Научная электронная библиотека. Как раскрыть свой потенциал

Время чтения 10 минут

Как раскрыть свой потенциал, как ставить цели и достигать их - вопросы, помогающие найти себя, способы самореализации. Часто человек живёт с ощущением утраты времени, неправильной жизни, чувствуя потребность сделать свой вклад в существующий мир, помочь людям, сделать новые открытия, подарить мысли, идеи.

Так рождаются изобретатели, появляются научные открытия, новые творения в искусстве, общественные и политические лидеры, писатели, музыканты, управленцы высокого уровня. Ведь у каждого свой талант, как же его найти, открыть?

Как раскрыть свой потенциал?

Мысли о предназначении, поиске себя приходят в разные периоды - в подростковом возрасте и взрослом возрасте. Выбирая дорогу жизни, часто действуем вслепую, не имея практического опыта, слушаем советы родителей, забываем об увлечениях, интересах.

После тридцати лет люди склонны пересматривать жизнь, отношение к ней, искать себя заново. Уже есть достаточный опыт, стараемся понять себя, к чему тянет, найти реализацию, если избранная работа не приносит удовольствия. С годами приходит осознание - жизнь летит, как стрела, а середина пути - время задуматься о смысле, предназначении, определить дальнейшие действия, раскрыть потенциал личности.

Понимаем, как важно жить, наслаждаться жизнью, реализовать свой потенциал, чтобы не жалеть в преклонном возрасте о потерянных годах, бесцельном времени. Что поможет найти скрытый потенциал?

Следует задать себе несколько вопросов, зафиксировать ответы

  • Что у меня получается лучше всего в жизни?
  • Что приносит радость, какая деятельность?
  • За что хвалят меня родные, друзья, какие способности?
  • Чем я могу быть полезен другим людям?
  • Как использовать имеющийся опыт?
  • Чем увлекались в детские годы, о чём мечтали?
  • Где можно применить мои способности?
  • Как улучшить свои навыки? Каким образованием стоит заняться?

Определить скрытые способности, таланты можно в беседе с родственниками, друзьями, они подскажут, что особенного есть в характере, умениях. Часто человек не замечает важное в собственной личности и поведении. Даже общительность, умение мотивировать могут быть отличными навыками для будущей реализации - тренер по мотивации, бизнес-тренер, психолог, лектор.

Любовь к спорту? Тренер по фитнесу или консультант тренажёрного зала, зависит от опыта, интересов. А творческий потенциал человека позволит найти применение в сфере искусства - писать песни, стихи, книги, заниматься дизайном или создавать интересные статьи.

Для улучшения понимания вопроса дадим определение:

Потенциал человека - это способности к развитию внутренних возможностей человека

Потенциал личности также проявляется в процессе поиска смысла жизни (Виктор Франкл), в ходе развития личности (Карл Роджерс), поиском, развитием внутренних ресурсов (Маслоу).

Таким образом, личность обладает определённым запасом ресурсов - интеллектуальным, эмоциональным, творческим. Потенциал может быть реализован благодаря стремлению к самопознанию, саморазвитию. Нет неспособных людей, есть не понимающие свой потенциал, возможности развития, совершенствования личности. В каждом человеке живёт гений. Человеческий потенциал безграничен, возможности для развития ограничиваем сами.

Интеллектуальный потенциал личности, как и творческий потенциал человека, можно развивать на протяжении всей жизни. Образование не ограничивается институтом и школой, есть много возможностей для самообучения, обретения новых навыков, раскрытия внутренних способностей. Никогда не поздно освоить новую специальность, научиться петь, играть на музыкальных инструментах.

Главное - осознать собственные интересы, стремления

Нет ограничений, возможно всё, что можем представить. Необходимо лишь поставить цель, начать действовать.

Интересно, что внутренний потенциал состоит из внутренних и внешних параметров. Внутренние: психические особенности, увлечения, эмоции, интеллект, а внешние: умение действовать независимо, принимать решения, проявлять силу воли, свободу личности. Люди с высоко развитым внешним потенциалом эффективнее занимаются развитием внутренних способностей. Поэтому учимся брать ответственность за свою жизнь, только сам человек способен её изменить, найти реализацию для своего потенциала.

Развитие потенциала человека во многом зависит от личности - стремлений, смелости, решительности, настойчивости. "Без труда не вытащишь и рыбки из пруда", - говорят в народе. Люди склонны с завистью смотреть на успешных этого мира, а сколько труда было вложено в развитие способностей, достижение целей, редко задумываются.

Любой всемирно известный актёр или спортсмен скажет, что успех - это потенциал (10%) + труд (90%)

Любые способности нуждаются в развитии, совершенствовании. Повышение потенциала - задача каждого человека. Изначально в образовании, развитии помогает школа и вузы, однако они рассчитаны на среднего ребёнка. В них не уделяют должного внимания развитию творческого начала или музыкальным способностям.

Родители могут заметить и направить дитя на дополнительные занятия, кружки. Важно, чтобы маленький человек чувствовал интерес, желание к развитию, познанию нового, бывает, интерес проявляется с годами. Так, в детстве увлекаются спортом, а позже тяготеют к музыке или наоборот. Неверно считать, что все способности проявляются в детские годы, развитие и реализация потенциала человека идёт всю жизнь, по мере изменения личности, мыслей, мировоззрения, интересов.

Люди, понимающие безграничность возможностей развития, постоянно стремятся к новому, изучают и познают себя, окружающий мир. Потенциал развития личности зависит лишь от рамок конкретного человека, масштабов мышления, возможностей самоорганизации.

Раскрытый потенциал наблюдаем у людей, живущих собственными идеями, мечтами, стремлениями без страха общественного мнения. Они готовы сами выбирать жизненный путь, идти всегда только вперёд к собственным целям. Мы удивляемся, замечая их: "Вот это талант!" А ведь результатов достигает любой человек, увлечённый своим делом, работающий над развитием.

Какие же условия развития потенциала личности? Интересуются родители и взрослые, стремящихся раскрыть внутренние ресурсы. Для детей важна свобода самовыражения, возможность познавать мир, поиск интересов, увлечений. Задача родителей оказать помощь, найти возможности для развития способностей, а ребёнок выбирает занятия по душе. Для взрослых - уметь слушать внутренний голос, эксперементировать, ведь часто не знаем о способностях, пока не попробуем себя в новой сфере. Постоянно развиваться и повышать навыки полезно не только в мире игр, человек способен создать новую версию себя, это намного интереснее.

Реализация потенциала личности зависит от стремления человека к поиску и развитию талантов, всё в наших руках. А как же перейти от теории к действиям?

Как ставить цели и достигать их?

Итак, чувствуете, что готовы к изменениям, раскрытию потенциала, реализации новых жизненных задач. Какая последовательность дальнейших действий? Как ставить цели и достигать их, начать новый этап жизни?

Отбросить страх, негативные установки

Чаще всего все решения, стремления к изменениям разбиваются о стену страха, неверия. А как жить, смогу ли, что подумают родственники, друзья? Сомнения - это нормально, главное - они не должны контролировать и ограничивать возможности. Важно научиться превозмогать страх и действовать согласно внутреннему желанию.

Как преодолеть страх? Есть несколько способов:

  • начать действовать, сделать первый шаг - первые результаты помогут поверить в собственные силы, продолжать движение вперёд;
  • постепенно осваивать новые направления - не обязательно всё бросать и заниматься сразу новым делом, можно начать действовать параллельно. Стоит изучить интересующую сферу, получать новый опыт, знания, а позже сделать основным занятием, найти смысл, реализацию в новой деятельности.

Преодолеть внутренние барьеры, лень

Внутреннее сопротивление изменениям связано с опасениями, неуверенностью, а также нехваткой жизненного опыта, хорошего наставника, группы поддержки. Пассивность также играет против новых свершений, зачем лишний труд, усилия? Важно определить выгоды, найти мотивацию для развития потенциала, новых направлений.

Что это даст? Новый смысл жизни, свободу, ощущение счастья от любимого занятия, пользу обществу и человеку, найдите личные пять причин для изменений.

Важно также перестать бояться ошибок, они нужны для опыта жизни, помогают развиваться и идти вперёд. Лучше сделать ошибку, чем бездействовать. Постепенно можно нащупать верный путь, определить стратегию действий. Так, Майк Джордан признаёт, что проиграл более 300 матчей, но стал мировой легендой. Эдисон предпринял десять тысяч попыток для изобретения лампочки, в результате - преуспел в исследованиях.

Найти способ для развития, получения информации

Развитие потенциала предполагает посещение курсов, самообразование, работу с опытными людьми, наставниками. Можно действовать самостоятельно, но командой всегда легче получить результат. Однако всё зависит от личности, можно найти в Интернете все необходимые знания для реализации в жизни.

Составить пошаговый план достижения целей

Определив стратегические, тактические цели, важно составить чёткий план действий. А также наметить занятия или время для любимой деятельности в плотном графике жизненных мероприятий. Психологи утверждают, что час в день, отведённый на любимое дело, развитие потенциала уже через год позволит увидеть значительные улучшения и прогресс.

Реализовать намеченные действия

Самое главное: начать действовать, не затягивая принятое решение. Мотивация к изменениям наиболее сильная в первые двое суток после принятия решения. Важно сразу же приступить к внедрению новых привычек, действий. Решив уделять внимание определённой сфере, нужно зафиксировать идеи, время в ежедневнике, контролировать выполнение, завершая день.

Ведение записей очень помогает в самоконтроле, реализации намеченных планов. Полезно писать задачи ежедневно утром или вечером, проверять выполнение в конце дня. Только самоорганизация поможет сдвинуть жизнь с мёртвой точки, раскрыть максимально потенциал личности, открыть новые возможности.

Стремление выше возникает, когда достигнут поток развития в определённом направлении, есть необходимость осваивать новое или смежные сферы интересов. Высшая цель жизни - это маяк на жизненном пути, задающий курс движения человеку, направляющий усилия в нужную сторону. Важно научиться определять цели жизни на текущий момент и планировать на несколько лет вперёд.

Уровень результатов, достижений зависит от масштаба целей. Бывают высокие и низкие цели. Известные люди призывают: ставьте большие цели! Часто боимся даже мечтать о высоких достижениях, всемирной известности. Но именно наш настрой, цели определяют будущее. Стоит масштабировать задачи и стремиться к наивысшим результатам для получения максимального эффекта.

Высшая цель, стремления помогают не заблудиться на дороге жизни. Цель должна быть достойной для желания идти к ней, превозмогая сложности на пути, заряжая энтузиазмом. Высокие цели позволяют открыть новое в себе, вдохнуть жизнь в существование, дают второе дыхание и воодушевление. Маленькие или промежуточные цели - это ступени вверх для достижения наивысшей.

Рассмотрим подробнее правила, как ставить цели и достигать их?

  1. Позитивная формулировка - цели пишутся как стремление получить определённый результат, а не отказ от существующих реалий. Частица "не" не должна присутствовать в формулировках.
  2. Определить сроки, объёмные показатели - срок реализации достижения важен, иначе не будет стремления работать на результат. К тому же, следует конкретно определить результат, уровень знаний, навыков, доходности в бизнесе.

Как ставить цели и достигать их? Записывать всё чётко и конкретно, контролировать процесс достижения задач.

  1. Утверждение в текущем времени - например, «я изучаю английский, достигаю уровня свободного общения к концу текущего года». Подобная формулировка помогает настроиться на действия в настоящее время, а не когда-то в далёком будущем.
  2. Визуализация цели - полезно представить выполнение цели, прочувствовать, есть ли удовлетворение, счастье или дискомфорт? Возможно, стоит иначе поставить цель для получения необходимого результата.

Как ставить цели и достигать их? Научиться создавать своё будущее, а это - самое лучшее предсказание. Кто чётко видит будущее, представляет его, тот всегда сможет достичь нужных целей.

  1. Соответствие ценностям личности - цели жизни не должны идти вразрез с внутренними убеждениями, иначе результат не будет достигнут. Стоит проанализировать внутренние установки, провести работу на психологическом уровне для реализации желаний. Например, отсутствие веры в себя или отрицательное отношение к деньгам тормозят получение результатов в работе, бизнесе.

Как ставить цели и достигать их? Проработать внутренние установки, соотнести цели, желания, стремления.

  1. Ставить реальные цели - стать известным писателем или спортсменом мирового уровня возможно, однако потребуется определённое время. Стоит закладывать сроки в несколько лет, не ждать огромный прорыв за год. Достижение результатов приходит постепенно, по мере развития человека, его потенциала и веры.
  2. Искренность стремлений - можно реализовать лишь цели, стремление к которым идёт из сердца, выбраны самостоятельно, а не навязаны извне. Такие цели вызывают интерес, энтузиазм, воодушевляют на подвиги.

Как ставить цели и достигать их? Определить чётко стремления, сроки, способы достижения. Действовать, согласно установленным параметрам, соблюдать заданный курс.

Основные стремления человека обретают форму благодаря целям и действиям. Иначе любые идеи остаются мечтами, фантазиями.

Цели, которые ставит человек, определяют его жизнь, а их отсутствие ведёт к бессмысленной жизни по течению. Есть хорошее выражение: "Нужно уметь планировать собственную жизнь, иначе это сделают за вас другие". У человека всегда есть несколько вариантов: работать над собой, развиваться или остановиться, деградировать. Поэтому ставим свои собственные цели и идём к заветным мечтам, обретая новые знания и совершенствуя способности.

Если нужны изменения в жизни, то первое правило: ставим новые цели, пересматриваем убеждения, анализируем жизненную ситуацию, находим новые способы решений. Сложность в том, что привыкаем выполнять задачи, требования других - в школе, на работе, забывая о личных интересах, привыкаем жить, как все. Какие цели ставят люди? В лучшем случае - повысить доход, а развитие потенциала, самореализация часто отходят на второй план, а ведь без них и рост доходов маловероятен. Цели жизни взаимосвязаны. Улучшение профессиональных способностей ведёт к росту карьеры и доходов.

Вопрос лучше формулировать иначе: какие способности помогут мне преуспеть, над чем стоит работать, что развивать?

Как правильно ставить цели? В первую очередь, цели касаются конкретного человека, реализация зависит лишь от его усилий. Не стоит рассчитывать на благосклонность судьбы или руководство, лучше создать условия для новых достижений, подготовить платформу для успехов.

Стремление в жизни человека, как мотор автомобиля - внутренняя энергия для действий, свершений. Только высокие и значимые цели могут стимулировать, зажечь огонь в душе, помочь преодолеть любые преграды.

Любые изменения начинаются с простого правила - ставим цели и достигаем их. Активный подход к жизни обеспечивает контроль над жизненными ресурсами и даёт возможности для развития потенциала. Умение брать ответственность за собственную жизнь, решения поможет устоять в борьбе за самореализацию, достичь любых вершин. Главное - осознание: все мы талантливы и каждый рождён на свет с особой миссией. А реализация потенциала способствует поиску предназначения, несёт пользу в окружающий мир.

В статье рассмотрели способы раскрытия потенциала, как ставить цели для реализации намеченных планов.

Желаем всем открыть внутренние резервы и жить на максимуме возможностей!

Что такое потенциал? Этот термин встречается в экономической литературе. Он также применим в таких областях, как биология, математика, физика, химия. В общем понимании, потенциал – это некие запасы, которые имеются в наличие и могут быть при необходимости использованы. В этой статье мы рассмотрим подробно этимологию, значение и употребление этого слова.

Истоки

Этот термин происходит от слова potentia, что в переводе с латыни означает «сила», «мощность». В каждом европейском языке есть множество заимствований из речи тех граждан, которые некогда населяли Древний Рим. И особенно много слов латинского происхождения присутствует в различных терминологиях. Потенциал – это термин, который впервые появился в медицинской лексике.

Биология и физика

Нейрон является структурно-функциональной единицей нервной системы. Мембранный потенциал – это своего рода запасы нейрона в невозбужденном состоянии. В биологии термин, о котором идёт речь в этой статье, употребляется довольно часто. Таким образом, характеризуются некие физические процессы. Кроме того, слово применяется по отношению к различным биологическим объектам. В физике потенциал – это количественная характеристика полей (электрических, магнитных, гравитационных).

Экономика

Из вышесказанного можно подвести итог. Потенциал – это источники и возможности, которые могут быть активированы для достижения определённой цели. Каждое государство ставит перед собой некие задачи. Главная цель – достижение культурного и материального уровня жизни народа. Экономический потенциал – совокупность отраслей народного хозяйства, призванных производить необходимую продукцию и оказывать услуги населению страны. Государства в экономическом плане отличаются друг от друга объёмом трудовых ресурсов, уровнем развития сельского хозяйства и строительства, достижениями научно-технического прогресса. Все эти особенности являются факторами, которые и определяют экономический потенциал.

Психология

Потенциал личности – это скрытые возможности, то есть способности человека, которые могут быть не замечены, но становятся очевидными при их развитии. Для того чтобы определить наличие каких-либо задатков, анализируются внешние и внутренние показатели. К последним относится душевное здоровье человека и то, чем он стремится заполнить свою жизнь.

Творческий потенциал – это сторона интеллекта, которая отвечает за способность личности формировать оригинальную точку зрения, открывать новые пути в решении поставленных задач. Для определения подобных возможностей, психологами разработано множество специальных тестов. Но даже без проведения исследований можно определить без труда, что человек, который не ограничивается в своей деятельности повторением заученных действий, а создаёт нечто новое, обладает значительным творческим потенциалом.

Когда речь идёт о потенциале артиста, подразумевается совокупность таких факторов, как возраст, психическое и физическое здоровье, профессиональная подготовка, трудоспособность, опыт работы и личностная характеристика.

Педагогика

В педагогике существует ряд терминов, применяемых для определения тех или иных возможностей учеников. Помимо творческого потенциала, можно также назвать познавательный, ценностный, коммуникативный и художественный. В формировании гармоничной личности играет значительную роль развитие всех возможностей малыша. А, следовательно, основным видов воспитания в современной педагогике является равномерное развитие всех потенциалов, перечисленных выше. Поэтому образовательный процесс в начальной школе направлен, прежде всего, на развитие творческих, познавательных, коммуникативных и художественных способностей.

Применение в повседневном обиходе

Понятие потенциала прочно вошло в повседневную речь. Это слово используется не только в качестве специального термина. Оно может встречаться в различных контекстах. Например, термин употребляется собеседниками, когда они говорят о работе, личных интересах, своём развитии, обучении, способностях и талантах. Его часто используют, когда говорят о художниках, литераторах, режиссёрах и других творческих личностях.

Все мы не раз слышали о потенциале личности, о том, что каждый человек может приумножить свои внутренние возможности. В первую очередь это способность к развитию. Психологи определяют потенциал личности как возможность жить насыщенной внутренней жизнью, эффективно использовать свои возможности, быть продуктивным, постоянно расти и развиваться. Понятие скрытого потенциала активно используется в психологии.

Что такое потенциал?

Перед тем как разобраться, что такое скрытый потенциал, нужно понять, что вообще входит в данную категорию. Итак, личностный потенциал состоит из следующих свойств:

  • Душевное, личностное и психологическое здоровье.
  • Смысл жизни, интересы и стимулы к развитию, наличие любимого дела.
  • Общий и эмоциональный интеллект.

Именно на сочетании данных категорий производятся такие показатели, как ответственность, любовь к миру и самому себе, навыки и жизненные стратегии, перспективы, внутренняя свобода и культура. Проще говоря, человек, не обладающий личностным потенциалом, пустой, и наоборот, высокий потенциал - это показатель перспективности и богатой духовной составляющей человека. Значение скрытого потенциала для развития личности огромное.

Какие бывают потенциалы?

Личностный потенциал часто отождествляют с таким понятием, как способности человека. Объединяет эти понятия то, что у каждого человека есть потенциал жизненной энергии. Это то, что двигает нас по жизни. Также бывают частные потенциалы, например, к личностному развитию, присущие определенному типу людей.

Что такое скрытый потенциал человека?

Психологами была создана такая теория, по которой считается, что абсолютно каждый человек имеет потенциал, о существовании которого порой мы просто не догадываемся. И также абсолютно каждый человек имеет все возможности для того, чтобы этот потенциал раскрыть и умело им воспользоваться. Проще говоря, это такой своеобразный контроль над разумом, который работает во благо человека. В противовес идет внутренняя неустойчивость и отсутствие контроля над самим собой, что ведет к болезням, неврозам, срывам и банальному психологическому дискомфорту. Все это абсолютно негативно сказывается как на физическом, так и на моральном состоянии человека.

Как начать?

Любое движение вперед, в том числе и раскрытие потенциала, начинается с цели. Чтобы понять, чего вы хотите и как этого достичь, нужно четко осознавать, на каком этапе развития вы находитесь сейчас и как двигаться дальше. Не обязательно даже ставить самую великую жизненную цель, важно начать с маленьких, но очень важных промежуточных достижений. А для этого в любом случае понадобится время, даже если вы еще не знаете, чем хотели бы заниматься, придется подождать, чтобы понять, на что вы способны. Здесь нет обходных путей или единого универсального способа, который подошел бы абсолютно каждому. Решения принимаются строго индивидуально, самостоятельно каждым человеком, ведь вряд ли кто-то, даже самый близкий человек, скажет, сколько понадобится сил и времени, чтобы раскрыть потенциал. Единственное, что может действительно помочь, - это советы психологов. Рассмотрим самые важные из них.

Определение интересов

Для начала постарайтесь четко определить сферу интересов, которая вам наиболее близка, и начните исследовать ее. Не бойтесь ничего нового и неизведанного, даже если вы никогда чего-то не делали, но это вам интересно - соберите все силы и попробуйте разобраться. Например, вы не знаете, как выстроить бизнес-процессы, сводить девушку на свидание или нарисовать собаку. Начните с поиска нужной информации, и уже на данном этапе вы поймете, стоит ли продолжать и углубляться в вопрос. Главное, что полученные знания лишними точно не будут.

Самое главное - первый шаг

Поставили цель? Теперь нужно срочно делать первый шаг к ее реализации, какой бы нереальной и неисполнимой она ни казалась. Если цель достаточно масштабна и важна для будущего, разбейте ее на несколько подцелей, так будет проще осознать фронт работ и двигаться в верном направлении. Такой способ помогает совершить как можно меньше ошибок, ведь лучше найти недочеты на начальном этапе достижения цели. Мотивация и скрытый потенциал должны быть неразрывно связаны между собой.

Ошибка - это ценный урок

Все люди ошибаются, всегда и даже не единожды. Самое важное - уметь признавать эти ошибки и учиться на них. Нередко это болезненно, но и негативный опыт бывает полезным, так как он помогает не только разобраться в себе, но и раскрыть тот самый потенциал. Ошибки - это возможность понять, что в процессе достижения цели шло не по плану, и понять, как в будущем это можно предотвратить. Даже если вам кажется, что вы на самом дне, не стоит отчаиваться, ведь оттуда путь только наверх.

Найдите в себе силы

Достижение любой цели сопровождается препятствиями, которые зачастую могут казаться непреодолимыми. Когда кажется, что ничего не получается, хочется все бросить, вернуться к былому и жить просто и легко. Но самое главное - не сдаваться, двигаться вперед, несмотря ни на что, и найти в себе те самые силы, которые помогут преодолеть все трудности. И даже когда вам кажется, что вы достигли вершины, подумайте, действительно ли вы сделали все, что могли? Иногда самые яркие идеи и мысли приходят в голову, когда кажется, что вы уже в тупике. Но у человеческих возможностей нет предела, они всегда впереди нас. Чтобы найти в себе силы, нужно быть открытым и внимательным, уметь сосредотачиваться на настоящем, а также прилагать все усилия, чтобы достичь результата. И когда даже самая маленькая цель будет достигнута, вы поймете, что все препятствия преодолимы.

Нет ничего невозможного

Первый человек, который покорил Эверест, изначально думал, что это миссия невыполнима. Но, постепенно двигаясь все выше и выше, достигая все новых высот, понял, что все, что можно себе представить, реально. Если у человека есть цель и огромное желание ее достичь, благодаря чему он стремится вперед, несмотря на все препятствия, значит есть упорство, мотивация и сила воли. Если человек готов выкладываться на 100 %, преодолевать трудности, то любые мечты станут реальностью, и даже скрытый потенциал вырвется наружу.

Упражнения для раскрытия потенциала

Психотерапевты десятилетиями изучают вопрос о том, как раскрыть скрытый потенциал, и уже продумали ряд упражнений, способствующих этому. Такая работа над собой не займет много времени и принесет исключительно пользу, позволит открыть себя и найти те самые Упражнение называется «дорога жизни», и для его выполнения потребуется следующее:

  • Возьмите лист бумаги и отметьте на нем две точки. Одна - начало жизненного пути, вторая - конец.
  • Теперь соедините эти точки линией и представьте, что дорога проходит по какой-то местности, а вам нужно пройти из пункта А в пункт Б. Отметьте эти пункты на дороге жизни.
  • Теперь послушайте себя и ответьте на вопросы, какие желания, чувства и мысли возникают в голове в процессе представления своей дороги жизни? Сколько на нее отведено времени? Легко ли будет идти твердо от начала до конца так, чтобы не сбиться с пути?
  • Каждая деталь этого пути - остановка. Уточните, где вы их делаете, мешает ли что-то вам или наоборот помогает, какие чувства вызывает путешествие от точки А в точку Б, и что же будет дальше?

Это упражнение помогает осознать, куда ведет жизненный путь, в каком направлении вы двигаетесь и правильное ли это направление. Выполнение задачи поможет понять, кто помогает в выполнении цели, а кто стоит на пути, а также что необходимо изменить, чтобы достигнуть желаемого. Раскрой свой скрытый потенциал!

Рис. 2.1. Классификация видовых проявлений потенциалов

Под структурой системы, которой является потенциал предприятия, понимают "сеть наиболее существенных, устойчивых (инвариантных) связей между элементами. Существует и более широкое толкование структуры, согласно которому различают два типа структур: макро- и микро. Макроструктура выражает наиболее устойчивые (инвариантные) связи системы, а микроструктура-изменения и (возможные). Совокупность макро- и микроструктуры объекта или процесса, то есть совокупность всех связей, и составляет их содержание.

К определению структуры потенциала предприятия в экономической литературе наметились различные подходы. Большинство исследователей рассматривают ресурсную структуру потенциала, однако рекомендуют учитывать в нем разное количество составляющих элементов. В одном случае в его состав рекомендуется включать только средства труда, в другом - средства труда и рабочую силу, в третьем - средства труда, рабочую силу и природные ресурсы, которые применяются в процессе производства, в четвертом - средства труда, рабочую силу и предметы труда. Есть и более расширенные понятия структуры потенциала предприятия с дополнением в виде системы сбора, обработки и потребления информации, опыта хозяйствования, энергии и тому подобное. Необходимо отметить, что даже при совпадении взглядов относительно структуры потенциала предприятия ресурсный подход не дает полной характеристики этому термину. Особый научный интерес вызывают исследования многоаспектного анализа структуры потенциала, в которых наряду с ресурсным рассматриваются и другие аспекты структуры, дает более полное представление о его элементный состав. В общей постановке вопроса к элементам потенциала предприятия можно отнести все, что связано с функционированием и развитием предприятия.

Итак, на рис. 2.2 представлена структура потенциала предприятия с разграничением в ее построении места субъектных и объектных составляющих.

Рис. 2.2. Структура потенциала предприятия

Объектные составляющие связаны с материально-вещественной и личным формой потенциала предприятия. Они потребляются и воспроизводятся в той или иной форме в процессе функционирования.

К ним относятся: инновационный потенциал, производственный потенциал, финансовый потенциал и потенциал воспроизводства.

Инновационный потенциал - совокупные возможности предприятия по генерации, восприятия и внедрения новых (радикальных и модифицированных) идей для его системного технического, организационного и управленческого обновления.

Производственный потенциал - имеющиеся и скрытые возможности предприятия по привлечению и использованию факторов производства для выпуска максимально возможного объема продукции (услуг). Его надо также воспринимать как совокупность функционирующих ресурсов, которые способны производить определенный объем продукции. Поэтому производственный потенциал поле структурной системой. В его состав входят: потенциал земли и природно-климатические условия; потенциал основных фондов; потенциал оборотных фондов; потенциал нематериальных активов; потенциал технологического персонала.

Потенциал земли и природно-климатические условии / - возможности предприятия по использованию совокупных природных богатств в хозяйственной деятельности.

Фондовый потенциал - имеющиеся и имеющиеся возможности основных фондов, формирующих технико-технический базис производственной мощности предприятия.

Потенциал оборотных фондов - это часть производственного капитала предприятия в виде определенной совокупности предметов труда (сырья, конструкционных материалов, топлива, энергии и различных вспомогательных материалов), находящихся в производственных запасах, незавершенном производстве, полуфабрикатах собственного изготовления и расходах будущих периодов.

Потенциал нематериальных активов - совокупность возможностей предприятия использовать права на новые или существующие продукты интеллектуального труда в хозяйственном процессе с целью реализации корпоративных интересов на основе удовлетворения общественных потребностей.

Потенциал технологического персонала - способность рабочих производить различные продукты, предоставлять услуги или выполнять работы.

Финансовый потенциал - это объем собственных, заемных и привлеченных финансовых ресурсов предприятия, находящегося в его распоряжении для осуществления текущих и перспективных затрат.

Главной составляющей финансового является инвестиционный потенциал, который представляет собой имеющиеся и скрытые возможности предприятия по простого и расширенного воспроизводства.

Воспроизведение потенциала предприятия - это процесс непрерывного обновления всех его составляющих элементов. Как известно, в зависимости от особенностей воспроизводственных процессов различают простое и расширенное воспроизводство. Такая классификация воспроизведения характерна и для потенциала предприятия.

Простое воспроизводство потенциала предприятия осуществляется в его неизменных объемах для обновления потребляемых факторов производства и обеспечения непрерывности его функционирования.

Расширенное воспроизводство потенциала предприятия предусматривает количественное и качественное развитие производственных факторов и других составляющих потенциала, которые обеспечивают более высокую результативность его деятельности.

В рамках расширенного воспроизводства можно выделить три типа развития потенциала предприятия: экстенсивный (традиционный), интенсивный (инновационный) и экстенсивно-интенсивный (смешанный).

При экстенсивном типе воспроизводства потенциала увеличения масштабов производства достигается за счет дополнительного привлечения трудовых, природных ресурсов и средств производства при сохранении сложившейся технико технологической основы.

При интенсивном типе воспроизводства развитие потенциала достигается путем качественного совершенствования факторов производства: применение прогрессивных орудий и предметов труда и видов энергетических ресурсов, повышение квалификации технологического и управленческого персонала, а также постоянному улучшению использования всех имеющихся составляющих потенциала предприятия.

По смешанного типа расширенного воспроизводства потенциала, то он характеризуется сбалансированностью или доминированием экстенсивных или интенсивных факторов его развития. Поэтому различают преимущественно экстенсивный, преимущественно интенсивный или смешанный характер экономического развития.

Воспроизведение отдельных составляющих потенциала предприятия имеет свои временные циклы и особенности, предопределяет использование различных источников финансового обеспечения, связанного с формированием и воспроизведением производственного капитала.

Например, простого воспроизведения замена изношенных и устаревших основных производственных фондов происходит за счет накопления амортизационного фонда и других внутренних источников формирования финансовых средств. Расширенное воспроизводство основных фондов направлено на наращивание производственных мощностей, коренную перестройку технико-технологической базы производства, требует использования таких источников производственных инвестиций, как долгосрочные кредиты, эмиссия ценных бумаг, собственный накопленный доход, государственные субсидии, привлечение иностранных инвестиций.

На основании изложенного, под потенциалом воспроизведения следует понимать совокупность материально-технических, нематериальных, финансовых и других ресурсов капитала, которые находятся в распоряжении предприятия, могут быть дополнительно привлечены и использованы для простого и расширенного воспроизводства факторов производства и других составляющих потенциала предприятия.

Субъектные составляющие связаны с общественной формой их обнаружения. Они не потребляются, а выступают как предпосылка, как общеэкономический, общехозяйственный социальный фактор рационального потребления объектных составляющих. Все это свидетельствует о том, что субъектные составляющие потенциала предприятия по воздействию на развитие основных факторов производства и эффективность функционирования экономических систем, по мере усложнения последних и их "окружающей среды", приобретают решающую роль. Известно, что даже те предприятия, которые имеют близкие по величине потенциалы, часто существенно различаются по результатам деятельности. В этих условиях (при отсутствии внешних "помех") разницу в результатах можно объяснить лишь неодинаковой степенью точности целевой ориентации системы. Иначе говоря, при прочих равных условиях, величина результата будет тем больше, чем более удачным будет организационно-экономическое обеспечение достижения заданных целей. Научное обеспечение производства и степень его эффективности также зависит от качества управления.

К субъектных составляющих потенциала предприятия относятся: научно технический потенциал, управленческий потенциал, потенциал организационной структуры управления, маркетинговый потенциал.

Научно-технический потенциал - обобщающая характеристика уровня научного обеспечения производства (науки, техники, технологии, инженерного дела, производственного опыта, возможностей и ресурсов (в том числе научно-технических кадров), которые есть в распоряжении предприятия для решения научно-технических проблем.

Управленческий потенциал - это навыки и способности руководителей всех уровней управления по формированию, организации, создания надлежащих условий для функционирования и развития социально-экономической системы предприятия. В наиболее общем виде он интеграцией функционально-структурных и нематериальных элементов.

Потенциал организационной структуры управления - представляет собой общекорпоративный управленческий (формальный и неформальный) механизм функционирования предприятия, воплощает в себе уровень организации функциональных элементов системы и характер взаимосвязей между ними.

Маркетинговый потенциал - это максимальная возможность предприятия по систематизированного и планомерного направления всех его функций (определение потребностей и спроса, организации производства, продажи и послепродажного обслуживания) на удовлетворение потребностей потребителей и использования потенциальных рынков сбыта. В структуре маркетингового потенциала отдельно выделяют логистический потенциал.

Широкая интерпретация понятия "логистика" как комплексной функции обеспечения предприятия исходными факторами производства на всех стадиях его деятельности позволяет в составе этой функции выделить: во-первых, доставку необходимых средств производства (услуг) на территорию предприятия от внешних контрагентов (логистика снабжения); во-вторых, доставку тех или иных видов производственных ресурсов непосредственно на места их переработки или использования в необходимых объемах и в урочный час (логистика производства); в-третьих, обеспечение пунктов сбыта готовыми изделиями и фирменными услугами (логистика распределения или сбыта).

С учетом функциональных особенностей и структурного среза логистических процессов по предметному признаку (логистика персонала, логистика материалов и готовых товаров, логистика энергетических и информационных потоков) логистический потенциал предприятия можно определить как максимальную производительность (функциональную способность) системно интегрированных подразделений, охватывающих все виды деятельности по перемещение в пространстве и движения во времени: персонала - перевозка сотрудников, размещение их по служебным помещением, перемещению согласно временному графику работы; материалов и готовых изделий - транспортировка, складирование, хранение, сортировка и перераспределение; энергетических и информационных потоков - передача, обработка, хранение и трансформация.

Особого внимания в структуре потенциала предприятия имеют право: трудовой, инфраструктурный и информационный потенциалы. Все они не попадают под указанную классификацию составляющих потенциала предприятия, их нельзя однозначно отнести то к субъектных, то ли к объектных составляющих.

"Трудовой потенциал" как научный термин вошел в обороте период перехода от экстенсивного к интенсивному пути развития производства. Это была своеобразная реакция науки на необходимость практики обеспечить качественное совершенствование формирования и использования совокупного способности человека как субъекта производства и управления.

Трудовой потенциал - это персонифицированная рабочая сила, которая рассматривается в совокупности своих качественных характеристик. Данное понятие позволяет, во-первых, оценить степень использования потенциальных возможностей как отдельно взятого работника, так и их совокупности, что необходимо для активизации человеческого фактора, и, во-вторых, обеспечить качественную (структурную) сбалансированность в развитии личного и вещественное факторов производства.

Инфраструктурный потенциал - сбалансированы с требованиями производства возможности цехов, хозяйств и служб, обеспечивающих необходимые условия для деятельности основных подразделений предприятия и удовлетворения социальных потребностей его персонала. При гипертрофированном развитии инфраструктуры! составляющие потенциала предприятий могут выполнять работы или оказывать определенные услуги сторонним организациям и другим субъектам рынка.

Информационный потенциал как важнейшая составляющая технико-технологической и управленческой базы современных предприятий имеет особую актуальность. Развитые страны уже перешли на новую постиндустриальную (информационную) место общественного прогресса. Эффективное хозяйствование предприятий Украины, рациональное использование их потенциала невозможно без наличия адекватного современным требованиям информационного обеспечения.

Информационный потенциал - это единство организационно-технических и информационных возможностей, обеспечивающих подготовку и принятие управленческих решений и влияют на характер (специфику) производства через сбор, хранение (накопление), обработку и распространение информационных ресурсов. В составе информационного потенциала можно отдельно выделить информационно-вычислительный потенциал , к которому принадлежит комплекс технических, программно-математических, организационно-экономических средств и специальных кадров, предназначенный для автоматизации процесса решения задач управления предприятием в различных областях человеческой деятельности.

Кроме того, информация и полученные с ее помощью знания реализуются в новых средствах труда, технологиях, профессиональном опыте рабочих, уровне организации производственных единиц, что еще раз свидетельствует о ее тесной взаимосвязи с другими составляющими потенциала предприятия.

В диссертации Репиной Инны Николаевны, "Управление предпринимательским потенциалом", впервые было предложено графоаналитических метод диагностики предпринимательского потенциала предприятия, названный автором "Квадрат потенциала». Данный метод позволяет системно установить количественные и качественные связи между отдельными элементами потенциала, уровень его развития и конкурентоспособности и на основе этого своевременно обосновать и реализовать управленческие решения по повышению эффективности функционирования предприятия. Он имеет несколько теоретических аспектов, которые необходимо учитывать при обосновании управленческих решений.

В более широком смысле графическая модель потенциала предприятия, предназначенной для проведения диагностики возможностей предприятия имеет форму сферы. Такая форма представляет все направления деятельности предприятия, тем самым раскрывает диалектику его потенциала. Но на практике трудно использовать сферическую форму для оценки потенциала предприятия.

Предлагаем упрощать графическую модель анализа к форме круга в общем виде, или в форму другой фигуры в зависимости от выбора количества направлений диагностики потенциальных возможностей предприятия (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Графоаналитическая модель потенциала предприятия

Обобщив существующий опыт в практике диагностики, приходим к выводу, что диагностику потенциала предприятия целесообразно проводить методом сравнительной комплексной рейтинговой оценки с помощью системы показателей по следующим функциональным блокам (рис. 2.4).

По первому блоку - "Производство, распределение и сбыт продукции" необходимо проанализировать:

Объем, структура и темпы производства.

Фонды производства.

Имеющийся парк оборудования и степень его использования.

Местонахождение производства и наличие инфраструктуры.

Экологию производства.

Состояние продажи.

Рис. 2.4. Распределение деятельности предприятия за функциональными блоками

в целях оценки его потенциала

По второму блоку - "Организационная структура и менеджмент" рассматривается:

Организация и система управления.

Количественный и качественный состав работников.

Уровень менеджмента.

Фирменная культура.

Следующий, третий блок - "Маркетинг", предполагает исследование:

Рынка, товара и каналов сбыта.

Нововведений.

Маркетинговых планов и программ.

И последний, четвертый блок - "Финансы" представляет собой анализ финансового состояния предприятия с помощью коэффициентов рентабельности, эффективности, деловой активности, рыночной устойчивости, ликвидности и других.

Данный перечень показателей должен удовлетворять следующим требованиям: показатели должны как можно полнее охватить все стороны производственно хозяйственной, финансовой и других видов деятельности предприятия; процесс сбора показателей должен быть простым; дублирования показателей не допускается.

В основе расчета конечной рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю из четырех вышеуказанных, разделов системы показателей с условным эталонным предприятием или предприятием, имеющим лучший результат. Таким образом, базой для получения рейтинговой оценки состояния и уровня использования предпринимательского потенциала является не субъективные представления экспертов, характерно для большинства методик оценки, а наиболее высокие результаты, которые были достигнуты в реальной конкурентной борьбе из всей совокупности объектов, сравниваются. Этот подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель нацеливается на то, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.

Алгоритм графоаналитического метода оценки потенциала предприятия "Квадрат потенциала»:

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (), то есть таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i = 1, 2, 3, n), а по столбцам - название предприятий, рассматриваются (j = 1,2, 3, m).

2. По каждому показателю находится наилучшее значение при учете коэффициента чувствительности и проводится ранжирование предприятий, с определением занятого места.

3. Для каждого предприятия находим сумму мест (Pj), полученных в ходе ранжирования по формуле:

4. Трансформируем полученную в ходе ранжирования сумму мест (Pj) в длину вектора, создает квадрат потенциала предприятия (рис. 2.5). Квадрат потенциала предприятия имеет четыре зоны в соответствии разделам (к), которые применены в рассматриваемой системе показателей и четыре вектора (В), которые создают его.

Итак, длину вектора, создает квадрат потенциала предприятия (Вк, где k = 1,2, 3, 4), находим с помощью формулы:

(2.2)

5. Определив длину всех векторов создаем квадрат потенциала предприятия и делаем соответствующие выводы.

Графоаналитический метод анализа - "Квадрат потенциала» позволяет системно установить количественные и качественные связи между отдельными элементами потенциала, уровень его развития и конкурентоспособности и на основе этого своевременно обосновать и реализовать управленческие решения по повышению эффективности функционирования предприятия. Он имеет несколько особых теоретических аспектов, которые необходимо учитывать при обосновании управленческих решений.

1. Вид квадрата потенциала может быть двух типов. Первый тип имеет правильную форму квадрата (т.е. векторы, создают его, должны быть равными или приблизиться к этому) и если в результате анализа мы будем иметь фигуру визуально близкую к квадрату, то рассматриваемое предприятие имеет сбалансированный потенциал, являются основой успеха его деятельности. Второй тип имеет искаженную форму квадрата, причина этого может быть двоякая: один вектор развит больше второго (болезненный вектор) или все векторы развиты по-разному (дисгармония векторов). Если предприятие имеет второй тип формы квадрата, то его предпринимательский потенциал требует немедленных преобразований что приведет к улучшению сбалансированности элементов потенциала.

2. Потенциалы предприятий могут быть прокласификовани по размеру как крупные, средние и малые. Большой потенциал имеют предприятия когда длина векторов, создают квадрат потенциала предприятия находится в пределах 70-100 условных единиц; средний - в пределах 30-70 у.е.; малый - до 30 у.е.

3. Внешний контур квадрата определяет возможности предприятия для развития потенциала в оптимальных параметров.

4. Второй и третий векторы квадрата потенциала ("Организационная структура и менеджмент" и "Маркетинг") выступают предпосылкой дальнейшего развития потенциала предприятия.

5. Четвертый вектор - «Финансы» - является результативным, который характеризует успешность функционирования предприятия.

Существует связь между формой и размером квадрату потенциала предприятия и его жизненным циклом, представленный на рис. 2.5.

Рис. 2.5. Связь формы и размера квадрата потенциала предприятия с его жизненным циклом

Из рисунка видно, что на первой стадии - «стадии развития» - находятся предприятия по форме потенциала второго типа и размером, который превращается от малого до среднего относительно времени прохождения стадии.

На второй стадии - «стадии успеха» - расположены предприятия, форма потенциала которых принадлежит к первому типу, а его размер превращается из среднего до большого.

Стадия упадка свидетельствует о негативных явлениях, происходящих с потенциалом предприятия, а именно о переходе ко второй формы потенциала и уменьшения его размера от большого до среднего, а затем и до велика.

ПОТЕНЦИАЛ (источники, возможности)

ПОТЕНЦИА́Л (от лат. potentia - сила), источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (напр., экономический потенциал).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ПОТЕНЦИАЛ (источники, возможности)" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    - (от лат. potentia сила) источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (напр.,… … Большой Энциклопедический словарь

    Потенциал - (от латинского potentia сила), источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - [тэ], а; м. [от лат. potentia сила] 1. Спец. Физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке. Электростатический п. 2. Книжн. Степень мощности в каком л. отношении, совокупность всех средств, возможностей, необходимых для чего л … Энциклопедический словарь

    Потенциал - (от лат. potentia сила) 1) в широком смысле источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких либо задач, достижения определенной цели; 2) (в физике) понятие, характеризующее поля каких либо физических… … Начала современного естествознания

    Потенциал - средства, запасы, источники, возможности, которые имеются в наличии и могут быть использованы для достижения определённых целен, решения каких либо задач. В военной теории П. определяется как совокупность материальных и духовных возможностей… … Словарь военных терминов

    Потенциал (от лат. potentia сила), в широком смысле средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой либо задачи; …

    I Потенциал (от лат. potentia сила) в широком смысле средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённой цели, осуществления плана, решения какой… … Большая советская энциклопедия

    Потенциал - в широком смысле средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, решения какой либо задачи; возможности отдельного лица,… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    - (англ. Creative potential) совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности. Творческий потенциал Артиста – это генетические и физиологические вокальные данные, сценические навыки,… … Википедия