Кто первый достиг китая из европейцев. История китая

В 1515г. в гавани Тамао у берегов южнокитайской провинции Гуандун близ города Гуанчжоу (Кантон) бросил якорь корабль португальского капитана Жоржа Альвареша. Пришельцы повели себя решительно и, не утруждаясь сомнениями относительно принадлежности данной земли, водрузили здесь столб с португальским гербом, что можно было истолковать как претензии на подчинение этих земель португальской короне. Ж.Альвареш приплыл сюда из порта Малакка, который незадолго до этого, в 1511 г., был захвачен португальцами, став опорным пунктом для дальнейшего закрепления их позиций на Дальнем Востоке. Очевидно, Ж.Альвареш должен был лишь выяснить, какие земли лежат к востоку и северо-востоку от Малакки, и не имел заранее обдуманного намерения идти именно в Китай. Как можно предположить, он не искал контактов с местными властями, поэтому его визит не отмечен в китайских летописях.

Видимо, по таким же причинам не отражено в официальных документах и прибытие годом позже корабля Рафаэля Перестрелло - итальянца на португальской службе. В 1517 г. к Тамао подошла целая флотилия: 5 португальских кораблей и 4 малаккских судна под командованием Фернао д"Андраде. На этот раз португальцы намеревались вступить в официальные отношения с китайскими властями, что, естественно, было зафиксировано китайскими источниками. Китайцы назвали португальцев «фуланьцзи», что является транскрипцией слова «франки», которое употреблялось для обозначения европейцев задолго до описываемого времени. Однако ясного представления о том, откуда они взялись, у китайцев не было. В летописях отмечается, что португальцы обитают где-то близ Малакки, что они захватили этот город, изгнав местного властителя, и что только после прибытия кораблей Ф. д"Андраде о них стало известно в Китае.

Но португальцы не были первыми европейцами, приплывшими к берегам Китая. Связи между дальневосточной, китайской цивилизацией и средиземноморским миром имели к тому моменту более чем полуторатысячелетнюю историю.

Самыми ранними сведениями о появлении в Китае людей из римского мира можно считать сообщение о прибытии к императорскому двору жонглеров из Ликии примерно в 100 г. до н.э. Взаимный поиск непосредственных контактов был предпринят на рубеже I-II вв. В 98 г. н.э. посланец китайского полководца Бань Чао, пришедшего с войском в Среднюю Азию, направился в государство Дацинь - Римскую империю. Но нарочито сбитый с пути парфянами, заинтересованными в посреднической торговле между Западом и Востоком, он дошел лишь до реки Евфрат. В свою очередь, в трудах античных географов Марина Тирского и Птолемея есть записи о купце македонянине Месе Тациане, чьи помощники знали сухопутные дороги в Китай и поддерживали связи с китайцами, приходившими в Среднюю Азию приблизительно в 100-105 гг. В античном мире китайцев называли «серами» (от римского наименования шелковичного кокона). Иначе говоря, китайцы издревле были известны в Средиземноморье как производители и поставщики шелка. Первое упоминание об этом дотоле неизвестном материале появляется в римских записях в 64 г. до н.э. - примерно через 50 лет после того, как был открыт Великий шелковый путь.

В 120 г. при китайском дворе вновь появляются музыканты и циркачи-фокусники из страны Дацинь, прибывшие через Индию, Бирму и Юго-Западный Китай. Этот торговый путь также был известен в древности, но функционировал менее интенсивно, чем Шелковый, из-за труднопроходимых горных цепей. Эти люди, скорее всего, были выходцами с Ближнего Востока, являвшегося тогда частью Римской империи. Название Дацинь первоначально ассоциировалось в Китае именно с этим регионом, поскольку детального представления о составе и размерах Римской империи здесь еще не было. Эти знания пополнились, когда в 166 г. у берегов Китая появился человек, пришедший морем через Вьетнам, имя его не сохранилось. В китайских источниках он именовался первым послом из страны Дацинь. Несомненно, это был римский гражданин, который назвал своего государя Антонином, т.е. Марком Аврелием. Скорее всего, это был купец из восточных римских провинций, принятый в Китае за посла, так как в римских документах нет сведений о снаряжении посольства на Дальний Восток, а «дань», которую он, как полагалось послу, представил китайскому двору, состояла из товаров, закупленных в странах Южных морей, но не привезенных из Рима.

В 226 г., когда Китай был расколот на несколько государств, к властелину юго-восточного царства У прибыл человек из Дацинь, который также был принят как посол, хотя таковым не являлся. Государь У направил с ним в подарок римскому императору 20 карликов. Первая же римская посольская миссия посетила Китай в 284 г. Возглавляли ее некие Гаркалий и Теодор из Византии, а послана она была римским императором Пробом (276-282). Есть косвенные данные, что после раскола Римской империи на Западную и Восточную (Византию) последняя не раз, хотя и не часто, направляла свои посольства в Китай. Но более точных сведений о них нет ни в византийских, ни в китайских источниках.

В 636 г. из византийской Сирии в Китай приезжает монах-несторианец Рубэн (или Раббан), который был благосклонно встречен при императорском дворе. Вскоре в Китае образуется исповедовавшая несторианскую версию христианства община, просуществовавшая здесь до 845 г. В конце VII - IX в., во времена империи Тан, значительно расширившей свои западные пределы, связи Китая с Восточным Средиземноморьем - Византией, арабским и христианским Ближним Востоком - становятся более интенсивными. Они развиваются как по Великому шелковому пути, так и по морю - от юго-восточных берегов Китая до Персидского залива и Красного моря. Но поскольку это были в основном частноторговые контакты, они не получили подробного описания в официальных источниках. Есть только записи о посещении Китая христианским монахом (имя не сохранилось) в 980 г.

Интерес средневековой Европы к Китаю установился в связи с возникновением в Азии обширной Монгольской империи, представлявшей серьезную угрозу для европейских стран. В середине XIII в. папский престол и короли направляют в ставку Великого монгольского хана, владевшего к тому времени северной половиной Китая, ряд миссий: Плано Карпини (1246 г.), Андре Лонжюмо (1249-1251), Виллема Рубрука (1253-1255). Но все они посещали лишь ставку хана - Каракорум в Монголии - и не ходили непосредственно в Китай. Тем не менее в оставленных ими записках есть сведения и о китайцах. В самих же китайских пределах во времена господства здесь монгольских завоевателей побывали в 1269г. венецианские купцы - братья Никколо и Маттео (Маффео) Поло. В 1271-1292 гг. они вновь побывали здесь вместе с сыном Никколо - Марко Поло, ставшим знаменитым благодаря своей книге об этом путешествии. На этот раз они прибыли в Китай как официальные лица - посланцы римского папы и были приняты при дворе Великого хана, переместившемся к тому времени в Пекин (Ханбалык). Марко Поло, выполняя служебные поручения монгольского двора, имел возможность объехать множество китайских городов и весей. Все это он подробно описал в своей «Книге», обогатив европейцев подробными и довольно точными сведениями о Китае.

Вслед за Поло в 1293 г. в Китай прибыл посланец папы францисканский прелат Джованни Монтекорвино, проживший здесь до самой смерти в 1328 г. Его можно считать первым миссионером - распространителем римско-католической веры в Китае. Вместе со своими помощниками и сподвижниками - Пьетро из Лукалонго, Арнольдом из Кёльна и неким хирургом из Ломбардии - он построил христианский храм в Пекине, окрестил около 5 тыс. китайцев, в том числе и самого монгольского хана и одновременно китайского императора У-цзуна. Надо, конечно, учитывать, что при традиционном синкретизме китайцев обращение их в христианство не влекло за собой отказа от других привычных и исконных верований и обрядов. Но активная миссионерская деятельность служила сближению дальневосточной и средиземноморской культур.

В 1307 г. папа назначил Д. Монтекорвино «архиепископом всего Китая» с резиденцией в Пекине, предполагая создать семь или десять епископатов. Для этого папский престол направил в Китай группу своих представителей, но дошли сюда только трое из них. Все они последовательно занимали епископскую кафедру в единственном, помимо Пекина, епископате Цюаньчжоу (крупный портовый город того времени). Известно имя лишь одного из них - Андреа из Перуджи. Усилиями Д.Монтекорвино в Китае в начале XIV в. было основано несколько францисканских монастырей: три в Пекине и по одному в Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Есть краткое упоминание о том, что Д.Монтекорвино удавалось поддерживать связь с Италией через венецианских купцов, прибывавших в Китай через Кафу (Феодосию). Это дает возможность предположить, что земляки Марко Поло время от времени продолжали появляться в Китае.

В 20-х годах XIV в. в Китае действовал еще один миссионер-францисканец - Одорико Маттиусси из Порденоне. Он, как и Марко Поло, описал свое путешествие в Китай, а также в Тибет, где побывал, очевидно, первым из европейцев. Он ссылается на «многих людей в Венеции», которые могут подтвердить истинность его рассказов. В 30-х годах в Китае пребывал некий «франк Андрей», который в 1338г. по велению Великого хана возглавил монгольское посольство к папскому двору. В ответ папа направил в Пекин миссию из 32 человек во главе с францисканцем Джованни Мариньоли, который прожил там примерно с 1342 по 1346 г. и засвидетельствовал существование в столице великолепной епископской резиденции и множества церквей.

Впоследствии интенсивность миссионерской деятельности в Китае заметно спадает. Попытки назначить преемника Мариньоли не увенчались успехом. Последняя была предпринята в 1370 г., когда посланец папы Гильом Дюпре вместе с двадцатью спутниками пропал по пути в Пекин. Есть, правда, упоминание, что в конце XIV в. архиепископский престол там занимал францисканец Шарль, француз по национальности, который много сделал для распространения христианства в Китае. Однако он не оставил преемников, и в 1384 г. римский папа объявил об упразднении епископата в Пекине.

Главной причиной прекращения столь интенсивно развивавшихся связей европейские историки традиционно называют нежелание императоров династии Мин, утвердившейся в Китае в 1368 г., поддерживать контакты с далекими иноземцами. Однако дело здесь, конечно, не в нежелании китайских властей. Падение Юаньской империи окончательно сняло угрозу монгольского нашествия на Европу, чего так опасался папский престол и многие королевские дворы западных стран. Отсюда резкое падение заинтересованности самих европейских политических кругов в постоянных связях с Китаем. К тому же во второй половине XIV в. на Ближнем Востоке быстро усиливается турецкая держава, которая становится непосредственной угрозой европейцам. Она перекрывает наиболее освоенный, сухопутный путь из Европы на Дальний Восток. Последним из европейцев, который посетил Китай до появления здесь португальцев, был венецианский купец Никколо Конти, путешествовавший по Востоку по своей инициативе между 1419 и 1444 гг. и добравшийся до Нанкина.

За столетнюю паузу в западных странах вновь образовался информационный вакуум относительно Китая, а там, в свою очередь, потускнели представления о европейцах. Неудивительно, что Колумб и его спутники отправились искать за Атлантическим океаном прежде всего Индию, а не расположенный восточное Китай. Неудивительна и та неосведомленность, которая, как отмечалось выше, была проявлена китайцами при появлении у их берегов португальских кораблей. Китай как бы заново открывался европейцами. Вместе с тем эти «новые» европейцы имели совершенно иные цели, нежели их предшественники, посещавшие Китай. Это были не путешественники, не странствующие купцы, не христианские миссионеры. Это были предприимчивые искатели богатств Востока и конкистадоры, пытавшиеся закрепить там свои позиции.

Китайская официальная доктрина поддержания внешних связей предполагала неукоснительное признание всеми иноземцами априорного сюзеренитета императора над всеми прочими народами и государями. Поэтому привезенные Ф.д"Андраде дары - обычное явление в посольских отношениях того времени - интерпретировались в китайских документах и летописях как поднесение дани китайскому двору, а цели посольства трактовались как стремление испросить милостивого признания со стороны высокого престола. Последовало распоряжение: закупить по установленной цене «местные товары», доставленные португальцами, а самих их отправить обратно. Однако целью посольства Ф.д"Андраде было войти в контакт непосредственно с центральным правительством. Поэтому, как отмечено в китайских летописях, «те люди долго оставались [в Китае] и не уходили». Более того, сообщалось, что португальцы «грабили проезжих и даже хватали и поедали малых детей».

Португальцы действительно не спешили покидать берега Китая, подыскивая место для своей торговой фактории. С этой целью Ф.д"Андраде отправил один из своих кораблей на разведку вдоль юго-восточного побережья страны. Он также сумел договориться с властями провинции Гуандун о праве торговли в Тамао и непосредственно в главном морском порту на юге Китая - Гуанчжоу (Кантоне). Уходя, Ф.д"Андраде оставил миссию во главе с Томе Пирешем, на которого была возложена задача во что бы то ни стало попасть к верховному двору. Обстоятельства благоприятствовали этому. Император в то время предпринял путешествие в свои юго-восточные пределы. Путем подкупа Т.Пиреш получил разрешение на прием к монарху. У посла были все шансы добиться цели, но португальцы помешали сами себе.

В 1518 г. к берегам Гуандуна подошли корабли Симао д"Андраде - брата упоминавшегося Фернао. Его люди повели себя здесь как хозяева, не считаясь с местными властями. Как сообщают китайские хроники, пришельцы «стали еще больше грабить торговцев и добрый люд, строить дома и возводить укрепления, намереваясь надолго поселиться здесь». Это, естественно, рассердило китайцев. Императору напомнили, что султан Малакки, выражавший ему верноподданнические чувства, был изгнан португальцами с престола, за что они должны нести ответ перед Китаем. В результате императорским указом португальцам предписывалось возвратить Малакку законному владельцу, и посольство Пиреша было отослано от двора. Судьба посла и сопровождавших его людей не известна: по одним данным, их схватили и казнили в Гуандуне, по другим - посадили в тюрьму.

Конфликт с португальцами почти совпал по времени с обострением борьбы с так называемыми японскими пиратами у берегов Китая. Все это побудило китайские власти вновь ужесточить ограничение частноторговых отношений с заморскими странами. Но местные власти, получавшие прямую выгоду от морской торговли, настаивали на смягчении запрета. К концу 20-х годов XVI в. строгости были ослаблены для всех, кроме португальцев, которые своим поведением резко отличались от всех известных в Китае иноземцев. Тем не менее среди местных властей у них были и защитники. В частности, в конце 20-х годов военный губернатор южных провинций Гуандун и Гуанси Линь Фу подал пространный доклад, где доказывал преимущества легализации торговли с португальцами. Центральный двор согласился с его доводами. Как пишут китайские хроники, «с этого времени португальцам было разрешено заходить в гавань Сяншаньао (Макао) для ведения торговли, и их люди вместе с вьетнамскими купцами беспрерывно ходили к провинции фуцзянь и обратно». В 1535 г. в городок Хаоцзин, недалеко от Макао, было переведено местное Управление торговых кораблей, которое регулировало торговлю с иноземцами. Через два года португальцам удалось получить место для «просушки товаров» в районе Макао, и, воспользовавшись этим, они возвели здесь свои склады.

После кратковременного ужесточения «морского запрета» в 1547-1549 гг. португальцы, как сообщают летописи, вновь «стали своевольничать на морях без всякого опасения, а их торговцы стали даже строить здания и возводить стены в Сяншаньао и Хаоцзине, силой утверждаться на морском берегу, наподобие особого государства». В 1554г. коммодор Лионель де Суза сумел добиться официального дозволения китайских властей на доставку португальских товаров непосредственно в Гуанчжоу при условии регулярной уплаты торговых пошлин, а также на строительство поселения в районе Макао. В 1557 г. португальцы с помощью подкупа закрепили за собой территорию Макао и в последующие годы возвели здесь город европейского образца с домами, дворцами, церквами, складами и крепостными стенами. Так возник первый колониальный анклав на китайской земле.

Однако китайское центральное правительство долгое время предпочитало не замечать этот факт (первые признания существующего положения появились в китайских документах лишь в 1614г.). Пошлины, которые по договоренности выплачивались португальцами, по-прежнему интерпретировались как «дань». До 1572 г. эта «дань» оседала в карманах местного гуандунского начальства, но затем стала отправляться в столицу. В 1588 г. был установлен ее размер - 501 лян серебром (1 лян - около 37 г). В начале 80-х годов XVI в. португальцы, опять-таки с помощью такого хорошо отработанного средства, как взятка, добились от гуан-дунских властей права на организацию «самоуправления» в Макао. В городе появился градоначальник и Сенат из шести человек. Правда, при этом существовал еще пост управляющего городом от имени китайского императора, но после 1587 г. его функции стали чисто формальными. Попытки же португальцев вступить в прямой контакт с императорским двором по-прежнему не удавались. Посольство 1552 г. вообще не дошло до берегов Китая. Просьба разрешить миссионерскую деятельность в стране, поданная китайскому двору в 1562 г., также не имела успеха. Тогда португальцы пошли на хитрость, прислав свое посольство под видом малакканско-го. Однако она также была разгадана китайцами и провалилась.

Что же касается торговли, то, закрепившись в Макао, португальцы добились желаемого. В китайских летописях лаконично сообщается: «Когда иноземцы построили здесь город, то сюда стали собираться различные заморские иноземцы, которые вели здесь широкую торговлю, и число их доходило до более чем десяти тысяч человек, а местные (китайские) чиновники все были напуганы и не осмеливались ничего сказать, получая большие прибыли от их ценных товаров».

Вслед за португальцами к берегам Китая потянулись и другие европейские державы. В 1581 г. в Гуанчжоу появился итальянец Маттео Риччи - иезуит, прибывший для возрождения здесь католической миссионерской деятельности. За ним на рубеже XVI-XVII вв. прибывают и другие христианские проповедники. Однако европейцы шли сюда отнюдь не только с крестом, но и с мечом. В 1572 г. испанцы, утвердившись на Филиппинах, пытались завязать официальные связи с Китаем как послы с о. Лусон. Они учинили на острове массовую резню китайских поселенцев - соперников Испании на Филиппинах, уничтожив 20 тыс. человек. С тех пор, как сообщают летописцы, испанцы «полностью перехватили выгоды от морской торговли из рук фуцзяньских и гуандунских купцов». В 1575г. в Китай прибыла официальная испанская посольская миссия во главе с Мартином де Рада, чтобы уладить последствия изгнания с Филиппин китайских колонистов в 1574г. Это удалось, после чего были установлены обычные для иноземцев торговые связи с Китаем.

В 1595-1596 гг. на Дальнем Востоке появились голландцы, прозванные китайцами «рыжеволосыми варварами». Они закрепились на Яве, а затем постепенно захватили о. Тайвань. Основанная в 1602 г. голландская Ост-Индская компания вступила в конкурентную борьбу с португальцами за торговые выгоды и колониальные приобретения. Позже к этой борьбе подключились и англичане. Но это уже иная страница мировой и китайской истории.

Однако новое «открытие» европейцами Китая привело не только к усилению торговых и колониальных вторжений или же миссионерской деятельности, но и к расширению знаний об этой стране среди европейцев. В 1585 г. испанец Хуан Гонзалес де Мендоса опубликовал первый в Европе сводный труд о Китае под названием «История великого и могущественного Китайского королевства». В основу его легли записи более ранних португальских путешественников, торговцев и дипломатов. Именно этот труд, вместе со знаменитой «Книгой» Марко Поло, создал образ Китая у многих поколений европейцев конца XVI - XVIII в.

Эпоха Великих географических открытий - важнейший этап в истории человечества. Это время, когда очертания материков, морей и океанов становятся все точнее, технические приборы совершенствуются, а ведущие страны того времени отправляют мореплавателей на поиски новых богатых земель. На этом уроке вы узнаете о морских экспедициях Васко да Гамы, Христофора Колумба и Фернана Магеллана, а также об открытии ими новых земель.

Предыстория

Среди причин Великих географических открытий можно назвать:

Экономические

После эпохи Крестовых походов у европейцев сложились прочные торговые связи с Востоком. На Востоке европейцы покупали пряности, ткани, драгоценности. В XV в. сухопутные караванные пути, по которым осуществлялась торговля европейцев с восточными странами, были захвачены турками. Появилась задача поиска морского пути в Индию.

Технологические

Были усовершенствованы компас и астролябия (прибор для измерения широты и долготы).

Появились новые виды судов- каравелла, каракка и галеон. Они отличались вместительностью и мощным парусным оснащением.

Были изобретены навигационные карты - портуланы .

Теперь европейцы могли совершать не только традиционные каботажные плавания (т.е. преимущественно вдоль берегов), но и выходить далеко в открытое море.

События

1445 г. - экспедиция, организованная Генрихом Мореплавателем достигла Зеленого Мыса (западная точка Африки). Были открыты остров Мадейра, Канарские острова, часть Азорских островов.

1453 г. - Константинополь захвачен турками.

1471 г. - португальцы впервые достигли экватора.

1488 г. - экспедиция Бартоломеу Диаша достигла самой южной точки Африки - мыса Доброй Надежды.

1492 г. - Христофор Колумб открыл острова Сан-Сальвадор, Гаити, Куба в Карибском море.

1497-1499 гг. - Васко да Гама достиг индийского порта Каликут, обогнув Африку. Впервые был открыт путь на Восток через Индийский океан.

1519 г. - Фернан Магеллан отправляется в экспедицию, в которой открывает Тихий океан. А в 1521 г. достигает Марианских и Филиппинских островов.

Участники

Рис. 2. Астролябия ()

Рис. 3. Каравелла ()

Успехи были достигнуты и в картографии . Европейские картографы стали составлять карты с более точными очертаниями берегов Европы, Азии и Северной Америки. Португальцы изобрели навигационные карты. На них, помимо очертаний берегов, изображались населенные пункты, встречающиеся на пути препятствия, а также месторасположения портов. Эти навигационные карты назывались портуланы .

Первооткрывателями становились испанцы и португальцы . В Португалии родилась идея завоевания Африки. Однако рыцарская конница оказалась беспомощной в песках. Португальский принц Генрих Мореплаватель (рис. 4) решил попробовать морской путь вдоль западного побережья Африки. Организованные им экспедиции открыли остров Мадейра, часть Азорских островов, Канарские острова. В 1445 году португальцы достигли западной точки Африки - Зеленый мыс . Несколько позже было открыто побережье Гвинейского залива. Там было обнаружено большое количество золота, слоновой кости. Отсюда получилось и название - Золотой берег, Берег Слоновой Кости. Вместе с тем были обнаружены африканские рабы, которыми торговали местные вожди. Португалия стала первой европейской страной, которая стала продавать живой товар.

Рис. 4. Генрих Мореплаватель ()

Уже после смерти Генриха Мореплавателя португальцы в 1471 году достигли экватора. В 1488 году экспедиция Бартоломеу Диаша достигла южного конца Африки - Мыса Доброй Надежды . Обогнув Африку, эта экспедиция вышла в Индийский океан. Однако из-за бунта моряков Бартоломеу Диаш был вынужден вернуться обратно. Его путь продолжил Васко да Гама (рис. 5) , который в 1497-1499 гг . обогнул Африку и после 8-месячного плавания прибыл в индийский порт Каликут (рис. 6).

Рис. 5. Васко да Гама ()

Рис. 6. Открытие морского пути в Индию, маршрут Васко да Гамы ()

Одновременно с Португалией, поиск нового морского пути в Индию начала Испания , в которой в это время правили Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский . Христофор Колумб (рис. 7) предложил новый план - достичь Индии, двигаясь на запад, через Атлантический океан. Христофор Колумб разделял мнение о том, что земля имеет шарообразную форму. 3 августа 1492 года Колумб на трех каравеллах «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» отправился из Испании на поиски Индии (рис. 8) . 12 октября 1492 года на каравелле «Пинта» раздался выстрел. Это был сигнал: моряки достигли острова, который они назвали Сан-Сальвадор , что в переводе означает «святой спаситель». Исследовав остров, они отправились на юг и открыли еще два острова: Гаити (тогда Эспаньола) и остров Куба.

Рис. 7. Христофор Колумб ()

Рис. 8. Маршрут Христофора Колумба ()

Первая экспедиция Колумба продлилась 225 дней и открыла Карибское море . В ходе последующих трех экспедиций, Колумб открыл побережье Центральной Америки и северное побережье Южной Америки. Однако испанскую корону не устраивало то количество золота, которое поступало в страну. Вскоре от Колумба отвернулись. Он умер в 1506 году в бедности, уверенный в том, что открыл новый морской путь в Индию. Материк, открытый Колумбом, первоначально называли Вест-Индией (Западная Индия). Лишь позже материку дали название Америка .

Соперничество Испании и Португалии привело к первому в истории разделу мира. В 1494 году был заключен Тордесильясский договор , согласно которому по Атлантическому океану несколько западнее Азорских островов был проведен условный меридиан. Все вновь открытые земли и моря к западу от него должны были принадлежать Испании, а к востоку - Португалии. Однако первое в мире кругосветное путешествие Фернана Магеллана скорректировало этот документ.

Еще в 1513 году испанец Васко де Бальбоа пересек Панамский перешеек и вышел к берегам Тихого океана. Он назвал его тогда Южным морем. Осенью 1519 года на пяти каравеллах с командой в 253 матроса Фернан Магеллан (рис. 9) отправился в свое путешествие (рис. 10) . Его целью было найти путь через Атлантический океан к Молуккским островам (острова пряностей). Через год путешествия команда Магеллана вошла в узкий пролив, который позже был назван Магелланов пролив . Пройдя через него, команде Магеллана удалось выйти в раннее неизвестный океан. Этот океан получил название Тихий .

Рис. 9. Фернан Магеллан ()

Рис. 10. Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана ()

В марте 1521 года команда Магеллана достигла Марианских островов, а затем высадилась на Филиппинах, где сам Магеллан погиб в стычке с местными жителями. Его команде удалось достичь Молуккских островов. Спустя три года только один корабль с 17 моряками вернулся домой. Первое кругосветное путешествие Магеллана доказало, что Земля имеет шарообразную форму .

Освоение европейцами Нового Света приняло форму конкисты - завоевания . Вместе с конкистой начинается переселение в Новый Свет колонистов из Европы.

Великие географические открытия изменили картину мира. Во-первых, было доказано, что Земля имеет форму шара. Также был открыт новый материк - Америка, а также новый океан - Тихий. Были уточнены очертания многих континентов, морей и океанов. Великие географические открытия стали первым шагом к созданию мирового рынка. Они сместили торговые пути. Так, торговые города Венеция и Генуя потеряли свое ключевое значение в европейской торговле . Их место заняли океанские порты: Лиссабон, Лондон, Антверпен, Амстердам, Севилья. Вследствие притока драгоценных металлов в Европу из Нового Света произошла революция цен. Упали цены на драгоценные металлы, и при этом выросли цены на продукты и на сырье для производства.

Великие географические открытия положили начало колониальному переделу мира и господству европейцев в Азии, Африке и Америке. Эксплуатация рабского труда и торговля с колониями позволила европейским торговым кругам обогатиться, что стало одной из предпосылок формирования капитализма. Также колонизация Америки привела к уничтожению древнейших американских культур. Великие географические открытия стали одной из причин пищевой революции в Европе. Были завезены ранее неизвестные культуры: кукуруза, томаты, какао-бобы, картофель и табак.

Список литературы

  1. Бойцов, М.А. Путь Магеллана: Раннее Новое Время. Книга для чтения по истории. - М., 2006.
  2. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.
  3. Верлинден Ч., Матис Г. «Покорители Америки. Колумб, Кортес». Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  4. Ланге П.В. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание. - М.: Прогресс, 1988.
  5. ; Художник
  6. Каким открытием знаменит Фернан Магеллан, и какой материк открыл Христофор Колумб?
  7. Знаете ли вы еще каких-либо известных мореплавателей и территории, ими открытые?
Эпоха Великих географических открытий — период истории человечества от конца ХV до середины ХVII веков.
Условно делится на две части:
испано-португальские открытия конца ХV-го век и весь ХVI век, в перечень которых входит открытие Америки, открытие морского пути в Индию, тихоокеанские экспедиции, первое кругосветное плавание
англо-голландско-русские открытия конца ХVI века до середины XVII века, в который входят английские и французские открытия в Северной Америки, голландские экспедиции в Индийский и Тихий океаны, русские открытия всей Северной Азии

    Географическим открытием называется посещение представителем какого-либо цивилизованного народа новой, ранее неизвестной культурному человечеству части земли или установления пространственной связи между известными уже частями суши

Почему наступила эпоха великих географических открытий?

  • Рост европейских городов в XV веке
  • Активное развитие торговли
  • Активное развитие ремесел
  • Истощение европейских рудников благородных металлов — золота и серебра
  • Открытие книгопечатания, приведшее к распростарнению новых технических наук и знаний античности
  • Распространение и улучшение огнестрельного оружия
  • Открытия в навигации, появление компаса и астролябии
  • Успехи картографии
  • Завоевание турками-османами Константинополя, что прервало экономические и торговые связи Южной Европы с Индией и Китаем

Географические знания до начала эпохи Великих географических открытий

В средневековье норманами были открыты Исландия и берега Северной Америки, европейскими путешественниками Марко Поло, Рубруком, Андре из Лонжюмо, Вениамином Тудельским, Афанасием Никитиным, Карпини и другими установлены сухопутные связи со странми дальней Азии и Ближнего Востока, арабами исследованы южные и восточные берега Средиземного моря, берега Красного моря, западные берга Индийского океана, определены дороги, связывающие Восточную Европу через Среднюю Азию, Кавказ, Иранское нагорье — с Индией

Начало эпохи Великих географических открытий

    Началом эпохи Великих географических открытий можно считать деятельность португальских мореплавателей ХV века и вдохновителя их свершений принца Генриха Мореплавателя (4.03.1394 — 13.11.1460)

В начале ХV века географическая наука христиан находилась в плачевном состоянии. Знания великих учёных античности утрачены. Впечатления от путешествий одиночек: Марко Поло, Карпини, Рубрука – не стали достоянием общественности да и содержали множество преувеличений. Географы и картографы в изготовлении атласов и карт пользовались слухами; открытия, производимые случайно, забывались; найденные в океане земли, терялись снова. То же относилось к искусству мореплавания. У шкиперов не было карт, приборов, знаний навигации, они панически боялись открытого моря, жались к берегам.

В 1415 году принц Генрих стал великим магистром португальского ордена Христа — могущественной и богатой организации. На её средства на перешейке мыса Сагреш Генрих построил цитадель, откуда до конца своих дней организовывал морские экспедиции на запад и юг, создал навигаторскую школу, привлёк лучших математиков, астрономов из арабов и евреев, собирал сведения где и откуда только мог о дальних странах и плаваниях, морях, ветрах и течениях, бухтах, рифах, народах и берегах, начал строить более совершенные и крупные корабли. Капитаны выходили на них в море, не только вдохновлённые на поиски новых земель, но и хорошо подготовленные теоретически.

Португальские открытия ХV века

  • остров Мадейра
  • Азорские острова
  • весь западный берг Африки
  • устье реки Конго
  • Острова Зеленого мыса
  • Мыс Доброй Надежды

    Мыс Доброй Надежды, крайняя южная точка Африки был открыт экспедицией Барталомеу Диаша в январе 1488 года

Великие географические открытия. Кратко

  • 1492 —
  • 1498 — открытие Васко да Гамой морского пути в Индию вокруг Африки
  • 1499-1502 — испанские открытия в Новом Свете
  • 1497 — открытие Джоном Каботом Ньюфаунленда и полуострова Лабрадор
  • 1500 — открытие устья Амазонки Висенте Пинсоном
  • 1519-1522 — первое кругосветное плавание Магеллана, открытие Магелланова пролива, Марианских, Филиппинских, Молуккских островов
  • 1513 — открытие Тихого океана Васко Нуньесом де Бальбоа
  • 1513 — Открытие Флориды и течения Гольфстрим
  • 1519-1553 — открытия и завоевания в Южной Америке Кортесом, Писарро, Альмагро, Орельяной
  • 1528-1543 — испанские открытия внутренних областей Северной Америки
  • 1596 — открытие Виллемом Баренцем острова Шпицберген
  • 1526-1598 — испанские открытия Соломоновых, Каролинских, Маркизских, Маршаловых островов, острова Новая Гвинея
  • 1577-1580 — второе кругосветное плавание англичанина Ф. Дрейка, открытие пролива Дрейка
  • 1582 — поход в Сибирь Ермака
  • 1576-1585 — поиски англичанами север-западного прохода в Индию и открытия в северной Атлантике
  • 1586-1629 — походы русских в Сибирь
  • 1633-1649 — открытие русскими землепроходцами Восточносибирских рек до Колымы
  • 1638-1648 — открытие русскими землепроходцами Забайкалья и озера Байкал
  • 1639-1640 — исследование Иваном Москвиным побережья Охотского моря
  • Последняя четверть ХVI — первая треть XVII века — освоение англичанами и французами восточных берегов Северной Америки
  • 1603-1638 — исследования французами внутренних областей Канады, открытие Великих озер
  • 1606 — независимо друг от друга открытие испанцем Киросом голландцем Янсоном северного берега Австралии
  • 1612-1632 — открытия англичанами северо-восточного побережья Северной Америки
  • 1616 — открытие Схаутеном и Ле-Мером мыса Горн
  • 1642 — открытие Тасманом острова Тасмании
  • 1643 — открытие Тасманом Новой Зеландии
  • 1648 — открытие Дежневым пролива между Америкой и Азией (Берингова пролива)
  • 1648 — открытие Федором Поповым Камчатки

Корабли эпохи великих географических открытий

В средние века борта кораблей обшивали досками внакрой — верхний ряд досок перекрывал нижний. Эта прочная обшивка. но корабли от этого тяжелеют, а кромки поясов обшивки создают лишнее сопротивление корпуса. В начале ХV века французский судостроитель Жульен предложил обшивать корабли встык. Доски приклепывали к шпангоутам медными нержавеющими заклепками. Стыки проклеивали смолой. Эта обшивка получила название «каравеель», а корабли стали называться каравеллами. Каравеллы — главные корабли эпохи Великих географических открытий строили на всех верфях мира ещё двести лет после смерти их конструктора.

В начале ХVII века в Голландии был изобретен флейт. «Флиите» по-голландски значит «струиться, струящийся». Эти корабли не мог захлестнуть ни один самый большой вал. Они, словно пробки, взлетали на волну. Верхние части бортов флейта загибались внутрь, мачты были очень высоки: в полтора раза превосходили длину корпуса, реи — короткие, паруса от того узкие, удобные в обслуживании, что позволило сократить количество матросов в экипаже. И, главное, флейты были четырежды более в длину, нежели в ширину, что делало их очень быстроходными. Во флейтах тоже устанавливали борта встык, мачты составляли из нескольких элементов. Флейты были значительно вместительнее каравелл. С 1600 по 1660 год были построены и бороздили океаны 15000 флейтов, вытеснивших каравеллы

Мореплаватели эпохи Великих географических открытий

  • Альвизе Кадамосто (Португалия, Венеция, 1432-1488) — Острова зеленого мыса
  • Диего Кан (Португалия, 1440 - 1486) — Западное побережье Африки
  • Барталомеу Диаш (Португалия, 1450-1500) — мыс Доброй Надежды
  • Васко да Гама (Португалия, 1460-1524) — путь в Индию вокруг Африки
  • Педро Кабрал (Португалия, 1467-1526) — Бразилия
  • Христофор Колумб (Генуя, Испания, 1451-1506) — Америка
  • Нуньес де Бальбоа (Испания, 1475-1519) — Тихий океан
  • Франсиско де Орельяна (Испания, 1511-1546) — река Амазонка
  • Фернандо Магеллан (Португалия, Испания (1480-1521) — первое кругосветное плавание
  • Джон Кабот (Генуя, Англия, 1450-1498) — Лабрадор, Ньюфаунленд
  • Жан картье (Франция, 1491-1557) восточное побережье Канады
  • Мартин Фробишер (Англия, 1535-1594) — полярные моря Канады
  • Альваро Менданья (Испания, 1541-1595) — Соломоновы острова
  • Педро де Кирос (Испания, 1565-1614) — архипелаг Туамоту, Новые Гибриды
  • Луис де Торрес (Испания, 1560-1614) — остров Новая Гвинея, пролив, отделяющий этот остров от Австралии
  • Френсис Дрейк (Англия, 1540-1596) — второе кругосветное плавание
  • Виллем Баренц (Нидерланды, 1550-1597) — первый полярный мореплаватель
  • Генри Гудзон (Англия, 1550-1611) — исследователь северной Атлантики
  • Виллем Схаутен (Голландия, 1567-1625) — мыс Горн
  • Абель Тасман (Голландия, 1603-1659) — остров Тасмания, Новая Зеландия
  • Виллем Янсзон (Голландия, 1570-1632) — Австралия
  • Семен Дежнев (Россия, 1605-1673) — река Колыма, пролив между Азией и Америкой

Все то время, когда в Древней Греции и Риме, затем в христианской Европе и среди мусульман, а также в Скандинавии люди знакомились с Землей как местом своего обитания и пытались изучить ее, существовал еще один центр географических знаний. Речь идет о Китае. В общем, европейский и китайский миры оставались изолированными, лишь постепенно открывая для себя друг друга. Но известно несколько удивительно схожих представлений и методов изучения, которые, казалось бы, предполагают наличие контактов, пусть не прямых и намеченных лишь пунктиром.

Для тех, кто погружен в изучение истории западного мира, важно иметь в виду, что начиная примерно со II в. до н. э. и вплоть до XV в. у китайского народа был самый высокий среди других народов Земли уровень знаний (Needham, 1963: 117). Китайские математики стали пользоваться нулем и создали десятичную систему исчисления, которая была намного удобней шестидесятиричной, бытовавшей в Месопотамии и Египте. Десятичное исчисление заимствовали у индусов арабы около 800 г., но полагают, что в Индию оно проникло из Китая.

Китайские философы отличались от древнегреческих в основном тем, что первостепенное значение придавали миру природы. Согласно их учению, индивидуумы не персонализировались от природы, поскольку рассматривались как ее часть. Они отрицали божественную силу, предписывающую законы и создавшую Вселенную для человека по предопределенному плану. В Китае не считали, что после смерти жизнь продолжается в райских кущах или на кругах ада; умершие поглощаются всепроникающим мирозданием, нераздельной частью которого и являются все индивиды. Конфуцианство учило такому образу жизни, при котором трения между членами общества сводились к минимуму, но оставалось сравнительно безразличным к развитию научного знания.

Чтобы проиллюстрировать эту особенность, Джозеф Нидхэм приводит следующую притчу:

«Во время своего путешествия на восток Конфуций встретил двух подростков, споривших между собой, и спросил их о причине их спора. Один из них сказал: «Я думаю, что восходящее Солнце ближе к нам, чем полуденное». Другой отвечал: «А я считаю, что восходящее и заходящее Солнце дальше от нас, а полуденное ближе». Первый продолжил: «Восходящее Солнце большое, как верх колесницы, а полуденное – не больше тарелки. А то, что выглядит большим, должно быть ближе к нам, то же, что меньшим,– дальше от нас». Но второй парировал: «Заходящее Солнце холодное, а полуденное – жаркое, а то, что жарче, то должно быть ближе к нам». Конфуций не сумел разрешить их спор. Тогда оба мальчика засмеялись над ним и с презрением сказали: «И почему только люди считают Вас таким ученым?» (Needham, Ling, 1959: 225–226)

Огромная разница в ориентированности культуры древних греков и китайцев станет сразу же ясной, если попытаться представить, что смог бы в этой ситуации ответить спорщикам Сократ. Но это вовсе не означает, что китайцев не интересовало то, что находилось вне привычного для них мира. Работа в области географических познаний, проделанная китайцами, выглядит весьма внушительной, хотя она в большей мере характеризуется достижениями наблюдательного плана и практическими приложениями, чем выработкой теории.

Работы в области географии

В Китае эти работы были связаны с созданием методов, позволявших производить точные измерения и наблюдения с последующим их использованием в разных полезных изобретениях. Так, например, велись систематические наблюдения за состоянием погоды с XIII в. до н. э. Содержание самых старых фрагментов географических описаний представляет обзор природных ресурсов и поставляемой продукции девяти провинций, на которые была разделена территория Китая в V в. до н. э. В них описываются почвы, производимые продукты и водные пути сообщения каждой из провинций (Needham, Ling, 1955: 500). Во II в. до н. э. китайские инженеры уже делали точные замеры количества илистых наносов, влекомых реками. Во 2 г. н. э. в Китае была проведена первая в мире перепись населения. Среди технических изобретений Китаю принадлежит производство бумаги, печатание книг, использование дожде- и снегомеров для измерения количества осадков, и компаса для нужд мореходства.

Заметно продвинулись китайцы в понимании природных процессов. Примерно в IV в. до н. э. ими был раскрыт смысл круговорота воды. Почти в то же самое время, когда Платон размышлял о последствиях вырубки леса в Аттике, китайский философ Э-Цзы, живший двумя столетиями позже Конфуция, указывал на то, что лес, однажды вырубленный на горных склонах, уже не сможет там восстановиться, если не будет прекращен выпас крупного и мелкого рогатого скота (Glacken, 1956: 70).

Китайцы многое знали и о разрушительной деятельности водных потоков, стекающих с гор, и об образовании речных пойм. Тогда же, когда Авиценна высказал свои мысли об эрозии (денудации) гор, китайский ученый Чэн-Хао пришел к тому же выводу (1070 г.). Вот что писал он о резко выраженном горном хребте с острыми вершинами и крутыми склонами:

«Рассматривая причины появления этих форм, я думаю, что (в течение столетий) горные потоки, низвергающиеся вниз, смыли весь песок и всю землю, обнажив скальные породы... Если поглядеть вверх, стоя на дне ущелья, то стенка обрыва кажется вертикальной, но когда вы находитесь на одной из вершин, то другие вершины оказываются на одном уровне с той, на которой вы стоите. Это справедливо по отношению ко всем уровням вершин вплоть до самых высоких.

Теперь Великая река (то есть Желтая, Хуанхэ)... (и некоторые другие) грязная и переполненная наносами. На западе провинций Шэньси и Шаньси реки текут в узких ущельях в сотни футов глубиной. Понятно, что ил и мелкий песок год за годом выносились этими реками на восток и таким образом вещества, слагавшие целый континент, могли быть рассеяны. Эти выводы должны быть безусловно верными» (Needham, Ling, 1959: 603–604).

Географические сочинения китайских авторов подразделяются по Нидхэму на восемь групп: (1) труды, посвященные изучению людей, которые мы могли бы отнести к географии человека; (2) описания районов Китая; (3) других стран; (4) рассказы о путешествиях; (5) книги о реках Китая; (6) описания побережий Китая, особенно тех из них, которые важны для судоходства; (7) краеведческие работы, включающие описание районов, подчиненных городам-крепостям и управляемых ими, знаменитых горных хребтов, или определенных городов и дворцов; (8) географические энциклопедии. Очень большое внимание уделялось также происхождению географических названий и их изменению (Needham, Ling, 1959: 508).

Китайские географические исследования и открытия

Географические открытия китайских путешественников часто не принимаются во внимание европейскими авторами, занимающимися историей географии. В далекие путешествия за пределы Китая отправлялись либо послы императора, либо миссионеры и купцы.

Самым ранним свидетельством китайских путешествий служит книга, написанная, вероятно, между V и III вв. до н. э. Ее обнаружили в гробнице человека, который управлял около 245 г. до н. э. территорией, занимавшей часть долины Вэй Хэ. Книги, найденные в этом погребении, были написаны на полосах белого шелка, наклеенного на черенки бамбука; из-за плохой сохранности их переписали в конце III в. до н. э. Они известны под названием «Путешествия императора Му», правление которого приходилось на 1001–945 гг. до н. э. Император Му, говорится в них, возжелал объехать вокруг всего света и оставить следы от колес своей колесницы в каждой стране. История его странствий, как и гомеровская «Одиссея», полна удивительных приключений и безусловно приукрашена писавшим, но содержит такие детали, которые вряд ли могли быть плодом фантазии. Император побывал в поросших лесом горах, видел снег, много охотился. На обратном пути он пересек обширную пустыню, настолько безводную, что ему пришлось пить лошадиную кровь. Можно не сомневаться в том, что в очень древние времена китайские путешественники удалялись на значительные расстояния от долины Вэй Хэ – центра развитой культуры (Mirsky, 1964: 3–10). Открытие средиземноморских цивилизаций приписывают географу Чжан Цяню и относят к 128 г. до н. э. (Sykes, 1961: 21; Needham, 1963; Mirsky, 1964: 13–25; Thomson, 1965: 177–178). В его книге описывается путь через внутренние районы Азии до Бухары, который затем вел к Персии и побережью Средиземного моря. По этому пути постоянно шли купеческие караваны, и, по-видимому, торговые связи с западными странами установились задолго до «официального» открытия Запада. Китайцы привозили персики, миндаль, изюм, абрикосы, шелк и, конечно, шелковичных червей, а сами покупали люцерну, пшеницу и виноградную лозу.

Вообще существовало множество китайских путешественников, чьи достижения достойны быть запечатленными в истории географических открытий. И все же среди наиболее известных из них был буддийский монах Сюань-Цзан (Sykes, 1961: 24–30). В VII в. н. э. он нашел в себе силы пересечь на пути в Индию высочайшее, обдуваемое всеми ветрами Тибетское плато и самые высокие в мире горы. После нескольких лет обучения в центрах буддизма он возвратился в Китай с большой коллекцией буддийских реликвий и манускриптов, привезенной им на вьючных животных. Его считают китайским открывателем Индии (Mirsky, 1964). В том же столетии другой буддийский монах И-Цзин достиг Индии морем, сделав сначала восьмимесячную остановку на Суматре в 671 г. Вернувшись в Китай, он привез с собой более 10 000 свитков буддийских текстов на санскрите, которые он намеревался перевести на китайский язык (Sykes, 1961: 30). Несколькими столетиями позже, в 1220 г., еще один китайский путешественник (Чан Чунь) пересек пустыни Центральной Азии, преодолев нескончаемые тяготы и трудности пути, и наконец в Самарканде встретился с вождем монголов Чингизханом. В 1287–1288 гг. христианский монах несторианского толка Раббан Бар Саума совершил паломничество из Китая в Рим. Узнав, что папа умер, а новый еще не избран, он отправился через Геную в Париж и Бордо, чтобы повидать королей Франции и Англии. Представьте себе изумление французов XIII столетия, оказавшихся в роли «открываемых» христианином из Китая. В 1288 г. он возвратился в Рим, и, получив благословение нового папы, пустился в обратный путь, в Пекин. Это случилось всего за несколько десятилетий до путешествия братьев Поло в Китай. В 1296 г. еще один китайский путешественник Чжоу Такуан посетил Камбоджу и в подробностях описал обычаи этой страны.

Исследовали китайцы и моря. Не сохранилось ни одного письменного свидетельства того, что они выходили на просторы Тихого океана, хотя китайские экспедиции побывали в Японии и на Тайване. В XIII в. китайские купцы плавали на своих джонках на Яву и острова Малайского архипелага и даже в Индию. Марко Поло встречал их в Персидском заливе в порту Ормуз. Но основные исследования были проведены китайским флотоводцем Чжэн Хэ между 1405 и 1433 гг. Он возглавлял семь экспедиций, каждая из которых располагала целым флотом судов. Благодаря им были открыты регулярные морские торговые пути между Явой, Суматрой, Малайей, Цейлоном и западным побережьем Индии. Побывал он также в Персидском заливе, Красном море, проплыл вдоль восточного побережья Африки, расположенного южнее экватора; в восточном направлении он плавал до острова Тайвань. На борту судов его последней экспедиции (1431–1433 гг.) в Китай прибыли послы более чем из десяти стран. Не исключено, что один из кораблей был послан им к северному побережью Австралии (Hsieh, 1988).

Картография

Китайцы были искусными изготовителями географических карт. Чжан Хэн, живший во II в. н. э., вероятно, первым в Китае стал использовать градусную сетку, но карты его не сохранились. Есть, однако, ссылки на него, где говорится, что он «набросил сеть [координат] на небеса и Землю и таким образом исчислил их» (Needham, Ling, 1959: 538).

«Отцом китайской картографии» был Бэй Сю, назначенный китайским императором на должность министра общественных работ в 267 г. н. э. Он создал карту части территории Китая на восемнадцати шелковых свитках. Для составления основы карты он произвел съемку местности путем измерения нескольких базовых линий и определения пунктов, удаленных от этих линий, способом перекрестного визирования, то есть так же, как это делали египтяне задолго до него. При вычерчивании на карте рек, береговых линий, горных хребтов и нанесении городов и других объектов в качестве основы он использовал прямоугольную сетку перпендикулярных друг к другу линий, проведенных в направлении юг–север и восток–запад. Этот ли ученый, или Чжан Хэн, или кто-либо еще, живший намного раньше их, заимствовал идею использовать триангуляцию для определения местоположения объектов и сеть пересекающихся линий для картографических изображений у греков, а, может быть, через их посредство у египтян? Это вполне вероятно, хотя точно не установлено. Нет ничего невозможного и в том, что многие из этих методов были измыслены много раньше, чем где бы то ни было, именно в Китае, а затем проникли на запад подобно тому, как это случилось с десятичной системой исчисления.

Два великолепных экземпляра китайских карт были вырезаны на камне в 1137 г.; сведения, помещенные на них, по всей вероятности, получены до 1100 г. (Needham, Ling, 1959: 547–549). Одна из них – «Карта Китая и стран варваров» – включает территорию от Великой Китайской стены, что проходит севернее Пекина, до острова Хайнань на юге, а также горы Центральной Азии на западе. Другая, под названием «Карта путей Ю Великого», показывает примерно ту же территорию, причем изображение крупных рек и побережья от залива Бохайвань до северного берега Шаньдунского полуострова и острова Хайнань выглядит даже более точным. Ни на одной из этих карт не показан остров Тайвань. Обе они, как и другие китайские карты, ориентированы на север.

Список литературы

  1. Джеймс П. Все возможные миры / П. Джеймс, Дж. Мартин / Под ред. и с послесл. А. Г. Исаченко. – Москва: Прогресс, 1988. – 672 с.