Налоговое регулирование. Налоговые регуляторы и их влияние на деятельность субъектов экономики Налоговое регулирование в рф

Налоговое регулирование активно используется государством в решении задач социально-экономического развития общества и выступает составной частью налоговой политики, которая в свою очередь подчинена задачам экономической государственной политики. В XX-XXI вв. сформировалась практика налогового регулирования, которая дала значимые результаты в области государственной поддержки инновационного развития экономики, формирования благоприятного инвестиционного климата, развития малого предпринимательства, решения социальных задач и др. Вопросы повышения эффективности налогового регулирования актуальны и для Российской Федерации.

Налоговое регулирование относится к косвенным методам государственного воздействия на социально-экономическое развитие общества. В основе налогового регулирования, как и других косвенных методов государственного влияния, лежит воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов. Экономическая природа налогов создает основу для использования их в качестве стимула предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование непосредственно связано с экономической природой налогов. Обязательность уплаты налогов, которая предопределена их законодательным характером, а также индивидуальная безвозмездность налогов - это лишь форма проявления экономической сути. Налоги - это не просто вид финансового платежа, посредством которого осуществляется законодательное изъятие части дохода хозяйствующего субъекта. За уплатой налогов скрываются экономические отношения, а именно отношения перераспределения ВВП. Налоги - это отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками (хозяйствующими субъектами) по поводу перераспределения ВВП с целью формирования доходной части бюджета. Внутренний валовой продукт создается хозяйствующими субъектами, а государство в силу закона изымает определенную его часть для формирования государственных финансовых ресурсов. Результаты такого рода изъятия неоднозначны как для налогоплательщиков, так и для государства.

При поверхностном взгляде создается впечатление, что налоговые отношения порождают лишь противоречие интересов государства и налогоплательщиков. Налогоплательщик стремится к сохранению созданного им дохода, который он может по собственному усмотрению использовать как на потребление, так и на сбережение, инвестирование. При этом бизнес сам определяет пропорции распределения дохода на потребление и инвестирование. Налогоплательщик рассматривает налоги как узаконенное изъятие своего дохода, определенное нарушение своих прав собственности. Кроме того, для налогоплательщика налоги выступают законодательно установленным расходом, который, в отличие от других видов обязательных платежей, непосредственно не вытекает из самого воспроизводственного процесса. В такой ситуации у налогоплательщика рождается естественный интерес снижения таких "неестественных" с его точки зрения расходов. Налогоплательщиками разработан целый арсенал инструментов реализации своего экономического интереса по снижению объемов налоговых платежей, которые носят как легитимный (налоговое планирование, налоговая оптимизация), так и нелегитимный характер (уклонение от налогов, уход от налогов, обход и минимизация налогов).

Экономический интерес другого участника налоговых отношений (государства) заключается, казалось бы, в постоянном увеличении налогов для формирования все больших объемов государственных доходов. Однако более пристальный взгляд на налоговые отношения позволяет увидеть иной расклад интересов участников налоговых отношений. С одной стороны, государство далеко не всегда может получить желаемый финансовый эффект от увеличения налогов. При неумелом наращивании налоговой нагрузки на экономику государство будет нести ощутимые как финансовые, так и экономические потери. С другой стороны, и налогоплательщик как хозяйствующий субъект может получить экономический выигрыш от увеличения налогов.

Первое утверждение вряд ли вызывает возражение. Со второй половины XX в. широко известна даже среди неспециалистов кривая Лаффера, которая демонстрирует зависимость между ростом налоговой нагрузки и объемами доходной части бюджета. Результаты научных исследований этого американского ученого позволяют говорить о том, что чрезмерная налоговая нагрузка ведет к снижению темпов экономического роста, к усилению кризисных явлений в экономике. В определенной ситуации необоснованная налоговая нагрузка может вызвать рецессию производства.

Научно-историческая справка

Важным направлением американской неолиберальной школы стала разработанная в 1980-х гг. А. Лаффером, М. Фелдстайном, М. Бернсом, Р. Риганом теория экономики предложения. Ее основоположники, как и все экономисты неолиберального толка, выступают против активной роли государства в регулировании экономики. Государственное регулирование, по их мнению, выглядит неизбежным злом, которое снижает предпринимательскую инициативу и эффективность самого предпринимательства. Основные рецепты данной теории сводятся к следующему.

  • 1. Всемерное снижение уровня налоговой нагрузки для стимулирования экономического роста. Американский экономист А. Лаффер на основе эмпирических исследований показал зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. Им был сделан вывод о том, что уровень налогов достиг критического значения, при котором они стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 1970-х - начала 1980-х гг. во многом были осуществлены на основе концептуальных выводов А. Лаффера. Ставки налогов были резко снижены в надежде на то, что возросшие деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. В результате проведенных реформ не было зафиксировано весомого роста доли личных сбережений или предложения труда. Однако федеральные налоговые доходы сократились, а вследствие этого федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., в 1983 г. характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд долл.
  • 2. Приватизация большей части государственных предприятий, что позволит не только получить дополнительные средства в бюджет от продажи этих предприятий, но и повысит поступления налоговых платежей от них в результате роста эффективности деятельности приватизированных предприятий. Сокращение государственного сектора должно привести к росту конкуренции, а значит, и к повышению качества продукции, к росту конкурентоспособности национальной экономики.
  • 3. Следует снижать бюджетные расходы и бюджетный дефицит, в первую очередь, за счет сокращения финансирования социальных программ.

Недоумение может вызвать положение о возможном экономическом выигрыше налогоплательщика при росте налогов. Однако парадоксальность данного положения мнимая. Мобилизованные государством посредством налогов доходы бюджета используются для финансирования производства разнообразных публичных благ. Практически все публичные блага в той или иной мере удовлетворяют потребности бизнеса, способствуют его устойчивому развитию. Национальная оборона, правопорядок, судебная система обеспечивают сохранность бизнеса. Государственное финансирование образования, здравоохранения, культуры позволяет бизнесу получить доступ к трудовым ресурсами необходимого уровня качества. Создание за счет бюджетных средств современной инфраструктуры, развитие фундаментальной науки во многом обеспечивают жизнеспособность современного бизнеса и потенциал его дальнейшего развития. Перечень примеров может быть продолжен самим читателем. Следует обратить внимание на то, что именно концентрация финансовых ресурсов в бюджете государства с их последующим распределением обеспечивает синергетический эффект необходимых для развития бизнеса потребностей, таких как безопасность, инфраструктура, наличие фактора труда и его качество, научные разработки и пр.

У государства есть выбор инструментов социально-экономической политики. Наряду с применением налоговых льгот и освобождений (косвенным субсидированием) могут осуществляться программы расходования бюджетных средств (прямое субсидирование). Так, поддержка организаций, осуществляющих инновационную деятельность, может одновременно осуществляться через выделение субсидий и предоставление определенных налоговых льгот (например, освобождение от уплаты НДС, применение повышающих коэффициентов при начислении амортизации и пр.).

В то же время (и часто как раз в связи с тем, что в рамках программ расходования бюджетных средств возможно точечное определение объекта и соответственно адресное предоставление средств) прямое субсидирование характеризуется неполным покрытием и большей избирательностью, чем стимулирование через налоговую систему. Государственное регулирование имеет более прямой и быстрый эффект, чем регулирование через налоговые льготы, потому что прямо и непосредственно воздействует на соответствующий объект; в обычной практике может реализовываться исполнительной властью без одобрения законодательной и, таким образом, является наиболее оперативным способом реагирования. В табл. 2.1.1 дано сравнение положительных и отрицательных черт косвенного регулирования экономики посредством налоговых льгот.

Таблица 2.1.1. Позитивные и негативные последствия налогового регулирования

Косвенное регулирование (через налоговые льготы)

Плюсы

Минусы

Способ уменьшения роли государства в экономике

Суммы, выпадающие из сферы бюджетного контроля, контролируются менее жестко, чем прямые расходы. Однако ставится под удар основная функция налоговой системы по сбору доходов, распределению бюджетных средств, оказанию общественных услуг

Налоговые льготы по общему правилу не могут иметь индивидуальный характер

Снижение бюджетных расходов

Часто бюджетный эффект от предоставления той или иной налоговой льготы оценивается только на стадии ее введения, впоследствии же величина соответствующих потерь доходов бюджета не отслеживается, а эффективность достижения цели, для которой льгота предоставлялась, не анализируется (не тщательно анализируется)

Оптимизация встречных финансовых потоков

Наиболее эффективно при условии стабильности и долговременности используемых схем и механизмов (о чем сложно судить в условиях частых изменений в налоговом законодательстве)

Налоговое регулирование выступает неотъемлемой частью налоговой политики государства. В соответствии с определением В. Г. Панскова налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения ресурсов . При проведении налоговой политики государство преследует определенные цели, которые отражают функции налогов. Фискальные цели налоговой политики состоят в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций. Экономические и социальные цели налоговой политики государства отражают регулирующую функцию налогов и достигаются посредством налогового регулирования. Посредством налогового регулирования обеспечиваются экономический рост и конкурентоспособность национальной экономики, а также осуществляются регулирования доходов населения, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Цели налоговой политики, в том числе налогового регулирования, не являются абстрактным понятием. Они всегда конкретны для каждой страны и для каждого периода развития, так как формируются под воздействием ряда факторов: уровня развития экономики в целом, уровня развития налоговой системы, экономической и социальной ситуации в стране, расстановки политических сил в обществе. Поставленные цели реализуются через совокупность задач, которые также соответствуют конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране. Задачами налоговой политики могут быть:

  • проведение налоговой реформы;
  • снижение бюджетного дефицита;
  • обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;
  • формирование благоприятного налогового климата в стране;
  • развитие налогового администрирования. Посредством налогового регулирования решаются такие задачи, как поддержание темпов экономического роста; решение задач социальной политики; сглаживание дифференциации доходов различных групп населения; стимулирование развития отдельных регионов; стимулирование развития отдельных сфер экономики (инновационная деятельность, энергоэффективное производство, малый бизнес и др.).

Практическая реализация налогового регулирования осуществляется государством посредством конкретных налоговых инструментов. К инструментам налогового регулирования относятся: состав налогов, взимаемых в стране, величина налоговых ставок, налоговые льготы.

Зарубежная практика предоставления налоговых льгот показывает, что к настоящему времени устоялся набор конкретных видов налоговых льгот, используемых в целях стимулирования социально-экономического развития. Направления налогового стимулирования и соответствующий им инструментарий также стандартен. Вместе с тем в зависимости от приоритетов в экономическом развитии и конкретных задач государственной политики формы налоговых льгот могут отличаться от страны к стране, делая их применение более эффективным.

  • Анисимов С. А. История налогообложения / С. А. Анисимов, М. А. Данилькевич, Н. И. Малис. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2012. С. 194-196.
  • Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. пособие для бакалавриата. М.: Юрайт, 2011 . С. 81.

Транскрипт

1 УДК [ :336.22](477) Мыскина О.О., заместитель декана факультета экономики и налогообложения по воспитательной работе Национального университета государственной налоговой службы Украины, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения (Украина, г. Ирпень) НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В статье раскрыта сущность налогового регулирования, исследованы научные принципы реализации регулирующего потенциала налоговой системы и осуществлена систематизация инструментов налогового влияния на инвестиционную деятельность. Ключевые слова: налоговое регулирование, инвестиционная деятельность, налоговые льготы, государственное регулирование. Понятие налоговое регулирование в науке и на практике начало использоваться с момента обоснования учеными важности регулирующей функции налогов. В труде Эволюция конституционно-правового компромисса общества и государства Р.О. Гаврилюк обращает внимание, что с конца XVIII века в конституциях стран (проанализировано 49 действующих конституций Европы и 35 действующих конституций государств Америки) в части положений о налогах происходит изменение целей налогообложения «от потребностей обеспечения публичных интересов к потребностям обеспечения государственного управления» . Результаты основательных исследований функций налогов, которые осуществили В.Л. Андрущенко , Ю.Б. Иванов , В.М. Мельник , П.В. Мельник , Ф.О. Ярошенко и другие, свидетельствуют о том, что история развития налогообложения осуществляется путем роста роли регулирующей функции налогов. По этому поводу Ю.Б. Иванов в статье «Функ- 127

2 ции налогов и налоговое регулирование» отмечает, что «наличие у налогов как экономической категории регулировочной функции определяет возможность активного и целеустремленного ее использования для достижения разных целей в процессе государственного регулирования экономических и социальных процессов» . Целью исследования является раскрыть сущность налогового регулирования, исследовать научные принципы реализации регулирующего потенциала налоговой системы и осуществить систематизацию инструментов налогового влияния на инвестиционную деятельность. Изложение основного материала. Термин «налоговое регулирование» широко стал использоваться учеными в научных трудах, которые опубликованы в течение последнего десятилетия. И несмотря на то, что единой общепризнанной его трактовки не сформулировано (табл. 1), подавляющее большинство ученых под налоговым регулированием понимают управляющее воздействие с помощью налоговых методов и инструментов на социально-экономические процессы. Наиболее комплексно исследовал налоговое регулирование Ю.Б. Иванов, который отметил, что оно является процессом (в отличие от регулирующей функции налогов), который предусматривает сознательное использование налогов, невозможное без реализации конкретных действий со стороны субъектов управления, и направленное на конкретные результаты . ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Таблица 1 Дефиниции понятия «налоговое регулирование» Определение понятия «налоговое регулирование» Автор и источник Налоговое регулирование с помощью присущих ему методов и рычагов Т.И. Ефименко позволяет достичь более эффективного использования мате- риальных и финансовых ресурсов, интенсифицировать инвестиционную и предпринимательскую активность, согласовать интересы разных субъектов хозяйствования, слоев населения, центральных и региональных уровней государственного управления Налоговое регулирование это сознательное, активное и целенаправленное Ю.Б. Иванов воздействие государства на участников экономических отношений с помощью средств и инструментов налоговой политики с целью достижения желаемых социально-экономических результатов Налоговое регулирование это целенаправленное воздействие государства на участников экономических отношений путем использования средств и инструментов налоговой политики Налоговое регулирование это комплекс действий государственных органов, направленных на изменение параметров налоговой системы и налогового механизма с целью достижения определенных социальных и экономических задач Налоговое регулирование экономики основной элемент налогового механизма, который положен в основу долгосрочных стратегических целей государства, направленных на обеспечение экономической стабильности и стимулирования экономического роста Налоговое регулирование инвестиционной активности это осуществление государством посредством механизмов налогообложения определенных мер, направленных на регулирование объемов, качества и направлений инвестирования субъектов хозяйствования всех форм собственности, достижение равновесия между спросом и предложением на инвестиционном рынке Ю.Б. Иванов, А.И. Крысоватый, А.Я. Кизыма, В.В. Карпова Р.П. Жарко И. Фокина В. Грушко, Л. Кошембар 128

3 Полностью соглашаясь с мнением одного из ведущих ученых Украины по вопросам налогообложения и экстраполируя результаты его исследований в сферу инвестирования, отметим, что под понятием «налоговое регулирование инвестиционной деятельности» целесообразно понимать процесс реализации сознательного управленческого воздействия субъектов государственного регулирования на инвестиционную деятельность с помощью налоговых методов и инструментов. Прежде всего отметим, что налоговое регулирование необходимо рассматривать как часть (элемент системы) государственного регулирования. По этому поводу Ю.Б. Иванов, А.И. Крысоватый, А.Я. Кизима и В.В. Карпова пишут, что, несмотря «на высокую эффективность, считать налоговое регулирование единственным и решающим рычагом влияния на экономические процессы было бы неправильным, поскольку лишь изменением условий налогообложения без других рычагов государственной экономической политики невозможно решить все проблемы в сфере экономики» . Продолжая мысль ученых, подытожим, что налоговое регулирование в целом и в частности должно опираться на общую концепцию государственного регулирования экономики. Для определения основных характеристик налогового регулирования как элемента «системы высшего уровня» отразим схематично модель государственного регулирования (рис. 1). СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (Президент; Верховный совет; Кабинет Министров; Министерства и др.). УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ Концептуальные положения Цели Задания Модель Формы Механизмы Методы Инструменты ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Рис. 1 Модель государственного регулирования 129

4 ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Из рисунка 1 видно, что субъекты государственного регулирования осуществляют управляющее воздействие на объект регулирования. Особое внимание в данной модели стоит обратить на процесс реализации управленческого воздействия. Для того, чтобы он был эффективным и результативным, необходимо обеспечить его целеустремленность и сбалансированность (в первую очередь в части гармоничного сочетания всех его элементов, а именно: концептуальных положений, целей, задач, модели, форм, механизмов, методов и инструментов). Исследуя модель государственного регулирования в контексте налогового регулирования, целесообразно отметить, что идентификация налогового регулирования осуществляется на уровне методов и инструментов, все же остальные элементы относятся к государственному регулированию в целом и с целью усовершенствования налогового регулирования требуют четкого понимания и формализации. Учитывая необходимость раскрыть сущность каждого из элементов системы управленческого воздействия как фундаментального базиса для дальнейшего исследования, осуществим это в контексте как объекта государственного регулирования. Прежде всего отметим, что концептуальные положения государственного регулирования в Украине нашли свое отражение в Постановлении Кабинета Министров Украины «О концепции регулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации экономики» от 1 июня 1995 года 384, которая «определяет принципы регулирования с учетом реальной экономической ситуации, перспективы привлечения инвестиций и их использование» . При этом целесообразно отметить, что одним из механизмов реализации данной концепции является «проведение налоговой политики, направленной на стимулирование субъектов хозяйствования» . Целью государственного регулирования в соответствии с Законом Украины «Об инвестиционной деятельности» является реализация «экономической, научно-технической и социальной политики исходя из целей и показателей экономического и социального развития Украины, государственных и региональных программ развития экономики, государственного и местных бюджетов, в частности предусмотренных у них объемов финансирования» . К основным задачам государственного регулирования относятся: создание условий для наращивания внутренних инвестиционных ресурсов, создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование притока иностранных инвестиций. В Украине государственное регулирование экономики в целом и инвестиционной деятельности в частности осуществляется на основе неоклассической модели, которая базируется на теориях монетаризма и экономики предложения. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Украины «Об» к формам государственного регулирования относятся: управление государственными инвестициями; регулирование условий, контроль за ее осуществлением всеми инвесторами и другими участниками инвестиционной деятельности . К механизмам государственного регулирования относятся политический, экономический, социальный, организационный, правовой, финансовый, кадровый, информационный и другие. Методы государственного регулирования подразделяются на прямые (государственные заказы и контракты, нормативные требования к качеству и сертификации, правовые и административные ограничения и запреты и т.п.) и косвенные (налогообложение, регулирование цен, процентные ставки за кредит и т.п.). Инструменты государственного регулирования делятся на три основные группы: правовые 130

5 (законодательные и другие нормативноправовые акты), административные (указы Президента Украины, постановления и распоряжения органов исполнительной власти) и экономические (налоговое регулирование налоговые ставки, база налогообложения, налоговые льготы), государственная политика в области оплаты труда (минимальная зарплата), ценовая политика (цены, границы цен, тарифы), монетарная политика (учетная ставка в процентах, купля-продажа ценных бумаг, норма обязательных резервов), кредитование (кредит, кредитные льготы), макроэкономическое планирование). В современном мировом пространстве в зависимости от роли государственного регулирования можно выделить три основные концепции экономического развития «планово-административная», «либеральная» и «стратегия ускоренного развития». Определим место налогового регулирования в каждой из них. Планово-административная модель экономического развития предусматривает полное доминирование государственного регулирования над рыночными механизмами. В такой системе потребность в налоговом регулировании сводится к минимуму, так как вопрос перераспределения прибыли между государством и субъектами хозяйствования является неактуальным (почти вся собственность является государственной). Либеральная концепция экономического развития предусматривает первенство рыночных механизмов над государственным регулированием. Вмешательство государства в экономику такой модели максимально ограничено. Налоговое регулирование осуществляется по принципу стимулирования путем минимизации налоговой нагрузки, уровень которого вместе с тем должен обеспечивать реализацию государством своих функций. Стратегия ускоренного развития предполагает значительный уровень влияния субъектов регулирования (государственного в целом и налогового частности) на экономику. Основой такого влияния является определение наиболее перспективных с позиции потенциала развития отраслей экономики и, с помощью целевых налоговых льгот, активизация инвестиционной деятельности в них и стимулирования ускоренной реализации потенциала развития. Как видим, каждая из приведенных концепций экономического развития имеет свои особенности и различия. Однако все они используют государственное регулирование экономики и налоговое регулирование как одну из его составляющих. Идентифицируя налоговое регулирование в системе государственного регулирования, отметим, что налоговое регулирование относится к экономическим косвенным методам и реализуется посредством четко определенных инструментов, к которым ученые относят: размер налоговых ставок, сроки внесения платежей, налоговые освобождения, налоговые скидки (вычитания), налоговые кредиты, снижение ставки налога, упрощенные режимы налогообложения и налоговую амортизацию (Л.Л. Тарангул ); общий уровень налогообложения (нагрузки), структуру действующей в стране системы налогообложения, применения альтернативных систем налогообложения, специальные налоговые режимы (по территориальному признаку), специальные отраслевые (секторальные) режимы налогообложения, объект и предмет налогообложения, определение налогоплательщиков, принципы установления и размеры ставки налога, определение базы налогообложения, расчет налоговых обязательств и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговые льготы (Ю.Б. Иванов ); налоговую нагрузку, налоговые ставки, налоговые льготы, специальные режимы налогообложения, альтернативные источники налогообложения, рассрочки и отсрочки налоговых платежей (Т.В. Паентко, И.А. Безуглая ); налоги, количественный и видовой состав налогов, налоговые режимы, состав 131

6 ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ плательщиков налогов, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов и подачи налоговой отчетности, налоговые санкции (И.А. Майбуров ); определение базы и объекта налогообложения, методику расчета объекта налогообложения и тарифов, ставки налогообложения, льготы в налогообложении (П.В. Мельник, Л.Л. Тарангул, З.С. Варналий ). Соглашаясь в целом с предложенными учеными инструментами налогового регулирования, считаем, что целесообразно рассмотреть их более структурированно, а именно в контексте общих принципов установления налогов и сборов, которые приведены в статье 7 Налогового кодекса Украины (данная статья состоит из четырех пунктов, первые два из которых характеризуют ее содержательную часть, а остальные два организационную). Так, пункт 7.1 статьи 7 Налогового кодекса Украины отмечает, что «при установлении налога обязательно определяются такие элементы: плательщики налога, объект налогообложения, база налогообложения, ставка налога, порядок исчисления налога, налоговый период, срок и порядок уплаты налога, срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога» . Пунктом 7.2 статьи 7 Налогового кодекса Украины, в свою очередь, определяется, что «при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и порядок их применения» . Таким образом, можно констатировать, что общие принципы налогового регулирования экономики в целом и инвестиционной деятельности в частности определяются установленными налогами (сборами), организационными условиями их взимания и налоговыми льготами. При этом установленные законодательно организационные механизмы и правила начисления и взыскания налогов (сборов) формируют общепринятые основы налогообложения, а законодательно определенные отклонения от таких правил, которые имеют регулирующий характер и приводят к частичному или полному освобождению от уплаты налогов (сборов), являются налоговыми льготами. Учитывая вышеизложенное, считаем, что инструменты налогового влияния на инвестиционную деятельность целесообразно разделить на три группы: инструменты налогового регулирования организационного характера (структура системы налогообложения, налоговая нагрузка, заключение международных договоров об избежании двойного налогообложения, налоговые санкции, освобождение от уплаты налогов и сборов, рассрочки и отсрочки налоговых платежей); инструменты налогового регулирования, связанные с элементами налогов (состав налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговая база, методика расчета базы налогообложения, налоговые ставки и их дифференциация, установление необлагаемого минимума, порядок и сроки уплаты налогов, порядок и сроки представления отчетности) и инструменты налогового стимулирования, которые являются «исключением» из общих принципов налогообложения налоговые льготы (необлагаемые резервные фонды, ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная налоговая скидка, налоговые каникулы, специальные режимы налогообложения). Выводы и перспективы дальнейших исследований. Инструменты налогового регулирования, формируя общие принципы налогообложения, влияют на размер ресурсов, которые остаются у субъектов хозяйствования после уплаты налогов, а последние, в свою очередь, определяют объемы потенциальных источников инвестирования. Инструменты налогового стимулирования, которые являются «исключением» из общих принципов налогообложения налоговые льготы, используются для направления инвестиционных потоков в необходимом для государства русле. Понимание предложенной систематизации инструментария налогового влияния на инвестиционную деятельность дает возможность четко отделить налоговые льготы и в будущем оценить их эффективность. 132

7 Библиографический список 1. Гаврилюк Р.О. Еволюція конституційно-правового компромісу суспільства і держави / Р.О. Гаврилюк // Проблеми філософії права Том. IV V. С Мельник В.М. До аналізу розвитку соціальної під функції податків / В.М. Мельник, В.А. Таращенко. С Мельник П.В. Розвиток податкової системи в перехідній економіці / П.В. Мельник. Ірпінь: Академія державної податкової служби України, с. 4. Ярошенко Ф.О. Історія оподаткування: навчальний посібник / Ф.О. Ярошенко, П.В. Мельник, В.Л. Андрущенко, В.М. Мельник. Ірпінь: Національна академія ДПС України, с. 5. Іванов Ю. Функції податків та податкове регулювання / Ю. Іванов // Формування ринкової економіки в Україні Вип. 19. С Єфименко Т.І. Податкове регулювання економічного розвитку: Автореф. дис. д-ра. екон. наук. К., с. 7. Фокіна І.В. Формування механізму податково-субсидіарного регулювання вугільної промисловості. Автореф. дис. канд. екон. наук. Донецьк, с. 8. Грушко В.І. Інструменти податкового регулювання інвестиційної активності / Грушко В. І., Кошембар Л. О. // Фінанси України С Жарко Р.П. Теоретико-методичні засади удосконалення податкового регулювання підприємницької діяльності. Автореф. дис. канд. екон. наук. К., с. 10. Податковий менеджмент: навчальний посібник [Електронний ресурс] / [Ю.Б. Іванов, А.І. Крисоватий, А.Я. Кізима, В.В. Карпова] Київ: Знання, c. Режим доступу: pages-3751.html 11. Про концепцію регулювання інвестиційної діяльності в умовах ринкової трансформації економіки: Постанова Кабінету Міністрів України від 1червня 1995 року 384 [Електронний ресурс]. Режим доступу: Про інвестиційну діяльність: закон України від р. [Електронний ресурс]. Режим доступу: rada.gov.ua 13. Бюджетна підтримка та податкове стимулювання національної економіки України: монографія / За заг. ред. Л.Л. Тарангул; Нац. унів-т ДПС України. Ірпінь, К.: Фенікс, с. 14. Налогообложение: проблемы науки и практики 2009: Монография / Под. ред. проф. Ю.Б. Иванова. Х.: Либуркина Л.М.: ИД «ИНЖЕК», с. 15. Паєнтко Т. В. Фіскальне регулювання фінансових потоків у державі / Т. В. Паєнтко, І.А. Безугла // Актуальні проблеми економіки (108). С Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, с. 17. Податкова політика України: стан, проблеми та перспективи: Монографія / П.В. Мельник, ЛЛ. Тарангул, З.С. Варналій [та ін.]; за ред. З.С. Варналія. К.: Знання України, с. 18. Податковий кодекс України [Електронний ресурс]. Режим доступу: zakon2.rada.gov.ua/laws/show/ Myskina O.O., е-mail: Deputy dean of the faculty of economics and taxation on educational work of the National University of state tax service of Ukraine; senior lecturer of the department of taxes and taxation, (Ukraine, tel. Irpen) SCIENTIFIC PRINCIPLES OF TAX REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY The article reveals the essence of the tax regulation, scientific principles of the regulatory capacity of the tax system are studied and systematization of tools of tax effect on investment activity is given. Key words: tax regulation, investment, tax incentives, government regulation. 133


Лопастейская Л.Г., кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Ульяновский государственный технический университет Россия, г. Ульяновск Идрисова О.С. магистрант

УДК 336.22 Теоретико-методические подходы к классификации налоговых льгот в Украине Таращенко Владимир Анатольевич Старший преподаватель кафедры аудита и экономического анализа Национального университета

Хомутенко А.В., к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов Одесский национальный экономический университет, Украина В.П. Хомутенко к.э.н., профессор, профессор кафедры финансов Одесский национальный экономический

УДК 330.14 Экономические науки Турсунов Алишер Мухамадназирович доцент кафедры «Экономика промышленности» Ташкентский государственный технический университет имени Ислама Каримова Tursunov Alisher Associate

УДК 336.531.2 (470.345) НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ) Захарова Ольга Александровна, аспирант Национального исследовательского

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 1 (67). 2015 г. 2. С. 12 17. УДК 336.564.2 НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

11 января 2011 года N 1315-01-ЗМО ЗАКОН МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Законов Мурманской области от 07.04.2011 N 1332-01-ЗМО,

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТ Алупой Т.А. Николаевский национальный аграрный университет, Николаев, Украина TAX REGULATION OF AGRICULTURAL ENTREPRENEURIAL

Цели освоения дисциплины Курс «Налоги и налогообложение» дает комплекс теоретических и прежде всего практических знаний в области исчисления и уплаты налогов юридическими и физическими лицами. п/п Содержание

Янковская В.А. Формы, методы, инструменты налоговой политики, ее взаимосвязь с экономической политикой // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2019. 6 (июнь). АРТ

Аннотация рабочей программы дисциплины «Налогообложение инвестиционно-инновационной» по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль (программа) подготовки Налоги и налогообложение 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление 15-6 от 13 июня 2000 года) МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах Закон "Об основах " регулирует деятельность

1 УДК 33 КУЗНЕЦОВА А.Н. магистрант 2-го года обучения экономического факультета, Дагестанский государственный университет АЛИЕВ Б.Х. доцент. экон. наук, профессор, зав. кафедрой, Дагестанский Государственный

2. Содержание учебной дисциплины. Введение. Тема 1. Экономические законы и особенности их проявления на предприятии. Экономика предприятия как объект изучения и научная дисциплина. Задачи дисциплины. Цель

3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Б1.В.ДВ.06.02 ИНВЕСТИЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ Цель дисциплины: Целью учебной дисциплины «Инвестиции: проблемы регулирования» является формирование комплекса знаний по анализу инвестиционных решений

Вопрос 2. Финансовая система Российской Федерации. Подвопрос 1. Понятие финансовой системы, ее принципы и структура. Сгруппированные по роли субъекта в общественном производстве финансовые отношения образуют

УДК 631.16 Мальцева Г.В. ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и финансов ФГБОУ ВО «Смоленская государственная сельскохозяйственная академия» Россия, г. Смоленск СТИМУЛЫ ИННОВАЦИОННОГО

УДК 332.2 З.К. Анаева, к.э.н. доцент Р.И. Асабаева бакалавр ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» Россия, г. Грозный, Z.K. Anaeva, candidate of economical science associate professor R.I. Asabaeva

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Середа В.Г. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Тихорецке Тихорецк, Россия INVESTMENT ACTIVITY IN MUNICIPAL FORMATIONS Sereda

Финансы, денежное обращение и кредит 309 Финансовое регулирование инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации 2011 Ю.И. Булатова Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

Примерные темы выпускных квалификационных работ по направлению «Юриспруденция», профиль «Финансовое и налоговое право» для бакалавров 2017-2018 учебный год 1. Роль налогового администрирования в обеспечении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО Уральский государственный лесотехнический университет Институт экономики и управления 620100 Екатеринбург, Сибирский тракт, 37, оф. 1-136 Кафедра бухгалтерского

Государственное регулирование инновационной деятельности. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Столкова Г. Барнаул, Россия State regulation of innovation activity. Stolkova G. FGBOU VO "Altai

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 1 2015 УДК 336.201 СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Мухина Евгения Ринатовна старший преподаватель Пермский национальный

Чиркинян Д.А. Государственный финансовый контроль за деятельностью субъектов предпринимательского права // Академия педагогических идей «Новация». 2019. 3 (март). АРТ 126-эл. 0,2 п. л. URL: http://akademnova.ru/page/875548

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 332:336 В. Н. Гусарова МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ Статья посвящена методологическим аспектам формирования и реализации финансовой

1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЙТУНСКИЙ РАЙОН ПОСТАНОВЛЕНИЕ «17» cентября 2015г. р.п. Куйтун 399-п Об основных направлениях налоговой политики муниципального

Перов, А. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для бакалавров / А. В. Перов, А. В. Толкушкин. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. 899 с. Принятые сокращения Предисловие Содержание

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "Колледж экономики, страхового дела и информационных технологий КЭСИ" Вопросы к ИТОГОВОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ Специальность

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия Принят Законодательным Собранием Республики Карелия 21 февраля 2013 года (в ред. законов РК от 09.02.2015

Секция «Проблемы финансовых расследований и экономической безопасности» Налоговое администрирование - приоритетное направление современного этапа эволюции налоговой системы в процессе экономической реформы.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АПК ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 282 И.А. Петрова Важнейшим фактором развития инвестиционного процесса в АПК является активность государственных органов власти в создании инвестиционной

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПАСПОРТ I ЧАСТЬ 2017 год 2 Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство) является органом исполнительной власти

16 июля 2010 года N 96/2010-ОЗ Принят постановлением Московской областной Думы от 8 июля 2010 г. N 8/126-П ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МОСКОВСКОЙ

28 августа 2003 года N 175-ЗО РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ О СТИМУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (в ред. Законов Челябинской области от 26.08.2004 N 272-ЗО,

УДК 330.011.7 Ф.А. СЕРДАРОВ, специалист, НТУ «ХПИ», Л.В. КУЗЬМЕНКО, канд. техн.наук, доц., НТУ «ХПИ» ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В статье рассматривается

Налоги с физических лиц: учебник / Гончаренко Л. И., Горбова Н. С, Миронова О. А. Под ред. Л. И. Гончаренко. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 304 с. (Высшее образование). Учебник подготовлен в соответствии с

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина Факультет заочного образования Кафедра «Бухгалтерский учет» Утверждаю: Декан

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ Ромащенко В.Д. Научный руководитель - к.э.н., доцент Коваленко Елена Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский

УДК: 336.228.3 МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НА МИКРОУРОВНЕ Зарипова Елена Юрьевна магистрант кафедры «Экономика, управление и инвестиции» Южно-Уральского

Выравнивающая функция налоговые инструменты регулирования экономического развития Налоговое управление заключается в создании условий для сосредоточения в органах государственной власти финансовых ресурсов.

УДК: 336.7: 338 (575.1) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СТИМУЛИРУЮЩЕГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УЗБЕКИСТАНА Б.С. Умаров, Ташкентский финансовый институт, Республика Узбекистан, г. Ташкент

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 5 2014 УДК 336.221 ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ Мухина Евгения Ринатовна старший преподаватель

ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТОВ РФ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ С 2015 ГОДА Кузьмина О.Н., Карбаинова А.А. Научный руководитель: Якубенко М.Н., к.э.н., доцент

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» на 2010-2011 учебный год Специализация «Финансы» 1. Пути повышения эффективности использования собственных и заёмных

Лекция 1. Понятие, предмет, методы, система, принципы и источники инвестиционного права. Инвестиционное право это комплексная отрасль права, регулирующая совокупность общественных отношений, возникающих

ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Самсонова И.А., Подковыркина И.Д. ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» Владивосток, Россия

Кафедра финансов и контроля в сельском хозяйстве Дисциплина по выбору студента «Финансы субъектов малого бизнеса» 1 Название курса по выбору Финансы субъектов малого бизнеса студента 2 Специальность 1-25

Инновации и «финансовые романсы» к вопросу о финансировании Аннотация В статье уточняется понятие финансовых ресурсов в контексте инновационной деятельности, рассматриваются условия и основные источники

Бахарова А. И., 1 курс Научный руководитель: Клишина Ю. Е. Ставропольский государственный аграрный университет Россия, г.ставрополь СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

1.1. Категории финансового права. Финансовые правоотношения 1.1. Категории финансового права. Финансовые правоотношения Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую

Лебедева Л.Н., студентка ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», Россия, г. Волгоград ФИНАНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В настоящее время происходит

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ АЛТАЙ РЕСПУБЛИКАНЫЕГ БАШКАРУЗЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от ГОП 19 июля 2012 года 192 г. Горно-Алтайск Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2013-2015

От 14 августа 2018 года 257 г. Горно-Алтайск Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов В целях реализации бюджетного процесса

Теория финансов ВОПРОСЫ к кандидатскому экзамену по специальности 08.00.10 финансы, денежное обращение и кредит 1. Сущность финансов и их место в системе производственных отношений. 2. Функции финансов

«Смоленский промышленно-экономический колледж» Планы семинарских занятий по профессиональному модулю ПМ 03. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет

УДК 336.76 Дикарева И.А. старший преподаватель Кубанский государственный аграрный университет Россия, Краснодар Алексинцева А.С. студентка 4 курс, факультет государственного и муниципального управления

Жукова Е.О. Актуальные вопросы финансового регулирования экономических и социальных процессов В связи с нарастанием кризисных явлений в экономике наибольшую актуальность приобретают вопросы, связанные

Государственное налоговое регулирование необходимо для того, чтобы осознанно воздействовать на экономическое состояние страны и деятельность хозяйствующих субъектов ( , и т.д.). Данный процесс – прямая обязанность государства.

Общее представление о государственном налоговом регулировании

Государственное налоговое правовое регулирование – особая система, включающая методы, приемы и инструменты, осуществляющие управленческую функцию в сфере налогообложения.

Регулирование необходимо для обеспечения возможности государственным органам целенаправленно вмешиваться в экономику в условиях рынка и осуществлять контроль за экономической ситуацией в РФ.

Принятие подобных мер преследует следующие цели:

  • позаботиться о создании максимально комфортных условий для роста денежных вливаний в бюджетно-финансовую сферу страны на базе производственного роста;
  • стимулировать продажи и доходную часть экономики (на основе экономического подъема) при помощи оказанного влияния на разные направления хозяйственной части и экономики страны в целом.

Важно: налоговое правовое регулирование обладает особенностью – наличием четкой макроэкономической стратегии и осознанным воздействием на экономику, отличающимися непрерывностью и относительным постоянством. Такое воздействие касается не ряда предприятий, а всей экономики Российской Федерации.

Содержание государственного налогового регулирования

  1. Роль проявляется, в первую очередь, в том, что это важный инструментарий регулирования ВВП и национальной доходной части Российской Федерации. При распределении и перераспределении ВВП и НД, происходит осуществление фискальной и регулирующей функции налогообложения. Государством оказывается намеренное влияние на экономические процессы, при помощи формирования налоговыми методами доходной части.
  2. Влияние, которое налоги оказывают на капитал на всех этапах его кругооборота. Выполняя свои функции, они способствуют воздействию на процессы инвестирования (в том числе ) путем их ускорения или замедления. Регулирование налоговой политики подразумевает оказание влияния на спрос и предложение инвестиций. Для этого широко применяются процессы косвенного налогообложения. Мировая практика может похвастать накоплением богатого опыта в сфере регулирования инвестиционных источников посредством применения различных преференций. Таким образом, государству удается осуществлять контроль за процессом массового спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, ведь доход – основа спроса и конечный результат функционирования капитала.
  3. Налоги на деятельность и состояние экономики воздействуют не напрямую. Особенность подобного влияния заключается в том, что осуществляется оно с небольшой задержкой по отношению к тем тенденциям пропорций и темпов экономического роста, которые действуют на данный момент. Об эффективной составляющей принципа обратной связи можно говорить лишь тогда, когда необходимые меры регулирования будут приняты вовремя.
  4. Регулирование налоговых отношений помогает добиться эффективного воздействия на структурные компоненты общественного производства. Посредством необходимых механизмов, у государственных органов появляется возможность создавать нужные условия для того, чтобы накопление капитала осуществлялось в быстрых темпах и в максимально приоритетных направлениях.
  5. Кроме того, регулирование налоговой политики позволяет выравнивать уровни развития в региональной плоскости, за счет процесса стимуляции ускоренного роста в регионах и на территориях, отличающихся экономической нестабильностью. Такое становится возможным благодаря созданию более лояльного для расположенных там предприятий, экономических зон.
  6. Регулирование налоговой политики не оставляет без внимания и социальные сферы. Расходы тех учреждений, которые занимаются инвестициями подобных предприятий, обычно исключены из прибыли, облагаемой налогами.
  7. Являющиеся основными инструменты учета и контроля компонентов, отвечающих за охрану окружающей среды и ее грамотного использования.
  8. Благодаря возможности осуществления косвенного и подоходного налогообложения, осуществляется государственное регулирование потреблений личного характера и платежеспособного спроса населения. Это удается осуществлять посредством определения необлагаемых минимумов, а также социальных и имущественных вычетов стандартного образца (к примеру, ) в тех случаях, когда налогообложению подвергаются физические лица.

Инструменты государственного налогового регулирования

Мировая практика обладает наиболее распространенными методами государственного регулирования в плоскости налогообложения:

  • случаи, при которых состав или структура налогов претерпевает изменения;
  • возможность заменять одни формы или способы налогообложения другими;
  • посредством изменения и дифференциации ставок в этой области;
  • воздействие на льготы и скидки, осуществление переориентации по их направлениям, объектам и плательщикам;
  • возможность в ряде случаев освобождать от налогов полностью, или частично (к примеру, );
  • возможность отсрочить платеж или аннулировать образовавшийся долг.

Регулирование налоговой политики в области экономики наделяет особой значимостью оптимизацию составляющих структур системы налогообложения и соответствующих ставок.

Этот процесс в своей основе имеет стремление достичь равновесия в плоскости налогов.

Чтобы построить рациональную налоговую систему, необходимо полагаться на экономически обоснованное содержание ее внутренней структуры, прежде всего, параметров налоговых баз и налоговых ставок.

Государственное налоговое правовое регулирование разделяет сферу способов воздействия на два направления:

Налоговое стимулирование

В основе этого инструмента воздействия лежит ряд аспектов:

  • возможность устанавливать низкие налоги;
  • необходимость оптимизировать состав и структуру налоговой базы, ставок отдельных налогов;
  • возможность производить льготирование.

Данный тип инструментов имеет своей целью оказать влияние на экономическое состояние в целом, отдельные сферы, отрасли и социальные процессы, а также на поведение налогоплательщиков.

Главной формой стимулирования в этой части является налоговое льготирование.

Налоговое сдерживание

Подобная сфера регулирования менее распространена. Это связано с тем, что она имеет направленность сдерживать развитие отдельных экономических отраслей и инвестиционную активность.

Делается это с целью не допустить кризиса перепроизводства, что в современной экономике явление относительно редкое. России в ближайшие годы это точно не грозит.

ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ. Государственное регулирование рынка

7.1. Содержание государственного налогового регулирования

Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. К примеру, в России, по данным Госкомстата РФ, в структуре ВВП налоги в среднем (за последние семь лет) составляют около 30 %. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота . При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования

Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:

  • изменение состава и структуры системы налогов,
  • замена одного способа или формы налогообложения другими,
  • изменения и дифференциация ставок налогов,
  • изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам,
  • полное или частичное освобождение от налогов,
  • отсрочка платежа или аннулирование задолженности,
  • изменение сферы распространения налогов.

В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры системы налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть данного процесса заключается в достижении налогового равновесия между ценовой, фискальной и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от экономически обоснованной ее внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и налоговых ставок.

В зависимости от способов воздействия государственное налоговое регулирование подразделяется на две сферы: налоговое стимулирование и налоговое сдерживание . Налоговое стимулирование основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования (налоговых льгот и преференций). Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков. Основной формой налогового стимулирования является налоговое льготирование. Налоговое сдерживание менее распротратенная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства, что редко случается в современной экономике. Тем более, что это не грозит в ближайшие годы и в перспективе России. Налоговое сдерживание основано на политике высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и т. п. поэтому основное внимание в данном параграфе следует уделить налоговому стимулированию в форме налогового льготирования.

По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100–160 млрд. руб. в год, однако никто не подсчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Важно не допускать превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в России налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект, контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств. Мировая практика показывает, что государство обычно применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития, в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Анализ налогового законодательства показывает, что из всей массы налоговых льгот, на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10, что вряд ли соответствуют ориентации государственной политики на экономический рост. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно позитивно повлиять на всю структуру хозяйственного комплекса страны. Текущее налоговое регулирование при всей своей мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогообложения в целом, определенных в законе на длительную перспективу.

Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика; особые заслуги граждан; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное, семейное положение граждан и т. д.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются на 3 вида: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

К налоговым освобождениям (полным или частичным) относятся льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков, и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок. Например, по налогу на доходы физических лиц – не облагаются пенсии, стипендии; по налогу на добавленную стоимость – не облагаются банковские операции и операции по страхованию и перестрахованию, освобождаются от налога субъекты специальных налоговых режимов и т. д. использование пониженных ставок налогов также достаточно распространенный прием, используемый при обложении НДС, налогом на прибыль, единым социальным налогом и др. К рассматриваемой группе льгот относятся также: налоговая амнистия – аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков; налоговые каникулы – освобождение отдельных налогоплательщиков на определенный период времени от какого-либо налога.

Налоговые скидки (налоговые вычеты из налоговой базы) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки обычно связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества. К ним относятся, например, налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц – стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты из доходов, полученных налогоплательщиком; перенос убытков на будущее (уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде) по налогу на прибыль. Скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов). Большую группу составляют различного рода целевые скидки , связанные с инвестиционными расходами, с дополнительными расходами на разработку нерентабельных и малодебитных месторождений полезных ископаемых, с другими расходами.

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога). Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций можно разделить на следующие виды:

§ вычет, зачет, возврат ранее уплаченного налога (например, налоговые вычеты по НДС и акцизам, вычет сумм подоходного налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога на доходы физических, подлежащей уплате в России, зачет или возврат сумм переплаченных авансовых платежей и т. п.);

§ отсрочка или рассрочка уплаты налога (изменение срока уплаты налога, при наличии оснований, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности без процентов и с процентами);

§ налоговый кредит (изменение срока уплаты по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года. с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами);

§ инвестиционный налоговый кредит (изменение срока уплаты налога на прибыль организаций, а также региональных и местных налогов от одного года до пяти лет, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).

Существует общепризнанное мнение, что чрезмерно высокий уровень налогов – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление хозяйствующих субъектов к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов. Такая постановка вопроса отражала до последнего времени современную действительность России – высокий уровень налогов при сравнительно низких темпах роста производства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, в 2004–2005 гг. Правительство РФ приняло ряд мер, направленных на реальное снижение налогового бремени (отменен налог с продаж, снижена ставка НДС до 18 %, снижена ставка ЕСН до 26 % и др.). В тоже время, растет потребность в значительном увеличении государственных расходов, а значит, доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом заключается основная трудность установления оптимальных уровней налоговых ставок. Это и есть основная задача государственного налогового менеджмента, которую можно также сформулировать следующим образом: «это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка» (Жан-Батист Кольберг).

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестицонный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.