Ортодинамические наушники эхо тдс 16.

Первая серия этой модели под названием ТДС Эхо Н-16 была изготовлена в Киеве в 80-ых годах. И были они 100-омной версией и полагались советскими инженерами аналогом известной ортодинамической модели Yamaha YH-1.


Затем, к концу 80-ых Советский Союз разваливался, частное кооперативное движение набирало обороты и на базе большого советского радио-завода в городе Смела Черкасской области был создан кооператив «Оризон», который взялся повторить выпуск этой модели. Большинство наушников было выпущено в начале 90-ых годов, в 1994 году кооператив прекратил свое существование.


Было выпущено три модификации:

  1. Эхо Н-16-16С - сопротивление 16 Ом (3В),
  2. Эхо Н-16-40С - сопротивление 40 Ом (6В),
  3. Эхо Н-16-100С - сопротивление 100 Ом (9В).
Основные технические характеристики:
  • Ортодинамический излучатель
  • Номинальный диапазон частот, Гц - 20-20000
  • Номинальная мощность, мВт - 1
  • Уровень звукового давления на частоте 500 Гц при подведении номинальной мощности, дБ, не менее - 91
  • Неравномерность частотной характеристики зукового давления в диапазоне 20-20000 Гц, дБ, не более - 16
  • Разность между частотными характеристиками звукового давления левого и правого стереонаушников, усредненных в октавных полосах, в диапазоне частот 250-8000 Гц, дБ, не более - 3
  • Суммарный коэффициент гармоник в диапазоне частот от 100 до 2000 Гц при номинальной мощности, %, не более - 0,3
  • Паспортная мощность, мВт - 750
  • Масса без кабеля, кг - 0,18
  • Габаритные размеры, мм, не более - 220х170х68

Сейчас такие наушники еще можно купить в запечатанном состоянии (на заводе их запаивали с толстую плёнку) по цене 3000-4000 рублей.

Серия статей "Советский HI-FI и его создатели ": «Бриг » Анатолия Лихницкого; «Корвет » Владимира Ратаева; «Планары » Игоря Левицкого.

UPD от 13.06.2018 : Прилетели мои наушники. Покупал новые, запаянные в пластик за 3000 кровных на Мешке. Продавал парень из Луганска, долетело почтой России в Магадан быстро и без проблем.

Подключил к xDuoo XD-05 - качают и басят. Без прогрева стоит отметить хорошую детальность и средний по моще бас - по ушам не прыгают. В связи с тем, что наиболее эффективное, подаваемое напряжение на наушники этой модели до 6 вольт, на усилителе приходится пользоваться движком "Gain" во втором и третьем положениях. Иногда на максимальном усилении появятся посторонние шумы, тогда ставим на двоечку.

Амбушюры и ремень оголовья менять придётся однозначно, не было в то время современных материалов. Заодно планирую поменять кабель на съемный. Амбушюр замерил, получилось 61-62 мм. По кабелю: посмотрю сначала кабель, потом буду определятся с разъёмами.

По логотипу установлено, что наушники произведены НПО "Квант" г.Киев, дата выпуска по гарантийному талону - июль 1993 года, s/n: 43232.

UPD от 15.06.2018 : С кабелем определился - разъём как у HiFiMan резьбовой. Кабель 3.5 mm Soft OFC Shielding Earphone Cable For HiFiMan (LN005385) заказал за 1547 руб. Разъёмы Free shipping one pair RCA Female Pins for HiFiMan достались за 1490 кровных. Амбушюры General Soft Foam Earmuff Cup Cushion Earpads обошлись за 282 рубля за версию - 60 мм. Ремень оголовья буду менять, когда подвернется что-нибудь подходящее из подручных средств. Итого пока потрачено дополнительно 3319 денег.

UPD от 18.08.2018 : Наконец-то всё заказанное прилетело. Сходил в мастерскую, там сказали, что они не возьмутся "гробить" наушники по причине слабенького пластика чашек. В городе есть человек, который на переделке этой серии наушников "собаку съел", и он мне перезвонит... Примерил амбушюры, немного маловаты. Диаметр в 62 мм был бы в самый раз.

UPD от 26.09.2018 : Все отказались ставить разъёмы в корпуса,.. пластик реально очень хлипкий. Говорят, что надолго переделки не хватает, отложил это дело на зиму. Буду заказывать вариант гнёзд для установки на родные кабели, заодно подумаю, как это лучше сделать.


Для написания этой статьи послужили несколько причин. Во-первых, у меня у самого была необходимость сделать нечто подобное. Однако как я ни старался вычитывать популярные тематические сайты, прийти сразу к данной конструкции мне не удалось, а получить шикарный звук хотелось. Приходилось собирать информацию долго и нудно, по крупицам.
Во-вторых, чтобы не писали в Сети, я считаю, что штатные корпуса наушников ТДС-16 подлежат замене, т.к. они не позволяют использовать амбушюры большего диаметра, т.е. не позволяет полностью реализовать потенциал изодинамических излучателей, да и удобство - важная деталь наряду со звуком.
В-третьих, конечно, можно было бы купить какой-нибудь Beyerdynamic DT-880, Sennheiser HD650, но цена!

Изначально звучат ТДС-16 тоже хорошо, но всегда хочется большего.

Забегая вперед скажу, что изготовление наушников требует определенных затрат, однако значительно меньших, чем для покупки наушников такого же класса.

Материалы

Итак, нам понадобиться:
- Китайские наушники Cosonic CD-828V (Cosonic CD-828MV это версия с микрофоном) и желательно не брать Cosonic CDM-828V т.к. там используются плохие динамики, а я в новой статье планирую рассказать, как используя косониковские динамики сделать высококачественный портатив.


- Наушники ТДС-16 ЭХО (их можно найти на барахолке или различных сайтах-аукционах). Причем достаточно, чтобы были целые сами драйвера и металлический обод.

- Наушники A4 HSP 500 (эти покупать не обязательно, ценное здесь - амбушюры, поэтому либо найти эти амбушюры, либо их пошить)


- Пара велоспиц


- Инструменты и желание

Процесс доработки:

1. Разбираем наушники Cosonic CD-828V и аккуратно вынимаем оттуда динамики, они нам еще пригодятся.
2. Снимаем родной обод (он плохого качества), хотя на первое время его можно оставить
3. В передней части с решеткой, где был приклеен динамик, срезаем цилиндр с решеткой почти до конца и затем зачищаем его об наждак. Т.о. остается посадочное отверстие, четко подходящее для установки драйверов ТДС-16
4. Высверливаем по 10 отверстий с каждой стороны максимально близко к отверстию со спиленным цилиндром. Отверстия диаметром 3 мм. (Прошу прощение за страшный вид из-за клея момент - он был нанесен в результате экспериментов.)


5. Отверстия изнутри заклеиваем бумагой от чайного пакетика или туалетной бумагой (первое предпочтительнее). Спереди перед драйвером кладем либо очень тонкий поролон либо очень тонкий синтепон, как на фото под синей сеткой.
6. Теперь разбираем и вынимаем драйвера из ТДС-16

Здесь видно торчащую кромку с контактом. Для нее необходимо кусачками или надфилем при установке в чашки с Cosonic CD-828V немного убрать бортик. Делается это очень легко. Устанавливаем драйвера в получившиеся отверстия и хорошо придавливаем, вкручиваем болтик через клемму в контактную площадку.
7. В чашках снизу делаем отверстия либо для подвода проводов, либо для разъёмов.
8. Далее необходимо задемпфировать драйвера. Это очень важный этап. При недостаточном демпфировании в АЧХ преобладает середина, и звук кажется немного плоским. При передемпфировании наблюдаем провал середины примерно как у некоторых Байеров. Однако для ТДС такой вариант плох. Звук кажется пространственным, яркие высокие, однако не хватает натуральности. Тут хорошее поле для экспериментов.
Моя схема следующая:
На дно чашки кладется тонкий синтепон, затем кусочек кожи, затем тонкий слой ваты и сверху кусок круглого поролона. На сам драйвер клеится тканевый круг.


9. Собираем чашку и закручиваем болтики.
10. Теперь одно из самых важных решений – амбушюры. Я перепробовал много вариантов, в том числе и плоские. Лучшим вариантом являются невысокие обхватывающие ухо, однако, не большего диаметра, т.е. такие, чтобы обхватывали ухо по минимуму. Амбушюры Cosonic CD-828V к сожалению плохо подходят. Поэтому лучшим вариантом является пошить самому. Как пошить - желающие смогут легко найти в Сети. Размеры следующие и нарушать их нельзя: внутренний диаметр 50 мм, внешний 83 мм, высота 13 мм, мягкость хорошая, т.е. при пошиве не сильно спрессовываем поролон.
Хорошо подходят амбушюры от упомянутых выше наушников A4 HSP 500.


11. Итак, основное готово, теперь приступаем к ободу. Тут дело возможностей и желания. На звук влияет только сила прижима, и должна она быть средней. Лучшим вариантом является использование родного обода с замененой оголовя на кожаное.
12. Держатели чаш можно использовать от Cosonic CD-828V как на фото


Или сделать его из велоспиц, что является лучшим вариантом, т.к. это все-таки метал, который можно выгнуть под свою голову.
13. Выгибаем спицы под чашки.
14. Прикрепляем спицы как на фото и получаем готовый обод, вставляем чашки и наушники готовы!


15. Изготавливаем провода из посеребренного провода или советского МГТФ. Тут тоже у каждого свой вкус и возможности.

Продолжая цикл о легендах советского звука, захотелось отдельно коснуться темы изодинамических наушников , создававшихся в Стране Советов. Сегодня многие убеждены, что технология planar magnetic (изодинамическое излучение звуковых волн) - продукт современных разработок. В подобных суждениях есть доля истины (изменились материалы), однако, сами принципы совсем не новы и активно применялись для создания аудиоаппаратуры на протяжении последних 40 лет.

Авторство «уникальных» технологий, с легкой руки маркетологов, приписывают то Японцам, то Китайцам, то неким «таинственным» инженерам из США. Не редко, начиная использовать не слишком распространённые изодинамические драйверы, производители позиционируют свою продукцию как нечто совершенно новое, никогда ранее не применявшееся. Как выяснилось, не все знают о том, что изодинамические излучатели выпускаются достаточно давно, а в своё время нашли широкое применение в советской аудиотехнике.

Создателями наиболее известных советских изодинамических драйверов, а также устройств на их основе заслуженно считаются инженер Игорь Левицкий и его коллеги из Львовского НИИ БРЭА. Именно они разрабатывали легендарные изодинамические наушники под брендом «Амфитон» ТДС-7, ТДС-15, ТДС-21, Н-25С (ТДС-25). Сегодня Левицкий возглавляет отдел разработок международной корпорации OPPO Digital, где также создает наушники и акустические системы.


Левицкий в Oppo Digital фото whathifi.com

Окончив электроакустический факультет Киевского политехнического института, талантливый молодой инженер Игорь Левицкий принял решение связать свои профессиональные устремления с Львовским научно-исследовательским институтом бытовой радиоэлектронной аппаратуры (НИИ БРЭА). Как утверждал сам Левицкий, он был впечатлён звучанием японской акустики JVC Zero 5 c ленточными излучателями Matsushita, что во многом повлияло на выбор темы для исследования и проектов.

В то время советская промышленность стремилась догнать и перегнать запад, поэтому торгово-промышленная палата СССР закупала образцы западной техники и направляла их в советские НИИ для изучения, а в ряде случаев, копирования. После детального изучения акустических систем японских разработчиков, Левицкий начал упорную работу над созданием новых излучателей в секторе, занимавшимся разработкой АС и наушников.

ТДС-7 - первенец НИИ БРЭА

В момент прихода Левицкого в НИИ БРЭА, сектор уже завершил создание ТДС-7 – первых советских изодинамических наушников. Среди всех наушников такого типа в СССР они были самыми массовыми, и серийно выпускались с 1980-го по 1990-й год. Некоторое время эти головные телефоны считались одними из лучших в стране. В то время они обладали почти недостижимыми для традиционных электродинамических собратьев, акустическими характеристиками.

Оценивая ТДС-7 в интервью whathifi.com, Левицкий отметил:

«…по сравнению со всем остальным, что было (или, скорее, чего не было) на рынке СССР, ТДС-7 – это был мощный прорыв на территорию высококачественного звука.»

Характеристики ТДС-7:
  • Диапазон воспроизводимых частот: 20 -20000 Гц.
  • Коэффициент гармонических искажений, в диапазоне частот от 100 -2000 Гц - менее 1%.
  • Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 94 Дб
  • Подводимая мощность: 2 мВт.
  • Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом.
  • Розничная цена - 49 руб., с подставкой - 53 руб. 40 коп. (половина зарплаты молодого инженера в 80-е годы).
  • Масса без кабеля: 310 г.


Ещё одним важным для советского времени достоинством ТДС-7 была их относительная доступность для рядового покупателя, иными словами – «доставаемость». При этом ТДС-7 не были лишены недостатков. Основным их минусом была эргономика. Час, проведенный в оголовье, давящем на уши жесткими амбушюрами, для пользователей современной техники покажется несоразмерной платой за хороший звук. Но суровые советские меломаны терпели и не такое.

ТДС- 15 - потомок именитого японца

Оценив все достоинства и недостатки ТДС-7, Левицкий понимает, что его коллеги сделали большой скачок по части верности воспроизведения, но забыли про эргономику и дизайн. Жесткие амбушюры, давящее оголовье и прямоугольная форма наушников превращала прослушивание в изощрённую добровольную пытку.

Руководство сектора также осознавала необходимость в создании более совершенного образца. Так с активным участием Левицкого начались работы по созданию наушников «Амфитон» ТДС-15. В качестве основы для новой разработки выбрали не что-нибудь, а японскую high End разработку Sansui SS-100. Проанализировав ключевые недостатки ТДС-7 и достоинства японского аналога, инженер предложил сделать открытое supra-aural акустическое оформление, которое существенно улучшало звучание, по сравнению с полузакрытыми предшественниками.


Кроме того, коллектив разработчиков предложил круглую форму мембраны и наушников, что улучшало эргономику и при этом не отражалось на звуке негативно. Эти решения также положительно повлияли на эстетику, приблизив дизайн новой разработки к лучшим западным образцам. НИИ БРЭА со своими ТДС-15 задрали планку качества, дизайна и эргономики «до небес», став новым эталоном советского HI-FI. Серийное производство ТДС-15 началось в середине 80-х сразу на двух предприятиях: ПО «Счетмаш» в Кишиневе и ленинградском НПО „Феррит“ (завод „Магнетон“).


Характеристики ТДС-15:
  • Тип драйверов: изодинамические.
  • Тип акустического оформления: открытые (чаши лежат на ушах, а не обхватывают уши).
  • Сопротивление: 16 Ом.
  • Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 94 Дб.
  • Частотный диапазон: 20-20 000 Гц (+3/-3).
  • Номинальная мощность: 2 мВт.
  • Паспортная мощность: 1000 мВт.
  • Масса без кабеля: 300 г.
  • Розничная цена в 50 рублей (для сравнения, оригинал от Sansui SS-100 в то время стоил около $ 300) не пугала любителей хорошего звука, но найти эти наушники в свободной продаже было крайне сложно.

Праздник портативности Н-21С

Вершиной эргономичности и дизайнерского изыска среди советских изодинамических наушников стали ТДС-21 (Н-21С). Они стали первой разработкой Левицкого с мягкими поролоновыми амбушюрами. Серийный выпуск наушников начался в 1989-м году. Оголовье наушников складывалось, что позволяло сделать устройство очень компактным.

За счет небольшой массы, компактности и поролоновых амбушюр Н-21С быстро завоевали молодую аудиторию пользователей модных в то время кассетных плейеров.

Характеристики Н-21С:
  • Частотный диапазон: 20-20 000 Гц.
  • Сопротивление: 32 Ом.
  • Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 97 Дб.
  • Паспортная мощность: 500 мВт.
  • Габариты: 220*205*60 мм.
  • Масса без кабеля: 120 г.
  • Розничная цена: 35 руб.


Амфитон Н-25С – лебединая песня львовских инженеров

Уже перед самым закатом советской эпохи Левицкий и коллектив его сектора успевают разработать последние изодинамические наушники, созданные в СССР – «Амфитон» Н-25С. Эта разработка практически полностью избавлена от «детских болезней» ТДС-7, и соответствует всем требованиям времени.

Работы над наушниками завершаются в 1990-м году. Серийный выпуск продолжается чуть более двух лет. Распад союза и приватизация практически полностью уничтожают возможности для производства такой техники.

Характеристики H-25C:
  • Сопротивление: 32 Ом.
  • Максимальная паспортная мощность: 0,1 Вт.
  • Коэффициент гармонических искажений, в диапазоне частот от 100 -2000 Гц: менее 0,6 %.
  • Частотный диапазон: 20-20000 Гц
  • Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 98 дБ.
  • Разъем: 3,5 мм (в комплекте переходник на 6,3 мм).
  • Вес: 200 г.
  • Цена: рыночная (к моменту запуска серийного производства на территории бывшего СССР, прекратили существовать твердые цены)

Разработки НИИ БРЭА, их теоретическая база и практический опыт внимательно изучались на других предприятиях СССР. Это позволило за короткий период создать и наладить выпуск сразу нескольких моделей изодинамических наушников , непосредственно не связанных с Львовским институтом.

Ниже привожу, вероятно, не полный список моделей изодинамических наушников, производившихся в СССР в 80-е годы:

Ломо (12а35), Электроника г. Львов (ТДС-5, ТДС-5М, ТДС-19, Н-28С), НПО „Квант“ г. Киев (ТДС-16 Эхо), НПО в г. Смела (Н-16-16 С, Н-16-40 С, Н-16-100 С – аналоги ТДС-16 Эхо).


В 90-е инженер Левицкий уехал в США, где сначала реализовывал свои идеи в компании BG Radia, создававшей изодинамические акустические системы, а затем стал руководителем отдела разработок в корпорации OPPO Digital , где работает по сей день.

Итог

Советские инженеры иногда создавали то, чему сегодня маркетологи на западе присваивают статус инновационных разработок и сверхновых идей. Неудивительно, что многие из них, например, Левицкий, Войшвилло, Шушурин, сейчас успешно работают уже за пределами бывшего Союза. Возможно, стараниями этих энтузиастов, промышленность Страны Советов опередила бы «загнивающий Запад» в гонке технологий и подарила бы гражданам продукцию мирового уровня. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения. Эпоха советских триумфов канула в лету вместе с развалившейся страной, оставив лишь воспоминания о колоссальном потенциале своих ученых и инженеров.