Моисей и аарон двоюродные братья. Путеводитель по библии

Прп. Симеон Новый Богослов

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом

Видишь ли, что верный есть тот, кому вверяется? Кто же не чувствует и не знает, чтоб ему вверено было что-нибудь, тот или не получил благодати Святого Духа, или бесчувствен, и по причине нечувствия его она отступила от него. Ибо Дух Святой, дающий людям мудрость, и ведение, и благочестие, и страх Божий, и веру, не хочет пребывать в нечувственных.

Как никто не может вести торговлю без денег, то Господь каждому верному дает, по силе его и способности, духовный динарий, то есть дар Святого Духа, который бы всегда пребывал с ним во всякое время и во всяком деле. Кому вверен такой динарий и кто получил его, тому надлежит хранить его добре и со всем усердием и терпением стараться приумножить его. И послушай, как он может умножить его. Получает, например, кто-либо дар веры и дар терпения: верою верит он в то, что обетовал ему Бог, а терпением претерпевает скорби и напасти, которые находят на него. Видя, что его встречает многое, противное тому, что обетовал ему Бог, он терпит благодушно, ожидая, пока наконец придет время исполнению обетовании Божиих. Здесь по видимости кажется, будто человек сам перетерпевает, а на деле сила благодати Святого Духа, которую он получил, она содевает в нем терпение и твердость. Если он не забудет о сей силе благодати, ему дарованной, то умножается в нем дар, и он сподобляется получить, что Бог обещал ему дать, ибо христиане верою и терпением наследуют обетования Божий. Если же он забудет о благодати и подумает, что сам своею силою вынес бремя испытания и терпения, а не силою благодати Божией, то теряет благодать и остается обнаженным от нее; и диавол, находя его обнаженным от Божественной благодати, помыкает им, куда хочет и как хочет, – и бывают последняя его горша первых .

Слова (Слово 40-е).

Прп. Макарий Великий

Господь, намереваясь возвести учеников Своих к совершенной вере, сказал в Евангелии: неверный в мале и во мнозе неверен есть, «а верный в мале, и во мнозе верен есть ». Что значит малое ? И что значит многое ? Малое - это суть обетования века сего, все, чем Господь обещал снабжать верующих в Него, например: пища, одежда и прочее, служащее к телесному покою, или здравию, и тому подобное, и о чем повелел вовсе не заботиться, с упованием надеясь на Него; потому что Господь во всем промышляет о прибегающих к Нему. Многое же - это суть дары вечного и нетленного века, какие обещал подать верующим в Него, которые непрестанно об оных заботятся и их у Него просят; потому что так заповедал им: вы, говорит, «ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам » (Мф. 6, 33) . Заповедал же для того, чтобы каждый из нас испытан был сим малым и временным, верует ли он в Бога, обетовавшего снабдевать сим, если только мы не будем заботиться о том, а станем пещись о будущем, вечном.

Собрание рукописей типа II. Беседа 48.

Прп. Иоанн Лествичник

Кто возносится естественными дарованиями, т. е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен.

Слово 22. О многообразном тщеславии.

Блж. Феофилакт Болгарский

Господь еще учит о том, что богатством нужно управлять по воле Божией. «Верный в малом» , то есть хорошо распоряжавшийся вверенным ему имением в мире сем, верен «и во многом» , то есть и в будущем веке достоин истинного богатства. Малым называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, поскольку скоропреходящее, а многим - богатство Небесное, так как оно всегда пребывает и прибывает. Поэтому, кто оказался неверным в сем земном богатстве и данное на общую пользу братьев присвоил себе, тот не будет достоин и того многого, но будет отвергнут как неверный. Поясняя сказанное, прибавляет: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» Неправедным богатством назвал богатство, которое остается при нас; ибо если б оно не было неправедно, оно и не было бы у нас. А теперь, поскольку оно у нас, то очевидно, что неправедно, так как оно задержано нами и не роздано бедным. Ибо похищение чужого имения и принадлежащего нищим есть несправедливость. Итак, кто нехорошо и неверно управляет сим имением, как тому доверять истинное богатство? И нам кто даст наше , когда мы неверно распоряжаемся чужим , то есть имением? А оно чужое , так как оно назначено для бедных, а с другой стороны, так как мы ничего не принесли в мир, но родились нагими. А наш удел - богатство Небесное и Божественное, ибо там жилище наше (Флп. 3, 20) . Имение и приобретение чужды для человека, сотворенного по образу Божию, ибо из них ничто не похоже на него. А наслаждение Божественными благами и общение с Богом - это сродно нам. - Доселе Господь учил нас, как должно верно управлять богатством. Ибо оно чужое, а не наше; мы управители, а не господа и владыки. Поскольку же управление богатством по воле Божией совершается не иначе, как при твердом бесстрастии к нему, то Господь прибавил к учению своему и сие: «Не можете служить Богу и маммоне» , то есть невозможно тому быть слугой Божиим, кто привязался к богатству и по пристрастию к нему нечто удерживает за собой. Поэтому, если ты намерен верно распоряжаться богатством, то не порабощайся ему, то есть не имей привязанности к нему, и ты истинно послужишь Богу. Ибо сребролюбие, то есть страстная наклонность к богатству, повсюду порицается (1 Тим. 6, 10) .

Лопухин А.П.

Ст. 10-13 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне

Развивая мысль о необходимости благоразумного употребления богатства, Господь сначала приводит как бы пословицу: «верный в малом и во многом верен…» Это общая мысль, не требующая особого объяснения. Но далее Он уже прямо обращается к Своим последователям из числа мытарей с наставлением. Они, несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту дурную привычку. К чему собирать им богатство? Оно неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, т. е. вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо, если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?

От верности в употреблении земного богатства Христос (стих 13) переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несоединимо со служением Мамоне. См. Мф.6:24 , где это изречение повторяется.

Притчей о неправедном домоправителе Христос, имевший прежде всего в виду мытарей, научает и всех грешников вообще, как достигать спасения и вечного блаженства. В этом и заключается таинственный смысл притчи. Богатый человек – это Бог. Неправедный домоправитель – это грешник, который долгое время беспечно растрачивает дары Божии, пока Бог не призовет его к ответу какими-нибудь грозными знамениями (болезнями, несчастиями). Если грешник еще не утратил здравый смысл, то он приносит покаяние, подобно тому как домоправитель простил должникам господина те долги, какие он мог бы считать за ними. Но понятно, что вдаваться в подробные аллегорические объяснения данной притчи совершенно бесполезно, потому что тут придется руководиться только совершенно случайными совпадениями и прибегать к натяжкам: как и всякая другая притча, притча о неправедном домоправителе содержит в себе, кроме главной мысли, еще прибавочные черты, которые и не требуют объяснения.

Архиеп. Лоллий (Юрьевский)

Архиеп. Аверкий (Таушев)

В заключение Господь говорит: «Верный в малом и во многом верен; а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны: кто даст вам ваше?» – т.е., если вы в земном богатстве были неверны, не умели им распорядиться, как должно, на пользу души, то как можете вы заслужить, чтобы вам поверено было богатство духовное, богатство благодатных даров?

Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.

Архим. Софроний (Сахаров)

Благодать, даруемая в начале ради привлечения и обучения, иногда бывает неменьшей, чем у совершенных; однако это вовсе не значит, что она усвоена получившим сие страшное благословение. Усвоение Божиих дарований требует длительного испытания и усиленного подвига. В полноте перерождение падшего человека в «нового » (Еф. 4:22 –24) совершается в три периода: первый, начальный – призыв и вдохновение на предстоящий подвиг; второй – оставление «ощутимой» благодатью и переживание богооставленности, смысл которой в том, чтобы предоставить подвижнику возможность явить верность Богу в свободном разуме; третий, заключительный – вторичное стяжание ощутимой благодати и хранение ее, связанное уже с умным познанием Бога.

«Верный в малом и во многом верен; неверный в малом неверен и во многом… Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны: кто даст вам ваше? ». Кто в первичный период был наставляем самим действием благодати в молитве и всяком ином добре, и во время длительной богооставленности живет так, как будто бы благодать неизменно пребывала с ним, таковой, по долгом испытании его верности, получит «истинное » богатство, в уже неотъемлемое вечное обладание; иными словами: благодать срастается с природой тварной, и обе сии: благодать и тварная природа – становятся едино. Этот заключительный дар есть обожение человека; сообщение ему божественного образа бытия, безначального, святого; преображение всего человека, чрез которое он становится христоподобным, совершенным.

Те же, что не пребыли верными «в чужом », по выражению Господа, утеряют то, что получили в начале. Здесь мы усматриваем некую параллель с притчей о талантах: «поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе… по долгом времени, приходит господин рабов тех, и требует у них отчета… получивший пять… принес другие пять талантов, и говорит: господин! пять талантов ты дал мне, вот, другие пять… я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего Подошел также и получивший два… и сказал… вот, другие два таланта я приобрел на них… хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего Подошел и получивший один талант, и сказал: господин! я знал тебя, что ты… жестокий… и убоявшись… скрыл талант твой в земле: вот тебе твое. Господин же в ответ: лукавый раб и ленивый… возьмите у него талант, и дайте имущему десять талантов… а у неимущего отнимется и то, что имеет » (Мф. 25:14 –29 и далее).

И эта притча, как и предыдущая, неприложима к обычным человеческим отношениям, но только к Богу: Господин не взял от того, кто потрудился над талантами и удвоил их, но все, и данное, и им приобретенное трудом, – все отдал ему в его владение, как совладельцу: «Войди в радость (обладание царством) Господина твоего ». И когда неиспользованный талант оказался свободным, то и его отдает Господин «имущему десять… ибо всякому » трудящемуся над дарами Божиими «дастся и приумножится » (Мф. 25:29) .

«О молитве». О болезненной молитве, в которой рождается человек для вечности.

- (Codex Aureus Epternacensis, 1035 1040 годы) Притча о бо … Википедия

Одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея. У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел … Википедия

Притча о работниках в винограднике … Википедия

- «Добрый самарянин», Рембрандт Притча о добром самарянине (Притча о добром самаритянине, П … Википедия

Мудрые и неразумные девы (Петер Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813) Притча о десяти девах одна из прит … Википедия

Запрос «Блудный сын» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Добрый Пастырь (Филипп де Шампань, XVII век) Притча о заблудившейся овце одна из притч Иисуса Христа … Википедия

Найденная драхма (Джон Эверетт Милле, 1864) Притча о потерянной драхме одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от … Википедия

- … Википедия

Настойчивый друг (Джон Эверетт Милле, 1864) Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в … Википедия

Книги

  • Моцарт&... Евангелие избранных , Отари Кандауров. Установлению мира и взаимопонимания между "всеми" и "весьма немногими" занимались духовные мастера конца XX-начала XXI века. В результате возникло Евангелие избранных, которое является…
  • Библейские истории Нового Завета: Жизнь Иисуса Христа , А. П. Лопухин. Собрав и проанализировав огромный хронологический, археологический, исторический и этнографический материал, выдающийся русский ученый-библеист, богослов и писатель Александр Павлович Лопухин… аудиокнига

Ильченко Ю.Н.

План

I. Вступление

Бог хочет, чтобы мы все были служителями и имели видение и цели. Народ гибнет, если нет Божьего видения. Но когда мы видим цель, мы движемся к победе. Видение мотивирует нас, пробуждает и побуждает двигаться.

II. Начни с простого служения

Давид вначале служил пастухом в доме своего отца. Хотя пророк Самуил помазал его в цари, но прошло еще много лет, когда он стал царем. Но Бог все это время работал с сердцем Давида. Однажды во время войны с Филистимлянами отец отправил Давида отнести братьям еду (1Цар.17:17) , и Давид принимает участие в сражении с Голиафом и побеждает его (1Цар.17гл.) . С этого сражения начинается его возвышение. Бог сказал про Давида: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, который исполнит все хотения Мои» (Деян.13:22)

Служение начинается с желания служить, со смирения и послушания. Когда мы послушны, Бог поднимает и возвеличивает нас (1Петра 5:6) . Но не все хотят служить, чаще хотят, чтобы им служили. Но Бог хочет, чтобы мы хотели служить. Самая большая победа происходит внутри нас – это желание служить, смиряться, послушаться. Начинай служить с малого, с простого, и Бог будет поднимать и вести дальше. Путь к величию начинается со смирения, а не с позиции.

Фил.2:5-11 Иисус, когда пришел на землю, принял образ раба, слуги, смирил Себя и стал послушен, и Бог возвысил Его превыше всех, чтобы перед Его именем преклонились все. Имя – это авторитет. Бог дал авторитет и Иисусу, и Давиду. Иисус – сын Давида.

Бог дает победы в большом, когда мы побеждаем себя в малом – все это вытекает из отношений с Богом, из любви к Нему. Через общение с Богом приходит сила Божья.

III. Отношение к служению

Пс.99:1, Втор.28:47 Служи Господу с веселием и радостью. Наше служение людям перед Богом. И главное в служении, чтобы Бог был доволен тобой. Когда у тебя такое отношение, то ты повсюду будешь приносить радость и изменять атмосферу.

Матф.4:10 Поклоняйся и служи и одному Господу. Сначала поклоняйся Ему, а потом служи, соединяясь с духом слуги. Мы не должны стесняться служения людям. Авторитет к Давиду пришел через его служение. И хотя Иисус на кресте был раздет и избит, но через это пришла победа. Бессилие обернулось силой. В своей слабости мы сильны Божьей силой.

IV. Добрый и верный раб

Матф.25:14-30 Мы имеем то, что нам дал Бог. Мы не свои – мы Божьи. Наша жизнь принадлежит Богу – это наше имение. Вся земля Господня и что наполняет ее (Пс.23:1) . Бог поставил нас управителями. Бог дает нам что-то, чтобы мы этим служили Ему. Приношение десятины – это наше свидетельство того, что все, что мы имеем - это Божье. Это дал нам Бог, чтобы мы служили Ему.

Хозяин дал таланты слугам «по силе» - по способностям, по призванию, чтобы они умножили и принесли прибыль. У каждого из нас много талантов, но они раскрываются, когда ты служишь в послушании. У Давиды был талант не только царя, но и военачальника, и псалмопевца. Таланты даны для исполнения призвания. Будь верен своему призванию, будь на своем месте – это благословение. Мы должны делать то, к чему мы призваны. Через время хозяин потребовал отчет. Готов ли ты дать отчет Господу за то, что ты делал со своим призванием, с талантами. Бог не заставляет нас, но Он побуждает и хочет, чтобы мы все делали добровольно.

«Войди в радость» - будь Моим партнером, давай делать вместе.

«Верен в малом…» - ты хороший верный слуга в том, что было дано и Я поручу тебе более важное дело. Приходи и веселись вместе со своим хозяином. Получи видение от Бога и ты будешь благословением для Бога и для этого мира.

Третий слуга, на вопрос, что ты сделал, начал обличать хозяина: «У тебя высокие стандарты, ты требуешь усердия, не терпишь небрежности, я боялся ошибиться».

«Лукавый» – хитрый, нечестивый, ленивый, двоедушный, без чести внутри. Он вернул все в целости и сохранности, не потратил, но хозяин был в ярости: «Это преступление – быть таким человеком». У Бога другие стандарты. Мы должны умножать то, что Бог дает. Когда мы передаем другим то, что дает Бог, это и есть умножение. В Царстве Божьем нет бесплодия.

Лук.13:8 -9 Все еще можно изменить. Бог всегда дает нам новые возможности, шанс исправиться. Бог ценит инициативу.

Бог хочет, чтобы мы были как тот, добрый и верный раб, доброхотно служили людям и Богу, и все, что Бог дает, могли приумножить. Чтобы мы были хорошими управителями своей жизнью, и временем, и талантами.

Проповедь

Сегодня я хочу поговорить на тему «Верный и добрый раб». Я верю, что это касается каждого из нас, потому что Бог хочет каждому из нас сказать: «Добрый и верный раб, войди в Мою радость!». Я не думаю, что Бог хочет, чтобы мы были неверные, лукавые, ленивые. Бог ожидает, что Его дети будут добрые и верные. Бог хочет, чтобы Его видение стало нашим, чтобы Его мысли стали нашими мыслями. Видение определяет, куда мы движемся, что мы делаем, что с нами происходит.

Осия 4:6 «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» . Сами мы не видим, не знаем, идем не по той дороге, куда нам нужно идти, но Дух Святой открывает нам этот путь. Он вкладывает в нас это видение, чтобы мы могли видеть, чтобы это видение побуждало нас, вдохновляло и ободряло. Когда ты видишь что-то хорошее, это тебя радует. И наоборот, когда ты видишь что-то плохое, это тебя огорчает, разочаровывает. То, что видит Бог, является для нас самым лучшим, потому что лучше, чем Бог никто не может видеть. Он видит и духовное, и материальное. Он учит нас видеть.

Сегодня будем говорить о видении Бога на служение. Что такое служение с точки зрения Бога, с точки зрения культуры царства Божиего. У нас есть свои взгляды, свои понятия. Но мы приходим к Богу для того, чтобы узнать то, что хочет Бог. Мы приходим в церковь, чтобы узнать волю Бога, план Бога, что Бог ожидает от нас. Если я иду с таким отношением, то Бог мне откроет и покажет. Если я прихожу, засыпаю, не слушаю, отвлекаюсь на звонки по телефону, тогда я теряю Его видение и ничего не могу приобрести.

Мы говорим сегодня о том видении, которое имеет для нас Господь - о видении служения. Мы будем говорить об этом, чтобы Его видение совпало с нашим, чтобы мы не смотрели в разные стороны, чтобы мы смотрели вместе с Господом, чтобы у нас было одно видение на то, что видит Господь. Когда мы говорим о служении, то понимаем, что всякое служение начинается со спасения.

Господь спасает нас, мы приходим в церковь, и начинаем открывать для себя совершенно другой мир. До церкви никто из нас не представлял и не думал, что это такое. У нас были свои взгляды на церковь, свое понимание. Может быть, мы видели церковь в кино, где чаще всего показывают православную или в зарубежных фильмах - католическую церковь. У человека возникает определенный стереотип. Он приходит в церковь и думает, что надо просто прийти, послушать что-то правильное и уйти. Но у Бога совершенно другой взгляд на церковь. Бог говорит, что церковь – это ты! Церковь – это спасенные христиане. Иисус сказал, что церковь – это Его тело для того, чтобы Бог мог служить через нас. У нас есть руки, ноги, голова – не для того, чтобы просто есть, спать и делать что-то. Есть и что-то большее, для чего мы были созданы.

Служение начинается с нашего спасения. Когда мы спасаемся, мы начинаем вдруг понимать, что у Бога для нас есть что-то еще помимо того, что мы знали раньше, для чего мы жили раньше. Этот рубеж очень яркий и отчетливый – то, как мы жили, и то, как мы должны жить. Мы приходим сюда, учимся, познаем Бога, слушаем слово Божие, и Бог нам открывает Свою волю. Он хочет, чтобы мы видели так, как Он видит, чтобы мы вместе шли, вместе двигались и служили этому миру.

Когда ты приходишь к Богу, спасаешься, ты вдруг осознаешь, что твоя жизнь имеет другую цель и другое направление, чем раньше. Помимо обязанностей, которые остались, ты начинаешь понимать, что Бог приготовил для тебя что-то большее, лучшее. Когда ты общаешься с Богом, имеешь с Ним отношения, тогда ты можешь прикоснуться к Его сердцу, тогда Его любовь касается тебя, и в тебе происходит что-то удивительное. Для тебя открывается новый Божий мир, царство Божие. Ты говоришь: «Господь! Я так люблю Тебя! Так сильно хочу что-то сделать, чем-то послужить, чтобы это обрадовало Тебя!».

Когда ты был неверующим, у тебя таких мыслей не было. Может быть, иногда приходила мысль помочь своей жене, и то, бывало, передумывал: «Не мужское это дело - мыть полы и посуду». Может быть, и сейчас к тебе приходят какие-то добрые мысли, но ты их отгоняешь. Бог хочет научить тебя жить по-новому. Наша жизнь меняется, когда меняется наше мировоззрение, наши ценности.

Приведу пример Давида, о котором Господь сказал: «Это муж по Моему сердцу, который исполнит все Мои желания, все Мои хотения».

Деян. 13:22 «поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему» . Удивительная характеристика, которую Бог дает человеку! Смотря на жизнь Давида, мы должны понять, что нравится Богу, почему Он так его назвал. Почему Он сказал, что этот человек, у которого поменялось видение жизни, будет жить для того, чтобы исполнять Его желания.

Мы начнем с истории, когда пророк Самуил, пришел в дом Давида, чтобы помазать его в цари. Пророк пришел, и перед ним поставили старших братьев Давида, но Самуил никак не мог найти того, кого должен помазать. Он спрашивает: где же ТОТ? Никто не мог понять, про кого он спрашивает. Оказалось, что все совершенно забыли про Давида. Он постоянно был с овцами, служил. Как случилось, что Бог нашел именно его? Не тех, которые возле дома околачивались все время, а того, который служил на поле. Самуил сказал: «Вот, за кем я пришел, вот он, которого я должен помазать в цари! Пастуха! Мальчика!».

Это было просто невероятно. Никто не ожидал этого. Бог говорит: «Мои мысли – не ваши мысли». Приходя в царство Божие, у нас все должно полностью переключиться, поменяться. Есть наше понимание, а есть Божие понимание. Скорее всего, по понятиям этой семьи, такое решение было неправильным, несправедливым, непонятным. Но Бог – не человек. Приходя к Богу, мы должны познавать Его и учиться думать, как думает Бог. Почему Он именно так сделал, а не по-другому? Почему Он Давида выбрал, а не каких-то других людей? Анализируя это, мы начинаем понимать, что ценит Бог, что Ему нравится, что Ему нужно.

Давид, будучи помазанным на царя, тем не менее, возвращается пасти своих овец. В это время наступают предпосылки к войне с филистимлянами. Братьев призвали в армию по возрасту, а Давид еще был подростком.

1 Царств 17:17, 18 «И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям; а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их».

Что должен был бы сделать Давид, как он должен был на это отреагировать? Он, будучи помазанным на царя, мог бы сказать: «Папа! Ты забыл, кто я? Ты говоришь мне нести обед братьям и их начальнику? Я для них начальник!». Но мы видим, что абсолютно ничего такого не происходит. Давид берет послушно еду в корзинках и идет к братьям, которые еще и недовольство высказывали, что он пришел.

Мы любим, когда нам служат, когда нам помогают. Никто не отказывается от помощи. Но не всегда ли мы хотим служить и помогать? Мы смотрим на Давида, чтобы понять, как он, будучи помазанным на царя, тем не менее, исполняет очень простую работу. Служение всегда начинается с самого простого. Люди часто говорят: «Я не знаю, какие у меня таланты, дары». Чтобы твои дары и таланты раскрылись, тебе нужно начать с чего-то самого простого. Господь сказал: «Будь верен в малом». Если ты будешь верен в малом, тогда тебе будет дано большее, а потом над многим тебя поставят.

Самое малое, самое простое, что мог сделать Давид – просто принести еду. Кто-то думает: «Что мне делать? Как мне послужить?». Сделай самое простое, где не надо иметь особую квалификацию, для чего не нужно заканчивать институт. Для того, чтобы принести еду, ничего этого не нужно. Нужно просто иметь желание служить. Нужно быть смиренным, чтобы, будучи помазанным на царя, взять корзины с едой. Нужно быть послушным отцу. Давид оставался сыном для своего отца, и сделал это в послушании. Итак, в служении нужно желание, смирение и послушание. Все это он имел и делал.

Самое невероятное, что он даже не знал, чем закончится его поход с едой к своим братьям. Нам нужно учиться этим откровениям. Нам нужно понимать, что ценится в Царстве Божьем. Иисус говорил: «Прежде ищите царства, понимайте, что в царстве происходит». Мы жили по другим законам. Наше советское наследие никогда не вдохновляло нас служить. Популярный лозунг: «Мы не рабы! Рабы – не мы!» давал установку на нежелание работать, служить, помогать. Многие люди до сих пор не готовы к служению. Ни в культуре этого нет, ни в идеологии человеческой. Но это есть в культуре Царства Небесного, в культуре Бога, в Его сердце.

Филиппийцам 2:7 «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» . Иисус смирил Себя, приняв образ раба или слуги. Он не принял образ царя, хоть и был Царем. Иисус – Царь царей, Господь господствующих, но Он принял образ слуги. Вот какое видение было у Бога! Бог пришел как человек, Он пришел, как слуга. Бог оценил Давида именно потому, что, будучи царем, он повел себя, как простой слуга. Для Давида не было унизительным послужить, принести еду своим братьям. Для него не было ничего оскорбительного, чтобы послушаться своего отца, исполнить его волю. Когда мы верны в малом, что-то начинает происходить.

Давид приносит еду, и узнает, что происходит. Война, Голиаф, войско Саула в страхе. И увидев Голиафа, Давид принимает совершенно неожиданное решение: сразиться с врагом.

Когда мы верны в малом, Бог дает нам силу побеждать великанов. Мы хотим побеждать своих великанов, но себя не хотим победить. Мы хотим побеждать какие-то большие проблемы, но чего-то маленького не хотим сделать. Давид просто принес еду, и Бог сказал ему: «А сейчас Я буду тебя поднимать, сейчас с тобой что-то произойдет, ты что-то сделаешь, и это изменит твою судьбу, и не только твою, но и твоих детей». Иисуса называют Сыном Давида, потому что Мессия произошел из поколения Давида.

Если бы Давид не послушался отца, если бы он отказался нести еду братьям, то ничего бы не произошло. Мы часто не знаем, что служа и делая что-то маленькое, Бог приготовил для нас что-то большое. Давид увидел это «большое». Это был великан! Если бы Давид не служил, не был послушным, он бы не имел силы победить этого великана.

Бог говорит: «Не умаляй дней малого начала». Не умаляй маленькие вещи, кажущиеся не впечатлительными. Бог очень внимательно смотрит на малое. Если ты верен в малом, тогда Он поставит тебя над многим, даст тебе большее. Это мышление Бога, это Его мысли, которые записаны в слове.

Фил.2:6,7 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» . Богу было не унизительно стать человеком! Богу это не было зазорным – принять кровь и плоть, и Он это сделал! Он смирил Себя, быв послушным.

Мы не можем быть послушными, если не можем смирить себя. Не кто-то тебя будет давить и смирять. В этом мире тебя хотят смирить - сломав, заставив. Но когда тебя заставляют, ты не сможешь стать Божьим слугой. Ты можешь стать рабом. Бог любит доброхотно дающих. Бог любит тех, которые дают и делают это с радостью, с желанием. Придя в Царство Божие, ты понимаешь, что здесь все по-другому. Здесь другие награды, другое мышление, другое отношение.

Давида никто не заставлял нести еду братьям. Он муж по сердцу Бога. Бог любит людей, которые сами хотят служить. Кто в миру хочет смиряться? Кто хочет быть послушным? Но Иисус смирил Себя, быв послушным даже до смерти крестной. Иисус пришел в мир не как царь, Он пришел, как слуга. Он не пришел, как лев из колена Иудина, Он пришел как агнец. Он принял другое обличие. Бог действует по-другому, и учит нас этому. Бог показывает, как нам нужно действовать, как нужно жить в Царстве Божием.

Будучи царем, Давид идет и служит. Он не гнушается, не стесняется, это его не умаляет. Нам тоже не надо стыдиться служить, не надо этого стесняться. Как надо служить?! «Служите Господу с веселием» . (Пс. 99:2) . Вот какое требование у Бога! Служите с веселием! Когда человек заходит в церковь, его встречают служители возле дверей. Он смотрит, как они выглядят, в чем одеты, какое у них настроение. Потом он видит служителей порядка. Он слушает, что ему говорят, как себя ведут. И т.д. Пока человек увидит пастора, у него складывается определенная картина, что представляет собой церковь.

Господь хочет, чтобы мы служили Ему с веселием, с радостью, с верою. Доброхотно дающего любит Бог. Бог любит дающего и служащего с радостью. Когда человек заходит в церковь, он чувствует атмосферу, которая исходит от служителей - атмосферу веры, радости, любви. Человек видит и чувствует, что здесь что-то другое, что-то происходит, и получает тот заряд, который ему необходим, чтобы его вера поднималась, и он начинал думать по-другому, что церковь – это дом Божий, что здесь служители Божии, что здесь есть Бог, Который радуется, что кто-то пришел в Его дом. Дух Святой пишет нам инструкцию – как служить Господу, с каким отношением, чтобы на тебя посмотрели и захотели спастись.

Пс.99:2 «идите пред лице Его с восклицанием!» . Ты идешь в церковь уже наполненный, радостный, потому что Иисус сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи!». (Мтф. 4:10) . Многие бегут на служение, хотя они еще не встретились с Богом. Они Ему не поклонились, не наполнились Божественной небесной атмосферой, и не готовы к служению. Нам не нравится неготовая еда, и Господу не нравится неготовое служение. Он говорит: «Вначале поклоняйтесь, а потом служите». Не надо относиться к служению, как к обычной работе. Если человек не молился, не поклонялся, не общался с Богом, он наполнен миром, неверием. Ему все плохо, ему ничего не нравится. Он служит по принуждению, как одолжение.

Но если ты сначала поклоняешься, а потом уже служишь, тогда совсем другое служение. Это служение не буквы, которая убивает, но это служение Духа, Который животворит. Мы наполнены Духом Божиим, потому что мы поклонялись перед тем, как служить. Это нужно не только пастору, но и каждому человеку, который приходит служить. Если мы не наполняемся Духом Святым, что мы сможем дать людям?

Давид был поклонником. Он поклонялся, потом служил. Он не просто принес еду. Он был, прежде всего, поклонником. Он был наполнен Богом. Когда ты наполнен Богом, ты по-другому видишь какие-то проблемы служения. Когда Давид увидел проблему в лице Голиафа, он сказал, что это вообще не проблема.

1 Царств 17: 32, 36 «И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином….и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго». Он уже встретился с Богом, наполнился верой, был помазан силой. Голиаф даже обиделся, что против него поставили не воина, а мальца без оружия, с одной палкой и камнями.

1 Царств 17:42, 43 «И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами».

Мы должны быть такими «мальчиками» и «девочками» Бога, чтобы потом стать мужьями и женами Божьими. После этого сражения Давид стал мужем Божьим. Он стал героем, победителем. Но вначале он был просто мальчиком, который принес еду. Ничего стыдного, ничего унизительного для него в этом не было, потому что он любил Бога, и хотел Ему служить. Поэтому Бог наделил его силой. Бог дал ему силу принести еду, дал силу взять пращу, дал силу кинуть камень с помощью этой пращи, и эта сила Божия поразила великана с одного выстрела. Это то, как Бог нас готовит, как Бог нас ведет. Если ты верен в малом, тогда у тебя будут большие победы.

Иисус сделал то же самое. Он уничижил Себя, приняв образ слуги. Он, Царь царей, не постыдился того, что могли сказать про Него. На кресте Он был раздет, был наг. В современной культуре люди выпячивают себя, свое тело, но в той культуре это было самое высшее оскорбление, самое большое унижение. Но Иисус не постеснялся этого, не побоялся, потому что Он служил Своему Отцу. Ему не было стыдно от того, как Он будет выглядеть перед людьми, перед учениками, перед всем духовным миром, глаза которых были устремлены на Него. За это Он получил от Отца огромную победу.

Фил. 2:9 «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» . Это авторитет. Он приходит из-за того, как человек служит, ведет себя. Не из-за его позиции, но из-за его отношения. Из-за его служения складывается его авторитет. Мы видим, что Бог дал авторитет Давиду. После победы он стал национальным героем. Никто не знал его, никто понятия не имел – кто этот мальчик, который принес еду. Но после того, что он совершил, после великой победы он стал национальным героем.

Иисус Христос победил врага, Своего голиафа. Он победил диавола. Теперь Иисуса знают во всем мире. Отец превознес Его и дал Ему имя превыше всех имен. Бог и тебе хочет дать имя, авторитет – когда ты смиряешься, когда ты послушен, когда ты служишь с радостью. Бог дает тебе авторитет, имя и поднимает тебя. Сначала мы идем вниз, потом Бог нас поднимает наверх. Это результаты служения Давида и Иисуса. Это будут твои результаты, твой авторитет. Господь показывает нам, как мы должны служить. Какое видение служения для нашей жизни. Бог хочет видеть церковь, в которой только добрые и верные рабы. Бог ищет добрых и верных.

Пс. 31:2 «Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» . Нет лукавства, обмана, двоедушия, лицемерия, лени.

Матф. 25:14 «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое» .

Мы – Божьи люди, мы принадлежим Богу. И все Богу принадлежит. «Господня - земля и что наполняет ее» (Пс. 23:1) . Вся земля, и Россия, и ты, и твои дары, и твое служение, и твое помазание, и твои откровения, и твои финансы – все принадлежит Богу! Он сказал: «Призвал рабов СВОИХ». Не каких-то, а Своих. И поручил им имение – СВОЕ! Все, что мы имеем – доброе, хорошее – дал нам Господь. Он им поручил, он дал им это имение. Когда мы читаем это место Писания, мы понимаем, что наша жизнь принадлежит Богу. Твое время Ему принадлежит, поэтому ты не можешь сказать: «Бог! У меня нет времени для Тебя!». Ему же принадлежат все финансы. Сколько споров идет о десятинах! Но самое простое объяснение десятины - это то, что эти финансы не наши; отдавая их, мы показываем Богу и всему духовному миру, что все, что мы имеем, дал нам Бог. Это наше свидетельство нашей веры и жизни, что все принадлежит Богу, и ты в том числе, и то, что у тебя есть. Господь нас поставил не правителями, а управителями. Управителями своей жизни, своих талантов, времени. Он смотрит, как мы будем всем этим управлять.

Итак, в притче господин поручил им свое имение, он дал им таланты. Одному – 5, другому 2, а третьему 1, с целью умножения. Если у тебя пять человек в ячейке, у тебя не должен стать один человек после пяти. У тебя должно быть десять. Все, что дал нам Господь, должно умножаться.

Господин, вернувшись, потребовал отчет. Сказано, что он дал талантов каждому по силе его. По силе – это означает, по способностям, по призванию, которое Господь имеет для твоей жизни. Написано, что у разных звезд, у разных светил разная величина. Если мы посмотрим на животный мир, то увидим, что слон, например, отличается от мыши. Господь не может потребовать от мыши того, что Он требует от слона. Нельзя потребовать от экскаватора того, что можно сделать лопатой. Он дал каждому по силе его, по призванию. Не из-за того, что кто-то хуже. Тот, кто получил один талант, не был хуже того, кто получил 5 талантов. Просто это было его призвание: это делать, этим заниматься. Когда господин вернулся, он спросил у каждого: Как вы это делали, как вы этим занимались? Того, который преумножил, он назвал «добрый и верный».

Матф.25:21 «Добрый и верный раб, войди в радость господина своего». В другом переводе написано: «Будь моим партнером». Бог говорит каждому из нас: «Будь Моим партнером!». Это хорошо – радоваться, но партнером быть лучше. Мы будем вместе с Богом.

Очень важно не только получить, но использовать эти дары, эти таланты, потому что они даны для призвания.

Как тебе узнать, к чему ты призван? Апостол Павел в послании к Ефесянам молится, чтобы открылись их духовные глаза. Это говорит о твоих отношениях с Богом – когда твои глаза открываются, ты получаешь надежду призвания, видишь, к чему ты призван. Бог каждому дает призвание. Не написано, что Он кого-то обделил. Он каждому дал призвание. Нам не надо завидовать, смотреть на чужие результаты, сравнивать себя с кем-то. Будь самим собой! В тебе Бог дал свое призвание. Он спросит тебя за ТВОЕ призвание. Если я петь не могу, меня Бог не спросит за это. Он не будет меня спрашивать за то, что не мое. Но то, что Он мне дал, за это Он меня спросит.

Верен ли ты своему призванию? Знаешь ли ты свое призвание? Можно сказать: «Скажи мне свой талант, я скажу твое призвание!». Для чего дан талант? Для того чтобы исполнить свое призвание. От нас требуется определить это призвание. Определиться: для чего мы здесь, для какой цели. Если тебя Бог призвал быть врачом, будь врачом, ты будешь благословением для людей. Бог хочет, чтобы мы знали, чтобы мы разобрались – какое у нас призвание. Тебе даны таланты, чтобы исполнить это призвание. Мы не призваны жить, как нам заблагорассудится. Мы не призваны делать то, что нам захочется. Мы должны познавать волю Божию, благую, угодную, совершенную для того, чтобы быть благословенными и быть благословением.

А лукавые и неверные – что с ними? Написано: «лукавый и неверный», но не написано, что «бездарный». Человек скажет: «Где мои дары, где мои таланты? Мне ничего Господь не дал!». Не может быть такого! Господин не сказал: «Ты бездарный раб!». Он сказал: «лукавый и ленивый». Бог дал всем дары. Это наша работа – определить свое призвание, найти его, открыть эти таланты. Что у тебя есть, что у тебя получается, что ты должен развивать.

Матф. 25:16 «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов». Он «употребил их в дело». Он что-то делал с этим, и когда он что-то делал, он приобрел другие пять талантов! Когда ты ничего не делаешь, ничего не приобретается. Но когда ты делаешь, ты приобретаешь еще. Мы не созданы прожигать жизнь бесцельно. У нас есть цель, призвание, предназначение.

Также и тот, у которого было два таланта, тоже употребил их в дело. Ему тоже сказал Господь: «войди в радость Мою!». Как замечательно быть в радости и жить в радости – этого хочет Господь. Мы ответственны за то, как мы используем свои таланты в жизни. Приносим ли мы еще прибыль Своему Господину, или, наоборот, у нас все уменьшается и уменьшается.

У нас еще есть время. Временем, которое дает нам Господь, мы должны правильно распорядиться. Мы дадим отчет не просто лидеру, пастору или еще кому-то. Мы дадим отчет Богу!

Наша судьба зависит от призвания, которое дает нам Господь. Таланты – это те средства, которые помогают нам исполнить это призвание. Мы слышим, что каждый, кто двигался в призвании, принес много плода. То, что Господь нам доверил, через время Он спросит у нас: что мы делали, как мы жили, и, самое главное, как мы исполнили Его призвание, или как мы исполнили Его волю.

Господь дает нам таланты, не для того, чтобы с ними играться. Он ожидает от этих талантов прибыль. Он ожидает, что они не будут лежать у нас где-то. Тот человек, который получил один талант, пошел и зарыл его. Люди во всем мире знают выражение: «зарыть талант». Оно прямо из слова Божиего. Зарыть, то есть не делать то, что ты должен был делать. Зарыть, то есть не использовать тот потенциал, который был у тебя. Бог ожидает от Своей церкви, что мы будем церковь добрых, хороших и верных рабов. Господь нам скажет тогда: «Заходите в радость своего Господина! Будем веселиться вместе. Вы - Мои партнеры, вы - Мое тело, вы - Моя церковь». Нужно понять этот важный момент и двигаться в своем призвании.

Когда господин спросил человека, получившего один талант, этот человек стал умничать. Многие люди умничают, когда им нечего ответить на прямой вопрос. Бог говорит: «Я не хочу слушать твои умные речи, какими они тебе кажутся. Я хочу видеть твои дела! Конкретно: что ты сделал с тем, что Я тебе поручил?». Эти умные слова, может быть, и оправдывали тебя, останавливали тебя, и ты находил себе оправдание, извинение, чтобы ничего не делать. Но Бог не слушает этих оправданий. Он спрашивает: «Где то, что Я тебе дал? То, что ты должен был приумножить. Покажи Мне, Я не хочу слушать твои умные речи».

Тогда этот человек начинает обвинять господина. Тот, кто ничего не делает, обычно всегда обвиняет других, видит в других недостатки, проблемы, неправильные действия. Бог говорит: «Я тебя не призвал быть критиком, чтобы ты умножал критику. Я тебе конкретное дело поручил». Мы можем легко критиковать других, осуждать и находить изъяны. Но когда мы придем на суд Божий, то Бог не будет даже слушать этого. Он спросит: «Что ты сделал конкретно? Меня интересуешь ты. Меня интересуют таланты, которые Я дал тебе. Что ты с ними сделал? Что ты сделал со своей жизнью, которую Я тебе дал?».

Матф. 25:24, 25 «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» . Человек говорит господину: «Ты плохой, ты жестокий, я убоялся, пошел и скрыл свой талант». В другом переводе (Massage) немного по-другому звучит их разговор.

«Господин, я знал, что у тебя слишком высокие стандарты, и ты ненавидишь небрежность». То есть, ты слишком много от меня просишь, ты слишком много требуешь. Но Бог не требует слишком много, потому что Он сказал: «Я дал ПО СИЛЕ».

«Ты всегда требуешь лучшего, и не позволяешь ошибаться» Разве Бог не позволяет нам ошибаться? Он позволяет. Он требует, чтобы ты что-то делал!

«Я испугался, что я разочарую тебя. Поэтому я нашел безопасное место и сохранил твои деньги». Выглядит это так: ты такой несправедливый, ты плохой, неправильный, а я такой хороший, я СОХРАНИЛ твои деньги! Вот они!

Если бы в современном мире это происходило, нашелся бы кто-то, кто сказал бы: тут нарушены права человека! За что обвиняют этого человека?! Разве он кого-то убил, кого-то ограбил, украл? Нет! Он все сохранил в целости. Это человеческое понимание. Но Божие понимание совершенно другое. Бог давал не затем, чтобы он это сохранил.

«Вот, я сохранил твои деньги. Вот тебе до последней копейки все в целости. Я ничего не потратил. А господин ужасно рассердился. Он сказал: «Это ужасно – так жить. Это преступление - быть таким!». Господин назвал такое отношение преступлением. Может быть, в глазах мира это не преступление, но в Божиих глазах это – преступление. В Его глазах это ужасно, что ты так делаешь.

«И если ты знал, что я хочу лучшего, почему ты вообще ничего не сделал? Почему ты не сделал вообще ничего. Если бы даже сделал немного, я получил бы хоть какую-то прибыль».

Что означает слово «лукавый»? Оно означает «нечестный» - человек без чести, лживый, подлый, хитрый, двоедушный и еще к этому ленивый. Он не постарался. Он ничего не сделал, чтобы то, что дал ему Господь, пустить в дело, и принести ему прибыль. Мы должны понять, что в Царстве Божием все должно приносить плод. Нет бесплодия в Царстве Божьем! Мы искуплены от бесплодия. Бесплодие было проклятием для Израильского народа. Иисус забрал проклятия, забрал бесплодие, и Он ожидает, что каждый из нас будет плодоносным. Он говорит: вы принесете много плода и тем прославите Меня (Ин.15:8) .

Притча про смоковницу, которая не приносила плоды.

Лук. 13:6-9 «И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» . Что делать? Третий год не нахожу плода! Говорит слуге: «Сруби ее, на что она землю занимает?». Очень практичный вопрос. Но слуга сказал ему в ответ:

«Господин, оставь ее ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, - не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». Год отсрочки. Не все потеряно. Вы тоже можете исправиться. Вы можете все изменить кардинальным образом в своей жизни, и через год принести очень много плода, радости, благословений.

У медали талантов есть две стороны: одна касается лично нас, а другая касается людей. Раб, который принес пять талантов, благословил людей. То, что дает нам Бог, нужно для того, чтобы мы могли другим передать, чтобы, если мы спаслись, другие могли спастись. Если мы исцелились, другие могли исцелиться. Если мы получили благословения, другие могли получить благословения. Мы ученики Иисуса, и мы должны делать учеников. Тогда происходит умножение. Мы передаем то, что мы имеем. Ничего сложного нет. Давид просто принес еду, которая у него была – ничего сложного не было. Он просто поразил Голиафа, который там был. Ничего сложного для него не было. У НЕГО БЫЛ ТАЛАНТ ПОРАЖАТЬ ГОЛИАФОВ! У него был этот дар. Что такое талант? Это то, что у тебя получается.

Саул говорил Давиду, что воину неприлично воевать камнями. Он предлагал ему свой меч, шлем, доспехи.

1 Царств 17: 38, 39 «И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню. И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык к такому вооружению; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя» . Давид примерил все это и отклонил предложение. Ему было привычнее действовать по-другому. У него были другие дары, другие таланты. Мы хотим, чтобы другие действовали теми же способами, что и мы. Цель была одна: поразить Голиафа, но Господь дает нам то, что у нас будет лучше получаться. С мечом бы у Давида не получилось, а с камнями – запросто. Даже с одним камнем получилось.

В одном городе у некоей женщины был дар готовить еду. Ей приходит идея: я могу научить других людей готовить торты. Она дала объявление, что приглашаются все желающие научиться делать выпечку. Люди стали приходить, и стали спасаться. Потом другие люди вспомнили, что они тоже что-то умеют делать. Они что-то умели делать и через это другие люди стали спасаться. У нас у всех что-то есть. Это тоже благая весть. Мы можем постесняться предпринять какие-то шаги – начинаем лукавить, начинаем себя оправдывать, находить причины. Нам не хочется это делать, мы ленимся. Что тогда нам скажет Господь? Он скажет: «Я тебе давал, Я тебя призывал, Я тебе говорил, но ты не захотел!».

В Царстве Божьем ценится свобода выбора. Ценится то, что мы сами выбираем, сами хотим. Нас не гонят, нас никто не заставляет – можешь ничего не делать, это твой выбор. Бог говорит: «Я вас не заставляю, потому что Я ценю вашу инициативу. Я ценю, когда вы хотите делать сами. В Божьем Царстве это ценится больше всего. Доброхотно дающего любит Бог. Те, кто хочет делать, делает это с радостью, с желанием. Делать с радостью и желанием – совершенно другое, чем по принуждению. Когда тебя заставляют – это рабский менталитет, рабский дух. Но Божий Дух тебя вдохновляет.

Давайте мы встанем и помолимся, пока у нас есть еще время перед вечностью. Пока наши смоковницы еще можно удобрить. Главное, чтобы мы не остановились, не обиделись. Мы подкладываем слово, «удобряем» тебя, чтобы ты раскрылся, расцвел.

Мы покаемся перед Богом, что мы не делали то, что мы должны были делать.

Молитва

Господь! Мы благодарим Тебя. Ты благой Бог, Ты любящий, Ты добрый. Господи, я прошу тебя, я раскаиваюсь, если я не исполнил призвание, если я не использовал таланты, которые Ты дал мне. Я прошу Тебя: дай мне еще шанс. Я обещаю Тебе, Господь, что я буду служить Тебе с радостью. Я буду служить Тебе с любовью. Я буду служить Тебе с благодарностью. Я отдаю Тебе свою жизнь так же, как Ты отдал мне Свою жизнь.

Господь, освободи меня от всякого духа лукавства и лени. Пусть мой характер изменится, чтобы я не похоронил дары, не закопал их, а, наоборот, преумножил. Я молюсь, чтобы Дух Святой помог мне увидеть, раскрыть те сокровища, те таланты, которые дал Господь, чтобы исполнить Его волю и призвание. Я молюсь, чтобы принести много плода, чтобы прославить Тебя, Господь, чтобы моя пустыня превратилась в цветущий сад. Благодарю Тебя, Господь, что Ты слышишь меня, потому что я это делаю перед Тобой. Во имя Иисуса Христа, аминь!

Эта притча описана в 25-й главе Евангелия от Матфея . В те времена, о которых идет речь, талантом называлась римская серебряная монета. Это слово имеет греческое происхождение: им обозначалась монета большого достоинства.

«...Человек, который, отправляясь в другую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И подошед получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот другие пять талантов я приобрел на них».

Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». И подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; И убоявшись пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отнести серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью; Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и умножится, и у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»».

Мораль : любой талант требует развития и постоянного вложения труда.

Комментарий : я специально привела притчу полностью, поскольку в ней, кроме общепринятой линии, есть еще две, весьма любопытные и полезные для объяснения.

Несмотря на то, что слово «талант» изменило свое значение, смысл фраза сохранила. Мало иметь талант. Он требует заботы, развития и большого труда. Только в этом случае можно что-то ожидать. В рамках детской психологии эта фраза может иметь и такое значение – чтобы ребенок стал взрослым, способным эффективно реализовать себя, в него нужно вложить много сил.

Две дополнительные смысловые линии, о которых почему-то не упоминается в связи с этой притчей, следующие. Последний раб обратился к хозяину с оценкой его личности. В ответ и сам получил оценочное суждение. Это полезная иллюстрация неэффективного взаимодействия: оценочное суждение болезненно задевает человека и всегда ошибочно, так как неполно описывает личность. Стоит учить детей, обращаясь к другим, не пользоваться выражениями: «Ты – такой-то (такая-то)».

Последняя смысловая линия связана с фразой хозяина, который спокойно говорит, что приумножится у того, кто имеет, а у того, кто не имеет, только отнимется. Это реальность жизни, хотя политики постоянно говорят об ином.

Диапазон применения байки : групповой тренинг с подростками, направленный на обсуждение всех трех смысловых линий, входящих в притчу. Индивидуальное консультирование родителей по поводу одаренности ребенка.

Другие новости по теме.

Евангелие от Матфея 25:14-46
Ключевой стих 25:21

«Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Благодарим Бога, за то, что Он обильно благословил нашу конференцию. Сегодняшнее слово даёт нам направление после конференции, как нам жить. В 25-ой главе от Матфея есть 3 притчи, которые подготовляют нас ко второму пришествию Иисуса Христа. Первую притчу, о десяти девах мы слушали на конференции. Если притча о десяти девах говорит нам о внутренней духовной позиции, что мы должны бодрствовать, то притча о талантах и притча об овцах и козлах говорят нам о более конкретном: как и для чего мы должны жить, ожидая второе пришествие Господа Иисуса.

Пусть Господь благословит каждого из нас, чтобы мы стали добрыми и верными рабами, которые принесут много плодов Господину нашему.

I. Хорошо, добрый и верный раб! (14-30)

С 14-го по 30-й стихи мы видим притчу о талантах. В этой притче главная тема не талант, а о верном рабе. То есть, Бог хочет, чтобы мы через эту притчу стали верными рабами, которые верно служат Господу, используя талант, данный Богом.

Взгляните на стихи 14, 15. «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился». Здесь человек символизирует Иисуса. Как тот человек отправился в чужую страну на долго, Иисус вознесся в Царство Бога после Своего воскресения и придет во второй раз. Один человек поручил своим рабом свое имение; одному 5 талантов, другому 2, иному 1. С Евангелия от Луки 19:30 мы знаем, что здесь слово «поручить» имеется в виду «употреблять в оборот». Один талант равнялся 6000 динариям, а один динарий это зарплата одного дня рабочего. То есть один талант — это не маленькая сумма. Господин доверял своим рабом и поручил им свое имение. Это для рабов было большой привилегией: быть рабом у такого доброго богатого господина. Господин дал каждому по его силе, и отправился.

Как в этой притче господин дал каждому талант, Бог дал каждому человеку талант. Это, сперва, наша жизнь и наши способности. Бог дал каждому уникальный талант. Нет ни одного, у кого нет талантов. Каму-то Бог дал побольше, а кому-то поменьше, но дал по его силе. Бог дал нам талант, чтобы мы использовали его ради Его славы, и принесли Ему плоды.

Обратимся к стихам 16, 17. «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два». Получившие 5 талантов и 2 таланта пошли, употребили их и приобрели другие 5 талантов и другие 2 таланта. Это занимало очень долгое время, как долго господин их не пришел. Но они от благодарности, радости, что хозяин их любил и доверял им, терпели трудности. Они хотели угождать своему господину. Они хотели быть пригодными своему господину. Они ждали дня возвращения своего господина. И когда наконец-то он пришел, с радостью отчитывались: «господин! пять талантов ты дал мне: вот, другие пять талантов я приобрел на них» , «господин! два таланта ты дал мне: вот, другие два таланта я приобрел на них» .

Они были наполнены радостью оттого, что они были использованы в его деле, оттого, что они угождали ему. Больше всего они радовались, оттого что они снова смогли видеть своего господина. Они ничего не требовали от господина, а дали ему с радостью их прибыль.

Тогда что сказал их господин? Стихи 21,23. «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Господин их не сказал им: «Здорово! Еще мои 5 талантов заработали, молодцы!» Здесь господин не говорил о том, сколько они заработали. А он хвалил их верность: Может, господин заметил, что они сильно похудели от работы, от жары. Может, он заметил, что на их руках есть какие-то раны, следы их труда. Он видел их сердце, как они старались угождать ему. Он знал как они верно, неизменно служили ему. Господин хвалил того, и другого одинаковыми словами, независимо от того, сколько они принесли прибыль ему. И он ставил их над большим и приглашал их в свою радость.

Что сделал получивший один талант? Стих 18. «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего». Почему он так поступил? Хозяин же сказал ему употреблять в оборот? Но он совсем не повиновался. Почему? В его словах мы видим его причину, когда он отчитывался перед господином. Стих 24: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» .

Первая причина того, что раб так поступал: это его неправильное представление о своем господине. То есть раб имел неправильное представление о нем. Раб думал, что его хозяин как эксплуататор: он ничего не делает, заставляет рабов работать и забирает их плоды труда. Он считал, что его господин жестокий, только интересуется результатом; какую прибыль принесет его раб. Этот раб не любил своего господина, который доверял ему один талант. Когда у него не было любви к господину, у него остались только боязнь, страх и чувство долга.

У каждого человека есть свое представление о Боге, свое неправильное представление. Человек приходит к Богу со своим неправильным представлением и через Библию его взгляд на Бога исправляется. Мы должны встретить Бога через Библию. Если человек исправляет свое неправильное представление о Боге через Библию, то любой станет хорошим учеником, любой будет любить Бога всем сердцем. Потому что Он добр, Он есть любовь, Он есть наш Всемогущий Творец.

Вторая причина того, что раб так поступал: он не ценил один талант и сравнивал с другими. Один талант — это достаточно много. Но когда он сравнивал с 5-ю, 2-мя талантами, ему казалось это слишком мало. Он думал так: «Почему дал этому аж 5, и тому тоже 2, а мне только 1? Что, я такое неважное существо для него? Чего он так меня игнорирует? Чего он меня так не любит?» Когда он сравнивал себя с другими, когда он жаловался на господина, ему казалось, что один талант — ничтожный. Он сомневался в любви господина. Он обиделся на него, и говорит прямо такое слово к нему, что он жестокий, жнет, где не сеял, собирает, где не рассыпал. Его слово на самом деле относится не к господину, а к самому себе.

То, что его господин дал ему один талант, а не пять, было от любви. Но грешная натура человека всегда сравнивает с другими и завидует им. Тогда как этот раб закопал свой талант, человек умертвляет свой талант и станет негодным Богу.

Не говорим ли мы: «Почему Бог дал ему то и то, а мне ничего?» Может вы не закопали свой один талант в земле? Сатана сильно работает через дух сравнения, как однажды в сердце Адама работал, чтобы он сравнивал себя с Богом. Мы очень часто сравниваем себя с другими и попадаем в ловушку сатаны. Мы говорим: «Почему она такая красивая, а я такая демократическая? Почему Бог дал этому семью, машину и успех, а мне ничего, хотя я намного лучше его? О! Если бы Ты дал мне это, как Ты дал ему, я намного лучше служил бы Тебе».

Человек сравнивает с другими не потому, что у него мало, а потому что у него нет благодарности. Потому что он не ценит свой талант. Пусть Господь поможет нам найти свои таланты, чтобы мы служили Ему этими талантами, принесли Ему много плодов.

Третью причину того, что получивший один талант закопал его в землю, мы видим в стихе 25-ом. «и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». У раба была боязнь о потере таланта. Он боялся, что потерпит поражение, занимаясь торговлей, и потеряет талант хозяина. Поэтому он выбрал себе безопасный путь, путь стабильности: закопать в земле свой талант. Он думал, что если он ничего не будет делать, то он не причиняет никакого вреда господину. Поэтому, зачем ему надо было рисковать, куда-то вкладывать свой талант, не зная результат, что будет. А получившие 5, 2 рисковали своими талантами. Они трудились, переживали. И, в конце концов, принесли много прибыли господину. А тот не хотел рисковать. Ему было все равно, какая будет прибыль у господина. Все равно она не своя. Он выбрал себе безопасный путь, спокойный путь. Он не хотел бросать вызов ради господина.

Боязнь, страх есть у всех. Все любят, ищут безопасности, стабильности. Но на земле абсолютной безопасностей, совершенной стабильностей не бывают. Иисус тоже Своим ученикам не обещал такого. Наоборот, Он сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33).

Как же будем жить? Будем жить, стараясь не рисковать ни чем, пытаясь ничего не делать, а только искать безопасность и стабильность? И закопать глубже и глубже свой талант, чтобы не терять его? Или будем рисковать ради Господина нашего, Иисуса Христа, и бросать вызов, чтобы принести плоды талантов? Будем рисковать нашими талантами, данными Господином! Будем трудиться, потому что Он дал нам таланты. Потому что мы желаем быть угодными Ему. Потому что мы ждем того дня, когда Он придет во славе Своей.

Если вдруг мы потерпели бы поражение, неудачу и теряли бы наши таланты, рискуя своими талантами, то я уверен, что всё равно Он скажет нам: «хорошо, добрый и верный раб!» Потому что Он знает наше сердце, нашу верность. Потому что Он знает наши слезы, нашу скорбь, наши шрамы, полученные в служении. Он Единственный, Достойный ради Которого мы служим нашими талантами.

Взгляните на стихи 26-30. Господин называл его «лукавый и ленивый». Здесь луковый означает негодный. Господин говорит ему, что он негодный ему. И господин отнял от него талант и дал имеющему десять талантов, и выбросил его вон.

Пусть Господь помилует нас, чтобы мы стали верными, которые слышат от Него: «хорошо, добрый и верный раб! Войди в радость господина твоего» .

Я подобен рабу, получившему один талант, закопал свои таланты в земле и сравнивал себя с другими, жаловался и ничего не делал. Бог дал мне много талантов: тонкость, выносливость, боевой дух. Это достаточно много для меня, чтобы я принес Ему плоды. А я сравнивал себя с другими и закопал свои таланты. Я говорил: «У меня не мужественный характер. Я человек маленького масштаба». И завидовал тем, у кого много способностей, у кого есть мужской характер и вид.

Особенно когда возникла проблема здоровья, она была достаточно большой, чтобы покрыть все мои таланты оправданием: «О! если бы не было у меня этой проблемы, я тоже мог бы жить плодоносной, победоносной миссионерской жизнью».

Но через это слово я видел себя, что я как тот раб, закапал свои таланты и стал негодным Богу. Бог дал мне тонкость, чтобы я глубоко копал слово Бога и кормил агнцев. Бог дал мне проблему здоровья, чтобы хоть через это я уповал на Него и взывал к Нему. Потому что иначе я всё время пытался бы своими силами что-то делать. Я благодарю Бога за то, что Он дал мне эти таланты, и что Он дал мне столько. Я молюсь, чтобы принести много плодов Господу, употребляя эти таланты.

II. Притча об овцах и козлах (31-46)

Эта притча говорит о последнем суде, когда Иисус придет второй раз. Эта притча дает нам еще конкретнее, как нам жить, ожидая второе пришествие Иисуса Христа.

Иисус придет второй раз, Он придет в Своей славе. Он придет судьёй, и будет судить все народы. Здесь нет исключения. Все колени, все уста будут покоряться перед Ним. Тогда Он отделит всех людей на две группы: одну по правую сторону, а другую по левую.

Тогда Он скажет тем, которые по правую Его сторону: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне» .

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

Тогда Иисус скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» .

Здесь мы видим, что Иисус судит человека по делам его. Послание к Римлянам 2:7-9 говорит так: «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную, а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» . Слово «постоянством ищут» означает его цель жизни и стремление.

То есть, человек спасется только верой. Когда человек принимает крест Иисуса и воскресение Его, он получает спасение. Он переходит из царства греха, сатаны в Царство Бога. С того момента его цель жизни, его взгляд на мир — все меняется. Зажигается Христова любовь в его сердце. Он уже живет не ради себя, а ради Иисуса и ради других. Его интерес и радость уже другое. Любить других, служить им — для него естественное дело.

В этой притче праведники так любили ближних. Они поили жаждущих, кормили алчущих, приняли странников.

1-е послание Иоанна 3:17 говорит: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?»

Притчи 19:17 говорит: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» .

Вокруг нас таких хватает. В Африке каждые 3 секунды умирают дети меньше 5-ти лет. В Свазиленд средняя продолжительность жизни всего лишь 38 лет из-за СПИДа, туберкулеза и малярии. И сегодня 2,7 млрд. людей выживают за 2$ в день. В Северной Корее столько людей умирает от голода, что даже официальных данных нет, сколько у них населения.

Другой вопрос, сколько людей попадает каждый день в ад, не зная об Иисусе? Это намного больше и намного серьезнее.

Я вспоминаю, что однажды меня мучил один вопрос: если передо мною человек умирает от голода, что я должен делать в первую очередь — дать ему хлеб или слово Бога? Теперь я понимаю, что надо дать ему и то и другое.

Что же нам делать, ожидая того дня? Любить ближних Христовой любовью! В университете студенты нуждаются в нашей любви. Да благословит Господь каждого из нас, чтобы через нас Бог кормил их хлебом жизни, чтобы через нас Бог одел их одеждой праведности, чтобы Бог через нас напоил их живой водою.

В тот день Иисус скажет тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» . Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Здесь мы замечаем, что Иисус сказал и праведникам и тем, что они относились к Иисусу Самому, когда они относились к меньшему. Значит, Иисус был в нём. Сейчас тоже Иисус в нас и в людях. Он ждет, чтобы мы ответили на Его любовь, и мы подошли к ним с Его любовью.

Сейчас мы живем в конце света. Об этом говорят даже неверующие люди. Как же нам жить? Да благословит всех нас Господь, чтобы мы слушали от Него: «хорошо, добрый и верный раб! войди в радость господина твоего… придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» . Аминь.