Квест-урок: как разработать и где взять готовые образцы. Игра - квест по русскому языку Квесты по русскому языку и литературе

Квест-игра по русскому языку

«Путешествие по стране Грамматика»

Форма проведения мероприятия: игра - путешествие.

Аудитория: учащиеся 1 – 4 класса.

Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи:

обучающая : создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;

развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;

воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде.

Оборудование :

Ход игры .

II. Вступительное слово.

Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным.

Изучение русского языка Нелегко вам даётся пока.

Но идёт по земле новый век, Должен грамотным быть человек!

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране Грамматика вместе с весёлым человечком- граматиком. Мы будем продвигаться от станции к станции и в итоге попадём в замок, где победителей игры ждут призы. На каждой станции вас ждут испытания на определённую тему. Готовы отправиться в путь? Начинаем наше путешествие.

Станция № 1 Разминка. «Звуки и буквы»

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

3. Сколько согласных букв в русском алфавите? (21)

4. Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)

Станция №2 « Словарные слова».


Станция № 3 Я-исследователь

«Одна семья». В каждой строчке содержатся однокоренные слова, кроме одного. Найдите это лишнее слово и вычеркните его.

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Станция №4 «За словом в карман»

У феи в шёлковом мешочке четыре волшебных слова: АРД, УГЛ, ОЛПК, КУАШТ. Вообще-то словами их трудно назвать. Однако каждое из них при колдовстве может превратиться в одно, а то и в два настоящих слова. Достаточно просто переставит буквы. А вы умеете колдовать? Тогда вперёд, мешочек для вас открыт и буквы ждут перестановки.

Ответ: (Дар, рад; Луг, гул; Полк, клоп; Шутка)

Станция №5. «Грамматическая арифметика». Решите примеры.

Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое (бабочка)

До + зарытые в земле ценности = (доклад)

Станция №6. «Собрать цветок»

К вам, ребята, мы спешили,

Познакомиться решили.

Но вчера упали с кочки

И распались на кусочки.

Помогите, помогите!

Из кусочков нас сложите!

У каждой команды на столе лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание, приставка, числительное, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, местоимение, частица.
На сердцевине у первой команды: Части речи. Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашей ромашки.

На сердцевине у другой ромашки: Слово. Возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашей ромашки.

А теперь назовите мне слова, которые оказались лишними.

Станция №7 Загадочная. Прочитайте загадку, назовите отгадку. (паук)

Станция №8 «Угадай-ка, не зевай-ка».

Слово имеет смысл. Перед вами пословицы-перевертыши. Вспомните, что такое антонимы? Каждое слово в пословице замените антонимом, подчеркнутые слова не меняйте.
Для команды «Слово»:

Новый враг хуже старых двух . (Старый друг, лучше новых двух.)
Для команды «Предложение»:

Все плохо, что плохо начинается. (Всё хорошо, что хорошо кончается)

Станция 9. «Парные согласные – самые опасные»

В каких словах согласным на конце слова можно доверять?

Команда Слово: Гриб, фарш, орех, огурец, суп, плащ, крем.

Команда Предложенье: Шум, столб, верх, зуб, лещ, терем, шарф.

Учащиеся объясняют, почему данным согласным на конце слова можно доверять.

Станция № 10. Грамотеи

Задание 1. Как правильно сказать?

У рыбов нет зубов?

У рыбей нет зубей?

У рыб нет зубов?

У рыб нет зуб?

Задание 2. Исправь речевые ошибки

Команде «Слово»

Повар посолил суп солью.

Мама подарила мне молодого щенка.

Команде «Предложение»

У нас в парке много деревянных деревьев.

Принцесса была красивой красавицей.

Вот и окончено наше путешествие по стране Грамматика. Трудный и интересный был путь в эту страну. Я надеюсь, что задания вам понравились и теперь вы с большим интересом начнёте изучать такой непростой, но очень интересный русский язык. Мы добрались с вами до волшебного замка, где и поселилась Весёлая грамматика.

Спасибо всем за увлекательное путешествие. Желаю вам получать только хорошие отметки по предмету «Русский язык».

Всего доброго! До новых встреч!

Интеллектуальный марафон

Игра-квест по русскому языку

Цель: выявить и обобщить знания учащихся по русскому языку по разным разделам языкознания; развивать память, смекалку, сообразительность, творческие способности, умения и навыки учащихся сплочённо работать в команде; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, доброжелательности, интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями по станциям (7), «отправлялки»-загадки для команд на стации, маршрутные листы, тетрадные листы, ручки шариковые.

Ход мероприятия:

I Орг.момент

Команды в составе 6 человек выстраиваются на общую линейку. Каждая команда представляет свою команду: девиз, название. Потом получают у организатора мероприятия «отправлялки» - четверостишия, которые команды должны разгадать и отправиться на отгаданную станцию, где получают определённое задание, которое должны выполнить. Затем команды получают маршрутные листы и двигаются на следующую станцию.

II Проведение мероприятия

- Здравствуйте, ребята!Сегодня мы с вами проведем интеллектуальный марафон по языкознанию и посмотрим, кто лучше знает наш богатый и могучий русский язык!

А сейчас прошу капитанов представить свои команды.

Спасибо, команды представлены, а теперь за дело!!! (организатор раздаёт каждой команде «отправлялки»-загадки, и команды движутся на отгаданную ими станцию)

1 станция – «Теоретическая»

Ответить на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл

  1. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
  2. Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)
  3. Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)
  4. Какой знак необходимо поставить в словах из сказки «12 месяцев», чтобы спасти человеку жизнь: «Казнить нельзя помиловать»? (Запятая.)
  5. Какая часть речи самая немногочисленная и включает в себя всего несколько десятков слов? (Числительное.)
  6. В каком слове букв больше, чем звуков?: Язык, маячить, объём, меньше (Меньше)
  7. Что такое звательный падеж? Чем он является в наше время?
  8. Определите одушевленными или неодушевленными являются существительные мертвец, покойник, труп, умерший. (Ставим в В.п и Р.п – если совпадают, то одушевл.

Мертвец –одуш, покойник – одуш, труп – неодуш, умерший – одуш)

  1. Каково происхождение слова мешок? (от слова мех+ суффикс ок, так как раньше мешки шили из кожи животных)
  2. 10. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся. (смеяться, рваться, стараться, бояться, слезится и др)

2 станция - «Корректорская»

Исправьте ошибки. Отредактируйте данные предложения и запишите. Каждое предложение - 1 балл:

1) Если я вас обидел, то извиняюсь.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Ихний сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то замечаю, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть его электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг очутюсь в полной темноте.

1) Если я вас обидел, то извините.

2) Администрация колледжа решила наградить ценным призом того, кто займёт в соревнованиях первое место.

3) Их сад больше нашего.

4) Когда я выглянул в окно, то заметил, что похолодало.

5) Николай предложил другу посмотреть свою электронную книгу.

6) Я и не думал, что вдруг смогу очутиться в полной темноте.

3 станция – «Морфологическая»

Найдите среди четырёх слов, стоящих в одном ряду, одно лишнее. Объясните – почему. За каждый правильный ответ – 1 балл, за ответ и объяснение – 2 балла:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы.

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе.

3) Баку, мозоль, георгин, помидор.

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы.

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь.

6) Тюль, трель, капель, оттепель.

Ответы:

1) Ножницы, очки, башмаки, щипцы. (Башмак может стоять в единственном числе)

2) Шоссе, Сочи, фойе, кафе. (Сочи – мужского рода)

3) Баку, мозоль, георгин, помидор. (Мозоль – женского рода)

4) Дверцы, игры, брюки, чтецы. (Брюки не имеют единственного числа)

5) Боль, вестибюль, кенгуру, шампунь. (Боль – женского рода)

6) Тюль, трель, капель, оттепель. (Тюль – мужского рода)

4 станция – «Стихотворная»

Из предложенных карточек-слов составить отрывок из известного стихотворения. Назвать автора, название.(3 балла)+ собрать картинку по данному произведению (1 балл)

Ответ: М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

5 станция – «Творческая»

За три минуты составить мини-рассказ на тему (по выбору)- 5 баллов:

Шел в городе слушок про мыльный порошок…

По реке плыла кастрюля…

6 станция - «Морфемно-синтаксическая»

Задание 1. Перед вами отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:

Сколько в нем имен прилагательных? Какую синтаксическую роль они выполняют?

(за каждый правильный ответ 1 балл)

Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмёт, пылая и дрожа.

Ответ: 4 прилагательных

Легкий – определение

Быстр и волен, свежа - сказуемые

Задание 2. Сколько окончаний – О встретилось в следующем отрывке?

(За каждое правильное слово 1 балл)

Весло везло осла в село,

Седло свисало всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло.

Ответ: 8 (весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло)

7станция - «Итоговая»

На этой станции командам предстоит пройти последнее испытание: написать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву, например, С

IV Подведение итогов

После прохождения всеми командами семи станций организатор мероприятия (жюри) собирает задания с ответами команд по станциям, подсчитывает баллы, подводит итоги и определяет победителя игры.

Сегодня геймификация образования обзаводится своей теорией и своими гуру, студии образовательные игры для шлемов виртуальной реальности, а одним из самых ярких общемировых образовательных событий стал . Специалисты и энтузиасты, которые успели рассмотреть вопрос с разных сторон, порой говорят, что тема геймификации в современном образовании уже перегрета.

Тем не менее, массовой российской школе геймификационная пресыщенность вовсе не свойственна. «Игры по станциям» становятся прерогативой школьных праздников и летних лагерей, и касаются, в первую очередь, учеников помладше, а обычные уроки от игр до сих пор далеки.

Ничто не мешает нам играть

Чаще всего учителя говорят, что массово внедрять игровые практики уже сейчас мешает отсутствие достаточного материального обеспечения. Игровые образовательные платформы - чаще всего на английском языке, а ВР-шлемов школы, как правило, в глаза не видели. Однако применение сложных и дорогих технологий вовсе не обязательно: видеоигры и кабинетные игры строятся по схожим принципам.

Другие помехи - отсутствие культуры игр и малая осведомлённость. Здесь можно обратиться не только к геймификаторам образования, но и к создателям бизнес-игр, видеоигр и живых квестов. Игра может поднять мотивацию и сделать школьные уроки действительно полезными и запоминающимися, а педагог с компетенциями игрового мастера ценится высоко - это направление в образовании называют в числе самых перспективных.

Что должно быть в квесте?

  • Цель для игроков. Это главная задача, актуальная для игрового мира. «Пройти учебную тему» - это не игровая цель, а пункт для вашей отчётности. Кто бы стал играть в шутер или стратегию, цель которых обозначается авторами как «пройти игру»? Формулировка «восстановить цивилизацию после апокалипсиса» звучит поинтереснее. Представьте себе, что мы попадаем в мир после глобальной катастрофы. Для молодого генетика здесь много работы! Конкретные действия в игре должны служить основной миссии. Например, на монстров, населяющих пустоши, можно воздействовать, только разобравшись в природе их мутаций (а заодно в том, что это вообще такое - мутация). Такой вот урок биологии в старшей школе.
  • Роли для игроков. Внутри игрового пространства ученики выступают в роли игровых персонажей. Учёные, которые строят МКС? Древние египтяне в попытках построить пирамиду? Группа астронавтов, которых забыли на Марсе, как персонажа фильма Ридли Скотта? Путешественники во времени? Всё зависит от сюжета и главной цели. А, вернее, только от вашей фантазии.
  • Кооперативные действия. Усложняя игру, можно добавлять ролевые элементы. В этом случае класс нужно поделить на группы, добавить соревновательности, дать каким-то из игроков личные цели, сделать взаимную помощь необходимой по механике, усложнить систему взаимодействий. Такие методы будут не только способствовать усвоению предмета, но и улучшать социальные навыки. Ситуация, при которой каждый ученик делает свою часть работы и ждёт других, мало чем отличается от обычного решения примеров на уроке. Поэтому хорошо работает кооперация. Например, одни игроки владеют методом решения, а другие - данными.
  • Загадки и головоломки. С этой частью у учителя-предметника не должно возникнуть проблем: любое задание из сборника задач можно поместить в интересный контекст. Сами по себе колебательный контур и электрическая цепь - абстрактные понятия. Но если тебе важно, куда течёт ток, и что именно произойдёт после изменения напряжения, задача сразу приобретает осмысленность. Бессмысленные вещи мы запоминаем куда хуже, чем те, от которых что-то зависит. Задачи на знание предмета полезно совмещать с загадками на сообразительность, которые задействуют смекалку. Важно: задача должна быть условием для того, чтобы двигаться дальше.
  • Игровые механики. Это те правила, которые работают в игре и обеспечивают причинно-следственные связи. Поступив определенным образом, ты получаешь определенный результат. Придумайте, как работают те или иные элементы в вашем мире, каким правилам он подчинён. Например, чтобы двигаться дальше, нужно собирать ресурс. Или с каждым следующим шагом игроки получают дополнительные возможности.
  • Сюжет и интерактивность. Микросюжет есть и в задачах учебников: «Сидоров пошёл собирать яблоки...» Однако учебники не дают обратной связи. Результатом контрольной работы становится оценка, а не знание о том, какое влияние было оказано на вымышленный мир. Ученик не узнаёт, будет ли плакать Сидоров, если по его вине останется без яблок. А вот интерактивная игра делает решения игроков необходимыми и реагирует на них.

Вы уменьшились и попали внутрь человеческого организма в микро-капсуле? Если вы не доставите действующее вещество (какое, кстати?) в определённую систему за определённое время, больному не поздоровится.

Вы изменили климат целой планеты. Давайте посмотрим, какие это имеет эволюционные последствия.

Вы решили платить захватчикам дань? Отлично, теперь они не разрушат ваш город. Но другие княжества от вас отвернутся. Какие ресурсы мы от этого потеряем?

Поздравляем, вы плеснули летучее вещество в огонь. Хорошо, что этот опыт был полностью воображаемым.

«Полтора землекопа», которым ты взглянешь в глаза, мотивируют куда больше, чем абстрактная фраза про «неверное решение». Все поступки игрока должны повлечь за собой какие-либо события. Лучше всего, если у игроков будет возможность делать выбор, как поступить. Это повышает эмоциональную вовлечённость и учит рассматривать разные варианты.

Какие использовать инструменты?

Всё зависит от того, какими средствами вы располагаете и какой квест хотите провести. В любом случае, главный инструмент - ваш разум и воображение учеников.

Поездка на природу даёт возможность включить в программу подвижные игры и элементы спортивного ориентирования. Однако за городом заниматься можно не только играми в «зарницу». Во многих нестандартных системах образования занятия по предметам проходят под открытым небом. Например, в Иркутске ученики спускаются на берег Байкала и проводят опыты в рамках изучения астрономии.

Выездной урок-экскурсия по городу - тоже отличный способ сделать квест-приключение на большой территории. Здесь можно обратиться к приложениям для экскурсий. В коллекции Izi Travel можно найти маршрут по самым разным городам и музеям. Также сервис позволяет записать свой аудиогид, и здесь начинается самое интересное.

Никто не мешает рассказать историю художественным языком, а в ключевых точках на карте (обозначены в приложении) могут быть спрятаны артефакты, необходимые для успешного прохождения квеста.

Конечно, сперва придётся несколько раз пройтись по маршруту самому, чтобы рассчитать тайминг и разложить конверты с заданиями и флэшки с материалами в укромные места.

У 45-минутного урока в классе тоже есть свои преимущества - получается компактная кабинетная игра, в центре которой находится какая-то конкретная тема. Главное иметь в голове историю, правила мира и набор кейсов.

  • Учителя химии и физики, у которых есть инструментарий для опытов, уже находятся в выигрышной позиции. Нужно просто придумать, какую практическую цель имеет опыт в рамках игрового мира. Выделяем ДНК банана, чтобы снарядить экспедицию с пробами земных растений. Иначе не видать на колонизированных планетах бананов! Преступника можно найти по типу микроорганизмов, которые остались на уликах. Лакмус позволяет читать зашифрованные послания - если сумеешь верно определить вид химической среды.
  • Для игровых целей можно ипользовать разные ресурсы и приложения для учителей. Например, чтобы пользоваться Pliсkers , нужны только телефон учителя с установленным приложением и набор распечатанных карточек у студентов. Это очень быстрый и простой способ для коллективных решений и голосований.
  • По классу можно расклеить распечатанные QR-коды, которые ведут на страницу с информацией. Для этого потребуется создать страницы, ссылки на которые будут преобразованы, и воспользоваться генератором кодов . На смартфонах учеников должны стоять QR-ридеры - скачать такие бесплатные приложения не составляет труда. Карточки с такими кодами могут быть также игровой валютой, которую получаешь, выполняя задания. Или древними печатями на артефактах погибших цивилизаций, которые нужно просканировать.

В качестве тренировки можно предложить ученикам создать их собственный квест.

Правильно ставить вопросы и придумывать кейсы можно только когда сам ясно представляешь себе верные ответы.

Это поворачивает мышление совершенно в другую сторону, помогает представить себе, как рассуждают другие люди, оценить применимость знаний, развить логическое мышление и творческие способности.

Разработчик игр Дмитрий Иоффе рассказал нам, как появилась идея создать экологический квест «Чистые Игры» , привлекающий внимание к проблемам окружающей среды, чем хороши игровые формы постижения мира и на что следует обратить внимание, придумывая свой сценарий.

Дмитрий Иоффе

специалист и организатор игр живого действия, основатель и лидер проекта «Чистые Игры», основатель сервиса «Расписание вузов»

Идея «Чистых Игр» родилась на островах озера Вуокса. Мы были в походе на лодках, несколько дней, заметили много мусора на островах, и один из друзей предложил идею ролевой игры, где мусор мог бы быть ресурсом, который добывают. Типа золота в Варкрафте. Мне идея очень понравилась, мы стали думать, как это можно сделать. Решили, что игра должна быть не ролевой, а, скорее, напоминать соревнования по сбору мусора для всех, кто захочет. Победители должны получать призы. А главное - всё должно быть интересно. Игроки должны видеть не мусор, а ресурс для победы. Так все и пошло. Через два месяца сделали игру, получилось успешно.

До «Чистых Игр» я 12 лет занимался ролевыми играми живого действия. Участвовал в образовательных играх - например, помогал коллегам из проекта «Полдень» . Это игровой проект, направленный на социальную адаптацию детей из детских домов и состоящий в ассоциации «Игры Будущего».

Образовательные игры служат для получения новых навыков и полезного опыта, который трудно заиметь в других условиях.

Городские квесты помогают взглянуть на город под другим углом, лучше его узнать. Играя в ролевые игры, можно примерить на себе много ролей и при этом обнаружить, что из них тебе больше по душе - профориентация, можно сказать.

Школьники лучше запоминают информацию в образовательных играх, а не на обычных уроках, потому что в первом случае получают знания, когда решают свою задачу. При этом вы относитесь к знаниям не как к «информации, которую надо запомнить», а как к вещам, без которых вы не сможете что-то осуществить. При этом, например, в Civilization вы можете взаимодействовать с вещами - то есть, не только прочитать и запомнить, а захватить или развивать страну, торговать, вести дипломатию. Конечно, после такого всё запомнится лучше.

Чтобы создать игру, технические средства не обязательны. Можно всё сделать на бумажках и со всем, что подвернется под руку. Но технические штуки помогают многое автоматизировать. И еще что важно: с ними удобнее упаковать игру в упаковку.

В основе любой игры лежит принцип, паттерн.

Один из самых простых - соревновательность, то есть, у кого больше очков. Здесь нужно придумать, за что очки получать. Или какие действия, сколько очков можно давать. Игра обычно ограничена по времени, это стоит учитывать. Всех нужно ставить в разные условия. Игра может быть симуляционной, то есть, она симулирует какой-либо процесс. Ещё может быть принцип «кто первым вышел, тот и победил». Или один участник должен победить другого, как в камень-ножницы-бумага. Чем в большее количество игр вы играли, тем больше игровых паттернов вспомните.

Если по душе игры на коммуникацию и в ролях, как «Мафия», то я бы предложил попробовать кабинетные ролевые игры, там тоже роли и много коммуникации. Календарь ролевых игр можно посмотреть на сайте

Урок- квест в 6 классе

Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Орфоэпия»
Цель: повторить, обобщить и закрепить знания учащихся, полученные по данной теме; развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка, отрабатывать орфографическую грамотность, формировать навыки самоконтроля и рефлексии; воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи, умение работать группой; воспитывать любовь и уважение к русскому языку
Оборудование: компьютер, карточки к заданиям, макет дерева, карточка с девизом урока, плакат «Квест-игра «Морфемика»,
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока:
нестандартный (урок- квест)

Ход урока

I . Оргмомент
1. Психологический настрой
Учитель:
Придумано кем-то просто и мудро: при встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, добрые глаза и надеюсь, что сегодня в нашем классе ваши улыбчивые лица будут светиться как маленькие-маленькие солнышки и никакие тучи вроде орфограмм им будут не страшны.
Мы видим в нашем классе сегодня гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности. Давайте покажем им свои хорошие знания и умения и начнем наш урок.
Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи: «Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих министров.

О, мои подданные! – обратился он к ним, -- у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её.

Повёл он их в сад, в углу была дверь с огромным замком.

Тот, кто откроет дверь, станет первым министром, -- сказал султан.

Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха, -- отходили. Но один министр внимательно осмотрел дверь, навалился на неё плечом, толкнул и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал:

Ты станешь первым министром, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

Ребята, я очень хочу, чтобы каждый из вас верил в свои силы, и тогда вы сможете «открыть» любую дверь – дверь в страну знаний. Такой страной сегодня у нас будет Морфемика. А почему именно Морфемика?
(Изучали на протяжении многих уроков)

II . Объявление темы и цели урока
-- Сегодня на уроке мы с вами должны повторить и обобщить изученный материал по данной теме. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, Классная работа, тему урока:
Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Орфоэпия».
Девиз нашего урока: «С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь». Как вы его понимаете? (Ответы детей)
-- Ребята, а что изучает Морфемика? (строение слова, т.е значимые части слова: корень, префикс, суффикс, окончание).

Лингвистическая сказка «Спор Значимых Частей Слова»
Однажды в стране Морфемика произошёл спор значимых частей слова: каждая морфема доказывала, что она нужнее всех.
Говорит Префикс:
-- Я всегда первый в слове и поэтому я -- главный!
-- Нет! Я! -- закричал Корень. -- От меня зависит смысл слова!
-- Ну и что? -- отвечает Префикс. -- Я могу и задержать, и ускорить, и еще много чего могу! Например, было слово «едет», стало «поедет». Было «учил», стало «выучил».
В их спор вмешался Суффикс и говорит:
-- Не спорьте. Я – нужнее всех, ведь с моей помощью образовываются новые слова.
В уголке стояло Окончание и хитро улыбалось.
-- Я – нужнее всех, потому что моё главное предназначение – служить для связи слов в словосочетании и предложении, -- молвило Окончание.
-- Ребята, давайте рассудим значимые части слова.
? – А как вы считаете, какая морфема – нужнее всего?
(Все важны)
III . Актуализация опорных знаний учащихся
1. «Блиц-опрос» (компьютер)
1. Что составляет основу слова? (Префикс, корень, суффикс)
2. Какие части слова служат для образования новых слов? (Префикс, суффикс)
3. Назовите главную значимую часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов. (Корень)
4. Это значимая часть слова, которая находится перед корнем. (Префикс)
5. Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании, является изменяемой. (Окончание)
6. Бывают ли части речи без окончания? (Да, наречие)
7. Как найти окончание? (Чтобы правильно найти окончание, нужно данное слово изменить по падежам. Та часть слова, которая меняется, и будет окончанием).
8. Какой значимой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка? (Суффиксом)
9. Какой значимой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему? (Корнем)

2. Проверка домашнего задания.
-- С какой морфемой было связано домашнее задание? (Проверка д/з –Упр. 197)
-- Почему все образованные прилагательные пишутся с двумя –н?

разбросаны по всему кабинету. Вы должны найти это место, выполнить задание, предложенное моими помощниками – мудрецами знаний, после чего они его проверят, и за количество правильных ответов вы получаете баллы, которые в конце урока сможете обменять на отметку. Кроме этого, за каждое выполненное задание вы получаете по букве. Из полученных букв в конце урока вам необходимо составить слово. Нельзя пропускать ни одно задание и переходить к следующему. Маршруты у команд разные, но задания одинаковые. Победителем будет та команда, которая быстрее всех пройдет весь маршрут и правильно выполнит предложенные задания. После этого вы должны сдать свои маршрутные листы и количество полученных баллов за задания учителю и выстроиться на смотр, держа в руках карточки с полученным словом. Победителей ожидает приз.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней -- соревнованье,
Успех решает не судьба,
А только -- ваши знания.

Итак, в нашем сегодняшнем квесте принимают участие команда « » и « ».

Помните: только слаженная работа может быть результативной. Желаю всем удачи. Условия игры всем понятны?

Начинаем игру.
Звучит свисток (капитаны подходят к учителю, берут у него свои маршрутные листы и начинают выполнять задания).

Задание 1. «Коллаж» (создать коллаж на орфограмму «Буквы о, е в суффиксах и окончаниях после шипящих и ц») -- 14 баллов
Слова:
мышонок, мальчонка, гречневая, собачонка, грибочек, крючок, старичок-лесовичок, листочек, грушевый, ключик, пирожок, зайчонок, ножичек.

(Коллаж – это оригинальное изображение, созданное из несколько или множества фотографий и картинок, объединённых общей темой (в русском языке, например, коллаж можно создать на какую-то орфограмму или пунктограмму).

Задание 2. «Подземелье злых ошибок» (11 баллов)
Перед вами – текст. Это письмо знаменитого персонажа из мульфильма «Простоквашино» почтальона Печкина. Он жалуется дяде Федору на то, что Шарик с Матроскиным совсем разленились. Да вот только написал неграмотно!

«Дорогой Дядя Фёдор! Преезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. Достигли возроста быка, а ума меньше, чем у телёнка. А ведь там вырасли помидоры, их надо соберать. За забором сорняки – уже не растки, ростут не по дням, а по часам. В бочке с водой уже одна тина да водорасли. Матроскин лишь на печи лежит да песни предлогает сочинять. И Шарик не хочет лапы свои к делу прилажить… Пропадает вырощенный урожай! Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы! Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!».
Ваша задача – найти все слова, в которых есть ошибки и исправить их.

Задание 3. «Дружная семейка» (7 баллов)
На дереве на листьях написаны различные слова. Необходимо выбрать из них только однокоренные:
Нос, носовой, носки, носик, носатый, переносица, носище, носишко.

Задание 4. «Ловушка» (1 балл)

Вини-Пух и Пятачок поспорили, какое окончание в слове мармелад. Вини-Пух утверждает, что – ад, а Пятачок считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?

(В слове мармелад нулевое окончание в именительном падеже.

При изменении слова по падежам окончания меняются.

И. п - Мармелад

Т. п. – Мармелад_

Р. п. – Мармелад_

П. п. - О мармелад)

Задание 5. «Морфемное лото» (работа в тетрадях) – 3 балла
Составьте из отдельных морфем слова и запишите их в тетради:
под – вод – н – ый (подводный), берёз – к – а (берёзка), по – дорож – ник (подорожник).

Задание 6. «Занимательная морфемика» (2 балла)
Задание: разгадайте шарады.
Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слова и записать их.
1. Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,
Префикс тот же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.

(Рассказчик)
2. Корень тот же, что в слове ДАВАТЬ

Префиксы взяты из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА

Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ.

(Преподавание)

Задание 7. «Подскажи-ка» (работа в тетрадях) – 15 баллов
Вставьте в данные слова н, нн и распределите их в три столбика:
1 столбик: н
2 столбик: нн
3 столбик: написать все слова-исключения из правил на данную орфограмму
(«Н, нн в суффиксах имён прилагательных»).
Осе … ий, тума … ый, змеи … ый, лебеди.. ый, телефо … ый, це … ый,
пчели … ый, земля … ой, мыши … ый, соломе … ый.

Задание 8. « Прятки» (13 баллов)
Буквы З и С предлагают вам сыграть с ними в прятки. Они уже, как вы видите, спрятались. Вам нужно найти их и вставить в слова.
Бе … жалостный, и … портить, ра … жимать, в … порхнуть, ра … носить, бе … шумный, бе … цельный, и … кусать, ра … гадать, и … дание, … десь, ра … будить, во … петь.

Максимальное количество баллов за все задания – 66.

V . Подведение итогов урока
--
Итак, ребята, поздравляю вас с успешным прохождением «квеста». Давайте вспомним цель нашего урока. Удалось ли нам её достичь? Как вы считаете? Какую тему мы сегодня с вами повторили? Какое задание вам понравилось больше всего? Какое вызвало затруднение?
Обмен баллов на оценки (по таблице)
-- А сейчас, ребята, предлагаю обменять ваши баллы на оценки:
66 баллов – 12
59-65 баллов – 11
52-58 баллов– 10
44-51 баллов – 9
37 -43 баллов -8
29-36 баллов – 7
22-28 баллов – 6
15-21 баллов – 5
8– 14 баллов – 4
1-7 баллов – 3
Награждение детей грамотами и сладкими призами.
Домашнее задание: повторить выученный материал по теме «Морфемика», письменно выполнить упражнение 198 (списать первые 3 предложения, вставить в них пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания).

Игра-квест

«Знатоки русского языка» (для учащихся 8-11 классов),

заключающая «Неделю родного языка»

Данное внеклассное мероприятие является заключающим предметной недели по родному языку. При проведении игры остальные учебные предметы выполняют вспомогательную роль, что позволяет значительно расширить формы работы и развивать мыследеятельность учащихся.

В данном мероприятии используется оборудование различных кабинетов, иллюстративный материал. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность ощутить внутреннюю взаимосвязь учебного процесса, создает метакартину образовательного пространства школы. А участие в КТД развивает у детей способности к самостоятельной и групповой работе, помогает преодолеть диффузию ответственности в коллективе, способствует развитию социальной и стратегической компетентности.

Игровая технология также позволяет учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей (метапредметность) и их использование при решении самых разнообразных задач.

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
  4. Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
  3. Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование : листы с заданиями для каждой команды

Формы работы : групповая, индивидуальная

Форма проведения : игра-квест

Место проведения : учебные кабинеты, территория школы

  1. Правила проведения игры

В игре участвуют классы (можно разделить на группы).

Координаторами и наблюдателями являются учащиеся 11 класса. Они контролируют выполнение заданий, следят за соблюдением правил игры, добавляют время, записывают результаты в маршрутный лист.

Каждая команда получает задание (желательно, чтобы группы не пересекались, — задание первое у всех в разных направлениях). Раскрыв лингвистическую загадку или выполнив задание (несколько подсказок выдаются через 2 мин обдумывания), команды отправляются по указанному адресу, где выполняют очередное задание. Для выполнения задания в конкретном месте выбираются 2-3 человека из команды, знающие хорошо необходимый предмет. Если выбранный командой ученик ранее уже отвечал в другом конкурсе, команда задерживается на 3 минуты после выполнения задания. Победителем становится класс, добывший секретный конверт (часто результаты игры «Русский медвежонок»).

Вступительное слово учителя :

Добрый день, дорогие ребята. Наша игра-квест стартует. Вы сегодня должны показать ваши знания по основным разделам русского языка, ваше умение разгадывать мудрые языковые загадки. Конечно, успех каждой команды будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Желаю удачи всем командам!

Задания для команд .

Задание №1.

— В этом кабинете есть место, где тесно соприкасаются 103 термина.

— Многие из них связаны с древнегреческой мифологией.

— Три термина образованы способом сложения основ с помощью корня род.

— Решите кроссворд:

т о п о н и м
д а м а в о й
с у б ъ е к т
д и а л е к т
с у ф ф и к с
г р а н и ц а
з о р я н к а
  1. Имя собственное , обозначающее название (идентификатор) географического объекта.
  2. Транскрипция слова «ДОМОВОЙ».
  3. Грамматический ……. приблизительно тоже, что «подлежащее». Семантический …….. иногда именуют также «первым актантом» или «первым партиципантом».
  4. Разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.
  5. Часть слова, морфема.
  6. Есть у предложений, государства и даже у приличия.
  7. Слово-исключение: чередование корней зар-зор.

Периодическая таблица Д. И. Менделеева

Группы элементов

Пери-
оды
ряды I II III IV V VI VII VIII
1 1 1
Водород
H
1,0079
2
Гелий
He
4,0026
2 2 3
Литий
Li
6,941
4
Бериллий
Be
9,01218
5
Бор
B
10,81
6
Углерод
C
12,011
7
Азот
N
14,0067
8
Кислород
O
15,9994
9
Фтор
F
18,9984
10
Неон
Ne
20,179
3 3 11
Натрий
Na
22,98977
12
Магний
Mg
24,305
13
Алюминий
Al
26,98154
14
Кремний
Si
28,0855
15
Фосфор
P
30,97376
16
Сера
S
32,06
17
Хлор
Cl
35,453
18
Аргон
Ar
39,948
4 4 19
Калий
K
39,0983
20
Кальций
Ca
40,08
21
Скандий
Sc
44,9559
22
Титан
Ti
47,88
23
Ванадий
V
50,9415
24
Хром
Cr
51,996
25
Марганец
Mn
54,9380
5 29
Медь
Cu
63,546
30
Цинк
Zn
65,38
31
Галлий
Ga
69,72
32
Германий
Ge
72,59
33
Мышьяк
As
74,9216
34
Селен
Se
78,96
35
Бром
Br
79,904
36
Криптон
Kr
83,80
5 6 37
Рубидий
Rb
85,4678
38
Стронций
Sr
87,62
39
Иттрий
Y
88,9059
40
Цирконий
Zr
91,22
41
Ниобий
Nb
92,9064
42
Молибден
Mo
95,94
43
Технеций
Tc
7 47
Серебро
Ag
107,868
48
Кадмий
Cd
112,41
49
Индий
In
114,82
50
Олово
Sn
118,69
51
Сурьма
Sb
121,75
52
Теллур
Te
127,60
53
Иод
I
126,9045
54
Ксенон
Xe
131,29
6 8 55
Цезий
Cs
132,9054
56
Барий
Ba
137,33
57 *
Лантан
La
138,9055
72
Гафний
Hf
178,49
73
Тантал
Ta
180,9479
74
Вольфрам
W
183,85
75
Рений
Re
186,207
9 79
Золото
Au
196,9665
80
Ртуть
Hg
200,59
81
Таллий
Tl
204,383
82
Свинец
Pb
207,2
83
Висмут
Bi
208,9804
84
Полоний
Po
85
Астат
At
86
Радон
Rn
7 10 87
Франций
Fr
88
Радий
Ra
226,0254
89 **
Актиний
Ac
227,0278
104
Резерфордий
Rf
105
Дубний
Db
106
Сиборгий
Sg
107
Борий
Bh
108
Хассий
Hs
109
Майтнерий
Mt
110

Uun
[?]

*Лантаноиды

**Актиноиды

Примечание: атомные массы элементов с 1 по 103 приведены по данным IUPAC, 1979; в квадратных скобках — массовое число наиболее стабильного или наиболее распространенного изотопа; названия элементов даны по материалам IUPAC, датированным январем 1997 г.

Задание находится под термином, который имеет связь с русскими писателями: Буниным, Солженицыным, Шолоховым, Бродским, Пастернаком.

Кабинет химии

Задания для представителей команды

Правильно написать и расположить карточки со словами возле предметов, их обозначающих.

ЖЕЛЕЗО (гвоздь ржавый)

Происхождение этого слова доподлинно неизвестно; по одной из версий, оно родственно слову „лезвие“. Европейские iron, Eisen происходят от санскритского „исира“ - крепкий, сильный. Латинское название происходит от fars - быть твёрдым. Название природного карбоната _ _ _ _ _ _ (сидерита) происходит от лат. sidereus - звёздный; действительно, первое _ _ _ _ _ _, попавшее в руки людям, было метеоритного происхождения. Возможно, это совпадение не случайно.

РЕТОРТА (реторта)

_ _ _ _ _ _ _ (буквально - повёрнутая назад) - аппарат, служащий в химической лабораторной и заводской практике для перегонки или для воспроизведения реакций, требующих нагревания и сопровождающихся выделением газообразных или жидких летучих продуктов, которые тут же непосредственно и подвергаются перегонке.

КРИСТАЛЛ (кристалл)

_ _ _ _ _ _ _ _ — твердое вещество, в котором атомы, ионы или молекулы расположены в пространстве регулярно, практически бесконечно повторяющимися группами.

РАСТВОРИТЕЛЬ (лак и жидкость для снятия лака).

Из двух или нескольких компонентов раствора _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ называется тот, который взят в большем количестве и имеет то же агрегатное состояние, что и у раствора в целом.

СМЕСЬ (ученик 11 класса растворяет в стакане воды ложку соли)

Вещество, состоящее из молекул или атомов двух или нескольких веществ (неважно — простых или сложных). Вещества, из которых состоит _ _ _ _ _, могут быть разделены.

Щелочь (колба с надписью NaOH)

_ _ _ _ _ _ — растворимое в воде сильное основание. Все _ _ _ _ _ _ (KOH, Ba(OH) 2) в растворах распадаются на катионы металлов и гидроксид-ионы ОН — .

Задание №2

— Выберите из предложенных синтаксических конструкций фразеологизмы. Что их объединяет.

Блоху подковать , золотая осень, Архимедов рычаг , не поздно учиться, бисер метать , ядовитые грибы опасны, «Город мастеров», мастер на все руки, полезный труд, дело — мастера боится, неожиданный звонок, запломбированный зуб, тютелька в тютельку, быстрая река, блуждающие огни, скучен день до вечера, коли делать нечего, глаза бояться — руки делают, пособие для занятий.

— Найдите в текстах омонимы. Если изменить ударение получатся слова, которые часто звучат в этом месте.

Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!

Плывут по озеру пироги –
На остров нет другой дороги.

Гвоздики, розы, маргаритки
Растут на клумбе у калитки.

— Корень слова «маска», корень слова «протереть», предлог, предлог, союз, личное местоимение.

Мастерская

(1 группа)

Расставить ударение в словах:

Кулина рия, столя р, на скла дах, ржа ве ть, арбу з, сдо ба, творо г, сантиме тр, щаве ль, брала , го рьки, блю да, ку хонный, кабани на, кали новый, камне й, то рты, то кари, пова рничать, лавро вый (лист), лагма н, долото .

(2 группа)

Найти 2 омоформа тематической группы «кулинария», составить предложения, где могли бы находиться оба слова. (Печь давно устала печь сдобу.

Задание №3

— Какая морфема повторяется во всех словах: пригород, раскопки, заточить, сговор, инъекция.

— Он может быть стационарный и переносной, большой и маленький, мощный и дешевый, в голове, в сети, он может быть для чайников, бывают такие столы, игры, технологии, стулья.

Компьютерный класс

Задание для представителей команды.

— Замените иностранные слова русскими синонимами (2 человека):

Принтер (печатная машинка), лазерный (лучевой), презентация (представление), мониторинг (наблюдение), миссия (задача), имитация (подражание), модератор (управляющий), компьютер (вычислитель).

— Расставьте стрелки в алгоритме (2 человека работа с компьютером).

«О Ё после шипящих»

В корне За корнем

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

Наречие на О,Е Причастие

Есть проверочное

Слово иностранное

Ударение падает

Задание №4

— Если бы приставка была частью корня, у омонима изменилась бы одна буква: Расточка деталей (два росточка) .

— Найдите начало и ключ к головоломке-пословице. Прочитайте пословицу и объясните ее смысл.

Кабинет природоведения

Задание для представителей команды.

(1 группа)

  • Образуйте родительный падеж от существительного КОПНА (копён)
  • Закончите знаменитую фразу русского языковеда Л.В.Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и ……» (курдячит бокренка)
  • Какого рода слово ШИМПАНЗЕ? (мужского)

(2 группа)

Найдите в кабинете 10 слов с елью. («дельфин», «дельта», «учитель», «капелька», «портфель», «цель», «панель», «понедельник», «коростель», «стелька», «мель»)

(3 группа)

(4 группа)

Задание №5

— Выберите из предложений указанные члены предложения, согласовывая, составьте предложение. В прошлый четверг мы опоздали на спектакль (определение). Книга – память о чьих-то мечтах (сказуемое). «Там» оказалось не так уж далеко (подлежащее). Жить – любить, радоваться окружающему (подлежащее).

Там живет память о прошлом.

— В этом слове живет всемогущий скандинавский бог.

— И ты живешь в этом слове.

— В переводе с древнегреческого – расспрашивание, исследование.

Кабинет истории и права

Задание для представителей команды.

(1 группа)

Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую» («Поставьте на моей могиле статую, золотую чашу держащую»). Не Бахчисарайский ли фонтан вы перечитываете? (Не «Бахчисарайский» ли «фонтан» вы перечитываете?) . Казнить нельзя помиловать! (Казнить нельзя, помиловать!)

(2 группа)

Написать даты исторических событий под картинами известных художников.

Б.Иогансон

Александр Аверьянов

Виктор Васнецов

(3 группа)

Расставить знаки препинания в тексте, найти слово, которое может быть вводным, составить с этим вводным словом предложение.

Волхв мифологический персонаж обладающий чудесными свойствами оборачиваться в животных и птиц а также в неодушевленные предметы. Волхвы кудесники и волшебники избранники Богов посредники между небом и людьми… Они имели исключительное право отпускать длинную бороду сидеть во время жертвоприношения входить в святилища. (Право. История зачастую скрыта под темной вуалью домыслов и, право, так трудно бывает эту вуаль приподнять.)

Задание 6

— Там происходит оно:

воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба…

— Этимология (по Википедии). — Происходит от нем. Sааl ; заимствование появилось при Петре I; наряду с этим - сала , сал (1707 г. у Куракина) - из польск. sala или франц. salle , также герм. происхождения (ср.: франкск. sal)