Не пропускает пищу в гортань. Знаково-символические средства в обучении биологии

Итак, через носовые отверстия, а попросту ноздри, воздух попадает в носовую полость , которая похожа на пещеру с выступами, углублениями и всякими другими коридорчиками и закуточками и разделена на две части костно-хрящевой носовой перегородкой .

Стенки носовой полости оплетены густущей сетью кровеносных сосудов, покрыты слизью и тоненькими колеблющимися волосками, по научному - ресничками. Наверняка вы их видели - у некоторых особей мужского пола эти волоски прямо торчат из носа. ;)

Зачем нам все эти «навороты»?- спросите вы. Ну, вот сами прикиньте: воздух может быть холодным или горячим, в нем могут находиться всякие ненужные микробы, вредные вещества и прочая бяка. И если вся эта гадость проникнет внутрь, поверьте, ни к чему хорошему это не приведет! Но, на пути всего этого безобразия гордо стоит наш нос-пограничник! Смотрите, что получается: холодный воздух, попадая в носовую полость, нагревается теплом кровеносных сосудов, а горячий, наоборот, отдавая им часть тепла -остывает. Всякие микробы и пыль прилипают к слизи, обволакиваются ею, и с помощью колебания волосков-ресничек выдворяются из носа. (О, как витиевато получилось описание соплей:)!).

В итоге, проходя через нос, воздух становится чистым, не очень холодным или горячим, т.е. как раз то, что надо нашему организму. Вот такой вот климат-контроль, уважаемые дамы и господа, имеется у нас с вами, причем покруче, чем у любого современного автомобиля!

Кстати, и чихает наш организм для того, что бы очистить носовую полость от пыли и частиц, вызывающих раздражение слизистой оболочки. То, что мы в действительности делаем при чихании - это резкий вдох воздуха, который почти тотчас сразу выдыхаем и А-А-А-А-ПЧХИ! Будьте здоровы! Кстати, разлетающиеся при этом капельки воды, движутся со скоростью около 150 километров в час!

Продолжим. Из носа воздух попадает в глотку , где перекрещиваются пути пищеварительной и дыхательной систем. Если вы дрессировщик, то наверняка можете рассмотреть это детально, засунув голову в пасть льву или тигру. Так вот, в итоге пища идет из глотки в желудок по пищеводу , а воздух идет дальше через гортань и трахею. Ну а для того, чтобы пища попадала куда нужно, т.е. в пищевод, при каждом проглатывании отверстие гортани прикрывается особым хрящом-клапаном, именуемым надгортанником. К счастью, это происходит автоматически, и нам не приходится всякий раз, когда мы глотаем, вспоминать о том, что нужно закрыть дыхательное горло и открыть «питательное». Правда, изредка этот автоматический механизм подводит нас, и пища попадает «не в то горло»….

Ну а далее, воздух из глотки попадает в трахею , которая похожа на гофрированную трубку. Трахея, как дерево, начинает ветвиться: делиться на две трубочки-бронхи , которые входят в легкие. У нас в груди расположено два легких. Они немного похожи на конусы: верхняя часть – суженная, а нижняя - более широкая. Правое легкое состоит из трех, а левое из двух долей, потому что третья доля ну никак не умещается, ведь там же еще сердце должно быть! Входящие в легкие бронхи также ветвятся, образуя ветки и веточки из более мелких трубочек бронхов. Все веточки-бронхи заканчиваются пузырьками, которые очень похожи на воздушные шарики и называются альвеолами . В общем, если вы перевернете яблоню «вверх ногами», то вот оно самое и получиться. Кстати, альвеол насчитывается около 700 миллионов, каждая из которых имеет диаметр 0,2 и толщину стенки 0,04 миллиметра.

Проверенное домашнее средство для лечения простуд, ОРВИ и Ангин без вмешательства врачей и долгих походов по поликлиникам…

Знание анатомии и физиологии любого органа полезна как для обычного человека, так и для врача. Для обычного человека, знание строения гортани (ларинкс – в переводе на латинский язык), помимо глотки – помогает понять, как появляется голос, почему он меняется в пубертатном периоде.

Анатомия помогает понять, что происходит в момент, когда человек кашляет или в дыхательные пути попадает инородное тело.

Мало кто знает, что есть носовая часть глотки, ротовая и гортанная части глотки.

Гортанная часть глотки, начинается от входа в гортань до входа в пищевод. На передней стенке гортанной части глотки находиться вход в ларинкс.

Анатомия глотки состоит только из мышечной составляющей, артерий, вен и нервов. Для врача анатомия глотки и других структур, которые входят в понятие «горло» помогает в лечении различных ЛОР-заболеваний, при проведении оперативных вмешательств.

Знание анатомии глотки и других структур позволяет не нарушить кровеносные и венозные сосуды, нервы при трахеотомии или других операциях. Ведь если нарушить иннервацию органа, то он больше не сможет выполнять свои функции.

Где находится гортань?

Гортань находится в передней области шеи. Относительно позвоночника она находится на уровне 4-7 позвонков шеи. С фронтальной стороны она покрыта подподъязычными мускулами.

Важно знать! С боков к органу прилегает щитовидная железа, а сзади – гортанная часть глотки, которая переходит в пищевод.

Когда человек глотает, надгортанник смещается с помощью над- и подъязычных мускулов. Строение гортани мужчины отличается от женщины (она значительно больше у мужчин).

Основу органа составляют хрящи, которые крепятся связками и мускулами.

Знания, где находится ларинкс, помогают правильно сделать коникотомию, крикоконикотомию, трахеотомию.

Данные медицинские манипуляции направлены на возобновление дыхательной функции человека при попадании инородного тела.

Отзыв нашей читательницы - Алины Епифановой

Недавно я прочитала статью, в которой рассказывается о том, что частые ПРОСТУДЫ, АНГИНЫ, НАСМОРК показатели сбоя в иммунной системе. А с помощью натурального элексира «ЗДОРОВ», можно укрепить иммунитет, защитить организм от вирусов. Ускорить процесс выздоровления в несколько раз.

Я не привыкла доверять всякой информации, но решила проверить и заказала одну упаковку. Изменения я заметила уже через неделю: постоянные головные боли, слабость, сонливость, заложенность носа, ком в горле прошли. Простуда больше меня не беспокоит. Попробуйте и вы, а если кому интересно, то ниже ссылка на статью.

В данном случае, человек не может откашлять инородное тело и начинает задыхаться, возникает асфиксия, которая приводит к потери сознания и смерти.

Функции органа

Различают несколько функций гортани: защитная и голосовая. Защитная функция заключается в том, чтобы согревать и увлажнять воздух, который проходит с нижнего отдела глотки в трахею. Кроме того, воздух очищается от пыли и нейтрализуются газообразные примеси.

Ларинкс препятствует попаданию инородных частиц в трахею путем сокращения надгортанника. Когда попадает инородное тело, происходит спазм голосовой щели и вызывается кашель, иногда наблюдается рвотный рефлекс.

Это связано с тем, что реакция на кашель и рвоту (дыхательный и рвотный центры очень близко друг к другу) находятся в столбе мозга.

Для лечения и профилактики воспаленного горла при ангине(тонзиллите), фарингите, простуде и гриппе, наши читатели успешно используют эффективный метод, на основе натуральных компонентов. Мы пообщались с людьми, которые действительно испробовали этот метод на себе и решили предложить его вам.

Голосовая функция осуществляется путем выхода воздуха из легких наружу, что приводит к колебанию голосовых связок и возникновением определенного звука. Звук формируется через прохождение резонансных полостей.

К первой резонансной полости относится пространство под надгортанником, морганиевы желудочки, ротовая часть глотки, носовая часть глотки, рот и нос. Ко второй – легкие и бронхи.

Относительно мутации голоса, которая происходит в пубертатном периоде, можно сказать следующее: гортань становится мощнее, увеличиваются связки, меняется голос. Данное явление более характерно для мальчиков, длится от нескольких месяцев до одного года.

Чтобы пища не попадала в гортань, надгортанник закрывает вход в нее при глотании, будь это слюна или пища. Это все происходит рефлекторно (безусловный рефлекс), при нарушении иннервации, возможно попадание слюны в гортань, что вызывает кашель.

Анатомия

Согласно анатомической структуре, гортань выглядит как сложная мозаика из хрящей и связок, но в совокупности представляет собой важный орган, с помощью которого человек может говорить.


Есть два вида хрящей:

непарные: щитовидный, также сюда относят перстневидный и надгортанный хрящи; парные: черпаловидный, также сюда будет относиться рожковидный, клиновидный.

Щитовидный хрящ анатомически напоминает вид щита. Состоит из верхней щитовидной вырезки, она отлично чувствуется, если потрогать через кожу (так называемый отступ гортани).

Щитовидный хрящ имеет отверстие, через которое проходит гортанная артерия. Там, где есть щитовидный хрящ, анатомически находится щитовидная железа.

Перстневидный хрящ выглядит как перстень, состоит из пластинки и дуги. Надгортанный хрящ (надгортанник) – находится сзади и снизу корня языка.

Черпаловидный хрящ относится к парным хрящам. Анатомия хряща подразумевает основание с суставной поверхностью и верхушку. В верхней части есть холмик, а в нижней – гребешок, ниже которого есть продолговатая ямка, куда крепиться голосовая мышца.

Кроме того, различают мышечный, голосовой отростки, к последнему крепиться голосовая связка и одноименная мышца. Хрящи гортани соединяются с помощью связок и суставов. Различают: щитоподъязычную мембрану, срединную, латеральную щитоподъязычную связки.

Щитовидный хрящ с надгортанником связаны перстнещитовидным суставом и связкой. Сустав имеет перстнещитовидную суставную капсулу, которая при креплении образует рожково-перстневидную связку. В результате щитовидный хрящ может двигаться вверх и вниз. Из-за этих действий натягиваются голосовые связки.

Со стороны перстнещитовидной связки есть фиброзно-эластическая мембрана. Соединение перстневидного и черпаловидного хряща происходит путем перстнечерпаловидного сустава, суставной капсулой и перстнечерпаловидной связкой.

Строение гортани человека включает также мышцы:

мускулы, которые обуславливают двигательную функцию гортани; мускулы, которые задействуют отдельные хрящи гортани.

Вторая группа мускулов помогает менять положение надгортанника во время глотания, дыхания.

Анатомия кровоснабжения: гортань кровоснабжается верхней и нижней гортанной артериями. Иннервация гортани проводится одноименными нервами. Анатомия лимфооттока: лимфа отводится от гортани к передним и боковым шейным лимфоузлам. Иннервация гортани проводится одноименными нервами.

Вы все еще думаете, что избавиться от постоянных простуд и заболеваний горла невозможно?

Судя по тому, что вы читаете эту статью - вы не по наслышке знаете что такое:

сильная боль в горле даже при глотании слюны… дерущий кашель… постоянное ощущения комка в горле… осипший голос…. озноб и слабость в теле… заложенность в носе и отхаркивание соплей… потеря аппетита и сил…

А теперь ответьте честно себе на вопрос: вас это устраивает? Сколько сил, времени и денег вы уже «слили» на неэффективное лечение? Ведь рано или поздно ситуация УСУГУБИТСЯ. И все может закончиться плачевно…

Пора наконец-то покончить с этой проблемой! Согласны? Именно поэтому мы решили опубликовать эксклюзивную методику Елены Малышевой, в которой она рассказала о методах лечения и профилактики заболеваний ГОРЛА и ПРОСТУДЫ. Читать статью->

Ирина Коваль

Горло - человеческий орган, который относят к верхним дыхательным путям.

Функции

Горло помогает продвижению воздуха к дыхательной системе и пищи по пищеварительной системе. Также в одной из частей горла расположены голосовые связки и защитная система (предотвращает попадание пищи мимо своего пути).

Анатомическое строение горла и глотки

Горло имеет в себе большое количество нервов, важнейших кровеносных сосудов и мышц. Выделяют две части горла - глотку и гортань. Продолжает их трахея. Функции между частями горла поделены следующим образом:

Пищу в пищеварительную систему и воздух в дыхательную систему продвигает глотка. Голосовые связки работают благодаря гортани.

Глотка

Другое название глотки - фаринкс. Она начинается в задней части ротовой полости и продолжается дальше вниз шеи. Форма глотки - перевернутый конус.

Более широкая часть располагается в основании черепа для прочности. Узкая нижняя часть соединяется с гортанью. Наружная часть глотки продолжает наружную часть рта - на ней довольно много желез, которые вырабатывают слизь и помогают увлажнять горло во время речи или приема пищи.

У глотки есть три части - носоглотка, ротоглотка и отдел глотания.

Носоглотка

Самая верхняя часть глотки. У нее есть мягкое небо, которое ее ограничивает и при глотании защищает нос от попадания в него пищи. На верхней стенки носоглотки есть аденоиды - скопление ткани на задней стенке органа. Носоглотку с горлом и средним ухом соединяет специальный проход - евстахиева труба. Носоглотка не настолько подвижна, как ротоглотка.

Ротоглотка

Средняя часть глотки. Находится сзади ротовой полости. Основное, за что отвечает этот орган - доставка воздуха к органам дыхания. Речь человека возможно благодаря сокращениям мышц рта. Еще в ротовой полости расположен язык, который способствует движению пищи в пищеварительную систему. Самые важные органы ротоглотки - миндалины, именно они чаще всего задействованы в разных болезнях горла.

Отдел глотания

Самый нижний из отделов глотки с говорящим названием. Имеет комплекс сплетений нервов, которые позволяют поддерживать синхронную работу глотки. Благодаря этому воздух поступает именно в легкие, а пища именно в пищевод и все происходит одновременно.

Гортань

Гортань располагается в теле следующим образом:

Напротив шейных позвонков (4-6 позвонки). Сзади - непосредственно гортанная часть глотки. Спереди - гортань образуется, благодаря группе подъязычных мышц. Вверху - подъязычная кость. Сбоку - гортань прилегает своими боковыми частями к щитовидной железе.

У гортани есть скелет. У скелета есть непарные и парные хрящи. Хрящи соединены суставами, связками и мышцами.

Непарные: перстневидный, надгортанный, щитовидный.

Парные: рожковидные, черпаловидные, клиновидные.

Мышцы гортани, в свою очередь, тоже делятся на три группы:

Сужают голосовую щель четыре мышцы: щиточерпаловидная, перстнечерпаловидная, косая черпаловидная и поперечная мышцы. Расширяет голосовую щель только одна мышца - задняя перстнечерпаловидная. Она является парной. Напрягают голосовые связки две мышцы: голосовая и перстнещитовидная.

У гортани есть вход.

Сзади этого входа - черпаловидные хрящи. Они состоят из рожковидных бугорков, которые находятся сбоку слизистой оболочки. Спереди - надгортанник. По бокам - черпалонадгортанные складки. Они состоят из клиновидных бугорков.

Полость гортани делится на три части:

Преддверие - растягивается от преддверных складок до надгортанника, складки образуются слизистой оболочкой, а между этими складками - преддверная щель. Межжелудочковый отдел - самый узкий. Растягивается от нижних голосовых связок до верхних связок преддверия. Сама узкая его часть именуется голосовой щелью, а создается она межхрящевой и перепончатой тканями. Подголосовая область. Исходя из названия понятно, что находится снизу голосовой щели. Расширяется и начинается трахея.

У гортани три оболочки:

Слизистая оболочка - в отличии от голосовых связок (они из плоского неороговевающего эпителия) состоит из многоядерного призматического эпителия. Фиброзно-хрящевая оболочка - состоит из эластичных и гиалиновых хрящей, которые окружены волокнистой соединительной тканью, и обеспечивает вся эта конструкция каркас гортани. Соединительнотканная - связующая часть гортани и других образований шеи.

Гортань ответственна за три функции:

Защитная - в слизистой оболочке есть мерцательный эпителий, а в нем находится много желез. И если пища попала мимо, то нервные окончания осуществляют рефлекс - кашель, который выводит пищу обратно из гортани в рот. Дыхательная - связана с предыдущей функцией. Голосовая щель может сжиматься и расширяться, тем самым направляя потоки воздуха. Голосообразовательная - речь, голос. Характеристики голоса зависят от индивидуального анатомического строения. и состояния голосовых связок.

На картинке строение гортани

Заболевания, патологии и травмы

Существуют следующие проблемы:

Ларингоспазм Недостаточное увлажнение голосовых связок Тонзиллит Ангина Ларингит Отек гортани Фарингит Стеноз гортани Паратонзиллит Фарингомикоз Абсцесс ретрофарингеальный Склерома Абсцесс парафарингеальный Поврежденное горло Гипертрофированные небные миндалины Гипертрофированные аденоиды Травмы слизистых Ожоги слизистых Рак горла Ушиб Перелом хрящей Травма соединения гортани и трахеи Удушье Туберкулез гортани Дифтерия Интоксикация кислотой Интоксикация щелочью Флегмона

Сопутствующие проблемы, которые вызывают боль в горле:

Курение Вдыхание дыма Вдыхание пыльного воздуха ОРЗ Коклюш Скарлатина Грипп

Для установления точной причины боли и раздражения в горле и для назначения подходящего лечения незамедлительно обращайтесь к врачу.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По теме «Дыхательная система».

I ВАРИАНТ.

А) в плевральной полости отрицательное давление, ниже атмосферного

Б) при вдохе объем грудной клетки увеличивается, а диафрагма поднимается

В) при выдохе объем альвеол увеличивается

Г) в усиленном вдохе принимают участие брюшные мышцы

Д) центры вдоха и выдоха располагаются в продолговатом мозге

    Сопоставьте суждения:

1. не пропускает пищу в гортань

2. не дает трахее сужаться

3. очищает воздух от пыли и микробов

4. все легкие покрыты

6. место газообмена между легкими и кровью

а - бронхи

б - трахея

в - альвеолы

г - надгортанник

д - хрящевые полукольца

е - плевра

ж - слизистая оболочка

з - носовая полость

    Определите путь воздуха при вдохе:

    Терминологический диктант:

дыхание, гортань, альвеолы, газообмен легких, надгортанник.

    Закончите предложение:

А) Самые мелкие бронхи заканчиваются микроскопическими заполненными воздухом легочными пузырьками – …

Б) Необходимый для дыхания компонент воздуха – ...

В) Крупные парные органы конусообразной формы, осуществляющие обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью – …

    Дополнительная оценка:

    Как проявляется туберкулез легких? В чем выражается эта болезнь?

    В чем различие между биологической и клинической смертью?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По теме «Дыхательная система»

II ВАРИАНТ.

    Выберите правильные суждения:

А) из носовой полости воздух попадает в гортань

Б) легкие покрыты плеврой

В) при выдохе – объем грудной клетки уменьшается

Г) бронхи заканчиваются альвеолами

Е) газообмен происходит в трахее

    Сопоставьте суждения:

1. хрящевые полукольца

2. нагревание воздуха

3. сеть ветвящихся трубочек

4. расширение грудной полости

5. носовая полость покрыта

6. щитовидный хрящ находится

а - бронхи

б - трахея

в - выдох

г - гортань

д - вдох

е - плевра

ж - слизистая оболочка

з – носовая полость

    Определите путь воздуха при выдохе:

А – легкие – бронхи – трахея – гортань – носовая полость

Б – носовая полость – трахея – гортань – бронхи – легкие

В – носовая полость – гортань – трахея – бронхи – легкие

Г – носовая полость – гортань – бронхи – трахея – легкие

    Терминологический диктант:

носоглотка, бронхи, дыхание, трахея, плевра.

    Закончите предложение:

А) Самый крупный хрящ гортани – ...

Б) Хрящевые полукольца, соединенные связками – …

В) Показатель дыхания – …

    Дополнительная оценка:

    Как проявляется рак легких? В чем выражается эта болезнь?

    Что такое жизненная емкость легких? О чем говорит этот показатель?

Ответы на контрольную работу по теме «Дыхательная система».

I вариант

    А, Б, Г, Д

    1 – г

2 – д

3 – з

4 – е

5 – б

6 – в

Гортань – трубка, состоящая из хрящей и выполняющая функцию голосообразования.

Альвеолы – пузырьки, находящийся на концах бронхиол и выполняющие функцию газообмена.

Газообмен легких – процесс поступления кислорода в легкие.

Надгортанник – хрящ гортани, защищающий воздухоносные пути от попадания пищи.

    А – альвеолы

Б – кислород

В – легкие

    1) Туберкулез – заболевание дыхательной системы, возбудителем которой является палочка Коха. Она может проникать в организм через дыхательные пути, вместе с пищей, при разговоре, кашле и чихании больного. Симптомами туберкулёза лёгких является длительный с , иногда с , появляющимся на более поздних стадиях, слабость, ночная потливость и значительное похудение. Профилактикой лечения туберкулеза – флюорография.

    Смерть – прекращение жизнедеятельности всего организма от прекращения дыхания, до остановки сердца, но пока работает мозг – есть возможности вернуть все остальные органы к нормальному функционированию. Этот процесс, когда все обратимо, называется клинической смертью. Она длится несколько минут. Биологическая смерть – связана со смертью всего организма, в том числе и прекращения жизнедеятельности головного мозга. И этот процесс необратим.

II вариант

    Б, В, Г.

    1 – б

2 – з

3 – а

4 – д

5 – ж

6 – г

    Носоглотка – небольшая полость, плавно переходящая в ротовую часть глотки.

Бронхи – сеть ветвящихся трубочек небольшого диаметра.

Дыхание – процесс обмена газов между клетками организма и окружающей средой.

Трахея – хрящевые полукольца, связанные между собой связками, способствует самоочищению легких, благодаря мерцательному эпителию.

Плевра – оболочка, покрывающие легкие.

    А – щитовидный

Б – трахея

В – жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

    1) Рак – новообразование эпителиальной ткани бронхов, которая разрастается, и перерастает в опухоль. Выражается в истощении организма и дальнейшей его смерти. Симптомами рака легкого может служить курение человека, вирус папилломы человека. Методом диагностики рака на ранних стадиях является – флюорография.

2) ЖЕЛ – показатель дыхания человека, это объем максимального количества воздуха, которое может б ыть забрано в легкие после максимального выдоха. Этот показатель зависит от пола, возраста, роста, степени тренированности человека. Если у человека ЖЕЛ небольшая – воздух глубоко пре проникает, а лишь остается в воздухоносных путях, это говорит о слабо развитых дыхательных мышцах. При высокой ЖЕЛ – вентиляция легких осуществляется при более глубоком дыхании.

Знаково-символические средства в обучении биологии

Словесная форма представления информации в процессе обучения не универсальна и не оптимальна, что объясняет стремление преподавателей более широко использовать на уроках разнообразные графические средства. Разнообразие форм представления информации активизирует процесс усвоения материала, учит ребят быстро разбираться в таблицах, схемах, диаграммах, самостоятельно их составлять.

Одна из педагогических новаций последнего времени состоит в использовании знаково-символических систем (ЗСС). Они выполняют ориентировочную функцию, значительно облегчая усвоение учебного материала. Применение ЗСС в процессе обучения биологии развивает логическое мышление учащихся, облегчает усвоение материала при изучении сложных биологических понятий.

Использование ЗСС сводится к моделированию явлений и процессов с помощью знаков-символов и включает ряд этапов.

Подготовительным этапом в моделировании служит предварительный анализ на основе знаний соответствующего предмета. Само моделирование – это перевод реальности на знаково-символьный язык с учетом адекватности, автономности, условности, обобщенности, морфизма и структурности. При преобразовании модели должен быть выделен инвариант, который сохраняется в результате всех преобразований. Последний этап в моделировании – сопоставление полученных результатов с реальностью.

Чтобы лучше увидеть общие черты изучаемых систем, процессов и явлений (иначе – действий), надо отвлечься от ненужных в данном случае свойств предметов, перейти на этап материализованного действия и оперировать с моделями, свободными от всех других свойств, кроме нужных в данном случае. Это может быть какая-то графическая схема, образная или знаковая модель, которая поможет ученику усвоить суть изучаемых действий.

Построение и работа с моделями реальных действий составляет обязательный и очень важный этап их изучения.

Целенаправленная учебная деятельность начинается с выяснения необходимости введения конкретного научного понятия и определения его строения. Чтобы его изучать, надо его овеществить, материализовать, т.е. построить некоторую его модель (предметную или знаково-символическую).

Умению составлять схему и пользоваться ею надо учить.

Учителю следует организовать полноценный переход от контроля со стороны педагога к взаимному контролю учащихся (работа в парах – статических, динамических, вариационных, в малых группах или опосредованный самоконтроль с помощью программированных заданий).

Как пример применения моделирования в учебном процессе мы предлагаем урок биологии «Дыхательные движения» в теме «Дыхание» (9-й класс), которая изучается на протяжении 5 уроков. Урок рассчитан на 80–90 мин.

С помощью ЗСС особенно динамично, на наш взгляд, формируются биологические понятия, отражающие морфолого-анатомическое строение органов дыхания. Эти особенности строения легко иллюстрируются в статических схемах.

Для отражения функциональных процессов ЗСС менее эффективны. Здесь нужны схемы, отражающие динамику биологических процессов и целостность в функционировании. В этом помогает применение компьютерной техники.

Урок «Дыхательные движения» проходит эффективнее, если к его проведению привлекается учитель информатики.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания по теме «Значение дыхания. Воздухоносные пути»

1. Биологический диктант (программированный контроль). Сопоставьте органы дыхательной системы с их признаками и зашифруйте их.

Органы

1. Слизистая оболочка.
2. Легочные пузырьки.
3. Легкие.
4. Бронхи.
5. Трахея.
6. Надгортанник.
7. Гортань.
8. Хрящевые полукольца.
9. Плевра.
10. Носовая полость.

Признаки

А. Не пропускает пищу в гортань.
Б. Не дает трахее сужаться.
В. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов.
Г. Образует поверхностный слой воздухоносных путей.
Д. Выстилает наружную поверхность легких.
Е. Покрывает стенку грудной полости изнутри.
Ж. Внутри содержит голосовые связки.
З. Путь вдыхаемого воздуха от гортани до легочных капилляров.
И. Место газообмена между легкими и кровью.

2. Вопросы для фронтальной беседы (использование опорного конспекта).

1. Почему без воздуха человек не может прожить даже 10 минут?
2. Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в легкие. Проследите, какой путь пройдет с воздухом эта молекула от ноздрей до легких?
3. Как правильнее дышать – носом или ртом?
4. Если кролику в носовую полость ввести трубочку, то через некоторое время он погибнет. Почему?
5. Что произошло бы с человеком, если бы у него не было мерцательного эпителия?
6. Почему голос у мужчин грубее и ниже, чем у женщин?
7. У млекопитающих и птиц тоже есть голосовые связки, многие птицы чудесно поют. Почему же животные не разговаривают?
8. Объясните исчезновение феноменального голоса Робертино Лоретти.
9. Назовите имя певицы, голос которой имел диапазон от баритона до колоратурного сопрано.

II. Объяснение новой темы

Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его при окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. Движение грудной клетки, перемещение воздуха – лишь внешнее проявление дыхания у животных и человека.

Рассмотрим механизм дыхательных движений(использование опорного конспекта).

1-й блок – «Вдох». Вдох начинается с автоматического возникновения ритмических импульсов в дыхательном центре (ДЦ). Они вызывают сокращение дыхательных мышц (ДМ) – межреберных мышц и диафрагмы. Ребра поднимаются, диафрагма натягивается и объем грудной полости (ГП) увеличивается. (Учащиеся вместе с учителем делают глубокий вдох .)

Легкие механически следуют за движением грудной клетки, растягиваются и расширяются. Давление (Р) внутри легких падает и становится ниже атмосферного, поэтому воздух втягивается в легкие. Происходит вдох.

2-й блок – «Выдох» . После вдоха межреберные мышцы и мышцы диафрагмы (ДМ) расслабляются, ребра опускаются вниз, диафрагма втягивается в грудную полость. Объем грудной полости уменьшается, происходит механическое сжатие легких. Давление в грудной клетке становится выше атмосферного. Происходит выдох.

Как видим, механизмы вдоха и выдоха различаются между собой, но их объединяет, во-первых, автоматия, во-вторых, то, что руководит обоими процессами дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге. Поэтому блоки «Вдох» и «Выдох» объединены сигналами «ДЦ» и «Автоматия».

(Учитель вместе с учащимися еще раз разбирают механизм двигательных движений, делают глубокий вдох и выдох. Далее учитель демонстрирует работу органов дыхания на аппарате Дондерса. )

3-й блок. При относительном покое человек совершает в среднем 16 дыхательных движений (вдох + выдох) в одну минуту.

Учащиеся записывают в тетрадь определение: количество воздуха, проходящее через легкие за одну минуту, называется легочной вентиляцией.

В плохо проветриваемых помещениях частота дыхательных движений возрастает в два и более раз, т.к. нервные клетки дыхательного центра чувствительны к углекислому газу, содержащемуся в крови. Таким образом, дыхательные движения регулируются нервным и гуморальным путем.

О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко «Счастье»:

«...Ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его – и наяву, и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свежим воздухом. Есть – на открытом воздухе, а спать – непременно. Привыкайте относиться к воздуху как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман... Пейте только проточный воздух... Держитесь в своей болезни политики открытых дверей».

Задание: восстановить в нужной последовательности графическую информацию, иллюстрирующую механизм дыхательных движений.

(Опорный конспект убирается. Учащимся предлагается выполнить задание с помощью компьютера. Один из учащихся выполняет его на магнитной доске, используя таблички с отдельными фразами 1-го и 2-го блоков опорного конспекта .)

Проверка выполнения задания и общее обсуждение.

Значение правильного дыхания (сообщение учителя или учащегося).

Правильнее всех дышат певцы, музыканты, играющие на духовых инструментах, спортсмены, йоги. Они в полной мере используют возможности грудной клетки, дыхательных мышц и диафрагмы.

От правильного дыхания зависят здоровье и продолжительность жизни человека. Причина возникновения многих болезней – в неправильном дыхании. Из трех возможных типов дыхания (глубокого, грудного и поверхностного) человек на практике использует лишь один, который сопровождается внутренним массажем только определенной группы органов. В других органах, не получающих необходимых стимулов, обмен веществ отклоняется от нормы, появляется риск возникновения заболеваний.

Малая подвижность приводит к недостаточному дыханию тканей. Кислородное голодание сердечной мышцы вызывает болевые ощущения в области сердца. Слабый приток кислорода к мозгу может вызвать головные боли, головокружение.

Выполняя предлагаемые дыхательные упражнения, вы включаете процесс обмена веществ во всех органах.

Упражнение 1. Глубокое дыхание

Глубокое дыхание своеобразным внутренним массажем воздействует на брюшную полость, тем самым снижается вероятность заболеваний желудка, двенадцатиперстной кишки, кишечника, желчного пузыря и желчевыводящих протоков, селезенки, поджелудочной железы, почек, передней доли печени.

Встаньте прямо, сделайте медленный глубокий вдох. Во время вдоха максимально выпячивайте живот вперед. После вдоха задержите дыхание на 1 с, а затем, выполняя глубокий медленный выдох, постарайтесь максимально втянуть в себя живот.

Продолжительность вдоха и выдоха должны быть равны. Постепенно увеличивайте продолжительность вдоха и выдоха. Дышите через нос.

Выполнять упражнение необходимо 20–25 раз через 2–2,5 ч после еды или натощак. Наибольший оздоровительный эффект достигается при занятиях на свежем воздухе.

Это упражнение, кроме массажа органов брюшной полости, успокаивает, предохраняет от возникновения нервных стрессов.

Упражнение 2. Грудное дыхание

Грудное дыхание влияет на работу сердца, печени, селезенки, легких, тренирует мышцы, предохраняет от возникновения простудных заболеваний.

Для выполнения этого упражнения встаньте прямо, руки опустите и разведите в стороны на 5 см от туловища. После этого сделайте глубокий грудной вдох. Старайтесь, чтобы грудная клетка поднялась как можно выше и максимально расширилось пространство между ребрами, особенно в подмышечной области.

После того, как сделали медленный грудной вдох, задержите дыхание на 1 с, а затем делайте медленный выдох, стремясь выдохнуть как можно больше воздуха. Продолжительность вдоха и выдоха должны быть равны. Во время выполнения упражнения дышите через нос.

Упражнение выполняется натощак или спустя 2 ч после еды. Повторяйте его 20–25 раз. Старайтесь со временем увеличивать продолжительность вдоха и выдоха.

Тем, кто при дыхании активно использует живот, для успешного выполнения этого упражнения надо одной рукой надавить на живот, чтобы исключить его участие в дыхании.

Упражнение 3. Поверхностное дыхание

Поверхностное дыхание влияет на работу коры головного мозга, верхних дыхательных путей, органов зрения, слуха, обоняния, укрепляет иммунную систему организма, нормализует работу половых органов. Такое дыхание помогает быстро снять усталость и апатию, увеличивает работоспособность человека.

Встаньте прямо, сделайте короткий вдох только за счет максимального подъема плеч вверх. Затем сделайте сразу выдох, опуская плечи вниз. Во время движения плеч воздухом заполняется верхняя область легких.

Упражнение повторяется 30–60 раз. Его нужно выполнять 2–3 раза в день на голодный желудок или через 2,5 ч после еды.

Выполнять комплекс этих упражнений необходимо всем ежедневно, чтобы помочь себе сохранить здоровье на долгие годы.

Особенно много приемов дыхания разработали йоги. Дыханию они отводят едва ли не главное место в системе физического и психического совершенствования человека. Йоги убеждены, что, управляя дыханием, можно излечивать недуги, побеждать в себе страх, преодолевать боль. Выполняя дыхательные упражнения, йоги одновременно занимаются самовнушением.

Дыхание и движение

Правильно дышать – это значит дышать ритмично и без задержки. Ритмичность дыхания поддерживается ритмичностью движения. Всякое движение, при котором уменьшается объем грудной клетки, должно совпадать с выдохом, а вдох – с движением, которое способствует увеличению грудной клетки. Этим достигается глубина вдоха и выдоха. Поэтому при гимнастических упражнениях, когда разводите руки в стороны, разгибаете ноги или туловище, делайте вдох, а когда сводите руки, сгибаете туловище и ноги – выдох.

С выдохом совпадают наиболее сильные, резкие и быстрые движения. Опытный боксер, например, делает удар на выдохе. Обычно выдох немного продолжительнее вдоха, а во время пения он может длиться в 30–50 раз дольше вдоха. Во время движения часто нарушается ритм и бывает необходима задержка дыхания. Пловец в момент гребка должен задержать дыхание – это увеличивает обтекаемость тела и облегчает его движение в воде.

4-й блок . При вдохе и выдохе в спокойном состоянии через легкие проходит около 500 см 3 воздуха. Наибольший объем воздуха, который может выдохнуть человек после самого глубокого вдоха, составляет в среднем 3500 см 3 . Это жизненная емкость легких. У разных людей она различная. Ее определяют при медицинском обследовании с помощью специального прибора – спирометра (демонстрация прибора и его работы).

Объем воздуха в легких

1500 см 3 остаточный воздух – количество воздуха, которое остается после максимального выдоха.

1500 см 3 – резервный воздух – количество воздуха, которое можно выдохнуть после спокойного выдоха.

500 см 3 – дыхательный объем – количество воздуха, которое можно вдохнуть или выдохнуть при спокойном дыхании.

1500 см 3 – дополнительный воздух – то количество воздуха, которое можно вдохнуть после спокойного вдоха.

5-й блок . Содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе не одинаково. Если во вдыхаемом воздухе содержится 21% кислорода, 79% азота, 0,03% углекислого газа, небольшое количество водяных паров и инертных газов, то в выдыхаемом воздухе – 16% кислорода, 4% углекислого газа, незначительное количество водяных паров, 79% азота и инертных газов. Чем объясняется различное содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?

6-й блок . Различный состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха объясняется обменом газов в легочных пузырьках. Концентрация углекислого газа в венозных капиллярах легочных пузырьков гораздо выше, чем в воздухе, заполняющем легочные пузырьки. Углекислый газ из венозной крови поступает в легочные пузырьки и во время выдоха выводится из организма. Кислород проникает в кровь и вступает в химическое соединение с гемоглобином – кровь из венозной превращается в артериальную.

В каком круге кровообращения это происходит? (В малом .)

Из капилляров большого круга кровообращения кислород поступает в ткани. В артериальной крови кислорода больше, чем в клетках, поэтому он легко диффундирует в них и используется в окислительных процессах. Углекислый газ из клеток поступает в кровь. Таким образом, в тканях органов происходит превращение артериальной крови в венозную.

Куда поступает кровь по венам большого круга кровообращения? (В правое предсердие, затем в правый желудочек, оттуда в легкие . Работа с таблицей «Круги кровообращения». )

III. Закрепление пройденного материала (работа в парах за компьютером или групповая работа по карточкам).

Вариант 1

1. Сколько воздуха (м 3) расходует на дыхание класс из 35 человек в течение 45 мин урока, если один ученик в среднем делает 16 вдохов в минуту по 500 см 3 воздуха за каждый вдох?

2. Какое значение имеет герметичность стенок грудной полости в механизме вдоха?

Вариант 2

1. В течение урока (45 мин) класс из 35 человек расходует 12,6 м 3 воздуха, 1 ученик поглощает с каждым вдохом 500 см 3 . Сколько вдохов делает в среднем за 1 мин каждый ученик этого класса?

2. Как связаны функции кровеносной и дыхательной систем?

Вариант 3

1. В течение урока (45 мин) класс из 35 человек расходует 12,6 м 3 воздуха, 1 ученик делает в среднем 16 вдохов в 1 мин. Какой объем воздуха он поглощает с каждым вдохом?

2. Какова роль дыхательной и кровеносной систем в поддержании постоянства состава внутренней среды организма?

Вариант 4

1. Во время урока класс расходует на дыхание 12,6 м 3 воздуха. Один девятиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 мин по 500 см 3 воздуха за вдох. Сколько в данном классе человек?

2. Какие, виды физической работы и спорта одновременно развивают и мышцы сердца, и дыхательные мышцы?

Вариант 5

1. Один ученик в среднем делает 16 вдохов в 1 мин по 500 см 3 воздуха за вдох. Какое время понадобится классу из 35 человек, чтобы израсходовать на дыхание 12,6 м 3 воздуха?

2. Каковы общие признаки натренированности легких и сердца в результате физических упражнений и физического труда?

Вариант 6

1. Сколько воздуха (м 3) расходует на дыхание класс из 26 человек в течение 30 мин урока, если один ученик в среднем делает 15 вдохов в 1 мин по 550 см 3 воздуха за вдох?

2. У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда происходит потеря сознания – наступает «горная болезнь». Почему?

Вариант 7

1. В течение 30 мин класс из 26 человек расходует примерно 6,4 м 3 воздуха. Один ученик поглощает с каждым вдохом 550 см 3 . Сколько вдохов делает в среднем каждый ученик этого класса за 1 мин?

2. Почему при глубоком продолжительном дыхании может наступить остановка дыхания и потеря сознания?

Вариант 8

1. В течение получаса класс из 26 человек расходует примерно 6,4 м 3 воздуха. Один ученик делает в среднем 15 вдохов в 1 мин. Столько он поглощает воздуха за один вдох?

2. У одного американского ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка была пробита с двух сторон. Хотя оба легких при этом остались невредимыми, ковбой все же умер от удушья. Почему?

Вариант 9

1. За 30 мин урока класс расходует на дыхание примерно 6,4 м 3 воздуха. Один ученик делает в среднем 15 вдохов в 1 мин, поглощая за 1 вдох 550 см 3 воздуха. Сколько в данном классе учеников?

2. Частота дыхания у собаки в жару резко возрастает. У человека этого не наблюдается. Почему?

Вариант 10

1. Один ученик в среднем делает 15 вдохов в 1 мин по 550 см 3 за вдох. Какое время понадобится классу из 26 человек, чтобы израсходовать на дыхание 6,4 м 3 воздуха?

2. Когда человек долго и непрерывно дует (например, раздувая угли), то бывает, что у него темнеет в глазах, и он даже может потерять сознание. Почему?

Вариант 11

1. Какой объем воздуха расходует человек в течение года жизни, если он совершает 16 вдохов в 1 мин, каждый раз вдыхая по 550 см 3 воздуха?

2. Все знают, что рыба, вытащенная из воды, задыхается (засыпает). Чем это можно объяснить, ведь содержание кислорода в атмосфере гораздо выше, чем в воде?

Вариант 12

1. Какой объем чистого кислорода (м 3) расходует на дыхание человек в течение 1 года жизни, если в среднем он делает 16 вдохов в 1 мин, каждый раз вдыхая по 500 см 3

2. Почему без воздуха, без дыхания человек жить не может?

Вариант 13

1. Какой объем углекислого газа (м 3) выдыхает человек в течение 1 года жизни, если в среднем он делает 16 выдохов в 1 мин, каждый раз вдыхая по 550 см 3 ?

2. Назовите физическое явление – причину газообмена в легких и тканях?

Проверка и обсуждение заданий. Выставление оценок в контрольные карточки и сдача их учителю.