Ландшафтный проектирование участка готовый проект. Готовый ландшафтный проект участка

Готовый ландшафтный проект участка позволяет заказчикам сэкономить свои денежные средства и время на разработку новый концепции и согласование рабочей документации. Готовые проекты позволят увидеть, как будет выглядеть ландшафт на приусадебном участке после высадки садовых культур и растений.

Если Вам необходим готовое решение благоустройства приусадебного участка, ландшафтная мастерская «Сад фантазий» предложит Вам большой выбор интересных и оригинальных решений:

  • для каждого проекта выбраны растения для озеленения с учетом их декоративного сочетания;
  • растения из одной группы имеют прекрасные возможности совместного произрастания;
  • множество готовых решений позволит Вам выбрать оптимальный проект по благоустройству Вашего сада или загородного участка;
  • варианты отличаются по декоративности и масштабам;
  • такие решения позволяют обустроить разные площадки прилегающей территории: ее границы, место у водоема, газон.

Вовсе необязательно начинать проектирование ландшафта «с нуля». Во многих случаях намного более целесообразным является возможность использовать готовый план, который заранее был разработан под участок определенных размеров, особенностей рельефа и почвы.

Примеры готовых проектов ландшафтного дизайна участков

Примеры готовых проектов ландшафтного дизайна участков, представленные на нашем сайте, помогут Вам определиться, какое из предложенных решений максимально гармонично дополнит участок Вашего сада или приусадебную территорию. Примеры живых изгородей, группы из многолетних и хвойных растений, группы для газона, оформление вокруг водоема – эти и многие другие решения наши дизайнеры готовы воплотить на Вашем приусадебной земле.

Я хочу рассказать о составе ландшафтного проекта и последовательности работы. Когда мы договариваемся с заказчиком о первой встрече, предупреждаю его о том, что он должен располагать большим запасом времени, которое мне необходимо для того, чтоб обмерить участок и сделать фотосьемку. Также мы ставим перед собой задачи на будущее проектирование: нужна ли вертикальная планировка, какие будут функциональные зоны, какие растения предпочтительны и т.д. По итогам встречи вычерчивается обмерный план и высылается на утверждение.

Далее я предлагаю два эскиза. Это схема генплана – вид сверху всего участка, с существующими и будущими строениями, основными дорожками, а растения обозначены общей массой.

Мы обсуждаем с заказчиком эти два варианта. Решаем что исключить, а что оставить. Обычно итоговый генплан складывается из двух предложенных эскизов. В ходе проектирования могут вноситься несущественные изменения. Когда генеральный план утвержден, вычерчиваются необходимые чертежи, для выноса проекта в натуру. Если участок на сложном рельефе, то я черчу вертикальную планировку. Имея, этот чертеж, можно начинать земляные работы. Параллельно с этим делается разбивочный чертеж. На нем отмечены и образмерены все дорожки, подпорные стенки, площадки и строения.


При необходимости детально прорабатываются фрагменты благоустройства. В данном случае это разрез приподнятой клумбы во входной зоне.

Очень важная часть проекта – это баланс территории. Цветом отмечены разные зоны участка. К этой схеме прилагается ведомость, где указаны площади газона и мощения, сколько занимает зона парковки, протяженность подпорных стенок, площадь застройки и рекомендуемые отделочные материалы. Эта информация нужна при расчете сметы и закупке строительных материалов, особенно, если заказчик решил заниматься строительством сам.

Чтобы участок не затопляло, и растения чувствовали себя хорошо, необходимо делать отвод воды. На данном изображении схема дренажа, разрез траншеи и дренаж подпорной стенки.

Дендроплан. Это чертеж, на котором отмечены все растения, высаживаемые на данном земельном участке. Для удобства, на план наложена сетка, а каждое растение указано во взрослом своем состоянии. Например, на этом дендроплане сетка 5х5 метров, под цифрой 1 ель сербская. Видно, что размах кроны взрослого дерева будет примерно 3 метра. К дендроплану прилагается ассортиментная ведомость, в которой указаны порядковый номер растения, его количество, изображение и необходимые рекомендации. Все растения подбираются с учетом общей дизайн концепции, биологической и визуальной совместимости.

Обычно на дендрологическом плане я указываю крупные кустарники и деревья, а цветники и декоративные группы прорабатываю отдельно. На схеме цветник, расположенный во входной зоне. По просьбе заказчика, он состоит из многолетников, которые требуют минимум ухода, цветут на протяжении всего лета, сменяя друг друга.

Состав цветника:
1.Гортензия древовидная
2.Лапчатка кустарниковая
3.Спирея японская
4.Манжетка мягкая
5.Можжевельник Sky rocket
6.Астра кустообразная Blaubux
7.Астра альпийская
8.Вероника армянская
9. Гвоздика травянка
10.Дельфиниум
11.Лук гигантский
Группа вечнозеленых кустарников:

1.Туя западная Brabant
2. Туя западная Wareana Lutescens
3. Спирея японская
4. Самшит вечнозеленый
5. Гвоздика почвопокровная травянка

Как дополнительный декоративный элемент, предлагается часть забора оформить вертикальным озеленением.

Когда проработан дендроплан, я знаю, как расположить ландшафтные светильники. Они не только освещают дорожки, еще можно подсветить группу декоративных кустарников, или одно особенно красивое дерево. Схема расстановки светильников выглядит вот так:

Схема полива:

Когда все чертежи готовы, складывается генеральный план с экспликацией.


В состав ландшафтного проекта входит разработка МАФ – малых архитектурных форм. В данном случае это беседка барбекю и детская зона.



Как правило, для проекта разрабатывается только визуальная часть, то есть эскизы. Дополнительно можно сделать вид сверху и разрез. Обычно я не вычерчиваю узлы и конструктивные элементы, но материалы, которые я предоставляю, могут послужить подробным техзаданием для подрядчика, который возьмется мою конструкцию строить. Также, заказчик, может разослать их в разные подрядные компании, для просчета стоимости строительства и выбрать ту, которая предложит наиболее выгодные условия.

Детская площадка выполнена в современном стиле. Я считаю, что нестандартные пространства формируют творческое мышление у детей, а минимализм вдохновляет.
















Несколько предыдущих поколений владельцев частных домов вынужденно рассматривали приусадебную территорию как основной источник продуктов и зимних запасов. Такой утилитарный подход объяснял внешний вид участка, устроенного по принципу образцового колхозного хозяйства. Там, где большую часть времени проводили в труде, местом отдыха считалась площадка около мангала и детские качели на ветке дерева.

Позже выращивание овощей и ягод в промышленных масштабах потеряло смысл. На первый план вышло стремление облагородить землю вокруг дома, сделать участок местом, где хочется отдохнуть и насладиться радующей глаз обстановкой. Ландшафтное проектирование участка поможет провести перепланировку (если участку много лет) или предложит оригинальный вариант устройства свежеприобретенного земельного надела с учетом особенностей ландшафта и ваших пожеланий.

Гармония и красота ландшафтного дизайна Источник houzz.ru

Что такое ландшафтное проектирование участка; задача и цель проекта

Задачей ландшафтного проектирования является создание комфортной зоны проживания, максимально соответствующей вкусам и способу жизни хозяев. Ландшафтное проектирование поможет рационально преобразовать территорию участка, грамотно распределить зоны построек, отдыха и зеленые зоны.

Чтобы создать гармоничный ландшафтный дизайн, нужен не только отменный вкус, но и специальные знания, поддержанные опытом. Работа начинается с определения стилевой концепции ландшафта. Чтобы дизайн проект участка был качественным, а значит, оптимально использующим денежные средства, силы, материалы и время, тщательно изучаются особенности территории.

Ландшафтный проект участка является результатом сложной многоэтапной работы; он может дать наглядное представление об окончательном виде приусадебной территории.

Важные характеристики участка

Физические характеристики участка могут повлиять на окончательный вид проекта. Кроме площади и особенностей рельефа к ним относят:

    геологические, гидрогеологические, сейсмологические особенности;

    наличие инженерных коммуникаций и расстояние до них;

    дороги и подъездные пути;

    охрана территории.

Ландшафтный проект учитывает особенности рельефа местности Источник pinterest.ie

Этапы проектирования и составляющие ландшафтного проекта земельного участка

Прежде, чем окружающая дом территория будет радовать глаз владельцев, проектирование участка воплощается на бумаге. В его состав входит обязательная часть - пакет проектной документации, закрепляющей качество выполнения работы, и индивидуальная часть, зависящая от обустраиваемого участка. Во время работы над проектом организация руководствуется существующим сводом правил по проектированию и строительству (СП 11-106-97 и СНиП 30-02-97).

Проектирование дачного участка включает несколько этапов.

Этап 1. Запрос владельца

Хозяин участка, задумавший грамотно и стильно обустроить территорию, связывается с компанией, предоставляющей услуги ландшафтного проектирования. Это можно сделать как по телефону, так и через электронную почту, сайт или посетив офис. Сотрудники предоставят информацию о составе проекта и ориентировочной стоимости различных вариантов. Как правило, такая консультация бесплатна. На данном этапе оформляется заказ на ландшафтное проектирование.

Этап 2. Предпроектные работы, топографическая съемка

После того, как заказ получен, специалисты изучают географические характеристики усадьбы и окружающей территории. Во время первого выезда проводятся замеры участка и подробная фотосъемка, изучаются особенности рельефа.

Комфортная зона отдыха - важная часть ландшафтного проекта Источник pinterest.ru

Ландшафтного архитектора интересует множество параметров:

    Территория, прилегающая к участку. Сюда входят близлежащие зеленые зоны (лесные массивы и насаждения), подъездные дороги, инженерные коммуникации, водоемы.

    Потенциальные источники шума (железная дорога, автотрасса).

    Территория участка. Это состав почвы, глубина грунтовых вод, деревья и прочая растительность, роза ветров.

    Постройки. Учитывается архитектурный стиль строений, расположение окон и дверей.

Роза ветров - графическое обозначение направлений господствующих или преобладающих ветров. Показывает, откуда воздушные массы чаще всего притекают в данную местность.

Этап 3. Предпроектный анализ

На основании практически полученных данных проводится предпроектный анализ:

    Анализ насаждений. Если на участке присутствуют деревья и кустарники, определяется их состояние.

    Анализ освещённости. Помогает выявить общий световой режим, теневые и солнечные участки усадьбы.

    Определение зон запрета посадок. На них влияют скрытые инженерные коммуникации (водопровод, газ, кабель связи или силовой кабель).

Топографический план и его анализ станут основой для составления эскизов. В этот момент владелец заключает договор с фирмой-подрядчиком.

Фрагмент ландшафтного проекта Источник artstory-studio.ru

На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают услугу проектирования ландшафтного дизайна . Напрямую пообщаться с представителями можно посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».

Этап 4. Эскизный проект

Определение будущего дизайна проходит в сотрудничестве ландшафтного архитектора и заказчика. Специалист, выяснив пожелания владельца и учитывая особенности ландшафта, определяет наиболее привлекательные места, организуя таким способом структуру территории. Делаются несколько набросочных планов и эскизов дизайна участка с различными стилевыми концепциями. Перед конечным эскизом уточняются предпочтения заказчика:

    Стиль сада, включающий выбор деревьев, трав, цветов и деталей украшения.

    Распределение функциональных зон.

    Возможность будущих изменений (добавление гаража или бани).

    Необходимость освещения и полива участка.

Конечный эскиз включает 2 типа документов:

    План функционального зонирования. Показывает местоположение зоны отдыха, зоны барбекю, детской (игровой) и садовой зон.

Видео описание

3D-визуализация денлроплана участка (10 соток) на видео:

Концептуальный план. Описывает идею проекта, часто сопровождается 3D-презентацией, позволяющей увидеть будущий ландшафт и совершить виртуальную прогулку по саду.

Генеральный план - итоговый документ ландшафтного проекта Источник seattlehelpers.org

Этап 5. Генеральный план

На основании выбранного и утвержденного эскиза разрабатывается генеральный план озеленения и благоустройства участка, который содержит:

    Дендрологический план (включает ассортиментную ведомость), где перечислены растения, запланированные на посадку. Указывается размер взрослых растений для исключения проблем с освещенностью участка.

    План озеленения (разбивочно-посадочный). Строится в масштабе с указанием строений и оград, к которым осуществляется привязка.

    План благоустройства (разбивочный чертёж). Уточняется форма зон, садовых площадок и дорожек; тип их мощения. Указывается схема построек и системы мощения (в масштабе 1:100 или 1:200) со всеми размерами.

    Схему вертикальной планировки. Необходима, если участок расположен на неровной поверхности (на склоне). Схема берется за основу при выполнении земляных работ (например, при устройстве террас); на ней указывается перепад высот.

    Схему освещения. Фонарики вдоль дорожек и уютно освещенная беседка - не только красиво, но и практично в темное время суток.

Садовое освещение - важный элемент ландшафта Источник lewis-aquatech.com

    Проект автоматического полива. Грамотная установка дождевателей - кропотливая работа, делающая проект дороже. Но во многих случаях полив необходим для поддержания сада.

    Предварительную смету на работы и материалы.

    Пояснительную записку к проекту.

В целом разработка концепции дизайн-проекта и рабочего ландшафтного проекта занимает 30-45 рабочих дней.

Цены дизайнеров колеблются от 4-5 тыс. руб. /сотку (эконом-вариант) до 18-30 тыс. руб. /сотку. Стоимость проекта компании может начинаться от 150 тыс. руб. (для участка площадью 15-50 соток) и от 250-380 тыс. руб. (для участка площадью 50-100 соток).

Основные зоны дачного участка

К основным функциональным зонам относятся:

    Партерная зона. Зона перед главным фасадом или входом.

    Зона общего отдыха. В нее входят открытые лужайки и газоны, площадки, беседки, где может собраться вся семья.

    Мини-зона отдыха. Небольшие, скрытые от посторонних глаз пространства с садовой мебелью.

    Игровая зона. Устраивается для самых маленьких.

Уютная игровая зона для самых маленьких Источник tavernierspa.com

    Спортивная зона. Может содержать как игровую площадку (теннисный корт), так и тренажеры, скрытые под навесом. Некоторые объекты (например, бассейн) могут менять свое назначение, превращаясь в оригинальное место приема гостей.

    Садовая зона. Сюда включаются не только плодовые деревья и грядки, но и теплицы, и оранжерея.

    Природная зона. Участок, имитирующий фрагмент леса или луга, часто с водоемом.

    Хозяйственная зона.

Правильное зонирование территории дачного участка

Чтобы правильно распределить территорию участка и сделать каждую зону удобной и функциональной, ландшафтному архитектору следует исходить из пожеланий владельцев.

За основу зонирования берется фактор использования. Если предполагается выращивание садовых культур, то для хозяйственной и садовой зон отводится 80-85% полезной площади. Если усадьба станет преимущественно местом, где хозяева планируют регулярно принимать гостей, то на обустройство комфортной зоны отдыха выделяют 20-25% площади участка.

Место, где приятно собраться всей семьей и принять гостей Источник paradiserestored.com

Дизайн-проект участка включает детали озеленения и благоустройства, которые помогут подчеркнуть красоту и достоинства каждой зоны:

    живые изгороди, газоны, декоративные решения из цветов и кустарников, цветники;

    пруды, фонтаны и ручьи;

    декоративные изгороди, садовые лестницы и подпорные стенки (особенно на участках со сложным рельефом), камин.

Эффектным дополнением считаются малые архитектурные формы (МАФы):

    парковая скульптура;

    беседки, навесы и трельяжи;

    декоративные мостики и стенки;

    садово-парковая мебель;

    светильники и фонари.

Анализ существующих стилей в организации парков и садов на приусадебных территориях

Традиционно все стили в ландшафтном дизайне можно отнести к одному из направлений - регулярному или пейзажному.

Величественная гармония английского ландшафтного дизайна Источник eltctricon.ru

Родиной пейзажного стиля является Англия, хотя к нему относятся, например, и японские сады. Пейзажный стиль позволяет планировать размещение растений по плавным, близким к природным линиям. Можно обыгрывать сочетания формы, цвета и размера цветов и листьев, причем симметрия не приветствуется. Стиль приветствует некоторое смешение зон. Оригинального эффекта можно добиться, высаживая овощи и пряные травы среди плодовых деревьев, а ягоды и лекарственные растения - на парадной лужайке. Таким образом, под огород не выделяется площадь, что актуально для небольших участков.

Регулярная (геометрическая) планировка возникла во Франции, около трех столетий назад. Она опирается на функциональное зонирование приусадебного участка; такое композиционное решение востребовано до сих пор. Чтобы организовать ландшафт участка в регулярном стиле, необходимо соблюсти некоторые принципы:

    желателен участок с ровным рельефом;

    предпочтительны геометрические формы - осевая планировка и симметрия;

    дорожки - прямые, мощенные гравием или натуральным камнем;

    симметричные акценты (фонтан, скульптуры, растения).

Варианты планировки дачных участков

Рассмотрим разные примеры ландшафтного дизайна соответственно стилям.

Фрагмент ландшафтного дизайна дачного участка на 6 соток Источник pt.decorexpro.com

На скромном заднем дворе разместилось несколько зон Источник sad-dizain.ru

Ландшафтный сад на приусадебном участке (15 соток) Источник tr.aviarydecor.com

Вариант ландшафтного решения с учетом местных условий Источник tl.decoratex.biz

Заключение

Интуитивно каждый владелец понимает, каким он хочет видеть свой приусадебный участок. Безусловно, расположение зоны отдыха и грядок можно спланировать самостоятельно, не тратясь на проект ландшафтного дизайна. Но мало кто из хозяев знает особенности местности, почвы и грунтовых вод, разбирается в тонкостях полива и дренажа. Не принимая во внимание мелкие детали, через пару-тройку сезонов можно получить загубленный сад и дорожки, покрытые минеральным осадком.

Опытные специалисты помогут благоустроить дачный участок, сделать окружающую дом территорию любимым местом для жизни и отдыха. Результат такой роботы будет радовать домочадцев долгие годы.

В каждом бюро, сфера деятельности которого — ландшафтный дизайн, готовые проекты стоят достаточно дорого. Обычно клиенты предпочитают заказывать разработку индивидуального проекта. Ландшафтный дизайн представляет собой сложный и интересный комплекс по благоустройству территории. Видов дизайна существует очень много. Чтобы создать сад, воплощающий прекрасную мечту, нужно обратиться к профессиональным дизайнерам.

Ландшафтный дизайн — это комплекс по благоустройству территории.

Различные виды ландшафта

Оформление участка может быть выполнено в различном стиле, поэтому дизайнеры вначале предлагают посмотреть примеры ландшафтного дизайна, чтобы определить, какой вид ландшафта будет предпочтительнее.

Все многообразие дизайнерских решений можно разделить на три основных вида:

Основная цель классического ландшафтного дизайна — придание дачному участку красоту и уникальность.

  1. Регулярный (или классический) вид дизайна может подойти для абсолютно любого участка, независимо от его расположения. Его основная задача — придать дачному или приусадебному участку выразительность, красоту и эффект.
  2. Восточный дизайн, пришедший к нам из загадочных и удивительно своеобразных Японии и Китая, нередко можно увидеть на современных загородных участках. При этом стиле ландшафтного дизайна искусство оформления преобладает над практичностью использования земельного участка. Подходит этот стиль не для всех климатических зон, ведь в суровом климате многие зеленые насаждения могут погибнуть в сильные морозы.
  3. Любителям природы непременно понравится пейзажный вид, при котором дизайнер стремится придать уже сложившемуся ландшафту естественность и натуральность, минимизируя воздействие человека.

Чтобы представить себе, как будет выглядеть участок, оформленный в каждом из этих стилей, нужно ознакомиться с портфолио проектов. Дизайнеры предлагают своим клиентам просмотреть готовые проекты, полюбоваться фотографиями, эскизами, визуализацией и 3D-моделями ландшафтных работ. После того как будет выбран стиль дизайна, определится его основная концепция, можно приступать к составлению проекта участка.

Что входит в состав проекта?

Создание красивого и уникального участка требует определенных усилий и должно выполняться планомерно. Ландшафтный проект предусматривает основные этапы:

  1. Предпроектный этап, во время которого ландшафтный дизайнер выезжает на участок, производит обмеры, составляет план участка, список требований и пожеланий заказчика.
  2. Затем составляется эскизный проект участка, в котором представлены зоны благоустройства и озеленения в нескольких вариантах. На этом этапе дизайнер может подсчитать примерный объем работ и составить ориентировочную смету расходов. При разработке эскизов учитываются исходные данные участка, список лиственных или хвойных деревьев и цветочных растений, выбранных заказчиком, необходимость устройства детской площадки, организации освещения, размещение поливальных установок.
  3. Следующий этап — это составление генерального плана участка, на который нанесены границы участка, дом, хозяйственные постройки (гараж, баня, хозблок), беседки, навесы, дорожки, площадки, клумбы, деревья и газоны.
  4. В состав ландшафтного проекта также входит дендрологический чертеж. На нем указаны запланированные к посадке растения, проект цветника (схемы цветения по сезонам). К чертежам прилагается ассортиментная ведомость растений.
  5. В проект мощения обычно включают подъездные пути к гаражу, пешеходные дорожки, подпорные стенки, площадки и забор с детальной спецификацией материалов.
  6. Если участок предполагается освещать по вечерам, то дизайнеры разрабатывают проект освещения с прокладкой трасс, подбором осветительных приборов и их месторасположения.
  7. Многие владельцы участков мечтают о собственном водоеме или небольшом бассейне в саду. Проект водоема включает в себя план, разрез, спецификацию оборудования, ассортиментную ведомость растений, которые будут высажены по границе водоема.
  8. По заказу владельца может быть разработан проект альпийской горки, которая гармонично дополняет строения и цветники на участке.

Разработка проекта требует довольно много времени, что сказывается на его стоимости. Ландшафтным дизайнерам нужно не только нарисовать изображение, но и подобрать необходимые материалы для каждого вида работ, учитывать совместимость различных видов растений.

Большое значение имеют расположение участка относительно сторон света и преимущественное направление ветров, ведь иначе можно высадить растения, которым необходим солнечный свет, в тень или установить беседку так, что ее постоянно будет пронизывать ветер.

Если нет возможности заказать свой проект, можно приобрести готовый ландшафтный дизайн, но в таком случае придется считаться с тем, что различные детали придется менять или не использовать. Кроме того, индивидуальным и неповторимым такой проект вряд ли будет.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Материал на конкурс

«Ландшафтный дизайн пришкольной территории»

ЕСЛИ БЫ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК НА КЛОЧКЕ ЗЕМЛИ СВОЕЙ СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО ОН МОЖЕТ, КАК ПРЕКРАСНА БЫЛА БЫ ЗЕМЛЯ НАША.

А.П. ЧЕХОВ.

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ:

АЛИХАНОВА ЕЛЕНА,

НОВРАДОВА АЛЕКСАНДРА

УЧАЩИЕСЯ 10А КЛАССА

МКОУ «СОШ №7»

ПРЕДГОРНОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РУКОВОДИТЕЛЬ: ПАНАЭТОВА С.И.,

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

СТ. ЕССЕНТУКСКАЯ

2014 - 2015

Утверждено:

на педагогическом совете

МКОУ «СОШ №7»

Протокол № 1

29. 08.2014 г

Положение о школьном дворе

Школьный двор – это универсальное средство, одновременно выполняющее ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Школьный двор – это целый комплекс, где можно создать идеальную модель маленького мира детства.

Школьный двор – это мир, где должны чувствовать себя уютно и комфортно, где каждый имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим.

Школьный двор и школьная территория - эффективное средство формирования экологической культуры учащихся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цели: 1.Формирование личности, готовую принять идеологию здорового образа жизни, формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.

2. Создание эстетически и экологически привлекательного пространства вокруг школы; наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы.

3. Улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов.

4.Воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе.

5. Развитие творческих способностей обучающихся.

Задачи:

1.Привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы.
2.Формировать чувство личной ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.

3.Формировать у каждого участника педагогического процесса внутреннюю потребность к защите и приумножению природных богатств, к созданию и поддержанию прекрасного вокруг себя, развитию бережного отношения к природе.
4. Привлечь педагогов, обучающихся школы и родителей к вопросам улучшения эстетического оформления школы.

5. Формировать у участников образовательного процесса активную жизненную позицию, стремление быть неравнодушным к судьбе своей малой родины.

Актуальность и важность работы.

За последние годы в нашей стране огромное внимание уделяется созданию и реализации различных социальных проектов. В образовательном учреждении- это проект благоустройства школьной территории, создаваемый самими обучающимися, их учителями и родителями. Творческий подход к идее – наиболее важный аспект в данных проектах. Работа по такому проекту касается не только школьного здания, но и прилегающих к нему территорий (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб). «Красота спасёт мир», - утверждали великие гуманисты. Человек чувствует себя комфортно, когда его окружают красивые аллеи парков, цветущие газоны и ярко оформленные клумбы цветов.

Обоснование работы.

Наша школа размещается на территории станицы Ессентукской Предгорного района Ставропольского края. Здание школы построено в 2008 году. Школьный двор находится в хорошем состоянии. Вокруг двора есть ограждение, которое соответствует всем нормам техники безопасности пребывания детей в образовательном учреждении, санитарным нормам территорий образовательных учреждений. Территория двора большая, поэтому проблема благоустройства является актуальной с первых дней её существования. Благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения, которое должно иметь свое "лицо”, свой имидж. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр.

Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится всегда в поле зрения односельчан. Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у обучающихся, их родителей и жителей села бережного отношения к своей станице, развитию эстетического вкуса и умению ценить красоту окружающей природы. В МКОУ «СОШ №7» сложилась система нравственного, экологического и трудового воспитания обучающихся, важной частью которой является привитие любви к природе и труду. Такая система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания. Территория школы обширна и разнопланова. На ней расположены здание школы, постройки хозяйственного назначения, спортивная площадка, цветники. Большую часть двора занимает центральная площадка, выложенная тротуарной плиткой. Это место для проведения школьных линеек, внеклассных мероприятий под открытым небом. Крыльцо школы выходит на северную сторону, правая часть - на запад, левая часть здания - на восток жилого массива, образованного улицами: Гагарина, Губина. Очень большую площадь на южной стороне занимает косогор из строительного мусора, где практически нет почвы. В свое время этот участок строители лишь засыпали слоем земли, к сожалению, недостаточным для посадки деревьев. Компенсирует недостаток деревьев большая площадь газонов. Там же, на южной стороне, находится тир для проведения уроков ОБЖ, над тиром находится спортивный городок, где имеются различные типы спортивных сооружений: баскетбольная и волейбольная площадки, беговая дорожка, полоса препятствий. Чуть ниже стадиона расположены игровые площадки для школьников младшего возраста с качелями и горкой. Большую часть территории школьного двора занимают газоны с небольшими клумбами из декоративных кустов, однолетних и многолетних цветов. В западной части школьного двора находятся два больших цветника, окаймленные двумя рядами низкорослых сентябринок (Новобельгийские или Виргинские астры) и чистеца византийского, с ними благополучно соседствуют молодые деревья и кустарники, однолетние и многолетние цветы. Начиная с июня и до заморозков, радуют глаз утопающие в цветах рабатки, клумбы и цветники. В этом году школьники занялись пересадкой сосен из питомника «Сосновый», посадкой цветников и кустарников.

Характеристика школьного двора:

Общая площадь школьного двора

15692 м 2

Площадь застроенной части

3302м 2

Площадь школьного здания

2540 м 2

Площадь хозяйственных построек

762 м 2

Площадь незастроенной части

12390 м 2

Площадь асфальтированной части

3830 м 2

Площадь озелененной части

6000 м 2

Площадь дендрария

400м 2

Площадь цветников

1500 м 2

Площадь газонов

3100 м 2

Площадь спортивной площадки

1500 м 2

Площадь уголка начальных классов

1000 м 2

Площадь детской площадки

60 м 2

Ведомость зданий и сооружений

№п/п

Обозначение типового проекта

Кол- во

Площадь застройки

кв. м.

Здание школы

2540

Хозяйственный блок с котельной

Трансформаторная подстанция

Тир

Разграничение зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы. Начало работ по благоустройству школьного двора относится к лету 2008 года, когда были выполнены частично работы по оформлению дворовой территории школы, асфальтированы подъезды к центральному входу, разбиты центральные клумбы и газоны. Работа по озеленению и дизайну двора продолжается по настоящее время.

Зоны школьного двора.

1 зона

детская (игровая площадка с качелями, горкой, песочницей);

спортивная (2 спортивные площадки для игры в волейбол и баскетбол)

2 зона

внутренний дворик (плитка, асфальтированные дорожки)

3 зона

хозяйственная (котельная, трансформаторная подстанция, тир)

4 зона

зеленая (по фасаду школы и во дворе школы)

Этапы работы по благоустройству школьного двора:

Первый этап – февраль-март:

разработка обучающимися проектов благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка.

Второй этап – апрель – май:

подготовка посадочного материала – семян цветов;
подготовка инвентаря;
весенняя обработка почвы;
работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади,

Обрезка кустарников;
весенние посадки (пересадка сосен, закладка розария);

Третий этап – июнь – август:

уход за посадками: полив, прополка;

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

Сбор семян;
осенняя обработка почвы;
осенние посадки луковичных;
подведение итогов, подготовка отчетов.

Планы реализации работ.

Работа по благоустройству школьной территории состоит в выравнивании почвы, создании дорожек, посадке деревьев, формировании газонов и клумб, др. Эти задачи ежегодно мы осуществляем своими силами. Спортивные площадки - это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени, поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадок для игры в волейбол или баскетбол) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. Имеющиеся на территории школы детская и игровые площадки, являются местом отдыха и развлечения. Места для отдыха планируем оборудовать декоративными лавочками, и здесь без помощи взрослых не обойтись. К данной работе мы привлекаем родителей и работников школы.

План мероприятий подготовительного этапа

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Проведение анализа экологического состояния школьной территории

Классные руководители, ответственный за организацию трудовой и экологической деятельности в школе

Старт конкурса «Аукцион идей» по благоустройству школьного двора»

Классные руководители

Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты»

Классные руководители

План мероприятий практического этапа

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Сбор и заготовка семян

Осень - зима

классные руководители, учителя начальные классов

Акция «Чистый двор » по благоустройству школьного двора.

в течение года

классные руководители

Обработка почвы, внесение удобрений

Осень, весна

классные руководители и учителя начальных классов

Уборка территории спортивной площадки

еженедельно

учащиеся 4- х классов

Посев семян и высадка рассады цветочных культур

весна

Уход за посаженными цветочными культурами

весна

классные коллективы 5-8 и 10 классов

Обновление спортивной площадки

весна

Учителя физкультуры, техперсонал

Уход за посаженными цветочными культурами.

весна, лето

классные коллективы 5 – 8, 10 классов

Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

осень

учителя технологии, классные руководители

Перечень растений, выращиваемых в школьном дворе.

Дендрологические растения:

Туя смарагд -7 больших и 35 - маленьких

Можжевельник стелющийся - 2

Магония падуболистная - 5

Сосна обыкновенная - 56

Барбарис обыкновенный - 8

Форзиция европейская - 5

Ель обыкновенная - 1

Розы - 50

Гибискус сирийский - 15

Цветочно – декоративный отдел:

Астра - семейство сложноцветные; Петуния - семейство пасленовые; Тагетес - семейство сложноцветные; Тюльпаны - семейство лилейные; Тигровая лилия - семейство лилейные; Циния - семейство сложноцветные;
Календула - семейство сложноцветные;
Ирисы - семейство касатиковые;
Гвоздика - семейство гвоздичные;
Георгина- семейство сложноцветные;
Космея - семейство сложноцветные;
Кохия - семейство маревые;
Львиный зев - семейство норичниковые;
Ромашки - семейство сложноцветные;
Канны – семейство канновые; Хризантемы - семейство сложноцветные; Нарциссы – семейство амариллисовые; Хосты – семейство спаржевые; Чистец византийский – семейство яснотковые; Аквилегия – семейство лютиковые; Виргинские астры – семейство астровые.

Видовой состав дикорастущих растений:

Сем. Мятликовые: ежа сборная, пырей ползучий Сем. Вьюнковые: вьюнок полевой

Сем. Сложноцветные: тысячелистник обыкновенный, одуванчик лекарственный, полынь горькая, полынь обыкновенная, мать-и-мачеха обыкновенная, цикорий обыкновенный.

Сем. Подорожниковые: подорожник большой, подорожник средний.

Сем. Бобовые: клевер луговой, клевер ползучий.

Сем. Губоцветные: пустырник пятилопастный.

Сем. Крестоцветные: икотник серый, сурепка обыкновенная.

Ландшафтный дизайн и озеленение:

Каждой весной территория школы обновляется. Осенью 2013 года по периметру двора высадили туи смарагд, а на косогоре с южной стороны пытаемся развести более неприхотливые сосны. С обеих сторон центральной дорожки высажены древовидные гибискусы. По-разному оформлены цветники начальной школы и клумбы старшеклассников (и по форме, и по содержанию), изменился вид центральной клумбы - объемными буквами из многолетних растений выложено название школы. За территорией школы, над дорогой, цветами выложены два запрещающих дорожных знака, а вокруг – газон. Прекрасным украшением школьного двора служат цветы и декоративные кустарники - универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить длительное цветение. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры и многие другие аспекты. Красота цветов, к сожалению, недолговечна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе, поэтому планируем их таким образом, чтобы они были привлекательны на протяжении всего года. Мы любуемся однолетними и многолетними петунией, тагетесом, циннией, однолетними георгинами различной цветовой окраски, многолетними каннами, турецкой гвоздикой, хризантемами, хостой, аквилегией, коврами в виде рабаток из сентябринок, чистеца византийского. Цветочные композиции желтого яркого махрового ковра из бархатцев всю осень привлекают внимание односельчан. В 2014 году появилась альпийская горка с многолетними растениями.

Благоустройство и озеленение - это не просто высадка деревьев, кустарников или цветов, а проектирование, подбор посадочного материала и газона. Лучший способ привести участок в порядок - посадка деревьев. Следует признать, что деревьев у нас мало и они еще совсем молодые. Попытки несколько раз посадить деревья по периметру школы не увенчались успехом. Несмотря на то, что почва в школьном дворе не очень плодородна, мы каждый год стараемся пополнить наш дендрарий новыми саженцами. Этой осенью с выпускниками школы планируем посадить березовую аллею. Ученическим Советом школы принято решение ухаживать за школьной территорией по графику. За ребятами закреплены определенные участки (клумбы), которые они оформляют по своему мини-проекту: выращивают рассаду цветов, высаживают её и в течение лета за ней ухаживают, собирают семена. Весь процесс идет под руководством классных руководителей и ответственного за организацию трудовой деятельности в школе. Акции по благоустройству и уборке территории в нашей школе проходят ежегодно, в них участвуют ученики 2-11 классов. Осенью пришкольная территория освобождается от осеннего мусора. Об этом свидетельствуют фотографии, сделанные во время субботников. (Приложение)

Акция: «Посади дерево в школьном дворе».

В 2010 году, принимая участие во Всероссийском молодежном движении «ЭКА» в программе содействия восстановлению лесов «Больше кислорода!», юные экологи школы на территории школьного двора создали питомник «Сосновый». С целью формирования экологической культуры обучающихся, их ответственного отношения к природе, создания благоприятной экологической среды в период с 14 по 23 ноября 2013 года была проведена акция: «Посади дерево в школьном дворе». Юные экологи высадили на косогоре с южной стороны школьного двора 20 саженцев сосны обыкновенной из питомника. 17 мая 2014 года ребята из экологического кружка приняли участие во Всероссийском дне посадки леса: высадили 10 сосен на территории школьного двора. В этот же день на алее Памяти возле мемориала павшим героям были высажены 4 сосны. Акция была посвящена 25-летию вывода советских войск из Афганистана. (Приложение)

Наши результаты:

Об итогах реализации проектов отчитывается каждый класс в середине октября. Ценность работы по благоустройству школьного двора заключается в следующем: 1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами обучающихся с наименьшими финансовыми затратами.

2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности.

3. Изыскание возможности сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов.

4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков. 5.Расширение зоны отдыха.

Предполагаемые результаты, их социальная значимость.

Все мы знаем, что человек, убирающий сегодня мусор во дворе, высаживающий цветы на месте пустыря, завтра не допустит их уничтожения и захламления. Выиграют, конечно же, все: и участники проекта, и жители станицы в целом. Благоустраивая нашу школу, мы улучшаем облик всей станицы, потому что школа является одним из ее культурных центров.

№ п/п

Предполагаемый результат

Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;

Приобщение к здоровому образу жизни;

Создание дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения школьников;

Создание условий для социальной защищенности школьников из «неблагополучных» семей;

Создание благоприятных условий жизни.

Заключение. "Театр начинается с вешалки», а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством воспитания экологической культуры у обучающихся и населения станицы. Эту работу мы рассматриваем как одну из составляющих системы социального становления личности.

Литература : 1. «200 дизайнов для вашего сада», Крупчиева И.Ю. Издательство: БММ, 2005 2 Жак Делиль. Сады. Л.: Наука, 1987 3.Шиканян Т.Д. Азбука ландшафтного дизайна. М.: Кладезь-Букс, 2006. 4 .Ландшафтная архитектура» Сычева А.В. Издание: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2004
5. Юрченко А.В. Ландшафтный дизайн. – М.: Эксмо, 2005