Нужно ли говорить правду или ложь во спасение. Помогите написать сочинение на тему "ложь во спасение"

Ну, что же, начнем пожалуй. К моему величайшему сожалению, я не могу указывать свои настоящие имя и фамилию, потому что я очень сильно поплачусь за это, но и молчать я больше не могу. Мне не так много лет, чтобы я бралась судить поведение мужчин и женщин, но одно я знаю точно-то, что происходит со мной-это гадко и неправильно. Мне 22 года, я родилась в России. И то, что я буду сейчас писать и рассказывать-абсолютнейшая правда. Начинать свой рассказ, а может и повесть(я просто не знаю, как все далеко зайдет), я не хочу с описания своего детства. Хотя, можно и с него тоже, ведь недаром говорят психологи, что все наши проблемы из детства.
Я родилась в России, в крошечном городке, с населением максимум 300тыс. душ. Городок был уютный и очень милый, я его обожала. Мое семейство с детства было не совсем полным. У меня была бабуля, мама, дедуля, а отец приезжал ко мне раз в месяц, привозил очередную мягкую игрушку, потом закрывался с матерью в комнате, а потом снова уезжал. Наверное, вы подумаете, что он полярник или капитан дальнего плавания???Нет, к сожалению, мой папашка жил на две семьи. У него с моей матерью разница аж 10 лет, так что родили меня в 27, папе на тот момент было 38 и у него уже подрастали две очаровательные дочурки от женщины, на которой он был женат. Вобщем, ля-ля,фа-фа, через семь лет моего существования на этой бренной планете, папа разводится, делает маме предложение и, о,чудо!, я становлюсь законорожденным ребенком. Класс!!! Круто!!!
Ах да, забыла сказать, что мы покинули наш чудесный городок в России и переехали жить к отцу в Украину. Моему, в громадных кавычках, счастью не было предела. Какой-то громадный пыльный город, с непонятной речью, с кучей машин, абсолютно мною непонимаемый, а позже мною ненавистный. Ну да ладно, хрен с ним, мне тогда было всего лишь семь лет, но уже тогда начались мои проблемы. Я перестала любить родителей... Потихоньку, не сразу конечно... Но с каждым годом я все больше и больше разочаровывалась в них и в наших с ними отношениях... Потом родилась сестра, потом старшие классы, первая любовь, которая длилась хрен знает сколько...Я была очень одинокой в этом большом и шумном городе, всегда, всю свою жизнь я была одинокой и абсолютно не принятой.
Я скучала по бабушке, дедушке, нашему двору, друзьям. Я безумно хотела вернуться. Но, хрен мне с маслом, а не исполнение желаний. Так вот, к чему я веду. В 13 лет я открыла для себя Интернет. Господи, для меня это было что-то на грани фантастики. Кучи фильмов, чаты, общение, даже картинки с голыми мужиками... Все это манило меня...Как очень любознательная девочка, я с пяти лет изучала английский язык, поэтому к 13 годам я довольно-таки бегло могла изъясниться и даже выигрывала в школе какие-то олимпиады. Надеюсь, вы понимаете к чему я веду. Интернет, английский, одиночество и любопытство.... Так я для себя открыла мир иностранцев.

Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Этим вопросом человечество задается на протяжении столетий. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, они неотделимы. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького "На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
В драме «На Дне» действие происходит в ночлежке, похожей на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки - все, кто был выброшен из жизни, измученные и никому не нужные. Проживая вместе, они обсуждают насущные жизненные вопросы. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки - это проблема правды и лжи. В чём заключается "правда” ночлежки? В том, что у людей отнято будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники как могут спасаются от этой "правды”, выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит "роковой любовью”. Торговка Квашня гордится своей мнимой женской свободой, Васька Пепел - ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка - совсем уже отчаянной свободой загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что его трудности, вызванные алкоголизмом, временные. Клещ цепляется за своё классовое самосознание, гордится своей принадлежностью к рабочему классу и всеми силами рвётся из ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в загробной жизни. Даже самые отчаявшиеся из ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи остаётся ещё последняя надежда на спасительную любовь. Только два персонажа из обитателей "дна” лишены иллюзий - это Сатин и Бубнов.
Сатин - борец за истину. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит.. . гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть.. . не унижать его жалостью.. . уважать надо! » Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора. Позиция Сатина утешительна – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…») . Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…») . Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
Таким образом, правда, пусть и самая горькая, всегда должна побеждать. Ложь, даже «во спасение» , - чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, ведь он в первую очередь – человек.

Правда и ложь.… Два противоположных полюса, связанных не-разрывной ниточкой. Что более необходимо человеку? Странно ставить такой вопрос. Ведь с самого детства нам прививают понятие о правде как о положительном качестве, а о лжи как об отрицательном. В обычной ситуации, может быть, это и не всегда так важно, что вам скажут: правду, истину – или солгут в очередной раз. А если дело касается, к примеру, пациента и врача, когда доктор не сомневается в том, что больной не доживет до следующего дня. Он не знает, как ему поступить: сказать все в глаза или промолчать, скрыть. Вот он – вечный философский вопрос. Вопрос о правде и святой лжи.… Эту проблему поднимает и М.Горький в своей пьесе «На дне».

В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. Под давлением тягчайшего экономического гнета опускалось на «дно» жизни огромное количество людей. В пьесе «На дне» М.Горький рисует нам потрясающие картины жизни
капиталистического «дна», которое представлено в виде костылевской ночлежки.
Основной конфликт драмы – конфликт в душах героев, в их восприятии мира, человека, правды, конфликт между реальным и желаемым. Здесь-то и зарождается спор о правде.
В интервью корреспонденту «Петербургской газеты» М.Горький, касаясь проблематики своей пьесы, говорил: « Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский». Так
ставит проблему М.Горький.

Лука и Сатин размышляют о человеке, его силе, его правде, об отношении к человеку: «Человек – вот правда».

Лук…. С появлением этого человека в ночлежке души ее обитателей становятся взбудораженными, мысли – интенсивней, собранней. Лука – странник, проповедующий добро, любовь и уважение к людям. Это человек, который любит размышлять. Ему
не откажешь в уме, он стремиться к истине.

Лука не главный герой пьесы. Он лишь композиционный центр драмы, вокруг которого строится основной конфликт. Появление Луки – завязка пьесы, его исчезновение – кульминация.

Лука – интересный герой, вызывающий огромное количество споров вокруг себя. Для того чтобы попытаться понять, кто же он та-кой, обратимся к автору. Сам М.Горький утверждал, что Лука – жулик, обманщик и имя у него Лука – «лукавый».
Лука – тонкий психолог. Он сразу же угадывает, что нужно людям, и тут же им предоставляет ту утешительную мудрость, ту сказку, которая для обитателей ночлежки становится бальзамом, заживляющим все раны. Таким образом, Лука стремится не к
изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Жалостливость – вот та изюминка, за счет которой Лука завоевывает симпатии окружающих. Жалостливость и внушение ложной, мимолетной иллюзии в бесперспективной жизни ямы, дна, бездны, из которой уже не выбраться! Кто-кто, а Лука это понимает лучше всех!

Он сам не верит в свою «правду». И знает, что все сказанное им – бред, вымысел или неосуществимая затея, но заботит ли его это? Думает ли он о последствиях своей утешительной сказки?

Нет! Ему это не интересно! И доказывает это он своим исчезновением. Да! Он исчезает, растворяется как раз в тот момент, когда люди, которым он вскружил головы, нуждаются в его словах, в его советах, в этих самых выдумках более всего на свете.
Лука вместо того, чтобы собрать и объединить силы для борьбы, длительной и тяжелой, наоборот, расслабляет жителей ночлежки.

Каждый из г6ероев пытается вырваться. И Лука усилил это их желание. Но как горько становится всем после осознания полнейшего несоответствия между социальным положением героев и их внутренним миром.

Нет, не нужна людям «дна» «правда» Луки. Она отбирает силы для борьбы с действительностью с целью достижения счастья, для которого и создан человек.
Обитатели ночлежки слабы, они несостоятельны: с исчезновением из их поля зрения Луки уходит их мечта о новой жизни, зажженная странником. Все остается по-старому.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция представлена в образе босяка Сатина. Сатин – борец за справедливость. Он и в тюрьму попал, потому что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили Сатина. Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но он не видит выхода, облегчения страданий в простом утешении людей. Именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав:

«Человек свободен, он за все платит сам».

Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские вопросы, главный из которых является вопрос: «Что лучше: сострадание или истина? Что нужнее?». В пьесе сталкиваются различные идеи, взгляды, позиции; каждый из героев по-своему отвечает на эти вопросы.
Действие пьесы происходит в подвале, лишенном света и воздуха, угрюмом, сыром, душном. Но именно здесь вынуждены жить самые разные люди. Они создают собирательный, многоликий образ «дна».

Герои ведут привычный образ жизни: ругаются, ссорятся, чья очередь убирать, и так далее. Но появление странника Луки нарушает сложившуюся обстановку.
Прежде всего необходимо сказать, что этот маленький сгорбленный старичок совсем не похож на обитателей ночлежки.

Его напевно-плавная, мягкая речь резко контрастирует с рычанием Сатина, прерывистыми фразами Клеща, криками, свистом.

Герои постоянно унижают друг друга, оскорбляют. Такие обращения как «козел ты рыжий», «старая собака», «нечистый дух», «дуреха», «звери» вполне обычны и привычны здесь. А Лука называет ночлежников не иначе, как «народ честной», «браток»,
«голубка», «матушка», «милая», «детынька». Еще Лука привлекает нас тем, что для него все люди одинаковы: «… По-моему, ни одна блоха –не плоха: все-черненькие, все-прыгают» - говорит он.
Лука очень много всего рассказывает, и, именно благодаря этим рассказам, мы хоть что-то узнаем о страннике. Из его поведения в некоторых эпизодах (разговор Луки с Бубновым, Пепла с Костылева) мы можем сделать вывод, что Лука – беглый каторжник. По-видимому, он, прекрасно понимая, что в суровых условиях Сибири ему не выжить, решился на побег. И, наверно, поэтому у Луки нет паспорта, и он так боится полиции, что исчезает в тот момент, когда убивают Костылева.

Почти все действующие лица лишены чего-то в жизни: Актер – возможности играть на сцене, Клещ – постоянной работы, Настя – любви. Они мучительно пытаются изменить свое положение и находят понимание и сочувствие именно у Луки. С его появлением у ночлежников крепнет вера в лучшую жизнь, возникает надежда на выход со «дна». Он к каждому человеку находит свой подход.

Потерявшему все из-за тяги к алкоголю Актеру Лука дарит веру в излечение: «От пьянства нынче лечат, слышь!

Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Воздержись… возьми себя в руки и – терпи… А потом вылечишься…и начнешь жить снова… Ну, решай в два приема…» Актер легко верит Луке потому,
что в душе уже несет эту мечту. По словам Ю.Юзовского, Актер дает «повязать на глаза повязку» возвышающего обмана».
Лука успокаивает и Анну, дарит ей утешение перед смертью, облегчает шаги в жизни; «Вот значит помрешь, и будет тебе спокойно… Ничего больше не надо будет, и бояться – нечего!… Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая… Ты верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги…» Анна, которую всегда били и обижали, видит в Луке ласкового, похожего на отца человека и верит ему.

Не так легко все получается у Луки с вором и бандитом Васькой Пеплом, трезво смотрящим на вещи. Но человечность, забота, внимание со стороны странника заставляют Пепла искренне поверить в «праведную землю» - в Сибирь, где можно начать новую, совершенно другую жизнь.

Лука также убеждает Наташу поверить Пеплу и уехать вместе с ними: « И я скажу – иди за него, девонька, иди. Он – парень ничего, хороший!»
С Настей у Луки не возникает никаких проблем. Она живет мечтами, а Лука лишь подбадривает ее, говоря: «Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!».


Страница: [ 1 ]

Наверное, каждый из нас задумывался, что же лучше, горькая правда или обман во спасение? Каждый считает по-своему, но и любая мысль верна, ведь выбор того или иного понятия зависит от ситуации, в которой вы находитесь.

В произведении М.Горького "На дне" затронуты нравственные понятия об истине и лжи. В пьесе описывается быт и образ жизни людей, оказавшихся на дне общества. Особенно интересны позиции Луки и Сатина. Лука - пожилой путешественник, шестидесяти лет, он пытается утешить всех выдумкой и облегчить жизнь. Сатин - в прошлом образованный человек, впоследствии сидевший в тюрьме за убийство, считает свободу высшей ценностью человека.

Условно можно выделить три разновидности лжи- ложь-шутка, ложь во спасение и ложь корыстная. Позиция Луки - ложь во спасение.Он проявляет сострадание к людям, к их несчастью. Странник пытается утешить человека, побуждая в нём веру, которая поможет выдержать жизненные испытания. Анна - жена одного из постояльцев ночлежного дома, безнадёжно больна. К ней все проявляют сострадание, кроме мужа, который наоборот жестоко обращается с бедной женщиной.

Лука утешает Анну тем, что, попав в загробную жизнь, она отправится в рай, где её ждёт облегчение и спокойствие.

Сатин не соглашается с позицией Луки. Сатин произносит речь, в которой говорится, что настоящий человек достоин правды, какой бы она горькой не была, так как он сильный и сможет справиться со всем. "Человек - звучит гордо! Надо не унижать его жалостью, уважать надо..."

Таким образом, правда и ложь - полярные понятия, выбор одного из них зависит от нас. Я считаю, что лучше горькая правда. Да, ложью можно утешить, дать надежду, веру во что-то. Ложь только обнадёживает, лишь скрывает правду на некоторое время.

В итоге правда всё равно проявится, и человеку будет больнее от разочарования в надежде, которой не было.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-07-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.