Один из 40 севастийских мучеников 5 букв. Cтрадания сорока мучеников Севастийских

Неделю назад ваш малыш еще молчал, а теперь его невозможно остановить, и говорит-то он развернутыми предложениями и словами, о существовании которых в его словарном запасе вы не подозревали.

Все это впереди у каждого родителя, создающего нормальные условия для развития своего ребенка. Пока же он молчит или произносит несколько слов, а то и звуков.

Заговоры для малышей.

Чтобы ребенок быстрей заговорил
На море-окияне, на острове Буяне стоит золотая клетка, в ней сидит золотая птица-говоруша. Говоруша-говоруша, научи Чадо Божие младенца (имярек) говорить, с тобой Богов славить. Божию младенцу (имярек) заговорить велю. Слова запоминай, на ус мотай, уста отвори и говори! Во веки веков.
(Заговор делается днем над спящим ребенком. Заговаривающий сначала делает перуницу себе, ребенку, потом произносит заговор, затем снова перуница.)

Чадо Божее младенец (имярек), не молчи, сам заговори, волю свою расскажи. Во веки веков и до веку.
(Заговор делается на утренней заре над спящим ребенком. Заговаривающий сначала делает перуницу себе, ребенку, потом произносит заговор, затем снова перуница.)

Ты, Чадо Божее младенец (имярек), на воздусях живешь, кричишь и орешь, пора пришла тебе говорить. Ты не рыба, чтоб молчать, ты не птица, чтоб верещать, не зверь дикий, чтоб рычать. Ты человек - говори. Во веки веков.

Заговоры чтобы малыш быстрее пошёл
На море-окияне, на острове Буяне живет баба-ходуля. Баба ходуля, к нам приходи, Чадо Божее младенца (имярек) ходить научи. Божию младенцу (имярек) пойти велю. Шагай в жисть, за землю ногами держись. Во веки веков.
(Заговор делается вечером над спящим ребенком. Заговаривающий сначала делает перуницу себе, ребенку, потом произносит заговор, затем снова перуница.)

Заговоры чтобы ребёнок хорошо кушал
Крестом крещу, раба Божия младенца (имярек) кушать учу. Во веки веком, аминь.
Заговор делается в момент обучения ребенка есть самостоятельно. Заговаривающий крестит малыша, произносит заговор, снова крестит ребенка.

Христианский заговор: Параскева-Пятница по базару шла, там снеди взяла, в дом принесла, Чаду Божему младенцу (имярек) поесть дала. Кушай, дитятко, и кашу, и творог, и яичко, и блинок, сметанку и молочко, мясо и хлебушек, картошку, морковку, яблоко и сливку. Кушай, не плюй, не ворчи, не озоруй. Во веки веков.
(Заговор делается в пятницу на вечерней заре над спящим ребенком. Заговаривающий берет икону Параскевы-Пятницы, трижды крестит ею малыша, затем ставит так, чтобы икона была направлена на ребенка, произносит заговор, после крестит ребенка рукой.)

На море-окияне, на острове Буяне врыт в землю стол, он накрыт, скатертью покрыт, на нем яства-питье, все вкусно да дорого. Чада Божия младенца (имярек) за тот стол сажаю, яствами угощаю: ешь да пей да похваливай скорей! Ключ, замок, язык. Ом.
(Заговор делается в полдень, в момент обучения ребенка есть самостоятельно. Заговаривающий сначала делает перуницу себе, ребенку, потом произносит заговор, затем снова перуница.)
ребенка, произносит заговор, после крестит ребенка рукой.

Некоторые родители переживают, что их ребенок не говорит, в то время, как его сверстники уже активно пополняют . Если никакие современные методики не помогают, тогда можно воспользоваться старинными ритуалами, которые доказали свою эффективность еще в глубокой древности.

Заговор на воду, чтобы ребенок заговорил

Помните о том, что магические ритуалы действуют только, если о них не знают посторонние люди. Читать заговор нужно на питье, к примеру, на обычную воду или на молоко. Держа стакан в руках, прочитайте такие слова:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я тебя зачала, 9 месяцев под сердцем носила, я тебя рожала, я тебя и говорить научу. Аминь».

Жидкость дайте выпить ребенку.

Эффективный заговор, чтобы ребенок начал говорить

Для проведения обряда следует попросить крестного принести любую ленту в подарок, причем, если ребенок девочка, то она должна быть белого цвета, а для мальчика нужна синяя лента. Обязательно в благодарность дайте крестному вещь, которая будет для него полезной, заранее завернув ее в пеленку. Полученную ленту скатайте в клубок и на ночь положите ее возле иконы тезоименного ребенку святого. На следующее утро, обрежьте концы ленты и пропустите ее три раза через собственное кольцо. Важно, чтобы в украшении не было камней, поэтому использовать лучше всего обручальное кольцо. После этого ленту разложите на столе, и скажите такой , чтоб ребенок начал говорить:

«Как трава зеленеет,

Как снег тает да в землю уходит,

Так болести бы прочь из дома уходиш бы,

Выметалися, высыпалися,

Назад не верталися.

Как трава растет,

Так раб Божий (имя ребенка) растет,

Чадушко-сладу шко,

Матерняя отрадушка.

Како дождь заморосит,

Так раб Божий (имя ребенка) заговорит!

Мое слово крепче стали, острее ножа,

Как сказано - так и будет,

Отныне и во веки веком.

Приснодево Марие, помози!

Пологом накрой, духом своим успокой.

Аминь».

Затем ленту завяжите на правой руке ребенка несколько раз и завяжите три узла. Нельзя ее снимать до первого дождя.

Заговор, чтобы ребенок хорошо говорил

Существует старинный знахарский обряд, который считается достаточно эффективным. Проводить его нужно на рассвете в день полнолуния. Стол застелите чистой скатертью изо льна и расставьте иконы, таким образом: в середине – образ Господа Вседержителя, справа – Пресвятой Богородицы Казанской, а слева – икону Всех Святых. Возле каждого образа поставьте по толстой церковной свече и по очереди зажгите их. На полу постелите кусок черного молитвенного полотна. Встаньте на него на колени, перекреститесь, три раза поклонитесь, и прочитайте обращение к Богу:

«Господи, помоги! Господи Иисусе Христе, стань мне, рабу (е) Твоему(ей) (ваше имя), в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя ребенка). Матушка Владычица, Пресвятая Богородица Казанская, приди мне в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя). Святой князь Георгий Владимировской, приди мне в помощь, помоги открыть речевые створы младенца (имя)».

Затем возьмите новые ножницы и на молитвенное полотно посадите ребенка. Ножницы поднесите к малышу и, раскрыв лезвия, совершайте движения, будто отрезаете уздечку. Сделайте 12 раз и столько же раз прочитайте заговор, чтобы ребенок говорил:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Иисус Христос по земле ходил, Иисус Христос притчи говорил. Легко слово из уст Его шло. Так и младенцу (имя ребенка) говорить скоро и легко. Господь со Своею силою в помощь младенцу (имя) встал, речи младенцу (имя) дал. Матерь Божия в помощь приходила, речью младенца (имя) наделила. Язык развязала, слово в уста вложила. Князь Георгий в помощь встал, уста и язык укреплял, силой молитвы открывал, младенцу (имя) помогал. Слово в младенце (имя) пребывает, слово добавляет. Язык и подъязык Господь развязал, чтоб младенец (имя) быстро говорил, немотой не страдал. Аминь. Аминь. Аминь».

Свечи оставьте полностью догореть, а иконы верните на места. Открытые ножницы оберните молитвенной тканью и на 14 дней положите под матрац ребенку. По истечении времени на закате ножницы глубоко закопайте в землю, а полотно спрячьте в доме.

22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам.

История

Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта - указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина - Ликиний, убежденный язычник.

В своей части империи Лициний решил искоренить христианство, которое значительно там распространилось. Дело было в том, что он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий.

Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Празднование

Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста - разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Тропарь Севастийским мученикам

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

«Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам».

Кондак

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества.

Один из са-мых лю-би-мых в на-ро-де празд-ни-ков - день Со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, 22 мар-та по но-во-му сти-лю. По-че-му же так лю-бят этот празд-ник?

В 313 го-ду свя-той им-пе-ра-тор Кон-стан-тин Ве-ли-кий да-ро-вал хри-сти-а-нам сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния. Но власть во мно-гих про-вин-ци-ях по-преж-не-му при-над-ле-жа-ла языч-ни-кам, го-ни-те-лям хри-сти-ан. Так бы-ло и в про-вин-ции Ар-ме-ния, рас-по-ла-гав-шей-ся на тер-ри-то-рии совре-мен-ной Тур-ции. Здесь, в го-ро-де Се-ва-стии гар-ни-зо-ном ко-ман-до-вал рев-ност-ный языч-ник Аг-ри-ко-лай. И вот зи-мой 320 го-да он по-ве-лел всем сво-им во-и-нам со-вер-шить жерт-во-при-но-ше-ния идо-лам. Со-рок че-ло-век от-ка-за-лись, за-явив, что они -- хри-сти-ане и по-кло-ня-ют-ся толь-ко Бо-гу ис-тин-но-му, а не ис-ту-ка-нам.

Сна-ча-ла Аг-ри-ко-лай уго-ва-ри-вал их, обе-щал по-вы-ше-ние по служ-бе, день-ги. По-том стал угро-жать тюрь-мой и по-зор-ной смер-тью. Но во-и-ны от-верг-ли все по-су-лы и угро-зы, и то-гда пра-ви-тель за-клю-чил их в тюрь-му. Уз-ни-ки усерд-но мо-ли-лись и но-чью услы-ша-ли глас: «Пре-тер-пев-ший до кон-ца спа-сет-ся».

Неде-лю спу-стя в го-род при-е-хал знат-ный са-нов-ник Ли-сий и ве-лел по-бить во-и-нов-хри-сти-ан кам-ня-ми. Но кам-ни ле-те-ли ми-мо це-ли; ка-мень, бро-шен-ный са-мим Ли-си-ем, по-пал в ли-цо Аг-ри-ко-лаю. Сму-щен-ные му-чи-те-ли вер-ну-ли уз-ни-ков в тюрь-му, чтобы по-ду-мать, как по-сту-пить с ни-ми. Но-чью в тем-ни-це во-и-ны сно-ва услы-ша-ли уте-ша-ю-щий го-лос Гос-по-да: «Ве-ру-ю-щий в Ме-ня, ес-ли и умрет, ожи-вет. Дер-зай-те и не стра-ши-тесь, ибо вос-при-и-ме-те вен-цы нетлен-ные».

На сле-ду-ю-щий день во-и-нов свя-зан-ны-ми по-ве-ли к озе-ру близ го-ро-да Се-ва-стии. В тот день был силь-ный мо-роз. Во-и-нам при-ка-за-ли раз-деть-ся и по-ста-ви-ли пря-мо в ле-дя-ную во-ду. А на бе-ре-гу то-пи-лась ба-ня, и му-чи-те-ли ска-за-ли, что лю-бой из них мо-жет сра-зу же со-греть-ся в ней, ес-ли от-ре-чет-ся от Хри-ста. Всю ночь во-и-ны му-же-ствен-но пе-ре-но-си-ли хо-лод, обод-ряя друг дру-га. Они пе-ли псал-мы, несмот-ря на боль, при-чи-ня-е-мую об-мо-ро-же-ни-ем. А му-ка эта по си-ле срав-ни-ма с ожо-га-ми от ог-ня. Один из во-и-нов по-сле несколь-ких ча-сов не вы-дер-жал, по-бе-жал на бе-рег, к бане. Но ед-ва он всту-пил на по-рог жар-ко на-топ-лен-ной ба-ни, из-за рез-ко-го пе-ре-па-да тем-пе-ра-тур ко-жа и плоть его ста-ли от-де-лять-ся, и он умер.

Ночь дли-лась, и страж-ни-ки, охра-няв-шие ме-сто му-че-ния, за-дре-ма-ли. Не мог за-снуть толь-ко один из них, Агла-ий. Он был по-ра-жен: как же эти хри-сти-ане, несмот-ря на неслы-хан-ные му-че-ния, не пре-кра-ща-ют мо-лит-вы? В тре-тьем ча-су но-чи он уви-дел, что над озе-ром раз-ли-ва-ет-ся яр-кий свет, со-всем как ле-том. Ста-ло так теп-ло, что лед рас-та-ял. Агла-ий недо-уме-вал: что же про-ис-хо-дит? Взгля-нув вверх, он уви-дел над го-ло-ва-ми во-и-нов све-тя-щи-е-ся вен-цы. Вен-цов бы-ло трид-цать де-вять -- по чис-лу остав-ших-ся стой-ки-ми му-че-ни-ков. То-гда Агла-ий сбро-сил с се-бя одеж-ду, крик-нул, бу-дя дру-гих страж-ни-ков: «И я хри-сти-а-нин!» -- и по-бе-жал к му-че-ни-кам. Он мо-лил-ся: «Гос-по-ди Бо-же, ве-рую в Те-бя, в Ко-то-ро-го эти во-и-ны ве-ру-ют. При-со-еди-ни ме-ня к ним, да спо-доб-люсь по-стра-дать с Тво-и-ми ра-ба-ми».
Утром вер-ну-лись на-чаль-ни-ки му-чи-те-лей и уви-де-ли, что во-и-ны еще жи-вы, да впри-да-чу сре-ди них один из тю-рем-щи-ков! В яро-сти Ли-сий и Аг-ри-ко-лай ве-ле-ли пе-ре-бить му-че-ни-кам мо-ло-та-ми го-ле-ни, чтобы сде-лать стра-да-ния невы-но-си-мы-ми. Но и уми-рая от му-че-ний, во-и-ны не пе-ре-ста-ва-ли мо-лить-ся и сла-вить Ис-тин-но-го Бо-га.
Ли-сий при-ка-зал уни-что-жить остан-ки во-и-нов, чтобы хри-сти-ане не по-чи-та-ли мо-щи но-вых му-че-ни-ков. Те-ла свя-тых бы-ли со-жже-ны на ко-ст-ре, а ко-сти бро-ше-ны в ре-ку. Спу-стя три дня му-че-ни-ки яви-лись во сне епи-ско-пу Се-ва-стии Пет-ру и по-ве-ле-ли ему взять ко-сти из ре-ки. Епи-скоп с несколь-ки-ми свя-щен-ни-ка-ми но-чью тай-но при-шли к ре-ке. О чу-до: ко-сти му-че-ни-ков си-я-ли в во-де как звез-ды! Хри-сти-ане со-бра-ли остан-ки свя-тых и с че-стью по-хо-ро-ни-ли их.

В Рос-сии из-дав-на был обы-чай в день па-мя-ти Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков ле-пить из те-ста и печь «жа-во-рон-ков» -- бу-лоч-ки в ви-де птиц. По-че-му имен-но жа-во-рон-ки? Кре-стьяне, об-ра-щая вни-ма-ние на то, что по-ю-щий жа-во-ро-нок то взмы-ва-ет ввысь, то кам-нем «па-да-ет» к зем-ле, объ-яс-ня-ли это осо-бым дерз-но-ве-ни-ем и сми-ре-ни-ем этих птиц пред Бо-гом. Жа-во-ро-нок быст-ро устрем-ля-ет-ся квер-ху, но, по-ра-жен-ный ве-ли-чи-ем Гос-по-да, в глу-бо-ком бла-го-го-ве-нии скло-ня-ет-ся вниз. Так жа-во-рон-ки, по мыс-ли на-ших бла-го-че-сти-вых пред-ков, изо-бра-жа-ли со-бой песнь сла-вы Гос-по-ду, воз-не-сен-ную му-че-ни-ка-ми, их сми-ре-ние и устрем-лен-ность ввысь, в Цар-ство Небес-ное, к Солн-цу Прав-ды -- Хри-сту.

22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока мучеников Севастийских (320 год по Р.Х.). Святые были римскими легионерами и погибли, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам.

История

Примечательно, что эти сорок мучеников погибли уже после принятия Миланского эдикта - указа «о веротерпимости», принятого святым равноапостольным императором Константином. Однако они жили и служили на той части Римской империи, которой в тот момент правил соправитель Константина - Ликиний, убежденный язычник.

В своей части империи Лициний решил искоренить христианство, которое значительно там распространилось. Дело было в том, что он готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в одном армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Войны предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что Святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо примете венцы нетленные».

На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий.

Взглянув на озеро он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Празднование

Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста - разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

Тропарь Севастийским мученикам

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

«Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам».

Кондак

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества.

Стихира

Пророчески убо вопияше Давид во псалмех: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. Вы же, мученицы Христовы, самеми делы слово исполняюще, проидосте сквозе огнь и воду и внидосте в Царство Небесное. Темже молитеся, четыредесяте суще страдальцы, даровати нам велию милость.

Проповеди

Из проповеди , произнесенной 22 марта 2003 года Схиигуменом Авраамом (Рейдманом), духовником Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга:

Что же помогло им это сделать? Что было в них такого, чего нет в нас? Сама история дает нам объяснение, в особенности история страданий сорока мучеников Севастийских. Мы видим, что, после того как они показали свое долготерпение, вдруг появился сверхъестественный Божественный свет, осиявший их и даже согревший воздух. Но главное – не то, что согрелись воздух и вода, в которой находились мученики, но то, что благодать Божия, этот Божественный свет проник в их души, в их сердца и как бы воссиял внутри них самих, тем самым сделав их способными к сверхчеловеческому мужеству.

Благодать Божия дала им силы вытерпеть то, что превышает возможности не только обыкновенного человека, но даже и какого-нибудь особенно твердого духом и, как бы мы сейчас сказали, сильного волей человека. Именно благодать Божия делает нас способными совершить нечто сверхъестественное. Она помогает нам вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с истинного пути. Иногда это действительно страшные скорби, какие постигли, например, мучеников Севастийских или новомучеников и исповедников российских, пострадавших в недавнее время. Но иногда дьявол незаметно мелкими скорбями и неприятностями, не требуя от нас явного отречения от Христа, тем не менее, заставляет нас вести себя не по-христиански. Мы же, недооценивая значения этих как будто бы незначительных происшествий, много и часто погрешаем – и на деле, как это ни прискорбно, как это ни страшно звучит, являемся отступниками.

Мы постоянно предаем евангельские заповеди, вменяя их ни во что, однако почему-то думаем, что если бы на нашу долю выпало какое-нибудь особенное испытание, вроде того, какое пришлось вытерпеть сорока мученикам Севастийским, то мы проявили бы твердость, потому что сознавали бы, что здесь речь явно идет о спасении или погибели, об исповедании Христа или отречении от Него. Но многих дьявол искушает именно мелочами – мелкими, ничтожными, незначительными происшествиями, легкими скорбями, маленькими соблазнами. Мы же не заботимся о том, чтобы в нас всегда была благодать Божия, не приобретаем ее усиленной молитвой, покаянием и тщательным исполнением своего христианского долга, то есть участием в богослужениях, постами и так далее.

Мы пренебрегаем понуждением себя к исполнению заповедей, пребываем в нерадении, небрежении и беспечности. Таким образом, мы теряем ту благодать, которую получили в Таинстве Крещения, которую получаем в Таинствах Исповеди и Причащения, и потому оказываемся бессильными перед бесчисленными кознями дьявольскими. Сейчас они мелкие, но кто знает, что будет завтра?

Обычаи

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.


Рецепт жаворонков:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.

Для смазки: сладкий крепкий чай.

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста.

Из куска хорошо выбродившего теста раскатывается валик, нарезается на куски массой примерно 100 г. Затем раскатываются жгуты, так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. завязываются узлом, головке придается соответствующая форма.

Слегка примять пальцами хвостик, веерообразно надрезать ножиком сделать надрезы-перышки, Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.

Смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.