Особенности государственного устройства великобритании. Государственный строй великобритании Политический строй в англии

Введение

Тема: Особенности социально-экономического развития Англии в 19 веке.

Цели: Изучить особенности социально-экономического развития Англии в 19 веке.

  • 1. Проследить развитие экономики страны в рассматриваемый период.
  • 2. Рассмотреть основные закономерности изменения английского общества.
  • 3. На основе полученных сведений выявить основные особенности социально-экономического развития Англии в 19 веке.

Актуальность темы заключается в том, что многие из принципов построения современного общества и развития экономики страны были заложены именно в 19 веке.

Эволюция государственного строя Англии в 19 - начале 20 века

Традиционно, беря за основу экономические изменения, в истории Англии XIX века выделяют 3 основных периода:

  • 1. Конец XVIII - первая половина XIX века - развитие промышленного капитализма;
  • 2. 50-60 годы XIX века - расцвет промышленного капитализма;
  • 3. 70-90 годы XIX века - переход от домонополистического капитализма к империализму.

Каждый из этих периодов характеризуется своими изменениями в системе социальных, экономических и политико-правовых отношений. Однако общими чертами развития государственного строя Англии этого периода стали:

  • - демократизация избирательной системы и политической жизни Англии;
  • - обуржуазивание парламента и государственного аппарата;
  • - возвышение исполнительной власти.

Англия в период развития промышленного капитализма.

В конце XVIII века Англия вступила в новую промышленную фазу развития капитализма. В 60-х годах XVIII века здесь впервые в мире началась промышленная революция, ознаменовавшаяся переходом от мануфактуры к фабрично-заводскому производству. Во второй половине XVIII века она развивалась одновременно с завершавшейся аграрной революцией, приведшей к складыванию капиталистических методов ведения хозяйства в деревне. Результатом аграрного и промышленного переворотов стало изменение социально-классовой структуры английского общества и формирование, в конечном итоге, основных классов индустриального общества - промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата). Сдвиги в социально-экономической сфере отразились и на политической жизни Англии. На политическую арену вышли новые классы, активно вступившие в борьбу за свои права. В связи с этим первая половина XV111 века стала временем создания новых и переориентировки старых политических объединений. Прежде всего, изменилась социальная база традиционных политических партий Англии: вигов и тори.

Интересы промышленной буржуазии, стремившейся к проведению демократических преобразований, стала представлять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала интересы крупных землевладельцев (лендлордов) и финансовой аристократии, пытавшихся сохранить установившуюся в XVIII веке политическую систему. В этот же период появляются первые рабочие союзы. Стремление промышленной буржуазии и пролетариата к участию в политической жизни проявилось в борьбе за новую избирательную систему.

Избирательная реформа 1832 года. Экономическая мощь промышленной буржуазии быстро возрастала, а ее влияние в парламенте по-прежнему оставалось незначительным. В обеих палатах парламента благодаря старой средневековой избирательной системе господствовали крупные землевладельцы и финансовая аристократия. В связи с этим промышленной буржуазии, сосредоточенной преимущественно в крупных городах, необходима была новая избирательная система. В борьбе за нее она опиралась на пролетариат, находившийся в бедственном положении и не обладавший избирательными правами совсем. Сложившаяся ситуация благоприятствовала возникновению разного рода рабочих союзов и вела к усилению политической активности английского пролетариата. Сохранение практики посылки депутатов в парламент от "гнилых" и "карманных" местечек приводили к тому, что, например, Лондон, с населением около 1,5 миллиона человек, имел право посылать в парламент только 4 депутата, а 30 "гнилых местечек" с общим числом жителей около 400 тысяч человек посылали в палату общин 60 депутатов. Крупные промышленные центры как Манчестер, Бирмингем, Лидс, Шеффилд таким правом вообще не обладали. Политическая борьба обострилась в 1830 году, чему в немалой степени способствовала июльская революция во Франции. Парламентские выборы этого года принесли победу сторонникам реформы. В 1831 вигское правительство Грея внесло на рассмотрение палаты общин "Билль о парламентской реформе". Нижняя палата приняла его, а верхняя отвергла. В ответ на это буржуазные организации обратились с призывом изымать средства из банков. Начались рабочие волнения. В 1832 году под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансового краха палата лордов вынуждена была уступить, утвердив "Билль о парламентской реформе". Суть парламентской реформы 1832 г. сводилась к следующему:

  • 1. Ограничено представительство в парламенте от "гнилых" и "карманных местечек. 56 местечек лишились права посылать депутатов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представительство до одного депутата от каждого местечка.
  • 2. Крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право (освободившиеся 143 места были распределены между ними и графствами).
  • 3. Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами: - избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью (в городах - строением; в деревне - землей), которая приносила не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных; - избирательным правом наделялись арендаторы - на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной - не менее 50-ти фунтов стерлингов;
  • 4. Устанавливался ценз оседлости - 6 месяцев.

Избирательная реформа 1832 года явилась значительным событием в политической жизни Англии XIX века. Она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте. Однако, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы.

Борьба за радикальную избирательную реформу. Чартизм.

Пролетариат, принимавший активное участие в борьбе за парламентскую реформу, не получил от нее никаких результатов. Приход к власти верхушки промышленной буржуазии лишь усугубил положение наемных рабочих. Принятый парламентом в 1834 году "Акт об изменении закона о бедных", ограничивавший практику оказания помощи бедным со стороны приходов, способствовал активизации борьбы пролетариата за свои избирательные права. Ситуацию усугубил экономический кризис перепроизводства 1836-1838 годов, вызвавший падение заработной платы и массовую безработицу. В 1836 году в Лондоне была создана "Ассоциация рабочих", ставшая ядром чартизма - рабочего движения за всеобщее избирательное право.

Политическую платформу движения составила "Народная хартия" (хартия по-английски - чартер, поэтому движение названо чартистским), которая содержала шесть основных требований, предусматривающих создание основ новой избирательной системы:

  • - равного представительства;
  • - переизбрания парламента каждый год;
  • - всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года и проживающих в данном месте не менее 6-ти месяцев;
  • - отмена имущественного ценза;
  • -тайного голосования;
  • - вознаграждения труда депутатов.

Неоднократно чартисты вносили в парламент петиции о "Народной хартии", но каждый раз палата общин отвергала их. Чартистское движение подкрепляло политические требования к парламенту массовыми рабочими митингами и демонстрациями. Правительству с помощью политики репрессий удалось вызвать спад чартистского движения и отвести на некоторое время угрозу новой парламентской реформы. Реформа 1832 г. и борьба за дальнейшую демократизацию избирательной системы вызвали изменения в государственном строе, главными из которых стали:

  • 1. Преобразование политических партий. Преемницей вигов стала либеральная партия, выражавшая интересы господствующей промышленной буржуазии, а преемницей тори - консервативная партия, представлявшая крупных землевладельцев и финансовых магнатов. Появилось понятие постоянного партийного членства. Созданные местные партийные организации взяли на себя функции составления избирательных списков и агитации среди избирателей.
  • 2. Дальнейшее развитие принципа ответственного правительства. Исполнительную

власть кабинета министров получала партия, победившая на выборах и обладавшая большинством в палате общин.

3. Влияние короля на деятельность правительства все более ослабевает. Старая формула "король не может быть не прав" оформляется в конституционный принцип, определяющий положение короны - "король царствует, но не управляет".

Англия в период расцвета промышленного капитализма. 50-60-е годы XIX в. стали временем наибольшего подъема английского домонополистического капитализма и периодом утверждения политического господства промышленной буржуазии. Палата общин, где доминировала верхушка промышленной буржуазии, стала главной силой государственной власти, оттеснив на второй план палату лордов и сведя к минимуму роль короны. В 50-60-е годы оформляется и крепнет профсоюзное движение, а в английском обществе приобретает значение новый социальный элемент - рабочая аристократия. В 1868 году был основан Британский конгресс тред-юнионов, объединявший только квалифицированных рабочих, в которых буржуазия искала социальную опору своей власти среди пролетариата.

В условиях широкого демократического движения борьба за нового избирателя побудила буржуазию к новой парламентской реформе, инициаторами которой желали быть и либералы и консерваторы. В конечном итоге был принят проект Б. Дизраэли - лидера консервативного кабинета с поправками либералов. Избирательная реформа 1867г. предусматривала:

  • 1. Новое перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 - ограничили свое представительство до 1 депутата; освободившиеся 52 парламентских места были распределены между промышленными городами и графствами).
  • 2. Снижение имущественного ценза.
  • 3. Ценз оседлости был увеличен до 1 года.

Главным итогом реформы стало увеличение числа избирателей почти в 2 раза, прежде всего за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Однако сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, непредоставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.

Англия в период перехода к империализму. В 70-90-е годы совершился переход от домонополистического капитализма к империализму, главными чертами которого явились концентрация производства и централизация капитала. Английский империализм складывался как империализм колониальный. В конце XIX - начале XX века основой английского капитализма стала не промышленная и торговая монополия, а колониальная и финансовая, что привело Англию к потере первенства в промышленном производстве.

Переход к империализму отразился на политическом режиме и государственном строе Англии конца XIX - начала XX веков.

Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. В последней четверти XIX века в Англии принимается ряд законов, предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права. В 1872г. с целью избежания злоупотреблений во время выборов вводится тайное голосование; в 1883г. принимается законопроект, предусматривающий наказание за подкупы избирателей во время выборов; в 1889 - закон, требовавший от избирательных агентов публичного отчета о потраченных средствах и ограничивавший, тем самым, расходы на проведение выборов. Среди избирательных законов этого периода особое место занимают законодательные акты 1884 и 1885 годов, составившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями реформы явилось:

  • 1. Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов;
  • 2. Введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей). Проведение реформы значительно расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами. Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах, сложный порядок регистрации избирателей, отсутствие вознаграждения за депутатский труд ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками новой избирательной системы Англии. Политические партии.

Вместе с расширением избирательных прав происходит и некоторая демократизация политической жизни Англии:

  • · профсоюзы рабочих добиваются легального существования;
  • · отменяется уголовное наказание за организацию забастовок; признаются свобода слова и свобода совести.

Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение рабочих партий. В 1883г. возникла Социал-демократическая федерация, в 1884г. - Фабианское общество - организация социалистической направленности; в 1893г. появилась Независимая партия труда. На базе различных рабочих организаций (СДФ, Фабианского общества, тред-юнионов, Независимой партии труда и др.) в 1906г. была образована единая Лейбористская (рабочая) партия Великобритании, ставшая представлять интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии.

Традиционные партии либералов и консерваторов до конца XIX в. сохраняют свои позиции. Однако наблюдается постепенное стирание различий между ними. Прежде всего, выравнивается их социальная база. Консервативная партия превращается в партию крупной финансовой буржуазии, а либеральная - в связи с развитием монополизма, теряет свою социальную опору - среднюю буржуазию и к концу первой мировой войны вообще сходит с политической арены.

Возвышение исполнительной власти. Подъем рабочего движения в 90-е годы XIX века в условиях экономического спада вызвал в политической сфере кризис парламентаризма, проявившийся в усилении органов исполнительной власти и бюрократизации аппарата управления. Росту авторитета правительства способствовал ряд обстоятельств. Расширение избирательного корпуса вызвало увеличение социальной базы парламента, что заставило правящие классы подумать о необходимости контроля за ним и ограничении его полномочий. В 1882 г. был принят билль о правилах прекращения прений, позволивший правительству останавливать обсуждение проблемы (прений), если оно развивалось в неугодном для него направлении. Развитие партийной дисциплины способствовало превращению палаты общин в орудие правительства, которое располагало большинством в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие депутатами палаты общин, зачастую были солидарны с лидером своей партии, возглавлявшим кабинет министров. В начале XX века в результате парламентской реформы 1911 г. было значительно подорвано значение палаты лордов.

Поводом к реформированию парламента послужил конфликт правительства с палатой лордов, которая отклонила предложенный правительством и утвержденный палатой общин бюджет. Встал вопрос о самом существовании палаты лордов. Выход был найден в реформе парламента, ограничившей права верхней палаты. Билль о парламенте 1911 г. предусматривал:

  • 1) финансовый билль, принятый палатой общин, но неутвержденный верхней палатой в течение месяца, представлялся королю и после его одобрения становился законом;
  • 2) нефинансовые билли, отвергнутые палатой лордов, но принятые нижней палатой в трех чтениях шли на утверждение короля, если между первым и последним чтением прошло не менее двух лет.
  • 3) введение жалования депутатам и пятилетний срок деятельности нижней палаты. Оттеснив на второй план палату лордов и контролируя большинство в палате общин, правительство превращалось в главный орган государственной власти, возвышавшийся над парламентом. Усиление исполнительной власти сопровождалось ростом государственного аппарата. В рассматриваемый период в Великобритании активно развивалась система отраслевого управления: появлялись новые министерства и ведомства (здравоохранения, земледелия, образования и труда); усиливалось значение старых, таких как министерство финансов и министерство внутренних дел.

Усиление исполнительной власти и бюрократизация государственного аппарата способствовали, в конечном итоге, наступлению кризиса парламентаризма в Англии.

Не федерация, а — парламентская монархия. Единой конституции как основного закона страна не имеет. Ее законодательство основывается на важнейших статусах, много вековых конституционных обычаях и решениях высших судебных органов (прецедентах). Номинально верховная власть принадлежит монарху. Фактически же королева царствует, но не управляет. Высший законодательный орган — парламент, в который входят королева, палата общин и палата лордов. Палата общин — представительное общенациональное собрание, избираемое не реже одного раза в пять лет, а палата лордов состоит из наследственных пэров, принцев королевской крови, высших духовных и судебных сановников и лиц, которым соответствующий титул был пожалован пожизненно монархом, часто по рекомендации премьер-министра. Любой законопроект, принятый палатой общин (кроме финансовых), может быть задержан палатой лордов на срок до одного года. Финансовые законопроекты становятся законами после прохождения палаты общин и подписания королевой.

Исполнительная власть Великобритании осуществляется правительством во главе с премьер-министром. Обычно королева назначает премьер-министром лидера той партии, которая получила большинство мест в палате общин. Практически вся политическая власть сосредоточена в руках кабинета министров, в который, как правило, входят наиболее видные деятели правящей партии.

В стране у власти сменяются представители одной из двух ведущих партий. В XVII-XVIII в.в. это были тори и виги. За тем они стали называться консерваторами и либералами. С 20-х годов XX в. влияние либеральной партии упало, и выдвинулась лейбористская партия. В основных вопросах внешней и внутренней политики у партии лейбористов нет серьезных расхождений с партией консерваторов. В последние годы в политической жизни страны возросла роль менее крупных партий Либеральной, националистических партий и Уэльса. Ведущие партии вынуждены искать у них поддержки в парламенте.

В решении вопросов местного значения важную роль играют органы местного муниципального самоуправления. За последние несколько лет эта структура существенно изменилась. В Северной было учреждено 26 районных управлений. А также была упрощена комплексная организация самоуправления в Англии и Уэльсе и преобразована в двух яростную систему, состоящую из 53 крупных управлений графств и 369 менее крупных районных управлений. В Уэльсе вместо 13 прежних графств теперь осталось только восемь, причем пять из них получили валлийские названия. В Шотландии после реформы стало девять областных и 53 районных управления.

Нет Конституции, которая бы являлась единым документом, она состоит из различных парламентских актов - статутов, судебных решений и конституционных обычаев. Конституция может быть изменена парламентским актом или общим согласием на изменение конституционного обычая.

Глава государства - королева Елизавета II (родилась 21 апреля 1926), взошла на престол в феврале 1952. В последнее столетие прослеживается тенденция передачи властных полномочий непосредственно правительству, однако королева продолжает принимать участие в осуществлении ряда важных функций государственной власти. За ней сохранено право созывать и распускать парламент, назначать премьер-министра: королева предлагает лидеру политической партии, составляющей большинство в палате общин, сформировать правительство. Королева утверждает законы, принятые парламентом. По закону она является верховным главнокомандующим и, по представлению правительства, назначает высших военачальников. Как глава судебной власти назначает судей, а как глава Англиканской церкви - епископов. В сфере между- народных отношений королева как глава государства имеет право объявлять войну и заключать мир, подписывать международные договоры и соглашения.

В состав Великобритании входят 4 историко-географические области (исторические провинции) - Англия, Уэльс, и Северная Ирландия (Ольстер) - часть - 6 северо-восточных графств (по Договору 1921 включена в состав Великобритании на правах автономии). В административном отношении Великобритания делится на графства, округа и города. В состав Великобритании входят самостоятельные административные единицы - остров Мэн и Нормандские острова, а также 15 зависимых территорий. В ведении органов местной власти находятся жилищное строительство, образование, социальное обеспечение, полиция и пожарная служба. Они финансируются за счёт средств, полученных от взимания муниципальных налогов, местных налогов и дотаций центрального правительства.

Высший орган законодательной власти - парламент. Он состоит из палаты лордов и палаты общин. Парламент занимается законотворческой деятельностью. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты обеими палатами. Прежде чем обрести силу законов, они должны получить королевскую санкцию. На практике это является чистой формальностью. В условиях отсутствия письменной Конституции как единого документа и по положению «парламентского суверенитета» парламент может отменить акты конституционного значения. Большую роль в подготовке законопроектов играют парламентские комитеты. Ведущая роль в деятельности парламента принадлежит палате общин. Она избирается на срок не более 5 лет и насчитывает 659 членов - по 1 представителю от каждого из 659 избирательных округов. Парламент избирается по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

Право голоса имеют все граждане Великобритании, а также других стран Содружества и Республики Ирландии, достигшие 18 лет и постоянно проживающие в Великобритании. С 1945 на общих выборах 8 раз победила Консервативная партия, 8 - Лейбористская. В результате всеобщих парламентских выборов в июне 2001 большинство в палате общин, как и на предыдущих выборах 1997, получила Лейбористская партия - 412 мест (40,7% полученных голосов). У консерваторов - 166 мест (31,7%), у либеральных демократов - 52 (18,3%), у Шотландской национальной партии - 5 (1,8%), Плайд Кимру - 4 (0,75%), Ольстерской юнионистской партии - 6 (0,8%), Демократической юнионистской партии - 5 (0,7%), Шин Фейн - 4 (0,7%), у прочих - 4 (0,8%).

Верхняя палата - палата лордов - состоит из наследственных и пожизненных пэров (получивших звание за заслуги перед страной), архиепископов и старших епископов Англиканской церкви, лордов Высшего апелляционного суда. Парламентскими актами 1911 и 1949 права палаты лордов были существенно ограничены. Основной её функцией является рассмотрение и внесение поправок в проекты, представленные палатой общин. С 1949 за палатой лордов сохранилось лишь право отлагательного вето - краткосрочной отсрочки принятых палатой общин законопроектов. Билли финансового характера, относящиеся к налогообложению и государственным расходам, принимаются палатой лордов в том виде, в каком они представляются палатой общин. В 1999 был принят Закон о палате лордов, в соответствии с которым число наследственных пэров было уменьшено с более чем 750 до 92. Предполагается полностью упразднить институт наследственных пэров. В 2001 была опубликована Белая книга, предусматривающая, что большая часть пожизненных пэров будет назначаться независимой межпартийной комиссией и по рекомендации политических партий пропорционально численности фракций в палате общин. 120 членов палаты лордов будут избираться.

Глава исполнительной власти - монарх. Глава правительства - премьер-министр. Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство или наибольшее число мест в парламенте (с 1997 - лейборист Тони Блэр). Правительство состоит из членов кабинета (около 20), министров, не входящих в кабинет, и младших министров (как правило, парламентских заместителей министров). Большинство министров являются членами палаты общин. В распоряжении премьер-министра - аппарат государственных служащих.

Партийная система включает следующие партии: Консервативная партия - организационно оформилась в 1867, насчитывает около 300 тыс. членов, лидер - Иан Данкан Смит. После 2-й мировой войны находилась у власти в 1951-64, 1970-74, 1979-97. Лейбористская партия образована в 1890, объединяет коллективных (профсоюзы и кооперативные общества) и индивидуальных членов, насчитывает 260 тыс. чел., лидер Тони Блэр. После 2-й мировой войны у власти в 1945-51, 1964-70, 1974-79. Является правящей партией с 1997. Либерально-демократическая партиясформирована в 1988 путём слияния Либеральной и Социал-демократической партий, насчитывает около 82 тыс. членов, лидер - Чарльз Кеннеди. В парламенте представлены также национальные партии: Плайд Камри (основана в Уэльсе в 1925, лидер И.Вик Джонс); Шотландская национальная партия (основана в 1937, лидер Джон Суинни); Ольстерская Юнионистская партия (основана в нач. 20 в., лидер Дэвид Тримбл); Демократическая юнионистская партия (основана в 1971, лидер Иан Пейсли); Социал-демократическая и лейбористская партия Северной Ирландии (основана в 1970, лидер Марк Деркен), Шин Фейн - политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА, образована в кон. 1-й мировой войны, лидер Джерри Адамс), партия отказалась занять свои места в палате общин.

Взаимодействие власти и бизнеса осуществляется прежде всего через союзы предпринимателей. В 2001 в стране насчитывалось 192 организации деловых кругов. Наиболее влиятельная из них - Конфедерация британской промышленности (КБП). Выражает интересы около 200 тыс.фирм - от крупнейших ТНК до мелких компаний. В них занято 7,5 млн чел. В КБП входят большинство предпринимательских союзов и ассоциаций деловых кругов. Важнейшая задача КБП - содействие созданию экономического климата, благоприятного для деятельности британского бизнеса, повышения его конкурентоспособности. Комитеты и эксперты КБП разрабатывают рекомендации для правительства, участвуют в подготовке законопроектов бюджета, в формировании внешнеэкономической политики. Среди других крупных предпринимательских организаций - Ассоциация британских торговых палат. Она оказывает услуги более чем 135 тыс. компаний, помогает в обучении персонала, в продвижении товаров британских фирм на внешний рынок, в доступе к необходимой для бизнеса информации. Институт директоров, насчитывающий около 53 тыс. членов, консультирует директоров компаний по таким проблемам, как корпоративное управление, неплатёжеспособность и банкротства, подготовка кадров. Институт директоров представляет интересы своих членов перед властями в Великобритании и ЕС. Федерация малого бизнеса выражает интересы 160 тыс. малых фирм и самостоятельных хозяев и предоставляет им информацию по вопросам , занятости, безопасности, .

Особенностью британского рабочего движения всегда была высокая доля организованных в профсоюзы наёмных работников. Профсоюзы обрели довольно сильные позиции как в отношениях с работодателями, так и в общественно-политической жизни страны в целом. В 1979 в стране насчитывалось 362 профсоюза, которые охватывали 54-55% всех лиц наёмного труда. С помощью жёстких антипрофсоюзных законов консерваторам удалось добиться существенного ограничения прав и размаха деятельности профсоюзов. В результате уменьшилось число профсоюзов - 206 в 2001, снизилось число членов тред-юнионов - с 13,1 млн в 1979 до 7,3 млн в 2001, или 27% от числа лиц наёмного труда. Крупнейшее профсоюзное объединение - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ) - создан в 1868. В него входят 74 профсоюза, 6,7 млн членов. На ежегодных съездах БКТ обсуждаются наиболее важные проблемы социально-экономического развития страны. БКТ традиционно поддерживает и финансирует Лейбористскую партию. После прихода к власти лейбористы объявили о намерении несколько смягчить законодательство, регламентирующее деятельность тред-юнионов. Особенностью британского профсоюзного движения является существование широко разветвлённой сети цеховых старост (шоп-стюартов), избираемых непосредственно на месте их работы. Главная функция - повседневная защита рабочих и служащих в отношениях с администрацией, урегулирование трудовых конфликтов.

В 2002/03 финансовом году военные расходы составили 24,2 млрд ф. ст., в 2003/04 финансовом году - 25,4 млрд. В 2002 они равнялись 2,32% ВВП. В 2001 численность Вооружённых сил составляла: флот 42,9 тыс., сухопутная армия 114,0 тыс., ВВС 54,0 тыс., регулярные резервы 234,7 тыс., волонтёры 47,3 тыс. В Вооружённых силах было занято 111,7 тыс. гражданских лиц. Великобритания - ядерная держава. В 2002 на вооружении находились 4 подводные лодки, оснащённые 48 баллистическими ракетами «Трайдент-П». Великобритания поддерживает ядерный арсенал приблизительно из 185 боеголовоколо Велика её роль в наращивании потенциала сил быстрого реагирования НАТО. Великобритания выступает за укрепление европейской опоры этой организации. Британские военные контингенты размещены на , в , Демократической Республике , Косово.

Во внутренней политике ключ к пониманию многих особенностей современного социально-политического устройства британского общества дают такие черты его развития, как эволюционность, «традиционализм» и сравнительная стабильность политических институтов. На протяжении столетий политическую культуру отличали умеренность и органическое вплетение новых элементов в существующие структуры, сочетание и слияние традиционных и современных ценностей, постепенное овладение правящей элитой навыками и умениями «согласования интересов» в рамках демократических институтов. Стабильность британского общества всегда покоилась на консенсусе относительно его основополагающих целей и путей их достижения. Характерная черта развитого гражданского общества в этой стране - законопослушность граждан. Значение терпимой политической культуры особенно важно в условиях отсутствия писаной Конституции.

С 1924 у власти попеременно находятся Консервативная и Лейбористская партии. С нач. 1970-х гг. значительную поддержку стали получать «третьи» партии, прежде всего Либерально-демократическая (до 1988 - Либеральная) и Шотландские националисты.

В 1979 к власти пришли неоконсерваторы во главе с М.Тэтчер. Среди ценностных ориентаций неоконсерватизма особое место принадлежало индивидуализму, или антиколлективизму. Усилились авторитарные тенденции в государственном управлении; возросла роль исполнительной власти в институтах представительства интересов. Одновременно важнейшим направлением политики тори явилось преобразование системы государственных социальных услуг, или «государства благосостояния»: произошло частичное разгосударствление системы здравоохранения; консерваторы осуществили ряд мер, направленных на реализацию принципа свободы выбора в школьном образовании и поощрение различных видов частного страхования.

Победившие на выборах в 1997 и 2001 лейбористы осуществляют программу реформ, призванных существенно обновить политическую систему страны. Прежде всего, они приступили к реализации конституционной реформы. Одно из важнейших направлений этой реформы - деволюция (децентрализация) власти. В течение многих веков Великобритания представляла собой , все основные вопросы решались в Лондоне. Однако в последние годы ситуация изменилась. В 1998 избирается Ассамблея Северной Ирландии, а в 1999 - Национальная Ассамблея Уэльса и парламент Шотландии. Им передаётся ряд важных функций социально-экономического характера. Тогда же получает развитие региональная автономия в самой Англии. В компетенции центральных властей остались только внешняя политика, вопросы безопасности и сбор налогов. Децентрализация управления страной происходит в условиях, когда региональные власти всё более активно вовлекаются в политическую систему ЕС.

Другими направлениями реформы стал отказ от наследственного принципа формирования палаты лордов и от однозначно мажоритарного характера избирательной системы страны. Через парламент проведены Билль о правах, делающий принятые мировым сообществом правовые акты частью британского законодательства, Акт о свободе информации. Конституционная реформа осуществляется в рамках концепции «третьего пути» как концепции внутреннего развития Великобритании. Если первый путь - это основанный на принципах индивидуализма неолиберализм и его британский вариант - тэтчеризм, а второй - традиционный, на огосударствление социализм и социал-демократизм, то третий путь - это движение к справедливому, базирующемуся на общечеловеческих ценностях общественному устройству. Правительство стремится развивать различные формы участия населения и его отдельных групп в решении социальных, экономических и политических вопросов развития общества.

В центре внутриполитической жизни страны находятся также вопросы модернизации систем здравоохранения, образования, общественного транспорта. Неудовлетворённость британцев состоянием этих сфер экономики стала причиной значительного поражения лейбористов на местных выборах в мае 2003. Широко обсуждаются проблемы, связанные с присоединением Великобритании к зоне евро. Лейбористское руководство высказывается за вступление страны в ЭВС в случае положительного исхода референдума по этому вопросу. Недовольство в стране вызвало решение правительства об участии Великобритании в войне в . Особое место во внутриполитической жизни страны занимает мирное урегулирование в Ольстере. Несмотря на попытки Лондона разрешить межобщинные разногласия в Северной Ирландии, кровавые столкновения между экстремистски настроенными представителями и протестантского населения избежать не удалось. Политическая автономия Северной Ирландии, учреждённая мирным соглашением 1998, прекратила своё существование в октябре 2002 главным образом из-за нежелания ИРА разоружиться.

Во внешней политике в нач. 21 в. Великобритания, бесспорно, входит в пятёрку ведущих развитых стран наряду с , и . Более того, перед двумя последними она, как одна из стран - победительниц во 2-й мировой войне, имеет некоторые преимущества. Великобритания - ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. С нач. 1970-х гг. она вместе с Францией и играет руководящую роль в ЕС, хотя её политическое влияние в этой организации меньше, и одновременно сохраняет, хотя и в урезанном виде, «особые отношения» с США. В. до сих пор претендует на роль посредника в отношениях между Старым и Новым Светом. Великобритания обладает самой обширной после США «хозяйственной империей» за рубежом, возглавляет Содружество.

Вместе с тем на протяжении последних десятилетий происходило ослабление позиций Великобритании в и политике, в системе международных отношений. В 1950-70-х гг. окончательно распалась британская колониальная империя. Великобритании пришлось отказаться от старой доктрины, согласно которой она способна успешно совмещать 3 роли: лидера Западной Европы, главы Содружества и привилегированного партнёра США. Присоединение Великобритании к ЕС в 1973 стало поворотным моментом в процессе перемещения в центра тяжести всего комплекса позиций этой страны за рубежом. Великобритания стала выступать составной частью западноевропейского центра. В то же время она продолжает занимать особую позицию по многим принципиальным вопросам развития ЕС. Своеобразие позиций Великобритании отражает специфику национальной политической культуры, правового мышления, традиций внешнеполитической стратегии, столетиями сохранявших определённую дистанцию между «островным государством» и континентальной . Кроме того, ставка на европейскую интеграцию сочетается с сохраняющимися особыми отношениями Великобритании с США, которые во многом определяются общностью языка, близостью традиций, культуры.

Пришедшее к власти в мае 1997 лейбористское правительство подчёркивает ключевую роль стран-наций в современной Европе и отметает федералистские идеалы интеграции. Во всех сферах политики ЕС оно ставит во главу угла принцип субсидиарности и поддерживает принцип чёткого разграничения трёх опор ЕС. Признавая необходимость большей гибкости в рамках ЕС, лейбористы выступают за сохранение принципа единогласия и утверждения совместных акций в рамках сотрудничества. Правительство подчёркивает ключевую роль НАТО в обеспечении обороны Западной Европы. Великобритания выделила крупный контингент войск в состав европейских сил быстрого реагирования.

Во 2-й пол. 1990-х - нач. 2000-х гг. существенно окрепли англо-американские связи. Общие подходы и совпадающие интересы преобладали в международных делах и в области безопасности. Это проявилось в ходе косовского конфликта и особенно во время войны в Ираке в марте-апреле 2003, когда Лондон наиболее последовательно поддержал позицию . После теракта 11 сентября 2001 в Нью-Йорке основная активность правительства в сфере внешней политики и политики безопасности была переключена на борьбу с терроризмом и поддержку этой борьбы странами Содружества.

В отношениях с РФ правительство Т.Блэра придерживалось линии на конструктивное взаимодействие. Используя свои особые отношения с США и членство в ЕС, Великобритания стремилась занять роль некоего связующего звена между Западом и Россией. Отношения между двумя странами были омрачены позицией Великобритания по вопросу о роли ООН в регулировании иракского кризиса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Великобританию принято считать родиной конституционализма: именно здесь возникли идеи о конституционном строе как о системе ограниченного правления, а так же появились первые правовые акты и институты, ограничивающие власть монарха. Тем не менее, до настоящего времени в стране нет конституции в общепринятом на сегодняшний день смысле: здесь не существует единого документа наивысшей юридической силы.

Английские правоведы характеризуют конституцию Соединенного Королевства Великобритании как неписаную, подчеркивая ее главную особенность - наличие в ней устных источников права (конституционных обычаев). При этом общее количество источников британской конституции огромно. Оно не поддается точному исчислению. Все они обладают одинаковой юридической силой и изменяются в том же порядке, что и источники других отраслей права.

Последнее обстоятельство означает, что по способу изменения английская конституция является гибкой. Тем не менее, гибкость не значит ее нестабильность. Эффективной гарантией стабильности британской конституции выступает знаменитый британский консерватизм. Вместе с тем, возможность создания, изменения и отмены правовых норм судами обеспечивает оперативное приспособление конституционных положений к изменяющимся условиям жизни.

Охарактеризованные особенности британской конституции позволяют утверждать, что в данной стране существует лишь материальная конституция. Конституции же в формальном смысле здесь нет.

1. Характеристика конституции и источников конституционного права Великобритании

В отличие от других стран, где действующая писаная конституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом нет.

Характерными чертами конституции Великобритании, являются то, что:

1. Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;

2. Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции: Статутное право (Statute Law); Общее право (Common Law); Конституционные соглашения (Constitutional conventions). Соответственно источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения. Общее влияние на формирование этих источников оказывали и оказывают труды авторитетных юристов;

3. Конституция Великобритании является «гибкой» конституцией, поскольку в английском праве нет различия между «конституционным» и «текущим» законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными .

Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников:

Ш Статут -- акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства -- монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (они в отличие от США официально называются здесь актами) обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати). Хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их, было несколько). Несколько актов о гражданских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (последний акт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции нормы о местном самоуправлении чаще относят не к конституционному, а к административному праву. Впрочем, конституционное и административное право обычно рассматривается как единая отрасль. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов, другие, учитывая некоторые конституционные положения в актах, относящихся к иным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов. На деле многие акты средних веков и более позднего времени хотя и публикуются как конституционные документы, но не являются действующими: их положения поглощены или отменены более поздними документами.

Ш Судебный прецедент -- это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда. Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, Вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера, и получило название «право справедливости»). В нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).

Ш Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).

Ш Доктринальные источники -- это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании .

2. Государственные органы Великобритании

В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется разными государственными органами. И формально, и фактически такого строгого разделения властей нет. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти: Правительство Ее Величества; министры Ее Величества; Королевская подпись на законопроекте; судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха.

Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что:

а) члены Правительства являются членами законодательного органа власти, а также обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета, Спикером Палаты лордов и Председателем Апелляционного Суда;

б) Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и высшей судебной апелляционной инстанцией Великобритании;

в) Тайный совет - совещательный, исполнительный орган при монархе - в лице своего Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов. Он обладает также специальной юрисдикцией высказывать в связи с обращением монарха свое мнение по вопросам права .

В настоящее время Парламент Великобритании состоит из монарха и двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Нижняя палата - Палата общин - представляет собой общенациональный представительный орган, избираемый одновременно на пять лет по мажоритарной системе относительно большинства. Руководит палатой спикер. Важную роль в работе палаты играют парламентские комитеты.

Палата лордов - это верхняя палата английского парламента. В настоящее время палата находится в состоянии существенного реформирования. Принят закон об упразднении членства в ней наследственных пэров.

Функции, роль и полномочия палат различны. Наиболее значимую роль в законодательном процессе и в осуществлении парламентского контроля играет Палата общин. Только она может выразить правительству недоверие. Палату лордов можно охарактеризовать как слабую верхнюю палату: при несогласии с законопроектом, принятым нижней палатой, она может лишь отсрочить его принятие, так как Палата общин вправе преодолеть выражения верхней палаты.

Исполнительная власть Великобритании имеет сложную структуру. В стране имеет Правительство, включающее Премьер-министра и около 100 министров. Правительство никогда вместе на заседании не собирается. В рамках Правительства действует Кабинет - гораздо меньшее по численности собрание министров (около 20). Именно Кабинет принимает от имени Правительства все решения .

Судебная система Соединенного Королевства является весьма сложной. Фактически в стране сосуществуют три судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной Ирландии. При этом свободными инстанциями, действующими в масштабах всей страны, являются только Палата лордов и Тайный совет (коллегиальный орган, традиционно действующий при монархе и формируемый монархом, помимо судебных полномочий осуществляет совещательные функции при монархе.)

Территориальное устройство Соединенного Королевства является унитарным. Исторически Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех регионов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Политико-административное деление регионов различно. Англия и Уэльс делятся на графства, графства в Англии делятся на административные округа, а округа - на общины (приходы). Графства Уэльса непосредственно делятся на общины. Северная Ирландия состоит из графств, они - из округов, округа- из общин. Шотландия территориально поделена на округа, состоящие из общин.

В большинстве местных единиц действуют органы местного самоуправления. Это, прежде всего, выборные непосредственно населением советы. Каждый совет ежегодно выбирает из своего состава председателя, а также комитеты, которым делегируются многие полномочия совета и которые осуществляют исполнительную деятельность. Следовательно, особых исполнительных органов местного самоуправления в Великобритании нет. Чиновники, назначаемые центральной властью и осуществляющие местное управление, тоже отсутствуют. Компетенция органов местного самоуправления традиционна, однако на практике возникают сложности по вопросу о ее разграничении между органами местного самоуправления различных уровней.

Особый статус имеет столица Соединенного Королевства - Лондон. Вместе с прилегающими пригородами он образует единый конгломерат, именуемый Большим Лондоном. В настоящее время органами управления Большим Лондоном являются состоящая из 25 депутатов Ассамблея и Мэр, избираемые непосредственно населением столицы.

Соединенному Королевству принадлежат также островные и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как его части.

Островные территории - это принадлежащие Англии с феодальных времен остров Мен и острова пролива Ла-Манш. Они являются «коронными» владениями и подчиняются суверенитету Соединенного Королевства. Острова имеют собственные органы управления, но по вопросам обороны, внешних сношений и таможенного дела законы принимает английский парламент.

Зависимые территории - это бывшие колонии Великобритании, сохранившие государственно-правовую связь с ней. В каждой колонии имеется собственный парламент, но он не решает вопросы безопасности .

3. Правовой статус личности Великобритании

Правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Это исторически обусловлено местом прецедентного права в правовой системе страны и статутом крупнейшей колониальной державы, после распада, которой образовалось Содружество, повлиявшее на традиционное для других стран регулирование вопросов гражданства.

В соответствии с Законом 1981г. устанавливаются в Великобритании следующие категории гражданства:

1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (British).

2. Граждане британских зависимых территорий (British Dependent Terrirories).

3. Граждане британских заморских территорий (British Oversears.)

Специальный статус предусматривается для:

1) лиц под британской защитой (British protected persons);

2) лиц, проживающих в третьих странах и имевших британское гражданство по закону 1948г., но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания (в основном проживающие в Шри-Ланке, Индии, Пакистане.)

1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии составляют основную категорию граждан, обладающих всеми правами и свободами, и, прежде всего, правом свободного въезда и выезда из страны.

Способы приобретения гражданства:

1) по рождению;

2) по происхождению;

3) путем натурализации.

В случае вступления в брак с британским гражданином закон предусматривает меньшие требования к желающему получить гражданство путем натурализации.

4) путем регистрации приобретают гражданство:

1. несовершеннолетние лица, родившиеся на и вне территории Великобритании, но не ставшие британскими гражданами по разным причинам, однако имеющие на это право по закону;

2. совершеннолетние лица, являющиеся гражданами британских зависимых и заморских территорий, лица, находящиеся под британской защитой и проживающие в третьих странах, но имевшие британское гражданство по Закону о гражданстве 1948г .

Утрата гражданства происходит двумя способами:

1. путем отказа от гражданства;

2. в результате лишения гражданства.

2. Гражданство британских зависимых территорий представляет собой специфическую правовую связь лиц, проживающих в ряде бывших британских колоний. Этот статут не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке (в порядке регистрации) получить гражданство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

3. Гражданство британских заморских территорий представляет собой переходный, временный правовой статус лиц, которые не приобрели гражданства Великобритании или гражданства британских зависимых территорий до января 1983г.

Лицами под британской защитой могут быть граждане бывших английских колоний или территорий, находившихся под протекторатом Великобритании, которые в соответствии с Законом о гражданстве 1981г. И на основании Приказа в Совете по решению монарха объявляются лицами под британской защитой. Этот правовой статус позволяет получить британское гражданство путем регистрации.

Британское понимание прав человека имеет две основные характеристики:

1) юридические права индивидуума - это остаток его свобод, после того как они были формализованы законом и правоприменительной практикой;

2) главным в институте прав человека является неформальное закрепление их обширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудебные средства их защиты.

В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Традиционное деление наличные, политические, экономические и социальные права и свободы применимо в Великобритании с оговорками. Для англичан права и свободы - это, прежде всего, индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами.

Свобода личности в понимании англичан означает право не подвергаться тюремному заключению, аресту или любому другому физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий от произвола.

Основой защиты прав граждан от произвола является:

1) право задержанного выяснить причины его задержания и потребовать от судьи их проверки в течение 24 часов;

4) право на обычный, а не чрезвычайный или с особыми полномочиями суд.

Свобода личности означает не только личную неприкосновенность, но и свободу частной жизни. Это понятие включает в себя тайну переписки и телефонных переговоров; защиту от электронных средств контроля над личной жизнью; свободу совести и вероисповедания.

Социальные права получили свое развитие и закрепление в законодательстве лишь в самую последнюю очередь. Среди них выделяются: право на равную плату за равный труд; право на отдых, право на социальное обеспечение; право на образование; право на здоровье и др. .

великобритания конституция монарх гражданство

Заключение

В заключение данной работы можно сделать ряд выводов:

I. Характерные черты конституции Великобритании:

1. она является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;

2. она является неписаной. Выделяются три составляющие британской конституции:

· Статутное право;

· Общее право;

· Конституционные соглашения.

3. Она является «гибкой» конституцией. В ней действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться не конституционными.

II. Источники британской конституции: статуты, конституционные обычаи, судебные прецеденты и доктринальные источники.

III. В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляются разными государственными органами. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти.

Список используемой литературы

1. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л.М. Энтина. -- М.: Норма, 2004. -- 832с.

2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Чиркин В.Е.- «Юристъ», 1997. - 568с.

3. Шестакова К.Д. Конституционное право зарубежных стран.: Учеб. пособие.- М.: Издательство РИОР, 2004.

4. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций.- М.: Юрайт- М, 2002.

5. Конституционное право зарубежных стран / О.В. Афа-К64 насьева, Е.В. Колесников, Г.Н. Комкова, А.В. Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.В. Малько. -- М.: Норма, 2004. -- 320с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принцип разделения властей, понятие и особенности. Система государственных органов Российской Федерации. Органы законодательной власти. Основная видовая особенность органов прокуратуры. Проблема реализации принципа разделения властей в Конституции РФ.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Исторические особенности развития британской "Конституции", не четкий принцип разделения власти. Основы конституционного статуса личности: права, свободы и обязанности человека. Территориальное устройство Великобритании. Органы государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Отражение принципа разделения властей и механизма системы сдержек и противовесов в Конституции РФ и Конституции США. Становление и развитие конституционного строя, устанавливающего основные положения правопорядка. Демократические права и свободы.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Ветви государственной власти и их органы, единство и взаимодействие. Разделение властей как основа конституционного строя. Понятие и признаки принципа "сдержек и противовесов". Соотношение принципа разделения властей и данной системы в государстве.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Характерные черты и источники британской конституции. Конституционно-правовое положение личности. Политические партии и партийная система. Система органов государственной власти. Виды источников британской конституции.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2007

    Историко-правовые корни принципа разделения властей. Основное содержание принципа разделения властей. Практика осуществления принципа разделения властей. Принцип разделения властей на примере Конституционного Суда Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Понятие и сущность конституции в различных странах. Особенности конституции и правовой системы Французской Республики и Великобритании, статус президента и монарха. Парламент и правительство во Франции и Великобритании: порядок формирования, полномочия.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2011

    Историко-правовые основы и реализация принципа разделения властей в Российской Федерации и в Республике Башкортостан. Президент, исполнительная, законодательная и судебная власть, прокуратура в системе разделения властей; роль местного самоуправления.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2010

    Историческое развитие принципа разделения властей, особенности его реализации в современной России по Конституции 1993 года. Государственные органы, функции которых определены в Конституции. Виды разделения властей в субъектах Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2016

    История развития Конституции Японии. Структура и особенности Конституции 1947 года. Права, свободы и обязанности граждан. Система государственных органов. Демократическая основа обеспечения принципа разделения властей. Принцип народного суверенитета.

Небольшая по размерам и численности населения Англия занимала первое место в мире по объему промышленного производства и финансовых ресурсов. Политический строй в Англии был одним из самых демократичных. Но, несмотря на это, и здесь было много обездоленных людей.

В первой половине XIX в. в Англии в основном завершилось формирование парламентарной монархии. Высшая власть принадлежала монарху (королю или королеве), парламенту и правительству. Монарх являлся главой государства, утверждал законы. Парламент принимал проекты законов (билли).

Парламент состоял из двух палат: верхней - палаты лордов и нижней - палаты общин. Члены палаты лордов назначались монархом из представителей высшего дворянства. Ее председателем был лорд-канцлер. Члены палаты общин избирались населением сроком на 7 лет. Значение нижней палаты возрастало, в то время как влияние лордов и королевской власти уменьшалось. Монархи «царствовали, но не управляли». Правительство было ответственно перед парламентом, а не перед монархом. Оно могло находиться у власти до тех пор, пока его поддерживала палата общин.

Палата общин собиралась в небольшом зале Вестминстерского дворца. Ее работой руководил председатель - спикер (от англ. speaker - оратор). Депутаты правящей партии сидели справа от спикера, депутаты оппозиции - слева. Трибуны в зале не было, депутаты выступали со своих мест. Сверху, на галерее, могла присутствовать публика.

В Англии действовали две политические партии - тори и виги,- образовавшиеся в конце XVII в. Тори представляли интересы главным образом крупных землевладельцев, а виги - крупной буржуазии. Партия, победившая на выборах, формировала правительство, которое возглавлял ее лидер. Партия, потерпевшая поражение, находилась в оппозиции, критиковала политику правительства. Избирательная система была несправедливой. В парламенте господствовали представители немногочисленной земельной аристократии, в то время как многие города не имели там ни одного места, а миллионы англичан были лишены права голоса. Это вызвало широкое движение за избирательную реформу, в которой участвовали рабочие и фермеры. Возглавили движение виги. После упорной борьбы в 1832 г. избирательная реформа была проведена. Ведущая роль в органах управления по-прежнему принадлежала крупным землевладельцам, но часть мест в палате общин получили города, увеличилось число избирателей. В результате этого промышленная буржуазия получила доступ к политической власти. Избирательная система стала более демократичной, но мелкая буржуазия и рабо-чие права голоса не получили.

Особенности развития капиталистической экономики Англии

В сельском хозяйстве утвердились капиталистические порядки при сохранении земельной собственности лендлордов. Лендлорды сдавали свою землю в аренду капиталистическим фермерам, которые для ее обработки нанимали сельскохозяйственных рабочих - батраков. Некоторые фермеры имели собственную землю и обрабатывали ее сами. Большая часть крестьян потеряла свои наделы, и крестьянство как класс к середине XIX в. исчезло. Часть деревенских жителей ушла в города, другая часть превратилась в батраков, многие уехали в Америку. В деревне осталась пятая часть населения страны. Тем не менее благодаря технике и лучшей обработке земли сельскохозяйственное производство увеличивалось, хотя своего хлеба англичанам не хватало, и они ввозили зерно из-за границы. Центр экономической жизни переместился из сел в города.


В ходе промышленной революции в Англии была создана самая мощная в мире фабричная промышленность. В первой половине XIX в. объем промышленного производства увеличился в 4 раза. Были построены сотни крупных предприятий, остров покрылся сетью железных дорог. В 1840 г. на долю Англии приходилось 45 % мировой промышленной продукции. Ее называли «фабрикой мира», она являлась в то время единственной индустриальной страной.

Англия господствовала на мировом рынке, построила самый сильный флот и стала «владычицей морей». Для облегчения торговли она отменила пошлины на многие товары. Свободный вывоз и ввоз товаров достиг наивысшего подъема в 50-60-х гг.

Рабочее движение. Чартизм. Тред-юнионизм

Англия была развитой и богатой страной, но условия жизни большинства рабочих были крайне тяжелыми. Рабочий день длился по 14-16 часов, заработная плата была низка, жилища плохи, постоянно угрожала безработица.

Добиваясь улучшения своего положения, рабочие обращались с жалобами в парламент, проводили забастовки, ломали станки и поджигали фабрики, но власти не уступали. Более того, был принят закон об отмене выплаты пособий беднякам и направлении их в работные дома, где существовали почти тюремные условия. Очередной экономический кризис поставил тысячи рабочих перед угрозой голодной смерти.

Возмущение рабочего населения вылилось в массовое политическое рабочее движение - чартизм (от англ. charter - хартия, грамота).

В 1836 г. была создана Лондонская ассоциация (объединение) рабочих. Она начала агитацию за принятие парламентом хартии с требованием проведения новой избирательной реформы и предоставления права голоса всем англичанам, достигшим 21 года, независимо от их богатства. В случае успеха чартисты рассчитывали завоевать большинство мест в палате общин и принять законы в пользу трудящихся.

В 1840 г. возникла общеанглийская Национальная чартистская ассоциация - первая в истории рабочая партия. Однако из-за внутренних разногласий она не смогла объединить весь пролетариат Англии.

Чартисты трижды составляли петиции с требованием принять хартию, собрали огромное количество подписей в ее поддержку (около 9 млн) и доставили их в парламент. Третья петиция с подписями около 5 млн человек весила 250 кг и была отвезена в парламент на повозке. Но парламент отказался даже от обсуждения чартистских предложений.

Чартистское движение сопровождалось демонстрациями, забастовками, разгромом полицейских участков. Оно потрясло всю Англию, но из-за неуступчивости парламента и недостаточной организованности рабочих не достигло цели и в середине XIX в. сошло с исторической сцены. Многие чартисты были арестованы, посажены в тюрьмы, высланы в колонии. Власти сделали лишь одну уступку: рабочий день был сокращен до 10 часов.

С упадком революционного чартизма ведущую роль в английском рабочем движении стал играть мирный тред-юнионизм (от англ. trade-unions - профсоюзы). После отмены запрета на деятельность профсоюзов в 1824 г. их число и влияние стали быстро расти. Главным для тред-юнионов было повышение заработной платы и сокращение рабочего дня. Их руководители являлись сторонниками только мирных действий и реформ.

Внешняя и колониальная политика

После поражения Наполеона в отношениях с континентальными странами Европы Англия придерживалась принципов равновесия сил и свободы рук. Английское правительство стремилось не допустить усиления позиций других великих держав - Франции, России, Пруссии и Австрии. В то же время оно не желало заключать долговременные союзы, сохраняя таким образом свободу рук. Англия выступала против революционного и национально-освободительного движений, которые могли нарушить сложившееся соотношение сил.

Кроме того, она прилагала огромные усилия для расширения колониальных владений. Ее промышленности и торговле нужны были сырье, рынки, порты, дороги во всех уголках мира.

В это время было завершено покорение Индии, захвачены Новая Зеландия и другие территории. Англия являлась первой колониальной державой мира. Ей принадлежало около 40 колониальных владений. Англичане захватывали там драгоценности, собирали налоги, продавали товары, способствуя процветанию своей экономики.

Особые отношения сложились у Англии с Ирландией, ее первой колонией, захват которой начался еще в XII в. В 1801 г. Ирландия была включена в состав Соединенного королевства Великобритании и Ирландии. Ее парламент был ликвидирован, почти все земли захватили английские лендлорды, местная промышленность разрушалась, население сокращалось. Последствия английской политики в Ирландии сказываются до сих пор: значительная часть населения Северной Ирландии (Ольстера) не желает оставаться в составе британского государства.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.