Объективность истины означает что. Понятие истины

Истина и ее критерии

Категорию «истина», наряду с понятиями «добро» и «красота», можно отнести к основным ценностям общества. Как писал русский философ В. С. Соловьев, человеку важно, «чтобы предмет его воли... был объективным благом... предмет и содержание его мысли были объективно истинны и предмет его чувства был объективно прекрасен, т. е. не только для него, но и для всех безусловно».
Вопросы о том, какое знание следует считать истинным, в какой мере оно доступно познающему человеку и какими способами достигается, были и остаются предметом обсуждения в философии и науке.
Вы уже знаете, что некоторые философы утверждали принципиальную непознаваемость мира. Их назвали агностиками. Но и те, кто признают возможность получения истинного знания, дают различные трактовки категории «истина», по-разному видят ее критерии.

Приведем два классических определения истины. Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Французский философ XVII в. Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Таким образом, истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.
Такая трактовка истины восходит к Аристотелю. Он критиковал позицию философа Протагора, отрицавшего объективность истины и заявлявшего: «Что каждому кажется, то и достоверно». Если прав Протагор, рассуждал Аристотель, значит, «что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны». Но «придавать одинаковое значение мнениям спорящих друг с другом людей нелепо: ведь ясно, что одни из них должны быть ошибочны».
В дальнейшем, как уже отмечалось, все более отчетливо выявлялась роль субъекта в процессе познания, его влияние не только на средства, но и на результат познавательной деятельности.
Однако главным оставался вопрос о том, как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете, если собственно сам предмет дан ему в опосредованных формах - чувственном представлении и рациональном осмыслении. Вот здесь и возникает проблема тех показателей, которые позволяют нам делать вывод об истинности полученного знания.
Особенно строго к отбору и проверке критериев, способов обоснования истины относится наука.

2. Понятие истины. Объективность истины

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".

От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимания им своего назначения.

А значит, зависит и процесс научного поиска, т.к. ученый, совершающий открытие, должен быть уверен, что он действительно обогащает научную картину мира, а не вносит очередной элемент заблуждения.

Имеются разные определения истины:

"Истина - это соответствие знаний действительности";

"Истина - это опытная подтверждаемость";

"Истина - это свойство самосогласованности знаний";

"Истина - это полезность знания, его эффективность";

"Истина - это соглашение".

Первое положение, согласно которому истина есть соответствие мыслей действительности, является главным в классической концепции истины. Она называется так потому, что оказывается древнейшей из всех концепций истины: именно с нее и начинается теоретическое исследование истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем.

Современная трактовка истины, которую, разделяют большинство философов, включает в себя следующие моменты:

Во-первых, понятие "действительность" трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

Во-вторых, в "действительность" входит также и субъективная действительность, познается, отражается в истине также и духовная реальность.

В-третьих, познание, его результат - истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.

В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс.

Эти моменты отграничивают диалектическо-реалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма.

Одно из определений объективной истины таково: истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

3. Диалектика абсолютной и относительной истины

Однако истина отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата. Истина вторична. И в этом смысле она - «дитя эпохи». Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Считалось, к примеру, что химический состав, свойства и состояние воды изучены досконально. Однако была обнаружена так называемая тяжелая вода с неведомыми ранее свойствами.

В поступательном движении познание человека идет от относительных истин к абсолютным. Абсолютная и относительная истины различаются лишь степенью проникновения сознания в предметы, явления и процессы внешнего мира, степенью полноты и точности их отражения.

Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом. А в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.

Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Наши знания о солнечной системе, например, представляют собой истину относительную. Они содержат массу верной информации о ней. Вместе с тем солнечная система раскрыла человеку далеко не все свои тайны. Относительной истиной являются наши знания о любом предмете и явлении, так как каждый из них бесконечно многообразен в своих признаках и свойствах, связях и отношениях. Относительным является наше знание и о мире в целом. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется. Поэтому наше знание о нем всегда ограничено, относительно, неполно. Оно отражает этот объект в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются. Любая научная теория относительна по своей природе, поскольку рано или поздно она сменяется новой теорией, полнее, точнее и глубже объясняющей и описывающей те или иные стороны действительности.

Парадоксально, но факт: в науке каждый шаг вперед - это открытие и новой тайны, и новых горизонтов незнания. Познание - это процесс, уходящий в бесконечность. Человечество вечно стремилось приблизиться к познанию абсолютной истины, пытаясь максимально сузить «сферу влияния» относительного в содержании научного знания. Однако даже постоянное расширение, углубление и уточнение наших знаний в принципе не может полностью преодолеть их вероятность и относительность. Но не следует впадать в крайность, как, например, К. Поппер, утверждавший, что любое научное положение - всего лишь гипотеза. Получается, что научное знание представляет собой всего лишь тянущуюся из глубины веков цепь догадок, лишенных устойчивой опоры достоверности.

Говоря об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов, вроде того, что сегодня не существует короля Франции. Именно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, которые связаны с решением человеческих судеб. Так, судья не имеет право рассуждать: «Подсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на всякий случай давайте его накажем». Суд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступления. Врач, прежде чем оперировать больного или применять сильнодействующее лекарство, должен опираться в своем решении на абсолютно достоверные данные о заболевании человека.

В отличие от относительной абсолютная истина представляет собой полное, исчерпывающее знание о предмете, явлении или мире в целом. Абсолютная истина - это истина навсегда, в последней инстанции, она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Сам термин "абсолютная истина" неоднозначен. Он употребляется, по меньшей мере, в трех смыслах.

Во-первых, он используется для обозначения полного, исчерпывающего знания о мире в целом или об идеальном предмете и явлении. Это как бы достижение тех границ, за которыми уже больше нечего познавать. Но, поскольку мир полностью познать нельзя в силу его бесконечного многообразия и постоянного изменения, развития, постольку возникает вопрос: а существует ли абсолютная истина в этом смысле? Может быть это миф, за которым ничего реального просто нет. В действительности, абсолютная истина здесь выступает как некий идеал, как предельное знание, к которому стремится наше познание, никогда вместе с тем его не достигая. Термин "абсолютная истина" используется здесь для фиксации того факта, что познавательные возможности человеческого разума безграничны. Развитие науки при этом предстает как ряд последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых полнее, глубже и точнее, чем предыдущие.

Во-вторых, этот термин используется для обозначения моментов абсолютного знания, которые неизбежно содержатся в каждой относительной истине, поскольку она объективна. И в этом смысле можно сказать, что любая истина абсолютно - относительна. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины - есть наращивание моментов абсолютного. Каждая последующая научная теория, по сравнению с предшествующей - является более полной, с глубоким знанием. Но новые научные истины вовсе не сбрасывают «под откос истории» своих предшественников, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глубоких истин. Прежняя теория - это частный случай, в составе новой теории. Например, современная физическая картина мира представляет собой истину относительную, так как наука сегодня еще не располагает исчерпывающим знанием о физическом строении Вселенной. Но в этой относительной истине содержатся и абсолютные истины далее неопровержимые. К их числу, например, относятся такие суждения, как "материальные тела состоят из молекул, а молекулы из атомов", "атомы имеют сложную структуру" и др.

В-третьих, этим термином обозначаются такие знания, в которых фиксируются какие-либо факты. Достоверность этих фактов либо очевидна, либо доказана наукой. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты (даты событий, рождения, смерти и т.п.). Примером подобных абсолютных истин могут быть суждения типа "философ Гегель родился в 1770 году", "Гавайские острова находятся в Тихом океане", "вода при нормальном атмосферном давлении кипит при 100° по Цельсию" и др. Такие истины всегда строго "привязаны" к определенному месту и времени. Они являются абсолютными истинами лишь в границах своей применимости, при точном соблюдении всех необходимых, строго определенных условий. Суждение, что "философ Гегель родился в 1770 году", верно лишь в современной системе летоисчисления. Даже то, что " ", истинно лишь в десятеричной системе исчисления. При изменении условий эти суждения перестают быть истинными.

Абсолютные истины, будучи раз выражены с полной ясностью и достоверностью, не встречают более доказательных возражений. Иными словами, абсолютная истина есть тождество понятия и объекта в мышлении - в смысле завершенности охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг солнца» и т.п. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Любое суждение является истинным лишь тогда, когда учитываются конкретные условия существования предмета или явления.

Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это значит, что оценивать факты, явления и события необходимо в конкретных, реальных условиях и обстоятельствах. Например, "дождь - это благо или зло?". Ответить на этот вопрос без учета конкретных условий невозможно, так как дождь может быть благом в одних условиях и злом в других.

Далее встает вопрос о достижимости абсолютной истины. Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина не достижима в принципе. Однако следует отметить, что в каждый конкретно-исторический момент времени познающий субъект имеет только относительную истину о мире в целом, и лишь в своей развивающейся потенции, по мере усиления познавательной мощи он способен приближаться к абсолютной истине.

Другими словами, абсолютная истина о мире в целом существует лишь в качестве предела и идеала, к которому стремится человечество. По своему содержанию истина объективна, а по форме - относительна. Ее объективность является основой преемственности истин.

Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в ещё большей мере - истинами относительными, хотя абсолютное, всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности ещё непознанного, об относительности нашего знания.

истина познание диалектика практика


Рассмотрении учения Платона о знании необходимости, прежде всего надо иметь в виду, что вопрос о знании отнюдь не ставится у Платона ни как отдельная, изолированная, ни как основная проблема философии. Такое значение гносеологическая проблема получила только начиная с XVII в. и только в некоторых учениях и направлениях философии. Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его...

Сознания. Поэтому и остается все еще актуальным обсуждение этих вопросов с позиций самых разных концепций, отражающих более или менее адекватно хотя бы отдельные аспекты теории познания и проблемы истины. Позитивизм опирался на формально-логические средства анализа научного знания, относя проблемы его развития к области психологии и социологии познания. Первоначально в этом же русле...

Рассмотрев три вида истины, я понимаю, что в философии концентрируются на абсолютную и относительную истину. Следующие же рассуждения будут о том как эти истины трактуюся в философии подробно и как они возникали. 3. Понятие истины в философии Я думаю, что затронув такую серьёзную тему, которая требует очень много времени, чтобы сделать хотя бы нескольно правельных выводов, обязательно...

Трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества. Нельзя не упомяныть Г.В Плеханова Билет 8 1. Философия Гегеля. Первый изложил принцип диалектического метода. Истинное значение и революционный характер гегелевской философии состояло в том, что она разделалась со...

Объективная истина - это философское понятие, означающее некую сумму знаний, которые не зависят от человека, его симпатий, целей и устремлений. Содержание ее не конструируется субъектами. Оно подобно предметам или явлениям природы, и фактически является отражением в нашем мозгу каких-то объективных вещей или процессов. Отсюда и происходит название этой истины. Но это понятие не разделяется всеми философами, особенно в современную эпоху. Сейчас намного большую популярность имеет идея о том, что истина является конструктом нашего сознания. Поговорим же о том, насколько решенной является эта проблема в философии.

Немного истории

Понятие истины - одна из центральных категорий в гносеологии. Людей издавна интересовал вопрос о том, можно ли получить какие-либо знания, которые будут достоверными. Попыток решить эту проблему, равно как и вывести какие-либо макеры или критерии истинности, в истории философии было множество. К примеру, Френсис Бэкон полагал, что всякое знание тогда становится силой, когда оно основано на опыте. Юм считал, что вне наших ощущений никакой другой источник истины невозможен. Объективная истина была предметом размышлений Декарта. У него была даже теория о врожденных идеях, среди которых были математические аксиомы. Они помещены в нашем разуме самим Богом, и потому мы можем на них полагаться. Были и такие философы, которые считали, что понятие истины является неверным, и получить какие-либо правильные знания о мире невозможно. Сторонником такой идеи был Мишель Монтень. А Иммануил Кант выдвинул концепцию о принципиально непознаваемых «вещах в себе».

Современная материалистическая гносеология

Принцип объективной истины - один из ведущих в одной из школ теории познания, которая традиционно возводится к Марксу. Его специфика состоит в признании существования независимой от нас реальности. Она существует в разных видах, которые мы разделяем на вещи, процессы и явления. Их сущность отражается в нашем мозгу, и это мы называем истиной. Поскольку это не одномоментное явление, то само познание тоже представляет собой процесс. Проверить, является ли полученные нами сведения истинными, можно на практике. Она представляет собой один из самых достоверных критериев нашего знания. Так мы можем выяснить, адекватно ли наше отражение объекту, воссоздает ли оно его таким, каким он есть на самом деле, каким он существует независимо от субъекта познания.

Относительность истины

Материалистическая гносеология также полагает, что теория познания является диалектичной. То есть, объективная истина, которая проверяется практикой, не всегда является абсолютной. Бывает так, что знания, которые мы получаем, являются достоверными не в полном смысле этого слова, а только частично. Например, общество находится на таком уровне развития, что пока что не имеет возможности проверить тот или иной научный постулат. Или нет точных способов получить ответ на данный вопрос. Таким образом, знание может не зависеть от человека, но оно определяется тем, где именно и каким образом собраны те или иные сведения. Объективная и относительная истина являются разными сторонами процесса познания. К примеру, учение Демокрита об атомах, в принципе было верным. Оно содержало в себе элементы объективной истины. Но современные представления об элементарных частицах намного более сложны. Хотя и они не являются исчерпывающими.

Что значит независимость от человека

Однако нельзя сказать, что такие данные никак не относятся к людям. Хотя мы сравниваем полученные знания с объективными предметами, они, тем не менее, все равно существуют в нашем мозгу. Они не являются частью внешнего мира. Объективная истина - это все же результат субъективной деятельности человека. В то же время в своем содержании она отражает действительность и тем самым не зависит от устремлений и чувств познающего. Поскольку наше изучение мира постоянно совершенствуется, то всякое знание, полученное на определенном этапе, является не совсем полным, и не таким уж точным. Даже, если оно в принципе правильно. А бывает такое, что научные открытия полностью переворачивают наши понятия об окружающем. И тогда меняется вся научная картина мира.

Бывает ли абсолютная истина? И как она относится к объективной?

Так называется знание, которое по своему содержанию полностью тождественно отражаемому предмету, и не может быть ни опровергнуто, ни пересмотрено впоследствии. Понятие истины абсолютной предполагает объективность. Но на этом их связь не заканчивается. Всякая объективная истина является в какой-то мере абсолютной, но только в определенных рамках. В целом же она относительна, поскольку процесс познания развивается. Эти рамки часто определены историческим уровнем и типом общества. Поэтому не может быть отдельно абсолютной и относительной истины отдельно друг от друга. Они представляют собой единство.

Тем не менее, на данном этапе в философии существует множество различных школ, не совсем согласных с материалистической гносеологией. Например, теория конвенционализма полагает, что истина является результатом определенных соглашений между учеными. Они договариваются об этом для удобства. То есть, субъективной до определенной степени можно назвать любую истину, даже научную. Ведь даже факты и сведения, полученные из опыта собирает человек. Ученые даже зафиксировали такое явление, что ход эксперимента может меняться, в зависимости от присутствия того или иного субъекта. А что касается научных теорий, то они тоже основываются на человеческих формах мышления и методах, изобретенных людьми. Но если достижения математических и естественных наук до определенной степени можно назвать объективными истинами, то с гуманитарными дисциплинами все обстоит иначе. На их истины влияют ценностные установки субъекта, его взгляды, моральные соображения, и прочие психологические установки. Поэтому практически невозможно ликвидировать «человеческий фактор» в познании.

Бывает такое, когда человек принимается за исследование или эксперимент с одними целями, а его деятельность приводит совершенно к иным результатам. Такое научное достижение называют случайной истиной. Интересно, что многие философы, особенно в эпоху Нового времени, вообще отвергали возможность чего-либо незакономерного. Они полагали, что все обусловлено причинами и следствиями. Но развитие химии, физики и естествознания, особенно в двадцатом веке, привело к появлению теории вероятности, а также представлению о том, что при определенных условиях сложные системы становятся так неустойчивы, что в них может произойти все, что угодно. Гносеология двадцатого века тоже должна была признать возможность случайности в познании.

Интерес к проблеме истины в философии во все времена был связан, с одной стороны, с потребностями самого научного познания, все более адекватного понимания процессов, протекающих в окружающей человека действительности. С другой стороны, с древнейших времен стало известно, что знание истины открывает возможности практической деятельности человека, перспективы устройства общественной жизни в соответствии с его интересами и целями. К. Маркс, вполне осознавая ограниченность чисто гносеологической трактовки истины, созерцательность предшествовавших ему материалистических концепций, поставил вопрос еще более вызывающе: как может истина служить преобразованию мира, коренному переустройству общества на началах равенства и справедливости?

Согласно марксистской философии познание -- это отражение мира с целью получения истинных знаний и их использования в практической деятельности. Объекты познания -- природа, общество, вещи, свойства, отношения и даже закономерности материального мира. Субъект познания также может стать объектом исследования, однако в этом отношении он становится частью объективного содержания знания, как и прочие материальные предметы.

В ленинском понимании марксистская теория познания выступала как теория отражения действительности в понятиях, суждениях, идеях и т.п.

Истина с точки зрения диалектического материализма - это объективное, адекватное отражение предметов и явлений в нашем знании. Для марксистской философии принципиально важными были ответы на два вопроса, сформулированные Лениным:

Существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества?

Если да, то могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно?».

В первом вопросе речь идет о понятии объективной истины, во втором о диалектике истины относительной и абсолютной. Во всех этих отношениях марксистско-ленинская концепция истины, безусловно, отличалась как от домарксистской материалистической, так и от концепций субъективно идеалистических, таких, как берклианская, юмовская и т.п.

Истина, по Ленину, -- это такое содержание знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Оно определяется лишь свойствами самого материального мира. Не случайно Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» дает определение материи именно в разделе об объективной истине, подчеркивая тем самым принципиально материалистическую основу своего понимания истины и теории познания вообще.

Другая опора марксистско-ленинской концепции истины -- диалектика. Именно диалектика позволила Ленину раскрыть механизмы формирования объективного знания, взаимосвязь объективного и субъективного, абсолютного и относительного, чувственного и рационального как весьма существенные аспекты развития знания. Если объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества, то отсюда следует, что в ней есть такое содержание, которое никем и никогда не будет опровергнуто. Это -- абсолютная истина. Учение об абсолютной истине Ленин направляет против релятивизма:

«...Положить релятивизм в основу теории познания,-- подчеркивает он,-- значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм».

Дело, однако, не только в том, чтобы отличить абсолютную истину от относительной и тем самым провести границу между материализмом и релятивизмом, но и в том, чтобы понять их связь как необходимый исторически обусловленный процесс. «Сточки зрения современного материализма, т.е. марксизма,-- подчеркивает Ленин,-- исторически условны пределы приближения наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безусловно существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней».

Не будем раскрывать сейчас всех деталей марксистской теории познания и концепции истины в частности и воспроизводить второстепенные положения или те, которые непосредственно вытекают из этих фундаментальных принципов. Но нельзя не затронуть здесь вопрос о критериях истины, тем более что последователи марксизма, включая и нынешних, считали и считают их решение вопроса непревзойденным результатом в развитии теории познания. Таким критерием истинности знания в марксистской философии, начиная с основоположников, признается практика, практическая деятельность людей. Она считается универсальным критерием истины, поскольку в ее сферу может быть включен любой предмет. получивший то или иное отражение в сознании. Одновременно это и абсолютный критерий, так как представляет собой материальную деятельность, а следовательно, может подтвердить объективную истину как такое содержание знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Практика рассматривается как предметно-чувственная, целеполагающая, общественно-историческая деятельность людей, направленная на удовлетворение их основных потребностей, включая задачи преобразования мира.

Сама практика развивается вместе с общественно-историческим и научно-техническим прогрессом, тем самым расширяются ее социальные горизонты и ее возможности по проверке истинности знания. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,-- вовсе не вопрос теории, а практический вопрос,- писал Маркс. В практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос».

Ленин целиком и полностью разделял эту мысль: «Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания». В рамках марксистской философии была проделана, можно сказать, черновая, но необходимая для второй половины XIX и начала XX в. мыслительная работа. Были обозначены те рубежи, которые были необходимы и, по-видимому, достаточны для того времени: материальное, в какой бы форме оно ни выражалось и ни «утаивалось»,-- это то, что существует независимо от нашего сознания. Субъективное (идеальное) есть то, что порождается нашим мозгом, но не сливается с материей, а приобретает при этом относительную независимость от нее. Однако об этой стороне независимости сознания от материи -- в угоду материализму -- вскоре забыли. Роль, отведенная сознанию (в его субъективной форме), осталась мизерной в теории. Но тем самым вся реальная мощь субъективного фактора выражалась в практике, вышедшей из-под контроля сознания.

Субъект познания в рамках марксистской концепции вплоть до 90-х гг. минувшего века рассматривался как человеческая личность с ее (индивидуальным) сознанием и разнообразными формами психической деятельности, которые, впрочем, не влияли существенно на сознательные процессы. Полемика возникала лишь по поводу того, как истолковывать Маркса. Брать ли за основу его высказывание о том, что всякое исследование необходимо начинать с «действительных предпосылок» социального процесса -- человеческих индивидов, или утверждение, что подлинным субъектом знаний является человек как вся совокупность общественных отношений, завязывающихся между людьми в процессе общественного воспроизводства их жизни».

В любом случае практика рассматривалась как «внутреннее условие и момент для успешного превращения возможной» истины в истину реальную.

Своего рода «заключительные аккорды» концепции истины, сделанные в рамках марксизма 80-х гг., можно найти в работе ленинградских философов «Диалектика познания»: «...Функционирование познавательного аппарата индивидуального субъекта определяется не просто его анатомо физиологическими свойствами, а в значительной степени -- социокультурной средой, поставляющей индивиду объекты познания, средства и способы их восприятия, осмысления, оценки. Мозг отдельного человека неспособен сам по себе быть органом познания, если он существует вне социальных форм познавательной деятельности».

Эти утверждения, высказанные, можно сказать, недавно, лишь в слегка обновленном виде воспроизводят классические положения марксизма, выдвинутые почти полтора столетия назад. Спрашивается: можно ли и нужно ли давать им оценку сейчас или они просто подлежат забвению «за сроком давности»? Мы считаем, что такая оценка все же необходима, причем не по каким-либо формальным соображениям -- мол, это все же часть реальной истории. А потому, прежде всего, что в своем общем виде они и сейчас остаются частью основания современной теории познания. Что же до проверки их истинности, именно предложенный Марксом критерий практики уже вынес им свою решающую оценку.

ИСТИНА – соответствие знаний действительности. Это правильное отражение действительности в мысли. Истина всегда объективна, это означает, что содержание знаний определяется объективно существующими явлениями и не зависит от воли и желания субъекта. Например: знание о законе всемирного тяготения определяется наличием сил гравитационного притяжения, а не желанием, воли субъекта.

Истина всегда конкретна, т.е. определённые знания являются истинными только при определённых условиях и в определённое время. Например: суждение «сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам» является истиной для конкретного случая, а именно для треугольника расположенного в плоскости, т.е. для эвклидовой геометрии. Для других условий, это суждение не является истиной. Так в геометрии Римана в сферической поверхности, треугольник на этой поверхности не обладает такими свойствами. В нём сумма углов больше двух прямых, а в геометрии Лобачевского, седлообразная поверхность, сумма углов треугольника меньше 180 градусов.

Выделяют абсолютную и относительную истину. Такое выделение связано с соотношением того, что уже познано, с тем, что ещё не познано.

Под абсолютной истиной в широком смысле слова понимается полное исчерпывающее знание о мире в целом. Такое знание практически недостижимо. Абсолютное знание о мире в целом возможно только при бесконечном процессе познания.

В узком смысле слова, под абсолютной истиной понимается полное исчерпывающие знание какой-либо отдельной стороны или отдельного признака предмета. Например: К.Маркс родился 5 мая 1818 года. Эта абсолютная истина, дата рождения дана исчерпывающе.

Относительная истина – это неисчерпывающее, неполное, но достоверное знание о предметах.

Например: суждение «Вы являетесь студентами СтГТУ» истинно,

но эта относительная истина, она не исчерпывающая, т.к. не учте -

ны все возможные случаи: среди Вас могут находиться такие сту-

денты, которые могут кроме того обучаться на заочном отделении

другого вуза.

Фактически, все современные знания по всем специальным наукам, в том числе и в философии являются относительным истинами. Эти знания в тоже время содержат элементы абсолютной истины. Процесс познания, таким образом, является процессом ступенчатым. Каждая ступень представляет собой относительную систему знаний, относительную истину. Переход от более низких ступеней к более высоким в процессе познания является переходом от истин менее полных к истинам более полным, более исчерпывающим и так до бесконечности. Так развитие математики идёт такими ступенями: 1.арифметика – основные действия сложение, вычитание, деление, умножение с конкретными известными предметами, с конкретными числами натурального ряда; 2. алгебра – те же математические операции, но с учётом неизвестного числа предметов, с неизвестными x,y, z и с обобщёнными значениями чисел a, b,c,d; 3.высшая математика – с разделами высшей алгебры, решение уравнения со многими неизвестными с учётом определителей и детерминантов различного порядка. Вторая ступень – дифференциальные и интегральные исчисления, основанные на обобщениях таких арифметических действиях как деление, умножение и сложение. Деление обобщено представляется в виде дифференциала- деление до бесконечности малых величин, а интегрирование – суммирование бесконечно малых величин и др.


Критерием истины является практика. Соответствует знание действительности или нет, это проверяется практикой. Но практика не является абсолютным критерием истины, т.е. не все знания можно проверить па практике. Поэтому в процессе познания возможны заблуждения. ЗАБЛУЖДЕНИЕ – это суждения образующие знания из ложных исходных положений. Ложные положения могут выводиться из наблюдений за реальными процессами. Так, например, люди уже в древности наблюдали такое явление, которое мы наблюдаем каждый день: солнце встаёт на Востоке и заходит на Западе, происходит видимое дневное перемещение солнца относительно Земли. Наблюдая так же видимое ночное перемещение звёзд, древние мыслители пришли к выводу, что земля находится в покое и в центре мира. Это исходное положение было взято Аристотелем для создания картины мира: в центре мира неподвижная земля, 7 планет перемещаются по семи небесам, на 8 небе перемещаются звёзды, на 9 небе размещается творящий дух (бог). Таким образом получены ложные знания о структуре мира из исходного ложного положения, взятого из наблюдения.

ВЕРА – внушённая мысль о существовании чего – либо. Внушённые мысли могут представлять собой как истинные, так и ложные знания. Вера это не обязательно религиозные знания. Человек может верить во что – то на основе некоторых достоверных знаний. Например, вера в человеческий прогресс. Религиозная вера – это вера в существование бога, в божественное предопределение. Знания, которые формируются на основе веры, даже религиозные знания, содержат в себе определённую долю истинных знаний о добре, зле, о красоте и т.д.