Когда и где появился первый цирк. История появления и развития цирка

Каждый ребенок знает, что такое цирк - это смех, веселье, клоуны, умные животные, фокусники и ловкие акробаты. Но редко кто из взрослых может объяснить, в чем состоят особенности цирка как вида искусства. Ведь мы его чаще всего представляем как увлекательное зрелище, шоу. А на деле цирковые артисты всю жизнь осваивают не только мастерство, но и искусство - умение передать эмоцию и вызвать эстетические чувства у зрителей.

Появление цирка

Название «цирк» произошло от римских овальных площадок, на которых проводились различные народные праздники, соревнования, показывались шоу. В те времена римляне любили наблюдать за людьми, состязающимися в силе, ловкости, различных умениях. Так и появился особый вид зрелищ, который сегодня зовется цирком. Но таким, каким мы его знаем и любим, он стал только в 18 веке. В Париже было построено специальное круглое здание для показа искусства джигитовки и акробатических этюдов. Позже итальянцы подхватывают эту идею и добавили в программу представления номера с животными и мимами. Что такое цирк, в России узнают в конце 18 века. В 1764 году в Москве с гастролями побывал английский наездник, и это шоу положило начало открытию сразу нескольких стационарных цирков. К середине 19 века во многих русских городах были построены такие площадки. Постепенно рамки шоу расширялись, формировались традиционные программы и складывались цирковые профессии. Современный цирк - это сложный синтез индустрии зрелищ, искусства, менеджмента и технологий.

Цирк как вид искусства

Истоки цирка исследователи видят в древних состязаниях в силе и ловкости. Он формировался как способ демонстрации особых умений, которые часто не имели практического применения. Специалисты, характеризующие цирк как искусство, в первую очередь обращают внимание именно на отсутствие какой-либо результативности в действиях артистов. Они не соревнуются, завоевывая призы, а именно позволяют увидеть возможности человека и испытать при этом эстетическое удовольствие. Главное выразительное средство циркового искусства - трюк, он рассчитан на то, чтобы вызвать у зрителей эмоцию: смех, удивление, испуг, восторг. Все это роднит цирк с другими видами зрелищных искусств: театром, кино. На арене человек показывает способности природы к метаморфозам, только объектом этих превращений являются не камень, глина или краска, а сам человек. Он творит по законам эксцентрики, демонстрируя высшие Основными циркового искусства являются: реприза, трюк, номер, сверхзадача, эксцентричность.

Устройство цирка

Для особого искусства необходимо особое пространство. Цирк представляет собой не просто здание круглой формы, а сложную конструкцию с многочисленными возможностями. Цирковая арена - сердце площадки. Традиционно она бывает круглой формы, около 13 метров в диаметре. От сцены амфитеатром поднимаются места зрителей. В современных, стационарных цирках нередко существует несколько арен для разных видов представлений: конных, иллюзионных, световых, ледовых, водных. Но арена - это лишь видимая часть цирка. За кулисами находится множество служебных помещений: гримерок, репетиционных залов, мест для содержания животных, костюмерных. Также большую роль в конструкции театра играют технические службы: свет, крепление оборудования, декорации, занавес - все это служит тому, чтобы зритель увидел необычное и сложное представление.

Цирковые профессии

Услышав вопрос «что такое цирк», мы вспоминаем людей разных профессий. Каждая из них требует особых умений и навыков от артиста и является особым искусством, с собственными законами, секретами и традициями. Классическая цирковая программа включает выступления различных артистов, классифицировать их можно по главным выразительным средствам и материалам. Так, существуют люди, работающие с животными - это дрессировщики, с человеческим телом - жонглеры, эквилибристы, гимнасты, канатоходцы. Есть и особые профессии, находящиеся на стыке мастерства и технологий - это иллюзионисты. Высшую ступень в цирковой профессиональной иерархии занимают клоуны, которые соединяют в себе актерскую игру, пантомиму, шутовство. Но цирковые артисты не могут работать без служителей театра, которые берут на себя обеспечение различных служб и помощников.

Жонглеры

Как уже понятно из названия профессии, жонглеры впервые появились во Франции. Это слово обозначает буквально «потешник». Первоначально люди этой профессии пели песни, танцевали на рыночных площадях и ярмарках. Но как вид деятельности жонглирование появилось еще в Древнем Египте. Ловкие манипуляции со многими предметами завораживали зрителей, вызывая удивление и восхищение. Сегодня редкое цирковое представление обходится без этих артистов, их выступления стали обязательным элементом циркового искусства. В своих номерах жонглеры удивляют публику, подбрасывая в воздух множество разных предметов, а также используют эквилибристические, комические и акробатические элементы для усложнения трюка. Жонглирование бывает парным и сольным, артисты не только подбрасывают и ловят предметы, они могут их одновременно вращать, ритмично чередовать, перебрасывая партнеру. Ритм жонглирования заставляет зрителей не отрываясь следить за взлетающими предметами, и ловкость артиста вызывает у них чувства восторга.

Эквилибристы

Еще одним артистом, без которого невозможно представить цирковое представление, является эквилибрист. Этот жанр циркового искусства построен на умении человека удерживать равновесие на неустойчивых поверхностях. Традиционно эквилибристы выполняли различные телодвижения на канатах, шарах, цилиндрах. Часто артист сочетает умение держать равновесие с акробатическими, комическими действиями, а также с жонглированием. Еще в Древнем Китае большой популярностью пользовались представления канатоходцев. Во многих культурах мира народные забавы часто сопровождались выступлениями эквилибристов. Существуют такие варианты этого жанра, как выступления на шаре, на проволоке, на катушках, на лестницах, на трапеции (штейн-трапе), на одноколесных велосипедах.

Иллюзионисты

Фокусники или иллюзионисты - представители профессии, прославившей цирковое искусство. Основой жанра являлась ловкость рук. Артисты, умевшие совершать магические манипуляции с различными предметами, например, картами, были обязательными участниками средневековых ярмарок. Современные иллюзионисты, кроме умения совершать удивительные движения руками, пользуются различными техническими ухищрениями, чтобы ввести зрителей в заблуждение. Среди фокусников есть настоящие мировые знаменитости, имена которых передаются из поколения в поколение. К таким иллюзионистам можно отнести Гарри Гудини, Алессандро Калиостро, семью Кио, Ури Геллера,

Клоунада

Спросите у любого ребенка, что такое цирк, и получите ответ: Мастера, работающие в этом амплуа, стали настоящим символом цирка, без них представления невозможны. Начало профессии было заложено в институте шутовства, ведь шуты состояли при дворе всех монарших особ. Их задачей было не только увеселение, но и высмеивание пороков, при этом шут, паяц, мог сказать правду кому угодно. Искусство клоуна часто построено не на юморе, а на иронии, буффонаде и гротеске. Утрированная манера игры восходит к традициям балаганных представлений на ярмарках. Клоун должен не только смешить, но и насмехаться, но при этом его выступление не должны быть жестокими или обидными. Часто клоуны выступают в парах, где роли четко распределены. В итальянском театре эти амплуа были закреплены за Пьеро и Арлекином, в русской традиции это Рыжий (хитрец и плут) и Белый (важный чопорный господин) клоуны. Между ними постоянно происходят конфликты, представляющие собой смешные сценки, которыми и заполняются паузы в представлении. В цирковом мире считается, что клоуны - это артистическая элита. Нередко они в свои выступления включают элементы жонглирования, акробатики, дрессуры, пантомимы. Среди них бывают настоящие, величайшие актеры. Самыми знаменитыми клоунами являются М. Н. Румянцев (Карандаш), В. Полунин, Ю. Никулин и М. Шуйдин, работавшие в паре, Л. Енгибаров, О. Попов. Любое цирковое шоу может спасти клоун, который появляется на арене всякий раз, когда возникает пауза в программе.

Цирк – искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. Цирк задает эстетике одну из самых сложных загадок: что это за искусство? В чем его специфика? Да и искусство ли это? А может быть, лишь зрелище? Чтобы ответить на эти вопросы, важно найти специфику содержания цирка, для чего следует понять, какова цель циркового представления.

Первое, что бросается в глаза при попытке выявить специфику цирка, – это его «бесцельность», отсутствие сколько-нибудь прямого практического значения исполняемых номеров. Какой смысл учить льва прыгать через огненное кольцо? Кому нужна собачка, послушно лающая столько раз, сколько того требует цифра, нарисованная дрессировщиком на доске? Ведь лев никогда не станет пожарным, а собака – математиком.

Путь к пониманию природы цирка в принципе найден эстетикой при разработке теории прикладного искусства. Ведь еще раньше цирка родилась и существует поныне столь же «бесполезная» деятельность, как и обучение собачки делать сальто-мортале. Это изготовление украшений. И впрямь, какое практическое значение имеют бусы или браслет? Казалось бы, работа ювелира бесполезна. Он гранит алмаз, заставляет его сверкать. Но бриллиант не просто сверкает, он выражает силу и власть человека над природой. Если даже самый твердый в мире минерал – алмаз – человек способен огранить, то он свободно владеет всем царством минералов, и нет такого камня, который не был бы покорен человеком. «Бесполезное» занятие ювелира имеет глубокий смысл и основание: созданные им ценности воспринимаются как прекрасные.

Искусство цирка – в известном смысле искусство ювелира. Цирковой артист – ювелир не только потому, что от него требуется такое же мастерство, такая же точность и филигранность в работе, но и потому, что по само­му своему смыслу и значению его работа схожа с работой человека, шлифующего алмаз. Дрессировщик подчиняет своей воле царя зверей и тем самым раскрывает безграничную власть человека над всем царством животных . В работе дрессировщика в наглядном и убедительном виде выступает свободное и полное владение миром живой природы. Если человек способен заставить царя зверей, преодолев вековые инстинкты, прыгать через огонь, значит, любое животное будет подчиняться и служить человеку. Если можно научить собаку делать сальто-мортале, то тем более можно заставить ее охранять дом или стадо, помогать охоте. Тот же принцип лежит и в работе акробата, который своим головокружительным полетом раскры­вает свободное владение человека пространством, своим телом, чувством равновесия. Эксцентрическое – ведущее эстетическое свойство цирка и главная эстетическая ка­тегория этого вида искусства. Если прекрасное – положительно значимое явление, которым человек свободно владеет, возвышенное – положительное явление, которым человек пока свободно не владеет, то эксцентрическое – сфера виртуозно-свободного владения трудно осваиваемым предметом. Эксцентричность в цирке не просто форма, а особое художественное содержание, раскрывающее всю власть человека и над животными, и над пространством, и над своим собственным телом, и над своими чувствами. Эксцентричность – расширение сферы свободы человека и свидетельство его безграничной власти над всем миром. Марко Поло, венецианский путешественник XIII в., рассказывал, как владыка Китая Кублай изгнал фокусников и акробатов из своей страны. Их было так много, и они так хорошо владели своим оружием, что, перейдя через многие горы и пустыни, завоевали дальние страны. Объяснить такую распространенность циркового искусства можно только его жизненной необходимостью.

Главные эстетические категории цирка – эксцентричность, сверхмера, сверхзадача, номер, реприза, трюк.

Цирк – это не рекордсменство, а образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, решающего сверхзадачи, творящего в соответствии со сверхзадачей, по законам эксцентрики.

Искусство цирка формировалось в течение многих столетий на основании представлений людей о зрелищах и развлечениях. Оно впитало в себя дух выступлений на площадях, спортивных соревнований, театра, культурных предпочтений и многие другие черты.

Возникновение цирка

Само слово цирк произошло от латинского «circus», что значит «круг». Ведь сценой для выступлений во все времена служила круглая арена.

Цирковое искусство всегда было тесно связано с жизнью общества, трудовыми буднями народа и праздниками, религиозными культами. В странах Древнего Востока ремесленники, которые хотели доказать что канат, изготовленный ими, самый крепкий, ходили по нему, прыгали и даже бегали. В Персии воины умели взбираться на шест, который находился на плече или за поясом у их товарища, чтобы осматривать окрестности. Сборщики фруктов удерживали равновесие на свободно стоящих лестницах, а также переходи на них от дерева к дереву. В странах Африки воинов отбирали за их акробатические умения. Они должны были переворачиваться в воздухе, кувыркаться.

Упоминания о выступлениях первых профессиональных цирковых артистов встречаются в хрониках Греции, Рима, Византии и других государств. Особая роль отводилась бродячим народным артистам - гистионам.

Дальнейшее развитие циркового искусства

В Средние века на развитие циркового искусства большое влияние оказывали рыцарские турниры и конные состязания. Школы верховой езды стали открываться по всей Европе, а в первую очередь - в Италии.

Одна из школ верховой езды, открытая в Лондоне в 1770 году , впервые стала давать представления в специально оборудованном амфитеатре. Позже она была признана первым в мире самостоятельным цирком. В нем стало выступать . В скором времени цирки стали возникать повсеместно.


Цирк стал проникать и в Россию. Так, начиная со второй половины XVIII века, в крупных городах постоянно выступают гастролирующие труппы. Наиболее известные из них, выступавшие в Петербурге, -

Цирк активно использовал опыт народных гуляний. Появились выдающиеся отечественные цирковые династии, выступающие в самых различных жанрах. - Сосины, канатоходцы - Молодцов и Блонден, - Леотар, клоуны - и , клоуны-музыканты - Бим-Бом и многие другие.

Стали создаваться крупные антрепризы, в основном дававшие выступления отечественных артистов. Наиболее известные - цирки , братьев .

Цирковые артисты

Актеры цирка всегда проходили непреодолимые препятствия, демонстрируя невиданную физическую силу, сноровку изобретательность, создавали яркие художественные образы, и все это для того, чтобы заинтересовать своего зрителя.

Для любого циркового артиста важнейшей частью его выступлений всегда являлись различные трюки. Так называются те действия, которые должны привлечь внимание публики и максимально раскрыть образ актера. Например, для клоуна - это шутки, для акробата - демонстрация физической силы и ловкости. Комбинация из различных трюков, связанных между собой - это и есть цирковой номер. А сочетание чередующихся номеров - цирковое представление.

Для создания завершенного циркового образа важны музыка, танец, пантомима и другие виды искусств. Поэтому актерам всегда помогали режиссеры, художники, композиторы, балетмейстеры и другие профессионалы.

Рождение циркового искусства покрыто мраком – то ли с ярмарок оно пришло, то ли из храмов, никто точно не знает. И документы свидетельствуют, что оно быстро заполонило улицы. Акробаты танцуют на фризах египетских надгробий. Жонглерство и канатоходство как древнее искусство Дальнего Востока были документально зафиксированы при дворе хана Хубилая задолго до Марка Поло. Танцы с быками украшают стены Кносского дворца на Крите, а в каждом государстве, славившимся своей кавалерией – , или Монголии – молодецкие выходки на спине резвого жеребца были предметом гордости. Насчет львов, тигров и медведей, то этих и других хищников мы находим в записях о зверинце , о милых сердцу фараонов гепардах и крокодилах, дрессированных египетскими жрецами.

Танцы же с быками (именно от них впоследствии произошла знаменитая испанская коррида) имели культовое значение, вроде греческой драмы. В дорийской Элладе акробаты и мимы паясничали и во время праздников, и в будни на улицах. Фаллос был главным элементом костюма. Святое или нет, шутовство по этому поводу было далеким от приличия.

Когда же через несколько веков по ту сторону Адриатики государственные мужи Рима построили первое настоящее цирковое здание, стало уже не до шуток.

“Panem et cirsenses” свободно переводится как “хлеба и зрелищ”, было формулой усмирения римской толпы. А стояла за этим кровавая баня на арене. Например, открытый овальный ипподром римского цирка радовал 150000 кровожадных зрителей зрелищем резни в перерывах между гонками колесниц. Слоны, медведи и дикие коты погибали десятками – а иногда сотнями – за день. Впоследствии, в Колизее, каторжане и первые христиане шли тем же путем. С маршем римских легионов на север цирк насилия распространился по Европе. Амфитеатры были построены в Вероне, Капуи и Помпеи, на Сицилии и в Испании, в Арле, Ниме, Бордо и достигли Британии – с тем, чтобы превратиться в каменоломни после упадка империи.

ШУТЫ И МИМЫ

Само слово “цирк” исчезло из многих языков. Цирк как массовое зрелище не смог восстановиться на подобном уровне вплоть до двадцатого века. Римский цирк умер, но его последыши разбрелись разными путями. В течение средневековья дрессировщики и акробаты путешествовали по Европе, Азии и Африке, ночевали на телегах или под заборами, развлекали народ на сельских ярмарках, а то и коронованных особ, когда тем этого хотелось. Король Альфред любил “парад диких зверей”, с шутами и фокусниками. Вильгельм Завоеватель завез группу фокусников из Франции. Тридцать семь Ганнибаловых слонов, единых, уцелевших после большого похода с Карфагена, дали жизнь группе дрессированных толстокожих в Европе – вещь удивительная, ведь слоны не размножаются в неволе.

Архивариус Французского центра национального циркового искусства Жан Вилье обнаружил следы цирка в средневековой церковной резьбе. Когда 13000 человек гнут спину на строительстве кафедрального собора, говорит он, то вполне естественную потребность в развлечениях неизбежно удовлетворяют целые ватаги шутов. Воры-карманники делали свое дело, в то время как другие ловкачи веселили раззяв (подобные штуки назывались на итальянский манер “скоками на скамейке”). Скамья служила как для того, чтобы следить за толпой, так и для фокусных выкрутасов. Канатоходцы натягивали свои канаты между соборными шпилями, другие, разбиравшиеся в механике, крутили ручки механизмов на спектаклях мистерий – пьес религиозного содержания. Многие из них были обвинены в колдовстве и сожжены заживо, и другие оказывались проворнее – как, скажем, те остряки, что научили даже своих лошадей кланяться изображению креста.

Средневековые миряне горячо любили такие зрелища. Церковники проявляли меньший восторг, но терпели циркачей как пилигримов, сошедшихся на день всех святых. Начатые при аббатствах и сборах, ярмарки впоследствии захватили и соседние луга, где купцы и развлекатели раскинули царство своих красочных палаток. Раз в год христианин мог позаботиться о собственной душе, кошельке и удовольствии одновременно.

Самой популярной была Ярмарка Святого Бартоломео, которую устраивали при монастыре на лондонской окраине. В 1133 году игумен по имени Рейер, в свое время бывший шутом Генриха I, выпросил королевскую привилегию на проведение трехдневной ярмарки. Ярмарка Св. Бартоломео просуществовала 700 лет, став чем-то вроде ежегодных цирковых осмотров.

Рейер имел репутацию чудотворца. Сто лет спустя вошли в моду другие фокусы: одна женщина делала стойку на остриях двух мечей, другая разгуливала на ходулях, неся воду в кувшине на темени, а ребенка на руках.

Ярмарка Бартоломео продолжался до двух недель, а затем и до шести. При Генрихе VIII религиозные мотивы были забыты. Ряды палаток образовывали улицы, они были вымощены и, наконец, огорожены. В 1614 году драматург Бен Джонсон описал великолепие этих палаток – с трещотками, свистульками, погремушками, свирелями, марионетками, клетками с крысами, деревянными лошадками, собачками-танцовщицами, игрушечными орлами, хищными волками, быками и зайцами, бьющими в барабан.

Через пятьдесят лет самым большим развлечением стали “танцы на канате”. Современное канатоходство – детская игрушка против мастерства семнадцатого века: по канату разгуливали лошади и слоны, какой-то итальянец прыгал на канате, держа на голове утку, толкая тележку, где сидели двое детей с собакой, да еще и поя при этом канцону.

Каждая ярмарка славилась чем-то своим: кто-то показывал шутки, а кто-то кукол. Ярмарка Бартоломео стала штаб-квартирой путешествующих талантов, в течение года блуждавших в заморских краях. Она была также базой передвижных зверинцев, объектом постоянной любви британцев – больших друзей животных.

ПАРАДЫ И КЛОУНЫ

Цирковой парад – или его прототип – восстановился и расцвел в Италии времен Ренессанса. Традиции Древнеримского триумфа вспомнил в 1500 году Чезаре Борджиа, а через несколько лет – флорентийская гильдия купцов. Мастерски воспроизведенные флотилии, неся на себе аллегорические или комические фигуры, величественно проплывали улицам Флоренции и Милана. Они были нашпигованы фантастическими машинами, вращающимися сферами, лодками и шарами, где сидели сладкоголосые херувимы. Леонардо да Винчи для одного такого праздника смастерил механического льва, который шел на двух ногах и раскрывал пасть, полную лилий. В Сиене двенадцать балерин выскакивало из чрева большого золотого волка.

Другим даром Италии цирковому искусству стала фигура клоуна. Десятки комических типов выступали в шумных уличных театрах. Классическая пара клоунов – двое слуг – смешит публику сегодня едва ли не в каждом цирке мира. Арлекин – или сообразительный проходимец – это поистине древний персонаж, идущий из ранних представлений о дьяволе и с его глупой жертвы, постепенно превратился в меланхоличного сумасшедшего Пьеро в широком белом балахоне, с набеленным лицом, Пьеро, который является неисправимым романтиком.

БЕЗ АРЕНЫ – ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Так продолжалось до конца XVIII века, пока в Лондоне с этим не было покончено. Создание цирка в его современном виде единодушно приписывается Филиппу Астли, большом любителю лошадей, сыну столяра-краснодеревщика. В один прекрасный день Астли получил от французской королевы Марии-Антуанетты награду за свои заслуги – медаль, усеянную бриллиантами. После смерти он оставил своим потомкам два пышных амфитеатра – в Лондоне и в Париже. Астли также завещал им замечательный выезд лошадей, акробатов, гимнастов и шутов на 42-футовой арене – что является до сих пор эталоном.

Однако талант Астли расцвел на грязном поле вблизи Вестминстерского моста в Лондоне. У него было тогда две лошади, два флейтиста и женщина, бившая в бубен и пускавшая по кругу шляпу. За каких-то два года он укрыл свою сцену крышей и назвал это сооружение “Британской школой верховой езды Астли”.

В течение 150 лет наездничество было ключом к развитию европейского цирка. Оно поглощало все. Для Астли и его последователей конь был тем же, что и мотоцикл для современных байкеров: на его спине они мечтали покинуть землю и достичь небес.

Парадокс всех революций – в цирке или где-то еще – в том, что передовые идеи быстро стареют. Каждый новый цирк должен снова изобретать колесо. Американцы изобрели триаренний цирк, покорили его канонам высокого искусства и объявили грандиозным мировым шоу. Этому поспособствовал и Голливуд, и теперь американский цирк стал синонимом монументального кича. В других странах была отличная шкала ценностей – здесь культивировалась высокое индивидуальное мастерство, что является достижением цирка старой школы – от знаменитого Московского цирка до Кнайзив в Швейцарии или французской цирковой семьи Грюсс.

от лат. circus - круг) - вид искусства, специфика к-рого заключается в создании худож. образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Одна из основ последнего - эксцентрика. Решая как бы сверхзадачу, демонстрируя виртуозно-свободное владение трудно осваиваемым предметом (животными, пространством, своим собственным телом и чувствами), цирковой артист творит по закону эксцентричности, раскрывая высшие человеческие возможности. Слагаемыми циркового образа являются также музыка, грим, костюм исполнителя. Цирковое представление включает в себя номера разных жанров (акробатику, эквилибристику, гимнастику, пантомиму, жонглирование, клоунаду, иллюзионизм, музыкальную эксцентрику, наездничество, дрессировку животных и др.), а действие, как правило, происходит на круглой площадке - арене диаметром ок. 13 м, вокруг к-рой располагается амфитеатр для зрителей. В Древн. Риме, откуда берет свое начало совр. Ц., арена имела форму эллипса, где демонстрировались бега колесниц, выступления жонглеров, эквилибристов, комиков, а трибуны вмещали до 250 тыс. зрителей. В наши дни существует разновидность циркового представления на сцене. Поэтому номера, эстрадные и др. представления с участием цирковых артистов также носят обобщенное название - Ц. Происхождение циркового иск-ва связано с обрядами, играми, развитием бытовых и профессиональных навыков (ходьба по канатам для проверки их крепкости, подготовка коней для кавалерии, боевых слонов и т. д.). Профессиональные труппы акробатов, эквилибристов, жонглеров были известны в Древн. Греции, Древн. Риме, Византии, Китае. В период средневековья бродячие труппы цирковых артистов давали представления на улицах городов, в селах. Цирковое представление, ставшее прообразом совр. Ц., сложилось сравнительно недавно, с открытием в конце XVIII - нач. XIX в. первых постоянно действующих стационарных Ц. Одно из гл. выразительных средств циркового иск-ва - трюк. Большинству цирковых трюков присущ не только эксцентрический характер, но даже элемент абсурдности (Абсурдизация), т. к. их исполнение нарушает привычную логику поведения. Демонстрация композиционно выстроенных, подчиненных определенному замыслу трюков, в сопровождении музыки, с элементами худож. оформления, составляющая отдельное законченное выступление артистов, наз. номером. Программы совр. Ц, состоят из номеров разных жанров - спортивно-акробатических, с дрессированными животными, иллюзионных, реприз и клоунад. Однако, какие бы эмоции ни вызывали у зрителей смелые трюки акробатов, гимнастов, укротителей зверей, гл. и непременным действующим лицом, умом и сердцем Ц. является клоун. Маска популярного клоуна выражает психологию современников, точно ощущает и передает, что сегодня является серьезным, а что смешным. Пользуясь приемами буффонады, гротеска, клоун работает в том же ключе, что и художники др. видов иск-ва. Можно сказать, что клоун - это комическое зеркало времени. И чем точнее и глубже клоунская маска охватывает, анализирует и выражает время, тем больше популярность клоуна у зрителей. Яркое, жизнерадостное в целом иск-во Ц. всегда современно. В лучших его образцах, казалось бы, неожиданные и даже абсурдные поступки и действия цирковых персонажей трансформируют на арене совр. информацию в ее нравственных и социальных аспектах, создавая своеобразную картину реальности. А внешне слишком броские костюмы и пестрые краски Ц. по-своему раскрывают характер совр. моды и представления о красоте.