Из каких стран состоит современное общество. Тема лекции общество как социальная система

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный
университет

Кафедра политологии и правоведения
Дисциплина: социология

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
«Традиционные общества в современном мире»

Выполнила ст. гр. 2-А-V

Руководитель к.ф.н., доцент
Л. В. Балтовский

Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………….……..…………….2Введение…………………………………………………………….…...…….....3
Концепции традиционного общества..…..…………….…..………. …………..7
Специфические черты и особенности развития развивающихся стран….…..5
находящихся на
-доиндустриальной стадии производства…………………..……………….…..9
-в процессе вялотекущего втягивания в систему капиталистических отношений……………………………………………...……..…………….…..10
- новых индустриальных стран……………………………..………...……….11
Изменения социально-классовой структуры традиционных обществ в процессе экономического развития.………………………………..……….….13
Концепции модернизации.………………….…….………………….………....15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………...…………………………………………..……..….21
Введение.
Неравномерность, присущая развитию человеческой цивилизации вообще, обуславливает и в наше время существование глубоких различийв развитии стран и народов. Если одни страны имеют высокоразвитые производительные силы, другие выходят уверенно на уровень среднеразвитых стран, то в третьих еще только происходит процесс становления современных структур и отношений.
Основополагающие события последних десятилетий, такие, как глобализация, локальная и международная нестабильность, рост фундаментализма в исламском мире,национальный ренессанс (выражающийся во все усиливающемся интересе к самобытным, национальным культурам), создавшаяся в связи с человеческой деятельностью угроза экологической катастрофы делают актуальным вопрос о закономерностях и направленности тенденций мирового социального развития.
Однако значительная их часть может быть сведена к проявлениям такого глобального процесса, как модернизация традиционных обществ,затрагивающего все общества и государства. На наших глазах культуры и цивилизации, на протяжении веков сохранявшие более или менее незыблемые основы своего жизнеустройства, стремительно меняются и приобретают новые черты и качества. Начало этому процессу было положено во время европейской колонизации, когда традиционные общества Азии, Африки и Латинской Америки стали трансформироваться - либоизвне, усилиями самих колонизаторов, либо изнутри, чтобы сохранить свою самостоятельность и противостоять новому и сильному противнику. Толчком модернизации стал именно вызов со стороны западной цивилизации, на который традиционные общества вынуждены были давать «ответ». Российские авторы, говоря о громадной разнице в уровнях развития передовых и развивающихся стран, оперируют выразительным образом«расколотой цивилизации». «Итог ХХ столетия, почувствовавшего вкус земного изобилия, познавшего вкус «позолоченного века», века научно-технического прорыва и интенсивнейшего прорыва производительных сил общества, - пишет А.И.Неклесса, - итог этот в общем и целом все же неутешителен: на пороге третьего тысячелетия существования современной цивилизации социальное расслоение на планете Земля не уменьшается, а растет»Условия существования в бедных странах Третьего мира: около миллиарда людей там оторваны от производительного труда Каждый третий житель Земли все еще не пользуется электричеством, 1,5 млрд не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды. Все это порождает социально-политическую напряженность. Количество эмигрантов и жертв межэтнических конфликтов стремительно возрасло с 8 млн человек вконце 1970-х гг. до 23 млн человек к середине 1990-х гг. Еще 26 млн человек являются временными переселенцами. Эти факты дают основание говорить об «органической недемократичности глобального универсума, его…сословности»
Модернизация происходит в обществах, в которых вплоть до настоящего времени в значительной степени сохраняется традиционное...

Современное общество представляет собой постиндустриальное общество, которое вступило в новый этап общественного исторического развития.

Современное общество

Главным продуктом производства современного общества являются знания и информация. Современное общество сохранило некоторые черты капиталистического строя, так как индустриальное производство по-прежнему занимает лидирующие позиции в экономике всех государств.

Приобретенными новыми чертами современного общества являются:

  • - увеличение значения информации, и информационных технологий в жизни общественности;
  • - возрастание числа людей, занятых в сфере предоставления информационных услуг;
  • - повсеместное использование достижений научно- технического прогресса: телефонов, компьютеров, интернета;
  • - появление электронных СМИ, которые представляют собой конкуренцию для традиционных печатных СМИ;
  • - становление информационного пространства: информация приобретает статус продукта и услуги, на которой с каждым днем повышается спрос потребителей.;
  • - развитие цифровых рынков, электронных хозяйственных и социальных сетей.

Современное производство: его черты

Качественные и структурные изменения традиционного для 20 века производства, произошли в середине 90- х годов. Современное производство основано на активном внедрении достижений науки и техники, которые были достигнуты в конце 20 века и нашли свое практическое применение в 21 веке.

Современное производство характеризуется подразделением на два типа производственной деятельности. Так различают материальные услуги - грузовые перевозки, обслуживание производства, жилищно-бытовой сферы, туризм, торговля. К нематериальным услугам относятся здравоохранение, просвещение, социальное обслуживание, научная деятельность, страхование.

Современное производство обладает следующими особенностями:

  • - постиндустриальное производство может удовлетворить не только реальные, но и потенциальные потребности потребителя. Независимо от массового или индивидуального характера таких потребностей;
  • - экономика многих государств состоит не только из материального производства, но также из доходов от нематериальных сфер - искусства и культуры;
  • - увеличение роли услуг в производстве;
  • - поддержка правительства развития информационных технологий, которые применяются в процессе производства.

При характеристике современного общества используют ряд понятий – гражданское общество, постиндустриальное общество и глобальное общество. Эти понятия отражают определенную специфику его состояния и социальных взаимоотношений в нем.

В одном своем значении гражданское общество обозначает совокупность негосударственных и неполитических отношений. В этом смысле оно включает в себя:

а ) общности людей, сформировавшиеся на основе их доброй воли и согласия (семья, общественные организации, религиозные, спортивные и прочие объединения, хозяйственные корпорации);

б ) отношения между компонентами общества, имеющие неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и прочие отношения);

в ) особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил.

Во втором значении гражданское общество понимается как идеал, предполагая максимальные социальные, политические, экономические свободы для его членов: многообразие форм собственности, свободный рынок, свободу слова и т.д. Концепт гражданского общества не столько описывает устройство реально существующих обществ, сколько выступает в качестве своеобразного социального ориентира, идеальной модели, интегрирующей общепризнанные социальные ценности и принципы социальной жизни. Следовательно, главная роль данного концепта – нормативно-ориентационная. При этом многие авторы полагают, что степень развития гражданского общества еще очень низка.

Иначе говоря, гражданское общество – это система неполитических взаимосвязей и отношений людей в их повседневной жизни.

Его характерные признаки :

· гарантии максимальной реализации неотъемлемых прав и свобод человека;

· (относительная) автономность гражданина и общества в целом от государственной власти;

· добровольное делегирование гражданами некоторой части своих прав государству при условии действенного демократического контроля общества над аппаратом власти;

· общественные структуры самоуправления;

· конституционализм и верховенство права;

· политический, экономический и идеологический плюрализм.

Основы концепции гражданского общества были заложены в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ш.-Л. Монтескьё. В работах этих мыслителей важную роль играло понятие естественного права, то есть естественного стремления человека к свободе, безопасности и благополучию. Однако естественное право препятствовало объединению людей, поэтому в результате общественного договора возникло государство, которому граждане передали часть своих прав. А. Смит дополнил данную концепцию акцентом на чрезвычайной важности защиты частных интересов, когда государство создает удобные условия для реализации интересов частных лиц (отказ от контроля над экономической сферой, защита частной собственности).


Существенную роль в разработке теории гражданского общества внес Г. Гегель. Он описал гражданское общество как сложную совокупность частных лиц, институтов, социальных групп и классов, взаимодействие между которыми регулируется гражданским правом, независимым от государства. Такое общество является логической стадией развития общественных отношений. Он считал, что поскольку гражданское общество развивается стихийно, то в нем могут получать наиболее сильное развитие одни элементы, тогда как другие будут оставаться недоразвитыми. По этой причине такое общество может существовать при условии нахождения «под опекой» государства, ибо оно способно преодолеть несправедливость, которая неизбежно возникает в обществе.

В ХХ в. идея гражданского общества стала актуальной. Именно в этот период человечество столкнулось и с жестокими тоталитарными режимами, и с проблемой автономии личности в экономической и духовной жизни. Поэтому преобладающей ныне является либеральная точка зрения, согласно которой в центре концепции гражданского общества находятся (1) свобода как самая высшая ценность и (2) саморегуляция общества как условие реализации прав и свобод. Сторонники такого подхода свое внимание сосредотачивают на разрушительной энергии государства, деструктивно воздействующего на такие институты, как семья, церковь, профессиональные и локальные ассоциации. При этом общественные проблемы решаются самим обществом. А для этой цели создаются разнообразные институты гражданского общества: профсоюзы, кооперация, культурно-просветительские общества, благотворительные организации, общественные органы местного самоуправления, землячества и национальные диаспоры, правозащитные объединения, группы давления, детские и молодежные общественные организации и др.

Последние десятилетия идея гражданского общества расширялась, дополняясь идеей демократии, основанной на политическом плюрализме, консенсусе и партнерстве конкурирующих социальных групп; идеей ограничения государственной власти правовыми нормами; идеей расширения демократии в социальном плане и т.д. Широкое распространение получила теория плюрализма, согласно которой основная задача современного демократического государства – достижение общегражданского консенсуса путем учета и координации множества интересов различных групп, снятия или смягчения противоречий. Как отмечает Т. Парсонс, «дифференцируясь [от общества], государство имеет тенденцию сосредоточиваться на двух основных функциональных комплексах. Первый охватывает ответственность за поддержание целостности социетального сообщества перед лицом глобальных угроз… Второй комплекс включает все виды исполнительной деятельности государства, которая связана с коллективными действиями в любых ситуациях, указывающих на необходимость каких-то мер в “общественных” интересах».

Как видим, гражданское общество отражает такое состояние социополитического пространства, в котором господствуют демократические процедуры, широкие личные права и свободы, устойчивые социальные связи, множественность и одновременно интеграция разнообразных интересов. Тем самым обеспечивается целостность общества и гармонизация социальных взаимодействий.

Если гражданское общество в центр внимания ставит социально-политическую сторону отношений, то концепция постиндустриального общества характеризует современное общество через социально-экономические изменения, которые произошли во второй половине ХХ века.

Американский социолог Д. Белл указал на ряд существенных моментов, свидетельствующих о переходе современного общества на постиндустриальную стадию развития.

1. В процессе становления постиндустриального общества происходит переход от экономической модели развития к модели социальной, отражающей необходимость гуманизации, стабилизации и гармонизации всех существующих социальных отношений.

2. Это проявляется в том, что экономическая мотивация исчерпывает себя в силу достижения такого уровня благосостояния, который удовлетворяет большинство людей. У них возникает понимание, что существует не только личное, но и общественное богатство (например, чистота окружающей среды), стимулируя поиски путей увеличения общественной формы богатства. В результате этого становится даже более конфликтным, и разрешать эти конфликты становится все более трудной задачей.

3. Возросший уровень жизни приводит к тому, что на смену распределений по личному вкладу приходит распределение, основанное на принципе справедливости. У индивида нет необходимости прикладывать особые усилия для выживания, как это было в период индустриального общества.

4. Развитию постиндустриального общества препятствует то, что капитализм подорвал христианские по происхождению ценности. А это ставит вопрос: возможно ли дальнейшее развитие общества в условиях отсутствия таких ценностей.

Указанные черты, как мы видели, не позволяют описать сущностные особенности, которые должны быть присущи постиндустриальному обществу. Совместными усилиями И. Масуды, О. Тоффлера, Зб. Бжезинского, Дж. Гэлбрейта и других сложилась концепция постиндустриального общества. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что экономика утрачивает статус доминирующей подсистемы общества, задающей условия и правила функционирования всех других подсистем.

Поэтому основными признаками постиндустриального общества являются:

а ) Число людей , занятых в данном обществе в сфере услуг, превышает 50 процентов от всего населения . В таком обществе сельскохозяйственных и промышленных продуктов производится больше, чем оно может потребить.

б ) Большая роль научных исследований и знаний . Основной метод принятия решений – использование разнообразных моделей, аналитических методов и т.д.

в ) Ведущей технологией является умственная технология , а не ручной труд или механизированная технология. По этой причине современное общество называют также информационным.

г ) Социальная коммуникация протекает главным образом на уровне «человек – человек », а не «человек – машина», как на предыдущих этапах развития общества.

Ведущим признаком современного общества выступает понятие «информационное общество». Считается, что оно есть результат активной позиции государственных органов. Так, в 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план «Европейский путь в информационное сообщество». В июне 200 г. на встрече Большой восьмерки была принята Окинавская Хартия глобального информационного общества, в которой сказано: «…Мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентности и ответственного управления международного мира и стабильности».

Очевидно, что развитие новых социально-технологических институтов (телемедицины, дистанционного образования, электронной торговли, интернет-СМИ и др.) изменяет структуру важнейших секторов экономики. Усиливается взаимозависимость между разными сферами: например, любое изменение в сфере энергетических решений влечет за собой изменения в области обработки сырья в гораздо большей степени, чем раньше. При этом существенные изменения претерпевают типы организации и управления. Рушатся иерархизированные и централизованные институты, происходит переход от иерархической к сетевой организации. В результате снижается роль бюрократических форм организации общественных процессов, вытесняемых социальными управленческими технологиями. Поэтому государство все более неохотно принимает на себя ответственность за управление экономикой и поддерживает рыночное и частное предпринимательство, самостоятельность, конкурентоспособность.

Еще одной важной чертой постиндустриального общества является его локализация, фрагментация и плюралистичность. Общество невозможно рассматривать просто как совокупность хорошо организованных институтов. Общество все чаще понимается как система подавления со стороны ограниченной группы людей, контролирующих финансы, влияние, информацию. Это, по мнению Д. Белла, обусловлено тем, что в постиндустриальном обществе класс капиталистов исчезает, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знания. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, а решающим становится уровень образования. Поэтому в отличие от индустриального общества, где основным был конфликт между трудом и капиталом, в постиндустриальном обществе основной конфликт проявляется между знанием и некомпетентностью. Итак, важнейшими принципами современного постиндустриального общества на Западе выступают:

1. индивидуализм, т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли социальных групп;

2. дифференциация – появление в сфере труда огромного количества специализированных профессий, в сфере потребления – разнообразие выбора желаемого продукта и т.п.;

3. рациональность – господство идей и правил, обоснованных аргументами и расчетами;

4. экспансия, вторжение современных форм организации во все частные сферы жизни человека;

5. открытость экспериментам и инновациям;

6. признание высокой ценности образования и др.

Масштабы социальных изменений современного общества и рост взаимозависимости позволили говорить на рубеже ХХ – XXI веков о складывании глобального общества .

В настоящий момент связи между государствами становятся все более тесными. Данный процесс трудно оценить однозначно. С одной стороны, процессы глобализации помогают быстро и эффективно решать проблемы, возникающие в результате катастроф, стихийных бедствий, эпидемий. С другой стороны, глобализация имеет негативные стороны. Неповторимые в их культурном своеобразии общества утрачивают свою специфичность, жизнь становится все более однородной и однообразной во всем мире. При этом развитые государства под видом упрочения международных связей превращают другие страны в «приложения» к собственной экономике, используя их как источник дешевой рабочей силы и недорогих природных ресурсов. Как отмечает Э. Гидденс, «было бы ошибкой думать о глобализации только как о процессе роста мирового единства. Глобализацию социальных связей прежде всего следует понимать как преобразование пространства и времени современного существования. Другими словами, наша жизнь все в большей степени испытывает на себе влияние действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной реальности, в которой протекает наша повседневная деятельность».

Под глобализацией понимают образование наднациональных социально-экономических, политических и других структур, которые оказывают существенное влияние на мировые процессы . В экономике это нашло свое отражение в создании таких финансовых организаций как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, многочисленных транснациональных корпораций. В политике глобализация проявилась в образовании таких организаций как ООН, ЮНЕСКО, разнообразных военных блоков. Сфера культуры также оказалась затронута рассматриваемыми процессами, так как в настоящее время вследствие развития средств коммуникации наблюдается унификация стиля жизни. Можно сказать, что процесс глобализации состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

· нового международного разделения труда, позволяющего оптимизировать народнохозяйственную структуру экономики, внутриотраслевую и межотраслевую специализацию;

· международного производства, основанного на переносе в развивающиеся страны трудоемких, материалоемких и экологически грязных производств, обеспечивая технологическую связь разбросанных по разным странам производств, общий рынок сбыта товаров;

· политических отношений, связанных фактическим исчезновением социалистической модели развития и превращения капитализма в единственный вариант мирового развития. Как отмечал известный экономист М. Кастельс: «Главными агентами в становлении глобальной экономики были правительства, особенно правительства стран большой семерки и их международные институты…».

Иммануил Валлерстайн выдвинул теорию мировой системы, в соответствии с которой над национальными государствами все более власти приобретают наднациональные экономические факторы, определяющие лицо общества в них. Национальные государства оказываются лишь элементами глобальной мировой системы, представляющей собой объединение центра, полупериферии и периферии. Деление стран на эти группы зависит от уровня их социально-экономического развития. Поэтому И. Валлерстайн предложил идею мировой экономической системы, то есть совокупности государств, которые объединены экономическими связями, но политически не зависят друг от друга, определяя характер и направленность своего социального развития.

Хотя глобализация привела к тому, что в научной литературе и СМИ стало часто использоваться понятие мировое сообщество , оно не является в обычном смысле слова обществом, поскольку объединяет множество совершенно различных обществ.

Существуют два основных подхода к процессу развития глобального общества. С одной стороны, глобализация рассматривается как процесс, который может быть гарантом целостности мира и его развития. Этот подход предполагает изучение глобальной проблематики, например, проблемы обеспечения населения Земли питьевой водой и продовольствием, проблему борьбы с такими болезнями, как СПИД, рак, представляющих большую опасность для человечества, проблему усиления парникового эффекта и пр. Большое внимание обращается и на изучение процесса становления глобальных структур, расширения вестернизации, то есть распространение ценностей и норм, характерных для европейской и американской культуры.

С другой стороны, глобализация ухудшила положение значительного числа развивающихся стран, породив антиглобалистское движение. В этом движении произошло объединение самых разнородных сил – предпринимателей развитых стран, связанных с внутренним рынком, профсоюзов, социалистов, анархистов, зеленых и других. Конечно, добиться прекращения глобализации отдельных обществ оно не может, так как в основе данного процесса лежит международное разделение труда. Однако антиглобалистское движение подпитывается стремлением сохранения рядом стран и обществ своей самобытности, религиозно-культурных традиций в противовес распространению вестернизации. Страны полупериферии оказываются слишком зависимыми от постиндустриальных государств, учитывая, что вне постиндустриальной перспективы динамичное развитие общества невозможно.

В результате мы видим, что в конце ХХ – начале XXI века ни по социально-экономической, ни по культурно-цивилизационной линии глобализация не привела к сближению между отдельными составляющими мировой системы. Давление противников глобализации может изменить ее формы и методы с тем, чтобы приспособить ее к интересам производителей, обслуживающих внутренний рынок, к интересам менее развитых стран. Однако глобального общества в ближайшей перспективе сложиться не может.

Таким образом, основные проявления складывающегося глобального общества находят отражение в том, что:

· формируется единое информационное пространство, ярким проявлением чего является возникновение Интернета;

· жизненное пространство национальных государств во многом подчинено влиянию транснациональных корпораций как структур, появившихся вместе с глобальным обществом;

· развитие современного мира зависит главным образом от наличия знаний и технологий (а поскольку они принадлежат преимущественно транснациональным корпорациям, то их распространение не зависит от границ культур и национальных государств).

Таким образом, мы видим, что развитие глобализации, формирование глобального общества во многом перекликается с постиндустриальным обществом и его признаками. Многие основные их черты взаимопересекаются, что позволяет говорить о последовательной эволюции общества и социальных отношений, которые следуют определенным общим тенденциям.

Ольга Нагорнюк

Проблемы современного общества: какими будут последствия?

Проблемы современного общества в большинстве своем вызваны потребительским отношением человека к окружающей среде и изменением жизненных приоритетов. Когда-то человек боролся за выживание, охотясь на диких зверей и выращивая хлеб, сегодня его целью стало получение богатства и власти.

Характеристика современного общества

Социологи, изучающие проблемы современного общества, назвали его постиндустриальным, не найдя более подходящего слова для описания существующей модели отношений. Постиндустриальной форме объединения людей предшествовали аграрная и индустриальная системы.

Первая существовала с момента, когда homo sapiens начал возделывать землю, пытаясь обеспечить себе пропитание и минимальные средства к существованию. Вторая появилась с развитием производства, когда сельское хозяйство отошло на второй план, а на первый выдвинулась промышленность.

Переход к обществу услуг ознаменовал возникновение постиндустриальной формации, в которой на первом месте стоит информатизация и технологические инновации.

Характерными чертами современного общества являются глобализация экономики и преобладание сферы услуг над промышленностью и сельским хозяйством. Когда мы говорим о сфере услуг, то имеем в виду, в первую очередь, информатизацию. Другими словами, в современном обществе главным источником доходов является не производство, а информационные ресурсы.

Глобальные проблемы современного общества

Казалось бы, прогресс и смещение акцентов в сторону информационных технологий должны были положительно сказаться на состоянии общества. Однако, результат оказался неоднозначным.

Информация не в состоянии прокормить и обеспечить насущные потребности человека — это прерогатива аграрного сектора и промышленности, и они никуда не делись, просто переместились из одних стран в другие.

Вы обращали внимание, что в продаже практически нет товаров, произведенных в США, зато масса продукции, завезенной из Китая? Развитые страны, преследуя цель удешевить свою продукцию за счет недорогой рабочей силы и снизить экологическую нагрузку на свои территории, перенесли большую часть производства в страны «второго» и «третьего» мира.

Угроза экологии

Однако это не решило экологическую проблему: государства не существуют изолированно друг от друга, и парниковый эффект оказывает одинаково негативное влияние на все страны.

Где выход? Пересесть на экологически чистые виды транспорта — электромобили и велосипеды, перейти на природные источники получения энергии, генерируя ее из силы ветра и солнечного тепла.

Наработки в этом направлении есть, но транснациональные корпорации тормозят внедрение экологических технологий, поскольку получают огромные доходы с продажи нефти, используемой при производстве бензина и дизельного топлива.

Перенаселение

Еще одной проблемой современного общества является перенаселение.

Ученые предупреждают: превышение численности населения в 12 миллиардов приведет к разрушению экосистемы планеты, в результате около 5 миллиардов человек из-за жары и голода окажутся на грани смерти.

Сегодня на планете проживает более 7 млрд. человек, согласно прогнозам ООН, при нынешних темпах прироста населения в 2100 году число жителей Земли достигнет 11 млрд.

В качестве способов решения данной проблемы называются и фантастические (переселение на другие планеты), и поражающие своей жестокостью (третья мировая война).

Однако самым оптимальным способом регулирования численности населения называют ограничение рождаемости. Этическая сторона данного вопроса у кого-то может вызвать негодование. Однако здесь человечеству придется выбирать меньшее из зол: не допустить рождения ребенка или дать ему родиться, чтобы в муках умереть.

Недостаток энергоресурсов

Дефицит энергоресурсов может стать причиной краха цивилизации. Запасов нефти, угля и газа в недрах планеты человечеству хватит примерно на 170 лет.

Без этих полезных ископаемых встанут электростанции, остановится производство, станет невозможным виртуальный обмен информацией; человечество, лишенное благ цивилизации, окажется на пороге вымирания и деградации.

Как этого избежать? Разрабатывать альтернативные источники энергии. Но исследования в этом направлении движутся медленно по причинам, о которых мы упоминали выше.

Социальные проблемы современного общества

Развитие общества привело к смещению приоритетов и подмене моральных ценностей материальными.

Стремление обеспечить себе и своим близким комфортные условия существования переросло в жажду наживы, статус и положение в обществе ценятся выше нравственных качеств, а развитые государства во многом выживают за счет стран третьего мира, используя их трудовые и природные ресурсы.

Изменение шкалы ценностей

Аргументируя свои действия правом человека на свободу выбора, некоторые государства легализовали проституцию и наркотики, формируя тем самым в сознании подрастающего поколения новую систему ценностей, где продажа собственного тела приравнивается к работе медика и преподавателя, а курение марихуаны становится нормой жизни.

Высокий уровень преступности

В мире по-прежнему сохраняется высокий уровень преступности. По этому показателю абсолютным лидером является Гондурас, где на 100 тысяч человек приходится 90 умышленных убийств. Прослеживается закономерность: чем ниже уровень духовности в обществе и степень развития этого социума, тем выше там преступность.

Функции формирования духовности в обществе всегда возлагались на семью, церковь и искусство. Если современные родители станут вкладывать своим детям в головы принципы честности и человечности, духовные отцы будут примером для своей паствы, а литераторы начнут ставить во главу угла не тиражи и доходы, а высокую художественность произведений, у нас появится шанс возродить духовность и побороть преступность.

Проституция и наркомания

Наркомания и алкоголизм — социальное зло, в основе которого лежит неудовлетворенность и стремление уйти от проблем. Фактически человек переживает духовное опустошение, и виновато в этом общество, создавшее условия, в которых личность теряет свое «я», начиная искать утешение или новые эмоции в дозе алкоголя или героина.

Кто-то, желая подзаработать, посадил наркомана на иглу, кому-то была безразлична его судьба и он отвернулся от товарища, не предприняв попытки спасти, — человеческое равнодушие убивает. Бездуховность ведет к потере сострадания и деградации общества. Отсюда и остальные беды человека: СПИД, рост проституции, киднепинг.

Решаемы ли проблемы современного общества? Да, решаемы. Мы видим это в масштабах отдельных, вполне благополучных стран: Швеции, Швейцарии, Норвегии.

Имеет ли человечество шанс выжить? Имеет. Но для этого нужно перестать бездумно гнаться за наживой, прикрываясь социальными лозунгами и показной благотворительностью, а бросить все имеющиеся ресурсы на борьбу за экологию, помощь отсталым странам и возрождение духовности.

Готово ли к этому человечество? Ответ на этот вопрос мы узнаем со временем.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

К сегодняшнему дню традиционные государства совершенно исчезли с лица земли. Хотя племена охотников и собирателей, а также скотоводческие и земледельческие общины, продолжают существовать до сих пор, их можно встретить лишь в изолированных районах - и, в большинстве случаев, даже эти немногие группы распадаются. Что же явилось причиной разрушения обществ, определявших всю человеческую историю еще два века назад? Ответ, если сформулировать его в одном слове, будет индустриализация - появление машинного производства, основанного на использовании неодушевленных источников энергии (таких, как пар и электричество). Индустриальные общества во многом принципиально отличаются от любого из предшествовавших типов социального устройства, и их развитие привело к последствиям, сказавшимся далеко за пределами их европейской родины.

Индустриальные общества

Современная индустриализация возникла в Англии, в результате "промышленной революции", начавшейся в XVIII веке. Этим понятием обозначается целый ряд сложных технологических изменений в способах добычи средств к существованию. Изменения эти связаны с изобретением новых машин (например, ткацкого станка), использованием в производстве новых источников энергии (в особенности воды и пара), а также с применением научных методов для совершенствования производства. Темпы технологического обновления в индустриальных обществах, по сравнению с традиционными, необыкновенно высоки, поскольку изобретения и открытия в одной области ведут к еще большему числу открытий в других областях.

Основной отличительной чертой индустриальных обществ является то, что, подавляющая часть трудоспособного населения занята на заводах и в конторах, а не в сельском хозяйстве. В традиционных обществах, даже в самых передовых, лишь малая часть населения не работала на земле. Относительно низкий уровень развития технологии просто не позволял освободить от сельскохозяйственного производства больше, чем незначительную группу. В индустриальных же странах, напротив, лишь около 2-5% населения занято в сельском хозяйстве, и их усилий достаточно, чтобы обеспечить продовольствием остальных.

По сравнению с предыдущими социальными системами индустриальные общества гораздо более урбанизированы. В некоторых индустриальных странах свыше 90% граждан живет в городах, где сосредоточена большая часть рабочих мест и постоянно создаются новые. Размеры этих городов далеко превосходят те, которые существовали в традиционных цивилизациях. В городах нового типа социальная жизнь стала обезличенной и анонимной, и с незнакомыми людьми мы контактируем гораздо чаще, чем с теми, кого знаем лично. Появляются организации огромного масштаба, например, промышленные корпорации и правительственные учреждения, деятельность которых затрагивает жизнь практически каждого из нас.

Еще одна черта индустриальных обществ связана с их политическими системами - гораздо более развитыми и действенными, чем традиционные формы правления. В эпоху традиционных цивилизаций политическая власть в лице монарха или императора практически не имела прямого влияния на нравы и обычаи большинства подданных, которые жили вполне самостоятельными поселениями. С процессом индустриализации транспорт и связь стали намного быстрее, что способствовало большей интеграции "национальных" сообществ. Индустриальные общества явились первыми национальными государствами.

Таблица - Типы человеческих обществ

Основные характеристики

Время существования

Сообщества охотников и собирателей

Состоят из небольшого количества людей поддерживающих свое существование охотой, рыбной ловлей и сбором съедобных растений. Неравенство в этих обществах слабо выражено; различия в социальном положении определяются возрастом и полом.

С 50 000 до н, э. до настоящего времени хотя сейчас находятся на грани полного исчезновения.

Земледельческие общества

В основе этих обществ - мелкие сельские общины; городов нет. Основной способ получения средств к существованию - земледелие, иногда дополняемое охотой и собирательством. Эти общества характеризуются более сильным неравенством, чем сообщества охотников и собирателей; во главе этих обществ стоят вожди.

С 12 000 до н. э. до настоящего времени. Сегодня большая их часть входит в состав более крупных политических образований и постепенно утрачивает свой специфический характер.

Общества скотоводов

Эти общества основываются на разведении домашних животных для удовлетворения

материальных нужд. Размеры таких обществ варьируются от нескольких сот до тысяч человек. Для этих обществ обычно характерно ярко выраженное неравенство.

Управляют ими вожди или военачальники.

Тот же отрезок времени, что и у земледельческих обществ. Сегодня общества скотоводов также входят в состав более крупных государств; и их традиционный образ жизни разрушается.

Традиционные государства, или Цивилизации

В этих обществах основой экономической системы по-прежнему является земледелие, однако существуют города, в которых сосредоточены торговля и производство. Среди традиционных государств встречаются очень большие, с многомиллионным населением, хотя обычно их размеры по сравнению с крупными индустриальными странами невелики. Традиционные государства имеют особый правительственный аппарат, во главе которого стоит царь или император. Между различными классами существует значительное неравенство.

Примерно с 6000 до н. э. до девятнадцатого века. К настоящему времени все традиционные государства исчезли.

Общества первого мира

Эти общества основываются на промышленном производстве, причем значительная роль отводится свободному предпринимательству. В сельском хозяйстве занята лишь незначительная часть населения, подавляющее большинство людей живет в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя и менее выраженное, чем в традиционных государствах. Эти общества составляют особые политические образования, или национальные государства.

С восемнадцатого века до настоящего времени.

Общества второго мира

Общества, которые имеют индустриальную базу, но в их экономической системе господствует централизованное планирование. Лишь относительно небольшая часть населения занята в сельском хозяйстве, большинство проживает в городах. Существует значительное классовое неравенство, хотя целью марксистских правительств этих стран является создание бесклассовой системы. Подобно странам первого мира, образуют особые политические общности, или национальные государств?

С начала двадцатого века (после Октябрьской революции 1917 года в России) до настоящего времени.

Общества третьего мира

Общества, в которых большая часть населения занята в сельском хозяйстве, живет в сельской местности и применяет в основном традиционные методы производства. Однако часть сельскохозяйственной продукции реализуется на мировом рынке. В некоторых странах третьего мира существует система свободного предпринимательства, в других - централизованного планирования. Общества третьего мира также являются национальными государствами.

С восемнадцатого века (как колонизированные страны) до настоящего времени.

Национальные государства - это политические общности, разделенные четкими границами, отделяющими их друг от друга и заменившими расплывчатые пределы традиционных государств. Правительства национальных государств обладают исключительной властью над многими сторонами жизни своих граждан и устанавливают законы, обязательные для всех, живущих в пределах их границ.

Применение индустриальных технологий отнюдь не ограничивалось мирным процессом экономического развития. Уже с первых шагов индустриализации промышленное производство было призвано служить военным целям, и это радикально изменило, способы ведения войны, поскольку были созданы вооружения и типы военной организации гораздо более совершенные, чем в неиндустриальных культурах. Экономическое превосходство, политическая цельность и военная мощь создали основу того неудержимого распространения западного образа жизни, которое пережил мир в течение последних двухсот лет.

Некогда многочисленные традиционные культуры и государства исчезли не потому, что их образ жизни был "низшим". Они оказались неспособны противостоять воздействию того сочетания промышленной и военной мощи, которое развивалось в западных странах.

Идея власти, и тесно связанное с ней понятие идеологии, занимают в социологии очень важное место. Под властью подразумевается способность индивидов или групп соблюсти свои интересы даже тогда, когда остальные этому противятся.

Иногда власть связана с прямым использованием силы, но почти всегда ей сопутствует появление идей (идеологий), которые оправдывают действия власть имущих. В случае экспансии Запада захватчики оправдывали свои" действия тем, что они якобы несли "цивилизацию" "языческим" народам, с которыми вступали в контакт.