Логопедическое занятие звук и буква й. Конспект урока обучения грамоте

Людмила Зимарёва
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком (й)»

Тематическое занятие по разделу «Обучение грамоте» в подготовительной группе .

Тема : «Знакомство со звуком (й) »

Цель : Учить выделять звук (й) из потока речи в словах, проводить звуковой анализ слов- май , майка,обозначать место звука в слове , используя цветовые изображения. Активировать в речи прилагательные. Закрепить знание времён года, пословиц о дружбе. Воспитывать дружеские отношения.

Ход занятия:

1. Организация детей.

Игра «Как тебя зовут» .

Ребята, назовите гласные звуки , согласные.

В разных местах группы закреплены фишки – красная (гласный звук , синяя (согласный твердый, зелёная (согласный мягкий звук ) . Дети подходят к той, с какого звука начинается его имя .

Незнайка :

Ребята, сегодня я услышал новый, незнакомый звук , поймал его и принёс к вам в коробке. Расскажите мне о нём.

Воспитатель :

Ребята, поможем Незнайке?

2. Основная часть.

Ой, кажется новый звук «улетел» . Какое слово я сказала? (о) – уже знакомый нам звук , а вот (й) – новый, незнакомый .

При произношении этого звука между языком и нёбом образуется щель, мы улыбаемся, показываются верхние и нижние зубы, звук с шумом вырывается изо рта воздушной струёй.

Посмотрите и послушайте, как я произношу звук (й) . Попробуйте произнести сами, глядя в зеркальце.

Ребята, звук (й) не тянется, когда его произносим, язык задерживает звук , встречает преграды – это согласный звук , он мягкий, у него нет твёрдой пары.

Посмотрите на картины, назовите времена года, назовите весенние месяцы.

Что за месяц, угадай? Месяц – май!

В слове МАЙ есть звук (й? Какой это звук ?

Звуковой анализ слова МАЙ .

1 слог, 3 звука .

М - согласный, твёрдый звук ;

А - гласный звук ;

Й - согласный, мягкий звук .

Назовите место звука в слове ?

Гимнастика для глаз. Посмотрите в правый (левый) верхний угол комнаты, найдите глазами на стене большую (маленькую) бабочку, мысленно, глазами нарисуй перед собой круг, квадрат.

Звуковой анализ слова МАЙКА .

2 слога, 5 звуков .

М – согласный, твердый звук ;

А – гласный звук ;

Й – согласный, мягкий звук ;

К – согласный, твёрдый звук ;

А – гласный звук .

Назовите место звука в слове ?

Игра «Живые модели» . (со словом МАЙКА) .

Физминутка :

Скачет зайка маленький около завалинки.

Быстро скачет зайка, ты его поймай – ка!

Игра «Найди место звука в слове » . (ЙОД, МАЙКА, ЛЕЙКА, МАЙ, СЕРЫЙ, СОЛОВЕЙ, СИЛЬНЫЙ и т. п.)

Индивидуальная работа. (дети подбирают модели слов к отгадкам)

Острые ушки на лапках подушки

Усы, как щетинка, дугою спинка.

Днём спит, на солнышке лежит,

Ночью бродит, на охоту ходит. (КОТ)

Хвост пушистый мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (ЛИСА)

Жёлтая крякуша, ловит лягушек,

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (УТКА)

Белый, пушистый зверюшка

Попрыгушка, длинноушка

Ну – ка, кто он угадай.

И морковку ему дай. (ЗАЙКА)

Игра «Назови слово» (дети называют слова со звуком (й) .

Игра «Наоборот» .

БОЛЬНОЙ – ЗДОРОВЫЙ;

ТИХИЙ – ГРОМКИЙ;

НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ;

ХОЛОДНЫЙ – ТЁПЛЫЙ;

МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ и т. п.

3. Итог :

С каким новым звуком познакомились ? Что нового узнали?

Незнайка подходит к детям и они произносят звук (й, Незнайка «ловит» звук в коробочку , потом он познакомит с новым звуком своих друзей .

Ребята, мы помогли Незнайке? Значит мы его друзья! Кто знает пословицы о дружбе?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Нет друга, так ищи, а есть, так береги.

4. Рефлексия (у каждого ребёнка – «солнышко» , «тучка» )

Ребята, если вам понравилось занятие , задания – прикрепите к магнитной доске «солнышко» , а если было не очень интересно, грустно – то «тучку» (подсчитываю, делаю вывод) .

Ребята, вы молодцы. Занятие окончено .

Тема: Согласный звук [й], буква Й. Новогоднее приключение с героями любимых сказок.

Цели: знакомство со звуком [й], обозначающей его буквой Й; отрабатывание навыка четкого произношения звука [й]; развитие фонематического восприятия; обучение умению выделять звук [й] из ряда звуков, слогов, слов; составлять предложения с заданным словом; обучение чтению слогов по слоговым таблицам и слов со звуком [й]; развитие памяти, внимания, мышления; воспитание дисциплинированности, умения работать в коллективе.
Оборудование: звуковые домики; картинки слов со звуком [й] (Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной); карточки с окошками, для определения места звука в слове; фонарики красного, синего, зеленого цвета с колокольчиками и без; цветные карандаши; картинки Снеговик, Баба Яга, Дед Мороз, Снегурочка, елка, елочные игрушки с напечатанными на них слогами и словами с буквой Й; пособие «Веселый поезд».
Ход занятия.
I. О.н.з. Сюрпризный момент.
-
- Слышите, ребята, кто – то вздыхает и зовет нас. Да это же наш знакомый Снеговик.
- Что случилось, Снеговик?
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
Ребята, Снеговик так напуган, что не может больше ничего говорить. Кто же его так напугал?
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
Наверное, он хочет назвать имя сказочного героя, который его так напугал.
Давайте послушаем еще раз, что он говорит, и определим, какой звук повторяется чаще других.
- Ой – ой – ой! – Ай – ай – ай! Эй – эй – эй!
II. Знакомство с новым звуком.
Характеристика звука [й] по артикуляционным и акустическим признакам.
- Правильно, это звук [й]. Какой он?
Давайте произнесем этот звук. Получится у нас его пропеть? Что нам мешает? (Преграда – язычок выгибает спинку). Какой это звук? (Согласный). Он мягкий или твердый? Что хочется сделать, сжать кулачек или погладить ладошку? (мягкий). Звук [й] всегда мягкий. Послушайте свое горлышко, звонкий или глухой этот звук? (звонкий). Звук [й] - согласный, звонкий, всегда мягкий.
III. Развитие фонематического восприятия.
- Чтобы узнать название сказочного героя, напугавшего нашего Снеговика, нужно научиться определять звук [й] среди других звуков. Какого цвета волшебный фонарик будем зажигать, когда услышим звук [й]? (зеленый с колокольчиком)
1. Определение звука [й] в ряду звуков.
А У Й Н Й Й М П Й …

2. Определение звука [й] в ряду слогов.
АЙ ОЙ СА МА АЛ АЙ ЭЙ ….
3. Определение звука [й] в словах.
- Звук определять мы научились, теперь можем определить имя сказочного героя, который напугал Снеговика.
Кот в сапогах, Великан, Шрек, Кикимора, баба Яга.
- Правильно, это баба Яга.
IV. Работа с новым звуком.
Определение места звука [й] в слове.
- Баба Яга спрятала Деда Мороза и Снегурочку. А помогут нам ее найти сказочные герои, в названии которых есть звук [й]. На поиски Дедушки Мороза и Снегурочки они отправятся на нашем Веселом паровозике. В первом вагоне поедут те герои, в названии которых звук [й] стоит в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова. (Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной) Все они очень хотят встретить с нами Новый год.
V. Знакомство с буквой Й.
- Пока наши герои ищут Деда Мороза и Снегурочку, мы приготовим им пригласительные билеты. Звук [й] мы знаем, а что нужно знать, чтобы его написать? Букву Й. Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.

VI. Работа с новой буквой.
1. Выделение буквы Й в тексте.
- Подчеркните в пригласительном билете все буквы Й. Каким карандашом будем подчеркивать букву Й? (зеленым)
Новый Год!
Кощей Бессмертный, Емеля, Змей Горыныч, Дюймовочка, Леший, Водяной приходите в мой детский сад на Новогодний праздник.
2. Чтение слогов с новой буквой.
А вот и Дед Мороз со Снегурочкой. Они на праздник к нам пришли, с собою елку принесли.
Чтобы елочку украсить, нужно на игрушках прочитать слоги и слова с новой буквой.
АЙ ОЙ УЙ ИЙ МАЙ МОЙ
VII. Физминутка.
Елочку нарядили, а теперь с ней поиграем. Игра на внимание «Елочки большие и маленькие».
- Давайте, покажем, какими большими бывают елочки (руки поднять вверх), а какими маленькими (руки опустить вниз). (Дети должны показать большие и маленькие елочки, не обращая внимания на обманные движения логопеда, а слушая только его словесные указания).
VIII. Закрепление изученного.
1. Расширение словарного запаса.
«Измени слово».
Весело на нашем празднике. Баба Яга тоже просится к нам. Задал ей Дед Мороз задание, но без нас она не справится. Давайте ей поможем. Нужно
изменить слово, чтобы в нем появился звук [й]: маечка - майка, заяц - зайчик, скамеечка - скамейка, воробышек - воробей, яичко - яйцо, линеечка - линейка, соловушка - соловей...
2. Работа с чистоговорками.
«Прочитай и доскажи»:
Ой - ой - это зайка мой
Ай - ай - испекли мы каравай
Ай - ай - в клетке попугай
Ой - ой - мы идем домой

3. Составление предложений.
Какие слова со звуком [й] услышали? (зайка, каравай, попугай, домой, мой)
Составьте с ними предложения.
IX. Итог.
Пора Деду Морозу со сказочными героями в свои сказки возвращаться. А звук [й], с нами в городе Звуков остается. Давайте вспомним, какой это звук? (согласный, мягкий, звонкий). Молодцы!

Тема: Звук и буква «Й»

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.

2. Учить детей правильно произносить звук [Й].

3. Продолжать учить анализировать предложение, составлять схему.

4. Учить преобразовывать слова.

5. Совершенствовать умение определять место звука в слове.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: сигнальные знаки, предметные картинки с буквой Й, карандаши, тетради, зеркала, наборы для составления схем, разрезные азбуки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну, а сначала давайте поиграем.

    Дидактическое упражнение «Как правильно?»

Логопед. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.

Сумка несет человека.

Магазин идет в Дариму.

Зайка поймала волка.

За осенью наступило лето.

Рыбка поймала Баира.

    Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики.

Общее расслабление. Движения по тексту.

Утром солнышко встает,

И цветам тепло дает.

Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота.

Раз, два, три, четыре, пять

Нужно дружно всем вставать

    Массаж лица:

поглаживающие движения по массажным линиям (солнышко «ласкает» цветы);

постукивающие движения (капельки воды стучат по листочкам);

поглаживающие движения (водичка с листоч-ков скатывается на землю).

    Развитие мимических мышц

    Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения:

Для челюсти: боковые движения челюстью - «обезьянки»

Обезьянки прибежали,

И дразнить хозяйку стали:

Вправо-влево, вправо-влево,

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот.

Для губ: губы «трубочкой», «бубликом», «улыбка»;

для языка: «маляр» (гладим нёбо)

Красить комнату пора,

Пригласили маляра.

Красит, красит потолок,

Будет очень хорошо.

    Работа по развитию дыхания и голоса.

«Сирень». Понюхаем цветущую сирень: вдох через нос - выдох через нос; вдох через нос - выдох через рот.

    Знакомство со звуком [Й].

Логопед. Ребята, послушайте слова и подумайте, чем они похожи.

Воробей, ручей, соловей.

Логопед: Кто догадался, чем похожи слова?

Какой последний звук в этих словах? (звук [й].)

Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука? - Давайте дадим характеристику этому звуку.

Какой он? (согласный)

Почему? (во рту при произнесении возникает преграда).

Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий.

Как мы его будем обозначать? (зеленым кружочком).

    Играем «Хлопни, когда слышишь звук [Й].»

Логопед: Хлопните, когда услышите звук [Й].

- [й], [у], [э], [й], и т.д. (из ряда звуков);

Бо, му, ай, та, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов);

Майка, кот, воробей, собака, май, чай, зайка и т.д. (из ряда слов).

    Определение места звука в слове.

Логопед. Перед вами картинки. Давайте их все назовем.

А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й]. - Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.)

Обозначьте на домиках место звука [Й] в вашем слове. (в начале слова, в середине, в конце)

Давайте проверим, что у вас получилось.

5. Знакомство с буквой Й.

Логопед. На письме звук [Й] обозначается буквой …(Й). (показ печатной буквы Й).

Из каких элементов состоит эта буква?

В разрезной азбуке найдите букву Й.

6. Составление предложений и схем к ним.

Логопед: Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения. Зайка, сидеть, куст, под.

Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.)

Сколько в нем слов? (четыре).

Какое первое слово?

Второе?

Третье?

Четвертое?

Давайте из полосок составим схему этого предложения.

Аналогично с детьми разбираем следующие предложения:

Воробей, крыша, на, сидеть.

Чайка, море, лететь, над.

7. Преобразовываем слова.

Логопед. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ).

Уберем из слова букву «Й».

Какое слово получиться? (МАКИ).

Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ).

Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ).

Какую букву мы убрали?

Какой звук она обозначает?

8 . Звуко-буквенный разбор слов.

Логопед: Давайте сейчас откроем тетради и сделаем разбор слова МАЙ.

Сколько звуков в этом слове? (три).

Какой первый звук? ([м]).

Как мы его обозначим на схеме? (синим кружочком).

Почему? (Он согласный твердый).

Какой второй звук? ([а]).

Как обозначим? (красным кружочком).

Почему? (Он гласный).

Какой следующий звук? ([Й]).

Как мы его обозначим? (зеленым кружочком).

Почему? (он согласный мягкий).

Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ.

Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).

9. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии?

Какой это звук?

Почему?

Какой буквой он обозначается?

Ольга Зыкова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [й]. Буква Й»

Цели занятия : познакомить детей с буквой Й , научить чи-

тать слова с данной буквой ; совершенство-

вать навыки правильного, выразительного

чтения; развивать фонематический слух,

умение проводить. звуковой анализ слова ;

познакомить с правилами поведения на до-

Оборудование : альбом, простые, красные, синие и зеленые

карандаши, разрезные азбуки, ножницы,

клей (на каждого ребенка) . ,

Ход занятия

I. Объяснение нового материала

1. Знакомство со звуком [й] (упражнение 1, с. 63) .

Педагог : Прочитайте слова. Вместо символа вставьте

нужный звук .

Педагог : Придумай еще слова со звуком [й] .

2. Знакомство с буквой Й (упражнение 2, с. 63) .

звуковичок [й] . Записать буквы Й , й на доске. Сказать де-

тям о том, что эта буква обозначает всегда мягкий соглас-

ный звук [й] .

3. Работа с Городом букв , буквой Й .

Педагог : Й - это согласная буква . Она живет в домике

на озере Мягком. Буква Й обозначает только мягкий соглас-

ный звук .

Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Й в свой

домик (упражнение 3, с. 63) .

Планы-конспекты занятий по обучению чтению 95

4. Письменное задание (упражнение 4, с. 63) .

Педагог : Научитесь писать печатные буквы Й , й по кле-

5. Чтение слогов и слов (упражнение 5, с. 63) .

Педагог : Прочитайте слоги и слова.

ай ой ий ей уй

мой шар твойку-бик

мои ша-ры твои ку-би-ки

Педагог обращает внимание детей на различия в звучании слов

мой - мои, твой - твои; говорит о том, что буква Й в начале

слова встречается очень редко и что такие слова лучше запом-

6. Определение места звука [й] в словах (упражнение 6, с. 63) .

Педагог : Рассмотрите и назовите картинки. (Скамейка,

йод, йог, йогурт, клей, линейка, попугай.) Определите место

звука [й] в этих словах .

II. Закрепление изученного материала

1. Развитие навыков звукового и слогового анализа

(упражнение 7, с. 64) .

Педагог : Прочитайте слова. (Лайка, стройка, хозяйка,

лейка.) Разделите их на слоги. Выполните звуковой анализ

слова лейка.

Педагог следит, чтобм при делении слов на слоги дети оставля-

ли букву Й в предыдущем слоге : лай-ка, строй-ка.

2. Развитие внимания, памяти, навыка работы по само-

стоятельно прочитанной инструкции

(упражнение 8, с. 64) .

Педагог : Раскрасьте карандаши нужными цветами. Что-

бы узнать, какими - прочитайте инструкцию.

Пер-вый - крас-ный.

Вто-рой - си-ний.

96 До школы шесть месяцев : срочно учимся читать

Тре-тий - зе-лё-ный.

Это задание дети выполняют самостоятельно.

3. Развитие интонационной выразительности речи

(упражнение 9, с. 64) .

Перед чтением стихотворения о светофоре педагог спрашивает

детей, в каких местах можно переходить проезжую часть; гово-

рит о том, что переходы бывают регулируемые (со светофором)

и нерегулируемые (подземные) ; просит назвать три цвета свето-

фора и сказать, как они расположены.

После бесеДы дети могут приступать к чтению.

Педагог : Прочитайте стихотворение выразительно. При

чтении обращайте внимание на знаки препинания.

Мы сто-им у све-то-фо-ра.

Ты на крас-ный не хо-ди!

По-го-ди не-мно-го.

А зе-лё-ный свет? И-ди!

Педагог : Что обозначает каждый цвет светофора?

4. Развитие логического мышления. Развитие навыка

звукового анализа (упражнение 10, с. 64) .

Педагог : Прочитайте и отгадайте загадку.

Ле-том се-рый, а зи-мой бе-лый.

Педагог : Нарисуйте звуковую схему слова-отгадки .

После того как дети выполнят задание, можно уточнить, для

чего зайчик меняет цвет шубки.

III. Подведение итогов занятия

Работа с итоговой информацией

Педагог читает выводы (альбом, с. 64) и проверяет, на-

сколько правильно и точно дети усвоили материал занятия .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З» Конспект логопедического занятия в старшей группе. Вид занятия:.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [ш]. Буква Ш» Цель: Формирование предпосылок обучения грамоте. Задачи: В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1) научиться.

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия учителя-логопеда по обучению грамоте «Звук [Ч] и буква Ч. Закрепление изученного» Тема «Звук Ч. Буква Ч.» Закрепление изученного. Задачи: Совершенствовать умение проводить звуко - буквенный анализ слов: выделять твёрдые.

Конспект занятия учителя – логопеда по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква В». Составила учитель-логопед Гришина.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [Ш]. Буква Ш» (подготовительная группа) Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звука [ш]. Задачи: Образовательные: - закрепить правильное произношение звука.

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослых, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.
2. Учить детей правильно произносить звук [Й] .
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Продолжать учить анализировать предложение, составлять его схему.
5. Учить преобразовывать слова.
6. Совершенствовать умение определять место звука в слове.
7. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии мы с вами будем знакомиться с еще одним интересным звуком и буквой. Ну а сначала давайте поиграем.

1. Дидактическое упражнение «Как правильно?»

Логопед. Я называю предложение, а вы внимательно слушаете. Если все верно сказано, то ничего не поднимаете, а если есть ошибка- сигнальный знак и исправляем предложение.

Телега везет лошадь.
Кошка поймала мышку.
За зимой наступило лето.
Фонарь освещается улицей.
Пешеход переходит дорогу.

2. Знакомство со звуком [Й] .

Логопед. Ребятки, послушайте слова и подумайте, чем они похожи.

Воробей, ручей, репей, соловей.

Логопед: Кто догадался, чем похожи слова? Какой последний звук в этих словах? (звук [й].) Расскажите, что делают язык, губки, зубки при произнесении этого звука?

Давайте дадим характеристику этому звуку. Какой он? (согласный)

Почему? (во рту при произнесении возникает преграда). Нужно запомнить, что этот звук всегда мягкий. Как мы его будем обозначать? (зеленым квадратиком).

3. Играем «Покажи зеленый квадратик, когда слышишь звук [Й].»

Логопед: Покажите квадратик, когда услышите звук [Й].

- [й], [а], [e], [й], и т.д. (из ряда звуков);
- до, мо, ай, ты, ой, эй, ту, и т.д. (из ряда слогов);
- майка, дом, воробей, утка, май, чай, и т.д. (из ряда слов).

4. Определение места звука в слове.

Логопед. Перед вами картинки. Давайте их все назовем.

А теперь каждый возьмет только ту картинку, в названии которой есть звук [й].
- Назовите, что вы взяли. (Дети по очереди называют свою картинку.)
- Обозначьте на тучках место звука [Й] в вашем слове.
- Давайте проверим, что у вас получилось.

5. Знакомство с буквой Й.

Логопед. На письме звук [Й] обозначается буквой …(Й). (показ печатной буквы Й).

Из каких элементов состоит эта буква?
- Перед вами листок. Найдите.

6. Составление предложений и схем к ним.

Логопед: Послушайте слова и составьте из них красивые правильные предложения.

Зайка, сидеть, куст, под.

Какое получится предложение? (Зайка сидит под кустом.)
- Сколько в нем слов? (четыре). Какое первое слово? Второе? Третье? Четвертое?
- Давайте из полосок составим схему этого предложения.

Аналогично с детьми разбираем следующие предложения:

Трамвай, быстро, ехать.
Чайка, море, лететь, над.

7. Преобразовываем слова.

Логопед. Ребята, прочитайте слово. (МАЙКИ).

Уберем из слова букву «Й». Какое слово получиться? (МАКИ).
-Давайте прочитаем еще слово. (СОЙКИ). Уберите букву «Й», что получиться? (СОКИ). Какую букву мы убрали? Какой звук она обозначает?

8. Звуко-буквенный разбор слов.

Логопед: Давайте сейчас возьмем карточки с буквами и сделаем разбор слова МАЙ. Сколько звуков в этом слове? (три). Какой первый звук? ([м]).

Как мы его обозначим на схеме? (синим квадратиком). Почему? (Он согласный твердый). Какой второй звук? ([а]). Как обозначим? (красным квадратиком). Почему? (Он гласный). Какой следующий звук? ([Й]). Как мы его обозначим? (зеленым квадратиком). Почему? (он согласный мягкий).

Теперь попробуйте сами сделать разбор слова ЧАЙ.
- Проверяем, что у вас получилось? (Один ребенок объясняет свое обозначение).

9. Итог занятия.

Логопед. С каким звуком мы познакомились сегодня на занятии? Какой это звук? Почему? Какой буквой он обозначается?

Светлана Смирнова, учитель-логопед МБДОУ
«Детский сад № 7 комбинированного вида»
г. Пикалево