Монтаж металлического пролетного строения краном. Монтаж железобетонных пролетных строений

Монтаж больших пролётов железобетонных пролётных строений Железобетонные сборные пролётные строения большой длины монтируются с применением различных методов. 1. Используется навесная и полунавесная сборка. 2. Продольная и поперечная надвижка. 3. Сборка на кружалах и подмостях. 4. Установка на капитальные опоры предварительно собранных на берегу конструкций с помощью перевозки их на плаву.

Монтаж больших пролётов железобетонных пролётных строений Способ сборки железобетонных пролётных строений зависит от: конструкции мостового перехода; местных условий при производстве работ; возможности применения инвентарного монтажного и технологического оборудования.

Сборка арок на инвентарных кружалах Монтаж железобетонных пролётных строений арочной системы с ездой поверху может производиться на инвентарных кружалах, которые монтируются на отдельных временных опорах, промежутки между которыми перекрываются балками двутаврового сечения. Под балками монтируются приборы, служащие для раскружаливания после окончания сборки. Арочные инвентарные кружала состоят из отдельных элементов и монтажных блоков, соединяемых шарнирами в виде болтов. Схема таких кружал трехшарнирная с расположением в замке устройств раскружаливания (гидравлических домкратов или песочниц). Укладка сборных блоков арки выполняется кранами, тип и марка которых зависит от высоты мостового перехода и веса монтируемых элементов.

Монтаж железобетонных арочных сборных пролётных строений с ездой понизу осуществляться: 1. Непосредственно в пролёте на устроенных сплошных подмостях; 2. На подходной насыпи с последующей продольной надвижкой (при наличии балки жёсткости); 3. В пролёте на промежуточных отдельных опорах со сборкой балки жёсткости. 4. После сборки на устроенных на берегу пирсах или сплошных подмостях, последующая транспортировка в мостовой пролёт на плавучих опорах.

Навесная сборка Наибольшее распространение в современном мостостроении получила навесная сборка пролётных строений железобетонных мостов. Способ навесного монтажа наиболее целесообразен для железобетонных мостов, в которых несущие главные конструкции работают на усилия с одинаковым знаком и при эксплуатации и при монтаже. При навесном монтаже сборных арок они поддерживаются вантами, закреплёнными к мачтам, установленным на опорах.

Навесная сборка Сборка производится в направлении от опор к замку, после этого проверяется очертание смонтированной арки и стыки между отдельными блоками омоноличиваются. Для поддерживания на весу устанавливаемого краном блока, стыки выполняются жёсткими, обеспечивающими восприятие возникающих от веса монтируемого блока изгибающего момента и поперечных сил.

Навесная сборка При осуществлении навесной и полунавесной сборке железобетонных пролётных строений согласно СНи. П необходимо соблюдение следующих требований:

Навесная сборка 1. Перед началом сборки должны быть выполнены тщательная выверка и закрепление анкерного блока или нескольких надопорных анкерных блоков, которые определяют положение в профиле и плане монтируемой консоли; 2. Все элементы и сборные блоки должны монтироваться в строгом соответствии с требованиями ППР; 3. Размещение на собираемых консолях любых материалов, оборудования и конструкций, не предусмотренных проектом, категорически запрещено; 4. Необходимо исключить любую возможность случайного удара монтируемых элементов об уже установленные блоки;

Навесная сборка 5. Перед началом бетонирования замыкающих блоков, необходимо выполнить надёжное соединение объединяемых блоков между собой. Должна быть исключена малейшая возможность разрушения бетона в омоноличиваемых стыках от температурных расширений и любых деформаций собранных конструкций; 6. Опирание монтируемой консоли (при неразрезной схеме) на две вспомогательные опоры разрешается в виде исключения, при обязательном осуществлении постоянного контроля на обеих опорах за значением опорных реакций, авторском надзоре и личном руководстве работами главного инженера строительства;

Навесная сборка 7. Кроме тщательного контроля за вытяжкой и усилиями в напрягаемой арматуре необходим контроль за прогибами собранной конструкции, величиной возможных смещений в опорных частях и деформациями бетона стыков; 8. После установки неразрезных пролётных строений на опорные части и приведения надопорного блока в проектное положение должна быть произведена блокировка опорных частей. Устройства для блокировки должны позволять корректировку в профиле и плане смонтированной конструкции. 9. Снятие блокирующих устройств производится в строгом соответствии с указаниями ППР; 10. В процессе монтажа конструкций с устройством клеевых стыков, допускается выполнять натяжение напрягаемой рабочей арматуры до или после процесса полного отверждения клеевого состава; 11. Обжатие клеевых швов при монтаже составных пролётных строений необходимо выполнять сразу же после равномерного нанесения клея по всему сечению.

Строительство железобетонных мостов Тип крана и способ монтажа выбирают в зависимости от массы и габарита монтируемых элементов, ширины, глубины и режима реки, условий судоходства, рельефа местности, времени года, за данных сроков строительства и от производственных возможностей строительной организации. Низовая сборка стреловыми самоходными кранами удоб на при постройке путепроводов, эстакад, малых мостов на суходо лах. Для этой цели обычно используют общестроительные краны на гусеничном или пневмоколесном ходу, а также прицепные кра ны. Грунт на участке перемещения кранов планируют и уплотняют, например, обкаткой колесами или гусеницами ненагруженного кра на.

Несущая способность грунта должна быть в зоне работы кра нов пневмоколесных не ниже 0, 5 МПа, а гусеничных - 0, 2 МПа. При недостаточной несущей способности грунта, например на заболоченных поймах и в русле реки, монтаж значительно затруд няется. Приходится устраивать рабочий мост для передвижения монтажного крана и транспортных средств с элементами сборных пролетных строений, что замедляет темпы работ.

Стреловыми кранами при монтаже с земли обычно устанавли ваютбалки до 21 м и массой не более 30- 35 т. Застропованную траверсой балку поднимают и вводят в пролет пово ротом стрелы крана, а затем грузовым полиспастом опускают на опорные части, освобождая стропы. При этом кран последовательно устанавливает балки, перемещаясь поперек оси моста. При четкой организации работ можно монтировать конструкции «с колес» без предварительной разгрузки и складиро вания.

Если грузоподъемность одного крана недостаточна, то применя ют два спаренных крана. При этом балку стропуют по ее концам, поднимают грузовыми полиспастами на наименьшем вылете стрел и затем, увеличивая их вылет в пределах допустимой грузоподъем ности кранов, вводят в пролет. При монтаже балок пролетных строений на путепроводах через железную дорогу применяют железнодорожные краны.

Верховая сборка стреловым краном целесооб разна ри установке пролетных п строений на мостах через постоян ные водотоки. Такая сборка удобна и наиболее экономична, но ограничена сравнительно небольшой грузоподъемностью стреловых кранов. Кран СКГ 63 А, например, может устанавливать впереди себя балки автодорожного моста длиной 18 м, массой 14, 3 т при допустимом вылете стрелы крана 14 м. Особенность верхового мон тажа состоит в том, что до начала установки балок возводят на сыпь.

Для обеспечения устойчивости ранее установленных балок до перемещения по ним крана и транспортных средств предвари тельно омоноличивают продольные стыки плит балок. Укладывают согласно расчету настил из деревянных лежней, обеспечивающий распределение давления на несколько балок и предохраняющий железобетонную плиту от недопустимых нагрузок. При достаточной ширине проезжей части моста балки подают непосредственно к крану на автомобилях с прицепами или трайле рах.

При надвижке балок в пролет по подмостям эстакаду устраивают узкой, а верх располагают обыч но на уровне ригелей опор. Балки пролетного строения устанавли вают на тележки и перемещают вдоль моста в пролет при помощи лебедок или других средств. Затем поперечной передвижкой их устанавливают в проектное положение. При этом балки передвига ют на других тележках или салазках по рельсам, уложенным на ригелях смежных опор или по вспомогательным подмостям вдоль опоры. Для подъема балок при перестановке их с тележек на опорные части используют гидравлические домкраты.

По условиям тех ники безопасности домкраты испытывают на двойное давление, а в процессе их работы между головкой домкрата и корпусом ци линдра укладывают страховочные металлические полукольца.

Шлюзовой кран ГП 2 ХЗО (рис. 24. 12) обеспечивает мон таж балок пролетом до 33 м при массе с учетом строповочных уст ройств не более 60 т. Состоит он из продольной фермы треугольно го сечения и трех опор. Задняя и средняя опоры крана оснащены колесными тележками для продольного перемещения по рельсово му пути. Ширина колеи подкранового пути 5, 6 м. Самоходные те лежки средней опоры оборудованы электроприводом. Передняя опора крана оборудована винтовыми устройствами, обеспечиваю щими ликвидацию возможного прогиба и перекоса консоли и плот ное опирание на подферменную лощадку. п

При узких мостах возможна подача балок на узкоколейных вагонетках по рельсовым путям с предварительной перегрузкой балок на подходах. Козловыми кранами, перемещаемыми по земле или по временным эстакадам, обычно монтируют многопролетные сборные железобетонные мосты, длинномерные и тяжелые балки сборных пролетных строений. Для этой цели используют краны, собираемые в условиях строительной площадки из элементов УИКМ (рис. 24. 10) или выпускаемые промышленностью.

Изготовление сборных железобетонных конструкций Краткие сведения о предприятиях по изготовлению сборных же езобетонных мостовых конструкций. л Типы опалубок, требования к ним. Основные технологии изготовления сборных железобетонных конструкций. Особенности изготовления железобетонных балок по по очно т агрегатной и стендовой технологии с обычной каркасно тержневой и предварительно с напрягаемой арматурой (с натяжением до и после бетонирования). Кассетный способ изготовления. Контроль за качеством изготовления железобетонных конструк ий и приемка работ. ц

Типы опалубок и области применения Опалубочная система - понятие, включающее опалубку и элементы, обеспечивающие ее жесткость и устойчивость, крепежные элементы, поддерживающие конструкции, леса. Опалубка в общем случае состоит из: опалубка - форма для монолитных конструкций; щит - формообразующий элемент опалубки, состоящий из палубы и каркаса; палуба - элемент щита, образующий его формующую рабочую поверхность;

Типы опалубок и области применения опалубочная панель - формообразующий плоский элемент опалубки, состоящий из нескольких смежных щитов, соединенных между собой с помощью соединительных узлов и элементов и предназначенный для опалубливания всей конкретной плоскости; блок опалубки - пространственный, замкнутый по периметру элемент, изготовленный целиком и состоящий из плоских и угловых панелей или щитов.

Материал опалубки Материалом опалубки служат сталь, алюминиевые сплавы, влагостойкие фанера и древесные плиты, стеклопластик, полипропилен с наполнителями повышенной плотности. Поддерживающие элементы опалубки обычно выполняют из стали и алюминиевых сплавов, что позволяет достичь их высокой оборачиваемости.

Основные типы опалубок. Опалубку классифицируют по функциональному назначению в зависимости от типа бетонируемых конструкций: для вертикальных поверхностей, в том числе стен; для горизонтальных и наклонных поверхностей, в том числе перекрытий; для одновременного бетонирования стен и перекрытий; для бетонирования комнат и отдельных квартир; для криволинейных поверхностей (используется в основном пневматическая опалубка).

Разборно переставная мелкощитовая опалубка Состоит из набора элементов небольшого размера площадью до 3 м 2 и массой до 50 кг, что позволяет устанавливать и разбирать их вручную. Из элементов опалубки можно собирать крупные панели и блоки, монтируемые и демонтируемые краном без разборки на составляющие элементы. Опалубка унифицирована, применима для самых разнообразных монолитных конструкций с постоянными, переменными и повторяющимися размерами.

Крупнощитовая опалубка Крупнощитовая опалубка состоит из крупноразмерных щитов и элементов соединения. Щиты опалубки воспринимают все технологические нагрузки без установки дополнительных несущих и поддерживающих элементов. Опалубку применяют для бетонирования протяженных стен, перекрытий и тоннелей. Крупнощитовая опалубка рекомендуется для зданий с монолитными стенами и перегородками, сборными перекрытиями.

Крупнощитовая опалубка Размер щитов равен размеру бетонируемой конструкции: для стен - ширина и высота помещения, для перекрытия - ширина и длина этого перекрытия. В случае бетонирования перекрытий большой площади, когда не представляется возможности уложить и уплотнить бетон конструкции в течение одной смены, перекрытие разбивают на карты. Размеры карты задают технологическим регламентом, на их границах устанавливают металлическую сетку толщиной 2. . . 4 мм с ячейками 10 х 10 мм для обеспечения достаточного сцепления с последующими картами.

Блочная опалубка - это объемно переставная опалубка, предназначенная для возведения одновременно трех или четырех стен по контуру ячейки здания без устройства перекрытия. Опалубку монтируют из отдельных блоков с зазорами, равными толщине возводимых стен. Для зданий с монолитными наружными и внутренними несущими стенами и сборными перекрытиями рекомендуется комбинированный вариант: для наружных поверхностей стен - крупнощитовая опалубка, а для внутренних поверхностей и стен - блочная, вертикально перемещаемая и извлекаемая опалубка.

Блок формы представляют собой пространственные замкнутые блоки: неразъемные и жесткие, выполненные на конус разъемные или раздвижные (переналаживаемые). Блок формы применяют для бетонирования замкнутых конструкций относительно небольшого объема не только для вертикальных, но и для горизонтальных поверхностей. Кроме этого они используются для объемных элементов стен, лифтовых шахт, отдельно стоящих фундаментов, колонн и т. д.

Подъемно переставная опалубка Подъемно переставная опалубка состоит (на примере опалубки для возведения конических труб) из панелей наружной и щитовой внутренней опалубки, несущих колец (наружного и внутреннего), опорной рамы, механизмов радиального перемещения наружной опалубки, рабочей площадки, наружных и внутренних лесов (подвесных).

Подъемно переставная опалубка Наружную опалубку набирают из панелей прямоугольной и трапециевидной формы, изготовленных из стального листа толщиной 2 мм, обрамленного уголками. Между собой панели соединяют болтами, пропущенными через отверстия в уголках обрамления, и металлической накладкой, установленной у верхней кромки щита. В наружной опалубке имеются также конечные панели, замыкающие опалубку. Для стягивания наружной опалубки в местах расположения конечных панелей устанавливают стяжные болты.

Подъемно переставная опалубка Внутреннюю опалубку собирают из двух ярусов стальных щитов высотой 1250 мм, шириной 550 мм и толщиной 2 мм. Снаружи к щитам приварены планки со скобками, которые служат для закладывания в них распорных стержней, обеспечивающих жесткость и геометрическую неизменяемость внутренней опалубки. У верхней кромки щита крепится горизонтальная планка с кольцами для привязывания каната при перестановке щитов. Для соединения смежных в одном ярусе щитов к горизонтальной планке крепится металлическая накладка. При установке верхнего щита на нижний крайние скобы перекрывают горизонтальную планку. Замыкают внутреннюю опалубку с помощью конечных щитов, имеющих одну планку со скобами.

Объемно переставная опалубка Объемно переставная опалубка - опалубка, состоящая из секций, которые при установке в рабочее положение образуют в поперечном сечении опалубку П образной, Г образной форм для одновременного бетонирования стен и перекрытий, а также отдельных конструкций. Область применения объемно переставной опалубки - строительство многоэтажных монолитных зданий. Объемно переставная опалубка представляет собой крупноразмерный опалубочный блок, в который входит опалубка стен и перекрытий. Опалубочный блок собирают и переставляют монтажным краном.

Объемно переставная опалубка Объемно переставная опалубка разделяется на виды по способам монтажа и демонтажа: опалубка, демонтаж которой осуществляют в горизонтальном направлении, используется в строительстве многоэтажных зданий. С помощью такой опалубки одновременно бетонируют стены и перекрытия, затем демонтируют специальными устройствами и устанавливают на следующий этаж. опалубка, демонтаж которой осуществляют в вертикальном направлении, используется при возведении строений с продольными и поперечными стенами. Такую опалубку применяют для бетонирования внутренних и наружных стен с дальнейшим демонтажем вверх.

Объемно переставная опалубка Выделяют объемно переставную опалубку двух типов конструкций: объемно переставная опалубка рамной конструкции, которая состоит из несущей рамы с навешенными перемещаемыми боковыми щитами и установленным перемещаемым горизонтальным щитом; объемно переставная опалубка безрамной конструкции состоит из секций боковых и горизонтальных щитов. Щиты оборудуют подкосами и фермами для увеличения жесткости.

Опалубка должна отвечать следующим требованиям: быть прочной, устойчивой; не изменять формы под воздействием нагрузок, возникающих в процессе производства работ; палуба (обшивка) опалубочного щита должна быть достаточно плотной, в ней не должно быть щелей, через которые может просочиться цементный раствор; обеспечивать высокое качество поверхностей, исключающее появление наплывов, раковин, искривлений и т. п. ; быть технологичной, т. е. должна устанавливаться и разбираться, не создавать затруднений при монтаже арматуры, а также при укладке и уплотнении бетонной смеси;

Опалубка должна отвечать следующим требованиям: обладать оборачиваемостью, т. е. многократно использоваться, чем выше оборачиваемость опалубки, тем ниже ее стоимость, отнесенная к единице объема готовой конструкции.

Практика отечественного массового промышленного и гражданского строительства отработана и с успехом применяет целый ряд конструктивно отличающихся опалубок, наибольшее распространение из которых для определенных областей применения получили следующие типы: разборно переставная-при возведении массивов, фундаментов, стен, перегородок, колонн, балок, плит покрытий и перекрытий, блочная - при возведении отдельно стоящих фундаментов и фрагментов крупноразмерных конструкций, подъемно переставная - при возведении конструкций большой высоты постоянной и с изменяющейся геометрией поперечного сечения, объемно переставная - при возведении стен и перекрытий зданий, скользящая - при возведении вертикальных конструкций зданий и сооружений большой высоты, горизонтально перемещаемая - при возведении линейно протяженных конструкций, несъемная - при возведении конструкций без распалубливания, с устройством гидроизоляции, облицовки, утепления и др.

Страница 4 из 6

Состав монтажных работ

В состав монтажных работ входят транспортировка конструкций с завода-изготовителя на приобъектный склад, подготовка элементов на складе, подача их под монтаж и сборка пролетных строений с установкой в пролет.

Перевозка металлоконструкций с заводов производится железнодорожным и смешанным транспортом. Требования габарита накладывают ограничения на размеры перевозимых монтажных блоков и определяют максимальные длины цельноперевозимых конструкций, которые не превышают 45 м.

Доставленные на строительную площадку элементы складируют, устраняют возникшие в процессе перевозки деформации, очищают от грязи и коррозии, наносят маркировку, облегчающую монтаж, производят укрупнительную сборку. Особое внимание уделяется очистке контактных поверхностей элементов в узловых соединениях при стыках на высокопрочных болтах. Очистку производят стальными щетками, огневым способом - пламенем ацетилено-кислородной горелки с последующим удалением продуктов сгорания металлическими щетками и пескоструйными аппаратами. Для защиты от коррозии очищенный металл в зоне стыков может покрываться консервирующим составом, не снижающим фрикционных свойств соединений, в других местах - окрашивается.

Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и других операций склады оборудуются козловыми и стреловыми (железнодорожными, пневмоколесными, гусеничными) кранами.

Монтажные соединения могут быть сварные и на высокопрочных болтах. Сварные монтажные соединения выполняют автоматическим или полуавтоматическим способом. Ручная сварка допускается лишь как исключение. Схема сварного стыка сплошностенчатой балки с выполнением швов автоматической сваркой разработана институтом электросварки им. Е. О. Патона. Первоначально сваривают горизонтальный лист нижнего пояса (3) (рис. 9.14). Затем устанавливают вставку (2) вертикальной стенки и выполняют вертикальные швы, после чего вваривают вставку (1) верхнего пояса. Горизонтальные швы выполняют сварочным автоматом, вертикальные швы - специальным автоматом, перемещающимся вертикально вдоль сварного шва с помощью зубчатой рейки. Угловые швы по верхнему и нижнему поясам балок выполняют полуавтоматической сваркой в среде углекислого газа.

Рис. 9.14 - Монтажный сварной стык главных балок со сплошной стенкой (I-V - очередность наложения сварных швов)

При соединениях на высокопрочных болтах в процессе сборки совмещают монтажные отверстия, фиксируя положение элементов пробками и заполняя ими не менее 10% отверстий. В остальные отверстия в стыке устанавливают высокопрочные болты, затягивая их до нормативного усилия, после чего пробки также заменяют болтами.

Натяжение высокопрочных болтов до проектного усилия может производиться двумя способами.

Первый способ основан на контролировании момента закручивания. Вначале болты затягивают пневматическими гайковертами до усилия, составляющего 80-90% расчетного. Дотягивание до расчетного усилия производится ручными динамометрическими ключами с индикатором момента закручивания. При втором способе величиной, контролируемой при натяжении, является угол поворота гайки, зависящий от числа тел (листов) в соединяемом пакете. Натягивают болты пневматическими гайковертами, оттарированными таким образом, чтобы в процессе закручивания гайки поворачивались на необходимый угол.

Помимо сварных и болтовых соединений, находят применение комбинированные болто-сварные стыки. Стенки при этом соединяются с помощью высокопрочных болтов, а пояса - автоматической сваркой.

Сборка пролетных строений на подмостях

При сборке на подмостях пролетные строения со сквозными главными фермами опираются на подмости в каждом узле, со сплошной стенкой - во всех монтажных стыках. Поэтому для сборки сквозных пролетных строений (рис. 9.15) устраивают сплошные подмости (1), опирающиеся на временные опоры (5), а для сборки пролетных строений со сплошной стенкой - только временные опоры под монтажными стыками.

Рис. 9.15 - Схема монтажа металлического пролетного строения со сквозными главными фермами на подмостях: 1 - подмости; 2 - смонтированная часть пролетного строения; 3 - устанавливаемый элемент; 4 - сборочный кран; 5 - временные опоры

Подмости устраивают из универсальных инвентарных конструкций мостов (УИКМ), мостовых инвентарных конструкций (МИК), другого инвентарного имущества. Деревянные подмости используют в отдельных случаях при технико-экономическом обосновании целесообразности их применения.

Элементы УИКМ собираются из равнобоких уголков с высотой полки от 75 до 120 мм. Сечение стоек, поясов, других элементов подмостей может компоноваться из одного, двух, трех или четырех уголков. В узлах элементы соединяются фасонками и накладками на болтах диаметром 22 и 27 мм. Элементы МИК выполнены из стальных труб диаметром 95, 159 и 203 мм с фланцами и проушинами на концах для соединения элементов болтами.

Для сборки пролетных строений используются козловые, стреловые и другие монтажные краны, которые могут перемещаться по подмостям или непосредственно по собираемым конструкциям.

Сборка пролетных строений может быть ярусной, секционной или комбинированной.

При ярусной сборке пролетное строение монтируется по всей длине снизу вверх. Вначале на подмостях собирают нижние пояса, нижние продольные связи, выкладывают балочную клетку при езде понизу. Это так называемая низовая сборка. Затем производится верховая сборка - монтаж элементов решетки и верхних поясов с верхними продольными связями. После сборки всего пролетного строения производится проверка правильности геометрических размеров и постановка высокопрочных болтов. Ярусная сборка обеспечивает высокую точность монтажа, но требует больше времени на монтаж, чем другие способы.

Секционная сборка предполагает попанельную сборку пролетного строения. При сборке очередной панели (секции) на подмостях выкладываются элементы нижнего пояса, нижних продольных связей и проезжей части, решетки, верхних поясов и верхних продольных связей, производится сболчивание узлов собранной панели, после чего начинается монтаж следующей панели. Достоинство секционной сборки - сокращение сроков монтажа.

Если сборка ведется комбинированным способом , то после низовой сборки начинается сборка секций с непосредственной установкой болтов.

Для удобства монтажа и регулирования конструкции при выверке положения под каждым узлом устраивают по две сборочные клетки (3) (рис. 9.16) из деревянных брусьев, между которыми под центром узла устанавливают домкраты (4), используемые при выправке пролетного строения.

Рис. 9.16 - Схема опирания узлов пролетного строения на подмости: 1 - распределительный пакет из рельсов; 2 - клинья; 3 - сборочная клетка; 4 - домкрат

После завершения всех операций по сборке производится установка пролетных строений на опорные части. Для этого применяют домкраты, размещаемые под крайними так называемыми домкратными поперечными балками. При этом под узлами пролетных строений выкладывают страховочные клетки с клиньями, с помощью которых между клетками и узлами в процессе всего опускания сохраняется зазор 2-3 мм.

По окончании монтажных работ производится окраска пролетного строения двумя слоями краски с предварительной очисткой элементов от грязи, шпаклевкой и грунтовкой.

Навесная и полунавесная сборка пролетных строений

При навесной и полунавесной сборке монтаж пролетных строений ведется от опоры в пролет и пролетное строение работает как консоль. Если пролетное строение при этом в отдельных узлах опирается на подмости или временные опоры (рис. 9.17, а), имеет место полунавесная сборка, если временных опор нет,- навесная (рис. 9.17, б).

Рис. 9.17 - Схемы полунавесного (a) и навесного (б) монтажа металлических пролетных строений: 1 - монтажный кран; 2 - анкерный пролет, собранный на насыпи подхода; 3 - временные соединительные элементы

Часто навесная сборка ведется уравновешенным способом в обе стороны от опоры. Особенно удобен этот метод для монтажа неразрезных пролетных строений. Если таким способом монтируют балочные разрезные пролетные строения, на период монтажа их объединяют в неразрезную систему постановкой дополнительных элементов. Навесной монтаж может быть и односторонним, когда сборка внавес ведется в одну сторону от опоры.

При полунавесной сборке несколько панелей пролетного строения собирают на сплошных подмостях. Длина монтируемого участка выбирается из условия обеспечения устойчивости конструкции при монтаже внавес следующих панелей до опирания на временные опоры. Количество и расстановку временных опор выбирают из условия устойчивости пролетных строений на всех стадиях монтажа. Противовесная (анкерная) часть пролетного строения (2) может быть собрана на насыпи подхода (см. рис. 9.17, б). В этом случае отпадает надобность в устройстве специальных подмостей. В качестве анкерного при этом используется конструкция последующего пролетного строения, разбираемая после окончания монтажа пролетного строения в первом пролете. Пролетное строение, закрепленное за анкерное постановкой временных элементов (3), монтируется внавес или полунавес. Аналогично ведется монтаж пролетных строений, перекрывающих следующие пролеты. Элементы под монтаж подаются по смонтированной части конструкции или в случае уравновешенной навесной сборки по воде.

При навесном и полунавесном монтаже соблюдается определенный порядок сборки пролетных строений, при котором в процессе монтажа последовательно собираются геометрически неизменяемые секции в виде треугольников.

Монтаж панелей с нисходящими раскосами (рис. 9.18, а) начинается с установки элементов I нижнего пояса и нижних продольных связей. Постановкой раскосов II образуются жесткие треугольники, что позволяет после установки продольных балок подавать элементы под монтаж непосредственно в собираемую панель. Затем устанавливаются поперечная балка, стойки III, верхние пояса IV и верхние продольные связи пролетного строения.

Рис. 9.18 - Порядок монтажа панелей металлических мостов: а - с нисходящими раскосами; б - с восходящими раскосами

Более сложен монтаж панелей с восходящими раскосами (рис. 9.18, б), так как замыкание треугольников при монтаже снизу вверх происходит только после установки элементов верхнего пояса, т. е. на завершающем этапе монтажа.

При навесной и полунавесной сборке монтажные краны, как правило, перемещаются в уровне верхнего пояса смонтированной части пролетного строения, для чего по верхним поясам устраивается рельсовый подкрановый путь. В качестве монтажных наибольшее распространение получили жестконогие деррик-краны, грузоподъемность которых не зависит от вылета стрелы. Недостаток кранов - возможность монтажа только перед собой или сбоку.

Для удобства работ по устройству стыков и соединений узлы пролетного строения обстраивают подмостями.

Установка пролетных строений кранами

Сроки строительства существенно сокращаются при применении цельноперевозимых или крупноблочных конструкций и установке их кранами.

Цельноперевозимые пролетные строения устанавливаются непосредственно на постоянные опоры. Для монтажа сборных конструкций под монтажными стыками сооружают временные опоры из инвентарных металлоконструкций. В состав монтажных работ при установке пролетных строений кранами входит строповка и подъем монтажных блоков, перемещение в пролет, установка на временные или капитальные опоры и устройство мостового полотна.

Монтаж пролетных строений может производиться стреловыми, козловыми, консольными кранами, а также крановыми агрегатами. После установки блоков производится выверка положения конструкции в плане и профиле и устройство, стыков.

Консольными кранами на железнодорожном ходу можно устанавливать пролетные строения как со сплошной стенкой, так и со сквозными фермами. При пролетах до 44 м установка пролетных строений производится целиком, при больших пролетах - отдельными блоками, масса которых определяется грузоподъемностью крана. Пролетные строения собирают на насыпи подхода. Перемещение крана с монтируемым блоком в пролет производится по смонтированной части моста или по подмостям.

При достаточной глубине воды, а также при установке блоков большой массы применяют плавучие краны промышленного изготовления или собранные из мостовых инвентарных конструкций.

Мостовое полотно железнодорожных мостов с ездой на поперечинах устраивают путем раскладки мостовых брусьев, прикрепления их к балкам, установки рельсов или контррельсов. При железобетонной плите производится раскладка блоков плит или бетонирование монолитной плиты. Затем устраивается гидроизоляция и мостовое полотно. Работы по монтажу плиты ведутся с помощью стреловых кранов.

Надвижка пролетных строений

При строительстве металлических мостов встречается продольная и поперечная надвижка пролетных строений.

Продольную надвижку применяют для установки пролетных строений, собранных на насыпи по оси моста. При надвижке небольших пролетных строений к низу конструкции прикрепляют салазки из швеллеров, стальных листов или уголков. Перемещают надвигаемую конструкцию по рельсам. Для надвижки пролетных строений со сплошной стенкой (рис. 9.19) применяют надвижку по роликам, объединенным в каретки (4) и установленным на насыпи, временных и капитальных опорах. На насыпи подходов вместо кареток могут использоваться тележки (2). К нижним поясам балок прикрепляют верхний накаточный путь в виде деревянных поперечин и рельсов, повернутых головкой вниз. Для предотвращения поперечных смещений пролетных строений в процессе надвижки ролики снабжаются ребордами. Так как пролетные строения в процессе надвижки испытывают деформации, каретки устраивают таким образом, чтобы положение роликов соответствовало очертанию верхнего накаточного пути. Для этого ролики в каретке объединяют по балансирной схеме. При использовании цилиндрических (безребордных) роликов возможна надвижка без устройства верхнего накаточного пути непосредственно по нижним поясам балок (см. узел I на рис. 9.19).

Рис. 9.19 - Схема надвижки металлических пролетных строений со сплошной стенкой: 1 - монтажный кран; 2 - тележка для перемещения пролетного строения на насыпи; 3 - тупик для улавливания тележек; 4 - каретки; 5 - аванбек; 6 - временная накладка

Перспективной является надвижка с использованием прокладок из антифрикционных материалов.

Надвижку пролетных строений со сквозными главными фермами (рис. 9.20) осуществляют по цилиндрическим каткам (4) с устройством, помимо верхнего (2), также и нижнего (1) накаточного пути, причем для обеспечения узловой передачи нагрузки от собственного веса пролетного строения при надвижке верхний путь выполняют только под нижними узлами. При достаточной прочности балочной клетки накаточные пути могут быть устроены не под поясами главных ферм, а под продольными балками. В этом случае верхний накаточный путь устраивают непрерывным.

Рис. 9.20 - Схема надвижки пролетных строений со сквозными главными фермами: а - первая стадия; б - вторая стадия; в - накаточные пути; 1 - нижний накаточный путь; 2 - верхний накаточный путь; 3 - плавучая опора; 4 - катки; 5 - нижний пояс фермы

При продольной перекатке пролетных строений уменьшение монтажных усилий в надвигаемой конструкции и обеспечение устойчивости в продольном направлении достигаются применением аванбека, устройством временных промежуточных опор, объединением разрезных пролетных -строений в неразрезные и установкой на задней части пролетного строения противовеса.

Надвижка пролетных строений может производиться с помощью плавучей опоры. В этом случае обычным образом осуществляется продольная перекатка пролетного строения, собранного на насыпи, в первый пролет до тех пор, пока величина образующейся консоли не будет достаточна для подведения плавучей опоры и установки в дальнейшем пролетного строение на капитальную опору. Подведя плавучую опору под образовавшуюся консоль и выкачивая из плавсистемы водный балласт, на опору передают нагрузку от веса пролетного строения. После этого задний конец пролетного строения шарнирно опирают на каретку, перекатывающуюся по нижнему накаточному пути, а верхний накаточный путь разбирают. Это обеспечивает постоянную величину опорных давлений на каретку и плавучую опору независимо от стадии дальнейшей надвижки и уровня конца пролетного строения, опирающегося на плавучую опору.

Надвижку пролетных строений производят с помощью полиспастов с ручными или электрическими лебедками. Для удержания пролетного строения от перемещений под действием ветра или уклона накаточного пути, а также для облегчения точной наводки, помимо тяговых полиспастов, используют также тормозные полиспасты. Лебедки устанавливают на насыпи или на надвигаемом пролетном строении. Неподвижные блоки полиспастов прикрепляют к якорям (анкерам) или к капитальным опорам, подвижные - к надвигаемому пролетному строению.

При надвижке на небольшое расстояние или при конвейерно-тыловой сборке с поэтапной надвижкой могут использоваться гидравлические домкраты.

Сборка пролетных строений может осуществляться на подмостях параллельно оси моста. В этом случае для установки пролетных строений в проектное положение применяют поперечную надвижку . Для этого под опорными узлами пролетного строения сооружают пирсы из инвентарных металлеконструкции, по которым укладывается нижний накаточный путь. Верхние накаточные пути закрепляют на поперечных балках. После перемещения на постоянные опоры пролетное строение поддомкрачивают и устанавливают на опорные части.

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств позволяет организовать сборку в стороне от створа моста и при многопролетных мостах может дать существенное сокращение сроков строительства.

Пролетные строения собирают на сплошных подмостях с низовой стороны от строящегося моста. Для выкатки пролетных строений в русло и установки на плавучие опоры устраивают пирсы, по которым собранную конструкцию перемещают поперечной (чаще) или продольной передвижкой.

Особенности перевозки по воде металлических пролетных строений на плавучих опорах и установки в проектное положение аналогичны соответствующим операциям при сооружении железобетонных мостов (смотрите предыдущую лекцию).

Формат pdf

Порядок производства работ:

Общий порядок монтажа пролетного строения осуществляется следующим образом

Доставка элементов пролетного строения осуществляется к месту работ с площадок временного складирования автотранспортом.

Укрупнительная сборка производится в междупутье 12-15 с использованием ж.д. крана КДЭ-251. Кран работает с пути №15, при снятом напряжении в контактной сети и ее отводо в сторону 16-го пути.

Кран работает на аутригерах при вылетах: 4.5-9м. Максимальный вес груза (плоской фермы) составляет 6т. Укрупнительный монтаж осуществляется в следующей последовательности:

Устраиваются опорные клетки под нижние пояса ферм и под поперечные балки в нижних поясах ферм.

Устанавливаются на клетки поперечные балки.

Подается на клетки плоская ферма (дальняя от крана) и не снимая стропов собираются монтажные болтовые стыки с поперечными балками. С наружной стороны ферма фиксируется подкосами со струбцинами.

Снимаются стропа, (путь № 12 при этом так-же закрывается).

Дополнительно, поперечные балки пригружаются с противоположных от плоскости фермы концах грузом (например блоками ФБС) в качестве препятствия от опрокидывания.

Подается вторая плоская ферма и устраиваются монтажные болтовые соединения.

Монтаж в проектное положение укрупненной части пролетного строения осуществляется автомобильным краном "ііеЬЬегг" ІТМ-1350.

Кран работает на этой стоянке со стрелой 1.=40.2м, на аутригерах с базой: 8930x8530, с противовесами, общей массой-140т, на вылете стрелы -22/25м. Грузоподъемность крана при этом составляет 41/35т, вес поднимаемого блока составляет -30т.

Монтаж в проектное положение производится в "окно", с закрытием движения поездов по 11 и 12 ж.д. путям, со снятием напряжения в контактной сети, продолжительностью 7 часов.

Пути №№ 15 и 16 закрываются со снятием напряжения в контактной сети за 3-5 дней до "окна" по монтажу пролета для возможности установки в междупутье 15-16 временной опоры и открываются через 3-5 дней после "окна" (после ее разборки).

Потребность в необходимых машинах и механизмах

 Автомобильный кран «Liebherr» LTM-1500 (г/п-500т) …………. 1шт

 Автомобильный кран «Liebherr» LTM-1350 (г/п-350т) …………. 1ш

 Автомобильный кран «Liebherr» LTM-1200 (г/п-200т) …………. 1шт

 Автомобильный кран «Liebherr» LTM-1090 (г/п-90т) ………..…. 1шт

 Ж. д. кран «Сокол-80.1» в составе хоз. поезда ……………...........1шт

 Передвижная платформа в составе хоз. поезда №3.…….……… 1шт

 Ж.д. кран КДЭ-251 ………………………………..……………………………….. 1 шт

 Дрезина АДМ ЭЧК…………………………………………………………………….1шт

 Передвижная электростанция мощностью 40кВт ………..………..1шт

Приступая к монтажу нового моста, инженер сталкивается с рядом факторов, влияющих на выбор способа строительства; к ним относятся: условия местности, сроки монтажа, время года, характер пересекаемого водотока, необходимость пропуска поездов по существующим мостам и тип сооружения.
Поэтому редко оказывается возможным выбрать метод сборки по аналогии с имеющимися примерами. В каждом отдельном случае необходимо исследовать характерные черты данного строительства, чтобы правильно запроектировать производство работ для данного сооружения.
Лишь сравнительно небольшое количество мостов строится на новых линиях или в новых местах. Поэтому при постройке или замене мостов на существующих дорогах в ряде случаев задача строителя усложняется необходимостью удаления эксплуатируемых пролетных строений при создании наименьших помех движению поездов. Часто инженер должен одновременно с решением технических задач внимательно изучить условия движения поездов, увязав с ними проект производства работ.
Существующие методы монтажа пролетных строений можно разбить на два основных класса: с подмостями и без подмостей.
Малые пролетные строения простой конструкции, как правило, устанавливаются без подмостей, особенно в тех случаях, когда можно прервать движение поездов на время работ; подмости иногда применяют для сборки малых пролетных строений из отдельных блоков.
Пролетные строения большей длины, пересекающие глубокие и быстрые реки, обычно монтируют навесным способом.
Подмости. Выбор системы подмостей зависит от местных условий и может существенно повлиять на стоимость строительства.
В зависимости от своего назначения подмости могут сильно различаться по конструкции. Сюда относятся шпальные клетки, ряжи, рамные опоры, а также крупные временные сооружения, например строительные и монтажные эстакады, временные сооружения для пропуска поездов, сооружения на обходах.
Временные мосты, сооружаемые для пропуска железнодорожного движения во время строительства, по своей конструкции близки к обычным эстакадам и допускают многократное использование (до 3 раз) после разборки и переустройства. Они одинаково пригодны как при строительстве новых мостов, так и при переустройстве существующих.
При постройке путепроводов часто применяют монтажные подмости в дополнение к временному мосту. На этих подмостях, представляющих собой рамы, расположенные рядом с действующим путем, новое пролетное строение собирают на салазках или роликах, а затем боковой надвижкой устанавливают на место. При этом методе оборудование на железнодорожном ходу не используется для монтажа, и работы ведутся независимо от движения поездов.
В тех случаях, когда устройство временного моста по тем или иным причинам нежелательно, иногда пользуются аналогичным методом. Рядом с действующим путем сооружают с одной стороны монтажные подмости для сборки нового пролетного строения, а с противоположной стороны - подмости для приемки старого пролетного строения. После поперечной перекатки старого пролетного строения в освобожденный таким образом пролет перекатывают новое пролетное строение. При этом методе упрощаются подмости, однако возникают неудобства для движения поездов, так как весь монтаж ведется при помощи оборудования на железнодорожном ходу с действующего пути.
Подмости, устанавливаемые на водотоках, могут подвергаться ударам при ледоходе и от плывущих предметов, а также внезапным изменениям уровня воды. Это может представлять опасность для монтажа и для проходящих поездов. Порядок монтажа должен сводить эту опасность до минимума.
Все подмости необходимо правильно собрать и снабдить надежными связями: во время службы их следует поддерживать в хорошем состоянии.

Подферменные площадки.

До установки металлического пролетного строения на место необходимо подготовить соответствующие подферменные площадки. При постройке новых мостов это выполняют во время сооружения опор, верхние части которых точно оформляют в плане и по высоте. Анкерные болты ставят точно на предназначенные места в процессе кладки опоры или в затвердевшем бетоне для них просверливают гнезда и болты заливают раствором.
Обычно для обеспечения правильного опирания пролетных строений непосредственно перед их установкой на подферменных площадках делают подливку слоя быстротвердеющего раствора. Для этого часто применяют патентованные безусадочные составы из цемента, песка, металлического заполнителя и других примесей.
В некоторых случаях между кладкой и опорными плитами пролетных строений помещают прокладки из нескольких слоев прорезиненной парусины, обработанной под высоким давлением при высокой температуре. Назначением этих прокладок является равномерное распределение давления и поглощение вибраций, которые могли бы привести к механическому износу в местах соприкасания плиты с кладкой.

Оборудование для монтажа.

Для монтажа пролетных строений употребляют разнообразное оборудование и инструменты, важнейшими из которых являются краны, домкраты, компрессоры и приспособления для клепки, сварки и сболчивания.

Подъемное оборудование.

При монтаже пролетных строений обычно употребляют механическое подъемное оборудование, хотя иногда для подъема легких грузов пользуются ручными лебедками. Лебедки с механическим приводом служат для подъема тяжелых элементов пролетных строений, железобетонных плит, рельсов, балок и др., а также для перемещения и забивки свай.
Лебедки можно применять самостоятельно или как часть кранового оборудования. Для работ по монтажу пролетных строений и других строительных работ, связанных с необходимостью подъема больших тяжестей, применяют подъемное оборудование того же типа, что лебедки на кранах, экскаваторах и копрах. Благодаря усовершенствованиям, внесенным в конструкцию и методы изготовления лебедок, а особенно в систему управления ими, эти механизмы вполне надежны в работе и могут применяться во всех операциях, в том числе проводимых с железнодорожного пути.

Краны.

Перемещение и монтаж тяжелых конструктивных элементов совершается с помощью кранов (локомотивных, дерриков, портальных). Наиболее универсальным из применяемых при монтаже железнодорожных пролетных строений является локомотивный монтажный кран, способный перемещаться вдоль пути, поднимать и поворачивать груз. Применяют также аварийные краны и краны, смонтированные на гусеничном или автомобильном ходу. Последние наиболее пригодны для монтажа путепроводов над улицами. Существуют краны, оснащенные дизелями, бензиновыми моторами, паровыми машинами. Подробнее они рассмотрены в статье « ».
Вагон-деррик представляет собой обычную железнодорожную платформу, на которой смонтирован деррик-кран. Прежде такие краны были очень распространены, но, начиная с 1925 г., их стали вытеснять локомотивные краны. Тем не менее, многие монтажные организации используют в своей работе некоторое количество вагонов-дерриков. Дело в том, что благодаря расположению пяты стрелы крана не в центре, а у конца платформы вагон-деррик при расположении стрелы вдоль оси пути может поднять груз, который на 50-60% больше груза, поднимаемого локомотивным краном равной грузоподъемности.
С другой стороны, при боковом положении стрелы грузоподъемность локомотивного крана больше, чем вагона- деррика. Оба типа кранов снабжены аутригерами. Преимуществом локомотивных кранов является их самоходность. Вагоны-деррики отличаются простотой конструкции. Для подъема легких элементов пользуются, кроме ручных лебедок, также приводными с воздушным мотором.
На рис. 1 показана установка главной балки деррик- краном.

Рис. 1. Установка главной балки весом 77,4 т, длиной 30,5 м с помощью комбинированного деррик-крана, установленного на вагоне


Рис. 2. Мост поднят на высоту 1,68 м при помощи 91 -т домкратов, приводимых в действие пневматическими моторами.
Во избежание помех движению поездов подъемка произведена в 5 этапов
Жестконогие деррики и портальные краны успешно применяют для монтажа тяжелых пролетных строений больших пролетов почти всех типов. Их отличительной чертой является малый относительный вес, приходящийся на единицу грузоподъемности.
Можно осуществлять большое количество вариантов этих кранов, приспосабливая их для специальных целей, например для монтажа пилонов висячих мостов и длинных раскрывающихся пролетных строений, собираемых в раскрытом состоянии.
Жестконогие деррики часто конструируют так, что по мере монтажа их высоту можно увеличивать.
Компрессоры. Компрессоры представляют собой важную часть монтажного оборудования. Выбор надлежащего типа и эксплуатация компрессора требуют серьезного внимания.
Иногда для приведения в действие компрессора используют краны, которые всегда имеются на монтаже.
Наиболее экономичны по затрате средств и времени передвижные компрессоры, смонтированные вместе с двигателем (бензиновым или дизелем) и воздухосборником и готовые для немедленного применения.
Обычно требованиям монтажа удовлетворяет компрессор с подачей воздуха 4,5 м31мин.
Компрессор такой производительности, имеющий воздухосборник на раме, способен обеспечить сжатым воздухом работу 2-3 бригад клепальщиков. При установке на линии дополнительного воздухосборника тот же компрессор обеспечивает работу 4-5 бригад.

Домкраты.

Домкрат представляет собой переносный подъемный механизм, широко применяемый на железнодорожных работах, в том числе и для монтажа пролетных строений. Наиболее распространены домкраты рычажные, гидравлические и пневматические. В гидравлических домкратах подъем осуществляется поршнем, подверженным гидравлическому давлению. В рычажных домкратах небольшой мощности для подъема служит зубчатая рейка, перемещаемая с помощью собачки на рычаге.
В мощных рычажных домкратах стержень снабжен нарезкой и поворачивается в обойме под действием двух конических шестерен. Стержень оканчивается снаружи трещоткой для включения подъемного рычага.
Механизм пневматических домкратов (рис. 2) подобен механизму мощных рычажных домкратов, с той лишь разницей, что перемещения осуществляются не вручную, а воздушным мотором. Существуют домкраты подъемной силой от 4,5 до 91 т и больше.
Для строительства и ремонта мостов весьма пригодны винтовые домкраты грузоподъемностью 45 т, обладающие сравнительно небольшим весом и малой высотой, хотя у них высота подъема всего 11,5 см. Как быстроходные домкраты, так и домкраты с нормальной скоростью подъема обладают высокой мощностью, устойчивы и просты по конструкции. Вес быстроходных домкратов несколько больше, чем домкратов с нормальной скоростью. Эти домкраты имеют высоту 56-69 см и снабжены шарикоподшипниками; высота подъема 25-40 см. Они наиболее приспособлены для работ по опусканию тяжелых пролетных строений.
Подъемка тяжелых пролетных строений домкратами связана с трудностями и опасностью. Под домкратами необходимо устроить достаточно надежное основание, принять меры против возможности смещений или повреждений поднимаемого груза и по обеспечению техники безопасности.

Оборудование для клепки.

При постройке стальных мостов важнейшее значение имеет качество выполнения работ по клепке. Необходимо стремиться к тому, чтобы наибольшая часть заклепок была поставлена на заводе. Заклепки для монтажной клепки обычно поставляются заводом вместе со всеми элементами пролетного строения.
Для разогревания заклепок обычно применяют малые переносные ручные горны. Как правило, они рассчитаны на уголь, хотя широко применяется и жидкое топливо.
Конечная цель клепки, заключающаяся в образовании головки и осаживании стержня заклепки до заполнения им отверстия, достигается ударами молотка, когда металл находится в разогретом состоянии. Для этого применяют пневматические инструменты, которые позволяют получить значительную экономию в стоимости по сравнению с ручной клепкой за счет снижения расходов на рабочую силу, увеличить темпы работ и повысить их качество.
При клепке применяют поддержки различной конструкции. При пневматической клепке существенную роль играет пневматическая поддержка, создающая давление со стороны закладной головки заклепки и удерживающая ее в надлежащем положении во время оформления новой головки.
Для клепки в неудобных местах, которые неизбежны при строительстве любого моста, изобретен специальный инструмент.
При монтаже стальных пролетных строений необходимы также такие вспомогательные инструменты, как развертки, гаечные ключи, крюки для транспортировки крупных элементов. Мелкие инструменты и приспособления отличаются простотой и низкой стоимостью. Однако необходимо позаботиться, чтобы они были удобны для работы.
Важной частью оборудования для монтажа мостов и других такелажных работ являются также тали и полиспасты. На работах по возведению и ремонту мостов применяют с успехом пневматические инструменты для сверления и рассверливания отверстий, нарезки резьбы, шлифовки, завертывания гаек, бурения отверстий в кладке для анкерных болтов, транспортировки легких элементов и др. Полезны также электрифицированные инструменты и приспособления. Применение их возрастает с увеличением количества передвижных электростанций.

Высокопрочные болты.

Исследованиями установлено, что заклепки, поставленные в горячем или холодном состоянии, не заполняют плотно отверстия и что передача усилий в заклепочных соединениях часто происходит за счет трения.
Эти обстоятельства послужили причиной повышения интереса к высокопрочным болтам как методу соединения. В строительстве применение болтовых соединений более выгодно, чем заклепочных, особенно для сооружений, осуществляемых в отдаленных местностях, где не всегда имеется необходимое оборудование для клепки. При монтаже также выгоднее сразу ставить высокопрочные болты, чем обычные монтажные, заменяемые в дальнейшем заклепками.
Результаты испытаний, проведенных Техническим отделом AAR (Ассоциация американских железных дорог), показывают, что стыки на высокопрочных болтах превышают по прочности обычные клепаные стыки на 10%, а стыки на холодных заклепках - на 15%.
Если разрушения заклепочных соединений могут наблюдаться по сечению нетто (ослабленному отверстиями), то при соединениях на болтах разрушению подвергается сечение брутто элемента. Это обстоятельство свидетельствует о том, что стягивающее влияние болтов превосходит эффект концентрации напряжений у краев отверстий.


Рис. 2. Завертывание болтов на монтаже механическими гайковертами

Полевые испытания показывают, что после шести лет службы высокопрочные болты плотно стоят в стыках конструкции, тогда как заклепки в аналогичных соединениях ослабли.
Внедрению болтовых соединений способствует применение тарированных пневматических ключей динамического действия, создающих заданный крутящий момент и снабженных автоматическим краном для выключения. Эти ключи рассмотрены в главе II первого раздела «Механизированный и ручной инструмент».
На рис. 2 показана постановка болтов механическим гайковертом. Опыты показали, что при отсутствии таких ключей потребная величина натяжения будет создана, если гайку болта повернуть на один полный оборот после завертывания ее вручную до плотного прикасания (при стянутых монтажных болтах).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2

УСТАНОВКА СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ С ЕЗДОЙ ПОВЕРХУ
НА БАЛЛАСТЕ ДЛИНОЙ 23,6 м
КОНСОЛЬНЫМ КРАНОМ ГЭПК-130-17,5


Для разработки проектов производства работ и организации труда на объектах строительства институт «Оргтрансстрой» разработал технологические карты на «Монтаж сталежелезобетонных железнодорожных пролетных строений длиной 23,6 м с ездой поверху на балласте».

Замечания и предложения по улучшению данных карт просьба направлять в институт «Оргтрансстрой» по адресу: г. Москва, 119034, 2-ой Зачатьевский пер., дом 2, корпус 7.

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ИНСТИТУТА

«ОРГТРАНССТРОЙ» (Б.А. СКЛЯДНЕВ)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2

УСТАНОВКА СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ С ЕЗДОЙ ПОВЕРХУ НА БАЛЛАСТЕ ДЛИНОЙ 23,6 м КОНСОЛЬНЫМ КРАНОМ ГЭПК-130-17,5

I. Область применения

Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на сооружении мостов.

Технологической картой предусмотрена установка на опоры на прямых участках пути металлических пролетных строений с железобетонной плитой, включенной в совместную работу с главными балками. Пролетные строения (основные данные см. табл. 1) приняты по типовому проекту Гипротрансмоста инв. № 739/11. Металлическая часть пролетных строений (см. технологическую карту № I, рис. 2) состоит из двух балок со сплошной стенкой, объединенных между собой продольными и поперечными связями.

Железобетонная плита запроектирована сборной. Объединение плит с главными балками осуществляется путем соединения высокопрочными болтами металлических закладных частей плит с верхними поясами главных балок.

Укрупнительная сборка пролетного строения должна производиться на монтажной площадке в соответствии с технологией, предусмотренной в технологической карте «Устройство сборной железобетонной проезжей части на сталежелезобетонных железнодорожных пролетных строениях длиной 23,6 м с ездой поверху на балласте» на монтажной площадке, расположенной на подходе к строящемуся мосту или на ближайшем раздельном пункте.

Установка пролетных строений предусмотрена консольным краном ГЭПК-130-17,5 (рис. 7), техническая характеристика которого дана в табл. 2.


расчетный, м.......................................................................................... 28

рабочий, м.............................................................................................. 29

Подконсольный габарит, м:

наименьший (I рабочее положение).................................................... 2,70

наибольший (IV рабочее положение).................................................. 5,03


Максимальная грузоподъемность крана, т.............................................. 130 (140)

Расстояние от полиспаста до оси автосцепки, м.................................... 13,9; 20,9

Вынос полиспаста в сторону от главного пути, м.................................. 5,3

Полная масса кранового поезда, т............................................................ 699

Масса противовеса, т:

откатной................................................................................................. 63

подвесной............................................................................................... 43

Длина кранового поезда, м....................................................................... 118,4

Коэффициент устойчивости поперечной................................................ 2,37

продольной собственной........................................................................... 2,75

Опорные части под пролетные строения (характеристика опорных частей представлена в табл. 3) приняты по типовому проекту Гипротрансмоста инв. № 583 (тип II).

Таблица 3

Характеристика опорных частей

Технологическая карта разработана применительно к трехпролетному мосту с пролетами по 23,6 м.

При привязке карты к местным условиям строительства уточняются объемы работ с соответствующей корректировкой затрат труда и материально-технических ресурсов.

II. Указания по технологии производственного процесса

До начала основных работ по монтажу сталежелезобетонных пролетных строений должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

На подходе к строящемуся мосту должна быть устроена монтажная площадка (рис. 8);

Рис. 7. Схема крана ГЭПК-130-17,5 в рабочем положении:

1 - базовое строение крана; 2 - консоль; 3 - опорные платформы; 4 - откатной противовес; 5 - подвесной противовес; 6 - задние подконсольные платформы; 7 - строповочная балка; 8 - поперечная строповочная балка; 9 - пролетное строение

Рис. 8. Схема монтажной площадки:

1 - временный тупик; 2 - консольный кран ГЭПК-130-175; 3 - локомотив; 4 - пролетные строения; 5 - подконсольные платформы; 6 - полувагоны со щебнем; 7 - мотовоз; 8 - материалы верхнего строения пути; 9 - устой моста

На монтажной площадке уложен временный тупик для установки двух подконсольных платформ после приведения консольного крана в рабочее положение, а также для размещения полувагонов со щебнем для балластировки пути на мосту;

Пролетные строения, подвезенные и выгруженные на эстакаде вдоль главного пути, должны быть собраны, установлены плиты проезжей части, тротуарные плиты, перильные ограждения;

На опорах установлены типовые постоянные смотровые приспособления (рис. 9), которые используются в качестве подмостей при установке пролетных строений (или произведена обстройка опор подвесными подмостями);

С раздельного пункта к месту работ подан мотовоз для выкатки двух подконсольных платформ из-под передней консоли крана (рис. 10) и кран доставлен в транспортном положении.

Балластировку и укладку железнодорожного пути на установленных пролетных строениях производит бригада монтеров пути, привлекаемая на время монтажа. Работа этой бригады в технологическую карту не включена.

Работы по установке пролетных строений выполняют в следующей последовательности:

Устанавливают в проектное положение опорные части;

Приводят кран в рабочее положение;

Стропят пролетное строение;

Транспортируют и устанавливают пролетное строение на опорные части в проектное положение;

Проверяют установку пролетного строения на опорные части, расстроповывают его, поднимают строповочную балку, возвращают кран за следующим пролетным строением.

Рис. 9. Смотровые приспособления на опорах:

1 - опора моста; 2 - железобетонные балки; 3 - железобетонные плиты настила; 4 - стойки перил; 5 - поручни; 6 - перильное заполнение

Рис. 10. Схема организации работ по доставке балласта на мост:

а - схема расположения мотовоза и консольного крана ГЭПК-130-17,5 до начала работ; б - схема выкатки подконсольных платформ из-под передней консоли крана; в - схема подачи полувагонов со щебнем во временный тупик; г - схема подачи полувагонов со щебнем на мост; 1 - железнодорожный путь; 2 - временный тупик; 3 - мотовоз; 4 - консольный кран ГЭПК-130-17,5; 5 - локомотив; 6 - пролетные строения; 7 - подконсольные платформы; 8 - полувагоны со щебнем

Опорные части устанавливают в проектное положение на выверенные по уровню и линейке подферменные площадки.

Трущиеся поверхности опорных частей перед установкой тщательно очищают и натирают графитом. Установка опорных частей производится в соответствии с требованиями проекта.

Приведение крана в рабочее положение выполняет бригада крана совместно с бригадой монтажников конструкции на прямом горизонтальном участке пути с хорошо подбитым под шпалы балластом.

При приведении крана в рабочее положение выполняются следующие основные работы: подключение электрокабелей от вагона-электростанции к крану; отсоединение упоров откатного противовеса; приведение домкратов в рабочее положение; подъем и надвижка консолей к базовому строению крана; соединение консолей с базовым строением болтами и стыковыми накладками; подъем строповочных балок с выборкой слабины тросов грузовых лебедок, подъем базового строения крана; приведение домкратов в транспортное положение, выкатка подконсольных платформ от консоли крана во временный тупик, при этом вначале платформы подаются краном к стрелке тупика и вкатывают в тупик, а затем подают кран назад, и платформы мотовозом отводят в тупик (см. рис. 10).

Обслуживание механизмов крана, управление пультом, обслуживание электростанции крана производит бригада крана. Руководит работами начальник крана.

Работа по строповке выполняется поэтапно:

Опускают заднюю строповочную балку, стропят к ней неподвижный противовес и поднимают его;

Поворачивают консоль крана в сторону пролетного строения, опускают переднюю строповочную балку и стропят пролетное строение при помощи строповочного приспособления;

Передвигают в заднее положение подвижной противовес, поднимают пролетное строение и поворачивают консоль крана по направлению оси главного пути;

Передвигают и окончательно устанавливают подвижной противовес.

Строповкой груза и работой лебедок крана руководит начальник крана. Он же ведет наблюдение за установкой пролетного строения.

Строповка пролетного строения производится при помощи строповочного приспособления, тяги которого пропускают в отверстия железобетонной плиты проезжей части, предусмотренные проектом производства работ.

Поскольку расстояния между водопропускными трубками, через которые пропускают тяги, больше расстояния между тягами основной траверсы, необходимо в конструкции строповочного приспособления предусмотреть поперечную строповочную балку (подвешиваемую к основной, строповочной балке), тяги которой расположены на расстоянии 3,3 м.

Во всех случаях после подъема пролетного строения на высоту 5 см дальнейшая подъемка прекращается с целью проведения проверки правильности и надежности строповки и положения груза, Подготовкой пролетного строения к подъемке (без строповки), точной установкой пролетного строения и закреплением руководит главный инженер или назначенный руководством прораб.

Подъем пролетного строения может быть продолжен только при положительных результатах проверки.

Подъем пролетного строения производится на высоту, обеспечивающую зазор не менее 1,5 см между низом подвешенного груза и уровнем головки рельса при прохождении крана по вогнутым участкам профиля пути.

Передвижение консольного крана в рабочем положении на участке пути, расположенном на свежеотсыпанной насыпи, разрешается только после уплотнения ее обкаткой локомотивом и гружеными вагонами с нагрузкой на ось не менее 20 тс, а на участках пути в пределах свежеотсыпанных конусов - после укладки между шпалами полушпал с тщательной их подбивкой.

Порядок перемещения крана по смонтированным пролетным строениям устанавливается проектом производства работ.

Скорость следования крана с грузом к месту установки по прямым участкам и по кривым радиусом 300 м и более допускается не более 5 км/ч, по кривым радиусом менее 300 м - 3 км/ч.

Для обеспечения точной установки крана предварительно должны быть приняты следующие меры:

На обеих нитках рельсов в конце пути устанавливается по одному тормозному башмаку (задние тормозные башмаки);

На обеих нитках рельсов наносятся пометки краской в местах установки второй пары башмаков (передние тормозные башмаки);

Для предварительной ориентировки машиниста о месте точной установки крана на правой бровке пути (по ходу движения крана) устанавливается красный диск. Машинист должен быть ознакомлен с взаимным расположением диска и локомотива в момент наезда крана на передние тормозные башмаки.

Подача крана к месту установки пролетного строения производится локомотивом с минимальной скоростью. Последнюю часть пути кран проходит своим ходом без помощи локомотива.

Точность остановки крана должна быть в пределах 10 см. При вынужденной остановке крана на расстоянии менее 2 м от задних тормозных башмаков, запрещается после остановки продвигать кран дальше. В этом случае кран должен быть отведен назад на расстояние 3 - 5 м.

Машинист должен обеспечить немедленное торможение крана (локомотива) в момент наезда крана на башмаки.

При подаче крана под уклон величиной более 0,008 кран должен быть остановлен на расстоянии не менее 5 м от задних тормозных башмаков и окончательно установлен.

После окончательной выверки установленного пролетного строения производят его расстроповку и консольный кран возвращается на строительную площадку.

Деформационный шов между пролетными строениями перекрывается стальным листом (рис. 11). Балластировку и устройство пути на пролетном строении производит бригада монтеров пути.

Рис. 11. Перекрытие деформационных швов при сопряжении пролетных строений:

а - сечение по плите проезжей части; б - сечение по плите тротуара; 1 - стальной лист; 2 - штырь

В период установки пролетного строения в первом пролете полувагоны со щебнем для балластировки пути на нем подают в тупик. Для подачи щебня на мост консольный кран (после установки пролетного строения в пролет) отгоняют на стрелку тупика, а полувагоны со щебнем мотовозом подают на мост. Во время установки пролетного строения во втором пролете порожние полувагоны возвращаются на станцию, а в тупик подают полувагоны со щебнем для балластировки пути во втором и третьем пролетах производятся аналогичные маневры.

После установки всех пролетных строений консольный кран приводится из рабочего в транспортное положение.

При монтаже сталежелезобетонных пролетных строений консольным краном ГЭПК-130-17,5 следует руководствоваться следующими документами:

1. СНиП III-43-75. Мосты и трубы. Правила производства и приемки работ».

2. СНиП III-А.11-70. «Техника безопасности в строительстве»

3. «Правила техники безопасности и производственной санитарии при сооружении мостов и труб», М., Оргтрансстрой, 1969.

4. «Инструкция по технике безопасности при работе на консольных кранах» и соответствующие разделы «Инструкции по эксплуатации крана», Л., Ленгипротрансмост, 1971.

5. «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», М., «Транспорт», 1974.

6. «Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ», М., «Транспорт», 1966.

7. «Инструкция по сигнализации на железных дорогах Союза ССР», М., «Транспорт», 1971.

Указания по технике безопасности

До отправления крана к месту работы необходимо проверить техническое состояние крана и его подвижного состава, включая автотормоза и сцепные приборы.

Перемещение крана с техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения, не допускается.

Подвешивать к крану пролетное строение до освидетельствования крана после приведения его в рабочее положение запрещается.

При въезде крана с грузом на смонтированное пролетное строение присутствие людей на пролетном строении и вблизи крана не допускается, передвижение крана должно осуществляться малыми подачами по 3 - 5 м по команде начальника крана.

На расстоянии не менее 1 м от конца рельсового пути устанавливаются специальные металлические упоры, имеющиеся в комплекте крана.

Во время работы консольного крана на мосту должно проводиться тщательное наблюдение за состоянием пролетных строений, нельзя допускать перекос, раскачивание и т.п.

При монтаже конструкции консольным краном запрещается применять расчалки, закрепленные за устанавливаемую конструкцию и идущие на лебедки вне крана.

При опускании пролетного строения нахождение людей на нем или под ним запрещается, допуск рабочих на опорные площадки для точной установки пролетного строения разрешается только при условии положения его в плане, близком к проектному, без перекосов и при зазоре между устанавливаемой балкой и опорными площадками не более 10 см.

Запрещается работа крана при ветре свыше 6 баллов (12 м/сек), а также во время сильного дождя, грозы, метели, гололеда, пыльной бури.

Во всех случаях работы крана, когда груз находится в поднятом положении, оператор не должен отходить от пульта управления.

III. Указания по организации труда

Работы по установке пролетных строений консольным краном желательно проводить в светлое время суток (в темное время суток место работ должно быть освещено). Работы ведет бригада монтажников конструкций в составе 6 чел: 6 разр. - 1; 5 разр. - 1; 4 разр. - 2; 3 разр. - 2.

Состав подобран из условия выполнения всех операций по монтажу пролетных строений одной бригадой.

После установки пролетного строения на нем укладывают путь монтеры пути.

Управляет консольным краном и обслуживает его бригада крана в составе 5 чел.: машинист крана (оператор) 6 разр. - 1, машинист электростанции 6 разр. - 1; электромонтер 5 разр. - 1; слесарь 5 разр. - 1; такелажник 6 разр. - 1. Руководит этой бригадой начальник крана.

Общее руководство работами с консольным краном возлагается на начальника (главного инженера) мостостроительной организации.

Перемещением крана в процессе работ, а также строповкой пролетного строения и работой лебедок крана руководит начальник крана. Он же ведет наблюдение за подъемом и опусканием пролетного строения.

Установку опорных частей в проектное положение производит под руководством прораба бригада монтажников конструкций в полном составе (по 2 чел. на каждую опорную часть). При этом монтажник 6 разр. работает с монтажником 3 разр., монтажник 5 разр. с монтажником 3 разр., 2 монтажника 4 разр. работают вместе.

Очистку опорных частей производят металлическими щетками, а рихтовку ломиками. Контроль за выверкой опорных частей по осям и отметкам производит геодезист. Бригада монтажников работает последовательно на всех опорах в течение 1 смены. В следующую смену монтажник 6 разр. с монтажником 3 разр. производят контрольную проверку правильности установки опорных частей, заделывают цементным раствором шов между плитой опорной части и подферменной площадкой, ограждая подсыпку из цемента от выдувания и устанавливают на опорные части фартуки.

Остальные члены бригады в составе 4 чел. (5 разр. - 1; 4 разр. - 2; 3 разр. - 1) совместно с бригадой крана приводят консольный кран из транспортного в рабочее положение.

Все работы по приведению консольного крана из транспортного в рабочее положение и затем из рабочего в транспортное выполняются под руководством начальника крана.

Подключение кабелей от вагона-электростанции к крану и платформам производят электромонтер 5 разр. из бригады крана и два монтажника конструкций 5 и 3 разр.

Отсоединение упоров откатного противовеса с разболчиванием креплений выполняет слесарь 5 разр. из бригады крана и 2 монтажника конструкций 4 и 3 разр.

Работы, выполняемые параллельно на обеих консолях крана (приведение домкратов в рабочее положение, подъем консолей электродомкратами и надвижка их к базовому строению реечными домкратами, соединение консолей с базовым строением крана стыковыми накладками и болтами, подъем строповочных балок с выборкой слабины тросов грузовых лебедок, подъем базового строения крана) производятся с одной стороны слесарем 5 разр. из бригады крана с монтажниками 5 и 3 разр. и с другой стороны - такелажником 6 разр. из бригады крана с двумя монтажниками 4 разр.

Машинист крана (оператор) осуществляет с пульта управления все операции, связанные с работой лебедок.

Мелкие работы, выполняемые в процессе приведения крана в рабочее положение, выполняются по указанию начальника крана отдельными рабочими.

Установку пролетных строений производит бригада монтажников конструкций в полном составе, которая разбивается на два звена по 3 чел.: одно звено включает монтажников 6 разр. - 1.; 4 разр. - 1, 3 разр. - 1, а другое - монтажников 5 разр. - 1, 4 разр. - 1, 3 разр. - 1.

Звенья работают параллельно по концам пролетного строения. Строповка пролетного строения производится одновременно с обеих сторон. При транспортировке пролетного строения к месту установки звенья располагаются вдоль кранового поезда по обеим сторонам и сопровождают его к мосту. После точной остановки крана и опускания пролетного строения на высоту, при которой зазор между низом пролетного строения и верхом опорных частей составит не более 10 см, звенья распределяются по опорам и осуществляют точную установку и выверку положении пролетного строения. По окончанию установки пролетного строения монтажники конструкций до конца 3 и 6 смен переходят на другую работу.

Работы по перекрытию деформационных швов производят шесть монтажников конструкций (6 разр. - 1, 5 разр. - 1, 4 разр. - 2, 3 разр. - 2), которые подносят и устанавливают лист перекрытия по плите проезжей части.

Посла установки третьего пролетного строения бригада устанавливает листы на два деформационных шва.

Приведение консольного крана в транспортное положение производит бригада крана, в помощь которой придаются монтажники конструкций.

Опускание крана из рабочего положения в транспортное производится домкратами поочередно с каждого конца базового строения.

На одном конце базового строения работают слесарь 5 разр. из бригады крана и по одному монтажнику 5; 4 и 3 разр.; на другом конце - такелажник 6 разр. из бригады крана и по одному монтажнику 6; 4 и 3 разр.

Такое распределение остается и на других работах по демонтажу (закрепление строповочных балок на платформах, отсоединение консолей от базового строения и закрепление консолей на платформах), которые выполняются параллельно на обоих концах крана.

Машинист крана (оператор) находится на пульте управления и осуществляет все операции, связанные с работой лебедок.

Все работы по отсоединению и уборке кабелей энергоснабжения и закреплению оборудования крана для транспортировки выполняет вся бригада крана и четыре монтажника конструкций по указанию начальника крана.


IV. График производства работ по установке на опорах трех пролетных строений длиной 23,6 м консольным краном ГЭПК-130-17,5

Условные обозначения: ____ - работа бригады монтажников; _ _ _ _ - работа бригады крана

Примечания. Цифрами над линиями указано число рабочих, под линиями - продолжительность работы в часах.


V. Калькуляция затрат труда на установку трех пролетных строений длиной 23,6 м

Шифр норм

Наименование работ

Состав звена

Единица измерения

Объем работ

На единицу

На полный объем работ

норма времени, чел-ч

расценка, руб.-коп.

затраты труда, чел-ч

стоимость затрат, руб.-коп.

Приведение крана ГЭПК-130 в рабочее положение

Монтажники конструкций:

Бригада крана

§ 5-4-15 № 1, 2 а и б

Установка опорных частей

Монтажники конструкций:

Одна опорная часть

подвижные

неподвижные

Установка балок (пролетных строений) краном ГЭПК-130 на опоры

Монтажники конструкций:

Одна балка (одно пролетное строение)

Бригада крана

Местные нормы Мостоотряда № 10 Мостотреста

Перекрытие деформационных швов

Монтажники конструкций:

Приведение крана ГЭПК-130 в транспортное положение

Монтажники конструкций:

Бригада крана

Итого: для монтажников конструкций

для бригады крана

работа крана

Итого (чел-дн, маш-смен)

VI. Основные технико-экономические показатели

Наименование показателей

Единица измерения

По калькуляции А

По графику Б

На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции

Затраты труда монтажников конструкций

То же на 1 пог. м моста

Средний разряд рабочих

Среднедневная заработная плата одного рабочего

Затраты времени консольного крана

VII. Материально-технические ресурсы

А. Основные материалы, полуфабрикаты, детали и конструкции

Б. Машины, оборудование, инструмент, инвентарь

Наименование

Марка, ГОСТ

Количество

Кран консольный

ГЭПК-130-17,5

Строповочные приспособления инвентарные

Ключи гаечные

Щетки металлические

Рулетки длиной 10 и 20 м

Метры стальные

Теодолит

VIII. Карта операционного контроля качества работ

Установка сталежелезобетонного пролетного строения длиной 23,6 м в пролет консольным краном ГЭПК-130-17,5

Примечание. Толщина цементного раствора под опорной плитой должна быть в пределах 10 - 25 мм.

Схема промежуточной опоры

СНиП III-43-75

Основные операции, подлежащие контролю

Подготовка мест установки пролетных строений

Установка пролетных строений

Состав контроля

Положение подферменных площадок, установка опорных частей

Положение пролетного строения при установке его на опорные части

Метод и средства контроля

Инструментальный, нивелир, теодолит, стальная рулетка

Визуальный, инструментальный, теодолит, стальная рулетка

Режим и объем контроля

Постоянный, каждая опорная часть

Каждое пролетное строение

Лицо, контролирующее операцию

Прораб, геодезист

Главный инженер МСП, геодезист

Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля

Главный инженер МСП

Привлекаемые для контроля службы

Геодезическая служба

Геодезическая служба

Где регистрируются результаты контроля

Журнал работ, форма 1.1

Журнал монтажных работ, форма 6.1. Акт геодезической проверки, форма 2.4. Акт приемки смонтированных пролетных строений, форма 5.38