Иоганн-Готфрид Шедель. Киевские зодчие

Готфрид Иоганн (рус. Иван Иванович) Шедель родился в городке Вандсбек близ Гамбурга приблизительно в 1680 году. О его семье, детстве и юности известно только то, что архитектурному мастерству он обучался у местных мастеров, строителей и архитекторов, стилистически близких к школе известного зодчего Андреаса Шлютера.

У себя на родине как архитектор Готфрид Иоганн Шедель неизвестен. Это было подтверждено уже в 20 веке, когда на запрос российской стороны пришел ответ из Германии: работ архитектора Шеделя на территории Германии нет, и имя его среди немецких зодчих не числится.

Каким чудесным образом никому не известному молодому мастеру Шеделю удалось заручиться доверием фаворита Петра Великого? Это остается загадкой. Однако проницательный Александр Данилович Меншиков не ошибся с выбором.

Приехав по приглашению светлейшего князя в 1713 году в Санкт-Петербург, Иоганн Шедель занимается меншиковскими постройками: строительством на Васильевском острове дворца Меншикова, первого европейского дворца в России.

Работает Шедель совместно с архитектором Фонтана, строит западное крыло дворца и закладывает восточное. Этот дворец стал первым каменным зданием Санкт- Петербурга. Усадьбу Меншикова царь называет Посольским домом и проводит там почти все торжественные обеды. Здесь же играют и царские свадьбы.

В те же годы (1713 - 1727 гг.) Шедель строит для своего благодетеля в соавторстве с Фонтана , Браунштейном и Шлютером Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме, перестраивает вместе с Браунштейном дом Меншикова в Кронштадте .

В России «мастера гипсовых дел», как было записано в документах Шеделя, аттестуют, как архитектора. После ссылки светлейшего князя в Березово (1727-1729 гг.) Иван Иванович (как по-русски величают архитектора) Шедель состоит штатным архитектором в Канцелярии от строений.

В 1729 году его переводят в Москву, где он участвует в строительстве дворца Анны Иоанновны, начинает строительство кремлевской Благовещенской церкви и Никольской церкви в Домодедово.

Вскоре (1731 год) И.Г. Шеделя приглашают в Киев для строительства колокольни Успенского собора, композиционного центра Киево-Печерской Лавры. И сегодня столицу Украины украшают его шедевры, выдержавшие испытание временем, проседающими киевскими грунтами и даже страшную Великую Отечественную войну.

Умер Иван Иванович Шедель 10 февраля 1752 года в Киеве. И хотя родина великого архитектора так и не украсилась его творениями, немца Иоганна считают своим, русским зодчим в Санкт- Петербурге, и украинским зодчим - в Киеве. Ибо талант и вдохновенный труд не знает условностей и границ.

| |
шедель готфрид иоганн себастьян, шедель готфрид иоганн штраус
ок.1680

Готфрид Иоганн Шедель (нем. Gottfried Johann Schädel, около 1680 года, Вандсбек, Германия - 10 февраля 1752 года, Киев) - российский архитектор немецкого происхождения. С 1713 года работал в стиле барокко в Санкт-Петербурге и Киеве.

  • 1 Биография
  • 2 Литература
  • 3 Известные работы
  • 4 Источники

Биография

Иоганн (Яган) Готфрид Шедель родился в Силезии в 1680-х гг., приехал в Санкт-Петербург в 1713 году с семьей по приглашению светлейшего князя А.Д.Меншикова с определением жалования по контракту в 400 рейхсталеров (384 руб.) Строил дворцы Меншикова в Петербурге и в Ораниенбауме (1713-1727); перестраивал дом Меншикова в Кронштадте (совместно с И. Ф. Браунштейном), дворец "Фаворит" в Стрельне (1716), домовую церковь Воскресения Христова при василеостровском дворце.

После опалы Меншикова Шедель в 1727-1729 годах состоял в штате Канцелярии от строений в чине "палатного мастера". 1729 году получает звание архитектора. этом же году отправлен в Москву к обер-архитектору Ф.Растрелли и принял участие в строительстве кремлевского Анненгофа. Кремле спроектировал и заложил Благовещенскую церковь, Никольскую церковь - в с.Домодедово, строит колокольню Донского монастыря (закончена арх.А.Евлашевым).

С 1731 года активно работал в Киево-Печерской лаврe при возведении колокольни, галереи на Ближних и Дальних пещерах, ключни и кухни с кельями, перестраивал здание Духовной Академии на Подоле, в также дом митрополита, колокольню и ворота в Софийском монастыре, проектирует Андреевскую церковь. Многократно подавал прошения об отъезде на родину, но никогда не получал разрешения.

О Шеделе режиссёром Валентином Соколовским в 1995 году снят телевизионный фильм (Национальная телекомпания Украины, творческое объединение «Укртелефильм»).Сюжет о петербургском периоде творчестве архитектора был снят для телефильма ВГТРК "Культура" "Красуйся, град Петров! Зодчие Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Жан-Батист Леблон"

Литература

  • Грабарь И.Э. Готфрид Шедель// Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII-XIX веках. Спб., 1994
  • Горбенко Е.В. Творчество архитектора И.Г.Шеделя. Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. Л., 1975
  • Андреева Е.А. Архитектор дворца И.Г.Шедель: трагическая судьба иностранца в России//Андреева Е.А. Петербургская резиденция А.Д.Меншикова в первой трети XVIII в.; описание палат, хором и сада. СПб., историческая иллюстрация, 2013 с.51-58

Известные работы

  • Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме (1711-1727)
  • Дворец А. Д. Меншикова в Санкт-Петербурге (1716-1726), совместно с архитектором Франческо Фонтана. Шеделем пристроены с северной стороны два флигеля, образовавшие замкнутый двор; с западной- двухэтажный флигель с трехэтажными "Наугольными палатами". 1727 г. заложил фундаменты восточного крыла дворца. Оформлял дворцовые интерьеры. Построил отдельно стоящую дворцовую церковь Воскресения Христова (1713)
  • Колокольня Киево-Печерской лавры (1731-45)
  • Кловский дворец в Киеве
  • Церковь Благовещения на Житном дворе (1731) на территории Московского Кремля (уничтожена в 1932 году)
  • Ворота Заборовского. 1744-1746 гг.

    Успенский собор (Смоленск)

    Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге

    Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме

    Кловский дворец

Источники

  • Статья в Большом энциклопедическом словаре
  • Статья на сайте relax.ua
  • Красуйся, град Петров! Зодчие Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Жан-Батист Леблон, фильм ВГТРК "Культура

шедель готфрид иоганн кеплер, шедель готфрид иоганн пахельбель, шедель готфрид иоганн себастьян, шедель готфрид иоганн штраус

Шедель, Готфрид Иоганн Информацию О

Иоганн Готфрид Шедель или Иоганн Готфрид Шейден (нем. Johann Gottfried Schdel (Scheiden), около 1680 года, Вандсбек, Германия - 10 февраля 1752 года, Киев, Российская империя) - российский архитектор немецкого происхождения. С 1713 года работал в стиле барокко, преимущественно в Санкт-Петербурге и Киеве. В некоторых дореволюционных изданиях Шеделя называют Иван Иванович.

Биография

Иоганн (Яган) Готфрид Шедель родился в Силезии в 1680-х гг., приехал в Санкт-Петербург в 1713 году с семьей по приглашению светлейшего князя А. Д. Меншикова с определением жалования по контракту в 400 рейхсталеров (384 руб.) Строил дворцы Меншикова в Петербурге и в Ораниенбауме (1713-1727); перестраивал дом Меншикова в Кронштадте (совместно с И. Ф. Браунштейном), дворец «Фаворит» в Стрельне (1716), домовую церковь Воскресения Христова при василеостровском дворце.

После опалы Меншикова Шедель в 1727-1729 годах состоял в штате Канцелярии от строений в чине «палатного мастера». В 1729 году получает звание архитектора. В этом же году отправлен в Москву к обер-архитектору Ф. Растрелли и принял участие в строительстве кремлёвского Анненгофа. В Кремле спроектировал и заложил Благовещенскую церковь, Никольскую церковь - в с. Домодедово, строит колокольню Донского монастыря (закончена арх. А. Евлашевым).

С 1731 года активно работал в Киево-Печерской лавре при возведении колокольни, галереи на Ближних и Дальних пещерах, ключни и с кельями, перестраивал здание Духовной Академии на Подоле, в также дом митрополита, колокольню и ворота в Софийском монастыре, проектирует Андреевскую церковь. Многократно подавал прошения об отъезде на родину, но никогда не получал разрешения.

О Шеделе режиссёром Валентином Соколовским в 1995 году снят телевизионный фильм (Национальная телекомпания Украины, творческое объединение «Укртелефильм»). Сюжет о петербургском периоде творчестве архитектора был снят для телефильма ВГТРК «Культура» «Красуйся, град Петров! Зодчие Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Жан-Батист Леблон».

Киевские зодчие. Иоганн-Готфрид Шедель.

В 1731 году приехал в Киев из Санкт-Петербурга новый архиепископ - Рафаил Заборовский - человек высокообразованный, поклонник и покровитель просвещения и искусства. Приехал с большими планами - славу древней столицы «зело прекрасными творениями восстановить».

Все керамическое оформление изготовлено на лаврских кирпичных заводах по технологии и под личным наблюдением Шеделя.

Архитектор гордился своим творением. Расписываясь за гонорар, он приписал по-немецки: «Тебя, величественное произведение, построенное моим воображением и энергией, встретят торжественно потомки... и на вечность оная звонница стоять будет». Жизнь подтвердила расчеты мастера - даже грандиозный взрыв, что уничтожил в 1941г. Успенский собор , никак не повлиял на соседнюю с ним колокольню!

Между тем осуществился и давний замысел Заборовского - в Киеве была восстановлена, ликвидированная ранее российскими властями, митрополия. Отныне художественные интересы Заборовского были сосредоточены на благолепии , где находилась митрополичья резиденция. Главным объектом и здесь была колокольня. После очередного крупного пожара на средства Ивана Мазепы построили в 1706г. триарковое сооружение. Строили хорошо - украсили живописными пилястрами, сложной формы арками, нишами, лепкой, фигурами ангелов и двуглавых орлов... Но после того произошло землетрясение и верхние ярусы колокольни развалились.

Кто-нибудь другой, пожалуй, разобрал бы всю постройку, но Шеделя барочная щедрость первого этажа очаровала. Украинское, или, как его еще называют, казацкое или мазепинское барокко, было полно не просто пафоса, но - достоинства, не столько динамизма и раскованности, присущих западно-европейскому барокко, сколько вольнолюбного радостного мироощущения. Все это давно уже пришлось по душе Шеделю. Удачно приспособившись к характеру мазепинского этажа, он надстраивает два новых, одев на колокольню высокий позолоченный шпиль.

Позже - в начале XIX в. до шеделевских трех этажей добавили в этом же стиле четвертый, а шпиль заменили на позолоченную башню.

Одновременно с колокольней архитектор перестроил дом митрополита. Старый дом в виде длинного прямоугольника с двумя боковыми гранеными выступами, толстыми стенами и окнами, напоминавшими амбразуры, построил в 1720г. неизвестный нам мастер. Шедель вынужден был опять же, приспособиться к характеру первого этажа, но стены второго делают сооружение стройнее, динамичнее. Особую нарядность зданию придает высокий фронтон. Его мягкие, волнообразные очертания, как и принцип построения всей постройки, повлияли позднее почти на все попытки восстановить украинский национальный стиль в архитектуре XX в.


Пока шло строительство, Шедель вывел огромные монастырские стены. Не хватало лишь парадных ворот. И тут старый мастер решил реализовать все, что так полюбилось ему на новой родине, что перенял у народных мастеров и что вселяло радость в сердце вечного архитектурного романтика.