Модернизация производства определение. Социальная модернизация

Оба эти подхода, как и теории модернизации на первом этапе объединял взгляд на модернизацию не как на спонтанный саморазвивающийся процесс, а как на процесс, инициаторами и проводниками которого выступают, в первую очередь, политические элиты, проводящие соответствующую политику модернизации.

Еще на втором этапе развития теорий модернизации сформировались предпосылки для более сложного понимания этого явления, отвергающего однозначное противопоставление современности и традиционности в общественном развитии. Многие авторы теории модернизации стали полагать, что модернизация, напротив, предполагает не искоренение традиционности, а развитие с использованием традиции, которая определяет сам характер модернизационного процесса, а также выступает его стабилизирующим фактором.

Дальнейшая эволюция теорий модернизации на третьем этапе выражалась во все большем распространении идеи о несостоятельности строгого противопоставления традиции и современности. Многие авторы, не отрицая важность таких факторов, как технологический прогресс, внедрение «западных» институтов и норм, отмечают вторичность этих факторов и их зависимость от господствующих том или ином обществе социальных отношений и социокультурных ценностей.

Во второй половине 80-х годов получает свое развитие концепция «модернизации в обход модернити», то есть концепция политического развития, основанного на сохранении социокультурных традиций без навязывания чуждых (западных) образцов (А. Абдель-Малек, А. Турен, С. Хантингтон, Ш. Эйзенштадт и др.). «Модернити» связывалась с приверженностью западноевропейскому рационализму, идеям индивидуальной свободы и социального равенства, либеральной демократии и социального государства, правового государства и гражданского общества; с ориентацией социальных субъектов на инновационные формы деятельности как основой экономического роста и благосостояния.

В рамках этой концепции не отрицается универсальность общественного и политического развития. Вместе с тем принцип универсализма сочетается с партикуляризмом, а их органичный синтез рассматривается как залог успеха модернизационного процесса. Модернизация рассматривается как саморазвивающийся процесс, зависящий не только от деятельности политических элит, но и, в первую очередь, от влияния объективных обстоятельств и поведения рядовых членов общества.

В рамках этой концепции получают свое развитие термины «контрмодернизация» и «антимодернизация» (А. Турен). Контрмодернизация обозначает альтернативный вариант модернизации по незападному образцу (например, сталинскую модернизацию), а антимодернизация обозначает активное противодействие этому процессу. По мнению А Турена, эти два варианта и составляют главную тенденцию общественно-политического развития XX в., основанную на утрате веры в принцип универсальности. Приобретает новое звучание вопрос о соотношении политической и социально-экономической модернизации, ответ на который становится в целом еще более неоднозначным, чем в предыдущие десятилетия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные этапы модернизации Китайской Народной Республики

Данная тема исследования весьма интересна, во-первых, по причине стремительного и успешного развития Китая на мировой арене. Экономическая модернизация как основная сила прогресса страны - это и есть приоритетное направление реформ, которые происходят в нашей республике. По этой причине пример успешного развития модернизационных процессов в КНР может быть для нас полезен в проведении национальных реформ внутри страны. К тому же понимание специфики политической культуры Китая создаст благоприятные условия для дальнейших взаимовыгодных отношений между КНР и Казахстаном.

Экономический подъем в Китае стал одним из наиболее важных событий в мире в конце прошлого века. За 30 лет системно-структурных и социально-экономических преобразований в условиях социализма с китайской спецификой КНР добилась грандиозных успехов в социально-экономическом развитии и создала высококонкурентоспособную экономику, которая и в условиях глобального кризиса обеспечивает высокие темпы экономического роста.

На данном витке развития, когда многие страны стоят на пути модернизации и реформ, специфический опыт Китая привлекает внимание благодаря не только своим особенностям, но и предварительным итогам модернизации, поставившей это государство в первую пятерку мировых лидеров по многим показателям. Опыт проведения политики модернизации в КНР вызывает огромный интерес, основанный на реальных достижениях Китая в кратчайшие, по историческим меркам, сроки в контексте сопоставления китайской модели с реформами в странах постсоветского пространства и других государствах.

Если мы хотим понять модернизацию Китая лучше, мы должны рассматривать ее как процесс изменений, долгосрочный переход от одного состояния общества к другому. Что касается модернизации Китая, то это процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу. В то же время мы должны учитывать, что модернизация Китая происходила в определенной среде, не схожей с западной.

Когда мы говорим о понятии «модернизация» в Китае, многие люди считают его новой концепцией. Э то неправильно. Период перехода Китая к современности, его интенсивной модернизации в научной литературе относят к первой половине XX в. - 1900-1950 гг. Это время китайского становления современности. Китайское государство этого периода рассматривается как субъект линейного развития страны, многотысячелетней истории Китая, в ходе которой формировалась специфическая китайская идентичность . На самом деле, понятие «модернизация» в Китае впервые появилось в 1919 году, во время «Движения Четвертого мая», когда некоторые интеллектуалы начали говорить о будущем Китая. Они, используя понятие «модернизация», выразили надежду на реализацию модернизации в Китае. На тот момент они имели в виду переход от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу, как современный Запад. С того момента «модернизация» стало ключевым словом в газетах и журналах того времени. Позже это понятие исчезло и вновь вошло в употребление в 30-е годы, когда Япония вторглась в Китай. В 1975 году премьер Чжоу Эньлай использовал это понятие в своем докладе и призвал китайское правительство реализовать «Четыре модернизации»: в области промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники. После окончания культурной революции Китай начал использовать концепцию модернизации снова, как лозунг и как задачи, которые должны быть достигнуты .

Профессор Восточно-китайского педагогического университета Ли Хунту в своей статье «Модернизация Китая: исторический обзор» разделяет модернизацию Китая на четыре периода, так сказать предлагает четыре различные модели модернизации для каждого периода. Проследим эти сложные ступени и различные процессы.

1. 1840 -1 910 гг . Это первый период и начало модернизации Китая. Ее целью было спасти страну от западного вторжения. Как нам известно, после промышленной революции Великобритания стремилась создать коммерческие отношения с Пекином, но все попытки не увенчались успехом. В 1840 году Британия победила Китай в первой опиумной войне, и Китай был вынужден открыть свои двери Великобритании и другим западным странам. Китай, получивший сильное поражение в опиумной войне, столкнулся с ситуацией, когда Китай уже не «центр мира» и уже не имел былую мощь, в то время как Великобритания и другие западные страны были могущественными. Китай начал понимать, что, для того чтобы победить Запад и сделать страну сильной, единственным решением было учиться у Запада. Таким образом, династия Цин решила начать реформы и развивать промышленность и технологии.

2. 1911 -1 949 гг . Это вторая модель модернизации, соответствующая изменениям от реформ в рамках федеральной системы династии к буржуазной революции. Когда военно-морской флот Китая потерпел поражение от своего соседа Японии в 1894-1895 годах в китайском Северном море, это был большой шок для Китая: Как большая страна, которая развивается в течение пятидесяти лет, может быть побеждена небольшой страной? Были выявлены основные причины. И одной из причин было то, что династия Цин проводила реформы в рамках федеральной системы династии, в то время как реформаторы в действительно не хотели изменить древний режим. Поражение против Японии показало, что невозможно было сделать Китай сильным, придерживаясь древнего режима, и что династия Цин не может проложить путь к модернизации. Радикальная группа была убеждена, что революция была абсолютной необходимостью. Это означало, что старый режим династии Цин должен был быть изменен и что должна быть создана новая политическая система. Они отвернулись от японской модели к французской и американской моделям, надеясь изменить традиционный Китай революционным путем.

Благодаря упорной работе, с 1912 по 1937 годы экономика страны не только восстановилась, но и возросла. Т от период называется в Китае «Золотой век» . Но эта благоприятная ситуация остановилась, когда в 1937 году Япония вторглась в Китай и резко нарушила процесс экономического роста в течение восьми лет. Сегодня, когда мы размышляем об этом периоде, мы не можем не поднять тот вопрос, что если бы не было в течение долгих восьми лет войны с Японией (1937-1945), Китай добился бы экономического роста сравнимого с промышленно-развитыми странами? Конечно, историю уже не переписать, и мы можем лишь строить свои догадки. После восьми долгих лет войны против Японии были еще три года гражданской войны (1946-1949), в которой две стороны, Гоминьдан и Коммунистическая партия, боролись друг с другом за власть. В конечном итоге коммунисты выиграли эту войну, и была создана новая страна. Она была основана на рабочем классе и крестьянстве, в отличие от Гоминьдана, который упор делал на буржуазный, или капиталистический класс. Это также означало, что Китай впервые с 1840 года восстановил национальное единство и суверенитет. Одним словом, Китай вступил в новую эпоху модернизации.

3. 1949 -1 976 г . г. Это уже третья модель, соответствующая переходу от капиталистической к социалистической модернизации. После победы в гражданской войне новые лидеры столкнулись с трудной ситуацией. Китай все еще являлся бедной и отсталой страной, хотя ее промышленность развивалась с середины XIX века. Там не было никакой реальной промышленной революции, как в Англии. Если даже и были какие-либо знаки и символы современности, то они были ограничены в больших городах, таких, как Шанхай. Таким образом, экономическое развитие стало первой задачей для нового Китая. Какую дорогу коммунистическое руководство выбрало чтобы добиться развития? В то время, коммунистическое руководство, отказавшись от западной модели, выбрало советскую модель развития. Лозунгами дня были такие слова, как «Учиться у Советского Союза», «СССР сегодня это завтра Китая». Тем не менее история показала, что советская модель имела серьезные недостатки, такие, как идеализированная централизованно-направленная плановая экономика, ее ошибочное мнение, что рыночная экономика это непременно капиталистическая, отмена частной собственности. Одним словом, она создала «социалистические» догмы, которые позже обернулись против социализма, нанося вред для эффективной модернизации.

В сентябре 1976 года умер основатель Китайской Народной республики Мао Цзэдун, и к власти фактически был возвращен один из виднейших представителей прагматического крыла в китайской компартии Дэн Сяопин, ученик и наследник незадолго до этого умершего в январе того же года премьера Чжоу Эньлая.

С возвращением Дэна к активной деятельности именно он постепенно стал определять дальнейшее направление развития КНР и идеологическую ситуацию в стране. Он провозгласил конец культурной революции. Это положило конец социалистической модели модернизации. Модернизация Китая вступила в новую эру.

4. С 1976 года по настоящее время. Это четвертый период модернизации. Факты показали, что социалистическая модернизация Мао или антикапиталистическая модернизация не дало желаемых результатов и что она не была естественной. Столкнувшись с трудностью ситуации, Дэн Сяопин принял меры по реформированию режима. Для того чтобы сделать это, он призвал к «освобождение ума» от старых догм и ошибочного понимания социализма. Первоочередной задачей вместо ведения «классовой борьбы », бывшей для Мао Цзэдуна основой политики, было объявлено развитие производительных сил страны .

Выбор общей стратегии модернизации правительством КНР был обусловлен главным образом тремя основными целями, значение которых могло меняться в течение более, чем 20 лет реформ: 1) необходимость удержать власть в руках правящей партии, ориентируя население на достижение реалистичных целей, связанных с постепенным выходом из состояния крайней бедности; 2) необходимость создать широкую базу поддержки в рамках бюрократического аппарата для высших эшелонов правящей партии (той их части, что поддерживала реформы); 3) необходимость повышения внешнеполитической роли и военной мощи КНР для обеспечения в будущем борьбы за природные ресурсы и рынки сбыта экспортной продукции .

Модель развития, применимая для достижения указанных целей, не могла быть заимствована в полном объёме в других странах . Поэтому правительство КНР применило модель параллельного развития различных экономических укладов при сохранении доминирующей роли госсектора, что обеспечивалось сильным бюрократическим аппаратом, сохранившимся от периода Мао, но получившим новые ориентиры и задачи.

Из вывода об отсутствии единой модели Дэн Сяопин, опасавшийся, что идеологический диктат и жесткий детерминизм марксистской модели будут сдерживать проведение реформ, вывел необходимость увязывать социалистическое строительство с уровнем экономического развития страны и ее историческими условиями. Сопоставление с внешним миром позволило Дэн Сяопину выделить характерные особенности Китая, отличавшие его от остальных стран (низкий уровень экономического развития, огромное отставание от развитых стран, большое население, дефицит пахотной земли) и не учтенные в марксистских схемах, и оправдать, таким образом, проведение в Китае «модернизации с китайской спецификой», «модернизации китайского типа».

Не имея возможности отказаться от символов революции и действовавшего социального проекта, Дэн Сяопин тем не менее постарался придать марксизму сугубо инструментальный характер, сократив его значение как императивного идеала, официально закрепив положение о «практике как критерии истины» и призвав на 3-м Пленуме ЦК 11-го созыва в декабре 1978 года «раскрепостить сознание», освободиться от господствовавших догм. С этого момента, как официально считается в КНР, начались современные реформы.

Официальной идеологией в КНР во время проведения преобразований государственного масштаба была объявлена теория строительства социализма с китайской спецификой. Политика реформ получила наименование, закрепленное в Конституции КНР -«социалистическая модернизация»: «Наша страна находится на начальном этапе социализма. Основной задачей, стоящей перед нацией, является концентрация усилий, направленных на социалистическую модернизацию в соответствии с теорией социализма с китайской спецификой» . Социалистическая модернизация в КНР представляет собой китайскую модель модернизации особого типа, базирующуюся на теории строительства социализма с китайской спецификой, которая является результатом осуществленного правящей политической элитой Китая синтеза марксистских представлений о развитии общества, конфуцианских социально-политических представлений о гармоничном общественном развитии (в частности о построении общества «малого благоденствия» - «сяо кан»), а также капиталистических техник и методов в области экономического реформирования. По нашему мнению, конфуцианская концепция, отвергнутая Мао Цзэдуном, была впоследствии выбрана Дэн Сяопином исходя из определенных политических целей, которые позволили не только вернуть КНР авторитет культурного лидера восточноазиатского региона, но и заложили основу для будущего мирного объединения страны, поскольку концепция «сяо кан» традиционно близка и понятна для граждан обоих берегов Тайваньского пролива.

Вступление Китая в 1978 г. на путь экономических реформ и открытости после десяти лет культурной революции, вызвавшей кризис в народном хозяйстве и задержавшей почти на два десятилетия социально-экономическое развитие страны, показало целесообразность использования рыночных механизмов и широкомасштабного сотрудничества с внешним миром для построения конкурентоспособной экономики.

Однако китайский опыт модернизации еще раз продемонстрировал, что переход от социалистической экономики к рынку сопряжен с огромными трудностями. Незавершенность и ограниченность реформ стали причиной трудно разрешимых проблем, которые стоят на пути перехода китайской экономики к реальному рынку. По мнению специалистов, основная угроза дальнейшей модернизации китайской экономики исходит от государственного сектора. В нем трудится 125 миллионов человек из 170 миллионов, занятых в промышленном производстве. При этом большинство государственных предприятий являются убыточными. Коррупция, присущая в особенности административной экономике, разъедает все эшелоны власти, несмотря на смертные казни и длительные тюремные заключения. Не прекращаются в различных регионах этнические и социальные конфликты. Более 100 миллионов бездомных крестьян кочуют от одной провинции к другой в поисках работы и пропитания .

Осуществление политики социалистической модернизации в КНР продолжается, а значит, руководству КНР приходится сталкиваться и разрешать новые практические и научно-теоретические трудности и противоречия. Таким образом, анализ возникающих проблем, применение новых методов для их решения позволяет выделить такие характеристики китайской модели модернизации, как гибкость и быструю адаптацию к новым условиям.

Кроме того, хотелось бы выделить вектор и динамику дальнейшего развития модернизации в КНР. По нашему мнению, несмотря на то, что китайское руководство определило экономическую сферу в качестве основы социалистической модернизации, неизбежно проведение политических реформ, которые медленно и постепенно осуществляются в китайском обществе. Помимо перечисленных выше изменений в этой сфере, можно также попытаться спрогнозировать дальнейшие перспективы реформ в политической сфере КНР.

На новом историческом этапе Китаю потребовалось внести ряд изменений как на теоретическом, так и на практическом уровне в политику модернизации государства, отвечающих условиям XXI века, однако все они основываются не на отказе, а на совершенствовании созданной в КНР сбалансированной системы устойчивого социализма без смены строя. При этом реформирование всех систем проходит в духе сохранения национальных традиций, а не копирования каких-либо образцов и моделей развития.

Для современного Китая, уже достигшего значительных успехов на пути модернизации, настало время уравновешивания экономических достижений с балансом политической системы, для чего ему необходима долгосрочная мирная и стабильная обстановка как на региональном уровне, так и на международной арене в целом.

Безусловно, модернизация отразилась на изменении и преобразовании характера китайской нации, внеся много нового в политику, экономику страны, ее культуру и духовные ценности. Однако это происходит постепенно на основе идеологической концепции гармоничного развития, без ломки общественного сознания. Таким образом, именно китайская модель модернизации может послужить примером для многих развивающихся стран мира, ставящих своей целью поступательное развитие на основе экономических достижений, повышения благосостояния своих граждан и политической стабильности.

На вопрос, что же получится в результате китайской модернизации -социализм или капитализм, наилучший ответ дал Дж. Арриги в своей книге «Адам Смит в Пекине». Он выделяет капиталистический путь развития, который характерен для Запада, и некапиталистический рыночный путь развития в Китае. Последний идейно восходит к А. Смиту . Этот путь был в Китае в XVII в ., и он же реализуется там сегодня, как утверждает Арриги. Он говорит, что, если Китай не построит капитализм, это не будет означать, что он построил социализм. Если же он не построит социализм, это не будет означать, что он построил капитализм . Не исключено, что именно здесь произойдет рекатегоризация привычных понятий, и термин «капитализм», введенный В. Зомбартом в 1902 г ., исчезнет, как и гораздо ранее предложенный термин «социализм».

Литература

экономический модернизация индустриальный

1. Федотова В.Г. Теорема Томаса китайской модернизации // Вопросы философии. - 2012. - №6. - С. 17-22.

2. LI Hongtu China"s modernization: a historical survey w1.ens-lsh.fr/colloques/chine 2004/ china_modernization.html

3. Конституция КНР, Преамбула. - Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 1982.

5. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае. - М., 2011.

6. Голубович А., Фундобный С., Орлов А. Опыт модернизации в КНР. Арбат капитал, 2010.

7. Арриги Дж. Адам Смит в Пекине. Что получил в наследство XXI век. - М.: Институт общественного проектирования, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этапы формирования "китайского экономического чуда". Реформы аграрного сектора, характеризующиеся предоставлением экономических свобод субъектам хозяйствования. Дисбалансы экономического роста Китайской республики и становление новой модели развития.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Определение понятия промышленного переворота как перехода от мануфактурного производства к машинному, изменение структуры общества от аграрного к индустриальному. Технические предпосылки возникновения фабричной промышленности в США в 50-60-е гг. XIX века.

    реферат , добавлен 14.12.2012

    Реформы хозяйственной системы в китайской деревне, системы управления промышленностью и финансовой системы. Переход общества на путь социалистической плановой товарной экономики. Сохранение товарно-денежных отношений как средства взаиморассчетов.

    реферат , добавлен 30.10.2009

    Понятие аграрного сектора, его особенности и роль в экономике страны. Изучение направлений государственной политики в области сельского хозяйства. Анализ состояния агропромышленного комплекса и пути развития сельского хозяйства Республики Башкортостан.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2014

    Общая характеристика инвестиций как долгосрочного вложения капитала. Основные особенности развития рынка инвестиций в России, представленного предприятиями, инвесторами, зарубежными компаниями. Сравнение инвестиций России и Китайской Народной Республики.

    реферат , добавлен 25.12.2011

    Анализ развития экономики КНР за последние 30 лет. Общая характеристика основных отраслей экономики страны после Второй мировой войны. Проблемы и итоги "большого скачка" и "культурной революции". Современный этап социально–экономического развития Китая.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    Разновекторность аграрного и сельского развития в Украине, необходимость и предпосылки ее преодоления. Государственная политика сельского развития на базе общин; цель, пути и средства социоэкономической модернизации отечественного аграрного сектора.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2012

    Суть и составляющие процесса модернизации. Деньги для модернизации и роль государства в ней. Эндогенная, эндогенно-экзогенная и экзогенная модернизация. Структура российского экспорта и импорта. Участие банков в финансировании российской модернизации.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2012

    Состояние и проблемы промышленного развития. Промышленность как одна из ведущих отраслей экономики, образующая фундамент научно-технической трансформации и развития, социального прогресса общества. Приоритетные направления модернизации промышленности.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2010

    Диагностика базовых индикаторов развития Республики Дагестан и Республики Адыгея. Основные барьеры на пути модернизации и экономического роста. Цели создания региональных кластеров. Предложения по улучшению социально-экономического положения регионов.

Рано или поздно любому предприятию требуется модернизация производства. Чаще всего это происходит в связи с расширением или необходимостью повысить общую эффективность. Однако устаревшее или подходящее к концу эксплуатации оборудование также является веским аргументом для старта реализации этого процесса.

Модернизация производства представляет собой комплексное (замена устаревших агрегатов), частичное (замена сектора) или же полное обновление систем или оснащения на предприятии. Данный процесс влечет за собой целый ряд мероприятий, среди которых большую часть занимает тщательный анализ и сбор информации. Это касается как состояния самого производства, так и изучения предложений со стороны поставщиков оборудования и услуг. В целом, в зависимости от размеров предприятия, его финансовых возможностей и планов модернизации внедрение данных мероприятий может занимать от нескольких месяцев до полутора года.

Этапы модернизации и их краткое описание

Как и любой процесс, модернизация производства имеет свои этапы. Первые три этапа напрямую связаны с анализом всей доступной информации и статистических данных. Принятие решения о модернизации происходит при условии, что для этого существуют все необходимые предпосылки, такие, как:

  • необходимость увеличить производительность;
  • большой процент аварийного и не поддающегося ремонту оборудования;
  • недостаточная эффективность;
  • большой процент устаревшего оборудования;
  • планируемое расширение производства.

Выбор оборудования и поставщиков

Выбор оборудования и поставщиков также требует изучения. Это связано с тем, что от качества и характеристик оборудования зависит дальнейшая эффективность и окупаемость предприятия. Надежность поставщиков влияет на скорость процесса модернизации и её стоимость. Важно заметить, что этап поиска оборудования и поставщиков должен начинаться одновременно с рассмотрением вопроса о необходимости модернизации. Это позволит сравнить текущее положение с перспективами, которые даст новая аппаратура.

Формирование бизнес-плана поможет упорядочить весь процесс и рассчитать расходы и время окупаемости предпринятых мер.

Модернизация производства потребует привлечения кредитных ресурсов. Редко какое предприятие может позволить себе подобные мероприятия за свой счет. Тем не менее, договор с поставщиками можно заключать, не дожидаясь открытия займа, – достаточно получить подтверждение одобрения запроса от кредитора.

Самый длительный этап – это поставка оборудования. Он может занимать несколько месяцев. Как правило, его поставляют от разных производителей, которые могут находиться вдалеке от предприятия-заказчика, вплоть до другой страны и даже континента.

Монтаж происходит быстро (если говорить о крупных предприятиях – до месяца), так как ко времени прибытия оборудования предприятие уже или повышает квалификацию своего персонала, или нанимает специалистов.

Опытная эксплуатация нужна для выявления неполадок и окончательного монтажа.

Последние три этапа являются финальными стадиями, при которых оборудование проходит последние испытания и начинает работать в штатном режиме. Как правило, окончательное введение в эксплуатацию занимает до трех месяцев.

Поиск поставщиков и оборудования

ЦВК «Экспоцентр» регулярно проводит отраслевые выставки, на которых поставщики представляют свою лучшую продукцию. Подобного рода мероприятия являются отличным способом ознакомиться со всем ассортиментом и подобрать несколько вариантов поставщиков и моделей оборудования, что могли бы использоваться во время модернизации производства.

Теории политической модернизации

Теория политической модернизации в политической науке начала формироваться в 50-60-х гг. XX в. Ее создатели опирались на теоре­тическое наследие известных исследователей XIX- начала XX вв., в частности М. Вебера (выдвинувшего идею развития европейской ци­вилизации в направлении от традиционного общества к современно­му на основе рационализации поведения), Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма (предложившего концепцию эволюции от обществ с «механической солидарностью» к обществам с «органической солидарностью» на ос­нове разделения труда). В качестве теоретической базы, на которую опирались теоретики модернизации, выступали также основные поло­жения структурно-функционального анализа, представления струк­турных функционалистов об общественном развитии.

Особый вклад в разработку теории модернизации внесли работы Г. Алмонда и Д. Пауэлла «Сравнительная политология. Подход с по­зиций "концепции развития"»(1966), Д. Аптера «Политика модерниза­ции» (1965), С. Липсета «Политический человек» (1960), Л. Пая «Ас­пекты политического развития. Аналитическое исследование» (1966), Д. Растоу «Мир наций» (1967), Ш. Эйзенштадта «Модернизация: про­тест и изменение»(1966), С. Хантингтона «Политический порядок в меняющихся обществах»(1968) и другие. В своем развитии теория модернизации прошла условно три эта­па: 50-60-е гг., 60-70-е гг. и 80-90-е гг.

Теория модернизации «образца 50-60-х гг.» основывалась на та­ком методологическом допущении, как универсализм. Развитие всех стран и народностей рассматривалось как универсальное, то есть происходящее в одном направлении, имеющее одни и те же стадии и закономерности. Признавалось наличие национальных особеннос­тей, однако считалось, что они имеют второстепенное значение.

В целом модернизация представлялась как процесс развития в направлении от традиционного общества к современному. Большин­ство авторов теории модернизации в 50-60-х гг. исходили из идеи технологического детерминизма. Они считали, что в основе общест­венного развития лежит прогресс в экономике и технологии, ведущий к повышению жизненного уровня и решению социальных проблем (необходимо отметить, что в этот же период создавались теории ин­дустриального общества, основанные на сходных допущениях; эти теории развивались в трудах У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла и др.). Бла­годаря научно-техническому прогрессу происходит «осовременивание» общества путем перехода от традиционных ценностей и общественных структур к современным, рациональным ценностям и струк­турам.

Наиболее развитой, «современной» страной представители тео­рии модернизации считали США, за которыми выстраивались евро­пейские страны. Однако отсталые страны также имели шанс достичь уровня «современности» передовых держав. Теория модернизации объясняла пути и способы решения этой задачи. Для этого выясня­лось, насколько «отсталые» общества соответствуют «идеалу», выяв­лялись некоторые национальные особенности и намечались пути ре­шения проблем.


Таким образом, одной из основных черт теории модернизации пер­вого этапа был телеологизм и евроцентризм (точнее американоцентризм). Об этом свидетельствуют и некоторые определения модерниза­ции, родившиеся в этот период. В частности, один из крупных исследо­вателей Ш. Эйзенштадт определял модернизацию следующим обра­зом: «Исторически модернизация - это процесс изменения в направ­лении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX в. и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX вв. - на южноамериканский, азиатский и африканский конти­ненты». Схожее определение дает и В. Мур: «Модернизация являет­ся всеохватывающей трансформацией традиционного домодернистского общества в социальную организацию, которая характерна для передовых, экономически процветающих западных наций, характери­зующихся относительной политической стабильностью».

Благодаря этим особенностям теория имела большую приклад­ную значимость: ее положения, например, с успехом применялись для обслуживания внешней политики США.

Эти особенности обусловили и специфику взглядов исследовате­лей на содержание политической модернизации как части общего процесса «осовременивания». Политическая модернизация на пер­вом этапе развития теории сводилась к следующему:

Демократизация развивающихся стран по западному образцу (образование или усиление национальных государств, созда­ние представительных органов власти, разделения властей, введение института выборов);

Изменение системы ценностей (развитие индивидуальных ценностей) и способов легитимации власти (традиционные способы должны вытесняться современными).

Представители теории политической модернизации выделяли благоприятные и неблагоприятные факторы этого процесса в развива­ющихся странах. Среди благоприятных называлось успешное соци­ально-экономическое развитие стран «третьего мира», а также актив­ное сотрудничество с развитыми государствами Западной Европы и США. Среди неблагоприятных отмечались сохранение элементов тра­диционного общества, нежелание правящих элит поступиться своими интересами ради обновления страны, неграмотность, отсутствие ра­ционального сознания у большинства населения, существование тра­диционных социальных слоев и традиционного сектора производства. В ходе модернизации должно было, по мнению сторонников данной теории, происходить постепенное устранение неблагоприятных фак­торов.

Политические события 60-х гг. продемонстрировали несовершен­ство теории модернизации и необходимость ее дальнейшей доработ­ки. Эти события вызвали волну критики, в рамках которой условно можно выделить два направления:

1) радикальная критика модернизации, осуществляемая в основ­ном представителями развивающихся стран, а также левого движения 60-х гг. в Западной Европе. По их мнению, теория модернизации оправдывала колонизацию. Они выступали против западной экспансии, за антимодернизацию (против мо­дернизации по западному образцу);

2) критика модернизации, развиваемая в рамках «теории отста­лости», представителями которой были в основном левые радикалы западных и некоторых развивающихся стран. Они критиковали теорию модернизации за упрощение картины развития, за то, что данная теория недостаточно учитывала специфику рассматриваемых обществ, особенности культу­ры и не объясняла механизм торможения насаждавшихся но­вых отношений, институтов и т.п. Эти исследователи счита­ли, что модернизация по западному образцу ведет к консер­вации отсталости, зависимости, нарушению экономической структуры, разрушению экологической среды и социальным конфликтам.

В эпоху технического прогресса, когда у потребителя появляется многообразие выбора, в производственные линии концернов неизменно внедряются наукоемкие системы, выводящие условия контроля на новый уровень. Инновационные концепции позволяют существенно улучшить качество выпускаемой продукции, сократив за счет рационального использования расходных материалов затратную часть предприятия. На сегодняшний день автоматизацию технологической линии проводят как на небольших объектах, так и на крупных промышленных концернах. Модернизация производства – это необходимость, позволяющая сохранять лидирующие позиции в определенной отрасли в условиях постоянной конкуренции.

Распространенные предпосылки к модернизации производства

Усовершенствование технического потенциала имеющегося оборудования или внедрение новых систем – залог к увеличению рентабельности предприятия, открывающее перед корпорацией новые профессиональные горизонты. Зачастую основными предпосылками к автоматизации производства становятся следующие факторы:

  • нехватка квалификации и профильных навыков у персонала;

  • работа с крупногабаритными изделиями, не рассчитанная на физические возможности человека;

  • низкие показатели ручной производительности;

  • опасные условия трудовой деятельности, негативно сказывающиеся на здоровье персонала;

  • наличие в производстве человеческого фактора (ошибка, невнимательность и пр.).

  • Вышеперечисленные причины становятся весомыми аргументами в пользу автоматизации производства и реконструкции штатного оборудования, технологический потенциал которого не удовлетворяет потребностям целевой аудитории.

    Преимущества модернизации производства

    Модернизация производства – это комплекс узкопрофильных процедур, предполагающий проектирование мощностей и последующее изготовление наукоемкого оборудования, внедрение на предприятие автоматизированных систем и обучение персонала. После проведения пусконаладочных работ заказчик неизменно замечает следующие преимущества:

  • отсутствие зависимости результата от человеческого фактора;

  • финансовая стабильность, достигаемая снижением рабочего персонала;

  • сокращение количества бракованной продукции;

  • возможность круглосуточной эксплуатации оборудования;

  • точный расчет себестоимости и рациональное использование расходного сырья;

  • увеличение производительности предприятия;

  • улучшение качества реализуемого товара.

  • Обратившись за усовершенствованием технологической линии к профессионалам, руководство предприятия делает первый шаг на пути к новой системе контроля и управления на производстве. В России все виды инжиниринговых услуг оказывает ГК «Матрикс», сотрудники которой имеют достаточный уровень узкопрофильных знаний и навыков. Уже на протяжении 12 лет представители отечественной компании проводят реконструкцию имеющегося на объекте оборудования и изготавливают наукоемкие агрегаты, внедряют в предприятие автоматизированные системы и осуществляют пусконаладочные работы. Довериться представителям ГК MaTrIx – значит, раскрыть технологический потенциал производства на максимум.