Монастыри, основанные сергием радонежским и его учениками.

Виктор Иванович Балдин

В середине XIV в. истерзанная и униженная земля русская уже более ста лет изнывала под гнетом татаро-монгольских завоевателей. В 1237 г. татаро-монгольская конница кровавым вихрем пронеслась по землям Рязанского, Владимирского, Киевского и других русских княжеств, "посекая людей как траву" или тысячами угоняя их в "полон". Путь завоевателей отмечали развалины городов и пепел сожженных деревень. Неподдельным ужасом дышат страницы русских летописей, запечатлевших это нашествие . Жестоко подавляя отчаянное сопротивление, волна завоевателей покатилась и далее на запад; но силы их были так подорваны борьбой на территории Руси, что они вынуждены были вернуть свои войска назад от берегов Вислы и Дуная. Израненная Русь заслонила собой Западную Европу от жестокого порабощения.

"России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией", - писал Пушкин . Заслонив Европу, русские княжества на два с половиной века стали вассалами эолотоордынских ханов. Население вынуждено было платить огромную дань и терпеть унизительное насилие варварского ига.

И хотя постоянно разъезжали по городам и селам ордынские "численники", деловито пересчитывая людей, дабы никто не уклонился от грабительской дани и предельно богат был ежегодный "выход" в Орду, русский народ напрягал все силы для возрождения сельскохозяйственных угодий, создания новых центров экономической и политической жизни. И среди них уже в первой половине XIV в. заметно выдвигается Москва. Выгодное расположение в центре Северо-Восточной Руси, защищенность от набегов кочевников окраинными княжествами, удобство торговых связей по рекам, а также твердая и дальновидная политика московских князей привлекала сюда людей. Именно здесь, в Москве, зреет мысль об объединении всей Руси; в 1325 г. в Москву из Владимира переезжает митрополит, и это делает ее религиозным центром всех русских земель.


Общий вид Св.Троицкой Лавры с юго-восточной сторон. Открытка.

К этому времени и относится основание Троицкого монастыря в 70 км к северу от Москвы. О начальном периоде его становления мы узнаем из летописных упоминаний и, главным образом, из первых жизнеописаний основателя монастыря Сергия Радонежского, составленных знаменитым агиографом - Епифанием Премудрым, расширенных и переработанных Пахомием Сербом . При всей традиционной условности этих произведений, они содержат ряд интересных сведений об облике монастыря на самой ранней стадии его развития. Сведения эти принадлежат современникам, видевшим монастырь того времени или описавшим его со слов непосредственных очевидцев ("елико слышах или видех"). Так, Епифаний долгое время жил в монастыре при Сергии Радонежском и, как он сам пишет, начал делать свои записи "запаса ради и памяти ради" в 1393 или 1394 г. ("по лете убо едином или по двое" после кончины Сергия) . Пахомий Серб работал над "Житием" позднее, в 1438-1449 гг., но, как и Епифаний, имел возможность "распытывати и вопрошати древние старци", живших еще под игуменством Сергия .

Названные авторы рассказывают, как ростовский боярин Кирилл из-за княжеских усобиц и притеснений татарских тиунов вынужден был "отъехать" на землю московского князя; с супругой Марией и тремя сыновьями (Стефаном, Варфоломеем и Петром) он поселился в небольшом городке Радонеж, у самой границы Московского и Ростовского княжеств (1339). После смерти родителей один из сыновей - Варфоломей решил посвятить себя монашеству. Но он не хотел идти в обычный "мирской" монастырь, расположенный в городе или его окрестностях; его привлекал путь отшельника, и он собрался "пустынножительствовать" в лес. Варфоломей уговорил пойти с ним старшего брата Стефана, который к этому времени овдовел и был монахом расположенного недалеко Покровского монастыря в Хотькове .

Выбрав удобное место в лесу, на небольшом холме, омываемом речкой Кончурой, вдали от.селений и дорог, братья срубили себе келью и "церковицу малу", посвятив ее Троице (по одним сведениям было это в 1337 г., по другим - в 1345 г.) . Однако Стефан не смог вынести суровой, полной тягот и лишений подвижнической жизни и вскоре ушел в Москву, в Богоявленский монастырь, а Варфоломей, принявший после пострижения имя Сергий, остался жить в лесу в полном одиночестве. Два-три года спустя к нему стали присоединяться другие монашествующие; каждый ставил себе келью там, где ему хотелось, возделывал огород и жил самостоятельным хозяйством.

Когда число монахов достигло 12, образовался монастырь; Сергий стал его игуменом. (По месту расположения обители основатель именовался Радонежским.) Сергий один из первых в Северной Руси возрождает строгий устав "общинножития", подобном тому как это было сделано в Киево-Печерском монастыре (с 1688 г. - Лавра) в XI в. В отличие от тех монастырей, где каждый монах жил своим отдельным, иногда довольно обширным хозяйством, новый устав предполагал единую братию с общим хозяйством; все монахи должны были носить одинаковую одежду, жить в одинаковых кельях, питаться вместе в общей трапезной, участвовать в общих работах, выходить за ограду только с разрешения игумена. Такая строгая дисциплина не всем пришлась по душе, и некоторые монахи тайком покинули Сергия.

Для обеспечения нового уклада жизни потребовалось произвести перестройку монастыря. Сергий "монастырь больший распространив, келий убо четверообразно устроити повеле, посреде же церковь болшю воздвиже, от всюду видима яко зерцало, трапезу же и ина елика в потребу братиам" . Одновременно были поставлены и другие здания, куда игумен распределяет "братию по службам: ового келаря, и прочих в поварни, в еже хлеба пещи, ового еже немощным служити с всякым прилежанием" и т.д. .

Обитель Сергия стала походить на четко распланированный городок: кельи располагались по сторонам прямоугольной площади ("четверообразно") вокруг новой церкви и трапезной; позади келий отводилось место для огородов и хозяйственных служб - житниц и сараев. Весь монастырь окружала ограда (тын) из вертикально поставленных бревен или толстых кольев; у ворот постоянно находился сторож - "вратарь". Над воротами была устроена еще одна церковь, посвященная патрону великого княза московского - Дмитрию Солунскому. Примечательно, что этот принцип регулярного построения монастырь пронес через все последующие столетия и сохранил до наших дней; его планировка служила примером при строительстве других монастырей и городов .

Сергий Радонежский обладал выдающимися личными качествами. "Крепкый душею", "могуты за два человека", "мало же словесы глаголавша", "вещая же делы учаща" - говорят о нем современники. Сквозь сложную узорчатость "плетения словес" Епифаниева "Жития" выступает образ скромного и очень сильного человека, перенесшего в одиночестве полную лишений жизнь в лесу среди диких зверей и "бесовских испытаний". Его дни были наполнены неустанным трудом и самосовершенствованием. И став игуменом, он строит жизнь братии на навыках усиленного труда, на привычках к строгому порядку во всем - в чтении, в стремлении к знаниям, в помыслах и чувствах.

Сам Сергий не выделял себя среди других членов братии, вместе с ними участвовал в общих работах, подавая пример истинной кротости и трудолюбия.

В "Житии", которое состоит из отдельных сюжетно законченных глав-рассказов, приводится характерный случай, когда один крестьянин, пришедший посмотреть на прославленного игумена, не признает его во вскапывающем огород монахе, одетой в заплатанное рубище, и только земной поклон князя перед Сергием рассеивает его сомнения .

В условиях татаро-монгольского ига и опустошительного разорения защита христианского народа от гибели заслонила собой другие церковные служения. И Сергий участвует в политической жизни, поддерживая дальновидную политику великого московского князя в единении сил для освобождении Родины. Со своей стороны великий князь всячески покровительствовал Сергиеву монастырю, видя в нем духовную и моральную опору, которая была так необходима молодому центру политической жизни. Благодаря такой поддержке Троицкий монастырь приобретает фактическое первенство среди монастырей Московской Руси, а за его игуменом закрепляется слава радетеля земли Русской. Сергий становится духовником великого князя Дмитрия Ивановича, крестит его сыновей, участвует в государственных делах; константинопольский патриарх шлет ему свои грамоты и подарки, митрополит Алексий перед кончиной хотел видеть его своим преемником. "Слава и слышание пронесеся о нем повсюду", - записывают летописцы ; наряду с событиями общегосударственного значения они отмечают болезнь "чюдного старца", при жизни называя его "святым", - факт беспримерный в русской истории по отношению к какому-либо лицу. "Игуменом земли Русской" называли Сергия в народе.

Московские князья не раз призывали Сергия для решения сложных междоусобных разногласий, и игумен прославленного монастыря только силою своего морального авторитета неизменно подчинял строптивых князей "голосу Москвы". Так, например, в 1365 г. Сергий по поручению митрополита Алексия закрывает все церкви в Нижнем Новгороде, чтобы принудить непокорного князя Бориса согласиться на переговоры с союзником Москвы суздальским князем .

Особенно широкий отклик в народе получила неустанная деятельность Сергия по содействию подготовке вооруженного отпора татарским поработителям. В то время как московский князь Дмитрий Иванович развертывает строительство укреплений к югу от Москвы, готовя арену для предстоящих боев с монголами, Сергий с помощью своих учеников основывает здесь же ряд укрепленных монастырей - Высоцкий близ Серпухова, Голутвин близ Коломны (1374), Симонов под Москвой (1379).

Карательные набеги кочевников все чаще встречают вооруженный отпор, а московский князь даже прекращает выплату дани (1374). Русь явно начинает выходить из повиновения ордынским ханам.

Тогда Мурза Бегич предпринимает хорошо подготовленный поход на Москву. Но русские дружины встретили татарскую конницу на рязанской земле у реки Вожи; при попытке форсировать реку татарское войско было разгромлено и обращено в паническое бегство (1378).

Золотая Орда решила не просто наказать непослушного московского "вассала", а вновь пройти огненным смерчем по Русской земле. Два года собиралось огромное войско со всех подвластных территорий; усиленное наемниками из соседних земель, оно двинулось на Москву под водительством темника Мамая (1380), который был так уверен в победе, что даже распорядился прекратить работы на полях, обещая скоро обеспечить всех за счет грабежа русских земель. ("Ни един из вас не пашите хлеба, да будете готовы на русские хлебы".)

Московский князь Дмитрий Иванович проявил дальновидность и мужество, - он не только сумел объединить воинские силы княжеств, но и обратился с призывом к народу. Его гонцы объявляли всюду, что "призывают всякие человеки постоять за Русь". В короткий срок под его стяги собралось великое ополчение; когда русские рати прибыли на смотр под Коломной, "то сами удивились силе своей".

Перед выездом из Москвы к войскам полный раздумий и тревог князь Дмитрий Иванович вместе с ближайшими воеводами посетил Сергия Радонежского в его обители (ил. 8). Летописцы повествуют, как после молебна за успех предстоящего похода Сергий благословил князя на подвиг и по его просьбе послал к ним двух иноков своего монастыря - Пересвета и Ослябю, "зело умеющих ратному делу и полки уставляти еще же и силу имущих и удальство велие и смельство" . Он как бы подчеркивал этим, что война за независимость Родины священна и долг каждого, в том числе и монаха, принять участие в ней. Благословение на битву прославленного игумена имело огромное значение для поддержания высокого воинского духа. Такую же роль выполняли "ободряющие грамоты", которые получал от Сергия князь во время похода. Содержание писем неизменно становилось известно войскам: "Без всякого съмнениа, господине, с дръзновением пойди противу свирепьства их, никако же ужасатися, всяко поможет ти Бог" .

Дружины русских двинулись навстречу вражеским полчищам, упреждая их набег на Москву. Они переправились на другой берег Дона и вынудили Мамая принять бой на просторном Куликовом поле. 8 сентября 1380 г., когда утренние лучи солнца разогнали густой туман в пойме Дона и Непрядвы, противники увидели друг друга.

По древнему обычаю сражение началось с поединка. Могучий ордынский богатырь Темир-Мурза (Челубей), "велик и страшен зело", звеня доспехами, проскакал перед рядами русских воинов, громко вызывая смельчака помериться с ним силою. Вызов принял Александр Пересвет - он выехал навстречу в скромной схимнической мантии, расшитой крестами, крепко сжимая длинное копье. Воцарилась глубокая тишина: оба войска замерли, следя за единоборством. Привстав на стременах, противники разогнали своих коней и "ошиблись" на полном скаку; пронзив один другого копьями, оба замертво вместе с конями пали на землю, "ударившись крепко толико громко и сильно, яко земле потрястися".

Конец поединка стал началом исторической битвы. Татары обрушились всей мощью своей конницы на передовой полк русских - "и бысть сеча велика и брань крепка" (ил. 9). Уверенный в успехе, Мамай, не заботясь о резервах, гнал в бой все новые и новые силы. Не один раз его воины прорывались к великокняжескому знамени и пытались подрубить его; казалось, они были близки к победе. Но в самый критический момент в бой вступил "запасный полк" русских, скрытно стоявший в дубраве на берегу Дона. Его стремительная атака в тыл и фланг вражеского войска вызвала панику. Русские перешли в наступление, обратили врагов в беспорядочное бегство. Одним из первых скакал назад сам Мамай ("и прибежа в землю свою не во мнозе дружине"). Великого князя Дмитрия Ивановича нашли лежащим без сознания, но без серьезных ран, хотя все доспехи на нем имели следы вражеских ударов.

Восемь дней не уходило русское войско с поля сражения: оставшиеся в живых хоронили павших. А многие города и княжества увозили своих земляков в дубовых колодах в родные земли. (Тело Пересвета было перенесено в Москву, в Симонов монастырь, и захоронено в церкви Рождества Богородицы. Позднее рядом с ним положили и Родиона Ослябю.)

Весть о разгроме татар быстро разлетелась по всей земле. Звоном колоколов и всеобщим ликованием встречала Москва победителей, а своего князя народ нарек Донским. Вернувшись в Москву, Дмитрий Донской посетил Троицкий монастырь и пробыл там более трех недель (с 4 по 28 октября). Он благодарил Сергия за поддержку в трудную для Родины годину, присутствовал на заупокойной литургии и панихиде по тысячам ратников, оставшихся на Куликовом поле. Князь от себя пожаловал монастырю "место под церковь и под кельи близ своего государева двора" в Кремле и освободил от взимания "государевых пошлин" с монастырских вотчин, промыслов и "с людей годовщины" (поголовных сборов), "покамест дом живоначальные Троицы учнет стояти" .

В Троицком монастыре установилась традиция в Дмитриевскую родительскую субботу отмечать память воинов, павших на Куликовом поле; особо поминаются при этом Пересвет и Ослябя .

Велико было значение победы на Куликовом поле для судеб русского народа: он воспрянул духом, поверил в собственные силы, получил реальную надежду на полное избавление от ненавистного монгольского ига. И хотя пройдет еще целый век, прежде чем окончательно будет сброшена унизительная зависимость от Золотой Орды, но время это будет проходить под знаком роста национального самосознания русского народа, его нарастающего сопротивления поработителям. Многострадальная Русь не только выстоит и восполнит колоссальный ущерб, нанесенный завоевателями, но и создаст условия для дальнейшего развития земледелия и городов, торговли и ремесел, культуры и искусства.

Разгром на Куликовом поле вызвал взрыв усобиц в Золотой Орде - Мамая с позором свергли, и он тайно, под чужим именем, бежал в Крым, где и был убит. Его преемник -хан Тохтамыш - спешно стал собирать новое "великое войско" и уже через год выступил на Русь. Поход готовился в глубокой тайне, и татарам удалось неожиданно для русских ("изгоном") переправиться через Волгу. А князья нижегородские и рязанские поспешили навстречу Тохтамышу и выговорили обещание не трогать их земли; за это Олег Рязанский даже взялся показать удобные переправы через Оку.

Поздно получил Дмитрий Донской весть о страшном нашествии; не успел он собрать рати с других городов и княжеств для отпора. С небольшой дружиной поскакал князь на север, мимо Троицкого монастыря - сперва в Переяславль-Залесский [*] , а затем в Кострому, чтобы готовить новые полки. Братия Троицкого монастыря вместе с игуменом спешно бежала в Тверь; там же укрылся и московский митрополит Киприан.

В августе 1382 г. Тохтамыш подошел к Москве. Затворившиеся в Кремле жители три дня отбивали штурмы татар; они впервые применили тогда "огненный бой" - стрельбу из пушек каменными ядрами. Но с помощью изменников Тохтамыш прибегнул к хитрости: сыновья нижегородских князей от его имени клятвенно заверили осажденных, что татары готовы уйти, как только получат откуп. Москвичи поддались коварным обещаниям и сами отворили ворота крепости. И сразу же последовала страшная расплата: Кремль был разграблен и сожжен, более 24 тыс. человек полегло убитыми, многие сгорели или утонули в реке, спасаясь от смерти. Однако, опасаясь подхода Дмитрия Донского из Костромы, Тохтамыш поспешил назад; перед уходом татары пограбили города вокруг Москвы, а затем не пощадили и Рязанское княжество. Затерявшийся в лесах Троицкий монастырь не попался тогда на пути их разбойничьих отрядов и остался цел. Московским князьям пришлось снова возить дань в Орду, только теперь в еще больших размерах...

Единственным удельным княжеством, не подчинившимся Москве, в то время оставалась Рязань. Ее князь Олег вероломно нарушал договоры, не раз вступал в союз с татарами; в 1385 г. он даже напал на Коломну и разбил московское войско. И тогда по просьбе Дмитрия Донского в Рязань отправился Сергий Радонежский. Летописцы подробно описали его дипломатическую миссию: "Старец чюдный тихими и скромными словесы... беседовав с ним (Олегом Рязанским. - В.Б.) о ползе души и о мире, и о любви", и тот, "устыдебось толь свята мужа", переменил "свирепство свое на кротость". Олег заключил с Москвой "вечный мир и любовь род в род", который тут же подкрепил женитьбой своего сына на дочери Дмитрия .

Присутствовал Сергий и при кончине Дмитрия Донского: его имя стоит под духовной грамотой великого князя, и среди тех, кто отпевал великого князя, первым называется "Сергий игумен преподобный старец" (1389). Ненадолго пережил Сергий Дмитрия Донского - московский летописец записал под 1392 г.: "Toe же осени... преставился преподобный и богоносный отец наш игумен Сергеи Троецкыи, иже в Радонеже... и положен бысть в честней обители святыя Троица, иже сам созда" . За полгода до кончины Сергий передал руководство обителью своему любимому ученику Никону, с которым некоторое время даже жил в одной келье. Сергий хотел, чтобы его похоронили на территории монастыря - там, где обычно хоронили всех монахов, однако братия с согласия митрополита положила его в монастырской церкви "на правой стороне".


Успенский собор. Фото: А. Джус.

Имя Сергия и его монастыря навсегда слилось с судьбами России. Троицкий монастырь сделался как бы сердцем Московской Руси и одним из крупнейших очагов русской древности, культуры и просвещения.

Сергий Радонежский принадлежит к числу тех выдающихся людей в истории Древней Руси, деятельность которых имела благотворное значение для судеб страны и сохраняется в памяти народной. В.О. Ключевский так определил значение его для русского общества: "Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял павший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, своим силам, вдохнул веру в будущее... При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады преподобного Сергия... положенные в живую душу народа" .

К концу XIV в. Троицкий монастырь стал одним из влиятельных центров политической и культурной жизни Древней Руси; он сохранял затем это значение на протяжении столетий. "Деятельность Сергия в делах государственных была, вероятно, главнейшею причиной того, что обитель Троицкая... занимала очень важное место в составе всего Московского государства", - справедливо отмечает И. Забелин Обитель Сергия была также просветительской школой, где монахи получали определенное воспитание и подготовку для ведения миссионерской деятельности. В монастыре было собрание рукописей и налажена переписка книг ("и самые книги не на хартиях (пергаменте) писаху, но на берестех" ). Широко развито иконописание и художественные ремесла ("рукоделие").

В Троицком монастыре жили и работали известные художники, писатели, мастера прикладного искусства. Отсюда вышли основатели и других монастырей, заложившие основу северорусского общежитийного монашества и распространившие традиции обители Сергия. Это Роман Киржачский, Андроник Спасский, Мефодий Песношский, Авраамий Городецкий, Федор Симоновский, Афанасий Высоцкий, Григорий Голутвинский, Савва Звенигородский, Павел и Сильвестр Обнорские, Ферапонт Белозерский и другие. Только во второй половине XIV в. Сергием и его учениками были основаны двадцать два монастыря в различных русских княжествах. И летописец имел полное основание сделать приписку в записи о кончине Сергия: "Бе началник и учитель всем монастырем иже в Руси" .

Меняется и окружение монастыря. Епифаний Премудрый свидетельствует, что если ко времени основания обители "пусто бяше место то... с вся страны лесове, всюду пустыня", то теперь здесь селятся крестьяне, "съставиша села и дворы многы и насеяша села и сътвориша плод житен и умножися зело" . Своеобразной моделью Троицкого монастыря того времени может служить село Благовещенское, расположенное в 2 км к северо-западу от него. Упоминаемое еще в документах XV в., село это до нашего времени сохранило свои первоначальные размеры и "четверообразную" планировку: избы располагаются по сторонам прямоугольной площади, посредине которой возвышается деревянная церковь .

"Радуйся, светильниче многосветлый,

возведый ко Христу монахов множества"

Икос Минеи

Учениками и духовными друзьями Преподобного Сергия основано до 40 монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели еще до 50 монастырей, так что духовное потомство великого Радонежского подвижника распространилось по всей Северо-Восточной Руси, повсюду зажигая благодатный свет просвещения христианского. В настоящем очерке мы не можем представить полной картины распространения монашества из обители Сергиевой и ограничимся здесь краткими сведениями об учениках и собеседниках Преподобного Сергия, основавших свои обители и имевших с ним личные отношения.

Собор Радонежских святых. Икона, XVII век. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Одним из первых учеников и постриженцев Преподобного Сергия был преподобный Авраамий Галицкий, называемый в наших месяцесловах также Городецким и Чухломским. Судя по тому, что он, по свидетельству рукописного жития, скончался 20 июля 1375 года в глубокой старости, надо полагать, что он был летами много старше Преподобного Сергия, которому в это время было только 56 лет. В обители Радонежского Авраамий трудился в хлебнее и поварне, носил дрова и воду для братии, а потом был удостоен сана пресвитерского. Желая высшего подвига, он испросил у великого старца благословение и удалился в дикую тогда страну Галицкую. Здесь на одной горе, близ Галицкого озера, он обрел чудотворную икону Богоматери Умиление сердец и поставил себе часовню и келью. Когда его убежище стало известно Галицкому князю Дмитрию Федоровичу, он принес по просьбе сего князя обретенную им святыню в Галич, куда прибыл по озеру в рыбачьей лодке. Народное предание говорит, что там, где плыл преподобный, еще и теперь видна струя, отличающаяся от прочих и называемая Авраамиевою. В Галиче от святой иконы было много чудес, почему усердный князь дал средства преподобному построить на месте явления сей иконы монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а самого Авраамия убедил быть игуменом сей обители. Много потрудился здесь святой игумен надо обращением дикого племени чудского к Христовой вере, и Матерь Божия видимо помогала ему в том обильными чудесами от святой Своей иконы. Когда обитель стала очень многолюдна, преподобный удалился верст на 70; ученики нашли его и здесь, и скоро основана была другая обитель – Положения пояса Богоматери (село Озерки). Затем Авраамий удалился на реку Вига и основал там монастырь во имя Собора Богоматери. Наконец он ушел и отсюда и в 20 верстах от Вигской обители построил четвертую обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и почил о Господе. Так переносим был сей светильник смирения с одного места на другое и везде возжигал светочи духовной жизни.

Преподобный Павел Обнорский (Комельский). Икона, XVII в. Кирилло-Белозерский монастырь

Преподобный Павел Обнорский или Комельский, родом москвич, постриженец одного из приволжских монастырей, был также одним из первых учеников Преподобного Сергия. Подобно Авраамию, он проходил в обители великого старца послушания и в кухне, и в трапезе, - был и в келейном послушании у самого игумена Сергия. Так трудился он несколько лет. Потом испросил у старца благословение жить в уединении в окрестных лесах. Чрез 15 лет такой жизни, когда его стали посещать братия, он снова просил у Преподобного Сергия благословения уйти в пустыню уже более отдаленную. Святой старец дал ревностному ученику любителю безмолвия медный крест на благословение, и Павел, после долгих странствий по пустынным местам, остановился наконец в Комельском лесу. Над речкой Грязовицей Павел избрал себе дупло старой липы вместо келии и 3 года подвизался тут, никому неведомый. Потом он перешел на реку Нурму и здесь поставил келию немного просторнее оставленного дупла. Преподобный Сергий Нуромский, также ученик Сергия Радонежского, однажды пришел к нему и увидел вот что: стаи птиц вились около Павла, иные из них сидели на голове и на плечах его, и он кормил их из рук; тут же стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисицы и зайцы бегали кругом, ожидая того же… Вот жизнь невинного первого человека! Когда стали и сюда приходить к нему любители безмолвия и просили позволения жить с ним, то он стачала не соглашался, а потом, вспомнив советы наставника своего Преподобного Сергия Радонежского, испросил у митрополита Фотия благословения на устроение общежительного монастыря во имя Живоначальной Троицы. По глубокому смирению он не принял священного сана. Стодвенадцатилетним старцем, лежа на смертном одре, 6 января 1429 года он со слезами повелел братии о сожжении в тот день Костромы татарами, а 10 января отошел ко Господу.

В 4 верстах от пустынного жилища преподобного Павла подвизался его друг и духовный отец преподобный Сергий Нуромский. Он был родом грек, пришел в Радонежскую пустыню к Преподобному Сергию с Афонской горы и долго жил под руководством великого отца иноков. По его благословению, он основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня. Сергий и Павел часто посещали друг друга, причем Павел, из уважения к Сергию, провожал его обыкновенно на две трети расстояния от своей обители. Место, где расставались старые друзья, ознаменовано часовней. Преподобный Сергий скончался 7 октября 1412 года.

Преподобный Сергий Нуромский

В 20 верстах от обители преподобного Павла была обитель Воскресения Христова, основанная еще раньше Павловой учеником Преподобного Сергия Радонежского Сильвестром Обнорским. Долго подвизался здесь на берегу Обноры, в глухом лесу этот угодник Божий, пока не нашел его одни заблудившийся поселянин. После того около его пустынной келии стали селиться ревнители духовного подвига и основалась обитель. Святитель Алексий благословил построить храм во имя Воскресения Христова. Преподобный Сильвестр часто удалялся в глухое место дремучего леса, которое и теперь называется заповедной рощей. Оттуда по временам выходил он для беседы с посетителями на то место, где теперь часовня. Скончался он в 1379 году, 25 апреля.

Преподобные Андроник и Савва. Преподобный Андроник, "тихий, кроткий, смиренный", по отзыву летописца, был родом из той же Ростовской области, из которой происходил его великий авва. Святой наставник очень любил своего святого ученика за его добродетели и безответное послушание и особенно молил о нем Бога, чтобы покрыл эту невинную душу от вражеских козней и помог ему довершить свое течение до конца. Андроник давно питал в душе желание основать свою общежительную обитель и не таил сего желания от старца. Мы видели, как это святое желание исполнилось, когда святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса. Место было избрано в семи верстах от Кремля, на речке Яузе, и сам Преподобный Сергий приходил благословить это место. А в 1361 году обитель была окончена строением. Великий старец не раз приходил сюда к любимому своему ученику и подкреплял его в подвиге своими беседами. Однажды великий подвижник зашел сюда поклониться образу Спаса (который был принесен святителем Алексием из Царьграда) перед отправлением в дальний путь, в Нижний Новгород (в 1365 г), и при прощении долго беседовал с Андроником. Впоследствии на месте их разлуки была поставлена часовня: это на пути во Владимир. Под руководством преподобного Андроника воспитались: его спостник и преемник по игуменству преподобный Савва и знаменитые иконописцы: Андрей Рублев и Даниил, которые расписывали придворный Благовещенский собор и соборные храмы во Владимире и Сергиевой Лавре. И поныне стоит на правой стороне царских врат Троицкого Собора чудотворная икона Пресвятой Троицы, написанная преподобным Андреем.

В одно время с Андрониковым монастырем (в 1361 г) возникла обитель Пешношская, основанная пустыннолюбивым Мефодием. В младые годы пришел он к Преподобному Сергию и жил несколько лет под его руководством. Потом, по благословению старца, он уединился в глушь дубового леса за рекой Яхромой и на небольшом возвышении среди болота поставил себе келью. Когда около него стали собираться братия, Преподобный Сергий, посетив его, посоветовал ему построить обитель и храм на другом, более сухом месте и благословил то самое, где теперь стоит эта обитель. Преподобный Мефодий сам трудился при ее построении, пеш нося деревья через реку. Оттого обитель получила наименование Пешношской, а речку прозвали Пешношей. По временам преподобный Мефодий для безмолвия уединялся за 2 версты от обители, и сюда приходили к нему для духовной беседы Преподобный Сергий. Отсюда эта местность названа Беседою, и здесь стоит часовня. "Собеседник и спостник" Преподобного Сергия Мефодий преставился спустя 8 месяцев после кончины своего великого старца, 14 июня 1392 года.

Преподобный Феодор, в миру Иоанн, племянник Преподобного Сергия, в юности постриженный им, был одним из самых усердный и любимых его учеников. Удостоенный сана священства, он возымел желание основать свой общежительный монастырь и открыл свою мысль богомудрому дяде-наставнику. Преподобный Сергий благословил его на это дели и даже сам пришел осмотреть избранное им на высоком берегу Москвы-реки место для обители. Это было около 1370 года. Слава о святой жизни Федора скоро собрала около него много братии. Великий князь избрал себе Федора в духовники и посылал с поручениями по делам церковным к Вселенскому Патриарху; митрополит Алексий относился к нему с отеческой любовью, и Киприан писал ему послания вместе с Преподобным Сергием. Высокое положение, в какое был поставлен Феодор, тревожило его святого дядю, который "болезновал о чести и славе его" и молился, "во еже совершити ему течение без преткновения". Великий отец иноков почитал обитель Симоновскую родственную о Христе своей Радонежской обители, и когда потребность и польза вызывали его в Москву, он приходил прямо в Симонов монастырь, где для него устроена была даже особая келия. Любитель смирения и труда, он и здесь вместе с братиею возделывал собственными руками землю для огородов, насаждал деревья, копал пруды и кладези. Плодом его труженической жизни явился находившийся недалеко от монастыря на ровном возвышенном песчаном месте обширный и глубокий пруд, обнесенный валом и обсаженный березами. Общее предание Москвы уверяет, что этот пруд ископан руками первых святых подвижников на Симонове и что в сих трудах принимал живое участие Преподобный Сергий. Оттого и назван был пруд Сергиевым.

Преподобный Феодор впоследствии был архиепископом в Ростове, где, несмотря на кратковременное управление паствой, оставил о себе вековечный памятник основанием Богородице-рождественского женского монастыря. Он скончался 28 ноября 1394 года.

Из Симоновской обители вышил два подвижника Белозерских, Кирилл и Ферапонт, которые оба пользовались наставлениями Преподобного Сергия. Первого из них привел сюда друг Сергиев, преподобный Стефан Махрищский. Когда Преподобный Сергий приходил в Симонов, он прежде всех посещал Кирилла в хлебнее. Прозорливый старец видел, кем будет Кирилл впоследствии, и с любовию беседовал с ним о спасении души. После Феодора Кирилл некоторое время был настоятелем Симоновской обители, но потом по любви к безмолвию удалился в уединенную келию на Старом Симонове, а оттуда вместе с другом своим Ферапонтом ушел в пределы Белозерские.

Преподобный Кирилл Белозерский. Икона, 1421 год. По преданию написана преподобным Дионисием Глушицким. Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря

Там Кирилл положил основание общежительной обители Успения Пресвятой Богородицы (в 1397 г), а Ферапонт основал тоже общежительный монастырь Рождества Богородицы (1398 г). В 1408 году преподобный Ферапонт, по желанию Можайского князя Андрея Дмитриевича пришел в Можайск и здесь в версте от города основал Лужецкий монастырь, в котором и почил в 1426 году 27 мая. А преподобный Кирилл скончался в 1427 году 9 июля.

Около 1373 года князь Владимир Андреевич, основатель Серпухова, пожелал устроить в этом городе иноческую обитель, как лучшее училище благочестия. Он пригласил к себе Преподобного Сергия и просил его совета. Святой старец благословил доброе намерение князя и вместе с ним осмотрел место будущей обители. Место это называлось Высоким, потому что находилось на возвышенном берегу реки Нары, близ Оки, в лесу, в версте от города. 2 декабря 1373 года Преподобный Сергий заложил храм обители в честь Зачатия Богоматери праведною Анною. Князь просил старца оставить строителем новой обители пришедшего с ним ученика, преподобного Афанасия. Афанасий, в миру Андрей, еще в юности пришел к угоднику Божию в его Радонежскую пустынь, и старец очень любил его за его безответное послушание и смирение. Преподобному Сергию жаль было отпускать от себя Афанасия, а блаженному Афанасию не хотелось расстаться с богомудрым Сергием, но – "так угодно Господу", сказал старец, и Афанасий повиновался. При содействии благочестивого князя обитель скоро окончена была строением, и к Афанасию собралось много братии. Преподобный Сергий не раз посещал своего ученика в Серпухове и прислал сюда своего будущего преемника преподобного Никона, который и был здесь первым иноком, а потом и пресвитером. Князь построил в обители каменный храм, и митрополит Киприан сам освятил его. С этого времени между святителем и Высоцким игуменом установилась самая тесная духовная дружба: Киприан не раз писал Афанасию самые дружеские послания, а искренне преданный ему игумен разделял скорби святителя, сопутствуя ему в Киев и Царьград. В 1387 году преподобный Афанасий купил себе в Константинопольском Предтечевском монастыре келию и остался там с несколькими учениками своими навсегда. Он много потрудился над переводом и списыванием святоотеческих творений (известен написанный им устав "Око церковное"), присылал из Царьграда в свою обитель иконы и скончался там около 1401 года. В Высоцком монастыре его преемником по игуменству был соименный ему ученик Афанасий, прославившийся по кончине чудотворениями. Из других его учеников известен преподобный Никита.

Год спустя после основания Серпуховской обители Преподобный Сергий положил начало уже известной читателям обители на Киржаче. Здесь первым игуменом был его ученик преподобный Роман, скончавшийся 29 июля 1392 года.

В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Богоматери на реке Дубенке; первым его игуменом или строителем был преподобный Леонтий, ученик Преподобного Сергия. В 1381 году, спустя три года после славной победы Куликовской, великий князь Дмитрий Иванович основал другой Дубенский Успенский монастырь, что "на острову", где игуменствовал преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия, изображенный в Успенском Соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом. В благословение сей обители великий старец дал, как гласит предание, икону Пресвятой Богородицы Кипрскую.

Преподобный Афанасий пустынник, "зовомый железны посох", подвизался на месте, где потом был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.

Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы, в 30 верстах от Твери. Память его местно чтится 26 января.

Преподобный Ферапонт Боровенский основал Успенский Боровенский монастырь в 10 верстах от города Мосальска (Калужской губернии). По преданию, Преподобный Сергий благословил Ферапонта иконою Успения Богоматери; Ферапонт пришел с нею в окрестности погоста Боровенска; утружденный от пути, он лег под тенью одного из вековых деревьев, поставив на нем образ. Но проснувшись, не нашел его на своем месте; долго искал он икону и наконец наше в лесной чаще, на одной сосне. До трех раз повторялось чудесное исчезновение иконы и обретение ее на одном и том же месте. Преподобный принял это событие за указание, что Пресвятая Богородица благоволила избрать сие место для обители, и поселился тут. Скоро собрались около него любители отшельничества, и обитель основалась. Год кончины преподобного Ферапонта неизвестен.

Преподобный Савва Сторожевский по кончине Преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие шесть лет управлял Лаврой Преподобного Сергия. Памятником его попечений об обители Преподобного Сергия служил источник, изведенный его молитвами и называемый Саввиным (близ церкви Воскресения Христова в Кокуеве). По желанию Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, в 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы, в котором и почил 3 декабря 1406 года.

Преподобный Савва Сторожевский. Икона, XVII век. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве. Звенигородский монастырь.

Преподобный Иаков Железноборский или Галицкий, родом из Галицких дворян Амосовых, почти до самой кончины Преподобного Сергия жил в его обители, а потом поселился в глухом лесу у железных источников, в 30 верстах от Галича. В 1415 году случилось ему быть в Москве, где имел он пребывание в Предтеченском, под Бором, монастыре. В то время великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Дмитриевича, страдала родами; великий князь послал просить молитв у подвижника Иакова, и преподобный предсказал посланным, что супруга великого князя родит ему наследника престола. София родила сына, и благодарный великий князь дал Иакову средства построить монастырь во имя Предтечи на месте его подвигов. Иаков скончался в 1422 году 11 апреля.

Преподобный Григорий Голутвинский – первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне. В этой обители, основанной около 1385 года в честь Богоявления Господня, хранился посох Преподобного Сергия, с которым он, по преданию, встречал после победы Дмитрия Донского.

К ученикам Преподобного Сергия причисляют: преподобного Пахомия Нерехтского, основателя Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты, Костромской губернии, скончался 23 марта 1384 года; преподобного Никиту Костромского, основателя Богоявленского монастыря в городе Костроме, и преподобного Никифора Боровского, изображенного на иконе Троицкого Собора.

Современные Преподобному Сергию подвижники благочестия высоко ценили его духовную опытность и дорожили его мудрыми советами и наставлениями. Отсюда – целый сонм его святых друзей и "собеседников". И как сладостно звучит для сердца это умилительное наименование! Все они более или менее от него заимствовали свое иноческое образование, потому что "не в меру излилась благодать Божия на сего избранника, и он, смиренно стараясь быть ниже других, невольно превозмогал их обилием своих духовных дарований, которые так высоко и, можно сказать, одиноко поставили его над ликами иночествующих своего века и последующих". Поименуем здесь более известных из них.

Преподобный Димитрий Прилуцкий, основатель обители Прилуцкой, близ самой Вологды. В первый раз он познакомился с Преподобным Сергием, вероятно, в 1354 году, когда Преподобный Сергий приходил в Переяславль просить игумена для своей обители и, сколько ни отказывался, был сам посвящен в сан игумена епископом Афанасием. Преподобный Димитрий в то время подвизался в основанном им Никольском монастыре на берегу Переяславского озера. Весьма вероятно, что он упросил Преподобного Сергия и остановиться в его обители. С того времени он часто ходил к Преподобному Сергию. Из Переяславля в 1371 году он удалился в Вологодские пределы и там основал первую в той области общежительную обитель во имя Спасителя. Почил 11 февраля 1392 года.

Преподобный Стефан Махрищский, о котором уже говорилось выше (гл. 18). Подобное тому, что потерпел Преподобный Сергий в своей обители, случилось и с его святым другом: против него вооружились соседние жители, братья Юрковские, и грозили его убить. Давая место гневу, кроткий Стефан тайно ушел в Вологодские леса и здесь, на реке Авнеже, основал пустынную обитель Пресвятой Троицы. Вызванный великим князем Московским опять на Махру, он оставил там двух учеников: Григория и Кассиана. Преставился 15 июля 1406 года.

Преподобный Стефан Махрищский с житием. Икона с житием, XVII век. Троице-Стефановский Махрищский монастырь

Преподобный Павел и Феодор Ростовские. Когда Преподобный Сергий (в 1363 году) был на своей родине в Великом Ростове, сии подвижники просили его избрать им место для обители и благословить начало их святого дела. Углубившись в непроходимые тогда лесные дебри, окружавшие Ростов, Преподобный Сергий избрал место на берегу реки Устья и сказал пустынникам: "Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие". Тут и был основан Борисоглебский монастырь. Феодор основал еще Никольский монастырь на реке Ковже, впадающей в Белое озеро. Он скончался 22 октября 1419 года. Вскоре после него преставился и Павел.

Преподобный Дионисий, архиепископ Суздальский, постриженец Киевский, основатель Печерского Вознесенского монастыря на берегу Волги, в 5 верстах от Нижнего Новгорода. Скончался 15 октября 1384 года в Киеве.

Преподобный Евфимий, ученик Дионисия, во время своего пребывания в Суздале неоднократно приходивший к Преподобному Сергию для духовного собеседования с ним. Он основал две обители: Васильевскую, в пяти верстах от Гороховца, и известный Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Почил 1 апреля 1405 года.

Святитель Стефан Пермский. Икона с житием, 1-я половина XVII века. Из Никольской церкви Сольвычегодского Крестовоздвиженского монастыря

Святитель Стефан Пермский основал 3 обители: на устьях Выми, Вычегды и Сысоли.

Святитель Михаил Смоленский, ученик Преподобного Феодора Симоновского, или Ростовского чудотворца.

Блаженный Епифаний, упомянув об основании Преподобным Сергием некоторых монастырей, замечает: "Не толико же святый Сергий монастырей постави, елико зде написахом, но многи монастыри возвдиже на славу Божию и Пречистыя Богородицы, и своя ученики постави в тех монастырях начальствовати". Из вышеприведенного списка учеников и собеседников Преподобного Сергия видно, что действительно Епифаний о многих из них не упоминает вовсе. Но и наш список, конечно, далеко не полон. Так известно, например, что на обратном пути из Нижнего Новгорода в 1365 году Преподобный Сергий положил основание Георгиевской пустыни в Гороховецком уезде на берегу реки Клязьмы. Нет сомнения, что в этой пустыни первыми подвижниками были ученики или собеседники великого отца иноков, но кто именно, сведений не сохранилось. Известно также, что еще великий князь Дмитрий Иванович Донской пожаловал Преподобному Сергию в самом Кремле, близ своего дворца, место для келии и церкви на случай пребывания его в Москве и что впоследствии тут существовал Богоявленский монастырь, но кто был строителем сего монастыря, неизвестно. В Рязанском Троицком монастыре сохранилось предание об основании его Преподобным Сергием в то время, когда он приходил в Рязань для примирения князя Олега с Московским великим князем, но никаких подробностей о его построении не сохранилось. О многих обителях, вероятно, до нас не дошло преданий. Если, например, села, в которых находят могильные плиты с именами погребенных под ними иноков, хотя никаких воспоминаний исторических, никаких даже преданий о существовании в этих местах монастырей нет. Но уже одни эти надгробные плиты свидетельствуют, что тут были "монастырьки", которые, конечно, имели свое благодатное действие на окрестных жителей и служили проводниками духа православного подвижничества в народную среду, и это действие, как бы оно ни было ограничено в смысле пространства, было важно уже потому, что сказывалось постоянно, становилось повседневным… А если мы примем во внимание вышеприведенный список учеников и собеседников Сергиевых, то с большой вероятностью можем предположить, что и число духовных питомцев Преподобного Сергия, и число обителей, основанных ими и их учениками, было несравненно более, чем сколько нам известно на основании свидетельства исторического предания.

Древнему избраннику Божию, великому отцу верующих было некогда сказано: воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я… тако будет семя твое (Быт. 15:5). И Преподобному Сергию, великому отцу иноков, было показано в видении множество птиц и сказано: "Посмотри кругом!.. Так умножится число учеников твоих!" И сбылось это обетование небесное. Точно птички райские, разлетелись птенцы Сергиевы из родного гнезда Радонежского по всему востоку и северу Русской земли и прославили Господа своего дивной жизнью – будто звезды по небу полуночному, рассыпались они по лицу родной земли и ярко горят по всему необъятному пространству ее пределов северных. И пока не заслонят собою этого дивного сияния суетные облака мудрований человеческих, пока будет веять на Руси дух истинного подвижничества, дотоле не будут страшны ей никакие напасти, ибо семя свято – стояние ея!

Пре-по-доб-ный Сер-гий уда-лил-ся в пу-сты-ню, ища уеди-не-ния. По-сле то-го как к не-му при-шли пер-вые уче-ни-ки, их дол-гое вре-мя бы-ло ров-но две-на-дцать, по чис-лу апо-сто-лов; од-на-ко впо-след-ствии чис-ло ино-ков в оби-те-ли зна-чи-тель-но воз-рос-ло, а не-ко-то-рые из них ос-но-ва-ли свои оби-те-ли с тем же об-щин-но-жи-тель-ным уста-вом, ко-то-рый был при-нят в мо-на-сты-ре Свя-той Тро-и-цы. Счи-та-ет-ся, что уче-ни-ков и ду-хов-ных дру-зей Сер-гия, ос-но-вав-ших но-вые мо-на-сты-ри, бы-ло око-ло со-ро-ка, и око-ло пя-ти-де-ся-ти ино-ков этих мо-на-сты-рей со-зда-ли свои оби-те-ли.

Ар-хи-епи-скоп Ни-кон (Рож-де-ствен-ский), ав-тор из-дан-но-го в Сер-ги-е-вом По-са-де в 1885 го-ду «Жи-тия Сер-гия Ра-до-неж-ско-го», в сво-ей кни-ге, ма-кет ко-то-рой, укра-шен-ный гра-вю-ра-ми Ра-шев-ско-го, пред-став-лен на вы-став-ке, две гла-вы по-свя-ща-ет уче-ни-кам пре-по-доб-но-го: тем, что жи-ли в род-ной оби-те-ли, и тем, что слу-жи-ли Гос-по-ду за ее пре-де-ла-ми.


Справа: Службы и житии Сергия и Никона Радонежских. 1768. Скоропись. Л. 1, 120 об. — писцовые записи
Александровских управительных дел подканцеляриста Ивана Зубова. Л. 1, об. — выходная миниатюра
в красках с изображением преп. Сергия. Л. 2 — оглавление. НИОР РГБ, ф. 178/I (Музейное собрание), № 3061.1.
Слева: Собрание повестей и сказаний. Кон. XVIII — нач. XIX века. Скоропись. Л. 1 об. — 26 об. — «Повесть
о Мамаевом побоище». Л. 17 об. — «Послание от игумена Сергия». Л. 19 — рисунок «Поединок Пересвета
и Челубеем». Перо, раскраска. НИОР РГБ, ф. 344 (СОбрание Шибанова П. Н.), № 186.

О мно-гих из них мы узна-ем из жи-тия, ко-то-рое бы-ло тща-тель-но и лю-бов-но со-став-ле-но уче-ни-ком Сер-гия, ино-ком Тро-и-це-Сер-ги-е-ва мо-на-сты-ря, за-ме-ча-тель-ным рус-ским ду-хов-ным пи-са-те-лем Епи-фа-ни-ем Пре-муд-рым, в 1417—1418 годах, то есть спу-стя чет-верть ве-ка по-сле кон-чи-ны свя-то-го. Это жи-тие в се-ре-ди-не XV века ча-стич-но пе-ре-ра-бо-тал и до-пол-нил но-вы-ми чу-де-са-ми книж-ник и агио-граф Па-хо-мий Ло-го-фет (за-каз на эту ра-бо-ту он по-лу-чил, по-ви-ди-мо-му, в свя-зи с об-ре-те-ни-ем мо-щей в 1422 году и при-чис-ле-ни-ем пре-по-доб-но-го к ли-ку свя-тых). В даль-ней-шем жи-тие не-од-но-крат-но пе-ре-пи-сы-ва-лось, пе-ре-де-лы-ва-лось, до-пол-ня-лось но-вы-ми чу-де-са-ми.

Су-ще-ству-ет мно-же-ство спис-ков жи-тия Сер-гия раз-ных ре-дак-ций, и во-прос о ко-ли-че-стве этих ре-дак-ций в на-у-ке еще не счи-та-ет-ся ре-шен-ным. Но так или ина-че, в спис-ках, пред-став-лен-ных в экс-по-зи-ции, а са-мые ран-ние из них да-ти-ру-ют-ся XV ве-ком, мы ви-дим и рас-сказ о чу-дес-ном ви-де-нии Сер-гия, и гла-ву об Иса-а-ки мол-чаль-ни-ке, ко-то-ро-го пре-по-доб-ный бла-го-сло-вил на ино-че-ский по-двиг, и по-вест-во-ва-ние о по-бе-де над Ма-ма-ем, в ко-то-рой бла-го-сло-ве-ние и мо-лит-вен-ная по-мощь игу-ме-на Тро-иц-ко-го мо-на-сты-ря сыг-ра-ли не-оце-ни-мую роль (изоб-ра-же-ние бит-вы ино-ка Тро-иц-ко-го мо-на-сты-ря Алек-сандра Пе-ре-све-та, ко-то-ро-го Сер-гий бла-го-сло-вил на брань, с во-ин-ствен-ным та-та-ри-ном Че-лу-бе-ем ви-дим мы на ми-ни-а-тю-ре из сбор-ни-ка кон-ца XVII ве-ка). Спис-ки жи-тия по-ве-да-ют нам и о со-зда-нии но-вых мо-на-сты-рей — Кир-жач-ско-го, Ан-д-ро-ни-ко-ва, Си-мо-но-ва, Го-лутвин-ско-го и дру-гих — са-мим Сер-ги-ем или его ино-ка-ми.

По-ми-мо спис-ков жи-тия Сер-гия, на вы-став-ке мож-но по-зна-ко-мить-ся с ру-ко-пи-ся-ми жи-тий и служб его пре-по-доб-ных уче-ни-кам Ни-ко-ну Ра-до-неж-ско-му, Сав-ве Сто-ро-жев-ско-му, Афа-на-сию Вы-соц-ко-му, Ав-ра-амию Га-лиц-ко-му (ина-че — Чух-лом-ско-му), Ки-рил-лу Бе-ло-зер-ско-му, Гри-го-рию Пе-л-шем-ско-му. В ин-те-рес-ней-шем сбор-ни-ке на-ча-ла XVI ве-ка мы на-хо-дим жи-тия свя-тых Дмит-рия При-луц-ко-го, Пав-ла Об-нор-ско-го, Сав-вы Сто-ро-жев-ско-го и Сте-фа-на Махри-щско-го. По-след-не-го свя-то-го, прав-да, нуж-но от-не-сти не к уче-ни-кам Сер-гия, но к его дру-зьям и со-бе-сед-ни-кам, как и свя-ти-те-ля Сте-фа-на Перм-ско-го, жи-тие ко-то-ро-го, укра-шен-ное ми-ни-а-тю-рой, так-же пред-став-ле-но на вы-став-ке. В пев-че-ском сбор-ни-ке XVII ве-ка по-ме-ще-на служ-ба пре-по-доб-но-му Ки-рил-лу Бе-ло-зер-ско-му на крю-ко-вых но-тах.


Слева: Житие преподобного Сергия Радонежского. XVI в. Полуустав. Л. 1 — Житие преподобного
и богоносного отца нашего Сергия чудотворца. Л. 165 об. — Слово похвально преподобному отцу нашему
Сергию. НИОР РГБ, ф. 304/I (Соб. Троице-Сергиевой лавры), № 698.
Справа: Вид Московского ставропигиального Симонова монастыря.
Монастырь основан в 1370 году по благословению св. Сергия Радонежского его учеником и племянником - преподобный Федором. Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь, приходя по делам в Москву.

По-се-ти-тель вы-став-ки уви-дит спис-ки жи-тий наи-бо-лее из-вест-ных и наи-бо-лее по-чи-та-е-мых на Ру-си свя-тых — уче-ни-ков Сер-гия. А те свя-тые, жи-тия ко-то-рых ред-ко встре-ча-ют-ся в ру-ко-пи-сях, пе-ре-чис-ле-ны в «Кни-ге, гла-го-ле-мой Опи-са-ние о рос-сий-ских свя-тых». Эта кни-га пред-став-ля-ет со-бой пе-ре-чень рус-ских свя-тых, о каж-дом из ко-то-рых на-пи-са-но все-го по две-три стро-ки, но ес-ли свя-той был уче-ни-ком пре-по-доб-но-го Сер-гия, об этом не-пре-мен-но упо-ми-на-ет-ся.

На вы-став-ке пред-став-ле-на на-сто-я-щая ре-лик-вия из фон-дов от-де-ла ру-ко-пи-сей — Еван-ге-лие, при-над-ле-жав-шее уче-ни-ку и бли-жай-ше-му пре-ем-ни-ку Сер-гия — пре-по-доб-но-му Ни-ко-ну Ра-до-неж-ско-му, — пер-га-мен-ная ру-ко-пись ру-бе-жа XIV—XV ве-ков.

На-до за-ме-тить, что в ру-ко-пис-ной книж-ной тра-ди-ции жи-тие Сер-гия и служ-ба ему очень ча-сто со-сед-ству-ют с жи-ти-ем и служ-бой Ни-ко-ну Ра-до-неж-ско-му, и ру-ко-пись, за-вер-ша-ю-щая экс-по-зи-цию, пред-став-ля-ет со-бой имен-но та-кой сбор-ник. Осо-бен-ность ее в том, что она бы-ла пе-ре-пи-са-на с пе-чат-но-го из-да-ния 1646 го-да, где жи-тие Сер-гия вы-шло в ре-дак-ции Си-мо-на Аза-рьи-на, до-пол-нен-ное но-вы-ми чу-де-са-ми.

В от-дель-ной вит-ри-не по-ме-ще-ны три пре-крас-ных юби-лей-ных из-да-ния 2014 го-да — аль-бом, из-дан-ный Тро-и-це-Сер-ги-е-вой лав-рой, и ка-та-ло-ги вы-ста-вок в Му-зее древ-не-рус-ско-го ис-кус-ства им. Ан-дрея Руб-ле-ва и в Го-су-дар-ствен-ном ис-то-ри-че-ском му-зее. По-след-няя про-длит-ся до 13 ок-тяб-ря 2014 го-да, на ней пред-став-ле-но не-сколь-ко за-ме-ча-тель-ных па-мят-ни-ков из фон-дов от-де-ла ру-ко-пи-сей РГБ.


Слева: Сборник богослужебный, певчий. Вторая пол. XVII века. Полуустав и скоропись. Л. 23 — служба
на память преподобного отца нашего Кирилла игумена Белозерского. НИОР РГБ, ф. 218 (собрание отдела
рукописей), № 101.
Справа: Служба и житие Кирилла Белозерского.
XVII век. НИОР РГБ, ф. 310 (Собрание В. М. Ундольского),
№ 1166.

    Масштаб личности святого Сергия Радонежского настолько велик, что историю России вполне можно делить на «до Сергия» и «после него».

    Причем даже это «после» окрашено сильнейшим влиянием преподобного на духовную жизнь страны - через труды его учеников, служение основанного им монастыря.

    Преемники

    Старец Сергий покинул земную жизнь 25 сентября 1392 года.
    Лучшие ученики преподобного во всем походили на учителя. Они стремились к молитвенной созерцательности и вовсе не желали власти. В свое время и Сергий с большой неохотой принял звание настоятеля. Никон через полгода руководства обителью упросил братию освободить его от этого бремени. Новым игуменом после долгих уговоров стал Савва. Шесть лет он вел монастырь курсом, проложенным святым Сергием: строгий распорядок дня, общие труды, смирение и послушание, непрестанная молитва. Но и Савва в конце концов пожелал удалиться от стольких хлопот.
    Однако же им обоим не удалось укрыться в молитвенном затворничестве. Зажженную свечу не прячут. Иноки настояли на возвращении «в должность» Никона. А Савву в 1399 году пригласил в Звенигород князь Юрий, второй сын Дмитрия Донского. Там, на горе Сторожи, Савва по просьбе князя основал монастырь и возглавил его. Саввино-Сторожевская обитель стала одной из многих, созданных на Руси учениками и единомышленниками преподобного Сергия. Но на московской земле она со временем сделалась одной из крупнейших.

    Епифаний Премудрый

    После восстановления монастыря от татарского нашествия в нем вновь поселился монах Епифаний, еще один ученик Преподобного. Он был книжник - писатель, знаменитый своим стилем «плетения словес» и прозванный Премудрым. К тому времени он уже написал житие святого Стефана, епископа Перми, и много лет собирал сведения для жития Сергия Радонежского.
    В 1411 году Епифаний присутствовал на освящении Троицкой церкви. По окончании молебна он наверняка прочитал перед всеми свое торжественное «Слово похвальное отцу нашему Сергию». Через семь-восемь лет, когда Епифаний закончил работать над житием Преподобного, «Слово» стало завершающей частью этого довольно объемного труда. Сергий еще не был прославлен в святых, а его житие - на пользу и память потомкам - уже существовало!
    В монастыре старца Епифания любили и почитали. Несколько лет до своей смерти (около 1420 года) он был духовником братии.

    Иконописцы дивные Андрей и Даниил

    Руководили работой сборной артели знаменитые мастера, монахи Андрей Рублев и Даниил Черный. Когда-то, лет 25 назад, они жили в Троицком монастыре «в послушании» у игумена Никона, а потом перешли в Москву работать по заказам великого князя и митрополита. Наверняка они, как духовные ученики Преподобного Сергия, писали иконы и для Троицкой церкви 1411 года. Вероятно, свой изумительный образ «Троица» Андрей Рублев также создал для иконостаса этого деревянного храма.
    И вот они снова, в 1425-1427 годах, работают «в похвалу» святому Сергию. Никону хотелось, чтобы храм был чудесен и изукрашен. Для этого он отовсюду собирал лучших художников, и самые горячие просьбы участвовать в росписи адресовал маститым старцам Андрею и Даниилу.
    Никон спешил. Чувствуя приближение смерти, он желал увидеть готовый плод своих усилий. В 1428 году он был похоронен возле стены завершенного великолепного собора. В следующем веке его прославили как святого. С тех пор преподобные Сергий и Никон часто изображаются на одной иконе.

    Преподобный Сергий становился молитвенником земли Русской, любимым святым русского народа.

    Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей.

    Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.

    Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.

    Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.

    Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.

    Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.

    Мефодий, основатель обители Пешношской,1361 г.

    Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.

    Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.

    Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.

    Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около1374 г.

    Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около1378 г.

    Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.

    Преподобный Афанасий пустынник, где впоследствии был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.

    Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.

    Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.

    Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.

    Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.

    Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.

    Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.

    Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

    Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Прп. Сергий Радонежский и его ближайшие ученики

Одной из самых значительных фигур истории Русской церкви и монашества является преподобный Сергий Радонежский. Преп. Сергий заступник, молитвенник и печальник земли Русской (так его звали ещё при жизни). С его именем связана целая эпоха. Основатель Троице-Сергиева монастыря, он возрождает традиции православного монашества: непрестанной умной молитвы, совершенного самоотречения и нестяжания (отречения от любой собственности), послушания. Он упорядочивает монашескую жизнь вводом общежительного устава - совместного жительства монахов в полном отречении от мира и собственности в абсолютном послушании игумену (начальнику монастыря).

Преподобный Сергий вырастил много учеников подвижников. Один писатель: «Сергий открыл не только свой монастырь и не только из него одного действовал. Если Сергиеву Лавру возвёл собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на Киржаче, то бесчисленные обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками, пропитанные духом его. Куда бы из Москвы не двинулся - везде Сергий». Ближайшими учениками его были преп. Михей и преп. Никон, которые были погребены в обители. Ученики преподобного Сергия основали множество монастырей недалеко от Москвы: прп. Савва Сторожевский основал монастырь Рождества Пресвятой Богородицы возле Звенигорода, прп. Мефодий основал под Дмитровом Николо-Пешношский монастырь, прп. Афанасий Высоцкий - За чатьевский Серпуховский монастырь, и другие примеры.

Каждый монастырь был рассадником духа, веры, духовного просвещения. Впервые за всю историю русской святости, когда мы говорим о преп. Сергии, применимо такое понятие как ученики преп. Сергия и ученики учеников преп. Сергия, как бы духовные внуки и правнуки.

Ученики и современники преподобного Сергия (собеседники): прп. Дмитрий Прилуцкий, прп. Кирилл Белозерский и прп. Ферапонт, прп. Евфимий Суздальский, прп. Стефан Махрищский (постригший в монашество прп. Кирилла Белоезерского), свт. Алексий Московский, свт. Стефан Пермский.

Павло-Обнорский монастырь

Один из ближайших учеников прп. Сергия - прп. Павел основал Обнорскую обитель в Вологодской области, откуда традиции монашеского делания распространялись далее на Север.

Постриженник Павло-Обнорского монастыря прп. Лонгин Коряжемский основал в 1539 году общежительный Коряжемский монастырь, после обустройства которого, он переселился в вечные обители 10 февраля 1540 года.

Ученик и постриженник прп. Лонгина - прп. Христофор Коряжемский, Сольвычегодский основал Богородицкую пустынь в 20 верстах к югу от Коряжемского монастыря.

Прп. Симон Сойгинский, постриженник прп. Корнилия Комельского с прп. Лонгином отправился к Сольвычегодску, где в устье Коряжмы помог устроить келью и часовню прп. Лонгину, уже находящемуся в преклонных летах. Затем, преподобный отправился вверх по Вычегде, и в 60 верстах от Коряжмы построил келью и храм во имя Преображения Господня, освященный 17 мая 1541 года, куда привлек многих учеников и основал Спасо-Преображенскую Сойгинскую пустынь.

Итак, мы можем сказать, что выходцы Павло-Обнорского монастыря Вологодской области, связанные монашеской традицией с прп. Сергием Радонежским. основывали монастыри на юге ныне Архангельской области,


Ошевенский и Антониево-Сийский монастыри

Ученики прп. Сергия прпп. Кирилл и Ферапонт Белоезерские вышли из Симоновской обители, где пользовались наставлениями прп. Сергия. Они основали самые значительные обители Вологодской области - Кирилло-Белоезерский и Ферапонтов монастыри.

Одним из учеников прп. Кирилла Белоезерского был прп. Александр Ошевенский - основатель Ошевенской обители на территории ныне Каргопольского района Архангельской области. Александро-Ошевенский монастырь имел громадное значение для местного края и воспитал другие шесть обителей. Из него вышел прп. Пахомий Кенский, воспитавший прп. Антония Сийского; прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие свои давно уже не существующие обители. Ошевенская обитель находилась в тесной духовной связи с обителью прп. Дамиана (в схиме Диодора Юрьегорского).

Прп. Антоний Сийский стал основателем одной из самых замечательных северных обителей. Антониево-
Сийский мужской монастырь расположен в 160км от Архангельска на полуострове Большого Михайловского озера, из которого берет начало река Сия. Основанный прп. Антонием в 1520 году, монастырь очень быстро начинает развиваться. Известна челобитная прп. Антония Сийского 1540 года, где он описывает свою обитель: «60 монахов, «опричь детей», церкви во имя Троицы, Благовещенья и Сергия Радонежского».

Таким образом, мы видим, что прп. Антоний, духовный правнук учеников прп. Сергия Радонежского, прямо соотносил себя с опытом прп. Сергия, старался устроить свой общежительный монастырь по образцу общежительной Троицкой обители преподобного, и каждодневно обращался к нему с молитвами. Как и обитель прп. Сергия вблизи Москвы, Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь стал впоследствии духовно-просветительским центром на Русском Севере.

Соловецкий монастырь

Воспитанником прп. Кирилла Белоезерского был и прп. Савватий Соловецкий чудотворец. Совместно с прпп. Зосимой и Германом, он стал основателем общежительного монастыря на далеком северном Соловецком острове. Заветы преподобного Сергия, переданные им прп. Кириллом, и здесь усердно исполнялись иноками. Соловецкий монастырь отличался особенно строгим подвижничеством, что было обусловлено суровыми условиями пустынного острова. В каноне преподобному Савватию на утрене поется:

«Избегая шума многомятежного мира, мудрый Савватие, ты поселился на пустынном острове, и в ладье
телесной, при кротком дыхании всеоживляющего Духа, легко переплыл пучину житейскую, в которой мы теперь подвергаемся бурям и напастям; молись о душах наших». Соловецкий монастырь воспитал многих иноков и святителей, прославленных Церковью: свт. Филипп Московский, Вассиан и Иона Пертоминские, Елеазар Анзерский, Иринарх, Иоанн, Василий, Онуфрий другие Соловецкие преподобные.

Основание новых монастырей на Русском Севере также было связано с подвижниками Соловецкой обители. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские - ученики святого митрополита Филиппа, когда тот был игуменом на Соловках. В 1561 году они за послушание игумену отправились за известью на твердую землю, и на обратном пути в устье Двины буря разбила их суда, а тела подвижников были выброшены на берег Унской губы, где были обретены нетленными их мощи. Над мощами была построена часовня, затем стали приходить подвижники и образовалась Пертоминская обитель в 120 верстах от Архангельска.

Схожа история основания Яренского монастыря, находившегося в 143 верстах к северо-западу от Архангельска. Прпп. Иоанн и Лонгин Яренские также были учениками святителя Филиппа в Соловецком монастыре, и в том же 1561 году они потонули в буре, возвращаясь с материка. Тела их были обретены нетленными на Карельском берегу и положены в часовне у приходской церкви села Яренги. Слава чудес от святых мощей привлекла к ним иноков, которые основали Яренский общежительный мужской монастырь.


Заключение

Однажды преподобному Сергию было видение множества птиц - будущих иноков его Свято-Троицкой обители и связанных с нею других монастырей: «Сергие! Молишися о своих чадехь, и Господь моление твое приятъ; смотри опасно и виждь множьство инокь, въ имя святыя и Живоначалныя Троица съшедшихся въ твою паству. Святый възревъ, и видит множьство птиць зело красныхъ, прилетевшихъ не токмо въ монастырь, но и округъ монастыря; и гласъ убо слышашеся, глаголющь: имъ же образомь виделъ если птица сиа, тако умножится стадо ученикъ твоихъ и по тебе не оскудеютъ, аще въсхотят стопамъ твоимъ последовати». Исполнение сего дивного видения мы ясно видим в дальнейшей истории нашего русского северного монашества. Ученики преподобного Сергия умножились в Свято-Троицком монастыре и многие из них в поисках совершенного монашеского безмолвия уходили на север, распространяя идеалы служения Богу через Вологодскую область и до самых северных пределов Архангельского края, они сохранили духовные заветы своего отца и наставника и прославили Святую Троицу в многочисленных созданных ими обителях.