Как собрать разобранное двуствольное ружье. Разборка и сборка ружья

Гибкостью мышления – это умение человека быстро реагировать, легко находить новые отличные друг от друга варианты решения какой-либо проблемы. Умение свободно распоряжаться имеющимися ресурсами (материальные, информационные), выявлять закономерности, составлять ассоциативные связи, уметь мыслить и действовать в широком диапазоне увиденных возможностей. О том, как развить гибкость мышления мы поговорим сегодня.

Гибкость ума – это способность видеть в перспективе дальнейшее развитие ситуации. Обладая таким умением, человек может разобрать ее на составляющие, оценить, посмотреть на возникшую проблему под другим углом. В конечном итоге человеку удастся спрогнозировать все возможные варианты решения той или иной задачи, а так же их последствия.

Прямо противоположным свойством гибкости ума принято считать инертность и ригидность. Иными словами, это медлительность, заторможенное мышление. Поведение человека характеризуется скованностью и слабым умением переключать свое внимание и направлять энергию с одного дела на другое. Ограниченность мысли является серьезной преградой на пути к успеху и достижения цели.

Развитие гибкости мышления

В нашей жизни все очень нестабильно и переменчиво. Не все события человек может контролировать. Человеку, который обладает гибкостью ума, легче принимать и адаптироваться к изменениям, которые происходят во внешней среде. Развитие гибкости мышления необходимо человеку, для того чтобы в любой ситуации делать правильный выбор, находить нестандартные решения сложных ситуаций, а так же уметь разрешать собственные противоречия и внутриличностные конфликты.

Исследования в области гибкости человеческого мышления доказали его прямую связь с объемом наших знаний, навыков, способностей и умений. Проводимые эксперименты свидетельствуют так же о том, что накопленный жизненный опыт не только не способствует формированию новых идей и стратегий, а, напротив, тормозит и препятствует этим процессам.

Для того чтобы развить гибкость мыслительных процессов необходимо научиться в определенных ситуациях импровизировать и искать новые пути решения задач и вопросов. Отбросьте все то, что вы знаете и помните –советы, формулы, личные примеры успешных людей. Включитесь в «игру» и придумывайте свои правила. Не идите легким, уже протоптанным путем. Развивайте способность размышлять над тем что происходит здесь и сейчас, в настоящем.

Гибкость мышления - умение видеть проблему с разных точек зрения, выводить различные идеи из данного источника информации, умение свободно и адекватно переносить и трансформировать приобретенный опыт в новые ситуации. Гибкость ума, как считает Ю.Н. Кулюткин, создает соотношение между лабильностью и стереотипностью .

Гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей. Гибкость мышления характеризуется количеством функционально различных применений, т.е. подкатегорий. Гибкость мышления определяется способностью включать в совершенно новые взаимосвязи уже известное содержание, самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новые ситуации; видение возникающей проблемы с разных ролевых позиций; выделение новой функции известного объекта; комбинирование ранее известных способов в новый.

Очень интересен взгляд Б.М. Теплова на проблему сочетания двух противоположных требований. По его мнению, нужна гибкость в подходе к однажды принятым планам и упорство в отстаивании этих планов. С аналогичным «конфликтом» нередко приходится сталкиваться и в процессе обучения: с одной стороны, необходимо вырабатывать у школьников устойчивые умения и навыки, а с другой - приучать их к варьированию способов деятельности .

Исследования показывают, что на более высоких ступенях развития детей это противоречие как бы снимается: учащийся умело пользуется приобретенными знаниями и навыками и в то же время оперативно изменяет способы действия в соответствии с новыми учебными ситуациями. При слабом умственном развитии «конфликт» обостряется. На самых низких ступенях развития утрачивается устойчивость приобретенных знаний и навыков. Каждый раз вновь приобретенный способ действия, вытесняя то, что было усвоено раньше, на какое-то время становится стереотипным, но затем быстро разрушается, как только вводится новое знание, требующее нового способа действия .

Гибкость мысли - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать и в другом. Это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Гибкость мысли обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и парадоксам.

Гибкость связана с умением выбирать разные стили в разных ситуациях. Гибкость, по мнению Л.М. Митиной, является сочетанием вариативных форм .

Гибкость мышления выражается в вариантах идей, способности к категоризации, отклонениях в направлении мысли. Для того, чтобы мышление было гибким, важна готовность памяти. Гибкость мышления - это способность переходить от одного класса явлений к другому, далекому по содержанию, находить связи между классами, менять подход к решению задач в зависимости от изменения условий, требующих отказа от «типового» решения или его варьирования. Человек с развитым гибким умом не терпит шаблона в решении и способен к творческим поискам новых решений в меняющихся условиях действительности. Он стремится к преодолению функциональной зависимости (психологической инерции), к оригинальности и неординарности. Он умеет вовремя отказаться от скомпрометировавшей себя гипотезы в целях достижения «хорошей гипотезы».

Гибкость мышления как умение комбинировать и образовывать аналогии формируется только у тех, кто располагает обширными и одновременно детальными знаниями. Гибкость ума включает способность к вычленению существенных признаков из комплекса соподчиненных признаков и способность быстро перестраивать мышление с одной идеи на другую. Эта способность проявляется в использовании предлагаемых идей, даже если они противоположны собственным, в установлении в них полезной для себя информации, в нахождении выхода из «безвыходных» ситуаций. Гибко мыслящий человек обычно предлагает сразу много вариантов решения посредством комбинирования отдельных элементов проблемной ситуации.

Гибкость мышления определяет также и изменения в стратегии поведения в связи с установленными изменениями ситуации. У творчески мыслящего человека должна быть установка на собственную гибкость и настроенность на принятие уникальности и самобытности другого человека: «можно допускать мысль, что оппонент окажется сейчас умнее меня и покажет мне то, чего у меня пока нет». Если стороны не проявляют гибкости, то разногласия переходят в конфликт. Человек, умеющий гибко мыслить, ничего не принимает на веру. Ему чужд путь слепого обращения к авторитету, губящий самобытность мысли, уводящий от творчества. Такой человек черпает силы не только в чувствах, но и в разуме.

Гибкость - это разнообразие и адекватность проявляемых действий как во внешних формах активности, так и во внутренних (психических). Обычно выделяют интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую гибкость, которые в реальной профессиональной деятельности взаимосвязаны.

Под гибкостью, пластичностью поведения понимается способность легко отказываться от несоответствующих ситуаций и задач, способов поведения, средств деятельности и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности.

Эмоциональная гибкость проявляется как эмоциональная устойчивость (удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию гнева, отсутствие склонности к переживанию страха), позитивная эмоциональная экспрессивность (склонность к переживанию радости, спонтанность проявления своих состояний).

Гибкость мышления, или интеллектуальная гибкость, понимается как способность легко и быстро переходить от одного класса явлений к другому, возможность отказаться от неэффективной гипотезы, идеи, найти способ конструктивного решения проблемы. Гибкость мышления - качество, которое характеризует уровень общего личностного развития, которое является необходимым для профессионального развития специалиста, его профессиональной гибкости. Противоположное гибкости качество - ригидность - индивидуальная особенность психики, которая приводит к негативным явлениям в деятельности, к профессиональной стагнации личности.

Три основных показателя характеризуют гибкость мышления:

1) подход к задаче как к проблеме; целесообразное варьирование способов действия; 2) легкость перестройки знаний или навыков и их систем в соответствии с измененными условиями; 3) способность к переключению или легкость перехода от одного способа действия к другому . Различие между вторым и третьим показателями заключается в том, что в одном случае имеется в виду перестройка (осуществляемая самостоятельно) сложившейся системы знаний или навыков в ответ на новые требования; в другом - речь идет о переходе от данного, хорошо известного способа действия к другому, также хорошо известному .

Гибкость мышления, по мнению Н.А. Менчинской, проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний, в легкости перехода от одного действия к другому, в преодолении инерции предыдущего действия, в формировании обратных связей, в свободе перестройки создаваемых в соответствии с условиями задачи образов, выдвинутых гипотез.

1. Инструкция: я читаю два слова, а вы составляете и записываете предложения. 1. Дверь - ключ. 2. Дом - ключ. 3. Квартира - ключ. 4. Шкаф - ключ. 5. Буфет - ключ. 6. Комната - ключ. 7. Вахтер - ключ. 8. Сосед - ключ. 9. Лестница - ключ. 10. Нога - ключ. 11. Ладонь - ключ. 12. Небо - ключ. 13. Сундук - ключ. 14. Дерево - ключ. 15. Вода - ключ. 16. Струя - ключ. 17. Песок - ключ. 18. Земля - ключ. 19. Лес - ключ. 20. Трава - ключ. 21. Скала - ключ. 22. Глоток - ключ. 23. Родник - ключ. 24. Ведро - ключ.

С какого предложения ключ стал как родник? На что направлено это упражнение? (Это была проверка на гибкость мышления. Гибкостью мышления обладают те, кто с 16 слова изменил установку на слово «ключ». Чем с более позднего слова происходит смена установки, тем выше ригидность мышления.)

  • 2. Как с помощью термометра измерить высоту здания?
  • 3. «Запрещенное движение». Ведущий выполняет движения, участники повторяют их, кроме «запрещенного». Участник, выполнивший «запрещенное» движение, выбывает из игры.

Ситуации

Предлагается для обсуждения ряд ситуаций, которые необходимо проанализировать, описать стереотипные способы их разрешения и предложить какие-либо иные пути. Это проблемы, которые возникают при проведении урока.

  • 1. Во время урока Маша все время болтает с соседкой Таней. Обращения учителя имеют кратковременный результат. Иногда часть класса, расположенная рядом с разговаривающими девочками, подхватывает их настроение и ведет себя неспокойно. Ваши действия как учителя?
  • 2. Вера не может себя сдерживать и следовать правилам работы в классе. Часто она без спроса вскакивает с места или выкрикивает что- то. Ваши действия как учителя?
  • 3. Вы спрашиваете у Толика его домашнюю тетрадь. Он очень часто забывает ее дома. Но теперь говорит, что у него вообще нет домашней тетради. Вы подозреваете, что она находится у него в портфеле. Ваши действия как учителя?

Каждая из ситуаций зачитывается вслух преподавателем, после чего каждый из слушателей по очереди предлагает свои действия. В завершение опроса по каждой ситуации формулируются два типа реагирования на данные ситуации: один - наиболее часто предлагавшийся слушателями, другой - уникальный. При этом в аудитории может быть предложено несколько уникальных способов разрешения проблемной ситуации, поэтому все они должны быть в рамках коллективной дискуссии сопоставлены с привычным способом и определены их эффективность и привязка к контексту.

После обсуждения одной проблемной ситуации дискуссия переходит к следующей. В заключение занятия преподавателем формулируются те причины, по которым учитель вынужден прибегать к стереотипным формам реагирования на проблемные ситуации (временные лимиты, усталость, отсутствие уважения со стороны учащихся, погруженность в область предмета и пр.).

Встречаются двое: слон и змея. Слон спрашивает:

  • - Послушай, почему меня называют умным, а тебя - мудрой?
  • - Потому что я - гибкая, - отвечает змея.
  • 1. Гибкость связана с умением выбирать разные стили в разных ситуациях (М.А. Холодная).
  • 2. Умышленный перенос акцента (центра внимания) с одной части проблемы на другую.
  • 3. Переворачивание явлений с ног на голову, сознательно меняя некоторые соотношения.
  • 4. При обсуждении проблем важно стремиться высказывать нестереотипные подходы. Сознательное противопоставление взглядов на проблему способствует изменению шаблонных взглядов на рассматриваемые явления.
В повседневном общении можно проверить любого человека на гибкость мышления. Предложите знакомому описать все возможные способы использования какого-либо предмета. К примеру, с помощью кирпичей можно не только строить дома, но и заколачивать гвозди, придерживать двери, делать подставки, а также растирать их в порошок для поделок и проводить тренировки по йоге.

Способность представить большое количество разных нетрадиционных решений говорит о гибкости мышления. Благодаря этому качеству, в проблемных ситуациях человек ищет все признаки объекта и в состоянии обобщить или вычленить отдельные категории.

Общение с людьми

Гибкость мышления дает целый ряд преимуществ своему обладателю. Человек замечает в своем собеседнике и положительные, и отрицательные черты, а также обращает внимание на противоречивые суждения. Как правило, если между людьми складываются дружеские отношения, они склонны замечать друг в друге только хорошее. При конфликтном общении собеседники чаще концентрируются на разногласиях и негативе.

Человек с гибким мышлением воспринимает всю ситуацию в целом и по отдельности. Он может быстро перестроиться и переключить разговор в другое русло. Он может сам измениться, и если того требует ситуация, начать вести несвойственным для себя образом. В определенном смысле гибкость мышления можно приписать всем творческим людям.

Выход за рамки

Для людей с гибким мышлением не представляет труда выйти за рамки принятых норм и традиций. Они не подвержены жесткой фиксации собственных взглядов и убеждений. Такие люди анализируют ситуацию и принимают наиболее оптимальное решения для каждого случая. Они не создают себе клише, как должны жить, и не вешают ярлыков на знакомых.

Гибкость мышления проявляется в способности быстро переключаться на другой вид деятельности и при необходимости полностью менять план действий. Если человек понимает, что намеченный курс не ведет к желаемому результату, он с легкостью находит другие решения. Такая быстрая перестройка под изменяющиеся условия среды относится к свойствам продуктивного мышления.

Человек умеет переосмыслить ситуацию, отказаться от стереотипов и изменить тактику поведения с неэффективного на самое оптимальное. Он может сознательно поменять свое настроение, чувства и преобразует исходные знания в совершенно новый опыт.

Стиль нашего мышления является такой же привычкой, как и неосознаваемое нами шаблонное поведение. Вспомните, как вы думаете над решением какой-либо проблемы. Возможно, что также как и многие другие люди, не используете во время этого процесса специальные технологии. Большинство людей, говоря, что подумают, на самом деле просто не хотят принимать решение в данный момент и откладывают его на потом. Причины для этого могут быть разными. Перечислим некоторые из них. Это и неумение создавать новые варианты решения из-за недостаточной гибкости и беглости мышления, и опасение выбрать «неправильный» способ решения проблемы (неумение выбирать), и нежелание вообще что-либо делать.

Как тренировать гибкость и беглость ума? Для начала разберемся с понятиями.

Под гибкостью ума мы будем понимать

Способность выделять существенные (важные) признаки и максимально быстро перестраиваться с анализа одного признака или идеи на другой.
- способность выполнять определенное количество мыслительных операций за единицу времени.

Для ситуации поиска вариантов под гибкостью мышления можно понимать количество пришедших в голову идей. Гибкость ума относят к психологическим составляющим творческой личности.

Упражнение для развития креативности - составление списков идей.

Этот подход становится способом для развития гибкости и беглости мышления, так как предполагает протоколирование (записывание) всех приходящих в голову идей, концентрируя свое внимание на увеличении их количества, а не «обсасывании» одной. В определенной степени данный подход похож на метод генерации идей «Мозговой штурм (шторм)», используемый в большей степени во время групповых встреч для поиска решений возникших проблем.

Для тренировок достаточно использовать какой-либо рядом находящийся предмет. Например, шариковую ручку.

1. На листе бумаге напишите заглавие «Возможное применение шариковой ручки»

2. Придумайте и запишите пришедшие в голову идеи по применению шариковой ручки.

3. Как только заметите, что «застряли» на рассмотрении одной из идей, сфокусируйте свое внимание на заглавии листа «Возможное применение шариковой ручки» и продолжите генерировать идеи.

4. Просмотрите получившийся список. Если в нем присутствуют только общеизвестные способы применения предмета, как то «для письма, для рисования, для верчения в пальцах и т.п.», то попробуйте найти ему применение в других (необычных) областях. Например, «палочка для поддержки цветка в горшке, для размешивания загустевшей краски и т.д.»

Для увеличения результативности стоит ограничить время для выполнения упражнения. Критический анализ получившихся результатов проводить не надо.
Регулярное повторение упражнения способствует появлению привычки вырабатывать много идей для их последующего анализа, а не ограничивать себя одним-двумя. Таким образом, вы будете тренировать и

Гибкость мышления — это способность менять свои установки в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Примером гибкости мышления может служить способность водителя изменить свою манеру езды или способность бизнесмена изменить полюбившуюся ему стратегию ведения бизнеса.

Наверно, если перевести это понятие на более простой язык, то оно будет звучать, как способность признавать свои ошибки и делать из них выводы. К сожалению, такая гибкость мышления свойственна далеко не каждому.

Для чего важна гибкость мышления?

Способность корректировать собственное поведение — это великолепнейшее умение, которое дает своему обладателю массу преимуществ. Начнем с того, что для выработки любой успешной стратегии поведения, нужно сначала сделать выводы из множества неудачных попыток или тестов, после которых каждый раз следует корректировать свои установки и мысли относительно устройства мира.

Жизнь и история полны примеров, когда неспособность измениться вела к упадку и деградации. Например, бизнесмены, которые не могут адаптироваться к изменениям на их рынке, довольно быстро разоряются или постоянно находятся на грани разорения. Страны, которые слишком привержены традиции, постепенно проигрывают конкурентную борьбу с другими государствами.

Время от времени в любом деле необходимо менять привычный порядок действий, чтобы не потерять свои позиции. Однако, многие люди просто не способны на это, так как не обладают соответствующим навыком.

В чем заключается сущность гибкости мышления?

Гибкость мышления — это навык самостоятельно менять свои убеждения, после тщательного анализа. Как и любой навык он нарабатывается. Сначала это тяжело, а потом всё легче и легче. На этом пути человек сталкивается со своей гордыней, страхом и ленью.

От природы люди инертны. Наша психика всегда старается сохранить статус-кво. Всегда хочется выбрать какой-то верный способ действовать, а потом почивать на лаврах. Для того, чтобы вырваться из этой инертности, нужно что-то внешнее, чтобы заставило человека измениться. Некая мотивация, которая столкнет психику с привычных рельсов и которая покажет, что на самом деле никаких рельсов нет.

Гибкость мышления — это знание, что нет ничего постоянного и однозначного, а есть лишь временные условия, в которых мы пребываем.

Как развить гибкость мышления?

Умение подвергать свои убеждения тщательному анализу и подвергать их сомнению — это важная предпосылка для гибкого мышления. Вырабатывается оно не сразу, а шаг за шагом, когда человек учится преодолевать себя.

Это необходимое условие, но недостаточное. Мало иметь навык и готовность меняться, важно еще и знать в какую сторону меняться. Для этого следует постоянно узнавать что-то новое, разыскивать более свежую информацию и приобретать широкие знания по самым разным предметам. Это тоже можно назвать навыком, который обычно называют любопытством.

Зачатки этих навыков есть практически у каждого человека. В дальнейшем, в зависимости от опыта, люди либо развивают их в себе, либо остаются на прежнем уровне развития.

Для того, чтобы развиваться, человеку нужно постоянно испытывать себя, преодолевать различные трудности. Только так можно развить в себе что бы то ни было. Поэтому лучшая рекомендация — это не сидеть на месте.