Молитва перед чтением библии православие. Молитва после чтения св

Молитвенное прошение – это не просто слова. Это обращение к Господу с просьбой о помощи, выражение благодарности Всевышнему. Молитва перед чтением Евангелия читается вслух до того, как приступить к чтению повествования о жизни Христа, а также после прочтения.

Значение молитвы

Изучение Библии начинается с чтения повествования об Иисусе Христе. Чтобы извлечь из процесса максимум пользы, следует делать это правильно. Прежде всего следует отнестись к изучению Слова Божьего со всей серьезностью и ответственностью. Изучение Священного Писания – это поиск Бога, поэтому нужно веровать в Него. Прочитывать повествования о Христе следует не от случая к случаю, а регулярно. И делать это надо вникая в смысл первых книг Нового Завета.

Библию нельзя читать как простую книгу. Следует обращаться к Всевышнему, чтобы Он открыл смысл каждого слова. Конечно, вы не поймете многого, прочитав один раз, но следует стремиться вникать в смысл. Иначе не будет пользы от чтения. Некоторые места будут долгое время чужды для сознания, а некоторые как яркая вспышка озарения принесут понимание и осмысление жизненного пути.

Приступая к прочтению, следует просить, чтобы Бог открыл уши и сердце для того, чтобы услышать слова Господа и исполнить Его волю. Просите Всевышнего, уповая на то, что Он просветит сердце, и благодарите за то, что Он это сделает по вашей молитвенной просьбе. Чем больше вы погружаетесь в Новый Завет, тем больше Господь открывает вам его истинный смысл. Истина благой вести наполняет вас радостью и уверенностью в том, что Бог любит вас и готов прийти на помощь.

Духовные отцы церкви обращали внимание на то, что приступать к изучению Писания нужно только после молитвы. Читать можно самостоятельно или с кем-то вместе, чтобы после прочитанного обсудить текст Слова Божьего и истолковать его.

Многие священники считают, что произношение специальной молитвы, которая является ключом к познанию прочитанного, поможет понять истинный смысл Евангелия. Если вы решили начать изучать Писание, то каждый день читайте одну главу. Прочитывать надо целиком, чтобы истолковывать написанное в контексте и не упустить основную мысль.

Есть несколько молитв перед чтением повествований о Христе, какую из них выбрать – решайте сами. Внутренний голос поможет сделать правильный выбор.

Специальных требований к тому, где изучать книги Нового Завета, повествующие о Христе, нет. Это можно делать в любом месте в любое время. Обращаясь к Всевышнему перед тем, как приступить к изучению Писания, вы настраиваете себя на принятие истин Божьих и способность принимать понимание всего написанного.

После прочтения благодарите Создателя за то, что Он дал вам понимание Священного Писания, и просите, чтобы Он сделал вас не только слушателем Слова, но и исполнителем.

Видео «Правила чтения Евангелия»

В этом видео священнослужители расскажут, с чего начинать чтение Евангелия.

Что читать перед Евангелием

Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Евангелие – это целый ряд сочинений, в которых рассказывается про Иисуса Христа, о его жизни и деяниях на земле. Библия (Новый Завет) состоит из четырех частей Евангелие, перед тем, как приступить к чтению и после окончания любой из частей необходимо читать молитву.

Чтения Евангелие можно проводить, как дома, так и в храме, одному или в группе людей. Главное верить написанному и правильно понять суть того, что хотели донести читателю.


Что такое Евангелие

В переводе данное слово означает «Добрая весть». Для многих читателей Евангелие действительно приносит добрые вести, так как человек получает уникальную возможность познать и полюбить Бога. При его чтении человек освобождается от греха и от наказания за грехи.

В Евангелии можно выделить такие главные положения:

  1. Бог сотворил все, что нас окружает, в том числе и людей.
  2. Бог безупречно свят, он не может иметь грехов.
  3. Бог требует от людей идеального послушания, так как он является создателем всего человечества.
  4. Вечное наказание за сделанные грехи.
  5. Возможность спасения добрыми делами.
  6. Воскрешение Христа.
  7. Доверие Христу, как самому себе, готовность идти за ним в любой ситуации.


Как правильно читать Евангелие

Чтобы человек получал максимальную пользу от данного чтения – это необходимо делать правильно. Молитва перед чтением Евангелие крайне важна, и не столь важно, где оно происходит дома или в другом месте. Многие священники считают, чтобы данная процедура принесла пользу, необходимо придерживаться некоторых несложных правил.

  • Серьезное отношение к делу. Если уж человек взялся изучать библию, то он должен искренне верить тому, что там написано, предвзятое отношение к чтению не даст никаких результатов.
  • Желание. Необходимо хотеть читать Евангелие и только в таком случае человек поймет, про что на самом деле там написано, но каждый понимает его по-своему. Ведь это не художественная литература, а святое письмо.

Можно читать, как одному, так и сообща, но обязательно нужна молитва перед чтением Евангелие, она может быть за своих близких или родных. Если человек взялся читать Библию, то в день необходимо проходить, как минимум одну главу, крайне не рекомендуется прерывать чтение посредине главы.

Очень часто, чтобы лучше понять суть прочитанного, люди могут конспектировать отдельные пункты. По всем церковным правилам, читать Евангелие необходимо стоя, но если это происходит дома, то можно сидя, так как человек должен полностью отвлечься от всего постороннего и погрузиться в то, что он читает. Если человек слушает Евангелие, находясь в храме, то это делается стоя, с опущенными руками.


Зачем нужна молитва перед чтением Евангелие

Святые отцы считают, если не произнести молитвы перед чтением, человек может не понять сути того, что написано, и тем самим, будет введен в заблуждение. Также люди произносят молитву, чтобы высшие силы защищали их родных и близких.

Зачастую люди, которые только начинают знакомство с Евангелием не понимают истинной сути написанного. В таком случае необходимо ходить на чтения в храм, после прочитанной главы, священник в подробностях рассказывает о том, что написано в ней.

Также в храме проводится молитва Игнатия Брянчанинова перед чтением Евангелие. Она является очень сильной и человек лучше понимает суть прочитанного. Главное, читать каждый день и только тогда придет понимание.

Молитвы перед и после чтения Евангелие

Молитва перед началом чтения Евангелие

Возсия́й в сердца́х на́ших, Человеколю́бче Го́споди, Твоего́ богове́дения нетле́нный све́т, и мы́сленная на́ша отве́рзи о́чи во ева́нгельских Твои́х пропове́даний разуме́ние, вложи́ в на́с и блаже́нных Твои́х за́поведей стра́х, да плотски́я по́хоти вся́ попра́вше, духо́вное жи́тельство про́йдем, вся́ я́же ко благоугожде́нию Твоему́ и му́дрствующе и де́юще. Ты́ бо еси́ просвеще́ние ду́ш и теле́с на́ших, Христе́ Бо́же, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Молитва после чтения Евангелие

Сла́ва Тебе́, Го́споди Царю́, Сы́не Бо́га жива́го, сподо́бивый мя́ недосто́йнаго Боже́ственная Твоя́ словеса́ и гла́с Свята́го Ева́нгелие Твоего́ слы́шати; си́м у́бо влады́чним Твои́м гла́сом, укрепи́ мя́ в покая́нии настоя́щия сея́ жи́зни прейти́ но́щь, от вся́каго избавля́я мя́ наве́та и зло́бы ви́димых и неви́димых вра́г: Ты́ бо еси́ еди́н си́льный, и ца́рствуяй во ве́ки. Ами́нь.

Заключение

Все люди, жаждущие быть ближе к Господу, должны читать каждый день по одной главе Евангелие. Обязательно необходимо проводить молитву до и после чтения, только так человек может правильно понять суть написанного. К данному действию нужно подходить с верой в сердце, нельзя относиться к Святому письму скептически.

Молитва перед чтением Евангелие was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Когда мы готовимся к слушанию или прочтению Нового Завета, необходимо просить у Бога помощи. Очень много случаев, когда верующие зачинали трактовать божественные книги по-своему и в результате отходили от православной веры.

Молитва перед чтением Евангелия, какую заповедали нам совершать святые отцы, может звучать в разных вариантах. Их смысл, как правило, сводится к одному — должно присутствовать прошение Богу о даровании разумения Святого Писания.

Например, одна их них, наиболее емкая: «Господи, просвети очи мои сердечные светом разума Святого Евангелия Твоего».

Распространена молитва Игнатия Брянчанинова перед чтением Евангелия: «Спаси Господи и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественного Евангелия, чтомыми о спасении рабов Твоих. Попали Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. »

Понятна и осмысленна будет молитва до и после чтения Евангелия, если ее выстроить по такой схеме:

  • читать перед чтением Божественного Откровения молитвуо просветлении ума и даровании разумения Божественных Словес;
  • после прочтения Святого Письма исполнять правило Игнатия Брянчанинова, в котором возносится прошение об очищении грехов всех тех, за кого читалось Святое Евангелие.

Большинство верующих поступает именно таким образом. Главы Божественного Писания входят в молитвенное правило, совершаемое верующими православной церкви каждодневно. Поэтому очень важно молитвы перед чтением Евангелия дома выполнить подобающим образом.

Есть множество книг, которые наполняют наши книжные полки. Личная библиотека имеется почти у каждого.

По тем книгам, которые находятся в ней, можно с большой долей вероятности вынести суждение о человеке, их владельце. О том, кто он, о чем думает и мечтает, к чему стремится, какова его жизнь.

Большинство книг, которые есть у нас, достаточно прочитать один раз, и больше мы к ним никогда не возвращаемся.

Но есть такие, к которым мы обращаемся снова и снова, читая их на протяжении всей своей жизни. Божественное Откровение – самая главная книга любого христианина. Ее можно сравнить с воздухом, пищей, которые необходимы нам каждый день, чтобы жить и молиться Богу. Она ведет, вдохновляет, поддерживает на трудном пути и к вечности и не дает свернуть с него.

Библия была настольной книгой у многих выдающихся людей. Ее читали и перечитывали помногу раз Достоевский, Пушкин, Гоголь, Менделеев, Павлов и другие не менее знаменитые личности. В дореволюционной России при окончании какого-либо учебного заведения выпускникам выдавался вместе с аттестатом томик Евангелия, как напутствие и руководство на дальнейшую жизнь.

Библия является Божественным Писанием. А это означает, что каждая его строчка наполнена особой духовной силой, которая способна изменять и просвещать нашу жизнь. У каждого из нас бывают такие дни, периоды, когда кажется все наполненным только тьмой.

Казалось бы, нет просвета, тоска и безысходность вокруг нас. И вот, как только мы приступаем к перечитыванию Откровения, духовный свет начинает озарять наш жизненный путь.

Избавление от страстей

Через Божественные Книги сам Господь начинает действовать в нас, в нашей жизни.

Есть многочисленные свидетельства, рассказывающие о том, как Высшая Сила помогала верующему справиться с какими-то его дурными навыками, греховными привычками.

Так один человек долгое время страдал алкоголизмом и не мог избавиться от этого пагубного пристрастия, для чего он обращался к врачам, пытался бороться с этой привычкой напряжением своей собственной воли, но все попытки эти оказывались неудачными.

И однажды он приехал в монастырь посоветоваться со старцем, как ему быть, чтобы преодолеть этот грех.

Старый монах посоветовал ему каждый раз, как будет возникать тяга к чему-то злому, греховному, брать в руки томик Святой Книги и начинать раз за разом перечитывать его. Так и поступил этот человек.

Когда появлялась тяга к спиртному, и рука тянулась зарюмкой, прежде, чем сдаться и уступить пагубной страсти, он начинал перечитывать Святое Письмо. И происходило чудо. Как только он дочитывал главу, обнаруживал, что страсть, так мучавшая его, либо угасает совсем, либо ослабевает и становится незначительной.

О том, как Слово Божье изменяло жизнь человека известно много примеров. Поэтому следует не забывать и как можно чаще обращать свой взор к Священному Писанию, перечитывать его каждый день, чтобы свет Божественного Откровения озарял нас.

И чтобы через прочтение этой Святой Книги всегда Господь пребывал с нами, и житие наше было наполнено его светом. Молитва перед чтением будет как ничто другое содействовать и помогать этому.

Как правильно читать Евангелие

Сегодня у каждого человека есть возможность купить себе Библию, открыть ее и начать листать страницы, перечитывая их вновь и вновь. Но всегда ли будет это спасительным? Если мы совершаем это наспех, без должного приготовления и душевного настроя, глубоко не погружаясь в смысл изложенного, то вряд ли.

Недопустимо вести себя по отношению к Святому Письму как обычному роману или детективу, перечитывая где-нибудь в метро или коротая время в автобусе. Листая священные страницы между делом, наспех и без определенных внутренних усилий, мы вряд ли что-либо поймем.

Хорошо иметь в своей библиотеке разъяснения Божественного Откровения:

  1. Феофилакта Болгарского.
  2. Иоанна Златоуста.
  3. Епископа Михаила.
  4. Феофана Затворника и других.

Святые подвижники, просиявшие в церкви своими подвигами, считают, что лучше перечитывать Писание, сверяясь с православным календарем. В нем есть каждодневные указания, какие стихи (отрывки) из Нового Завета включены в богослужебный круг.

Так, вместе со всей церковью мы в течение года прочитываем четыре Евангелия. Благодаря этому, Новый Завет открывается с совершенно иной стороны. Мы перестаем видеть и воспринимать только событийную, историческую канву Божественного Откровения. Начинает открываться его глубинный духовный смысл.


Евангелие - это путь, руководство к действию. Именно так следует воспринимать заповеди, данные Христом. Их необходимо исполнять, ими нужно жить каждую минуту.

Не следует искать одного только услаждения, даруемого Святым Духом каждому, кто прикасается взглядом и мыслью к Божественному Писанию.

Нужно стремиться узреть непогрешительную Истину, сокрытую в словесах Божественного Откровения. Воспринимать прочтение святых книг как обращение Бога к нам всем и каждому лично.

Внимание! При чтении Евангелия,как церковном, так и келейном, необходимо стоять, преклонив голову.
В домашней обстановке при недостатке физических сил или сильной усталости, можно опуститься на колени и в благоговейной позе внимать словесам самого Бога. Молитва перед чтением Евангелия, как правило, должна всегда сопровождать этот таинственный акт.

Как читать дома

Если вы получили благословение духовника или сами пришли к такому решению под влиянием чтения духовной литературы, слушания проповедей, необходимо помнить, что прочитывать следует по целой главе, не оставляя на завтра ее завершение. По совету прославленных подвижников в ежедневные молитвы, совершаемые православными верующими, должны войти деяния, а также послания апостолов.

Еще есть один способ, как читать Евангелие дома.Подобный этому путь избирают многие православные христиане.

Прочитывается одна глава полностью и одна или несколько, по желанию или в соответствии с благословением духовника, глав Апостола в день.

Прочитывать нужно все по порядку, от начала до самого конца, а затем возвращаясь и снова все повторяя.

Не следует хаотично открывать первую попавшуюся страницу и читать все, что попадается на глаза, или больше всего приглянулось. Должно быть постепенно упорядоченное, глава за главой, чтение Святого Писания.

Только в таком случае в сознании человека сформируется ясная четкая картина всех происходивших библейских событий.

При чтении Святого Откровения нельзя вести себя как-то слишком свободно, раскованно. Это все-таки хоть и совершаемый самостоятельно, домашний, но богослужебный акт. Поэтому и внешний вид молящегося (-ейся), и поведение должны соответствовать происходящему.

Не нужно уподобляться сектантам, которые настолько умалили Святое Письмо, что читают его чуть-ли не сидя на нужнике. Непочтение к Богу – это великий грех.

Стояние на молитве или прочтении Божественного Письма порождает в человеке благоговение. От этого становится больше сосредоточенность. С другой стороны, если тяжело, в келейной молитве можно дать себе послабление и почитать сидя.

Исключительно для того, чтобы легче было сосредоточиться на смысле Священного Писания, а не отвлекаться, переминаясь с ноги на ногу. Но сидеть также необходимо с благоговением, а не раскинувшись в слишком свободной и неподобающей к этому случаю позе.

Внимание! Если посетила какая-нибудь скорбь или неприятность, не растеряться и найти благоразумный выход в трудной ситуации очень помогают молитвы перед чтением Евангелия дома, а также слушание и внимание Святому Письму.

Полезное видео

Подвести итоги

Верующие и многие люди, абсолютно нерелигиозные, признают Библию источником высочайшей культуры и духовности для всего человечества.

Божественное Откровение преподносит нам основополагающие нравственные истины, которые давно уже утрачены и о них совершенно забыли в непрестанной гонке за материальными благами, прогрессом и собственным комфортом.

Вконтакте

О важности чтения: Слово Божие — пища для души и тела.

В обязанность христианина входит каждый день не лягу спать, если не прочитаю:

1. Главу Евангелия (начиная с 1-ой главы Евангелия от Марфея до последней главы Евангелия от Иоанна);

2. Две главы из Апостола, начиная с Деяниях Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса; причем последне 7 глав читаются по одной в сутки, в следствии чего чтение Евангелия и Апостола кончиться одновременно. Затем ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири. Это правило так же устанавливалось и Оптинскими Старцами.

И так постепенно будет прочитываться весь Новый Завет, что и нужно. Как же можно жить по-евангельски не читая его? Когда мы молимся — мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами, открывая Свою волю, как нужно жить и спасаться.

А прочтете все — снова начинайте, и так всю жизнь. ;

Ежедневно в течении года в Церкви за богослужением звучит чтение из Святого Евангелия и Апостола определенное на каждый день года (их порядок можно посмотреть в Православном Церковном календаре или в Библии, в Указателе Евангельских и Апостольских чтений церковных). Так в течении года прочитываются все четыре Евангелия и весь Апостол. Святые отцы благословляли прочитывать эти чтения дома. Такое чтение имеет специальное название — рядовое чтение. Указанное рядовое чтение не следует путать с предлагаемым ежедневным чтение Евангелия, Апостола и Псалтири.

Перед чтение глав Апостола прочти сию молитву:

«Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришелец аз аз есмь на земли, не скрый от меня заповеди Твоя.» (Псалом 118, 18, 19)

Или, если можешь, то прочти сию молитву перед чтением духовных Святителя Иоанна Златоуста:

«Господи, Иисусе Христе, открытый мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрый от мене заповеди Твоя, но отверзи очи мои, что-бы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоея! На Тя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи просвещение лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.»

А перед и после чтения Евангелия прочти сию молитву:

«Спаси, Господи, и помилуй раба твоего — (имя рек) словами Божественного Евангелия чтомыми спасении раба твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Молитвы для подобающего чтения Псалтири в Библии отсутствуют. Они (молитвы) даются либо в молитвословах, либо в Псалтири, изданной отдельной книгой.

А поскольку в Церкви чтение Евангелия, Апостола и Псалтири идет на церковно-славянском языке, то православному христианину желательно научиться читать и понимать их на этом же языке.

Примечания:

1. Все четыре Евангелия содержат 89 глав и прочитываются за квартал, поэтому в таблице начало каждого квартала совпадает с началом очередного чтения Евангелия. За год все четыре Евангелия и Апостол прочитываются 4 раза, а Псалтирь — 18 раз, причем чтение Евангелия и Апостола начинается и оканчивается одновременно.

2. В клетках даны по три надписи: верхняя — глава Евангелия, средняя — главы Апостола, нижняя — номер кафизмы.

3. Наличие в таблице незаполненных мест указывает на резервные дни, в которые чтение будет произвольно.

5. Вначале ежедневное чтение может состоять только из глав Евангелия, потом по мере сил, нужно прибавить главы Апостола и затем добавить кафизму Псалтири. Опытно познано — если случается пропускать чтение, то продолжать его лучше всего строго по таблице, а номера пропущенных глав записать и эти главы дочитывать потом постепенно.

При составлении памятки использованы:

1. В помощь кающимся. Из сочинений Епископа Игнатия (Брянчанинова). Оптина пустынь, 1991 — 15с.

2. Воронежский Епархиальный Вестник, 1992, №7(27) — 64с.

3. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по Церковным чтениям из Слова Божия. Издательство «Правило Веры». Москва, 1995 — 369с.

4. Полный Церковно-Славянский Словарь. Протоiерей Г. Дьяченко. Издательский отдел Московского Патриархата. Москва, 1993 — 1120с.

5. Прологъ въ поучениях. Часть I. Составилъ Протоiерей Викторъ Гурьевичъ. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 — 441с.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, словесами Божественного Евангелия Твоего излей благодать Твою в сердце мое ко истреблению страстей и гре­хов моих и даруй мне силу ко исправлению, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице перед чтением

Научи нас, Мати Божия, прилежать к поуче­нию в Слове Божием, сердечными сокрушенными молитвами, чтобы навыкнуть оттуда смиренному образу мыслей и на послужение спасению своему и ближних.

Молитва от недуга и скорби

(Читается перед и после чтения св. Евангелия)

Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) словами Божественного Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, освящающая всего человека, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

От... (имя евангелиста) святаго Евангелия чте­ние. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

ГЛАВА ВТОРАЯ О ПСАЛТИРИ

Предисловие

Во второй главе этой книги мы предлагаем вам объяснение о Псалтири - книге, входящей в состав Святой Библии. В храме вы, конечно, замечали, как часто читают эту книгу. Некоторые православные знают всю Псалтирь наизусть. И понятно почему: в Псалтири верующая душа находит все ей необхо­димое. С восторгом откликается она на то дивное вдохновенное славословие, хвалу и благодарение Богу, которые в изобилии излиты в псалмах. А ка­кие прекрасные образцы покаяния обретаем мы в этих песнопениях!

Читая эту удивительную книгу, вы найдете в ней мудрые духовные советы-назидания на многие случаи жизни. А когда захотите обратиться ко Го­споду с просьбой, Псалтирь поможет это сделать. Исполненные духовной силы псалмы сохранят вас под кровом Всевышнего, когда в час опасности вы воззовете к своему Ангелу-хранителю молитвословиями Псалтири. Эта книга даст пищу уму: она рас­скажет в сжатой поэтической форме о сотворении мира, об истории народов и племен.



Около половины псалмов принадлежит Дави­ду. Давид был одновременно и царь, и воин, и про­рок, и псалмопевец. Жил он за тысячу лет до Рож­дества Христова.

Из рода Давида надлежало родиться Спасите­лю нашему Господу Иисусу Христу, о Котором про­рочествовал в своих псалмах Давид. Изучая Псал­тирь, вы увидите, что в ней предсказаны основные события из жизни Христа. В частности, Его распя­тие, воскресение, вознесение на небо, Его второе пришествие. Псалтирь также позволит вам глубже понять Евангелие. Вы увидите, как на грех и немо­щи человека в Ветхом Завете Бог отвечает любо­вью Креста и Воскресением в Новом Завете.

Когда в IX веке по Рождестве Христовом Биб­лия была переложена на славянский язык, одной из первых книг была переведена Псалтирь. В бла­годарной памяти славян навечно останутся имена переводчиков - святых братьев Кирилла и Мефо­дия с учениками.

Конечно, нужно будет приложить труд, чтобы научиться правильно читать по-славянски и пони­мать Псалтирь. Ведь за тысячу лет язык изменился: одни слова вышли из употребления, другие изме­нили свое значение.

Когда вы будите читать Псалтирь на церков­нославянском языке, помните, что в этом языке нет звука «ё». Поэтому нужно произносить не «моё», «твоё», «своё», но: «мое», «твое», «свое». Кроме того, четко произносить звук «о», не превращая его в звук «а». Читается: «поклонимся», а не «покло­нимся», «помилуй», а не «помилуй» и так далее.

Призовите Господа на помощь, и вскоре вы по­чувствуете музыку славянского языка, поймете, как он богат и выразителен, могуч и пластичен. Великий дар Божий - говорить о небесном и божественном на этом дивном языке! Только Церкви оставлен этот язык, чтобы высоким слогом говорить о высоком. И пусть не все будет сразу понятно - не смущайтесь. Глубины Писания открываются по мере духовного возрастания.

Помните совет святителя Иоанна Златоуста: когда сядешь читать, то прежде помолись Богу, что­бы Он отверз твои очи сердечные. Когда читаешь, не только листы перевертывай, но внимай всем сердцем написанному. Молись так: «Господи Ии­сусе Христе! Отверзи мои очи сердечные, чтобы услышать мне слово Твое и уразуметь его и испол­нить волю Твою».

Попробуйте заучить псалмы наизусть. Они пригодятся вам не раз. Знание их напамять сдела­ет вашу внутреннюю жизнь независимой от обсто­ятельств - вы сможете находить тропинку к Богу в своем сердце, когда захотите.

Как и всякий труд, чтение псалмов укрепит волю. Незримая же благодать Божия научит вас различать добро и зло, научит читать Псалтирь до­брыми делами, видеть присутствие Божие в своей жизни.

Кроме того, Псалтирь сама научит вас молит­ве. Пламя этой молитвы будет хранить вас от всего дурного, потому что Господу особенно дорого бла­гоухающее молитвой сердце.

Бог вам в помощь, дорогой читатель и сомолитвенник!

ПСАЛТИРЬ (хвала, хваление, хвалебная песнь, евр. - книга хвалений) - одна из книг Вет­хого Завета, причисляемая к разряду учительных. Называется так, потому что большая часть содер­жащихся в ней псалмов содержит в себе хваление, благодарение Богу. Книга состоит из 151 псалма. Псалтирь состоит из 20 кафизм, а одна кафизма из 3 «Слав» (3 частей) или статий. После каждой «Сла­вы» читается: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». «Алли­луиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!» триж­ды, а затем трижды «Господи, помилуй» и снова «Слава..., и ныне...». Кафизмы разные по размеру, в них входят от 1 до 15 псалмов. В Библии обычно нет разделения по кафизмам и «Славам», но есть отдельная книга, которая называется «Псалтирь», и там есть такое разделение. Все псалмы, по мне­нию толкователей Священного Писания, собраны в одну книгу первосвященником Ездрою. Псалтирь вместе с учением благочестия содержит также и многие пророчества.

Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтирь является самой драгоцен­ной книгой Ветхого Завета. Псалтирь - это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысход­ности, в боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости, в потребности благодарения и для возне­сения чистой хвалы Творцу; Св. Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благо­дать Божия, но в сладкой песне псалмов она дышит преимущественно».

Верующие в первые времена постоянно за­нимались пением псалмов и тем воодушевляли себя в подвигах благочестия; псалмами услаждали тяжелые дни гонений и возбуждали себя к муже­ственному перенесению страданий; псалмы служи­ли приятным отдохновением во время различных трудов и занятий и назидательным поучением во время отдыха. Для всех и во всякое время жизни и во всех обстоятельствах Псалтирь служила прият­нейшим и полезнейшим занятием. Она по самому содержанию своему никогда не теряет своего зна­чения и для всякого благомыслящего человека.

«Я думаю, - пишет св. Афанасий Великий, - что в словах этой книги измерена и обнята вся жизнь че­ловеческая, все состояния души, все движения мысли так, что в человеке нельзя найти ничего более. Нуж­но ли совершать покаяние и исповедь? Угнетает ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя, или стро­ят против тебя козни? Уныние ли овладело тобою? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, же­лаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе в Божественных псалмах настав­ление. Пусть читают слова их о каждом из этих состояний, и каждый будет возносить их Господу, как бы о нем они были написаны». «Какой приятный спутник для людей на всех путях их жизни пророк Давид, - пишет св. Григорий Нисский. - Как хоро­шо приспособляется он ко всякому духовному возра­сту и разделяет всякого рода занятия! С младенца­ми Божиими он веселится, с мужами подвизается, юношей наставляет, старцев подкрепляет, - всем все бывает: для воинов оружием, для подвижников наставлением, для обучающихся борьбе палестрою, для победителей венцом, на пиршествах весельем, на похоронах утешением. Нет минуты жизни нашей, которая была бы лишена всякого рода приятных его благодеяний. Есть ли какая-либо молитва, которой бы не подкреплял Давид? Есть ли какое празднество, которого бы не делал светлым сей пророк?»

С древности из всех книг Священного Писа­ния православные христиане особо почитали книгу Псалтирь. Наряду с Евангелием, чтение Псалтири было обязательной составляющей молитвенно­го правила. И позже, когда появились различные сборники молитв, Псалтирь, как и раньше, остает­ся в жизни каждого христианина духовным спут­ником и наставником, а также является неисчерпа­емым источником всяческих благодеяний.

Псалтирь издревле привлекала к себе совер­шенно особое, исключительное внимание учителей Церкви. В этой книге видели сжатое повторение всего того, что содержится в Библии: историческое повествование, назидание, пророчество. Одним из главных достоинств псалмов почитали полное от­сутствие дистанции между читателем и текстом: слова псалмов каждый молящийся произносит как свои собственные, в псалмах отражаются движения души каждого человека, в них можно найти духов­ные советы на все случаи жизни.

«Все, что есть полезного во всех книгах Священ­ного Писания, - говорит святитель Василий Вели­кий, - заключает в себе книга псалмов. Она проро­чествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для дея­тельности. Словом, Псалтирь есть общая духовная сокровищница благих наставлений, и каждый най­дет в ней с избытком то, что для него полезно. Она врачует и застарелые раны душевные, и недавно уязвленному подает скорое исцеление; она подкре­пляет немощное, охраняет здравое и истребляет страсти, какие в жизни человеческой господствуют над душами. Псалом доставляет спокойствие душе, производит мир, укрощает бурные и мятежные по­мыслы. Он смягчает душу гневливую и уцеломудривает любострастную. Псалом заключает дружбу, соединяет рассеянных, примиряет враждующих. Чему не научит тебя Псалтирь? Отсюда познаешь ты величие мужества, строгость правосудия, чест­ность целомудрия, совершенство благоразумия, об­раз покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом во пло­ти, есть угрожение Судом Божиим. Здесь внуша­ется надежда Воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Все есть в книге псалмов, как в великой и всеобщей сокровищ­нице».

«Книга псалмов достойна особенного внимания и занятия сравнительно с другими книгами Писа­ния, - пишет святитель Афанасий Александрий­ский. - Всякий может найти в ней, как бы в раю, все то, что для него нужно и полезно. Книга эта ясно и подробно изображает всю жизнь человеческую, все состояния духа, все движения ума, и нет ниче­го у человека, чего бы она не содержала в себе. Хо­чешь ли ты каяться, исповедоваться, угнетает ли тебя скорбь и искушение, гонят ли тебя или строят против тебя козни; уныние ли овладело тобою, или безпокойство, или что-нибудь подобное терпишь; стремишься ли ты к преуспеянию в добродетели и видишь, что враг препятствует тебе; желаешь ли хвалить, благодарить и славословить Господа? - В Божественных псалмах найдешь наставление каса­тельно всего этого».

«...В Псалтири найдешь ты безчисленные бла­га, - говорит святитель Иоанн Златоуст. - Ты впал в искушение? - Найдешь в ней самое лучшее уте­шение. Впал в грехи? - Найдешь безчисленные врачевства. Впал в бедность или несчастие? - Увидишь там много пристаней. Если ты праведник, приобре­тешь оттуда самое надежное подкрепление, если грешник - самое действительное утешение. Если тебя надмевают добрые дела твои, - там научишь­ся смирению. Если грехи твои повергают тебя в от­чаяние, - там найдешь для себя великое ободрение. Если ты имеешь на главе царский венец или отли­чаешься высокою мудростию, псалмы научат тебя быть скромным. Если ты богат и славен, Псалмопе­вец убедит тебя, что на земле нет ничего велико­го. Если ты поражен скорбию, услышишь утешение. Видишь ли ты, что некоторые здесь недостойно на­слаждаются счастием, - научишься не завидовать им. Видишь ли ты, что праведные терпят бедствия наравне с грешными, - получишь объяснение этого. Каждое слово там заключает в себе безпредельное море мыслей».

Но не только в умении дойти до глубин каж­дого сердца ценность Давидовых песен. Они несут в себе и нечто еще большее, они прозревают тайну Божественного замысла о человеке, тайну страда­ний Христа.

По свидетельству преподобного Нестора Ле­тописца, на славянский язык Псалтирь, как необ­ходимая для богослужения книга, была переведена в IX веке святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием с греческого церковного текста семи­десяти толковников - перевода Библии, осущест­вленного с древнееврейского списка в конце III века до Рождества Христова. Благодаря святым братьям Священное Писание стало доступно и сла­вянским народам, новообращенные христиане ста­ли совершать богослужение на родном языке.

Псалтирь, молитвословия которой входят в каждое богослужебное последование, сразу стала любимейшим чтением русского народа, главной учебной книгой в древней Руси. Человек, изучив­ший Псалтирь, считался «книжным», грамотным, способным читать другие книги и понимать Боже­ственную службу, которая была духовной основой всего строя жизни.

Научившись читать по Псалтири, русский че­ловек уже не расставался с ней. В каждой семье была эта священная книга, которая передавалась от отца к детям. Псалтирь сопровождала человека на протяжении всей его жизни: ее читали не толь­ко дома, но брали с собой и в путешествия для мо­литвы и назидания; псалмы читали над тяжко стра­давшими больными; доныне сохраняется ведущий свое начало от первых времен христианства обы­чай читать Псалтирь по умершим. Уставами мно­гих монастырей до сих пор предписывается чтение «неусыпаемой Псалтири».

В соединении с Часословом - сборником по­следований применительно к определенному вре­мени богослужения - и избранными тропарями и кондаками Псалтирь приняла форму Следованной, назначенной для богослужения в храме. Псалтирь с присоединением святоотеческих толкований назы­вается Толковой. Она предназначена для келейного чтения и дает пособие к правильному пониманию и уразумению исторически неясных и пророческих мест священного текста.

Церковнославянский язык - драгоценное на­следие, воспринятое нами по традиции от наших предков вместе с благодатными дарами Святой Пра­вославной Церкви. Созданный святыми Кириллом и Мефодием именно для того, чтобы стать словес­ной плотью богомыслия и молитвы, этот мощный, образный, величавый язык является для нас свя­щенным, никогда не употребляемым в быту для выражения житейских нужд. На нем совершает­ся таинственное общение каждого православного христианина с Богом.

Святый пророк Давид

«Зачем мятутся народы, И племена замышляют тщетное?

Восстают вместе против Господа».

(Пс. 2, 1-2)

Кто из нас с молодых лет не читал святые псал­мы пророка Давида?! Кто не утешался ими в ми­нуты скорби и покаяния?! Кто не плакал словами их?! Весь наш многострадальный русский народ и славяне-братья наши воспитаны преимущественно на псалмах пророка Давида.

Скорбен человек - в псалмах он находит себе великое утешение; весел он - в псалмах обретает источник и струи новой радости; в за­труднении он - псалмы Давида разрешают все его недоуменные вопросы; недостает ли ему че­го-либо - словами псалмов он молится и выпра­шивает себе у Господа все, в чем он имеет нужду.

Псалмы Давида - это великое неоценимое ду­ховное богатство, которое оставил нам святой про­рок Давид. И кто не читает у себя дома псалмы, тот живет без источника живой воды, и духовно беден и слаб.

Святой Иоанн Златоуст говорил так: «Пусть лучше остановится солнце, нежели мы оставим чтение Псалтири».

Судьба царя Давида необыкновенна. Господь его избрал отроком. Он пас овец и был самый млад­ший из всех братьев. Видом он был белокур и кра­сив. Телосложения - среднего. Но сила и ловкость у него были особенные. Когда лев попадался ему на дороге, Давид его хватал и побеждал без всякого оружия. В юности Давид победил Голиафа - фили­стимлянина, который хулил и поносил Бога Изра­илева. Голиаф был так велик ростом, что Давид пе­ред ним был подобен ребенку. Давид пришел в стан навестить своих братьев, которые были воинами, но вот он увидел, как от филистимлянского войска отделился человек огромного роста и стал насме­хаться над израильтянами, что они плохие вояки и трусы и нет среди них храброго человека, который бы сразился с ним один-на-один. И так как Голиа­фу не находилось равного, то он еще больше стал издеваться над израильтянами, а потом стал хулить и Бога Израилева, кощунственно Его унижая.

Юный Давид этого уже не мог вынести. В нем кипела ревность о Боге своем. «Пойду и убью это животное!» - в гневе сказал Давид. Но люди смея­лись над ним и говорили: «Он тебя, как вошь, раз­давит. И тебе ли говорить это?!» - «Я пойду с име­нем Бога моего, и Бог предаст его в мои руки, ибо он поносил Его!» - отвечал юноша.

Когда царь израильский Саул разрешил Дави­ду идти на Голиафа, Давид взял свою пращу, в па­стушескую сумку набрал гладких камушков и вы­шел из стана на средину.

Куда ты идешь, малый? - сказал Голиаф. - Или в тебе ума нет? Вот я сотру тебя сейчас в по­рошок!

Я иду на тебя с именем Бога моего, - от­ветил Давид. И натянув пращу, выпустил камень в Голиафа. Камушек попал прямо в лоб великану. Голиаф зашатался и упал. Давид мигом подбежал к противнику, выхватил у него меч и, подняв меч обеими руками, (меч был очень тяжелый) отсек го­лову Голиафу.

Увидя это, израильтяне бросились на фили­стимлян и били их до самой ночи.

Так Господь руками еще юного Давида побе­ждал сильных мира сего. А когда Давид стал царем израильским, то народ в его царствование процве­тал и господствовал над многими языческими цар­ствами.

Но Господь Бог посещал царя Давида и многи­ми скорбями. Так, вначале сам царь Саул выслежи­вал Давида, чтобы убить его. Однажды Давид играл Саулу на гуслях, развеселяя его. Саул же, питая не­нависть к Давиду, неожиданно бросил в него свое копье. Он хотел юношу пригвоздить копьем к сте­не, но Давид легко увернулся от удара и выбежал из спальни Саула.

В другой раз Саул с отрядом своих воинов ис­кал Давида в пустыне, чтобы поймать и убить его. Им попалась глубокая пещера. Саул зашел туда, чтобы передохнуть от жары, и заснул там. Давид же со своими людьми был в глубине пещеры. Люди говорили Давиду:

Вот Сам Бог предает царя в твои руки; убьем его и все. Но Давид, удерживая их, отвечал так:

Нельзя поднимать руки на помазанника Бо­жия.

Когда Саул спал в пещере, Давид тихо подо­шел к нему и отрезал мечом край от плаща царя. Саул, отдохнув, вышел из пещеры. Тогда Давид за­кричал ему вслед:

Царь, во веки живи! Вот ты был в моих ру­ках, царь, но я не тронул тебя, ибо боюсь Бога. Ты, царь, ищешь моей смерти, но я не хочу смерти тво­ей, и не сделаю тебе зла.

Саул умилился от этих слов Давида. Но спу­стя немного времени снова искал убить Давида. На этот раз с воинами. Саул остановился ночевать под горой, на которой был Давид с небольшим отрядом. Темной ночью, когда Саул уснул и стража его спа­ла, Давид со своим слугой прокрался к шатру царя. Давид опять не тронул своего врага. Он только взял его меч и копье и вернулся обратно на гору. Утром же, когда взошло солнце, Давид, встав на горе, за­кричал Саулу: «Царь! Вечно живи! Вот ты ищешь моей смерти, царь, но посмотри, чей это меч в моих руках и копье? Не ты ли в эту ночь был в моих ру­ках, царь? Но я не тронул тебя».

О, какое дивное незлобие имел святой Давид! Его гнали, а он прощал; его души искали, а он все покрывал любовью.

Когда же Давид стал царем иудейским, то бед­ствия не оставляли его. На него восстал родной его сын Авессалом, который хотел убить отца своего и воцариться вместо него.

Давид тайно бежал из города, спасая свою жизнь. Он шел, как простой человек, глава его была открыта, одежда изодрана, ноги босые. Идя по до­роге и плача, святой Давид молился так:

«Господи! Как умножились враги мои. Мно­гие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет ему спасения в Боге, но Ты, Господи, щит предо мной, слава моя, и Ты возносишь главу мою. Гла­сом моим взываю ко Господу, и Он услышит меня со святой Горы Своей...» (Пс. 3,1 -5).

Когда же Господь поразил Авессалома, и он, убегая от Давида, повис своими же волосами на дереве, а мул, на котором он ехал, выскочил из-под него, военачальник Авеса стрелой убил Авессалома.

Ох, как плакал Давид над телом своего буйно­го сына!

«Сын мой, Авессалом! Сын мой! Сын мой, Авессалом! О кто бы дал мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Царств 18,33).

Святой пророк и царь Давид был необычайно кроток и терпелив. Он не мстил своим врагам и не помнил зла ненавидящим его.

Когда Авессалом восстал на Давида, Давид бежал с несколькими приближенными в сосед­ний город. По дороге ему попался Самей, который страшно злословил царя и бросал в него камни. Да­вид шел по дороге и не обращал на хулителя сво­его внимания. Приближенный Давида с возмуще­нием сказал ему: «Царь, позволь, я сниму голову с этого хулителя!» Но святой Давид кротко сказал: «Оставьте его. Он поносит меня по делам моим».

Святой пророк Давид в некоторых своих псалмах ясно и четко выразил будущие страдания Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. Своими духовными очами он созерцал великий позор, злострадания, муки нашего Спасителя. Эти псалмы называются «мессианскими».

Вот один из них.

«Боже, Боже мой! Для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения словеса вопля моего. Боже мой! Я вопию днем, и Ты не внемлешь мне, ночью и нет мне успокоения.

Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавил их; к Тебе взывали они и были спаса­емы; на Тебя уповали и не оставались в стыде... Я же - червь, а не человек, поношение у людей и пре­зрение в народе. Все видящие Меня, ругаются надо Мною, говорят устами, кивают головою: Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему» (Пс. 21,1-9).

Псалмопевец Давид предвидел, что предате­лем Иисуса будет близкий Ему человек: «Ибо че­ловек мира Моего, на негоже уповах, ядый хлебы Моя, возвеличи на Мя запинание» (Пс. 40,10).

Пророк Давид как бы своими глазами созерцал страдания на Кресте Спасителя и переживания Его: «Сонм лукавых одержаша Мя, ископаша руце Мои и нози Мои. Исчетоша вся кости Моя, тии же смо- триша и презреша Мя. Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий» (Пс. 21,17-19).

«Поношение чаяше душа Моя, и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не об- ретох. И даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта» (Пс. 68,21 -22), Бог явися во плоти, и Дух вещает: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Пс. 2,7); «из чрева», то есть из существа Моего, «прежде денницы», то есть прежде всякого времени, «родих Тя» (Пс. 109,3).

Иисуса Христа Дух Святый называет Богом, Господом, Адонаи, Елогим и Иегова. «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Цар­ствия Твоего. Возлюбил еси правду и вознена­видел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих» (Пс. 44,7-9), и в псалме 109, 1 - «Рече Господь Го- сподеви Моему: седи одесную Мене».

Господь наш Иисус Христос во Своем слу­жении роду человеческому являя Свое всемогу­щество, возвестил волю Божию о спасении мира и дал законы веры и благочестия, и как Помазан­ник по человечеству от Бога «елеем радости, паче причастник Своих» (Пс. 44,8) явился в силе Духа, как величайший из пророков, ибо ветхозаветные пророки были только Его провозвестниками и слу­гами в Дому Божием.

От лица Мессии Христа Бога взывал к Богу Псалмопевец:

«Повем имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя» (Пс. 21,23), «Закон Твой посреде чрева Моего. Благовестих правду в Церкви велицей, се устнам Моим не возбраню: Господи, Ты уразумел еси. Правду Твою не скрых в сердце Моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа» (Пс. 39,9-11).

Христос Спаситель, Истинный Мессия, при­шел на землю «взыскати и спасти погибшаго» (Мф. 18,11). Он «Путь и Истина, и Живот» (Ин. 14,6), и Агнец; и Сам Бог устами пророка Давида взывал к Мессии: «Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову»(Пс. 109,4).

«Яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети нетления» (Пс. 15,10). А Вознесением Своим на небеса Иисус Хри­стос отверз для всех верующих в Него Царство Не­бесное, ибо «восшел еси на высоту, пленил еси в плен: приял еси даяния в человецех» (Пс. 67,19).

А в 44 псалме воспевается слава Великого Царя Христа Бога и Царицы неба и земли Богоро­дицы: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах по­злащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и преклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего... Вся слава Дщери Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы и вслед Ея, искренняя Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев» (Пс. 44,10-16).

Святой Давид знал, что злые люди всегда бы­вают хозяевами; они со своей хитростью, ложью, ловкостью, огнем и мечом, всякой неправдой, под­купом, предательством и прочее добиваются для себя всего, чего хотят, и благоденствуют в жизни.

Видя эти «извращения жизни», праведные и добродетельные люди часто соблазняются и начи­нают роптать на Бога, сами претерпевая злострада- ния, гонения, будучи неповинны. «Не ревнуй зло­деям, - говорит святой пророк Давид, - не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро. Живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит... А нечестивые по­гибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут» (Пс. 36,1-20).

Царствование Давида было золотым веком в Израиле. Оно продолжалось сорок лет. И когда, спустя две тысячи лет, пришел Господь наш Ии­сус Христос, то и Его хотели посадить на престол Давида, чтобы Он царствовал в Израиле. Но увы! Престолом Мессии должен был стать КРЕСТ!

Господь наш Иисус Христос и был (доброволь­но) вознесен на Крест... А престол Давида и поныне стоит незанятым...

О, великий царь и пророк Давид! Ты - краса Израиля, ты - его надежда! Но какой великий грех повторит Израиль, когда на твой святой престол посадят «богоборца» и второго Иуду!!! (АНТИ­ХРИСТА).

«Боже! Язычники пришли в наследие Твое, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превра­тили в развалины... Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые име­ни Твоего не призывают» (Пс. 78,1-6).

«Господь созидает Иерусалим, собирает из­гнанников Израиля» (Пс. 146,2)...

«Кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот ухо у них обрезанное, и они не мо­гут слушать; вот слово Господне у них в посмея­нии, оно неприятно им» (Иеремия, 6,10).

Архимандрит Тихон (Агриков)