Краткая биография матери терезы. Мать тереза - биография, информация, личная жизнь

1920 год. Мать Тере́за Кальку́ттская (настоящее имя Агнес Гонджа Бояджиу, алб. Agnes Gonxha Bojaxhiu; 26 августа 1910 - 5 сентября 1997) - католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). Причислена Католической Церковью к лику блаженных. В 1997 году награждена высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.

Агнес Гонджа Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албанцев.
В восемнадцать лет она вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.




В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.
В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Она умерла в 1997 году в возрасте 87 лет. В октябре 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью.

Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на её вере в Христа.

"Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его."

В частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых "она не ощущала присутствия Бога вообще, " «ни в сердце, ни в причастии» как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (англ. Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры:

"Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения, ... Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус, ты тоже неправда."

В старости:

Однако российской Федеральное агентство новостей поставило святость матери Терезы под сомнение и привело в связи с этим наиболее скандальные факты из биографии Агнес Годже Бояджиу.

При своем рождении 26 августа 1910 года Мать Тереза получила имя Агнес Годже Бояджиу. Это произошло в Скопье, в богатой семье албанцев-католиков. Ее отец Никола Бояджиу, родом из Призрена, был ярым албанским националистом, состоял в подпольной организации, целью которой было «очищение Скопье от славян-оккупантов (имеются ввиду македонцы, сербы и болгары) и присоединение его к Албании».

Ненависть к славянам стала причиной насильственной смерти Николы в 1919 году — его убили во время атаки на сербскую деревню. Его дочь унаследовала нелюбовь к славянам. Хотя она свободно владела сербским языком и даже закончила сербскую гимназию, но во время своих будущих официальных посещений Югославии она всегда общалась только через переводчика.

Ее отношение к родному городу, ныне столице Республики Македония, тоже весьма своеобразно. Когда 26 июля 1963 года в результате землетрясения там погибло 1070 человек и было разрушено 75% зданий, Агнес Бояджиу отказалась выделять Скопье финансовую помощь от своего монашеского ордена, но публично благословила персонал американского военного госпиталя.

Госпиталь пробыл в Скопье 15 дней. Как говорят македонцы, американцы 5 дней монтировали госпиталь, 5 дней делали фотосессию на фоне развалин и 5 дней демонтировали свой лагерь. И теперь в музее Скопье, посвященном землетрясению, десятки фото, где запечатлено, как американцы самоотверженно помогают македонцам.

При этом Советский Союз отправил в Скопье 500 военнослужащих инженерных войск, которые отработали там полгода. Но сохранилось только одно фото — советским солдатам некогда было фотографироваться, они спасали жизнь македонцам, оказавшимся под завалами.

Позже мать Агнес Бояджиу четыре раза посетила Скопье и даже стала его почетным жителем. Его обыкновенным жителем она перестала быть в 1928 году, когда после окончания гимназии она уехала в Ирландию в монашеский орден «Сестры Лорето». Там она выучила английский язык, стала монахиней под именем Тереза и была отправлена в индийский город Калькутта преподавать в католической школе имени святой Марии.

Далее, по ее воспоминаниям, в 1946 году ей было видение Иисуса Христа, который приказал ей бросить школу, скинуть монашескую одежду, надеть местное национальное платье сари и идти помогать самым бедным и несчастным. Впрочем, в других своих воспоминаниях она утверждала, что Бог приходил к ней регулярно, начиная с пятилетнего возраста.

Как ни странно, ей удалось заручиться и поддержкой властей и своего непосредственного католического начальства. Под учреждение, которое сама мать Тереза назвала Дом для умирающих, мэрия выделила ей в 1948 году бывший храм индийской богини Кали. Персоналом стали 12 монахинь учрежденного матерью Терезой ордена «Сёстры миссионерки любви». В 1950 году его поддержал епископ Калькутты Фердинанд Периер, а позже он стал действовать по всему земному шару с благословения Римского Папы Павла VI.

Всемирная слава к ее организации пришла в 1969 году, когда по заданию ВВС журналист Малкольм Маггеридж снял восхваляющий ее документальный фильм «Something Beautiful for God» («Нечто прекрасное для Бога»). Но это был не просто хвалебный материал — экзальтированный журналист утверждал, что на съемках произошло чудо: в Доме для умирающих не было освещения, но съемки удались, поскольку «появился божественный свет».

И хотя оператор Кен Мак-Миллан позже заявил, что просто им впервые была применена новая пленка фирмы «Кодак» для ночных съемок, в те времена интернета не было и не мог оператор перекричать могущественную корпорацию ВВС. Впрочем, людям всегда интереснее читать о чудесах, чем о новых свойствах кинопленки.

Результатом мощного пиара число монахинь ордена приблизилось к 5000, появилось более 500 храмов в 121 стране мира. Повсюду стали открываться хосписы, центры помощи тяжелобольным, социальные дома. Хотя мать Тереза по-прежнему называла их Домами для умирающих.

Что они представляют собой на самом деле рассказала в документальном фильме «Ангел из ада» Мэри Лаудон, работавшая в одном из них: «Первое впечатление было как будто я вижу кадры из нацистского концлагеря, так как все пациенты тоже были обриты наголо. Из мебели только раскладушки и примитивные деревянные кровати. Два зала. В одном медленно умирают мужчины, в другом — женщины. Практически никакого лечения, из лекарств только аспирин и другие дешевые препараты.

Капельниц не хватало, иглы использовались многократно. Монахини промывали их в холодной воде. На мой вопрос почему их не делают их дезинфекцию в кипятке, мне ответили что это не нужно и на это нет времени. Помню 15-летнего мальчика у которого вначале были обычные боли в почках, но ему становилось все хуже и хуже, так как он не получал антибиотики, а позже ему стала необходима операция. Я сказала, что для того чтобы его вылечить нужно лишь вызвать такси, отвезти его в больницу и оплатить ему недорогую операцию. Но мне отказали в этом, объяснив: «Если мы сделаем это для него, то придется это делать для всех».

Слова Мэри Лаудон подтверждают и результаты многочисленных проверок Домов для умирающих. Неоднократно отмечалось, что там практически не заключают трудовые договоры с врачами, а всю основную работу выполняют трудящиеся бесплатно волонтеры, поверившие в миф об учреждениях матери Терезы. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, перенос болезней от одного пациента к другим, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих.

Обезболивающие средства новая святая фактически запретила, заявив: «Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует». В результате болевой шок стал причиной смерти для многих.

Все вышеперечисленное идеально укладывалось в ее концепцию спасения больных. Если для нормальных людей спасение больного означает его выздоровление, то для матери Терезы это означало его переход в католицизм и спасение таким образом от мук ада в загробной жизни. Поэтому, чем сильнее страдал больной, тем легче было его убедить, что для избавления от страданий надо стать католиком и Иисус Христос поможет тебе. Обряд крещения в Домах для умирающих проходит также просто, как и все остальное: больному покрывают голову мокрой тряпкой и читают соответствующую молитву. А дальше, если пациент после этого выживет, то всем расскажет, что это стало благодаря переходу в католицизм, а если не выживет, то ничего не расскажет.

Когда же самой матери Терезе понадобилась медицинская помощь, она не стала пользоваться услугами своих медучреждений, а отправилась лечиться в одну из самых дорогостоящих клиник в мире в американском штате Калифорния. Целоваться с Иисусом ей тоже не захотелось — обезболивающие использовались в полном объеме.

Так же легко она меняла свою позицию и по другим вопросам, если ей это было выгодно. Так она была категорически против абортов. В своей речи при вручении ей Нобелевской премии мира в 1979 году она заявила: «Самая большая угроза миру сегодня — это аборты, потому что это прямая война, убийство, прямое убийство человека его собственной матерью». Однако когда ее подруга премьер-министр Индии Индира Ганди начала насильственную стерилизацию бедняков, то Агнес Бояджиу полностью поддержала эту кампанию. Правда, в 1993 году снова изменила свою позицию и осудила 14-летнюю ирландскую девушку, которая сделала аборт после изнасилования.

Путешествуя по всему миру Агнес Бояджиу везде требовала запрета и разводов, так как каждый брак освящен Богом. Однако, когда другая ее подруга принцесса Диана развелась с принцем Чарльзом, то она объявила, что «это правильное решение, так как из семьи ушла любовь».

Документальный фильм «Something Beautiful for God» был не единственной успешной акцией по созданию имиджа Агнес Бояджиу как бескорыстной спасительницы обездоленных.

Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, мать Тереза не поленилась съездить туда и попозировать фотографам на фоне новых домов, построенных другими благотворительными организациями. Ее монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь.

Когда в Индии вспыхивали эпидемии, то мать Тереза не оказывала помощи в борьбе с ними, но зато активно фотографировалась с больными. А когда она позже прибывала в Рим, то СМИ сообщали всему миру, что она помещена под карантин. Это было еще одно напоминание о ее мнимой борьбе с болезнями.

Можно найти подробнейшие описания ее посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил.

Несмотря на то, что Агнес Бояджиу везде призывала к скромному христианскому образу жизни, сама она во время своих многочисленных путешествий по миру предпочитала передвигаться в персональных самолетах и вертолетах, а останавливаться в самых фешенебельных резиденциях.

Благодаря массированной пропаганде миллионы людей поверили всемирной благодетельнице несчастных и высылали ее ордену свои пожертвования. Кроме Нобелевской премии, мать Тереза и ее орден получили еще десятки премий от различных организаций на огромные суммы. Однако о том, как они расходуются, нобелевская лауреатка говорить не любила. На просьбы журналистов об интервью она обычно отвечала: «Пообщайтесь лучше с Богом».

Благодаря дружбе с Индирой Ганди ее монашеский орден, зарегистрированный в Индии, был долгие годы освобожден от какого-либо финансового контроля под предлогом того, что он является крупной благотворительной организацией. При этом, когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры миссионерки любви» не было даже среди 200 первых. Сама мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии врала, что была оказана помощь 36000 жителям Калькутты. Проверка, проведенная индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700.

Самый мощный скандал, связанный с расходованием пожертвований, полученных Агнес Бояджиу, произошел в 1991 году, когда немецкий журнал Stern на основе документов опубликовал информацию о том, что только 7% пожертвований идет на лечение больных. Гигантские суммы оседали на счетах Банка Ватикана в Риме. Несмотря на огромные суммы, никто не проводил модернизацию медицинских центров, не закупалось оборудование. Вместо этого средства тратились на открытие новых центров по всему миру, где под видом спасения тела спасают душу путем ее обращения в католическую веру. Официально на новые центры и ушла вся Нобелевская премия новой святой.

Происхождение пожертвований мать Терезу не смущало. Она спокойно принимала деньги, награбленные диктаторами у своих народов. Причем как от проамериканских антикоммунистических диктаторов, так и от коммунистических.

В 1981 году она посетила Гаити, где правил Жан-Клод Дювалье, получивший власть за 10 лет до этого в 19-летнем возрасте после смерти отца-диктатора. Казалось, что хорошего можно сказать о ситуации в самой бедной стране Западного полушария и одной из беднейших в мире, где процветают коррупция и болезни, и где семейством Дювалье совершено 60 тысяч явных и тайных политических убийств. Однако мать Тереза заявила, что нигде в мире не видела такой близости между бедняками и руководителем государства.

В результате она получила от гаитянского диктатора 1,5 миллиона долларов. Республика Гаити и ее руководитель ей явно понравилась и в 1983 году она посетила их снова. На сей раз после высказываний о том, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью» она была награждена высшей наградой страны — орденом Легиона славы и получила еще 1 миллион долларов. Взаимная любовь на Гаити кончилась через 3 года, когда народ сверг любимого диктатора, а тот отплатил любимому народу тем, что украл у него сотни миллионов долларов, бежав с ними в свою резиденцию на Французской Ривьере.

В 1989 году она посетила родину своих предков — Албанию. Она была там по приглашению нового коммунистического лидера Рамиза Алии, который, по примеру Михаила Горбачева, решил провести в своей социалистической стране демократические реформы. Он принял власть за четыре года до этого, после смерти Энвера Ходжи, правившего Албанией 40 лет.

Среди государственных руководителей трудно найти человека, имеющего большие заслуги перед католической церковью, а также перед всеми другими церквями. Первое, что он сделал, придя к власти после Второй мировой войны, был расстрел двух католических епископов и 40 священников. В 1967 году вождь албанских коммунистов объявил, что его страна стала первым в мире атеистическим государством. В связи с этим были закрыты все храмы, в том числе и 157 католических церквей. Священнослужители брошены в тюрьмы. За совершение религиозных обрядов полагалась смертная казнь, а за индивидуальное исповедование религии — отправка в лагеря. Расстрелы священнослужителей всех вероисповеданий продолжались в течение всего периода его правления. Так, в 1971 году, когда вышедший из тюрьмы католический священник Штьефен Курти крестил младенца, он был расстрелян, родители отправлены в лагеря, а младенец в детдом.

Но все это не помешала монахине Терезе возложить венок на могилу Энвера Ходжи и сказать о нем много похвальных слов. Позже Агнес Бояджиу посетила вдову Энвера — Неджмие. О новом руководителе Албании она сказала, что «счастлива за свой народ, у которого есть такой руководитель».

Албанский народ не оценил своего счастья и в 1992 году отстранил Рамиза Алию от власти, а еще через год отправил его в тюрьму.

Кроме Рамиза у матери Терезы были взаимовыгодные встречи с коммунистическими руководителями Кубы и ГДР — Фиделем Кастро и Эриком Хонекером. Получала она деньги и от Ясера Арафата, с которым встречалась в Ливане.

Крупным спонсором ордена «Сёстры миссионерки любви» был и английский лорд еврейского происхождения и медиамагнат Роберт Максвелл, укравший из пенсионного фонда своих же работников 600 миллионов долларов и избежавший тюремного наказания из-за гибели на яхте. Другим известным дарителем, облагодетельствовавшим мать Терезу на 1,25 миллиона долларов, был американец Чарльз Киттинг. Позже, когда он попал под суд за то, что ограбил 23 тысячи вкладчиков своего фонда на 252 миллиона долларов, мать Тереза послала письмо с просьбой о помиловании верного и щедрого сына католической церкви.

В ответном письме прокурор Пол Терли написал, что «церковь не должна позволять использовать себя как средство для успокоения совести для преступника» и предложил Агнес Бояджиу вернуть полученные от Киттинга деньги тем, у кого они были украдены. В ответ — тишина.

Интересно, что другим получателем помощи от Чарльза Киттинга был американский сенатор и большой друг нынешней украинской власти Джон Маккейн. Может быть, все это и помогло щедрому католику отделаться за такое огромное хищение всего лишь 4,5 годами тюрьмы и сейчас он снова в крупном американском бизнесе.

Отказ вернуть деньги, украденные у американцев, не испортили отношения матери Терезы с властями США. Совсем наоборот: наряду с Ватиканом, удостоившим ее своей высшей наградой — объявлением святой, вторым государством, сделавшим это, стали США. В 1996 году она стала почетным гражданином США, это звания до нее получили всего 3 иностранца, а в 1997 году она была награждена высшей американской наградой — Золотой медалью Конгресса. Официально такие высокие награды объясняются ее благотворительной деятельностью, но наверняка не забыты и ее другие заслуги перед США.

3 декабря 1984 года в индийском городе Бхопал произошла крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества. В результате взрыва емкости на 60 тысяч литров на химическом заводе, принадлежавшем американской компании «Юнион карбайд» в воздух попали 42 тонны ядовитых паров. 4000 человек погибли сразу, еще 21 тысяча позже. Общее количество пострадавших — до 600 тысяч человек. Причиной катастрофы стала экономия на мерах безопасности со стороны химической компании, хотя в «Юнион карбайд» упорно твердили, что это диверсия. Кроме того, компания отказалась сообщить название ядовитого вещества из соображений коммерческой тайны, что затруднило работу индийских гражданских и военных медиков. Пренебрежение американским бизнесом вопросами безопасности местного населения, приведшее к таким ужасающим последствиям, могло поставить под удар не только химическую компанию, но и репутацию США во всех странах третьего мира.

Меры были приняты. На сей раз мать Тереза не осталась безучастной к трагедии индийского народа. Она прибыла в Бхопал в сопровождении своих многочисленных монахинь и волонтеров. Мать Тереза выступала в людных местах и в своих выступлениях объясняла, что это наказание от Бога, что надо молиться и он накажет виновных, а сейчас надо простить. Последнее слово было главным во всех ее речах. Это же внушали монахини и волонтеры в индивидуальном порядке тем, кому они оказывали свою примитивную медицинскую помощь.

Это помогло предотвратить антиамериканские выступления, которые привлекли бы внимание во всем мире. Американская компания «Юнион карбайд», ответственная за эту трагедию, смогла в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования договориться о выплате жертвам аварии 470 миллионов долларов в обмен на отказ от дальнейших судебных исков. Расследование трагедии продолжалось 26 лет и только 7 июня 2010 года суд в Бхопале приговорил семерых индусов, работавших на химическом заводе к двум годам тюрьмы и штрафу на сумму, равную 2100 долларам США. Бывший директор завода американец Уоррен Андерсон был оправдан.

Компания «Юнион карбайд» сделала ордену матери Терезы крупное пожертвование. Разумеется за медицинскую помощь, а не за пропагандистскую.

Имеется и информация о том, что через организацию матери Терезы оказывалась тайная финансовая помощь никарагуанским контрас. Это косвенно подтверждается ее награждением президентом США Рональдом Рейганом Медалью Свободы в 1985 году.

С момента смерти основательницы ордена «Сёстры миссионерки любви» и до того момента, как она стала святой прошло ровно 19 лет и шел этот процесс нелегко. По правилам католической церкви для того, чтобы человек был канонизирован как святой, он должен совершить чудо.

Поиск чудес, совершенных матерью Терезой, был поручен канадскому священнику Брайану Колодийчуку. Вначале он объявил, что жительница индийского штата Бенгалия Моника Бесра имела 17-сантиметровую злокачественную опухоль в желудке. В годовщину смерти матери Терезы — 5 сентября 1998 года ее сестра положила ей на живот медальон с ликом Святой Богородицы, которым прикоснулись к телу матери Терезы в день ее похорон и обратилась к всемирной праведнице с молитвой о ее выздоровлении. Через 8 часов опухоль исчезла.

Все было чудесно, в прямом и переносном смысле этого слова, но тут Моника Бесра поссорилась со своим мужем, а тот заявил журналистам что у его жены была не опухоль, а киста яичника, которую вылечили с помощью лекарств, за которые он заплатил крупную сумму из своего кармана, а затем отвел журналистов к врачам, у которых сохранились соответствующие медицинские документы.

Разумеется, после этого скандала у Ватикана вера в святость монахини, принесшей ему по самым скромным подсчетам 3 миллиарда долларов и миллионы новых последователей, не пропала. Но для сохранения приличия была сделана многолетняя пауза в канонизации для успокоения и забвения.

В 2008 году преподобный Колодийчук нашел новое чудо в Бразилии, где у Марсилио Хаддата Андрино была злокачественная опухоль мозга, но после того как его жена Фернанда стала молиться матери Терезе, она исчезла. Никаких медицинских документов в данном случае не было, что гарантировало от повторения случая с Моникой Бесра.

Но тут грянул новый скандал. Достоянием гласности стали ее письма своему духовнику бельгийскому священнику-иезуиту Генри и ее дневники. В них она пишет: «У меня нет веры», «Небеса заперты», «Мне говорят, что Бог любит меня, но темная, холодная и пустая реальность настолько сильна, что ничто не трогает мою душу. Все внутри меня холодно, как лед».

Но самой неожиданной стала следующая запись: «Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог может не быть Богом. Возможно, его нет», которая совсем не годится для монахини, постоянно утверждавшей, что регулярно общается с Иисусом Христом. Конечно же, и этот скандал не повлиял на решение Святого престола о святости Агнес Бояджиу, но опять пришлось брать паузу.

Ватикану, наконец, удалось завершить процесс канонизации матери Терезы и это комментируется множеством людей.

Среди них итальянец Джорджио Бруско, лично знавший Агнес Бояджиу и отбывающий сейчас тюремное заключение за руководство преступным сообществом, которое в его стране называют мафия.

Он высказался лаконично: «Если она святая, то я — Иисус Христос».

26 августа 1910 года родилась католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», лауреат Нобелевской премии мира и причисленная в 2003 году Католической Церковью к лику блаженных Мать Тереза Калькуттская.

Сегодня мы решили продемонстрировать основные вехи ее жизненного пути и отобразить их в нашей классической фотоподборке.

Агнесса Гонджа Бояджиу родилась в семье албанского торговца в Македонии, в 1910 году. В 1919 году, когда Агнес было 9 лет, погиб её отец. Дружная и обеспеченная благодаря отцу семья пережила не только горе, но и впервые столкнулась с материальными трудностями.



Мать Тереза в юности

В 1928 году, в 18 лет, Агнесс окончила среднюю школу и задумалась о своём будущем. Однажды услышав, как священник читает письма от миссионеров из Индии, она заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии и послушала внутренний голос, который «призывал её стать миссионеркой в Индии». На этот раз девушка не стала противиться зову сердца, а решила «отправиться и поведать о жизни Христа людям». Для этого она уехала в Дублин (25.09.1928) и вступила в ирландский Орден сестёр Лорето, имевший миссию в Индии.


Молодая Мать Тереза

Зимой 1929 года после двух месяцев пребывания в ирландском Ордене сестёр Лорето и изучения английского языка Агнесс прибыла в монастырь Ордена в предгорье Гималаев, где и провела срок своего послушничества, готовясь к пострижению в монахини. По окончании срока её направили в Калькутту преподавать историю и географию в школу Св. Анны для девочек из обеспеченных семей. Здесь она выучила хинди и бенгальский язык. Здесь же впервые столкнулась с ужасающей нищетой Калькутты. 24 мая 1937 года Агнесс приняла монашеские обеты и стала директором школы Св. Анны.

«Мир начинается с улыбки»

Агнесс Гонджа Бояджиу взяла себе монашеское имя Тереза в честь Святой Терезы де Лизье, французской монахини XIX века, которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.


«Бог посылает нам испытания, чтобы мы, преодолевая их, укреплялись, а не отчаивались»

10 сентября 1946 года сестра Тереза отправилась на ежегодное Святое Говенье в Дарджилинг, позже эту поездку она назвала «самым важным путешествием в её жизни ».


Под мерный перестук колёс в поезде она задремала, но внезапно проснулась оттого, что услышала голос, который был внутри неё: «Иди и живи среди бедных, а Я буду с тобой ». Это было божественное видение, смысл которого ей был ясен — Калькутта, беднейшая из бедных.


«Если вы судите кого-либо, то у вас не остается времени его любить»


Она вспоминала позже: «Я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им. Это был приказ свыше, от самого Бога. Теперь я знала, что надо делать, но не знала как ».


Сестра Тереза была настойчива в своём стремлении — уйти из монастыря и жить среди бедных, но ни мать-настоятельница монастыря, ни сестры Ордена не поддержали её решения и даже стали относиться враждебно. Страдая от такого непонимания, сестра Тереза серьёзно заболела и едва не умерла. Во время болезни на неё снизошло видение, в котором она увидела себя на Небе стоящей перед Святым Петром. Между ними состоялся диалог:

- Зачем ты пришла сюда ? — спросил её Святой Пётр. — Тебе здесь нечего делать. На Небе нет бедных. О ком же ты будешь заботиться здесь ?
- Ладно, я уйду, но скоро и у вас появятся бедные. Я приведу их на Небо из трущоб , — ответила ему монахиня.


«Самое важное лекарство — это нежная любовь и забота»

Оповещённый обо всём этом архиепископ Калькутты не знал, как поступить, и отложил принятие решения на год. Год спустя сестра Тереза (37 лет), ещё более уверовав в своё предопределение, вновь обратилась к архиепископу, а тот — в Ватикан к Папе римскому и в Ирландию в руководство Ордена. И, наконец, ещё год спустя, 16 августа 1948 года (38 лет) сестра Тереза получила разрешение покинуть Орден при условии, что она продолжит следовать обету нищеты, целомудрия и поста.


«Ад — это место, где дурно пахнет и никто никого не любит»

Навсегда простившись со спокойной, размеренной жизнью монастыря, сестра Тереза по ускоренной программе окончила курсы медсестёр и пошла в самый бедняцкий квартал Калькутты — трущобы Моти Джил. В первый день она просто говорила с нищими и помогала им, чем могла. На второй день взялась учить пятерых ребятишек из бедных семей алфавиту, рисуя буквы прямо на песке. Спала на соломенном полу в хижине, питалась, чем приходилось. Но уже некоторое время спустя, сумела снять небольшое помещение для школы, чтобы учить детей читать, писать и обслуживать себя, а также говорить с ними о Боге, который, несмотря на всю эту убогость, любит их.


«Добрые слова сказать несложно, но их эхо долго живет в человеческих сердцах»

Вскоре у неё появилась помощница, потом вторая, третья, четвёртая. Через год их уже было семеро. Все они тщательно отбирались, по самым строгим правилам их начальницы. Сестра Тереза была очень деятельной и целенаправленной, к тому же, не лишённой трудолюбия и не боящейся трудностей.


1950 год. Матери Терезе 40 лет — «время нонагонов» (Многие события, происходящие в это время, особенно начатые по инициативе самого человека, следует воспринимать как долг. Взятые в это время обязательства придётся выполнять ).


Мать Тереза и Принцесса Диана

Орден Сестёр Милосердия был открыт. Можно сказать, с этого времени сестра Тереза стала Матерью Терезой. В уставе своего Ордена к трём монашеским обетам (нищеты, целомудрия и поста) она добавила четвёртый — всеми силами служить беднейшим, ничего не требуя взамен. Поэтому дальше была работа — тяжёлая, неприятная, гнетущая, изматывающая, но с радостью в сердце и улыбкой на устах.


«Добрые слова кратки, произнести их легко, но эхо их продолжает звучать в вечности»

Ватикан никакой помощи не выделял, и сестры справлялись сами. Следуя уставу, они не имели никакого имущества, кроме одной смены одежды, спали на соломенных матрасах прямо на полу, питались рисом и овощами. Ежедневно вставали в 4 часа утра, усердно молились, а затем по 16 часов в день работали среди бедных. Чем занимались? Выпрашивали у богатых еду, тряпьё и лекарства с истёкшим сроком годности. Подбирали на улицах стариков, детей-калек, прокажённых, мыли их, обрабатывали раны, кормили и пр. (за 40 лет существования домов для умирающих сестрами Ордена с улиц Калькутты было подобрано 54 000 человек!).


«Радость — это сети любви для уловления душ»


Дом для умирающих посетил папа Иоанн Павел II (4 февраля 1986 года). Он был настолько потрясён всем происходившим, что не смог произнести ни слова, «с того самого дня Мать Тереза стала его правой рукой, его вторым «Я» в женском обличье». Сегодня первый Дом для умирающих («Нирмал Хирдай») стал молельней, доступной для всех желающих. В одном из его углов стоит статуя Божьей Матери с диадемой из золотых колец на голове. Когда-то эти кольца носили в носу женщины, которые умерли в этом Доме. «Вот так те, кто не имел ни гроша, подарили Божьей Матери золотую корону », — говорила о них Мать Тереза.


Фото: Мать Тереза отпускающая голубя

Исцелить их было нельзя, им помогали умереть. И бедняги, которым более всего на свете нужна была простая человеческая любовь, умирали с улыбкой на устах. В христианскую веру их не обращали, хотя и говорили им: «Хвала Иисусу в твоём лице, ведь это ты сейчас делишь с ним его муки». Хоронили по индусским обычаям. И так изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, без помощи и поддержки, всё только по воле Провидения…


«Легко любить дальних, но не так-то легко полюбить ближних»

Осенью 1950 года Орден Миссии Милосердия, в котором к тому времени было уже 12 сестёр, начал свою официальную деятельность (утверждён 7.10.1950 папой Пием XII). Сегодня тысячи сестёр Ордена Милосердия во всём мире отмечают 7 октября, как день основания единственного католического Ордена, возникшего в XX веке.


«Мы не можем творить великие дела — а только маленькие дела с большой любовью»

Мать Тереза сама удивлялась тому, как порой решались материальные проблемы. Сразу же после открытия Ордена один богатый господин продал им за бесценок свой дом, который стали называть «Домом Матери» (в нём жили сестры милосердия, прибывавшие из других городов Индии, а в дальнейшем — и со всего мира). Понемногу поступали подаяния от людей. С началом же экспансии Ордена по всему миру (1965 год) Мать Тереза стала получать премии и крупные пожертвования, которые всецело направлялись на помощь беднейшим из бедных.


«Слова ободрения и привета могут быть коротки, но у них бесконечное эхо»

Мать Тереза сама открывала новые отделения своего Ордена в разных странах. Сама или по просьбе Папы Римского отправлялась в зоны войн и катастроф; посетила палестинские лагеря беженцев в Ливане, Эфиопию во время засухи, Гватемалу после землетрясения, Советский Союз после Чернобыля и Спитака, Боснию и Герцеговину в годы их разрухи.


17 октября 1979 года мать Тереза получила Нобелевскую премию мира

Во время своих поездок Мать Тереза никогда не оставалась просто сторонним наблюдателем, она помогала людям, например, в разбомбленном Бейруте подобрала и чудом вывезла оттуда 60 изувеченных и больных малышей, в Спитаке открыла Дом милосердия для пострадавших от землетрясения. Когда же мир узнал о массовых изнасилованиях в Боснии, которые превратились едва ли не в орудие войны, Мать Тереза отправилась туда, в поездку по женским больницам. Она просила пострадавших боснийских женщин не делать аборты. «Отдайте их мне, если вы не хотите воспитывать их сами. У меня хватит любви для всех отвергнутых детей», — говорила им Мать Тереза.


«Я чувствую себя карандашом в руке Господа. Бог пишет нами, и пишет хорошо, даже если мы — несовершенное орудие»

Католический орден, организованный Матерью Терезой, не смотря на строжайший аскетизм, пользуется огромной популярностью во всём мире. На сегодняшний день это единственный религиозный орден, в который число желающих вступить превышает возможности конгрегации их принять.


«Любовь не должна и не может быть самоцелью, ибо в таком случае она теряет смысл и свое значение»

По данным 1997 года (года смерти Матери Терезы и подведения итогов её деятельности) в мире существовало 400 отделений Ордена Сестёр Милосердия в 111 странах, 700 Домов Милосердия в 126 странах, сотни тысяч людей получили медпомощь, в школах Ордена обучалось 20 000 детей. Бюджет Ордена составляет примерно 10−50 миллиардов долларов в год.


Памятник Матери Терезе в родном городе Скопье

Хотя Мать Тереза считала свою работу «каплей в море», её известность и признание в мире росли. Возросли и обязанности. Выйдя за рамки Калькутты, она стала посланником миссии милосердия в других городах и странах, а вместе с тем желанным и почётным участником многих общественных мероприятий и форумов. Её труд был отмечен многочисленными почётными наградами и премиями, особенно в 70-ые годы.

"Величайшая нищета – это нищета сердца." - Мать Тереза

Мать Тереза Калькуттская (настоящее имя Агнес Гонджа Бояджиу ; алб. Agnes Gonxha Bojaxhiu; 26 августа 1910 - 5 сентября 1997) - католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). Причислена Католической Церковью к лику блаженных.

В 1997 году награждена высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.

Биография

Божья сила в действии

“Господи, позволь мне проповедовать Тебя без проповеди – не словами, а примером, притягательной силой, благотворным действием того, что я совершаю, полнотой Твоего присутствия в моем сердце... ”. Эти слова принадлежат женщине, которой выпала нелегкая и радостная доля нести людям Благую Весть, что Бог есть любовь и смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым. В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими сестрами по вере являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться.

Ее называли мать Тереза. Она действительно стала матерью для многих никому не нужных детей – младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов и сирот... Маленькая, худощавая, улыбчивая старушка. Проницательный взгляд, подвижное лицо, грубые, непропорционально большие натруженные крестьянские руки. В ее присутствии собеседники ощущали себя осмысленной частью творения – она лучезарно и умно смотрела в лицо мира, смотрела людям в глаза, извиняясь, что вынуждена спешить. Не говорила ежесекундно слов о Боге, но о Нем свидетельствовала своей жизнью. Она радостно делала то, что оказалось за пределами человеческих интересов: говорила никому не нужному, ничем не примечательному нищему, увечному, беспомощному: “Ты не один!”.

Мать Тереза утверждала: “Есть Так много религий и каждая имеет свои пути следования за Богом. Я следую за Христом: Иисус – мой Бог, Иисус – моя Жизнь, Иисус – только Он моя Любовь, Иисус – моё Все во всем...”

Детство и юность Агнессы Гонджи Бояджиу

Мать Тереза (Агнесса Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в городе Скопье, Македония. Она была младшей из троих детей Николы Бояджиу, богатого строительного подрядчика и торговца. Агнес была хорошенькая, послушная, внимательная. Прекрасно пела в церковном хоре, играла на гитаре, помогала маме. То хотела быть писательницей, то учителем музыки, то миссионером в Африке... Девушка была талантлива, ее стихи печатали в местной газете.

Раз в неделю их мать вместе с детьми навещала в городе больных, относила нищим еду и одежду. Мама хотела, чтобы её дети были чутки к человеческой нужде и учились любить своих ближних. Она часто напоминала им: “Вам повезло, вы живёте в красивом доме, у вас есть еда, одежда, вы ни в чём не нуждаетесь. Но вы не должны забывать, что множество людей испытывает голод; есть дети, которым нечего есть, нечего одеть, а когда они болеют, у них нет денег на лечение”.

Трагическим переживанием для семьи стала внезапная смерть отца. Первые годы после его кончины были для семьи очень тяжёлыми, но мать, женщина с сильной верой, умела преодолевать трудности. “Мама учила нас молиться и помогать людям, которым трудно. Даже после смерти отца мы старались быть счастливой семьёй. Мы учились ценить молитву и труд, - вспоминала мать Тереза. - Многие бедняки в Скопье и его окрестностях знали наш дом. Никто никогда не уходил от нас с пустыми руками. Каждый день кто-то с нами обедал, это были бедняки, люди, у которых не было ничего”.

К двенадцати годам Агнес уже знала, что каким-то образом должна посвятить свою жизнь Богу. Ей претило затворничество за высокими стенами обители, а забота о спасении собственной души в тихих монастырских кельях казалась столь же эгоистичной, как и неусыпное бдение по охране собственного богатства.

В восемнадцать лет она покинула тёплый, уютный родительский дом и вступила в ирландский миссионерский орден “Лоретских сестёр”. Год Тереза провела в дублинском аббатстве, изучая английский язык. Она также изучила основы медицины в Сорбонне, и 6 января 1929 г. отплыла в Калькутту. С тех пор её обителью становились уголки, где боль и страдания людей превышали привычный земной градус.

Ее старший брат Лазарь, ученик военной академии, счел поступок сестренки девической блажью, о чем и написал в письме. Ее ответ бесконечно цитируют биографы: “Ты считаешь себя значительным, потому что станешь офицером и будешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить Королю всего мира”.

Начало служения в Индии

Свое служение она начала в Индии – стране, известной своей невероятной нищетой и бедностью. В 30-х годах минувшего столетия Калькутта могла повергнуть в ужас любого европейца. В зарослях кустов на городских улицах водились ядовитые змеи, к стенам дворцов жались жалкие лачуги, люди (миллионами!) рождались, жили и умирали на кучах мусора. Среди таких пейзажей сестра Тереза провела 16 лет, обучая бенгальских девочек истории и географии на их родном языке. Однако ее подвижничество не замкнулось лишь на уличных детях и организации школ.

16 августа 1948 года мать Тереза, добившаяся разрешения Рима стать вольной монахиней-миссионеркой, переодевшись в купленное на рынке дешевое сари белого цвета с голубой каймой, покинула сестринскую обитель. С пятью рупиями в кармане она исчезла в трущобах Калькутты. Как отмечают историки, она сделала это по призыву Христа – следовать за Ним в трущобы, чтобы служить Ему через беднейших. И этому призыву сестра Тереза последовала без колебаний. По ее словам, величайших грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим беспомощным братьям.

Позже она вспоминала: “В монастыре я жила, не ведая трудностей. Никогда и ни в чём я не испытывала нужды. И вот всё изменилось. Я спала, где приходилось, на полу, в трущобах, где по углам скреблись мыши; я ела то, что ели мои подопечные, и только тогда, когда было, что поесть. Но я выбрала эту жизнь, чтобы в буквальном смысле претворить в жизнь Евангелие, особенно эти слова Иисуса: „Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне“. В самых убогих людях Калькутты я любила Иисуса, а когда любишь, то не испытываешь страданий или трудностей. Тем более, что с самого начала у меня не было времени, чтобы скучать. Моим призванием было служение самым убогим. Я жила, всецело полагаясь на волю Божию, и Господь вёл меня. Я каждую минуту ощущала Его присутствие, видела Его непосредственное вмешательство в мою жизнь”. Она взяла на себя самую страшную, пожалуй, миссию – помогать умирающим уходить в мир иной.

Основание Дома для умирающих бедняков

И вот, в один из сентябрьских дней 1946 года сестра Тереза стала свидетельницей ужасной, но вполне обычной для Калькутты истории. К воротам городской больницы сын привез на тачке умирающую мать. Тело несчастной покрывали жуткие струпья, она не могла двигаться. Лепра – недуг страшный, ее жертвы обречены на смерть в полном одиночестве, так как родственники стараются избавиться от прокаженного… В больницу женщину не взяли, сын оставил ее умирать на улице, прямо на залитой помоями мостовой. Умирающая была объедена крысами и муравьями, но ещё жива. Этот полутруп никто не хотел принимать даже в самую скромную больницу. К чему? Несчастной уже не поможешь, а дожидаться, пока она умрёт – слишком дорого, да и лучше лечить других, которые пребывают не в столь плачевном состоянии... Сестра Тереза попыталась ей помочь. Но не все в человеческих силах: “Я не могла возле нее находиться, переносить этот запах. Убежала и стала молиться: “…Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения, чтобы я могла принять Христа, Христа коснуться, любить Христа в этом разрушенном теле…” Она вернулась, вымыла нищенку, ласково поговорила с ней. “Она умерла с улыбкой, - рассказывала мать Тереза. – Это был для меня знак, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем моя слабость”. Так было положено начало “Дому для умирающих бедняков”. Она попросила муниципалитет выделить ей место, куда можно было бы свозить умирающих. Каждый, даже самый последний, уродливый, мало похожий на разумное существо, бедняга был принят в этом доме.

Сестра Тереза вспоминала: “Как-то раз к нам принесли одного человека. Он вопил и стонал; он не хотел умирать. Его позвоночник был сломан в трех местах, все его тело было покрыто жуткими ранами. Его мучения были ужасны. Но он не хотел никого видеть... Ему давали огромные дозы морфия и любви; ему рассказывали о страданиях Того, Кто любил его больше всех на свете. Постепенно он начал слушать и принимать любовь. В последний раз он отказался от морфия, потому что захотел объединиться с Тем, Кто его спас”.

"Красивая смерть"

Мать Тереза ухаживала за людьми в последние часы их жизни, чтобы они “умерли красиво”. “Красивая смерть, – говорила она, – это когда люди, которые жили как животные, могут умереть как ангелы… Обращение есть перемена сердца посредством любви... ”.

Вначале жители Калькутты видели в служении этой христианки вызов своей вере. Однако после того, как она подобрала на улице умирающего от холеры жреца языческого храма и на руках внесла его в свой приют, отношение к ней изменилось.

Плоды молитв и милосердия

Каждое утро мать Тереза начинала с нескольких часов молитвы. Она не могла выйти к людям, не почистив предварительно свою душу от личных амбиций и людской злобы, что наслаивалась в атмосфере. Зато, когда она со своими верными сёстрами появлялась на улице, радость сочилась из их глаз и изливалась на враждебные лица.

"Выгодная" Нобелевская премия

То, что начиналось с двенадцати сестер милосердия, сейчас насчитывает триста тысяч сотрудников, которые трудятся в восьмидесяти странах мира, управляя там детскими домами, клиниками для лечения СПИДа, лепрозориями...В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». Средства, которые должны были быть потрачены на банкет, она попросила передать “моим людям”. Так она называла страдающих.

На церемонии вручения премии она произнесла: “Я выбрала бедность бедных. Но я благодарна за возможность получить Нобелевскую премию во имя голодных, раздетых, бездомных, калек, слепых, прокаженных, всех тех людей, которые чувствуют себя нежеланными, нелюбимыми, забытыми. Людей, которые в обществе стали бременем и отвержены всеми”. Она также изложила свою точку зрения об абортах в Нобелевской лекции: “Я вижу величайшую угрозу миру в абортах, поскольку они представляют собой настоящую войну, убийство, осуществляемое матерью”. Тереза осуждает феминизм, особенно в Индии, призывая женщин строить крепкие семьи, предоставляя “мужчинам делать то, к чему они лучше приспособлены”.

Из Нобелевского лауреатства она “извлекла выгоду”. Полем ее деятельности были горячие точки планеты: Северная Ирландия, Южная Африка, Ливан. Oна могла негромко, но властно останавливать войну – пусть ненадолго, как в Бейруте в 1982 году – только на время, необходимое для эвакуации 37 детей из зоны огня, которые были закрыты во фронтовом госпитале. Во время осады Бейрута мать Тереза убедила армию израильтян и палестинских партизан прекратить перестрелку. Это очень мало, ничтожно – по сравнению с глобальными проектами века. Но там, где измеряют ценность души, совсем иные критерии.

Выступление в ООН

В 1985 году мать Терезу пригласили на Генеральную Ассамблею ООН по случаю 40-летия организации. Была одна проблема – по правилам ООН на заседаниях Ассамблеи не полагается молиться. Однако это правило было не способно остановить ее. Она поднялась на трибуну, помолилась, и прочитала собравшимся лидерам стран мира такое послание: “Вы и я должны сделать шаг навстречу друг другу и разделить радость любви. Но мы не можем давать то, чего не имеем сами. Вот почему нам нужно молиться. И молитва даст нам чистое сердце...” Да, где бы ни была эта женщина, она везде оставляла за собой благоухание Божие, Его следы!

Мать Тереза не любила давать интервью. Она знала: нет времени, ее ждут. Ей дарили невероятные машины – она продавала их и на вырученные деньги строила госпиталь. Один репортер, специально приехавший в Калькутту, чтобы взять интервью у матери Терезы, услышал в ответ: “Интервью со мной? Разговаривайте лучше c Богом...” На следующий день он уже помогал сестрам обмывать умирающих и за время своего пребывания в приюте больше ни разу не упомянул об интервью.

Понимание любви Христовой

Часто ей говорили: “Вы лечите не причину, а следствие. Вы латаете дыры. Ваш труд тонет в океане проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями на государственном уровне”. Она не принимала такую критику и считала, что поступает в полном соответствии с буквой и духом Писания. Она это делала для “малых сих”, а значит – для Христа.

“Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его”. Когда же ей говорили, что ее труд не приносит значительных плодов и бедных становится в мире все больше, она отвечала: “Бог не призвал меня быть успешной – Он призвал меня быть верной”.

У одного журналиста, наблюдавшего ежедневную помощь матери Терезы и сестер ее ордена Милосердия прокаженным, больным и умирающим, вырвалось: “Я бы не сделал этого и за миллион долларов”. “За миллион и я бы не сделала, - ответила мать Тереза, - только бесплатно! Из любви ко Христу!”

"Карандаш" в Божьих руках

Она называла себя карандашом в руках Бога, пишущего миру письмо любви, а ее мысли и высказывания можно найти не только в многочисленных изданиях, но и в папке меню индийского ресторанчика, равно как и на стене основанного ею приюта для умирающих от СПИДа: “Жизнь – это шанс, не упусти его. Жизнь – это красота, удивляйся ей... Жизнь – это долг, исполни его... Жизнь – это любовь, так люби... Жизнь – это трагедия, выдержи ее... Жизнь – это жизнь, спаси ее!.. Жить стоит. Не уничтожай свою Жизнь!”

В бывшем Советском Союзе мать Тереза известна помощью жертвам аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшим при землетрясении в армянском городе Спитак. Тогда туда съехались сотни врачей, спасателей и волонтеров, среди которых была и мать Тереза. Даже в таком пожилом возрасте она продолжала сама оказывать помощь людям.

Дневники матери Терезы

Из личных дневников матери Терезы узнаем, что часто она боролась с противоречиями, внутренней пустотой, одиночеством, ее преследовали сомнения, на самом ли деле она достойна и способна служить Господу... Однако, выздоравливая в больнице после очередного инфаркта, в своем дневнике, в здравом уме и твердой памяти, она с уверенностью писала: “Кто для меня Иисус?..” И дальше следует потрясающий список: “Иисус – Слово, которое следует произнести. Свет, любовь, мир… Иисус - голодный, которого нужно накормить, жаждущий… Бездомный. Больной. Одинокий! Нежеланный!.. Слепой! Калека! Заключенный!.. Иисуса люблю я всем своим сердцем, всем своим существом. Я все Ему отдала, даже свои грехи... ”.

Незадолго до того, как мать Тереза перешла в вечность один журналист спросил у нее, боится ли она смерти. Она ответила: “Нет, совершенно не боюсь. Умереть – значит вернуться домой. Разве вы боитесь возвращаться домой к своим близким? Я с нетерпением ожидаю смерти, ведь тогда я встречу Иисуса и всех людей, которых во время своей земной жизни я старалась одарить любовью. Это будет чудесная встреча, разве не так?”. Когда она говорила это, её лицо светилось радостью и покоем. На вопрос, были ли у нее выходные или праздники, она ответила: “Да! У меня каждый день праздник!”

Ей открывались двери и хижин, и дворцов. Именной указатель в любой биографии матери Терезы озадачит самыми невозможными сочетаниями. Она могла не спать много суток подряд, всегда улыбаться, зайти в посольство Ирана и оставить записку аятолле – духовному лидеру мусульман – с просьбой срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников, забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-то в гардеробе королевского дворца. Эта скромная, незаметная женщина говорила с королями и нищими, выступала перед многочисленными аудиториями. В 1997 году она была награждена высшей наградой США – Золотой медалью Конгресса. Мать Тереза не искала славы, а выполняла свой долг. А все остальное – премии, ордена, речи, признание – было лишь орнаментом, внешней оболочкой, за которой скрывалась неустанная и невидимая работа души.

Жить и умереть для славы Божьей

Мать Терезу, которая всегда много и тяжело работала, странствуя по всему миру, однажды все-таки настигла смертельная болезнь. Сердце перестало поспевать за своей хозяйкой. Она отошла в вечность 5 сентября 1997 года, в возрасте 87 лет. Провожать ее в последний путь вышло полтора миллиона человек, среди которых были видные политические и религиозные деятели, а также те, кому мать Тереза посвятила всю свою жизнь – сироты, прокаженные и бездомные. Эта маленькая, вся в морщинах сестричка из Калькутты, благодаря своей полной преданности Христу, стала для людей сокровищем, потому что излучала Божью Любовь – единственное спасения для мира. Она возвратила к жизни подлинно христианское понимание благотворительности - сотворение блага не деньгами, не излишками от богатства, а затратами собственной души... Сестра Тереза утверждала: “Видите, я никогда не воображала, что могу изменить мир! Я всего лишь стремилась быть каплей чистой воды, в которой могла бы отражаться любовь Божия. Разве этого мало?! ”. Она ясно дала всем понять, что каждый из нас, последователей Христа, обладает тем малым, но необходимым капиталом любви, который мы должны умело вложить в хорошее дело – для славы нашего Господа. Актуально для нас звучат ее слова: “Вчера ушло. Завтра еще не пришло. Мы имеем только сегодня. Так давайте начнем!”

Цитаты

Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на её вере в Христа.

Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его.

Согласно некоторым источникам, в частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых "она не ощущала присутствия Бога вообще, " «ни в сердце, ни в причастии» как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (англ. Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры:

Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения, ... Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус, ты тоже неправда.

Другие

Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша
жизнь стала бы значительно лучше.

Деятельная молитва – это любовь. Деятельная любовь - это служение.

Самое важное лекарство – это нежная любовь и забота.

Любовь – это плод, который созревает в любое время и до которого может
дотянуться любая рука.

Величайшая нищета – это нищета сердца.

Каждый труд, совершаемый с любовью и с открытым сердцем, всегда
приближает человека к Богу.

Люди часто неразумны, нелогичны и эгоистичны. Несмотря на это - прощайте их!

Если вы добры, люди могут обвинить вас в эгоистических намерениях. Несмотря
на это – будьте добры!

Если вы преуспеваете, у вас появятся не только истинные друзья, но и ложные.
Несмотря на это – преуспевайте!

Если вы честны и открыты, люди могут обмануть вас. Несмотря на это – будьте
честны и открыты!

То, что вы строили многие годы, кто-то может разрушить за ночь. Несмотря на
это - стройте!

Если вы достигните спокойствия и счастья, люди могут стать завистливыми.
Несмотря на это - будьте счастливы!

То хорошее, что вы сделали сегодня, люди часто забывают завтра. Несмотря на
это - творите добро!

Отдавайте миру лучшее, что вы имеете, хоть этого зачастую может быть
недостаточно. Несмотря на это - отдавайте!

Если вы осуждаете кого-либо, у вас не остается времени любить его! Любите!
Несмотря ни на что!

Делитесь с людьми лучшим, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно.
Все равно делитесь самым лучшим, что у вас есть.

В конце концов, все, что ты делаешь, нужно не людям; Это нужно только тебе и Богу

В конце концов, вы сами убедитесь, что все это - между вами и Богом;
Все равно это никогда не было между ними и вами.

ЖИЗНЬ, это возможность - используйте ее

ЖИЗНЬ, это красота - восхищайтесь ею

ЖИЗНЬ, это блаженство - вкусите его

ЖИЗНЬ, это мечта - осуществите ее

ЖИЗНЬ, это вызов - примите его

ЖИЗНЬ, это долг - исполните его

ЖИЗНЬ, это игра - сыграйте в нее

ЖИЗНЬ, это богатство - дорожите им

ЖИЗНЬ, это любовь - наслаждайтесь ею

ЖИЗНЬ, это тайна - познайте ее

ЖИЗНЬ, это шанс - воспользуйтесь им

ЖИЗНЬ, это горе - превозмогите его

ЖИЗНЬ, это борьба - выдержите ее

ЖИЗНЬ, это приключение - решитесь на него

ЖИЗНЬ, это трагедия - преодолейте ее

ЖИЗНЬ, это счастье - сотворите его

ЖИЗНЬ, слишком прекрасна - не губите ее

ЖИЗНЬ, это жизнь - боритесь за нее

Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям (РАДОСТЬ)

В жизни много зла, в жизни есть бездомные и больные, но хуже всего тем, кто лишен радостей любви (ЗЛО)

Люби: чем больше ты разделишь с другими, тем большим будешь обладать (ЛЮБОВЬ)

Нам не нужны ружья и бомбы, чтобы победить зло, нам нужны любовь и сострадание. Все труды любви - это труды на благо мира (ДОБРО И ЗЛО)

Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше (ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ)

Любите, если это не причиняет вреда (ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ)

Самое важное лекарство – это нежная любовь и забота (ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ)

Страдание может стать путем к великой любви и великому милосердию (СТРАДАНИЕ)

Маленькие добрые дела, совершенные от великой любви, приносят радость и умиротворение (ДОБРЫЕ ДЕЛА)

Любовь - это плод, который созревает в любое время и до которого может дотянуться любая рука (ЛЮБОВЬ)

Долг – это очень личная вещь. Он проистекает из ощущения необходимости что-то сделать, а не только из необходимости побудить других людей к каким-то действиям (ЧУВСТВО ДОЛГА)

Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям (РАВНОДУШИЕ)

Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, - самый ужасный вид нищеты

Любовь нужно проявить в действии, и это действие есть служение (ЛЮБОВЬ)

Каждый труд, совершаемый с любовью и с открытым сердцем, всегда приближает человека к Богу (ТРУД)

Пусть люди видят доброту, светящуюся в твоем лице, в твоих глазах и в твоем дружеском приветствии (ДОБРОТА)

Радость – это сети любви для уловления душ (РАДОСТЬ)

Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их (ПОРОКИ)

Легко любить дальних, но не так-то легко полюбить ближних (ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ)

Ад – это место, где дурно пахнет и никто никого не любит (АД И РАЙ)

Величайший разрушитель мира, это – аборт, потому что, если мать, сама может убить собственного ребёнка, то что стоит мне убить тебя, а тебе убить меня? Это одно и то же!

Нищета души – это решить, что ребенок должен умереть, чтобы вы могли жить в свое удовольствие.

Самое большое несчастье сегодня – это не проказа или туберкулез, а ощущение своей ненужности.

Самый большой голод в мире – по любви и признательности, а не по хлебу.

Слова, которые не несут свет Христа, только усиливают тьму.

«В конце нашей жизни, нас не будут оценивать по числу полученных дипломов, заработанных и накопленных денег или богатств. Нас будут судить так: «Я был голоден, а ты дал мне еду? Я был наг, а ты дал мне одежду? Я был бездомным, а ты пустил меня в свой дом?»

«Я не знаю в точности, каковы небеса, но я знаю, когда мы умрем и настанет Божий суд для нас, Господь не спросит, сколько добрых дел ты сделал в жизни, Он спросит, сколько ЛЮБВИ ты вложил в то, что сделал?»

Видео

Мать Тереза - Madre Teresa (2003)

Мать Тереза. Святая во тьме

Документальный фильм - Мать Тереза

Кто такая Мать Тереза? Католическая монахиня, основательница организации, осуществляющей помощь бедным и обездоленным. Про Мать Терезу написано множество книг, снят не один фильм. А главное, как и о любом другом знаменитом человеке, создано огромное количество легенд. Биография Матери Терезы - тема статьи.

Духовный лидер католического мира

Правду о Матери Терезе обычные люди сегодня едва ли узнают. Одни называют ее святой, другие приводят факты, указывающие на то, что далеко не все пожертвования, направленные в организацию, основанную нею, были использованы в благотворительных целях. В биографии Матери Терезы противоречий нет, но есть они в данных о количестве людей, которым была оказана помощь. Так или иначе, она остается одним из самых сильных духовных лидеров во всём мире. Даже спустя двадцать лет после смерти.

Символ милосердия и самопожертвования

Кто такая Мать Тереза? Это одна из величайших женщин двадцатого столетия. Удостоенная после смерти государственных похорон, она считалась другом скорее бедных, нежели богатых. Основными качествами Матери Терезы были сострадание, способность к самопожертвованию. Ее имя стало синонимом к слову "милосердие". Слова Матери Терезы часто цитируют верующие люди. Однажды она сказала: "Я карандаш в руках Бога - это он пишет". Эти слова Матери Терезы можно объяснить следующим образом: всё, что она делала, являлось следствием глубокой веры. Однако, согласно некоторым источникам, самая знаменитая католическая монахиня нередко страдала от противоречий в душе. Но об этом будет сказано позже.

Если задуматься о том, какие качества свойственны великой душе, то прежде всего приходит в голову сострадание, самоотверженная любовь и забота, не ожидающая награды. Верующих людей на земле немало. Но лишь единицы способны полностью отречься от стремления к благосостоянию, карьерному росту, семейному счастью, положению в обществе ради служения Богу. Одной из таких удивительных личностей была Святая Мать Тереза. Ее имя знает каждый, оно давно стало нарицательным.

Но немногим известно о том, какой путь пришлось пройти этой женщине. Почему она стала монахиней? Что подтолкнуло на создание международной благотворительной организации? Обо всём этом расскажет краткая биография Матери Терезы, изложенная ниже.

Ранние годы

1910 год. Умер русский писатель и гуманист Лев Толстой. Родился самый известный океанограф столетия француз Жак-Мишель Кусто. А в сербском городке Скопье на свет появилась Агнес Гондже Бояджиу. Много лет спустя она станет известна как Мать Тереза, хорошие качества и светлые дела которой будут вдохновлять людей по всему миру.

Скопье — живописный город, расположенный у подножия Балканских гор. Населен он в основном мусульманами-албанцами. Семья Борджиу принадлежала к маленькой католической общине, история которой восходит к первому веку. Кто такая Мать Тереза? Это дочь весьма успешного бизнесмена, который многие годы принимал активное участие в общественной жизни. Ранний период в биографии Матери Терезы не омрачен событиями. Девочка росла в достатке, была окружена любовью и заботой.

Мать Агнес была женщиной чрезвычайно доброй, готовой помочь каждому. Она участвовала в благотворительности, но не показательной, а истинной. Нередко ухаживала за больными, помогала бедным. Родители стали для Агнес примером милосердия и сострадания. У неё было счастливое детство, далекое от мировых треволнений.

Агнес было всего четыре года, когда в пятистах километрах от Скопья произошло убийство эрцгерцога, после чего весь мир был втянут в кровопролитную войну, завершившуюся спустя четыре года. Количество погибших превышало пять миллионов. Тогда многие полагали, что эта война - конец всем войнам. Но они ошибались...

Смерть отца

В Сербии тем временем крепло албанское освободительное движение. Отец Агнес принимал в нем активное участие. Вскоре он погиб. Согласно одной версии, был убит во время уличных беспорядков. По другой — умер в результате отравления.

Мать Агнес была искусной швеей, а потому семья не пошла по миру. Но без главного кормильца приходилось нелегко. В то время Агнес чаще посещала церковь. Она нередко видела в газетах заметки о сестрах милосердия, спасающих больных в Индии, и восхищалась этими женщинами. А вскоре приняла решение уйти в монахини. Ей было восемнадцать лет.

Начало духовного пути

Кто такая Мать Тереза? Это знаменитая женщина, которая, будучи восемнадцатилетней девушкой, вознамерилась стать монахиней, хотя монахинь никогда в жизни не видела. Она вступила в Орден сестер Лорето — единственную католическую организацию, работавшую в Индии. Но прежде должна была пройти собеседование в Париже. А в случае положительного исхода отправиться в Ирландию, где и готовиться к путешествию. В сентябре 1928 года девушка села в поезд, который отвез ее далеко от родных мест. Мать Тереза вернется в родной город спустя 42 года.

В Индии: первые годы

Собеседование в Париже прошло успешно, затем Агнес переехала в Ирландию, где в первую очередь должна была пройти экспресс-курс английского языка. Через шесть недель она уже направлялась в Индию. Это было долгое изматывающее путешествие, продолжавшееся больше месяца, можно сказать, первое испытание в жизни новоиспеченной сестры милосердия. Она прибыла в Индию, не представляя, что ждет ее впереди. Так начался основной, решающий период в биографии Матери Терезы.

В 1929 году Индия была еще британской. Британцы там находились более трехсот лет, и последние сто — правили. К тому времени, когда туда прибыла будущая Мать Тереза (фото в молодости и в другие периоды ее жизни можно видеть в этой статье), здесь проживало около трехсот миллионов человек.

Несколько месяцев Агнес провела на севере страны, где был расположен монастырь Лорето. Она хотела работать учителем, но прежде следовало изучить бенгальский язык. Послушницей Марией Терезой она стала через шесть месяцев после приезда в Индию. Спустя два года, на протяжении которых она преимущественно работала в местной больнице, ее перевели в Калькутту.

Помощь бедным

Первое время она работала учителем в монастыре. Школу, где преподавала Мать Тереза, не посещали дети жителей трущоб, численность которых в ту пору увеличивалась с каждым днём. Эта работа ее полностью удовлетворяла, но однажды девушка получила письмо от матери, в котором та писала: "Не забудь о том, что ты приехала в Индию для того, чтобы помогать бедным".

Сохранилось много высказываний Матери Терезы. В девяностые годы в одной из телевизионных программ католическая монахиня вспоминала о том, что тогда, в первые годы пребывания в Индии, она приняла твердое решение: из любви к Богу давать бедным то, что богатые получают за деньги.

Вторая мировая война

Гитлер шел через Европу, и казалось, ничто его не остановит. В союзе с Италией и Японией Германия снова втянула мир в войну. После нападения японцев на Перл-Харбор перед британцами в Индии встала перспектива японского нашествия. В 1943 году в Калькутте были конфискованы все суда. Последствия были ужасающими.

В Калькутте начался голод. Мать Тереза и другие монахини, а также члены прочих благотворительных организаций делали всё, что могли. Тем не менее от голода умерло около двух миллионов человек. В сентябре 1945 года Япония капитулировала. Орудия, наконец, смолкли.

Междоусобицы в Индии

Вторая в столетии мировая война закончилась. Но в Индии затевалась своя война. Всё чаще происходили массовые беспорядки. Однажды митинг, начавшийся вполне мирно, закончился многочисленными жертвами: произошло столкновение между индуистами и мусульманами.

Жизнеописания знаменитых людей всегда наполнены мифами. Сложно определить, читая биографию того или иного великого человека, где в ней правда, а где вымысел. Немало полумифов существует относительно Матери Терезы. На фото, сделанных в разные периоды жизни, мы видим вполне обычную женщину, разве что облаченную в монашеские одежды. Но можно ли назвать обычным человека, который жизнь посвящает людям незнакомым, но оказавшимся в тяжелой ситуации?

После того как в Калькутте начались беспорядки, работы у монахинь было немало. Представавшее перед глазами зрелище мог вынести лишь невероятно сильный в духовном смысле человек. И даже ему требовался отдых. Однажды Мать Тереза решила на время покинуть Калькутту, провести несколько недель в монастыре, расположенном в Джайпуре. Она села в поезд, но до обители так и не доехала. По ее словам, в дороге она услышала голос, который приказывал ей вернуться в Калькутту, жить рядом с бедными, обездоленными и помогать им.

"Сестры Миссионерки Любви"

В конце сороковых годов была основана община, направившая свою деятельность на создание больниц, приютов, школ для детей из самых бедных районов Индии. Эта организация оказывала помощь всем нуждающимся, независимо от вероисповедания. Разрешение от католической церкви Матери Терезе получить было непросто. Почему именно Индия? Ведь там так мало христиан и почти нет католиков. Но героиня сегодняшнего повествования была уверена в том, что она должна находиться рядом с теми, кому тяжелее всего. В конце сороковых годов в помощи прежде всего нуждались жители Калькутты.

В жизни Матери Терезы, согласно ее воспоминаниям, самым тяжелым периодом был тот, когда предстояло проститься с монастырем Лорито. Этот оазис спокойствия и умиротворения, расположенный в центре кромешного ада, в который превратилась некогда прекрасная Калькутта, стал для нее родным домом. Проститься с ним оказалось для Матери Терезы сложнее, нежели покинуть родной город. Но ностальгировать времени не было. Предстояло провести масштабную работу по организации конгрегации «Сёстры Миссионерки Любви».

Орудие Божьей любви

Сложность в начинании любого дела заключается прежде всего в непонимании со стороны окружающих. Многие считали, что Мать Тереза серьезно заблуждается, полагая, что у ее идеи, хотя и основанной на милосердии и вере, найдутся последователи. Начала она с того, что умела делать профессионально: учила детей из бедных семей. Через три месяца после организации общины у нее появилась первая помощница. Спустя полгода их уже было двенадцать. Они не только учили детей, но и много времени проводили в больницах. "Мы - орудие Божьей любви", — одно из высказываний наши героини. Мать Тереза не любила, когда хвалят её или ее помощников, уверяя, что всё, что они делают, совершается по Божьей воле.

Каждый день Мать Тереза и ее помощницы проводили в трудах: готовили пищу для бедных, лечили их, учили детей. Со стороны местного населения к европейцам было мало доверия. И это ещё одна сложность, которую пришлось преодолеть Матери Терезе. К тому же она не хотела, чтобы ее и ее помощниц воспринимали как некую социальную службу, и настаивала на том, что выполняет Божью волю. Всё, что она совершала, это своего рода способ выразить свою любовь к Иисусу Христу.

Миссионерство по всему миру

В шестидесятые годы деятельность организации, основанной Матерью Терезой, переступила границы не только Калькутты, но и Индии. Появилось несколько сотен отделений и ещё больше домов милосердия, расположенных более чем в ста государствах. Миссия Матери Терезы действует прежде всего там, где не так давно произошло стихийное бедствие.

Признание

За свою жизнь Мать Тереза была удостоена нескольких наград, в том числе и международной Нобелевской премии, стала символом милосердия и сострадания. О героине сегодняшней статьи, как уже сказано, снято множество документальных фильмов.

Но не всегда режиссеры изображают основательницу самого крупного благотворительного фонда в образе блаженной. Одну из версий, идущую вразрез с общепринятым мнением о положительных качествах Матери Терезы, изложим чуть позже. Прежде стоит рассказать о последних годах жизни знаменитой монахини.

Ухудшение здоровья матери Терезы наступило в середине восьмидесятых годов. Однажды, при посещении Иоанна Павла II, у нее случился сердечный приступ. Спустя пять лет Матери Терезе вживили искусственный кардиостимулятор. Операция продлила ее жизнь, но не избавила от мук. В начале девяностых Мать Тереза перенесла пневмонию. В 1996 году у главы Ордена милосердия была обнаружена малярия. В марте 1997 года Мать Тереза отказалась от обязанности руководителя Ордена милосердия. Спустя несколько месяцев ушла из жизни.

Одинокая монахиня

Существует мнение, что Мать Терезу долгое время мучило чувство одиночества и опустошенности. Боролась она с ними с помощью самодисциплины и каждодневного труда. В одной из книг, посвящённых ей, даже приведена цитата, явственно указывающая на сомнения в существовании Бога.

Она более пятидесяти лет посвятила служению бедным и обездоленным. Каждый день выполняла работу тяжёлую и в физическом, и в душевном плане. При этом несчастных людей не становилось меньше, напротив, их количество возрастало. Мать Тереза словно выполняла сизифов труд, что, может быть, и послужило появлению чувства одиночества, обреченности. Как выразилась она в одном из писем католическому священнику, человеку, с которым ее связывала многолетняя дружба, "и в моей душе, и в мире - тьма".

Но больше всего поражает версия ученых из университета Монреаля, которые провели исследование. Они поставили под сомнение урок доброты и милосердия двадцатого столетия.

Образ, вымышленный прессой

Ученые несколько лет изучали документы, свидетельствующие об основных фактах из молодости Матери Терезы. Особое внимание уделили деятельности организации, основанной ею. В конечном счёте пришли к выводу, что образ католической монахини, причисленной к лику святых, является не чем иным, как вымыслом прессы.

В качестве доказательств исследователи прежде всего обращают внимание на политические связи, которые могут показаться довольно сомнительными, крупные суммы, проходившие через ее руки. И, конечно, плохой уход за больными в клинике Матери Терезы. Примечательно, что в последние годы жизни, когда здоровье заметно пошатнулась, она предпочла хорошо оборудованную калифорнийскую лечебницу одной из своих больниц.

Прославленная монахиня, по мнению ученых, придерживалась весьма строгих, если не сказать жестоких, взглядов. Например, ограничивала выдачу больным обезболивающего, уверяя, что их участь - это страдание. Она резко выступала против абортов, разводов и контрацепции, что, впрочем, характерно для любого настоящего католика.

Клиники Матери Терезы находились в запущенном состоянии. Об этом утверждают врачи, которые в начале двухтысячных провели обследование лечебниц. Дефицит обезболивающих препаратов нельзя объяснить недостатком средств. Мать Тереза получала деньги со всех уголков мира. Во время природных катаклизмов в Индии пожертвование она не осуществляла, но настоятельно рекомендовала молиться.

Мать Тереза и гаитянский диктатор

Что же касается сомнительных политических связей, то во время своего пребывания на Гаити Мать Тереза завязала весьма дружественные отношения с местным диктатором. В результате получила миллион долларов. Мать Тереза курировала секретные банковские счета, на которые поступали огромные суммы. Назначение их неизвестно. При исследованиях, проведенными не только учеными, но и журналистами, установлено, что на благие цели знаменитая монахиня направляла лишь десятую часть средств организации. Стоит также добавить, что в фонд привлекалось профессиональных врачей очень мало. Сама же Мать Тереза называла свою клинику "домами для умирающих".

В клиниках фонда милосердия не делалось различий между неизлечимыми и излечимыми больными. Все находились в равных условиях. Таким образом, люди, имевшие шансы на выздоровление, подвергались риску смертельной инфекции.

О том, что в действительности скрывалось за образом святой, сегодня узнать невозможно. Но даже если поверхностно изучить некоторые источники, можно обнаружить, что в них присутствуют существенные расхождения. В одном говорится о том, что монахиня время от времени слышала Глас божий. Другие указывают на отсутствие в ней веры.