Как сейчас называется Константинополь? Новый Рим — Константинополь — Царьград Нынешнее название царьграда.

Ныне Стамбул, до 1930 года Константинополь. На Руси же он звался Царьград. Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий.

Это один из немногих городов в истории человечества, у которых есть точная дата рождения: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) – в этот день прошла официальная церемония так называемого «обновления» (как мы сейчас переводим), или освящения, города, которую возглавлял сам император Константин.

Константинополь – город святого Константина – изначально был задуман императором как восточная столица огромной империи, которая простиралась от Атлантического океана до Междуречья, как столица государства, которое было основано еще во времена Республики и с императора Августа стало империей, монархической державой, объединявшей самые разные народы и самые разные культуры, но в основном державшейся на двух ключевых элементах: греческий Восток и латинский Запад.

Первое поселение европейцев

Около 680 года до н.э. на Босфоре появились греческие поселенцы. На азиатском берегу пролива они основали колонию Халкедон (сейчас это район Стамбула, который называется «Кадыкей»).

Спустя три десятилетия напротив него вырос городок Византий. Согласно преданию, его основал некий Визант из Мегар, которому дельфийский оракул дал туманный совет «поселиться напротив слепых». По мнению Византа, жители Халкедона и были этими слепыми, поскольку выбрали для поселения далекие азиатские холмы, а не находящийся напротив уютный треугольник европейской суши.

Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.

В 196 году до н. э. римский император Септимий Север после трёхлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен.

Своё величие город приобрёл, когда Константин сделал его столицей Римской империи и переназвал Новым Римом, Константинополем.

Как было определено место под новую столицу

Первоначально взор императора был обращен на берега Эгейского моря – туда, где в древности находилась Троя. Именно там Константин поначалу хотел построить новую столицу. Троя в истории Рима играет особую, уникальную роль. Но Троя к тому времени давно уже исчезла, остались только руины, и руины эти находились в достаточно неудобном для политического маневра месте.

По преданию императору Константину был вещий сон. Якобы именно во сне император увидел, что город должен быть основан именно здесь, напротив древней и к тому времени уже лежавшей в руинах из-за землетрясения столицы Никомидии, и именно на европейском берегу Босфора.

Место для города во многих отношениях очень удобно. С одной стороны, оно находится в стратегически ключевом пункте всей евразийской системы торговых путей, потому что соединяет и сухопутные маршруты из Азии в Европу, и морской маршрут из Черноморского региона в Средиземное море. Он очень хорошо защищен, этот треугольник, на котором располагался древний Византий, в честь которого, собственно, мы и называем империю Византийской.

Рассвет Константинополя

По указанию Константина из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи в Константинополь были вывезены лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых.
Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и площади.

Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60 тонн золота. В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении императора Феодосия, возводятся новые городские стены, сохранившиеся до наших дней, и заключавшие в себя семь холмов - столько же, сколько в Риме.

Во времена правления императора Юстиниана в 527–565 годах в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника». Город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Для Константинополя наступает «золотой век». Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более чем тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира.

На Руси же городу дали свое название — Царьград — город, где живёт царь . А само слово «царь» возможно произошло от имени римского императора Юлия Цезаря. Слово «цезарь» стало частью титула римских императоров.

Богатства города вызывали зависть у окружавших его народов. В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов.

Столичная символика

Константинополь - город тайных смыслов. Местные гиды обязательно покажут вам две главные достопримечательности древней столицы Византии - собор Святой Софии и Золотые ворота. Но далеко не всякий объяснит их тайное значение. А между тем эти постройки появились в Константинополе отнюдь не случайно.

Собор святой Софии и Золотые ворота наглядно воплощали средневековые представления о странствующем Граде, особенно популярные на православном Востоке. Считалось, что после того, как древний Иерусалим утратил свою провиденциальную роль в деле спасения человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь. Теперь уже не «ветхий» Иерусалим, а первая христианская столица олицетворяла Град Божий, которому предназначено стоять до скончания века, а после Страшного суда стать обителью праведников.

Начало упадка Византии

Вплоть до XI в. Византия была блистательной и могущественной державой, оплотом христианства против ислама. Византийцы мужественно и успешно исполняли свой долг до тех пор, пока в середине столетия с Востока вместе с нашествием турок на них не надвинулась новая угроза со стороны мусульманства. Западная же Европа между тем зашла так далеко, что сама в лице норманнов попыталась осуществить агрессию против Византии, которая оказалась вовлеченной в борьбу на два фронта как раз в то время, когда она сама переживала династический кризис и внутренние неурядицы. Норманны были отброшены, но ценой этой победы явилась потеря византийской Италии. Византийцам пришлось также навсегда отдать туркам гористые плато Анатолии.

Между тем глубокие старые религиозные различия между Восточной и Западной христианскими Церквами, раздуваемые в политических целях на протяжении XI в., неуклонно углублялись, пока к концу столетия между Римом и Константинополем не произошел окончательный раскол.

Кризис наступил тогда, когда армия крестоносцев, увлекаемая честолюбием своих вождей, ревнивой алчностью их венецианских союзников и той враждебностью, которую на Западе испытывали теперь по отношению к византийской церкви, повернула на Константинополь, захватила и разграбила его, образовав на руинах древнего города Латинскую империю (1204-1261).

Летом 1261 года император Никеи Михаил VIII Палеолог сумел отвоевать Константинополь, что повлекло за собой реставрацию Византийской и уничтожение Латинской империй.

После этого Византия уже не была доминирующей державой на христианском Востоке. Она сохранила лишь отблеск своего былого мистического престижа. На протяжении XII-XIII веков Константинополь казался таким богатым и великолепным, императорский двор таким пышным, а пристани и базары города столь полными товаров, что к императору все еще относились как к могущественному властителю. Однако в действительности он был теперь лишь государем среди равных ему или даже более могущественных.

Весь XIV век был для Византии периодом политических неудач. Византийцам угрожали со всех сторон — сербы и болгары на Балканах, Ватикан — на Западе, мусульмане — на Востоке.

Гибель Византийской империи

В конце мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после осады, которая длилась 53 дня. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

http://www.pravoslavie.ru/93548.html

https://olganechkina.livejournal.com/133364.html

Дни рождения есть у людей, есть дни рождения и у городов. Бывают города, где мы точно знаем день закладки первого здания или крепостной стены. А бывают те города, о которых мы этого не знаем, и пользуемся только первым летописным упоминанием. Так дело обстоит с большинством городов: впервые услышали где-нибудь упоминание, и считают это единственным появлением в исторических анналах.

Но мы точно знаем, что 11 мая 330 года от Рождества Христова был заложен Константинополь, город Константина. Царь Константин, который явился первым христианским императором, сам крестился только перед смертью. Однако Миланским эдиктом он прекратил преследования христиан. Впоследствии он же возглавил первый Вселенский Собор.

Константин заложил новый город, в честь своего имени. Как пишется, нарекоша имена своя на землях. Александр насыпал по всему миру Александрий, а Константин создал Константинополь.

Что говорить про Константина, если у нас всякие Калинины, Ждановы, Сталинграды - этих городов было немереное количество. Люди спешили назвать своим именем метрополитен, заводы, пароходы и так далее. Константин поступал смиреннее - назвал только один город, столицу империи.

Этот город русские называли Царьград - Город Царя, Царский Город, Великий Город. По сравнению с Константинополем, все остальные города были деревнями. Сегодняшнее имя Стамбул - это отуреченное греческое выражение "истинполин", в переводе "из города". То есть откуда ты идешь - из города. Так появился Истанбул.

Это Город Городов, мать всех городов мира. Не только русских городов, как Киев мы называем. В России, на Руси, всегда относились трепетно и благоговейно к этому чудному городу - городу монастырей, книжной мудрости, городу царя и Василевса. Поэтому ровно через тысячу лет после основания Константинополя русские заложили на Боровицком холме, в пределах Московского Кремля, каменный храм Спаса на Бору. Его, правда, разрушили большевики. Но это был такой символический акт - протягивания исторической нити от Царьграда до нового Царьграда. От Второго Рима до Рима Третьего. Хотя еще турки не зашли в Константинополь, еще Мехмет-завоеватель не проломил стены Константинополя, ни внешние, ни внутренние, еще не пели "азан" в Айя-София - но уже русские чувствовали свою преемственность и связь. Тысячу лет спустя они заложили основания Константинополя, храм Спаса на Бору, внутри кремлевских стен.

Была у наших предков эта чуйка - связи и преемственности с Византией, постепенно сходящей с исторической арены.

Итак, поздравляю всех цареградцев - всех, работающих на нашем канале, а также всех людей, которые имеют твердую мировоззренческую вертикаль, связь с небесным Иерусалимом, с днем памяти заложения города Константина, с днем рождения города, который в противоположность ветхому Риму стал основанием Византийской Империи, на долгую тысячу с лишним лет. Который зародил христианское богослужение. И вообще, влияние которого на мировую историю трудно переоценить. Каждые 11 мая, в день города, в недрах нынешнего Стамбула, как огонь под пеплом, горит память о Святой Софии и Святом Константинополе…

Легендарный город, сменивший множество названий, народов и империй... Вечный соперник Рима, колыбель православного христианства и столица империи, просуществовавшей века… На современных картах этот город вы не найдете, тем не менее он живет и развивается. Место, где находился Константинополь, расположено не так уж и далеко от нас. Об истории этого города и его славных легендах поговорим в этой статье.

Возникновение

Осваивать земли, находящиеся между двух морей - Черного и Средиземного, люди стали в VII веке до н.э. Как говорят греческие тексты, на северном берегу Босфорского пролива обосновалась колония Милета. Азиатский берег пролива обжили мегарцы. Два города стояли друг напротив друга - в Европейской части стоял милетский Византий, на южном берегу - мегарский Калхедон. Такое положение населенного пункта позволяло контролировать Босфорский пролив. Оживленная торговля между странами Черного и Эгейского моря, регулярные потоки грузов, торговые корабли и воинские экспедиции обеспечивали оба этих города, которые вскоре стали одним целым.

Так, наиболее узкое место Босфора, позже названное бухтой и стало той точкой, где находится город Константинополь.

Попытки захватить Византий

Богатый и влиятельный Византий привлекал внимание многих полководцев и завоевателей. Около 30 лет во времена завоевательных походов Дария, Византий находился под владычеством империи персов. Поле относительно спокойной жизни на протяжении сотни лет к его вратам подошли войска царя Македонии - Филиппа. Несколько месяцев осады закончились безрезультатно. Предприимчивые и богатые горожане предпочитали платить дань многочисленным завоевателям, нежели вступать в кровопролитные и многочисленные сражения. Покорить Византий удалось другому царю Македонии - Александру Великому.

После того как империя Александра Македонского была раздроблена, город попал под влияние Рима.

Христианство в Византии

Римские и греческие исторические и культурные традиции были не единственными источниками культуры будущего Константинополя. Возникнув на восточных территориях Римской империи, новая религия, как пожар, охватила все провинции Древнего Рима. Христианские общины принимали в свои ряды людей различной веры, с различным уровнем образования и дохода. Но уже в апостольские времена, во втором веке нашей эры, появились многочисленные христианские школы и первые памятники христианской литературы. Многоязычное христианство постепенно выходит их катакомб и все громче заявляет о себе миру.

Императоры-христиане

После разделения огромного государственного образования восточная часть Римской империи стала позиционировать себя именно как христианское государство. принял власть в древнем городе, назвав его Константинополем, в свою честь. Были прекращены преследования христиан, храмы и места поклонения Христу стали почитаться наравне с языческими святилищами. Сам Константин принял крещение на смертном одре в 337 году. Последующие императоры неизменно укрепляли и защищали христианскую веру. А Юстиниан в VI в. н.э. оставил христианство единственной государственной религией, запретив древние обряды на территории Византийской империи.

Храмы Константинополя

Государственная поддержка новой веры положительно сказалась на жизни и государственном устройстве древнего города. Земля, где находился Константинополь, полнилась многочисленными храмами и символами христианской веры. В городах империи возникали храмы, проводились богослужения, привлекая в свои ряды все новых и новых адептов. Одним из первых знаменитых соборов, возникших в это время, стал храм Софии в Константинополе.

Храм Св. Софии

Основателем его был Константин Великий. Это имя было широко распространенным в Восточной Европе. Софией звали христианскую святую, жившую во II веке н.э. Иногда так называли Иисуса Христа за мудрость и ученость. По примеру Константинополя, первые христианские соборы с таким именем распространились по всем восточным землям империи. Сын Константина и наследник Византийского трона, император Констанций, перестроил храм, сделав его еще красивее и просторней. Сто лет спустя, во время несправедливых гонений на первого христианского богослова и философа Иоанна Богослова, храмы Константинополя были уничтожены мятежниками, а собор Св. Софии сгорел до основания.

Возрождение храма стало возможным лишь при правлении императора Юстиниана.

Новый христианский владыка возжелал отстроить собор. По его мнению, Святая София в Константинополе должна почитаться, а посвященный ей храм обязан превзойти своей красотой и величием любое другое сооружение данного рода во всем мире. Для возведения подобного шедевра император пригласил знаменитых архитекторов и строителей того времени - Амфимия из города Тралл и Исидора из Милета. В подчинении зодчих трудились сто помощников, а в непосредственном строительстве были заняты 10 тыс. человек. К услугам Исидора и Амфимия были самые совершенные строительные материалы - гранит, мрамор, драгоценные металлы. Строительство длилось пять лет, и результат его превзошел самые смелые ожидания.

По рассказам современников, съезжавшихся в место, где находился Константинополь, храм царил над древним городом, как корабль над волнами. На удивительное чудо съезжались посмотреть христиане со всех концов империи.

Ослабление Константинополя

В VII веке на Аравийском полуострове возникло новое агрессивное - Под его давлением Византия потеряла свои восточные провинции, а европейские области постепенно завоевывались фригийцами, славянами, болгарами. Территория, где находился Константинополь, неоднократно подвергалась нападению и обкладывалась данью. Византийская империя утрачивала свои позиции в Восточной Европе и постепенно приходила в упадок.

в 1204 году войска крестоносцев в составе венецианской флотилии и французской пехоты взяли Константинополь в многомесячную осаду. После продолжительного сопротивления город пал и был разграблен захватчиками. Пожары уничтожили множество произведений искусства и памятников архитектуры. На месте, где стоял многолюдный и богатый Константинополь, находится нищая и разграбленная столица Ромейской империи. В 1261 году византийцы смогли отбить Константинополь у латинян, но вернуть городу былое величие уже не удалось.

Оттоманская империя

К XV веку Оттоманская империя активно расширяла свои границы на европейских территориях, насаждая ислам, мечом и подкупом присоединяя к своим владениям все новые и новые земли. В 1402 году турецкий султан Баязид уже пробовал взять Константинополь, но потерпел поражение от эмира Тимура. Разгром при Анкере ослабил силы империи и продлил спокойный период существования Константинополя еще на полвека.

В 1452 году султан Мехмед 2 после тщательной подготовки приступил к захвату Предварительно он позаботился о захвате более мелких городов, окружил Константинополь своими союзниками и начал осаду. В ночь на 28 мая 1453 город был взят. Многочисленные христианские храмы превращались в мусульманские мечети, лики святых и символы христианства исчезали со стен соборов, а над Св. Софией взлетел полумесяц.

Прекратила свое существование, а Константинополь стал частью Османской империи.

Правление Сулеймана Великолепного подарило Константинополю новый "Золотой век". При нем возводится мечеть Сулеймание, которая становится символом для мусульман, таким же, каким оставалась Св. София для каждого христианина. После смерти Сулеймана Турецкая империя на протяжении всего своего существования продолжала украшать древний город шедеврами зодчества и архитектуры.

Метаморфозы имени города

После захвата города турки не стали официально его переименовывать. Для греков он сохранил свое название. Наоборот, из уст турецких и арабскими жителями все чаще стало звучать «Истанбул», «Станбул», «Стамбул» - так все чаще стал именоваться Константинополь. Сейчас называется две версии происхождения этих имен. Первая гипотеза утверждает, что это название - плохая калька греческой фразы, в переводе означающей «иду в город, иду к городу». Другая теория опирается на название Исламбул, что в переводе означает «город ислама». Обе версии имеют право на существование. Как бы там ни было, название Константинополь используется по-прежнему, но в обиход входит и прочно укореняется и имя Стамбул. В этой форме город и попал на карты многих государств, в том числе и России, но для греков он по-прежнему именовался в честь императора Константина.

Современный Стамбул

Территория, где находится Константинополь, сейчас принадлежит Турции. Правда, звание столицы город уже утратил: по решению турецких властей столица в 1923 году была перенесена в Анкару. И хотя Константинополь сейчас называется Стамбулом, для многих туристов и гостей древний Византий по-прежнему остается великим городом с многочисленными памятниками архитектуры и искусства, богатый, по-южному гостеприимный, и всегда незабываемый.

Как раньше назывался город Константинополь?

Вынужден поправить мастера Николая. Византий был не римский а греческий город. Основан около 600 года до Н.Э. колонистами из Афин, в качестве форпоста на пути в северное причерноморье, откуда в Афины привозили хлеб. Место, на котором основан город оказалось очень рыбным и город процветал не только хлебной но и рыбной торговлей. Рядом с ним, на обоих берегах Босфора было основано ещё несколько колоний от других греческих государств, некоторые были на очень плодородной земле, но столь большого развития как Византий не получили, потому что черноморское течение в проливе несло рыбу к византийской гавани, обходя другие города стороной.
В 4 веке соправитель римской империи Константин, договорившись с партнёром, разделил с ним империю на две независимые части. Константину досталась восточная часть, в которой он собственно и жил раньше. Столицу Восточной Римской Империи он решил сделать на месте Византия. Старый город император почти полностью разрушил, потому что планировка Византия была циркулярная, а Константин, как солдат, всю жизнь проведший в военных лагерях, считал идеальной и для обороны и для общего развития линейную планировку лагерей. В перестроенном городе улицы были прямые, длинные и широкие. Была построена резиденция императора, дворец ВУКУЛЕОН, названый, впоследствии, так за статуи львов у входа во дворец. Сразу же были сделаны грандиозные гидротехнические работы, так что Константинополь (император переименовал город в свою честь) стал самым чистым, обустроеным и культурным городом на многие века - построены магистральный водопровод, канализация, отличные дороги, система уличного освещения. По словам византийского летописца, перед захватом Константиополя турками, в нём было 40 000 церквей и монастырей, 100 000 монахов. После захвата города турками, он был сожжён, большинство из 2 000 000 жителей убито, остальные взяты в рабство, осталось всего несколько десятков тысяч греков в одном из районов столицы. Султан Баязид, захвативший город, через некоторое время оценил удобство его местоположения и приказал восстановить одну из крепостей в северном предместье. С её стен открывался отличный вид весь город, поэтому турки назвали её на свой лад СТАМБУЛ, что означает "напротив города". В этой крепости - Стамбуле поселился султан и сделал её своей столицей. Потом он приказал вернуть на пепелище уцелевших греков и переселить из внутренних районов Турции большое количество своих соплеменников, заселил ими разрушеный город и попытался его восстановить, хотя об удобствах типа водопровода и канализации речи небыло. Со временем турецкое название крепости перешло на весь город.
В Древней Руси этот город называли Царьград. В России 19, начала 20 века - Истамбул.

/ Ред.: Бусеева-Давыдова И. Л., Галашевич А. А.. - М. : Издательство «Феория», 2013. - 519 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-91796-022-7 , УДК: 85.143(2)я20+86.372-5я20.

  • Фоменко И. К. Константинополь. Символизм топографии / Научный редактор: Щербакова Е. И. . - М. : Издательство Вадима Прудникова, 2016. - 232 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-9908678-0-2 , УДК 904, ББК 63.4(3):63.3(0)4.
  • Питер Франкопан . Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. - М. : Альпина Нон-фикшн, 2018. - ISBN 978-5-91671-774-7 .
  • На других языках
    • Ball, Warwick (2016). Rome in the East: Transformation of an Empire , 2nd edition. London & New York: Routledge, .
    • Bury, J. B. History of the Later Roman Empire: From the Death of Theodosius I to the Death of Justinian. - Dover Publications , 1958.
    • Crowley, Roger. Constantinople: Their Last Great Siege, 1453. - Faber and Faber, 2005. - ISBN 978-0-571-22185-1 .
    • Freely, John. Istanbul: The Imperial City. - Penguin, 1998. - ISBN 978-0-14-024461-8 .
    • Freely, John. The Byzantine Monuments of Istanbul. - Cambridge University Press , 2004. - ISBN 978-0-521-77257-0 .
    • Gibbon, Edward. The Decline and Fall of the Roman Empire. - Phoenix Press, 2005. - ISBN 978-0-7538-1881-7 .
    • Hanna-Riitta, Toivanen. The Influence of Constantinople on Middle Byzantine Architecture (843–1204). A typological and morphological approach at the provincial level. - Suomen kirkkohistoriallisen seuran toimituksia 202 (Publications of the Finnish Society of Church History No. 202), 2007. - ISBN 978-952-5031-41-6 .
    • Harris, Jonathan. Constantinople: Capital of Byzantium. - Bloomsbury, 2nd edition, 2017. - ISBN 978-1-4742-5465-6 .
    • Harris, Jonathan. Byzantium and the Crusades. - Bloomsbury, 2nd edition, 2014. - ISBN 978-1-78093-767-0 .
    • Herrin, Judith. Byzantium: The Surprising Life of a Medieval Empire. - Princeton University Press , 2008. - ISBN 978-0-691-13151-1 .
    • Hirth, Friedrich . Jerome S. Arkenberg: (неопр.) . Fordham.edu . Fordham University (2000). Дата обращения 10 сентября 2016.
    • Janin, Raymond. Constantinople Byzantine: . - 2. - Paris: Institut Français d"Etudes Byzantines, 1964.
    • Korolija Fontana-Giusti, Gordana "The Urban Language of Early Constantinople: The Changing Roles of the Arts and Architecture in the Formation of the New Capital and the New Consciousness" in Intercultural Transmission in the Medieval Mediterranean , (2012), Stephanie L. Hathaway and David W. Kim (eds), London: Continuum, pp 164-202. .
    • Mamboury, Ernest. The Tourists" Istanbul. - Istanbul: Çituri Biraderler Basımevi, 1953.
    • Mansel, Philip. Constantinople: City of the World"s Desire, 1453–1924. - St. Martin"s Griffin, 1998. - ISBN 978-0-312-18708-8 .
    • Meyendorff, John. Rome, Constantinople, Moscow: Historical and Theological Studies . - Crestwood, NY: St. Vladimir"s Seminary Press, 1996. - ISBN 9780881411348 .
    • Müller-Wiener, Wolfgang. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn d. 17 Jh: . - Tübingen: Wasmuth, 1977. - ISBN 978-3-8030-1022-3 .
    • Phillips, Jonathan. The Fourth Crusade and the Sack of Constantinople. - Pimlico, 2005. -