвать Сильвию Соо, преподавателя музыки на эстонском языке. В честь 90летия нашей школы, я взяла у Сильвии Соо небольшое интервью.

Как ваши дети относятся к вашей работе? Пойдут ли они по вашим стопам?
Моей дочери 31 год. Она не собирается на работу. Говорит: «Мам, ты хочешь, чтобы я была такая же нервная, как ты?». И вот, муж ее кормит. Я говорю: «Доченька, надо». Всё-таки университет она закончила, но, к сожалению, работать она не хочет. Воспитывает ребенка, она порядочная, всё хорошо. Но нет, никогда не собирается идти в учителя. Дети изменились.

Считаете ли вы себя примером для подражания?
Меня воспитывали быть скромной, и я никак не могу ставить себя в пример. Кто хочет, тот возьмёт пример. Конечно, стараюсь, чтобы дети брали пример.

Что мотивирует вас каждое утро вставать на работу?
Я говорю: «Здравствуй, мой Боже. Дай мне сил, чтобы я смогла быть доброй учительницей».

Было бы просто замечательно, если бы в школе было больше таких замечательных, добродушных учителей, как Сильвия Соо, способных заинтересовать учеников своим предметом и добавить частичку юмора на уроке.

Надежда Макарова 12а


Интервью с Ольгой Александровной Лучкой

Как изменились школа и ученики за время Вашего преподавания?
Учителя стали более загружены выполнением своих обязанностей. Сама школа не изменилась. Ученики стали более продвинуты в плане технологий и владения информацией, могут давать советы учителям по многим вопросам. И это хорошо! Учёба – это процесс всегда взаимный, достичь успеха в котором можно только в сотрудничестве.

Какой совет Вы бы дали тем ученикам, которые хотят стать учителями?
Работа учителя в наше время может быть интересна молодёжи, которая готова всё время самосовершенствоваться, принимать вызовы быстро меняющегося мира, быть гибкими и открытыми ко всему новому. Только в этом случае работа учителя будет приносить удовлетворение и радость.

Когда вы впервые плакали на работе и почему?
В начале этого учебного года меня до глубины души тронула обратная связь на просмотренное в качестве домашнего задания видео одной ученицы, которая высказала своё беспокойство и озабоченность по поводу участи жителей развивающихся стран, которые вынуждены выполнять любую чёрную работу ради того, чтобы только прокормить свои семьи.

Интервью провела ученица 12 А класса Алина Лернер


Три вопроса педагогу. Интервью с Натальей Кахур.

- Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?
- Работа учителя очень интересна и ответственна. Каждый день приносит что-то новое, всегда есть возможность творчески подойти к решению повседневных задач. Мне нравится передавать свои знания детям, видеть, что мой труд приносит пользу и помогает ребятам.

- Если бы у Вас был шанс поменять профессию, Вы это сделали бы?
- Сейчас, после многих лет работы в школе, мне трудно представить себя в какой-то иной роли, профессия учителя стала частью моей жизни. Педагогика- это настолько широкое поле для профессионального и личностного развития, что учиться и повышать свой уровень можно постоянно. Чем больше я работаю, тем больше понимаю, как многого я ещё хотела бы достичь.

- Есть ли у Вас хобби? Оно как-то связано с вашей работой?
- В свободное время люблю бывать на природе, читаю, в том числе знакомлюсь с новинками современной эстонской литературы, так как преподаю этот предмет в гимназии.

Сейчас быть учителем не модно. Единицы, имея оконченное высшее педагогическое образование, идут работать по специальности в школу. Но есть такие учителя, как Ксения Бабушкина. Она нашла в этом своё призвание, разработала собственную систему преподавания и поделилась своими мыслями о школе.

Сколько ты уже работаешь учителем?

Работаю уже третий год. Когда только пришла в 2015 году, мне дали два пятых класса, а на следующий год уже взяла классное руководство.

Ты сама решила, что хочешь быть классным руководителем?

Да, взяла эту ответственность по собственному желанию. Потому что как-то скучно, когда нет собственного класса! (улыбается) Хотелось своих учеников, чтобы участвовать с ними во всех мероприятиях, конкурсах. Мне самой это очень нравится!


Много ли вообще в вашей школе молодых учителей?

Ой, в нашей школе много! Около 10 человек. Так не во всех школах. Мне кажется, у нас какая-то особенная атмосфера - располагающая. Тут идёт большая поддержка молодых педагогов, я всегда об этом говорю.

А как именно поддерживают?

И советом помогут, и система наставничества у нас очень развита: к каждому молодому учителю прикрепляется опытный педагог, который на протяжении некоторого времени его ведёт. У нас посещаются уроки, но не с целью обидеть, заставить понервничать или напрячь, а наоборот, чтобы помочь.

В своё время тебе такая поддержка сильно помогла?

Вот я вспоминаю себя тогда, ещё совсем зелёную, может даже наивную, и понимаю, что большую роль в моём становлении учителем сыграли наставники. Они всегда рядом и помогают словом или делом.

Почему ты решила пойти работать именно в эту школу №15?

Я сама закончила её (улыбается). Конечно, были сомнения. И родители, наверное, даже переживали больше, чем я. Все опасались того, что здесь учителя, которые могли бы продолжить относиться ко мне как к ученице… Но мне удалось этого избежать!

А каким образом? Расскажи, вдруг ещё кому-то пригодится.

Когда я пришла, ко мне сразу стали обращаться на «вы» - Ксения Игоревна. Конечно, в неформальной обстановке они меня Ксюшей называют (улыбается). Не знаю, мне кажется, что они сразу увидели, что я настроена серьёзно, поэтому и отношение было соответствующее. Да и помнили они меня как прилежную ученицу.

Практику в университете ты проходила здесь же?

Практику я проходила в Мариинской гимназии. Мне там очень понравилось, но я там не осталась. Мне хотелось начать карьеру именно со своей школы! Говорят же, родные стены греют. Так и получилось.

Ты проработала в своей школе уже три года: начало положено. Не планируешь уходить?

Я сначала думала, что пойду на год. Хотела посмотреть, как будет. Вышло даже лучше, чем я думала! И вот сейчас в другой профессии я себя даже не вижу. Да и школу тоже менять не планирую.


Что тебе даёт профессия учителя?

Многие молодые люди не идут в школу, и очень зря. Профессия учителя даёт большие возможности роста. Я вот раньше даже подумать об этом не могла. Уже за три года работы я прошла большой путь. Например, в конкурсах: моё второе место в «Педагогическом дебюте-2017» для меня многое значит.

Расскажи подробнее про этот конкурс.

«Педагогический дебют» - профессиональный конкурс. Два раза я в нём участвовала. Первый раз я стала участвовать на школьном этапе в 2015 году, заняла второе место, хотя проработала на тот момент всего лишь месяц. На городской меня тогда не отправили, потому что было мало опыта. Хотя я уже очень горела, мне так хотелось!


В следующем году я опять иду. Выигрываю школьный этап, затем иду на город, область. И переходя на каждый этап я понимаю, что расту в профессиональном плане!

А эмоционально конкурс тебе сложно давался?

Эмоционально это, конечно, тяжело было. Бывали моменты, когда хотелось всё бросить, сказать, что боюсь, не пойду… Это был мой первый масштабный выход в педагогическую общественность. Там в жюри и директора школ, преподаватели вузов, знаменитые и заслуженные учителя. Было страшно.

Но у меня была ТАКАЯ команда! До этого момента не могла и подумать, насколько у нас сплочённый коллектив в школе. Это просто нечто! Расписание конкурса было насыщенным: мы находились там с восьми утра до пяти вечера. Со мной рядом всегда находились педагоги наши, завуч, директор. Хотя у них тоже было много дел. Они волновались и даже плакали, когда выставляли мои результаты, и было видно, что я иду на первом месте. Поддержка колоссальная!

Да, это впечатляет! Расскажи ещё вот о чём: душевное удовлетворение от работы это очень хорошо, но как быть с материальной стороной? Говорят, у учителей маленькие зарплаты - это так?

Естественно это для души, это призвание. При этом, чтобы работать только за идею нужна большая сила воли. Материальная сторона тоже важна. Мы молодые, в будущем будем заводить семьи - нам тоже нужна поддержка. И эта поддержка, на самом деле, есть! Просто всё зависит от того, насколько ты вкладываешься.


В первый год работы я получала маленькую зарплату, сейчас она увеличилась в два раза. Раньше я имела одну ставку и уставала неимоверно, сейчас же имею две - и ещё силы остаются ведь! Это как в любой профессии: насколько ты вложишь, столько и получишь. Это я на своём примере убедилась.

По твоей инициативе в вашей школе создали пресс-центр «Узнавайки» . Как это получилось?

Когда я только пришла, заметила такой момент, что у каждого опытного учителя есть какая-то своя «фишка». Кто-то, например, прекрасно готовит к сочинению на ЕГЭ, другой курирует школьную футбольную команду… Я начала думать о том, что я могу дать этой школе. Думала, думала и взяла внеурочку - кружок. Пресс-центр работал в тестовом режиме, как сейчас я это называю: нам иногда доверяли писать заметки для школьного сайта, некоторые мероприятия мы фотографировали, создавали видеоролики. Правда, не было системности, мы только постигали азы журналистики. И со временем создали пресс-центр «Узнавайки».

К какой цели вы стремитесь в «Узнавайках»?

Ой, планы у нас очень амбициозные! Когда создавали пресс-центр, мы понимали, что нам нужен какой-то продукт на выходе: газета, журнал или телевидение. Почему мы выбрали группу Вконтакте? Во-первых, потому что в группе можно совмещать все возможные форматы. Во-вторых, это близко к моей педагогической позиции: я стараюсь разговаривать с ребятами на одном языке. Сейчас они огромное время проводят в социальных сетях, и не всегда на них там идёт позитивное воздействие. Мне хотелось создать для них ориентир с правильной моделью поведения в социальной сети. Запретить пользоваться Интернетом мы им не можем, но показать то, как использовать его себе во благо - в наших силах.

А какие у вас принципы? Чем вы отличаетесь от других школьных пресс-центров?

Наш главный принцип работы - самоуправление. Они сами распределяют обязанности. Два раза в неделю собираются на планёрки, ведут обсуждения. В рамках «Узнаваек» ребята могут реализовывать какие-то свои проекты в сфере журналистики. Например, сейчас очень популярен формат видеоблогинга. И вот недавно они подошли ко мне с идеей создать и у нас свой видеоблог «5 фактов о нашей школе». Это их инициатива, я их только немного направляю, где-то корректирую. Даже для страницы Вконтакте ребята сами выбирают актуальные для них темы в рамках нашей школы. Я за то, чтобы они сами выражали свою позицию через актуальную для них форму.

У вас тут стенгазета со страничкой Instagram-аккаунта Пушкина - как это работает?

Есть много приёмов систематизации знаний для учеников. Но, как я уже говорила, мне хотелось разговаривать с учениками на их языке. И у меня появилась идея, почему бы нам не систематизировать информацию через соц.сеть «В литературе». Иногда рисуют такие плакаты дети, им это очень нравится, иногда я распечатываю хотя бы в черно-белом формате. И для них эта форма так актуальна, что они просто в восторге! Я им задала проект по Пушкину, а они целый его Instagram сделали (смеётся).


Как другие учителя относятся к твоему эксперименту?

Ой, всё очень позитивно! Все поддерживают. Те учителя, которые есть Вконтакте, подписались на «Узнавайки», ставят лайки, комментируют. Нам это очень приятно!


Некоторые учителя перенимают мои идеи. Ведь ученики из других классов забегают к нам, видят эти социальные странички и тоже загораются идеей создавать подобное! Учителя полностью поддерживают мою инициативу.

Желание разговаривать с учениками на их языке не препятствует их восприятию тебя в роли авторитетного учителя?

Ещё с лагерной практики мои отряды всегда были на первых местах, всегда были какие-то общие примочки. И несмотря на весёлую атмосферу, в отрядах всегда была дисциплина. Также и сейчас на уроках. Я им объясняю, что в первую очередь нам нужно учиться. Несерьёзно они ко мне никогда не относились. Сложнее было мне (смеётся). С первых же минут мне хотелось с ними дружить, общаться, но я поняла, что нужно выдержать паузу, чтобы они ко мне привыкли. А уж потом я начала где-то шутить, улыбаться…


Какие у тебя планы на будущее?

Моя задача номер один - довести свой первый выпуск. Хотя родители детей, конечно, переживают. Они говорят: «Вы молодая, сейчас выйдете замуж, будут свои дети, вы от нас уйдёте». Как профессионал я хочу, чтобы мой класс сдал эти страшные экзамены, пока я молода. Конечно, также для меня важно расти дальше, перенимать опыт педагогов и совершенствоваться в своей профессии.

"– Валентина Викторовна, расскажите о себе и о своей профессии.
- Я учитель русского языка и литературы.
- Где вы учились?
- Училась в Карельском Государственном педагогическом институте.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
- Я люблю литературу, интересуюсь театром. В школе были учителя, с которыми было очень интересно. Я училась в Петрозаводске, сменила несколько школ и до 6 класса была в числе троечников, а в 6 классе мой классный руководитель посмотрел на меня по-новому. Екатерина Ивановна давала мне поручения, с которыми я охотно справлялась. Она дала возможность проявить себя. Так я стала на долгие годы лидером, изменила отношения к учебе, а самое главное поняла, как встреча с настоящим учителем может изменить человека. Поэтому вопроса «Кем быть?» не стояло.
- Работали ли вы в школе? Как долго?
- 6 лет я работала в Шуйской средней школе.
– Чем Вас привлекает Ваша профессия?
- Учитель - это благородная работа.
- Что значит для Вас быть Учителем?
- Быть учителем значит давать знания, учить профессии, воспитывать, обучая. Уважать личность, тех, с кем ты работаешь, не унижать детей, а значит, не ронять и свое человеческое достоинство. Я думаю, что у меня есть недостатки, но в одном я уверена: я никогда не сводила счеты со своими учениками.
- Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим Учителем?
- Производили впечатление многие преподаватели, не только в школе, но и в ВУЗе. Я много читала о профессии учителя, смотрела фильмы о школе. Учитель математики в 9 школе нам советовала смотреть как можно больше фильмов.
- В чём Вы видите "секрет" своего педагогического успеха?
- Несмотря на звание, не могу сказать, что я владею педагогическим мастерством. Я ответственно отношусь к своей профессии. Как говорил К.И. Чуковский: «Если хочешь быть любимым – люби». Люби свой предмет, люби своих студентов, страну, в которой ты живешь. Тогда и придет ощущение ответственности за свое дело.
- Что Вы считаете своим главным педагогическим достижением?
- Главным педагогическим достижением является то, что многие мои студенты выбрали профессию учителя, работают в школе.
- Что является самым сложным в Вашей работе?
- Евгений Ямбург о беде современной школы сказал так: «Школа - это место, где ученики мешают учителю работать с бумагами». Я бы предпочла работать со студентами, одаренными студентами, нежели работать с документами.
- Вы были завучем ППК, как долго Вы проработали в этой должности? Насколько это сложно?
- В непростые годы я была заместителем директора 15 лет. Работать было интересно. В эти годы педагогическое училище получило официальный статус колледжа, вводились новые направления подготовки специалистов. Тесно сотрудничали с ВУЗами по программе сквозного обучения. В состав колледжа входил лицей, в котором одаренные дети изучали математику и филологические дисциплины и по результатам экзаменов поступали в педагогический университет.
– В чем, по Вашему мнению, заключаются достоинства и недостатки Вашей профессии?
- Достоинства заключается в том, что работаешь с молодыми и на некоторое время отодвигаешь мысли о возрасте. К недостаткам откровенно можно отнести эмоциональное выгорание.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
- Конечно, необходимо быть человечным, уметь сопереживать, сострадать, сорадоваться, иначе никакие знания не спасут.
– На какую профессию похожа Ваша работа и что в этих профессиях общего?
- Ни на какую. Профессия учителя уникальна.
- Вы помните своих выпускников? Общаетесь?
- Помню, часто навещают, все здороваются, я всех рада видеть.
- Кто был лучшим Вашим учеником в школе и в колледже?
- Не могу сказать, все дороги, с одними вижусь чаще, с другими реже, но всех очень люблю.
– И напоследок, традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать будущим педагогам – сегодняшним студентам?
- Я бы им пожелала здоровья, терпения и выдержки, и желания работать в профессии."

______________________________________________________________
P.S. Автор материала Алена Киселева, студентка 131 группы, становится участницей Конкурса творческих работ студентов «Я – Ньюсмейкер» в номинации «В центре внимания» (номинация интервью).
Вниманию студентов! Прием работ на конкурс осуществляется до 15 мая. Все поступившие работы публикуются на сайте колледжа. Итоги конкурса будут подведены на Студенческом форуме 24 мая.