Определение направленности личности басса онлайн. Определение направленности личности (Б

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Назначение

Методика предназначена для выявления проявления агрессивности у детей.

Проявление агрессии в детском возрасте является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должны стать психокоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий «агрессии» и «агрессивности».

Необходимость такого определения обосновывается тем, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа; первый - мотивационная агрессия как самоценность, второй - инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1) физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
2) косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
3) раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
4) негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
5) обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
6) подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
7) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
8) чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести).

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Инструкция

Прочитай предложенные в опроснике вопросы и ответь на них «да» или «нет».

Опросник «Басса-Дарки»
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать.
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражен, я хлопаю дверями.
19. Я гораздо раздражительней, чем кажется.
20. Если кто-то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу».
34. Я никогда не бываю мрачен от злости.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания..
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня одним свои присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам».
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже и не чаще других.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре я часто повышаю голос.
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами :
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения на ответ на вопрос.

Ключ к тесту
Ответ оценивается по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; «нет» = 1, «да» = 0: 9, 17

2. Косвенная агрессия:
«да» = 1, «нет» - 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; «нет» = 1, «да» = 0: 26,49

3. Раздражение:
«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» = 1, «да» = 0: 11, 35,69

4. Негативизм:
«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28; «нет» = 1, «да» = 0: 36
5. Обида:
«да» - 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37,44, 51, 58

6. Подозрительность:
«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66, 74, 75

7. Вербальная агрессия:
«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53,60, 71, 73; «нет» = 1,«да» = 0: 33, 66,74, 75

8. Чувство вины:
«да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40,47, 54, 61, 67 Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности - 6,5-7 + 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности

Опросник агрессивности Басса - Дарки предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". На русском языке стандартизирован А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой в 2005 году. Рекомендовано использовать в работе педагога - психолога с детьми начиная с подросткового возраста.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности и агрессия, как акт поведения, могут быть понятны в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса - Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел, Спилбергер), проективными методиками (Люшер) и так далее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки

Описание методики

Опросник агрессивности Басса - Дарки (англ. Buss - Durkee Hostility Inventory, сокр. BDHI) предназначен для выявления уровня агрессивности учащихся. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». На русском языке стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой в 2005 году.

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Инструкция

Внимательно прослушайте утверждения. Если вы согласны с утверждением, то ставьте знак «+», если нет, ставьте знак «-».

Обработка результатов

Шкала

Прямые утверждения

Обратные утверждения

Коэффициент

Физическая агрессия

1, 25, 33, 48, 55, 62, 68

9, 17, 41

Косвенная агрессия

2, 18, 34, 42, 56, 63

10, 26, 49

Раздражение

3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

11, 35, 69

Негативизм

4, 12, 20, 23, 36

Обида

5, 13, 21, 29, 37, 51, 58

Подозрительность

6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

65, 70

Вербальная агрессия

7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73

39, 66, 74, 75

Чувство вины

8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

По Рогову Е.И., значение показателей враждебности и агрессивности равно сумме показателей составляющих их шкал:

  • Враждебность = Обида + Подозрительность;
  • Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

По Хвану А.А. с соавт., значение этих показателей равно среднему арифметическому составляющих показателей (так как максимальным уровнем во всех случаях является 100 стандартных баллов):

  • Враждебность = (Обида + Подозрительность)/2
  • Агрессивность = (Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия)/3

Интерпретация результатов

По Рогову Е.И., нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6,5-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Хван А.А. с соавтор предлагает более сложную схему. Сырые баллы по каждой шкале необходимо умножить на коэффициент, цель которого - привести максимальное значение по каждой шкале к 100 баллам. Затем эти баллы переводятся в стены:

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Вербальная агрессия

Раздражение

Негативизм

Подозрительность

Чувство вины

Обида

0 - 20

низкий уровень

20 - 30

0 - 14

31 - 41

15 – 25

средний уровень

42 -52

26 – 36

53- 63

37 – 47

повышенный уровень

64 -74

48 – 58

75 - 85

Как уже указывалось выше физическая, косвенная и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность - индекс враждебности.

Стены

Результаты в баллах

Интерпретация

Агрессивность

Враждебность

0 – 17

низкий уровень

18 – 27

0 – 14

28 – 38

15 – 25

средний уровень

39 – 49

26 – 36

50 - 60

37 – 47

повышенный уровень

61 - 71

48 – 58

72 - 82

59 – 69

высокий

83 - 93

70 – 80

очень высокий

94 и более

81 – 92

92 и более

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса - Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кеттел , Спилбергер ), проективными методиками (Люшер ) и так далее.

Стимульный материал опросника Басса-Дарки

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да / нет

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю. да / нет

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. да / нет

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню. да / нет

5. Я не всегда получаю то, что мне положено. да / нет

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. да / нет

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать. да / нет

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести. да / нет

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека. да / нет

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами. да / нет

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. да / нет

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его. да / нет

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами. да / нет

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал. да / нет

15. Я часто бываю несогласен с людьми. да / нет

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. да / нет

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. да / нет

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями. да / нет

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется. да / нет

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор. да / нет

21. Меня немного огорчает моя судьба. да / нет

22. Я думаю, что многие люди не любят меня. да / нет

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. да / нет

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. да / нет

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку. да / нет

26. Я не способен на грубые шутки. да / нет

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются. да / нет

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. да / нет

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. да / нет

30. Довольно многие люди завидуют мне. да / нет

31. Я требую, чтобы люди уважали меня. да / нет

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. да / нет

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу". да / нет

34. Я никогда не бываю мрачен от злости. да / нет

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь. да / нет

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания. да / нет

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть. да / нет

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. да / нет

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям. да / нет

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены. да / нет

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. да / нет

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. да / нет

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием. да / нет

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. да / нет

45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам". да / нет

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю. да / нет

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. да / нет

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. да / нет

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева. да / нет

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться. да / нет

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать. да / нет

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня. да / нет

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ. да / нет

54. Неудачи огорчают меня. да / нет

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие. да / нет

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее. да / нет

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. да / нет

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо. да / нет

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю. да / нет

60. Я ругаюсь только со злости. да / нет

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть. да / нет

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее. да / нет

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу. да / нет

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. да / нет

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить. да / нет

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает. да / нет

67. Я часто думаю, что жил неправильно. да / нет

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. да / нет

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей. да / нет

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня. да / нет

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. да / нет

72. В последнее время я стал занудой. да / нет

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям. да / нет

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить. да / нет


Данный тест-опросник разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 году и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных психических эмоциональных реакций людей. Тест-опросник не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью). Как правило, данный тест-опросник требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов с помощью ретеста (повторного исследования этих же психических проявлений с помощью другого подобного рода инструментария), с помощью других однонаправленных методик. Тем не менее, применение данного опросника, например, в психодиагностической работе с учащимися школы (от шестого класса и выше) и при работе с учителями (предметниками и проходящими переподготовку по специальности "практический психолог") было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной и психоконсультационной работы.

При составлении данного теста-опросника, А. Бассом и А. Дарки использовались следующие основные принципы:

1. Каждый отдельный вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

По мнению А. Басса и А. Дарки, под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Тем не менее, вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности (в саморазвитии), так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу (примером является социальная профессиональная конкуренция).

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое психическое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного ее отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность (как таковая) не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жёсткой ("детерминантной"), а, с другой стороны, сам поведенчески-деятельностный акт агрессии может не принимать сознательно опасные (со стороны субъекта, исходя из психической подоплеки его действий) и социально неодобряемые формы.

В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако, само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, – таковой его делает мотив деятельности, – по А.Н. Леонтьеву – те ценности, ради достижения которых и обладания которыми активность "разворачивается", осуществляется. Таким образом, внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из вышеутверждённого, можно, в свою очередь, разделить агрессивные проявления личности на два основных типа: первый – мотивационная агрессия как самоценность, второй – инструментальная агрессия, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, ярость, злость)).

При разработке диагностического инструментария, А. Басс также разделил понятия агрессии и враждебности, определяя последнюю как "... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Дополним, что враждебность это общая негативная позиция (отрицательный эмоциональный настрой) личности по отношению к окружающим людям.

Тест-опросник А. Басса и А. Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Этот тест-опросник повсеместно используется также и в отечественных исследованиях, однако, данные о его стандартизации на отечественных выборках респондентов нуждаются в уточнении.

Данный оригинальный тест состоит из 75-ти утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой тест-опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды психических эмоционально-чувственных реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица при несовпадении интересов (мнений, суждений, желаний, устремлений).

2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму ссоры (крик, визг, ругань), так и через содержание словесных ответов (высказываний), словесных обращений (воздействий), направленных на других людей (проклятия, угрозы).

3. Косвенная агрессия – использование"окольным путем" направленных против других лиц слухов, сплетен, шуток, подрывающих их социальный авторитет, и проявление неупорядоченных бурных эмоциональных реакций (ненаправленный крик, – ногами, стук кулаком по столу и т.п.).



4. Негативизм – оппозиционная манера (форма) в поведении (поведения), – от пассивного сопротивления до активной борьбы (действий) против авторитетов (авторитета), установившихся обычаев и законов. Негативизм направлен обычно против правил, требований и против руководства (руководителя).

5. Раздражение (раздражительность) – психологическая "готовность" к проявлению (выражению) негативных чувств при малейшем эмоциональном возбуждении (личностные качества – вспыльчивость, грубость). Склонность к раздражительности проявляется в резкости поведения, высказываний и т.п.

6. Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному ("перестраховочному") отношению к другим людям, проистекающая из убеждения в том, что окружающие люди планируют причинить и/или намеренно приносят вред.

7. Обида (обидчивость) – проявления (выражения) неудовольствия, зависти и даже ненависти к окружающим за действительные и/или вымышленные их действия. Обида, чаще всего, обусловлена неоправданными (скорее всего завышенными) ожиданиями, чувством гнева, недовольством кем-то (чем-то) конкретно или недовольством "всем миром". Обида, как правило, происходит (проистекает) также из-за действительных или мнимых эмоциональных страданий субъекта.

8. Чувство вины (аутоагрессия) – выражает (отражает) возможное убеждение субъекта в том, что он поступает нехорошо, бессовестно, зло, (с кем-то конкретно или со многими людьми). Аутоагрессия проистекает также из-за ощущаемых человеком угрызений совести (относящихся к действительным или мнимым прегрешениям). Аутоагрессия это отрицательное отношение и негативные действия субъекта, направленные на него самого, "вырастающие" из вероятного мнения самого субъекта о том, что он является плохим человеком.

Отечественным исследователем, А.К. Осницким, была произведена адаптация теста А. Басса – А. Дарки, которая не коснулась "заложенных" в тесте форм агрессии и не затронула выявляемых в нем личностных значений агрессии и враждебности. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищён от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть (и, наверное, должны быть) поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому, опросником А. Басса – А. Дарки для диагностики эмоционально-чувственной сферы личности, следует пользоваться в совокупности с другими методиками. Адаптированный А.К. Осницким вариант теста сохраняет первоначальное количество (75-ть) и содержательный смысл вопросов (утверждений), но предполагает не 2-ва (как в первоначальном варианте), а 4-ре возможных варианта ответа для испытуемого: «да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет».

Инструкция к тесту-опроснику А. Басса – А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого.

Прочитывая или прослушивая данные утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют Вашему стилю поведения, Вашему образу жизни, Вашему отношению к какому-либо явлению, Вашему восприятию жизни, Вашим эмоциям и чувствам. Оценивайте себя, свои действия и поступки исходя из того, как Вы ведете себя "по жизни", как правило, обычно, наиболее часто.

Отвечайте на каждое суждение (утверждение), пожалуйста, одним из четырех возможных вариантов ответа: «ДА» (почти всегда), «ПОЖАЛУЙ, ДА» (в большинстве случаев), «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (в малом количестве случаев), «НЕТ» (почти никогда).

Особое внимание здесь (также как и в других подобных случаях), обратите на те вопросы, в которых есть «приставка» "не". Это вопросы (утверждения) №№ 9, 11, 17, 26, 35, 36, 39, 49, 65, 66, 69, 70, 74, 75, – всего 14-ть вопросов. Во всех утверждениях подобного рода, в том случае, если Вы отвечаете "да" ("+ "), т.е. утвердительно, то Вы соглашаетесь с тем, что Вы чего-то н е д е л а е т е. В том же случае, если Вы отвечаете "нет" (""), то Вы не соглашаетесь с тем, что Вы чего-то не делаете, а наоборот, утверждаете, что Вы это "что-то" д е л а е т е.

Текст (вопросы/утверждения) теста-опросника А. Басса – А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого.

1. Временами я не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2. Иногда я могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, то я просьбу не выполню.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне гадости за моей спиной.

7. Если я не одобряю поступки других людей, то даю им это почувствовать.

8. Если мне случается обмануть кого-либо, то я испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, то сейчас же хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении я часто хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Каждую неделю я общаюсь с кем-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Я часто требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят и "достают", стоят того, чтобы их "щелкнули по носу".

34. От злости я иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, то не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. Лет с десяти у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины застав­ляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда люди кричат на меня, – кричу в ответ.

54. Неудачи в делах огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал её.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю её.

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня не просто "до кипения", но и до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто я просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Стараюсь скрывать свое плохое отношение к окружающим людям.

75. Лучше я соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка данных и "ключ" к тесту-опроснику А. Басса – А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого.

Учитываем, что при подсчёте ответы «да» и «пожалуй, да» считаются утвердительными (положительными) и засчитываются в качестве положительного ответа – «плюса» ("+ "), – ответ «да». Ответы «нет» и «пожалуй, нет» считаются негативными (отрицательными) и засчитываются в качестве отрицательного ответа – «минуса» (""), – ответ «нет». Оценивая ответы респондента обозначенным образом, совпадения считаем по «ключу» (смотрите ниже). Далее продолжаем соотносить совпадения/несовпадения ответов испытуемого с ключом (помните о вопросах с «приставкой» (отрицанием) "не "!)). Каждое совпадение ответа опрашиваемого с ключом оценивается в 1 (один) балл .

I. ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ: 1 +, 9 –, 17 –, 25 +, 33 +, 41 +, 48 +, 55 +, 62 +, 68 +; (к = 11).

II. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ: 7 +, 15 +, 23 +, 31 +, 39 –, 46 +, 53 +, 60 +, 66 –, 71 +, 73 +, 74 –, 75 –; (к = 8).

III. КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ: 2 +, 10 +, 18 +, 26 –, 34 +, 42 +, 49 –, 56 +, 63 + ; (к = 13).

IV. НЕГАТИВИЗМ: 4 +, 12 +, 20 +, 28 +, 36 –; (к = 20).

V. РАЗДРАЖЕНИЕ (раздражительность): 3 +, 11 –, 19 +, 27 +, 35 –, 43 +, 50 +, 57 +, 64 +, 69 –, 72 +; (к = 9).

VI. ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ: 6 +, 14 +, 22 +, 30 +, 38 +, 45 +, 52 +, 59 +, 65 –, 70 –; (к = 11).

VII. ОБИДА (обидчивость): 5 +, 13 +, 21 +, 29 +, 37 +, 44 +, 51 +, 58 +; (к = 13).

VIII. ЧУВСТВО ВИНЫ (аутоагрессия): 8 +, 16 +, 24 +, 32 +, 40 +, 47 +, 54 +, 61 +, 67 +; (к = 11).

Подсчёт и интерпретация результатов теста А. Басса – А. Дарки.

Сумма баллов, набранных респондентом по каждой шкале, умноженная на числовой коэффициент ("к"), указанный в скобках отдельно для каждой шкалы, позволяет получить удобные для сопоставления, нормированные стандартизированные показатели по каждой шкале. Учитываем, что в каждом случае (слабая, умеренная, сильная) выраженности шкалы (формы агрессии), может быть разная степень этой самой выраженности .

1. Физическая агрессия. 2. Вербальная агрессия. 3. Косвенная агрессия. Максимально возможный балл – 117. Слабая выраженность – от 0 до 39 баллов, умеренная выраженность – от 40 до 79 баллов. Сильная выраженность – от 80 до 117 баллов. 4. Негативизм («воинствующий пессимизм»). Максимально возможный балл – 100. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 100 баллов. 5. Раздражительность. 6. Подозрительность. Максимально возможный балл – 110. Слабая выраженность – от 0 до 37 баллов, умеренная выраженность – от 38 до 75 баллов. Сильная выраженность – от 76 до 110 баллов. 7. Обидчивость. Максимально возможный балл – 104. Слабая выраженность – от 0 до 35 баллов, умеренная выраженность – от 36 до 71 балла. Сильная выраженность – от 72 до 104 баллов. 8. Аутоагрессия. Максимально возможный балл – 99. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 99 баллов.

Суммарные (итоговые) сопоставляемые друг с другом показатели агрессивности и враждебности складываются из сложения между собой отдельных соответствующим образом пронумерованных (смотрите выше) содержательных шкал (свойств), делённых на "3" (!) для "ИА " и делённых на "2" (!) для "ИВ ". Шкалы №№ «1» + «2» + «3»: 3 = "ИА " - общий индекс агрессивности личности. Он может быть (составлять) максимально 331 балл. Опять-таки, учитываем то, что существенная разница может быть в степени выраженности агрессивности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности агрессивности личности – от 0 баллов до 110 баллов, умеренная ("средняя", довольно значительная) выраженность агрессивности личности – от 111 баллов до 221 балла. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность агрессивности личности – от 222 баллов до 331 балла. Шкалы №№ «6» + «7»: 2 = "ИВ " - общий индекс враждебности личности. Он может быть (составлять) максимально 214 баллов. Снова учитываем то, что существенная разница может быть (и является) в степени выраженности враждебности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности враждебности личности – от 0 баллов до 71 балла, умеренная ("средняя", довольно значительная) выраженность враждебности личности – от 72 баллов до 143 баллов. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность – от 144 баллов до 214 баллов.

Оставшиеся шкалы (№№ "4", "5", "8") выступают самостоятельно, считаются и рассматриваются отдельно (являются в некотором роде вспомогательными), но могут выступать в качестве смыслового дополнения (косвенной характеристики) к суммарным показателям агрессивности и враждебности личности. Особенно показателен при этом параметр № 5 – «раздражительность». Раздражительность – это личностная психическая эмоциональная характеристика также (помимо прочего, указанного выше) понимаемая в качестве резкой, безапелляционной реакции личности на "затрагивание" её интересов, на побуждение её другими людьми к не желаемой ею деятельности (бездействию) в некоторых (или во многих) классах социальных и/или профессиональных ситуаций. Потом, в соответствии с полученными (по этой и другим методикам) психодиагностическими данными , составляется план психокоррекционной работы (например, в случае с группой подростков, проводится коммуникативный психологический тренинг) с агрессивностью и враждебностью личности.

Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Ориентационная анкета. Определение направленности личности (Б. Басс)

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим вас выбрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «Больше всего».

Затем из ответов на этот же пункт выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «Меньше всего».

Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишете в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами.

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы.

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо.

B. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

Б. Известным игроком.

B. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.

Б. Вызывает интерес к предмету, так что ученики с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.

В. Создает в классе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе.

Б. С удовольствием работают в команде.

B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляются возможности.

Б. Были верны и преданы мне.

B. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие отношения.

Б. На кого всегда можно положиться.

B. Кто может достичь многого в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

A. Когда у меня что-то не получается.

Б. Когда портятся отношения с друзьями.

B. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда учитель:

A. Не скрывает, что некоторые ученики ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.

B. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями.

Б. Ощущение выполненных дел.

B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни.

Б. По-настоящему увлечен своим делом.

B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.

Б. Развивать прежде всего индивидуальные особенности ученика.

B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с другими людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. Для общения с друзьями.

Б. Для отдыха и развлечений.

B. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.

Б. У меня интересная работа.

B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

A. Другие люди меня ценят.

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-нибудь интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности.

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю (учусь).

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход.

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.

B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства.

Б. Неудача при выполнении важного дела.

B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

Б. Возможность хорошей совместной работы.

B. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других.

Б. Часто ссорятся и конфликтуют.

B. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом.

Б. Имеешь много друзей.

B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть:

B. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.

Б. О жизни знаменитых и интересных людей.

B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

A. Дирижером.

Б. Композитором.

B. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс.

Б. Победить в конкурсе.

B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу делать.

Б. Как достичь цели.

B. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

A. Другие были им довольны.

Б. Прежде всего выполнить свою задачу.

B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями.

Б. Просматривая развлекательные фильмы.

B. Занимаясь своим любимым делом.

Обработка результатов: ответ «больше всего» получает два балла, ответ «меньше всего» – 0 баллов, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

Ключ:

Направленность на себя – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Формы направленности личности Самые простые – это влечения и желания. В основе влечения лежит деятельность на уровне основных инстинктов, присущих и высшим животным, и человеку. Отличием от животных являются их иное содержание и способы удовлетворения. Влечение,

автора Резепов Ильдар Шамильевич

15. Понятие о направленности личности Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали,

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

1.2. Паратеатральные системы терапевтической направленности Непосредственными предшественниками драматерапии были формы психотерапии, в которых использовались театральные методы и процедуры. Ранние примеры использования драмы в терапии можно найти в большинстве

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

37. Расшифровка типологии антисоциальной направленности Ни одна классификация не может учесть индивидуальные черты конкретного преступника, но может развести их по типам, что позволяет найти общие закономерности и выявить между ними сходство и отличие. Классификация,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологическое определение личности . В. М. Бехтерев Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Принцип направленности в будущее Принцип направленности в будущее («Зачем, а не почему»). Настоящее должно быть организовано не прошлым, а будущим. Действие от причины, от основания должно быть дополнено действием к цели.Обычные отношения строятся по принципу «Ты мне,

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Анкета Заказчик: ___________ Исполнитель: Добрый Господь БогНаша Небесная мастерская предлагает следующие услуги: косметический и капитальный ремонт души, наполнение ее любовью, глубокую чистку от эгоизма и отвязку от привязанностей.Любовь к людям. Когда твой любимый дарит

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Определение организаторских и коммуникативных качеств личности с помощью метода тестов При проведении психологического консультирования метод тестов занимает ведущее место среди других методов, применяемых в психологической диагностике. Тестирование – основной

автора Ильин Евгений Павлович

9.8. Возрастные изменения направленности личности В каждом возрасте устанавливается своя иерархия потребностей, ведущие из которых определяют направленность личности, например гуманистическую (общественную) или индивидуалистическую. При этом мотивы общественной

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» Методика позволяет выявить значимость для учителя некоторых аспектов педагогической деятельности (склонность к организаторской деятельности, направленность на предмет), его потребность в общении,

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ При всем многообразии мотивов, формирующихся у детей в процессе развития, изучение детей и подростков позволяет выделить ведущую направленность, определяющую основные особенности их поведения. У одних детей ведущей является учебная

Из книги Психология лидера автора Менегетти Антонио

автора Учик Мартин

Глава 6 Определение типа личности Тот, кто знает людей, – благоразумен. Знающий себя – просвещен. Лао цзы Все люди обладают определёнными личными качествами, которые не меняются на протяжении всей их жизни. В интегральной модели эти постоянные черты характера

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Определение её типа личности Тип личности в соответствии с теми практичными и популярными типологиями, которые мы включили в интегральную модель отношений (НЛП, пять языков любви, эннеаграмма, типология Майерс-Бриггс), лучше всего определять с помощью тестов/анкет из

Из книги Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика автора Егоров Геннадий Викторович

4.1 Возможности наблюдения личностного развития обучающегося и оценки его направленности в результате образовательной деятельности (определение достижения надучебных результатов) Как правило, основную ответственность за процесс обучения возлагают на

Задание : Диагностика по опроснику Басса-Дарки (11; 15; 17). Цель опросника - диагностика состояния агрессии (мотивационной и инструментальной), в т.ч. форм агрессии по 8 шкалам.

Опросник не свободен от мотивационных искажений (напри­мер, в связи с социальной желательностью). Требует допол­нительной проверки на надежность полученных результатов (либо с помощью ретеста, либо с помощью других методик). Применение данного опросника в работе сучащимися школы и при работе с учителями было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной работы.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными (Кэттелл), психических состояний (Спилберг), проективными (Люшер) и др.

БЛАНК ОТВЕТОВ. Опросник состоит из 75 утверждений. Пронумеруйте их в колонки по 10.

ИНСТРУКЦИЯ. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из четырех возможных ответов: "ДА", "ПОЖАЛУЙ, ДА", "ПОЖАЛУЙ, НЕТ», «НЕТ».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Временами не могу справиться с желанием навредить ко­му-либо.

2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

5. Не всегда получаю то, что мне положено.

6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

8. Если случается обмануть кого либо, испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.


20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. От злости иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

46. Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали чело­веком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда кричат на меня, кричу в ответ.

54. Неудачи огорчают меня.

55. Дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физиче­скую силу, я применяю ее.

63. Иногда выражаю свои гнев тем, что стучу по столу.

64. Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

69. Не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пы­таются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

75. Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

При обработке данных в обычных условиях ответы "ДА" и "ПОЖАЛУЙ, ДА" объединяются (суммируются как ответы "да"), так же как и ответь "НЕТ" и "ПОЖАЛУЙ, НЕТ" (суммируются как ответы "нет").

Суммарные показатели:

ИА – Индекс агрессивности. ИА= («1» + «2» + «3») : 3

ИВ – Индекс враждебности. ИВ = («6» + «7») : 2

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Алгоритм интерпретации:

1. Количественная характеристика состояния агрессии - определите уровень агрессивности и враждебности.

2. Качественная характеристика состояния агрессии:

· на основе сопоставления уровней агрессивности и враждебности, а так же учета результатов диагностики по характералогическим опросникам и опроснику психологических состояний сделайте вывод о наличии или отсутствии мотивационной агрессии;

· сделайте вывод о преобладающих формах агрессивного реагирования.

3. Предложите варианты коррекции негативных тенденций.

Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Объясняя агрессию как явление и множественные проявления агрессивности с разных теоретических позиций, исследователи предлагали и взаимоисключающие теоретические модели:

· природная модель (инстинкты), в частности - врожденную реакцию че­ловека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри);

· социальная (противоречия и противодействие усваиваемых норм):

a. реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорци, Фромм),

b. очень широкое распространение получили теории, свя­зывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард),

c. как стремление к господству (Моррисон) и др.;

· теологическая детерминация агрессивности (искушение, смущение, греховность),

· эклектические (нередко их принимают за интеграль­ные) модели, допускающие влияние различных детерминант,

· разноуровневый подход к анализу агрессивных проявлений личности допускает:

a. физиологические истоки,

b. психо­физиологические,

c. деятельностно-преобразующие,

d. собственно личностные (нередко их отождествляют с социальной детер­минацией).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, ха-рактеризующееся наличием деструктивных (разрушающих) тенденций, в основ­ном в области субъектно-субъектных отношений (А.А.Карелин).

Агрессивные действия могут выступать в качестве:

· способа психической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

· способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;

· средства достижения какой-нибудь значимой цели;

· способа решения проблем, возникающих в сложных и труд­ных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность; сами способы могут реализоваться в реальных действиях и поведенческих актах или в символических, замещающих действиях; они могут быть адекватными и неаде­кватными.

Дополним, что существенное значение имеют объективные и субъективно воспринимаемые характеристики проявлений агрессивности . Наблюдателем со стороны поведенческие проявления другого человека могут расцениваться как агрессивные при полном отсутствии агрессии у исполнителя этих проявлений. В то же время реальные агрессивные действия могут проявляться в скрытой, неочевидной для других людей форме.

Агрессивность имеет качественную и количественную харак­теристики.

Количественная характеристика агрессивности (степень выраженности):

· Низкий уровень агрессивности. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

· Средний уровень агрессивности говорит о достаточной энергии для преодоления препятствий. Вероятно, дес­труктивный компонент человеческой активности является необ­ходимым в созидательной деятельности, так как потребности ин­дивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодо­лению того, что противодействует этому процессу.

· Высокий уровень. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию, взаимодействие и т.д., что препятсвует достижению личностных целей.

Качественная характеристика агрессивности.

Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не явля­ется жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском созна­нии агрессивность является синонимом "злонамеренной активно­сти". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамерен­ностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность раз­ворачивается.Внешние практические действия могут быть сход­ны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. Исходя из этого, можно выделить два типа агрессивных проявлений:

1. Мотивационная агрессия , как само­ценность - прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возмож­ность проявления открытой мотивационной агрессии.

2. Инструментальная агрессия , как средство достижения целей, преодоления препятствий.

И мотивационная, и инструментальная агрессия могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными пережи­ваниями (гнев, враждебность).

Практических психологов в боль­шей степени интересует мотивационная агрессия. Выявлению мотивационной агрессии помогает опросник Басса-Дарки. А.Басс разделил понятия «агрессия» и «враждебность».

Враждебность – это «… реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

А.Басс и А. Дарки, дифференцируя проявления агрессии и враждебности, выделили следующие формы агрессии:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (проклятия, угрозы, ругань).

3. Косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток, а так же проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.п.).

4. Негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пас­сивного сопротивления до активной борьбы против требований, правил, законов, установив­шихся обычаев.

5. Раздражение - склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

6. Обида - проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то или всем миром за действи­тельные и мнимые страдания.

7. Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающая из убеждения в том, что окружающие намерены причинить вред.

8. Чувство вины или аутоагрессия – отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения субъек­та в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо, вредно, злобно или бессовестно, угрызения совести.

Существенной для диагностики проявлений агрессивности является и исходная причина агрессии: патология натуральная (ге­нетически обусловленная или приобретенная в резулътате заболе­вания) или же патология воспитания, патология социализации. (М. Раттер, К. Бютнер).